Сокольническая линия - первая линия Московского метрополитена - диаметральная линия, соединяющая восточные районы Москвы через центр с юго-западом. Преимущественно подземная линия включает в себя участки как глубокого, так и мелкого заложения, в том числе один из двух существующих участков мелкого заложения внутри Садового кольца, и два метромоста: открытый - над рекой Яуза, и закрытый - над Москвой-рекой с единственной расположенной на метромосту станцией «Воробьёвы горы». Линия обозначается на картах красным цветом.

1934 г.: собранный щит «Markham»
напротив гостиницы Метрополь.
Фото: Л. А. Великжанин.

Изначально носила название Мясницкого радиуса, затем - Мясницко-Усачёвского диаметра, Мясницко-Фрунзенского диаметра, а с декабря 1934 г. - Кировско-Фрунзенского диаметра. С закладки опытной шахты будущего радиуса на Русаковской ул. в декабре 1931 г. началось строительство Московского метро. В мае 1932 г. был завершён проект I очереди. В неё помимо Мясницко-Усачёвского диаметра вошёл Арбатский радиус нынешней Филёвской линии . Всего же в 1932 г. планировалось строительство на перспективу пяти диаметров: Мясницко-Усачёвского («Черкизово» - «Ленинские горы»), Арбатско-Покровского («Кутузово» - «Благуша»), Таганско-Тверского («Завод им. Сталина» - «Всехсвятское»), Замоскворецко-Дзержинского («Нижние Котлы» - «Останкино») и Рогожско-Краснопресненского («Соколиная гора» - «Ваганьково»). Также рассматривался Калужско-Тимирязевский диаметр и Кольцевая линия.

21 марта 1933 г. постановлением СНК СССР была утверждена схема развития метро из пяти диаметральных линий и объём работ I очереди от ст. «Сокольники» до ст. «Крымская площадь» с ответвлением до ст. «Смоленский рынок». Первоначально открыть метро планировалось к 7 ноября 1934, однако масштабные работы удалось развернуть лишь в январе 1934 г. Тоннели и станции строились как открытым способом, так и горным. На одном участке впервые была применена щитовая проходка: 17 марта 1934 г. началась проходка первого перегонного тоннеля между ст. «Охотный ряд» (шахта № 12) и ст. «Площадь Дзержинского» (шахта № 13) с помощью тоннелепроходческого щита «Маркхем» английского производства. 15 мая 1934 г. параллельно ему начал проходку второго перегонного тоннеля щит производства КБ «Союзстальмост». Во время проходки английским щитом, 24 сентября 1934 г. произошла самая тяжёлая авария на строительстве I очереди: в результате начавшегося из-за короткого замыкания в кессоне пожара погибли инженер Андрей Яковлевич Чистяков и проходчик Карибулла Хусаинов, а 11 метростроевцев получили отравление угарным газом. Проходка английского щита была завершена 24 ноября 1934 г., а 15 декабря была завершена проходка второго тоннеля советским щитом. Длина пройденного тоннеля составила 428 м. С этой последней сбойкой под площ. Дзержинского завершилась проходка тоннелей I очереди. 15 октября 1934 г. по участку от электродепо «Северное» до ст. «Комсомольская площадь» и от ст. «Комсомольская площадь» под одному пути до ст. «Сокольники» прошёл первый пробный поезд, состоявший из двухвагонной секции (моторный и прицепной вагоны типа А).






Бульвар Рокоссовского
Черкизовская
Преображенская площадь
Сокольники
Красносельская
Комсомольская
Красные ворота
Чистые пруды
Лубянка
Охотный ряд
Библиотека имени Ленина
Кропоткинская
Парк Культуры
Фрунзенская
Спортивная
Воробьёвы горы
Университет
Проспект Вернадского
Юго-Западная
Тропарёво
Румянцево
Саларьево
Филатов луг
Прокшино
Ольховая
Столбово

5 февраля 1935 г. первый пробный четырёхвагонный состав прошёл по всей линии. 6 февраля была организована показательная обкатка линии с участием руководителей страны и делегатов съезда. С 16 февраля начинается опытная эксплуатация всех участков.19 апреля на всей линии начата штатная работа систем СЦБ, и с 19 по 24 апреля в течение всего дня проводятся экскурсионные поездки по специальным приглашениям для рабочих и служащих предприятий Москвы.

2 мая на один день все станции метро открывают двери для свободного входа и осмотра. С 9 по 11 мая продолжается движение поездов с экскурсантами. 15 мая 1935 г. в 6:45 станции были открыты для входа, а с 7:00 началось графиковое движение. Открылись первые 13 станций Московского метро под следующими названиями: «Сокольники», «Красносельская», «Комсомольская», «Красные ворота», «Кировская», «Дзержинская», «Охотный ряд», «Библиотека имени Ленина», «Дворец Советов», «Парк Культуры имени Горького», «Улица Коминтерна», «Арбатская» и «Смоленская». Поезда следовали поочерёдно по двум маршрутам: «Сокольники» - «Охотный ряд» - «Парк Культуры имени Горького» и «Сокольники» - «Охотный ряд» - «Смоленская». В течение всего дня действовало неизменное тактовое расписание с 12-парным графиком: 5-минутным интервалом на общем участке и 10-минутном на ответвлениях. На линии одновременно работали 9 четырёхвагонных составов. Обороты на конечных станциях выполнялись через съезд перед станцией без использования оборотных тупиков. Линия считалась состоящей из трёх радиусов: Кировского, Фрунзенского и Арбатского. Прямой пересадки между станциями «Библиотека имени Ленина» и «Улица Коминтерна» не было, хотя обе станции имели выход в общий не существующий ныне вестибюль. Для пересадки с одного ответвления на другое надо было доехать до ст. «Охотный ряд» и дождаться нужного поезда.

