Все вокруг вас пребывает сейчас в движении, все меняется, но, в конце концов, добрые результаты превзойдут даже самые смелые ваши ожидания. В настоящий момент вы не чувствуете в себе уверенности, но скоро она вновь вернется к вам вместе с новыми перспективами, обстоятельства изменятся к лучшему. Вы измените, свои недавние планы и отправитесь туда, куда прежде и не собирались. В игре вы сейчас удачливы.

В предыдущей ситуации мы встречали две стороны одного и того же: неподвижность колодца и движение, происходящее в нем. Это движение, происходящее в самом колодце, иными словами, движение всей накопленной внутренней силы, т.е. внутренней правдивости, о которой говорилось на последней позиции предыдущей ситуации, здесь может служить исходной точкой для дальнейшего рассуждения. Пусть колодец и не меняется, но его полнота меняется.

Таким образом, предыдущая ситуация стоит на грани двух: перед ней мы находим истощение как известную остановку в динамике сил; после нее мы находим смену, т.е. наконец наступает обновление исчезнувших было сил. Сам образ гексаграммы легче всего расшифровывается из ее названия. Если мы его и переводим Смена, то это далеко не первое его значение, ибо первое его значение — кожа, которая сброшена змеей.

Так, здесь должна быть отменена предыдущая, уже изжившая себя форма и должна быть найдена новая форма для проявления вновь накопленных сил. В известном смысле здесь момент нового начала творчества. Поэтому здесь целиком повторяется тот афоризм, который стоял первым во всей «Книге Перемен» как характеристика творческого процесса. Здесь мы имеем и импульс к бытию, его развитие, т.е. то, что называется «изначальным свершением», и его определение в нем, и стойкое бытие созданной вещи, т.е. то, что разумеется под словами «благоприятна стойкость».

Если в предыдущей деятельности и были какие-либо ошибки, то здесь, при повторном и новом акте творчества, наступает погашение всех предыдущих ошибок, ибо все творится заново. В этом смысле не может быть раскаяния о прошлом, здесь оно не может наступить. Но все это может быть человеком осуществлено правильно только в том случае, если до последнего дня он сохранит в себе ту внутреннюю правду, указанием на которую закончились афоризмы предыдущей ситуации. Эти мысли выражены в следующем афоризме текста:

Смена. Если до последнего дня будешь полон правды, то будет изначальное свершение и благоприятная стойкость. Раскаяние исчезнет.

Текст данного афоризма построен на игре слов, которая нами указана было выше. Речь идет, конечно, о смене, но она выражена при помощи образа кожи. Если здесь говорится об укреплении сил, приобретенных на предыдущей ступени, то они должны быть укреплены именно самим фактом смены, по игре слов (не переводимой на русский язык) — при помощи кожи.

Но поскольку первая позиция еще не выявляет всех тех сил, которые характерны в нижней триграмме и которые находят свое выражение лишь во второй позиции, постольку на вторую позицию здесь указывает образ, уже неоднократно разбиравшийся нами, — образ желтого цвета. То, что он относится ко второй позиции, подчеркивается еще и тем, что слабая вторая черта выражена в образе коровы. В этом смысле и может быть понят афоризм, который без комментариев у нашего читателя мог бы вызвать лишь улыбку:

В начале сильная черта. Для укрепления примени кожу желтой коровы.

Вторая позиция, представляя собою, внутреннее выражение качеств всей ситуации, является своего рода максимальной подготовкой к внешней деятельности, но это еще не сама деятельность вовне. Поэтому здесь упоминается о том, что должно наступить по окончанию дня, т.е. указывается на ту правду, которая в течение данной ситуации должна сопутствовать человеку до конца дней. Но если это качество налицо, то дальнейшее движение может быть только счастливым. Вот почему текст говорит здесь:

Слабая черта на втором месте. Лишь по окончанию дня производи смену. Хулы не будет.

После периода истощения всех сил и лишь внутреннего накопления их наличие в человеке может быть еще не выявлено вовне, и поэтому вряд ли окружающие люди могут иметь повод к тому, чтобы отнестись с доверием к наличию этих сил, т.е. внутренней правдивости. На первых двух позициях люди не смогут признать наличия этих накопленных в предыдущей ситуации сил.

