Между ЕГЭ в школе и моментом, когда становишься всемирно известным журналистом, существует один из самых значимых этапов – обучение в университете по соответствующему профилю. Журналистика в нашей стране считается творческой специальностью, поэтому для поступления в большинство вузов требуется сдать дополнительный экзамен.

По традиции самыми популярными вариантами для выбора университета являются те, которые у всех на слуху – МГУ, МГИМО, ВШЭ и так далее. В МГИМО журналистика тесно переплетена с дипломатией и коммуникациями – один из немногих по Москве профиль «международная журналистика», МГУ придерживается классического подхода к профессии и поощряет желание студентов практиковаться вне учёбы – даёт возможность совмещать обучение и работу, Высшая школа экономики, наоборот, позиционирует максимально современную журналистику.

Из этих трёх университетов первым дополнительное вступительное испытание проводит всегда МГИМО – в первых числах июня. Сперва всех собирают у нового корпуса, некоторые абитуриенты жмутся в кучку, другие – держатся особняком, пытаются надышаться перед смертью, повторяя фамилии главных редакторов, в последний раз пролистывая новостную ленту. Говорят, что, чтобы сдать на высокий балл здесь, нужно знать всё. Это не совсем так, нужно знать немного, но обо всём.

Девочка Лиза, стоящая прямо перед входом, очень громко похвасталась в ответ собеседнице, что у неё на ЕГЭ по литературе 100 баллов, и продолжила перечислять свои заслуги – вернувшись потом домой, я посмотрела по спискам: ни у одной Лизы по литературе 100 баллов не было. В этом, пожалуй, состоит самый главный пункт при поступлении: не нужно поддаваться на провокации, зазря принижать себя или чувствовать себя хуже кого-то другого. Много у кого при поступлении есть ещё и публикации. А у тебя, допустим, нет, и ты стоишь, со страхом глядя на девочку со стопкой своих статей в руках. Во-первых, даже тексты в «Российской газете» или сюжеты на «Первом» (что вряд ли) не дают абсолютно никаких гарантий: важно помнить, что в любом издании есть редакторы, которые правят недочёты перед публикацией материала, а на экзамене никто не поможет. Во-вторых, за публикации не добавляют баллов, разве что экзаменаторы у себя в голове поставят тебе плюсик – мол, молодец, уже есть, что показать, — но ничего более.

Какие темы эссе на творческом конкурсе в МГИМО?

Намного важнее всего этого написать хорошее эссе, которое даёт максимум 70 баллов от всего экзамена. Кто-то, у кого счастливая рука, выбирает конверт, в котором запечатано несколько тем; Ярослав Львович Скворцов, декан факультета международной журналистики, на консультации рассказывал, что темы он придумывает в ночь перед экзаменом, чтобы никто больше о них не узнал.

Темы для эссе традиционно затрагивают социальные вопросы, а так же важнейшие события последнего года. Можно выбрать любую, главное, написать как можно больше и лучше. То, в чём традиционно ошибаются абитуриенты, – приводят литературные аргументы. Журналистика в МГИМО, если судить по обучению, скорее, экономическая, политическая, но не культурная. Здесь много часов отводится литературе, культурологии и схожим предметам, но на профессиональных предметах тексты пишутся, скорее, по вышеупомянутым темам. В творческом эссе проверяются знания, и если написать один литературный или исторический аргумент, ничего плохого не будет, наоборот, покажет вас как разносторонне развитую личность, но основу текста должны составлять факты. Факты – это знание новостей, известных личностей. Надо всегда держать у себя в голове мысль: «Если я не покажу, что я это знаю, никто об этом не узнает» — ведь экзамен – это единственный шанс показать свои способности. Ограничений по объёму эссе нет, но для целостного текста потребуется четыре-пять фактов, а работа в одну страницу не вызывает особого радушия у проверяющего. Оригинальность ценится, но не нужно переходить границы разумного: Ярослав Львович всегда шутит про девушку, которая написала эссе исчезающими чернилами, а потом ставит в пример молодого человека, который оформил свою работу как письмо другу на фронт.

Что будет на устном вступительном экзамене в МГИМО?

Одна абитуриентка написала эссе буквально за полчаса, взяла сумку и пошла на выход; экзаменатор окликнул её, сказав, в каком кабинете ждать устной части. «Тут что, ещё и устная часть есть?» — искренне удивилась девушка. «Минус один», — засмеялся кто-то с заднего ряда, намекая на то, что конкурентом меньше. Таким абитуриентом быть не надо. Если идёте поступать, то нужно как минимум почитать о факультете, о преподавателях, об университете – о вступительных испытаниях и говорить не стоит. Перед устной частью всех собирают в одном кабинете, оттуда выводят пятёрками и распределяют по комнатам: их всего пять-шесть, в каждом по два экзаменатора. У всех свой подход и свои методы отбора: декан спросит, о чём вы писали эссе, Юрий Павлович Вяземский любит беседовать о театре и спрашивать цифры, кто-то будет допытываться, почему вы выбрали журналистику и именно этот вуз. Когда абитуриентов сажают в очередь перед определённой комнатой, многие стремятся поменяться – не надо. Если от одного экзаменатора все выходят счастливые, то это не значит, что на вас цепочка не кончится. От Вяземского многие выходили расстроенными: спрашивал о населении США и о размере долга Греции во время кризиса. Но тут туда входит Маша – с ней мы тесно общаемся, так как попали в одну языковую группу, и Маша – человек абсолютно театральный, ни капли не журналист – и выходит с высоким баллом, довольная: рассказывала про театр, спектакли, актёров, режиссёров. Мораль в том, что надо быть собой, показывать свои знания, держаться уверенно. Многих смущает то, что один из экзаменаторов всего что-то записывает – это не ошибки, он просто ведёт протокол.

Результаты устного экзамена сообщают сразу, письменного – вводятся в таблицу несколькими днями позже, и их можно оспорить на апелляции, но не стоит надеяться, что получится отвоевать много, обычно это 1-2 балла.

