Курсовая работа

Вклад Д.Н. Узнадзе в развитие психологии


Минск 2006г.


Введение

Общая характеристика работы

1 Общее состояние психологической науки с 1905 по 1950 гг.

Выводы по первой главе

1 Анализ труда Д.Н. Узнадзе «Психология деятельности. Импульсивное поведение»

Выводы по второй главе

Заключение

Введение


Советская психология с 1905 по 1950 гг. развивалась в очень сложных условиях, но, не смотря ни на что, проводились эксперименты, делались новые открытия в психологии. Первоначально наука развивалась согласно с естествознанием и лишь после генетического взгляда на психику, возникла необходимость в развитии экспериментальной психологии. В различных учебных заведениях создавались кафедры психологии, открывались экспериментальные лаборатории. Огромное число ученых внесли свой вклад в развитие науки, среди них И.П. Павлов, И.М. Сеченов, Г.И. Челпанов, П.П. Блонский и др.

Одним из представителей данного периода является Дмитрий Николаевич Узнадзе. Родился в Грузии. Первым развивал психологию на своей родине. С его помощью была открыта кафедра психологии и психологическая лаборатория, а позднее и общество психологов в Грузии.

Д.Н. Узнадзе работал в области установки и создал ее теорию, которая сделала его известным в мировом сообществе психологов. Он написал много трудов, некоторые из них издавались в немецких журналах и стали известны для многих психологов. Одним из его трудов является «Психология деятельности. Импульсивное поведение».

В этой работе ученый рассматривает импульсивное и волевое поведение, с точки зрения теории установки. Устанавливает сходства и различия между ними, вводит понятия выбора и мотива, представляет приблизительную схему протекания волевого поведения, обращается к таким понятиям, как слабость и твердость воли, а также доказывает, что существуют другие виды активности (внушение и принуждение).

Изучив более подробно данное направление, мы сможем по-другому взглянуть на механизмы человеческого поведения.

Общая характеристика работы

Актуальность: в данное время важно изучать поведение человека, т.к. поведение-это активность, которая занимает всю сферу жизни живых существ. Изучая данную психическую сторону человеческой жизни, познаются механизмы, которые входят в ее структуру, что позволяет более точно установить различия между формами ее проявления.

Объект исследования: научные взгляды Д.Н. Узнадзе на проблему поведения человека.

Предмет исследования: проблема импульсивного поведения в трудах Д.Н. Узнадзе.

Цель исследования: изучить психологические взгляды Д.Н. Узнадзе на поведение человека с точки зрения теории установки.

Гипотеза. Зная теорию установки, можно охарактеризовать и сравнить две абсолютно разные формы проявления активности человека, установить закономерности возникновения установки в импульсивном и волевом поведении. Данные знания могут применяться в практической деятельности многих ученых.

Охарактеризовать развитие психологии с 1905 по 1950гг.

Проанализировать основные этапы жизненного пути Д.Н. Узнадзе.

Охарактеризовать импульсивное и волевое поведение с точки зрения теории установки.

Сопоставить импульсивное и волевое поведение у человека.

Методы исследования: теоретико-библиографический анализ.

Глава I. Творчество Д.Н. Узнадзе с 1905 по 1950 гг.

узнадзе психология импульсивное поведение

1.1 Общее состояние психологической науки с 1905 по 1950 гг.


В начале ХХ столетия в России наблюдается интенсивное развитие психологической науки. Развертывается деятельность экспериментальных психологических лабораторий в Петербурге, Москве, Казани, Юрьеве, Харькове и др. городах, организуются крупные психологические съезды (в 1906, 1909, 1910, 1913 и 1916 гг.), начинают издаваться специальные журналы («Вопросы философии и психологии», «Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма», и др.). Возникают прикладные отрасли психологии.

Психологические проблемы разрабатывались в атмосфере острой идейной борьбы. Крайне правую группировку в психологии того времени составляли философы-психологи (А.И. Введенский, Л.М. Лопатин, Н.О. Лосский), проповедовавшие идеализм.

В разработке психологических проблем умозрительной психологии объективно противостояло направление, связанное с материалистической традицией русского естествознания. Его основателем был И.М. Сеченов. Свойственный этому направлению естественнонаучный материализм, будучи применен к проблемам психологии, создавал благоприятные условия для борьбы с реакционными идеалистическими концепциями, способствовал накоплению достоверных знаний о природе душевной жизни.

Промежуточное положение между умозрительным и естественнонаучным направлениями в развитии психологии занимала группа ученых. Они отличались стремлением отгородить психологию как область эмпирического знания от философской борьбы и представить задачу психологического исследования ограниченной рамками изучения душевных явлений, игнорируя их сущность.

Такова была расстановка сил в русской психологии накануне Октября.

Итоги развития наиболее прогрессивных тенденций в русской психологии начала ХХ века получили отражение в книге Н.Н. Ланге «Психология». Н.Н. Ланге развивает генетический взгляд на психику, в которой он видел продукт развития жизни, жизненное приспособление, служащее важным фактором в борьбе за существование организма. Причину эволюции и совершенствования психики Н.Н. Ланге находит в ее биологической полезности. Не признавая душевную жизнь человека чем-то исключительным, Н.Н. Ланге, однако, не становится на вульгарно- биологическую точку зрения и подчеркивает общественную сущность человека.

В ХХ веке необходимость экспериментальной разработки вопросов психологии становится общепризнанной. Причиной этого являлись не только успехи опытного изучения психической жизни и материалистического их понимания, но и попытки противников материализма «приручить» экспериментальную психологию. В этом отношении характерна деятельность Г.И. Челпанова. Он был основателем и директором первого в России Московского психологического института. На основе опыта исследовательской работы в этом институте им была написана книга «Введение в экспериментальную психологию» (1915г.). Он стремился оторвать экспериментальную психологию от материализма и подвести под нее идеалистическую базу. В результате его усилий экспериментальной психологии грозило превращение в «экспериментальную метафизику».

Под влиянием социалистической революции в России в сознании ученых произошли глубочайшие перемены. Об этом можно судить по деятельности П.П. Блонского (1884-1941). В ранних психологических трудах П.П. Блонского утверждаются принципы «поведенческой», или «объективной», психологии, ставшие ведущими для первого послереволюционного периода истории советской психологии. П.П. Блонский резко критикует взгляд на человека как на неизменное существо, присущий традиционной идеалистической психологии. Поведение человека выступает для него как производное общественных отношений. Но так как общество изменяется со временем, то и общественные отношения должны изучаться как функция времени, генетически, как процесс, т.е. в своем историческом развитии.

Генетическая, или историческая, точка зрения становится основной предпосылкой творчества П.П. Блонского. Его произведения проникнуты идеей развития, стремление подходить к каждому психическому явлению с точки зрения его истории.

На I Всероссийском съезде по психоневрологии (январь 1923г.) в докладе К.Н. Корнилова впервые в истории мировой психологической науки выдвигается требование применить марксизм в области психологии. К.Н. Корнилов считал, что система современной науки не должна замыкаться в узкие рамки только индивидуальной психологии, а должна включить в себя социальную психологию, основывающуюся на теории исторического материализма.

В этот период два общих марксистских методологических принципа принимаются почти всеми передовыми представителями советской психологии: материализм и детерминизм в объяснении человеческого поведения, предполагающий учет не столько биологических, сколько социальных и классовых факторов.

Трудности развития советской психологии, которые отчетливо выявились в этот период и которые усугублялись рядом теоретических ошибок К.Н. Корнилова, ни в коей мере не могут заслонить значения его борьбы с идеализмом Г.И. Челпанова, которая была с успехом завершена в период I и II съездов по психоневрологии.

В ближайшие после Октября годы (1922-1923) советские психологи проявляют повышенный интерес к естествознанию.

В 1922-1923гг. вышли в свет ряд работ естествоиспытателей. В них реализуется стремление приблизить естественные науки к психологии таким образом, чтобы сделать естествознание ее прочным фундаментом. В этих работах можно найти ссылки на И.М. Сеченова, что в них развиваются его идеи.

Исключительную роль в развитии психологии, физиологии и психиатрии сыграла публикация Павловского «Двадцатилетнего опыта» (1923). Психология получила громадное богатство мыслей, материала, иллюстраций к теории материалистического понимания работы высшего отдела мозга.

Тесно связаны с трудами И.П. Павлова работа А.А. Ухтомского «Доминанта как рабочий принцип нервных центров» и работы его сотрудников.

В работах И.П. Павлова и А.А. Ухтомского содержалась развернутая система задач, которые предстояло решить психологам совместно с физиологами.

