Дидактический материал
по теме «Наречие»

Сравнительная степень наречия

Карточка 1.

Выглядеть моложе, отец моложе матери, наша река многоводнее, стать многоводнее, голос громче, говорил громче, брат выше сестры, прыгнуть выше, товарищ сильнее, стал сильнее, ручей шире, раскрыть шире.

Карточка 2. Выпишите словосочетания с наречиями.

Замесить гуще, каша была гуще, копать глубже, озеро стало глубже, идти увереннее, голос стал увереннее, шаги стали осторожнее, прикасаться осторожнее, раздается реже, лес стал реже, движения медленнее, движения стали медленнее.

Карточка 3. Спишите текст, выделяя в нем три абзаца. Запишите наречия, данные в скобках, в сравнительной степени. Выделите суффиксы. Вставьте пропущенные буквы.

Ветер и солнце

Заспорил буйный ветер с солнцем, кто из них сильнее, и условились они, что победит из них тот, кто застав_т путника скинуть платье. И вот ветер задул изо всей мочи. Прохожий зав_рнулся в свой плащ_. Ветер задул еще (порывисто). Задр_жал путник от холода и укутался еще (плотно). Наконец ветер устал и предоставил солнцу пок_зать свою силу. Едва солнце согрело землю своими лучами, прохожий снял верхн_ одежду. Скоро стало жарко. Тогда путник ра_делся совсем и выкупался в речк_. (А.М. Пешковский)

– Сформулируйте основную мысль текста.

Карточка 4. Спишите предложения, заменяя слова в скобках сравнительной степенью. Подчеркните эти слова как члены предложения. Вставьте пропущенные буквы.

Все (медленно) проходило солнце свой дневной путь, (тепло) становился воздух, казалось, что пр_шло уже весеннее веселье, шутливо прячет_ся где-то за горами в полях и скоро хлынет за город. (М.Горький)

Солнце поднялось высоко, день раздвинулся (широко) и стал (глубоко) и (просторно). Все вокруг было как-то по-особенному ярко и свежо. Воздух гудел от солнца, от его ровного и чисто спадающего светозарного могучего течения, теперь, после ночи, пила и не могла напит_ся, насытит_ся солнцем земля... Всякий звук, всякий трепет листочков казался не случайным, знач_щим (много), чем просто звук или трепет. (В.Распутин)

– Укажите в обоих отрывках выразительные средства.

Группы наречий по значению

Карточка 1. Поменяйте местами предложения так, чтобы получился текст. Спишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Укажите группы наречий по значению.

Самым знаменитым греческим оратором был Демосфен. Он набивал рот камешками чтобы сильнее двигался язык он говорил на берегу стараясь перекричать шум пр_боя он говорил поднимаясь в гору чтобы выучит_ся правильно дышать. Чтобы пр_одолеть это и научит_ся говорить внятно и сильно, он поселился в пещер_ на берегу моря обрил себе полголовы чтобы (не)воз_ращат_ся к людям, пока (не)отр_стут волосы, и _десь упражнялся в (красн_)речи_. Смолоду он был (косн_)язычен. (Из книги «Литературный календарь»)

– Подчеркните наречия как члены предложения.

– Запишите основную мысль отрывка.

Карточка 2. Спишите текст, вставляя буквы, расставляя знаки препинания. Вместо пропусков вставьте подходящие по смыслу наречия. Подчеркните их как члены предложения, укажите их группу по значению.

Выйдя из кустарника Быланин направился к балк_ _____ перед собой на холмик_ он увид_л человека. Пол_жив лицо на ладони человек с_дел _____. С минуту Быланин _____ всматривался в согбе_ную фигуру _____ улыбнувшись про себя _____ зашагал по тропинк_ размахивая шапкой-ушанкой в руке.

Человек ____ вскочил пр_л_жил к глазам руку. Это был старик, (не)высокий худощавый с седыми волосами торчавшими из(под) выцветш_ солдатской фуражк_ с реденькой и, как пуч_к пеньки, помятой бороденкой. Он узнал Быланина мелкими и быстрыми ша_ками побежал с пр_горка.

Сойдясь они ____ пожимали друг другу руки.

(Ф.Наседкин)

Карточка 3. Спишите, вставляя буквы и расставляя знаки препинания и вставляя вместо пропусков наречия. Определите смысловую группу наречий.

Лес шумел

В этом лесу ____ стоял шум – суровый, протяжный, как отголосок дальнего звона, спокойный и смутный, как тихая песня без слов, как (не)ясное воспом_нание о прошедшем. В нем ____ стоял шум потому что это был старый дремучий бор которого (не)к_сались еще п_ла и топор лесного барышника. Высокие (сто)летние сосны с красными могучими стволами стояли хмурою ратью плотно сомкнувшись ____ зелеными вершинами. ____ было ____, пахло смолой; сквозь полог сосновых игл, которыми была усыпана почва, пробились яркие папоротники ___ ра_кинувшиеся пр_чудливою б_хромой и стоявшие не ____, (не)шелохнув листом. В сырых уголках т_нулись высокими стеблями зеленые травы белая кашка склонялась от_желевшими головками, как будто в тихой истоме. А ____ без конца и перерыва т_нулся лесной шум, точно смутные вздохи старого бора. (В.Короленко)

– Сформулируйте и запишите основную мысль текста.

– Определите тип текста.

– Укажите выразительные средства.

Карточка 4 . Спишите, вставляя буквы, расставляя знаки препинания и вставляя вместо пропусков наречия. Подчеркните наречия как члены предложения и укажите их смысловую группу.

Перед грозой

Покорная природа ц_пенела в молчани_. Ни ветра ни бодрого свежего звука ни обл_чка. Но вот наконец, когда солнце стало спускат_ся к западу, из(за) холмов ____ пок_залось (пепельно)серое кудрявое обл_ко. ____ в стоячем воздухе что(то) порвалось ____ рванулся ветер и с шумом и свистом закружил по степи. ____ трава и прошлогодний бур_ян подняли ропот на дорог_ ____ закружилась пыль побежала по степи и увл_кая за собой солому стрекоз и перья ч_рным вертящимся столбом поднялась к небу и затуманила солнце. По степи, ____ и ____ спотыкаясь и прыгая побежали перекати-поле а одно из них попало в вихрь завертелось как птица полетело к небу и обратившись в ч_рную тучу и_чезло из вида. За ним понеслось другое, потом трет_е. За холмами ____ прогремел гром подуло свежест_ю. (А.П. Чехов)

– Определите стиль текста. Докажите свое мнение.

