Банщик, птичник, отличник, бетонщик, зеленщик, барабанщик, фонарщик и сварщик плыли
в солнечный день на речном пароходе. У дочки была привычка терять ручку, колечко, гречку,
овечку и Жучку. Ночная бабочка нянчит птенчика.
Очаровательные ежи в тишине чащи шипят на шишки. Мыши решили сшить чалму для чайки.
Птичка везёт колючку на тачке. У Наташи и Гриши чаепитие. Наши малыши ищут перчатки и карандаши.
Диктант по русскому языку. 1 класс. Второе полугодие.
ЗИМОЙ
Хлопья снега тихо падают на землю. Во дворе играют малыши. Пруд и река покрыты льдом.
Ольга идёт на каток. Дядя Яша учит всех кататься на коньках.
Слова для справок: кататься .
Диктант по русскому языку. 1 класс. Второе полугодие.
Прошла хмурая осень. Весело закружились в воздухе снежинки. Они засыпали всю землю.
На рябине висели сочные ягоды. Стайка дроздов подлетела к дереву. Хорош корм для птиц!
Диктант по русскому языку. 1 класс. Второе полугодие.
В ЛЕСУ
Зимой я шла на лыжах. Пушистый снег в лесу лежал на сучьях и ветках. Громко стучал дятел.
Из-под коры дерева он доставал жучка. Под елью была нора. Кто там живёт?
Слова для справок: из-под .
Диктант по русскому языку. 1 класс. Второе полугодие.
НА РЕКЕ
Олег и Вася шли из школы. Падал густой снег. Мальчики спустились к реке. Вася побежал по льду.
Хрупкий лёд треснул. Вася чуть не упал в воду. Ребята поспешили к дому.
Слова для справок: побежал, не упал, поспешили.
Диктант по русскому языку. 1 класс. Второе полугодие.
УТРОМ
Весело закружились в воздухе снежинки. Ночью выпал снег.
Утром на снегу звери и птицы оставили цепочку следов.
Вот прыгнул кот Васька с крыльца. А чей след ведет к саду?
Слова для справок: оставили.
Диктант по русскому языку. 1 класс. Второе полугодие.
ЯГОДЫ
Засыпало всю землю снежком. Трудно зайцу найти пищу. А на рябине висели сочные ягоды.
Позвал зайка ветер. Ветер стал сильно качать рябину. Крупные ягоды упали на снег.
Зайка рад. Сыт пушистый зверёк.
Слова для справок: засыпало, рябина, висели.
Диктант по русскому языку. 1 класс. Второе полугодие.
ВОТ И ОБЕД
Днём я с собакой Тимкой отправился в рощу. Хорошо было в роще. Всюду белым ковром лежал снег.
Вот на старую ель прыгнула белка. На сучке висел сухой гриб. Зверёк его заметил. Вот и обед.
Слова для справок: отправился, заметил, обед .
Диктант по русскому языку. 1 класс. Второе полугодие.
ВО ДВОРЕ
Ночью был сильный мороз. На воде - лёд. Утром выпал пушистый снег.
На дворе весело и шумно. Алёша запряг в сани Тома. Ребята гурьбой бежали за собакой.
Слова для справок: выпал, запряг, бежали .
Диктант по русскому языку. 1 класс. Второе полугодие.
ВЕСНА
Земля покрыта снегом. В полях и лесах бродит зима. С горки ветер сдул белый наряд зимы.
Показалась мёрзлая бурая земля. Вот и солнышко. Тихий звон капели будит лес.
Под снегом журчит светлый ручей. Песня птиц разнеслась по глухим тропам.
Слова для справок: показалась, разнеслась .
Диктант по русскому языку. 1 класс. Второе полугодие.
ЛЁД ИДЁТ
Настала весна. Ребята бегут к речке. По реке идёт лёд. Бурлит и шумит вода.
Льдина на льдину находит. На большой льдине плывёт собака. Быстро понесла вода льдину к берегу.
У берега были брёвна. Собака прыгнула на бревно и спаслась от беды.
Слова для справок: понесла, берег, спаслась, к речке .
Диктант по русскому языку. 1 класс. Второе полугодие.
СХОДИТ СНЕГ
Вот и весна. Сходит снег с гор. Быстрые талые воды бегут к озеру. У воды стоят голые кусты.
Грязные сугробы снега осели. Мутные струйки воды заполнили все ямки.
Всюду лужи. Ребята играют у крыльца. Там сухо.
Слова для справок: бегут, стоят.
Диктант по русскому языку. 1 класс. Второе полугодие.
