Экономические отношения России и Франции на современном этапе

Аннотация

В статье рассматриваются экономические отношения России и Франции в последние десятилетие, включая периоды спада и восстановления. Целью исследования является анализ внешней торговли, взаимных прямых иностранных инвестиций и воздействие на них ухудшения экономических отношений на фоне санкционной политики. Автором выявлено, что санкционное давление не спугнуло ни одну французскую компанию и доказано, что статистика не отражает реальное положение вещей, т.к. большинство компаний инвестируют через свои дочерние компании. В статье уделяется внимание сопоставлению различных статистических источников. Рассматривается изменение структуры импорта и экспорта в общем потоке торговли товарами. Приведены примеры новых российско-французских проектов в условиях санкционных войн.

Ключевые слова: Россия, Франция, экономические отношения, внешняя торговля, экспорт, импорт, иностранные инвестиции, межправительственный диалог, санкции.

Trade and economic cooperation between Russia and France today

Khalimat Karimovna BUDUNOVA,

Ministry of economic development of the Russian Federation - advisor of the Department of Europe, North America and international organization, M.V. Lomonosov Moscow State University, Facility of economics, Department of World economy - postgraduate student,

E-mail: [email protected]

The article is devoted to trade and economic cooperation between Russia and France during the last decade, including the periods of increase and decline. The article analyzes the changes in trade and foreign direct investment and the impact of the worsening economic relations amid sanctions. The author reveals that far from leaving the Russian market, French companies start investing in the new projects. The article also pays attention to comparison of different statistic sources. The article analyzes the general trade in goods and shows the changes in the structure of exports and imports. Examples of the new bilateral projects in the context of sanctions.

Keywords: Russia, France, economic relations, foreign trade, export, import, foreign investments, intergovernmental dialogue, sanctions.

11 - 2018 I I

УДК 339.9 ББК 65.5 Б-903

Халимат Каримовна БУДУНОВА,

Министерство экономического развития Российской Федерации - советник Департамента стран Европы, Северной Америки и международных организаций, советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса, МГУ им. М.В. Ломоносова - аспирант кафедры «Мировая экономика» Экономического

факультета. E-mail: [email protected]

Внешнеэкономические связи Франции и России имеют давние исторические корни и играют значимую роль для понимания сущности новейших тенденций в МЭО. В прошлом году праздновали трёхсотлетие установления дипломатических отношений между нашими странами. Благодаря интенсивным личным взаимоотношениям между двумя президентами они укрепились в ходе последнего года. На сегодняшний момент они характеризуются активным политическим общением, ориентированным к общему будущему, торгово-экономические отношения испытывают период динамичного оживления и расширения направлений взаимодействия. Французские компании позитивно настроены на развитие своего бизнеса в нашей стране. Особым влиянием обладает «мягкая сила» под которой подразумевается культурное взаимодействие в особенности между регионами наших стран. Новизна статьи состоит не только в свежей картине связей между Россией и Францией, но и в специальном исследовании воздействия межправительственного диалога на восстановление полноформатного сотрудничества между странами.

ФРАНЦУЗСКИЙ БИЗНЕС В РОССИИ И ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННОГО ДИАЛОГА

Невзирая на непростой международный контекст и экономические кризисы, французский бизнес демонстрирует стабильность своего присутствия в России. Многие французские компании устали от искусственно создаваемых барьеров, и Россия для большинства из них остается крупнейшим рынком сбыта товаров и услуг. С крупными французскими компаниями ведется диалог на высшем уровне. В 2016 году Президент России В.В. Путин на встрече с членами экономического совета Франко-Российской Торгово-промышленной палаты1 отметил, что «известные сложности экономического характера и мотивированные политическими соображениями» не испугали ни одну французскую компанию, работающую на российском рынке и «из России не ушла, все работают, продолжают трудиться, и мы этому очень рады»2.

В этом году (31 января 2018 г.) состоялась вторая встреча Президента России В.В. Путина с крупным французским бизнесом3. «Ваши рекомендации, высказанные на последней встрече в 2016 году, оказались весьма полезными, и мы постарались их учесть в нашей работе на экономическом направлении», -сказал В.В. Путин4. Действительно, такого рода открытый диалог демонстрирует готовность российской стороны оказывать поддержку французским компаниям в развитии их бизнеса в нашей стране на самом высоком уровне.

По мнению автора, у России и Франции много взаимных интересов. Объединив наши интересы, мы сможем добиться максимального эффекта на рынках России и Франции, а также в третьих странах. Позитивный настрой французских коллег подтверждается активным участием французских компаний (порядка 170 участников

Российский внешнеэкономический вестник

из 60 компаний) во главе с Президентом Франции Э.Макроном на ежегодном экономическом форуме в Санкт-Петербурге. Французские компании получили заряд «энтузиазма и мотивации» для работы в России. «Экономика является фундаментальной основой развития межгосударственных отношений, и Франция должна быть сильной, чтоб дать отпор нападкам со стороны других стран»,5 - заявил Э.Макрон. В данном заявлении имеется в виду воздействие экстерриториальных санкций и выход США из ядерного соглашения с Ираном. Сейчас господином Э.Макроном и его командой ведётся активная работа над финансовой суверенностью Европы. Целью является стремление освободить некоторых сферы торгово-экономических отношений от геополитических страстей, лишней политизации. Отрадно также что на площадке форума Президентом Франции Э.Макроном была выражена надежда на создание единого пространства от Лиссабона до Владивостока, возможно, это всего лишь высокопарные слова не совсем уместные к текущей ситуации, но проскальзывают идеи Шарль де Голля о создании «единой Европы» при сохранении суверенитета Франции.

