Будем милосердны к старости

Цель: воспитывать доброту, уважение к людям старшего поколения, умение уважать близких людей (мать, отца, бабушку, дедушку).

Ход проведения информационного часа

Сегодня наш информационный час называется: «Будем милосердны к старости», он посвящен Дню пожилых людей. Мы поговорим о том, как живется одиноким людям, о добре, которое так необходимо каждому из них.

В каждой стране есть категория людей, которые требуют особого внимания и заботы. Это - люди пожилого возраста. Люди старшего поколения - опытные, мудрые, добрые. Сегодня для вас просто дедушки и бабушки. Но сядьте и поговорите с ними, и вам откроются страницы их жизни. А это - история каждой семьи, история нашего народа.

Такова их судьба - остаться в четырех стенах один на один со своими проблемами, болезнями. Знали бы вы, как они ждут, чтобы кто-нибудь из нас пришел к ним. Мы часто не замечаем их - сгорбленных, сморщенных. Они всегда рядом. В автобусе молодой неистово толкает дедушку, который хочет сесть на краешке скамейки. Как оказалось, это место он занял для своего товарища, который должен зайти в автобус. И дедушка неловко отходит, склонив голову.

Старая бабушка горько сетует на свою судьбу: «Имею детей и внуков, а они отреклись от меня, кричат​​, ненавидят, обзывают». И таких примеров - множество. Возникает вопрос: что это? Невоспитанность? Дефицит совести? А, может, мы думаем, что старость обойдет нас?

Нет! Старость - упрямая бестия, покрывающий морщинами лицо и руки, цепляет на плечи горб и дает каждому палку. Старость еще более требует внимания, любви, заботы и ласки. Но часто так и остается без этого.

Кого она заставляет попрошайничать, кого спасаться от голода и холода...

Ежедневно мы видим печальные глаза тех, кого в одно целое объединило слово «старость», видим безнадежность, отчаяние. Такие люди часто одиноки.

Бабушкины годы

Ходит наша бабушка, палочкой стуча,

Говорю я бабушке: «Позову врача,

От его лекарства станешь ты здорова,

Будет чуть-чуть горько, что же тут такого.

Ты потерпишь чуточку, а уедет врач,

Мы с тобою, бабушка, поиграем в мяч.

Будем бегать, бабушка, прыгать высоко,

Видишь, как я прыгаю, это так легко».

Улыбнулась бабушка: «Что мне доктора,

Я не заболела, просто я стара,

Просто очень старая, волосы седые,

Где-то потеряла я годы молодые.

Где-то за огромными, за лесами темными,

За горой высокой, за рекой глубокой.

Как туда добраться, людям неизвестно».

Говорю я бабушке: «Вспомни это место!

Я туда поеду, поплыву, пойду,

Годы молодые я твои найду!»

Мы много знаем о жизни футболистов, космонавтов, актеров. А что мы знаем о тех, кто с нами рядом, близких и родных нам людей, чьим продолжением являемся мы? (Дети отвечают).

Бабушка... Она воплощает в себе доброту и ласку, трудолюбие и мудрость, щедрость и преданность. Присмотритесь, как расправляются плечи ваших бабушек, когда на дворе появляетесь вы, их внуки. Бабушка, как неутомимая пчелка, готовит еду для всей семьи, шьет, вышивает, вяжет носки. Но разве перечислишь всю ее работу? А ответственной из всех работ является уход за внуками.

Дедушка... Старейшина, глава рода. Посеребренные сединой деды издавна пользовались непревзойденным авторитетом, которые все знали и могли дать дельный совет.

К сожалению, дети, есть еще бабушки и дедушки, проживающие одиноко. Дети и внуки их далеко, редко навещают пожилых. А часто бывает, что отдают своих пожилых родителей в интернаты для пожилых людей. В интернатах хорошо: они ухоженные, не голодные. Но их глаза полны грусти и печали. Они всегда ждут своих детей, внуков. Надеются, что те приедут хотя бы навестить их.

Звучит аудиозапись песни «Родительский дом».

Одиночество... Оно существует за равнодушие и жестокость тех, кто живет рядом с нами, кто должен присмотреть за своими родными. Одинокая старость... Какие ужасные слова. По разным причинам судьба разбросала детей далеко от дома. И не всегда они спешат к своим стареньким родителям.

Жила в одной деревне бабушка Катя. Было у нее двое сыновей и дочь. Разъехались они далеко, живут своей жизнью, растят детей, работают. А бабушка Катя тем временем постарела, начала болеть. Пишет детям письма, чтобы приехали, забрали ее, потому что одной тяжело вести хозяйство. А детям все некогда. Дочь Мария получила письмо утром, а прочитала только вечером. Раньше не нашла времени. А мама Катя пишет, что очень болеет, что зиму, наверное, не переживет. Хочет хотя бы перед смертью увидеть дочь и сыновей. «Дорогие мои, приезжайте хотя бы на день. Я вас увижу и тогда смогу спокойно умирать».

Так и не дождалась старушка своих детей, когда была живой...

Звучит аудиозапись песни Игоря Саруханова «Дорогие мои старики».

Дети, не забывайте своих дедушек и бабушек, матерей и отцов. Да не померкнет радость их жизни на склоне лет и будьте к ним добрыми.

Говорите добрые слова,

Не скупитесь на улыбки ближним,

Увядают люди, как трава,

Уходя безвременно из жизни.

Не ищите правильный момент,

Позвонить кому-то в спешке буден,

Может завтра, будет абонент,

Навсегда печально недоступен.

Не копите ворох добрых чувств,

Чтобы их потом писать в некролог.

Каждый, кто нам дорог, знает пусть,

Каждый день, как сильно он нам дорог.

Увядают люди, как трава...

Как бы из вчера минуту занять?

Рассказать все добрые слова,

И создать еще при жизни память.

Знали бы вы, сколько стариков живет сегодня в нищете, сколько людей живут в полуразрушенных лачугах или вообще даже не имеют крыши над головой. Они попрошайничают и рады хотя бы кусочку черствого хлеба.

Творческая работа «Пожилые и молодые».

Сейчас я вам предлагаю подумать, чем старые люди могут помочь молодым, и чем молодые могут помочь старым. Например: старые люди могут дать мудрый совет, научить терпению т.д.. Молодые люди могут подарить старым внимание, заботу, доброе слово и т. д.

Затем учащиеся рассказывают, чем они могут помочь своим бабушкам и дедушкам или просто пожилым людям на улице.

Старость... Как незаметно она приходит. Кто-то оказывает ей сопротивление, не соглашается, бунтует... Другой в печальной покорности начинает уже отступать: «Не могу... Если бы мне вернулась молодость, я бы берег себя, энергию, которую зря потерял, здоровье, которое не ценил».

