• 1812. «Освобождение России от нашествия неприятельского»: уроки истории и вызовы современности. [Djv- 3.8M ] Сборник докладов. Под редакцией М.Б. Смолина, Д.А. Мальцева.
    (Москва: РИСИ, 2013. - Российский институт стратегических исследований)
    Скан, OCR, обработка, формат Djv: Legion, 2015
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      От редакции (5).
      Мультатули П.В. Лживый миф о «превентивной войне» 1812 г. (7).
      Рачинский А.В. Несостоявшаяся коронация Наполеона (20).
      Мальцев Д.А. Проблема готовности Русской императорской армии к войне в трудах историков и в действительности (25).
      Выскочков Л.В. Народы России в Отечественной войне 1812 г. (34).
      Земцов В.Н. Панорама Ф.А. Рубо «Бородинская битва»: история одного национального мифа (53).
      Трошин Н.Н. Континентальная система: история и современность (71).
      Аблова Н.Е. Отечественная война 1812 г. в современной белорусской историографии и учебной литературе (84).
      Сытин А.Н. 1812 г. - апогей мощи Российской империи (100).
      Илляшевич В.Н. Отечественная война 1812 г.: северное направление и прибалтийцы (111).
      Очиров У.Б. Иррегулярные полки русской армии в войне 1812-1814 гг.: особенности изучения и «белые пятна» (на примере калмыцких полков) (136).
      Рахимов Р.Н. Национальная конница в Отечественной войне 1812 г. (158).
      Потрашков С.В. Отечественная война 1812 г.: историческая память украинцев и современная украинская историография (166).
      Столяр В.П., Овчинникова М.Б. Московский госпиталь во время Отечественной войны 1812 г. (177).
      Солдатов А.А. Уроки Березины: итоги и значение Отечественной войны 1812 г. глазами современного французского общества (191).
      Бородин И.В. Образ России эпохи наполеоновских войн и ее роль в освобождении Европы в современной сербской и хорватской историографии (207).
      Неменский О.Б. Западная Русь и русско-польский конфликт в Отечественной войне 1812 г. (218).
      Ермаков А.В. Отечественная война 1812 г. и формирование новой идеологии российского образования (225).

Аннотация издательства: В предлагаемое издание включены доклады и выступления ведущих экспертов РИСИ, ученых и исследователей из России, Украины, Белоруссии, Эстонии и Франции, сделанные на международной научной конференции «1812. «Освобождение России от нашествия неприятельского»: уроки истории и вызовы современности», посвященной 200-летию победы в Отечественной войне. В докладах анализируется роль Отечественной войны 1812 г. в истории Российского государства и нации. Обсуждаются проблемы освещения событий того времени в современной зарубежной и российской историографии, основные интерпретации и фальсификации истории наполеоновских войн, представляющих угрозу национальной безопасности, а также значение Отечественной войны 1812 г. как ресурса для патриотического воспитания молодежи и укрепления национального единства.

На северной окраине Москвы под надёжной защитой бойцов МО притаился бывший засекреченный институт Службы внешней разведки. Сейчас на фронтоне козырька красуются золотые буквы - Российский институт стратегических исследований. Но мирное название посвящённых не смущает - более двухсот сотрудников куют здесь аналитический щит родины.

Будет ли новая война на юго-востоке Украины? Кто стоит за президентом США? Почему многих наших чиновников можно назвать идейными агентами влияния? На эти и другие вопросы, привычно взвешивая каждое слово, отвечает директор РИСИ, генерал-лейтенант СВР Леонид РЕШЕТНИКОВ.

Интервью начала 2015 года.

● Соперники на одном поле ●

У вас была серьёзная «крыша» - СВР. Почему вдруг рассекретили?

Сегодня нашим учредителем является президент России, а все государственные задания на исследования подписывает глава администрации Сергей Иванов.

Насколько востребована ваша аналитика? А то мы страна бумажная, все пишут, пишут, а есть влияние на конечный результат?

Порой мы видим действия, которые перекликаются с нашими аналитическими записками. Иногда поражает, что выступаешь с определёнными идеями, и это становится трендом в российском общественном мнении. Видно, многие направления просто витают в воздухе.

В США чем-то подобным занимаются аналитический центр Stratfor и стратегический исследовательский центр RAND Corporation. Кто из вас «круче»?

Когда мы после перехода в АП в апреле 2009 года делали новый устав института, то в качестве пожелания нам говорили, что мы должны брать с них пример. Я тогда подумал: «Если вы нас будете финансировать, как финансируются Stratfor или RAND Corporation, то мы все эти иностранные аналитические компании заткнём за пояс». Ведь российские аналитики самые сильные в мире. Тем более региональные специалисты, у которых более «свежие», незашоренные мозги. Могу об этом говорить уверенно, всё-таки 33 года аналитической работы, сначала в Первом главном управлении КГБ СССР, а затем в Службе внешней разведки.