Однозначно бизнесу необходима стабильность и открытый диалог на всех уровнях власти. Сложившаяся благоприятная тенденция во многом связана с активизацией отношений на уровне министерств экономик двух стран еще в конце 2015 года6. Уже в январе 2016 года после трех лет наблюдаемого «охлаждения» двусторонних отношений непосредственно при участии Э.Макрона (возглавлял на тот момент министерство экономики Франции) удалось возобновить формат межведомственного диалога - Российско-Французского Совета по экономическим, финансовым, промышленным и торговым вопросам7 (СЕФИК)8.

В настоящее время рамках СЕФИК активно функционируют 12 специализированных рабочих групп по различным направлениям двустороннего торгово-экономического сотрудничества. В 2017 году впервые было успешно проведено два заседания Совета, что, безусловно, создает прочную основу для расширения торгово-экономической повестки. В деятельность Совета внедрен проектно-ориентированный подход, нацеленный на достижение конкретных задач. Данный подход позволил выявить ряд важнейших точек роста двустороннего сотрудничества: инновации, включая продвижение инновационных компаний через программы акселераторов, инновационные центры и полюсы конкурентоспособности, малое и среднее предпринимательство, в частности встраивание российских и французских предприятий МСП в глобальные цепочки добавленной стоимости.

Отдельное внимание данным направления взаимодействия уделяется в ходе заседаний Рабочей группы СЕФИК по инвестициям и модернизации экономики. В рамках последнего заседания, состоявшегося 19 июля 2018 в г. Тольятти, приступили к практической реализации совместного заявления российско-французского партнерства для экономики будущего,9 подписанного между министерствами экономик двух в ходе визита в Россию Президента Франции Э.Макрона.

Российский внешнеэкономический вестник

По мнению автора, у России и Франции имеются точки роста и расширения двусторонней торговли, что проявляется в насыщенной экономической повестке. Восстановленный диалог на высшем и межведомственном уровнях находит свое отражение в статистических показателях двусторонней торговли. Рассмотрим более подробно их.

ТОРГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Франция традиционно относится к приоритетным внешнеторговым партнерам России. В последние годы роль Франции как внешнеторгового партнера России уменьшилась. По итогам 2017 года ее доля в российской внешней торговле составила 2,6%, в экспорте - 1,6%, в импорте - 4,2%, занимая соответственно 12 место по внешнеторговому обороту, 18-е по экспорту и по импорту - 6-е место. При этом удельный вес России во французской внешней торговле еще более незначителен -

I,3% (13 место среди внешнеторговых партнеров Франции).

Рассмотрим более подробно тенденцию снижения объемов двусторонней торговли. Данная тенденция сохранялась с 2012 года по 2015 год включительно, пик спада пришелся на 2015 год, когда взаимный товарооборот сократился на 36,2% до уровня

II,6 млрд долл. (в 2014 г. - 18,2 млрд долл.)10. В конце 2015 года отрицательная тенденция была преломлена. В 2017 году товарооборот увеличился на 16,5% до уровня 15,5 млрд долл. На сегодняшний момент товарооборот растет третий год подряд. По итогам января-июня 2018 года он увеличился на 20,8% и составил 8,7 млрд долл., российский экспорт увеличился на 14,5% (3,4 млрд долл.), импорт увеличился на 25,2% (5,3 млрд долл.). По данным ФТС России по итогам первого полугодия 2018 года, Франция находится на 11 месте среди всех стран-партнеров России (в экспорте - 17 место, в импорте - 5).

Мы наблюдаем тенденцию восстановление товарооборота между странами, но достигнуть уровня докризисного периода, когда показатели достигали 28 млрд долл. США, не удается. В целом двусторонняя торговля характеризуется отрицательным сальдо торгового баланса, то есть преобладанием импорта ввозимой продукции над экспортом. В 2015 года сальдо торгового баланса было сведено к минимуму. Для подробного анализа товарных номенклатур внешней торговли обратимся к детальной структуре экспорта и импорта.

Структура товарооборота между Россией и Францией мало отличается от аналогичных показателей российской торговли с другими развитыми странами. Основными экспортными товары из России во Францию являются природный газ (48,1%), нефтепродукты (24,8%), нефть сырая (8,5%), менее 5% от общей номенклатуры товаров экспорта составляют продукты неорганической химии, смешанные удобрения, пиломатериалы, продовольственные товары и сырье с/х, прутки из легированной сталей, титан и изделия из него, механическое оборудование, летательные аппараты, аппаратура для автоматического управления.

Российский внешнеэкономический вестник

Учитывая, что 86% российского экспорта составляют минеральные продукты, то любые внешние факторы (колебания курсов, санкционные риски и другие) весьма ощутимы. По данным ФТС России, в 2017 году благодаря росту цен на топливо поставки ТЭК во Францию выросли, но физические объемы практически не изменили (увеличение с 18,1 млн тонн в 2016 году до 18,7 млн тонн в 2017 году).

