МКОУ «Нестеровская основная общеобразовательная школа»

Учитель истории:

Пименова С.Н.

д. Нестеровка 2013 г.
Ход урока:


  1. Организационный момент
Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. Проверим нашу готовность с вами к уроку (на столе должны лежать учебники, тетради, ручки, карандаши, линейка, дневник).

  1. Постановка цели урока
На протяжении нескольких уроков мы рассматривали тему “Эпоха Н.С. Хрущёва”. Слайд 1 (Хрущев) Мы говорили о борьбе за власть, проанализировали процесс десталинизации, дали оценку экономическим реформам, рассмотрели социальную политику государства. Сегодня мы говорим об «оттепели» в духовной жизни советских людей.

Слайд 2 (Цель) Цель сегодняшнего урока: рассмотреть пути развития духовной жизни в СССР в период «оттепели». Одной из задач сегодняшнего урока будет попытка выяснить, каким образом осуществляется процесс преодоления проявлений сталинизма в духовной жизни общества.

Теперь я предлагаю приступить к нашему учебному занятию. Откроем тетради и запишем тему сегодняшнего урока: Слайд 3 («Духовная жизнь в СССР в период «оттепели»)

3. Повторение пройденного.

Перед тем как, мы преступим непосредственно к изучению новой темы, я предлагаю вам, выполнить тест по теме «Экономика СССР в 1953-1964 гг.»

1) Г.М. Маленков

2) В.М. Молотов

3) Н.С. Хрущев

4) Н.А. Булганин

1)повышению урожайности

4)верно все указанное

5)верно 1 и 2

1) Г.М. Маленков

2) В.М. Молотов

3) Н.С. Хрущев

4) А.Н. Косыгин

3) лично Г.М. Маленковым

4) при Н.С. Хрущеве

3) с введением совнархозов

4) с конца 50-х гг.

1) Новочеркасске

2) Новороссийске

3) Новомосковске

4) Новотроцке

3) после XX съезда КПСС

1) группы «Б»

2) радиотехнической

3) группы «А»

4) целлюлозно-бумажной

Ответы: 1-1; 2-5; 3-3; 4-4; 5-4; 6-3; 7-2; 8-1; 9-2; 10-1.

Обменяемся тетрадями и проведем взаимопроверку (если верно дано 10 ответов ставим «5», 8-9 ответов «4», 5-7 ответов «3», меньше 5 ответов «2».

Учитель:

С помощью этого теста мы повторили экономические события, связанные с эпохой правления Н. Хрущева.

Мне хотелось бы начать урок со стихотворения Николая Алексеевича Заболоцкого «Оттепель».

Оттепель после метели.

Только утихла пурга,

Разом сугробы осели

И потемнели снега.

Ребята, из этого четверостишия как вы думаете, о каком периоде в нашей истории мы будем вести сегодня беседу? Кто мне может сказать, что такое оттепель? (В БСЭ, дается следующее определение: Оттепель, повышение температуры до положительных значений в устойчивый морозный период).

А, что же такое оттепель в жизни нашей страны нам и предстоит узнать.

Учитель: А теперь я вам предлагаю вспомнить, какие явления и события повлекли изменения духовной жизни в обществе в 1953-1964 гг. Слайд 4

Ученики:


  1. 5 марта 1953 г. – смерть Сталина.

  2. февраль 1956 г. - XX съезд партии.

  3. Осуждение культа личности.

  4. Возвращение репрессированных (реабилитация).

  5. Смягчение внешнеполитического курса.

  6. Попытки реформирования социально-экономической сферы, в том числе отмена платы за обучение, начало массового жилищного строительства, увеличение пенсий, снижение пенсионного возраста; колхозники получили паспорта, введена денежная оплата их труда и пенсии для колхозников.
Учитель: Молодцы ребята. Именно эти события стали ключевыми событиями. Повлекшими за собой изменения в духовной жизни общества.

Чтобы составить свое собственное мнение об изменениях, которые произошли в культуре, в обществе в период « хрущевской оттепели», нам будет нужно поработать на уроке, обратите внимание на выставку книг, которую я вам приготовила, вы её можете посмотреть на перемене.

Хрущевская «оттепель» конца 50-х-начала 60-х годов - это не весна, в том значении, как мы понимаем, но это надежды на весенние перемены в стране.

Слайд 5 Хрущёвская оттепель - неофициальное обозначение периода в истории СССР после смерти И. В. Сталина (середина 1950-х - середина 1960-х годов). Запишем данное определение в тетради.

Ребята, а как вы думаете, почему именно это название получил этот период?

Под «оттепелью» понимается особое духовное состояние общества, связанное с началом демократизации и обновления духовной жизни страны.

