По подводным газопроводам во всем мире ежесекундно перекачиваются миллионы кубометров голубого топлива. Только в Северном море проложено более 6000 километров газовых труб. На полную мощность запущен «Северный поток», и вот-вот начнется укладка труб «Турецкого потока» по дну Черного моря. А это очень непростая работа.

Работы по прокладке начинаются с разведки морского дна по всей протяженности будущего газопровода. Препятствия могут быть самые разные — от крупных валунов, до затонувших кораблей и невзорвавшихся боеприпасов. В зависимости от сложности препятствий, их устраняют или обходят. Так же определяются места заглублений трубопровода в грунт.

Вслед за «подводной разведкой» идет, вернее плывет, судно-трубоукладчик – гигантское плавучее сооружение, осуществляющее непосредственную укладку труб на морское дно. На его борту смонтирован специальный конвейер, где трубы свариваются. После проверки сварочных швов ультразвуком и нанесения специального антикоррозийного покрытия начинается погружение.

Оно осуществляется с помощью специальной стрелы – стингера, обеспечивающего погружение труб под определенным углом, исключающим деформацию металла.

Что интересно, укладка труб начинается в море и может одновременно проводиться на нескольких участках, которые затем соединяются между собой. На берег уложенные в море трубы вытаскиваются с помощью прочных металлических тросов и затем производится «захлест» — соединение с сухопутной частью газопровода.

"Голубой поток" - уникальное газотранспортное сооружение, которое предназначено для поставок российского природного газа в Турцию через акваторию Чёрного моря (минуя третьи страны). "Голубой поток" - самый глубоководный трубопровод в мире.Соглашение о строительстве "Голубого потока" подписано 15 декабря 1997 года.

Общая протяжённость трассы - 1213 километров (морской участок - 396 километров, сухопутный - 817 километров).

Максимальная глубина - 2150 метров.

Общая длина тоннелей (на российском сухопутном участке) - 3260 метров.

Проектная мощность - 16 миллиардов кубометров газа в год.

Начало поставки газа - февраль 2003 года.

Объём инвестиций - 3,2 миллиардов долларов.

Газопровод "Голубой поток" - российско-итальянский проект: с российской стороны участвует энергетический концерн "Газпром", с итальянской - нефтегазовый концерн ENI ("Ente Nazionale Idrocarburi").

"Голубой поток" - новая страница в истории развития современных газотранспортных технологий и крупнейший проект в сфере экспортных поставок российского газа.

Многие западные эксперты выражали сомнение о возможности строительства газопровода на глубинах до 2150 метров в условиях агрессивной сероводородной среды.

При строительстве газопровода применялись материалы и оборудование не только российских, но и немецких, итальянских, японских производителей. Для повышения надёжности газопровода применялись трубы из устойчивой к коррозии стали с внутренним и внешним полимерным покрытием. Все объекты "Голубого потока" прошли строгую экологическую экспертизу. На газопроводе создана интегрированная система производственно-экологического мониторинга. Круглосуточно два стационарных поста измеряют экологические параметры воздуха и передают отчеты в центральный пункт производственно-экологического мониторинга газопровода "Голубой поток". Мобильная лаборатория регулярно измеряет качество воды и воздуха вокруг компрессорной станции "Береговая". В октябре 2004 года дочерняя компания "Газпрома" - ДОАО "Оргэнергогаз" - получила главный приз национальной экологической премии в номинации "Экоэффективность" за внедрение системы экологического мониторинга газопровода "Голубой поток".

"Голубой поток" дополняет газотранспортный коридор из России в Турцию, который проходит через территорию Украины, Молдавии, Румынии и Болгарии. Условно он делится на три участка: сухопутный на российской стороне от города Изобильный Ставропольского края до села Архипо-Осиповка Краснодарского края на побережье Чёрного моря (373 километра), морской - от села Архипо-Осиповка до терминала "Дурусу", расположенного вблизи турецкого города Самсун (396 километров), сухопутный от Самсуна до Анкары (444 километра). Впервые в практике российской нефтегазовой отрасли на горном участке сухопутной части газопровода были сооружены протяженные тоннели под хребтами Кобыла и Безымянный.

История создания газопровода "Голубой поток"

Первые переговоры на официальном уровне по проекту "Голубой поток" начались в сентябре 1996 года.

