Новый порядок выплат удобен для городских властей и выгоден для москвичей.

В марте мэр Собянин утвердил новый порядок компенсации владельцам сносимых гаражей, оказавшихся помехой при освобождении столичной территории. Власти планируют выкупать у граждан гаражи, если они стоят на пути строительства. Уже больше 1 тысячи москвичей получили компенсации из бюджета. Причем по рыночной стоимости. Значит, конец "гаражным войнам"?

Яму тоже посчитали

В числе первых получателей компенсации оказались владельцы гаражных стоянок в Восточном административном округе, на месте которых начинается строительство транспортной развязки Вешняки - Люберцы. Как рассказали "РГ" в столичном департаменте строительства, именно отсутствие механизма выкупа долго тормозило эту важную стройку. Новый документ избавил и хозяев гаражей, и префектуры, которые должны разрешать неизменно возникающие конфликты, от лишней головной боли.

Согласно постановлению правительства Москвы N 63-ПП от 9 марта 2011 года стоимость сносимого гаража определяли независимые оценщики. Разброс цен получился достаточно большим - от 100 тысяч до 1 млн рублей - в зависимости от места расположения, наличия инженерных коммуникаций, технического состояния. Гаражи-то разные: одни - из кирпича, другие - из бетона, из листового железа.

"При оценке учитывалось все: наличие ямы, пола, отделка стен, - говорит председатель теперь уже бывшей крытой стоянки МГСА на Косинской улице Валерий Кириченко. - Ни у кого из 103 владельцев претензий нет, хотя компенсации за наши старые гаражи невелики - в среднем до 200 тысяч рублей".

Согласно новому порядку, уведомление о сносе должно быть получено не позже чем за 30 дней до сноса, а сам снос оплачивают городские власти. От владельца требуется лишь предоставить документы на пользование гаражом. Поскольку большинство боксов в столице строились, когда регистрации имущества в нынешнем виде еще не существовало, префектуру устроят любые документы, в том числе и решения исполкомов райсоветов советских времен.

После того, как бумажная часть работы останется позади, владельцы получают компенсацию. Только деньгами. Никто навязчиво не предлагает, как это было прежде, зачесть ее при оплате машино-места, например, в строящемся "народном гараже".

По словам замруководителя департамента строительства Андрея Новикова, "подобный подход, построенный на взаимных интересах города и москвичей, позволит быстрее освобождать территорию, в которой столица остро нуждается, занявшись масштабным дорожным строительством".

Вас тут не стояло

Но и при таком порядке находятся обиженные. В том же Восточном округе в марте, когда правительство как раз утверждало новый порядок компенсации, снесли гаражный кооператив на улице Фрязевской. "Чиновница управы "Ивановское" нам сразу заявила: "Никакой компенсации не будет", - жалуется Надежда Филиппова, чей гараж вместе с 40 соседними попал под разборку. - Якобы эта территория нужна для метростроя под новую ветку Новогиреево - Новокосино".

Москвичка прислала в редакцию "РГ" копию договора купли-продажи металлического блока в 2003 году, подписанного с ООО "Фобос" (за гараж семья заплатила две тысячи долларов), квитанции об оплате (последняя за январь 2011 года - 850 рублей) и прямо спрашивает: "Почему мы не имеем право на компенсацию? Разве мало требуемого по новому положению договора?"

В префектуре ВАО нам так объясняют отказ: в 1995 году распоряжением префекта "Фобосу" выделили землю под строительство двухэтажного гаражно-технического комплекса. Вместо него появились блоковые боксы, по сути - самострой. Строения не были узаконены. Руководство кооператива только в 2010 году озаботилось оформлением документов, но договор аренды земли им не продлили. "Отсутствие земельных отношений, - пояснил пресс-секретарь префектуры Андрей Иванов, - главная беда. И виноват в этом "Фобос", который сделал членов кооператива заложниками своего бездействия. К тому же нет документального подтверждения, что эта территория пойдет под государственные нужды. А это - одно из главных условий выплаты компенсаций из бюджета города".

Между тем, по утверждению Филипповой, на месте их снесенного бокса сейчас установлена чья-то "ракушка". Выходит, кому-то можно занимать место, а кому-то нет?

К сожалению, в Москве подобных ситуаций может быть немало. Большая часть кооперативов пользовалась участками, отведенными под автостоянки, на условиях срочной аренды. Разорвать этот договор чиновники могли в любой момент, но чаще всего они просто не продлевали его. А когда срок истекал, давали арендаторам короткое время на то, чтобы собрать пожитки и, если есть желание, демонтировать конструкцию, чтобы вывезти к себе на дачу. В противном случае вызывали бульдозер.

Чтобы не было подобных проблем, владельцам гаражей именно сейчас следует проверить, все ли документы в наличии, и если надо - дооформить право собственности. Тем более что в планах городских властей - масштабная дорожная стройка и снос десятков тысяч гаражей.