– Выпишите выразительные средства.

Карточка 5. Спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.

Но, как бы то ни было, зима кончилась. В начал_ апреля стояли теплые дни и морозные ночи зима (не) уступала но один теплый денек пересилил наконец – и потекли руч_и запели птиц_. Весь луг и кусты около реки ут_нули в вешних водах между Жуковом и той стороной все пространство сплошь было занято громадным заливом, на котором там и сям вспархивали стаями дикие утки...

Журавли летели быстро-быстро и кричали грус_но, будто звали с собой. Стоя на краю обрыва Ольга подолгу смотрела на разлив на солнце на светлую точно помолодевшую церковь, и слезы текли у нее, и дыхание захватывало от того, что страс_но хотелось уйти куда-нибудь, куда глаза глядят, хоть на край света. (А.П. Чехов)

– Подчеркните наречия как члены предложения. Укажите их группы по значению.

– Выпишите из текста фразеологизм и объясните его значение.

Карточка 6. Выпишите из текста словосочетания с наречиями. Укажите группу наречия по значению.

Я ехал с охоты вечером на беговых дрожках. До дому еще было верст восемь; моя добрая рысистая кобыла бодро бежала по пыльной дороге, изредка прихрамывая и шевеля ушами; усталая собака, словно привязанная, ни на шаг не отставала от задних колес. Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса; надо мной и мне навстречу неслись длинные серые облака; ракиты тревожно шевелились и лепетали. Душный жар внезапно сменился влажным холодом; тени быстро густели. Я ударил вожжою по лошади, спустился в овраг, перебрался через сухой ручей, весь заросший лозняками, поднялся в гору и въехал в лес. (И.С. Тургенев)

– Определите тип речи.

– Выпишите причастные и деепричастные обороты.

– Составьте словарный диктант из слов данного текста.

– Какие художественные средства использует автор текста?

Итоговые диктанты

(для разных уровней)

Загостившаяся осень

Листопад завершен. Раздетый лес потемнел и просматривается насквозь. Лишь кое-где молодые деревья гремели летними доспехами. Но они и в зиму зачастую уходят с сухими листьями. Старые дубы отрясли жухлую ветхую листву, обнажив корявые сучья, раскидали желуди и загрубевшую землю. Вскоре просыплется из всклокоченных облаков снег.

Пороша выпадает по-разному. То нежданно-негаданно насыплет снегу по самые щиколотки. Или ждешь ее, а она второпях рассыплет снежную крупу, а потом и вовсе пропадет. Вообще-то всякая зима имеет не одну снежную примерку. И только на исходе ноября обыкновенно ложится снег.

А пока предзимье – время свежих ветров и легких порош. Природа, возможно, задумалась на пороге погодных перемен и медлит почему-то отпускать загостившуюся осень.

Грамматическое задание

1. Объясните графически написание наречий.

листопад, зачастую, обнажив, загостившуюся.

3. Произведите морфологический разбор слов:

второпях, обыкновенно.

1) Старые дубы отрясли жухлую ветхую листву, обнажив корявые сучья, раскидали желуди и загрубевшую землю.

2) Вскоре просыплется из всклокоченных облаков снег.

Ночные звуки

На юге ночь наступает очень быстро. Надо спешить. Я больше не мог терять время и пошел наугад.

Долго пробивался я по чаще, а лес все не кончался. Я снова углубился в лес, выбрал большое дерево, залез повыше и расположился на ночь.

Так я сидел, прислушиваясь к ночным звукам. До меня доносился далекий сонный гомон птичьей колонии. Квакали лягушки, монотонно кричала маленькая сова, резво каркала в темноте ночная цапля. Порой начинал жалобно кричать шакал, вслед ему затягивали другие. Но потом все смолкло, и ночная тишина нарушалась лишь невнятным шорохом да изредка тихим треском сухой ветки под ногой вышедшего на охоту хищника.

(По Е.П. Спангенбергу)

Грамматическое задание

1. Составьте схемы сложных предложений.

2. Над наречиями укажите их разряд по значению.

3. Разберите по составу слова:

наугад, снова, затягивали, нарушалась.

4. Произведите синтаксический разбор предложений:

1) Я снова углубился в лес, выбрал большое дерево, залез повыше и расположился на ночь.

2) Я больше не мог терять время и пошел наугад.

Сосновый дождь

Сережа лежал на опушке леса и смотрел вверх. Огромные сосны расступились, и в неровном ярко-синем квадрате неба арбузной коркой смутно желтел бледный месяц. Прямо в него упиралась остроконечной вершиной огромная ель. Прошелестел вверху порыв ветра, и с тихим шорохом посыпались желтые сосновые иголки. Пошел сосновый дождь. Их было много в осеннем лесу, дождей: сосновый, березовый, осиновый и даже паутинный! Сереже нравился сосновый дождь. Высоченные деревья начинали на ветру негромко шуметь и просыпать сухие иголки. Они шуршали в ветвях, как дождевые капли, и неслышно струились на седой мох. Все сосны разом стряхивали с себя отмершие иголки. И если сквозь ветви пробивается солнечный свет, то мельтешащие в лесу иголки и впрямь напоминают дождевые капли, только длинные, золотистые.

(В.Козлов)

Грамматическое задание

1. Укажите разряды наречий по значению.

2. Разберите слова по составу:

расступились, посыпались, паутинный, высоченные.

3. Произведите синтаксический разбор предложений:

1) Огромные сосны расступились, и в неровном ярко-синем квадрате неба арбузной коркой смутно желтел бледный месяц.

2) Высоченные деревья начинали на ветру негромко шуметь и просыпать сухие иголки.

4. Укажите использованные в тексте сравнения, эпитеты.

