Оренбургская биографическая энциклопедия

ЖАБИН Иван Иванович

(20 III 1954, с. Софиевка (стан. Софиевская) Пономаревского района Оренбургской обл.)

предприниматель, организатор сельскохозяйственного производства и сельской жизни. Потомок верховых казаков войска Донского, он продолжил дело своего отца-фронтовика (1907-1993). По окончании сельской школы (1971) шоферил на сельских дорогах, служил в рядах Советской Армии (1972-1974), был водителем на стройках Оренбурга, а с начала 90-х, по возвращении на "малую родину", занялся предпринимательской деятельностью (строительство, выпуск стройматериалов, полеводство, животноводство, переработка мяса и выпуск продукции из него). Одновременно подготовил и защитил вузовский диплом инженера-автомобилиста. В Софиевке (Софиевской) избран станичным атаманом Оренбургского казачьего войска, является главой сельской администрации. При его деятельном участии восстановлен храм, проведены большие работы по строительству и благоустройству, осуществляются многие культурные акции.

Я нашла воплощение вековых чаяний народа. Образцово-показательную деревню в разбитой и унылой российской провинции. С милым названием Софиевка, затерялась она в оренбургских степях, среди ликвидированных колхозов и несостоявшихся АО. Богатое село в полторы тысячи жителей, где мужики не пьют, а работают, где женщины вопреки демографическому кризису рожают и третьего, и четвертого ребенка, а поколение next выбирает не город, а свою деревню. Фантастика? Пожалуйте убедиться.
При въезде в Софиевку установлен явно не сотрудниками ГИБДД самодельный дорожный знак, запрещающий превышать скорость выше сорока. Кто охраняет закон и порядок за этим знаком, становится ясно сразу после пересечения границы. ?Любо, казаки!? - кричит выложенный белым камнем лозунг на самом верху отлогой горы. ?Ребята-казаки постарались?, - как-то уж буднично говорит сотник, а заодно и водитель Александр Сергеевич. За его спиной в машине болтается на крючке китель. Атаман велит ходить в форме.
Превратилась Софиевка из обыкновенной беднеющей и спивающейся (неизвестно, что первично) деревни в казачью станицу лет шесть назад, когда сюда из Оренбурга вернулся успешный предприниматель Иван Иванович Жабин. Тогдашнему председателю колхоза пришлось убраться в райцентр, где он теперь занимает пост в управлении сельского хозяйства. А Иван Иванович записал всех жителей в казаки (предупредив, что в первую очередь работу и довольствие получат люди служивые), выдал форму. Провозгласил себя атаманом, а село - станицей. Ликвидировал общественное стадо как убыточное, а дальнейшее житие в Софиевке объявил общинным, как и земледелие.
И пошли-поехали реформы. Да прямо по живому. Первым чуть не раздавило Петра Неретина, человека молодого и чересчур веселого. Нажаловались атаману доярки, которых пьяный Петр вез со смены. После этого пять плетей всыпали ему принародно, на площади у правления. С того раза нагайка стала главным орудием в борьбе с деревенским алкоголизмом, дебошами и даже разводами. Позорную процедуру, однако, выполняли не свои, а заезжие ребята. И тоже казаки.
Потускневшая от вековой пыли истина, что народ наш легковерен, терпелив и жаждет сильной руки, а то и крепкого кулака, заиграла новыми красками в Софиевке. На круге новоиспеченные казаки и казачки крикнули?любо? атаману в ответ на предложение... пороть. Как если б единодушно голосовали на партсобрании.
И побежали к Иван Иванычу жены алкоголиков - за защитой, матери горьких пьяниц с теми же слезами. Иван Иваныч не трогает стариков, детей и женщин, - с уважением судачили в округе. За новорожденного платит тыщи, - обсуждали демографический взрыв в Софиевке. Иван Иваныч - хозяин земли, - восторгалась местная пресса. Да что там пресса.
Матрена Дмитриевна - древняя старушка, век свой росла на этой земле, питалась ее соками, и житейской мудрости хватило, наверное, на всех детей, внуков и правнукам еще осталось. Но: ?Иван Иваныч огородил кладбище красным кирпичом, сказал - это наш дом?, - передает она мне как что-то сокровенное и непреложное. Право, даже не смешно. Про сортир куда оригинальнее.
