Почему заказать контрольную проще, чем делать самому

Самостоятельное решение контрольных задач часто вызывает сложности, особенно если студент изучает точные науки: математику, физику, астрономию. Одно дело тест, где правильный ответ нередко выбирается интуитивно. И совсем другое - выполнять письменное решение, по которому видны логика рассуждений, умение держаться в рамках дисциплины, способность экспериментировать и общие интеллектуальные способности.

С какими сложностями сталкиваются при самостоятельном выполнении НИР?

Выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ связано с созданием теоретической и практической частей. Они достаточно объемные. В первой части студент показывает, насколько хорошо он владеет теорией, а во второй — применяет знания на практике. Обе части должны быть логически связаны между собой.

В научной среде ценится не только способность открывать новое, но и анализировать полученные результаты с помощью различных методик: статистических, факторного, кластерного и регрессионного анализа и т. д. Нужно мыслить глобально, хорошо разбираться в теме и смотреть в перспективу.

НИР выполняется в форме контрольной, реферата, доклада или проекта. Каждый из видов требует учета специальных требований преподавателя и учебного заведения, особенностей предмета и оформления.

Как мы помогаем с научно исследовательский работой?

Предлагаем экспертов, подходящих именно вам

Налаживаем прямое общение заказчика и исполнителя

Даем гарантию на выполненное задание

Как избежать сложностей с НИР?

Сложностей с написанием и оформлением НИР можно избежать, если обратиться за помощью к экспертам Studently.

У них достаточно знаний и навыков, чтобы быстро и качественно справиться с большим объемом работ. Не важно, практика это или теория. Они не просто фиксируют результаты, но также оценивают их и систематизируют.

Некоторым студентам, а также соискателям научной степени придется столкнуться не только с написанием магистерской диссертации, о которой много написано на нашем телеграм-канале , но и с такой задачей, как НИР. А вот как написать эту научно-исследовательскую работу в вузе, никто толком и не знает. Ну, кроме нас, конечно же.

Для чего нужна научно-исследовательская работа в институте?

НИР – это такой же вид научных работ, как и все остальные (реферат , доклад , дипломная , лабораторная). Как и все они, научно-исследовательская работа предназначена для тех, кто жаждет докопаться до сути вещей и явлений, хочет понять и проанализировать какие-то природные явления, а также намеревается сам сделать какое-то открытие.

НИР – это процесс постижения знаний, проведения исследований.

Остается только узнать, как составить научно-исследовательскую работу.

Если перед вами стоит такая нелегкая задача, не переживайте. Вот несколько рекомендаций, с помощью которых вы справитесь легко и непринужденно:

  1. Грамотно сформулируйте тему исследования . Не стоит брать слишком обширный вопрос для изучения. Например, если вы являетесь поклонником Гоголя, не стоит брать все его творчество. Остановитесь на определенном жизненном отрезке его жизни или займитесь изучением истории создания «Вий». Если застряли на этой задаче, попросите помочь научного руководителя.
  2. Обсудите объем работы . Как правило, на него повлияет уровень сложности. Например, школьник для выступления на научной конференции должен подготовить около 20-30 страниц печатного текста. В дипломном проекте НИР может достигать 100 листов.
  3. Изучите проведенные ранее исследования по этой теме . Сравните их с собственными данными и сделайте выводы.
  4. В самом начале сформулируйте цель работы и задачи . Это поможет с оформлением заключения. Да и в достижении задач гораздо лучше, когда их четко для себя сформулируешь.
  5. Определите актуальность . Наметьте возможные пути решения проблемы. Перед тем как писать введение в научно-исследовательской работе, следует выяснить для себя, зачем выбрали именно эту тему.
  6. Проработайте основную часть . Здесь описывают промежуточные результаты исследования, наблюдения и опыты, делают предварительные выводы.
  7. Проследите логичность работы . После ее написания необходимо обязательно просмотреть и определить, не нарушен ли логический порядок, последовательность хода исследования или мыслей.
  8. Проработайте заключение . Важно грамотно подвести итог проделанной работы, описать ее достоинства, а также определить дальнейшие пути в выбранной области.
  9. Составьте библиографический список . Сделать список литературы можно так же, как и в других научных работах.

А здесь вы можете увидеть общий структурный план-образец того, как правильно написать НИР:

  • титульник,
  • список исполнителей,
  • реферат,
  • содержание,
  • определения,
  • сокращения и обозначения,
  • введение,
  • основная часть,
  • заключение,
  • список использованных источников, приложения.

Этот же план вам понадобится и перед тем, как написать отчет по НИР (если потребуется).

6 советов оформления научно-исследовательской работы (НИР) по ГОСТу + примеры

Как и любая студенческая работа, научно-исследовательский труд важно оформлять по строгим правилам:

  1. После написания проверьте работу на наличие стилистических, грамматических или орфографических ошибок. Основная часть не должна превышать по объему 30-35 страниц. Текст должен быть напечатан с полуторным интервалом 14-м шрифтом. Нумерация страниц должна быть выполнена арабскими цифрами в верхнем правом углу страницы.
  2. Используемые графики, диаграммы, схемы, таблицы следует использовать по ходу изложения материала. Дополнительные сведения лучше размещать в приложениях. Все таблицы должны быть пронумерованы арабскими цифрами в пределах раздела.
  3. Стиль оформления ссылок на источники по всей работе должен совпадать. При использовании прямых цитат, их следует помещать в кавычки.
  4. При оформлении титульного листа сверху указывается название организации, для которой выполняется НИР. В центре листа указывается название научно-исследовательской работы, ее тип (курсовая, диплом и т.д.). Чуть ниже справа пишут ФИО учащегося, а также научного руководителя, его должность. В самом низу проставляется город и год выполнения работы. А вообще, перед тем как писать научно-исследовательскую работу, обязательно просмотрите примеры готовых работ или попросите образец предыдущих лет у своего научного руководителя.
  5. Приложения начинаются с нового листа. В верхнем правом углу пишется слово «приложение». Каждый такой лист должен иметь свой заголовок.
  6. Библиографический список должен быть оформлен по алфавиту фамилий авторов.

