Инструкция : Вашему вниманию предлагается несколько простых вопросов. Отвечайте быстро, однозначно: «да», «нет», «иногда».

  1. Вам предстоит ординарная или деловая встреча. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?
  2. Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании или тому подобном мероприятии?
  3. Не откладываете ли Вы визит к врачу до последнего момента?
  4. Вам предлагают выехать в командировку в город, где Вы никогда не бывали. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?
  5. Любите ли Вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?
  6. Раздражаетесь ли Вы, если незнакомый человек на улице обратится к Вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-то вопрос)?
  7. Верите ли Вы, что существует проблема "отцов и детей" и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?
  8. Постесняетесь ли Вы напомнить знакомому, что он забыл Вам вернуть деньги, которые занял несколько месяцев назад?
  9. В ресторане либо в столовой Вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли Вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?
  10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, Вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?
  11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра). Предпочитаете ли Вы отказаться от своего намерения или встанете в хвост и будете томиться в ожидании?
  12. Боитесь ли Вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?
  13. У Вас есть собственные сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры и никаких чужих мнений на этот счет Вы не приемлете. Это так?
  14. Услышав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному Вам вопросу, предпочитаете ли Вы промолчать и не вступать в разговор?
  15. Вызывает ли у Вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?
  16. Охотнее ли Вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменной форме, чем в устной?

Оценка ответов :

«да» – 2 очка, «иногда» – 1 очко, «нет» – 0 очков.

Полученные очки суммируются.

30-31 очко . Вы явно некоммуникабельны, и это Ваша беда, так как больше всего страдаете от этого Вы сами. Но и близким Вам людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий. Старайтесь быть общительнее, контролируйте себя.

25-29 очков . Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество, поэтому у Вас мало друзей. Новая работа и необходимость новых контактов если и не ввергают Вас в панику, то надолго выводят из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Но не ограничивайтесь только таким недовольством – в Вашей власти переломить эти особенности характера. Разве не бывает, что при какой-либо сильной увлеченности Вы приобретаете вдруг полную коммуникабельность? Стоит только встряхнуться.

19-24 очков . Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы Вас не пугают. И все же с новыми людьми сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуюте неохотно. В Ваших высказываниях порой слишком много сарказма, без всякого на то основания. Эти недостатки исправимы.

14-18 очков . У вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идете на встречу с новыми людьми. В то же время не любите шумных компаний; экстравагантные выходки и многословие вызывают у Вас раздражение.

9-13 очков . Вы весьма общительны (порой, быть может, даже сверх меры). Любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего Вам недостает, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы можете себя заставить не отступать.

4-8 очков . Вы, должно быть, «рубаха-парень». Общительность бьет из Вас ключом. Вы всегда в курсе всех дел. Вы любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у Вас мигрень или даже хандру. Охотно берете слово по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке. Беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. По этой самой причине руководители и коллеги относятся к Вам с некоторой опаской и сомнениями. Задумайтесь над этими фактами.

3 очка и менее . Ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов в Вашем окружении. Вспыльчивы, обидчивы, нередко бываете необъективны. Серьезная работа не для Вас. Людям – и на работе, и дома, и вообще повсюду – трудно с Вами. Да, Вам надо поработать над собой и своим характером! Прежде всего воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям, наконец, подумайте о своем здоровье – такой стиль жизни не проходит бесследно.

Тест оценки уровня общительности, коммуникативности содержит возможность определить уровень коммуникабельности человека. Отвечать на вопросы следует используя три варианта ответов – "да", "иногда" и "нет".

Инструкция: "Вашему вниманию предлагается несколько простых вопросов. Отвечайте быстро, однозначно: "да", "нет", "иногда".

Оценка ответов;

"да" – 2 очка, "иногда" – 1 очко, "нет" – 0 очков.

Полученные очки суммируются, и по классификатору определяется, к какой категории относится испытуемый.

Классификатор теста

30-31 очков. Вы явно некоммуникабельны, и это Ваша беда, так как больше всего страдаете от этого Вы сами. Но и близким Вам людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий. Старайтесь быть общительнее, контролируйте себя.

