Математические диктанты (тематические и для промежуточного контроля) 3 класс (развивающая система Л.В. Занкова)

Анциферова Ольга Петровна
учитель начальных классов
МКОУ М-Минусинской СОШ №7.
С. Малая Минуса, Красноярский край.

Пояснительная записка

Учитель: Анциферова Ольга Петровна
Дата создания материала: октябрь, 2015 год
Наименование предмета, класс и тип образовательной программы, к которым относится материал: УМК по развивающей системе Л.В.Занкова, математика, 3 класс
Образовательное учреждение: МКОУ М-Минусинской СОШ №7.
С. Малая Минуса, Красноярский край.

Пояснительная записка к файлу
Предмет : 3 класс. Математика.
Тема : «Математические диктанты (тематические и для промежуточного контроля) 3класс (развивающая система Л.В.Занкова)».

Цели. Совершенствовать вычислительные навыки.
Развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, развивать внимание, память, логическое мышление учащихся.
Совершенствовать навыки самоконтроля, воспитывать активность, ответственность, самостоятельность, интерес к предмету.

Представлены : «Математические диктанты (тематические и для промежуточного контроля) 3 класс (развивающая система Л.В.Занкова)».
Бланки с математическими диктантами для учителя. Можно использовать для самостоятельной работы. Для контроля предметных УУД, в качестве домашней работы по карточкам.
Были опробованы в 3 классе в качестве математических диктантов, самостоятельной работы для корректировки знаний и в качестве домашней работы по карточкам.

Тематические диктанты по математике 3 класс

Математический диктант по теме: «Площадь и ее измерение»

1. Вырази в квадратных сантиметрах:
7 дм 2 , 4 дм 2 , 46 дм 2 , 7 дм 2 26 см 2 , 30 м 2 30 см 2 .
2. Вырази в квадратных дециметрах:
8 м 2 , 24 м 2 , 500 см 2 , 2600 см 2 , 5 м 2 43 дм 2 . 2. Закончи высказывание:
а) Для того, чтобы вычислить площадь прямоугольника, надо..........................
б) Для того, чтобы вычислить площадь квадрата, надо ……………………….
в) 1 км 2 — это... м 2
г) 1 м 2 это... дм 2 ... см 2 .

Математический диктант по теме: «Деление с остатком»

1.Выполните деление с остатком и проверь:
64:7= 50:15= 100:30=
2.Не заполняя «окошки» числами, выпишите неверные равенства:
52:4=(ост.4) 7:6=(ост.3) 83:7=(ост.9)
3.Запишите не менее трех двузначных чисел, которые при делении на 7 дают остаток 5
4.Запишите не менее трех двузначных чисел, которые при делении на 8 дают остаток 4
5. Запишите не менее трех двузначных чисел, которые при делении на 6 дают остаток 3
6. Запиши в строчку остаток (1,2, 1, 1, 1, 1.)
21: 4 36: 5 16: 3
14: 3 46: 5 37: 6

Математический диктант по теме: «Сложение и вычитание трехзначных чисел»

1.Записать число, в котором 3 сотни 2 десятка 1 единица.
2.Записать число, в котором 6 сотен 2 единицы.
3.Записать число, в котором 9 сотен 9 десятков.
4.Записать число, в котором 7 сотен 7 десятков 7 единиц
5.Записать число, в котором 3 сотни 2 десятка 1 единица.
6.Записать число, в котором 34 дес.
7.Записать число, в котором 5 сот. и 21 ед.
8.Записать число, в котором 6 ед.3 разряд, 8 ед. 2 разряда, 2 ед.3 разряда
9.Разложи эти числа на сумму разрядных слагаемых: 340, 521, 286

Математический диктант по теме: «Сравнение и измерение углов»

1.Какие бывают углы? (прямой, тупой, острый)
2. Покажите с помощью карандашей модель прямого угла, тупого угла, острого угла. Начертите эти углы в тетрадь.
3.Начерти углы величиной 40 градусов и 140 градусов. Обозначь их буквами и запиши данные
4.Начерти углы величиной 50 градусов и 150 градусов. Обозначь их буквами и запиши данные

Математический диктант по теме: «Внетабличное умножение и деление»

№1
1.Произведение чисел 8 и 9.
2.Частное чисел 36 и 4.
3.Увеличь 8 в 6 раз.
4Уменьши 27 в 3 раза.
5.Во сколько раз 15 больше 3.
6.Во сколько раз нужно увеличить 7, чтобы получить 28.
7.Во сколько раз нужно уменьшить 54, чтобы получить 6.
8.Какое число нужно умножить на 8, чтобы было 40.
9.Один множитель 9, второй такой же, чему равно произведение.
10.Делимое 42, частное 7, чему равен делитель.
11.Чему равно частное, если число разделить само на себя.
12.На какое число нельзя делить.

№2
Вычисли:

16∙5=
26∙2=
68:4=
84:7=
76:2=
90:15=
54:18=
84:9=
56:20=
13∙7=
27∙3=
51:3=
70:5=
72:3=
80:16=
70:35=
62:9=
43:10=

Математический диктант по теме: «Числовой (координатный) луч»

1. Представьте, что вы отметили на прямой девять точек. Сколько лучей вы выделили?
2. Как называется луч, который является наглядным изображением чисел относительно друг друга? (Числовой или координатный луч.)

3.Запишите координата отмеченных на координатном луче точек

Математический диктант по теме: «Точка, прямая, отрезок»

№1
1. Отрезком называется …
2.Лучом называется …
3.Отрезок обозначается
4.Часть прямой ограниченная двумя точками.
5.Точки, ограничивающие отрезок.
6.Как называются два отрезка, которые имеют только одну общую точку?
7.Сколько прямых можно провести через две точки?
8.Как обозначаются точки и прямые?
9.Постройте отрезок АС и измерьте его длину.
№2
1. Отметьте точку на прямой.
2. Какие фигуры вы получили? Запишите. (Лучи.)
3. Сколько лучей вы выделили? (Два луча.)
4. Отметьте еще одну точку. Сколько новых лучей вы выделили на прямой?
5. Сколько всего лучей вы выделили двумя точками?
6. Отметьте третью точку. Сколько новых лучей получили?
7. Сколько всего лучей выделили, отметив три точки?
8.А если отметить четвертую точку? Сколько будет новых лучей?
9. Сколько всего лучей?