За два года до поступления абитуриенты могут дополнительно обучаться в школе журналистики при МГИМО, где раз в неделю пишут тренировочные эссе и обсуждаются вместе с квалифицированным преподавателем с кафедры журналистики.

Как пройти творческий конкурс МГУ на журфак?

Школа Юного Журналиста – или сокращённо ШЮЖ – при МГУ многим абитуриентам знакома не понаслышке, в том числе и поступающим в другие вузы. Школа готовит не только к дополнительному вступительному испытанию на журфак, но и к ряду других предметов, которые тем или иным образом также могут помочь на экзамене. Однако годы подготовки в ШЮЖ не дают никаких гарантий: десятки абитуриентов, посещавших её, получили в результате 0 или целый 1 балл.

Величественное высотное здание, известное всем и видное издалека почти отовсюду – вот что представляется, когда думаешь об МГУ. Но вступительное испытание проводится в Шуваловском корпусе, это несколько левее от главного. Учатся студенты факультета журналистики тоже, к слову, не в основном здании, а на Моховой улице, в центре – там же, где подаются заявления на зачисление. Огромная толпа абитуриентов жмётся поближе к входу и ждёт, когда же уже будет можно войти, чтобы всех сразить. Зал, в который приводят, возможно, будущих студентов, огромный, причём таких несколько, четыре или пять, по которым всех распределяют в алфавитном порядке по фамилиям. Совет: садиться лучше на первые парты, ведь списывать всё равно бессмысленно и прятать нечего, а огромного количества конкурентов за спиной не видно, так будет спокойнее.

Как написать хорошее эссе на вступительных экзаменах в МГУ?

Темы пишутся на доске. Вот, что требуют от абитуриентов при написании работы:

Умение творчески интерпретировать тему, демонстрация умений продемонстрировать свою позицию и аргументировать её, привлекая знания из смежных областей вроде истории и литературы.

Первая часть может принести 70 баллов, это сочинение. Даётся две темы на выбор, и абитуриенты пишут работы, приводя литературные или исторические аргументы, то есть, используя произведения отечественной литературы и факты из отечественной истории. МГУ славится патриотизмом и преданностью своей стране, и вступительное испытание – точно не то место, где нужно доказывать свою точку зрения, идущую вразрез с убеждениями университета. Поэтому если в правилах написано об отечественных произведениях, значит, лучше придерживаться этого.

Что такое «редакционное задание» на вступительных экзаменах в МГУ?

Вторая часть задания оценивается в 30 баллов, и это редакционное задание. Требуется представить, будто вы готовите материал, посвящённый одному из двух исторических событий, кратко описать предполагаемое содержание, выбрать трёх невыдуманных людей, свидетелей события, задать им по три вопроса. Это задание появилось сравнительно недавно, в этом году оно будет проводиться только второй раз. На сайте специально обозначен большой список литературы для качественной подготовки к первой части, и список в два раза длиннее – с произведениями по отечественной истории для подготовки к этой части.

Два года назад формат дополнительного вступительного испытания в МГУ был таким же, как и в МГИМО и ВШЭ, но, начиная с 2016 года, устную часть заменили редакционным заданием. Тогда на доске тоже были две темы, но аргументы не обязательно должны были быть литературными, можно было использовать и новостные факты – одна из тем, например, звучала так: «Мой плейлист». Написав эссе по второй теме за полчаса, я сидела и наблюдала за божьей коровкой, которая ползала под столом наблюдателей – это нередкое явление среди абитуриентов, многие боятся первыми идти сдавать работу, предполагая, что тогда его сочтут слишком легкомысленным и не поверят, что хорошую работу можно написать так быстро.

Устный вступительный экзамен на журфаке в МГУ

Вторая часть экзамена в МГУ была устной, проводилась в здании факультета журналистики примерно в том же формате, что и в МГИМО, но несколькими днями позже письменного испытания.

Это была настоящая лотерея. На билетах было написано одно-два слова – тема, по которой надо было рассуждать. Девочка, которая вышла одна из первых, разрыдалась прямо на ступенях: её, как она сказала, «завалили», а тема ей попалась «самая ужасная на свете» — тяжёлая промышленность. Понимая, что про тяжёлую промышленность я ничего не знаю, а прочесть уже не успею, я просто держала в голове мысль: «только не эта тема, только не эта тема», словно умоляла Распределяющую шляпу не отправлять меня на Слизерин. Мне попалась тема «астрология». На самом деле это пример того, что устное испытание намного лучше выявляет достойных будущих журналистов, чем историческое, то есть названное редакционным, задание. Ведь знание истории – большой плюс для журналиста, но не главный пункт, в то время как МГУ сделало его главным критерием отбора. Так вот, по теме астрологии мне пришлось говорить полчаса без остановки, и ведь действительно в голове случайно всплывали те или иные факты – понятное дело, никто в здравом уме при подготовке к экзамену не будет целенаправленно изучать новости об астрологии. По окончании моего монолога, который ни разу, ни кем не прерывался, меня удивлённо спросили: «Вы, правда, можете вот так говорить по любой теме?». И я, то ли помня правило, что надо позиционировать себя уверенной, то ли действительно чувствуя себя так, просто ответила: «Да». И в этот момент меня спросили про тяжёлую промышленность. Вышла я крайне довольная собой, но была встречена отчего-то почти плачущей мамой: оказалось, мама звонила папе и жаловалась, что видела, как передо мной выходят абитуриенты и все повально плачут – и тут я такая радостная. К слову, за устную часть мне поставили максимальный балл.

Результаты экзамена в МГУ тоже можно оспорить на апелляции, но здесь ещё меньше шансов, чем в МГИМО – добавляют баллы очень редко, бывает, что даже не показывают работы. Это становится обычно поводом для разногласий университета и родителей несчастных абитуриентов. Дело в том, что абстрактных критериев оценивания, помимо указанных выше, в МГУ нет – шутят, что их придумывают уже после проверки работ, – поэтому и складываются такие ситуации.

Как пройти творческий конкурс ВШЭ?