Стремление превратить психологию в объективную науку, в область точных знаний стимулировало интерес советских психологов к биофизическим идеям академика П.П. Лазарева. Он показал приложимость ионной теории возбуждения к работе ЦНС.

Другая тенденция в психологии того времени - попытка приобщить психологию к эволюционной теории- связана с трудами А.Н. Северцова и В.А. Вагнера. Центральная проблема заключалась в выяснении роли психики не только в индивидуальной жизни животных, но и в процессе их эволюции. А.Н. Северцов в работе «Эволюция и психика» (1922) анализирует форму приспособления организма к среде.

В.А. Вагнер высказал ряд прогрессивных идей, полагая, что научное изучение психологии может идти только в соответствии с эволюционным учением: от простого к сложному, от животных к человеку, а не наоборот.

Задача построения марксистской психологической науки требовала разрушения традиционной психологии, которая являлась опорой и пристанищем идеализма и метафизики. В этот период определяются два основных варианта программы перестройки психологии- рефлексология и реактология.

Основателем рефлексологии был В.М. Бехтерев (1857-1927), изложивший план ее построения в статье «Объективная психология и ее предмет» (1904).

В основе рефлексологической теории находилось связанное с идеями И.М. Сеченова положение о том, что нет вообще ни одного сознательного и бессознательного процесса мысли, который не выражался бы рано или поздно в объективных проявлениях.

К.Н. Корнилов сформулировал идею реактологии. Она трактовала психологию как «науку о поведении» живых существ. Центральное звено реактологии составило понятие «реакция», которое рассматривалось как универсальное для живых существ, как ответ целого организма, а не одного органа. Реакция у высших представителей животного мира и человека считались наделенными психическими свойствами.

К концу 30-х- начала 40-х гг. советские психологи достигли серьезных успехов. Продолжается работа по теоретическому обоснованию психологической науки, широко развертывается исследовательская работа.

Л.С. Выготский выдвигает предположение, что в психологии человека существует особенность, соответствующая той роли, которую играет труд, употребление и создание орудий в его производственной деятельности.

С разработкой марксистской теории связана и другая мысль Л.С. Выготского- идея интериоризации. Л.С. Выготский попытался найти диалектическую закономерность формирования человеческой психики, которая отражала бы сущность развития всей личности в целом. Так возникает проблема соотношения внешних и внутренних психических функций.

Историзм в трактовке психики человека получает дальнейшее развитие в работах А.Н. Леонтьева. Психическая деятельность рассматривается им как особая форма деятельности, продукт внешней материальной деятельности, которая преобразуется в ходе общественно-исторического развития во внутреннюю деятельность сознания. В фундаментальном труде С.Л. Рубинштейна «Основы общей психологии»(1940) было теоретически обосновано учение о единстве сознания и деятельности.

На основе развития рефлекторных идей И.М. Сеченова и И.П. Павлова в середине 30-х гг. складываются предпосылки новых научных представлений о наличии в мозгу таких структур и процессов, которые обеспечивают оптимальные условия для управления деятельностью в результате активного выбора информации, поступающей из внешней среды (концепции «фундаментальной системы» и «афферентного синтеза» П.К. Анохина, концепция «рефлекторного кольца» Н.А. Бернштейна).

В предвоенные годы заметные сдвиги наблюдаются в разработке ряда вопросов общей психологии: исследования в области навыков (Л.М. Шварц, Е.В. Гурьянов и др.), внимания (Н.Ф. Добрынин), памяти (А.А. Смирнов, Н.А. Рыбников), мышления (П.А. Шеварев, Н.А. Менчинская).

Всеобщее признание получает понимание общественно-исторической обусловленности сознания человека. Это выдвинуло на первый план исследование личности и различных форм ее активности: направленности личности (С.Л. Рубинштейн), установок как модификаций личности (Д.Н. Узнадзе), отношений (В.Н. Мясищев) и др.

В годы великой Отечественной войны советского народа против немецкого фашизма в психологии развернулись научные работы в плане оборонной тематики, связанные с проблемами противовоздушной маскировки, полевой разведки, восстановления нарушенных психических функций и т.д.

Еще до войны психология сближается с педагогикой, что ведет к интенсивному развитию проблематики детской и педагогической психологии. В первые послевоенные годы советская психология развивалась преимущественно как педагогическая психология.

С 1950г. происходит дальнейшее интенсивное развитие психологии в СССР. Успешная разработка психологического аспекта рефлекторной деятельности мозга была связана с преодолением догматического отношения к павловскому учению и нигилистического подхода к предмету психологии и ее методам. В 1957г. Было учреждено Общество психологов при Академии педагогических наук РСФСР. В 1959г. Состоялся I съезд Общества психологов, показавший, что советские психологи внесли существенный вклад в фонд научных завоеваний.


2 Биографические сведения Д.Н. Узнадзе


Дмитрий Николаевич Узнадзе родился в 1886 г. в селе Сакара Зестафонского района, в крестьянской семье.

В 1896г. десятилетнего Дмитрия Узнадзе зачислили в Кутаисскую первую мужскую гимназию, где он с самого начала отличился как способный и трудолюбивый ученик. Дмитрий Узнадзе вместе с передовыми учащимися принимал активное участие в революционном движении, вследствие чего в 1905г. его вместе с 19 другими учащимися исключили из гимназии. В это время он был учеником последнего, восьмого класса.

В том же 1905 г. для продолжения учебы он был послан семьей в Германию. Д.Н. Узнадзе поступил в Лейпцигский университет на факультет философии, где в то время философию и психологию преподавал создатель научной психологии В. Вундт.

В. Вундт в 1878г. основал в Лейпциге первую в мире психологическую лабораторию. В этой лаборатории сформировалась научно-экспериментальная психология, для изучения которой приезжала молодежь из многих стран. Основоположник грузинской психологической школы Д.Н. Узнадзе вместе с В. Келером и другими известными психологами работал в семинаре Вундта и считался одним из лучших студентов.

В 1907г. ученый совет Лейпцигского университета присудил Д.Н. Узнадзе премию за труд, посвященный философии Лейбница. В это же время он работает над философским учением Вл. Соловьева, и в 1909г. после окончания университета ему присуждается степень доктора философии за этот труд. Степень доктора была присуждена университетом г. Галле, поскольку в то время здесь по сравнению с Лейпцигским университетом работали более компетентные специалисты в области русской философии.

В 1909г. Д.Н. Узнадзе вернулся в Грузию и начал работать в Кутаисской гимназии учителем истории. В тогдашней России полученный за рубежом диплом об окончании высшего учебного заведения не считался официальным документом. Поэтому в 1910г. Д.Н. Узнадзе начал экстерном сдавать экзамены на факультете истории философии Харьковского университета и в 1913г. получил диплом I степени об окончании высшего учебного заведения. С 1909 по 1916 гг. Д.Н. Узнадзе занимался большой общественной, педагогической и научной работой.

С 1917г. в деятельности Д.Н. Узнадзе наступает новый период. Он переезжает в Тбилиси и включается в возглавлявшийся И.В. Джавахишвили коллектив грузинских ученых - основателей Тбилисского университета. В 1918г. в университете под руководством Д.Н. Узнадзе открывается кафедра психологии и психологическая лаборатория, превратившиеся в центр развития психологии в Грузии.

Одновременно Д.Н. Узнадзе работает директором педагогического института, который был создан на базе Тбилисского учительского института и вошел в состав университета. В университете и в педагогическом институте он читал курс общей психологии, педагогической психологии, психологии труда и дифференциальной психологии. В университете изучение психологии с самого начала считалось обязательным для всех студентов. Данное обстоятельство, разумеется, требовало создания учебников по психологии и психологических трудов на грузинском языке. С этого времени Д.Н. Узнадзе начинает интенсивную исследовательскую и литературную работу в области философии и психологии.

В 1919г. в издаваемом при университете журнале «Моамбе» был опубликован труд Д.Н. Узнадзе «Petites Perceptions» Лейбница и их место в психологии», который фактически был первым серьезным теоретико-психологическим исследованием в Грузии, а в 1920г. в университетском издательстве была напечатана его монография «Анри Бергсон», в которой критически рассматривалась философия Бергсона. Эти критические соображения легли в дальнейшем в основу его учения о психологии установки.

Ранее, как на это указывают классики марксизма, исследование вопросов об активных началах человека велось с позиций идеалистической философии. Теперь стало необходимым изучить закономерности психологической активности человека в процессе его реальной деятельности.