А рост поставок металлов из России наоборот является следствием оздоровления ситуации в промышленном секторе Франции, увеличения соответствующего потребления. «Рост активности в обрабатывающей промышленности в декабре прошлого года ускорился во Франции, благодаря самому высокому спросу в течение семнадцати лет» - сообщает газета о промышленном секторе11.

В структуре импортных товаров основную долю составляют машины, оборудование и транспортные средства, прежде всего летательные аппараты (25,2%), части транспортных средств (3,4%), а также продукция химической промышленности, а именно лекарства, расфасованные для розничной продажи (8%), косметические средства для ухода за кожей, духи и туалетная вода (3,2%). Как показывает статистика, увеличение импорта произошло за счет роста французских поставок машинно-технической продукции практически на 30,8% (+640,2 млн долл.), прежде всего летательных аппаратов (+340,6 млн долл.).

По данным за сентябрь 2018 г. из 243 самолетов из парка Аэрофлота - лишь 49 отечественного производства («Сухой Суперджет 100»)12, следовательно, около 80% состава парка самолетов Аэрофлота импортируются. Сейчас «Аэрофлот» продолжает обновление своего авиапарка, в том числе за счет семейства Airbus А319, A320, А321, но предпочтение отдается отечественному самолету, а именно самолету «Сухой Суперджет 100», который планируется закупить в количестве ста единиц в период с 2019 по 2026 год. Таким образом, по мнению автора, закупочная политика компании диверсифицирована и доля Airbus не доминирует.

ИНВЕСТИЦИОННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Однозначно геополитика влияет на активность бизнес сообщества и поток инвестиций, но логика экономической выгоды всегда позволяла бизнесу строить отношения на взаимовыгодной основе. Сейчас в России работает около 600 предприятий с участием французского капитала в различных отраслях экономики. Наиболее сильные позиции у французских компаний в топливно-энергетическом секторе, автомобилестроении, фармацевтике, пищевой промышленности. Потенциал французских инвестиций в Россию, особенно в наукоемких отраслях, пока полностью не использован. Многие французские компании продолжают открывать в России свои производственные площадки, среди них Renault, Groupe PSA, Schneider Electric, Alstom, Saint-Gobain, Danon, Sanofi. Расскажем более подробно о некоторых из них.

Российский внешнеэкономический вестник

В 2017 году компания Sanofi заключила специальный инвестиционный контракт (СПИК) по модернизации производства фармацевтической продукции на своем заводе ЗАО «Санофи-Авентис Восток» в Орловской области. Согласно контракту, в 2019 году планируется углубить локализацию производства инсулина до стадии готового лекарственного средства.13 В настоящее время компания Sanofi производит 24% всего объема инсулинов в России, часть выпускаемой продукции реализуется на внутреннем рынке, а другая часть с июня 2017 года экспортируется в страны Европейского Союза.

Интересно, что помимо традиционных секторов экономики французские компании инвестируют в пищевую промышленность и туризм. Например, французская компания Lesaffre планирует расширить и модернизировать свое производство хлебопекарных дрожжей в Воронежской области. Общий объем инвестиций до 2020 года - 1 млрд рублей. 14 В настоящее время воронежский филиал компании производит более 60% от всего объёма хлебопекарных дрожжей в России, которые реализуются по всей территории страны, а также поставляются за рубеж - в Белоруссию, Казахстан, Киргизию, Армению, Боснию, Черногорию, Сербию.

В прошлом году с участием французской компании POMA S.A.S. создано российско-французское совместное предприятие ООО «Национальные канатные дороги» по производству, строительству и обслуживанию канатных дорог для горнолыжных курортов в России.15 В соответствии с соглашением, заключенным на площадке Петербургского экономического форума, планируется расширение количества канатных дорог на курорте «Эльбрус» и «Ведучи».

Сейчас некоторые французские предприятия перешагнули «ментальную границу» и начали работать за Уралом и на Дальнем Востоке. Например, в прошлом году группа Legrand и компания «Инсистемс» запустили во Владивостоке совместный проект по производству источников бесперебойного питания, инвестиции составили порядка 25 млн евро.16 С целью реализации проекта компаниями создано совместное предприятие «ДВ-инжиниринг», которое стало резидентом свободного порта Владивосток.

Однозначно, что предприниматели внимательно следят за экономической ситуацией в нашей стране и рассматривают перспективные проекты сотрудничества. Однако показатели инвестиционной деятельности желают лучшего. «По инвестициям: 15 миллиардов французских прямых инвестиций, российских около 3. ... У нас одна финская компания Fortum инвестировала 6 миллиардов, а вся Франция - 15. Российская экономика очень открыта для наших партнеров и весьма надежна, несмотря на все турбулентные процессы, все-таки мы добились макроэкономической стабильности, что важно для инвесторов», - заявил Президент России ВВ. Путин17-

Сегодня в России предпринимается ряд мер по улучшению бизнес-среды для иностранных инвесторов: создана качественно новая макроэкономическая среда,

Российский внешнеэкономический вестник

внедрены различные новации, которых нет во многих развитых странах: инфляционное таргетирование, плавающий валютный курс, бюджетное правило. Отмечается адаптация российской экономики к низким ценам на нефть. Еще в 2012 году Президентом Российской Федерации была поставлена задача войти в топ 20 лучших стран в наиболее авторитетном индикаторе развития инвестиционного климата - рейтинге «Doing Business». В итоге, к 2017 году, Россия заняла 35 место и поднялась в сумме на 85 позиций, выйдя по совокупности баллов практически на один уровень с Японией (34-е место), Швейцарией (33-е место) и Нидерландами (32-е место), Франция (31-е место). Согласно данным, Россия опережает страны, входящие в блок БРИКС.