Современник так сказал о своей эпохе: "Мое поколение вступало в жизнь в незабываемое время. Это была эпоха XX съезда – эпоха великих надежд. Я помню полуночную толпу у только что открытого памятника Маяковскому, этот незабываемый, нескончаемый российский спор - о главном. К нам возвращались не только люди и имена - к нам возвращалась вера".

4. Изучение нового материала

Учитель: Первыми проявлениями “культурной оттепели” стали статья В. Померанцевой “Об искренности в литературе”, повесть И. Эренбурга “Оттепель” (именно после ее появления слово стало общественно значимым) и др. Слайд 6. Эти произведения поставили очень важные для нашего общества вопросы: почему правда (искренность) в литературе и жизни подменялась ложью, в чем предназначение интеллигенции, что в нашей истории замалчивается или излагается лживо. Приметой времени стало стремление преодолеть недавнее прошлое.

В «Новом мире» появились написанные в новом ключе статьи В. Овечкина, Ф. Абрамова, М. Лифшица, а также ставшие широко известными произведения И. Эренбурга («Оттепель»), В. Пановой («Времена года»), Ф. Панферова («Волга-матушка река») и др. В них авторы отходили от лакировки реальной жизни людей. Впервые был поставлен вопрос о губительности для интеллигенции той атмосферы, которая сложилась в стране. Однако власть признала публикацию этих работ «вредной» и отстранила А. Твардовского от руководства журналом. Слайд 7.

Сама жизнь поставила вопрос о необходимости изменения стиля руководства Союзом писателей и отношений его с ЦК КПСС. Попытки А. Фадеева добиться этого привели к его опале, а затем и к гибели. Слайд 8.

Он оставил после себя Предсмертное письмо. Давайте с вами его прочтём.

под редакцией А. Ф. Киселева,Э.М. Щагина. М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996 с.471-472.)

(в своем предсмертном письме он отмечал, что искусство в СССР «загублено самоуверенно-невежественным руководством партии», а литераторов, даже самых признанных, низвели до положения мальчиков, уничтожали, «идеологически ругали и называли это партийностью»).

Об этом же говорили в своих произведениях В. Дудинцев («Не хлебом единым»), Д. Гранин («Искатели»), Е. Дорош («Деревенский дневник»).

Невозможность действовать репрессивными методами вынуждала партийное руководство искать новые приемы воздействия на интеллигенцию. С 1957 г. регулярными стали встречи руководства ЦК с деятелями литературы и искусства. Слайд 9.

А сейчаспоработаем с учебником с. 289 Из выступления Н.С. Хрущева перед деятелями литературы и искусства.

Какие границы творческой свободы устанавливались Хрущевым? Насколько определенными они были?

Личные вкусы Н. С. Хрущева, выступавшего на этих встречах с многочисленными речами, приобретали характер официальных оценок. Подобное бесцеремонное вмешательство не находило поддержки не только у большинства самих участников этих встреч и у интеллигенции в целом, но и у самых широких слоев населения.

После XX съезда КПСС было несколько ослаблено идеологическое давление в области музыкального искусства, живописи, кинематографии. Ответственность за «перегибы» прежних лет была возложена на Сталина, Берию, Жданова, Молотова, Маленкова и др. Слайд 10.

В мае 1958 г. ЦК КПСС издал постановление «Об исправлении ошибок в оценке опер «Великая дружба», «Богдан Хмельницкий» и «от всего сердца», в котором признавались бездоказательными и несправедливыми прежние оценки Д. Шостаковича, С. Прокофьева, А. Хачатуряна, В.Шебалина, Г.Попова, Н. Мясковского и др. Слайд 11.

Сообщение о Шостаковиче Д.

Ребята, а кто мне может сказать, что такое симфония? (Симфония – это произведение для оркестра, написанное в форме сонатного цикла).

Мне бы хотелось, чтобы вы прослушали самую известную симфонию Д.Д.Шостаковича 7 или как её называют Ленинградскую. Прослушивание.

Какое настроение у вас после прослушивания данного произведения?

Немцы тоже слышали это произведение и 9 августа 1942 года, они написали. Мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть…

Галина Лелюхина, флейтист:

Были репродукторы, немцы все это слышали. Как потом говорили, немцы обезумели все, когда это слышали. Они-то считали, что город мертвый.

Почему же фашисты не стреляли? Нет, стреляли, вернее, пытались стрелять. Они целились в белоколонный зал, они хотели расстрелять музыку. Но 14-й артиллерийский полк ленинградцев обрушил за час до концерта на фашистские батареи лавину огня, обеспечив семьдесят минут тишины, необходимой для исполнения симфонии. Ни один вражеский снаряд не упал рядом с филармонией, ни что не мешало музыке звучать над городом и над миром, и мир, услышав её, поверил: этот город не сдастся, этот народ непобедим!

Политика «оттепели» в духовной жизни, таким образом, имела вполне определенные границы.