Чтобы дольше быть молодым, здоровым, не стареть, надо слушать советы мудрых людей. Предлагаю вашему вниманию легенду

«Старость и Молодость»

Шла себе Путем Жизни беззаботная Молодость, напевая, что все безразлично, что со всякими бедствиями она легко справится и совсем-совсем никого не боится. Но однажды вцепилась в нее Болезнь.

Чего тебе от меня надо? - спрашивает у нее Молодость.

Здоровья немножко и силы, - говорит Болезнь.

Бери, у меня хватит! Скорее только отстань!

Услышала это Старость и говорит: «Эх, Молодость, Молодость! Болезнь надо гнать, а не давать ей здоровье по кусочкам».

Какое твое дело, - резанула Молодость в ответ, - как хочу, так и живу, что хочу, то и делаю!

Старость хотела убедить неразумную, но Молодость еще выше задрала голову и зашагала дорогами Жизни, и тут вдруг ее настигла Ложь. А настигнув, повела нехожеными тропами к Подлости и Лицемерию. Далее пристали к ней, как смола, Лень и Зависть.

Старость все наставляла Молодость на ум, но всегда слышала: «Какое твое дело?»

После долгих скитаний Молодость встретилась с Любовью. Встретившись, начала присматриваться к себе. И стало ей стыдно. Захотелось быть лучшей, достойной своей спутницы. Только тогда она пришла за советом к Старости. А взглянула на нее Старость - от Молодости остались только следы - и, с сожалением сказала: «Теперь уже поздно».

Как Вы поняли эту легенду? (дети отвечают).

Мудрые французы говорят: «Вот если бы это молодость знала, если бы старость могла...» или «старость - не радость, никто ее не ждет, всякий умудряется отодвинуть ее нежелательный приход. Но она все же неожиданно подкрадывается, и ты уже с печальным благоразумием понимаешь, что все лучшее уже было, все в прошлом. А с тобой воспоминания и болезни, одиночество и немощность. Хорошо, когда рядом с тобой живут твои родные - дети, внуки. А если их нет?

Хорошо, когда за свой жизненный путь ты свил теплое семейное гнездышко, когда вокруг лучатся родные улыбки, звенит детский смех. А если этого нет...

Звучит песня Сосо Павлиашвили «Помолимся за родителей».

С давних времен колокола, кроме богослужения, повсеместно использовались как набат для оповещения о какой-либо беде - пожаре, вражеском нашествии т.д. (Звонят колокола - звучит аудиозапись.) Сегодня колокола бьют тревогу, призывая нас к милосердию, доброте. Ибо только милосердие делает нас настоящими людьми.

Вот и закончилась наша беседа. Я надеюсь, что все мы станем добрее, милосерднее, и этот час доброты перерастет в ежедневную потребность делать добро. Всем нам нелегко в сегодняшнее трудное время, но помните, что рядом есть люди, которым гораздо хуже. А мы можем хоть на чуть-чуть улучшить их жизнь. Я обращаюсь к вам со словами-просьбой: «Молодость, загляни в глаза старости»

Непопулярная добродетель

Добродетель участливости не значится в числе основных христианских добродетелей, однако она является проявлением самой главной христианской добродетели – любви.

Невозможно любить людей и при этом не участвовать в их жизни, оставаться равнодушным к тому, что с ними происходит. Быть может, именно сейчас им нужна наша помощь, нужно как раз то, что именуется участием.

Между тем нередко бывает так, что человек, считающий себя ревностным христианином, замыкается в своей церковной жизни на тех делах благочестия, которые он сам считает единственно необходимыми для спасения.

Он регулярно ходит в храм, исповедуется и причащается, совершает дома вечернее и утреннее молитвенные правила, читает святых отцов, но при этом совершенно отстраняется, отдаляется от тех людей, которые окружают его в повседневной жизни. Этому есть вроде бы благовидное и даже естественное объяснение – окружающие люди иного, не христианского духа.

Действительно, не редкость, что человек начинает жить церковной жизнью, а люди, которые составляют его круг общения, по-прежнему остаются нецерковными. У них становятся разными интересы, а затем и представления о жизни, и в этом достаточно легко найти для себя оправдание тому, чтобы от этих людей отстраниться.

Человек отдаляется и от них, и от тех забот, которыми они живут, и от того, что с ними случается, но каких-то других людей вокруг него нет. И получается, что он становится чужим в чужом для него мире, что живой жизнью – естественной, нормальной для верующего человека – уже не живет, потому что для этого нужно соприкасаться с людьми, вникать в то, что с ними происходит, а он как бы скользит по поверхности, он проходит мимо. Так, незаметно для него самого, из его жизни уходит самое главное – это любовь к другим людям, небезразличие к ним.

Почему это настолько важно? Давайте вспомним, что мы знаем о Боге? Мы знаем из катехизиса, что Бог всемогущ, мы знаем, что Бог благ, что Он сотворил все существующее. Но проникнуть в тайну Божественного бытия ограниченному, тварному существу не просто сложно, а, по большому счету, невозможно.

И в то же время есть вещи, которые мы знаем о Боге совершенно точно. Например, то, что Он любит человека и что нет ничего в человеческой жизни, что Бога бы не касалось: каждая мелочь, каждое незначительное событие, с нами связанное – это все, как свидетельствует Священное Писание и Предание Православной Церкви, самым непосредственным образом Бога интересует, и во всем этом Господь обязательно участвует, потому что не презирает и малейшей человеческой нужды.

Если Бог так относится к человеку, то совершенно очевидно, что такого же отношения друг к другу Он ждет и от нас. И совершенно естественно, что если Бог со Своей неизреченной высоты снисходит к повседневным, элементарным проявлениям человеческой жизни, то и мы этого не должны игнорировать.

Так что можно сказать даже так: если человек остается равнодушным, безучастным к нуждам, скорбям, переживаниям людей, которые его окружают, то он не то что хорошим христианином не может быть – он не может быть христианином в принципе. Он, по большому счету, и человеком-то может быть назван с очень большой натяжкой.

Общее качество святых

Если мы посмотрим на тех, кто прославлен за всю историю Церкви в лике святых, то увидим, что это были очень различные люди – с разным темпераментом, с разным жизненным опытом, с разным, как бы мы сегодня сказали, образовательным уровнем и социальным статусом; но есть одно общее: среди святых не было ни одного равнодушного и безучастного человека.

Даже если мы читаем об отшельниках, которые избегали общества людей, которые с ними не общались, то, познакомившись с их жизнью чуть более глубоко, можем понять, что время пребывания в отшельничестве и безмолвии было наполнено не только молитвой о милости Божией собственно к ним, но это всегда была молитва обо всем мире и о живущих в нем людях.