По мнению Д.Н. Узнадзе, мистические и интуитивные представления не годятся для понимания природы познавательной и психической активности человека. Более того, сами интуитивные и мистические представления человека наряду с другими переживаниями и внутренней активностью должны быть поняты и объяснены на основе системы научных понятий. По внутренней логике развития своего мировоззрения Д.Н. Узнадзе постепенно приближается к марксистскому учению о природе человека и действительности. Этот процесс стал еще более интенсивным после того как психологическая лаборатория Д.Н. Узнадзе стала работать в направлении экспериментального изучения психологических основ человеческой активности.

На основе указанных положений были построены его последующие конкретно-научные исследования: «Имперсоналия» (1923), «Психологические основы наименования» (1923), «Мотивы интересов к учебным предметам» (1924) и другие труды, которые одновременно публиковались и в немецких психологических журналах. Однако особую роль в развитии советской грузинской психологии сыграла монография Д.Н. Узнадзе «Основы экспериментальной психологии», изданная в 1925г.

В 1927г. по инициативе Д.Н. Узнадзе в Грузии было основано общество психологов, которым он руководил до самой кончины. На заседаниях общества психологов, как правило, читались доклады, основанные на результатах экспериментальных исследований.

В период конца 20-х - начала 30-х гг. Д.Н. Узнадзе формирует понятие установки, которое подразумевает реальное психическое состояние человека и может служить основой единства сознания человека и объективной действительности. Выяснилось, что существует целостное психическое состояние человека, определяющее его будущую деятельность и работу сознания. Главной причиной успеха работы в этом направлении послужило то обстоятельство, что Д.Н. Узнадзе создал метод исследования указанного состояния.

В этот период сформировалась грузинская психологическая школа, один из важнейших этапов деятельности которой был охарактеризован в фундаментальном труде Д.Н. Узнадзе «Общая психология». Названная книга вышла в свет в 1940г.

Начиная с 1923г. Д.Н. Узнадзе выполнил серию экспериментально-теоретических исследований, которые, не будь даже создана теория установки, имели бы самостоятельное значение для развития психологии. Эти труды вошли в золотой фонд советской психологической науки. Из них особо следует отметить «Психологические основы наименований» (1923), «К проблеме постижения значения» (1927), «Образование понятия в дошкольном возрасте» (1929), «Иллюзии скорости движения» (1940), «Формы поведения человека» (1941), «Развитие технического мышления в школьном возрасте» (1942), «Внутренняя форма языка» (1947), «К проблеме сущности внимания» (1947). Первые три из перечисленных трудов были изданы в немецких журналах и стали известны для широкого круга психологов.

Начиная с 1927 г. Д.Н. Узнадзе вместе со своими сотрудниками проводил экспериментальные исследования, в результате которых оказалось возможным выяснить целостно-личностную природу установки, формирование и действие которой подчиняется специфическим законам. Результаты проведенной в этом направлении работы впервые были опубликованы на русском и немецком языках (1930, 1939).

В период Великой Отечественной войны психология, подобно другим наукам, встала на службу обороны Родины. Д.Н. Узнадзе основал при эвакогоспитале в Тбилиси патопсихологический кабинет, где руководил работой по восстановлению нарушенных психических функций воинов. Наряду с этим он занимался научно-пропагандистской работой. В этот период он опубликовал критические статьи, направленные против расистских теорий и, в частности, фашизма. В 1945г. за плодотворную практическую и теоретическую работу он был награжден Президиумом Верховного Совета СССР орденом Трудового Красного Знамени и медалью «За трудовую доблесть».

При формировании Академии наук в Грузинской ССР в 1941г. Д.Н. Узнадзе был избран ее действительным членом. Он входил в число 16 академиков - основателей Академии наук Груз. ССР и являлся членом Президиума отделения общественных наук. С самого начала при Академии наук был создан сектор психологии, которым руководил Д.Н. Узнадзе. В 1943г. на базе сектора сформировался Институт психологии, директором которого был назначен Дмитрий Николаевич.

К концу 40-х гг. Д.Н. Узнадзе обобщил полученные грузинскими психологами экспериментальные данные в монографии «Экспериментальные основы психологии установки», опубликованной в 1949г. Этот труд на русском языке был опубликован в 1961г., а в 1966г. вышел в США на английском языке под названием «Психология установки». Именно по этой книге теория установки Д.Н. Узнадзе стала известна самому широкому кругу читателей.

Д.Н. Узнадзе скончался в 1950г., в 64-летнем возрасте, на научном заседании Института психологии, когда он произносил речь.

Психологическое наследие Д.Н. Узнадзе и по сей день представляет собой живую действенную теорию, которая испытывает непрерывный рост и развитие, приобретает все большую роль в решении теоретических и практических задач.


Выводы по первой главе

Советская психология развивалась в ХХ веке очень интенсивно. Вначале она развивалась согласно с материалистической традицией русского естествознания. Далее следовал генетический взгляд на психику. И в ХХ веке возникла необходимость развития экспериментальной психологии. Открылся первый Московский психологический институт. После Октября проявился повышенный интерес к естествознанию. Представители: И.П. Павлов, И.М. Сеченов, А.А. Ухтомский.

Была и другая тенденция в психологии того времени - попытка приблизить психологию к эволюционной теории (А.Н. Северцов, В.А. Вагнер). Далее было определено два основных варианта программы перестройки психологии - рефлексология и реактология.

Всеобщее признание получает понимание общественно-исторической обусловленности сознания человека.

В таких условиях работал Д.Н. Узнадзе. Под его руководством была открыта кафедра психологии и психологическая лаборатория, он был первопроходцем в развитии психологии в Грузии. Им же позднее было основано общество психологов в Грузии.

Позднее им была создана теория установки, которая позволила по-новому взглянуть на механизмы человеческого поведения, языковую и познавательную деятельность.

Глава II. Вклад Д.Н. Узнадзе в разработку проблемы импульсивного поведения


Д.Н. Узнадзе внес огромный вклад в развитие советской психологии. Основным его трудом считается «Психология установки». Но я буду рассматривать другой его труд «Психология деятельности. Импульсивное поведение». В нем он рассматривал импульсивное поведение с точки зрения своей теории установки.


1 Анализ труда Д.Н. Узнадзе «Психология деятельности. Импульсивное поведение».


Импульсивное поведение

Мы знаем, что каждому живому существу специфично наличие потребностей, об удовлетворении которых он должен позаботиться сам. Из этого следует, что ему присуща активность, которая составляет все содержание жизни.

Д.Н. Узнадзе говорит: «Потребность- источник активности. Потребности развиваются, но есть некоторые потребности, без которых не может существовать ни один живой организм- это витальные потребности (в питании, размножении и т.д.)».

Витальная потребность и поведение.

В этой части говорится о том, что «витальная потребность не обязательно должна быть психически дана. Достаточно того, что она существует объективно, т.е. если организм испытывает нужду в чем-либо. Даже если субъект не имеет о ней никакого представления, он безошибочно прибегает к средствам необходимым для ее удовлетворения. Витальная потребность сама направляет организм к нужному предмету».

Ученый заостряет внимание на том, что если есть определенная потребность, из множества предметов в окружающей среде, на него оказывает влияние тот из них, который может удовлетворить эту потребность. С точки зрения теории установки Д.Н. Узнадзе утверждает, «что в результате возникает установка к определенному действию и, если ничто не мешает, то осуществляется и само действие. Тогда говорят о врожденных способностях удовлетворения некоторых потребностей, такое поведение называют инстинктом».

Обслуживание как отдельная форма поведения

К понятию обслуживания Д.Н. Узнадзе приходит из того, что инстинкт осуществляется только, когда удовлетворение потребности не встречает никакого препятствия, не требуя вмешательства сознания, процесс протекает сам собою. Такую активность он назвал потреблением, так как вопрос ставится относительно самого процесса удовлетворения потребности, а не добывания средств, которые нужны для этого.

Ученый приходит к выводу, что все-таки потребность когда-то дает свое отражение в сознании. Это отражение возникает, когда на пути удовлетворения потребности возникает препятствие. Д.Н. Узнадзе говорит: «У человека возникает специфическое чувство беспокойства, что ему чего-то не хватает, и, вместе с этим,- состояние напряженности, которое готово перейти в состояние активности». Далее говорится о том, что если не преодолеть это препятствие, то потребность дает отражение в предметном сознании: возникает переживание того объекта, который является средством удовлетворения потребности. Живой организм замечает в окружающем в первую очередь то, что может удовлетворить его потребность. Этим ученый показал, что потребность определяет восприятие субъекта.

Д.Н. Узнадзе пишет, что существуют случаи осложнения удовлетворения потребности, в результате чего животное вынуждено решать довольно трудные задачи.

