В Нижегородской области активно работает на протяжении трех лет Ассоциация учителей географии.

Ассоциация функционирует при учебно-методическом объединении по педагогическому образованию Нижегородской области Мининского университета, при поддержке Министерства образования Нижегородской области и Нижегородского регионального отделения ВОО «Русское географическое общество».

Целью работы Ассоциации является консолидация сил учителей географии для повышения престижа педагогической профессии, повышение профессиональной квалификации, углубления межрегиональных и международных связей, повышения уровня географического образования учащихся в направлении его гуманизации, гуманитаризации, воспитания молодежи в духе приоритета общечеловеческих ценностей, патриотизма и гражданственности.

Членами Ассоциации проводятся мероприятия на привлечение внимания к географии как науки и образовательной области, на повышение статуса географического образования и увеличение количества поступающих на географические факультеты.

В 2016 – 2017 учебном году Ассоциацией были проведены такие мероприятия как:

1. Заседание Управляющего Совета Ассоциации учителей географии Нижегородской области состоялось 19 сентября в рамках деятельности УМО по педагогическому образованию на базе НГПУ им. К. Минина. В заседании приняли участие руководители методических объединений по географии районов Нижнего Новгорода и Нижегородской области, преподаватели кафедры географии, географического и геоэкологического образования Мининского университета.

На заседании были обсуждены вопросы:

· проект Концепции развития географического образования в Российской Федерации и принятие резолюции;

· подведение итогов деятельности Ассоциации учителей географии Нижегородской области в 2015-16 учебном году;

· обсуждение и утверждение плана работы АУГ НО на 2016-17 учебный год;

· о курсах повышения квалификации учителей географии в НГПУ им. К. Минина;

· об организации акции «Всероссийский географический диктант» в Нижегородской области.

2. Профессиональный конкурс учителей географии имени А.В. Потаниной.

Премия направлена на рост профессионального мастерства учителей географии Нижнего Новгорода и Нижегородской области, повышение статуса и развитие школьного географического образования, поддержка молодых педагогов.
Организаторы конкурса: Фонд «Устойчивое развитие Нижегородской области» и Нижегородское региональное отделение Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество».
Соучредители конкурса: Министерство образования Нижегородской области, ФГБОУ ВПО НГПУ им. К. Минина и Ассоциация учителей географии Нижегородской области.

Премия была вручена в семи номинациях:

1. «Знак качества школьного географического образования» за многолетнюю плодотворную эффективную работу в школе, верность традициям и готовность к инновациям Даниловой Елене Борисовне (школа № 17 г. Дзержинск);

2. «Успешный старт учительской деятельности» за активную и успешную деятельность педагогов со стажем менее 5 лет - Богатову Андрею Михайловичу (школа № 64 г. Н. Новгорода);

3. «Тренер победителей олимпиад по географии» за активную успешную и результативную подготовку школьников к олимпиадам разного уровня - Шмелевой Елене Анатольевне (школа № 13 г. Н. Новгорода);

4. «Молодой специалист в области географического образования» - Тороповой Полине Сергеевне (школа № 118 г. Н. Новгорода);

5. «Наставник юных географов» за вовлечение учащихся в активную внеурочную деятельность по географии - Варакиной Елене Евгеньевне (школа № 18 г. Н. Новгорода);

6. «Эффективное внедрение педагогических инноваций» за эффективно реализующие современные педагогические технологии в образовательном процессе - Тарасовой Ирине Александровне (школа № 1 г. Перевоз)

7. «Активный деятель Ассоциации учителей географии» за активную деятельность по организации сотрудничества профессионального педагогического сообщества и сетевому взаимодействию образовательных учреждений с целью повышения качества географического образования - Бадьину Михаилу Михайловичу .

3. Образовательная акция «Всероссийский географический диктант»

В Нижнем Новгороде главным организатором акции стал Мининский университет. В своих стенах он собрал 378 участников самых разных возрастов и профессий.
Для чтения диктанта были приглашены известные нижегородцы. Ведущими Диктанта на площадках главного корпуса стали Роман Владимирович Скудняков – руководитель пресс-службы Правительства Нижегородской области, пресс-секретарь Губернатора Нижегородской области и Николай Гордеевич Смирнов – генеральный директор фонда развития народных художественных промыслов Нижегородской области. Для школьников во втором корпусе Мининского диктант провёл Владимир Владимирович Соколов – начальник Департамента Росгидромета по Приволжскому федеральному округу.