Высшая школа экономики тоже проводит дополнительное вступительное испытание на профиль журналистики и состоит из двух частей. Первый тур — написание журналистского материала в электронном виде в одном из предложенных жанров: информационная подборка, обзор, очерк по одной из тем на выбор, второй тур – устное собеседование. Начиная с 2017 года творческая работа в ВШЭ выполняется на компьютере. На сайте вуза значится: «При создании текста абитуриент может использовать любую доступную информацию из интернета. Персональный компьютер со стандартной клавиатурой предоставляется НИУ ВШЭ, использование собственных технических устройств абитуриентов — ноутбуков, PC, иных устройств — не допускается».

Все экзаменационные работы, однако, проходят проверку в системе «Антиплагиат» университета, и работы, в которых доля заимствований превышает 30%, выбывают из конкурса.

Нововведение испробуют только в этом году, поэтому пока что неизвестно, насколько это эффективно. С одной стороны, это странно и не имеет никакого смысла – искать информацию в интернете все умеют, журналистом для этого быть не надо. С другой – все в абсолютно равных условиях, проверяются навыки поиска и использования информации, и, в принципе, это реалии, в которых работают журналисты в изданиях. Даётся несколько тем на выбор, половина «журналистская», требующая использования новостных фактов, другая «литературная», аналог вступительного экзамена на филологию в МГУ.

Творческое испытание оценивается по 100-бальной шкале. За первый тур оценка составляет максимум 50 баллов, за второй, соответственно, также. К устному туру допускаются абитуриенты, набравшие на первом туре не менее 20 баллов из пятидесяти.

Ловушка ВШЭ: критерии оценки работ абитуриентов

Апелляция проводится, естественно, только к письменной части и всегда до устной. Здесь надо быть очень внимательным, потому что критериев оценки очень много. Среди них есть, например, разнообразие источников и корректность их использования, а так же богатство языка. Получив свою работу, я увидела, что за богатство языка балл у меня едва перевалил за половину возможных, и возмутилась настолько, что на устный экзамен даже не пошла. Но придётся признать, что экзаменаторы были в чём-то правы, мой материал был, пожалуй, слишком журналистским – слишком сухим и официальным. В этом заключается типичная ошибка абитуриентов: они пытаются позиционировать себя как состоявшиеся журналисты с многолетним опытом – никто при поступлении этого не требует. Поэтому если текст будет живым и неординарным, в этом и будет заключаться успех работы.

Важно отметить, что в ВШЭ ценятся публикации, а так же сертификаты и дипломы, связанные с медиа-сферой. Те, у кого нет публикаций, ничего не теряют, а для тех, у кого есть, они не станут соломинкой для утопающего при плохом результате собеседования. Однако Высшая школа экономики оставляет за собой право при наличии публикаций и при хорошем ответе повышать результат на пять баллов.

Эти три крупнейших университета Москвы не единственные, кто готовит будущих журналистов, есть не менее достойные вузы в других городах России, а так же не такие известные вузы столицы. Но важно помнить, что громкое имя университета никогда не обеспечит громкое имя каждому студенту – он должен добиваться успеха сам, а высшее образование даст ему необходимую базу знаний и станет основой его карьеры.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Решила собрать темы сочинений филфака в один файл. Получилось 22 года:). То есть 21, поскольку в 2009-м году на филфаке не было вступительного сочинения:).

2017 год, основной поток


1. Читательский кругозор женщины как средство её характеристики в произведениях А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя.
2. Мотивы радости и скорби в лирике Ф.И.Тютчева и Н.А.Некрасова.
3. Сюжетная ситуация поединка в произведениях А.Т.Твардовского и М.А.Шолохова ("Василий Тёркин", "Судьба человека").

2017 год, резервный день


1. Музыкальные мотивы в романе И.А.Гончарова "Обломов" и повести А.И.Куприна "Гранатовый браслет".
2. Персонажи-резонёры в драматургии А.С.Грибоедова и А.Н.Островского ("Горе от ума", "Гроза").
3. Некрасовские традиции в лирике В.В.Маяковского.

2016 год, основной поток


1. Рассуждения о литературном труде как тема авторских отступлений в романе А.С.Пушкина "Евгений Онегин" и поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души".
2. Дмитрий Разумихин и Дмитрий Старцев как литературные типы (по произведениям Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" и А.П.Чехова "Ионыч".
3. Комические эпизоды в поэме А.Т.Твардовского "Василий Теркин".

2016 год, резервный день


1. Особенности «места действия» в комедиях А.С. Грибоедова «Горе от ума» и А.П. Чехова «Вишневый сад».
2. Своеобразие женских портретных характеристик в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир».
3. Мотив нежности в лирике С.А. Есенина.

2015 год, основной поток


1. Образы персонажей-пленников в произведениях Л.Н. Толстого и М.А. Шолохова («Война и мир», «Судьба человека»).
2. Смысл финальных сцен в драмах А.Н. Островского «Гроза» и А.М. Горького «На дне».
3. Сатирические образы в лирике Н.А. Некрасова и В.В. Маяковского.

2015 год, резервный день


1. «Русское поле»: сельский пейзаж в лирике М.Ю. Лермонтова и С.А. Есенина.
2. Герой-индивидуальность и герой-народ в поэмах Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хоро-шо» и А.Т. Твардовского «Василий Теркин».
3. Принципы изображения человека на войне в произведениях Л.Н. Толстого, М.А. Шолохова и В.П. Астафьева.

2014 год, основной поток


1. Сны и их художественные функции в поэзии В.А. Жуковского, А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.
2. «Заветы отца» на страницах произведений русской литературы XIX века.

2014 год, резервный день


1. Жизнь губернского города в произведениях Н.В. Гоголя и А.П. Чехова.
2. Исторические сражения на страницах произведений XIX века.
3. Черты эпохи в поэмах А.А. Блока («Двенадцать»), В.В. Маяковского («Во весь голос»), А.А. Ахматовой («Реквием»).

2013 год, основной поток


1. Русская элегия XIX века (В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.А. Некрасов).
2. Функции авторских отступлений в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир».
3. Мотив воспоминания в пьесах А.П. Чехова «Вишневый сад» и М. Горького «На дне».