В житии преподобного Арсения Великого есть такой случай: к нему приходят люди, которые хотели бы его увидеть, и среди них тогдашний архиепископ Александрийский. Увидеть его они в итоге не смогли: он к ним не вышел, потому что не хотел нарушать уединения, которое положил для себя в то время правилом жизни, и они с большой скорбью удалились.

Впоследствии они вновь пришли, и у них уже была возможность с ним встретиться. И вот они посетовали: «В прошлый раз мы от тебя ушли ни с чем, предприняв такой путь, ты даже не повидался с нами». Он сказал: «Да, но когда вы шли домой, то имели в дороге какое-то время и возможность покаяния в своих грехах. Вы останавливались для того, чтобы поспать, для того, чтобы поесть, а я до тех пор, пока вы не добрались до дома, стоял и молился о вас».

В «Ответах на вопросы учеников» преподобных Варсонофия Великого и Иоанна Пророка тоже есть подобный эпизод. Речь идет о бедствиях, которые грядут на тогдашний мир, и преподобный Варсонофий говорит о том, что худо бы пришлось этому миру, если бы не молитвы трех святых мужей, которые восходят, как некий огненный столп, от земли и встречаются перед Престолом Божиим.

Вот это чуть-чуть приоткрывает завесу над жизнью святых, раскрывает нам тайну их внутренней жизни и объясняет, что при видимой безучастности к чему-либо они участвовали во всем сердцем.

Не протягивай руку – протяни посох

Поскольку мы такого участия в бытии мира со своей стороны предложить не можем – не такова наша жизнь, не такова наша молитва, то должны участвовать в нем самим делом. И здесь элементарный здравый смысл должен оказать нам существенную помощь.

Когда мы пытаемся оказать человеку какую-то услугу, пытаемся ему в чем-то помочь, то, естественно, не нужно это делать помимо его воли и вопреки его желанию (если речь, конечно, не идет о человеке, который, к примеру, тонет,– его все равно надо вытаскивать из воды). Наше дело начать помогать человеку, предложить ему свою помощь, а если он ее отвергнет, отступить, не навязывая своего участия.

Ведь, безусловно, встречается и такая крайность: люди верующие, благочестивые хотят кого-то сделать счастливым без его на то желания. Конечно, ничего хорошего из этого намерения не получается, а получается, наоборот, только искушение, скорбь и расстройство.

Вообще, когда мы хотим помочь другому человеку, бывает крайне важно постараться понять, в чем он нуждается, и помогать именно в этом, а не в том, в чем нам доставляет удовольствие ему помочь. Словом, важно, чтобы наша помощь совпадала с его представлениями о помощи.

И, конечно же, помощь людям не предполагает никакого потакания их греховным навыкам и страстям. Здесь можно привести элементарный и достаточно часто встречающийся пример: к нам подходит на улице тяжело пьющий и, возможно, на улице живущий человек и просит дать ему денег, чтобы опохмелиться.

Естественно, что на это ему денег давать не надо; разумнее, если он голоден, купить еды – купить самим и дать в руки, чтоб у него не было искушения приобрести спиртное. Конечно, можно сказать: вы что, не понимаете, мы ему купим еды, а он пойдет и все равно где-то найдет на выпивку. Ну и что с этим делать – пусть с голоду умирает? Так к этому относиться ни в коем случае нельзя.

Продолжая тему о границах помощи, которые не надо переходить: есть еще одна граница – того, насколько вообще можно отдаваться этой помощи людям.

У того же преподобного Варсонофия Великого есть такой образ: если человек упал в яму, не протягивай ему руку – протяни ему твой посох. И он объясняет, почему так. Если ты протянешь ему руку, а он вместо того, чтобы выбираться из ямы, будет тянуть тебя к себе, то ты свалишься в ту же самую яму. А если ты протянул посох, то человек, желающий выбраться из ямы, ухватится за посох и выкарабкается с твоей помощью; если же упавший не захочет выкарабкиваться и будет тянуть за посох к себе, то ты просто посох отпустишь.

На мой взгляд, это некая идеальная модель того, какой должна быть помощь, потому что бывает, что человек начинает кому-то помогать и в результате страдает его семья, его родные. В конце концов, он сам приходит к такому разрушению собственной жизни, что потом не может её заново воедино собрать,– и конечно, такая участливость вряд ли оправдана.

Апостол Павел говорит о том, что наш избыток должен быть восполнением чьего-либо недостатка и наоборот. Должно быть именно так, потому что все остальное немного абсурдно.

Если человек не просто ищет помощи, не просто не справляется с ситуацией, а ищет кому, образно говоря, сесть на шею и при этом помахивать ножками, то, конечно, такую возможность ему предоставлять не надо, потому что таким образом мы окажем медвежью услугу.

Делая что-то за человека, а не вместе с ним, мы его развращаем. То же самое бывает в воспитании ребенка: если родители всё делают за него, то они вырастят капризного, избалованного и совершенно не приспособленного к жизни человека.

Если же они просто помогают ему и делают что-то вместе с ним, то это совершенно другое дело. Ребенок постепенно обучается, и мера участия мамы и папы в его жизни постепенно сходит ко все меньшей величине. Так же и в наших взаимоотношениях со взрослыми людьми, с окружающими, должно быть.

О немытых полах и миссионерских разговорах

Должна ли наша участливость проявляться в желании, стремлении привести своих близких в храм? С одной стороны, безусловно, да, потому что противоестественно, когда человек, нашедший для себя самое главное в жизни – бесценный бисер веры во Христа, равнодушен к тому, что этот бисер оказался незамеченным дорогими ему людьми.

Возникает даже сомнение, а любит ли он их, потому что речь идет, ни много ни мало, о вечной участи. С другой стороны, любые попытки прямого воздействия на близких в этом плане, как правило, оказываются неудачными, неэффективными. Людей, нас окружающих, в большей степени убеждает наш пример: они видят, что в нас происходят какие-то перемены, они видят, что то, чего они от нас пытались безуспешно добиться на протяжении многих лет, вдруг происходит как бы само собой…

Вот жил человек, дома никогда не убирался, посуду не мыл, продукты не покупал, не говоря уже о том, чтобы что-то приготовить. И вдруг он начинает все это делать. Семья поражена: что с ним такого случилось? И появляется интерес к тому доброму, что их близкого человека так по-новому им открыло.

А если человек по-прежнему точно так же в грязную квартиру зайдет и полы не подметет, а будет ждать, что это сделает за него жена, он после этого может убеждать ее в чем угодно, но ни в чем не убедит кроме того, что у него какая-то блажь новая появилась.