Лишь на третьей позиции, как говорит «Книга Перемен», лишь после того, как трижды речь коснется смены, т.е. обновления, может быть достигнуто известное доверие. Само собою, что такое положение человека, когда после долгих речей он может завоевать доверие к себе, им самим может быть пережито как положение тяжелое, и в таком состоянии депрессии вряд ли он смог бы действовать благоприятно. Поэтому текст здесь говорит:

Сильная черта на третьем месте. В смене речь трижды коснется ее, и лишь тогда к ней будет доверие. Поход — к несчастью. Стойкость — ужасна.

Все то, что сложилось как результат проведенных прежде действий, является предопределенной судьбой, которая действует как некий неизменный закон, но неизменность его лишь относительна, ибо наступает рано или поздно пора активного вмешательства, если не в свое прошлое, то в свое будущее, и благодаря ему человек достигает возможности переделать свою судьбу.

Конечно, для этого он должен подлинно обладать большими личными силами. Он должен переплавить свою судьбу. И образ переплавки, который здесь упомянут, комментаторами объясняется тем, что верхняя триграмма, в которую мы вступаем на данной ситуации, триграмма дуй, символизирует металл, под которым действует триграмма ли — огонь. Благодаря такой переплавке и переделке своей собственной будущей судьбы всякое раскаяние в неправильных поступках, бывших в прошлом, отпадает. Вот почему в тексте мы читаем:

Сильная черта на четвертом месте. Владея правдой, изменишь судьбу. Счастье. Раскаяние исчезнет.

При максимальном выявлении смены на пятой позиции «Книга Перемен» указывает образ подвижный и сильный в своей деятельности вовне, образ все время движущегося тигра. Но это только образ, ибо по существу здесь речь идет о человеке, полном больших внутренних сил, которые для него во всей его деятельности настолько убедительны, насколько они убедительны и для окружающих людей, так что он может во всей своей деятельности исходить из них самих и не ждать каких-либо предсказаний, указаний извне и т.п. Вот почему в тексте здесь сказано:

Сильная черта на пятом месте. Великий человек подвижен, как тигр. И до гадания он уже владеет правдой.

Переразвитие изменчивости и подвижности приводит лишь к внешнему подтверждению смены. По существу смена уже достигнута, и лишь по инерции самое внешнее в ней продолжает еще действовать. Если при максимальном выявлении смены речь шла о подвижности тигра, то здесь выбрано животное, похожее на тигра, но лишенное его мощи.

Здесь речь только о подвижности барса, но и она, являясь, все же движением, возможностью смены, может быть присуща лишь внутренне развитому человеку. Человек же, не развитый в этическом отношении, ничтожный, способен лишь на чисто внешнее подтверждение смены. Он может менять не больше, чем «выражение своего лица». Если он предложил бы выступить вовне, по существу никак себя не проявив, то такое выступление привело бы только к несчастью. Лучше ему оставаться тем, что он есть, и работать над подлинным изменением своего качества. Вследствие этого текст говорит здесь:

Наверху слабая черта. Благородный человек подвижен, как барс. У ничтожного человека меняется лицо. Поход — к несчастью. Стойкое пребывание не месте — к счастью.


Перемены. Смена. Преображение

Упорство в день Сы. Изначальный успех. Счастливое гадание. Раскаяние исчезнет.

***

1. Начальная девятка.

Для защиты применяй кожу желтой коровы.

2. Шестерка вторая.

В день сы следует осуществлять перемены. Военный поход - к счастью. Ошибок не совершишь.

3. Девятка третья.

Военный поход - к несчастью, он предвещает опасность. Трижды меняй слова.

4. Девятка четвертая.

Раскаяние исчезнет. Упорство. Обновление к счастью.

5. Девятка пятая.

В переменах великий человек подобен тигру. Еще до гадания - упорство.

6. Верхняя шестерка.

В переменах благородный человек подобен леопарду. Низкий человек лишь изменяет выражение лица. Военный поход к несчастью. Пребывание на месте предвещает счастье.

