30 октября, в День памяти жертв политических репрессий, Президент России Владимир Путин принял участие в открытии мемориала «Стена скорби ». Мемориал представляет собой барельеф с изображением человеческих фигур, которые символизируют репрессированных. На памятнике написано слово «Помни » на 22 языках. Территория вокруг мемориала вымощена камнями, которые привезли из бывших лагерей и тюрем ГУЛАГа .

На открытии «Стены скорби» Президент России Владимир Путин заявил, что политические репрессии — это преступление, которое не может быть оправдано никакими высшими благами народа.

Сегодня в столице мы открываем «Стену скорби» — грандиозный, пронзительный монумент и по смыслу, и по своему воплощению. Он взывает к нашей совести, чувствам, к осмыслению периода репрессии, состраданию их жертв, — заявил Путин во время открытия мемориала.


Глава государства отметил, что во времена сталинского террора миллионы людей были объявлены врагами народа, расстреляны или покалечены. Президент подчеркнул, что это страшное прошлое нельзя вычеркнуть из национальной памяти. Однако, как заявил Путин, помнить о жертвах репрессий — не значит подталкивать общество к противостоянию:

Сейчас важно опираться на ценности доверия и стабильности, — заявил российский лидер.


Владимир Путин адресовал слова благодарности авторам мемориала, а также всем, кто вложил средства в его создание, и правительству Москвы, на которое пришлась основная часть расходов. Вместе с патриархом РПЦ Кириллом и мэром Москвы Сергеем Собяниным президент обошел мемориал и возложил к нему цветы.

Также на церемонии открытия «Стены скорби» присутствовал сенатор, доктор исторических наук, бывший уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин . Он подчеркнул важность появления мемориала и сказал, что мечтает, чтобы будущие президенты, гаранты Конституции Российской Федерации, и будущие омбудсмены нашей страны приносили присягу народу именно здесь, у этой стены, перед этими трагическими ликами. При этом он считает, что эта мечта, скорее всего, утопична.

Ранее в СМИ было опубликовано обращение группы советских диссидентов и бывших политзаключенных, которые призвали не участвовать в открытии «Стены скорби» и других памятных мероприятиях, организованных Кремлем. Они заявили, что нынешняя власть в России только на словах сожалеет о жертвах советского режима, а на деле продолжает политические репрессии и подавляет гражданские свободы в стране:

Нельзя разделять жертв политических репрессий на тех, кому уже можно ставить памятники, и тех, кого можно пока не замечать, — подчеркнули диссиденты.

Мемориал «Стена скорби», посвященный памяти жертв политических репрессий, расположен на пересечении проспекта Сахарова и Садового кольца . Инициатором установки объекта выступил Фонд памяти . Создатель «Стены скорби» — скульптор Георгий Франгулян .

"Стена скорби" - памятник жертвам политических репрессий, открытый в сквере на пересечении проспекта Академика Сахарова с 30 октября 2017 года.

Мемориал имеет внушительные размеры. Центральной его частью стала полукруглая бронзовая стена (35 метров длиной, 6 метров высотой) - двухсторонний барельеф, изображающий около 600 обезличенных человеческих фигур, устремлённых вверх и навсегда застывших в движении. Головы людей опущены вниз, а переплетающиеся тела сливаются в единый монолит; между их объёмных фигур в стене оставлено несколько арок в виде человеческих силуэтов, через которые можно пройти. По обе стороны от стены установлены бронзовые плиты, на которых на 22 языках высечено слово "Помни", а вокруг неё размещены несколько прожекторов, установленных на массивных гранитных столбах: ночью их лучи направлены в небо. Позади полукруглый монумент обрамляет подпорная стена, выложенная из гранитных плит, словно это вздыбленные скалы. Монолит стены символизирует трагедию человеческих судеб и вычеркнутых из жизни, словно их никогда не существовало, лиц. Такая композиция памятника призвана привлечь внимание к хрупкости человеческой жизни, уязвимой перед машиной репрессий, и предлагает осознать трагические последствия авторитаризма, чтобы не повторить трагедию прошлого в будущем.