15 декабря 1997 года было подписано российско-турецкое межправительственное соглашение, в рамках которого "Газпром" заключил контракт с турецким топливным гигантом фирмой "BOTAŞ" на поставку 365 миллиардов кубометров газа в Турцию в течение 25 лет.

В 1999 году был подписан протокол о взаимном применении сторонами льготного налогового режима к новому международному проекту

Для обеспечения финансирования, организации строительства и эксплуатации газопровода "Газпром" и итальянский нефтегазовый концерн ENI создали российско-итальянскую компанию специального назначения "Blue Stream Pipeline Co" (зарегистрирована в Нидерландах). В консорциум, созданный для выполнения работ, вошли "Saipem S.p.A." (Италия), "Bouygues Offshore S.A." (Франция), "Katran-K" (Россия) и "Mitsui & Co", "Sumitomo Corp." и "Itochu Corp." (Япония).

Российско-итальянское совместное предприятие "Blue Stream Pipeline Co" покрыло 20% капитальных затрат за счёт собственного капитала, а остальное - кредитами, полученными под экспорт газа (1,76 миллиардов долларов были предоставлены японскими, итальянскими и британскими экспортными кредитными организациями).

3 февраля 2000 года состоялась символическая сварка первого стыка на российской сухопутной части газопровода в районе Краснодара. Стыковка произошла на 263 км сухопутной трассы газопровода Изобильный (Ставропольский край) - Джубга (Краснодарский край, побережье Черного моря).

В декабре 2004 года российский концерн "Газпром" и турецкая государственная компания "BOTAŞ" подписали меморандум о развитии сотрудничества в газовой сфере.

"BOTAŞ" занималась строительством трубопровода, а за прокладку труб по дну Чёрного моря отвечал концерн ENI (генеральным подрядчиком строительства морского участка выступила итальянская компания "Saipem").

Строительство компрессорной станции "Береговая" началось в августе 2001 года. Это уникальное техническое сооружение, построенное на высоте 235 метров над уровнем моря. До ввода в эксплуатацию станции "Береговая" транспортировка газа обеспечивалась только посредством работы ранее введённых в эксплуатацию компрессорных станций "Краснодарская" и "Ставропольская".

В эксплуатацию трубопровод был сдан в конце декабря 2002 года. На газоизмерительной станции "Дурусу" был подписан протокол о сдаче в эксплуатацию пускового комплекса "Голубой поток". Основным назначением газоизмерительной станции "Дурусу" является снижение давления и измерение объема поставляемого российского природного газа. Измерение объемов поставляемого российского природного газа производится по международным стандартам.

20 февраля 2003 года начались коммерческие поставки в Турцию российского природного газа по газопроводу "Голубой поток" через станцию "Дурусу".

Объем поставок газа в Турцию по трубопроводу в 2003 году составил 2 миллиарда кубометров, в 2004 году - 3,3 миллиарда кубометров.

Однако в 2003 году турецкая сторона выступила с требованиями снижения цены на российский газ и пересмотра прежних контрактов. Анкара заявила о недопустимости сохранения российской монополии на поставки природного газа и начала активные поиски альтернативных источников в Туркмении, Иране, Египте, Катаре и Ираке.

В результате переговоров Россия и Турция нашли компромиссное решение. Россия обязалась уменьшить объем поставок газа, а Турция - оплачивать весь доставляемый газ, вне зависимости от своих текущих потребностей. Кроме того, договор предусматривал, что цена за газ будет меньше летом, чем зимой.

3 ноября 2005 года в Геленджикском районе Краснодарского края была введена в эксплуатацию первая очередь компрессорной станции "Береговая", что создало техническую возможность для поставок в Турцию газа в полном объёме. Выход на мощность 16 миллиардов кубометров газа в год запланирован на 2010 год. При строительстве компрессорной станции "Береговая" были применены самые передовые технологии: обычно линейные компрессорные станции располагаются на расстоянии от 80 до 120 километров друг от друга. "Береговая" доставляет газ по морскому участку на расстояние почти 400 километров.

17 ноября 2005 года на газоизмерительной станции "Дурусу" в районе города Самсун состоялись торжественные мероприятия, посвящённые реализации проекта "Голубой поток".