В сентябре парность была увеличена, при этом из-за нехватки вагонов на короткое время, до 11 октября, на линию выпускались двухвагонные составы-секции. С 11 октября тактовое расписание было отменено, и введён комбинированный график, по которому парность на линии менялась в зависимости от времени суток (и величины пассажиропотока). С 16 ноября на линию начали выпускаться наравне с четырёхвагонными и шестивагонные составы, а с 20 марта 1936 г. на линию выпускаются только шестивагонные (трёхсекционные) составы. С 29 апреля 1936 г. оборот на ст. «Сокольники» стал выполняться в оборотных тупиках.

20 марта 1937 г. было открыто движение от ст. «Смоленская» до новой - 14-ой станции метро - «Киевская», первой станции II очереди строительства. В эксплуатации появился первый открый участок: Смоленский метромост с подходом. Оборот на ст. «Киевская» выполнялся в оборотных тупиках. С 29 апреля задействованы и последние оборотные тупики: за ст. «Парк Культуры имени Горького».

13 марта 1938 г. открылись 2 станции метро II очереди строительства: «Площадь Революции» и «Курская». От ст. «Улица Коминтерна» поезда отправились на ст. «Площадь Революции», движение поездов с пассажирами по участку «Охотный ряд» - «Улица Коминтерна» было прекращено. В результате было образовано две отдельных линии: Кировско-Фрунзенская и Арбатско-Покровская . Открылась прямая пересадка между станциями «Библиотека имени Ленина» и «Улица Коминтерна» через пешеходные тоннели, выводящие в торцы платформ ст. «Улица Коминтерна».

11 сентября 1938 г. был пущен в эксплуатацию Горьковский радиус от ст. «Площадь Свердлова» до ст. «Сокол» с 6-ю станциями II очереди. Ст. «Охотный ряд» стала пересадочной, при этом пересадка осуществлялась через общий со ст. «Площадь Свердлова» вестибюль.

В 1937 г. были определены участки III очереди строительства, а также перспективное развитие метро. Кировско-Фрунзенскую линию намеревались продлить в обе стороны: на восток от «Сокольников» на 3 станции со строительством электродепо в Черкизове и на юго-запад от «Парка Культуры» на 5 станций через «Усачёвскую», под Москвой-рекой - в перспективные районы жилищного строительства Раменки и Аминьево, однако вплоть до 50-х годов работ по продлению линии не велось.

30 декабря 1944 г. был открыт отдельный переход между ст. «Охотный ряд» и «Площадь Свердлова» (между центральными залами обеих станций). С открытием 1 января 1950 г. первого участка Кольцевой линии был введён в эксплуатацию новый совмещённый вестибюль ст. «Парк Культуры имени Горького», сооружённый на месте бывшего южного вестбюля 1935 г. Также с открытием 30 января 1952 г. второго участка Кольцевой линии старый вестибюль ст. «Комсомольская» был заменён на совмещённый вестибюль Кировско-Фрунзенской и Кольцевой линий. С открытием 5 апреля 1953 г. нового участка глубокого заложения Арбатско-Покровской линии от ст. «Площадь Революции» до ст. «Киевская» и закрытием старого участка мелкого заложения был открыт новый аванзал перехода между ст. «Библиотека имени Ленина» и «Арбатская» Арбатско-Покровской линии с лестничным спуском и эскалаторным подъёмом из аванзала в бывший вестибюль ст. «Калининская» (до 24 декабря 1946 г. - «Улица Коминтерна»). Таким образом, ст. «Библиотека имени Ленина», с 1946 по 1953 гг. имевшая один вестибюль на Моховой ул., получила второй вестибюль с выходом на ул. Калинина. Переходные коридоры к платформам ст. «Калининская» были, соответственно, закрыты.

31 июля 1954 г. был открыт северный вестибюль ст. «Красные ворота», встроенный в высотное здание и сооружённый вместе с ним.

В декабре 1954 г. линия перешла на обслуживание 7-вагонными составами. 25 ноября 1955 г. ст. «Охотный ряд» была переименована в «Имени Л. М. Кагановича», название «Охотный ряд» было возвращено осенью 1957 г. 20 марта 1957 г. ст. «Дворец Советов» получила нынешнее название «Кропоткинская».

1 мая 1957 г. состоялось первое продление линии: был открыт участок глубокого заложения от ст. «Парк Культуры имени Горького» до ст. «Спортивная» с промежуточной ст. «Фрунзенская». Станция «Спортивная» до апреля 1957 г. носила проектное наименование «Усачёвская».

С возобновлением 7 ноября 1958 г. движения по Арбатскому радиусу мелкого заложения с созданием новой Арбатско-Филёвской линии восстановлен переход со ст. «Библиотека имени Ленина» на ст. «Калининская».