***

1. Начальная девятка.

Вы недостаточно полны сил и веры в себя, чтобы радикально менять свою жизнь и себя. Идите маленькими шажками. Будьте терпеливы, прежде чем заняться собой, позаботьтесь о других.

2. Шестерка вторая.

Дню сы в китайском календаре соответствует день с земной ветвью Иньский огонь. Чтобы понять смысл этого предложения, необходимо познакомиться с основами китайского календаря. Сейчас это несложно. В самом Китае эта книга самая популярная и есть почти в каждом доме. Ни один китаец не станет вносить перемены в жизнь, не посоветовавшись с календарем. Чтобы начать преобразования в вашей жизни, нужно найти день с энергией иньского огня и использовать его.

3. Девятка третья.

Опасная ситуация. И этой опасностью являетесь вы сами. Какое бы нетерпение, воинственность вас не одолевали, нельзя выяснять отношения, грубить, хамить. Трижды подумайте, какие слова произнести, и в какой форме. Тогда удача будет с вами, и вы останетесь в выигрыше.

4. Девятка четвертая.

Ваше настроение меняется, вы оживились, бодры, энергичны. Можно приступать к переменам.

5. Девятка пятая.

Перемены происходят без особых усилий, и нет такой помехи, которая способна остановить этот процесс. Вы сами видите первые плоды этих усилий, они должны дать еще большую веру в себя и стимул двигаться дальше.

6. Верхняя шестерка.

Самостоятельно определите, к какой категории вы относитесь, и степень изменений, произошедших с вами: "благородный" человек изменился духовно, очистился, просветленно смотрит на мир. Ему не стоит доказывать действиями свои счастливые изменения и показывать новые возможности. "Низкий" изменился только внешне, он научился носить разные маски в разных ситуациях и этим собирается жить дальше. Каждому свое...

***

Собравшись с духом, пересмотрев свою жизнь в предыдущей гексаграмме, можно приступать к настоящим изменениям: преобразованиям себя, образа жизни, привычек, всего того, что и привело к кризису.

Книга утверждает, что для этого все готово, есть энергия Огня, которая наделяет творческим вдохновением, азартом, энтузиазмом. Огромное желание, страстность (триграмма Огня) способны рассеять туман (триграмма - Озеро) ваших страхов, сомнений, депрессии, уныния.

Измениться - это буквально означает сбросить кожу, подобно змее, или сменить мех, подобно линьке тигра. Не соглашусь с тем, что перемены нужны только глубоко духовные. В современной жизни важна и внешняя ухоженность. Совмещайте перемены внутренние с переменами внешними. Литература и кино пестрят (и это один из любимых сюжетов публики) превращениями золушек в принцессы. В кино это происходит быстро и обычно за чьи-то чужие деньги. Если вам повезло и вам выпал такой случай, то проблем нет. Ну а всем остальным нужно еще заработать, чтобы привести себя в достойный вид и смелость, чтобы на все это решиться. Вообще, это серьезный труд: трудно похудеть, трудно постоянно поддерживать в должном виде ногти, прическу, манеры.

Помните, что нельзя требовать от окружения немедленного исполнения ваших желаний, никто не обязан обеспечивать вас новым образом жизни или средствами для изменений. Если, например, вам нужна тишина для медитаций, не скандальте с соседями и близкими, договоритесь полюбовно и найдите компромисс. Кто-то может считать ваши поиски очередной блажью, а вы в ответ мирно и тактично убедите их в необходимости перемен и для них самих. Вы приобретете сторонников и единомышленников. Положительные результаты перемен, происходящие с вами, будут примером и стимулом для других. Чем терпеливее вы будете идти к поставленной цели, тем чудеснее будет результат, потому что общее гадательное значение гексаграммы - удача и счастье.