В 2006 году по "Голубому потоку" было поставлено 7,5 миллиардов кубометров газа, а в 2007 году - 9,5 миллиардов кубометров.

"Голубой поток" представляет собой готовый газотранспортный коридор для реализации новых проектов, одним из которых мог бы стать "Голубой поток-2" для поставки российского газа в Израиль и Италию.

Официальный сайт концерна "Газпром": http://www.gazprom.ru

Официальный сайт концерна "Ente Nazionale Idrocarburi": http://www.eni.it/en_IT/home.html

Официальный сайт компании "BOTAŞ": http://www.botas.gov.tr

Официальный сайт компании "Saipem": http://www.saipem.it

Официальный сайт компании "Bouygues Offshore S.A.": http://www.bouygues-offshore.com

Официальный сайт компании "Mitsui & Co": http://www.mitsui.co.jp

Официальный сайт компании "Sumitomo Corp.":

Сегодня, 7 мая началась укладка газопровода «Турецкий поток» по дну Черного моря. Накануне 4 мая Владимир Путин дал добро Алексею Миллеру на начало строительства морского участка.

«Турецкий поток» – это экспортный газопровод из России в Турцию и Европу с совокупной пропускной способностью 31.5 млрд. куб. газа в год. Две нитки газопровода (одна для поставок в Турцию, вторая для Европы) будут проложены по дну Черного моря от побережья в районе Анапы к турецкому городу Люлебургаз. Планируется, что первый газ по новому экспортному маршруту поступит к концу 2019 года.

Морскую прокладку будет вести суда компании Allseas – Audacia и Pioneering Spirit. Эта же компания выиграла тендер на укладку первой нитки газопровода «Северный поток 2». На данный момент по всему миру компания уже проложила более 20 тысяч глубоководных трубопроводов.

225 метровое трубоукладочное судно Audacia будет вести работы на небольших глубинах.


На глубоководных участках будет работать самое большое в мире строительное судно Pioneering Spirit. Это двухкорпусной катамаран длинной 382 метра и грузоподъемностью 48 тысяч тонн. Стоимость судна составляет почти 3 миллиарда долларов.


Любопытно, что первоначально судно назвалось Pieter Schelte, в честь отца владельца компании Эдварда Херема (Edward Heerema), однако было переименовано в Pioneering Spirit из-за скандала, вызванного прошлым Питера Шелте Херема (был высокопоставленным членом Waffen-SS).

Навигация по записям

Последние новости раздела

    Глава Межрегиональной Распределительной Сетевой Компании Центр (МРСК Центр – часть Россети, снабжение энергией 26 млн. россиян) Игорь Владимирович Маковский рассказал, как цифровизация повлияет на развитие…

    По данным французской организации “Сеть электроснабжения” (Réseau de transport d’électricité или RTE), закрытие угольных электростанций во Франции может произойти после 2020 года, если соответствующий проект…

    Сотрудничество в области топливно-энергетического сектора (ТЭК) ведущие политики и эксперты отрасли обсудили на флагманской конференции Ассоциации Европейского Бизнеса “Приоритеты развития российской экономики и европейский бизнес”….

Популярное за неделю


  • Российская система качества (Роскачество) провела исследование очередной группы товаров и составила рейтинг бутилированной воды. Для этого специалистами организации было закуплено около 60 образцов негазированной воды...

  • “С ЛЕГКОЙ РУКИ”

    “ГОЛУБОЙ ПОТОК”: “БОМБА” ПОД ЧЕРНОЕ МОРЕ

    Подготовила

    Татьяна КРОЛИКОВА

    В прошлом году в печати по радио, на телевидении прошла информация о строительстве магистрального газопровода Россия - Турция, часть которого будет проложена по дну Черного моря. Многие в стране восприняли эту идею как совершенно дикую. Обеспокоились и специалисты, особенно нашего региона, который при реализации очередного "проекта века" окажется заложником "голубого потока". Ученые создали инициативную группу,которая провела независимую экспертизу возможных последствий прокладки газопровода по данному маршруту.