12 января 1959 г. состоялось второе продление линии: был открыт участок от ст. «Спортивная» до ст. «Университет» с промежуточной станцией «Ленинские горы» (пробный поезд прошёл по участку 7 января). Станция «Ленинские горы» стала первой станцией, расположенной на метромосту. Изначально планировалось вести линию под Москвой-рекой глубоким заложением в район Мичуринского проспекта, однако в итоге был выбран вариант мостового перехода. Между ст. «Спортивная» и «Ленинские горы» планировалась ещё одна промежуточная ст. «Лужниковская». 22 июля 1959 г. на Ленинских горах была открыта эскалаторная галерея, соединившая выход на ул. Косыгина и площадку поблизости от входа в южный вестибюль ст. «Ленинские горы».

29 октября 1959 г. был открыт подземный переход под ул. Горького с новым входом на ст. «Охотный ряд», а сама станция «Охотный ряд» в ноябре 1961 г. была вновь переименована, на этот раз в «Проспект Маркса». 29 мая 1962 г. ст. «Красные ворота» была переименована в «Лермонтовскую».

В январе 1961 г. начались работы по строительству участка от ст. «Университет» до ст. «Юго-Западная» с промежуточной ст. «Проспект Вернадского» (проектные названия «Проспекта Вернадского» - «Проезд № 3757», а «Юго-Западной» - «Экспериментальный квартал»). Первоначально планировалась и третья станция - «Проезд № 4639» - на пересечении Просп. Вернадского и ул. Крупской, но в итоговом варианте от неё отказались. Строительство нового участка должно было обеспечить транспортом территорию Всемирной выставки 1967 г. (которая так и не будет проведена в СССР). На перегоне «Проезд № 3757» - «Экспериментальный квартал» силами СМУ-7 с помощью щита открытого способа работ впервые был построен опытный участок двухпутного тоннеля с цельносекционной обделкой.

30 декабря 1963 г. третье продление Кировско-Фрунзенской линии состоялось: участок от ст. «Университет» до ст. «Юго-Западная» с промежуточной станцией «Проспект Вернадского» был открыт. На момент открытия вокруг ст. «Юго-Западная» отсутствовала какая-либо городская застройка.

В феврале 1965 г. на ст. «Библиотека имени Ленина» был открыт дополнительный выход через лестницы в центре платформы и параллельный станции коридор в существующий переход к станциям «Арбатская» и «Калининская». В апреле 1965 г. из этого коридора был открыт выход в новый подземный вестибюль, связанный подземным переходом с Александровский садом.

31 декабря 1965 г. в рамках четвёртого продления линии был пущен в эксплуатацию участок от ст. «Сокольники» до ст. «Преображенская площадь» со вторым на линии метромостром - через реку Яуза. Станция носила проектное название «Преображенская», слово «площадь» было добавлено незадолго до открытия.

В 1968 г. был завершён первый этап реконструкции ст. «Дзержинская»: был открыт наклонный ход в северный подземный вестибюль с выходом в подуличный переход под площ. Дзержинского. Таким образом, на станции появился второй аванзал. До 1968 г. на ст. «Дзержинская» эскалатор южного вестибюля выводил в единственный аванзал с проходами на обе стороны на платформы станции. С открытием 31 декабря 1971 г. центрального участка Калужско-Рижской линии со станциями «Тургеневская» и «Колхозная», для обеспечения пересадки на ст. «Тургеневская» была завершена начатая в конце 1969 г. реконструкция ст. «Кировская», где между существовавшими аванзалами был сооружён средний участок центрального зала длиной 62,25 м. В 1973 г. северный и южный аванзалы ст. «Дзержинская» были соединены, и у станции появился полноценный центральный зал, а к открытию 17 декабря 1975 г. центрального участка Ждановско-Краснопресненской линии из центрального зала «Дзержинской» был открыт переход на ст. «Кузнецкий мост». 7 ноября 1974 г. был так же открыт второй переход между станциями «Проспект Маркса» и «Площадь Свердлова» (с выходом в торец станции «Площадь Свердлова»).

В 1971 г. был принят новый генеральный план развития Москвы. Согласно нему Кировско-Фрунзенская линии должна была быть продлена в обе стороны: на юго-западе планировалось продление от ст. «Юго-Западная» к ст. «Парк имени XXII Партсъезда» и далее за МКАД к станции возле перспективного на тот момент Южного вокзала, на северо-востоке планировалось разветвление от ст. «Преображенская площадь» на две ветви. Надо уточнить, что в это время разветвления планировались на концах многих линий. Одна из ветвей шла через Черкизово вдоль Щёлковского шоссе до Гольянова, вторая - в район Метрогородок вдоль Открытого шоссе.

25 октября 1983 г. была окончательно закрыта для пассажиров ст. «Ленинские горы». К этому времени состояние конструкций метромоста было аварийным, начавшиеся работы по капитальному ремонту не приводили к должному результату. Станцию уже не раз закрывали, однако заложенные во время строительства ошибки в использованных материалах не могли быть исправлены на действующем участке. Позже была закрыта и эскалаторная галерея. Поезда проследовали станцию без остановки. В 1986–87 гг. были сооружены открытые обходные мосты, на которые было перенесено движение со станционных путей.

