Как в действующем, так и в новом законе об образовании нет прямого определения рабочей программы по учебному предмету, но вместе с тем им устанавлива­ются ее место и значение в системе образования. Так, этот термин входит в понятие «образовательная программа» как составная часть комплекса основных характеристик образования, а также понятия «примерная основная образовательная программа» как структурная единица учебно-методической документации, определяющей «рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы» (статья 2 главы 1 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Понятие рабочей программы

Согласно закону об образовании разработка и утверждение образовательных программ относится к компетенции образовательной организации, педагогическим работникам которой предоставлено «право на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ» . Они также обязаны «осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой».

Таким образом, рабочая программа по учебному предмету (далее – рабочая программа) является составной частью образовательной программы общеобразовательной организации и представляет, по определению А.Б. Воронцова, совокупность учебно-методической документации, которая самостоятельно разрабатывается педагогом ОУ на основе рабочего учебного плана и примерных программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации, авторских программ, с учётом целей и задач основной образовательной программы школы и отражает пути реализации содержания учебного предмета.

Т.к. законом об образовании не определены требования к рабочей программе. педагог может выбрать самостоятельную форму записи, текстового варианта рабочей программы. Например, рабочая программа может быть составлена по аналогии с требованиями к типовой учебной программе, а учитель может внести коррективы во все структурные элементы программы с учётом особенностей образовательного учреждения и учащихся конкретного класса.

Вместе с тем, как показывает педагогическая практика, на основе рекомендаций региональных методических служб рабочие программы включают следующее содержание:

  • пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели данной ступени образования с учётом специфики учебного предмета, курса;
  • общую характеристику учебного предмета, курса;
  • описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
  • описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
  • личностные, метапредметные (компетентностные) и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
  • содержание учебного предмета, курса;
  • тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;
  • описание материально-технического, учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса.
  • технологии преподавания и проверки достижения запланированных результатов;
  • рекомендуемая литература (для учителя и обучающихся).

К рабочим программам могут прикладываться различные документы, которые необходимы учителю для полноценного и эффективного осуществления образовательного процесса.

Структура рабочей программы

В соответствии с означенным содержанием рабочая программа может иметь следующую структуру:

  • титульный лист;
  • пояснительная записка;
  • планируемые результаты по окончании изучения курса;
  • описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;
  • содержание учебного предмета по годам обучения;
  • внеурочная деятельность учащихся по предмету;
  • контрольные материалы (тесты, контрольные работы, задания и др).

Возможные затруднения

Создание рабочей программы достаточно трудоемкий процесс. Основные затруднения, особенно для молодого специалиста, связаны обычно с такими проблемами:

  • описание требований к уровню подготовки учащихся через операционально выраженные диагностичные цели – результаты обучения;
  • необходимость пересмотра самого содержания, основанного на анализе избыточного и возможного недостающего информационного материала;
  • разработка контролирующих материалов, позволяющих получить объективную информацию о сформированности специальных предметных и общих учебных умений обучающихся.

Администрирование рабочей программы

Порядок и сроки рассмотрения рабочей программы устанавливаются локальным актом общеобразовательной организации. Они могут быть, например, такими:

  • рассмотрение проекта рабочей программы на заседании методического объединения школы (научно-методического совета школы);
  • ШМО или научно-методический совет после экспертизы дает заключение об одобрении или доработке рабочей программы;
  • при необходимости допускается получение рецензии (экспертного заключения) соответствующих профильных кафедр учреждений высшего профессионального образования, регионального института повышения квалификации;
  • при положительном решении представление рабочей программы в администрацию общеобразовательного учреждения для утверждения;
  • рабочая программа анализируется заместителем директора по учебно-воспитательной работе на предмет соответствия программы учебному плану общеобразовательного учреждения и требованиям государственных образовательных стандартов, а также проверяется соответствие учебника, предполагаемого для использования из рекомендованного перечня, даты контрольных работ, их количество в классе и соответствие требованиями СанПиН, положениям локальных актов общеобразовательного учреждения;
  • после согласования рабочую программу утверждает директор общеобразовательного учреждения.

Решение методического объединения учителей отражается в протоколе заседания и на последней странице рабочей программы (внизу слева) ставится гриф согласования: СОГЛАСОВАНО. Протокол заседания методического объединения учителей от 00.00.0000 №00.

Гриф согласования заместителем директора также ставится на последней странице рабочей программы (внизу слева): СОГЛАСОВАНО. Зам. директора по УВР (подпись) Расшифровка подписи. Дата.

Гриф утверждения ставится на титульном листе (вверху справа): УТВЕРЖДАЮ Директор (подпись) Расшифровка подписи. Дата.

Утверждение рабочих программ осуществляется до начала учебного года. После утверждения рабочая программа становится нормативным документом, реализуемым в данном общеобразовательном учреждении.

Делопроизводство и контроль

Один экземпляр утверждённых рабочих программ обычно хранится в документации школы в соответствии с номенклатурой дел, второй передаётся учителю для осуществления учебного процесса.

Администрация общеобразовательной организации осуществляет контроль за реализацией и выполнением рабочих программ в соответствии с планом ВШК.