Математический диктант по теме: «Дробные числа»

1. Запиши дроби, у которых:
Числитель 5, знаменатель 8; Знаменатель 4 числитель 4;
Знаменатель 7, числитель 11;
Числитель 7, знаменатель 12; Числитель 9, знаменатель 9;
Знаменатель 5, числитель 8.

2. Запиши цифрами дроби:
Одна девятая, пять седьмых, четыре четвертых, две шестых, три девятых.
Семь тринадцатых, восемь одиннадцатых, шесть девятых, десять десятых, пять одиннадцатых

3. Запиши дроби под диктовку и расположи их ниже в порядке возрастания:

32
29
11
29
71
29
93
29
31
29
4.Составь два двойных неравенства, используя эти дроби.

Математический диктант по теме: «Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч»

№1
1.Запишите число, у которого:
а) 304 ед. II класса и 38 ед. I класса;
б) 67 ед. I класса и в 3 раза меньше ед. II класса.
в) сто тридцать две тысячи сорок семь;
г) 40 единиц II класса и 780 единиц I класса;
д) 3единицы II класса и 900 единиц I класса;
е) 206 единицы II класса, а единицы I отсутствуют.

а) все цифры разные;
б) одна цифра повторяется 3 раза;

№2
1.Запишите числа, в которых:
а) сто тридцать пять тысячи;
б) двести сорок две тысячи семь;
в) двести тридцать две тысячи сорок семь;
г) 50 единиц II класса и 389 единиц I класса;
д) 7 единиц II класса и 606 единиц I класса;
е) 401 единица II класса, а единицы I отсутствуют.
2.Запишите наибольшее и наименьшее из возможных шестизначных чисел, у каждого из которых:
а) две цифры повторяются 2 раза;
б одна цифра повторяется 4 раз.
3. Что больше: разность между числами 58 и 9 или сумма чисел 44 и 8?
4. Задумано число. Если к нему прибавить 3, то получится 84. Какое число было задумано?
5. Первое слагаемое равно 57, а сумма двух слагаемых равна 63. Чему равно второе слагаемое?

Контрольные математические диктанты

Входной диктант

1. Напиши числа: восемнадцать, пятнадцать, тринадцать. Напиши числа, которые следуют за этими числами.
2. Напиши числа: тринадцать и семнадцать. Напиши все числа, которые стоят между ними.
3. Чему равна сумма чисел 12 и 17?
4. Чему равна разность чисел 19 и 4?
5. Первое слагаемое - 11, второе слагаемое - 4. Чему равна сумма этих двух слагаемых?
6. Уменьши число 17 на 5.

1 четверть

1.Запишите число, в котором 8 дес. и 3 ед.
2. 9 увеличить на7;
3. Найдите сумму чисел 6 и 8;
4. Из 18 вычесть 9;
5. Во дворе гуляло 10 ребят. Когда несколько ушло, их осталось 7. Сколько ребят ушло?
6.Уменьшаемое - 17, вычитаемое - 6. Найди разность.
7. На сколько 7 меньше 11?
8. Запишите цифрами число, в котором 6 дес. 3 ед.
9. На клумбе было 9 роз, а хризантем на 4 меньше. Сколько всего цветов было на клумбе?

2 четверть

1. Найдите сумму чисел 25 и 9
2. На сколько 24 больше 9?
3.Запишите разность чисел 58 и 4
4.После того, как из аквариума взяли 6 рыбок, в нем осталась 21 рыбка. Сколько рыбок было в аквариуме?
5. Вычислите периметр треугольника со сторонами 5см, 3см, 4 см
6. У Коли было 4 десятка марок. Он подарил Толе 15 марок. Сколько марок осталось у Коли?
6. Какое число меньше 50 на 7?
7. Найди сумму чисел 69 и 6.
8. Найди разность чисел 38 и 9.
4. Напиши числа, которые состоят из: 7 десятков и 5 единицы; 5десятков и 5 единиц; 7 десятков и 4 единиц.
9. Напиши числа, которые расположены между числами 68 и 71.
10. Напиши число 75 и числа, которые расположены до и после этого числа.

3 четверть
Математический диктант.

№1
1. Найдите произведение чисел 7 и 4
2. Во сколько раз число 53 больше 7?
3. В 4 рядах по 8 кустов яблони. Сколько всего кустов?
4. Число 7 умножить на 7.
5. Купили 4 м шерсти, а шелка в 3 раза больше. Сколько метров шелка купили?
6. Увеличьте 63 на 6
7. Уменьшите 48 в 6 раз
8. Одна тетрадь стоит 4 р. Сколько стоят 9 таких тетрадей?
9. Найдите частное чисел 36 и 4
10. Увеличьте 6 в 7 раз

Математический диктант.

№2
1. Запиши число, в котором 3 сотни, 4 десятка и 5единиц.
2. Запиши число, в котором 7 десятков и 2 сотни
3. Чему равна сумма чисел 360 и 40 ?
4. Какое число меньше 5 сотен на один?
5. Сколько мм в 5 см?
6. Площадь коридора равна 20 кв.м, чему равна длина коридора, если
ширина 2 м?
7. Какое число больше произведения 0 и 3 на 1?
8. Найди разность чисел 330 и 220 и уменьши ее на 50
10. Разность чисел - 300, уменьшаемое - 770. Чему равно вычитаемое
11. Увеличь 23 в 3 раза
12. Уменьши 96 в 6 раз
13. Во сколько раз 68 больше 17

4 четверть

1.Запишите числа:
а) две тысячи триста семьдесят два
б) одна тысяча пятьсот шесть
в) три тысячи сорок семь
г) две тысячи двести четырнадцать
д) одна тысяча семьсот двадцать три
2. Запиши ответ.
1.Найдите разность 320 и 20
2.Увеличьте 300 на 180
3.Уменьшите 120 в 3 раза
4.Найдите сумму 120 и 180
5.Уменьшите 700 на 100
6.Увеличьте 210 в 2 раза
7.Сколько минут в 3 часах
3.Запиши число в котором:
а) по две единицы первого, второго, третьего классов.
б)23 единицы класса миллионов, 33 единицы класса тысяч
в)82 единицы класса миллиардов, 82 единицы класса единиц
г)4 единицы четвертого класса и 4 единицы второго класса.

Тема: Тысяча. Нумерация трехзначных чисел.