По результатам 2017 г. французские инвестиции в Россию сократились практически до уровня «кризисных» 2008-2009 гг. (696 млн долл.): поток французских вложений сократился на 57,2% по сравнению с уровнем 2016 г. и составил 854 млн долл. Таким образом, доля Франции в общем потоке ПИИ в Российскую Федерацию в 2017 г. снизилась до 3,06% (по итогам 2016 г. данный показатель составлял 6,1%). Стоит также отметить, что доля французских инвестиций в Россию сократилась и в рамках потока ПИИ из стран Западной Европы с 45,2% в 2016 г. до 18,6% в 2017 г.

Во многом негативное влияние на инвестиционное сотрудничество двух стран оказал недостаток финансирования со стороны банковской сферы, на которую были наложены санкции. Введение санкций против крупнейших российских банков с государственным участием, как элемента денежно - кредитного взаимодействия, существенно мешает двустороннему сотрудничеству практически по всем направлениям, затрудняя финансово-расчетную сторону любого проекта. В виду того, что в России c попеременным успехом применяется политика импортозаме-щения, то некоторые французские компании перестали быть востребованными потребителями, особенно это касается сельскохозяйственного сектора, и вынуждены перенаправить свои товары в другие страны. В целом, из-за российских контра-санкций ситуация в секторе сельского хозяйства во Франции характеризуется перепроизводством и, соответственно обесцениванием молочной продукции и мяса, особенно свинины. Не удается сбить волну протестов фермеров, находящихся на грани разорения из-за отсутствия или недостаточности компенсаций и низких закупочных цен. Французская официальная статистика не увязывает ситуацию в экономике с эффектом от взаимных санкционных ограничений, обходит или минимизирует вопрос количественного изучения их влияния на экономику Франции.

Таблица 1

Прямые инвестиции Франции в России (млн долл. США)

ВСЕГО 1 686 1 997 854

Участие в капитале 739 709 717

Российский внешнеэкономический вестник

Прямые поступившие (сальдо операций) 2015 г. 2016 г. 2017 г.

Реинвестирование доходов 70 765 388

Долговые инструменты 877 523 -251

ВСЕГО 10 003 14 400 15 387

Участие в капитале 6 296 10 147 11 071

Долговые инструменты 3 707 4 253 4 315

Однако изменения общего объема накопленных французских инвестиций в российской экономике демонстрируют положительную динамику: после почти 30% падения, индекс роста накопленных французских ПИИ в России составил 144% по итогам 2016 г., а в 2017 г. - 107%. Таким образом, по результатам 2017 г. объем накопленных прямых французских инвестиций достиг 15,4 млрд долл., что составило почти 3,5% от общего объема накопленных ПИИ в России.

Стоит отметить и тот факт, что Россия не входит в число основных стран-инвесторов французской экономики, превалирующую роль среди которых играют США и Германия, в то время как Франция по-прежнему относится к числу ведущих европейских стран-инвесторов, функционирующих на российском рынке. В разрезе видов экономической деятельности, в качестве основных категорий, на которые приходятся наибольшие объемы накопленных французских ПИИ в России, можно выделить следующие: торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортные средств и мотоциклов (6,9 млрд долл.), деятельность финансовая и страховая (1,9 млрд долл.), обрабатывающие производства (1,9 млрд долл.).

Таблица 2

Прямые инвестиции России во Францию (млн долл. США)

Прямые поступившие (сальдо операций) 2015 г. 2016 г. 2017 г.

ВСЕГО 74 121 305

Участие в капитале 46 68 111

Долговые инструменты 28 53 194

Прямые накопленные (по принципу направленности) 2015 г. (на 01.01.2016) 2016 г. (на 01.01.2017) 2017 г. (на 01.01.2018)

Российский внешнеэкономический вестник

Прямые поступившие (сальдо операций) 2015 г. 2016 г. 2017 г.

ВСЕГО 2 855 2 806 3 006

Участие в капитале 2 662 2 605 2 698

Долговые инструменты 193 201 308






История дипломатических отношений СССР и Франции начинается с 28 октября 1924 года. Совет министров Франции направил председателю ЦИК М. И. Калинину телеграмму, в которой говорилось, что французское правительство готово «установить нормальные дипломатические отношения с Правительством Союза путем взаимного обмена послами». В телеграмме указывалось, что Франция признает де-юре правительство Союза ССР «как правительство территорий бывшей Российской империи, где его власть признана населением, и как преемника на этих территориях предшествующих российских правительств». Президиум ЦИК СССР назначил полпредом во Францию Л. Б. Красина с оставлением его в должности народного комиссара внешней торговли.
Активизация советско-французских отношений пришлась на середину 30-х годов, когда был подписан договор о взаимопомощи. Однако французское руководство рассматривало подобный договор исключительно как дипломатический документ, не считая необходимым дополнить его военной конвенцией. У западных держав, и у Франции в частности, все равно сохранялось стойкое опасение Советского Союза, как государства-агрессора. Трёхсторонние политические переговоры между СССР, Великобританией и Францией начались 10 апреля 1939, но закончились безуспешно. По мнению Черчилля: "Препятствием к заключению такого соглашения служил ужас, который эти самые пограничные государства испытывали перед советской помощью в виде советских армий, которые могли пройти через их территории, чтобы защитить их от немцев и попутно включить в советско-коммунистическую систему. Ведь они были самыми яростными противниками этой системы. Польша, Румыния, Финляндия и три прибалтийских государства не знали, чего они больше страшились, - германской агрессии или русского спасения. Именно необходимость сделать такой жуткий выбор парализовала политику Англии и Франции".
На протяжении послевоенных лет отношения СССР и Франции подвергались серьезным колебаниями: от тесного сотрудничества в период разрядки в 60-е 70-е годы до почти полного демонтажа политических отношений после прихода к власти во Франции в 1981 г. правительства социалистов. Камнем преткновения на пути развития советско-французских отношений в тот период был вопрос о французском ядерном оружии, которое советское руководство безуспешно пыталось сделать предметом многостороннего обсуждения с целью включения его в процесс сокращения.