Над креслом атамана портрет последнего императора. Выясняется, что Жабин никак не может найти хороший портрет Путина, а то бы и им кабинет украсил. Но с Иван Иваныча с самого хоть садись и пиши портрет. ?Хозяин земли?! Вот он, красивый и крепкий мужик в кителе, галифе и с нагайкой. Вот он перебирает зерно нового урожая. Вот он объезжает объекты строительства новых зернохранилищ. Не на коне, правда, на джипе. Главное ведь другое, нематериальное: ?А для того я создал казачью общину, чтобы сплотить это общество и чтобы у него появилась цель. Ведь казак - человек имущий. А потом, казачество - это же традиция.
Иван Иванович - удачливый мифотворец. По уложению Оренбургской губернии Софиевка никогда не была казачьей станицей. Уж если и останавливались где казаки, то на границе, к примеру, в станице Желтое, где жены служивых в силу кочевого образа жизни не держали скота, а, не имея хозяйства, вязали пуховые платки. В Софиевке и окрест ее жили староверы, которые уже в советское время такими платками торговали. По закону времени их звали спекулянтами.
?Понимаете, я стараюсь привить этим людям собственное сознание. Общество должно возродить хозяина земли?, - говорит мне Иван Иванович, сколотивший капитал на продаже автомобилей и строительстве коттеджей, и показывает свои владения. Мясокомбинат, пекарня, мельница - он создал более пятисот рабочих мест, и трудятся здесь даже жители из близлежащих безработных сел. Заработки в 2-3 раза выше, чем по области. Но сетует: мол, сделал ошибку - крестьянин должен работать только на земле, держать скот и этим кормиться.
У Петра Неретина и его жены Татьяны живности полон двор. Если посчитать по осени, чистой прибыли выходит около тридцати тысяч рублей. Удалось пристроить к лачуге еще две комнаты. А их пятилетняя дочь Иринка открывает мне свою мечту: ?Хочу такой же дом, как у соседей. Только еще выше?. В соседях у нее - мама известного?кремлевского подрядчика? Виктора Столповских. Засветившийся в скандале с фирмой?Мабетекс? наряду с Пал Палычем Бородиным Виктор Степанович два года назад отстроил на родине церковь (к которой так и не протоптана дорога) и из того же корабельного леса изумительной красоты дом. В Софиевке не так уж и мало подобных этому богатых особняков, во дворах коих скотину не держат. ?Как увидишь коттедж, значит, староверы живут?, - плюются те самые крестьяне. Но мимо. Дороги тех и этих?хозяев? никогда не пересекаются.
Жабин рассуждает о?сплочении общества?, а искусственная идеология опять его поделила. Атаман желает в будущем установить на худом доме доску со словами?памятник социализму?. Но к чему, если мужики в селе прекрасно понимают - ?Раньше была КПСС, теперь казачество?. Мужики, которые и вправду бросили пить, считают - ?нас распускать нельзя?. И только старики диссидентствуют на лавочке в хорошие летние дни. Когда за спиной Великая Отечественная, на груди орден Красной Звезды, а в глаза глядит девятый десяток, уже ничего не страшно.
- Это неплохо - наводить порядок, - говорит старичок-орденоносец Федор Борисович. - Но надо постепенно, через милицию, а они самостоятельно. Они таких же дураков брали в казачество, а потом за другими дураками гонялись.
Вот Иван Иванович наверняка посмеялся бы этой наивности старика - какая милиция?! И не потому, что один участковый на три деревни. ?Софиевка - это маленькое государство со своими законами, - говорит Жабин. - Я здесь выращиваю новый сорт людей?. И никто ему не мешает. ?Маленькое государство? затерялось в степях Оренбуржья не только для милиции, но и для власти исполнительной. Заехавший в тот же день в Софиевку замгубернатора М.Ф. Коннов вещал о нагайке: ?Главное ведь неотвратимость наказания, сам факт наказания?... Будто милицию как правоохранительный орган он уже самолично ликвидировал.
- Нельзя людей пороть, - втолковывал потерявший на склоне лет зубы, но не разум Иван Семенович своей супруге Матрене Дмитриевне. - Ты думала над тем, кто порет людей? Это же палачи!
Но Матрена Дмитриевна очарована Иван Иванычем, как пожилая актриса Владимир Владимировичем: ?Да гвозди бы в них вколотить, в этих алкашей!?
Алкаши согласно кивают.
Село Софиевка, Оренбургская область