Недавно руководитель департамента строительства Москвы Андрей Бочкарев еще раз подтвердил благие намерения властей: "Владельцы сносимых гаражей, попадающих в пятно городской застройки, обязательно получат компенсацию".

Полезная информация

Право владельца сносимого гаража (гаражного кооператива, автостоянки) на компенсацию подтверждается любым из следующих документов:

  • актом, изданным органом государственной власти или органом местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
  • договором и другой сделкой в отношении гаража, совершенной в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения гаража на момент совершения сделки;
  • свидетельством о праве на наследство;
  • вступившим в законную силу судебным актом;
  • актом (свидетельством) о праве на гараж, выданным уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
  • документом, подтверждающим членство в соответствующей организации автомобилистов;
  • иными документами, которые в соответствии с законодательством РФ подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход прав.

(Из постановления правительства Москвы N 63-ПП от 9 марта 2011 года "Об утверждении Положения о порядке осуществления денежной компенсации владельцам сносимых индивидуальных гаражей при освобождении территорий города Москвы").

Кстати

Сейчас на 4 млн зарегистрированных в Москве легковых автомобилей приходится всего чуть больше 1,1 млн стояночных мест. Московские власти обещают, что уже в этом году число парковочных мест увеличится почти на 500 тысяч, а в течение пяти ближайших лет (по программе транспортного развития столицы) построят новые паркинги на 2 млн машино-мест.

О внесении изменений в постановления Правительства Москвы от 16 ноября 2010 г. N 1019-ПП и от 9 марта 2011 г. N 63-ПП

Принято Правительством Москвы
  1. В целях совершенствования механизма осуществления денежной компенсации владельцам сносимых индивидуальных гаражей при освобождении территорий города Москвы Правительство Москвы постановляет:
  2. 1. Внести изменения в постановление Правительства Москвы от "О создании Градостроительно-земельной комиссии города Москвы" :
  3. 1.1. Приложение 1 к постановлению дополнить пунктом 2.1.14 в следующей редакции:
  4. "2.1.14. О сносе индивидуальных гаражей при освобождении территории города Москвы.".
  5. 1.2. Приложение 1 к постановлению дополнить пунктом 4.1.1.10 в следующей редакции:
  6. "4.1.1.10. О сносе индивидуальных гаражей при освобождении территории города Москвы.".
  7. 2. Внести изменения в постановление Правительства Москвы от "Об утверждении Положения о порядке осуществления денежной компенсации владельцам сносимых индивидуальных гаражей при освобождении территорий города Москвы" :
  8. 2.1. Пункт 6.1.3 приложения 1 к постановлению изложить в следующей редакции:
  9. "6.1.3. В течение 5 рабочих дней с момента истечения срока, указанного в пункте 6.1.2 настоящего Положения, составляет на основании правоподтверждающих документов адресный и пофамильный списки владельцев гаражей и обеспечивает рассмотрение вопроса о сносе индивидуальных гаражей при освобождении территорий города Москвы Градостроительно-земельной комиссией города Москвы.
    После принятия Градостроительно-земельной комиссией города Москвы решения о сносе индивидуальных гаражей согласно представленным спискам Префектура утверждает адресный и пофамильный списки владельцев гаражей путем принятия правового акта.
    В случае выявления владельцев гаражей, имеющих правоподтверждающие документы на гараж, после принятия в соответствии с настоящим пунктом правового акта внесение изменений в ранее утвержденные адресные списки владельцев гаражей осуществляется в порядке, установленном в абзаце втором настоящего пункта.
    В случае выявления владельцев гаражей, имеющих правоподтверждающие документы на гараж, после принятия в соответствии с настоящим пунктом правового акта внесение изменений в ранее утвержденные пофамильные списки владельцев гаражей осуществляется Префектурой.".
  10. 2.2. Пункты 6.2, 7.1 и 7.2 приложения 1 к постановлению признать утратившими силу.
  11. 2.3. Пункт 6.3 приложения 1 к постановлению изложить в следующей редакции:
  12. "6.3. Осуществляет подготовку соглашений об осуществлении денежной компенсации в связи со сносом индивидуальных гаражей, расположенных на освобождаемой территории (далее - соглашение), согласно приложению к настоящему Положению и актов об освобождении гаражей под снос (далее - акт), обеспечивает подписание соглашений и актов владельцами гаражей и направляет их для подписания инициатору освобождения территории (пункт 5 настоящего Положения).".
  13. 2.4. Приложение 1 к постановлению дополнить пунктом 9 в следующей редакции:
  14. "9. Выплата компенсации осуществляется Префектурой в срок не позднее 30 рабочих дней с момента подписания акта об освобождении гаража под снос.".
  15. 2.5. Приложение 1 к постановлению дополнить пунктом 10 в следующей редакции:
  16. "10. Размер компенсации определяется в соответствии с методикой, утверждаемой Департаментом экономической политики и развития города Москвы.".
  17. 2.6. Пункт 2 приложения к Положению приложения 1 к постановлению изложить в следующей редакции:
  18. "2. Денежная компенсация составляет _______ рублей ______ копеек (_______ рублей ______ копеек).".
  19. 3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Хуснуллина М.Ш.
  20. Мэр Москвы
  21. С.С. Собянин

Копии правовых актов, содержащиеся в Банке данных, не могут рассматриваться в качестве официальных публикаций документов.