Российско-французские отношения

Российско-французские отношения уходят своими корнями в далекое прошлое. Еще в середине XI в. Анна Киевская, дочь Ярослава Мудрого, выйдя замуж за Генриха I, стала королевой Франции, а после его смерти осуществляла регентство и управляла французским государством.

Российская Федерация унаследовала развитый комплекс связей с Французской Республикой (дипломатические контакты между СССР и Францией были установлены 28 октября 1924 г.).

7 февраля 1992 г. был подписан Договор между Россией и Францией, подтвердивший стремление обеих сторон развивать «отношения согласия, основанные на доверии, солидарности и сотрудничестве». С тех пор двусторонняя договорно-правовая база пополнилась более чем 100 соглашениями и протоколами, затрагивающими различные сферы сотрудничества.

Политический диалог между двумя странами приобрел особенно интенсивный и доверительный характер в 2000-х гг., однако существенно «просел» на фоне украинского кризиса - вплоть до срыва по вине французской стороны уже подготовленного визита Президента Российской Федерации В.В.Путина в Париж в октябре 2016 г.

Не способствуют развитию двусторонних отношений с Францией и серьезные противоречия в позициях по ряду важных вопросов международной повестки дня - прежде всего, по урегулированию кризисов на Украине и в Сирии.

29 мая 2017 г. - практически сразу после избрания Э.Макрона на пост Президента Франции - В.В.Путин по приглашению французской стороны посетил Версаль, где провел переговоры, заложившие новый вектор развития российско-французских связей. В частности, была достигнута договоренность о запуске форума гражданских обществ «Трианонский диалог».

8 июля 2017 г. главы государств повторно встретились «на полях» саммита «Группы двадцати» в Гамбурге, где подтвердили стремление двигаться по пути восстановления полноформатного сотрудничества.

24-25 мая 2018 г. прошел ответный визит Э.Макрона в Россию, в ходе которого Президент Франции принял участие в качестве почетного гостя в работе Петербургского международного экономического форума.

10 июля 2018 г. Э.Макрон еще раз посетил Санкт-Петербург, где в качестве зрителя принял участие в полуфинальном матче Чемпионата мира по футболу между Францией и Бельгией.

15 июля 2018 г. состоялась очередная встреча В.В.Путина с французским президентом, приехавшим поддержать сборную своей страны в финале ЧМ по футболу.

27 октября 2018 г. Президенты России и Франции приняли участие в четырехстороннем саммите в Стамбуле, посвященном Сирии.

По приглашению Э.Макрона 11 ноября 2018 г. В.В.Путин посетил Францию для участия в памятных мероприятиях, посвященных столетнему юбилею окончания Первой мировой войны, и пленарном заседании Парижского форума мира.

30 ноября 2018 г. состоялась краткая беседа Президентов России и Франции на полях саммита «Группы двадцати».

Москва и Париж согласны с тем, что в настоящее время отсутствуют серьезные препятствия и для организации встречи глав Правительств России и Франции, последняя из которых датируется 13 февраля 2016 г., когда Д.А.Медведев провел переговоры с М.Вальсом «на полях» Мюнхенской конференции по безопасности.

Основным руководящим органом, определяющим стратегию и направления развития отношений между двумя странами в торгово-экономической и научно-технической областях, является созданная в 1996 г. межправительственная российско-французская Комиссия по вопросам двустороннего сотрудничества (МПК) под председательством глав правительств. Ее последнее (18-е) заседание прошло в Москве 1 ноября 2013 г. С тех пор французская сторона отложила все консультации в данном формате до урегулирования украинского кризиса.

Главный рабочий орган Комиссии - Совет по экономическим, финансовым, промышленным и торговым вопросам (СЕФИК). 28 декабря 2016 г. распоряжением Правительства Российской Федерации № 2875-р Министр экономического развития Российской Федерации М.С.Орешкин назначен председателем Российской части СЕФИК. Французскую часть Совета возглавляет Министр экономики и финансов Франции Б.Ле Мэр.

В рамках заседаний Совета обсуждаются наиболее актуальные темы двустороннего экономического сотрудничества, в частности, в области авиастроения, сельского хозяйства, в энергетике, космической и транспортной сфере, а также ход реализации перспективных совместных проектов, вопросы развития партнерских связей в сфере высоких технологий, привлечения французских компаний к реализации инфраструктурных проектов в России. Очередное 24-е заседание СЕФИК состоялось в Париже 17 декабря 2018 г.