выборный от Костромы на земский собор 1642 г.

  • - старший сын Ивана IV Грозного. Участник Ливонской войны 1558-83 и опричнины. Сопровождал отца в походе на Новгород. Во время ссоры с отцом получил смертельную рану в висок наконечником посоха...

    Русская энциклопедия

  • - вел. князь рязанский с 1500. Фактически правила его мать Агриппина Васильевна, находившаяся в полной зависимости от моск. вел. князя...

    Советская историческая энциклопедия

  • - сов. геолог, акад. АН Каз. ССР. Засл. деят. н. и т. Каз. ССР. Окончил Уральский политехнич. ин-т в Свердловске. До 1936 работал в Урал. геологич. управлении, в 1936 -38- в Казах. геологич...
  • - доктор философии, профес. математики в Харьковск. универ. и Дерптск...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - один из выдающихся наших воен. инженеров. Службу начал колонновожатым в свите Его Вел., после чего участвовал в войнах с Наполеоном и камп. против шведов, причем отличился при осаде Свеаборга. Дальнейш...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - инженер-генерал, член государственного совета, из дворян Финляндской губ. , сын Ивана Самойловича Дена, служившего в 1770-х годах в гвардейской артиллерии поручиком...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Ведущий научный сотрудник проекта "Прикладная геохимия" Института минералогии, геохимии и кристаллохимии редких элементов; родился 12 июля 1934 г.; доктор геолого-минералогических наук, профессор; академик РАЕН...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Академик РАЕН; родился 13 августа 1949 г. в д. Жабино Липецкой области...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - боярин новгородский, соорудитель ц. Спаса, на Ковалеве, в Новгороде, 1345...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - новгородский воевода, поставил в мон. на Ковалеве, 1345 г., каменную церковь Спаса...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - автор курса Зак. Божия для постоянных молокан...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - - Подполковник Белорусского гусарского полка. Отец - эстляндский помещик Герман Людвиг фон Левенштерн, мать - Гедвига Маргарита Сталь-фон-Голстейн. В службу вступил юнкером в Сумский гусар...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Ден, Иван Иванович - выдающийся русский военный инженер...

    Биографический словарь

  • - Персонажи «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Н. В. Гоголя. Иносказательно: о бывших друзьях, которые поссорились по ничтожному поводу...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - Книжн. Ирон. или Презр. О людях, долгое время находящихся в мелочной ссоре. БМС 1998, 223. /i> Имена главных героев «Повести о том, как Иван Иванович поссорился с Иваном Никифоровичем» Н. В. Гоголя...
  • - Волг. Шутл. На небольшом расстоянии, совсем близко. Глухов 1988, 89...

    Большой словарь русских поговорок

"Жабин, Иван Иванович" в книгах

КОНЕВСКОЙ Иван Иванович

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 2. К-Р автора Фокин Павел Евгеньевич

КОНЕВСКОЙ Иван Иванович наст. фам. Ореус;19.9(1.10).1877 – 8(21).7.1901Поэт, критик. Сборник стихов и медитативной прозы «Мечты и думы» (СПб., 1900), «Стихи и проза. Посмертное собрание сочинений» (М., 1904, со статьей В. Брюсова).«Товарищ он был на редкость обаятельный. Правдив, отзывчив,

ФУНДУКЛЕЙ ИВАН ИВАНОВИЧ

Из книги 50 знаменитых чудаков автора Скляренко Валентина Марковна

ФУНДУКЛЕЙ ИВАН ИВАНОВИЧ (род. в 1804 г. – ум. в 1880 г.) Тринадцать лет кряду исполнял Иван Иванович нелегкие обязанности Киевского гражданского губернатора. Киевляне избрали своего чудаковатого любимца почетным членом Императорского университета имени Святого Владимира

Иван Иванович Октябрев

Из книги История русского шансона автора Кравчинский Максим Эдуардович

Иван Иванович Октябрев Победная эйфория, как известно, быстро сменилась долголетней «холодной войной».После Второй мировой на Западе оказалось довольно большое количество наших граждан, не пожелавших возвращаться в «коммунистический рай». Напротив, они захотели всеми

КОРОТКОВ Иван Иванович

Из книги Самые закрытые люди. От Ленина до Горбачева: Энциклопедия биографий автора Зенькович Николай Александрович

КОРОТКОВ Иван Иванович (26.04.1885 - 14.11.1949). Кандидат в члены Оргбюро ЦК РКП(б) с 25.09.1923 г. по 23.05.1924 г. Член ЦК РКП(б) в 1922 - 1924 гг. Член ЦКК РКП(б) - ВКП(б) в 1924 - 1934 гг. Член КПК при ЦК ВКП(б) в 1934 - 1939 гг. Член КПСС с 1905 г.Родился в деревне Турсино Владимирской губернии. Из крестьянской

Иван Иванович

Из книги Унесенные за горизонт автора Кузнецова Раиса Харитоновна

Иван Иванович Мне совсем не хотелось снова становиться дачевладелицей, но видя, как тяжело переживает Ваня косые взгляды хозяев съемных дач, я поняла, что другого пути нет.В поисках дачи нам помогала Зинаида Семеновна Маркина, одна из основательниц дачного кооператива

Корнилий Жабин

Из книги В семнадцать мальчишеских лет автора Гравишкис Владислав Ромуальдович

Корнилий Жабин Летний день затухал. Прощальные лучи солнца, разрезая широкую гладь городского пруда, тонули в его глубине. Из заводских труб, разрушая тихое очарование теплых красок, валили клубы дыма. Медленно и мрачно тянулись они к вершине горы Косотур, окутывали

МАЛОЛЕТНИЙ ИВАН ИВАНОВИЧ - ТРЕТИЙ ЦАРЬ «ИВАН ГРОЗНЫЙ»

Из книги Спираль времени, или Будущее, которое уже было автора Ходаковский Николай Иванович