Кроме того, площадки были организованы в Дзержинске и Сарове.
По словам участников, их обрадовало то, что в этом году было достаточно много вопросов по Европейской части России, поскольку в предыдущем диктанте, в 2015 году, участникам были предложены вопросы преимущественно о Сибири и Дальнем Востоке страны.

Специально для 11-классников, выбравших ЕГЭ по географии, была организована площадка написания Диктанта.

4. Участие членов Ассоциации учителей географии Нижегородской области во втором Всероссийском съезде учителей географии.

Более полная информация о деятельности Ассоциации учителей географии размещается на сайте

Количество членов организации на декабрь 2014 года -128 человек

География Ассоциации:

Районы:

Зарайский, Раменский, Волоколамский, Ногинский, Пушкинский, Одинцовский, Солнечногорский, Сергиево-Посадский, Наро-Фоминский, Клинский, Егорьевский, Лотошинский, Воскресенский, Подольский, Орехово-Зуевский, Мытищинский, Дзержинский, Люберецкий, Красногорский, Подольский, Серпуховский, Ступинский, Щёлковский, Жуковский, Дмитровский, Павлово-Посадский, Ленинский, Чеховский, Каширский, Серебряно – Прудский, Рузский, Истринский, Балашихинский, Луховицкий

Городские округа:

Лобня, Дубна, Лосино-Петровск, Реутов, Электросталь, Королёв, Железнодорожный, Ивантеевка, Котельники, Электрогорск, Химки, Климовск, Рошаль, Протвино


Направления работы:

Обмен опытом лучших учителей Подмосковья, проведения слётов педагогического мастерства, обеспечения международного сотрудничества с иностранными коллегами;
объединение в единую организацию лиц, имеющих как прямое, так и косвенное отношение к преподаванию и обучению географии, а также продвижению её в Московской области, поддержка и развитие деятельности указанных лиц, участие в формировании развитой системы преподавания и обучения географии на территории Московской области;
пропаганда преподавания и изучения географии в Московской области;
поддержание и представление в Московской области деятельности в рамках специальности «География»;
содействие профессиональным контактам членов Организации и обмен информацией между ними;
поддержание научных и педагогических инициатив в рамках преподавания географии (напр., конференции, семинары связанные с поддержкой молодых педагогов, обменом опытом, методиками преподавания);
координация исследований в области географии и преподавание в Московской области, организации различных поездок и осуществления научных публикаций (например, журналы, научные сборники, монографии и т.п.);
представление и защита интересов членов Организации в любых государственных органах, органах местного самоуправления, общественных, коммерческих и иных организациях;
развитие партнерских отношений между преподавателями географии Московской области и их зарубежными коллегами;
членство в международных организациях, союзах, ассоциациях и федерациях преподавателей географии, содействие реализации международных проектов в области преподавания и обучения географии;

Стратегия развития:

  • Развитие системы социального партнёрства с общественными, научными и другими организациями региона, страны, мира.
  • Включение педагогов и обучающихся в процессы обновления знаний, с формированием соответствующих способностей и компетентностей.
  • Обеспечение возможности приобретения практического опыта всеми участниками образовательного процесса.
  • Создание сети очно-заочных лицеев для обучающихся в рамках дополнительного образования, с целью выявления и поддержки одарённых детей.
  • Повышение статуса преподавателей и учителей географии в Московской области.
  • Разработка методического пособия по изучению географии Подмосковья.
  • Поддержка научных и педагогических инициатив в рамках преподавания географии (конференция, семинары связанные с поддержкой молодых педагогов, обменом опытом, методиками преподавания);
  • Проведение мониторинга по выявлению состояния школьной географии в Московской области и выработке Концепции её развития.

Открытие Всероссийского съезда учителей географии состоится 28 октября в Зале Культурного центра МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва. Ленинские горы, д. 1). Своим видением о проблемах и перспективах школьной географии поделился президент Межрегиональной ассоциации учителей географии России Александр Лобжанидзе.

Александр Александрович, Вы давно возглавляете Ассоциацию учителей географии. Каковы основные проблемы преподавания географии в школе сегодня?