Сложение и вычитание в пределах 1000

1. Запишите число, в котором:

7сот. 8дес. 2ед.;

1сот. 9дес.;

2. Запишите число, в котором:

2 ед. ІІІ разряда, 7 ед. ІІ разряда и 5 ед. І разряда;

9 ед. ІІІ разряда и 4 ед. ІІ разряда;

1 ед. ІІІ разряда, 9 ед. І разряда;

4 ед. ІІІ разряда, 9 ед. ІІ разряда и 7 ед. І разряда.

3. Запишите числа цифрами:

триста сорок восемь; двести девять; восемьсот восемьдесят;

четыреста два; девятьсот двадцать семь; семьсот; тысяча.

1. Запишите число, в котором:

8 сот. 6 дес. 9 ед.;

2 сот. 7 дес. 3 ед.;

5 сот. 4 ед.;

6 сот. 7 дес.;

6 дес. 1 ед.

2. Запишите число, в котором:

9 ед. ІІІ разряда, 2 ед. ІІ разряда и 3 ед. І разряда;

6 ед. ІІІ разряда и 8 ед. ІІ разряда;

3 ед. ІІІ разряда и 1 ед. І разряда;

5 ед. ІІІ разряда, 7 ед. ІІ разряда и 9 ед. І разряда.

3. Запишите цифрами числа:

пятьсот восемьдесят четыре; девятьсот восемь; семьсот девяносто;

триста пять; шестьсот четыре; восемьсот.

1. Запишите три любых трехзначных числа.

2. Увеличьте каждое из них на 1.

3. Уменьшите каждое из полученных на 10.

4. Запишите самое большое трехзначное число.

5. Запишите соседей числа 389.

6. Запишите число, следующее при счете за 599.

7. Запишите число, предыдущее 800.

8. Увеличьте число 629 на 10.

9. Уменьшите число 840 на 1.

10. Увеличьте число 900 на 1.

1. Запишите 3 любых трехзначных числа.

2. Уменьшите каждое из них на 1.

3. Увеличьте каждое из полученных чисел на 10.

4. Запишите само маленькое трехзначное число.

5. Запишите соседей числа 729.

6. Запишите число, следующее при счете за 899.

7. Запишите число, которое предшествует 600.

8. Увеличьте число 859 на 1.

9. Увеличьте число 410 на 90.

10. Уменьшите число 300 на 1.

11. Уменьшите число 570 на 1.

1. Запишите число, в котором:

3 сот. 2 дес. 6 ед.;

6 сот. 2 дес.;

7 сот. 9 ед.

2. Запишите, сколько сотен в числе 400, 546, 784;

сколько десятков в числе 549, 290, 45;

сколько единиц в числе 327, 459, 56.

3. Уменьшите число 678 на 2 десятка.

4. Увеличьте число 120 на 9 единиц.

5. Запишите соседей числа 599.

6. Что больше: 720 или 702?

7. Что меньше: 199 или 299?

8. Запишите самое большое двухзначное число.

9. Увеличьте 899 на 1.

10. Уменьшите 600 на 1.

1. Уменьшите 320 на 140.

2. На сколько надо увеличить 170, чтобы получить 250?

3. На сколько 560 больше 28?

4. 500 без 59.

5. Ель живет 300 лет. Продолжительность ее жизни на 270 лет короче жизни

сосны. Сколько лет может жить сосна?

6. На сколько 1 кг больше, чем 200 граммов?

7. Сколько кг в 3 ц 26 кг?

8. Школьники работали на участке 2 часа 20 минут. Сколько это минут?

9. Вычислите сумму чисел 480 и 200.

10. Найдите разность чисел 500 и 50.

1. Вычислите разность чисел 634 и 30.

2. Увеличьте 375 на 25.

3. На сколько 999 больше 199?

4. На сколько 50 меньше 1000?

5. Запишите число, которое больше числа 579 на 2.

6. Уменьшите полученное число на 100.

7. Сколько минут в 3 часах?

8. В пакете 800 г риса. Сколько надо добавить риса до 1 кг?

9. В роще 230 деревьев. Из них 80 березы, остальные ели. Сколько елей

10. Сколько центнеров в 2 т?

1. На сколько 100 меньше 800?

2. Сколько килограммов в 3 центнерах?

3. Представьте число 469 в виде суммы разрядных слагаемых.

4. Вычтите 5 десятков из 5 сотен.

5. На сколько 6 сотен больше 6 единиц?

6. В зрительном зале 300 мест. Продали билетов на 250 мест. Сколько

билетов осталось продать?

7. В начале года у Славы в коллекции было 120 марок, а в конце – 190.

Сколько марок появилось у Славы в течение года?

8. Найдите сумму чисел 658 и 100.

9. Найдите разность чисел 479 и 70.

10. Задуманное число увеличили на 390 и получили 500. Какое число

задумали?

1. Между какими числами находится число 240?

2. Запишите число, которое при счете идет перед числом 990.

3. Найдите сумму чисел 230 и 520.

4. Найдите разность чисел 700 и 120.

5. На сколько 800 больше, чем 530?

6. На сколько 250 меньше, чем 420?

7. Уменьшаемое 120, вычитаемое 40. Найдите разность.

8. Число 480 уменьшите на 60.

9. Число 150 увеличьте на 70.

10. Расположите числа в порядке возрастания: 800, 254, 496, 521, 245, 701.

1. Запишите соседей числа 599.

2. Запишите число, которое при счете следует за числом 139.

3. Расположите числа в порядке убывания: 157, 201, 107, 571, 701, 102, 517.

4. Найдите сумму чисел 150 и 430.

5. Найдите разность чисел 900 и 140.

6. Сумма равна 420, первое слагаемое 90. Чему равно второе слагаемое?

7. Число 680 уменьшите на 170.

8. Число 240 увеличьте на 90.

9. Школьники собрали в первый день 180 кг яблок, во второй – 230 кг.

Сколько килограммов собрали школьники за два дня?

10. Два токаря изготовили 530 деталей. Один из них изготовил 240.

Сколько деталей изготовил другой токарь?

МБОУ «Рудницкая средняя общеобразовательная школа»

Камско-Устьинского муниципального района РТ

Математические диктанты

для 4 класса

Составила: учитель начальных классов МБОУ «Рудницкая СОШ» Камско-Устьинского района РТ Харисова Зульфия Гайнутдиновна.

П.г.т.Тенишево 2012г.

Числа от 1 до 1000. Нумерация.

1. Запиши числа. Поставь их в порядке возрастания .