НАСТАЛА ВЕСНА
Грязь со снегом хлюпают под ногами. Но как кругом весело! Солнышко светит ярко.
Тёплые лучи играют в лужах с галками и воробьями. Река надулась и потемнела.
Ветки кустов голы. Но они уже живут и дышат. Вот и весна настала.
Слова для справок: потемнела, дышат.
Диктант по русскому языку. 1 класс. Второе полугодие.
ПЕРВЫЕ ДНИ ВЕСНЫ
Настали первые дни весны. Солнышко светит и греет. Тёплые лучи рушат снежные крепости.
У крыльца лужи. Всюду звенит капель. На ветках набухли душистые почки. Распустились кустики ивы.
На ветку клёна села ворона. Она хрипло кричит. Галка ищет место для гнезда.
Слова для справок: крепость, звенит, кричит, ищет .
Диктант по русскому языку. 1 класс. Второе полугодие.
ЛОДОЧКА
Пришла тёплая весна. Потекла вода. Дети взяли дощечки и сделали лодочку.
Лодка плыла по воде. Дети бежали за ней и весело кричали.
Они не смотрели под ноги. Дети попали в лужу.
Диктант по русскому языку. 1 класс. Второе полугодие.
УТРО
Вот и утро. За окном петух прокричал. Наступает новый день. Лесные опушки утопают в цветах.
Громко гудят жуки. Пролетают птицы, зверьки пробегают.
Летом лесная опушка - самое веселое место. Хороши летние дни!
Диктант по русскому языку. 1 класс. Второе полугодие.
ВАСЬКА
Коток - серенький лобок. Ласков Вася, да хитёр. Лапки бархатные, стальные.
Когти выпускные, глазки большие, зубки-то кривые. У Васьки ушки чутки, усы длинны, шубка шёлковая.
Ласкается кот, хвостиком виляет, глазки закрывает, песенку поёт. Мышка попалась - не прогневайся.
Диктант по русскому языку. 1 класс. Второе полугодие.
КАП! КАП!
Кусты наполнились водой. На каждой ветке гирлянды капель. Сядет воробей - сверкающий дождь!
Начнёт пить, и капелька из-под самого носа - кап! Воробей к другой, другая - кап!
Скок, скок воробей, кап, кап капельки!
Диктант по русскому языку. 1 класс. Второе полугодие.
ДРУЖНАЯ РАБОТА
Дедушка привёз воз дров. Он стал дрова складывать у старой сосны. Деду помогал внук Витя.
На дворе сильный мороз и ветер. А мальчику было жарко от работы.
Слова для справок: привёз, складывать,помогал .
Диктант по русскому языку. 1 класс. Второе полугодие.
ЛИСА
Поехал дед на речку за рыбой. Наловил он рыбки полный воз. Едет дед домой.
На дороге лежит лисичка, как мёртвая. Старик взял лису и положил её на сани.
Слова для справок: наловил, едет, положил.
Диктант по русскому языку. 1 класс. Второе полугодие.
МАРТ
Наступил март. С крыши падает частая капель. У крыльца осели сугробы. Быстро бежит ручей.
В лесу царствует зима. Кусты и старые пни засыпаны снегом. Вот дрогнула ветка ели.
На землю упал ком снега. Лес ждёт тёплых ясных дней.
Слова для справок: осели, царствует, засыпаны .
Диктант по русскому языку. 1 класс. Второе полугодие.
НА РЕКЕ
Мы с дедушкой жили на берегу реки. У деда была лодка. Мы часто бегали на реку ловить рыбу.
Пёс Шарик весело встречал нас с уловом. Он любил свежую рыбу.
Слова для справок: встречал .
Диктант по русскому языку. 1 класс. Второе полугодие.
ДЯТЕЛ
Вижу, на одном из деревьев дятел пристроился. Какой он нарядный! Головка и спинка чёрные.
На затылке ярко-красные пятна. На чёрных крылышках белые пятнышки и полоски.
Весь пёстрый, потому его пёстрым дятлом и прозвали. Ну и красавец!
Диктант по русскому языку. 1 класс. Второе полугодие.
ВЕСНА
Наступил апрель. Снега уже нет. Ярко светит солнышко весь день. У крыльца звонко журчат ручейки.
Алёша и Миша пускают бумажные кораблики. Они быстро мчат по мутной воде. Мальчики любят играть.
Скоро они будут ходить в школу.
Слова для справок: ходить, светит.
Диктант по русскому языку. 1 класс. Второе полугодие.
СОБАКА РЯБКА
Мы жили на берегу реки. У нас была новая лодка. Я часто бегал на речку удить рыбу.
У дома стояла будка. Там жила наша собака Рябка. Мы любили её.