    В группу вошли геолог-геофизик, ветеран НИПИокеангеофизики, член со-вета Социально-экологического союза За-падного Кавказа и Российского националь-ного совета неправительственных при-родоохранных организаций Черноморского региона В.В. Соловьев, директор КПП “Южморгео ЭКО” В.А. Чаленко, доктор биологических наук, ветеран Института океанологии АН Н.В. Мамаева, архитектор-ландшафтник, ветеран Союза архи-текторов СССР и РФ М.М. Осичева, док-тор технических наук Г.А. Головко. После завершения работы материалы экспер-тизы были в эксклюзивном порядке пре-доставлены редакции нашей газеты.

    Выводы, сделанные учеными, настоль-ко тревожны, что мы сочли необходимым познакомить с ними наших читателей. Цель, которую ставили перед собой спе-циалисты, они сформулировали так: "Ос-новной целью было намерение обосно-вать серьезную обеспокоенность веро-ятными экологически негативными и ка-тастрофическими последствиями строи-тельства и эксплуатации технически уникального и опасного газопровода в уни-кальных природных условиях Черного моря, вся толща которого глубже 100 -200 метров заражена сероводородом в смер-тельно опасных концентрациях. Было бы наивным полагать, что имеющиеся на се-годня знания позволяют исчерпывающим образом описать природные и антропо-генные факторы, создающие при их взаи-модействии с газопроводом угрозу ката-строфических последствий для окружа-ющей среды. Эта естественная неопре-деленность научных знаний в сочетании с мировой уникальностью и значимостью Черного моря и технической уникальнос-тью проектируемого сооружения состав-ляют очевидную и непредсказуемую по масштабам опасность газопровода "голу-бой поток” в его морском варианте для всех причерноморских государств, для всех людей,.населяющих его побережье!"

    Сначала о самом газопроводе

    Его морской участок начинается от урочища Дровяная Щель в пяти километ-рах к юго-востоку от курортного поселка Архипо-Осиповка и примерно в двух ки-лометрах к северо-западу от курорта Инал. Оканчивается морской участок га-зопровода в Турции, в городе Самсун. Проектная протяженность - 396 километ-ров. Из них примерно одиннадцать кило-метров пройдет по российскому шельфу (глубины до ста метров), около 50-60 километров - по континентальному скло-ну (глубины от ста до двухсот метров). Большая часть трассы газопровода пла-нируется в международных водах, 340 ки-лометров. Проектная производитель-ность - 43,8 миллиона кубических мет-ров газа в сутки. Следует особо подчерк-нуть одно обстоятельство, которое тща-тельно скрывается авторами проекта. На протяжении первых 80-90 километров давление газа в трубопроводе будет су-щественно превышать внешнее гидро-статическое.

    Что же собой представляет дно Чер-ного моря, по которому планируется про-кладка газопровода? Геологические поро-ды здесь малоустойчивы. Часты подвод-ные оползни. Большая плотность и скорость этих потолков порождает гигантс-кую энергию, достаточную для разруше-ния даже высокопрочных толстостенных труб газопровода. Движения земной коры в полосе при-кавказского континентального склона по-рождают здесь очаги землетрясений силой 8-10 баллов в эпицентре, что достаточно для непосредственного разрушения газо-провода. Сейсмическая же опасность для турецкого шельфа подтверждается про-шлогодними землетрясениями в Турции.

    Сероводородная черноморская вода обладает высокой коррозионной активно-стью. Это неизбежно приведет к разру-шению стенок трубопровода. Кроме того, грязекаменные и мутьевые потоки спо-собны создавать обширные промоины под трубопроводом или перекрыть его выпав-шим из потока грунтом.

    В той части морского дна, где пред-полагается прокладка газопровода, есть признаки грязевого вулканизма. Что тоже чрезвычайно опасно. Тепловое и механическое воздействие трубопрово-да может спровоцировать разрушение донных грунтов.

    Конечно, у специалистов различные мнения насчет частоты и масштабов вышеназванных геологических явлений. Однако реальность их подтверждается многочисленными наблюдениями. В час-тности, гидрографическая служба Черно-морского флота зафиксировала мощные подводные перемещения грунтов в райо-не мыса Идокопас, что привело к обрыву подводного кабеля связи.

    Когда чиновник мыслит только о доходах К Беде нас приведет всего скорей! И в наших древних черноморских водах Устроит нам последний день Помпеи!