25-29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество, поэтому у Вас мало друзей. Новая работа и необходимость новых контактов если и не ввергают Вас в панику, то надолго выводят из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Но не ограничивайтесь только таким недовольством – в Вашей власти переломить эти особенности характера. Разве не бывает, что при какой-либо сильной увлеченности Вы приобретаете вдруг полную коммуникабельность? Стоит только встряхнуться.

19-24 очков. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы Вас не пугают. И все же с новыми людьми сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуют неохотно. В Ваших высказываниях порой слишком много сарказма, без всякого на то основания. Эти недостатки исправимы.

14-18 очков. У вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идете на встречу с новыми людьми. В то же время не любите шумных компаний; экстравагантные выходки и многословие вызывают у Вас раздражение.

9-13 очков. Вы весьма общительны (порой, быть может, даже сверх меры). Любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего Вам недостает, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы можете себя заставить не отступать.

4-8 очков. Вы, должно быть, "рубаха-парень". Общительность бьет из Вас ключом. Вы всегда в курсе всех дел. Вы любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у Вас мигрень или даже хандру. Охотно берете слово по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке. Беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. По этой самой причине руководители и коллеги относятся к Вам с некоторой опаской и сомнениями. Задумайтесь над этими фактами.

3 очка и менее.

Ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов в Вашем окружении. Вспыльчивы, обидчивы, нередко бываете необъективны. Серьезная работа не для Вас. Людям – и на работе, и дома, и вообще повсюду – трудно с Вами. Да, Вам надо поработать над собой и своим характером! Прежде всего воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям, наконец, подумайте о своем здоровье – такой стиль жизни не проходит бесследно.

Текст опросника

  • Вам предстоит ординарная или деловая встреча. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?
  • Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании или тому подобном мероприятии?
  • Не откладываете ли Вы визит к врачу до последнего момента?
  • Вам предлагают выехать в командировку в город, где Вы никогда не бывали. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?
  • Любите ли Вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?
  • Раздражаетесь ли Вы, если незнакомый человек на улице обратится к Вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-то вопрос)?
  • Верите ли Вы, что существует проблема "отцов и детей" и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?
  • Постесняетесь ли Вы напомнить знакомому, что он забыл Вам вернуть деньги, которые занял несколько месяцев назад?
  • В ресторане либо в столовой Вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли Вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?
  • Оказавшись один на один с незнакомым человеком. Вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?
  • Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра). Предпочитаете ли Вы отказаться от своего намерения или встанете в хвост и будете томиться в ожидании?
  • Боитесь ли Вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?
  • У Вас есть собственные сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры и никаких чужих мнений на этот счет Вы не приемлете. Это так?
  • Услышав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному Вам вопросу, предпочитаете ли Вы промолчать и не вступать в разговор?
  • Вызывает ли у Вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме
  • ?
  • Охотнее ли Вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменной форме, чем в устной?
  • Психологические тесты Научный подход к оценке уровня общительности – тест Ряховского

    Сегодня всем уже понятно, что не столько уровень интеллекта или багаж знаний приносит успех в жизни, но умение выстраивать отношения с людьми, уровень эмпатии и общительности. Для многих людей поиск себя и своего призвания сводится к тому, чтобы для начала выбрать, хочется работать с людьми или нет. Иногда трудно понять, почему не складываются отношения с людьми, карьерный рост, личная жизнь. Проблема может быть в коммуникативных навыках, степени общительности, способность вести беседу, поддерживать разговор, участвовать в дискуссиях. В умении общаться в первую очередь важен баланс: нужно уметь и говорить, и слушать, с уважением подходить к мнению собеседников, уметь преподнести свой взгляд, грамотно отстоять собственную позицию.

    К сожалению, в наше время заочного общения через интернет, смс и мессенджеры, людям все сложнее общаться в живую, глядя собеседнику в глаза. Ведь в переписке всегда можно сделать паузу, покопаться в себе, подобрать нужные слова, взвесить ответ. Мы не получаем моментальной искренней реакции на наши слова через e-mail, наши навыки общения стремительно слабеют и отмирают.