Вот и все правила оформления научно-исследовательской работы студентов, которые важно держать в голове. А чтобы крепче усвоить их, изучите наши примеры оформления НИР по ГОСТу:

Не переживайте! Миллионы студентов писали в своей жизни научно-исследовательские работы. И у вас непременно получится. Впрочем, если вам и без того есть куда потратить свое драгоценное время, рекомендуем обратиться с этой задачей к специальным студенческим сервисам . Они-то уж точно выполняли такое задание пару миллиардов раз.

Тема 2. Этапы научно-исследовательской работы

Этапы научно-исследовательской работы. Технико-экономическое обоснование (TЭО) темы. Обоснование актуальности и значимости работы для отрасли и народного хозяйства страны. Методы решения, задачи и этапы исследования. Предполагаемый (потенциальный) экономический эффект. Предполагаемые социальные результаты. Утверждение ТЭО. Цель теоретических исследований. Обоснование физической модели, разработка математической модели. Анализ предварительных результатов. Методические указания на проведение эксперимента. Рабочий план экспериментальных работ. Внедрение фундаментальных и прикладных научных исследований в производство. Государственные испытания.

Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" от 23.08.1996 N 127-ФЗ (действующая редакция, 2016)

Виды НИР и их основные этапы

Научные исследования можно разделить на фундаментальные, поисковые и прикладные.

Виды научно-исследовательских работ

Виды исследований Результаты исследований
Фундаментальные НИР Расширение теоретических знаний. Получение новых научных данных о процессах, явлениях, закономерностях, существующих в исследуемой области; научные основы, методы и принципы исследований
Поисковые НИР Увеличение объема знаний для более глубокого понимания изучаемого предмета. Разработка прогнозов развития науки и техники; открытие путей применения новых явлений и закономерностей
Прикладные НИР Разрешение конкретных научных проблем для создания новых изделий. Получение рекомендаций, инструкций, расчетно-технических материалов, методик. Определение возможности проведения ОКР (опытно-конструкторские работы) по тематике НИР

Фундаментальные и поисковые работы в жизненный цикл изделия, как правило, не включаются. Однако на их основе осуществляется генерация идей, которые могут трансформироваться в проекты НИОКР.

Прикладные НИР являются одной из стадий жизненного цикла изделия. Их задача - дать ответ на вопрос: возможно ли создание нового вида продукции и с какими характеристиками?

Порядок проведения НИР регламентируется ГОСТ 15.101-98.

Конкретный состав этапов и характер выполняемых в их рамках работ определяются спецификой НИР.

Этапы научного исследования и их краткое содержание.

Любое конкретное исследование может быть представлено в виде ряда этапов.

1. Выбор темы исследования.

2. Определение объекта и предмета исследования.

3. Определение цели и задач.

4. Формулировка названия работы.

5. Разработка гипотезы.

6. Составление плана исследования.

7. Работа с литературой.

8. Подбор исследуемых.

9. Выбор методов исследования.

10. Организация условий проведения исследования.

11. Проведение исследования (сбор материала).

12. Обработка результатов исследования.

13. Формулирование выводов.

14. Оформление работы.

Каждый этап имеет свои задачи, которые решаются часто последовательно, а иногда и одновременно.

Выбор темы исследования . Научное исследование всегда предполагает решение какой-либо научной проблемы. Недостаточность знаний, фактов, противоречивость научных представлений создают основания для проведения научного исследования. Постановка научной проблемы предполагает:

Обнаружение существования такого дефицита;

Осознание потребности в устранении дефицита;

Формулирование проблемы.

Предпочтительнее исследовать те проблемы, в которых человек более компетентен и которые связаны с его практической деятельностью (спортивной, учебной, организационной, преподавательской или технической и т.д.). Вместе с тем предполагаемую тему необходимо оценить с точки зрения возможности проведения эксперимента, т.е. наличия достаточного количества испытуемых для формирования опытных групп (экспериментальной и контрольной), научно-исследовательской аппаратуры, создания соответствующих условий для проведения процесса в экспериментальной группе и т.д.

Помощь в выборе темы может оказать просмотр каталогов защищенных диссертаций, обзорных публикаций в специальной научно-методической периодике.

Тема должна быть актуальной, т.е. полезной для удовлетворения научных, социальных, технических и экономических потребностей общества.

Определение объекта и предмета исследования . Объект исследования – это процесс или явление , которые избраны для изучения, содержат проблемную ситуацию и служат источником необходимой для исследователя информации. (Технологический процесс, управленческая задача, социальные вопросы работников).