11 августа 1984 г. направленным взрывом была снесена значительная часть наземного вестибюля «Фрунзенской». Станция при этом закрывалась лишь на два дня. Оставшаяся часть вестибюля была впоследствии встроена в здание Московского дворца молодёжи. 25 августа 1986 г. ст. «Лермонтовская» была переименована обратно в «Красные ворота».

В 80-е годы перспективное развитие линии немного поменялось, так от разветвления за ст. «Преображенская площадь» отказались (как отказались и от других разветвлений, запланированных в 1971 г.), северо-восточное продление линии от «Преображенской площади» предполагалось вдоль Щёлковского шоссе на 4 станции (названия условны): «Черкизовская» (с пересадкой на станцию Большой Кольцевой линии), «Калошино», «Щёлковская» (с пересадкой на станцию Арбатско-Покровской линии) и «Хабаровская». При этом было принято решение временно продлить Кировско-Фрунзенскую линию вдоль перспективной трассы Большого кольца (БКЛ) со строительством двух станций будущей БКЛ: «Черкизовской» и «Улицы Подбельского», и электродепо «Черкизово» (также предназначавшегося для обслуживания в будущем БКЛ, но насущно необходимого в тот момент для Кировско-Фрунзенской линии, обслуживаемой единственным старым и маловместительным электродепо ТЧ-1 «Северное»). Участок от ст. «Преображенская площадь» до ст. «Улица Подбельского» с промежуточной ст. «Черкизовская» и электродепо ТЧ-13 «Черкизово» был открыт 3 августа 1990 г. На перегоне перед ст. «Черкизовская» создан задел под дальнейшее плановое продление линии вдоль Щёлковского шоссе, при этом пересечение соединительной ветви и главных путей построено в одном уровне, таким образом дальнейшая работа участка в будущем стала возможна либо в имеющемся виде, либо в виде продления вдоль Щёлковского шоссе, с одновременным прекращением пассажирского движения на участке «Преображенская площадь» - «Черкизовская» - «Улица Подбельского».

В ноябре 1990 г. в метро было проведено одновременное масштабное переименование: Кировско-Фрунзенская линия получила название Сокольническая, ст. «Охотный ряд» во второй раз в своей истории вернула первоначальное название, ст. «Кировская» была переименована в «Чистые пруды» (при этом вариант «Мясницкая» был отклонён в последний момент), а ст. «Дзержинская» стала «Лубянкой». Переименования затронули и другие линии.

12 мая 1999 г. вышло постановление о переименовании несуществующей на тот момент ст. «Ленинские горы» в «Воробьёвы горы». На вагонных схемах станция обозначалась строящейся с 1992 г., а до этого - действующей, несмотря на закрытие в 1983 г. Официально станция считалась временно закрытой на ремонт, в действительности же её конструкции были разобраны, поезда шли по обходным мостам, закрытым к этому времени гофролистами, и никаких строительных работ не велось. В 1999 г. долгожданная реконструкция метромоста началась: метромост был полностью разобран за исключением находившихся в удовлетворительном состоянии двух ферм главного пролёта, которые были укреплены. В 2000 г. было открыто автомобильное движение по верхнему ярусу, в 2001 г. сооружена новая платформа станции. 14 декабря 2002 г. новая станция «Воробьёвы горы» была вновь открыта для пассажиров. Станция была полностью перестроена с изменением конструктивной схемы: отныне на главных фермах метромоста держались только конструкции платформы и автомобильного яруса. Пути были уложены на двух независимых мостах, таким образом удалось избежать изначально пагубного воздействия динамических нагрузок на основную конструкцию. Эскалаторная галерея восстановлена не была.

13 января 2008 г. был открыт переход между ст. «Чистые пруды» и открытой 29 декабря 2007 г. ст. «Сретенский бульвар» Люблинской линии .

22 октября 2012 г. началась проходка перегонных тоннелей от ст. «Юго-Западная» до ст. «Тропарёво», а в декабре - раскрытие котлована ст. «Тропарёво». В июле 2013 г. началась проходка перегонных тоннелей от ст. «Тропарёво» до ст. «Румянцево», а в апреле 2014 г. - от ст. «Саларьево» до ст. «Румянцево». Весь участок из трёх станций планировали сдать к концу 2014 г., но к ноябрю 2014 г. была готова только одна станция - «Тропарёво», открытие двух других станций было перенесено на 2015 г.

26 июня 2014 г. было выдано распоряжение на составление проекта планировки дальнейшего продления Сокольнической линии на юг. От ст. «Саларьево» было предложено продлить линию в районы перспективной застройки на две станции: станцию к западу от Хованского западного кладбища, позднее получившую проектное название «Филатов луг», и станцию юго-западнее Хованского пруда.

6 декабря 2014 г. участок «Университет» - «Юго-Западная» был закрыт на перенастройку систем СЦБ, и 8 декабря пущен в эксплуатацию участок от ст. «Юго-Западная» до ст. «Тропарёво».

29 декабря 2015 г. пробный поезд прошёл по участку «Тропарёво» - «Саларьево». Для пассажиров участок открылся в два этапа: 18 января 2016 г. открылась ст. «Румянцево», при этом поезда шли без пассажиров до ст. «Саларьево», где оборачивались в тупиках. «Саларьево» была открыта 15 февраля 2016 г. и стала 200-й станцией Московского метро. Общая эксплуатационная длина линии возросла до 32,65 км.