2013 год, резервный день


1. Мотив пути в поэмах М. Лермонтова «Мцыри» и А. Блока.
2. Средства сатирического изображения представителей власти в прозе Н.В Гоголя и в «Сказках» М.Е. Салтыкова-Щедрина.
3. Новые социальные типы в литературе 1920-х годов (М.А. Булгаков, А.П. Платонов, М.А. Шолохов).

2012 год


1. Внутренний мир «маленького человека» в изображении Н.В. Гоголя и А.И. Куприна («Шинель» и «Гранатовый браслет»).
2. Мотив страдания в произведениях Н.А. Некрасова и Ф.М. Достоевского.
3. Традиции М.Е. Салтыкова-Щедрина в сатире В.В. Маяковского.

2011 год


1. Образ Швабрина и его функции в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
2. Образ главного героя и основные средства его создания в романе И.А. Гончарова «Обломов».
3. Мотив любви в пьесе М. Горького «На дне».


1. Мотивы мечты и сна в поэзии М.Ю. Лермонтова.
2. Сцены дуэли и их роль в романах И.С. Тургенева «Отцы и дети» и Л.Н. Толстого «Война и мир».
3. Проблематика веры и неверия в драме М. Горького «На дне».


1. Тема Родины в лирике М.Ю. Лермонтова и А.А. Блока.
2. Образ Штольца и его роль в романе И.А. Гончарова «Обломов».
3. Особенности конфликта в пьесе М.А. Булгакова «Дни Турбиных».


1. Гипербола и гротеск в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».
2. Образы студентов в русской литературе второй половины XIX века («Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, «Студент» А.П. Чехова).
3. Мир природы в поэзии Б.Л. Пастернака.


1. Ирония и ее роль в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».
2. Изображение усадебной жизни в романах И.С. Тургенева («Отцы и дети») и Л.Н. Толстого («Война и мир»).
3. Своеобразие метафор в лирике В.В. Маяковского.

2004 год, 1-й поток


1. Мотив возвращения к прошлому в лирике А.С. Пушкина.
2. Женские образы в комедии А.Н. Островского «Лес».
3. Социально-нравственная проблематика рассказа А.И. Солженицына «Матренин двор».

2004 год, 2-й поток


1. Романтическая образность «Песни про… купца Калашникова» и «Мцыри» М.Ю. Лермонтова.
2. Патриархальный мир в изображении И.А. Гончарова («Обломов») и А.Н. Островского («Гроза»).
3. Сюжетно-композиционное своеобразие рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека».


1. Русская деревня в изображении А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.
2. Человек на войне в изображении Л.Н. Толстого.
3. Москва и москвичи в произведениях М.А. Булгакова.


1. Художественное мастерство Н.В.Гоголя в создании словесного портрета героя (поэма «Мертвые души»).
2. Ирония и юмор в рассказах А.П.Чехова.
3. Образ Куликова поля в творчестве А.А.Блока.


1. Мотив странствий в русской литературе первой половине XIX века.
2. Народное миропонимание и авторская позиция в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
3. Образ Москвы в повести «Собачье сердце» и романе «Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова.


1. Внесюжетные элементы и их художественная роль в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души».
2. Мотив гибели «дворянского гнезда» и художественные способы его воплощения в комедиях А.Н.Островского («Лес») и А.П.Чехова («Вишнёвый сад»).
3. Поэт и Россия в творчестве А.А Ахматовой.


1. Письма и их художественная роль в произведениях А.С.Пушкина.
2. Роль эпилога в романах Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" и Л.Н.Толстого "Война и мир".
3. Тема любви в поэзии С.А.Есенина и традиция русской лирики XIX века.

1997 год, 1-й поток


1. Лирический герой в поэзии В.А.Жуковского.
2. Художественное значение внесценических событий и персонажей в пьесе А.П.Чехова "Вишневый сад".
3. "Тихий Дон" М.А.Шолохова как роман-эпопея.

1997 год, 2-й поток


1. Место и роль образа автора в романе А.С.Пушкина "Евгений Онегин".
2. Средства сатирической типизации в комедии Н.В.Гоголя
3. Проблема нравственного выбора в романе М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита".

1996 год, 1-й поток


1. Образ автора в романе А.С.Пушкина "Евгений Онегин".
2. Внутренний монолог в романах Л.Н.Толстого "Война и мир" и Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание".
3. Чеховские традиции в пьесе М.А.Булгакова "Дни Турбиных".

1996 год, 2-й поток


1. Мотив слухов и сплетен в произведениях А.С.Грибоедова и Н.В.Гоголя.
2. Авторская позиция и ее художественное выражение в пьесе А.П.Чехова "Вишневый сад".
3. Личность и история в пьесе М.А.Булгакова "Дни Турбиных".

2013 год
1. Элегия в творчестве писателей XIX века (Жуковский, Пушкин, Лермонтов, Некрасов)
2. Функция авторских отступлений в романе «Война и мир» Л.Н.Толстого
3. Мотив воспоминаний в «Вишневом саде» А.П.Чехова и «На дне» М.Горького

2012 год
1. Внутренний мир «маленького человека» в изображении Н.В.Гоголя и А.И.Куприна («Шинель», «Гранатовый браслет»).
2. Мотив страданий в творчестве Н.А.Некрасова и Ф.М.Достоевского.
3. Традиции М.Е.Салтыкова-Щедрина в сатирах В.В.Маяковского.

2011 год.
1. Образ Швабрина в произведении "Капитанская дочка" А.С. Пушкина
2. Образ главного героя и средства его создания в романе "Обломов" И.А. Гончарова
3. Мотив любви в драме "На дне" М. Горького

2008 год.
Гуманитарные факультеты
1. Пейзаж и его функции в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
2. Средства создания сатирических образов в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина.
3. Тема творчества в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

2007 год.

1. Тема Родины в лирике М.Ю. Лермонтова и А.А. Блока.
2. Образ Штольца и его роль в романе И.А. Гончарова «Обломов».
3. Особенности конфликта в пьесе М.А. Булгакова «Дни Турбиных».