Однако объект исследования рекомендуется формулировать не безгранично широко, а так, чтобы можно было проследить круг объективной реальности. Этот круг должен включать в себя предмет в качестве важнейшего элемента, который характеризуется в непосредственной взаимосвязи с другими составными частями данного объекта и может быть однозначно понят лишь при сопоставлении с другими сторонами объекта.

Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе.

Из сказанного следует, что объектом выступает то, что исследуется, а предметом – то, что в этом объекте получает научное объяснение. Именно предмет исследования определяет тему исследования. Например: «Влияние добавки эфирного масла тмина на срок годности (или: вкусовые качества) колбасного изделия (колбасы Венгерской) ».

Определение цели и задач . Исходя из объекта и предмета, можно приступить к определению цели и задач исследования. Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь, к какому конечному результату он стремится. Целью исследований в рамках курсовых и дипломных работ может быть разработка рецептур новых продуктов, новых методик определения компонентов пищевых продуктов, введение новых компонентов в пищевые продукты, разработка рецептур функционального питания и т.д.

Цель конкретизируется и развивается в задачах исследования.

Задач ставится несколько, и каждая из них четкой формулировкой раскрывает ту сторону темы, которая подвергается изучению. Определяя задачи, необходимо учитывать их взаимную связь. Иногда невозможно решить одну задачу, не решив предварительно другую. Каждая поставленная задача должна иметь решение, отраженное в одном или нескольких выводах.

Первая задача, как правило, связана с выявлением, уточнением, углублением, методологическим обоснованием сущности, структуры изучаемого объекта.

Вторая связана с анализом реального состояния предмета исследования.

Третья задача связана с преобразованиями предмета исследования, т.е. выявлением путей и средств повышения эффективности совершенствования исследуемого явления или процесса (например, разработкой экспериментальной методики введения нового компонента).

Четвертая – с опытно-экспериментальной проверкой эффективности предлагаемых преобразований.

Задачи следует формулировать четко и лаконично. Как правило, каждая задача формулируется в виде поручения: «Изучить...»,«Разработать...», «Выявить...», «Установить...», «Обосновать...», «Определить...», «Проверить…», «Доказать…» и т.п.

Формулировка названия работы . Определив тему и конкретные задачи, уточнив объект и предмет исследования, можно дать первый вариант формулировки названия работы.

Название работы рекомендуется формулировать по возможности кратко, точно в соответствии с ее содержанием. Необходимо помнить, что в названии должен быть отражен предмет исследования. Не следует допускать в названии работы неопределенных формулировок, например: «Анализ некоторых вопросов...», а также штампованных формулировок типа: «К вопросу о...», «К изучению...», «Материалы к...».

Сразу найти полную и краткую формулировку – дело не простое. Даже в ходе исследования могут возникнуть новые, более удачные названия.

Разработка гипотезы . Гипотеза – научное предположение, требующее проверки на опыте и теоретического обоснования, подтверждения. Знание предмета исследования позволяет выдвинуть гипотезу. Все гипотезы делятся на описательные и объяснительные. В первых описывается связь между исследуемым качеством и результатом экспериментальной деятельности (например: эфирные масла обладают противомикробной активностью – может увеличить срок хранения за счет подавления патогенных микроорганизмов;) во вторых – объяснительных – раскрываются внутренние условия, механизмы, причины и следствия.

Источниками разработки гипотезы могут быть обобщение опыта, анализ существующих научных фактов и дальнейшее развитие научных теорий. Любая гипотеза рассматривается как первоначальная канва и отправная точка для исследований, которая может подтвердиться или не подтвердиться.

Составление плана исследования . План исследования представляет собой намеченную программу действий, которая включает все этапы работы с определением календарных сроков их выполнения. План необходим для того, чтобы правильно организовать работу и придать ей более целеустремленный характер. Кроме того, он дисциплинирует, заставляет работать в определенном ритме.

В процессе работы первоначальный план можно детализировать, пополнять и даже изменять.

Работа с литературой . Место данного этапа работы определено условно, поскольку реально работа с литературой начинается в процессе выбора темы и продолжается до конца исследования. Эффективность работы с литературными источниками зависит от знания определенных правил их поиска, соответствующей методики изучения и конспектирования. Под «литературным источником» понимается документ, содержащий какую-либо информацию (монография, статья, тезисы, книга и т.п.).

Подбор исследуемых . Любое исследование в конечном счете является сравнительным.

Сравнивать можно результаты экспериментальной системы (колбасное изделие) т.е. системы, в которой применялся новый компонент, с результатами контрольной системы (в которой для сопоставления сохранялась обычно принятая рецептура).

Можно сравнивать и результаты «сегодняшних» исследований с результатами, которые были получены раньше (например, один и тот же материал – колбасное изделие, с добавками сухого тмина или других эфирных масел)

Наконец, сравнивать можно результаты, полученные на данной модели, с теми стандартами, которые существуют в пищевой промышленности.

Известно, что любое исследование проводится на сравнительно небольшом количестве моделей. В то же время выводы делаются применительно ко всем аналогичным системам (всем колбасным изделиям одного сорта). Подобный перенос результатов экспериментов основывается на статистическом законе больших чисел. Объективное действие данного закона позволяет использовать в статистике выборочный метод, при котором изучаются не все единицы той или иной совокупности, а лишь отобранная их часть. При этом обобщенные характеристики отобранной части (выборочной совокупности) распространяются на всю совокупность (генеральную совокупность). Основное требование к выборке – она должна максимально отражать черты генеральной совокупности (т.е. быть представительной – репрезентативной).