Планы дальнейшего развития линии в 2015 г. менялись дважды: к лету 2015 г. было спроектировано продление не на 2, а уже на 5 станций: до ст. «Сосенки », пересадочной на линию в Коммунарку . Однако уже в ноябре 2015 г. были опубликованы материалы проекта внесения изменений в генеральный план г. Москвы в части присоединённых территорий, согласно которым линия за ст. «Саларьево» продлевалась лишь на одну станцию - «Филатов луг». Также уже начатое строительством электродепо «Саларьево» было перенесено на новый участок, примыкающий к полигону ТБО Саларьево.

После открытия в феврале 2016 г. ст. «Саларьево» планы дальнейшего продления линии в районы Новой Москвы поменялись в очередной раз. Теперь линию снова стали проектировать до Коммунарки, но не к ст. «Сосенки », а к другой станции линии в Коммунарку - «Столбово ». Количество станций на новом участке было вновь увеличено до пяти: «Филатов луг », «Хованская», «Прокшино », «Ольховая » и «Столбово ». При этом на момент проектирования ни одна из перспективных станций, за исключением последней, не имела в пешей доступности ни одного многоэтажного дома, то есть трассировка линии обусловлена не существующей, а будущей жилой застройкой новых микрорайонов юго-запада. Данное решение было закреплено распоряжением Москомархитектуры № 39 от 25 апреля 2016 г. «О подготовке проекта планировки территории линейного объекта - продление Сокольнической линии Московского метрополитена от территории Саларьево в АДЦ „Коммунарка“».

В июле 2016 г. из проекта продления линии в Коммунарку исчезает ст. «Хованская». Станции «Филатов луг», «Прокшино» и «Ольховая» проектируются типовыми наземными крытыми, расположенными в зоне прохождения автомагистрали Солнцево - Бутово - Видное, по её оси. Конечная ст. «Столбово» проектируется мелкого заложения. 2 февраля 2017 г. на заседании Градостроительно-земельной комиссии города Москвы проект планировки линии от ст. «Саларьево» до ст. «Столбово» с четырьмя станциями был одобрен.

Последнее обновление в феврале 2017 г.

Сокольническая линия метро является первым участком московского метрополитена . Протяженность ветки с 19-ю станциями составляет чуть более 26 километров.

История Сокольнической линии

Первая шахта для строительства московского метро была заложена в 1931 году на Русаковской улице. Геологические условия и наличие исторических памятников по предполагаемому маршруту способствовали тому, что было решено делать трассу глубокого залегания и вести работы закрытым способом.

5 февраля 1935 года был пущен первый пробный состав от «Сокольников» до станции «Парк Культуры». 15 мая московская подземка была полностью открыта для перевозки пассажиров. Общая протяженность ветки составила 11,6 километров.

Интересно отметить , что первые составы на Сокольнической линии метро насчитывали всего 4 вагона.

В годы Отечественной войны на платформе «Чистые пруды» разместили отделы Генштаба и ПВО и составы следовали здесь без остановок. Уже позднее под станцией появился специально отстроенный бункер для штаба противовоздушной обороны.

После середины 50-х годов прошлого столетия было решено продлевать Сокольническую линию метро на Юго-запад столицы. Так появилась станция «Воробьевы Горы», которую открыли в 1959 году.

Из-за технических ошибок при возведении метромоста, в 1983 году станцию законсервировали и поезда пустили по обходным мостам, проложенным параллельно основному пути. Сегодня станция уже открыта для пассажиров, а ее 270-ти метровая платформа стала самой длинной на московском метрополитене.

В 1963 году поезда стали ходить от «Университета» до «Юго-Западной», а в 1966 верхнюю часть линии продлевают до Преображенской площади.

В связи с возросшей нагрузкой на депо «Северное», обслуживающее эту линию, в середине 80-х годов было решено построить новое депо в Черкизове. Так появились новые станции на этой ветке - «Черкизовская» и «Улица Подбельского».

Из-за неудачного расположения двух последних станций, в будущем предполагается включить их в возможное «Большое кольцо» московского метро. В этом случае Сокольническую линию метро замкнут на станции «Щелковская».

Станции Сокольнической линии метро:

  • станция метрополитена Улица Подбельского
  • станция метрополитена Черкизовская
  • станция метрополитена Преображенская площадь
  • станция метрополитена Сокольники
  • станция метрополитена Красносельская
  • станция метрополитена Комсомольская
  • станция метрополитена Красные Ворота
  • станция метрополитена Чистые Пруды
  • станция метрополитена Лубянка
  • станция метрополитена Охотный ряд
  • станция метрополитена Библиотека им. Ленина
  • станция метрополитена
На красной ветке московского метро из поезда высадили всех пассажиров ... На юго-западном участке Сокольнической (красной) линии московского метро временно увеличены интервалы движения поездов. Об этом сообщает... войти в график», - сказано в сообщении. Утром 14 октября на Сокольнической ветке метро произошел сбой движения поездов между станциями «Коммунарка» и... Собянин сообщил об открытии девяти станций красной ветки раньше срока ... о том, что девять станций Сокольнической линии (красная ветка) метрополитена, которые были закрыты в связи со строительством новой линии метро, откроют раньше намеченного... » и «Коммунарка». Частично открытая Большая кольцевая линия на юго-западном участке будет пересекаться с Сокольнической линией в районе станции «Проспект Вернадского». В настоящее... Открытие новых станций Сокольнической линии метро. Фоторепортаж 20 июня в Москве открыли новые станции Сокольнической линии метро. Ветку на юго-западе продлили до «Коммунарки». Как выглядят новые станции - в фоторепортаже РБК. Анастасия Антипова Две станции красной ветки метро Москвы закроют для продления линии ... в сообщении подземки. «Временные ограничения необходимы для присоединения нового участка линии к действующей сети метрополитена», - говорится в сообщении. Поезда будут курсировать... утра. В начале апреля восемь станций южного участка Таганско-Краснопресненской линии были закрыты. Отрезок фиолетовой ветки от «Волгоградского проспекта» до «Котельников...