МАЛОЛЕТНИЙ ИВАН ИВАНОВИЧ - ТРЕТИЙ ЦАРЬ «ИВАН ГРОЗНЫЙ» Правил в 1563–1572 годах.В этот период приходят к власти Захарьины-Романовы. Начинается террор, вводится опричнина.Согласно новой хронологии, после гибели царевича Дмитрия в 1563 году царем стал второй сын Ивана - Иван

7.6. ИВАН V ИВАНОВИЧ

Из книги Реконструкция всеобщей истории [только текст] автора Носовский Глеб Владимирович

7.6. ИВАН V ИВАНОВИЧ ИВАН V ИВАНОВИЧ 1563–1572. В западно-европейских летописях он отразился как Габсбург = Новгородец «ФЕРДИНАНД I» 1558–1564 по . См. рис. 7.21 и рис. 7.22.После трагической гибели царя-подростка ДМИТРИЯ ИВАНОВИЧА, на престол вступает его младший брат ИВАН V ИВАНОВИЧ.

Иван У Иванович

Из книги автора

Иван У Иванович Иван V Иванович 1563–1572. В западных летописях отразился как Габсбург = Новгородец «Фердинанд I» 1558–1564 по .После трагической гибели царя – подростка Дмитрия Ивановича, на престол вступает его младший брат, подросток Иван V Иванович. С его воцарением

Фёдор Иванович ― Иван Иванович Молодой

автора

Фёдор Иванович? Иван Иванович Молодой 1557 Рождение у Ивана IV сына Федора 1458 Рождение у Ивана III сына Ивана 99 1584 Федор становится великим князем Московским 1485 Иван становится великим князем Тверским 99 1598 Смерть Фёдора 1490 Смерть Ивана 108 Иван Иванович умер 7 марта, а Федор

Иван IV ― Иван Иванович Молодой

Из книги Матрица Скалигера автора Лопатин Вячеслав Алексеевич

Иван IV ? Иван Иванович Молодой 1530 Рождение Ивана IV 1458 Рождение Ивана Ивановича 72 1534 Иван IV становится великим князем Московским 1471 Иван становится соправителем отца, великого князя Московского Ивана III 63 1553 Иван IV заболевает и находится при смерти 1490 Смерть Ивана

Иван Иванович

Из книги Освобождение Вены: роман-хроника автора Корольченко Анатолий Филиппович

Иван Иванович Закоренелым десантником был и начальник штаба полка майор Лисов. Однажды во время демонстрации документального фильма о знаменитой массовой выброске десанта он сказал:- Внимательно понаблюдай за тем бомбардировщиком.- Это был четырехмоторный «ТБ-3», на

ЖАБИН

Из книги Энциклопедия русских фамилий. Тайны происхождения и значения автора Ведина Тамара Федоровна

ЖАБИН Жаба – весьма непривлекательное существо лягушачьего племени. Но фамилии Жаба, Жабенков, Жабин, Жабинский, Жаботинский, скорее всего, пошли от прозвищ. Так называли злую бабу. Для пензенцев это был докучливый, навязчивый человек.Болезнь, известная под названием

Иван Иванович и Иван Никифорович

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Иван Иванович и Иван Никифорович Персонажи «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» (1834) Н. В. Гоголя (1809-1852).Иносказательно о бывших друзьях, которые поссорились по ничтожному поводу

Иван Иванович

Из книги Электрические методы обогащения. Правдивая история о виртуальных амебах, современном инновационном предпринимательстве и прочей ерунде типа любви и см автора Черкашин Павел Александрович

Иван Иванович Санчес не привык к утренним звонкам на свой новый индонезийский номер. В Москве его никто не знал, а в офисе у Глеба все прекрасно понимали, что работающий в основном по ночам Санчес раньше полудня не просыпается. Поэтому надрывная трель долго не могла

...На официальных совещаниях, когда в них участвует Иван Иванович Жабин, глава муниципального образования «Софиевский сельсовет» (он же атаман казачьей общины, он же основатель и негласный руководитель закрытого акционерного общества «Агрострой»), в его адрес слышатся увещевания с заметной долей раздражения: «Иван Иванович, что это за самоотделение вы устроили? Почему не подчиняетесь власти, почему устанавливаете на территории сельсовета свои законы?»

Иван Иванович, случается, рвется к трибуне, дабы объяснить народу свою позицию. Или молча в сердцах махнет рукой: дескать, не понимают казака, его желаний и устремлений! На этом все и кончается - до следующего сбора. А Жабин, он продолжает гнуть свою линию...
О казачьем атамане, установившем в Софиевке свои законы, я был давно наслышан. Говорили всякое, причем мнения были диаметрально противоположны: «Жабин - узурпатор и деспот. Жабин - благодетель. Жабин - кормилец». И даже: «Жабин - божий человек». На меня лично лихой пятидесятилетний атаман из Софиевки произвел впечатление самобытной и неординарной личности. В казаке Иване Жабине оказалось столько всего наворочено, что автор оставляет право за читателями самим определить, как относиться к Ивану Жабину и его новациям.