    Как уже сообщалось в предыдущем номере нашей газеты, вопреки широ-ковещательным заявлениям авторов, хозяев и сторонников проекта "Голу-бой поток" о том, что на дне Черного моря прорыв газа исключен, почти 170 километров трубопровода будет нахо-диться под существенным избыточ-ным внутренним давлением. Однако разрушение трубопровода может быть следствием не только природных про-цессов, но и военных действий, воен-ных учений, актов терроризма, нару-шений технологий прокладки и эксплу-атации газопровода, а также случай-ных воздействий при различных рабо-тах на акватории.

    Итак, предположим, что на морс-ком шельфе произошел прорыв газо-провода. В водную толщу, а затем а атмосферу произойдет выброс сотен тысяч кубометров сжатого в трубо-проводе газа. Самовозгорание газа очень вероятно из-за электростати-ческих эффектов в облаке водяной пыли над выбросом. Высокую вероят-ность этого подтверждают многочис-ленные случаи самовозгорания и взры-вов газа при извержении грязевых вулканов (в том числе подводных) в Азербайджане, на Керченском и Та-манском полуостровах. Со дна моря будут подняты и перемешаны рыхлые илистые осадки. Это будет похоже на шторм, что признают даже разработ-чики проекта. Ширина шельфа в поло-се прокладки трубопровода - 11 кило-метров, море здесь обитаемо до глу-бины более ста метров, а биота не при-способлена к мощным мутьевым на-грузкам.

    Придонные условия и большие ко-личества сжатого газа благоприятны для образования мощных газогидратных пробок. А сероводород в морс-кой воде может сыграть роль катали-затора в этом процессе. В случае массового прорыва газа морские те-чения будут способствовать выносу поднятой сероводородной воды и мути к российскому курортному по-бережью и далее к Крыму. При проры-ве а турецкой части моря пострада-ют не только побережье Турции, но и грузинские берега.

    Последствия аварии газопровода на дне Черного моря могут быть и пострашнее приведенных примеров.

    Теперь рассмотрим международно-правовой и политический аспекты морского варианта проекта "Голубой поток".

    Россия, будучи исторически причерноморским государством, является участницей международных конвенций и соглашений по экологической безо-пасности бассейна Черного моря. В этих документах подчеркивается, что Черноморский бассейн - исключитель-но замкнутый, в котором любое эколо-гически негативное событие затраги-вает интересы всех причерноморских государств и их населения. Поэтому узкоотраслевой подход РАО "Газпром" при создании и осуществлении проекта "Голубой поток" противоречит не только международным обязатель-ствам России, но и ее долгосрочным геополитическим интересам.

    Надо сказать, что существуют и другие варианты поставок российско-го газа в Турцию. "Восточный", "запад-ный" и так далее. Они могут быть осу-ществимы с помощью традиционных испытанных и надежных технологий. Это обстоятельство не нашло отра-жения в проекте РАО "Газпром".

    Наше побережье - единственный в России субтропический курортный ре-гион. Население его прямо или косвен-но связано с лечебно-оздоровитель-ной деятельностью. И уже сейчас сам проект "Голубой поток", его осуществ-ление и будущая эксплуатация газо-провода через Черное море наносит и будет наносить ущерб южным курор-там страны. Это и потеря привлека-тельности региона, и снижение инте-реса к инвестициям в курортный биз-нес, поскольку "опромышливание" Черноморского побережья России резко повышает риск вложения капитала в легкоранимое курортное дело. Примером служит разлив нефти на термина-ле Шесхарис в 1977 году, практически сорвавший курортный сезон в Кабар-динке и Геленджике.

    Сторонники "Голубого потока" обе-щают щедрые компенсации курортно-му региону и его населению за поне-сенные потери и неизбежный риск. связанный с осуществлением проек-та и деятельностью газопровода, вклю-чая аварийные ситуации. В частности, РАО "Газпром" сулит повальную гази-фикацию всех населенных пунктов побережья. Но широкой общественно-сти неизвестны полноценные право-вые документы, подтверждающие и гарантирующие это.