Д.Н. Узнадзе приходит к выводу, что «акт потребления предваряется довольно сложным процессом поведения, который питается из источника одной определенной потребности и служит цели ее удовлетворения». Он назвал такую форму активности обслуживанием.

Импульсивное поведение и обслуживание

Проанализировав импульсивное поведение и акт обслуживания, Д.Н. Узнадзе пришел к выводу, что обслуживание занимает одно из первых мест в поведении человека. Он говорит: «Когда возникает потребность, в большинстве случаев мы сталкиваемся с препятствием и вынуждены выполнять целый ряд других операций, производимых для того, чтобы преодолеть препятствие и дать возможность удовлетворить потребность.

Поскольку эти операции служат цели удовлетворения конкретной потребности, мы можем признать их за отдельный случай обслуживания. Этот момент является основным признаком, которым обслуживание отличается от других форм поведения » .

Так же Д.Н. Узнадзе представил приблизительную форму протекания акта обслуживания. Она выглядит так: как только появляется какая-либо интенсивная потребность, субъект начинает деятельность для ее удовлетворения; иногда эта деятельность очень сложна и длится до тех пор, пока не будет обеспечена возможность удовлетворения потребности. Эта активность создается из цепи последовательных моментов, каждое звено этой цепи занимает свое место и действует целесообразно.

Д.Н. Узнадзе считал, что в основе импульсивного поведения лежит установка: «На субъекта, возбужденного определенной потребностью, воздействует актуальная ситуация, вызывая в нем целостное изменение, определенную установку, и его последующее поведение строится на основе этой установки. Поэтому поведение целесообразно и помимо сознания. Тогда получается, что для импульсивного поведения характерно, во-первых, что его источником является актуальная потребность и, во-вторых, что оно определяется установкой, созданной актуальной ситуацией».

Труд и потребность.

В данной части ученый рассматривает форму активности, которая присуща только человеку- это труд. Ведь правда, только человек может обратиться к активности тогда, когда этого совершенно не требует его насущная потребность. «Он трудится для того, чтобы результат его активности смог удовлетворить потребность другого человека, когда такая у него появится.

Обслуживание имеет в виду только удовлетворение актуальной потребности, труд имеет целью удовлетворение возможной потребности».

Труд и воля

Д.Н. Узнадзе задается вопросом, откуда человек берет энергию, чтобы делать то, потребности чего у него в данный момент нет. И приходит к выводу, что понятия рефлекса и импульсивного поведения не достаточно. «Труд не начинается с импульса актуальной потребности, и впоследствии им не направляется. Труд подразумевает такой вид активности, который имеет силу действовать без актуальной потребности и создавать независимые от нее ценности.

Таким видом активности является воля».

Общее определение понятия.

Д.Н. Узнадзе приводит несколько примеров воли, вот один из них: «Просыпаешься утром, время вставать, а вставать не хочется, но уже время- можно опоздать. Наконец делаешь усилие и встаешь. Потребовался определенный акт воли, чтобы преодолеть естественную леность». Он привел много аргументов того, что воля имеет дело не с наличным актом, а с тем, который должен осуществиться в будущем. «"Я" переживается как единственный источник, откуда вытекает всякое волевое поведение, как единственная сила, от которой всецело зависит, каким будет поведение, что произойдет: встанет или будет нежиться в постели- это зависит от человека, причиной этому он сам. Воля переживается как активность "Я"».

«В случае с импульсивным поведением основным его источником является потребность. Оно начинается импульсом потребности и заканчивается актом ее удовлетворения. А при волевом поведении у субъекта возникает актуальная потребность, но его поведение не подчиняется ее импульсу, субъект делает не то, что ему хочется, а нечто другое: в данном случае ему хочется лежать, но он встает. Следовательно, в случае воли источником деятельности является не импульс актуальной потребности, а нечто совсем другое, что иногда даже противоречит ему».

Д.Н. Узнадзе приводит специфичные свойства волевого акта:

a)в случае воли импульс актуальной потребности никогда не вызывает действия, волевое поведение никогда не опирается на импульс актуальной потребности;

b)в случае воли происходит объективация входящих в процесс активности моментов: "Я" и поведения, "Я" противостоит поведению;)волевое поведение не протекает в настоящем, оно будущее поведение: воля перспективна;)это будущее поведение со стороны "Я" заранее предусматривается, и его реализация зависит от "Я": воля всецело переживается как актуальность "Я".

Физиологические основы воли

Описывая физиологические основы, Д.Н. Узнадзе говорил: «Всякое поведение и активность дается человеку в виде определенных движений тела и отдельных его органов.

Анатомо-физиологической основой воли является большой мозг. Когда мы действуем произвольно, в определенном центре коры больших полушарий мозга рождается физиологический импульс, который по пути нижележащих аппаратов продолговатого и спинного мозга направляется к моторному нерву и посредством его вызывает сокращение мышц и движение соответствующего органа. Центром, регулирующим произвольное движение, считается зона левого полушария, и, когда она нарушается, у субъекта снижается способность осмысленной целенаправленной деятельности».

Выполнение волевого акта.

Период воли.

Д.Н. Узнадзе выделил три периода волевого процесса:

·подготовительный период решения (выявляет, какое решение принять и по каким соображениям);

·период принятия самого решения;

·период выполнения решения.

Течение волевого поведения.

В данной части описывается, как выглядит волевой процесс. По мнению Д.Н. Узнадзе специфической особенностью волевого поведения является законченность и цельность. «Если цельность нарушается, то мы уже не имеем дела с волевым поведением. Волевое поведение от начала до конца является упорядоченным поведением. Эта особенность воли наиболее отчетливо проявляется в случаях планового поведения.

В психологии воли одним из экспериментально обоснованных фактов является упорядоченная целесообразность волевого поведения. Когда человек что-либо решает последующая его деятельность как бы сама собою протекает в соответствии с этим решением. Конечный период волевого поведения - выполнение, протекает как бы автоматически»

Установка как основа выполнения.

Д.Н. Узнадзе говорит в этом разделе, что в основе волевого акта лежит установка, и приводит примеры, доказывающие его предположение. «Прежде чем вносится окончательное решение, как поступить, выполнение решения часто кажется нам очень трудным. Например, до тех пор, пока человек решил отказаться от какой-либо привычки (курение) эта уступка разумному решению- не курить- кажется ему необычайно труднопереносимой. Если у него кончился табак и он вынужден воздержаться от курения, это очень болезненно переживается им. Но стоит ему действительно решить никогда больше не курить вообще, отказаться от этой привычки- и он сразу заметит, что эта потребность как бы ослабела, и ее неудовлетворение уже не так невыполнимо, как это было раньше. Табак вызывает у него установку к некурению, и его последующее поведение строится в соответствии с этой установкой».

Акт решения.

Феноменология переживания воли.

По мнению Д.Н. Узнадзе содержание акта решения таково:

а) во время акта решения субъект чувствует довольно отчетливое мышечное напряжение той или иной части тела: у него возникают определенные ощущения напряжения;

б) у субъекта есть ясное представление того, что ему надлежит делать, и что эта будущая деятельность переживается им как собственная будущая деятельность;

в) в то же время субъект всегда свидетельствует о возникновении в момент решения одного специфического переживания, которое он может выразить только следующим образом: "Я хочу"…"Теперь я действительно хочу" (актуальный момент)

Это переживание следует понимать, как подлинный акт, подлинное переживание: будущая деятельность, которая должна произойти, должна быть осуществлена мною, моим "Я", которое этого хочет;

г) в момент решения субъект чувствует некое усилие, которое тем больше, чем сильнее концентрация воли (момент состояния).

Из всех этих факторов только один имеет специфически волевое значение: актуальный момент, переживаемая активность- переживание "Я хочу". Где его нет, там не может быть речи о воле.

Так же Д.Н. Узнадзе утверждал, что «осуществление акта решения субъект переживает некоторую несостоятельность, колебание, возбуждение. Акт решения не постепенно созревает и подготавливается, а происходит сразу, как бы неожиданно, без подготовки. Результатом является исчезновение прежней несостоятельности и чувства неопределенности, и взамен возникают переживания определенности, устойчивости и спокойствия».

Решение есть переживание смены установки.

Д.Н. Узнадзе сказал: «волевой акт, в переживании "Я действительно хочу", указывает на смену установки: у субъекта возникает установка именно того поведения, по отношению к которому он переживает "Я хочу", и реализация этой установки является содержанием его последующей деятельности».

Вопрос о твердости воли.

Основа твердости воли.