Официальным опубликованием правового акта считается первая публикация его полного текста в официальном издании органа государственной власти (электронной версии данного издания) или первое размещение (опубликование) его полного текста на официальном сайте органа государственной власти в сети "Интернет". Если текст правового акта публикуется частями, днем его официального опубликования является дата публикации последней части правового акта. В случае если правовой акт вступает в силу через определенный срок с момента его официального опубликования, в указанный срок не включается день официального опубликования правового акта (п. 2 ст.19 Закона г. Москвы от 08.07.2009 N 25).

Официальным опубликованием закона города Москвы считается первая публикация его полного текста в официальном издании Московской городской Думы "Ведомости Московской городской Думы" (электронной версии указанного издания) или официальном издании Мэра и Правительства Москвы - журнале "Вестник Мэра и Правительства Москвы" (электронной версии указанного издания) либо первое размещение (опубликование) полного текста закона города Москвы на официальном сайте Московской городской Думы или официальном сайте Правительства Москвы в сети "Интернет". Официальным опубликованием постановления Московской городской Думы считается первая публикация его полного текста в официальном издании Московской городской Думы "Ведомости Московской городской Думы" (электронной версии указанного издания) либо первое размещение (опубликование) его полного текста на официальном сайте Московской городской Думы в сети "Интернет". Электронная версия официального издания Московской городской Думы "Ведомости Московской городской Думы", размещенная на официальном сайте Московской городской Думы в сети "Интернет", является официальным электронным изданием Московской городской Думы. Статусом официального издания могут наделяться и другие издания, публикующие законы города Москвы и постановления Московской городской Думы, в порядке, установленном законом города Москвы (ст.21 Закона г. Москвы от 14.12.2001 N 70).

Официальным опубликованием правовых актов Мэра Москвы, Правительства Москвы, заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы - руководителя Аппарата Мэра и Правительства Москвы, органов исполнительной власти города Москвы считается первая публикация полного текста указанных правовых актов в официальном издании Мэра и Правительства Москвы - журнале "Вестник Мэра и Правительства Москвы" (электронной версии данного издания) или первое размещение (опубликование) полного текста указанных правовых актов на официальном сайте Правительства Москвы в сети "Интернет" (п. 4 ст.19 Закона г. Москвы от 08.07.2009 N 25).

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Об утверждении Положения о порядке осуществления денежной компенсации владельцам сносимых индивидуальных гаражей при освобождении территорий города Москвы


Документ с изменениями, внесенными:
(Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 29, 24.05.2012);
(Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 60, 29.10.2012);
(Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 37, 02.07.2013);
(Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 03.07.2015);
(Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 47, 22.08.2017);
(Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 25, Том 2, 08.05.2018);
(Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 27.11.2018).
________________

В целях реализации Генерального плана города Москвы , государственных программ города Москвы, соблюдения прав физических лиц при сносе индивидуальных гаражей для освобождения территории города Москвы Правительство Москвы (преамбула в редакции, введенной в действие с 4 июня 2012 года постановлением Правительства Москвы от 16 мая 2012 года N 227-ПП

постановляет:

1. Утвердить Положение о порядке осуществления денежной компенсации владельцам сносимых индивидуальных гаражей при освобождении территорий города Москвы (далее - Положение) согласно приложению 1 к настоящему постановлению .

2. Установить, что на основании распоряжения Правительства Москвы гражданам - владельцам иных сносимых объектов при освобождении территорий города Москвы в соответствии с пунктами 1.1-1.3 Положения осуществляется денежная компенсация в порядке и на условиях, аналогичных порядку и условиям, установленным в Положении.
(Пункт дополнительно включен с 13 июля 2013 года постановлением Правительства Москвы от 25 июня 2013 года N 403-ПП)

____________________________________________________
Пункты 2-5 предыдущей редакции с 13 июля 2013 года считаются соответственно пунктами 3-6 настоящей редакции - постановление Правительства Москвы от 25 июня 2013 года N 403-ПП .
____________________________________________________

3. Пункт утратил силу с 7 ноября 2012 года - ..

4. Пункт утратил силу с 7 ноября 2012 года - постановление Правительства Москвы от 17 октября 2012 года N 570-ПП ..

6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Хуснуллина М.Ш.
постановлением Правительства Москвы от 3 июля 2015 года N 405-ПП .

Мэр Москвы
С.С.Собянин

Приложение 1. Положение о порядке осуществления денежной компенсации владельцам сносимых индивидуальных гаражей при освобождении территорий города Москвы

1. Действие настоящего Положения определяет порядок осуществления по соглашению сторон компенсации владельцам сносимых индивидуальных гаражей при:

1.1. Освобождении территорий города Москвы для осуществления строительства за счет средств бюджета города Москвы.