Показательной является кампания против Б. Пастернака и его романа «Доктора Живаго». Присуждение Нобелевской премии за данный роман, поставило писателя практически вне закона, он был исключен из Союза писателей, а рукопись была напечатана в Италии. В это время вышло в свет постановление президиума правления Союза писателей СССР, в котором осуждались действия и идеи Пастернака.

Он отказался от ее получения, что не покидать страну. Но гонения на Пастернака не прекратились. Слайд 12.

Наряду с гонениями на Пастернака издаются произведения Солженицына «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор», которые производят переворот в идеологии простого народа.

А сейчас давайте с вами прослушаем фрагмент из произведения «Один день Ивана Денисовича».

Ребята, как вы думаете, а кто является главным героем данного произведения? (Сам Солженицын А.И.)

О чем рассказывает главный герой? (всю правду о лагерной жизни)

Слайд 13. Интересно, что сам Хрущев дал «добро» на выпуск этих произведений. Стремясь предотвратить массовый характер антисталинских публикаций, что било не только по сталинизму, но и по всей тоталитарной системе, Хрущев в своих выступлениях обращал внимание писателя на то, что «это очень опасная тема и трудный материал» и заниматься им надо, «соблюдая чувство меры». Официальные «ограничители» действовали и в других сферах культуры.

Резкой критике за «идеологическую сомнительность», «недооценку руководящей роли партии», «формализм» и т. п. регулярно подвергались не только писатели и поэты (А. Вознесенский, Д. Гранин, В. Дудинцев, Е. Евтушенко, С. Кирсанов, К. Паустовский и др.), Слайд 14. но и скульпторы, художники, режиссеры (Э. Неизвестный, Р. Фальк, М. Хуциев), философы, историки. Слайд 15.

Тем не менее, в эти годы появилось немало литературных произведений («Судьба человека» М. Шолохова, Сообщение о Шолохове М. «Тишина» Ю. Бондарева), Слайд 16. кинофильмов («Летят журавли» М. Калатозова, «Чистое небо» Г. Чухрая), картин, получивших всенародное признание именно благодаря своей жизнеутверждающей силе и оптимизму, основанным на новом курсе советского руководства. Слайд 16.

5. Закрепление изученного

В качестве закрепления материала, я предлагаю проанализировать стихотворение Р.Рождественского «История». Мы используем элемент игровой технологии «Выбери нужное». Текст стихотворения и вопросы к нему у вас лежат на столах.

История – прямая и нелепая!

От суеты.

От тупости души.

И перекрашивали!

И перекрашивали!

История!

Веселая история!

Послушай!

Ты ж не просто пыль архивов!

Ребята я даю вам 1 мин. Для того. Чтобы вы поработали самостоятельно.

Учитель: Какой вывод можно сделать?

– Что он предлагает?

(Такие произведения показывают позицию авторов, не согласных с единой идеологией в рамках советской системы; они имеют право выражать свои мысли так, как считают нужным, а политическое руководство страны всячески стремилось удержать культуру в «рамках».)

6. Подведение итогов.

Итак, сталинские холода ушли в прошлое, но настоящего тепла не наступило. «Оттепель» могла вызвать паводок, грозивший снести всю систему. Контроль за умами людей стал более гибким и изощрённым, но не менее строгим. Эти годы были приглашением к свободе, но не самой свободой. После “оттепели” вновь ударили “заморозки” и до настоящей “весны” было еще очень далеко.

7. Домашнее задание. Параграф 41. выучить стихотворение любого поэта периода «оттепели»

Материалы к уроку

Тест по теме «Экономика СССР в 1953-1964 гг.»

1) Г.М. Маленков

2) В.М. Молотов

3) Н.С. Хрущев

4) Н.А. Булганин

2.Меры по улучшению сельского хозяйства, предложенные Г.М. Маленковым сводились к:

1)повышению урожайности

2)включению фактора личной заинтересованности колхозников

3)освоению целинных и залежных земель

4)верно все указанное

5)верно 1 и 2

3.Обеспечить подъем сельского хозяйства за счет повышения закупочных цен на продукцию колхозов и освоения целинных и залежных земель предлагал:

1) Г.М. Маленков

2) В.М. Молотов

3) Н.С. Хрущев

4) А.Н. Косыгин

4.Пенсии колхозникам были введены:

1) с завершением коллективизации

2) во исполнение Конституции 1936 г.

3) лично Г.М. Маленковым

4) при Н.С. Хрущеве

5.Быстрый рост благосостояния крестьян породил опасения о «перерождении» их в «кулаков», и власти начинают возврат к администрированию и принуждению:

1) с соответствии с решениями XX съезда КПСС

2) с принятием Программы построения коммунизма

3) с введением совнархозов

4) с конца 50-х гг.