Далее Д.Н. Узнадзе решил раскрыть вопрос о твердости воли. Ведь действительно, для реализации самого поведения недостаточно осуществления волевого акта, т.е. создания установки будущего поведения. Бывает, что человек приняв решение, не может выполнить его. Это происходит потому, что выполнение решения сталкивается с препятствиями, и не каждый может их преодолеть. Под твердостью воли Д.Н. Узнадзе понимал, что, невзирая на препятствия, решение все же выполняется, а если не выполняется, то он говорил о слабости воли.

«Слабость воли проявляется в результате того, что трудности, возникшие в результате решения задачи, каждую минуту действуют против выбранной в акте решения установки. В итоге субъект отказывается от выполнения своего решения. Основой слабости воли здесь является смена установки.

Бывает, что выполнение решения затрудняется из-за того, что начатое дело через какое-то время надоедает человеку.

Изменение решения может произойти и по другим причинам:

а) в процессе выполнения внимание субъекта привлекут некоторые обстоятельства, которых он раньше не замечал;

б) может измениться и сам субъект: у него появятся новые интересы и стремления, в результате чего человек вынужден принять новое решение.

Из всего вышесказанного ясно, что твердость воли заключается в способности до конца сохранить раз принятое решение».

Воля и персеверация.

Под персеверацией Д.Н. Узнадзе понимал «состояние, когда какое-нибудь представление, помимо нашей воли, возникает в сознании и не покидает его, а наше внимание стойко направлено на это представление и ни до чего другого ему нет дела. Персеверация - это врожденное свойство. Считалось, что у человека с сильной способностью персеверации, должна быть более твердая воля. Но выяснилось, что на самом деле это не так.

Воля не врожденная особенность, обладающая силой изменять и направлять сами биологические врожденные тенденции нервной системы. Поэтому твердость воли надо воспитывать».

Установка и слабость воли.

И все-таки, решающее значение в твердости воли Д.Н. Узнадзе отводил установке.

«Установка - состояние личности, которое возникает на почве взаимодействия потребности личности и соответствующей внешней ситуации. Когда у нас определенная установка, в нашем сознании предоставляется место только определенным явлениям. Если внимание отклонилось в сторону, то мы можем сказать, что установка изменилась.

От качества установки зависит твердость воли».

Мотивация - период, предшествующий волевому акту.

Значение изучения периода мотивации.

«В основе волевого поведения лежит установка, но и импульсивное поведение происходит на основе установки. Волевое поведение отличается тем, что имеет предшествующий акту решения период, который предназначен для создания условий созревания установки, подготовить ее возникновение». Д.Н.Узнадзе считал, что изучение этого подготовительного периода имеет большое значение для решения вопросов о воле.

Смысл периода мотивации

В донном разделе Д.Н. Узнадзе поясняет, в чем заключается период мотивации. «Когда субъект подчиняется силе актуальной потребности - это импульсивное поведение. Но человек может не подчиниться этому импульсу, тогда можно говорить о волевом поведении. Человек ставит вопрос о будущем своем поведении. Субъект знает, что теперь его поведение зависит от его "Я " и согласно данной ситуации должен выбрать, какое поведение приемлемо для его "Я ".

Следовательно, акту решения предшествует период, в котором происходит поиск вида поведения, которое соответствует общим интересам "Я ", процесс поиска завершается актом решения.

Выбор и мотив.

Д.Н. Узнадзе вводит два фактора подготовительного периода. Во-первых, субъект размышляет, обдумывает, мыслит, чтобы подыскать наиболее целесообразный вид поведения. Во-вторых, он согласовывает свое решение с потребностями своего "Я ".

Вводятся понятия выбора и мотива.

«А. В случае воли человеку надо сделать выбор, а выбор может сделать только мыслящее существо.

Человек опирается на интеллектуальный процесс, в результате которого была обоснована целесообразность определенного поведения. Но для акта решения этого не достаточно. Основой волевого поведения является мотив.

Весь процесс можно представить так: установление целесообразного поведения посредством мышления? процесс мотивации? акт решения.

Б. Мотив - основание деятельности. Всякий выбор имеет какое-то основание, и в случае воли этим основанием является мотив.

Д.Н. Узнадзе говорил, что имеется один ряд мотивов, которые оправдывают данное поведение, и другой ряд мотивов, которые направлены против него. Какой из них обладает большей силой, тому и будет отдано предпочтение. Поэтому говорят, что акту решения предшествует борьба мотивов.

Понятие мотива в психологии

Д.Н. Узнадзе рассматривает поведение с двух сторон.

«Физическое, как факт, как комплекс движений. И в психологии, этот комплекс движений может называться поведением, если переживается как носитель определенного смысла, значения, ценности.

С психологической точки зрения существует столько поведений, сколько имеется целей, которым они служат».

Функция мотива

Д.Н. Узнадзе считал, что главная функция заключается в том, что «мотив заменяет одно поведение другим, менее приемлемое более приемлемым, и этим создает возможность определенной деятельности.

Не существует одного и того же поведения, которое могло бы иметь различные мотивы. Можно сказать, что есть столько же поведений, сколько и мотивов, дающих им смысл и значение.

Поведение становится волевым только благодаря мотиву».

Волевое и импульсивное поведение.

В данной части Д.Н. Узнадзе рассматривает различия между волевым и импульсивным поведениями. Мы уже знаем, что в основе и того и другого лежит установка, но ведь различия между ними существуют. Этим вопросом и занялся Д.Н. Узнадзе.

«В случае импульсивного поведения установку создает актуальная ситуация.

Совсем другая картина с волевым поведением. Воля стремится к удовлетворению потребности "Я". Когда человеку надо решить, как действовать - пойти на концерт или остаться дома работать, он заранее предусматривает обе эти ситуации, предусматривает все, что может последовать в результате одного и другого, и, в зависимости от того, с какой потребностью "Я" мы имеем дело, у него возникает установка остаться дома или пойти на концерт. Ситуация, которая создала эту установку, была представлена и осмыслена им самим. В случае воли поведение должно осуществиться в будущем. Установка, возникающая в момент принятия решения и лежащая в основе волевого поведения, создается воображаемой или мыслимой ситуацией».

Активность воли

По мнению Д.Н. Узнадзе воля активна, так как установку создает субъект, а она является результатом его активности.

«С помощью воображения и мышления, создается ситуация возможного поведения, которая вызывает в нем определенную установку.

Субъект создает установку: он, несомненно, активен. Его активность заключается в создании идейной ситуации. В волевом акте он чувствует самоактивность. Это очень специфическое переживание.

Надо полагать, что это переживание является подлинным отражением того, что происходит в субъекте во время волевого акта.

Создание установки было делом самого субъекта. Поскольку он активен, то и переживает эту активность».

Проблема свободы воли.

Прежде всего, вопрос о свободе воли является вопросом психологии. Д.Н. Узнадзе пишет, что «существует два подхода к рассмотрению этого вопроса - положительный и отрицательный: индетерминизм, признающий волю свободной силой, которая не подчиняется закону причинности, и детерминизм, который не признает самостоятельности, свободы воли, ее способности действовать вне круга причинности.

Воля свободна постольку, поскольку она не подчиняется влиянию актуальной ситуации, она свободна поскольку действующая на нее ситуация воображаема, следовательно, осознана самим субъектом. Но она детерминирована, не свободна, так как обусловлена, хотя и воображаемой, но все же ситуацией».

Другие виды активности.

Проблема внушения.

Д.Н. Узнадзе задался вопросом, существуют ли другие формы активности. Вначале рассматривались импульсивное и волевое поведения. В первом случае установку вызывает актуальная ситуация, во втором - воображаемая ситуация.

Возникает вопрос: «Бывают ли случаи, что установку вызывает что-то другое?

Д.Н. Узнадзе делает предположение о внушении.

«Различают гипнотическое и постгипнотическое и полученное в состоянии бодрствования.

Первые два случая на подсознательном уровне человеку внушают что-то сделать, и человек это выполняет после пробуждения, если таково желание гипнотизера.

Но возникает вопрос, как же происходит внушение в состоянии бодрствования.

Для этого необходимо три условия:

а) субъект должен быть внушаемым;

б) ситуация, в которой находится субъект, должна создавать такую настроенность, чтобы это служило помехой для самостоятельных вдумчивых суждений;

в) внушение должно касаться той стороны, где меньше всего можно ожидать самостоятельности субъекта.

Главным условием передачи внушения является внушаемость».

Принуждение и его роль в генезисе воли.