● НПО, НПО - ты куда нас завело ●

Как известно, RAND Corporation разрабатывал для Украины план АТО на юго-востоке страны. Ваш институт давал информацию по Украине, в частности по Крыму?

Конечно. В принципе по Украине и работало всего два института: РИСИ и Институт стран СНГ Константина Затулина. С самого начала своей деятельности мы писали аналитические записки по росту антироссийских настроений в материковой Украине и усилению пророссийских в Крыму. Анализировали деятельность украинских властей. Но давали не алармистскую информацию - всё пропало, а скорее усиливали внимание к растущей проблеме.

Предлагали значительно усилить работу пророссийских неправительственных организаций (НПО), усилить, как сейчас принято говорить, давление политики «мягкой силы».

С таким послом, как Зурабов, никаких врагов не надо!

Работа любого посольства и посла скована множеством ограничений. Шаг влево, шаг вправо - скандал. Плюс в стране вообще беда с профессиональными кадрами. И не только в дипломатической области. Как-то мы поистощились - на гослужбе осталось очень мало крепких людей со стержнем.

Роль же НПО переоценить сложно. Яркий пример - цветные революции, которые разогреваются иностранными, в первую очередь американскими, неправительственными организациями. Так было и на Украине. К сожалению, созданию и поддержке подобных организаций, которые действовали бы в наших интересах, внимания фактически не уделялось. А если бы они работали, то заменили бы десять посольств и десять даже очень умных послов. Сейчас ситуация начала меняться после прямого указания президента. Дай Бог, чтобы подчинённые не замылили это развитие.

● Если завтра война, если завтра в поход ●

Как, на ваш взгляд, будут развиваться события в Новороссии весной и летом? Будет новая военная кампания?

Увы, вероятность очень большая. Ещё год назад идея федерализации Украины работала. Но сейчас Киеву нужна только война. Только унитарное государство. По нескольким причинам. Главная - во главе страны встали идейно антироссийские люди, которые находятся не просто в подчинении Вашингтона, а буквально состоят на содержании тех сил, которые прячутся за правительством США.

И что нужно этому пресловутому «мировому правительству»?

Проще сказать, что им не нужно: не нужна федеративная Украина, это будет плохо контролируемая территория. На ней невозможно разместить свои военные базы, новый эшелон ПРО. А такие планы есть. От Луганска или Харькова крылатые тактические ракеты достигают Зауралья, где находятся наши основные силы ядерного сдерживания. И со 100%-ной вероятностью смогут поражать баллистические ракеты шахтного и мобильного базирования на взлётной траектории. Сейчас этот район для них недоступен ни из Польши, ни из Турции, ни с Юго-Восточной Азии. Вот главная цель. Поэтому за Донбасс США будут сражаться до последнего украинца.

То есть дело не в месторождениях сланцевого газа, которые нашли на этой территории?

Главная стратегическая задача - унитарная Украина под их полным контролем для борьбы с Россией. А сланцевый газ или пахотные земли - это просто приятный бонус. Сопутствующий выигрыш. Плюс серьёзный удар по нашей оборонке из-за разрыва связей ОПК Украины и России. Это уже сделано.

Нас переиграли: «сукина сына» Януковича пришлось эвакуировать при помощи спецназа, а Вашингтон поставил своих «сукиных детей»?

С военно-стратегической точки зрения, конечно, переиграли. У России есть «компенсация» - Крым. Есть «компенсация» - сопротивление жителей юго-востока Украины. Но противник уже получил огромную территорию, которая была в составе Советского Союза и Российской империи.

Что мы в этом году увидим на Украине?

Процесс полураспада или даже полного распада. Многие пока просто затихли перед лицом настоящего нацизма. Но люди, которые понимают, что Украина и Россия связаны накрепко, ещё не сказали своего слова. Ни в Одессе, ни в Харькове, ни в Запорожье, ни в Чернигове. Молчание это не вечно. И крышку котла неизбежно сорвёт.

А как будут складываться отношения Новороссии и остальной Украины?

Есть маловероятный сценарий Приднестровья. Но я в него не верю - территория ДНР и ЛНР значительно больше, миллионы людей уже втянулись в эту войну. Пока Россия может ещё уговорить руководителей ополчения на временные передышку и перемирие. Но именно на «временное». Ни о каком вхождении Новороссии в состав Украины речи уже не идёт. Люди юго-востока не хотят быть украинцами.

Если уж наша страна попала в мировую изоляцию из-за присоединения Крыма, то почему не пойти ва-банк на юго-востоке? Сколько можно лицемерить?

Ва-банк, на мой взгляд, идти рано. Мы недооцениваем информированность нашего президента, который знает, что в Европе идут некие закрытые от постороннего глаза процессы. Они дают надежду, что пока мы можем отстоять интересы другими методами и средствами.