Проселки

Ах, эти проселки! Весело ехать по глубоким колеям, заросшим муравой, повиликой, какими-то белыми и желтыми цветами на длинных стеблях. Ничего не видно ни впереди, ни по сторонам – только бесконечный, суживающийся вдали пролет меж стенами колосистой гущи да небо, а высоко в небе – жаркое солнце. Синие васильки, лиловый куколь и желтая сурепка цветут во ржи. Дрожки задевают колосья, растущие кое-где по дороге, и они однообразно клонятся под колесами и выходят из-под них черными, испачканными колесной мазью. Мелкие кузнечики сухим дождем сыплются из подорожника… Неожиданно потянуло откуда-то легким ветерком, солнечной теплотой… Отец подбирает вожжи… Тут надо держаться покрепче, но, ухватившись за сиденье обеими руками, все-таки пристально следишь за тем, как навстречу, лоснясь, бегут серо-зеленые волны, как тень от облачка то там, то здесь на мгновение затушевывает их, как носится, хлопая ушами, за перепелами и жаворонками Джальма (собака): иногда совершенно пропадает во ржи, – только на волнистой линии, струящейся за нею, видно, где она, – а иногда высоко выпрыгивает из колосьев, удивленно озираясь по сторонам.

(И.Бунин)

Грамматическое задание

1. Произведите синтаксический разбор предложений:

1) Дрожки задевают колосья, растущие кое-где по дороге, и они однообразно клонятся под колесами и выходят из-под них черными, испачканными колесной мазью.

2) Мелкие кузнечики сухим дождем сыплются из подорожника.

2. Разберите по составу одно наречие, деепричастие и причастие.

3. Укажите группы наречий по значению.

Н.А. ЗАЙЦЕВА,
пос. Жуково,
Смоленская обл.

Окт 13 2010

Карточка 1. Выпишите словосочетания с наречиями.
Выглядеть моложе, отец моложе матери, наша река многоводнее, стать многоводнее, голос громче, говорил громче, брат выше сестры, прыгнуть выше, товарищ сильнее, стал сильнее, ручей шире, раскрыть шире.

Карточка 2. Выпишите словосочетания с наречиями.
Замесить гуще, каша была гуще, копать глубже, озеро стало глубже, идти увереннее, голос стал увереннее, шаги стали осторожнее, прикасаться осторожнее, раздается реже, лес стал реже, движения медленнее, движения стали медленнее.
Карточка 3. Спишите текст, выделяя в нем три абзаца. Запишите наречия, данные в скобках, в сравнительной степени. Выделите суффиксы. Вставьте пропущенные буквы.

ВЕТЕР И СОЛНЦЕ
Заспорил буйный ветер с солнцем, кто из них сильнее, и условились они, что победит из них тот, кто застав_т путника скинуть платье. И вот ветер задул изо всей мочи. Прохожий зав_рнулся в свой плащ_. Ветер задул еще (порывисто). Задр_жал путник от холода и укутался еще (плотно). Наконец ветер устал и предоставил солнцу показать свою силу. Едва солнце согрело землю своими лучами, прохожий снял верхн_ одежду. Скоро стало жарко. Тогда путник ра_делся совсем и выкупался в речк_. (А. М. Пешковский)
- Сформулируйте основную мысль текста.

Карточка 4. Спишите, вставляя буквы, расставляя знаки препинания и вставляя вместо пропусков наречия. Подчеркните наречия как члены предложения и укажите их смысловую группу.

ПЕРЕД ГРОЗОЙ
Покорная природа ц_пенела в молчани_. Ни ветра ни бодрого свежего звука ни обл_чка. Но вот наконец, когда солнце стало спускат_ся к западу,
из(за) холмов пок_залось (пепельно)серое
кудрявое обл_ко. в стоячем воздухе что(то)
порвалось рванулся ветер и с шумом и свистом закружил по степи. трава и прошлогодний бур_ян подняли ропот на дорог_ закружилась пыль побежала по степи и увл_кая за собой солому стрекоз и перья ч_рным вертящимся столбом поднялась к небу и затуманила солнце. По степи, _________и спотыкаясь и прыгая побежали
перекати-поле а одно из них попало в вихрь завертелось как птица полетело к небу и обратившись в ч_рную тучу и_чезло из вида. За ним понеслось другое, потом трет_е. За холмами прогремел гром подуло свежестью. (А.П. Чехов)
-Определите стиль текста. Докажите свое мнение.
Выпишите выразительные средства.

Группы наречий по значению

Карточка 1. Поменяйте местами предложения так. чтобы получился текст. Спишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Укажите группы наречий по значению.
Самым знаменитым греческим оратором был Демосфен. Он набивал рот камешками чтобы сильнее двигался он говорил на берегу стараясь перекричать шум пр_боя он говорил поднимаясь в гору чтобы выучит_ся правильно дышать. Чтобы пр_одолеть это и научит_ся говорить внятно и сильно, он поселился в пещер_ на берегу моря обрил себе полголовы чтобы (не)воз_ращат_ся к людям, пока (не) отр_стут волосы, и _десь упражнялся в (красн_) речи_. Смолоду он был (косн_)язычен.

(Из книги «Литературный календарь»)

Подчеркните наречия как члены предложения.
- Запишите основную мысль отрывка.
Карточка 2. Спишите текст, вставляя буквы, расставляя знаки препинания. Вместо пропусков вставьте подходящие по смыслу наречия. Подчеркните их как члены предложения, укажите их группу по значению.
Выйдя из кустарника Быланин направился к Балк_ перед собой на холмик_ он увид_л
человека. Пол_жив лицо на ладони с_дел. С минуту Быланин всматривался в
согбе_ную фигуру улыбнувшись про себя зашагал по тропинк_ размахивая шапкой-
ушанкой в руке.

Человек вскочил пр_л_жил к глазам руку. Это был старик, (не)высокий худощавый с седыми волосами торчавшими из(под) выцветш_ солдатской фуражк_ с реденькой и, как пуч_к пеньки, помятой бороденкой. Он узнал Быланина мелкими и быстрыми ша_ками побежал с пр_горка.
Сойдясь они пожимали друг другу руки.
(Ф.Наседкин)

Карточка 3. Спишите, вставляя буквы и расставляя знаки препинания и вставляя вместо пропусков наречия. Определите смысловую группу наречий.