Ассоциация существует 15 лет, я возглавляю ее 10 лет. Сегодня региональные отделения существуют в 25 регионах. Первая и основная проблема школьной географии - старение преподавательского корпуса. Причина очевидна: при низком уровне зарплаты в регионах молодые выпускники педвузов и университетов идут в школу неохотно. Следствие этой ситуации - усиление разрыва поколений учителей, ориентированных на традиционные формы преподавания и учеников, живущих в новом информационном пространстве. Вторая проблема - отсутствие единого государственного стандарта к учебно-методическим комплексам. В условиях рынка появилось огромное количество линий учебников, многие из которых написаны в старых образовательных парадигмах. Как следствие - отсутствие преемственности от класса к классу, от региона к региону. При переходе из одной школы в другую ученик и родители сталкиваются с проблемой перехода на новый УМК. Третья проблема - набивший оскомину ЕГЭ. Можно сколько угодно обсуждать соответствие вопросов программе и однозначность ответов. Главная проблема в том, что ЕГЭ <сушит> географию, заменяя ее гуманитарную основу на натаскивание на решение вопросов. Четвертая проблема - потеря практической значимости географии как для жизни так и для будущей карьеры. В последнее время практика дальних походов и экспедиций школьников по родной стране канули в лету, отсюда и снижение интереса к практической составляющей географии. В большинстве вузов география исчезла из перечня вступительных экзаменов экономических факультетов, оставшись только в профильных географических факультетах - отсюда и падение интереса к ней у выпускников. Изменились ли эти проблемы за последние 5-15 лет? Да, к сожалению, они обострились.

Какие регионы России (субъекты или конкретные школы) могут похвастаться высоким уровнем преподавания географии?

При общем высоком уровне столичных городов Москвы и Питера есть еще ряд центров, отличающихся традиционно высоким уровнем географического образования. Победители и призеры Всероссийской и международных олимпиад представляли и Курск, и Иркутск, и Ставрополье и т.д. Все зависит от конкретных факторов: наличие значимого регионального центра географического образования (университета), института повышения квалификации учителей, грамотного инициативного методиста по географии и конечно талантливых учителей, подготовивших ни одно поколение победителей и призеров олимпиад, участников географических конкурсов и многочисленных проектов.

Что, на Ваш взгляд, стоит сделать сегодня в первую очередь для повышения качества преподавания географии в школах?

В первую очередь нужно полностью реализовать требования нового ФГОС по основной школе и добиться достойного положения географии в базисном учебном плане старшей школы. Во-вторых, усилия географической общественности должны быть направлены на популяризацию географии во всех сферах современной жизни.

Подробнее о Всероссийском съезде учителей географии можно узнать на сайте мероприятия: http://geogr.teacher.msu.ru/

Российская ассоциация учителей географии

Научно-практическая конференция
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

АНАПА 2006

прошла 30 октября - 4 ноября 2006 г. в Краснодарском крае на базе школы № 6 г. Анапы и школы № 2 г. Усть-Лабинска.

Конференция была организована Российской ассоциацией учителей географии. Большую помощь в организации оказало Управление общего и профессионального образования Администрации города-курорта Анапа.

Основные направления работы конференции:

Географическое образование в России: современное состояние и перспективы развития.

Место и роль географии в профильной школе.

Компьютерные технологии в современном географическом образовании: российский и международный опыт.

Региональный компонент в содержании географического образования.

Результатом работы конференции стала резолюция, текст которой печатается на следующем развороте.

Смысл любой конференции - не только в выступлениях, но и в постоянном разнонаправленном общении коллег. Так обычно и происходит на международных форумах: участники имеют профессиональные навыки делового общения. Наши же учителя географии по обыкновению держатся группировками. Так было и здесь: анапские учителя четко заняли определенное географическое положение - один из четырех флангов огромного каре «круглого» стола, выстроенного в актовом зале шестой школы; гости же оккупировали остальные три стороны. Потом, однако, пространственная дифференциация стала переходить в межличностную интеграцию

Пленарное заседание. Выступает доцент кафедры методики преподавания естествознания, географии и экологии Московского государственного открытого университета (МГОУ) канд. пед. наук Зинаида Николаевна Ткачева

Хозяйки, любезно принимавшие российских учителей географии: справа - директор анапской школы № 6 Людмила Васильевна Сулукиди (в ее школе проходили основные мероприятия конференции), слева - методист по географии Управления образования Анапы Лидия Александровна Терлецкая

Один из самых сильных моментов экскурсионной программы конференции - грязевые вулканы Таманского полуострова (севернее Анапы). Каковы условия проявления грязевого вулканизма?