Применяя выборочный метод, каждый экспериментатор решает две задачи: что выбрать в качестве исследуемых и сколько их надо выбрать.

Выбор методов исследования . Метод исследования – это способ получения сбора, обработки или анализа данных. В исследованиях широко применяются различные методы научного познания из других областей науки и техники. С одной стороны, это явление можно считать положительным, так как оно дает возможность изучить исследуемые вопросы комплексно, рассмотреть многообразие связей и отношений, с другой - это разнообразие затрудняет выбор методов, соответствующих конкретному исследованию.

Основным ориентиром для выбора методов исследования могут служить его задачи . Именно задачи, поставленные перед работой, определяют способы их разрешения, а стало быть, и выбор соответствующих методов исследования. При этом важно подбирать такие методы, которые были бы адекватны своеобразию изучаемых явлений.

В практике проведения исследований в пищевой промышленности, направленных на решение различных задач, наибольшее распространение получили следующие методы:

Анализ научно-методической литературы, документальных и архивных материалов;

Опрос (беседа, интервью и анкетирование);

Контрольные испытания (тестирование);

Экспертное оценивание;

Наблюдение;

Эксперимент;

Методы математической обработки.

Перечисленные группы методов тесно связаны между собой. Они не могут применяться изолированно. Например, для проведения наблюдения или эксперимента необходимо предварительно получить информацию о том, что уже есть в практике и теории, т. е. воспользоваться методами анализа научно-методической литературы или опроса. Полученный в процессе исследования фактический материал не будет достоверен без методов математической обработки.

Сущность любого эксперимента состоит в сочетании нескольких перечисленных методов.

Организация условий проведения исследования . Организация эксперимента связана с планированием его проведения, которое определяет последовательность всех этапов работы, а также с подготовкой всех условий, обеспечивающих полноценное исследование. Сюда входят подготовка соответствующей обстановки, сырья, приборов, средств, инструктаж помощников, планирование наблюдения, выбор экспериментальных и контрольных групп, оценка всех особенностей экспериментальной базы и т.д.

Для успешного проведения эксперимента необходимы определенные условия: наличие базы (----), соответствующий инвентарь (-----). Вопрос о месте проведения эксперимента на практике, особенно на начальном этапе, чаще всего решается на основе личной договоренности экспериментатора (например, технолог-директор компании). Во всех случаях для проведения эксперимента должно быть получено разрешение руководителя организации, в которой предполагается проведение эксперимента.

Проведение исследования . На этом этапе работы с помощью выбранных методов исследования собирают необходимые эмпирические (опытные) данные для проверки выдвинутой гипотезы.

Начальные, промежуточные и конечные исследования предусматривают получение показателей с помощью методов сбора текущей информации, а проведение занятий обеспечивает непосредственную реализацию намеченного процесса (применение новых средств, методов и пр.).

Временные интервалы между начальными, промежуточными и конечными исследованиями крайне изменчивы и зависят от многих причин (задач и методов исследования, реальных условий организации эксперимента и т.д.).

Исследование проводится на основе общей программы эксперимента, программ ведения занятий в экспериментальных и контрольных группах, а также программы ведения наблюдений.

В программе указывают содержание и последовательность всех действий (что, где, когда и как будет проводиться, наблюдаться, проверяться, сопоставляться и измеряться; какой будет установлен порядок измерения показателей, их регистрации; какие при этом будут применяться техника, инструментарий и другие средства; кто будет выполнять работу и какую).

Обработка результатов исследования . Первичная обработка данных. Результаты каждого исследования важно обрабатывать по возможности тотчас же по его окончании, пока память экспериментатора может подсказать те детали, – которые почему-либо не зафиксированы, но представляют интерес для понимания существа дела. При обработке собранных данных может оказаться, что их или недостаточно, или они противоречивы и поэтому не дают оснований для окончательных выводов. В таком случае исследование необходимо продолжить, внеся в него требуемые дополнения.

В большинстве случаев обработку целесообразно начать с составления таблиц (сводных таблиц) полученных данных.

И для ручной, и для компьютерной обработки в исходную сводную таблицу чаще всего заносят начальные данные. В последнее время преимущественной формой математико-статистической обработки стала компьютерная, поэтому в таблицу целесообразно внести все интересующие вас признаки в форме десятичного числа. Это необходимо, поскольку формат данных для большинства используемых компьютерных программ накладывает свои ограничения.

Математическая обработка данных . Для определения способов математико-статистической обработки, прежде всего, необходимо оценить характер распределения по всем используемым параметрам. Для параметров, имеющих нормальное распределение или близкое к нормальному, можно использовать методы параметрической статистики, которые во многих случаях являются более мощными, чем методы непараметрической статистики. Достоинством последних является то, что они позволяют проверять статистические гипотезы независимо от формы распределения.

Важнейшими статистическими характеристиками являются:

а) средняя арифметическая

б) среднее квадратическое отклонение

в) коэффициент вариации

Ориентируясь на эти характеристики нормального распределения, можно оценить степень близости к нему рассматриваемого распределения.

Одной из наиболее часто встречающихся задач при обработке данных является оценка достоверности различий между двумя или более рядами значений. В математической статистике существует ряд способов для ее решения. Компьютерный вариант обработки данных стал в настоящее время наиболее распространенным. Во многих прикладных статистических программах есть процедуры оценки различий между параметрами одной выборки или разных выборок. При полностью компьютеризованной обработке материала нетрудно в нужный момент использовать соответствующую процедуру и оценить интересующие различия.