● Фронт без линии фронта ●

В информационном потоке, связанном с Украиной, мы забываем о взрывном росте религиозного экстремизма в Средней Азии…

Это чрезвычайно опасная тенденция для нашей страны. Очень сложная ситуация в Таджикистане. Нестабильна обстановка в Киргизии. Но направлением первого удара может стать Туркменистан, как и писали «АН». Мы как-то немного о нём забываем, из-за того что Ашхабад держится особняком. Но этот «особняк» может рухнуть первым. Хватит ли у них сил отбиться самим? Или придётся нам вмешиваться в страну, которая держится от нас на достаточно удалённой дистанции. Так что направление тяжёлое.

И не только в связи с проникновением в регион боевиков «Исламского государства». Согласно последним данным, США и НАТО не собираются уходить из Афганистана, а сохраняют там свои базы. С военной точки зрения пять или десять тысяч солдат, которые остаются, в течение месяца могут быть развёрнуты в 50-100-тысячную группировку.

Это часть общего плана окружения и давления на Россию, который осуществляется руками США с целью свержения президента Владимира Путина и раскола страны. Обычный обыватель может, конечно, этому не верить, но люди, обладающие большим объёмом информации, это прекрасно знают.

По каким границам пройдёт раскол?

Вначале планируется просто отколоть то, что «плохо лежит». Всё равно, что отколется: Калининград, Северный Кавказ или Дальний Восток. Это будет детонатором процесса, который может пойти по нарастающей. Эта идея не пропагандистская, а реальная. Такое давление с запада (Украина) и юга (Средняя Азия) будет только нарастать. Пытаются просочиться через западные ворота, но пробуют на прочность и южные.

Где для нас наиболее опасное стратегическое направление?

Южное направление очень опасно. Но пока ещё существуют буферные государства - бывшие среднеазиатские советские республики. А на западе война уже на границе. Фактически на нашей территории.

Сейчас там идёт бойня не украинцев и русских, а война мировых систем. Одни считают, что они «це Европа», а другие - Россия. Ведь наша страна - это не просто территория, это отдельная огромная цивилизация, которая принесла всему миру свой взгляд на мироустройство. Прежде всего, конечно, Российская империя как образец восточноправославной цивилизации. Большевики её уничтожили, но выдали «на-гора» новую цивилизационую идею. Сейчас вплотную подошли к третьей. И в течение 5-6 лет мы это увидим.

Какая она будет?

Думаю, что это будет хороший симбиоз предыдущих. И наши «заклятые коллеги» это прекрасно понимают. Поэтому и началась атака со всех сторон.

То есть совместная российско-американская борьба с терроризмом, в частности, с ИГИЛ - фикция?

Конечно. Америка террористов создаёт, кормит, дрессирует, потом всей своре командует: «фас». Может быть, одну «бешеную собаку» из этой стаи помогут пристрелить, но остальных будут натравливать ещё активнее.

● сатана там правит бал ●

Леонид Петрович, вы считаете, что США и американские президенты всего лишь инструмент. Кто тогда выстраивает политику?

Есть сообщества некоторых практически неизвестных обществу людей, которые не просто ставят американских президентов, а определяют правила для всей «Большой игры». Это, в частности, транснациональные финансовые корпорации. Но не только они.

Сейчас идёт переформатирование финансовой и экономической системы мира. Налицо попытка переосмыслить всю структуру капитализма, не отказываясь от него. Резко меняется внешняя политика. США вдруг фактически бросили Израиль - своего главного союзника на Ближнем Востоке ради улучшения отношений с Ираном. Почему сейчас Тегеран нужнее и важнее, чем Тель-Авив? Потому что он входит в пояс окружения России. Эти тайные силы поставили задачу ликвидации нашей страны как серьёзного игрока на мировой арене. Ведь Россия несёт цивилизационую альтернативу всему объединённому Западу.

Тем более что в мире идёт взрывной рост антиамериканских настроений. Венгрия, где у власти консервативные правые силы, и леваки Греции - диаметрально противоположные силы - фактически объединились и «взбрыкнули» против диктата США на Старом континенте. Есть кому «взбрыкивать» в Италии, Австрии, во Франции и так далее. Если Россия сейчас выдержит, то в Европе пойдут процессы, которые невыгодны силам, претендующим на мировое господство. И они это прекрасно понимают.

Некоторые европейские лидеры уже плачут, что США буквально навязали им санкции. Европа может вырваться из «дружеских» американских объятий?

Никогда. Америка крепко держит её на нескольких цепях: печатный станок ФРС, угроза цветных революций и физического устранения неугодных политиков.

Насчёт физического устранения палку не перегибаете?

Нисколько. Центральное разведывательное управление США - это даже по уровню стоящих перед ним задач не разведка. ПГУ КГБ или СВР РФ - классическая разведка: сбор информации и доклад руководству страны. В ЦРУ эти традиционные признаки разведки стоят в конце списка задач. Главные же - устранение, в том числе и физическое, политических деятелей и организация переворотов. И они это делают в режиме реального времени.