Основным органом сотрудничества по парламентской линии является Большая российско-французская межпарламентская комиссия (БМПК), возглавляемая председателями нижних палат парламентов двух стран. Последнее 17-е заседание Комиссии прошло 6 февраля 2013 г. в Париже в рамках визита во Францию С.Е.Нарышкина. Дальнейшие контакты в данном формате были заморожены по инициативе французской стороны в связи с украинским кризисом. По итогам переговоров Президентов России и Франции 24 мая 2018 г. в Санкт-Петербурге и 15 июля 2018 г. в Москве была достигнута договоренность о проведении следующего заседания БМПК летом 2018 г. Однако затем французская сторона попросила перенести заседание на осень текущего года, сославшись на непредвиденное обострение внутриполитической ситуации. В настоящее время согласовывается новая дата проведения заседания.

Франция - двенадцатый торгово-экономический партнер России. По итогам января-октября 2018 г. стоимостной объем российско-французского товарооборота увеличился по сравнению с тем же периодом 2017 г. на 16% до уровня 14,2 млрд долл. США (по итогам 2017 г. товарооборот составил 15,5 млрд долл. США).

Согласно данным платежного баланса Российской Федерации, объем накопленных в России прямых французских инвестиций по итогам I полугодия 2018 г. составил 16 млрд долл. США, объем прямых российских инвестиций, накопленных во Франции за тот же период, - 2,9 млрд долл. США

Более 500 компаний с участием французского капитала работают на российском рынке в различных отраслях экономики. Наиболее сильные позиции у французских компаний в топливно-энергетическом секторе, автомобилестроении, фармацевтике, пищевой промышленности.

Основные проекты торгово-экономического взаимодействия.

В структуре французских инвестиций в России преобладают вложения в обрабатывающую промышленность, добычу полезных ископаемых, оптовую и розничную торговлю, а также сектор недвижимости и транспорта.

Промышленное сотрудничество сильно диверсифицировано:

1 - добыча природных ископаемых: участие компаний «Тоталь» и «ЭдФ» в разработке нефтяных и газовых месторождений в России (Термокарстового газокондесантного и Харьягинского месторождений и проект «Ямал-СПГ»), а также в реализации проектов строительства газопровода «Северный поток» («ЭНЖИ»);

2 - электроэнергетика и энергосбережение: совместная модернизация российских ГЭС и производства генерирующего оборудования для них ОАО «РусГидро» и компанией «Альстом», реализация проектов по энергоэффективности совместным предприятием ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» и «ЭдФ»;

3 - атомная энергетика: сотрудничество ГК «Росатом» и Комиссариатом по атомной энергии и альтернативным источникам энергии Франции (создания реактора нового поколения на быстрых нейтронах с натриевым теплоносителем), компаниями «ЭдФ», «Альстом» и «Арева»;

4 - автомобилестроение: выпуск легковых автомобилей на предприятии «Автофрамос» (г. Москва), вхождение «Рено» в капитал «АвтоВАЗа», деятельность завода «Пежо Ситроен» в Калужской области по промышленной сборке автомобилей;

5 - авиастроение: ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» и ее дочерние предприятия продолжают развивать взаимодействие с французскими компаниями и, прежде всего, с фирмой «Эрбас» - в сфере производства регионального самолета «Сухой Суперджет-100», противопожарного самолета-амфибии Бе-200 и программы МС-21.

6 - космическая отрасль: проект «Союз» в Гвианском космическом центре (ГКЦ)». Первый запуск «Союза» состоялся 21 октября 2011 г. (на сегодняшний день имели место 14 запусков).

7 - атомное машиностроение: СП «Альстом-Атомэнергомаш» по производству тихоходных турбин для атомных электростанций;

8 транспортное машиностроение: участие компании «Альстом» в капитале компании «Трансмашхолдинг» и совместное производство железнодорожного подвижного состава;

9 - химическая промышленность: производство промышленных сжиженных газов компанией «Эр Ликид» в Татарстане - ОЭЗ «Алабуга» и Вологодской области;

Производство легковых шин мощностью 2 млн. шин/год в п. Давыдово (Московская обл.) и производство по восстановлению грузовых шин мощностью 50 тыс.шин/год. Michelin - первая из ведущих зарубежных шинных компаний, которая создала производство в России;

10 - фармацевтика: компанией «Сервье» в Московской области открыт комплекс по производству оригинальных лекарственных средств;

11 - пищевая промышленность: производство компанией «Данон» молочнокислых продуктов на заводах, построенных в Московской и Самарской областях; выпуск компанией «Бондюэль» овощных консервов в Краснодарском крае.

Культурные связи между Россией и Францией имеют давнюю историю и весьма насыщены.

Базовое межправительственное соглашение о культурном сотрудничестве заключено 6 февраля 1992 г. В декабре 2004 г. было подписано межправительственное соглашение об изучении русского языка во Франции и французского языка в России. 29 июня 2015 г. подписано межправительственное российско-французское Соглашение о взаимном признании образования, квалификации и ученых степеней. 4 апреля 2016 г. в Париже прошла очередная сессия Российско-Французской комиссии по сотрудничеству в области культуры, образования и молодежных обменов.

Завершился богатый на выставочные обмены «перекрестный» Год культурного туризма (2016-2017 гг.).