Первая рыбка была для Рябки. Собачка хорошо сторожила дом.
Она была хорошим другом.
Слова для справок: у нас, стояла, сторожила .
Золотарева Л.Н учитель начальных классов МОУ СШ №2 г. Богородицк
Итоговый диктант за 1 класс УМК «Школа России»
Цель работы: проверить умение применять пройденные правила: оформление предложений на письме, правописание имён собственных, слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу; умение делить слова на слоги.
Васька.
У Любы живёт кот Васька. Он весь белый. На лап а х тёмные пятна. Хвост пушистый. Лет о м Ваську взяли на дачу. Он люб и т спать на о кне. Там т е пло. Люба часто играла с котом.
ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
2 вариант
1. Разделить слова на слоги:
идут, стучат, рыжие.
ёжики-__________________________________
мальчики-_______________________________
3. Подчеркнуть буквы мягких согласных звуков в 5 предложении
житель, огоньки, весна, нитки, хороший
1 вариант
1. Разделить слова на слоги:
Юра, веткам, ёжики.
2. Записать цифрой, сколько букв и звуков в словах
серые-__________________________________
укрылись-_______________________________
3. Подчеркнуть буквы мягких согласных звуков в 6 предложении
4. Поставь в словах знак ударения. Запиши эти слова в алфавитном порядке
бревно, крокодил, ушанка, польза, чтение
Время выполнения грамматического задания-15 минут
Правильные ответы
Номер заданияПравильный ответ (решение)
1
1в.-и дут, сту чат, ры жи е
2в.- Ю ра, вет кам, ё жи ки.
3 балла – верно разделены все 3 слова;
2 балла- верно разделены 2 слова;
1 балл – верно разделено 1 слово;
2
1в.- серые-5б., 6зв.,
укрылись-8б., 7зв.
2в.- ёжики-5б., 6зв.,
мальчики-8б., 7зв.
2балла- верно указано в обоих количество букв и звуков;
1балл-в одном слове верно указано количество букв и звуков;
0 баллов – получен любой другой ответ или отсутствует
3
1в. – Он л ю б ит спа т ь на ок н е.
2в. – Л етом Ва с ьку в з я л и на да ч у.
2 балла- правильно найдено предложение, верно подчёркнуты все буквы;
1балл – неправильно найдено предложение, но верно подчёркнуты все буквы;
или правильно найдено предложение, но неверно подчёркнуты буквы;
0 баллов – получен любой другой ответ или отсутствует
4
1в.- бревно, крокодил, польза, ушанка, чтение
2в.- весна, житель, нитки, огоньки, хороший
2 балла- правильно расставлены слова в алфавитном порядке, верно поставлено ударение;
1балл-неправильно расставлены слова в алфавитном порядке, но верно поставлено ударение;
или правильно расставлены слова в алфавитном порядке, но неверно поставлено ударение;
0 баллов – получен любой другой ответ или отсутствует
Максимальный балл - 9
Достигнут высокий уровень: 9 баллов
Достигнут повышенный уровень: 6-8 баллов
Достигнут базовый уровень: 3 - 5 баллов
Не достигнут базовый уровень: 0 – 2 балла
БобрыБобры живут на реке. Они отличные строители. У бобров зубы острые, как бритва. На реке бобры делают плотины из стволов осины.(21 слова) .
На реке
Люба и Маша пасли утят на берегу реки. Утята были маленькие. Вдруг в небе появился коршун. Он схватил одного утёнка. Девочки закричали. Прибежал Ваня. Он тоже стал кричать и размахивать руками. Коршун выпустил утёнка и улетел.(38 слов)
Пчёлы
Утро было тёплое. Пчёлы проснулись рано и полетели в поле. Там много цветов. Это лютики и ромашки. Цветёт душистая липа. Около липы летают пчёлы. Они трудятся всё лето. Много мёду получаем мы от пчёл.(35 слов)
В лесу
Наш лес большой. В лес пришли дети. Они ищут грибы. Боря и Андрюша собрали много рыжиков и маслят. Юра и Яша под ёлкой нашли ёжика. Они положили его в шапку. Ёжик уколол Юру. Но Юра не заплакал. Ребята потрогали зверька и выпустили.(44 слова) .
Грамматические задания
1. Записать слова, выделить в них корень. Подчеркнуть в корне букву, написание которой надо проверить.
I вариант. Глаза, лодка, берёзка.
II вариант. Весна, грядка, грибник.
2. Выписать слова с разделительным ь
I вариант. Воробьи, коньки, пеньки, веселье.
II вариант. муравьи, угольки, пальто, друзья.