6.С 1955 по 1962 г. площади под кукурузу увеличились более чем вдвое, что привело:

1) решению проблем обеспечения населения говядиной

2) увеличению почти вдвое сбора зерновых

3) общему снижению сбора зерновых

4) созданию надежной кормовой базы животноводства

7.Кризис в освоении целинных земель в 1962-1963 гг. связано с:

1) ослаблением внимания руководящих органов к освоению новых земель

2) эрозией почв, непродуманной системой земледелия и погодными условиями

3) падением трудовой дисциплины

8.Повышение в июне 1962 г. цен на ряд основных продуктов питания вызвало недовольство и даже открытые выступления рабочих, наиболее серьезным из которых было выступление в:

1) Новочеркасске

2) Новороссийске

3) Новомосковске

4) Новотроцке

9.Курс на преимущественное развитие легкой промышленности, проводившийся правительством с августа 1953 г., был свернуть:

1) с началом освоения целины в 1954 г.

2) с отставкой Г.М. Маленкова с поста главы правительства

3) после XX съезда КПСС

10.За 1950-1965 гг. удвоились объемы производства промышленности:

1) группы «Б»

2) радиотехнической

3) группы «А»

Созданный для большого творчества во имя коммунизма, с шестнадцати лет связанный с партией, с рабочими, с крестьянами, наделенный богом талан­том незаурядным, я был полон самых высоких мыслей и чувств, какие только может породить жизнь народа, соединенная с прекрасными идеалами коммуниз­ма.

Но меня превратили в лошадь ломового извоза, всю жизнь я плелся под кла­дью бездарных, неоправданных, могущих быть выполненными любым челове­ком, неисчислимых бюрократических дел.

И даже сейчас, когда подводишь итог жизни своей, невыносимо вспоминать все то количество окриков, внушений, поучений и просто идеологических пороков, которые обрушились на меня, - кем наш чудесный народ вправе был бы гордиться в силу подлинности и скром­ности внутренней глубоко коммунистического таланта моего. Литература-этот высший плод нового строя-унижена, затравлена, загублена. Самодовольство товарищей от великого ленинского учения даже тогда, когда они клянутся им, этим учением, привело к полному недоверию к ним с моей стороны, ибо от них, можно ждать худшего, чем от сатрапа Сталина. Тот был хоть образован, а эти - невежды.

Жизнь моя, как писателя, теряет всякий смысл, и я с превеликой радостью, как избавление от этого гнусного существования, где на тебя обрушивается под­лость, ложь и клевета, ухожу из жизни.

Последняя надежда была хоть сказать это людям, которые правят государ­ством, но в течение уже 3-х лет, несмотря на мои просьбы, меня даже не могут принять...

(Хрестоматия по отечественной истории (1946-1995гг.).

под редакцией А. Ф. Киселева,Э.М. Щагина. М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996

с.471-472.)

Как вы думаете, в чём главная суть этого письма?

Стихотворение Р.Рождественского «История».

Подтвердите словами из стихотворения следующие положения.

I. – Представители власти не говорят всей правды своему народу.

II. – История как наука искажается в угоду власти.

V. – Сделать выводы по обсуждению предложенных вопросов

Слушаем отрывок из стихотворения, работаем с текстом.

История прекрасная, как зарево.

История – проклятая, как нищенство!

Людей преображающая заново и отступающая перед низостью.

История – прямая и нелепая!

Как часто называлась ты – припомни!

Плохой, когда была великолепною!

Хорошей – хоть была постыдно подлой!

Как ты зависела от вкусов мелочных.

От суеты.

От тупости души.

Как ты боялась властелинов, мерящих

Тебя на свой придуманный аршин!

Тобой клянясь, народы одурманивали.

Тобою прикрываясь, земли грабили!

Тебя подпудривали и подрумянивали,

И перекрашивали!

И перекрашивали!

Ты наполнялась криками истошными

И в великаны возводила хилых…

История!

Веселая история!

Послушай!

Ты ж не просто пыль архивов!

Информационный проспект

урока истории в 9 классе

«Духовная жизнь в СССР в период «оттепели»»

Цель: Рассмотреть пути развития духовной жизни СССР в период «оттепели»

Задачи:

1) Образовательные:


    1. Расширить и закрепить понимание противоречивых взаимоотношений власти и творческой интеллигенции в послевоенный период,

    2. Обобщить, систематизировать и углубить знания по теме «оттепель»,

    3. 2) Воспитательные:
Продолжать воспитывать бережное отношение и любовь к книге, привлекать детей к регулярному посещению школьной библиотеки.

    1. Воспитать у учащихся патриотизм, уважение к историческому пути своего народа через сопереживание судьбам конкретных людей.

    2. 3) Развивающие:

    3. Развивать умение работать с историческими документами, умение рассуждать и применять знания.