Каждый отчетный период (четверть, полугодие) календарно-тематический план рабочей программы соотносится с классным журналом и отчетом учителя о прохождении программного материала. В случае их расхождения учитель обосновывает и вносит изменения в календарно — тематический план, обеспечивая условия для прохождения программы в полном объеме за меньшее или большее количество учебных часов.

Конечно, задача администрации не сводится только к контролю. Главное — помочь учителю в её составлении и реализации, особо начинающему учителю, не имеющему ни практики, ни опыта в написании подобных бумаг.

Рабочая программа по учебному предмету

Интервью c М. Р. Леонтьевой


По образованию математик, более 20 лет работала в Министерстве просвещения СССР, 10 лет проработала главным редактором «Просвещение»

Слово «программа» сейчас звучит везде, ему дают разные определения… А какие вообще могут быть программы?

Программа – это ёмкое, многоаспектное русское слово. В системе образования, в Законе «Об образовании» слово программа также употребляется для характеристики различных документов. В системе образования существуют две программы, определяющие уровни образования: общеобразовательная и профессиональная.

К общеобразовательным относятся программы: дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

При этом, в соответствии с Законом, каждый уровень имеет Основную образовательную программу: ООП начального, ООП основного и ООП среднего (полного) общего образования. Что из себя представляет ООП? Именно стандарт определяет структуру основной образовательной программы.

Например, ФГОС начального образования определяет структуру ООП так: пояснительная записка, планируемые результаты освоения обучающимися ООП, учебный план начального образования, программа формирования УУД, программы отдельных учебных предметов, программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся, программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, программа коррекционной работы, система оценки достижения планируемых результатов.

Иначе говоря, основная образовательная программа образовательного учреждения – это все направления деятельности школы.

Мы же будем говорить о программах по учебным предметам.

Законом предусматривается, что образовательное учреждение имеет рабочие программы по учебным предметам. Часто в этом случае эксплуатируется красивое название – авторская программа.

Закон не предусматривает и не имеет толкования авторских программ. В Законе есть рабочая программа, значит, учитель в школе должен иметь свою рабочую программу. Любую? Нет! С утверждением ФГОСа начального образования стандарт жёстко определил структуру программ по учебным предметам.

Что такое рабочая программа и зачем она нужна?

Зачем она нужна? Учитель всегда работал и работает по программе. Раньше программы по учебным предметам утверждались Министерством, последние годы не утверждаются и не рассматриваются. И учителя сегодня работают по этим самым авторским программам, которые имеют разную структуру и, как правило, больше похожи на концепции, а не на программы.

Программа должна содержать пояснительную записку с целями обучения предмету; общую характеристику учебного предмета; личностные, метапредметные и предметные результаты, достижение которых обеспечивает программа, содержание учебного предмета, курса, а также тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности и описание материально-технического обеспечения.

Фактически государство привело в порядок весьма важный для образования документ – программу по учебному предмету. То, что на рынке учебной литературы появилось много рабочих программ, придуманных и составленных произвольно – это уже известно. Однако пользы для учителя от них мало. Школа имеет право самостоятельно выбирать себе учебники. Но в соответствии с ФГОС надо составить рабочую программу, её нужно включить в основную образовательную программу школы, и программа по учебному предмету должна иметь жёстко установленную структуру.

Разница между авторской и рабочей уже понятна. Авторская не узаконена, пишется произвольно автором, может быть никак не связана со Стандартом. Рабочая программа имеет установленную структуру и жёстко связана с разделами Стандарта, особенно с требованиями к результатам освоения ООП.

Примерные программы по учебным предметам готовятся по заказу Министерства образования и являются составной частью примерной основной образовательной программы и публикуются на сайте Министерства. Именно они могут быть положены в основу рабочих программ.

То есть директор школы или учитель свои разделы добавлять не может?

Программа по учебному предмету, курсу должна содержать определённые разделы, но это не значит, что нельзя добавлять что-то своё. У меня может быть рабочая программа по предмету, в которую наряду с остальным я ещё включу контрольные работы или планируемые результаты, которых надо достигнуть. Нужно показать (и самому учителю знать!), каких личностных, метапредметных и предметных результатов нужно добиваться, какое содержание вкладывается сюда и какие виды учебной деятельности будут применяться. Вот поэтому сейчас издательство в меру своего понимания начинает делать в помощь учителю рабочие программы, структура которых точно соответствует ФГОСу.

Если он представляет эту программу, нужна ли внешняя рецензия?

Закон этого не предусматривает. Учитель должен быть осторожен, когда покупает подготовленную издательством рабочую программу. Он должен помнить, что приказом министра определено, что должно быть в этой рабочей программе. И если он купил какую-то рабочую программу, в которой есть только три колонки тематического планирования, то это нельзя выдать за рабочую программу. То есть нужно обязательно посмотреть, соответствует ли структура и содержание программы ФГОСу, или нет. И если нет, ему придётся создавать свою программу и добавлять в неё всё, что требует стандарт. Поэтому издательство «Просвещение» с большим трудом, но делает рабочие программы, которые чётко отвечают федеральному стандарту. Надо сказать, что авторы сопротивляются, потому что они уже привыкли, что «я в своей программе расскажу о том, какой у меня новый, интересный курс, как я поступал, как я думал, когда создавал эту программу…» А ведь это учителю не надо! Фактически от пояснительной записки до тематического планирования – это государственный документ, а дальше уже начинаются особенности курса, которые и раскрываются в тематическом планировании.