А бывает и так, что человек, желающий привлечь к жизни в Церкви своих близких, действует очень грубо и авторитарно, так что становится понятно, что тут не в любви дело, а в некой требовательности: «это мое, и все должны это мое принять».

И это тоже никогда к хорошему не приводит: начинаются ссоры, раздоры, обвинения. Как правило, такие разговоры заканчиваются чем-то вроде: «Вот вы меня не слушаете – будете гореть в геенне огненной». Что об этом можно сказать…

Бывает и такая ситуация: человек верующий, церковный готовится к принятию Святых Христовых Тайн, и у него очень много дел: ему надо читать последование к причащению, ему надо поститься, ему надо пойти вечером на службу.

И вот, когда он начинает готовиться, его вдруг начинают от этого отвлекать родные, близкие, друзья. Причем не просто куда-то его погулять зовут или развлечься предлагают, а у одного одно случилось, у другого другое случилось, третий требует какого-то сердечного участия, разговора.

Человеку начинает казаться, что все это какие-то помехи – он раздражается, досадует, пытается от всего этого отстраниться и совершенно не понимает, что это такой же элемент подготовки к причастию. Участие в жизни других людей, помощь им, в том числе порой и разговором, и сердечным каким-то сочувствием – это дела любви: может быть, в лице этих людей к человеку Сам Господь обращался, приходил, а он Его не заметил и при этом хочет быть причастен Его Телу и Крови.

Конечно, это совершенно неправильное отношение. В некоторых случаях возникает вопрос: «да, а как быть»? Да вот так и быть: принять участие в другом человеке, уделить ему необходимое время и силы, а если ты так уж хочешь причаститься, прочитай правило ночью, соверши хотя бы однажды такой подвиг и христианской любви, и христианского благочестия.

Помочь, а потом разбираться в себе

Нужно помнить, что участливость – не человекоугодие, и не способ удовлетворить тщеславие; отличить одно от другого можно прежде всего по намерению, которое кроется в нашем сердце. Ради чего мы делаем то или иное дело? Должно войти в привычку себе этот вопрос задавать.

Иногда человек спрашивает: «А что если я вижу там на первом месте самолюбование? Нужно от этого дела отказаться?». Нет, дело все равно нужно сделать, и я объясню, почему. Потому что есть другой человек, есть его нужда, есть какая-то его скорбь, и ему, по большому счету, нет дела до того, в силу чего мы собираемся ему помочь.

Это наше внутреннее переживание – тщеславие, самолюбование или что-то другое. Это наши проблемы. Поэтому, если возникает такая ситуация и мы со своими чувствами разобраться не можем, надо отложить это разбирательство, помочь человеку, а потом уже каяться, что в том или ином поступке присутствовало тщеславие или что-то еще.

Если мы уже имеем некоторый опыт в духовной жизни, можно попытаться пойти путем исправления уже в своем намерении, сразу. Вот возник перед нами человек, возникла его нужда, появилось желание помочь, поняли мы, что на первом месте здесь какое-то желание угождения своему тщеславию. Тщеславие в сторону, дело – необходимость, мы его делаем. Такой навык у человека в свое время, с приобретением духовного опыта вырабатывается.

И второй вопрос, который нужно обязательно себе задавать: «Кому я хочу своими действиями угодить: человеку или Богу?». Или хотя бы так: «Угодно ли Богу то, что я делаю, или не угодно?». Если этот вопрос возникает как бы сам собой, это значит, что некий настрой на богоугождение в нас уже присутствует. И наша совесть зачастую подсказывает нам, действительно ли угодно Богу это дело или нет.

Когда мы задаемся таким вопросом, очень важно иметь в себе некий залог послушания Богу: ведь Господь может не дать нам сделать то дело, которое мы хотим (даже, казалось бы, очень хорошее), может ему воспрепятствовать.

Если человек готов отступить от своего намерения, если Господь ему покажет, что оно неверно, то Господь, как правило, показывает, каким-то явным образом дает ответ. Мы в чем-то запутываемся, мы чего-то не понимаем тогда, когда у нас нет готовности волю Божию принять и исполнить.

Когда эта готовность есть, человек ее так или иначе практически всегда узнаёт. И это, на самом деле, не какая-то тайна, не какой-то секрет. Это истина и реальность.

Подготовила Елена Сапаева

Как помочь ближнему своему?

Истинные христиане всегда помогут ближнему своему, который нуждается в помощи. Важно суметь сделать так, чтобы помощь, идущая от сердца, была во благо . Большинство из нас — современных людей, к сожалению, не оглядывается по сторонам, но не потому, что мы равнодушны, а просто из-за отсутствия свободного времени.

Жизнь диктует свои правила, заставляет нас постоянно куда-то спешить. Если вы все же найдете свободное время, то обязательно оглянитесь по сторонам, чтобы посмотреть, как живут те, кто рядом с вами. Возможно, ваши соседи нуждаются в помощи, которую вы можете им оказать. Задумайтесь, осмотритесь вокруг. Помощь — это немалая часть служения Господу, а значит, нашей христианской жизни. Добрые дела будут учтены, ни один хороший жест не ускользнет от внимания Господа Бога.

У слова «помощь» широкий смысл. Нередко в помощи нуждаются близкие люди — они джут от нас просто добрых и уместных слов. Выслушайте близкого человека, дайте ему выговориться, не скупитесь на улыбку и добрые слова. Это только кажется, что слово — это совсем немного, на самом деле именно слова, сказанные своевременно или, наоборот, некстати, нередко кардинально меняют человеческие судьбы.

Если вы решили помочь ближнему добрым делом, то заранее оцените собственные возможности. Если вы не уверены в том, что сможете оказать помощь или же точно знаете, что ваши действия будут вам в тягость, то подобные цели лучше не ставьте.

Например, в Интернете часто появляются сообщения о больных людях, нуждающихся в дорогостоящем лечении. Родственники больных просят неравнодушных людей оказать посильную помощь. К сожалению, в Сети также немало мошенников, которые хотят заработать нечестным способом. Чтобы определить, действительно ли люди нуждаются в помощи, прислушайтесь к своему сердцу. Оно подскажет вам, нужно помогать или не стоит этого делать. Если вы решили перечислить больному определенную сумму денег, то она должна быть разумной и посильной для вас. Не проходите мимо чужого горя.

Помощь ближнему

Лео, так ты идешь?

Сколько раз мне тебе повторять? Не называй меня так.

Ладно, ладно, Леон, так мне тебя ждать? - мой лучший друг и, по совместительству, мой сослуживец, стоял передо мной и обмахивался папкой. - Черт, как же жарко. И почему кондиционеры отключают именно в пять?