    Однако умение общаться по-прежнему очень важно, на живом общении строятся деловые и личные отношения людей, только глядя друг другу в глаза можно признаться в чувствах, сделать предложение, наконец. Поэтому и тесты на общительность не теряют своей актуальности.

    В предлагаемом тесте на оценку уровня общительности и коммуникативности, который часто называют тестом Ряховского, всего 16 вопросов. К каждому из них дано три варианта ответа - да, нет и иногда. Всего лишь откровенно выбрав ответ на вопрос, вы получите картину собственных коммуникативных способностей и возможно, найдете способ решить некоторые проблемы в жизни.

    За каждый ответ «да» присуждается 2 балла, за ответ «иногда» - 1 балл, за ответ «нет» баллов, соответственно, не дается. Результат зависит от количества набранных баллов: от болезненной, проблемной необщительности до чрезмерной ненормальной говорливости и многословности. Всего автором выделено 7 ступеней развития коммуникативных навыков.

    Получив результат теста, не стоит корить себя, немедленно приступать к ломке своего характера, воспитании новых качеств. Скорее, вы получите картину своего характера, который нужно для начала принять таким, какой он есть. Ведь каждый человек рождается с определенным темпераментом, склонностью к интроверсии или экстраверсии, разной степенью восприимчивости к внешним раздражителям. Многое из условий жизни, детства, воспитания, отношений с родителями накладывает на нас отпечатки, с которыми бороться очень трудно.

    Например, многие родители сравнивают своих детей с другими, часто в пользу именно других, сами принижают способности ребенка, не дают ему достаточно поддержки, подкрепления, принятия. Все это может сказаться и на коммуникативных навыках. Так, ребенок, который все время сравнивает себя с другими, как это делали его родители, вырастает и не стремится общаться с другими людьми, не умеет и не хочет этого, так как боится оказаться хуже их в какой-то области.

    Поэтому пройдите тест и примите себя таким, каков вы есть сейчас, не ориентируясь на возраст и жизненный опыт - тест подходит для всех желающих. И, получив результат, подумайте, стоит ли что-то менять и если стоит, то что? Может быть, вам удастся сделать свою жизнь немного счастливей и комфортней для себя и ваших близких.

    Инструкция по применению методики:

    Школьникам предлагается ответить на 20 вопросов, поставив в графе «Да» знак (+); в графе «Нет» знак (–). На обдумывание каждого вопроса отводится не более 1 минуты.

    Вопросы
    1. Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?
    2. Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненной вам кем-либо из ваших друзей?
    3. Есть ли у вам стремление к установлению новых знакомств с различными людьми?
    4. Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время с книгами или за каким-либо занятием, чем с людьми?
    5. Легко ли вы устанавливаете контакт с людьми, которые старше Вас по возрасту?
    6. Трудно ли вам включиться в новые для вас компании?
    7. Легко ли вам устанавливать контакты с незнакомыми людьми?
    8. Трудно ли вы осваиваетесь в новом коллективе?
    9. Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?
    10. Раздражают ли вас окружающие люди и хочется ли вам побыть одному?
    11. Нравится ли вам находиться среди людей?
    12. Испытываете ли вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявлять инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?
    13. Любите ли вы участвовать в коллективных играх?
    14. Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых вам людей?
    15. Полагаете ли вы, что вам не представляет особого труда внести оживление в малознакомую компанию?
    16. Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?
    17. Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомую для вас компанию?
    18. Правда ли, что вы не чувствуете себя достаточно уверенно и спокойно, когда приходится говорить что-то большой группе людей?
    19. Верно ли, что у вас очень много друзей?
    20. Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?

    Обработка результатов.

    В таблицу проставляются ответы на вопросы, плюс или минус.

    После этого следует определить оценочный коэффициент (К) по формуле

    С – количество совпадающих с дешифратором ответов,

    В – максимальное число ответов на вопросы

    Пользуясь оценочной шкалой, педагог определяет у учащихся уровень общительности.

    Интерпретация результатов.