Если учитель пишет рабочую программу, то она является частью основной образовательной программы учреждения, и соответствующую рецензию получает программа учреждения, а не отдельная рабочая программа?

Как правило, основная образовательная программа школы согласовывается с учредителем, а предметные программы смотрят предметники-методисты.

Что может рецензироваться в программе по учебному предмету? Структура определена ФГОСом, личностные, метапредметные и предметные результаты – в этой программе должны быть те, которые диктует стандарт. А если рецензируется содержание, то это странно, так как содержание - это отражение фундаментального ядра и фактически должно быть взято из примерных программ по учебным предметам. Структуру курса, который я выбрала, в общем-то, мне никто не может диктовать. Я в своей рабочей программе должна описать эту структуру, то есть рецензировать надо не программу, а учебник. А его уже отрецензировало Министерство, ведь учебник выбирается из федерального перечня, который утверждается Министерством. Рецензировать тематическое планирование вообще никто не должен, потому что это моё дело, как я его создаю. Вообще методы, приёмы обучения, распределение материала, скорость изучения – это всё моя методика, и её никто не рецензирует.

Всегда надо смотреть первоисточник. Сначала учителя должны прочитать ФГОС, выяснить, что в нём есть конкретно к учителю.

Совершенно верно.

Если я как учитель несу ответственность за учебник, то выбор может быть только из федерального перечня.

Так определено Законом.

Раньше были результаты на конец классов, а сейчас есть этапы обучения!

Стандарт говорит, что есть планируемые результаты по всем предметам. В примерной основной образовательной программе, которая будет легализована Министерством, по всем предметам есть планируемые результаты, и на них учитель должен ориентироваться.

Правомерно ли руководство школы требует ссылаться на программы в печатном виде?

Не ваше дело, дорогая администрация! Вы можете только проверять пункты программы и стандарта. А где я её беру – создаю сам или покупаю -это ничем не ограничивается.

Должны ли быть в программе по предмету формы контроля?

Стандарт этого не предусматривает. Однако сама школа, в соответствии со ФГОС, как мы уже говорили, должна сделать школьную программу по системе оценивания. Методические объединения должны обсудить, какая система оценивания и контроля должна быть в школе. Родители и проверяющие должны знать, что в школе есть самооценка, тестирование раз в две недели или что-то иное.

Поступают вопросы от учителей: нужно ли грифовать программы?

Я бы успокоила людей в том, что, к сожалению, они не одиноки! По всей видимости ни завуч, ни директор не знают о том, что уже более пяти лет Министерство образования не грифует программы, Министерство образования экспертирует только учебники. И Закон «Об образовании» предусматривает только экспертизу учебников. Поэтому программу с грифом можно найти только до 1995 года выпуска.

ПОЛОЖЕНИЕ
о разработке рабочих программ учебных предметов (элективных курсов, факультативов) и курсов внеурочной деятельности

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ», Законом СО № 78-ОЗ от 15.07.2013 «Об образовании в СО», Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 18.05.2015) "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 N 15785), Приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 29.12.2014) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 N 19644), Приказом МО РФ № 1089 от 05.03.2004 г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов НОО, ООО и СОО», Приказом Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «О федеральном перечне учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ НО, ОО и СОО» (с изменениями), письмом Департамента государственной политики в образовании от 04.03.2010 №03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов», Уставом МКОУ Ядрышниковской ООШ № 22 (далее - Школа).

1.2. Настоящее положение определяет структуру, порядок разработки и утверждения рабочей программы по учебному предмету (элективному курсу, факультативу) и курсу внеурочной деятельности.

1.3. Рабочая программа (далее – РП) – это нормативный документ образовательного учреждения, определяющий объем, порядок и содержание изучения учебного предмета (элективного курса, факультатива) курса внеурочной деятельности, требования к уровню подготовки обучающихся в с соответствии с Федеральными государственными стандартами в условиях конкретного образовательного учреждения.

Рабочая программа является составной частью образовательной программы ОУ.

1.4. Цель рабочей программы - создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определенной учебной дисциплине (образовательной области).

1.5. Задачи РП:

    дать представление о практической реализации компонентов ФГОС при изучении учебного предмета (элективных курсов, факультатива), курса внеурочной деятельности;

    конкретно определить содержание, объем, порядок изучения учебного предмета (элективного курса, факультатива), курса внеурочной деятельности с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса ОУ и контингента обучающихся.

1.6. Рабочая программа разрабатывается в целях обеспечения достижения обучающимися планируемых (личностных, предметных, метапредметных) результатов обучения в соответствии с требованиями Стандарта.

1.7. Функции рабочей программы:

    нормативная, так как является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;

    целеполагания, то есть определяет ценности и цели, для достижения которых она введена в ту или иную образовательную область;

    определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися, а также степень их трудности;

    процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания (планирование), организационные формы и методы, средства и условия обучения;

    контрольно-оценочная, то есть выявляет уровни освоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся.

1.8. Учитель не имеет права приступить к работе без утвержденной РП

2. Разработка рабочей программы

2.1. Разработка и утверждение рабочих программ относится к компетенции образовательной организации и реализуется ей самостоятельно.