2006 год.
Факультеты: филологический, иностранных языков и журналистики
1. Гипербола и гротеск в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».
2. Образы студентов в русской литературе второй половины XIX века («Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского, «Студент» А.П. Чехова).
3. Мир природы в поэзии Б.Л.Пастернака.

2005 год.
Филологический факультет
1. Ирония и ее роль в комедии H .В.Гоголя «Ревизор».
2. Изображение усадебной жизни в романах И.С.Тургенева («Отцы и дети») и Л.Н.Толстого («Война и мир»).
3. Своеобразие метафор в лирике В.В.Маяковского.

Факультет журналистики
1. Образы животных и их функции в баснях И.А.Крылова и сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина,
2. Группировка персонажей в пьесах А.Н.Островского «Гроза» и «Лес».
3. Мотивы скорби и страдания в поэзии А.А.Ахматовой.

2004 год.
Вступительный экзамен для победителей III и IV этапов Всероссийской олимпиады
Гуманитарные факультеты:
1. Мотив возвращения к прошлому в лирике А.С.Пушкина.
2. Женские образы в комедии А.Н.Островского «Лес».
3. Социально нравственная проблематика рассказа А.И.Солженицына «Матренин двор».

Филологический факультет:
1. Романтическая образность «Песни про … купца Калашникова» и «Мцыри» М.Ю.Лермонтова.
2. Патриархальный мир в изображении И.А.Гончарова («Обломов») и А.Н.Островского («Гроза»).
3. Сюжетно-композиционное своеобразие рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека».

Факультет журналистики:
1. Образы друзей и мотив дружбы в поэзии А.С.Пушкина
2. Внутренний монолог как средство раскрытия характера в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
3. Платон Каратаев (роман Л.Н.Толстого «Война и мир») и Лука (драма М Горького «На дне») сопоставительный анализ

2003 год.
Филологический факультет:
1. Русская деревня в изображении А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.
2. Человек на войне в изображении Л.Н.Толстого.
3. Москва и москвичи в произведениях М.А.Булгакова.

Факультет журналистики:
1. Мотив судьбы в произведениях В.А.Жуковского А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.
2. Образы русской природы в пьесах А.Н.Островского «Лес» и А.П.Чехова «Вишневый сад».
3. Национальный характер в прозе В.А.Распутина и В.М.Шукшина.

2002 год.
Филологический факультет:
1. Образ автора в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».
2. Процесс нравственного становления личности в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
3. Тема России в поэзии А.А. Блока и традиции русской поэзии XIX века.

Факультет журналистики:
1. Судьба человека и ход истории в поэме А.С. Пушкина «Медный Всадник».
2. Изображение русского национального характера в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
3. Художественное мастерство И.А. Бунина в рассказе «Господин из Сан-Франциско».

2001 год. .
Филологический факультет:
1. Художественное мастерство Н.В.Гоголя в создании словесного портрета героя (поэма «Мертвые души»).
2. Ирония и юмор в рассказах А.П.Чехова.
3. Образ Куликова поля в творчестве А.А.Блока.

Абитуриентская доля, особенно когда речь идет о поступлении в такой престижный ВУЗ, как Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, очень нелегка. Какие бы темные слухи ни ходили вокруг приемных экзаменов в университет, как бы родители вчерашнего школьника ни суетились, разыскивая нужного человека, чтобы с его помощью попасть в "нужный" список, самого абитуриента все это не касается — ему предстоит выдержать три-четыре сложных экзамена (в зависимости от выбранного факультета), подготовка к которым, как правило, начинается за год, а то и за два. И несмотря на долгие часы, проведенные за книгами и в компании с высокооплачиваемыми репетиторами, абитуриента, когда он переступает порог аудитории и остается один на один с экзаменаторами, охватывает вполне понятный страх.

Самый, пожалуй, сложный экзамен, который сдается практически на всех факультетах МГУ, это сочинение. На гуманитарных специальностях он — главный, первый по очереди и наиболее ответственный. Оценки за остальные экзамены абитуриенту будут выставлять с оглядкой на оценку за письменную работу по русскому языку и литературе. На технических и естественнонаучных факультетах сочинение пишут во вторую и третью очередь, но и там этот экзамен представляет из себя существенное препятствие для поступающего, просто потому, что будущий физик весь предыдущий год готовился к экзамену по физике, отодвигая чтение и анализ произведений Пушкина и Толстого на второй план. Поэтому нередки случаи, когда при поступлении на технический факультет с высоким конкурсом абитуриенты, успешно сдавшие профильные экзамены, "резались" именно на сочинении.

Следует иметь в виду, что абсолютных критериев оценки качества вступительных сочинений нет. Есть ежегодно складывающаяся ситуация: приемная комиссия каждого факультета по мере сил пытается регулировать соотношение свободных мест и поданных заявлений. Поэтому в случае высокого конкурса проверяющим дается указание проявлять строгость по-максимуму; если конкурс небольшой, некоторые виды ошибок и неточностей разрешается игнорировать. Поэтому "четверка" за сочинение, написанное на, допустим, филологическом факультете МГУ, и та же "четверка" на факультете почвоведения — совсем не одно и то же. Конкурс на филфаке (как и на журфаке, юридическом, историческом, психологическом, философском факультетах) традиционно высок, и чем больше "троек" и "двоек" экзаменаторы выставят на первом экзамене, тем легче потом будет приемной комиссии укомплектовать будущий первый курс нужным количеством студентов, не обижая остальных и не давая им повода для апелляций и судебных исков (как правило, оспорить устный экзамен проще, чем письменный).

Сочинения проводят и оценивают члены экзаменационных комиссий. В них обычно входят преподаватели МГУ с факультетов литературно-языкового профиля — филологического и факультета журналистики, иногда присоединяются сотрудники факультета иностранных языков. Иногда в помощь к ним поступают школьные учителя. Стандартная комиссия состоит из пятнадцати-двадцати человек, часть из которых — филологи, часть — журналисты, часть — школьные преподаватели. Каждая такая комиссия в течение всего хода приемных экзаменов обслуживает от двух до четырех факультетов МГУ (всего их около тридцати).