Нет, Вик, мне надо закончить отчёт. Если не сделаю сегодня, то придется возвращаться сюда завтра, а у меня как-то нет желания торчать в субботу на работе, - я продолжал усердно печатать, мечтая поскорее закончить.

Ладно, тогда я убежал, удачи тебе, - дойдя до двери, Вик остановился. - Я обязательно расскажу какой у нас новый директор лапочка, потому что я просто уверен, что это будет очень красивый альфа.

Да-да, иди уже, а то самые выгодные места займут, – вот метеорчик. - Ладно, пора за работу.

И вот шесть часов спустя я выхожу с работы. Итог: отчет сделан. Да кто его будет смотреть? Одним глазом посмотрят, а я над ним шесть часов пахал, нового директора не увидел, на банкет не попал. А вот это жаль, так как кушать я жутко хочу. Ладно, тогда сократим путь и пойдем дворами, хотя там все лампочки сбиты и весь двор как одно темное пятно, но, пройдя двор, сразу выходишь на остановку. Урчащий желудок сыграл свою роль, и я пошел ко входу во дворы. Когда я прошел половину пути, меня нагнало предложение.

Ой, омежка, да еще и один. Может мы составим тебе компанию? - из машины, мимо которой я только что прошел, начали выползать три альфы.

Вот черт, - до выхода со двора добежать не успею. Значит надо бежать к офису. Там уже есть освещение, и они меня не тронут. Давай, Лео, беги быстрее, осталось пробежать арку и ты спасен.

Догоняй его, заходи с права, - успеваю заметить шокированный взгляд какого-то альфы, он садится за водительское кресло машины. Чего уставился? Лучше бы помог, хотя, такие не помогают, но надеюсь хоть скорую с полицией додумается вызвать.

Попался, - меня дергают вправо, лечу в кусты,. Все... Пипец котенку.

Тебе понравится, - шепчет он мне, а меня сейчас вырвет. Да блин, хоть кто-нибудь... Я обещаю, что больше в эти дворы ни ногой. Да я буду послушным и хорошим, да все что угодно. Чувствую приставленный член к своей заднице, но мне резко становится легко: тяжести нет и через секунду отпускают руки и ноги. Слышу звуки борьбы, сажусь на свою многострадальную попу и вижу картину маслом: тот самый альфа, которого я видел в последний момент, пока меня не снесли в кусты, мутузил моих насильников. Замечаю, что третий подходит к нему из-за спины с арматурой.

Обернись, - разворот, мой спаситель перехватывает арматуру, и, видимо, альфа разозлился сильно, потому что дальше все происходило по сценарию а-ля "понеслась душа в рай". Через 3 минуты насильники сбежали. Может им реально стало страшно, а может, потому что они услышали вой сирен.

Уже через пару минут сидим в карете скорой помощи, и я разглядываю своего спасителя. Высокий, наверно, выше меня на головы две точно, широкоплечий, накачанный, особенно это хорошо видно из-за разорванной рубашки, мышцы так и бугрятся, длинные ноги и большой размер ноги, размер 50 точно есть. Блин, да у меня по сравнению с ним стопа золушки. Поднимаю голову вверх и зависаю. Да, красив однозначно: волосы цвета пшеницы, коротко стриженные, тёмно-карие глаза, нос с горбинкой, видно, все-таки часто он в таких драках участвует, чуть припухлые губы, но для его лица в самый раз, волевой подбородок. Н-да, еще бы все это не портило рассечение на пол-лба, с которого до сих пор не могут кровь остановить. Да и вообще, вид у него не ахти.

Спасибо хотел сказать.

Ну это и так понятно, вот только думал о другом, да? – да он смеётся на до мной.

Ну, я просто думал, что вид у вас не ахти, - мне стало стыдно, потому что он из-за меня сейчас такой.

Ха-ха. На себя взгляни. И не думай, что ты так легко отделаешься. За помощь надо платить.

Я оплачу все медицинские счета.

Какие счета? Свои счета я и сам могу оплатить. Дело в том, что я только переехал в этот город, - ой, что-то мне это уже не нравится, - в моей квартире ремонт, а сам живу на съемной. А поскольку хоть я и правша, и сломана у меня левая рука, готовить я по-любому себе не смогу, а есть в кафе каждый день сильно накладно. Не говоря уже о том, чтобы погладить себе вещи и другие элементарные вещи сделать, - стоп, это он сейчас на что намекает, - поэтому этот месяц я поживу с тобой.

Э, я не один живу, - все здравые мысли покинули мой мозг.

Один! Уже час ночи, а за все время пока мы с тобой сидим тебе никто не позвонил и не поинтересовался где ты.

Ладно, я живу один, но это неправильно.

Ты омега у тебя в крови ухаживать за альфой, а у меня защищать вас, омег. Я свой долг выполнил, теперь ты у меня в долгу, если бы не я, ты бы уже до приезда скорой был бы отрахан круга на два.

Но... - блин, ну и как ему объяснять, что я просто финансово не потяну. Я только недавно съехал на купленную на пополам с родителями квартиру (их подарок на моё 25-е). И сейчас у меня совсем мало денег, потому что все уходит на обустройство квартиры.

За деньги не переживай, - он что мои мысли, блин, читает. - Я заплачу тебе столько же, сколько я плачу за съем своей квартиры, за продукты тоже так и быть заплачу. С тебя готовка, глажка, смена постельного белья и по мелочи. На интим не намекаю, - я покраснел. - Только если сам не захочешь, - убью его сейчас и пофигу, что он меня спас, - Да шучу я. Обещаю не приставать. Так что, согласен? Я плачу тебе и живу с тобой месяц, пока не заживет рука, – да я за такие деньги его на руках носить буду, мне не только хватит на его кормёжку, я наконец куплю себе диван и сделаю ремонт в квартире.

Я согласен, - вот же я продажный, но блин, я так хотел сделать ремонт. - Только у меня квартира двушка, и она не очень на вид.

Главное, чтобы кровать и еда были нормальными.

Все, господа, первая помощь оказана, сейчас давайте в больничку. Там гипс наложат и свободны.

У тебя дома что-нибудь кушать-то есть?

Нет, но можно приготовить.

И как тебя зовут? А то уже полчаса общаемся, а я даже имени твоего не знаю.

Леон или Лео, - почему-то мне было бы приятно, если бы он называл меня Лео, хотя это позволяется только родителям. - А ваше?

Ну не ваше, а твоё. Я всего лишь лет на 5 старше тебя, так что не паримся, а зовут меня Сэлман, но можно просто Сэл.

Так что мы сейчас делаем?