1. 6 десятков 4 единицы

2. 3 сотни 5 десятков 1 единица

3. 3 сотни 5 единиц

4. 2 сотни

5. 4 единицы первого разряда, 5 единиц второго разряда, 6 единиц третьего разряда.

6. 5 единиц первого разряда, 9 единиц третьего разряда

7. 8 единиц второго разряда, 7 единиц третьего разряда

8. 65 десятков

9. 6 сотен 53 единицы

10. 5 десятков

2. Вычисли устно и запиши ответ.

1. 543 увеличь на 3 сотни

2. 654 увеличь на 3 десятка

3. 987 уменьши на 3 единицы

4. 986 – 86

5. 430 + 50

6. 800 х 5

7. 700 – 540

8. 900+60+9

9. 677-600

10. 430+70

3. Запиши числа. Подчеркни самое большое и самое маленькое числа.

1. Число, стоящее перед числом 800

2. Число, следующее за числом 689

3. Число, соседи которого 789 и 791

4. Соседи числа 460

5. Число, которое на 10 меньше, чем 673

6. Число, которое на 100 больше, чем 543

7. Число, которое на 1 меньше, чем 690

8. Число, которое на 2 больше, чем 999

9. Число, которое на 200 меньше, чем 504

10. Число, разрядные слагаемые которого 200, 30 и 5

2. Четыре арифметических действия: сложение, вычитание, умножение и деление.

1. Вычисли устно. Запиши ответ.

1. Найди сумму чисел 350+320

2. Увеличь 760 на 230

3. Чему равна разность чисел 700-560?

4. На сколько 650 больше, 150?

5. Увеличь 50 в 4 раза

6. Уменьши 420 в 6 раз

7. На сколько нужно увеличить 540, чтобы получилось 800?

8. Найди разность чисел 760 и 560

9. На сколько умножили 765 и получили 765?

10. Найди частное 0 и 654.

2. Запиши выражения, найди его значение.

1. К частному чисел 420 и 6 прибавь произведение чисел 40 и 10

2. Из частного чисел 1120 и 7 вычти разность чисел 220 и 70

3. Из 400 вычти произведение чисел 70 и 3 и прибавь частное чисел 450 и 90

4. Частное чисел 800 и 40 умножь на 10, затем вычти частное чисел 540 и 60

5. Разность чисел 600 и 240 раздели на частное чисел 160 и 4

6. Уменьшаемое – произведение чисел 200 и 4, вычитаемое –частное чисел 400 и 8. Найди разность.

7. Число 800 раздели на произведение чисел 20 и 5 и прибавь 30

8. Разность чисел 300 и 200 умножь на частное чисел 350 и 70

9. Число 14 раздели на 2, умножь на 60 и прибавь произведение чисел 7 и 7

10. Частное чисел 99 и 9 –первое слагаемое, произведение чисел 11 и 8 –второе слагаемое. Найди сумму.

Числа, которые больше 1000. Нумерация.

1. Запиши число.

1. 3 тысячи 4 сотни 5 десятков 8 единиц

2. 6 десятков тысяч 8 единицы тысяч 3 десятка 1 единица

3. 9 сотен 4 единицы

4. 8 сотен тысяч и 5 единиц тысяч

5. 6 сотен тысяч 3 единицы тысяч 4 сотен 9 единиц

6. 7 сотен тысяч 3 десятка тысяч 5 единицы тысяч 9 сотен 3 десятка 2 единицы.

7. 9 сотен тысяч 4 десятка

8. 4 сотни тысяч 2 единица

9. 7 десятков тысяч 9 десятков

10. 6 сотен тысяч

2.Запиши число.

1. 7 миллиардов 432 миллиона 786 тысяч 654

2. 43 миллиона 98 тысяч 543

3. 6 миллиардов 543 миллиона 98

4. 87 миллионов12 тысяч 5

5. 453 миллиарда 89

6. Число, которое следует за числом 4 563 569

7. Число, которое следует за числом 5 643 700

8. Число, которое на 1 сотню больше, чем 23 456 856

9. Число, которое на 3 сотни тысяч меньше, чем 39 876 567 442

10. Число, которое в 100раз больше, чем 98 765 533

3. Вычисли и запиши ответ.

1. 560 000: 100

2. 340 000: 1000

3. 5600 Х 100

4. 6800Х10

5. 6530 +170

6. 4600 + 333

7. 10 000 -2

8. 30 000 + 4000 +500 +3

9. 600Х 50

10. 810 000:9

Литература: Математика. Контрольно-измерительные материалы. 4 класс

Сост. Т.Н. Ситникова.-М.: ВАКО,2010.-96с.


© Узорова О.В., Нефёдова Е.А.

© ООО «Издательство АСТ»

Предисловие

Материал пособия поможет сформировать навыки устного счёта по базовым темам программы по математике для 4 класса.

Диктанты распределены по четырём разделам:

«I четверть» (диктанты 1–14) – с. 4;

«II четверть» (диктанты 15–24) – с. 77;

«III четверть» (диктанты 25–38) – с. 132;

«IV четверть» (диктанты 39–46) – с. 212.

Каждый диктант представлен в двух вариантах и состоит из пятнадцати заданий – это не только простые примеры на сложение, вычитание, умножение и деление, но и задачи. Если решение задачи требует более трёх действий, по усмотрению учителя допускается записывать условия и некоторые промежуточные действия с ответами в самой работе или на черновике.

Работа над ошибками, размещённая после диктанта, может быть использована непосредственно по назначению или как дополнительный материал для урока.

Устный счёт – предметный навык, необходимый для успешного решения учебных и практических задач. Выполнение предлагаемых заданий развивает логическое и математическое мышление, память и внимание.

Пособие можно использовать на уроках математики для объяснения и закрепления изученного материала, для контроля знаний, в качестве заданий для отдельных учеников, а также для занятий дома.

I четверть

Диктант 1

Вариант 1

1. Уменьши 530 на 340.

2. На сколько надо увеличить 280, чтобы получить 460?

3. Какое число в 120 раз меньше 600?

4. Во сколько раз нужно увеличить 80, чтобы получить 560?

5. Сложи 722 и пятую часть от 80.

6. На сколько килограммов три четвёртых центнера больше одной второй центнера?

7. Во сколько раз 540 больше 27?

8. На сколько 540 больше 27?

9. Разность чисел 250 и 125 уменьши в 5 раз.

10. Из 240 м сатина сшили 80 одинаковых рубашек. Сколько метров пошло на 60 таких рубашек?