Трудимся.
Скоро Новый год. Ребята сами делают игрушки на елку. На партах клей, яркая бумага, краски.
Нарядная будет елка! (18)
Грамматические задания
1. В первом предложении над словами указать количество слогов.
2. Во втором предложении над словами поставить знак ударения.
3. В третьем предложении подчеркнуть в словах мягкие согласные.
4. *Придумать и записать по одному слову, состоящему из одного, из двух, из трех слогов.
5. *Записать предложение на тему «Зима», соответствующее схеме (три слова).
Наш двор.
Мы любим свой двор. Там есть качели и турник. Летом мальчики гоняют мячик. Девочки играют в куклы. Зимой старшие ребята делают горку. (24)
Грамматические задания
1. Записать цифрой, сколько слов в первом предложении.
2. В словах последнего предложения подчеркнуть гласные.
3. Во втором предложении найти слово из двух слогов.
4. *Из данных слогов составить три слова: ща, жи, е, щу, ча, ка.
Подчеркнуть в словах гласные после шипящих. Написать по одному слову на эти правила.
5. *Записать предложение на тему «Зима», соответствующее схеме (4 слова).
Дождь.
Все небо в тучах. Идет сильный дождь. У крыльца большие лужи. Кот прыгнул на камень. Он стал пить воду из лужи. (21)
Грамматические задания
3. Выбрать слово, в котором букв больше, чем звуков: лес, шишка, пень, ель.
4. *Спрячь мягкий знак в середину слова и запиши слова:
День…, крыль…, пень…, огонь…, Машень… .
5.* Записать названия летних месяцев, подчеркнуть в них мягкие согласные.
Зимний вечер.
На дворе сильный мороз. Метет метель. А дома тепло. В печке тлеют угольки. Кот Васька лег спать в уголке. Юра читает. Маленькая Надя слушает. (24)
Грамматические задания.
1. Подчеркнуть в словах мягкий знак.
2. Разделить слова для переноса: сильный, метель, угольки.
3. Выбрать слово, в котором букв больше, чем звуков: белка, ножи, конь, ельник.
4. *Записать названия зимних месяцев, подчеркнуть мягкие согласные.
5. *Записать по памяти по 2 слова с мягким знаком на конце и в середине слова.
В лесу.
Пушистый снег укрыл зимний лес.
Я иду в чащу леса. Пестрый дятел стучит по дубу. Под елкой лежат шишки. (19)
Грамматические задания
1. Подчеркнуть в словах сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.
2. Разделить слова на слоги: ландыш*, площ*ди, ч*деса.
3. Изменить слова еж, чиж, мышь так, чтобы в них было по 2 слога.
4. *Дописать слоги, подчеркнуть буквы, обозначающие шипящий звук:
ча…, ро…, лу…, стри…, малы…..
5. *Составь предложение со словосочетанием душистый чай.
Летом.
Дети едут на дачу. Они будут жить у бабушки Маши. Внучата помогут ей сушить сено. Дети станут бегать в рощу, рвать щавель на лугу. (24)
Грамматические задания
1. Подчеркнуть в словах сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.
2. Разделить слова на слоги: внучата, сушить, рощу.
3. Цифрой обозначить количество букв и звуков в слове дача , нарисовать звуковую схему.
4. *Записать по одному слову с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.
5. *Закончи предложение: В роще хлопочут …………….. .
Питомцы.
Аня Петрова живет в селе Лесном. Она любит животных. У девочки есть пес Шарик и котенок Пушок. Анюта дает им хлеб, молоко. (22)
Грамматические задания
1. Подчеркнуть заглавную букву в именах собственных.
2. В словах первого предложения подчеркнуть глухие согласные.
3. Разделить слова для переноса: тайны, серая, огоньки.
4. *Вставь первую букву и запиши слова:
…ашенька, ….анечка, …ндрюша, …етенька.
5 . *Запиши 2 предложения: - Как тебя зовут?
В каком городе ты живешь?
Новичок.
В класс поступил новый ученик Костя Демин. Мальчик приехал из города Астаны. Жил он там на улице Пушкина. Ребята быстро подружились с новичком. (22)
Грамматические задания
1. Подчеркнуть заглавную букву в именах собственных.
2. В словах первого предложения подчеркнуть звонкие согласные.
3. Разделить для переноса слова: новый, новичок, приехал.
4. *Запиши по 3 имени девочек и мальчиков.
5. *Запиши 2 предложения: - Как тебя зовут?
В каком городе ты живешь?
На реке.