В это время проходят благотворительные мероприятия для воспитанников детских домов, больниц и социальных учреждений. Да и сегодня мы можем с уверенностью сказать, что не только в праздники, а и в течение года, мы слышим о делах милосердия. Благотворительность активно развивается. А значит, уже можно говорить и о культуре милосердия – о том, кому и как помогать, чтобы эта помощь была нужной. Об этом мы говорим со старшей сестрой православного сестричества при Санкт-Петербургской 15-ой городской больнице Наталией Гусевой.

Сестричество призвано помогать не «внешне», а «внутренне»

– Наталия, сегодня наряду с благотворительными организациями, появляются и православные сестричества. Наверное, их можно отнести к форме социального служения Церкви. Что это за организации?

– Сестричества – это сравнительно новая форма церковного женского служения. Во время Крымской войны были сформированы первые общины сестер милосердия, одним из горячих защитников и поборников женского медицинского служения был знаменитый врач Н.И.Пирогов. Ну, и если посчитать, сколько времени прошло от начала сестринского движения в России до его окончания в 1917 году – можно понять, что опыта построения сестринских общин в настоящее время весьма и весьма немного, а соответственно зачинателям этого святого дела приходится быть первопроходцами.

Прежде всего, как мне кажется надо понимать, что сестричество призвано помогать не «внешне», а «внутренне». То есть ты – как сестра милосердия – помогаешь, прежде всего, СЕБЕ. К этому-то приходишь довольно быстро, очутившись ВНУТРИ этого служения, хотя, на первых порах людьми движет естественное желание ЧТО-ТО ДЕЛАТЬ, как-то служить Богу и Матери-Церкви, ближнему своему. Возможно, где-то и нотка тщеславия проскальзывает: ведь это служение, в отличие от ИСКОННО ЖЕНСКОГО служения в семье – служение ВНЕШНЕЕ, ВИДИМОЕ, ЗАМЕТНОЕ…

– Какую помощь призваны оказывать православные сестричества? Это только помощь в больницах или ещё какое-то служение?

– Разброс «специализаций» сестричеств только по Санкт-Петербургу, не говоря уже о России, Беларуси, Украине и т.д., просто огромен. Это и медицинское служение, и социальное (по типу соцработников), и воспитательское (в детских домах), и катехизаторское (когда сестры только беседуют с людьми, обучают основам веры)… Много направлений. И никогда нельзя угадать – чем именно сестричество будет заниматься – одна скорбь людская приводит за собой еще 10… Так, например, в сестричестве Святой Преподобномученицы Елисаветы в Лахте при хосписе № 1 Санкт-Петербурга поначалу было медицинское служение. Но когда стали появляться в поле зрения сестер сироты, чьи родители умерли в данном хосписе, само собой родилось педагогическое служение…

Сейчас служение ближнему уже не вызывает столько косых взглядов как, скажем, 10 лет назад

– Могут ли подключаться к такой помощи люди со стороны? То есть те, кто хочет помочь, но не готов вступать в сестричество?

– Надо сказать, что очень большую помощь оказывают нам наши помогающие – то есть те, кто почувствовал в своем сердце жажду служения, но боится или не решается пока облечь ее в сестринскую форму. И, слава Богу, что не решаются: помощь Божия, конечно, присутствует, но дисциплина, ответственность перед сотрудницами, требовательность со стороны руководства рождают множество нестроений как общественных, так и духовных. А с помогающих спрос пока не столь строг, поэтому им немножко «повольготнее». И заодно они имеют возможность присмотреться к этому служению, понять: надо ли мне оно?

– Активно ли сегодня помогают люди?

– Слава Богу, сейчас служение ближнему уже не вызывает столько косых взглядов как, скажем, 10 лет назад, когда я только пришла в сестричество. Я не могу судить об остальных церковных организациях, потому что, к сожалению, практически «безвылазно» нахожусь на своих послушаниях, могу наблюдать и рассказывать только то, что вижу у нас. Так вот: люди присмотрелись, привыкли, потянулись и доверились. Конечно, пришлось преодолевать искусы и насмешки. Помню, когда мы второй или третий раз пришли в Новогоднюю ночь мыть приемный покой и помогать тем, кто попал в этот час в больницу, на нас вышел смотреть весь персонал отделения. А врачи скорой, похоже, передавали о нас информацию по цепочке, потому что смотреть на ненормальных, оттирающих угаженный туалет и смотровые, приходили целыми бригадами. Теперь все реже встретишь удивленный взгляд и покручивание пальцем у виска – уже знают, узнают.

Пусть многие сильные мира сего занимаются благотворительностью «по моде», главное – что они это делают

– Благотворительность сегодня – какой она должна быть? Какие проблемы нужно решать сегодня? Ведь мы можем говорить уже об определённой культуре.

– Благотворительность сегодня делает первые некрепкие шажки, как годовалый ребенок. Очень радостно видеть, что заниматься благотворительностью стало «модно». И не надо кривых усмешек: вспомните мытаря Петра, кинувшего в нищего краюхой хлеба от злости, и в момент смерти увидевшего, как краюха эта перевешивает все злые дела его жизни. Пусть многие сильные мира сего делают это «по моде», главное – что они это делают. А дальше – оставим на Суды Божии. Ибо они – милосерднее наших.

Поэтому говорить, как надо жертвовать и кому, – дело не очень благодарное. Естественно, я скажу то, что ближе мне, за что болит моя душа. То есть, я – лицо заинтересованное, поэтому не могу беспристрастно судить о том, как и кому надо помогать.

Единственное, что мне кажется, настала пора подключаться властным структурам. Вот тут попытаюсь объяснить почему. На благотворительность, как я уже сказала, стали выделять средства. Стали выделять даже гранты. Но чтобы составить план на его получение, а паче – отчитываться по нему, надо содержать специалиста – бухгалтера-экономиста. Что естественно автоматически отсекает от соискательства маленькие сестричества вроде нашего. У нас все сестры – волонтеры, трудятся бесплатно, в свое свободное время, на износ. И выделять из наших и без того крошечных пожертвований на зарплату экономисту в ущерб основной деятельности – рука не поднимется. Потом: вот выделяют гранты. Но в этот год только на программу с детьми. С остальным – не суйся. А ведь тот же бомж – он ждать год не может. У него сейчас проблемы, например, с документами и определением в интернат.

Бомжом может стать любой из нас, если в незнакомом городе у него украли документы и мобильник

– Как на ваш взгляд можно решить эти и другие проблемы?