16 марта 2018 г. в Париже в рамках межсессионного заседания Российско-Французской комиссии по вопросам сотрудничества в сфере культуры, образования и молодежных обменов стартовал новый проект - «перекрестный» Год русского и французского языков, а также литературы на русском и французском языках.

24 мая 2018 г. состоялось подписание Декларации о намерениях между Министерством культуры Российской Федерации и Министерством культуры Французской Республики о сотрудничестве в области культурного наследия.

Французские правящие круги на протяжении ряда лет проводили открытую антисоветскую политику, но в 1923—1924 гг. и во Франции усилились настроения в пользу признания СССР.

22 декабря 1923 г. под нажимом общественности премьер-министр Пуанкаре сделал Советскому Союзу официальное предложение о восстановлении дипломатических и экономических отношений, но при традиционном условии — признании Советским правительством долгов царского и Временного правительств, а также вознаграждения французских граждан, бывших держателей русских ценностей и бывших владельцев национализированного в СССР имущества. Разумеется, такие неприемлемые требования были отвергнуты Советским правительством, и переговоры не привели к успеху.

В январе 1924 г. были опубликованы беседы с представителями советской прессы народного комиссара иностранных дел Г. В. Чичерина и народного комиссара внешней торговли СССР Л. Б. Красина о советско-французских отношениях. Чичерин подчеркивал, что связи СССР с рядом капиталистических государств значительно улучшаются, и лишь одно французское правительство продолжает еще проводить политику, враждебную Советскому Союзу. «По вине нынешнего французского правительства,— заявил он,— у нас нет с Францией отношений, хотя сколько-нибудь приближающихся к нормальным; нам приходится поневоле мириться не только -с невозможностью дальнейшего развития торговых отношений, но с ограничением уже существующих отношений... Мы вынуждены рекомендовать нашим хозяйственным органам величайшую осмотрительность и предусмотрительность при рассмотрении предложений французских фирм и французских обществ» ". Красин, развивая ту же мысль, подчеркивал, что от отсутствия прочных торговых связей с СССР пострадает в первую очередь Франция.

Советский Союз отозвал свою торговую делегацию из Парижа и отказался от участия в Лионской ярмарке впредь до создания юридической базы для торговли с Францией.

Эти действия ускорили восстановление дипломатических отношений между двумя странами. В мае 1924 г. во Франции к власти пришло правительство «левого блока» во главе с Эррио. Пункт о восстановлении дипломатических отношений с Советской Россией, выдвигавшийся левыми партиями, был в народ-пых массах Франции одним из наиболее популярных предвыборных лозунгов. Эдуарду Эррио принадлежало первое место среди крупных французских политических деятелей, выступавших за признание СССР. Буржуазный демократ, пользовавшийся заслуженным авторитетом среди широких масс Франции, Эррио в 1922 г. посетил СССР и с тех пор стал убежденным сторонником франко-советского сотрудничества.

15 июля 1924 г. Эррио в ноте Чичерину сообщал, что французское правительство намерено в короткий срок подготовить восстановление нормальных отношений с Советской Россией. Однако для решения этого вопроса понадобилось еще известное время.

Одним из препятствий на пути нормализации советско-французских отношений было давление США, развернувших ожесточенную кампанию против соглашения между Францией и СССР. «Американское правительство дало знать французским властям, что США не имеют никакого намерения менять свою позицию в вопросе о признании де-юре, прежде чем Россия не признает своих финансовых обязательств, так же как и социальных, и не признает святость прав частной собственности» 1 2,— писала газета «Нью-Йорк геральд трибюн».

Однако вопрос о признании СССР настолько назрел, что откладывать его дальше французское правительство уже не могло. Как заявил видный французский политический деятель Нонлеве, «в настоящее время кабинет, который откажется признать СССР, не сможет удержаться у власти» 28 октября 1924 г. Эррио направил М. И. Калинину телеграмму, в которой указывалось, что Франция признает де-юре правительство СССР и предлагает обменяться послами. В ответной телеграмме Калинин приветствовал предложение французского правительства о полном восстановлении нормальных дипломатических отношений между двумя странами.

Полномочным представителем СССР в Париже был назначен Л. Б. Красин. Старый коммунист, видный государственный И партийный деятель, крупный дипломат и опытный экономист, он с успехом работал на всех постах, которые доверяла ему партия. Он был торгпредом СССР в Англии, наркомом внешней торговли, членом Президиума ВСНХ. Литвинов писал о Красине: «В моей памяти сливается Красин-революционер, Красин-партиец, Красин-советский деятель, Красин-дипломат. Они сливаются в один образ, образ могучего, энергичнейшего, обаятельнейшего человека».

Установление дипломатических отношений между СССР и Францией, одной из крупнейших стран Европы, имело большое политическое значение. На путь нормализации отношений с СССР встало государство, которое было одним из главных организаторов интервенции и блокады Советской страны.

Основополагающим документом отношений между Россией и Францией является Договор от 7 февраля 1992 года, закрепивший стремление обеих сторон развивать "новые отношения согласия, основанные на доверии, солидарности и сотрудничестве". С тех пор договорно-правовая база российско-французских отношений значительно расширилась - заключено несколько десятков соглашений в различных сферах двустороннего взаимодействия.