11. Раздели 72 на две части так, чтобы одна из них была в 8 раз больше другой; раздели 91 на две части так, чтобы одна из них была в 6 раз больше другой.

12. Увеличь 11 в 11 раз; увеличь 11 в 12 раз.

13. Уменьши 144 в 6 раз.

14. Поезд прошёл 150 км за 3 ч. За сколько часов он пройдёт 750 км?

15. В демонстрации приняли участие 1000 человек. Их разделили на группы по 125 человек в каждой. Сколько групп получилось?

Вариант 2

1. Уменьши 720 на 250.

2. На сколько надо увеличить 370, чтобы получить 530?

3. Какое число в 140 раз меньше 700?

4. Во сколько раз нужно увеличить 70, чтобы получить 490?

5. Сложи 633 и пятую часть от 70.

6. На сколько килограммов три пятых центнера больше двух четвёртых центнера?

7. Во сколько раз 580 больше 29?

8. На сколько 580 больше 29?

9. Разность чисел 450 и 250 уменьши в 5 раз.

10. Из 280 м ткани сшили 70 одинаковых брюк. Сколько метров пошло на 50 таких брюк?

11. Раздели 64 на две части так, чтобы одна из них была в 7 раз больше другой; раздели 96 на две части так, чтобы одна из них была в 7 раз больше другой.

12. Увеличь 9 в 13 раз; увеличь 9 в 14 раз.

13. Уменьши 161 в 7 раз.

14. Машина проехала 160 км за 2 ч. За сколько часов она проедет 640 км?

15. В празднике приняли участие 1080 человек. Их разделили на группы по 120 человек в каждой. Сколько групп получилось?

Работа над ошибками

1. 1) Уменьши 640 на 340.

2) Уменьши 530 на 160.

3) Уменьши 870 на 690.

2. 1) На сколько надо увеличить 370, чтобы получить 520?

2) На сколько надо увеличить 190, чтобы получить 460?

3) На сколько надо увеличить 460, чтобы получить 870?

3. 1) Какое число в 150 раз меньше 900?

2) Какое число в 160 раз меньше 800?

3) Какое число в 150 раз меньше 600?

4. 1) Во сколько раз нужно увеличить 70, чтобы получить 490?

2) Во сколько раз нужно увеличить 80, чтобы получить 720?

3) Во сколько раз нужно увеличить 30, чтобы получить 210?

5. 1) Сложи 633 и четвёртую часть от 56.

2) Сложи 455 и седьмую часть от 91.

3) Сложи 366 и четвёртую часть от 64.

6. 1) На сколько килограммов две четвёртых центнера больше одного центнера?

2) На сколько килограммов четыре пятых центнера больше трёх четвёртых центнера?

3) На сколько килограммов четыре пятых центнера больше одной второй центнера?

7. 1) Во сколько раз 570 больше 19?

2) Во сколько раз 480 больше 16?

3) Во сколько раз 850 больше 17?

8. 1) На сколько 720 больше 18?

2) На сколько 640 больше 16?

3) На сколько 950 больше 19?

9. 1) Разность чисел 970 и 130 уменьши в 7 раз.

2) Разность чисел 850 и 170 уменьши в 4 раза.

3) Разность чисел 620 и 280 уменьши в 2 раза.

10. 1) Из 140 м кожи сшили 70 одинаковых сапог. Сколько метров пошло на 30 таких сапог?

2) Из 210 м драпа сшили 70 одинаковых пальто. Сколько метров пошло на 60 таких пальто?

3) Из 720 г глины сделали 8 одинаковых чашек. Сколько граммов пошло на 10 таких чашек?

11. 1) Раздели 96 на две части так, чтобы одна из них была в 4 раза больше другой; раздели 125 на две части так, чтобы одна из них была в 5 раз больше другой.

2) Раздели 48 на две части так, чтобы одна из них была в 4 раза больше другой; раздели 128 на две части так, чтобы одна из них была в 8 раз больше другой.

3) Раздели 28 на две части так, чтобы одна из них была в 2 раза больше другой; раздели 108 на две части так, чтобы одна из них была в 6 раз больше другой.

12. 1) Увеличь 11 в 12 раз; увеличь 11 в 13 раз.

2) Увеличь 11 в 14 раз; увеличь 11 в 15 раз.

3) Увеличь 11 в 16 раз; увеличь 11 в 17 раз.

13. 1) Уменьши 144 в 9 раз.

2) Уменьши 135 в 9 раз.

3) Уменьши 128 в 8 раз.

14. 1) Ленивец прополз 120 см за 6 мин. За сколько минут он проползёт 400 см?

2) Велосипедист проехал 55 км за 5 ч. За сколько часов он проедет 121 км?

3) Вертолёт пролетел 690 км за 3 ч. За сколько часов он пролетит 460 км?

15. 1) У мастера было 1020 гвоздей. Он их разделил в коробки по 68 гвоздей в каждую. Сколько коробок получилось?

2) В палатке было 7 кг сахарного песка. Его расфасовали в пакеты по 500 г. Сколько пакетов получилось?

3) Собрали 240 редисок. Их связали в пучки по 5 редисок в каждом. Сколько пучков получилось?

Диктант 2

Вариант 1

1. Запиши число, в котором 53 десятка.

2. Какие числа стоят между числами 1597 и 1602?

3. Увеличь 400 в 2 раза, полученное произведение уменьши на 800, полученное число увеличь в 7 раз и прибавь 56.

4. Число 600 уменьши во столько раз, во сколько 84 больше 7.

5. 400 без 48.

6. На сколько разность чисел 800 и 250 меньше суммы чисел 1100 и 190?

7. Квадрат со стороной 7 дм 2 см. Найди периметр.

8. Парикмахерская работает с 10 часов утра до 9 часов вечера. Сколько часов открыта парикмахерская?

9. В первом доме 400 жильцов, а во втором на 150 жильцов меньше. Сколько жильцов в обоих домах?

10. В доме 72 квартиры, а в соседнем доме на 48 квартир больше. Сколько квартир в двух домах?

11. Увеличь 18 в 11 раз.

12. Уменьши 742 на 631.

13. Я задумал число, вычел его из 200, разность разделил на 11 и получил 11. Какое число я задумал?

14. В магазин завезли 112 кг картошки. В первый день продали половину, во второй 47 кг. Сколько килограммов картошки осталось?

15. Велосипедист ехал 4 дня по 5 ч в день со скоростью 12 км в час. Туристы прошли это же расстояние за 6 дней, причём они шли по 8 ч в день. Найди скорость туристов.