При этом все построено так, чтобы сами экзаменаторы (и вообще посторонние люди) как можно дольше ничего не знали ни о темах, ни о том, на каком факультете они будут принимать экзамен и кто у них будет старшим. Также в целях секретности после экзамена работы шифруются: абитуриенты подписывают только титульный лист, а собственно работа (чистовик и черновик) после экзамена отделяется от титульного листа, обозначается специальным шифром и передается на проверку. По этой причине поступающим не разрешают подписывать вложенные листы и вообще оставлять на них какие-то специальные метки. К тому же каждый отдельный экзаменатор на проверке имеет дело не более чем с сорока-пятьюдесятью сочинениями, таким образом риск того, что заинтересованный человек пристрастно проверит нужную ему работу, сведен к минимуму. Кроме того, каждую работу в обязательном порядке проверяют два человека, а "двойки" и "пятерки" перепроверяют еще по несколько раз.

Сам экзамен проходит в больших, так называемых поточных, аудиториях различных корпусов МГУ. Если абитуриентов не более ста — ста тридцати человек, они помещаются в одну аудиторию, если больше — разбиваются на группы по сто, сто пятьдесят, двести человек. Все группы пишут работы в один день, в одно и то же время. На экзамен разрешается приносить с собой только ручки и трафареты (для письма на нелинованной бумаге), а также воду и шоколад. При входе в аудиторию абитуриентов допрашивают на предмет наличия мобильных телефонов (списывать по телефону — новшество, появившееся недавно), рассаживают (как правило, через ряд и через место), снабжают бумагой (все листы стандартной формы, со штампом соответствующего факультета).

Перед самым началом экзамена старший экзаменатор обращается к присутствующим со стандартным объявлением. Он спрашивает абитуриентов о самочувствии (до объявления тем больные могут уйти и потом писать с другим факультетом), напоминает, что в аудитории во время экзамена запрещается разговаривать, самовольно покидать свое место, пользоваться шпаргалками, писать ручками красного и зеленого цветов, ручками разных цветов, пользоваться карандашами и резинками, сообщает, что выход из аудитории в туалет разрешен не раньше, чем через два часа после начала экзамена и только в сопровождении дежурных и так далее. Под конец он объясняет правила оформления работы.

Затем наступает самое интересное — на свет появляются темы. Они составляются в ректорате МГУ и экзаменаторам передаются в последнюю минуту, в запечатанном конверте. Темы оглашаются вслух (с этого момента начинается отсчет начала экзамена) и крупно пишутся на доске. Как правило, одна из них касается русской литературы первой половины XIX века, вторая — второй половины и третья — литературы ХХ века. Через четыре часа абитуриенты должны сдать готовые работы.

Срок очень небольшой, учитывая, что поступающему предстоит придти в себя, собраться с мыслями, выбрать тему, написать сочинение на черновике, перечитать и перепроверить его и переписать на чистовик. При этом далеко не все готовились именно к тем темам, которые были объявлены, не все понимают постановку тем, не все уверены в своих знаниях настолько, чтобы немедленно приступить к работе. Поэтому первые полчаса у основной массы абитуриентов уходят на то, чтобы справиться с волнением и сосредоточиться. Потом аудитория успокаивается, абитуриенты погружаются в работу.

Большая часть поступающих честно сражается с темой один на один; меньшая часть полагается на разговоры с соседями и на шпаргалки. И то и другое экзаменаторы, присутствующие в аудитории (обычно три — пять человек), пресекают. Особенно болтливых отсаживают, чтобы они не мешали другим, шпаргалки ловят и провинившихся безжалостно выставляют с экзамена (это автоматически означает "двойку" и непоступление в университет).

Техника пользования шпаргалками за последние годы не претерпела значительных изменений — разве что появились карманного формата издания типа "Золотых школьных сочинений", которые удобно проносить с собой на экзамен. Но, во-первых, в этих изданиях публикуют полную чушь (которую, даже если перепишешь, легко могут оценить на "тройку" или "двойку"), а во-вторых, даже заучивание "золотых" сочинений на память не гарантирует, что тема, предложенная на экзамене, совпадет с опубликованной хотя бы на тридцать процентов.

Кроме того, экзаменаторы, которые во время экзамена ходят по рядам, — профессиональные преподаватели МГУ, принимающие по две сессии в год и легко замечающие списывающих. У такого человека, как правило, специфический вид — или чересчур напряженный, или чересчур активный. Любителей шпаргалок подводят нервы — риск очень высок, а вчерашние школьники не настолько хорошо владеют собой, чтобы в течение четырех часов убедительно играть роль человека, выдумывающего сочинение из головы. Как правило, экзаменаторы сразу чувствуют напряжение в том или ином углу аудитории и засекают подозрительных. Остальное — дело техники, у каждого преподавателя имеется свой набор охотничьих приемов. Впрочем, нет правил без исключений, и кому-то списывать все же удается — но чаще всего там, где у экзаменаторов нет установки на строгое "прореживание" абитуриентов.

После того как все работы сданы и зашифрованы в приемной комиссии, начинается проверка. В зависимости от количества сочинений она длится два-три дня. Экзаменаторам предстоит оценить грамотность автора каждой работы и то, насколько он разбирается в литературном материале и умеет внятно излагать свои мысли. "Пятерки" ставят крайне редко — для этого работа должна быть идеальной. Такое сочинение может написать только человек безусловно грамотный, с хорошо поставленным стилем, твердо знающий русскую литературу и неплохо владеющий литературоведческими понятиями. Пять-шесть "пятерок" на поток, даже многочисленный, — редкость. Ни одной "пятерки" — норма.

Самый сложный случай — относительно грамотная работа, с хорошей "дробью", но написанная не по теме. "Дробь" — это соотношение орфографических, пунктуационных и стилистических ошибок (кроме них учитываются также ошибки фактические и логические). Работа с "дробью" 0/1/0 или 0/0/1 еще может претендовать на "пятерку", а, скажем, 3/3/2 или 4/1/1 — это уже верная "тройка". Для того чтобы получить "двойку", достаточно сделать пять орфографических, или шесть пунктуационных, или шесть грубых стилистических ошибок. Однотипные ошибки отмечаются и "обнуляются", то есть в дробь засчитывается только первая из них.