Вот и настали теплые деньки. Ребята по тропке идут к реке. Там шумно и весело. Малыши играют в песке. Они строят большой дом. (23)
Грамматические задания
1. Записать цифрой, сколько слогов в словах: пес, норка, ежики.
2. В словах в е с е л о, р е б я т а подчеркнуть мягкие согласные.
3. Записать цифрами, сколько букв и звуков в слове д е н ь к и.
4. *Подобрать слова, противоположные по смыслу: высокий -……
Узкий - …..
Далеко- …
5.* Составь и запиши 2 предложения со словами Рыжик, рыжик.
В лесу.
Мальчики Юра и Ваня идут в лес. Рядом бежит пес Бимка. По веткам скачут рыжие белки. Под елкой норка. Там укрылись серые ежики. (25)
Грамматические задания
1. Записать цифрой, сколько слогов в словах: пес, норка, ежики.
2. В словах белки, укрылись подчеркнуть мягкие согласные.
3. Записать цифрой, сколько букв и звуков в слове мальчики.
4.*Подобрать слова, противоположные по смыслу:
Высокий - …. далекий - …. узкий - …. добрый - ….
5.*Составь и запиши 2 предложения со словами плод, плот.
У Бори кот. Барсик катал клубок. Мы были в парке. Там липа и сосны. Зина мала. У Зины кукла. (19 слов) .
Рома мал. Он сам мыл руки. Вот куры. Иван кормит кур.(11 слов) .
Ключ
Алёша и Коля шли в рощу. Было жарко. А вот и ключ. Он чист. Алёша пил воду.
Пролетело лето. В лесу красиво. У нас краски и кисти. Нина и Лена рисовали сосны. Антон рисовал кусты. (35 слов) .
Летом
Летом поют чижи. Летают стрижи. В лесу цветут ландыши. Под елью шуршат ежи. Ребята в лесу ищут шишки. (18 слова) .
Бобры
Бобры живут на реке. Они отличные строители. У бобров зубы острые, как бритва. На реке бобры делают плотины из стволов осины. (21 слова) .
На реке
Люба и Маша пасли утят на берегу реки. Утята были маленькие. Вдруг в небе появился коршун. Он схватил одного утёнка. Девочки закричали. Прибежал Ваня. Он тоже стал кричать и размахивать руками. Коршун выпустил утёнка и улетел. (38 слов)
Пчёлы
Утро было тёплое. Пчёлы проснулись рано и полетели в поле. Там много цветов. Это лютики и ромашки. Цветёт душистая липа. Около липы летают пчёлы. Они трудятся всё лето. Много мёду получаем мы от пчёл. (35 слов)
В лесу
Наш лес большой. В лес пришли дети. Они ищут грибы. Боря и Андрюша собрали много рыжиков и маслят. Юра и Яша под ёлкой нашли ёжика. Они положили его в шапку. Ёжик уколол Юру. Но Юра не заплакал. Ребята потрогали зверька и выпустили. (44 слова) .
Грамматические задания
- Записать слова, выделить в них корень. Подчеркнуть в корне букву, написание которой надо проверить.
I вариант. Глаза, лодка, берёзка.
II вариант. Весна, грядка, грибник.
- Выписать слова с разделительным ь
I вариант. Воробьи, коньки, пеньки, веселье.
II вариант. муравьи, угольки, пальто, друзья.
Что русский язык - один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения.
(В. Г. Белинский)
Красота, величие, сила и богатство российского языка явствует довольно из книг, в прошлые веки писанных, когда еще не токмо никаких правил для сочинений наши предки не знали, но и о том едва ли думали, что оные есть или могут быть.
(М. В. Ломоносов).
Диктанты по русскому языку для 1 - 8 классов
Для успешной подготовки к написанию диктантов по русскому языку, рекомендую ознакомиться с реальными вариантами текстов заданий по русскому языку. На сайте размещены наиболее реалистичные варианты заданий к урокам русского языка. Представленные примеры диктантов, позволят Вам хорошо подготовиться к их написинию, а это очень серьезный шаг к получению отличных знаний по русскому языку.Русский язык
относится к восточной группе славянских языков, принадлежащих индоевропейской семье языков. Он является восьмым языком в мире по численности владеющих им как родным и пятым языком в мире по общей численности говорящих. Русский язык - национальный язык русского народа, основной язык международного общения в центральной Евразии, в Восточной Европе, один из рабочих языков ООН. Он является наиболее распространённым славянским языком и самым распространённым языком в Европе - географически и по числу носителей языка как родного. Занимает четвёртое место среди самых переводимых языков, а также - седьмое место среди языков, на которые переводится большинство книг.
В 2013 году русский язык вышел на второе место среди самых популярных языков Интернета.