1.2. Освобождении территорий города Москвы за счет средств бюджета города Москвы для последующего выставления на торги земельного участка, прав на земельный участок.

1.3. Освобождении территорий города Москвы для последующего строительства объектов капитального строительства за счет предоставленных государственным унитарным предприятиям (государственным предприятиям, казенным предприятиям) города Москвы в установленном порядке субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности либо при передаче указанным государственным унитарным предприятиям города Москвы в установленном порядке полномочий государственного заказчика по заключению и исполнению государственных контрактов при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности.
(Пункт 1.3 в редакции, введенной в действие с 14 июля 2015 года постановлением Правительства Москвы от 3 июля 2015 года N 405-ПП .

1.4. Освобождении территорий города Москвы для исполнения обязательств в рамках заключенного в установленном порядке концессионного соглашения.
(Пункт 1.4 дополнительно включен с 14 июля 2015 года постановлением Правительства Москвы от 3 июля 2015 года N 405-ПП)

1.5. Освобождении территорий города Москвы в целях строительства объектов железнодорожного транспорта, транспортно-пересадочных узлов.
(Пункт 1.5 дополнительно включен с 14 июля 2015 года постановлением Правительства Москвы от 3 июля 2015 года N 405-ПП)

1.6. Освобождении территорий города Москвы для размещения за счет средств бюджета города Москвы плоскостных парковок.
(Пункт 1.6 дополнительно включен с 14 июля 2015 года постановлением Правительства Москвы от 3 июля 2015 года N 405-ПП)

1.7. Освобождении территорий города Москвы, за исключением территорий, попадающих в зону строительства объектов железнодорожного транспорта и транспортно-пересадочных узлов, в целях благоустройства таких территорий за счет средств бюджета города Москвы, а также в иных целях в соответствии с принятыми решениями Градостроительно-земельной комиссии города Москвы.
(Пункт 1.7 дополнительно включен с 14 июля 2015 года постановлением Правительства Москвы от 3 июля 2015 года N 405-ПП ; в редакции, введенной в действие с 8 декабря 2018 года постановлением Правительства Москвы от 27 ноября 2018 года N 1427-ПП .

1.8. Освобождении территорий города Москвы за счет средств Московского фонда реновации жилой застройки в целях реализации Программы реновации жилищного фонда в городе Москве , утвержденной постановлением Правительства Москвы от 1 августа 2017 г. N 497-ПП "О Программе реновации жилищного фонда в городе Москве" .
(Пункт 1.8 дополнительно включен с 19 мая 2018 года постановлением Правительства Москвы от 24 апреля 2018 года N 346-ПП)

(Пункт 1 в редакции, введенной в действие с 4 июня 2012 года постановлением Правительства Москвы от 16 мая 2012 года N 227-ПП

1(1). Вопросы компенсации владельцами гаражей, которые в соответствии с законом приобрели соответствующие права на земельные участки, расположенные на территории, подлежащей освобождению, могут быть урегулированы в ином предусмотренном законодательством порядке.
(Пункт 1(1) дополнительно включен с 14 июля 2015 года постановлением Правительства Москвы от 3 июля 2015 года N 405-ПП)

2. В целях настоящего Положения используются следующие понятия:

2.1. Индивидуальный гараж (гараж) - объект, предназначенный для хранения автотранспортного средства, в том числе машиноместо в гаражном комплексе.

2.2. Владелец гаража - лицо, обладающее правом собственности на гараж, которое подтверждается любым из следующих документов (далее - правоподтверждающие документы):

Актом, изданным органом государственной власти или органом местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;

Договором и другой сделкой в отношении гаража, совершенной в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения гаража на момент совершения сделки;

Свидетельством о праве на наследство;

Вступившим в законную силу судебным актом;

Актом (свидетельством) о праве на гараж, выданным уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;

Документом, подтверждающим членство в соответствующей организации автомобилистов;

Иными документами, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход прав.

2.3. Освобождение территории - мероприятия, направленные на прекращение фактического пользования земельным участком, в том числе с прекращением соответствующих прав на землю, не связанные с процедурой изъятия земельных участков для государственных нужд.

3. Выплата денежной компенсации производится органом исполнительной власти города Москвы, государственным казенным учреждением города Москвы, определенными в качестве государственного заказчика (далее также - Государственный заказчик), либо государственным унитарным предприятием (государственным предприятием, казенным предприятием) города Москвы (далее Предприятие).
(Пункт в редакции, введенной в действие с 7 ноября 2012 года .

4. Выплата денежной компенсации производится:

4.1. Органом исполнительной власти города Москвы или подведомственным ему государственным казенным учреждением города Москвы, определенным в качестве государственного заказчика (далее Государственный заказчик), в случаях, предусмотренных пунктом 1.1 настоящего Положения, после принятия Правительством Москвы решения о строительстве за счет средств бюджета города Москвы на территории, подлежащей освобождению.