После гибели подлодки «Курск» из Румынии к нам прилетал директор ЦРУ Джордж Тенет. Мне поручили встречать его в аэропорту. Тенет долго не выходил из самолёта, но аппарель была открыта, и удалось заглянуть вовнутрь его «Геркулеса». Это был летающий командный пункт, операционный компьютерный центр, полностью набитый аппаратурой и системами связи, который может отслеживать и моделировать ситуацию во всём мире. Сопровождающая делегация - двадцать человек. Мы же летали и летаем обычными рейсами в составе 2-5 человек. Как говорится, почувствуйте разницу.

Кстати, о разведке. Вновь начали говорить об идее восстановления единой российской разведслужбы путём объединения СВР и ФСБ. Ваше отношение?

Крайне отрицательное. Если мы объединим две спецслужбы - внешнюю разведку и контрразведку, то из двух источников информации для высшего руководства страны мы создаём один. Тогда тот человек, который сидит на этом «роднике информации», становится монополистом. И может ей манипулировать ради достижения какой-то цели. В КГБ СССР такие манипуляции с информацией были заметны даже капитану Решетникову. Для президента, царя или премьер-министра - как ни назови высшее должностное лицо - выгодно иметь несколько независимых разведисточников. Иначе он становится заложником конкретного руководителя структуры или самой структуры. Это очень опасно.

● Где посадки? ●

Давайте перейдём от мировой конспирологии «к нашим баранам». Как отличить чиновника, который не ведает, что творит, от агента влияния, который творит сознательно?

Реальных агентов влияния серьёзного уровня в мире не так много, как принято считать. Принятие или непринятие серьёз-ных стратегических решений не в интересах своей страны в основном инициируется, скажем так, идейными агентами. Это те наши чиновники, которые оказались в отечественном высокопоставленном кресле, но душой они на Западе. Их не надо вербовать или им приказывать. Для этих людей всё, что делается «там», - высочайшие достижения цивилизации. А то, что есть здесь, - «немытая Россия». Они не связывают со страной будущее своих детей, которых отправляют учиться за границу. А это более серьёзный показатель, чем счета в западных банках. Такие «товарищи» от души не любят Россию, «развитием» которой руководят.

Как вы точно нарисовали портрет некоторых наших министров. Как мы с ними пройдём 2015 год?

Год, с ними или без них, будет тяжёлым. Скорее всего, и следующий будет не легче. Но затем начнётся уверенное шествие новой России.

История

Образован Указом Президента Российской Федерации в 1992году.

Собственники и руководство

В соответствии с Уставом Института, утверждённым Указом Президента РФ от 29 апреля 2009 года № 478, учредителем федерального государственного научного бюджетного учреждения “Российский институт стратегических исследований” является Президент Российской Федерации.

Деятельность

РИСИ занимается:

  • научно-исследовательской работой;
  • подготовкой информационно-аналитических материалов,
  • информированием политических, научных кругов и общественности о проблемах, касающихся национальной безопасности и стратегических интересов России;
  • организацией и проведением научно-практических конференций, семинаров, ситуационных анализов

по приоритетным проблемам;

  • оказанием информационно-консалтинговых услуг.

РИСИ исследует общие вопросы обеспечения национальной безопасности, анализирует явления и тенденции в экономике и политике зарубежных стран, которые затрагивают национальную безопасность и интересы России. Изучает проблемы развития взаимоотношений между Россией и зарубежными странами, характер и направленность глобальных и региональных военно-политических и экономических процессов, осуществляет анализ и прогнозирование кризисных ситуаций в отдельных странах и регионах мира.

Внешние связи

У РИСИ сложились конструктивные отношения с целым рядом госу¬дарственных структур, политических и общественных организаций, научно-исследовательских центров России. Сотрудники Института присутствуют на слушаниях в комитетах Совета Федерации и Госу¬дарственной Думы, участвуют в работе межведомственных рабочих групп, общественных организаций, проводят исследования по заказам министерств и ведомств. РИСИ взаимодействует в научном плане с близкими по профилю институтами РАН, МО РФ, дру¬гими отечественными научными центрами и учебными заведениями. В рамках этого сотрудничества проводятся совместные исследования, издаются монографии. Налажено тесное сотрудничество с институтами стратегических и меж¬дународных исследований, другими научными центрами стран ближнего зарубежья. РИСИ имеет устойчивые связи с целым рядом государственных структур, политических организаций и научно-исследовательских центров Западной Европы, США и Азии.