    4. Развитие мыслительных способностей учащихся.
Оборудование: ноутбук,мультимедийная установка, колонки.

Материал к уроку: учительская презентация, ученические презентации по биографиям М.А. Шолохова и Д.Д. Шостаковича, тест по теме «Экономика СССР 1953-1964 гг.», исторический источник «Предсмертное письмо А.А.Фадеева в ЦК КПСС 13 мая 1956 г.», аудиозапись 7 Симфонии (Ленинградской) Д.Д. Шостаковича, аудиозапись фрагмента произведения А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», стихотворение Р.Рождественского «История», выставка книг поэтов и писателей периода «оттепели».

Ход урока


  1. Организационный момент

  2. Постановка цели урока

  3. Повторение пройденного
- тест «Экономика СССР 1953-1964 гг.» (взаимопроверка);

Чтение наизусть учителем четверостишия из стихотворения Н.А. Заболоцкого «Оттепель»;

Словарная работа – Хрущёвская оттепель


  1. Изучение нового материала
- вступительное слово учителя по теме;

Работа с историческим источником «предсмертное письмо А.А. Фадеева в ЦК КПСС 13 мая 1956 г. (учитель и учащиеся);

Самостоятельная работа учащихся с учебником с.289 Из выступления Н.С. Хрущева перед деятелями литературы и искусства;

Сообщение учащегося с демонстрацией презентации о творчестве Шостаковича Д.Д. (Камальдинова Н.)

Прослушивание и беседа 7 Симфонии Шостаковича Д.Д.

Прослушивание фрагмента из произведения «Один день Ивана Денисовича» А.И. Солженицына

Сообщение учащегося с демонстрацией презентации о творчестве Шолохова М.А. (Новиков М.)


  1. Закрепление изученного на уроке
- анализ стихотворения Р.Рождественского «История»

  1. Подведение итогов

  2. Домашнее задание
Параграф 41, выучить стихотворение любого поэта периода «оттепели»

Тест по истории Экономика СССР в 1953-1964 годах для учащихся 9 класса с ответами. Тест включает в себя 2 варианта, в каждом варианте по 8 заданий.

1 вариант

1. Закрытый доклад Н.С. Хрущева, в котором разоблачался культ личности И.В. Сталина, прозвучал на

1) XVIII съезде ВКП(б)
2) Первом съезде народных депутатов СССР
3) ХХ съезде КПСС
4) XIX Всесоюзной партийной конференции

2. Что характеризует внутриполитическое положение СССР в 1953-1957 гг.?

1) отсутствие внутрипартийных дискуссий
2) введение альтернативных выборов
3) начало реабилитации жертв сталинского террора

3. Арест и казнь Л.П. Берия относится к

1) 1953 г.
2) 1957 г.
3) 1962 г.
4) 1964 г.

4. Принятая на XXII съезде (1961 г.) новая Программа КПСС провозглашала

1) курс на «ускорение»
2) концепцию «нового политического мышления»
3) создание в СССР общества «развитого социализма»
4) задачу построения коммунизма за 20 лет

5. Что было одной из причин неудач в реформировании со­ветской экономики при Н.С. Хрущеве?

1) рост зависимости экономики от иностранных капитало­вложений
2) нежелание партийного руководства отказываться от ди­рективных методов управления
3) перевод государственных предприятий на хозрасчет
4) неприятие населением проводимой Н.С. Хрущевым поли­тики «шоковой терапии»

6.

1) принятие закона об индивидуальной трудовой деятель­ности
2) перевод всех государственных предприятий на хозрас­чет
3) ликвидация МТС и передача их техники колхозам
4) отмена государственной монополии на внешнюю тор­говлю

7.

8.

«__________ — политика, не считающаяся с объективными законами, реальными условиями и возможностями. Обвинение в проведении такой политики стало одним из основ­ных при отставке Н.С. Хрущева».

2 вариант

1. Какое событие связано с ХХ съездом Коммунистической партии (1956 г.)?

1) принятие Программы построения коммунизма в СССР за 20 лет
2) доклад Н.С. Хрущева о культе личности
3) переименование ВКП(б) в КПСС
4) принятие Продовольственной программы

2. Что характеризует внутриполитическое положение СССР в 1953-1964 гг.?

1) массовые политические репрессии
2) расширение самостоятельности Советов и профсоюзов
3) введение альтернативных выборов
4) отсутствие ротации (смены) партийных кадров

3. В 1953 г. был арестован и казнен

1) Л.П. Берия
2) А.И. Микоян
3) М.И. Калинин
4) Н.А. Булганин

4. Какая реформа была проведена в период руководства Н.С. Хрущева?

1) принятие закона о кооперации в СССР
2) создание совнархозов
3) создание машинно-тракторных станций
4) приватизация части государственных предприятий

5. Принятие какого документа произошло в период руково­дства Н.С. Хрущева?