ЛЕС ШУМЕЛ
В этом лесу стоял шум - суровый, протяжный, как отголосок дальнего звона, спокойный и смутный, как тихая без слов, как (не)ясное воспом_нание о прошедшем. В нем стоял шум потому что это был старый дремучий бор которого (не)к_сались еще п_ла и топор лесного барышника. Высокие (сто)летние сосны с красными могучими стволами стояли хмурою ратью плотно сомкнувшись зелеными вершинами. Было_____ , пахло смолой; сквозь полог сосновых игл, которыми была усыпана почва, пробились яркие папоротники ра__кинувшиеся пр_чудливою б_хромой и стоявшие не, (не)шелохнув листом. В сырых уголках т_нулись высокими стеблями зеленые травы белая кашка склонялась отяжелевшими головками, как будто в тихой истоме. А без конца и перерыва т_нулся лесной шум, точно смутные вздохи старого бора.
(В.Короленко)

Сформулируйте и запишите основную мысль текста.
- Определите тип текста.
- Укажите выразительные средства.
Карточка 4. Спишите предложения, заменяя слова в скобках, сравнительной тепенью. Подчеркните эти слова как члены предложения. Вставьте пропущенные буквы.
Все (медленно) проходило солнце свой дневной путь. (тепло) становился воздух, казалось, что пр_шло уже весеннее веселье, шутливо прячет_ся где-то за горами в полях и скоро хлынет за город. (М.Горький)

Солнце поднялось высоко, день раздвинулся (широко) и стал (глубоко) и (просторно). Все вокруг было как-то по-особенному ярко и свежо. Воздух гудел от солнца, от его ровного и чисто спадающего светозарного могучего течения, теперь, после ночи, пила и не могла напит_ся, насытит_ся солнцем земля… Всякий звук, всякий трепет листочков казался не случайным, значащим (много), чем просто звук или трепет. (В.Распутин)

Укажите в обоих отрывках выразительные средства.
Карточка 5. Спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.
Но, как бы то ни было, зима кончилась. В начал_ апреля стояли теплые дни и морозные ночи зима (не) уступала но один теплый денек пересилил наконец - и потекли руч_и запели птиц_. Весь луг и кусты около реки ут_нули в вешних водах между Жуковом и той стороной все пространство сплошь было занято громадным заливом, на котором там и сям вспархивали стаями дикие утки…
Журавли летели быстро-быстро и кричали грус_но, будто звали с собой. Стоя на краю обрыва Ольга подолгу смотрела на разлив на солнце на светлую точно помолодевшую церковь, и слезы текли у нее, и дыхание захватывало от того, что страс_но хотелось уйти куда-нибудь, куда глаза глядят, хоть на край света. (А.П. Чехов)

Подчеркните наречия как члены предложения. Укажите их группы по значению.
- Выпишите из текста фразеологизм и объясните его значение.
Карточка 6. Выпишите из текста словосочетания с наречиями. Укажите группу наречия по значению.

Я ехал с охоты вечером на беговых дрожках. До дому еще было верст восемь; моя добрая рысистая кобыла бодро бежала по пыльной дороге, изредка прихрамывая и шевеля ушами; усталая собака, словно привязанная, ни на шаг не отставала от задних колес. надвигалась. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса; надо мной и мне навстречу неслись., длинные серые облака; ракиты тревожно шевелились и лепетали. Душный жар внезапно сменился влажным холодом: тени быстро густели. Я ударил вожжою по лошади, спустился в овраг, перебрался через сухой ручей, весь заросший лозняками, поднялся в гору и въехал в лес. (И.С. Тургенев)
- Определите тип речи.
- Выпишите причастные и деепричастные обороты.
- Составьте словарный диктант из слов данного текста.
- Какие художественные средства использует текста?

ИТОГОВЫЕ ДИКТАНТЫ

(для разных уровней)
ЗАГОСТИВШАЯСЯ ОСЕНЬ
Листопад завершен. Раздетый лес потемнел и просматривается насквозь. Лишь кое-где молодые деревья гремели летними доспехами. Но они и в зиму зачастую уходят с сухими листьями. Старые дубы отрясли жухлую ветхую листву, обнажив корявые сучья, раскидали желуди и загрубевшую лаков снег.

Пороша выпадает по-разному. То нежданно-негаданно насыплет снегу по самые щиколотки. Или ждешь ее, а она второпях рассыплет снежную крупу, а потом и вовсе пропадет. Вообще-то всякая зима имеет не одну снежную примерку. И только на исходе ноября обыкновенно ложится снег.

А пока предзимье - время свежих ветров и легких порош. Природа, возможно, задумалась на пороге погодных перемен и медлит почему-то отпускать загостившуюся осень.
Грамматическое задание
Объясните графически написание наречий.
1. Разберите слова по составу:
листопад, зачастую, обнажив, загостившуюся.
2. Произведите морфологический разбор слов:
второпях, обыкновенно.
3. Произведите синтаксический разбор предложений:
1) Старые оубы отрясли жухлую ветхую листву, обнажив корявые сучья, раскидали желуди и загрубевшую землю.
2) Вскоре просыплется из всклокоченных облаков снег.

НОЧНЫЕ ЗВУКИ
На юге ночь наступает очень быстро. Надо спешить. Я больше не мог терять время и пошел наугад.
Долго пробивался я по чаще, а лес все не кончался. Я снова углубился в лес, выбрал большое дерево, залез повыше и расположился на ночь.
Так я сидел, прислушиваясь к ночным звукам. До меня доносился далекий сонный гомон птичьей колонии. Квакали лягушки, монотонно кричала маленькая сова, резво каркала в темноте ночная цапля. Порой начинал жалобно кричать шакал, вслед ему затягивали другие. Но потом все смолкло, и ночная тишина нарушалась лишь невнятным шорохом да изредка тихим треском сухой ветки под ногой вышедшего на охоту хищника.
(По Е.П. Спангенбергу)

Грамматическое задание
1. Составьте схемы сложных предложений.
2. Над наречиями укажите их разряд по значению.
3. Разберите по составу слова:
наугад, снова, затягивали, нарушаюсь.
4. Произведите синтаксический разбор предложений:

Нужна шпаргалка? . Литературные сочинения!

ЕГЭ

1 вариант

Часть 1

А. Каждое утро на дощатый стол в саду мы насыпаем крошки и крупу.

Б. У синиц белые пушистые щеки, и когда синицы все сразу клевали, то было похоже, будто по столу торопливо бьют десятки белых молоточков.

В. Десятки шустрых синиц слетались на стол и склевывали крошки.

Г. Синицы ссорились, трещали, и этот треск, напоминавший быстрые удары ногтем по стакану, сливался в веселую мелодию.

1) А,Г,Б,В 2) В,А,Г,Б 3) А,В,Б,Г 4) Б, А,Г,В

  1. Предложение А - простое, повествовательное, подлежащее мы.
  2. Предложение Б - сложное, состоит из четырех простых.
  3. Предложение В - простое с однородными членами.
  4. Предложение Г - простое с однородными членами.
  1. Насыпали - глагол прошедшего времени.
  2. Напоминавший - прилагательное в форме единственного числа.
  3. Этот - указательное местоимение.
  4. На - предлог.