Издательская деятельность

РИСИ выпущен ряд изданий: серии аналитических альманахов “Новая Евразия: Россия и страны ближнего зарубежья”, “Россия и глобальная экономика”, “Политика в XXI веке: вызовы и реалии”; информационные бюллетени “Российский вектор” и “Аналитические обзоры РИСИ”; монографии по ключевым проблемам современности и ведущим странам мира: “Ядерный фактор в современном мире”, “Ислам и исламизм”, “Создание систем ПРО за рубежом и безопасность России”, “Шанхайская организа¬ция сотрудничества: становление новой реальности”, “США в новом мире: пределы могущества”, “Китай: экономика и политика”, “Иран в современ¬ном мире”, “Повышение экономической эффективности военного строи¬тельства в США”, “Россия в Азии: проблемы взаимодействия” и др. В течение ряда лет сотрудники Института работают над исследователь¬ским проектом, посвящённым государствам, возникшим на территории СССР. По результатам исследований вышли в свет монографии “Украина: вектор перемен” (1994 г.), “Казахстан: реалии и перспективы независимо¬го развития” (1995 г.), “Белоруссия: путь к новым горизонтам” (1996 г.), “Армения: проблемы независимого развития” и “Узбекистан: обретение нового облика” (1998 г.), “Независимый Азербайджан: новые ориенти¬ры” (2000 г.), “Грузия: проблемы и перспективы развития” в двух томах (2001-2002 гг.), “Молдавия: современные тенденции развития” (2004 г.). С 2010 года Институт издаёт ежеквартальный научный журнал “Проблемы национальной стратегии”, в котором представлены статьи по широкому кругу проблем обороны и безопасности, международной политики и экономики, а также о спорных вопросах истории. Продолжен выпуск информационных бюллетеней “Российский вектор” и “Аналитические обзоры РИСИ”.

Аспирантура

В настоящее время в РИСИ ведётся работа по открытию аспирантуры по двум специальностям научных работников: специальность 07.00.15 - История международных отношений и внешней политики. Содержанием специальности “История международных отношений и внешней политики” является изучение истории взаимоотношений стран и народов, дипломатии, права, экономики, идеологии, культуры, военного дела; история отдельных государств по обеспечению собственных национально-государственных интересов и его дипломатической составляющей; проблемы конфликтологии; специальность 23.00.04 - Политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития. Содержанием специальности “Политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития” является исследование сущности, содержания и направленности процессов международных отношений, основных сфер деятельности субъектов и объектов мировой политики глобального и регионального масштаба, отдельных государств и их союзов.

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Об утверждении устава федерального государственного научного бюджетного учреждения "Российский институт стратегических исследований"


Документ с изменениями, внесенными:
;
.
____________________________________________________________________

1. Утвердить прилагаемый устав федерального государственного научного бюджетного учреждения "Российский институт стратегических исследований".

2. Признать утратившим силу (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 18, ст.2221).

3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент
Российской Федерации
Д.Медведев

Устав федерального государственного научного бюджетного учреждения "Российский институт стратегических исследований"

I. Общие положения

1. Российский институт стратегических исследований (далее - Институт) образован Указом Президента Российской Федерации от 29 февраля 1992 года N 202 "Об образовании Российского института стратегических исследований".

Институт является федеральным государственным научным бюджетным учреждением.

2. Наименование Института:

а) на русском языке: полное - федеральное государственное научное бюджетное учреждение "Российский институт стратегических исследований"; сокращенное - РИСИ;

б) на английском языке: полное - Russia"s Institute for Strategic Studies; сокращенное - RISS;

в) при заполнении бланков документов государственного образца - ФГНБУ РИСИ.

3. Местонахождение Института: 125413, г.Москва, ул.Флотская, д.15Б, стр.1-4.

4. Институт является юридическим лицом, от своего имени приобретает имущественные и личные неимущественные права и несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде, обладает обособленным имуществом на праве оперативного управления.

5. Институт имеет самостоятельный баланс, лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства, открытые в установленном порядке для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, а также для учета средств, полученных от приносящей доход деятельности, валютные счета в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации.

6. Учредителем Института является Президент Российской Федерации (далее - учредитель).

7. Функции и полномочия учредителя Института осуществляются Администрацией Президента Российской Федерации, за исключением функций и полномочий, которые в соответствии с настоящим уставом осуществляются иными государственными органами.

8. Государственное задание для Института формируется Администрацией Президента Российской Федерации с учетом предложений Института и утверждается Руководителем Администрации Президента Российской Федерации. Информация о тематическом содержании государственного задания имеет ограниченный доступ.

8_1. Государственным заданием устанавливаются направления исследований, осуществляемых Институтом. Тематика исследований, количество отчетов, печатной продукции, аудио- и видеопродукции и других аналитических материалов, подготавливаемых по направлениям исследований, а также количество, тематика, сроки и место проведения научно-практических мероприятий, осуществляемых в рамках направлений исследований, определяются Институтом. Институт вправе предоставлять аналитические и другие материалы, подготовленные во исполнение государственного задания, федеральным органам государственной власти.
(Пункт дополнительно включен Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2018 года N 741)

9. Заключение от имени учредителя Института и исполнение соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, определение размеров и перечисление указанной субсидии, а также целевых субсидий осуществляется Управлением делами Президента Российской Федерации. Управление делами Президента Российской Федерации осуществляет ведомственный финансовый контроль деятельности Института.