2.2. Рабочая программа разрабатывается учителем (группой учителей, школьным методическим объединением).

2.3. Рабочие программы разрабатываются по уровням образования и/или на один класс, параллель.

2.4. При составлении, согласовании и утверждении рабочей программы должно быть обеспечено ее соответствие следующим документам:

    • Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта;

      Федеральному государственному образовательному стандарту;

      УМК, примерной программе дисциплины, утвержденной Министерством образования и науки РФ (или авторской программе, прошедшей экспертизу и апробацию);

      федеральному перечню учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

      учебному плану Школы;

      требованиям к оснащению образовательного процесса.

2.5. Рабочая программа учебного предмета может быть единой для всех работающих в данной школе учителей или индивидуальной.

2.6. Рабочая программа является основой для создания учителем календарно-тематического планирования учебного курса на каждый учебный год.

2.7. Если в примерной или авторской программе не указано распределение часов по разделам и темам, а указано только общее количество часов, учитель в рабочей программе распределяет часы по разделам и темам самостоятельно, ориентируясь на используемые учебно-методические комплексы и индивидуальные особенности обучающихся.

3. Структура, оформление и составляющие рабочей программы

3.1. Рабочая программа учебного предмета должна быть оформлена аккуратно, без исправлений. Таблицы вставляются непосредственно в текст. Текст набирается в редакторе Word шрифтом Times New Roman, кегль 12-14, межстрочный интервал одинарный, выровненный по ширине, поля со всех сторон 1-2 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word , листы формата А4. Рабочая программа должна быть сшита в книгу.

Тематическое планирование представляется в виде таблицы.

3.2. В зависимости от степени корректировки примерной программы РП может полностью соответствовать примерной или иметь отличия, обоснованные в пояснительной записке:

    по количеству часов в учебном плане Школы и примерной программе;

    возможно изменение числа тем, последовательности их изложения, перераспределения часов, отводимых на изучение тем; распределение резервного времени;

    возможно использование двух и более примерных программ;

    РП факультативов могут быть составлены на основе учебной литературы.

3.3. Составитель рабочей программы может самостоятельно:

    • раскрывать содержание разделов, тем, обозначенных в ФГОС НОО, ООО и примерной программе;

      конкретизировать и детализировать темы;

      устанавливать последовательность изучения учебного материала;

      распределять учебный материал по годам обучения;

      распределять время, отведенное на изучение курса, между разделами и темами по их дидактической значимости, а также исходя из материально-технических ресурсов школы;

      конкретизировать требования к результатам освоения основной образовательной программы учащихся;

      включать краеведческий материал;

      выбирать, исходя из стоящих перед предметом задач, методики и технологии обучения и контроля уровня подготовленности обучающихся.

3.4. Структура и структурные элементы рабочей программы

3.4.1. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта

Структура РП является формой представления учебного предмета как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы:

    Титульный лист (см. Приложение № 1);

    Пояснительная записка: нормативные основания; характеристика предмета (его цели, задачи, требования к результату обучения); место предмета в учебном плане Школы; цели, задачи, планируемый результат РП; используемые технологии; название УМК; формы контроля, использование банка КИМов по предмету, оказание содействия учащимся по подготовке к итоговой аттестации.

    Тематическое планирование в табличном выражении: раздел и тема/ часы/ /требования к результатам обучения по темам/основные виды деятельности учащихся/форма контроля и вид урока/корректировка.

    Описание учебно – методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса: требования к МТО; демонстрационные пособия; приборы и инструменты демонстрационные; печатные пособия; технические средства обучения, ИКТ-оборудование, интернет-ресурсы).

    Список литературы (основной и дополнительный).

    Приложения к программе (при необходимости).

3.4.2. ФГОС 2 поколения

О титульном листе см. п.3.4.1.

1) Пояснительная записка: нормативные основания; общие цели НОО и ООО с учетом специфики предмета; цели, задачи, планируемый результат РП; отличительные особенности РП от примерной; используемые технологии; формы контроля.

2) Общая характеристика учебного предмета, образовательная область.

3) Место учебного предмета в учебном плане Школы.

4) Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

5) Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета.

7) Тематическое планирование в табличном выражении:

№ п/п

Тема урока
(тип урока)

Характеристика деятельности учащихся

Планируемые результаты

Форма контроля

Личностные

Метапредметные

Наименование раздела

Предметные результаты

Ученик научится:

Ученик получит возможность научиться:

9) Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644).

10) Планируемые результаты изучения учебного предмета.

11) Система оценивания.

12) Список литературы (основной и дополнительной).

13) Приложения.

4. Рассмотрение и утверждение рабочей программы

4.1. Рабочие программы рассматриваются на заседании Школьного методического объединения и на заседании Объединения учителей предметников, согласуются у заместителя директора по УВР, утверждаются ежегодно в начале учебного года приказом директора школы.

4.2. При несоответствии рабочей программы установленным требованиям, директор школы накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока.

4.3. Все изменения, дополнения, вносимые учителем в программу в течение учебного года, должны быть согласованы с заместителем директора по УВР и утверждены директором школы.