А4 В каком ряду во всех словах пишется буква а?

  1. б..гатство, к..саться, б..тальон
  2. р..стительность, пл..стилин, бахр..ма
  3. препод..ватель, предпол..гать, акв..рель
  4. б..лкон, перег..рать. г..рмоничный

1) медвеженок 2) цыган 3) шоколадный 4) перешел

  1. раз..грать, по..грать, пред..стория
  2. улыбч..вый, француж..нка, однофамил..ц
  3. вознагр..ждение, запеч..тлеть, оз..риться
  4. р..цион, аб..нент, к..веркать

А7 В каком ряду во свех словах пишется буква е? (Глаголы употреблены в форме 3-го лица единственного числа).

  1. раскле..т, улож..т, непромока..мый
  2. обслуж..т, зажива..т, недвиж..мое (имущество)
  3. посе..т, обтека..мый, уме..т
  4. руга..т, неприемл..мый, постел..т
  1. серебря..ый шар 2) пораже..ый красотой 3) задача реше..а 4) глиня..ая ваза

А9 В каком примере не с последующим словом пишется раздельно?

  1. отнюдь (не) пустое решение
  2. телефон (не) установлен
  3. (не) дозрелый арбуз
  4. (не) греющее солнце

А 10 В каком ряду все слова пишутся через дефис?

1) жить (по) человечески, кто(нибудь), (по) особому распоряжению

2) (по) секрету, черно(белый), по(братски)

3) кому(то), (по)немногу, (пол)Новосибирска

4) (в)третьих, сделать (по)другому, школа(интернат)

1) анте..на 2) ко..личественный 3) э..фективный 4) агре..сивный

А12 Укажите слово с нулевым окончанием.

1) стеклянный 2) лживость 3) перекручиваешь 4) говорливый

  1. все повара 2) более глубже 3) шестьюстами метрами 4)кладите на место

А 14 В каком слове ударение на втором слоге?

1) свекла 2) согнутый 3) понявший 4) кухонный

Догорала на горизонте заря () и синим туманом окутывала степь заснеженные крыши хат.

Белые стволы берез (1) посеребренные луной (2) рисовались на темном фоне дуба (3) вяза (4) и кустарника.

1) 1,2,3 2) 1, 2, 3, 4 3) 1, 3 4) 2, 3, 4

  1. Человек во все времена найдет простор, дело и цель для своих мечтаний.
  2. Тихая ночь, вся золотистая от полумесяца низко стоявшего над горой мешалась с тонким светом зари чуть алевшей на востоке.
  3. Пригреваемые солнцем, уснули продрогшие за ночь ребятишки.
  4. Сумерки приближались, и надо было торопиться.

А18 В каком предложении не нужно ставить тире? (Знаки препинания не расставлены).

  1. Пословица мудрость народа.
  2. Лес наше богатство.
  3. Россия страна загадок.
  4. Река туманна и тиха.

(1) Листопад завершен. (2) Раздетый лес потемнел, просматриваясь насквозь. (3) Лишь кое-где молодые дубки гремят летними доспехами. (4) Да ведь они и в зиму зачастую уходят с сухими листьями. (5) Старые же дубы отрясли жухлую ветошь, обнажив корявые сучья, раскидали желуди на загрубелую землю. (6) Того и гляди просыплется из низких всклоченных облаков снег.

(7) Пороша выпадает по-разному. (8) То нежданно-негаданно за ночь вывершится (насыплет снегу) по щиколотку, глубоко и прочно ложась на стылую землю. (9) Или ждем ее, ждем, а она второпях рассыплет снежную крупу, а потом и вовсе пропадет. (10) Вообще-то всякая зима имеет не одну снежную примерку. (11) И только на исходе ноября обыкновенно ложится снег.

(12) А пока предзимье - время свежих ветров и легких порош. (13) Природа как бы задумалась на пороге погодных перемен и медлит отпускать загостившуюся осень.

(По А. Стрижеву)

А19 Какое из утверждений не соответствует мыслям автора, высказанным в тексте?

  1. Молодые дубки отряхивают пожухлые листья.
  2. Зима имеет не одну снежную примерку.
  3. Снег ложится в конце ноября.
  4. Осенью, в предзимье, лес темнеет.

А21 В каком значении использовано в тексте слово (с) сухими в предложении 4?

  1. не содержащий влаги
  2. лишенный влажности, не сырой
  3. лишенный питательных соков, омертвевший, безжизненный
  4. лишенный или лишившийся свежести, сочности, мягкости; высохший или высушенный

Часть 2

В1 Из предложений 1-3 выпишите слова, в которых происходит оглушение согласных.

В2 Укажите способ образования слова снежную .

В3 Выпишите из текста краткое страдательное причастие прошедшего времени.

Ответы к заданиям В4-В5 запишите цифрами.

В4 Укажите номера предложений, в которых есть деепричастные обороты.

В5 Среди предложений второго абзаца найдите сложное предложение, укажите его номер.

Часть3

С. Напишите сочинение, опираясь на данный текст и развивая его основную мысль. Норма сочинения 1, 5 - 2 страницы.

ЕГЭ, 7 класс

2 вариант

1 часть

Прочитайте предложения А,Б,В,Г и выполните задания А1-А3

А.На опушках лесов, по берегам рек и ручьев прежде всего распускается и цветет черемуха.

Б. Любуясь на цветущую черемуху, сам невольно начинаешь улыбаться.

В. Это очень приятное, зеленое и веселое деревцо.

Г. Оно всегда улыбается, а весною, когда пахучие белые цветы сплошь его покрывают, даже смеется.

А1 В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

1) А,В,Б,Г 2)А,В,Г,Б 3) В,Г,Б,А 4) Б,А,В,Г

А2 Найдите ошибочное утверждение о предложениях текста.

1) Предложение А - простое с однородными членами.

2) Предложение Б - простое, повествовательное.

3) Предложение В - простое, невосклицательное.

4) Предложение Г - простое с однородными членами.

А3 У какого слова из текста неправильно определены грамматические признаки?

  1. Зеленое - имя прилагательное в форме единственного числа.
  2. Оно - личное местоимение.
  3. Цветущую - имя прилагательное.
  4. Сплошь - наречие.

А4 В каком ряду во всех словах пишется буква о?