9_1. Нормативные затраты на выполнение Институтом работ в рамках государственного задания определяются в порядке, установленном Институтом по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
(Пункт дополнительно включен Указом Президента Российской Федерации от 23 июля 2018 года N 446)

9_2. Значения нормативных затрат на выполнение Институтом работ в рамках государственного задания утверждаются Институтом.
(Пункт дополнительно включен Указом Президента Российской Федерации от 23 июля 2018 года N 446)

10. Полномочия учредителя Института в части, касающейся реализации прав и обязанностей собственника имущества, находящегося в оперативном управлении Института, осуществляет федеральный орган исполнительной власти по управлению государственным имуществом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и настоящим уставом.

11. Институт осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации , федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, настоящим уставом и государственным заданием.

12. Допуск Института к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, с созданием средств защиты информации, а также с реализацией мероприятий по защите государственной тайны, осуществляется в установленном Правительством Российской Федерации порядке.

13. Права и обязанности работников Института определяются в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, должностными инструкциями и действующими в Институте положениями, инструкциями, правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным и трудовыми договорами.

14. Институт имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим полным наименованием, эмблему, необходимые для осуществления деятельности бланки и штампы.

II. Основная цель, задачи и виды деятельности Института

15. Основной целью деятельности Института является информационно-аналитическое обеспечение федеральных органов государственной власти при формировании стратегических направлений государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности.

16. Задачами Института являются:

а) исследование актуальных международных и военно-политических проблем, вопросов военной и военно-промышленной политики ведущих стран мира, социально-политической и экономической ситуации в странах ближнего зарубежья и определение перспектив развития двусторонних отношений Российской Федерации с другими государствами;

б) экспертиза и оценка целевых установок и программ формирования государственной политики Российской Федерации в сфере обеспечения национальной безопасности;

в) изучение проблем и тенденций развития международных экономических отношений, конъюнктуры мирового рынка, экономической политики главных партнеров Российской Федерации, вопросов экологической безопасности;

г) анализ и прогнозирование развития событий в отдельных странах и регионах, которые могут привести к кризисным ситуациям, а также разработка предложений о путях и способах урегулирования таких ситуаций.

17. Для достижения основной цели Институт осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета следующие виды деятельности:

а) проведение фундаментальных и прикладных исследований, осуществление сбора, систематизации и обработки информации и формирование на их основе справочно-информационного фонда;

б) подготовка информационно-аналитических обзоров состояния и тенденций развития международных, военно-политических и социально-экономических отношений;

в) рецензирование научных работ, а также проведение консультаций по проблемам, отнесенным к компетенции Института;

г) осуществление издательско-полиграфической деятельности, выпуск и распространение печатной продукции (монографий, сборников статей, иных научных и информационных материалов), а также аудио- и видеопродукции, связанной с деятельностью Института;

д) участие в научных конференциях, симпозиумах, семинарах и иных мероприятиях (в том числе международных), а также организация таких мероприятий.

18. Институт вправе осуществлять на основании договоров с физическими и юридическими лицами (в том числе иностранными) следующие виды приносящей доход деятельности, если такая деятельность служит достижению целей, для которых создан Институт:

а) выполнение научно-исследовательских работ, оказание информационных, консультационных услуг;

б) осуществление издательско-полиграфической деятельности, выпуск, распространение и реализация печатной, аудио- и видеопродукции, связанной с деятельностью Института;

в) оказание услуг по организации и проведению конференций, других научно-организационных и научно-практических мероприятий, в том числе международных;

г) реализация продукции (товаров), созданной или приобретенной за счет средств от приносящей доход деятельности, и направление поступлений от реализации на обеспечение своей уставной деятельности.

19. Виды деятельности, требующие в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензирования, осуществляются только после получения соответствующей лицензии.

III. Структура Института

20. Институт самостоятельно формирует свою структуру. Основными структурными подразделениями Института являются научные отделы, центры, сектора и лаборатории, иные структурные подразделения, обеспечивающие его деятельность.

21. Созданные Институтом филиалы и представительства осуществляют свою деятельность от имени Института.

22. Структурные подразделения Института не являются юридическими лицами. Статус, функции и полномочия структурных подразделений определяются положениями о них. Положения о структурных подразделениях утверждаются директором Института.