Гексаграмма Гэ в любовном гадании сложна для трактовки, так как очень многое будет зависеть от общего контекста ситуации и целей самого гадания. Но однозначно можно сказать, что она символизирует период, когда события будут разворачиваться стремительно, причем как в положительную сторону, так и в отрицательную. Например, если вы сейчас поссоритесь с любимым человеком, то не успеете и глазом моргнуть, как скандал быстро превратить в очень крупную ссору, которая сможет привести даже к расставанию. Неожиданно, за очень короткий период, вы припомните друг другу все обиды, вы будете, словно два пса, сорвавшиеся с цепи.

Но с другой стороны, если вы сейчас проявите нежность, любовь, душевность, то также быстро увидите, как ваша страсть вспыхнет с новой силой, вы будете, словно два только что влюбленных человека, вас будут переполнять чувства любви. Вот поэтому гексаграмма Гэ в любовном раскладе советует сейчас сохранять спокойствие и быть максимально анимальным к тому, что вы делаете и говорите. Помните, вы сейчас живете на пороховой бочке, и что от нее ждать зависит от вас – взорвется ли она разрушение или любовью.

В целом в ситуации, олицетворяемой гексаграммой Гэ, мало видеть суть происходящего, еще необходимо делать соответствующие выводы, как относительно конкретных событий, в которых вы участвуете, так во всех остальных, так или иначе, с вами связанных. И на первое место тут выходят взаимоотношения с людьми. Постарайтесь на все посмотреть с высоты птичьего полета и понять, куда же вы на самом деле движетесь, куда вас приведут те, кого вы считаете друзьями, партнерами и так далее? Одним словом, будьте разумны, насколько это возможно в данной ситуации и ни на секунду не забывайте о своей любви.

И, наконец, если в гадании на человека, который только собирается строить любовные отношения, появилась гексаграмма Гэ, значит очень быстро ваш период одиночества закончится и вас охватит безумная любовная страсть.

© Алексей Корнеев © Алексей Купрейчик

Символ благоприятный, указывает на стремительные перемены, которые обновляют всё вокруг и открывают новые положительные перспективы.

Вокруг вас все находится в движении и изменяется. В конце концов, это принесет вам добрые результаты, которые превзойдут ваши надежды и самые смелые ожидания.

Пока вы несколько растеряны и потеряли уверенность, но скоро она возвратится к вам с новыми планами и перспективами. Обстоятельства заметно изменятся, ситуация развернется к лучшему.

Вы сможете принять правильное решение и изменить свои планы на будущее. Это приведет вас в новые места, куда прежде вы не собирались и где не были никогда.

Наберитесь терпения. В данное время вам повезет в азартных играх, где вам будет сопутствовать удача и везение.

Для толкования следующей гексаграммы перейдите к странице .

Пояснение к толкованию гексаграммы 49.Смена

Если ответ древнекитайского оракула понятен не до конца и кажется вам туманным, прочитайте пояснение к гексаграмме, в котором заключена основная мысль послания, это поможет вам правильнее понять оракула древнего Китая.

Ответ на поставленный вопрос – Гэ – Смена.

Иероглиф изображает натянутую на раму шкуру животного.

Обновление, радикальная перемена; переворот, мятеж. Линька, линять; сдирать кожу. Кожа, солдаты, кожаные доспехи. Аннулировать, отменять, устранять, отрезать.

Смысловые связи гексаграммы 49.Гэ

Прочитайте ассоциативное толкование, и ваша интуиция и образное мышление помогут вам разобраться в ситуации более детально.

Образно эту гексаграмму можно представить, как символизирующую время радикальных перемен, обновляющих весь сонм вещей. Также, как змея сбрасывает кожу, так и вы избавляйтесь смело от старого. Чтобы расчистить путь для всего нового, устраняйте бесполезное и уничтожайте все, что пришло в упадок или испортилось.

Духи вам благоприятствуют, поэтому действуйте уверенно и решительно. Отриньте болезненные воспоминания и былые раздоры. С каждым наступающим днем вы будете чувствовать себя все более обновленным. Ваши печали сомнения и исчезнут. Наступает время, когда Земля и Небо обновляют друг друга, а все люди подчиняются и выполняют небесные предначертания.

Толкование гексаграммы в переводе канонического текста Книги Перемен

Прочитайте перевод канонического текста, возможно, у вас появятся свои ассоциации в толковании сорок девятой гексаграммы.