1) постановления ЦК КПСС Об» освоении целинных и залежных земель»
2) закона «О государственном предприятии»
3) резолюции «О единстве партии»
4) первого пятилетнего плана развития народного хозяйст­ва СССР

6. Что было основной причиной выступления рабочих в городе Новочеркасске в 1962 г.?

1) протест против смещения Н.С. Хрущева со всех государ­ственных и партийных постов
2) протест против разоблачения культа личности И.В. Ста­лина
3) возмущение повышением цен на молоко и мясо при по­нижении расценок за труд
4) призыв к более широкой реабилитации жертв сталинско­го террора

7. Запишите фамилию (без инициалов), пропущенную в схеме.

8. Запишите слово (термин), о котором идет речь.

«__________ — восстановление в правах невинно осужденных, восстановление доброго имени. Этот процесс на­чался в отношении жертв сталинского террора в 1953 г.».

Ответы на тест по истории Экономика СССР в 1953-1964 годах
1 вариант
1-3
2-3
3-1
4-4
5-2
6-3
7-Молотов
8-валюнтаризм
2 вариант
1-2
2-2
3-1
4-2
5-1
6-3
7-Маленков
8-реабилитация

Задание 1. Прочитайте приведенные документы и ответьте на поставленные вопросы

1. Что общего в экономической стратегии, предложенной Г. М. Маленковым и Н. С. Хрущевым в 1953 г.?

Идеи развития сельского хозяйства, освоения целинных и залежных земель

2. В чем, на ваш взгляд, заключается принципиальная разница в подходах к развитию промышленного производства, предложенных Г. М. Маленковым и Н. С. Хрущевым?

Г. М. Маленков настаивал на развитии легкой промышленности. Н. С. Хрущев предлагал развивать тяжелую промышленность

3. В чем вы видите принципиальную разницу в подходах этих политиков к развитию сельского хозяйства?

Г. М. Маленков — соронник легкого реформирования. Н. С. Хрущев — поддерживал более радикальные меры

4. Есть ли разница в отношении Г. М. Маленкова и Н. С. Хрущева к личному подсобному хозяйству крестьян?

Г. М. Маленков положительно относился к личному подсобному хозяйству крестьян, Хрущев — отрицательно

5. За счет каких источников Н. С. Хрущев предполагал обеспечить крупные капиталовложения в сельское хозяйство, погасить долги колхозов государству и сохранить и даже снизить розничные цены на сельскохозяйственную продукцию? Реалистичны ли были эти проекты, если учесть ситуацию в продовольственном снабжении начала 60-х гг.? Почему?

За счет освоения целины, скупки скота у рабочих совхозов; увеличения посевных площадей кукурузы, что не дало никакого результата, так как погодные условия и непродуманная система землепользования привела к эрозии почв

Задание 2. Проанализируйте приведенные данные и ответьте на вопросы

Рост посевных площадей под кукурузу в 1955—1962 гг.

1955 г. - 18 млн га

1962 - 37 млн га

1. Чем вы можете объяснить приоритетное развитие кукурузы в эти годы?

Кукурузу просто сеять и собирать, она пользовалась большой популярностью в США. Хрущев стремился подражать развитию сельского хозяйства в США

2. Какие последствия для развития сельского хозяйства имела «кукурузная кампания»?

Произошло общее снижение сбора зерновых, приведшее к массовым закупкам зерна за границей. Повысились цены на продукты, из чего последовало массовое недовольство граждан и их репрессии. Авторитет Хрущева упал. План развития сельского хозяйства был провален

Задание 3. Прочитайте документы и ответьте на вопросы

1. Чем вы можете объяснить необходимость освоения целинных и залежных земель?

Освоение целинных и залежных земель было необходимо для обеспечения страны дефицитным продовольствием

2. Существовали ли иные пути решения проблемы обеспечения страны зерном?

«Интенсивный путь» — программа Маленкова, ориентированная на повышение урожайности

3. В чем вы видите причины колоссальных издержек в освоении целины?

Большие территории, неосвоенная инфраструктура, непродуманная система землепользования

4. Согласны ли вы с утверждением целинника о том, что «иной подход был в то время невозможен»? Почему?

Было необходимо срочно обеспечить страну продовольствием, иной подход был возможен, но потребовал бы большего времени и усилий

Задание 4. Проанализируйте приведенные данные и документы, ответьте на вопросы

Темпы роста промышленного производства в СССР в 1951 — 1965 гг.

1. Проанализируйте данные первого графика. Что они показывают?

Темпы роста промышленного производства в СССР в период с 1951 по 1965 г. падали с 85% до 51%

2. О чем свидетельствуют факты, приведенные во втором графике?