К каждой работе проверяющий пишет рецензию — когда краткую ("Тема не раскрыта, автор работы в недостаточной степени владеет литературным материалом, в работе много ошибок"), когда развернутую, если надо доказать, что, несмотря на общую грамотность, абитуриент писал не по теме. Тут в ход идет литературоведческая терминология, учитывается количество словесных и смысловых повторов, общих и совершенно не нужных рассуждений (вроде "Александр Сергеевич Пушкин — гениальный русский поэт и писатель первой половины девятнадцатого века. Мы до сих пор с удовольствием читаем его произведения. Они учат нас быть честными, умными и достойными."), умение абитуриента мыслить и излагать свои мысли, его знания материала и так далее. Развернутых рецензий требуют и работы, получившие "четверку" или "пятерку" — тут, напротив, надо доказать, что данное сочинение по праву претендует на высокую отметку.

Наконец, все работы проверены и все оценки выставлены. Начинается следующий этап письменного экзамена — показ. Каждый абитуриент имеет право в установленное время придти и посмотреть, какие ошибки экзаменаторы нашли в его сочинении. Добрая половина из поступающих на показе хватается за голову — они, безусловно, знали правила и не наделали бы столь глупых и очевидных ошибок, если бы у них было больше времени, если бы не экзаменационный стресс, если бы не нервы... Что поделаешь, экзамен есть экзамен.

Те, кто недоволен рецензией или "дробью", имеют право подать апелляцию, изложив свои претензии в письменном виде. После показа собирается апелляционная комиссия, которая рассматривает каждое заявление. Сразу следует сказать, что апелляции удовлетворяются редко. Среди абитуриентов немало людей, которых родители настраивают на борьбу до конца — получил "двойку", все равно иди на апелляцию, бейся, доказывай, что ты прав, авось, поможет. Как правило, не помогает. К тому же на апелляции, после еще одной пристальной проверки, в работе могут найти новые ошибки и не повысить, а понизить оценку.

Лишь после этого экзамен считается законченным — абитуриенты готовятся к очередному испытанию, экзаменаторы — к приему очередного потока экзаменуемых. Или все радуются, что очередная лихорадка, связанная с летним поступлением в МГУ, осталась позади. Каков бы ни был результат.

Поэтом быть ты не обязан, но гражданином должен быть Ну и, конечно, "перлы" — без них не обходится ни один письменный экзамен по русскому языку и литературе. Порой та или иная работа производит такое впечатление, будто автор лишь вчера впервые взялся за перо, настолько неуклюже он владеет письменной речью. Но пусть читатель вспомнит свои собственные выпускные или вступительные сочинения, пусть учтет, что абитуриенты в течение четырех часов борются не столько с русским языком, сколько со своим волнением и общим экзаменационным стрессом, и пусть он не будет строг к авторам нижеследующих высказываний...

В этом году на вступительных экзаменах ряда факультетов МГУ были предложены темы по творчеству А.С. Пушкина, А.С. Грибоедова, М.Ю. Лермонтова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, М.А. Булгакова. В целях человеколюбия мы приводим отрывки из сочинений абитуриентов без учета их специфической орфографии и пунктуации.

В лицее из кучерявого мальчика вырос гениальный поэт Пушкин. Кстати, эта фраза — из "Золотых сочинений", встретилась несколько раз на разных потоках.

Допустим, в лицейский период жизнь Пушкину казалась веселой и беспроблемной, а уже после лицея он понял, что это не так.

Но параллельно с эволюцией в гражданской лирике у Пушкина обнаруживаются агрессивные взгляды в плане политического строя.

"Воздвиг я памятник нерукотворный, к нему не зарастет народная трава..."

Не стало великого гения... А его стихотворения актуальны и по сей день. Они пробудили во мне патриота, взирающего на страну как кузницу талантливых людей. Я постараюсь построить свою жизнь в срезе великих идей и замыслов.

Пушкин верит в светлое будущее России и понимает, что его юность прошла и пора как-то проявить себя.

Увидев реальную картину деревенской жизни, Пушкин невольно начинает переход от романтизма к реализму.

Пушкин-реалист, набравшись опыта, понимает, что жизнь совсем не прекрасна, как он раньше думал.

Литература закостенела, она умирала, выставив всему миру напоказ свой вывалившийся и почерневший язык.

Пушкин был первым, кто преступил границы жанров, он разрушил стены тюрьмы, его убили тюремщики, но, черт побери, если волной крови, хлынувшей из его разорванной груди, не смыло целую армию этой, трупного вида, шагающей плоти, именовавших себя литераторами.

Стихи Пушкина рождались больными и недоношенными.

И все так же в наше время встречаются Софьи, которые из-за правил в обществе не идут к своим Чацким, а наоборот — отвергают их. А после этого идут к своим Молчалиным и надеются на вечную любовь и преданность друг другу.

Если бы царь знал, что эта женщина замужем, он бы не позволил Кирибеевичу ее трогать.

Эпиграфом к своему сочинению я взяла слова М. Горького, который говорил, что смелый, храбрый человек безумен.

Жизненным предназначением М.Е. Салтыкова-Щедрина было донесение до народных масс всего того, что происходит вокруг: несправедливости, лицемерия, подлости и непонимания людьми друг друга.

После выстрела пистолетом в потолок посыпались деньги, и множество рук потянулось за летящими бумажками. Писатель снова использует сатиру, когда рисует картину большого скопления голов, рук и тел, извивающегося по направлению к деньгам.

Поразительно, до каких высот доходит воображение Михаила Булгакова.

Булгаков — писатель, вошедший в умы многих читателей, он в своем романе "Мастер и Маргарита" с особой точностью отразил изображение московского быта. Ярким примером этого изображения является московская "интеллигенция", где каждый из людей принадлежит к разным кругам общения, но вместе составляющие нашу "проблему". Из этого вытекает, что все они занимаются тем делом, которое для них не имеет ни малейшего значения.