    Низкий уровень общительности, если испытуемый получил оценку 1. Такой школьник не стремится к общению, чувствует себя скованно в новой компании, предпочитает проводить время наедине с собой, ограничивает свои знакомства, испытывает трудности в установлении контактов с людьми и в выступлении перед аудиторией, плохо ориентируется в незнакомой ситуации, не отстаивает свое мнение, тяжело переживает обиды. Проявление инициативы в общественной деятельности крайне занижено, во многих делах он предпочитает избегать принятия самостоятельных решений.

    Средний уровень общительности, если испытуемый получил оценку 3. Он стремится к контактам с людьми, не ограничивает круг своих знакомств, отстаивает свое мнение, планирует свою работу. Он не теряется в новой обстановке, быстро находит друзей, постоянно стремится расширить круг своих знакомств, занимается общественной деятельностью, помогает близким, друзьям, проявляет инициативу в общении, с удовольствием принимает участие в организации общественных мероприятий, способен принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Однако потенциал этих склонностей не отличается высокой устойчивостью.

    Высокий уровень общительности – испытуемый, получивший оценки 5. Он активно стремится к организаторской и коммуникативной деятельности, испытывает в ней потребность. Быстро ориентируется в ситуациях, непринужденно ведет себя в новом коллективе. В важном деле или создавшейся сложной ситуации предпочитает принимать самостоятельное решение, отстаивает свое мнение и добивается, чтобы оно было принято товарищами. Может внести оживление в незнакомую компанию, любит организовывать различные игры, мероприятия, настойчив в деятельности, которая его привлекает. Сам ищет такие дела, которые удовлетворяли бы его потребности в коммуникативной и организаторской деятельности.



    Приложение В. Результаты диагностических мероприятий до и после реализации проекта «Воспитание коммуникативной культуры учащихся»

    Уровень коммуникативных умений (балл) Уровень общительности Обобщенная оценка по проведенным методикам Уровень коммуникативной культуры
    до после до после до после до после
    Алина Б Высокий Высокий
    Ксения Г. Средний Средний
    Маша Е. Низкий Средний
    Ира Ф. Высокий Высокий
    Тимур К. Средний Средний
    Миша Г. Средний Средний
    Саша Г. Средний Средний
    Илья П. Низкий Средний
    Валя З. Низкий Средний
    Дима К. Средний Высокий
    Олеся К. Низкий Средний
    Катя Р. Низкий Средний
    Юлия К. Средний Высокий
    Витя Ф. Средний Высокий
    Коля Г. Низкий Средний
    Лариса П. Средний Средний
    Роман П. Низкий Средний
    Серёжа С. Средний Средний
    Дарья С. Средний Средний
    Женя Т. Низкий Низкий
    Денис Ф. Низкий Низкий
    Натия Ш. Низкий Средний

    Приложение Г. Урок – праздник «Здравствуй осень»

    Оформление зала: Детские рисунки на тему «Осень». Дети приносят с собой один самый-самый красивый осенний лист для оформления букета. На боковой стене зала размещается большой лист бумаги, на котором нарисована голая ветка в вазе, которую дети оформят по ходу праздника. Подготовлены музыкальные отрывки, вызывающие разное настроение. Слайды с картинами осенней природы, приготовленные учащимися художественного класса.

    Ведущий: Сегодня у нас с вами литературная гостиная «Здравствуй осень». Скажите, пожалуйста, какие для вас главные приметы осени и какое настроение они у вас вызывают? Вы назвали разные приметы осени. Интересно, что иногда одна и та же примета вызывает разное настроение. Например, осенние падающие листья вызывают у разных людей совершенно разное настроение. А у самих листьев может быть настроение, они могут что-то чувствовать, о чем-то думать? (да, в сказке, в стихах) Сейчас мои помощники прочитают стихи, где листья говорят о том, что они думают и чувствуют. Сочинил эти стихи Федор Иванович Тютчев. Послушайте и постарайтесь почувствовать настроение опадающих листьев.

    Пусть сосны и ели

    Всю зиму торчат,

    В снега и метели

    Закутавшись, спят.