Аналогично промышленному сельскохозяйственное производство также снизило темпы с 20,5% до 11%

3. В чем вы видите объективные и субъективные причины падения темпов роста промышленности и сельского хозяйства в начале 60-х гг.?

Неправильный подход к решению проблем, мешавших развитию производства. Переход экономики в новый режим, послевоенное время

4. Из чего исходило руководство КПСС, представляя Программу построения коммунизма в СССР к 1980 г.?

В стране налаживалось развитие материально-технической базы коммунизма, рост промышленности, удовлетворение потребностей населения

5. Как вы относитесь к прогнозам западных средств массовой информации о невозможности выполнения Программы КПСС? На чем были основаны их прогнозы угасания темпов экономического роста в СССР

Прогнозы западных средств массовой информации были не субъективны и основывались с учетом собственных выводов об этапе Холодной войны и послевоенном спаде в экономике СССР

Задание 5. Прочитайте документ и ответьте на вопросы

1. Как вы считаете, какие из приведенных положений были внесены в проект Конституции 1962—1964 гг. впервые (в сравнении с предыдущими конституциями страны)?

Впервые было внесено положение о праве использования личной собственности (трудовые доходы и сбережения, жилой дом и подсобное хозяйство, предметы домашнего хозяйства и обихода), в том числе её наследование

2. Как вы можете прокомментировать отношения собственности, зафиксированные в проекте Основного закона страны?

Средства производства это государственная собственность. Личная собственность (частная собственность) на средства производства запрещена

3. Как вы понимаете, что такое «потребительский характер» личной собственности граждан при социализме?

Отсутствие права на распоряжение частной собственностью. Не допускается использование личной собственности для извлечения нетрудовых доходов, а также в иных противоречащих интересам государства целях

4. Можете ли вы назвать какие-либо природные и экономические объекты, не зафиксированные в Конституции как относящиеся к государственной собственности?

Природные: атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство

5. Какова была эффективность существовавшей в СССР экономической системы?

На тот момент экономическая система в СССР была самая эффективная в мире

6. Что нужно было сделать, на ваш взгляд, для повышения эффективности советской экономической системы?

Для повышения эффективности советской экономической системы нужно было повысить урожайность и улучшить промышленное производство

Задание 6. Приведите в соответствие данные таблицы

Год Ответ: Событие
1) 1954 а а) Начало освоения целинных земель
2) 1953 к б) Начало широкой кампании за выращивание кукурузы
3) 1957 е в) Утверждение шестого пятилетнего плана
4) 1957 ж г) Начало широкомасштабного жилищного строительства
5) 1955 г д) Упразднение МТС
6) 1956 в е) Ликвидация отраслевой системы управления экономикой
7) 1961 и ж) Запуск первого искусственного спутника Земли
8) 1958 д з) Установление 7-часового рабочего дня
9) 1960 з и) Денежная реформа. Первый полет человека в космос
10) 1963 л к) Начало борьбы с подсобными хозяйствами крестьян
11) 1959 б л) Начало продовольственного кризиса и массовых закупок продовольствия за границей

Тест по истории «СССР 1953-1964.Хрущёв С.Н.»

1.Начало освоения целинных земель относится к

1) 1930-м гг.

2) 1940-м гг.

3) 1950-м гг.

4) 1960-м гг.

2. Крупнопанельные дома построенные во времена Хрущева называют:

1) хрущевки

2) трущобы

3) коммуналки

4) кпдешки

3. В каком году состоялся XX съезд КПСС?

1) 1957г

2) 1956г.

3) 1953г.

4) 1957г.

4. В Карибском кризисе участвовали:

1) США, СССР, Куба

2) США, Куба, Франция

3) СССР, Куба, Япония

4) США, Вьетнам, Куба

5. В каком году была образована Организация Варшавского Договора

1) 1953

2) 1954 г.

3) 1955 г.

4) 1955 г.

6. В 1961г в Берлине создается:

1) НАТО(Организация Североатлантического альянса)

2) Стена отделяющая западную часть города

3) ОВД (Организация Варшавского договора)

7. «Оттепель» в области литературы характеризует:

1) отмена цензуры на художественные произведения;

2) появление прогрессивных литературных – художественных журналов;

3) массовое издание поэтов и писателей начала ХХ века.

8. Весной 1953 г. по инициативе Берия была проведена

1) амнистия патетических заключённых;

2) реформа сельского хозяйства;

3) партийная конференция.

9. Первый советский искусственный спутник был запущен

1) в 1955 г.;

2) в 1957 г.;

3) в 1960 г.

10. Что из перечисленного произошло в начале 1960-х гг.?

1) «бархатные революции» в странах Восточной Европы

2) подписание Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе

3) Карибский кризис

4) роспуск Организации Варшавского договора

11.Первый полет в космос был осуществлен Ю. Гагариным в …

1) 1961г. 2) 1962г.

3) 1957г. 4) 1960г.