Вариант 2

1. Запиши число, в котором 68 десятков.

2. Какие числа стоят между числами 1498 и 1503?

3. Увеличь 350 в 2 раза, полученное произведение уменьши на 699, полученное число увеличь в 11 раз и прибавь 49.

4. Число 800 уменьши во столько раз, во сколько 64 больше 4.

5. 300 без 39.

6. На сколько разность чисел 700 и 350 меньше суммы чисел 1200 и 160?

7. Квадрат со стороной 6 дм 8 см. Найди периметр.

8. Химчистка работает с 9 ч утра до 8 ч вечера. Сколько часов открыта химчистка?

9. В первом доме 600 жильцов, а во втором на 240 жильцов меньше. Сколько жильцов в обоих домах?

10. В одном посёлке 63 дома, а в соседнем посёлке на 25 домов больше. Сколько домов в двух посёлках?

11. Увеличь 15 в 12 раз.

12. Уменьши 548 на 329.

13. Задумали число, вычли его из 200, разность разделили на 9 и получили 12. Какое число задумали?

14. В магазин завезли 132 кг моркови. В первый день продали половину, во второй 38 кг. Сколько килограммов картошки осталось?

15. Велосипедист ехал 3 дня по 6 ч в день со скоростью 10 км в час. Туристы прошли это же расстояние за 6 дней, причём они шли по 6 ч в день. Найди скорость туристов.

Работа над ошибками

1. 1) Запиши число, в котором 64 десятка.

2) Запиши число, в котором 75 десятков.

3) Запиши число, в котором 42 десятка.

2. 1) Какие числа стоят между числами 2396 и 2402?

2) Какие числа стоят между числами 3699 и 3708?

3) Какие числа стоят между числами 1998 и 2005?

3. 1) Увеличь 500 в 2 раза, полученное произведение уменьши на 700, полученное число увеличь в 6 раз и прибавь 61.

2) Увеличь 200 в 3 раза, полученное произведение уменьши на 500, полученное число увеличь в 5 раз и прибавь 92.

3) Увеличь 300 в 3 раза, полученное произведение уменьши на 400, полученное число увеличь в 2 раза и прибавь 56.

4. 1) Уменьши 800 во столько раз, во сколько 48 больше 3.

2) Уменьши 900 во столько раз, во сколько 105 больше 7.

3) Уменьши 600 во столько раз, во сколько 96 больше 8.

5. 1) 600 без 67.

2) 700 без 45.

3) 500 без 83.

6. 1) На сколько разность чисел 900 и 650 меньше суммы чисел 1200 и 150?

2) На сколько разность чисел 700 и 450 меньше суммы чисел 1000 и 690?

3) На сколько разность чисел 600 и 130 меньше суммы чисел 1300 и 270?

7. 1) Квадрат со стороной 5 дм 4 см. Найди периметр.

2) Квадрат со стороной 6 дм 3 см. Найди периметр.

3) Квадрат со стороной 3 дм 2 см. Найди периметр.

8. 1) Магазин работает с 8 часов утра до 7 часов вечера. Сколько часов открыт магазин?

2) Киоск работает с 7 часов утра до 6 часов вечера. Сколько часов открыт киоск?

3) Рынок работает с 9 часов утра до 8 часов вечера. Сколько часов открыт рынок?

9. 1) Фермер собрал 600 кг картофеля, а моркови на 270 кг меньше. Сколько всего килограммов овощей собрал фермер?

2) В музее 700 мужских портретов‚ а женских на 140 портретов меньше. Сколько всего портретов в музее?

3) Продали в партер 500 билетов, а в амфитеатр на 120 билетов меньше. Сколько всего билетов продано?

10. 1) В новом доме заселили 150 квартир, а пустует на 25 квартир больше. Сколько всего квартир в новом доме?

2) В хозяйственном магазине 68 газовых плит‚а электрических на 17 плит больше. Сколько плит в хозяйственном магазине?

3) Издательство в месяц выпускает 47 художественных книг‚ а учебников на 23 больше. Сколько всего книг выпускает издательство?

11. 1) Увеличь 16 в 11 раз.

2) Увеличь 11 в 11 раз.

3) Увеличь 15 в 11 раз.

12. 1) Уменьши 567 на 3351.

2) Уменьши 876 на 765.

3) Уменьши 954 на 342.

13. 1) Я задумал число, вычел его из 300, разность разделил на 11 и получил 12. Какое число я задумал?

2) Я задумал число, вычел его из 400, разность разделил на 11 и получил 13. Какое число я задумал?

3) Я задумал число, вычел его из 200, разность разделил на 11 и получил 14. Какое число я задумал?

14. 1) В «Детском мире» продавалось 246 мягких игрушек. В первый день продали половину, во второй 93 игрушки. Сколько игрушек осталось?

2) В магазине продавались 369 гвоздик. В первый день продали третью часть всех гвоздик, во второй 114 гвоздик. Сколько гвоздик осталось?

3) Было 400 м антенного кабеля. Одному мастеру выдали для работы половину всего кабеля, а другому 127 м. Сколько метров антенного кабеля осталось?

15. 1) Катер плыл 2 дня по 5 ч в день со скоростью 32 км в час. Лодка проплыла это же расстояние за 4 дня, причём она проплывала по 8 ч в день. Найди скорость лодки.

2) Мотоциклист ехал 3 дня по 6 ч в день со скоростью 60 км в час. Велосипедист проехал это же расстояние за 8 дней, причём он ехал по 9 ч в день. Найди скорость велосипедиста.

3) Повозка ехала 2 дня по 6 ч в день со скоростью 10 км в час. Туристы прошли это же расстояние за 3 дня, причём они шли по 8 ч в день. Найди скорость туристов.

Диктант 3

Вариант 1

1. На сколько надо увеличить 150, чтобы получить 280?

2. Увеличь 90 в 6 раз.

3. Что больше и на сколько: пятая часть от 90 или седьмая часть от 105?

4. От какого числа 40 составляет седьмую часть?

5. Запиши пятизначное число, в котором сумма цифр равна 9.

6. Уменьши 470 на 225.

7. Произведение чисел 10 и 6 увеличь на 36, полученное число раздели на 8 и умножь на 5.

8. Мальчик лёг спать в 10 часов вечера и проснулся в 8 часов утра. Сколько часов спал мальчик?