Двусторонний политический диалог в последние годы носит интенсивный и доверительный характер. Новый мощный импульс российско-французские отношения получили в результате серии встреч между вновь избранными президентами Дмитрием Медведевым и Николя Саркози. Их первая встреча состоялась в ходе саммита "Группы восьми" в Тояко (Япония) 7 июля 2008 года. 12 августа и 8 сентября 2008 года Саркози побывал в Москве с краткими рабочими визитами в рамках усилий по урегулированию кризиса на Кавказе. Дмитрий Медведев посетил Францию для участия в международной конференции по мировой политике 9 октября 2008 года в городе Эвиан и в саммите Россия - ЕС 14 ноября в Ницце.

В 2009 году Дмитрий Медведев и Николя Саркози встречались в рамках «двадцатки» в Лондоне и Питтсбурге (2 апреля и 25 сентября), саммита «восьмерки» в Аквиле (8-10 июля), на сессии ГА ООН в Нью-Йорке (23-24 сентября), а также «на полях» мероприятий в связи с празднованием 20-летия падения Берлинской стены (9 ноября).

С 1996 года действует Российско-французская комиссия по вопросам двустороннего сотрудничества на уровне глав правительств. В ее рамках ежегодно, поочередно в Москве и Париже, проходят встречи председателя правительства России и премьер-министра Франции, которые определяют стратегию и основные направления развития отношений между двумя странами в торгово-экономической, научно-технической, социальной и других областях. С 2000 года заседания Комиссии проводятся в форме "межправительственного семинара" с участием руководителей наиболее активных в двустороннем сотрудничестве министерств и ведомств. Очередное XIV заседание Комиссии состоялось в ноябре 2009 года в Париже.

Активный диалог поддерживается на уровне министров иностранных дел, которые в соответствии с Договором от 7 февраля 1992 года встречаются дважды в год поочередно в Москве и Париже, не считая многочисленных контактов в рамках различных международных форумов.

Поступательно развивается одно из приоритетных направлений двустороннего сотрудничества - противодействие новым угрозам и вызовам (терроризм, международная организованная преступность, наркобизнес, финансовые преступления). С 2002 года успешно действует созданный по решению тогдашних президентов Владимира Путина и Жака Ширака российско-французский Совет по вопросам безопасности с участием министров иностранных дел и обороны обеих стран. В октябре 2009 года в Москве состоялось его восьмое заседание.

Продуктивно осуществляется межведомственное взаимодействие по линии правоохранительных органов России и Франции (министерств внутренних дел и юстиции, спецслужб, высших судебных инстанций).

Россия и Франция активно взаимодействуют в качестве постоянных членов Совета Безопасности ООН, а также в ОБСЕ, других международных инстанциях, совместно с США являются сопредседателями Минской конференции ОБСЕ по урегулированию конфликта вокруг Нагорного Карабаха.

Межпарламентское сотрудничество выражается в активном делегационном обмене на уровне парламентских комитетов и комиссий, а также в контактах между руководителями палат. Действенным инструментом его развития служит Большая российско-французская межпарламентская комиссия, созданная в 1995 году и возглавляемая председателями нижних палат парламентов России и Франции.

Очередное (четырнадцатое) заседание Комиссии состоялось в Москве в апреле 2009 года.

Франция является одним из приоритетных торгово-экономических партнеров России.

По данным российской статистики, Франция занимает среди стран Европы восьмое место по объему товарооборота. Российско-французская торговля отличается высоким динамизмом: так, в 2001 - 2008 годах товарооборот обеих стран вырос более чем в 5 раз.

По итогам 2008 года товарооборот России и Франции составил 22 млрд 250,2 млн долларов , в том числе российский экспорт 12 млрд 193,2 млн долларов, импорт - 10 млрд 057,0 млн долларов.

По данным Федеральной таможенной службы по итогам 2009 года товарооборот России и Франции достиг 17,148 млрд долларов, в том числе российский экспорт составил 8,723 млрд долларов, импорт - 8,425 млрд долларов.

Наиболее крупными товарными позициями российского экспорта во Францию являются топливо минеральное, нефть и продукты; продукция химической промышленности; металлы, изделия из них; древесина и целлюлозно-бумажные изделия; машины, оборудование, транспортные средства.

Структуру импорта из Франции в Россию формируют , главным образом, три товарные группы: машины и оборудование, транспортные средства; продукция химической промышленности, включая фармацевтическую и парфюмерную; продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье.

Весьма насыщены и имеют давнюю историю культурные связи между Россией и Францией. Базовое межправительственное соглашение о культурном сотрудничестве подписано 6 февраля 1992 года.

В ноябре 2007 года на XII м заседании Межправкомиссии было подписано совместное Заявление об объявлении 2010 года Годом России во Франции и Годом Франции в России. Совместный Оргкомитет регулярно собирался во Франции и в России (в последний раз в начале ноября 2009 года в Париже), согласовал и парафировал обширную Программу Годов.

Знаковыми событиями Годов должны стать уникальная по своему объему и качеству экспонатов выставка «Святая Русь» в Лувре, гастроли «Комеди Франсез», чья труппа совершит турне по 7 городам России, празднование Дня России 12 июня в Париже, к которому будет приурочено открытие Российской национальной выставки, концерт французской музыки на Васильевском спуске в Москве (в рамках Дней города 4-5 сентября 2010 года), выставка «Искусство жить по-французски» в московском «Манеже» (октябрь 2010 года). Завершить программу Годов должен гала-концерт звезд российского и французского балета в Большом театре в декабре 2010 года.