Д.Н. Узнадзе отмечает, что существуют ситуации, когда мы испытываем принуждение, что-то делаем, но понимаем, что по своему желанию мы бы этого не делали. Например:

а) команда, выполняемая солдатом;

б) закон или правило, в основе которого лежит авторитет государства или какой-либо организации и исполнение которого обязательно;

в) приказ, который хочешь, не хочешь, а выполнить надо.

В данном случае основным является принудительность. Человек переживает активность как навязанную кем-то, а не как свою собственную. Принудительная активность является предшествующей ступенью для воли.


Выводы по второй главе

Таким образом, сопоставив две разные формы проявления активности (волевое и импульсивное поведения), Д.Н. Узнадзе пришел к выводу, что они все же отличаются друг от друга, хотя установка лежит как в основе волевого поведения, так и в основе импульсивного. Различия в первую очередь заключаются в том, что установка в импульсивном поведении развивается в актуальной ситуации, а в волевом- в воображаемой ситуации.

Рассмотрев более подробно волевой процесс, Д.Н. Узнадзе дает нам приблизительную схему его протекания: установление целесообразного поведения? процесс мотивации? акт решения.

В своей работе он рассмотрел такие понятия как выбор и мотив. Обратился такому вопросу как слабость и твердость воли. И пришел к выводу, что твердость воли заключается способности до конца сохранить раз принятое решение.

Также он доказал, что воля активна, т.к. человек, создавая установку, активен. Вопрос свободы воли рассматривается с двух полюсов: детерминизма и индетерминизма. И в заключении, ученый говорит, что существуют и другие виды активности, такие как внушение и принуждение.

Заключение


В советской психологии, период с 1905 по 1950гг. ознаменовался не самыми хорошими событиями, можно сказать, что ее развитие проходило в довольно сложных условиях. В начале Октябрьская революция 1917 года, затем Вторая мировая война 1939-1945гг., не самые благоприятные условия для развития науки. Но, не смотря на это, психология не стояла на месте, в начале развивалась экспериментальная психология, затем на нее взглянули с естественнонаучной точки зрения.

Свою лепту в развитие советской психологии внесли такие выдающиеся ученые как Н.Н. Ланге, П.П. Блонский, Г.И. Челпанов, И.П. Павлов, С.Л. Рубинштейн и многие другие.

Оставил после себя след и грузинский ученый Д.Н. Узнадзе. Одним из основных его трудов была «Психология установки». Он создал теорию установки, которая сделала его знаменитым. С точки зрения этой своей теории он рассматривал различные стороны психической жизни человека. В том числе и его поведение.

В своем труде «Психология деятельности. Импульсивное поведение» Д.Н. Узнадзе сравнивает две формы проявления активности человека, импульсивное и волевое поведение. Он устанавливает между ними различия и сходства, показывает приблизительные схемы их протекания, обращается к таким понятиям, как мотив и выбор. Разъясняет вопрос о слабости и твердости воли. Доказывает, что воля активна, а также обращается к рассмотрению свободы воли с точки зрения детерминизма и индетерминизма. Приводит примеры таких видов активности как внушение и принуждение.

Он внес неоценимый вклад в развитие советской психологии того времени. Д.Н. Узнадзе был первым ученым, который стал развивать психологию в Грузии. Открыл в Тбилисском университете кафедру психологии и психологическую лабораторию. Психология стала обязательным предметом для изучения в университете.

Список используемой литературы


1.Психологическая энциклопедия. 2-е изд./Под редакцией Р. Корсини, А. Ауэрбаха. - СПб.: Питер, 2003.-1096с.

2.Узнадзе Д.Н. Психология установки - СПб.: Питер, 2001. - 416с.

.Философский энциклопедический словарь/Гл. редакция: А.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев и др. - М.: Сов. Энциклопедия, 1983. - 840с.

.Ярошевский М.Г. История психологии. От античности до середины ХХ века: Учебное пособие для вузов 2-е издание. - М.: Издат. Центр "Академия " 1997. - 416с.

5.http//www.voppsy.ru /


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Дмитрий Николаевич Узнадзе родился в 1888 г. в селе Сакара Кутаисской губернии в крестьянской семье. В 1896 г. он поступил в Кутаисскую гимназию, где проявил себя как способный и прилежный ученик. Но несмотря на это, он был исключен из выпускног о класса за участие в революционном движении.

Для продолжения учебы Узнадзе уехал в Швейцарию, а затем в Германию, где поступил на философский факультет Лейпцигского университета, где в то время работал один из основоположников экспериментальной психологии Вильгельм Вундт. В этом учебном заведении Узнадзе был одним из лучших студентов.

После окончания учебы Дмитрий Николаевич вернулся в Кутаиси, где работал одновременно в нескольких гимназиях и преподавал историю и психологию. Европейский диплом в Грузии не считался действительным, потому Узнадзе пришлось экстерном сдавать экзамены на факультете истории философии Харьковского университета. В 1913 г. он получил диплом первой степени. В это время Узнадзе мною печатался, его статьи в основном были посвящены проблемам педагогики, философии, эстетики.

В 1917 г. Узнадзе переехал в Тбилиси, где сразу же активно включился в работу по организации тбилисского университета.

В 1919 г. выходит в свет первая книга Узнадзе, посвященная исследованию творчества Лейбница, а в 1920 - его первая монография под названием «Арни Бергсон», в которой он критически рассматривает интуитивизм Бергсона. В 1923 г. издаются его работы «Имперсона-лия» и «Психологические основы наименования».

В 1924 г. вышла еще одна книга Узнадзе - «Мотивы интереса к учебным предметам», посвященная проблемам педагогики. В это время происходит формирование одного из фундаментальных понятий теории Узнадзе - понятие установки. Установка - это не психический процесс и не поведенческий акт, а особый вид отражения действительности. Ее возникновение обусловлено как объектом, так и субъектом: с одной стороны, установка возникает как реакция на определенную ситуацию, а с другой - в результате удовлетворения определенной потребности. Он провел эксперименты, в ходе которых было определено, что установка, созданная в какой-либо одной сфере, проявляется не только в ней, но и в других сферах жизни. Кроме того, Узнадзе выяснил, что установка также свойственна и животным. Ученый сделал вывод о том, что установка является первичным свойством организма, т.е. это самая примитивная реакция на внешние раздражения.

Естественно, что в этом случае должен существовать еще один, более высокий уровень организации психики.

На основании этого Д.Н. Узнадзе впервые ввел в психологию принцип иерархии, рассмотрев два уровня психической активности: уровень установки и уровень объективации. На первом уровне поведение определяется воздействием ситуации, происходит удовлетворение непосредственных и актуальных потребностей. Что касается уровня объективации, то здесь деятельность приобретает вес более обобщенный, не зависящий от ситуации характер. Человек же в своих действиях учитывает потребности других людей, а также социальные требования.

Ученый уделял много внимания не только самому явлению установки, тщательному разработанному к тому времени, но и эффектам и иллюзиям, сопровождающим ее возникновение. Были исследованы многие иллюзии: слуховые, вкусовые, тактильные и т.д.

На основании возникновения установки, ее сохранности во времени, силы воздействия и скорости смены Узнадзе выделил три типа личности:
-динамический, к которому относятся уравновешенные, гармоничные люди, легко приспосабливающиеся к окружающим;
-статичный, к нему можно отнести тех людей, чье поведение не импульсивно, а опирается на объективацию, для них характерно проявление неуверенности;
-вариабельный, к которому относятся люди дела, люди сильных стремлений, но с конфликтной структурой характера.

В 1940 г. вышла книга Д.Н. Узнадзе «Общая психология, в 1947 г. - «Проблемы объективации», 1949 г. - «Экспериментальные основы психологии установки».

Экспериментальные основы психологии установки

Введение

Все многообразие явлений нашей психической жиз­ни в основном распадается на три отличающиеся друг от дру­га группы: познание, чувство и воля, представляющие три ос­новные, наиболее традиционные единицы обычной класси­фикации явлений душевной жизни. Конечно, в истории нашей науки известна не одна попытка группировать душев­ные явления и на иных основах, но традиционная классифи­кация до настоящего времени доминирует.

И вот естественно возникает вопрос: что же является спе­цификой всех этих групп, спецификой, делающей их основ­ными категориями явлений душевной жизни? По-видимому, лишь то, что все эти процессы без исключения являются со­знательными психическими переживаниями. Познание, на­пример, так же как и чувство или воля, одинаково относится к категории явлений сознания. Субъект, переживающий ка­кой-нибудь познавательный акт или какое-нибудь эмоцио­нальное содержание или совершающий какой-либо волевой поступок, сопровождает все эти переживания определенны­ми актами, делающими их вполне сознательными психиче­скими содержаниями. С этой точки зрения нет сомнения, что психика и сознание вполне покрывают друг друга: все пси­хическое сознательно, и то, что сознательно, является по не­обходимости и психическим.