12. Отметьте 5 событий и черт политического развития СССР во второй половине 1950-х гг

А. официальное осуждение культа личности Сталина

Б. перенесение критики с личных качеств Сталина на сталинскую систему

В. волна политических арестов за резкую критику советской политической системы

Г. освобождение политических заключенных из лагерей, арестованных в годы правления Сталина

Д. борьба консервативных сил в партийном руководстве с политикой разоблачения культа личности

Е. ослабление позиций Хрущева в руководстве

Ж. ликвидация "антипартийной группы" Маленкова, Молотова, Кагановича

З. реабилитация некоторых народов, репрессированных в годы правления Сталина

13.Что из перечисленного будет относиться к сельскохозяйственной политики Хрущёва

А. Массовая коллективизация

Б. Освоение целинных и залежных земель Казахстана и Сибири

В. Повышение закупочных цен на продукцию колхозов

Г. «Кукурузная эпопея»

Д. Массовый забой скота, увеличение цен на мясо

Е. реорганизация машинно-тракторной станции(МТС)

Ж. Введение госприёмки

14. Соотнесите года и события

Контрольная работа по теме «СССР в 1953-1964гг». 1 вариант

1.Политика, не считающаяся с объективными законами, реальными условиями и возможностями (1 балл):

А)Консерватизм Б)Либерализм В)Волюнтаризм Г)Радикализм

2.Доклад «О культе личности Сталина» был обнародован на (1 балл):

А) Х съезде КПСС Б) ХХ съезде КПСС В) ХХХ съезде КПСС Г) V съезде КПСС

3. «Королевой полей» в хрущевскую эпоху называли (1 балл):

А) рожь Б) пшеницу В) кукурузу Г) гречиху

4.Деятелей культуры хрущевского периода называли (1 балл):

А) «двадцатипятитысячники» Б) «пятидесятники» В) «шестидесятники» Г) «семидесятники»

А) 1961г. Б) 1962г. Г) 1963г. Д)1964г.

А) Е. Евтушенко Б) Д, Гранин В) К. Паустовский Г) Б. Пастернак

7. Вставьте пропущенные слова (2 балла): «В _______ году в Казахстане и Западной Сибири началось освоение _________ земель».

А) Реабилитация – это ______________.

Б) Мораторий – это _________.

А) А. Вознесенский

1) фантастическая проза

Б) Г. Чухрай

2) поэзия

В) А.Н. и Б.Н. Стругацкий

3) скульптура

Г) Э. Неизвестный

4) киноискусство

Б) Запуск в космос первого искусственного спутника Земли

Г) Отстранение Хрущева от власти

11. Назовите, кто изображен на портрета. Что вы о них знаете? (4 балла):

А) Б)

В) Г)

12.

Охарактеризуйте карикатуру (3 балла):

Кто на ней изображен? Какому событию она посвящается? Что вы о нем знаете?

От 0 до 5 баллов – «1»

От 6 до 10 баллов – «2»

От 11 до 15 баллов – «3»

От 16 до 20 баллов – «4»

От 21 до 25 баллов – «5»

Контрольная работа по теме «СССР в 1953-1964гг». 2 вариант

1.Восстановление в правах, восстановление доброго имени (1 балл):

А)Репатриация Б)Реабилитация В)Реставрация Г)Реституция

2.В 1956 году состоялся (1 балл):

А) Х съезд КПСС Б) ХХ съезд КПСС В) ХХХ съезд КПСС Г) V съезд КПСС

3. Иван Бровкин в одноименном фильме Ивана Лукинского уезжает на освоение: (1 балл):

А) Приморского края Б) Сибири В) целины Г) пустыни

4.Вместо «пятилеток» при Хрущеве были введены (1 балл):

А) «шестилетки» Б) «семилетки» В) «восьмилетки» Г) «девятилетки»

5. Первый полет человека в космос был совершен в (1 балл):

А) 1958г. Б) 1959г. Г) 1960г. Д)1961г.

А) А Вознесенский Б) Д, Гранин В) К. Паустовский Г) А Фадеев

7. Вставьте пропущенные слова (2 балла): «С 1955 года почти вдвое увеличиваются площади посевов __________. Это была попытка за счет этого злака решить продовольственную _________ в СССР».

8. Закончите предложения (2 балла):

А) Свнархоз – это ______________.

Б) Волюнтаризм – это _________.

9. Установите соответствие (4 балла):

А) Е Евтушенко

1) проза

Б) Г. Чухрай

2) поэзия

В) Д. Гранин

3) скульптура

Г) Э. Неизвестный

4) киноискусство

10. Расположите в хронологическом порядке (4 балла):

А) Строительство Берлинской стены

Б) Запуск в космос первого комонавта

В) Начало выдачи паспортов колхозникам

Г) Приход Хрущева к власти