    Их тощая зелень,

    Как иглы ежа,

    Хоть ввек не желтеет,

    Но ввек не свежа.

    Мы ж, легкое племя,

    Цветем и блестим

    И краткое время

    На сучьях гостим.

    Все красное лето

    Мы были в красе,

    Играми с лучами,

    Купались в росе!..

    Но птички отпели,

    Цветы отцвели,

    Лучи побледнели,

    Зефиры ушли.

    Так что же нам даром

    Висеть и желтеть?

    Не лучше ль за ними

    И нам улететь!

    О буйные ветры,

    Скорее, скорей!

    Скорей нас сорвите

    С докучных ветвей!

    Сорвите, умчите,

    Мы ждать не хотим,

    Летите, летите!

    Мы с вами летим!..

    Ведущий: С каким настроением улетают листья в этом стихотворении? (Им хочется скорее сорваться, у них нетерпеливое настроение). А теперь послушайте стихотворение Апполона Николаевича Майкова, у него тоже после слов рассказчика есть слова самих листьев. Послушайте и скажите, какое настроение у этих листьев?

    Осенние листья по ветру кружат,

    Осенние листья в тревоге вопят.

    Все гибнет, все гибнет! Ты черен и гол,

    О лес наш родимый, конец твой пришел!

    Не слышит тревоги их царственный лес.

    Под темной лазурью суровых небес

    Его спеленали могучие сны,

    И зреет в нем сила для новой весны.

    Ведущий: Какое же настроение у этих листьев? (Этим листьям страшно, они не хотят улетать. Настроение тревожное.) Вот видите, явление природы одно – листопад, а настроение у листьев разное. А может ли быть наоборот: может ли одно и то же настроение вызываться разными вещами? Сейчас проверим. Послушайте музыку, постарайтесь почувствовать ее настроение. Слушайте внимательно (объявляется автор; настроение светлое).Вы почувствовали, какое настроение создает эта музыка? А теперь попробуем найти стихи, схожие с этой музыкой по настроению. Те, кто дома готовился, будут читать свои стихи, а мы с вами будем выяснять, вызывают ли эти стихи у нас похожее настроение.

    А. Пушкин. Осень (отрывок).

    Унылая пора! Очей очарованье!

    Приятна мне твоя прощальная краса

    Люблю я пышное природы увяданье,

    В багрец и в золото одетые леса,

    В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

    И мглой волнистою покрыты небеса,

    И редкий солнца луч, и первые морозы,

    И отдаленные седой зимы угрозы.

    С.Есенин.

    Нивы сжаты, рощи голы,

    От воды туман и сырость.

    Колесом за сини горы

    Солнце тихое скатилось.

    Дремлет взрытая дорога.

    Ей сегодня примечталось,

    Что совсем-совсем немного

    Ждать зимы седой осталось.

    Ах, и сам я в чаще звонкой

    Увидал вчера в тумане:

    Рыжий месяц жеребенком

    Запрягался в наши сани.

    А.Твардовский. Лес осенью.

    Меж редеющих верхушек

    Показалась синева.

    Зашумела у опушек

    Ярко-желтая листва.

    Птиц не слышно. Треснет мелкий

    Обломившийся сучок,

    И, хвостом мелькая, белка

    Легкий делает прыжок.

    Стала ель в лесу заметней –

    Бережет густую тень.

    Подосиновик последний

    Сдвинул шляпу набекрень.

    Вопросы ведущего: Есть ли в этом стихотворении настроение, похожее на то, что было в музыке? Какие основные приметы осени интересны рассказчику?

    Вывод. Итак, каждый автор говорит о разных приметах осени, но вызывают они у нас, читателей, сходное настроение. И более того. Сходное настроение вызывает у нас и музыка, и стихи. А картина может вызывать похожее настроение? (Демонстрация слайдов с работами учащихся художественного класса школы. Помощники ведущего сопровождают демонстрацию чтением отрывков.)

    1. Природа сосредоточена на себе самой. Кажется, она глубоко задумалась, вспоминая свое летнее великолепие.