4.2. Департаментом городского имущества города Москвы в случаях, предусмотренных пунктом 1.2 настоящего Положения, после выделения бюджетных ассигнований на проведение мероприятий по освобождению территории города Москвы.

4.3. Государственным унитарным предприятием (государственным предприятием, казенным предприятием) города Москвы (далее Предприятие) в случаях, предусмотренных пунктом 1.3 настоящего Положения, после предоставления Предприятию в установленном порядке субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности либо после принятия решения о передаче в установленном порядке полномочий государственного заказчика по заключению и исполнению государственных контрактов при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности.

4.4. Концессионером, за исключением случаев, если условиями концессионного соглашения предусмотрено обязательство концедента освободить участок территории.

В случае если условиями концессионного соглашения предусмотрено обязательство концедента освободить участок территории, то выплата денежной компенсации производится Департаментом городского имущества города Москвы либо иным органом исполнительной власти города Москвы (подведомственным ему государственным казенным учреждением города Москвы), которому в установленном порядке выделены бюджетные ассигнования на проведение мероприятий по освобождению соответствующей территории (пункт 1.4 настоящего Положения).

4.5. Заказчиком строительства объектов железнодорожного транспорта, транспортно-пересадочных узлов (далее - Заказчик) в случае, предусмотренном пунктом 1.5 настоящего Положения.

4.6. Государственным заказчиком в случае, предусмотренном пунктом 1.6 настоящего Положения, после выделения бюджетных ассигнований на проведение мероприятий по освобождению территорий города Москвы для размещения за счет средств бюджета города Москвы плоскостных парковок.

4.7. Префектурой соответствующего административного округа города Москвы (далее - Префектура) в случаях, предусмотренных пунктом 1.7 настоящего Положения, после принятия Градостроительно-земельной комиссией города Москвы решения об осуществлении компенсации и выделения бюджетных ассигнований на проведение мероприятий по освобождению территории города Москвы в целях благоустройства такой территории за счет средств бюджета города Москвы, а также в иных целях в соответствии с принятыми решениями Градостроительно-земельной комиссии города Москвы, за исключением случаев, указанных в абзаце втором настоящего пункта.
постановлением Правительства Москвы от 27 ноября 2018 года N 1427-ПП .

Не требуется принятия решения Градостроительно-земельной комиссии города Москвы об осуществлении компенсации при освобождении территории города Москвы от расположенных на ней гаражей в целях благоустройства такой территории за счет средств бюджета города Москвы при одновременном соблюдении следующий условий:

Освобождение территории города Москвы в целях благоустройства осуществляется одновременно с освобождением такой территории в случаях, предусмотренных пунктами 1.1-1.6 настоящего Положения;

Территория, подлежащая освобождению в целях благоустройства, не превышает 30 процентов территории гаражного комплекса.

4.8. Московским фондом реновации жилой застройки (далее - Фонд реновации) в случае, предусмотренном пунктом 1.8 настоящего Положения.
(Пункт 4.8 дополнительно включен с 19 мая 2018 года постановлением Правительства Москвы от 24 апреля 2018 года N 346-ПП)
(Пункт 4 дополнительно включен с 4 июня 2012 года постановлением Правительства Москвы от 16 мая 2012 года N 227-ПП постановлением Правительства Москвы от 3 июля 2015 года N 405-ПП .

5. В целях освобождения территории города Москвы в Префектуру направляется обращение для проведения мероприятий, предусмотренных пунктом 6 настоящего Положения (далее - обращение), инициатором освобождения территории, которым выступают:

5.1. Государственный заказчик после принятия решений и выделения бюджетных ассигнований, предусмотренных пунктами 4.1, 4.6 настоящего Положения.

5.2. Департамент городского имущества города Москвы после выделения бюджетных ассигнований (пункт 4.2 настоящего Положения).

5.3. Предприятие после принятия решения, осуществления мероприятий, предусмотренных пунктом 4.3 настоящего Положения.

5.4. Концессионер после заключения концессионного соглашения (пункт 4.4 настоящего Положения).

5.5. Департамент городского имущества города Москвы или иной орган исполнительной власти города Москвы (подведомственное ему государственное казенное учреждение города Москвы), которому в установленном порядке выделены бюджетные ассигнования на проведение мероприятий по освобождению соответствующей территории (пункт 1.4 настоящего Положения), после заключения концессионного соглашения, предусматривающего обязательство концедента освободить участок территории (пункт 4.4 настоящего Положения).

5.6. Заказчик после согласования Департаментом строительства города Москвы обращения Заказчика об освобождении территории в случае, предусмотренном пунктом 4.5 настоящего Положения.

5.7. Фонд реновации после согласования Департаментом строительства города Москвы обращения Фонда реновации об освобождении территории в случае, предусмотренном пунктом 1.8 настоящего Положения.
(Пункт 5.7 дополнительно включен с 19 мая 2018 года постановлением Правительства Москвы от 24 апреля 2018 года N 346-ПП)
(Пункт 5 дополнительно включен с 4 июня 2012 года постановлением Правительства Москвы от 16 мая 2012 года N 227-ПП ; в редакции, введенной в действие с 14 июля 2015 года постановлением Правительства Москвы от 3 июля 2015 года N 405-ПП .