IV. Права и обязанности Института

23. Для достижения основной цели и выполнения задач Институт в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, имеет право:

а) устанавливать и развивать связи с научными учреждениями, а также с высшими учебными заведениями Российской Федерации, осуществлять в пределах своей компетенции международное научное сотрудничество, заключать в установленном порядке соглашения о научном сотрудничестве с российскими и иностранными научными центрами, участвовать в проведении совместных научных исследований и оказании услуг, подготовке научных трудов;

б) направлять в соответствующие государственные органы и иностранные представительства в Российской Федерации запросы на выдачу виз и оформление выезда за рубеж работников Института, приезда в Российскую Федерацию по приглашению Института иностранных специалистов;

в) разрабатывать и представлять в Управление делами Президента Российской Федерации предложения по необходимым объемам финансирования установленного государственного задания и целевых субсидий за счет средств федерального бюджета;

г) принимать меры социальной поддержки работников Института;

д) привлекать юридических и физических лиц для выполнения отдельных работ на основе гражданско-правовых договоров;

е) принимать от физических и юридических лиц денежные и иные пожертвования при условии соответствия цели пожертвования целям деятельности Института и осуществлять за счет полученного имущества деятельность согласно цели пожертвования;

ж) в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности с уведомлением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности, выступать в качестве учредителя или участника хозяйственных обществ;

з) бесплатно получать необходимую для осуществления деятельности Института информацию, содержащуюся в банках данных государственных органов;

и) обеспечивать техническое и хозяйственное обслуживание своей деятельности и своих объектов недвижимости;

к) выступать заказчиком при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для своих нужд.

24. Институт обязан:

а) обеспечивать первоочередное исполнение государственных заданий;

б) обеспечивать высокий уровень научных исследований и разработок, активно содействовать их широкому применению;

в) обеспечивать сохранение, поддержание и обновление своей научно-технической базы, техническое переоснащение основных фондов;

г) содержать в надлежащем состоянии имущество, принадлежащее Институту на праве оперативного управления, обеспечивая его техническое и хозяйственное обслуживание;

д) обеспечивать в соответствии с возложенными задачами и в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну;

е) обеспечивать в соответствии с законодательством Российской Федерации мобилизационную готовность Института и функционирование системы его гражданской обороны;

ж) представлять в Управление делами Президента Российской Федерации отчетность по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности;

з) вести бухгалтерский учет результатов финансово-хозяйственной деятельности, представлять бухгалтерскую, статистическую и иную отчетность в соответствующие органы в порядке и сроки, которые установлены законодательством Российской Федерации для бюджетных учреждений;

и) обеспечивать безопасность труда работников Института;

к) соблюдать установленные требования к организации делопроизводства, составлению, исполнению и хранению служебных документов.

25. Институт обеспечивает открытость и доступность своих документов с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной, коммерческой и иной тайны, а также с учетом специфики своей деятельности.

26. Институт возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации.

27. После назначения директора Института на должность между ним и Руководителем Администрации Президента Российской Федерации заключается трудовой договор сроком до пяти лет.

28. Директор руководит деятельностью Института на основе единоначалия.

29. Директор Института в соответствии с законодательством Российской Федерации:

а) действует без доверенности от имени Института, представляет его интересы в государственных, общественных и иных организациях, выдает доверенности;

б) определяет направления и сроки выполнения научно-исследовательских работ;

в) обеспечивает координацию научных исследований, проводимых Институтом совместно с другими научными учреждениями;

г) руководит работой ученого совета Института;

д) утверждает планы научно-исследовательских работ и редакционно-издательской деятельности Института;

е) утверждает структуру и штатное расписание Института, определяет условия выплаты надбавок и доплат к должностным окладам работников;

ж) создает в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, филиалы, представительства, утверждает положения о них, назначает их руководителей, а также принимает решения об их реорганизации и ликвидации;

з) утверждает положения о структурных подразделениях Института;

и) осуществляет кадровую политику Института;

к) назначает на должность и освобождает от должности работников Института, заключает с ними, изменяет и прекращает трудовые договоры;

л) распределяет обязанности между заместителями директора Института, определяет должностные обязанности других работников Института;

м) объявляет конкурсы на замещение вакантных должностей руководителей научных подразделений, научных сотрудников, принимает решения по итогам работы аттестационных комиссий;

н) принимает решения о создании временных научных коллективов и рабочих групп из штатных работников Института для исследования отдельных проблем;

о) открывает счета в территориальных органах Федерального казначейства, валютные счета - в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации;

п) решает вопросы, связанные с распоряжением имуществом Института;

р) принимает решения по вопросам участия Института в других организациях, в том числе в качестве учредителя или соучредителя;

с) заключает от имени Института гражданско-правовые договоры с юридическими и физическими лицами;

т) издает приказы и распоряжения, дает поручения и указания, обязательные для исполнения работниками Института;

у) поощряет работников Института и применяет к ним меры дисциплинарного взыскания;

ф) предоставляет работникам Института очередные и иные отпуска, направляет их в служебные командировки;

х) решает вопросы социальной поддержки работников Института;

ц) решает иные вопросы, отнесенные к его компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим уставом.

30. Директор несет персональную ответственность за результаты деятельности Института, сохранность и целевое использование переданного Институту имущества.