«Прочь с моей земли...»

Иван, внук и сын казацкий, смолоду подался в город. В Оренбурге быстро устроился: курсы водителей, работа автослесарем, потом армия и политехнический. В 26 лет он уже имел все, о чем только мог мечтать молодой советский специалист с дипломом инженера автомобильного транспорта: семью, дом, машину.

Пришли новые времена, и Жабин с азартом бросился в бизнес. Строил дома, торговал, гонял со всего света машины на Южный Урал. («Даже из Объединенных Арабских Эмиратов легковушки пригоняли».) Команда у него была сплоченная, напористая.

Появились у Ивана деньги, связи, бизнес креп и расширялся. Его отцу не нравилось, чем шустрый сын занимается, пустое все это: купи-продай. Болела душа у старика о родной Софиевке, которая с приходом капитализма в Россию стала чахнуть, беднеть, спиваться. Ване отец перед смертью оставил один-единственный завет: «Не дай помереть Софиевке». А тот и сам уже решил для себя: «Поеду в Софиевку старость встречать».

Перемены, произошедшие в родной станице, Ивану Ивановичу сразу не понравились. В Софиевке прочно обосновалась свора (иначе и не назовешь) дельцов, которые купили в селе пару хат и устроили в них подпольный винокуренный заводик. Дешевая паленая водка полилась рекой по Пономаревскому району. - Кончайте, ребята, народ спаивать, - предупредил Жабин «предпринимателей». - Христом Богом прошу, кончайте это дело.

Те не вняли совету будущего атамана, а зря.

...В одну из темных ночей винокуренный домик-заводик окружили молчаливые мужики в пятнистой униформе - казаки из Оренбурга, гонщики машин из команды И.И. Жабина. Выволокли подпольных виноделов на свет божий, окрестили каждого плетьми, погрузили в рефрижератор и вывезли прочь из района. А дом прокаженный почти в то же время возьми да и загорись синим пламенем. В общем, ничего не осталось в память о пришельцах.

Ивана Жабина в милицию, прокуратуру по фактам избиения и поджога, конечно, вызывали, и не раз, но все прошло без последствий. Правда, через недельку кто-то пальбу устроил неподалеку от Ивана Ивановича, но тот падать на колени, а тем более шарахаться по кустам, как заяц, не стал. Не таков характер. Просто попросил сведущих людей передать «стрелкам», что в следующий раз они в ответ получат заряд дроби, сами знаете, в какое место.

На казачьем кругу станицы Софиевка народ сказал «Любо!», когда в атаманы предложили Ивана Ивановича Жабина.

Битие определяет сознание?

О том, что атаман Жабин потчует своих землячков плетьми за разного рода прегрешения, можно узнать сразу при входе в резиденцию сельского главы. Рядом с приемной висит решение казачьего круга «О наказании за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения». Так вот ежели сел казак за руль под хмельком, то может запросто получить до десяти ударов плетью. А это ой как больно и обидно!
- Иван Иванович, цивилизованный народ в Оренбурге называет вас пережитком прошлого. Разве это дело, в двадцать первом веке пороть людей, ведь за такое издевательство над личностью можно и под статью попасть?..

Ну жалеть «униженных и оскорбленных» у нас умеют. Только крестьянина не жалеть, а беречь надо. Вот я и стараюсь сберечь, отвести от греха хотя бы с помощью плетки. Впрочем, что это все только о порке да о порке меня спрашивают? Не часто у нас дело до плетей доходит! И это не моя инициатива, так решили станичники. Хочешь мое мнение на сей счет услышать? Скажи, пожалуйста, как иначе вразумить человека, если он по пьяному делу руку на мать родную поднял, а?! Что, взяться уговаривать: не бей, Колюшка, матушку? А может, в суд подать на сволочного сыночка? Пока там разберутся, он старуху в гроб загонит. Было дело, признаю. Выписали одному такому ухарю несколько плетей да приказали принародно прощения просить у обиженной матери. Другого рецепта для исправления я тогда не видел.

Бабы станичные ко мне часто приходят со слезами: Иван Иванович, помоги, мой совсем запился, «закодируйте» его своими методами. Иной раз приходится поручать казакам, чтобы провели «кодирование». Конечно, понимаю, кто-то скажет, что это средневековье, но как иначе исправить мужика?

А рецепт прост: не пей водку и трудись

Хотя от плеточной системы воспитания атаман Жабин пока еще не отказался, но рецепт исправления нравов и возрождения села, кажется, изобрел. У Ивана Ивановича разработана довольно своеобразная идеология подъема благополучия российского крестьянства. Так называемая «Программа первоочередных мер по развитию села как единой социально-экономической структуры агропромышленного комплекса Российской Федерации». Но об этом он расскажет сам и чуть ниже. А пока посмотрим, чего достиг Иван Иванович за десять лет реформ в Софиевке и как он один справляется с тремя ответственными должностями - главы местной администрации, атаманства в казачьей общине и руководителя ЗАО «Агрострой».