Общество, 22 фев 2019, 16:11

Закрытый участок красной ветки метро Москвы откроют раньше срока ... Власти Москвы откроют пять закрытых станций Сокольнической линии Московского метрополитена на два дня раньше. Об этом в своем... 16 по 24 февраля. Причиной стало строительство части Большой кольцевой линии метро, которая пройдет через «Сокольники». При этом также перекрыли несколько...

Общество, 16 фев 2019, 05:00

В Москве на девять дней закрыли пять станций красной линии метро ... участка Сокольнической линии Московского метрополитена. Для пассажиров будут работать бесплатные автобус и трамвай В Москве с 16 по 24 февраля закроют участок Сокольнической линии ... организован бесплатный автобус, следующий по маршруту КМ, и трамвай № 13. Сокольническая линия возобновит работу в обычном режиме 25 февраля в 05:30 ... . Станции закрыли из-за строительства северо-восточного участка Большой кольцевой линии метро, который будет проходить под станцией «Сокольники». На новом участке... ... Сбой в движении поездов возник на Сокольнической линии метро, сообщается в Twitter Московского метрополитена. «На восточном участке Сокольнической линии увеличены интервалы движения поездов по... Компания Ротенберга построит участок красной ветки метро за 40 млрд руб. ... контракт на 40,8 млрд руб. на строительство нового участка Сокольнической линии Московского метрополитена - от станции «Саларьево» до станции «Столбово». Об этом... », которая войдет в состав крупного транспортно-пересадочного узла. Новый участок Сокольнической ветки пройдет от станции «Саларьево» до пересечения с автодорогой Солнцево...

Общество, 31 мар 2018, 13:49

На красной ветке метро произошел сбой в движении поездов ... На Сокольнической линии Московского метрополитена произошел сбой в движении поездов из-за инцидента... «Сокольники» до станции «Парк Культуры». Позднее движение по этому участку Сокольнической линии было прекращено, а в обратном направлении поезда двигались с увеличенными... » до станции «Комсомольская». В 13:42 мск движение поездов на Сокольнической линии было полностью восстановлено. Накануне сбой в движении поездов произошел на... На красной ветке метро Москвы произошел сбой из-за инцидента с пассажиром ... Сбой в движении поездов произошел на Сокольнической линии метро из-за инцидента с пассажиром. Об этом сообщили РБК... Рокоссовского из-за инцидента с пассажиром. Просим пассажиров пользоваться другими линиями , МЦК и наземным транспортом», - указали в пресс-службе. Подробности инцидента... Падение пассажира на рельсы нарушило работу красной ветки метро в Москве ... На Сокольнической линии московского метро было приостановлено движение поездов из-за упавшего на... В Москве открылась станция метро «Румянцево» ... На Сокольнической линии столичного метрополитена начала работу станция «Румянцево», передает агентство «Москва». «Румянцево» ... Шесть станций Сокольнической линии метро 11 июля закроют из-за ремонта ... Участок Сокольнической линии от станции «Комсомольская» до станции «Парк культуры» будет закрыт 11 ... », - отмечается в сообщении. В ходе профилактических работ на центральном участке Сокольнической линии , длина которого составляет 5,5 км, заменят дефектные рельсы, шпалы... , Замоскворецкой, Арбатско-Покровской, Таганско-Краснопресненской, Калужско-Рижской и Серпуховско-Тимирязевской линиях .​