Формулирование выводов . Выводы – это утверждения, выражающие в краткой форме содержательные итоги исследования, они в тезисной форме отражают то новое, что получено самим автором. Частой ошибкой является то, что автор включает в выводы общепринятые в науке положения – уже не нуждающиеся в доказательствах.

Решение каждой из перечисленных во введении задач должно быть определенным образом отражено в выводах.

Оформление работы . Основанная задача данного этапа работы представить полученные результаты в общедоступной и понятной форме, позволяющей сравнивать их с результатами других исследователей и использовать в практической деятельности. Поэтому оформление работы должно соответствовать требованиям, предъявляемым к работам, направляемым в печать (квалификационная работа- требования).

Примерный перечень работ на разных этапах НИР приведен в таблице.

Этапы НИР и состав работ на них

Этапы НИР Состав работ
Разработка ТЗ (техническое задание) на НИР Научное прогнозирование Анализ результатов фундаментальных и поисковых исследований Изучение патентной документации Учет требований заказчиков
Выбор направления исследования Сбор и изучение научно-технической информации Составление аналитического обзора Проведение патентных исследований Формулирование возможных направлений решения задач, поставленных в ТЗ НИР, и их сравнительная оценка Выбор и обоснование принятого направления исследований и способов решения задач Сопоставление ожидаемых показателей новой продукции после внедрения результатов НИР с существующими показателями изделий-аналогов Оценка ориентировочной экономической эффективности новой продукции Разработка общей методики проведения исследований Составление промежуточного отчета
Теоретические и экспериментальные исследования Разработка рабочих гипотез, построение моделей объекта исследований, обоснование допущений
Выявление необходимости проведения экспериментов для подтверждения отдельных положений теоретических исследований или для получения конкретных значений параметров, необходимых для проведения расчетов
Разработка методики экспериментальных исследований, подготовка моделей (макетов, экспериментальных образцов), а также испытательного оборудования
Проведение экспериментов, обработка полученных данных
Cопоставление результатов эксперимента с теоретическими исследованиями
Корректировка теоретических моделей объекта Проведение при необходимости дополнительных экспериментов
Проведение технико-экономических исследований Составление промежуточного отчета
Обобщение и оценка результатов исследований Обобщение результатов предыдущих этапов работ Оценка полноты решения задач разработка рекомендаций по дальнейшим исследованиям и проведению ОКР разработка проекта ТЗ на ОКР составление итогового отчета приемка НИР комиссией

Разработка новой рецептуры на предприятиях пищевой промышленности заканчивается подготовкой нормативных документов (ТУ, СТО); получением Сертификатов, Деклараций; внесением поправок в технологический процесс (если требуется) – написанием инструкций и т.д.

Научно-исследовательские работы (НИР) это научные разработки, связанные с поиском, проведением исследований, экспериментов в целях получения новых знаний, проверки гипотез, установления закономерностей, научного обоснования проектов.

Выполнения НИР регламентируются следующими нормативными документами: ГОСТ 15.101-98 «Порядок выполнения НИР», ГОСТ 7.32-2001 «Оформление отчета о НИР», СТБ-1080-2011 “Порядок выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ по созданию научно-технической продукции” и др. (Приложение 10).

Различают фундаментальные, поисковые и прикладные НИР.

Фундаментальные и поисковые работы в жизненный цикл изделия, как правило, не включаются, однако на их основе осуществляется генерация идей, которые могут трансформироваться в прикладные НИР.

Фундаментальные исследования могут быть разделены на «чистые» (свободные) и целевые.

«Чистые» фундаментальные исследования – это исследования, главной целью которых является раскрытие и познание неизвестных законов и закономерностей природы и общества, причин возникновения явлений и раскрытие связей между ними, а также увеличение объема научных знаний. В «чистых» исследованиях имеет место свобода выбора области исследования и методов научной работы.

Целевые фундаментальные исследования направлены на разрешение определенных проблем при помощи строго научных методов на основе имеющихся данных. Они ограничиваются определенной областью науки, и их цель заключается не только в познании законов природы и общества, но и в объяснении явлений и процессов, в более полном понимании изучаемого объекта, расширении человеческих знаний.

Эти фундаментальные исследования можно назвать ориентированными на цель. Для них сохраняется свобода выбора методов работы, но в отличие от «чистых» фундаментальных исследований отсутствует свобода выбора объектов исследования, ориентировочно задаются область и цель исследования (например, разработка управляемой термоядерной реакции).

Фундаментальные исследования проводятся академическими НИИ и вузами. Результаты фундаментальных исследований – теории, открытия, новые принципы действия. Вероятность их использования – 5 - 10 %.

Поисковые исследования охватывают работы, направленные на изучение путей и способов практического применения результатов фундаментальных исследований. Их проведение предполагает возможность вариантных направлений решения прикладной проблемы и выбор наиболее перспективного направления ее решения. Они опираются на известные результаты фундаментальные исследования, хотя в результате поиска основные их положения могут быть пересмотрены.

Основная цель поисковых исследований – использование результатов фундаментальных исследований для практического применения в различных областях в ближайшем будущем (например, поиск и выявление возможностей применения лазера в практике).