    Прозрачных облаков

    Спокойное движенье,

    Как дымкой солнечной

    Перенимая свет,

    То бледным золотом,

    То мягкой синей тенью

    Окрашивает даль.

    Нам тихий свой привет

    Шлет осень мирная.

    Ни резких очертаний,

    Ни ярких красок нет…

    Природа вся полна последней теплоты.

    2. А вот золотая осень. От нее тоже веет тишиной. Но есть в тишине что-то настораживающее. Есть в осени первоначальной…

    3. Так кончается осень красок и начинается осень ветров. Ветры пригнали столько туч, что дожди, кажется, закрыли всю землю. И мы начинаем чувствовать себя беззащитными перед наступающим холодом, перед этими непрерывными дождями, перед свирепостью ветров.

    Какое настроение передает эта картина? (настроение грустное).

    Подготовленные дети читают стихи:

    Н.Некрасов.

    Перед дождем.

    Заунывный ветер гонит

    Стаю туч на край небес,

    Ель надломленная стонет,

    Глухо шепчет темный лес.

    На ручей, рябой и пестрый,

    За листком летит листок,

    И струей сухой и острой

    Набегает холодок.

    Полумрак на все ложится;

    Налетев со всех сторон,

    С криком в воздухе кружится

    Стая галок и ворон.

    Вот и летние дни убавляются.

    Где же лета лучи золотые?

    Только серые брови сдвигаются,

    Только зыблются кудри седые.

    Нынче утром судьбиною горькою

    Истомленный, вздохнул я немножко:

    Рано-рано румяною зорькою

    На мгновенье зарделось окошко.

    Но опять это небо ненастное

    Безотрадно нависло над нами, –

    Знать, опять мое солнышко красное,

    Залилось ты, вставая слезами.

    А. Плещеев.

    Скучная картина!

    Тучи без конца,

    Дождик так и льется,

    Лужи у крыльца…

    Чахлая рябина

    Мокнет под окном;

    Смотрит деревушка

    Сереньким пятном.

    Что ты рано в гости,

    Осень, к нам пришла?

    Еще просит сердце

    Света и тепла!

    Ведущий: Что же сегодня мы узнали об осени?

    Вывод. У каждого человека – у поэта, музыканта, художника, читателя, слушателя, зрителя – своя осень: и по приметам, и по настроению. Мы сегодня совсем немного стихов услышали, и, может быть, кому-то самые близкие для него стихи так и не встретились. Но, может быть, кому-нибудь повезло, и встреча состоялась? Кто услышал очень близкие стихи, тех я поздравляю со счастливой встречей. А кому удалось сегодня найти для себя какие-то новые осенние приметы, на которые раньше он не обращал внимания? Кто желает почитать стихи об осени?

    Дети читают стихи собственного сочинения.

    Это осень золотая

    Дарит листья, не считая.

    Золотые дарит листья

    Вам, и нам, и всем подряд.

    Вот и осень пришла.

    Леденеет вода.

    Листья падают с веток осины.

    Тучки в небе плывут,

    Мелкий дождь моросит

    И трава пожелтела в долине.

    Синь такая в небесах,

    А вода свинцовая.

    Осень в гости к нам пришла.

    Холодно, но здорово!

    Осень. Школьная пора.

    Во дворах – красота!

    Рады желтой листве

    И свинцовой воде!

    Осень золотая!

    Листики шумят.

    И на юг летят.

    Оформление настенного «осеннего букета» в вазе

    И вы теперь можете прикрепить свои самые красивые листья на нашу ветку, чтобы у нас появился свой осенний букет.

    Под музыку дети подходят к ветке и прикрепляют свои листья

    Психология общения и межличностных отношений Ильин Евгений Павлович

    Опросник В. Ф. Ряховского для определения уровня общительности

    Инструкция

    Прочтите каждый из 16 вопросов и напишите ответ - «да», «нет» или «иногда».

    Текст опросника

    1. Вам предстоит обычная или деловая встреча. Выбивает ли вас ее ожидание из колеи?

    2. Не откладываете ли вы визит к врачу до последнего момента?