Общество, 11 фев 2015, 15:07

Сокольническую линию метро продлят еще на две станции ... и строительства Марат Хуснуллин, передает Интерфакс. «Принято решение о продлении Сокольнической линии на две станции после «Саларьево», вглубь Новой Москвы», – сказал Хуснуллин... км. Сейчас уже проработан маршрут новой линии и разрабатывается необходимая для начала работ документация. Сейчас Сокольническая линия метро на юго-западе заканчивается станцией... Участок красной ветки московского метро закроется со 2 по 5 января ... Участок Сокольнической линии столичного метро от станции «Университет» до станции «Тропарево» будет закрыт... пресс-службе добавили, что закрытие необходимо и для дальнейшего продления линии до станции «Саларьево». Начальник московского метро Дмитрий Пегов ранее сообщил... открыта в первом квартале 2015 года. В дни закрытия участка Сокольнической линии по его маршруту будет курсировать бесплатный наземный транспорт с обозначением... Участок ветки метро «Университет» – «Юго-Западная» закроется 6 декабря ... Участок Сокольнической линии московского метро от станции «Университет» до «Юго-Западной» будет закрыт... слияния проспекта Вернадского и Ленинского проспекта. Она станет конечной станцией Сокольнической линии до тех пор, пока ее не продлят на юг станциями... Власти Москвы отложили открытие станции метро «Тропарево» ... Открытие станции Московского метрополитена «Тропарево» Сокольнической линии откладывается из-за отладки системы диспетчерского управления. Об этом в... слияния проспекта Вернадского и Ленинского проспекта. Она станет конечной станцией Сокольнической линии , до тех пор пока ее не продлят на юг станциями... Движение поездов на Сокольнической линии метро восстановлено На данный момент движение на участке Сокольнической линии метрополитена от станции "Спортивная" до станции "Юго-Западная" восстановлено, сообщили... метро, произошел 22 июня. На станции "Октябрьское поле" Таганско-Краснопресненской линии На Сокольнической линии метро произошел сбой в движении поездов ... не ходили поезда от станции "Юго-Западная" до станции "Спортивная" Сокольнической линии , передает корреспондент РБК. Дежурные по станции сообщали, что движение поездов... метро, произошел 22 июня. На станции "Октябрьское поле" Таганско-Краснопресненской линии Московского метрополитена упал на рельсы один из пассажиров. Чтобы поднять... Упавший на рельсы в московском метро погиб На станции "Красносельская" Сокольнической линии Московского метрополитена на рельсы упал человек. . По словам очевидцев, мужчина... этого года. На перегоне между станциями "Царицыно" и "Орехово" Замоскворецкой линии Московского метрополитена погиб молодой человек, катавшийся на сцепке между вагонами...

Общество, 01 фев 2012, 17:34

В центре Москвы построят три новых станции желтой ветки. ФОТО ... перспективе станет Калининско-Солнцевской линией , будет обслуживать комплекс "Москва-Сити", а также позволит снизить загруженность юго-западного участка Сокольнической линии .Примечательно, что "Волхонку... , Остоженка у Гоголевского бульвара. Она станет пересадочной со станции "Кропоткинская" Сокольнической линии . Подземный вестибюль будет выходить к памятнику Энгельсу на Остоженке и... Новый сбой в работе столичной подземки: встала красная ветка ... на Сокольнической линии метро. . Как рассказали РБК в справочной службе подземки, нарушено движение было из-за поломки одного из составов на красной линии ... , 6 декабря сбой в движении поездов произошел на Калужско-Рижской линии метрополитена. В утренний час пик поезда двигались с задержкой в... Спор в московском метро закончился стрельбой: ранена пенсионерка На станции метро "Библиотека им. Ленина" Сокольнической линии Московского метрополитена ссора двух мужчин закончилась стрельбой из травматического оружия. . ...

Общество, 29 мар 2011, 08:01

СК: Все исполнители и организаторы взрывов в метро установлены ... года смертницами террористических актов на станциях "Лубянка" и "Парк культуры" Сокольнической линии Московского метрополитена. . Сегодня, 29 марта, в первую годовщину теракта в...

Общество, 01 мар 2011, 15:55

На станции "Парк культуры" на рельсы упала женщина На станции "Парк культуры" Сокольнической линии Московского метрополитена на рельсы упала женщина. Пострадавшая осталась жива, однако...

Общество, 25 фев 2011, 08:21

Сокольническая линия метро встала в час пик из-за падения человека ... Сокольнической линии в час пик на пути упал человек, после чего было снято напряжение с рельсов. . Как сообщили РБК по телефону "горячей линии ... , поезда двигаются согласно штатному расписанию. Похожий случай произошел на Филевской линии метрополитена 15 февраля: из-за падения человека на рельсы были... станции "Студенческая" мужчина погиб. Сразу после происшествия был обесточен участок линии от "Александровского сада" до "Багратионовской". В течение получаса было ограничено...

Общество, 17 фев 2011, 18:11

В московском метро второй раз за день встали поезда На Сокольнической линии столичного метро в вечерний час пик произошел сбой в движении поездов. . Как сообщили на горячей линии столичной подземки, с 18 ... в движении поездов на станциях Сокольнической линии скопилось большое количество пассажиров.Похожее ЧП произошло сегодня утром на Филевской линии столичной подземки - там движение... В столичном метро мужчина открыл стрельбу из травматики: 2 раненых ... травматического оружия, сообщили в правоохранительных органах столицы. . На станции "Лубянка" Сокольнической линии метрополитена 20-летний москвич открыл стрельбу в вагоне поезда, ранив...

Общество, 31 мар 2010, 11:01

МЧС: В больницах Москвы еще находятся 78 пострадавших в теракте ... . . В ведомстве уточнили, что всего во время взрывов на станциях Сокольнической линии метро "Лубянка" и "Парк культуры" пострадали 134 человека, из которых...

Общество, 30 мар 2010, 17:46

ГУВД Москвы получило фото сообщников террористок-смертниц ... совершения терактов, смертницы спустились в метро на станции "Юго-Западная" Сокольнической линии . Их сопровождали две женщины и мужчина. Напомним, что 29 марта...
Засекреченные линии метро Москвы в схемах, легендах, фактах Гречко Матвей

1. Сокольническая линия

1. Сокольническая линия

Это первая, самая старая линия Московского метро. На схемах она выделяется красным цветом. Когда-то она была очень короткой: «от Сокольников - до Парка» а теперь насчитывает 19 станций, и длина ее - более 26 км. Проехать всю линию можно за 40 минут.