  1. р..сток, ш..в, з..лотая
  2. прил..гательное, г..реть, ш..рох
  3. к..саться, нак..лоть дров, кв..ртал
  4. изл..жение, х..хотать, подр..сти

А5 Укажите слово с орфографической ошибкой.

1) опасный 2) запестрели 3) причоска 4) хорошего

А6 В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

  1. уд..вительный, прм..рить друзей, зап..рать дверь
  2. ра..колоть, и..печь, бе..заботный
  3. пр..шить, пр..усадебный, пр..хороший
  4. звез..ный, резиновая ло..ка, окрес..ность

А7 В каком ряду во всех словах пишется буква и? (Глаголы употреблены в форме 3-го лица единственного числа).

  1. терп..т, намаж..т, оплачива..мый
  2. обледене..т, гон..т, намеча..мый
  3. держ..т, люб..т, завис..мый
  4. наде..тся, брос..т, невид..мый

А8 В каком слове пишется удвоенная н?

  1. дворы благоустрое..ы
  2. встрое..ый шкаф
  3. овся..ая каша
  4. слое..ый пирог

А9 В каком примере не с последующим словом пишется слитно?

  1. (не) навсегда
  2. (не) видна голубизна
  3. никем (не) разгаданная шарада
  4. (не)досказанные слова

А10 В каком ряду все слова пишутся через дефис?

  1. мало (помалу), (по) весеннему тепло, чей (то)
  2. (без) толку, строго (настрого), из(за)
  3. где(либо), пол(лимона), на(ходу)
  4. пол(круга), жар(птица), юго(западный)

А11 Отметьте номера слов, где пишется удвоенная согласная.

1) ал..юминий 2) гам..а 3) орфограм..а 4) кол..рит

А12 Какое слово состоит из приставки, корня, двух суффиксов и окончания?

1) раскидали 2) буфетчица 3) мячик 4) диковатый

А13 Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) шоферы 2) в семистах шагах 3) нет новых носок 4) глубочайший

А14 В каком слове ударение на втором слоге?

1) занята 2) квартал 3) столяром 4) облегчить

А15 Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.

Тихо ночь ложится на вершины гор () и луна глядится в зеркало озер.

  1. Простое предложение с однородными членами, перед союзом и нужна запятая.
  2. Простое предложение с однородными членами, перед союзом и запятая не нужна.
  3. Сложное предложение, перед союзом и запятая не нужна.
  4. Сложное предложение, перед союзом и нужна запятая.

А16 На месте каких цифр в данном предложении должны быть запятые?

Ослепительные тугие облака (1) похожие то на ветки с яблоневыми цветами (2) то на белогрудых лебедей (3) плыли в просторном небе.

1) 1, 2,3 2) 1,2 3) 1,3 4) 2,3

А17 Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

  1. Усталый и зноем томимый, он в роще дубовой прилег.
  2. Овраг заросший ольхой походил на длинный крылатый коридор, устланный толстым слоем побуревших старых листьев.
  3. Вдруг все ожило: и леса, и пруды, и степи.
  4. Кругом было пусто, шумел ветер.

А18 В каком предложении нужно поставить тире? (Знаки препинания не расставлены).

  1. Небо высокое и прозрачное.
  2. Светает рано.
  3. Земля наш общий дом.
  4. Весела весна в лесу!

Прочитайте текст и выполните задания А19-А21, В1-В5, С

(1) После небольших заморозков прошелестел последний золотой дождь. (2) Оголились в парках и сразу стали беззащитными стройные березки. (3) На их белоствольном фоне еще темнее и кряжистей выглядят дубы-великаны, покачивающие корявыми лапищами.

(4) В эту пору предзимья природа готовится к длительному покою. (5) Лишь неугомонный дятел с утра затевает на сухом стволе свое неизменное «стакатто», да любопытная белочка, свесившаяся с ветки, чем-то залюбовалась внизу. (6) Уж не этими ли сказочными цветами, брызнувшими, словно из-под земли, бледно-сиреневыми лепестками?

(7) И откуда только они взялись в такую позднюю пору? (8) Да это же безвременники, цветы-неувяды. (9) Ранней весной у них появляются коробочки с семенами. (10) А поздней осенью они выстреливают вдруг из-под травы, засохшие великолепными цветами. (11) И кажется на миг, что нежданно вернулась весна.

А19 Какое из утверждений не соответствует мыслям автора. Высказанным в тексте?

  1. Чем-то залюбовался любопытный дятел.
  2. У цветов-неувяд весной появляются коробочки с семенами.
  3. Природа поздней осенью готовится к покою.
  4. Осенью березы становятся беззащитными.

А20 Определите тип речи текста.

1) повествование 2) описание 3) рассуждение 4) описание с элементами повествования

1) 2,3 2) 9,10 3) 4, 5 40 3,4

Часть 2

Ответы к заданиям В1-В3 запишите словом (-ами)

В1 Из предложений 1-2 выпишите слова, в которых происходит оглушение согласных.

В2 Укажите способ образования слова белоствольном.

В3 Выпишите из текста действительное причастие настоящего времени

Ответы к заданиям В4-В5 запишите цифрами

В4 Укажите номера предложений, в которых есть причастные обороты.

В5 Найдите в тексте сложное предложение, укажите его номер.

Часть 3

С. Напишите сочинение, опираясь на данный текст и развивая его основную мысль. Норма сочинения 1,5 - 2 страницы.


Дидактический материал
по теме «Наречие»

Сравнительная степень наречия

Карточка 1.

Выглядеть моложе, отец моложе матери, наша река многоводнее, стать многоводнее, голос громче, говорил громче, брат выше сестры, прыгнуть выше, товарищ сильнее, стал сильнее, ручей шире, раскрыть шире.

Карточка 2. Выпишите словосочетания с наречиями.

Замесить гуще, каша была гуще, копать глубже, озеро стало глубже, идти увереннее, голос стал увереннее, шаги стали осторожнее, прикасаться осторожнее, раздается реже, лес стал реже, движения медленнее, движения стали медленнее.

Карточка 3. Спишите текст, выделяя в нем три абзаца. Запишите наречия, данные в скобках, в сравнительной степени. Выделите суффиксы. Вставьте пропущенные буквы.