    3. Вызывает ли у вас смятение и неудовольствие поручение выступать с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании или тому подобном мероприятии?

    4. Вам предлагают выехать в командировку в город, где вы никогда не бывали. Приложите ли вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?

    5. Любите ли вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?

    6. Раздражаетесь ли вы, если незнакомый человек на улице обратится к вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-то вопрос)?

    7. Верите ли вы, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?

    8. Постесняетесь ли вы напомнить знакомому, что он забыл вам вернуть 100 рублей, которые занял несколько месяцев назад?

    9. В ресторане либо в столовой вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?

    10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он? Так ли это?

    11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была. Предпочтете ли вы отказаться от своего намерения или встанете в очередь и будете томиться в ожидании?

    12. Боитесь ли вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?

    13. У вас есть собственные сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры, и никаких чужих мнений на этот счет вы не приемлете. Это так?

    14. Услышав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному вам вопросу, предпочтете ли вы промолчать и не вступать в спор?

    15. Вызывает ли у вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?

    16. Охотнее ли вы излагаете свою точку зрения в письменной форме, чем в устной?

    Обработка и интерпретация результатов

    За каждое «да» начисляется 2 балла, за ответ «иногда» - 1 балл, за ответ «нет» - 0 баллов. Вычисляется сумма набранных баллов по всем вопросам и по классификатору определяется, к какой категории людей вы относитесь.

    30-32 балла - вы явно некоммуникабельны. На вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий.

    25-29 баллов - вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество. Новая работа и необходимость новых контактов если и не ввергают вас в панику, то надолго выводят из равновесия.

    19-24 балла - в известной степени вы общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя уверенно. Новые проблемы вас не пугают. И все же с новыми людьми вы сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуете неохотно.

    14-18 баллов - у вас нормальная коммуникабельность. Вы охотно слушаете интересного собеседника, терпеливы в общении с другими. Без неприятных переживаний идете на встречу с незнакомыми людьми. В то же время не любите шумных компаний, многословие вызывает у вас раздражение.

    9-13 баллов - вы весьма общительны (порой даже без меры). Разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что, бывает, раздражает окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя и не всегда можете их выполнить.

    4-8 баллов - общительность бьет из вас ключом. Любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у вас мигрень и даже хандру. Охотно берете слово по любому поводу, даже если имеете о нем поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке.

    3 балла и менее - ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых вы совершенно некомпетентны. Вольно или невольно вы часто бываете причиной разного рода конфликтов в своем окружении.

    Из книги Деловая психология автора Морозов Александр Владимирович

    Тест № 36 ОПРОСНИК ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ САМООЦЕНКИ Для того чтобы определить уровень самооценки, необходимо сложить баллы по всем 32 суждениям:"очень часто" – 4 балла;"часто" – 3 балла;"иногда" – 2 балла;"редко" – 1 балл;"никогда" – 0 баллов.Сумма от 0 до 25 баллов говорит о

    Из книги Психодиагностика автора Лучинин Алексей Сергеевич

    45. Опросник уровня субъективного контроля Опросник уровня субъективного контроля (УСК) -личностный опросник. Предназначен для диагностики интернальности/экстернальности. Разработан на основе шкалы локуса контроля Дж. Роттера (Locus of control scale) и опубликован Е. Ф. Бажиным с

    Из книги Разговор в письмах автора Леви Владимир Львович

    Определения - Этот, что ли, бугай, - ваш новый санитар?- Плечики годятся. На пьющего не похож. Скорее больной. Или новый ординатор.- Вид довольно нахальный.- Ничего, скоро узнает, что такое депрессия первогодков.У молодого человека, к которому относились замечания, был

    Из книги Введение в психолого-педагогическую деятельность: учебное пособие автора Чернявская Анна Павловна

    Приложение 4 Опросник для выявления уровня педагогической направленности Прочитайте предложенные утверждения, отвечая на них «да» или «нет». 1. Вам интересно наблюдать за поступками других людей? 2. Вы обладаете плохой дикцией. 3. Вы охотно общаетесь с детьми. 4. Несмотря