____________________________________________________________________
Пункты 4 -6 предыдущей редакции с 4 июня 2012 года считаются соответственно пунктами 6-8 настоящей редакции - постановление Правительства Москвы от 16 мая 2012 года N 227-ПП .
____________________________________________________________________

6. Префектура после получения обращения (пункт 5 настоящего Положения), а в случаях, предусмотренных пунктом 1.7 настоящего Положения, после принятия решения и выделения бюджетных ассигнований (пункт 4.7 настоящего Положения):
(Абзац в редакции, введенной в действие с 8 декабря 2018 года постановлением Правительства Москвы от 27 ноября 2018 года N 1427-ПП .

6.1. Составляет в соответствии с документами территориального планирования, правоподтверждающими документами адресный и пофамильный списки владельцев гаражей и утверждает их в следующем порядке:

6.1.1. В месячный срок со дня получения обращения (пункт 5 настоящего Положения) обеспечивает в различных формах, в том числе с использованием средств массовой информации, уведомление владельцев гаражей, расположенных на освобождаемой территории, о проведении мероприятий по освобождению территории.

6.1.2. В течение 30 рабочих дней со дня уведомления (пункт 6.1.1 настоящего Положения) осуществляет прием от владельцев гаражей заявлений с соответствующими правоподтверждающими документами.

6.1.3. В течение 5 рабочих дней с момента истечения срока, указанного в пункте 6.1.2 настоящего Положения, составляет на основании правоподтверждающих документов адресный и пофамильный списки владельцев гаражей и обеспечивает рассмотрение вопроса о сносе индивидуальных гаражей при освобождении территорий города Москвы Градостроительно-земельной комиссией города Москвы.

После принятия Градостроительно-земельной комиссией города Москвы решения о сносе индивидуальных гаражей согласно представленным спискам Префектура утверждает адресный и пофамильный списки владельцев гаражей путем принятия правового акта.

В случае выявления владельцев гаражей, имеющих правоподтверждающие документы на гараж, после принятия в соответствии с настоящим пунктом правового акта внесение изменений в ранее утвержденные адресные списки владельцев гаражей осуществляется в порядке, установленном в абзаце втором настоящего пункта.

В случае выявления владельцев гаражей, имеющих правоподтверждающие документы на гараж, после принятия в соответствии с настоящим пунктом правового акта внесение изменений в ранее утвержденные пофамильные списки владельцев гаражей осуществляется Префектурой.
постановлением Правительства Москвы от 11 августа 2017 года N 544-ПП .

6.2. Пункт утратил силу со 2 сентября 2017 года - ..

6.3. Осуществляет подготовку соглашений об осуществлении денежной компенсации в связи со сносом индивидуальных гаражей, расположенных на освобождаемой территории (далее - соглашение), согласно приложению к настоящему Положению и актов об освобождении гаражей под снос (далее - акт), обеспечивает подписание соглашений и актов владельцами гаражей и направляет их для подписания инициатору освобождения территории (пункт 5 настоящего Положения).
(Пункт в редакции, введенной в действие со 2 сентября 2017 года постановлением Правительства Москвы от 11 августа 2017 года N 544-ПП .
(Пункт 6 в редакции, введенной в действие с 14 июля 2015 года постановлением Правительства Москвы от 3 июля 2015 года N 405-ПП .

7. Инициатор освобождения территории:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 14 июля 2015 года постановлением Правительства Москвы от 3 июля 2015 года N 405-ПП .

7.1. Пункт утратил силу со 2 сентября 2017 года - постановление Правительства Москвы от 11 августа 2017 года N 544-ПП ..

7.2. Пункт утратил силу со 2 сентября 2017 года - постановление Правительства Москвы от 11 августа 2017 года N 544-ПП ..

7.3. После получения от Префектуры соглашений и актов, подписанных владельцами гаражей (п.6.3), в течение 5 рабочих дней осуществляет их подписание с направлением двух экземпляров в Префектуру (один экземпляр - для владельца гаража) (пункт в редакции, введенной в действие с 4 июня 2012 года постановлением Правительства Москвы от 16 мая 2012 года N 227-ПП .

7.4. После подписания сторонами соглашения акта об освобождении гаража под снос (п.7.3) осуществляет перечисление денежных средств на счет, указанный владельцем гаража, на условиях соглашения.
(Пункт 7.4 в редакции, введенной в действие с 4 июня 2012 года постановлением Правительства Москвы от 16 мая 2012 года N 227-ПП ; в редакции, введенной в действие с 14 июля 2015 года постановлением Правительства Москвы от 3 июля 2015 года N 405-ПП .