9. 117 кг помидоров разложили в 9 корзин поровну. Четыре корзины с помидорами продали. Сколько килограммов помидоров осталось?

10. Вычисли периметр прямоугольника со сторонами 2 дм 7 см и 59 см.

11. Увеличь 15 в 12 раз.

12. Уменьши 871 на 654.

13. Я задумал число, вычел его из 190, разделил на 12 и получил 12. Какое число я задумал?

14. В саду 43 груши, слив на 29 больше, чем груш, а яблонь в 5 раз больше, чем слив. Сколько яблонь в саду?

15. У Вити 75 марок, посвященных космосу, марок с автомобилями в 6 раз больше, а марок с животными на 49 меньше, чем марок с автомобилями. Сколько у Вити марок с животными?

Вариант 2

1. На сколько надо увеличить 140, чтобы получить 274?

2. Увеличь 72 в 8 раз.

3. Что больше и на сколько: шестая часть от 102 или восьмая часть от 128?

4. От какого числа 61 составляет шестую часть?

5. Запиши шестизначное число, в котором сумма цифр равна 11.

6. Уменьши 580 на 335.

7. Произведение чисел 11 и 7 увеличь на 43, полученное число раздели на 6 и умножь на 5.

8. Даша легла спать в 11 ч вечера и проснулась в 7 ч утра. Сколько часов спала девочка?

9. 152 кг абрикосов разложили в 8 корзин поровну. 5 корзин с абрикосами продали. Сколько килограммов абрикосов осталось?

10. Вычисли периметр прямоугольника со сторонами 3 дм 5 см и 73 см.

11. Увеличь 14 в 13 раз.

12. Уменьши 963 на 745.

13. Я задумал число, вычел его из 300, разность разделил на 13 и получил 11. Какое число я задумал?

14. В сквере 27 дубов, клёнов на 36 больше, чем дубов, а лип в 6 раз больше, чем клёнов. Сколько лип в сквере?

15. У Маши 67 открыток с цветами, открыток с собачками в 3 раза больше, а с кошечками на 55 меньше, чем с собачками. Сколько у Маши открыток с кошечками?

Работа над ошибками

1. 1) На сколько надо увеличить 230, чтобы получить 360?

2) На сколько надо увеличить 360, чтобы получить 450?

3) На сколько надо увеличить 450, чтобы получить 780?

2. 1) Увеличь 80 в 7 раз.

2) Увеличь 90 в 5 раз.

3) Увеличь 40 в 6 раз.

3. 1) Что больше и на сколько: седьмая часть от 117 или шестая часть от 114?

2) Что больше и на сколько: девятая часть от 135 или восьмая часть от 144?

3) Что больше и на сколько: восьмая часть от 152 или девятая часть от 162?

4. 1) От какого числа 30 составляет девятую часть?

2) От какого числа 50 составляет пятую часть?

3) От какого числа 70 составляет восьмую часть?

5. 1) Запиши пятизначное число, в котором сумма цифр равна 8.

2) Запиши пятизначное число, в котором сумма цифр равна 7.

3) Запиши пятизначное число, в котором сумма цифр равна 6.

6. 1) Уменьши 580 на 335.

2) Уменьши 690 на 115.

3) Уменьши 720 на 445.

7. 1) Произведение чисел 10 и 7 увеличь на 15, полученное число раздели на 5 и умножь на 8.

2) Произведение чисел 10 и 4 увеличь на 51, полученное число раздели на 7 и умножь на 4.

3) Произведение чисел 10 и 5 увеличь на 48, полученное число раздели на 7 и умножь на 6.

8. 1) Мама легла спать в 11 часов вечера и проснулась в 6 часов утра. Сколько часов спала мама?

2) Малыш заснул в 9 часов вечера и проснулся в 7 часов утра. Сколько часов спал малыш?

3) Выпускной вечер в школе начался в 10 часов вечера и закончился в 6 часов утра. Сколько часов продолжался выпускной вечер?

9. 1) 153 пирожка разложили на 9 противней поровну. Четыре противня поставили в духовку. Сколько пирожков осталось?

2) 126 пирожных разложили в 14 коробок поровну. 6 коробок с пирожными продали. Сколько пирожных осталось?

3) 126 тетрадей учительница разложила в 7 стопок поровну. 5 стопок тетрадей она проверила. Сколько тетрадей ей осталось проверить?

10. 1) Вычисли периметр прямоугольника со сторонами 3 дм 1 см и 59 см.

2) Вычисли периметр прямоугольника со сторонами 2 дм 7 см и 53 см.

3) Вычисли периметр прямоугольника со сторонами 7 дм 3 см и 27 см.

11. 1) Увеличь 11 в 12 раз.

2) Увеличь 12 в 12 раз.

3) Увеличь 13 в 12 раз.

12. 1) Уменьши 983 на 234.

2) Уменьши 761 на 345.

3) Уменьши 485 на 126.

13. 1) Я задумал число, вычел его из 210, разделил разность на 12 и получил 13. Какое число я задумал?

2) Я задумал число, вычел его из 180, разделил разность на 12 и получил 14. Какое число я задумал?

3) Я задумал число, вычел его из 170, разделил разность на 12 и получил 15. Какое число я задумал?

14. 1) За год прошло 32 научно-технических выставки, книжных на 18 выставок больше, а художественных выставок в 3 раза больше, чем книжных. Сколько художественных выставок прошло?

2) На спортивной базе 54 пары беговых лыж, слаломных на 15 пар меньше, а горных в 2 раза больше, чем слаломных лыж. Сколько пар горных лыж на спортивной базе?

3) В городке 9 проспектов, а улиц на 25 больше‚ а переулков в 2 раза больше‚ чем улиц. Сколько переулков в городке?

15. 1) Володя насчитал на карте 9 городов-героев, курортных городов в 6 раз больше, а промышленных на 12 меньше, чем курортных городов. Сколько промышленных городов насчитал Володя на карте?

2) В городе 65 магазинов, ларьков в 2 раза больше, чем магазинов‚ а небольших рынков на 58 меньше, чем ларьков. Сколько небольших рынков в городе?

3) В библиотеке 86 толковых словарей, орфографических словарей в 7 раз больше, чем толковых, а русско-английских на 73 словаря меньше, чем толковых. Сколько русско-английских словарей в библиотеке?

Диктант 4

Вариант 1

1. Найди частное от деления 1500 на 50.

2. На сколько 1 т больше 350 кг?

3. На сколько 1 км больше 340 м?