    «Газпром» достроил подводную часть газопровода «Турецкий поток» – две нитки общей протяженностью 1820 км проходят по дну Черного моря из России в Турцию. За церемонией завершения стройки в режиме телеконференции из Стамбула наблюдали президент России Владимир Путин и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. Предправления «Газпрома» Алексей Миллер участвовал в церемонии по телемосту с борта судна-трубоукладчика Pioneering Spirit. «Труба «Турецкого потока» с замыкающим стыком спущена в акваторию Черного моря», – объявил Миллер.

    Путин подчеркнул, что проекты, подобные «Турецкому потоку», не направлены против кого-либо, а носят созидательный характер. Российский лидер назвал газопровод «ярким и хорошим примером умения защищать свои национальные интересы», имея в виду, что «Турецкий поток» отвечает интересам экономики Турции. По словам Путина, «Турецкий поток» станет важным фактором общеевропейской энергетической безопасности, а Турции позволит стать газовым хабом.

    Для начала поставок по газопроводу остается достроить на турецком берегу принимающую компрессорную станцию и закончить наземную часть трубопровода в Турции, эти работы «идут в соответствии с графиком», указывал на прошлой неделе «Газпром». Ввести «Турецкий поток» в эксплуатацию планируется в конце 2019 г.

    Турецкий поток газопровод: последние новости 2018 на сегодня, 15.05.2019.

    «Турецкий поток» - новый экспортный газопровод из России в Турцию через Черное море. Первая нитка газопровода предназначена для поставок газа турецким потребителям, вторая - для газоснабжения стран Южной и Юго-Восточной Европы.

    1 декабря 2014 года «Газпром» и Botas Petroleum Pipeline Corporation подписали меморандум о взаимопонимании по строительству газопровода через Черное море в направлении Турции.

    В сентябре 2016 года «Газпром» получил первые разрешения органов власти Турецкой Республики на реализацию «Турецкого потока».

    10 октября 2016 года подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики по проекту «Турецкий поток».

    В декабре 2016 года подписан контракт между South Stream Transport B.V. (100-процентное дочернее общество ПАО «Газпром») и Allseas Group S.A. на строительство первой нитки морского участка газопровода «Турецкий поток» с опционом на укладку второй нитки.

    В феврале 2017 года South Stream Transport B.V. заключила с компанией Allseas Group контракт на строительство второй нитки морского участка газопровода «Турецкий поток».

    7 мая 2017 года в Черном море началось строительство газопровода «Турецкий поток». Работа стартовала у российского побережья.

    В апреле 2018 года у черноморского побережья Турции завершилась глубоководная укладка морского участка первой нитки газопровода «Турецкий поток».

    26 мая 2018 года состоялось подписание Протокола между ПАО «Газпром» и Правительством Турецкой Республики о сухопутном участке транзитной нитки газопровода «Турецкий поток» для поставок российского газа европейским потребителям. В развитие Протокола «Газпром» и Botas заключили Соглашение об основных условиях и параметрах строительства этого участка. Подписание документов позволяет перейти к практическим шагам по реализации проекта. Строительством сухопутного участка будет заниматься совместная проектная компания TurkAkim Gaz Tasima A.S., которая будет создана на паритетной основе.

    Кроме того, между ООО «Газпром экспорт» и Botas были подписаны документы по внесудебному урегулированию текущего арбитражного спора по условиям контрактов на поставку российского природного газа турецким потребителям. Арбитражное разбирательство в ближайшее время будет прекращено.

    «Нам не надо расширять нашу систему трубопроводов, поскольку она очень развита, так что мы можем легко получать каждый год на миллиарды кубометров газа больше, чем получаем сейчас. Так что инфраструктурное развитие для того, чтобы получать газ с юга, нам не требуется», - сказал Сийярто в кулуарах Всемирной газовой конференции в Вашингтоне.

    «Мы можем получать газ из Румынии, Сербии, Хорватии. Единственная проблема - никто сейчас не поставляет. Но посмотрим», - добавил глава МИД Венгрии.

    В 2018 году продолжается строительство газопровода “Турецкий поток”, при помощи которого Россия планирует экспортировать в Европу природный газ по дну Черного моря. История строительства газопровода достаточно непростая, она включает в себя в том числе непростые периоды охлаждения отношений между Россией и Турцией. Тем не менее, в настоящий момент экономическая целесообразность для всех сторон вышла вперед, и строительство идет полным ходом.