– Почему бы не рассматривать гранты с позиции «на милосердную деятельность», и сделать отчетность по ним элементарнее. Не знаю. Далее: большего беспредела чем при оформлении утраченных документов я еще не встречала. Бомжом, дорогие мои, может стать любой из нас, если в незнакомом городе у него украли документы и мобильник. Всё! БОМЖ готов! Любой запрос об удостоверении личности идет по нашей необъятной Родине по почте. В то время как по электронной почте можно подать жалобу, послать прошение хоть во Владивосток, но получить запрос о том, что данный человек был прописан по данному адресу: будьте любезны – по почте отправить ТУДА, и получить ответ ОТТУДА. Прибавьте к этому официальный срок, за который вам обязаны ответить (а будьте уверены, что раньше этого срока вам не ответят), то можно понять, что человек за это время успеет обовшиветь, обтрепать одежду и вообще пропасть… Но, кроме государства, эту проблему не решит никто.

Следующая проблема – с теми же документами. Беготни, я вам скажу, на три дня при полной загрузке. Туда-сюда подать заявления, оттуда-отсюда принести справки. Почему бы не найти решение, которое лежит на поверхности: создать ЕДИНЫЙ ЦЕНТР для потерявших документы. И, придя туда и обратившись к дежурному, человек сможет получить схему: в Вашем КОНКРЕТНОМ случае нужно оставить запросы в таких-то окнах, получить справки в таких-то и отдать все это в такое-то окно. То есть максимально уменьшить транспортные маршруты «потеряшке». Ведь помимо того, что организации находятся в разных концах города, они еще и имеют особенность работать так, что в два-три места за день не успеешь при всем желании…

– Люди любят помогать детям. Почему? Может, потому что это просто на первый взгляд – принёс игрушки, перевёл деньги на счёт. Или потому что много информации именно о больных детках, к примеру? Или такая помощь кажется благородней. Но ведь есть и другие категории тех, кому нужна помощь. Как соблюсти баланс и помочь всем?

– Насчет помощи детям… Ох, какой трудный вопрос… Как тут выделишь: надо-ненадо помогать. Помогать надо, ВСЕМ: и детям, и взрослым… Но понимаете… Есть у нас какое-то клише что ли… Дети – наше будущее. Нет, дорогие мои, дети – это наше прошлое. А наше с вами будущее – это старость. Помните, есть рассказ, как в деревенской семье старого немощного деда отсадили есть за печку из деревянной миски, потому что он проливал еду и разбивал глиняную тарелку. А через день родители увидели, как их сын вырезает деревянное корытце по типу свиного. На вопрос: зачем? малыш ответил: это для вас, мама и папа, когда вы состаритесь. Поучительнейший рассказ.

Мы должны помогать детям, но не в ущерб пожилым. Тут, понимаете, на мой взгляд, срабатывает стереотип. Каждый человек хочет видеть результаты своего труда, результаты своего доброго дела. Несмотря на то, что Господь учил нас чтобы одна рука не знала что творит другая, все равно хочется посмотреть: а как оно действует, мое доброе дело. Потому что, сделав это дело, ты уже кусочек своей души подарил этому человеку. Поняла это по себе: когда сдавала кровь для онкобольного, которому срочно нужно было переливание, а крови не было. Больной умер через день. И вот я стою возле его гроба и понимаю, что сегодня вместе с ним похоронят часть меня – мою кровь (переливание было срочное, прямое, то есть кровь была именно моя).

Самое трудное для нас – увидеть в них то, чего они и сами, зачастую, в себе уже не видят – ОБРАЗ БОЖИЙ

– Есть определённая категория людей, которая оказалась как бы на обочине жизни. Это БОМЖи, те, кто страдает от алкоголизма, наверное, можно сюда отнести и наркоманов, и заключённых. Помогать им не всегда спешат и не всегда легко. С одной стороны, есть мнение, что человек сам кузнец своей счастья и сам виноват в том, что оказался на дне общества. С другой стороны, не всегда понятно, какая помощь нужна этим людям?

– Мы зачастую считаем, что помощь должна быть материальна и ощутима. Помните, Мартышку из мультика про попугая, слоненка, удава и мартышку? Как удав передал ей через Слоненка привет, а она никак не могла его «пощупать». Так и мы, как глупенькая мартышка, все хотим потрогать. А людям очень часто надо просто наше участие, наши глаза, наше (ох, самое дефицитное!!!) время!

Тот же БОМЖ или безнадежный больной – кажется: чего в него вкладывать. Помню, привезли в отделение БОМЖиху, она сгнила заживо изнутри, из ее естественных отверстий сыпались личинки мух. Сдерживая рвотные позывы мы с сестрой (одной работать было невозможно из-за запаха, и мы менялись: одна работает, другая дышит в сторонке и пережидает спазм) взялись ее протирать пеной для мытья и переодевать грязные лохмотья, одевать памперс и мыть лицо. Фельдшер скорой, привезший ее, зло крикнул нам: она все равно умирает. Ей осталась пара часов. Зачем вы ЭТО делаете??? Тогда мы просто не успели ответить на этот вопрос, но я шла домой и думала: а и правда – зачем? Потом поняла: потому что она – Образ Божий, и она имеет право умереть по-человечески: чистой, умытой, ухоженной. И это нужно не ей – беспамятной уже, а мне и всем кто рядом… Вот примерно так можно ответить на вопрос о том, что надо БОМЖам: самое простое и самое трудное для нас – увидеть в них то, чего они и сами, зачастую, в себе уже не видят – ОБРАЗ БОЖИЙ.

Вопрос милостыни – очень сложный даже потому, что и поучения святых зачастую дают нам прямо противоположные ответы

– А как быть с теми, кто просит милостыню? Сегодня мы знаем, что среди этих людей не всегда нуждающиеся, и есть место обману, порой – жестокому. Подавать или нет?

– Вопрос милостыни – очень сложный даже потому, что и поучения святых зачастую дают нам прямо противоположные ответы. Наверное, надо поступать так, чтобы после встречи с нищим тебя «не царапала совесть». Ведь совесть – это Голос Божий в нас, и она может нам просигнализировать. Помню, как-то подошел ко мне выпивший БОМЖ и попросил денег. Я сказала ему: пойдемте к ларьку, я куплю вам еды. Он согласился. Пока мы стояли, я – вся из себя образец праведности – говорю ему: Вы бы вместо «бормотухи» себе сами еду и купили. А он мне отвечает: на 10 рублей я ничего не смогу себе купить, а купив на эти деньги «бормотухи» я приглушил чувство голода. Господи, так стыдно мне не было уже очень давно. Господь научил за один раз – не осуждай, пока САМА в этой же ситуации не окажешься!