Помощников в военных френчах, софиевских казаков, у него, конечно, более чем достаточно. Однако атаман привык во все мелочи вникать сам и потому целый день колесит на своем видавшем виде джипе по станице и ее окрестностям. Молокоприемный пункт, мясокомбинат, мельница, комбикормовый цех, лесопилка - полигон по изготовлению цементно-стружечных блоков... Всюду надо побывать, своими глазами посмотреть, как идут дела, как претворяется в жизнь главная идея - развитие частного животноводства в Софиевке. Первый сборный дом с мини-фермой (можно считать его прообразом будущего станицы) уже обретает плоть и кровь.

Деньги зарабатывать Иван Иванович умеет. Этого у него не отнять. Имеется в его ЗАО «Агрострой» и маслобойка, где получают отменное подсолнечное масло, пекарня, где пекут очень хороший хлеб, а также сеть магазинов в районе и за его пределами. Сельхозпродукцию, производимую в Софиевке, с успехом продают в Оренбурге - этим командуют жена и дочь Жабина. Деньги от семейного бизнеса стекаются сюда, в станицу, чтобы превратиться в дома, склады, машины, перерабатывающие предприятия.

Приезжают иногда ко мне районные, областные начальники и инспектора, - хмурится Иван Иванович, - начинают интересоваться моими доходами, а я говорю: вот оно, мое богатство, - возрождаемая Софиевка, где народ почувствовал, что и на селе можно жить как цивилизованные люди. Все вложено в станицу! Вы же нашему муниципальному образованию практически никаких денег не выделяете, вся инфраструктура села лежит на плечах «Агростроя». А раз так, то какие к нам требования, претензии, вопросы? Сегодня мы живем самостоятельно. Вот это-то слово - «самостоятельно» - многим и не нравится. За это и величают меня смутьяном. Ай, об этом не будем...

Жабин убежден: село - отнюдь не «черная дыра», как считают в Минфине. Если с умом хозяйствовать, то обязательно будешь в выигрыше. Вот смотрите. В прошлом году в Софиевке заложили на хранение 2 тысячи тонн отменной ржи. Продавать зерно сразу Жабин отказался, потому что цену давали унизительную - по 400 рублей за тонну. Это же смешно! Подождали год. В станицу приехали покупатели и не торгуясь выложили по 5 тысяч рублей за тонну. Уже другое дело!

Молва о новой жизни Софиевки быстро разлетелась по сельским районам Оренбуржья. И несмотря на слухи о «массовых порках», повалил в станицу, где есть возможность заработать, народ из разваливающихся хозяйств. При мне прибыли парни из Бугурусланского района. Работу получили и даже подъемные. Фермер Роман из Акбулакского района тоже заехал посмотреть на знаменитого атамана. Увиденным остался доволен. Теперь собирается привезти в Софиевку целую бригаду работников. Требование ко всем, кто устраивается в «Агрострой», в общем-то, простое: «Не пить водку, добросовестно трудиться». Вот и все, что нужно атаману Жабину.

Подворье радует и обещает больше

А вот каким представляется атаману будущее село. Можно назвать это его личной программой:

Работать на земле и быть нищим - стыдно и грешно! Обратимся к примеру моей станицы. Сейчас в Софиевке 670 дворов, из них экономически состоятельных - семей двести, не больше. И вот эти двести дворов способны задавать тон всей станице. Какой тон? Держат по пять и даже больше голов скота, коров в первую очередь. Это фактически семейные фермы, но чтобы они процветали, надо их заинтересовать продуманными кредитами. Есть такая программа - «Сельский дом». Но почему только дом, а не семейный бизнес? Дайте крестьянину прямо сегодня за литр молока 8 рублей, а зимой - десять. Гарантирую: через пять лет вы село не узнаете. Появится мелкий производитель, выраженные собст-венники. Одна часть населения будет продавать молоко. Другая - меньшая - превратится в скотопромышленников, которые будут скупать молодняк, доращивать и сдавать на мясокомбинаты. Третьи займутся заготовкой и поставкой кормов на крестьянские подворья. Ничего ведь нового! Обыкновенная специализация, разделение труда. Каждый занимается тем, что ему больше по душе.

Зачатки этого есть уже в нашей Софиевке. Мы построили в станице модульный мясокомбинат. Он закупает молодняк с крестьянских подворий, но главной-то воспроизводимой базой остается мелкий производитель, крестьянский двор! Мы организовали в Софиевке молокоприемный пункт, чтобы сельчане не маялись с проблемой, куда девать излишки молока.

От сарайчиков на крестьянском подворье давно уже надо отказаться. Рядом с усадьбой должна стоять маленькая, аккуратненькая ферма с доильными аппаратами, бидонами, бытовыми охладителями молока, компактными системами удаления навоза... Страна на это раскачаться не может. Так ЗАО «Агрострой» взялся строить, а скоро и передавать начнет эффективным хозяевам мини-фермы...