4. Найди шестую часть числа 3600.

5. Сколько сотен в числе 6490?

6. Напиши число, которое больше 15 в 200 раз.

7. Сколько килограммов в 5 ц 37 кг?

8. Во сколько раз частное от деления 480 на 4 больше частного от деления 76 на 19?

9. За 6 ч поезд проехал 420 км. Сколько километров с такой же скоростью он проедет за 8 ч?

10. Школьники работали на участке 3 ч 40 мин. Сколько это минут?

11. Раздели 780 на 4.

12. Увеличь 140 в 6 раз.

13. Я задумал число, разделил его на 15, потом умножил на 7, разделил на 6 и получил 23 и 2 в остатке. Какое число я задумал?

14. У Ромы в коллекции 125 открыток, а вкладышей в 5 раз меньше. У Димы вкладышей в 7 раз больше, чем у Ромы. Сколько вкладышей у Димы?

15. Между городами Касимов и Городец расстояние 560 км. Из этих городов одновременно навстречу друг другу выехали две машины и встретились через 4 ч на расстоянии 320 км от города Городец. С какими скоростями ехали машины?

Вариант 2

1. Найди частное от деления 1600 на 40.

2. На сколько 2 т больше 750 кг?

3. Во сколько раз 2 км больше 990 м?

4. Найди пятую часть числа 2500.

5. Сколько сотен в числе 7983?

6. Запиши число, которое больше 12 в 300 раз.

7. Сколько килограммов в 7 ц 24 кг?

8. Во сколько раз частное от деления 690 на 6 больше частного от деления 85 на 17?

9. За 9 ч поезд проехал 630 км. Сколько километров с такой же скоростью он проедет за 7 ч?

10. Туристы шли 5 ч 37 мин. Сколько это минут?

11. Раздели 678 на 6.

12. Увеличь 133 в 7 раз.

13. Я задумал число, разделил его на 20, затем частное умножил на 6, разделил на 5 и получил 24. Какое число я задумал?

14. У Миши в коллекции 138 марок, а открыток в 6 раз меньше. У Лены открыток в 8 раз больше, чем у Миши. Сколько открыток у Лены?

15. Между Китежградом и Цветочным городом расстояние 960 км. Из этих городов одновременно навстречу друг другу выехали две машины и встретились через 6 ч на расстоянии 540 км от Китежграда. С какими скоростями ехали машины?

Работа над ошибками

1. 1) Найди частное от деления 1200 на 30.

2) Найди частное от деления 1600 на 40.

3) Найди частное от деления 1800 на 90.

2. 1) На сколько 1 т больше 240 кг?

2) На сколько 1 т больше 360 кг?

3) На сколько 1 т больше 480 кг?

3. 1) Во сколько раз 1 км больше 500 м?

2) Во сколько раз 1 км больше 250 м?

3) Во сколько раз 1 км больше 125 м?

4. 1) Найди четвёртую часть числа 3600.

2) Найди третью часть числа 2400.

3) Найди шестую часть числа 1800.

5. 1) Сколько сотен в числе 2450?

2) Сколько сотен в числе 8760?

3) Сколько сотен в числе 5670?

6. 1) Напиши число, которое больше 14 в 200 раз.

2) Напиши число, которое больше 13 в 300 раз.

3) Напиши число, которое больше 12 в 400 раз.

7. 1) Сколько килограммов 6 ц 48 кг?

2) Сколько килограммов 4 ц 26 кг?

3) Сколько килограммов 7 ц 15 кг?

8. 1) Во сколько раз частное от деления 840 на 4 больше частного от деления 98 на 14?

2) Во сколько раз частное от деления 840 на 7 больше частного от деления 72 на 12?

3) Во сколько раз частное от деления 750 на 5 больше частного от деления 95 на 19?

9. 1) Бабочка-капустница за 6 с пролетела 24 м. Сколько метров с такой же скоростью она пролетит за 9 с?

2) Кит за 5 ч проплывает 35 км. Сколько километров с такой же скоростью он проплывёт за 7 ч?

3) Гончая собака за 4 с пробегает 120 м. Сколько метров с такой же скоростью она пробежит за 6 с?

10. 1) Дети работали на уроках 2 ч 45 мин. Сколько это минут?

2) Бабушка работала в огороде 3 ч 10 мин. Сколько это минут?

3) Витя гулял 4 ч 20 мин. Сколько это минут?

11. 1) Раздели 960 на 8.

2) Раздели 780 на 6.

3) Раздели 750 на 5.

12. 1) Увеличь 140 в 5 раз.

2) Увеличь 180 в 5 раз.

3) Увеличь 190 в 6 раз.

13. 1) Я задумал число, разделил его на 16, затем частное умножил на 8, разделил на 7 и получил 17 и 1 в остатке. Какое число я задумал?

2) Я задумал число, разделил его на 12, затем частное умножил на 2, разделил на 8 и получил 7 и 4 в остатке. Какое число я задумал?

3) Я задумал число, разделил его на 16, затем частное умножил на 4, разделил на 6 и получил 40. Какое число я задумал?

14. 1) В одной изостудии 72 набора с акварельными красками‚ а с масляными красками в 4 раза меньше. Во второй изостудии наборов с масляными красками в 2 раза больше‚ чем в первой. Сколько наборов с масляными красками во второй изостудии?

2) На одном предприятии 45 инженеров-механиков, а инженеров-конструкторов в 5 раз меньше. На другом предприятии инженеров-конструкторов в 2 раза больше, чем на первом предприятии. Сколько инженеров-конструкторов на втором предприятии?

3) В одной школе 32 учебных кабинета, а лингафонных кабинетов в 8 раз меньше. В другой школе лингафонных кабинетов в 2 раза больше, чем в первой школе. Сколько лингафонных кабинетов во второй школе?

15. 1) Расстояние между посёлками 240 км. Из этих посёлков одновременно навстречу друг другу выехали два мотоциклиста и встретились через 2 ч на расстоянии 140 км от одного из посёлков. С какими скоростями ехали мотоциклисты?

2) Расстояние между пристанями 210 км. От этих пристаней одновременно навстречу друг другу вышли два теплохода и встретились через 3 ч на расстоянии 120 км от одной из пристаней. С какими скоростями шли теплоходы?

3) Расстояние между станциями 180 км. От этих станций одновременно навстречу друг другу выехали два товарных поезда и встретились через 2 ч на расстоянии 80 км от одной из станций. С какими скоростями ехали товарные поезда?