8. В случае отказа владельцев гаражей от подписания соглашений, а также при наличии владельцев гаражей, не имеющих правоподтверждающих документов, Префектура и Департамент городского имущества города Москвы в рамках своей компетенции принимают необходимые меры для освобождения территории.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 14 июля 2015 года постановлением Правительства Москвы от 3 июля 2015 года N 405-ПП .

9. Выплата компенсации осуществляется Префектурой в срок не позднее 30 рабочих дней с момента подписания акта об освобождении гаража под снос.
постановлением Правительства Москвы от 11 августа 2017 года N 544-ПП)

10. Размер компенсации определяется в соответствии с методикой, утверждаемой Департаментом экономической политики и развития города Москвы.

(Пункт дополнительно включен со 2 сентября 2017 года постановлением Правительства Москвы от 11 августа 2017 года N 544-ПП)

Приложение к Положению. Примерное соглашение об осуществлении денежной компенсации в связи со сносом индивидуального гаража, расположенного на освобождаемой территории

Приложение
к Положению
(Дополнительно включено
с 7 ноября 2012 года
постановлением Правительства Москвы
от 17 октября 2012 года N 570-ПП ;
в редакции, введенной в действие
с 14 июля 2015 года постановлением
Правительства Москвы
от 3 июля 2015 года N 405-ПП ;
в редакции, введенной в
действие со 2 сентября 2017 года
постановлением Правительства Москвы
от 11 августа 2017 года N 544-ПП , -
см. предыдущую редакцию)

Примерное соглашение об осуществлении денежной компенсации в связи со сносом индивидуального гаража, расположенного на освобождаемой территории

(в ред. постановления Правительства Москвы)

"____"______________ 20__ г.

Именуемый в дальнейшем ______________________________, в лице руководителя ___________________, действующего на основании Положения, с одной стороны,

Владелец гаража N ___________, находящегося на

автомобильной стоянке ____________________, расположенной по адресу: г.Москва, ________________, именуемый в дальнейшем "Владелец", с другой стороны, на основании постановления Правительства Москвы от ________________ N___________, распоряжения _________________ административного округа города Москвы от ______________ N ____________ заключили настоящее Соглашение о нижеследующем:

1. По настоящему Соглашению Владелец обязуется освободить используемый им гараж N_______, находящийся на автостоянке _______________, расположенной по адресу: г.Москва, ____________________________, от имущества и автотранспортного средства в срок до ____________20___ г. и подписать соответствующий акт об освобождении гаража под снос, а ______________ - выплатить Владельцу денежную компенсацию.

2. Денежная компенсация составляет ____ рублей _____копеек (_______рублей ______ копеек).

3. ______________ обязуется в течение _____ (_____________) банковских дней с момента подписания акта об освобождении гаража под снос (п.1) перечислить на счет Владельца денежные средства в размере, указанном в пункте 2 настоящего Соглашения (денежная компенсация).

4. Настоящее Соглашение вступает в силу с момента подписания Сторонами и действует до полного исполнения Сторонами своих обязательств.

5. При исполнении настоящего Соглашения Стороны руководствуются действующим законодательством Российской Федерации.

6. Настоящее Соглашение составлено в трех экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному экземпляру для каждой из Сторон и один для Префектуры административного округа города Москвы.

7. В случае изменения банковских реквизитов Владелец обязуется сообщить о таком изменении в течение пяти рабочих дней с момента такого изменения.

8. Все разногласия, возникающие из настоящего Соглашения, решаются путем переговоров. В случае недостижения согласия спорные вопросы разрешаются в соответствии с действующим законодательством в судебном порядке с соблюдением претензионного (досудебного) порядка урегулирования спора. Ответ на претензию дается в течение 20 дней с момента ее получения в письменной форме.

9. Адреса, реквизиты и подписи сторон.

Владелец:

Адрес:

Банковские реквизиты:

Государственный заказчик, Предприятие:

Адрес:

Банковские реквизиты:

Подписи сторон:

____________________________

Владелец

Приложение 2. Примерное соглашение об осуществлении денежной компенсации в связи со сносом индивидуального гаража, расположенного на освобождаемой территории

Приложение 2
к постановлению
Правительства Москвы
от 9 марта 2011 года N 63-ПП
в редакции, введенной в
действие с 4 июня 2012 года
постановлением Правительства Москвы
от 16 мая 2012 года N 227-ПП , -
см. предыдущую редакцию)

____________________________________________________________________
Приложение 2 утратило силу с 7 ноября 2012 года -
постановление Правительства Москвы
от 17 октября 2012 года N 570-ПП . -
См. предыдущую редакцию
____________________________________________________________________

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
ЗАО "Кодекс"

21.06.2018, 0:00

Дома по столичной программе реновации будут активно строиться на месте плоскостных гаражей. Московские власти снесут около 1 тыс. боксов как минимум на восьми площадках, большинство владельцев получат по 150 тыс. руб. компенсации, следует из материалов Градостроительной земельной комиссии (ГЗК) Москвы. Эксперты поясняют, что гаражные кооперативы арендуют землю у города, договоры аренды могут быть расторгнуты, но в судах владельцы могут спорить о размерах справедливой компенсации.