Софиевка для такого переустройства созрела. Уже сейчас здесь среднее казачье хозяйство выращивает в год до 30 поросят, держит 2-3 коровы. В итоге годовой семейный доход - до 90 тысяч рублей. Ну и полное обеспечение семьи мясом, молочными продуктами, яйцом, птицей...

Крестьянское подворье для софиев¬ского атамана - как любимое дитя для батьки. Уже радует, а обещает еще больше. Ведь не будь подворья, село в России уже давно погибло бы. А оно живо! За счет своего самого жизнеспособного звена - крестьянского личного хозяйства. О чем толковать, если невооруженным глазом видно: каждый вложенный в него рубль подворье отрабатывает быстрее и эффективнее, чем крупные хозяйства. Так считает Иван Жабин.

Жив хозяин!

В Софиевке крестьяне уже сейчас подписывают с мясокомбинатом договоры, по которым они получают корм для своего скота. В ответ - обязательство вырастить и сдать продукцию в живом весе. Стоимость комбикорма вычитается при окончательном расчете. При этом она не должна превышать 30 процентов от стоимости сданного мяса. Ясно теперь, почему в станице многие казачьи подворья выращивают в год до 30 поросят?

Однако фактов, даже самых приятных, атаману мало. Хозяин-собственник, рассуждает он, - это понятие не столько юри-дическое или экономическое, сколько социально-психологическое. Или даже нравственное. Разве каждый может стать хозяином? Нет и нет. Только одно место есть в России, где сохранился целый пласт таких людей. Это те, кто не разучился тру-диться на крестьянском подворье. Уж как только эту породу не искореняли - уравниловкой, мизерной оплатой тяжелого крестьянского труда, глупыми командами... А она все-таки выжила! В губительной среде пьянства, воровства, безответственности по отношению к труду, к себе, своей семье. Вот эту среду, абсолютно не пригодную к созидательной деятельности, и пытаются сохранить те, кто хозяйничает сегодня на рынке продо-вольственного сырья. Она им очень удобна: не мешает ввозить в страну промороженное мясо низкого качества и прочее, чего мы сами якобы произвести не можем. Так не бывать этому! И Софиевка это докажет.

А скажите, Иван Иванович, - спрашиваю на прощание, - кем вас все-таки считать: благодетелем, помещиком, бизнесменом?..

Я - казачий атаман! Этим все сказано.

После многочасового созерцания унылого пейзажа – гладкий асфальт, двухэтажные коттеджи, по-европейски обустроенная территория, породистые сытые псы. И ни одного жителя. Позвонила в первую попавшуюся дверь – жалюзи на окне дрогнули, реечка на высоте человеческих глаз прогнулась, напоминая загадочную улыбку, и опять приняла привычное положение. Ни дать ни взять – дом с привидениями.

Через несколько метров мою машину прижала к обочине иномарка с тонированными стеклами. Парень в спортивном костюме со здоровым румянцем спросил, чего мне в Реке-Деме надо.

– Кулугуров ищу, – начала неуверенно и осеклась, увидев, как передернуло его от этого слова.

– Кто это такие?

– Люди, живущие по особым правилам – не пить, не курить, не сквернословить.

– А что, разве это какие-то особые правила?..

Навстречу по улице двигались две молодые женщины в платочках и длинных, до пят, черных юбках. Бледные, почти призрачные лица без намека на косметику. Похоже, особые правила здесь все-таки существуют. Но жители Реки-Демы с чужаками эту тему обсуждать не любят. Узнав, что я из газеты, мне показали стадион и школу, которые могут дать фору некоторым столичным, и сухо попрощались на выезде из села.

Село Софиевка, в целом придерживаясь установленных моральных постулатов, занимает промежуточное положение между кулугурами и миром смертных грешников. Пьющих и непьющих здесь примерно пятьдесят на пятьдесят. Систему сдерживания слабой человеческой натуры от самых распространенных на Руси пороков цементирует в Софиевке не столько вера, сколько страх перед наказанием. На фасаде сельской конторы крупно значится: «Станица Софиевка. Атаманское правление». Такой административной единицы больше в области нет. На доске объявлений – череда приказов. Согласно решению казачьего Круга, станичника за дебош и рукоприкладство в семье ожидает 10 плетей, за недобросовестное исполнение своих родительских обязанностей 15 плетей, за хищение личного имущества и хулиганство в общественном месте 5 плетей, за управление транспортом в нетрезвом состоянии от 5 до 15 плетей (в зависимости от степени опьянения).

Атаман Иван Жабин, сразу видно, человек сурового нрава.

– Как, Иван Иванович, определяете степень опьянения? – спрашиваю.