К поисковым исследованиям могут быть отнесены работы по созданию принципиально новых материалов, технологий обработки металлов, изучению и разработке научных основ оптимизации технологических процессов, поиску новых лекарственных препаратов, анализу биологического влияния на организм новых химических соединений и т. п.

Поисковые исследования имеют разновидности: поисковые исследования широкого профиля без специального приложения к тому или иному производству и узконаправленного характера для решения вопросов конкретных производств.

Поисковые работы проводятся в вузах, академических и отраслевых НИИ. В отдельных отраслевых институтах промышленности и других отраслей народного хозяйства удельный вес поисковых работ доходит до 10 %.

Вероятность практического использования поисковых исследований около 30 %.

Прикладные исследования (НИР) являются одной из стадий жизненного цикла создания новых видов продукции. К ним относятся исследования, которые осуществляются с целью практического использования результатов фундаментальных и поисковых НИР применительно к конкретным задачам.

Цель прикладных НИР – дать ответ на вопрос «возможно ли создание нового вида продукции, материалов или технологических процессов на основе результатов фундаментальных и поисковых НИР, и с какими характеристиками».

Прикладные исследования проводятся в основном в отраслевых НИИ. Результаты прикладных исследований – патентоспособные схемы, научные рекомендации, доказывающие техническую возможность создания новшеств (станков, приборов, технологий). На этой стадии можно с высокой степенью вероятности установить рыночную цель. Вероятность практического использования прикладных исследований – 75 - 85 %.

НИР состоят из этапов (стадий), под которыми понимается логически обоснованный комплекс работ, имеющий самостоятельное значение и являющийся объектом планирования и финансирования.

Конкретный состав этапов и характер выполняемых в их рамках работ определяются спецификой НИР.

Согласно ГОСТ 15.101-98 «Порядок выполнения НИР» основными этапами НИР являются:

1. Разработка технического задания (ТЗ) – подбор и изучение научно-технической литературы, патентной информации и других материалов по теме, обсуждение полученных данных, на основе которых составляется аналитический обзор, выдвигаются гипотезы и прогнозы, учитываются требования заказчиков. По результатам анализа выбираются направления исследований и пути реализации требований, которым должно удовлетворять изделие. Составляется отчётная научно-техническая документация по стадии, определяются необходимые исполнители, подготавливается и выдается техническое задание.

На стадии разработки технического задания на НИР используются следующие виды информации:

· объект исследования;

· описание требований к объекту исследования;

· перечень функций объекта исследования общетехнического характера;

· перечень физических и других эффектов, закономерностей и теорий, которые могут быть основой принципа действия нового изделия;

· технические решения (в прогнозных исследованиях);

· сведения о научно-техническом потенциале исполнителя НИР;

· сведения о производственных и материальных ресурсах исполнителя НИР;

· маркетинговые исследования;

· данные об ожидаемом экономическом эффекте.

Дополнительно используется следующая информация:

· методы решения отдельных задач;

· общетехнические требования (стандарты, экологические и другие ограничения, требования по надежности, ремонтопригодности, эргономике и так далее);

· проектируемые сроки обновления продукции;

· предложения лицензий и "ноу-хау" по объекту исследований.

2. Выбор направления исследования – сбор и изучение научно-технической информации, составление аналитического обзора, проведение патентных исследований, формулирование возможных направлений решения задач, поставленных в ТЗ НИР, и их сравнительная оценка, выбор и обоснование принятого направления исследований и способов решения задач, сопоставление ожидаемых показателей новой продукции после внедрения результатов НИР с существующими показателями изделий-аналогов, оценка ориентировочной экономической эффективности новой продукции, разработка общей методики проведения исследований. Составление промежуточного отчета.

3. Проведение теоретических, экспериментальных исследований – разработка рабочих гипотез, построение моделей объекта исследований, обоснование допущений, проверяются научные и технические идеи, разрабатываются методики исследований, обосновывается выбор разного рода схем, выбираются методы расчётов и исследований, выявляется необходимость проведения экспериментальных работ, разрабатываются методики их проведения.

Если определена необходимость проведения экспериментальных работ, осуществляются проектирование и изготовление макетов и экспериментального образца.

Проводятся стендовые и полевые экспериментальные испытания образца по разработанным программам и методикам, анализируются результаты испытаний, определяется степень соответствия полученных данных на экспериментальном образце расчетным и теоретическим выводам.

Если имеют место отклонения от ТЗ, то проводится доработка экспериментального образца, проводятся дополнительные испытания, при необходимости вносятся изменения в разработанные схемы, расчеты, техническую документацию.

4. Оформление результатов НИР – составление отчётной документации по результатам НИР, включающей материалы по новизне и целесообразности использования результатов НИР, по экономической эффективности. Если получены положительные результаты, то разрабатываются научно-техническая документация и проект технического задания на опытно-конструкторские работы. Составленный и оформленный комплект научно-технической документации предъявляется к приёмке заказчику. Если частные технические решения имеют новизну, то они оформляются через патентную службу независимо от окончания составления всей технической документации. Руководитель темы перед предъявлением НИР комиссии составляет извещение о её готовности к приёмке.

5. Приемка темы – обсуждение и утверждение результатов НИР (научно-технического отчета) и подписание акта заказчика о принятии работы. Если получены положительные результаты и подписан акт приемки, то разработчик передает заказчику:

Принятый комиссией экспериментальный образец нового изделия;

Протоколы приёмочных испытаний и акты приёмки опытного образца (макета) изделия;

Расчеты экономической эффективности использования результатов разработки;

Необходимую конструкторскую и технологическую документацию по изготовлению экспериментального образца.