    Первая нитка “Турецкого потока”

    Морской участок «Турецкого потока» проходит от КС «Русская» в районе Анапы по дну Черного моря до побережья Турции северо-западнее Стамбула. Протяженность - более 900 км. Далее будет проложена сухопутная транзитная нитка до границы Турции с сопредельными странами.

    К 1 мая 2018 года Газпром, как и планировалось, завершил глубоководную укладку первой нитки газопровода “Турецкий поток”.

    Когда запустят турецкий поток

    По словам председателя правления Газпрома Алексея Миллера, реализация проекта «Турецкий поток» успешно продолжается.

    Пройден важный этап – построена первая нитка газопровода. Темп строительства высокий. С 7 мая 2017 года, когда началась трубоукладочная кампания, суммарно по двум ниткам построен уже 1161 километр морского газопровода, что составляет 62% от его общей протяженности. «Турецкий поток», без сомнения, сыграет большую роль в укреплении энергобезопасности Турции и Европы

    – заявил Миллер.

    В пресс-службе Газпрома также отметили, что в Турции в районе поселка Кыйыкей ведется сооружение приемного терминала.

    С окончанием строительства участков береговых примыканий работы по первой нитке будут полностью завершены

    – говорится в сообщении.

    Строительство глубоководного участка первой нитки вело судно Pioneering Spirit компании Allseas, оно продолжит укладку глубоководной части второй нитки «Турецкого потока» в третьем квартале 2018 года.

    Турецкий поток-2: последние новости

    Маршрут второй нитки газопровода “Турецкий поток” пока обсуждается

    Что касается второй нитки газопровода, то с точки зрения мощности она будет идентична первой - те же 15,75 миллиардов кубометров. Вторая нитка будет совершенно аналогична первой, разница только в маршруте и конечных потребителях.

    При помощи второй нитки газопровода Газпром планирует поставлять газ в государства Южной и Юго-Восточной Европы.

    Накануне председатель правления Газпрома Виталий Маркелов сообщил журналистам о том, что в данный момент российская сторона ведет активные переговоры с турецкими партнерами относительно того, в каком месте на турецком побережье должна будет выйти вторая нитка и по какому маршруту газ пойдет по суше.

    Для второй ветки газопровода Турция будет выступать как транзитная территория для дальнейшей подачи газа на юг и юго-восток Европы, и в данный момент происходит согласование конкретного маршрута, после чего начнется строительство нитки. По существующим планам, вторая нитка будет построена и запущена в эксплуатацию в следующем, 2019 году.

    В данный момент существует два варианта маршрута газопровода по суше: через территорию Болгарии и Сербии либо через территорию Греции и Италии.

    15 мая в Москве встречались глава Газпрома Миллер и болгарский министр энергетики Теменужка Петкова. Они обсуждали в том числе вопрос вероятного прохождения газопровода по территории Болгарии.

    Судно Pioneering Spirit возобновило укладку второй нитки морского газопровода «Турецкий поток», двигаясь по направлению к п. Кыйыкей в Турции, говорится в сообщении оператора проекта. После входа в Черное море 20 июня Pioneering Spirit завершило подготовительные работы, включая спуск стингера и проверку оборудования для трубоукладки.

    Что будет когда запустят турецкий поток с Украиной?

    Сегодня Украина владеет одной из крупнейших в мире газотранспортной системой. Она способна принять 288 млрд кубометров и отправить дальше в Европу 178,5 млрд.

    Собственное потребление газа Украиной падает все два последних десятилетия. Самые масштабные работы по замене газа углем были проведены в 2008–2009 году, что позволило к 2012 году снизить потребление голубого топлива до 54 млрд кубометров. Ну а в 2015 году, благодаря потере численности населения, усыханию промышленного сектора, падению норм потребления, удалось снизить потребность в газе и вовсе до 33 млрд кубометров. Именно такое количество пока требуется Украине, чтобы нормально существовать.

    В стране снижение потребления газа воспринимается как достижение. А вот падение объемов транзита газа встречается остро негативно. Если в 2011 году Украина перекачивала в Европу 104 млрд кубометров, то в 2015 году только 59 млрд - а это миллионы и миллионы потерянных гривен.