[Если до последнего дня будешь полон правды, то будет изначальное свершение,

благоприятна стойкость. Раскаяние исчезнет]

I. В начале девятка.

Для защиты примени кожу желтой коровы.

II. Шестерка вторая.

Лишь по окончании дня производи смену.

— Поход — к счастью. Хулы не будет.

III. Девятка третья.

Речь трижды коснется смены, — и лишь тогда к ней будет доверие.

— Поход — к несчастью! Стойкость — ужасна.

IV. Девятка четвертая.

Владея правдой, изменишь судьбу.

— Счастье! Раскаяние исчезает!

V. Девятка пятая.

Великий человек подвижен, как тигр. И до гадания он уже владеет правдой.

VI. Наверху шестерка.

(Если) Благородный человек, как барс, подвижен; и у ничтожных людей

меняются лица.

— Поход к несчастью.

Стойкость пребывания на месте — к счастью.

Выберите номер гексаграммы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 и смотрите ее толкование ниже

Книга Перемен – толкование гексаграммы №49

Гэ. Смена

В предыдущей ситуации мы встречали две стороны одного и того же: неподвижность колодца и движение, происходящее в нем. Это движение, происходящее в самом колодце, иными словами, движение всей накопленной внутренней силы, т.е. внутренней правдивости, о которой говорилось на последней позиции предыдущей ситуации, здесь может служить исходной точкой для дальнейшего рассуждения. Пусть колодец и не меняется, но меняется его полнота. Таким образом, предыдущая ситуация стоит на грани двух: перед ней мы находим истощение как известную остановку в динамике сил; после нее мы находим смену, т.е., наконец, наступает обновление исчезнувших было сил. Сам образ гексаграммы легче всего расшифровывается из ее названия. Если мы его и переводим "Смена", то это далеко не первое его значение, ибо первое его значение – "кожа, которая сброшена змеей". Так, здесь должна быть отметена предыдущая, уже изжившая себя форма и должна быть найдена новая форма для проявления вновь накопленных сил. В известном смысле это момент нового начала творчества. Поэтому здесь целиком повторяется тот афоризм, который стоял первым во всей "Книге перемен" как характеристика творческого процесса. Здесь мы имеем и импульс к бытию, его развитие, т.е. то, что называется "изначальным свершением", и его определение в нем, и стойкое бытие созданной вещи, т.е. то, что разумеется под словами "благоприятная стойкость". Если в предыдущей деятельности и были какие-либо ошибки, то здесь при повторном и новом акте творчества наступает погашение всех предыдущих ошибок, ибо все творится заново. В этом смысле не может быть раскаяния в прошлом, здесь оно не может наступить. Но все это может быть человеком осуществлено правильно только в том случае, если до последнего дня он сохранит в себе ту внутреннюю правду, указанием на которую кончились афоризмы предыдущей ситуации. Эти мысли выражены в следующем афоризме текста:

Смена.
[Если до] последнего дня будешь [полон] правды,
[то будет] изначальное свершение и благоприятная стойкость.
Раскаяние исчезнет.

1. Текст данного афоризма построен на игре слов, которая нами была указана выше. Речь идет, конечно, о смене, но она выражена при помощи образа кожи. Если здесь говорится об укреплении сил, приобретенных на предыдущей ступени, то они должны быть укреплены именно самим фактом смены, по игре слов (не переводимой на русский язык) – при помощи кожи. Но, поскольку первая позиция еще не выявляет всех тех сил, которые характерны для нижней триграммы Ли и которые находят свое выражение лишь во второй позиции, постольку на вторую позицию здесь указывает образ, уже неоднократно разбиравшийся нами, – образ желтого цвета. То, что он относится ко второй позиции, подчеркивается еще и тем, что слабая вторая черта выражена в образе коровы. В этом смысле и может быть понят афоризм, который без комментариев у нашего читателя мог бы вызвать лишь улыбку:

В начале сильная черта.
Для укрепления перемени кожу желтой коровы.