Такова традиционная, наиболее распространенная точка зрения на природу психического. Спрашивается, как выгля­дит в аспекте этой теории вопрос о развитии психики.

Нет сомнения, что в рамках этой концепции природы пси­хического для понятия развития не остается места. В самом деле! Если считать, что психическая действительность име­ется лишь там, где мы допускаем наличие сознательных про­цессов, то мы должны принять, что психика резко отграни­чивается от всего того, что лишено сознания, от всего ма­териального, и составляет абсолютно самобытную сферу действительности. В этом случае становится неизбежным допустить между психической и материальной сферами дей­ствительности наличие непримиримой противоположности, исключающей всякую мысль о возможности их взаимного влияния. Получается, будто психическое и физическое фак­тически радикально разобщены друг от друга и говорить о возможности их взаимодействия нет как бы никаких основа­ний. Поэтому вопрос об отношении психического к физиче­скому или вообще к материальному может быть решен с точ­ки зрения этой концепции лишь на основе идеи параллелиз­ма. Психофизический параллелизм представляет собою вполне естественный, можно сказать, вполне закономерный вывод из допущенных выше посылок.

Но допустить правомерность идеи параллелизма - зна­чит допустить идею немощности нашей мысли перед вскры­ваемыми ею же самою проблемами. Идея параллелизма не может быть признана правомерной. Она должна быть за­менена чем-нибудь более приемлемым, и мы должны отка­заться от мысли отождествления психики с сознанием. Сле­довательно, мы должны допустить наличие какой-то формы существования психики, которая не совпадает с сознатель­ной формой ее существования и, нужно полагать, предшест­вует ей.

В психологической литературе известно и другое направ­ление мысли, которое старается разрешить интересующую здесь нас проблему - проблему взаимоотношения психиче­ского и сознательного - совершенно по-иному. Оно считает, что наша психическая жизнь вовсе не исчерпывается созна­тельными душевными переживаниями, что, наоборот, она представляет собою широкое поле действительности, лишь незначительный отрезок которой составляет область наше­го сознания, что, говоря короче, психика и сознание вовсе не совпадают и не покрывают друг друга. Есть основание полагать, что, наоборот, существует и вторая, во всяком случае не менее значительная сфера психической жизни, известная под названием бессознательной или подсознательной психики и покрывающая значительную часть поля нашей активности. Значит, с этой точки зрения для того чтобы считать то или иное явление психическим, нет необходимости, чтобы оно было одновременно и сознательным. Психика включает в себя два больших, одинаково необходимых компонента явле­ний - компонент сознательных и компонент бессознатель­ных психических переживаний. Такова точка зрения так на­зываемой психологии бессознательного.

Можно было бы допустить, что психика, согласно этой концепции, проходит в процессе своей активности две ступе­ни развития, из которых предшествующей является ступень бессознательного, а последующей - ступень сознательного. Однако психология бессознательного далека от этой мысли: она вовсе не считает, что сознательная и бессознательная психическая жизнь - это лишь две ступени развития единой психики, две ступени, которые последовательно и необходи­мо следуют одна за другой. Правда, у нас есть случаи, в кото­рых бессознательное состояние психики переходит в созна­тельное, из бессознательного вырастает сознательное. Но это не единственно необходимый путь, который нужно пройти психическому содержанию, чтобы достигнуть сознательно­го состояния. Наоборот, нередко встречаются случаи, в кото­рых имеет место как раз обратный порядок последовательно­сти явлений - переход сознательного состояния именно в бессознательное. Следовательно, нельзя утверждать, что бес­сознательное представляет собою ступень развития, за кото­рой следует далее ступень сознательной психической жизни.

Что это действительно так, с точки зрения «психологии бессознательного», видно и из анализа самого бессознатель­ного психического содержания. В самом деле, что же мы должны разуметь под названием «бессознательное»? Как нам характеризовать как определенное качество это бессо­знательное? Допустим, у субъекта появляется какое-то же­лание, которое он считает неподходящим, может быть, по той или иной причине даже постыдным для себя. Что же проис­ходит в таком случае? Психология бессознательного прибе­гает здесь к помощи понятия вытеснения . Она полагает, что субъект «вытесняет» это желание из пределов своего со­знания, что он не окончательно и всецело уничтожает, а лишь укрывает его в недрах бессознательного. Это вытесненное, отныне бессознательное, состояние не осознается, не пережи­вается субъектом как сознательное желание. Это, однако, не означает, что оно потеряно для него раз и навсегда. Оно все же остается в субъекте в какой-то степени и продолжает дей­ствовать в нем, но так, что он об этом ничего не знает. Так со­здается, согласно этой теории, одна значительная часть бес­сознательного психического содержания.

КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ Д. Н. УЗНАДЗЕ

Совершенно особое место в советской психологической науке занимал этот ученый – автор оригинальной теории установки. Получив высшее образование в Германии, занимаясь у В. Вундта, И. Фолькета и др., он защищает в 1909 г. докторскую диссертацию на тему «Метафизическое мировоззрение В. Соловьева и его теория познания», после чего возвращается в Грузию.

Стержневым предметом исследований Д. Н. Узнадзе на кафедре психологии и в лаборатории экспериментальной психологии в университете в Тбилиси была экспериментальная психология установки. Результаты исследований были опубликованы в обобщающей работе «Экспериментальные основы психологии установки», вышедшей накануне его смерти в 1949г.

Экспериментально изучая различного рода иллюзии, Д. Н. Узнадзе пришел к выводу, что решающая роль в их возникновении принадлежит так называемой установке. Он подчеркивал, что установка это «целостное состояние субъекта», его целостная направленность в определенную сторону, на определенную активность.

Согласно концепции Узнадзе в случае «наличия какой-нибудь потребности и ситуации ее удовлетворения в субъекте возникает специфическое состояние, которое можно охарактеризовать как установку – склонность, направленность, готовность к совершению определенной деятельности, направленной на удовлетворение актуальной потребности». Таким образом, установка, выражает готовность человека к активности, определяет его направленность и избирательность поведения. Установка как динамическое состояние включает в себя как момент мотивации, так и момент направленности.

По мнению Д. Н. Узнадзе установка регулирует поведение на двух уровнях регуляции психической активности: бессознательном и сознательном. Поведение на бессознательном или импульсивном уровне осуществляется на основе импульсивной (моментной) установки практического поведения целостного состояния индивида, которое возникает под действием ситуации, с одной стороны, и импульсов актуализированной потребности – с другой. Условиями такого поведения являются наличие потребности и ситуации ее реализации.

На сознательном уровне наличная ситуация становится предметом познания субъекта. Этот процесс Узнадзе назвал объективацией. Необходимость в ней возникает при задержке удовлетворения актуальной потребности в связи с изменившейся обстановкой, в результате чего перед субъектом встает вопрос о дальнейшей программе поведения. Ведущая роль при этом переходит от установки к «активированному на основе объективации мышлению». Иными словами, возникшая перед индивидом проблемная ситуация требует от него потребности познания (объективации) ее. Результатом объективации становится установка теоретического поведения или установка познания, которая составляет основу теоретической, познавательной деятельности субъекта.

Ш. А. Надирашвили – ученик Узнадзе – выделил еще один – социальный уровень психической активности, осуществляемый на уровне личности. В этом случае источником социального поведения личности, являются социальные установки (установки социального поведения), формирующиеся на основе социальных потребностей и воображенного приемлемого поведения. Социальные установки фиксируются в самосознании личности, в его «психологическом автопортрете».

Все это позволяет рассматривать установку в качестве основной общепсихологической характеристики личности. По мнению другого ученика Узнадзе – А. С. Прангишвили, с помощью понятия установки можно преодолеть понимание личности как некоторого конгломерата ее свойств и внести в исследование личности целостный и динамический подход.

Концепция личности Узнадзе строится на понятии (установки", которую он считал гл. психологическим образованием. Установка считается основным регулятивным механизмом поведения человека, определяя его направленность и избирательную активность. Однако сущность личности не сводится к функционированию установки, а определяется наличием таких основополагающих проявлений, как сознание и способность к объективации. Характерной особенностью личности

является осуществление далекой мотивации, совершение действий и поступков, цель которых в удовлетворении потребностей, предназначенных для будущей жизни. Высшие потребности – интеллект., моральные и эстетические – соответствуют Я-концепции человека Установка же проявляется в настоящем времени, хотя и является определенной формой антиципации.