Площадь вокруг мемориала выложена камнями из наиболее известных лагерей ГУЛАГа, мест массовых расстрелов и захоронений, областей и населённых пунктов, жители которых подвергались принудительной депортации. Среди них камни из Иркутска, Воркуты, Ухты, Башкирии, Хабаровского края, Псковской, Вологодской и Смоленской областей, Левашовской пустоши (Санкт-Петербург), Золотой горы (Челябинская область), Бутовского полигона (Московская область) - всего из 58 российских регионов.

Памятник хорошо вписан в окружение, которое тоже стало частью мемориала: расположенное позади него административное здание советских лет, серое и громоздкое, стало на его фоне живым символом власти и неповоротливости.

История создания памятника

Впервые идея установить в Москве памятник жертвам репрессий возникла ещё в 1961 году и была выдвинута лично Никитой Хрущёвым в рамках программы борьбы с культом личности Сталина, однако, это не было реализовано. В советские годы памятник так и не был установлен; лишь в 1990 году при участии активистов общества "Мемориал" на Лубянской площади появился , которым город и ограничился. Между тем, заинтересованная общественность считала, что этого недостаточно.

В 2014 году Президенту РФ Владимиру Путину представили проект программы по увековечиванию памяти жертв репрессий, которая предполагала в том числе и установку памятника; в тот же год было принято решение о его установке и выбрано место - сквер на пересечении проспекта Академика Сахарова с Садовой-Спасской улицей.

В мае 2015 года стартовал конкурс проектов памятника. В ходе конкурса из 336 представленных публике проектов был выбран победитель - проект памятника "Стена скорби" скульптора Георгия Франгуляна, который и утвердили в работу. Общая стоимость строительства мемориала составила 460 миллионов рублей, из которых 300 миллионов было выделено из городского бюджета, а оставшиеся 160 предполагалось собрать народными пожертвованиями; однако, из пожертвований в итоге смогли собрать лишь 45 миллионов, и недостающую сумму также взял на себя город. Любопытно, что некоторые вместо денег жертвовали бронзу. Отливка бронзовых фигур велась в мастерской в подмосковных Химках, памятник доставляли на место установки по частям.

Открытие мемориала состоялось 30 октября 2017 года, в церемонии приняли участие Президент РФ Владимир Путин, мэр Москвы Сергей Собянин, патриарх Московский и всея Руси Кирилл, члены СПЧ и его председатель Михаил Федотов, скульптор Георгий Франгулян и другие лица.

В целом, горожане приняли установку памятника довольно нейтрально - кто-то одобрил, что в Москве появился мемориал жертвам политических репрессий, а кому-то не понравилась идея громадной стены из трупов на Садовом кольце, но какого-либо резонанса он не вызвал. Получит ли мемориал народное признание или останется просто бронзовой махиной, мимо которой можно с ветерком пролететь по Садовому - вопрос времени.

Памятник жертвам политических репрессий "Стена скорби" находится на пересечении проспекта Академика Сахарова с Садовой-Спасской улицей (перед зданием "Согаз"). Добраться до него можно пешком от станций метро "Красные ворота" и "Чистые пруды" Сокольнической линии, "Тургеневская" Калужско-Рижской и "Сретенский бульвар" Люблинско-Дмитровской.


В году 365 дней. В феврале – 28 дней, а в июле 31 день. Какую часть года составляет февраль, а какую – июль?


Воронёнок спит 9 часов в сутки, а учится 5 часов. Какую часть суток он спит, а какую – учится?


Длина пойманной воронятами змеи 60 см. Какую часть метра составляет длина змеи?


Вес одного яблока 200 граммов. Какую часть килограмма весит это яблоко?


Воронёнок гулял один час. 15 минут он ловил бабочек, а остальные 45 минут учился летать. Какую часть часа воронёнок ловил бабочек, а какую – учился летать?


Каждый может за версту Видеть дробную черту. Над чертой – _________, знайте, Под чертою – __________. Дробь такую, непременно, Надо звать ____________. Число, которое показывает, на сколько равных частей разделили целое, называется ________. Число, которое показывает, сколько равных частей взято, называется _________. числитель знаменатель обыкновенной знаменатель числитель


1)Какие дроби называются правильными, а какие неправильными? 2)Какие из данных дробей являются правильными? Какие неправильными? 3)Расположите дроби в порядке возрастания:


К л а с с н а я р а б о т а. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями К л а с с н а я р а б о т а. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.