5. Компетенция и ответственность учителя

5.1. К компетенции учителя относятся:

    разработка рабочих программ;

    использование и совершенствование методик учебной деятельности и образовательных технологий;

    организация своей деятельности в соответствии с годовым календарным учебным графиком на текущий учебный год и правилами внутреннего трудового распорядка школы, иными локальными актами школы;

    осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в соответствии с федеральными нормами и федеральными требованиями государственного стандарта, Уставом школы;

    отчетность о выполнении учащимися практической части рабочих программ в соответствии с учебным планом школы на текущий учебный год и графиком учебного процесса (расписанием занятий).

5.2. Учитель несет ответственность за:

    невыполнение функций, отнесенных к его компетенции;

    реализацию учащимися не в полном объеме практической части рабочих программ в соответствии с учебным планом образовательной организации на текущий учебный год и графиком учебного процесса (расписанием занятий);

    качество знаний, умений и способов деятельности обучающихся у него учащихся;

    нарушение прав и свобод учащихся во время реализации рабочих программ.

5.3. Индивидуальная подготовка учителя к уроку осуществляется на основании тематического планирования в виде конспекта (конструкта) урока.

6. Контроль реализации рабочей программы

6.1. Администрация ОУ осуществляет систематический контроль в соответствии с планом ВШК за выполнением рабочих программ, их практической части, соответствием записей в классном журнале содержанию рабочих программ по итогам каждого учебного периода (четверти, полугодия, года).

Приложение 1

Примерный формат титульного листа

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Ядрышниковская основная общеобразовательная школа № 22

РАССМОТРЕНО:
протокол ШМО (ОУП) № _____
от ____________
Руководитель ШМО (ОУП)
______________/_______________/

СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УВР
______________/_______________/
«____»_______________________

УТВЕРЖДЕНО:
Директор школы
______________/________________/
«____»________________________

Рабочая программа

по учебному предмету (курсу и другое)

«НАИМЕНОВАНИЕ ПРЕДМЕТА (КУРСА И ДРУГОЕ)»

уровень образования

класс

срок реализации

Составители РП

РАЗРАБОТКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ

Лесникова М.Ю.,

учитель биологии

МАОУ «СОШ № 55»г.Перми

В ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» в ст2 п9. сказано ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА - комплекс основных характеристик образования (объем, содержания, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим ФЗ, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов , курсов, модулей, иных компонентов…

Рабочая программа - это

нормативный документ;

индивидуальный инструмент педагогического работника;

средство фиксации содержания образования на уровне учебных предметов.

Рабочая программа разрабатывается каждым педагогом самостоятельно для каждого класса составляется на учебный год или ступень обучения.

Какие возможности дает программа (Основная цель рабочей программы)

внесения дополнительных тем (возможно как за счет увеличения часов из вариативной части учебного плана ОУ, так и в рамках базового времени за счет повышенных академических способностей учащихся по предмету);

расширения тем (возможно, как за счет увеличения часов из вариативной части учебного плана ОУ, так и в рамках базового времени за счет повышенных академических способностей учащихся по предмету);

углубления тем (возможно только за счет увеличения часов из вариативной части учебного плана ОУ);

изменения логики освоения содержания материала;

уменьшения количества часов на изучение материала по предмету.

Разрабатывая Рабочую программу учитель должен решить такие задачи как

Конкретное определение содержания, объема, порядка изучения учебной дисциплины с учетом целей, задач и особенностей образовательного процесса данного учреждения и контингента обучающихся.

Практическая реализация компонентов федерального государственного образовательного стандарта при изучении учебного предмета классом в учебном году.

Функция рабочей программы

Нормативная функция

Информационно-методическая функция

Организационно-планирующая функция

Функции программы определяют следующие требования к ней:

Наличие признаков нормативного документа.

Учет основных положений образовательной программы школы.

Полнота раскрытия целей и ценностей обучения.

Системность и целостность содержания образования.

Последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания курса; определение методов, организационных форм и средств обучения, что отражает единство содержания образования

Рабочие программы по учебным предметам составляются на основе:

Примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования;

Примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования и авторских программ;

Примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования и материалам авторского учебно-методического комплекта (при отсутствии соответствующих авторских программ к линии учебников, имеющихся в федеральном перечне).

в случае, если примерная, авторская программы и соответствующий учебно-методический комплект отсутствуют, рабочая программа составляется на основе учебной литературы (для рабочих программ по элективным, факультативным и дополнительным образовательным курсам). В данном случае рабочая программа составляется учителем самостоятельно, и в дальнейшем, после прохождения апробации (2 года), наличия внешней рецензии и опубликования в профильном (предметном) издании (журнале/газете) может считаться авторской.

Исходные документы для составления рабочих программ
учебных курсов:

Закон «Об образовании в РФ»;

Федеральный государственный образовательный стандарт;

Примерные программы, созданные на основе федерального государственного образовательного стандарта;

Базисный учебный план общеобразовательных учреждений;

Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

8 основных структурных элементов для составления рабочих программ

Титульный лист.

Пояснительная записка.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся, видов контроля.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Критерии и нормы оценки знаний, умений обучающихся применительно к различным формам контроля знаний.

Описание учебно-методического обеспечения образовательного процесса, включая ЭОР.

Приложения к программе (тексты контрольных работ и др.).