    Проект «Турецкого потока» состоит из двух ниток мощностью почти по 16 млрд кубометров каждая. При этом одна из ниток чисто османская - по ней будет поставляться газ для внутреннего потребления страной. Таким образом, к 2019 году все необходимое Турции голубое топливо будет поставляться напрямую через Россию посредством уже имеющихся «Голубого потока» и «Турецкого потока».

    Вторая нитка газопровода предназначается для европейских потребителей: Балканских стран, Румынии, Италии, и здесь есть интересные детали - согласно договору, «Газпром» имеет право не строить эту ветку. С одной стороны, это вроде как необходимо на тот случай, если Евросоюз заартачится и откажется строить инфраструктуру со своей стороны. Тогда нам нитку вроде как и строить смысла нет. Но, с другой стороны, нам всё равно необходимо склонять ЕС к получению газа в обход Украины - это одна из главных задач современной России, и сдавать назад нам нельзя. Поэтому не строить вторую нитку «Турецкого потока» мы можем только в том случае, если с юга в ЕС будет проложен другой газопровод. Чисто с экономической точки зрения, нужно бы возвращаться к «Южному потоку» - оно и дешевле, и Турции меньше козырей.

    Но, как бы ни сложилось, южное направление уберет из Украинского транзита минимум 32 млрд кубометров.

    144.76.78.4

    В том же 2019 году истекает срок договора о транзите заключенного «Нафтогазом» и «Газпромом». В сумме южные и северные газопроводы не просто лишают Украину статуса транзитной страны, но полностью ликвидируют саму необходимость ее использования для доставки газа в Европу.

    «Газпром» даже грозится не заключать нового договора о транзите. Но это он сгоряча, скорее всего, договор будет заключен, на всякий случай, но без подачи газа. Но тут есть одна деталь - «Газпром» планирует до 2020 года избавиться от 4 тыс. километров магистральных газопроводов, т. е. демонтировать большую часть доставшихся от СССР трубопроводов. После этого мощность украинского транзита опустится до 10–15 млрд кубометров в год.

    Зачем он это сделает? Просто потому, что это морально и физически устаревшие трубопроводы. На украинской стороне, кстати, такие же трубы проложены, только находятся они в худшем состоянии.

    Что это будет значить для Украины?

    Минус два миллиарда долларов доходов для государства, убыточный «Нафтогаз» и сотни километров неиспользуемого магистрального газопровода, которые, впрочем, необязательно демонтировать - пусть ржавеют.

    Случится ли на Украине от этого коллапс? Скорее всего, нет. Россия и сама Украина уже не первую зиму с замиранием сердца следят - замерзнут или нет? Но украинцы хоть и зябнут, но каждый раз холода перезимовывают. Государство - очень прочная штука, и просто так оно не разрушается. Но к 2019-2020 годам Украина подойдет к границе предела прочности советской энергосистемы.
    К 2020 году сокращение угольных электростанций в ходе их закрытия приведет к дефициту трех тысяч МВт. Дефицит будет увеличиваться по нарастающей и к 2025 году составит уже семь тысяч МВт.

    В совокупности к 2025 году это даст сокращение мощности по производству электроэнергии на 1/5 и более. На то, чтобы продлить срок службы хотя бы первых десяти реакторов, потребуется больше миллиарда долларов, но по-хорошему нужно строить новые энергоблоки на замену, а это по полтора миллиарда долларов за штуку. Если Украина не может начать их строить, имея прибыль с транзита газа, то что она будет делать, когда прибыли не станет?

    Прогноз

    После 2020 года в стране начнутся действительно серьезные проблемы. Отсутствие транзитного дохода, нехватка угля, закрытие ТЭС и АЭС, низкие доходы населения, не позволяющие многократно поднимать тарифы ЖКХ, приведут к тому, что расплачиваться придется промышленности, чья остановка будет компенсировать дефицит электроэнергии, а разрастающаяся безработица уведет работоспособное население в соседние страны, что опять же снизит потребление электроэнергии. Ну и о естественной убыли населения не стоит забывать.

    Именно так бывает, когда стреляешь себе в ногу, а затем еще и ждешь заражения. Но, с другой стороны, именно потеря Украиной последнего рычага воздействия на Россию лишит США всякого интереса к этой территории, и у страны, наконец-то, появится возможность обрести независимость и начать решать свои проблемы.