1. Наличие мощных толщ пластичных глин.

2. Приуроченность к зонам окончаний крупных складчатых сооружений, имеющих тектонические нарушения.

3. Накопление углеводородных газов, вызывающих аномально высокое межпластовое давление.

4. Присутствие пластовых вод, размягчающих глинистые породы.

Здесь, в периферийной зоне Большого Кавказа, в районе древней дельты Кубани все эти условия соблюдены. Благодаря им доктор педагогических наук, профессор МГОУ Василий Пантелеевич Голов получил возможность проявить галантность,

а президент РАУГ Александр Александрович Лобжанидзе - стать вровень с вершиной вулканического конуса

Анапа. Речной вокзал. Вид от Черного моря

Главные заботы по организации форума географов взяла на себя член бюро РАУГ Елена Анатольевна Эпштейн (слева)

Учителей географии России приветствует Заслуженный учитель Дмитрий Афанасьевич Байдиков , начальник управления образования городакурорта Анапа

Участники конференции из Владимирской, Липецкой обл., города Сочи, Смоленской обл., Республики Татарстан, Калужской обл.

Российская межрегиональная ассоциация учителей географии

РЕЗОЛЮЦИЯ
Х Всероссийской
научно-практической конференции

«АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ»

Всероссийская научно-практическая конференция Межрегиональной ассоциации учителей географии России «Актуальные проблемы географического образования в России» проводилась с 30.10.06 по 4.11.06 в г. Анапе в целях содействия:

Решению актуальных проблем географического образования;

Выработке эффективных методов преподавания географии;

Определению эффективных путей развития географического образования в интересах будущих поколений нашей страны.

В конференции приняли участие учителя и методисты из 15 регионов Российской Федерации: Республика Адыгея, Республика Башкортостан, Республика Татарстан, Краснодарский край, Владимирская область, Калужская область, Ленинградская область, Липецкая область, Московская область, Пензенская область, Ростовская область, Саратовская область, Смоленская область, г. Москва, г. Санкт-Петербург.

В связи с возрастающей необходимостью создания единого образовательного пространства, которое обеспечивает формирование разносторонней личности современного школьника, участники конференции отмечают серьезные проблемы и противоречия, сложившиеся в современном географическом образовании, и обращают внимание на необходимость повышения уровня географической грамотности учащихся. Решение проблем современной России в значительной мере зависит от того, насколько будущее поколение граждан нашей страны овладеет знаниями о территории, природных ресурсах и производительных силах Родины, о населении нашего полиэтнического государства, о разнообразии регионов самой большой страны мира. Именно географические знания дают побудительные мотивы для осознанной креативной деятельности на благо Родины. Географическое образование - краеугольный камень социального становления личности и воспитания гражданственности.

Высококачественное школьное географическое образование должно быть достойно представлено как в федеральном, так и в национально-региональном компоненте образования.

В целях дальнейшего совершенствования географического образования в средней школе Конференция рекомендует :

При составлении нового базисного учебного плана необходимо наряду с областями «Естествознание» и «Обществознание» выделить отдельную образовательную область «География», специфика которой выражается в пространствоведческой, страноведческой и регионоведческой направленности и в которой органично соединятся две традиционные ветви географии, физическая и экономическая, и дополнятся региональным социокультурным содержанием;

Смело заявлять о нашем предмете на всех уровнях, открыто выражать свою позицию по проблемам географического образования в средствах массовой информации;

Прекратить порочную практику сокращения часов, отведенных на географию в базисном учебном плане;

Настаивать на восстановлении преподавания географии в объеме не менее 2 часов в 6-м и 8–10-м классах и 3 часа в 7-м классе;

В 8-м и 9-м классах выделять в рамках регионального компонента дополнительные часы на изучение своего региона параллельно с изучением соответствующих тем в курсе «География России»;