На т итульном листе

указывается:

наименование образовательного учреждения (полностью);

поля для согласования/утверждения программы;

название Программы (предмет, курс);

адресность (класс или ступень обучения);

уровень обучения (базовый или профильный)

название населенного пункта, в котором реализуется рабочая программа;

год разработки рабочей программы

Пояснительная записка.

В тексте пояснительной записки следует указать:

соответствие рабочей программы федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования;

на основе какой конкретной программы (примерной, авторской) разработана программа;

уровень изучения учебного материала (в соответствии с лицензией);

цели изучения предмета на конкретной ступени образования (извлечения из стандарта);

используемый учебно-методический комплект (в соответствии с Образовательной программой учреждения);

количество часов, на которое рассчитана рабочая программа, количество часов в неделю, количество резервных часов

При разработке раздела Основное содержание необходимо руководствоваться следующим:

Номера разделов и тем, их наименование должны соответствовать тематическому плану;

В тексте должны использоваться только понятия и термины, относящиеся к конкретной области науки. Обозначения, единицы измерения и т.п. должны отвечать требованиям государственных стандартов; иностранные слова (фамилии, названия, различные термины) должны приводиться в русской транскрипции.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Требования к уровню подготовки обучающихся следует отразить по рубрикам «Знать/понимать», «Уметь», «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».

Эти требования формулируются в деятельностной форме (знать, уметь, осознавать, иметь представление). Формулировка выносится из Примерной или авторской программы и полностью соответствует элементам содержания. Классы, которые работают по ФГОС прописываются через РЕЗУЛЬТАТЫ.

Методические и учебные пособия, медиаресурсы указываются в алфавитном порядке по разделам в соответствии с требованиями к библиографическому описанию.

Этапы составления рабочей программы

Шаг 1. Изучение нормативной базы (см. http://www.standart.edu.ru)

Шаг 2. Выбор программы по учебному курсу, предмету и соответствующий ей учебник из федерального перечня, рекомендованного Министерством образования РФ.

Шаг 3. Сравнить цели изучения учебного предмета в выбранной Авторской программе с целями, сформулированными в Примерной программе по учебному курсу базисного учебного плана, а также с целями и задачами образовательной программы школы . Убедиться, что выбранная Авторская программа способствует реализации целей и задач образовательной программы и учебного плана ШКОЛЫ.

Шаг4. Анализ учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса с точки зрения его соответствия требованиям к условиям реализации основной образовательной программы ступени общего образования (http://www.standart.edu.ru, ООП ООО )

Шаг5. Изучение возрастных особенностей и данных психолого-педагогической диагностики обучающихся

Шаг 6. Сопоставить требования к уровню подготовки выпускников в выбранной Авторской программе с таковыми же требованиями, прописанными в ООП ООО по предмету. Определить знания, умения, способы деятельности выпускников, не включенные в Авторскую программу. Выделить знания, умения, превышающие требования к уровню подготовки выпускников, обозначенные в ООП ООО школы по предмету.

Шаг 7. Оформить требования к уровню подготовки выпускников через операционально выраженные диагностичные цели-результаты обучения

Шаг 8. Сопоставить содержание выбранной Авторской программы с содержанием ООП ООО . Выделить перечень тем и отдельных вопросов, содержащихся в программе по учебному курсу, но не включенных в Авторскую программу. Определить разделы, темы, вопросы Авторской программы, которые носят избыточный характер в рамках реализации образовательной программы и учебного плана школы.

Шаг 9. Включить (или исключить) в(из) содержание(я) Рабочей программы разделы, темы, вопросы, которые были выделены в ходе анализа избыточного и недостающего информационного материала двух программ

Шаг 10 . Структурировать содержание учебного материала предмета, курса, определив последовательность тем и количество часов на изучение каждой

Шаг 11. Определить дополнительную справочную и учебную литературу , необходимые наглядные пособия, оборудование и приборы

Шаг 12. Создать контролирующие материалы : выделить перечень проверяемых умений (кодификатор) согласно этапу обучения и цели контроля; подобрать контролирующие задания, направленные на проверку планируемых умений; составить схему анализа работы в контексте поставленной цели контроля, позволяющую получить объективную информацию для коррекции учебного процесса

Шаг 13. Составить Рабочую программу : оформить материалы согласно структуре

Шаг 14. Экспертиза Рабочей программы:

Рассмотрение рабочей программы на заседании методического объединения;

Согласование рабочей программы на МС школы;

Утверждение рабочей программы директором школы.

Положение о рабочей программе

муниципального общеобразовательного учреждения

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с законом Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»), Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта (2004 года), Федеральным образовательным стандартом начального общего образования (2009 год), Федеральным образовательным стандартом основного общего образования (2010 год), письмом департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации «О рекомендации к использованию примерной образовательной программы начального общего образования» от 16 августа 2010 г. № 03-48, письмом департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации «О примерной основной образовательной программе основного общего образования» от 01 ноября 2011 г. № 03-766, приказом Министерства образования и науки РФ №1576 от 31 декабря 2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, приказом Министерства образования и науки РФ №1577 от 31 декабря 2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, Уставом муниципального общеобразовательного учреждения «Орловская средняя общеобразовательная школа» и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ педагогов.

1.2. Рабочая программа по учебному предмету - это нормативно-правовой документ, обязательный для выполнения в полном объеме, предназначенный для реализации требований Федерального компонентом государственного образовательного стандарта к условиям и результату образования обучающихся на начальном, основном и среднем уровнях образования по конкретному предмету учебного плана общеобразовательного учреждения (далее - ОУ).