Разработчик принимает участие в проектировании и освоении нового изделия и наряду с заказчиком несёт ответственность за достижение гарантированных им показателей изделия.

Комплексное проведение НИР по определённой целевой программе позволяет не только решить научно-техническую проблему, но и создать достаточный задел для более оперативного и качественного проведения опытно-конструкторских работ, конструкторской и технологической подготовки производства, а также значительно сократить объём доработок и сроки создания и освоения новой техники.

Опытно-конструкторские разработки (ОКР). Продолжением прикладных НИР являются технические разработки : опытно-конструкторские (ОКР), проектно-технологические (ПТР) и проектные (ПР) разработки. На этой стадии разрабатываются новые технологические процессы, создаются образцы новой продукции, машин и приборов и т.д.

Проведение ОКР регламентируется:

· СТБ 1218-2000. Разработка и постановка продукции на производство. Термины и определения.

· СТБ-1080-2011. “Порядок выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ по созданию научно-технической продукции”.

· ТКП 424-2012 (02260). Порядок разработки и постановки продукции на производство. Технический кодекс. Положения технического кодекса распространяются на работы по созданию новой или усовершенствованной продукции (услуг, технологий), в том числе по созданию инновационной продукции.

· ГОСТ Р 15.201-2000, Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения. Порядок разработки и постановки продукции на производство.

· и др. (см. приложение 10).

Целью проведения опытно-конструкторской работы является разработка комплекта рабочей конструкторской документации в объеме и по качеству отработки, достаточного для постановки на производство определенного вида продукции (ГОСТ Р 15.201-2000).

Опытно-конструкторская работа по своим целям является последовательной реализацией результатов ранее проведенных прикладных НИР.

Опытно-конструкторские работы в основном осуществляются проектными и конструкторскими организациями. Вещественный результат этой стадии – это чертежи, проекты, стандарты, инструкции, опытные образцы. Вероятность практического использования результатов – 90 - 95 %.

Основные виды работ , которые входят в ОКР:

1) эскизное проектирование (разработка принципиальных технических решений изделия, дающих общее представление о принципе работы и (или) устройстве изделия);

2) техническое проектирование (разработка окончательных технических решений, дающих полное представление о конструкции изделия);

3) конструирование (конструкторская реализация технических решений);

4) моделирование, опытное изготовление образцов продукции;

5) подтверждение технических решений и их конструкторской реализации путем проведения испытаний макетов и опытных образцов.

Типовыми этапами ОКР являются:

1. Техническое задание – исходный документ, на основе которого осуществляется вся работа по созданию нового изделия, разрабатываемое предприятием-изготовителем продукции и согласуемое с заказчиком (основным потребителем). Утверждается ведущим министерством (к профилю которого относится разрабатываемое изделие).

В техническом задании определяется назначение будущего изделия, тщательно обосновываются его технические и эксплуатационные параметры и характеристики: производительность, габариты, скорость, надёжность, долговечность и другие показатели, обусловленные характером работы будущего изделия. В нём также содержатся сведения о характере производства, условиях транспортировки, хранения и ремонта, рекомендации по выполнению необходимых стадий разработки конструкторской документации и её составу, технико-экономическое обоснование и другие требования.

Разработка технического задания базируется на основе выполненных научно-исследовательских работ, информации маркетинговых исследований, анализа существующих аналогичных моделей и условий их эксплуатации.

При разработке ТЗ на ОКР используется информация аналогичная, что и для разработки ТЗ на НИР (см. выше).

После согласования и утверждения техническое задание является основанием для разработки эскизного проекта.

2. Эскизный проект состоит из графической части и пояснительной записки. Первая часть содержит принципиальные конструктивные решения, дающие представление об изделии и принципе его работы, а также данные, определяющие назначение, основные параметры и габаритные размеры. Он дает представление о будущей конструкции изделия, включая чертежи общего вида, функциональные блоки, входные и выходные электрические данные всех узлов (блоков), составляющих общую блок-схему.

На этой стадии разрабатывается документация для изготовления макетов, осуществляется их изготовление и испытания, после чего корректируется конструкторская документация. Вторая часть эскизного проекта содержит расчет основных параметров конструкции, описание эксплуатационных особенностей и примерный график работ по технической подготовке производства.

Макет изделия позволяет добиться удачной компоновки отдельных частей, найти более правильные эстетические и эргономические решения и тем самым ускорить разработку конструкторской документации на последующих стадиях.

В задач эскизного проекта входит разработка руководящих указаний по обеспечению на последующих стадиях технологичности, надежности, стандартизации и унификации, а также составление ведомости спецификаций материалов и комплектующих изделий на опытные образцы для последующей передачи их в службу материально-технического обеспечения.

Эскизный проект проходит те же стадии согласования и утверждения, что и техническое задание.

3. Технический проект разрабатывается на основе утвержденного эскизного проекта и предусматривает выполнение графической и расчетной частей, а также уточнения технико-экономических показателей создаваемого изделия. Он состоит из совокупности конструкторских документов, содержащих окончательные технические решения, которые дают полное представление об устройстве разрабатываемого изделия и исходные данные для разработки рабочей документации.

В графической части технического проекта приводятся чертежи общего вида проектируемого изделия, узлов в сборке и основных деталей. Чертежи обязательно согласовываются с технологами.