За последние полгода столичные власти приняли решения возводить «стартовые» дома по программе реновации как минимум на восьми площадках, которые занимают гаражные кооперативы и автостоянки. Это следует из датированных с декабря 2017 по май 2018 года протоколов ГЗК, возглавляемой мэром Сергеем Собяниным. Так, в декабре 2017 года принято решение «освободить земельные участки» в Измайловском проезде, 5 от 367 гаражей; на Зеленодольской улице, 30–32 от 163 боксов и на 8-й улице Соколиной горы, 18–22 от 122 гаражей. В апреле 2018 года ГЗК вынесла аналогичные решения о 67 боксах на Клинской улице и 43 гаражах на Зеленом проспекте. Всего с декабря 2017 года в мэрии решили снести более 900 гаражей для реализации программы реновации. По данным крупнейшего в городе профильного объединения владельцев гаражей «Московский городской союз автомобилистов», в столице насчитывается 132 тыс. машиномест в плоскостных боксах.

Программа реновации утверждена столичными властями в августе 2017 года. В списке под снос значится 5171 дом (общая площадь жилья - около 16 млн кв. м) - примерно 350 тыс. квартир, в которых проживают до 1 млн человек. Взамен переселенцы получат равнозначное жилье в своем районе (за исключением Зеленограда и Новой Москвы, где речь идет о расселении в пределах округа), а также могут выбрать равноценную квартиру или денежную компенсацию. В департаменте градостроительной политики Москвы обещали, что в 2018 году будет заселено 32 дома общей площадью 400 тыс. кв. м.

В 2017 году еще до старта программы чиновники говорили о нехватке свободных площадок под новые дома. Примечательно, что помимо сносимых гаражей на эти цели могут пустить и участки, где их только хотели построить. Так, в протоколах ГЗК от декабря 2017-января 2018 года говорится о расторжении 20 инвестконтрактов на возведение боксов, которые мэрия ранее заключала со своим же ГУП «Дирекция гаражного строительства» (структура занималась, в частности, проектом «Народный гараж»). Чиновникам поручено проработать дальнейшее применение высвобожденных 20 площадок. В июне 2018 года Сергей Собянин заявлял о начале проектирования и строительства по программе реновации на 250 площадках.

В протоколах ГЗК говорится о компенсациях за сносимые боксы: в большинстве случаев владельцы получат по 150 тыс. руб. независимо от местоположения гаража. Лишь в случае со сносом 36 боксов на улице Шумилова, 4 в Кузьминках главе ГУП «Управление гражданского строительства» Дамиру Газизову дается поручение заключить «гражданско-правовые сделки» с собственниками семи гаражей «с проведением независимой оценки». Причины такой избирательности в материалах ГЗК не поясняются. Отметим, что в объявлениях о продаже машиномест в плоскостных гаражах фигурирует средняя цена в 300–500 тыс. руб.

Адвокат Павел Астахов говорит, что гаражные кооперативы арендуют землю у Москвы, а «при наличии общественной необходимости, скажем, для государственных нужд, любой участок земли может быть изъят за определенную компенсацию». Представитель национальной юридической службы «Амулекс» Виктория Соколова уточняет, что в случае «ненадлежащего оформления земли снос боксов признается судами законным и без компенсаций». Партнер юридической фирмы Borenius Майя Петрова подтверждает, что самовольные гаражи сносятся без выплат, в случае изъятия земель для госнужд размер компенсаций определяется оценщиком, но в Москве - «третья ситуация». Госпожа Петрова напоминает, что в 2011 году правительство Москвы приняло постановление 63-ПП о компенсациях владельцам гаражей, а в августе 2017 года департамент экономполитики мэрии выпустил распоряжение 164-ПР о методике подобных выплат. В последнем документе говорится о компенсациях в 150 тыс. руб. владельцам сносимых металлических гаражей и 300 тыс. руб. собственникам железобетонных и кирпичных боксов. «Видимо, город решил выпустить такие документы, чтобы процедура сноса проходила спокойно»,- рассуждает госпожа Петрова.

Столичные власти могут установить единый размер компенсации, но его можно оспорить в суде, рассуждает господин Астахов, ранее участвовавший в судебном процессе о сносе 5 тыс. гаражей в Восточном административном округе Москвы. «Владелец гаража имеет право бороться за разумную компенсацию и равнозначные условия, так как при изъятии гаража его положение ухудшается. Мэрия должна предложить ему место в ярусной парковке, приоритетное или льготное право на автостоянке»,- считает адвокат. Однако Виктория Соколова из «Амулекса» поясняет, что сумма компенсации «существенно ниже рыночной стоимости» в связи с утратой прав на земельный участок, а независимые оценщики, к которым обращаются граждане, «не учитывают тот факт, что земля принадлежит городу». Госпожа Соколова говорит, что в этой ситуации суды встанут на сторону городских властей, поскольку постановление 63-ПП о порядке компенсаций признано незаконным не было.

Александр Воронов