– У нас определяют на глаз, – уверенно отвечает Жабин. – А порю сам, иначе народ обидится. Вообще-то, если бы я в свое время не наказывал, многих сегодня в живых не было бы. Пили страшно, не работали, смертным боем били жен, дети в тряпье полуголодные бегали. Теперь встречают – благодарят: «Спасибо, батька атаман, за науку». А воровство как пресечь? Друг у друга ведь воровали! Мы сами расследовали, находили пропажу и виновного, после чего Круг выносил решение – пострадавшему ущерб оплатить, а вору всыпать. Неужели лучше посадить человека в тюрьму? Каким он оттуда выйдет, что будет с его семьей?

А совсем не наказывать нельзя. Даже любящие родители своих детей наказывают. Вот и я по-отечески порю... но больно.

– А судебные ошибки?

– У нас ошибок не бывает.

За порку по казачьим законам (самоуправство по УК) милиция пыталась завести на Жабина уголовное дело. Но показаний против атамана никто не дал. Один мужик даже в сердцах бросил: «А кто нас кормить будет и заставлять работать?». Не раз у батьки возникали разногласия и с местной властью. Глава района пенял на то, что на софиевском правлении красуется слово «атаманское». Надо, дескать, писать «муниципальное образование».

– Здание построено мной, это моя собственность, – объясняет Жабин. – Дайте денег – рядом будет стоять муниципальное...

Главу района давно переизбрали, начальника милиции сняли, а батька властвует и считает, что должность главы села должна быть выборной, это самая что ни на есть местная власть. А губернаторов пусть президент назначает, как раньше царь.

У Ивана Ивановича своеобразные взгляды на ведение хозяйства, но, как показало время, жизнеспособные. Он ярый противник коллективного животноводства в теперешних условиях, потому что запас кормов, предназначенных для колхозного стада, каждый крестьянин рассматривает как кормовую базу для личного скота и, естественно, ворует. «Поэтому животноводство, – рассуждает Жабин, – прерогатива частника. Вот я его и поощряю, даю кредиты на закупку молодняка. Выживаемость частного двора гораздо выше. Скот софиевцы сдают по стабильно высоким ценам на свой мясокомбинат».

Совсем иной у него подход к полеводству. По решению Круга, софиевцы не могут продать свой земельный пай на сторону даже теоретически. На мое замечание, что это противоречит Земельному кодексу, Иван Иванович ответил, что многие законы – удавка для сельского хозяйства.

Землей распоряжается община, взявшая в аренду паи у собственников и обязавшаяся платить им 10% от урожая. Жабин является гарантом того, что земля будет обработана, а урожай собран. Земля перераспределяется с учетом роста численности населения. А население Софиевки выросло за последние годы почти вдвое и составляет 1750 человек.

За рождение первого ребенка молодая семья премируется пятью тысячами рублей, за каждого следующего – от семи до десяти. Все дети, поступая в первый класс, начинают получать продовольственный пай. Молодым семьям (не всем, а только жадным до работы, уточняет Иван Иванович) выдается кредит на постройку дома и обзаведение небольшой собственной фермой. В Софиевку потянулись люди из города...

На вопрос, не живет ли Софиевка с оглядкой на кулугуров, атаман ответил неохотно.

– Мой отец был старовером. В школе я начал, как все, курить и сквернословить, чтобы вписаться в среду обычных подростков. Но уроки отца и матери оказались сильнее. Поэтому не удивляйтесь, что Дема, Дубровка и Луна столь закрыты. В наше растленное время трудно удержаться от соблазнов, остаться нормальным человеком, да и просто честным тружеником. Может, я кажусь слишком жестким, но уверен, люди не забудут, что помог им не спиться и детей вырастить...

Разве этого мало – пусть даже с оглядкой на атаманскую плетку?

Православные мормоны

Кулугуры – прозвище староверов-федосеевцев, проживавших в Казани и ее пределах в конце XVII века. Приверженцы Феодосия Васильева были в свое время самым крупным «беспоповским согласием» – течением старообрядцев, отвергавших духовенство. Оренбург основан ссыльными, беглыми, в большинстве своем староверами и протестантами, так что прозвище прижилось и здесь. Иногда кулугуров сравнивают с мормонами. Действительно, у них много общего: отсутствие церковной иерархии, убеждение, что человеку не нужен посредник в разговоре с Богом. Избирается только староста, который управляет всеми делами в молельном доме. Нравы жесткие: не курить, не употреблять спиртного, не сквернословить, укреплять дух и тело молитвами и трудом в поте лица. Браки строятся по канонам домостроя. Аборты запрещены. Чрезвычайно развиты коллективизм и взаимовыручка.

В Оренбургской области сегодня зарегистрировано несколько общин с необычными для современного человека образом жизни и философией («хлысты», «молокане», «дырочники»), но они малочисленны, разрозненны и поэтому не заметны. Феномен кулугуров – в компактном проживании и зажиточности. Основной род занятий – фермерство, но есть и успешные предприниматели. Немало выходцев из их среды – известные не только на областном уровне деловые люди и политические деятели.