А тот факт, что Иван Бездомный купался в Москве-реке, говорит о еще хорошей экологии города.

Итак, жизнь и быт москвича тридцатых годов разнообразен. Живет он, скорее, в коммунальной квартире, в большом мегаполисе. Он может культурно отдохнуть, поесть в ресторане, имеет множество других возможностей. Но его жизнь и его быт во многом зависят от других людей. А это, к сожалению, создает для него множество новых проблем.

Приемная комиссия МГУ подтвердила, что абитуриентке (имя девушки до сих пор неизвестно, в МГУ назвать его отказались) засчитали сочинение в стихах. «В принципе, писать вступительное сочинения в стихах нельзя, но периодически это происходит, - рассказала «МН» Яна Забудская, заместитель ответственного секретаря приемной комиссии филфака МГУ. - Обычно в этих случаях считается, что абитуриент не раскрыл тему. Судя по всему, в этот раз экзаменационная комиссия сделала исключение, но почему - не могу сказать, потому что работу не видела».

Альберт Авраменко, заведующий кафедрой истории русской литературы XX-XXI веков филологического факультета МГУ, пояснил, что лично он сочинение в стихотворной форме не принял бы. «Всегда кому-то хочется удивить преподавателя. Но мы проводим экзамен по основам литературоведения, проверяем знакомство с азами науки. Этот экзамен - не по творчеству»,- говорит Авраменко. На предэкзаменационных консультациях всегда предупреждает абитуриентов не писать сочинение в стихах, отметил он. «Я говорю: вот когда поступите, с удовольствием буду читать ваши стихи и комментировать их. Но мне сложно представить, как в стихотворной форме можно раскрыть такую тему, как, например, образ положительного героя в романе Тургенева», - сказал Альберт Авраменко.

Саму работу абитуриентки выложил в сеть один из преподавателей МГУ (на фото - лишь часть работы, а ссылка на аккаунт преподавателя временно заблокирована).

Он пишет: «В МГУ прошел экзамен по литературе. Мы провели, а оценки еще не выставили. Темы уже можно огласить, всё равно их абитура разнесла:
1. Внутренний мир «маленького человека» в изображении Н.В.Гоголя и А.И.Куприна («Шинель», «Гранатовый браслет»).
2. Мотив страданий в творчестве Н.А.Некрасова и Ф.М.Достоевского.
3. Традиции М.Е.Салтыкова-Щедрина в сатирах В.В.Маяковского.
Формально одинаковые темы (сопоставительный анализ), ценностно разные (третья - чисто советская, казённая и... пустая)».

Пускай простят меня Некрасов с Достоевским,
Пускай простят меня и Гоголь, и Куприн,
Пусть Маяковский бросит словом резким,
Пусть скажет «Дура!» Салтыков-Щедрин.

И вы простите, милые эксперты,
Пусть милосердие в сердца придет с небес.
Как жаль, чтобы создать бумагу, в жертву
Был принесен зелный шумный лес!

Раскрыть я не сумею ваши темы,
Хотите проверяйте или нет,
Здесь вижу трудноразрешимую проблему
(Хоть Маяковский мой любимейший поэт).

Акакий мерзнет под стрелою ветра,
В его лицо бьет, обезумев, жгучий снег…
Мой рост - лишь полтора несчастных метра,
Я тоже «маленький», пожалуй, человек.

А Маяковский же, творя свою сатиру,
Про Салтыкова-Щедрина совсем забыл.
Его мотивы не явил он миру,
Свои мотивы миру он явил.

Некрасов понял, как народ страдает,
Как плачет женщина по малому дитя…
А Соня - всю свою семью спасает
Во благо их

Жесток был Достоевский к грустной Соне,
Убил ее пропащего отца.
Безумными колсами погони,
Явилась смерть, не скрывшая лица…

Не думайте, прошу, что я тупая,
Я знаю всех писателей с доски,
Их творчество и их героев знаю,
Но темы ваши жестче, чем тиски.

Судьбы канва растянута на пяльце,
Но я бессильна в бездне чуждых душ.
Я не хочу высасывать из пальца
На три страницы глупости и чушь.

Надеюсь, вы хотя бы прочитали,
А если улыбнулись - свет рекой!
Спасибо - что листочки вы раздали.
Простите - за поступок глупый мой.

Отсюда выйду я одной из первых,
Но прежде, чем миную сталь ворот,
Желаю вам я бесконечных нервов,
Понятных букв в листах других работ.

И, наконец, заключает: «За все эти годы такое «оригинальничание» мы не раз встречали. И ставили два, - пишет преподаватель МГУ, выложивший творчество абитуриентки в сеть. - А что мы поставили на этот раз? Не скажу, сколько поставили, но если автор (вернее авторица) не поинтересуется результатом экзамена, то тут уже не Михаил Евграфович, а вся экзаменационная комиссия, десятки раз перечитавшая процитированный текст, скажет: «Дура!».

Это сочинение вызвало бурное обсуждение в социальных сетях: одни абитуриенты и студенты считают автора «молодцом», другие критикуют ее талант и знание предмета. «МН» цитируют некоторые из них.

Наденька Шилина: «разве отца Сони преследовали?! какая погоня? его же, вроде, пьяного кучер раздавил…гм! да и вообще, необоснованный сарказм: мелко»

Богдан Мочула: «Стихи хорошие) но почему раньше на такое отвечали "ДВОЙКОЙ"».

Татьяна Наволоцкая: «Я лишь говорю о том, что допускаю, что возможно сделать исключение из правил экзамена при наличии таланта и специфического направления подготовки. Если на этих листках был бы написан отрывок из «Горе от ума» - это одно. И в таком случае нельзя просто сказать «написано не по форме». Потому что не по форме, но хорошо. Но это, на мой взгляд, не тот случай, вот и всё»

Абитуриенты, участвующие в обсуждении сочинения, предполагают, что его можно оценить на 78 баллов. Удалось ли девушке набрать проходной балл (который пока не определен приемной комиссией), пока неизвестно. Список поступивших на филологический факультет МГУ будет опубликован вечером 27 июля.