1.3. Цель рабочей программы - создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определенной учебной дисциплине (образовательной области). Программы отдельных учебных предметов должны обеспечить достижение планируемых результатов освоения образовательных программ начального общего основного общего и среднего общего образования.

1.4. Задачи рабочей программы :

Дать представление о практической реализации компонентов государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета (курса);

Конкретно определить содержание, объем, порядок изучения учебной дисциплины (курса) с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения и контингента обучающихся.

1.5. Основными функциями рабочей программы являются:

- нормативная – программа является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;

- информационная – программа фиксирует цели, содержание, последовательность изучения учебного материала;

- методическая – программа определяет методы достижения планируемых результатов каждым учащимся;

- организационная – программа определяет основные направления деятельности учителя и учащихся, формы их взаимодействия;

- оценочная – программа выявляет объекты контроля, уровни усвоения элементов содержания.

1.6. Рабочая программа , являясь индивидуальным инструментом педагога, должна определять наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса; учитывать состояние здоровья учащихся, уровень их способностей, характер учебной мотивации, а также возможности педагога и состояние учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного учреждения.

2. Разработка рабочей программы

2.1. Разработка и утверждение образовательных программ относится к компетенции образовательной организации (статья 28 пункт 6 закона Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

2.2. Рабочая программа является составной частью образовательной программы образовательного учреждения, определяющей содержание образования в данном образовательном учреждении на всех уровнях образования.

2.3. Учитель планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатывает рабочие программы по предмету , курсу на основе примерных основных общеоб­разовательных программ, соответствующих требованиям федеральных образовательных стандартов и обеспечивает их выполнение.

2.4. Рабочие программы составляются на уровень обучения (начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование) или на класс.

2.5. Рабочая программа разрабатывается на все образовательные предметы, курсы, факультативы, индивидуально-групповые занятия, кружки.

2.6. Рабочая программа разрабатывается одним учителем или группой учителей (учителя начальных классов, специалистов по данному предмету).

2.7. Учитель, разрабатывая рабочую программу, может определять новый порядок изучения материала, не нарушая при этом логику предмета; вносить изменения в содержание изучаемой темы, конкретизируя и детализируя дидактические единицы; расширять перечень дидактических единиц; дополнять требования к уровню подготовки учащихся, уменьшать или увеличивать количество часов на изучение тем, по сравнению с примерной или авторской программами. Изменения, произведенные в содер­жании рабочей программы по сравнению с программой по учебному предмету и/или авторской программой по пред­мету, должны быть обоснованными (если изменения более 20%, то необходима внешняя экспертиза и согласование).

2.8. Ежегодные корректировки рабочей программы осуществляются в соответствии с особенностями класса, и отражаются в пояснительной записке.

2.9. Рабочая программа составляется в двух экземплярах : один хранится у учителя, второй сдается заместителю директора по УВР.

3. Порядок согласования и утверждения рабочей программы.

3.1. Разработанная учителем рабочая программа должна соответствовать:

3.1.1. Рабочая программа по ФГОС второго поколения начального общего образования;

    Федеральному образовательному стандарту начального общего образования (2009 год) с изменениями и дополнениями;

    примерной образовательной программе начального общего образования;

образовательной программе начального общего образования ОУ;

    учебному плану ОУ;

    настоящему положению

3.1.2. Рабочая программа по ФГОС второго поколения основного общего образования;

    Федеральному образовательному стандарту основного общего образования (2010 год) с изменениями и дополнениями;

образовательной программе основного общего образования ОУ;

    учебному плану ОУ;

    федеральному перечню учебников;

    настоящему положению

3.1.3. Рабочая программа по ФГОС первого поколения (2004);

    Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта (2004 года),

    примерной образовательной программе основного общего образования;

    примерной образовательной программе среднего общего образования;

    федеральному перечню учебников;

    учебному плану ОУ;

    настоящему положению.

3.2. Администрация ОУ проводит экспертизу рабочей программы на предмет соответствия требованиям настоящего положения.

Первичная экспертиза может проводиться в электронном виде .

3.3. Экспертиза может быть проведена с привлечением руководителей методических объединений школы, членов методического совета или внешних экспертов.

3.4. При несоответствии рабочей программы установленным требованиям, он накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока.

3.5. При соответствии рабочей программы установленным требованиям она визируется заместителем директора по учебно-воспитательной работе и утверждается руководителем образовательного учреждения не позднее 1 сентября.
При этом на титульном листе рабочей программы ставятся соответствующие грифы о согласовании и утверждении рабочей программы.

3.6. Все изменения, дополнения, вносимые педагогическим работником в программу в течение учебного года, должны быть согласованы с заместителем директора по УВР.