Соотнести объем содержательного ядра курса географии, содержание базовых и профильных школьных учебников с требованиями к содержанию вопросов ЕГЭ;

Обеспечить преемственность в обучении географии от класса к классу: обучение в каждом последующем классе должно опираться на ранее усвоенные знания и умения;

Имея в виду, что содержание предмета «География» постоянно обновляется в ходе развития природных и общественных систем, предоставить учителю географии бо льшую свободу творчества; максимально освободить учителя от бюрократической работы;

Развивать систему курсов повышения квалификации учителя в различных формах: очной, заочной, дистанционной; создать для учителя возможно широкий выбор альтернативных курсов повышения квалификации;

Способствовать полнейшему соблюдению Конвенции прав ребёнка о возможности выбора вида экзамена в 11-м классе - ЕГЭ, билеты, собеседование, реферат и т.д.; тесты при обучении географии могут быть лишь ОДНИМ из способов проверки;

При формировании содержания предмета внимательнее учитывать фактические интересы формирующихся личностей школьников; соотносить программы с возрастными особенностями учащихся;

Уделять больше внимания практической направленности географии как учебного предмета; с этой целью предусмотреть в учебных программах хорошо продуманную систему практических работ, максимально приближенных к задачам, реально решаемым людьми в географическом пространстве;

При написании учебников обращать больше внимания на принцип интересности, увлекательности, отходить от «сухой» научности;

К экспертированию учебников и учебных пособий шире привлекать учителей-практиков, а также представителей ассоциации учителей географии;

Соотнести объем программ, стандартов, содержания учебников с количеством часов, отведенных на изучение курсов школьной географии;

Считать необходимым дальнейшую методически и дидактически осмысленную информатизацию школьного географического образования с учетом специфики географии как науки и учебного предмета; применять комплекс современных интерактивных средств обучения, среди которых ведущее место занимают как интерактивные мультимедийные учебные издания, так и свойственные только географии цифровые образовательные инструменты - школьные геоинформационные системы;

В целях повышения заинтересованности молодого поколения в изучении географии развивать систему конкурсов для учащихся, всемерно содействовать развитию олимпиадного движения; просить методическую комиссию всероссийской олимпиады разработать методические рекомендации по проведению регионального тура олимпиад, а в перспективе создать нормативный документ по региональному туру;

Решения конференции распространить через средства массовой информации - журналы «География в школе», «География и экология в школе XXI века» и газету «ГЕОГРАФИЯ» среди учителей географии Российской Федерации. Направить решения конференции в директивные органы федерального и регионального уровней, в издательства географической литературы и в научно-методические организации, работающие в области школьной географии.

Редакционная комиссия работает над текстом резолюции: А.А.Лобжанидзе (РАУГ), С.В.Рогачев («География»), Д.В.Новенко (Центр образования «Технологии обучения»)

Резолюция принимается единогласно. На фото - представители Владимирской, Ростовской обл., Башкортостана и Татарстана, Пензенской, Калужской, Смоленской, Липецкой обл.

В дни работы конференции «География» провела серию профессиональных встреч с ключевыми лицами управления образовательными системами Краснодарского края. На фото слева - беседа с руководителем образования городакурорта Анапы Д.А. Байдиковым . Парусник в переднем углу внушает уверенность, что географическая романтика жива в душе Дмитрия Афанасьевича. И это действительно так: в его выступлении на конференции содержалась емкая и яркая географическая характеристика края. Профессионалы слушали его не как чиновника, но как коллегу­лектора.

Вторая половина конференции проходила в городе Усть­Лабинске. На фото - восстановленная крепость суворовских времен. На том берегу Кубани - Адыгея

Темрюкский район. Военная горка - военноисторический музей под открытым небом в получасе езды от Анапы. Расположен на грязевом вулкане Миска

Марина Владимировна Мирук (слева) - ректор Краснодарского краевого института, занимающегося повышением квалификации учителей. Марина Владимировна - историк. Однако эти два предмета всегда вместе и идут рука об руку. Пути истории пролегают в географическом пространстве. («География - история в пространстве, история - география во времени», - писал когда­то великий Жан Жак Элизе Реклю.) М.В. Мирук - известный разработчик направлений краеведческого курса «Кубановедение», соавтор замечательного по информативности и образности атласа «История Кубани».