В пояснительной записке содержатся описание и расчет параметров основных сборочных единиц и базовых деталей изделия, описание принципов его работы, обоснование выбора материалов и видов защитных покрытий, описание всех схем и окончательные технико-экономические расчеты. На этой стадии при разработке вариантов изделий изготавливается и испытывается опытный образец. Технический проект проходит те же стадии согласования и утверждения, что и техническое задание.

4. Рабочий проект является дальнейшим развитием и конкретизацией технического проекта. Эта стадия разбивается на три уровня: разработка рабочей документации опытной партии (опытного образца); разработка рабочей документации установочной серии; разработка рабочей документации для серийного или массового производства.

Результатом ОКР является комплект рабочей конструкторской документации (РКД) для постановки на производство нового вида продукции.

Рабочая конструкторская документация (РКД) – совокупность конструкторских документов, предназначенных для изготовления, контроля, приемки, поставки, эксплуатации и ремонта изделия. Наряду с термином "рабочая конструкторская документация" используются с аналогичным определением термины "рабочая технологическая документация" и "рабочая техническая документация". Рабочая документация в зависимости от сферы использования подразделяется на производственную, эксплуатационную и ремонтную РКД.

Таким образом, результатом ОКР, а иными словами научно-техническая продукция (НТП) является комплект РКД. Такой комплект РКД в своем составе может содержать:

· собственно конструкторскую документацию,

· программную документацию,

· эксплуатационную документацию.

В отдельных случаях, если это предусмотрено требованиями технического задания, в состав рабочей технической документации может быть включена и технологическая документация.

Различные этапы ОКР по мере их выполнения должны содержать свои характерные результаты, такими результатами являются:

· техническая документация по результатам эскизно-технического проектирования;

· макеты, экспериментальные и опытные образцы, изготовленные в ходе выполнения ОКР;

· результаты испытаний опытных образцов: предварительных (ПИ), межведомственных (МИ), приемочных (ПрИ), государтвенных (ГИ) и др.


Похожая информация.


Основные тематики НИР Экспертно-аналитического центра РАН:

Стандарты выполнения научно-исследовательской работы (НИР)

Что такое НИР?

Научно-исследовательская работа (НИР) представляет собой деятельность, цель которой – получение новых или углубление уже имеющихся научных знаний и достижений в определенной области.

  • 1. Планирование (выбор темы, составление рабочего плана и т. п.).
  • 2. Формулирование гипотезы, выбор метода её проверки, сбор данных, анализ данных, подтверждение или опровержение гипотезы. (в западных источниках этой стадии уделяется наибольшее внимание).
  • 3. Создание текста НИР по результатам п.1 и п.2.
  • 4. Публикация результатов работы в научных изданиях, участие в конференциях, семинарах.
  • 5. Публичная защита.

НИР – важная составляющая и необходимое условие подготовки квалифицированных специалистов. Например, для получение степени кандидата или доктора наук необходимо самостоятельно выполнить свою научно-исследовательскую работу. Научным сообществом считается, что в условиях информационного общества и постоянного обновления знаний способность быстро ориентироваться в потоке информации, анализировать, выделять нужное, проводить самостоятельные исследования и доказывать их эффективность на практике – очень важные и полезные умения.

Стандартные этапы проведения научно-исследовательской работы

Несмотря на разные направления и области исследования, НИР имеет одну общую базовую структуру и выполняется поэтапно.

  1. I этап: определение проблемы и формулировка темы.
  2. II этап: постановка целей и выдвижение гипотезы.
  3. III этап: работа с литературой, включающая поиск необходимого материала и его анализ.
  4. IV этап: подготовка теоретической части работы.
  5. V этап: проведение экспериментального исследования.
  6. VI этап: оформление работы. Подведение итогов.
  7. VII этап: оглашение результатов (публичная защита, публикации в научных изданиях, участие в конференциях и т. п.).

Соответственно, по разным этапам пишутся разные главы научной работы. Например, для кандидатской диссертации принята структура в 3 главы. Первая глава включает работы по трём первым этапам, вторая главая включает 4й и 5й этап работы, третья - шестой. Публичная защита проводится отдельно от самой научной работы, и для её проведения делается ещё одна НИР - под обобщённым названием "автореферат диссертации".

Обычные задачи научно-исследовательской работы

Научная работа выполняется под руководством опытного в данной сфере специалиста (научного руководителя). Она имеет конкретные задачи:

  • ознакомить с современными научными методами исследования и научить применять их на практике;
  • научить самостоятельно планировать и организовывать НИР;
  • выделять актуальные научные проблемы и находить пути их решения;
  • ставить конкретные цели, формулировать гипотезы и доказывать их на практике;
  • проводить экспериментальные исследования;
  • оформлять результаты исследования в соответствии с требованиями;
  • доказывать правильность полученных результатов и их пользу для науки, отстаивать свою точку зрения в научных дискуссиях путем публичной защиты, участия в конференциях, семинарах и т. п.

    Коммерческие НИР

    Необходимо заметить, что НИР сейчас это не только в чистом виде научное исследование. Часто результаты НИР имеют чисто прикладное значение – допустим НИР на проекты планировки того или иного района в Москве – это рабочий материала НИИПИ Генплана г.Москвы, а НИР на оценку того или иного здания – это практически 90% работы оценщиков (отчётов об оценке зданий). Мы выполняем научно-исследовательские работы и в области