31. Директор Института в своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации и несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность:

а) за нецелевое использование средств федерального бюджета;

б) за совершение крупной сделки (сделки, в совершении которой имеется заинтересованность) без предварительного согласия (одобрения) Администрации Президента Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти по управлению государственным имуществом в размере убытков, причиненных Институту;

в) за нарушение законодательства Российской Федерации о государственной тайне;

г) за иные нарушения законодательства Российской Федерации.

32. Директор Института имеет заместителей.

Заместители директора Института осуществляют свою деятельность в соответствии с распределением между ними обязанностей, утверждаемым директором Института.

33. Для разработки предложений по основным направлениям научной деятельности Института создается ученый совет Института. Ученый совет возглавляет директор Института, который утверждает состав ученого совета и положение о нем.

34. Организация работы ученого совета Института осуществляется ученым секретарем Института, назначаемым директором Института.

35. При необходимости ученый совет образует специализированные секции.

36. Ученый совет:

а) рассматривает вопросы, связанные с основными направлениями научной деятельности Института;

б) обсуждает проекты планов научно-исследовательских работ и редакционно-издательской деятельности, исходя из государственного задания, научных и экономических интересов Института, создает редакционные коллегии для подготовки научных изданий;

в) заслушивает доклады работников Института и приглашенных лиц по наиболее значимым и актуальным проблемам, связанным с деятельностью Института;

г) рассматривает не реже одного раза в два года результаты научной работы научных подразделений Института;

д) рассматривает вопросы научного сотрудничества Института с другими научными организациями и учебными заведениями;

е) оценивает квалификацию научных кадров Института, рассматривает вопросы конкурсного отбора кандидатов, претендующих на замещение вакантных должностей, повышения квалификации кадров;

ж) в установленном порядке рассматривает вопросы о представлении к присвоению ученых званий и принимает соответствующие решения.

VI. Имущество и финансовое обеспечение Института

37. Здания, сооружения, оборудование и другое имущество Института являются федеральной собственностью, принадлежат Институту на праве оперативного управления.

38. Земельный участок, необходимый для выполнения Институтом своих уставных задач, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования.

39. Институт осуществляет в отношении принадлежащего ему на праве оперативного управления имущества права владения, пользования и распоряжения им в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, в соответствии с целями своей деятельности и назначением имущества.

Институт без согласия собственника имущества не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным Институтом за счет средств, выделенных собственником на его приобретение, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, Институт вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

40. Крупная сделка (сделка, в совершении которой имеется заинтересованность) может быть заключена Институтом только при получении предварительного согласия (одобрения) Администрации Президента Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти по управлению государственным имуществом.

Решение об одобрении либо об отказе в одобрении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, принимается Администрацией Президента Российской Федерации до ее заключения на основании сообщения Института, согласованного с федеральным органом исполнительной власти по управлению государственным имуществом.

41. Сведения о приобретенном имуществе, подлежащие внесению в реестр федерального имущества, в установленном порядке представляются Институтом в федеральный орган исполнительной власти по управлению государственным имуществом.

42. Источниками финансового обеспечения и формирования имущества Института являются:

а) средства федерального бюджета (субсидии), а также имущество, приобретаемое Институтом за счет таких средств;

б) федеральное имущество, передаваемое Институту собственником имущества на основании его решения о закреплении за Институтом этого имущества на праве оперативного управления;

в) средства, получаемые Институтом от использования принадлежащего ему на праве оперативного управления имущества;

г) средства, полученные Институтом от осуществления приносящей доход деятельности, а также имущество, приобретаемое за счет таких средств;

д) средства и другое имущество, поступающие за счет добровольных пожертвований физических и юридических лиц;

е) средства и имущество, поступающие из других не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.

43. Все средства, поступающие в Институт, направляются на обеспечение его деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим уставом.

44. Расходование средств Института осуществляется им в соответствии с утвержденным планом финансово-хозяйственной деятельности Института.

Порядок составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности Института определяет Управление делами Президента Российской Федерации.

45. Институт отвечает по своим обязательствам находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением особо ценного движимого имущества, а также недвижимого имущества.

46. Правовая защита и использование результатов интеллектуальной деятельности, созданных в процессе осуществления Институтом научной деятельности, регулируются в соответствии с законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

VII. Реорганизация, изменение типа и ликвидация Института

47. Реорганизация, изменение типа Института производятся по решению Президента Российской Федерации.

48. Ликвидация Института производится по решению Президента Российской Федерации или по решению суда в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.

49. В случае ликвидации Института Президентом Российской Федерации назначается ликвидационная комиссия, которая принимает меры для обеспечения сохранности имеющихся в Институте баз данных, содержащих научную и научно-техническую информацию, документированную информацию ограниченного доступа, а также документов по личному составу.

50. Распоряжение оставшимся после удовлетворения требований кредиторов имуществом Института в случае его ликвидации осуществляется федеральным органом исполнительной власти по управлению государственным имуществом.

51. Ликвидация Института считается завершенной после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"