    Из книги Анатомия страха [Трактат о храбрости] автора Марина Хосе Антонио

    8. В поисках определения Опираясь на все сказанное выше, я рискну предложить следующее определение мужества: Мужествен тот, кому трудности не мешают осуществить благородное и смелое предприятие, кого препятствия не заставляют отступить на полпути к цели. Он действует

    Из книги Лень – это полезно. Курс выживания для ленивцев автора Берендеева Марина

    Опросник для определения типа тела по Махариши Аюрведе Отметьте цифрами от 0 до 6, насколько к вам относится утверждение из первой колонки. Отмечая цифры, выбирайте утверждения, наиболее типичные для вас.Суммируйте полученные цифры. Заполните таблицы для каждого типа и

    Из книги Опытный пастор автора Тейлор Чарлз У.

    ОПРЕДЕЛЕНИЯ В данном случае Крис - пример опытного пастора, а Джуд - пример неопытного пастора. Разница состоит в том, что Крис использовала свою способность помочь, богословский подход и обращение к христианским источникам, в то время как Джуд этого не сделал. Чтобы

    Из книги Психология творчества, креативности, одаренности автора Ильин Евгений Павлович

    Опросник для определения уровня креативности Инструкция. Я зачитаю вам ряд утверждений, а вы в протоколе отмечайте свое согласие или несогласие рядом с номером утверждения соответственно знаками «+» или «-».Текст опросника 1. Я не предпочел бы работу, в которой все

    Из книги Девиантология [Психология отклоняющегося поведения] автора Змановская Елена Валерьевна

    ПРИЛОЖЕНИЕ 6 МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ДЕПРЕССИИ Опросная методика, разработанная В.А.Жмуровым, выявляет депрессивное состояние (главным образом тоскливой или меланхолической депрессии). Она дает возможность установить тяжесть депрессивного состояния на данный

    Из книги Психология допроса военнопленных автора Сыропятов Олег Геннадьевич

    Введение Многочисленные примеры из военной истории показывают, что допрос пленных и перебежчиков во время войны является одним из важнейших источников добывания сведений о противнике.В ходе войны, в связи с общим развитием техники, войсковая разведка обогатилась

    Из книги Психология общения и межличностных отношений автора Ильин Евгений Павлович

    Программа изучения профессионально-педагогической общительности I1. Испытываете ли вы потребность в общении с людьми?2. Скучно ли вам одному, хочется ли быть в обществе людей или, наоборот, вы испытываете удовлетворение, пребывая в одиночестве?3. Есть ли у вас

    Из книги Как побороть застенчивость автора Зимбардо Филип Джордж

    Определения и ярлыки До сих пор мы говорили о застенчивости как о чем-то вроде зубной боли. Мы описывали ее как неприятное переживание, вызванное нарушениями в генах, в сознании, в организме, в обществе. Давайте посмотрим с другой стороны: может быть, определение

    Из книги Философия психологии. Новая методология автора Курпатов Андрей Владимирович

    Дифференциальные определения Теперь мы определимся с механизмом гносеологического образования всех трех видов вещей – реальных предметов, эйдосов и идеалов (идей).О первом механизме, правда, мы не будем сильно распространяться, а сосредоточимся на критике возможности

    Из книги Пути за пределы "эго" автора Уолш Роджер

    ОПРЕДЕЛЕНИЯ Что же такое трансперсональное?Трансперсональными можно назвать переживания, в которых чувство самотождественности выходит за пределы индивидуальной, или личной самости, охватывая человечество в целом, жизнь, дух и космос.Трансперсональные дисциплины

    Из книги Психоанализ [Введение в психологию бессознательных процессов] автора Куттер Петер

    Определения Под контрпереносом мы понимаем реакцию психоаналитика на перенос пациента. Например, психоаналитик ощущает, что одна пациентка пытается его соблазнить, другой пациент соперничает с ним, критикует или подвергает его нападкам.Какое-то чувство подсказывает

    Из книги Карьера для интровертов. Как завоевать авторитет и получить заслуженное повышение автора Энковиц Нэнси