4. Структура рабочей программы

4.1. На основании приказа Министерства образования и науки РФ №1576 от 31 декабря 2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, рабочая программа начального общего образования

    Титульный лист

    Пояснительная записка

4.2. На основании приказа Министерства образования и науки РФ №1577 от 31 декабря 2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, рабочая программа основного общего образования по предмету должна содержать следующие разделы:

    Титульный лист;

    Пояснительная записка

    Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

    Содержание учебного предмета, курса

    Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Структура рабочей программы основного общего образования , среднего общего образования по Стандарту (2004 года) по учебному предмету (курсу) включает в себя следующие разделы:

    Титульный лист

    Пояснительная записка

    Требования к уровню подготовки обучающихся

    Содержание учебного предмета, курса

    Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

4.3. Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности должна иметь следующие разделы:

    Титульный лист

    Пояснительная записка

    Результаты освоения курса внеурочной деятельности

    Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

    Тематическое планирование

5. Требования к разделам рабочей программы.

5.1. Титульный лист содержит:

Полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом;

Грифы согласования и утверждения с указанием даты ;

Название учебного курса, предмета, дисциплины (модуля);

Класс, в котором реализуется программа ;

Ф.И.О. педагога (полностью),

Год составления программы. (Приложение №1)

    1. Пояснительная записка.

Пояснительная записка – структурный элемент рабочей программы, который содержит следующие элементы:

    Перечень нормативных документов, на основании которых разработана рабочая программа;

    Наименование учебников (линии учебников), с указанием авторов, используемых для изучения учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);

    адресность (специфика класса, его характеристика по данному предмету );

    количество часов в год, с указанием количества контрольных работ, лабораторных, практических работ (в разрезе каждого года обучения);

    срок реализации. (Приложение №2)

5.3. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

Требования разрабатываются в соответствии с ФГОС , планируемыми результатами освоения основной образовательной программы образовательного учреждения.

В соответствии с ФГОС должны быть отражены группы личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, предметных результатов.

Предметные результаты освоения учебного предмета приводятся в блоках «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться».

Необходимо отразить, какие непосредственно результаты должны быть достигнуты по окончанию каждого, конкретного класса .

5.4. Содержание учебного предмета, курса

Содержание учебного предмета, курса – структурный элемент рабочей программы, включающий:

Перечень и название разделов и тем курса;

Необходимое количество часов для изучения раздела, темы;

Творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении;

Возможные виды самостоятельной работы учащихся;

Использование резерва учебного времени.

5.5. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Тематический планирование – структурный элемент рабочей программы, содержащий:

Перечень разделов, тем, последовательность их изучения;

Количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы.

Здесь же учителю необходимо указать

Количество контрольных, практических работ (всем учителям);

- лабораторных работ (обязательно учителям физики, химии, биологии ).

(Приложение №3)

    Утверждение рабочей программы

6.1. Рабочая программа учебного предмета, курса согласовывается с заместителем директора по УВР и утверждается директором ежегодно в начале учебного года (1-2 сентября).

6.2. При несоответствии Программы учебного предмета, курса установленным данным положением требованиям, заместитель директора учреждения накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока исполнения.

7. Оформление и хранение рабочей программы.

6.1. Текст набирается шрифтом Times New Roman , 12 - 14, одинарный межстрочный интервал, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, поля: верхнее, нижнее - 2 см, правое - 3см, левое - 1,5см; листы формата А 4.

6.2. Все разделы начинать с новой страницы.

6.3. Один экземпляр рабочей программы в печатном и электронном виде сдается администрации ОУ, второй экземпляр хранится у учителя.

Приложение №1

Муниципальное образовательное учреждение

«Орловская средняя общеобразовательная школа»

Согласовано:

Заместитель директора по УВР

Деревякина Н.С.

«__» сентября 2016 года

Утверждаю:

Директор МОУ ОСОШ

Бабужапов Н.В.

«___» сентября 2016 года

Рабочая программа

Предмет: Русский язык

Класс: 5

Учитель: Иванов Иван Иванович

Стаж: 9

2016-2017 учебный год

Приложение №2

Пояснительная записка

Рабочая программа по (название предмета ) разработана на основе ФГОС, требований к результатам освоения основной образовательной программы НОО, ООО, СОО муниципального общеобразовательного учреждения «Орловская СОШ» с учетом примерной программы основного общего образования по (название предмета ) и (полное название авторской программы, с указанием ФИО авторов, издательства, года издания) .

Рабочая программа ориентирована на учебники (название учебника, авторы, издательство, год издания) .

В классе ___ учащихся. По данному предмету на высоком уровне ___ (ФИ учащихся), на среднем уровне ___ (ФИ учащихся), на низком ___ (ФИ учащихся). (Можно выше среднего, ниже среднего). Дети с ОВЗ – с ЗПР и др. (ФИ учащихся)… (общая характеристика класса )

Согласно учебному плану на изучение (название предмета) отводится

В 5 классе ( ), (

В 6 классе (указывается количество часов в год ), (количество контрольных работ, лабораторных, практических работ, зачетов ). Формы проведения внеаудиторных занятий:____________

В 7 классе (указывается количество часов в год ), (количество контрольных работ, лабораторных, практических работ, зачетов ). Формы проведения внеаудиторных занятий:____________

В 8 классе (указывается количество часов в год ), (количество контрольных работ, лабораторных, практических работ, зачетов ). Формы проведения внеаудиторных занятий:____________

В 9 классе (указывается количество часов в год ), (количество контрольных работ, лабораторных, практических работ, зачетов ). Формы проведения внеаудиторных занятий:____________

Срок реализации рабочей программы – … лет.

Приложение №3

Тематическое планирование