Ветер и солнце

Заспорил буйный ветер с солнцем, кто из них сильнее, и условились они, что победит из них тот, кто застав_т путника скинуть платье. И вот ветер задул изо всей мочи. Прохожий зав_рнулся в свой плащ_. Ветер задул еще (порывисто). Задр_жал путник от холода и укутался еще (плотно). Наконец ветер устал и предоставил солнцу пок_зать свою силу. Едва солнце согрело землю своими лучами, прохожий снял верхн_ одежду. Скоро стало жарко. Тогда путник ра_делся совсем и выкупался в речк_. (А.М. Пешковский)

– Сформулируйте основную мысль текста.

Карточка 4. Спишите предложения, заменяя слова в скобках сравнительной степенью. Подчеркните эти слова как члены предложения. Вставьте пропущенные буквы.

Все (медленно) проходило солнце свой дневной путь, (тепло) становился воздух, казалось, что пр_шло уже весеннее веселье, шутливо прячет_ся где-то за горами в полях и скоро хлынет за город. (М.Горький)

Солнце поднялось высоко, день раздвинулся (широко) и стал (глубоко) и (просторно). Все вокруг было как-то по-особенному ярко и свежо. Воздух гудел от солнца, от его ровного и чисто спадающего светозарного могучего течения, теперь, после ночи, пила и не могла напит_ся, насытит_ся солнцем земля... Всякий звук, всякий трепет листочков казался не случайным, знач_щим (много), чем просто звук или трепет. (В.Распутин)

– Укажите в обоих отрывках выразительные средства.

Группы наречий по значению

Карточка 1. Поменяйте местами предложения так, чтобы получился текст. Спишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Укажите группы наречий по значению.

Самым знаменитым греческим оратором был Демосфен. Он набивал рот камешками чтобы сильнее двигался язык он говорил на берегу стараясь перекричать шум пр_боя он говорил поднимаясь в гору чтобы выучит_ся правильно дышать. Чтобы пр_одолеть это и научит_ся говорить внятно и сильно, он поселился в пещер_ на берегу моря обрил себе полголовы чтобы (не)воз_ращат_ся к людям, пока (не)отр_стут волосы, и _десь упражнялся в (красн_)речи_. Смолоду он был (косн_)язычен. (Из книги «Литературный календарь»)

– Подчеркните наречия как члены предложения.

– Запишите основную мысль отрывка.

Карточка 2. Спишите текст, вставляя буквы, расставляя знаки препинания. Вместо пропусков вставьте подходящие по смыслу наречия. Подчеркните их как члены предложения, укажите их группу по значению.

Выйдя из кустарника Быланин направился к балк_ _____ перед собой на холмик_ он увид_л человека. Пол_жив лицо на ладони человек с_дел _____. С минуту Быланин _____ всматривался в согбе_ную фигуру _____ улыбнувшись про себя _____ зашагал по тропинк_ размахивая шапкой-ушанкой в руке.

Человек ____ вскочил пр_л_жил к глазам руку. Это был старик, (не)высокий худощавый с седыми волосами торчавшими из(под) выцветш_ солдатской фуражк_ с реденькой и, как пуч_к пеньки, помятой бороденкой. Он узнал Быланина мелкими и быстрыми ша_ками побежал с пр_горка.

Сойдясь они ____ пожимали друг другу руки.

(Ф.Наседкин)

Карточка 3. Спишите, вставляя буквы и расставляя знаки препинания и вставляя вместо пропусков наречия. Определите смысловую группу наречий.

Лес шумел

В этом лесу ____ стоял шум – суровый, протяжный, как отголосок дальнего звона, спокойный и смутный, как тихая песня без слов, как (не)ясное воспом_нание о прошедшем. В нем ____ стоял шум потому что это был старый дремучий бор которого (не)к_сались еще п_ла и топор лесного барышника. Высокие (сто)летние сосны с красными могучими стволами стояли хмурою ратью плотно сомкнувшись ____ зелеными вершинами. ____ было ____, пахло смолой; сквозь полог сосновых игл, которыми была усыпана почва, пробились яркие папоротники ___ ра_кинувшиеся пр_чудливою б_хромой и стоявшие не ____, (не)шелохнув листом. В сырых уголках т_нулись высокими стеблями зеленые травы белая кашка склонялась от_желевшими головками, как будто в тихой истоме. А ____ без конца и перерыва т_нулся лесной шум, точно смутные вздохи старого бора. (В.Короленко)

– Сформулируйте и запишите основную мысль текста.

– Определите тип текста.

– Укажите выразительные средства.

Карточка 4 . Спишите, вставляя буквы, расставляя знаки препинания и вставляя вместо пропусков наречия. Подчеркните наречия как члены предложения и укажите их смысловую группу.

Перед грозой

Покорная природа ц_пенела в молчани_. Ни ветра ни бодрого свежего звука ни обл_чка. Но вот наконец, когда солнце стало спускат_ся к западу, из(за) холмов ____ пок_залось (пепельно)серое кудрявое обл_ко. ____ в стоячем воздухе что(то) порвалось ____ рванулся ветер и с шумом и свистом закружил по степи. ____ трава и прошлогодний бур_ян подняли ропот на дорог_ ____ закружилась пыль побежала по степи и увл_кая за собой солому стрекоз и перья ч_рным вертящимся столбом поднялась к небу и затуманила солнце. По степи, ____ и ____ спотыкаясь и прыгая побежали перекати-поле а одно из них попало в вихрь завертелось как птица полетело к небу и обратившись в ч_рную тучу и_чезло из вида. За ним понеслось другое, потом трет_е. За холмами ____ прогремел гром подуло свежест_ю. (А.П. Чехов)

– Определите стиль текста. Докажите свое мнение.

– Выпишите выразительные средства.

Карточка 5. Спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.

Но, как бы то ни было, зима кончилась. В начал_ апреля стояли теплые дни и морозные ночи зима (не) уступала но один теплый денек пересилил наконец – и потекли руч_и запели птиц_. Весь луг и кусты около реки ут_нули в вешних водах между Жуковом и той стороной все пространство сплошь было занято громадным заливом, на котором там и сям вспархивали стаями дикие утки...

Журавли летели быстро-быстро и кричали грус_но, будто звали с собой. Стоя на краю обрыва Ольга подолгу смотрела на разлив на солнце на светлую точно помолодевшую церковь, и слезы текли у нее, и дыхание захватывало от того, что страс_но хотелось уйти куда-нибудь, куда глаза глядят, хоть на край света. (А.П. Чехов)

– Подчеркните наречия как члены предложения. Укажите их группы по значению.

– Выпишите из текста фразеологизм и объясните его значение.