517 = = 17конфет





(дополнительно: 1005, 1006)


А b a+b a-b


Существует ли связь между математикой и музыкой, а в частности между обыкновенными дробями и музыкой? Ребята, которые учатся в музыкальной школе знают, как связаны ноты и дроби. Чтобы найти длину такта, нужно сложить дроби





Цели.

  • Образовательная : формировать понятие дроби, ее числителя и знаменателя; формировать способность к чтению, записи дробей.
  • Развивающая : развитие мыслительных и вычислительных навыков, операций, творческих способностей, развитие учебно-познавательной мотивации.
  • Воспитывающая : воспитание нравственных качеств, взаимопомощи, культуры поведения.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Подготовка к активному и сознательному усвоению нового учебного материала

1. Устные упражнения.

– Расшифруй имя славного защитника Руси. (См. Приложение .) См. Приложение 1, Приложение 2)

(Дети вычисляют устно, ответы записывают на своей карточке и расшифровывают имя.)

2. Математический диктант.

– Найти 1 часть числа 240.

– Шестая часть учеников в классе составляет 5 человек. Сколько учеников в классе?

– Чему равна часть центнера?1 тонны?

– Сколько часов составляет третья часть суток?

– Сколько минут в часа?

– Задумали число. Третья часть этого числа составляет 75 см. Чему равно все число?

– Задумали число, седьмая часть которого равна 42. Какое число задумали?

(80, 30, 50, 200, 8, 20, 225, 294)

– Какое число, по вашему мнению, лишнее?

– Почему?

3. Какая часть квадрата закрашена?

– Какое число следующее?

III. Изучение нового материала

Квадрат разделен на несколько частей. Запишите около рисунков, какую часть квадрата занимает закрашенная часть.

(Ответы получатся разные или не получатся.)

– Почему не получилось?

– Какое задание выполняли?

– Чем это задание отличается от предыдущего?

(Там закрашена одна часть – доля, а здесь несколько.)

– Кто знает, как называются такие числа?

Кто-нибудь догадался, как называются такие числа?

– Значит, как называется тема нашего сегодняшнего урока?

(ТЕМА. Дроби.)

– Как вы думаете, чему мы сегодня будем учиться?

(ЦЕЛЬ.)

Первичное закрепление.

– На сколько частей поделена фигура? (9)

– Сколько частей закрашено? (4)

– Как записать? ()

– Что показывает число 9? (На сколько частей поделено целое)

– Что показывает число 4? (Сколько таких частей взяли.)

– Итак, что показывает число, записанное под чертой?

– Это число обозначается буквой n и называется ЗНАМЕНАТЕЛЬ.

– Что показывает число, записанное над чертой?

– Это число обозначается буквой m и называется ЧИСЛИТЕЛЬ.

IV. Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала

  1. Закрась указанные части фигур.

– Сколько закрасили частей? Почему?

  1. Прочитай дроби. Назови числитель, и знаменатель каждой дроби и объясни, что они обозначают.

  1. Записать дроби.

– Какую часть метра составляет 1 дм? () 4 дм? () 7 дм? ()

– Какую часть часа составляет 1мин? () 3 мин? () 18 мин? ()

– Какую часть года составляет 1месяц? () 4 мес.? () 6 мес.? () 12 мес.? ()

V. Контроль и проверка знаний

  1. Решение задачи.

Петя готовил уроки 2 часа. На математику он потратил этого времени, на русский язык часть времени, на чтение часть времени. Сколько минут у него осталось, чтобы выполнить задание по природоведению?

  1. Решение задачи с помощью уравнения.

Длина дорожки 60 м. Заасфальтировали часть. Сколько метров осталось заасфальтировать?

60: 3 + x = 60

  1. Закрепление пройденных знаний.

Решить уравнение.

275 + 80: y = 280

VI. Подведение итогов урока

VII. Домашнее задание

  • В учебнике прочитать с. 212–213.
  • Выполнить № 532, № 571.
  • Найти интересные сведения из истории дробей, старинные задачи с дробями (форма: доклад или книжка-малышка).