2. Вторая позиция, представляя собою внутреннее выражение качеств всей ситуации, является своего рода максимальной подготовкой к внешней деятельности, но это еще не сама деятельность вовне. Поэтому здесь упоминается о том, что должно наступить по окончании дня, т.е. указывается на ту правду, которая при данной ситуации должна сопутствовать человеку до конца дней. Но если это качество налицо, то дальнейшее движение может быть только счастливым. Вот почему текст говорит:

Слабая черта на втором [месте].
[Лишь по] окончании дня [производи] смену.
Поход – к счастью.
Хулы не будет.

3. После периода истощения всех сил и лишь внутреннего их накопления их наличие в человеке может быть еще не выявлено вовне, и поэтому вряд ли окружающие люди могут иметь повод к тому, чтобы отнестись с доверием к наличию этих сил, т.е. внутренней правдивости. На первых двух позициях люди не смогут признать наличия этих накопленных в предыдущей ситуации сил. Лишь на третьей позиции, как говорит "Книга перемен", лишь после того, как трижды речь коснется смены, т.е. обновления, может быть достигнуто известное доверие. Само собою, что такое положение человека, когда после долгих речей он может завоевать доверие к себе, им самим может быть пережито как положение тяжелое, и в таком состоянии депрессии вряд ли он смог бы действовать благоприятно. Поэтому текст здесь говорит:

Сильная черта на третьем [месте].
<3> В смене речь трижды коснется [ее, и лишь тогда к ней] будет доверие.
<1> Поход – к несчастью.
<2> Стойкость – ужасна.

4. Все то, что сложилось как результат проведенных прежде действий, является предопределенной судьбой, которая действует как некий неизменный закон, но неизменность его лишь относительна, ибо наступает рано или поздно пора активного вмешательства если не в свое прошлое, то в свое будущее, и благодаря ему человек достигает возможности переделать свою судьбу. Конечно, для этого он должен подлинно обладать большими личными силами. Он должен переплавить свою судьбу. И образ переплавки, который здесь упомянут, комментаторами объясняется тем, что верхняя триграмма, в которую мы вступаем в данной ситуации, триграмма Дуй, символизирует металл, под которым действует триграмма Ли – огонь. Благодаря такой переплавке и переделке своей собственной будущей судьбы всякое раскаяние в неправильных поступках, бывших в прошлом, отпадает. Вот почему в тексте мы читаем:

Сильная черта на четвертом [месте].
<2> Владея правдой, изменишь судьбу.
<3> Счастье.
<1> Раскаяние исчезнет.

5. При максимальном выявлении смены на пятой позиции "Книга перемен" указывает образ подвижный и сильный в своей деятельности вовне, образ все время движущегося тигра. Но это только образ, ибо по существу здесь речь идет о человеке, полном больших внутренних сил, которые для него во всей его деятельности настолько убедительны, насколько они убедительны и для окружающих людей, так что он может во всей своей деятельности исходить из них самих и не ждать каких-либо предсказаний, указаний извне и т.п. Вот почему в тексте здесь сказано:

Сильная черта на пятом [месте].
Великий человек подвижен, [как] тигр.
И до гадания [он уже] владеет правдой.

6. Переразвитие изменчивости и подвижности приводит лишь к внешнему подтверждению смены. По существу, смена уже достигнута, и лишь по инерции самое внешнее в ней продолжает еще действовать. Если при максимальном выявлении смены речь шла о подвижности тигра, то здесь выбрано животное, похожее на тигра, но лишенное его мощи. Здесь речь только о подвижности барса, но и она, являясь все же движением, возможностью смены, может быть присуща лишь внутренне развитому человеку. Человек же, не развитый в этическом отношении, ничтожный, способен лишь на чисто внешнее подтверждение смены. Он может менять не больше чем "выражение своего лица". Если он предложил бы выступить вовне, по существу никак себя не проявив, то такое выступление привело бы только к несчастью. Лучше ему оставаться тем, что он есть, и работать над подлинным изменением своего качества. Вследствие этого текст говорит:

Наверху слабая черта.
Благородный человек подвижен, [как] барс.
У ничтожного человека меняется лицо.
Поход – к несчастью.
Стойкое пребывание на месте – к счастью.