Поведение личности может протекать на двух уровнях – как импульсивное и регулируемое сознанием. В первом случае направленность поведения определяется установкой, возникающей при взаимодействии потребностей человека и ситуации, в которой они актуализируются. На более высоком уровне поведения человек не подчиняется импульсу, а находит такой вид поведения, за который может взять на себя ответственность. Это происходит благодаря механизму объективации, согласно которому человек противопоставляет себя внешней среде, начинает сознавать действительность такой, какая она есть, и объективировать свое поведение.

В зависимости от способности человека к объективации Узнадзе описывает три типа личностей: 1) динамический – личность, имеющая развитую способность к объективации и обладающая готовностью легко переключаться в направлении объективированных целей; 2) статичный – личность, проявляющая гиперобъективацию, которая состоит в постоянной задержке импульсов своих установок и выборе целесообразных видов деятельности лишь на основе значит, волевых усилий; 3) вариабельный – личность, обладающая достаточной легкостью объективации, но не имеющая достаточных волевых способностей для ее реализации.

Одной из важнейших характеристик личности в Теории установки является ответственность, благодаря которой человек может становиться выше своих потребностей, выступая как субъект воли. Смысл мотивации состоит в нахождении деятельности, соответствующей основной, закрепленной в процессе жизни установке личности Период подготовки цели делится на две ступени: 1) выбор, который признается интеллект, актом и осуществляется на основе личностные ценности поведения для данного субъекта; 2) мотивация, признаваемая волютивным процессом. Волевое поведение – это способность личности подчинить свою активность не только личностные ценности, но и объективной необходимости.

Изучением личности с позиций Теории установки занимались многие ученики школы Узнадзе: Ш. А. Надирашвили, В. Г. Норакидзе, А. С. Прангишвили, Н. И. Сарджвеладзе, Г. И. Цинцадзе, Ш. Н. Чхартишвили, А. Е. Шерозия и др.

В к. XIX в. обратили внимание на случаи ошибочного восприятия человеком объектов реальности в некоторых условиях. Например, Мюллер и Шуман выявили иллюзию веса (попросить ч-ка несколько раз поднять правой рукой тяжёлый предмет, левой – лёгкий – у него возникает иллюзия, что в пр. руке он держит более лёгкий предмет). Та же ситуация при восприятии пространства.

Это привело к мнению о том, что существуют предварительные психические явления, которые вмешиваются в непосредственное отражение реальности и не осознаются человеком. Дальнейшие исследования были направлены на поиск этого опосредованного звена (исследования до сер. XX в.)

Затем данный феномен привлёк внимание Д.Н,Узнадзе. Он сформулировал признаки, которым должно обладать данное явление:

  • оно должно быть посредником между физическим и психическим миром, между 2-мя психическими процессами
  • оно не должно быть только физическим или только физиологическим
  • оно должно быть «переводчиком» событий внешнего мира в психические явления
  • оно должно быть целостным и не разложимым на части
  • оно должно предшествовать психическим сознательным процессам (т.е. быть первичным)

Сначала Узнадзе назвал это явление «биосфера», затем в результате экспериментальных исследований – установка. Эксперименты:

1. по изучению иллюзий объёма

2 шара разных по весу, но одинаковых в др. отношениях (цвет, материал) предлагали сравнить по объёму – более тяжёлый шар меньше по объёму. Затем условия эксперимента менялись – разные по объёму шары. И проводили 10-15 раз. Потом давали одинаковые по объёму. Он не замечал равенства шаров. Это явление было сильнее, чем до смены условий, т.е. в опытах по весу.

2. по изучению иллюзий силы давления

2 следующих др. за др. раздражения не одинаковой силы 10-15 раз. После этого одинаковой силы – не ощущал этого

3. по изучению иллюзий количества

2 круга с разным количеством точек на них – 10-15 раз. Потом круги с одинаковым количеством точек

Существовала теория обманутого ожидания, которая пыталась объяснить данный феномен. Суть: в результате многочисленных проб у человека формировались ожидания.

Для проверки теории Узнадзе провёл опыты в состоянии гипноза (неравные по весу шары, после гипноза – контрольная попытка – иллюзия возникла). Итак, сознательные ожидания не играют никакой роли в возникновении иллюзии.

Далее эксперименты проводились с целью исключить влияние материала, формы. Предъявляли не равные Иллюзия всё равно возникала. Вывод: у человека вырабатывается определённое состояние, которое является внесознательным. Это явление назвали феномен установки .

Установка – неосознаваемое личностью состояние готовности реагировать определённым образом на явления окружающей среды.

Чтобы объяснить понятие установки привлекают понятие «потребность» и «ситуация». Узнадзе выделяет 2 вида потребностей:

1. субстанциональные (для удовлетворения которых нужно нечто материальное)

2. функсированные (нет материального предмета удовлетворения)

Для возникновения установки необходима определённая ситуация. Установка связывает потребность человека с конкретной структурой окружающей реальности.

Виды установки:

фиксированная установка - неоднократное повторение ведёт к закреплению опыта и формированию фиксированной установки. При попадании человека в ту же ситуацию установка актуализируется

диффузная установка - чтобы возникла фиксированная установка, человеку необходимо выделить особенности ситуации. Для этого ему необходимы диффузные установки (они формируются в течение всей жизни)

Асмолов выделил 3 вида установки:

1. смысловая – форма выражения личностного смысла в виде готовности к совершению определённым образом деятельности.

2. целевая – готовность совершать то, что соответствует цели.

3. операциональная – готовность к совершению определённого способа действия.

Запорожец выделил 2 вида:

1. предметная – отражает устойчивые отношения между признаками предмета

2. ситуационно-действенная – отражает отношение субъекта и объекта в конкретной ситуации.

Социальная установка в социальной психологии. Существует много определений, т.к. её понимание неоднозначно. Узнадзе не отличал её. В соц. психологию понятие стало проникать с Запада – «аттитюд» (Томас Знанецкий) – состояние сознания, которое регулирует отношение и поведение человека в определённой ситуации и психологическое переживание им социальной ценности, смысла объекта. В отечественной психологии понятие аттитюд совпадает с понятием социально-психологическое отношение.

В соц. психологии выделяют установку, связанную с уровнем организации взаимодействия:

1. установки на межгрупповой уровень (личность на группу)

2. установки на межиндивидуальный уровень (внутри группы)

Set и attitude
Понятие «установка» (set) занимает в психологии очень важное место, потому что стоящие за ним явления пронизывают практически все сферы психологической жизни.
Установка — это готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или реагирования в определенном направлении.
Проблема установки стала разрабатываться в начале 20 в. в Вюрцбургской школе. Исследованием этой темы занимались многие зарубежные и отечественные ученые: К. Левин, Д. Фриман, Э. Толмен, Г. Фехнер, Н. А. Бернштейн, Н. Н. Ланге, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев и др.
В отечественной психологии существовало целое направление, разрабатывающее проблему установки, созданное Д. Н. Узнадзе. Узнадзе определял установку как целостное бессознательное состояние субъекта, предшествующее деятельности.
Существуют различные виды установок:
. моторная установка — готовность к выполнению конкретного действия;
. умственная установка — готовность к решению интеллектуальных задач;
. перцептивная установка — готовность к восприятию. Установки регулируют деятельность на трех уровнях:
смысловом, целевом и операциональном.
Смысловые установки определяют отношения человека к личностно значимым объектам.
Целевые установки связаны с конкретными действиями и стремлением довести начатое дело до конца.
Операциональные установки обусловливают принятие решения в конкретной ситуации.
Термином «attitude» (аттитюд) обычно обозначают социальную установку — предрасположенность субъекта к совершению определенного социального поведения.
Социальную установку можно рассматривать одновременно и как элемент психологической структуры личности, и как элемент социальной структуры.
М. Смит выделил в структуре аттитюда три компонента:
1) когнитивный (осознание объекта аттитюда);
2) аффективный (эмоциональная оценка объекта);
3) поведенческий (определенное поведение по отношению к объекту).
Разновидностями аттитюда являются стереотипы и предрассудки. Так, стереотип рассматривается как атти-
тюд с обедненным, а предрассудок — с неверным содержанием когнитивного компонента.
Ж. Годфруа описал три основных этапа в формировании социальных установок:
1. В период до 12 лет развиваются установки, соответствующие родительским моделям.
2. В период с 12 до 20 лет социальные установки приобретают более конкретную форму.
3. В период с 20 до 30 лет происходит кристаллизация аттитюдов.
К 30 годам установки отличаются значительной стабильностью, изменить их крайне трудно.

Лекция, реферат. - Теория установки кратко - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности. 2018-2019.