Вообще, наш духовник так сказал сестрам: подавать не деньгами, а делом. Просит «на еду» – пройди в магазин, купи. Просит «на билет» – проедь на вокзал, купи. Просит «на лекарство» – марш в аптеку. И так далее. Это действительно будет МИЛОСТЫНЯ, так как, во-первых, потратишь ты всяк побольше, чем кинул бы в кружечку, во-вторых, потратишь свое драгоценное время, в-третьих, отсечешь от себя тех, кто собирает не на то, о чем просит….

Если вы пошли поработать Богу, то Он сумеет воспитать из ваших забалованных чадушек помощников

– У благотворительности бывает такая крайность. Человек искренне хочет помогать и делает это: посещает детские дома, занимается волонтёрством, отправляет пожертвования нуждающимся. Но часто не замечает тех, кто рядом. Например, пенсионеров и ветеранов, живущих по соседству. А бывает и так, что его семья не получает внимания и необходимого тепла. Крайность ли это или неизбежная сторона благотворительности? И можно ли её избежать?

– Как быть, если дела милосердия отнимают время у родных и близких? Понимаете, нам очень тяжело держаться срединного – царского – пути. А ответ-то на поверхности. В сутках 24 часа, в неделе 7 дней… То есть, если ты пошел к больным, то естественно, это время ты отнял, прежде всего, у себя, потом уже и у ближних. Но надо повнимательнее посмотреть: не то ли это время, которое ты потратила бы на смотрение в зомбоящик? Не то ли это время, в которое ты бы устроила себе 15-е «последнее» чаепитие с тортиком? Не то ли это время, которое ты провела за болтовней с подругой и перемыванием косточек своим мужьям? Если – то, то, Слава Богу, что его у тебя не осталось. И потом, посмотрите, как мы ограничиваем взросление наших детей. Мы же только что еду за них не пережевываем. Дитятке 12-15 лет, а он (она) ни завтрак-ужин разогреть (не говоря уж о «сделать») не умеет, ни белье постирать-погладить, ни в квартире убрать. Кто растет? – эгоист, собственник и «качественный потребитель». Нужны ли вы будете ему в старческой немощи своей – нет! А вот если вы пошли поработать Богу, то Он сумеет воспитать из ваших забалованных чадушек помощников. И все будет – слава Богу!

Но и в крайность кидаться не надо, «взваливая» все свои заботы на Бога. Все-таки понимать, что служение твое для твоего же усмирения надо. И потерпеть, и промолчать, и помолиться про себя, и обвинить себя, и лечь попозже, и встать пораньше, чтобы дела все дома переделать женских рук требующие. Все – на благо.

Наше служение – это брать и оттягивать на себя боль и скорбь наших подопечных

– Ещё один момент, касающийся больше служения в сестричестве или волонтёрской деятельности. Не каждому, наверное, легко выдержать чужое горе, особенно, когда тот человек, которому помогаешь, уходит из этой жизни. Да и в целом, не каждый готов видеть, если не ежедневно, то часто, болезни, тяжёлые диагнозы, страдание. А ведь нужно ещё и поддержать человека, вселить надежду. Как самому не сломаться?

– Насчет трудности в служении в этом океане скорбей – все верно. Но ведь не зря сестричества организуются при храмах. Милость Божия, если «у руля» сестринского корабля стоит Христос, а штурман – хороший и мудрый священник, который любит свое незаметное, «невыгодное» служение, который болеет за него всей душой, который молится с кровавым потом… Тогда все будет хорошо. Не «без проблем» – ибо им все равно быть положено коли дело Божие, а в смысле, что все проблемы будут обращаться на благо и на возрастание в себе… Единственно, к смерти нельзя привыкать. Потому что наше служение – это брать и оттягивать на себя боль и скорбь наших подопечных. Принять на себя часть ударов судьбы, чтобы немощный человек, не ведающий еще Бога, не сломался. А ты, знающая Его, можешь пойти на исповедь, можешь помолиться, у тебя есть Святое Причастие, поэтому тебе однозначно положено «брать удар на себя». Еще и еще, и еще… «Если после встречи с тобой больному не стало легче, значит, ты напрасно с ним встречался» – архимандрит Зосима (Сокур).

Уходят иногда. Правда, два только случая за все 10 лет…

– Бывает, что кто-то не выдерживает и уходит из сестричества?

– В сестричество и вступают, и, к сожалению, уходят. Уходят и по немощи физической (хотя, они остаются в сестринском молитвенном синодике, и все равно душой – с нами), и по самости (вот, о чем постоянно просишь на молитве – не попусти, Господи, самостью этой заболеть, не отпусти от Себя)… Все, конечно, добровольно, с советом и предостережениями духовника. Сейчас, как старшая сестра говорю, даже рекомендовать ко вступлению страшусь. Очень много проблем наваливается, чисто человеческая немощь берет верх: вот, примем, а она будет от своего послушания уходить, придется снова на кого-то «безотказного» его взваливать… Не хочу… Но что тут может значить мое «не хочу», коли человека зовет Господь. Приходят, страдают, ломают себя, очищаются от самостей в горниле скорбей… Ну, и уходят иногда. Правда, два только случая за все 10 лет, но больно до сих пор: значит, где-то не разглядела, не нашла ключик к сердцу. Ведь каждую сестру воспринимаешь как Богом данного тебе ребенка. И страшишься: Господи, сама-то я немощная, негодная, а еще и за них ответственность нести, за что мне это???

Попытайтесь смотреть на мир с позиции сильного человека

– Наталия, спасибо за этот разговор, искренний и мудрый. И в завершении. Грядут святые Праздники. Что хочется пожелать нашим читателям? И главное – что посоветовать тем, кто ещё сомневается, может ли он кому-то помочь, и не знает, с чего начать и как правильно оказать помощь ближнему?

– Хочется пожелать вам, родные мои, чтобы с вами всегда был Господь. А это – единственное, что может иметь ценность и в этой, и в будущей жизни. Вот, близится Праздник, когда наше Спасение уже явится на земле в холодной пещерке Вифлеема и сонм сил Небесных возгласит: «Христос рождается, славите!» Пусть сердечко ваше отзовется на Ангельский призыв славить Бога. А как мы можем Его славить? Как может славить отца и мать сын или дочь? Да своею жизнью, конечно! Своим добрым сердцем, своею справедливостью, своей щедростью и милостью. Чего и вам желаю. Попытайтесь смотреть на мир с позиции сильного человека. То есть с позиции: кому бы помочь? Ну, хотя бы несколько часов в день. И это не требует какого-то особого настроя: просто сказать спасибо дворнику за чистый двор, просто улыбнуться растерянной девушке, просто придержать за локоток старушку… Усилий мало, а удовольствие – на весь день. Проверьте! С Праздником!

Подготовила Мария Сметанина

Фото предоставлено Наталией Гусевой