Карточка 6. Выпишите из текста словосочетания с наречиями. Укажите группу наречия по значению.

Я ехал с охоты вечером на беговых дрожках. До дому еще было верст восемь; моя добрая рысистая кобыла бодро бежала по пыльной дороге, изредка прихрамывая и шевеля ушами; усталая собака, словно привязанная, ни на шаг не отставала от задних колес. Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса; надо мной и мне навстречу неслись длинные серые облака; ракиты тревожно шевелились и лепетали. Душный жар внезапно сменился влажным холодом; тени быстро густели. Я ударил вожжою по лошади, спустился в овраг, перебрался через сухой ручей, весь заросший лозняками, поднялся в гору и въехал в лес. (И.С. Тургенев)

– Определите тип речи.

– Выпишите причастные и деепричастные обороты.

– Составьте словарный диктант из слов данного текста.

– Какие художественные средства использует автор текста?

Итоговые диктанты

(для разных уровней)

Загостившаяся осень

Листопад завершен. Раздетый лес потемнел и просматривается насквозь. Лишь кое-где молодые деревья гремели летними доспехами. Но они и в зиму зачастую уходят с сухими листьями. Старые дубы отрясли жухлую ветхую листву, обнажив корявые сучья, раскидали желуди и загрубевшую землю. Вскоре просыплется из всклокоченных облаков снег.

Пороша выпадает по-разному. То нежданно-негаданно насыплет снегу по самые щиколотки. Или ждешь ее, а она второпях рассыплет снежную крупу, а потом и вовсе пропадет. Вообще-то всякая зима имеет не одну снежную примерку. И только на исходе ноября обыкновенно ложится снег.

А пока предзимье – время свежих ветров и легких порош. Природа, возможно, задумалась на пороге погодных перемен и медлит почему-то отпускать загостившуюся осень.

Грамматическое задание

1. Объясните графически написание наречий.

листопад, зачастую, обнажив, загостившуюся.

3. Произведите морфологический разбор слов:

второпях, обыкновенно.

1) Старые дубы отрясли жухлую ветхую листву, обнажив корявые сучья, раскидали желуди и загрубевшую землю.

2) Вскоре просыплется из всклокоченных облаков снег.

Ночные звуки

На юге ночь наступает очень быстро. Надо спешить. Я больше не мог терять время и пошел наугад.

Долго пробивался я по чаще, а лес все не кончался. Я снова углубился в лес, выбрал большое дерево, залез повыше и расположился на ночь.

Так я сидел, прислушиваясь к ночным звукам. До меня доносился далекий сонный гомон птичьей колонии. Квакали лягушки, монотонно кричала маленькая сова, резво каркала в темноте ночная цапля. Порой начинал жалобно кричать шакал, вслед ему затягивали другие. Но потом все смолкло, и ночная тишина нарушалась лишь невнятным шорохом да изредка тихим треском сухой ветки под ногой вышедшего на охоту хищника.

(По Е.П. Спангенбергу)

Грамматическое задание

1. Составьте схемы сложных предложений.

2. Над наречиями укажите их разряд по значению.

3. Разберите по составу слова:

наугад, снова, затягивали, нарушалась.

4. Произведите синтаксический разбор предложений:

1) Я снова углубился в лес, выбрал большое дерево, залез повыше и расположился на ночь.

2) Я больше не мог терять время и пошел наугад.

Сосновый дождь

Сережа лежал на опушке леса и смотрел вверх. Огромные сосны расступились, и в неровном ярко-синем квадрате неба арбузной коркой смутно желтел бледный месяц. Прямо в него упиралась остроконечной вершиной огромная ель. Прошелестел вверху порыв ветра, и с тихим шорохом посыпались желтые сосновые иголки. Пошел сосновый дождь. Их было много в осеннем лесу, дождей: сосновый, березовый, осиновый и даже паутинный! Сереже нравился сосновый дождь. Высоченные деревья начинали на ветру негромко шуметь и просыпать сухие иголки. Они шуршали в ветвях, как дождевые капли, и неслышно струились на седой мох. Все сосны разом стряхивали с себя отмершие иголки. И если сквозь ветви пробивается солнечный свет, то мельтешащие в лесу иголки и впрямь напоминают дождевые капли, только длинные, золотистые.

(В.Козлов)

Грамматическое задание

1. Укажите разряды наречий по значению.

2. Разберите слова по составу:

расступились, посыпались, паутинный, высоченные.

3. Произведите синтаксический разбор предложений:

1) Огромные сосны расступились, и в неровном ярко-синем квадрате неба арбузной коркой смутно желтел бледный месяц.

2) Высоченные деревья начинали на ветру негромко шуметь и просыпать сухие иголки.

4. Укажите использованные в тексте сравнения, эпитеты.

Проселки

Ах, эти проселки! Весело ехать по глубоким колеям, заросшим муравой, повиликой, какими-то белыми и желтыми цветами на длинных стеблях. Ничего не видно ни впереди, ни по сторонам – только бесконечный, суживающийся вдали пролет меж стенами колосистой гущи да небо, а высоко в небе – жаркое солнце. Синие васильки, лиловый куколь и желтая сурепка цветут во ржи. Дрожки задевают колосья, растущие кое-где по дороге, и они однообразно клонятся под колесами и выходят из-под них черными, испачканными колесной мазью. Мелкие кузнечики сухим дождем сыплются из подорожника… Неожиданно потянуло откуда-то легким ветерком, солнечной теплотой… Отец подбирает вожжи… Тут надо держаться покрепче, но, ухватившись за сиденье обеими руками, все-таки пристально следишь за тем, как навстречу, лоснясь, бегут серо-зеленые волны, как тень от облачка то там, то здесь на мгновение затушевывает их, как носится, хлопая ушами, за перепелами и жаворонками Джальма (собака): иногда совершенно пропадает во ржи, – только на волнистой линии, струящейся за нею, видно, где она, – а иногда высоко выпрыгивает из колосьев, удивленно озираясь по сторонам.

(И.Бунин)

Грамматическое задание

1. Произведите синтаксический разбор предложений:

1) Дрожки задевают колосья, растущие кое-где по дороге, и они однообразно клонятся под колесами и выходят из-под них черными, испачканными колесной мазью.

2) Мелкие кузнечики сухим дождем сыплются из подорожника.

2. Разберите по составу одно наречие, деепричастие и причастие.

3. Укажите группы наречий по значению.