Именно от станции «Сокольники» 15 мая 1935 года отправился первый в истории Московского метро поезд с пассажирами. Свое название станция получила по историческому району Москвы: в XVII веке здесь жили сокольничие, занимавшиеся отловом и обучением птиц для царской охоты, столь любимой царем Алексеем Михайловичем. Этот государь даже написал трактат об охоте, цитата из которого «Делу - время, а потехе - час» стала пословицей. «Парк культуры и отдыха “Сокольники”» - это и есть остатки того леса, где охотился царь. Теперь здесь если и случается охота, то гораздо более мрачного свойства: как и любой парк, «Сокольники» считаются проблемной зоной, порой там совершаются зверские преступления.

Станция «Красносельская» расположена ближе всего к тому месту, где прокладывались первые опытные участки будущего метро. Ее проектным названием было «Гаврикова улица» - такая действительно есть рядом, но выход на нее так и не был открыт: уже построенная лестница упирается в наглухо запертые двери.

Село, давшее название станции, было обустроено и названо «Красным» - то есть красивым, в XV веке при Василии Темном, князе с очень бурной биографией: он неоднократно лишался трона, снова его захватывал и даже был ослеплен своими врагами, отчего и получил прозвище «Темный». Однако уже слепой, вновь сумел отвоевать власть и правил еще более десяти лет.

Некогда здесь было болото, пруд и обширное поле, на котором проходили народные гулянья: последние несколько веков христианские в честь Троицыного дня, а до этого - языческие русалии. В XVII веке именно со стороны Красного Села в Москву въехал Лжедмитрий I, а позднее, в XVIII веке, Красный пруд был выбран Петром для устройства первых в России празднеств и фейерверков. Их устраивали зимой на льду пруда: в 1697 году в честь взятия Азова, в 1699 году - в честь окончания войны с турками, 28 января 1722 года - в честь заключения мира со Швецией.

Станцию «Комсомольская» назвали в честь одноименной площади, до пятнадцатой годовщины создания ВЛКСМ именовавшейся «Каланчевской»: рядом находился путевой царский дворец с высокой каланчей. Высокая башня увенчивает и здание Ленинградского вокзала - он же Николаевский или Октябрьский, - первого вокзала Москвы. Его точная копия была возведена и в Санкт-Петербурге для железной дороги, той самой, построенной в 1840-е годы графом Клейнмихелем и тысячами безымянных рабочих, о которой шел разговор у Вани с папашей в знаменитом стихотворении Некрасова:

Чу! восклицанья послышались грозные!

Топот и скрежет зубов;

Тень набежала на стекла морозные…

Что там? Толпа мертвецов!

«Красные ворота» («Лермонтовская») названа так потому, что именно здесь в 1709 году была воздвигнута Триумфальная арка-ворота для встречи русских войск, возвращавшихся после Полтавской битвы. Простые москвичи прозвали пышно разукрашенную арку Красными, то есть красивыми воротами. Вскоре это название было утверждено официально, и в XIX веке они даже были выкрашены в красный цвет. Снесли ворота в 1928 году, но архитекторы станции постарались сохранить память о них в оформлении одного из вестибюлей, оформив вход в виде нескольких концентрических арок (арх. Николай Ладовский). Проект станции был удостоен Гран-при на Международной всемирной выставке в Париже. Вторая утрата, связанная с этим местом, - дом, в котором родился великий поэт Михаил Лермонтов. Некогда он стоял на месте нынешнего - высотного.

Это интересно

Во время Великой Отечественной войны на станции был оборудован командный пункт руководства и оперативно-диспетчерского аппарата Народного комиссариата путей сообщения. В связи с этим станция стала неким подобием призрака: поезда на ней не останавливались, перрон отгородили от путей высокой фанерной стеной. После войны еще долго уничтожали следы этой деятельности.

Станция «Чистые Пруды» в советские времена называлась «Кировская» в честь Сергея Мироновича Кирова, убитого в 1934 году, накануне пуска первого метропоезда. До сооружения перехода на станцию «Сретенский бульвар» у торцевой стены находился бронзовый бюст С. М. Кирова работы Матвея Манизера. Этот бюст прикрывал собой низенькую незаметную дверцу, считалось, что это вход в подземный бункер, вырытый во время войны. Сейчас бюст находится в переходе со станции «Сретенский бульвар» на станцию «Тургеневская».

Первоначально «Кировская» не имела центрального помещения, лишь у выходов располагалось два коротких аванзала для перехода между путями; в 1971 году она была реконструирована в трехсводчатую. В 1947-м на станции были установлены люминесцентные лампы - впервые в Московском метрополитене.

Во время Великой Отечественной войны на «Кировской» находились отделы Генерального штаба и ПВО страны. Станцию выбрали из-за ее глубины - 35 метров!

Ныне станция именуется по Чистым прудам, к которым выходит. Эти водоемы до 1703 года назывались Погаными и служили стоком отходов мясных боен, располагавшихся поблизости. В начале XVIII века эта местность была выкуплена Меншиковым, пруды вычищены и с тех пор стали называться Чистыми. Сейчас на месте усадьбы Меншикова находится Главпочтамт, построенный в 1912 году. От имения сохранилась церковь в Басманном переулке, прозванная Меншиковой башней; это самое раннее из сохранившихся зданий петровского барокко в Москве, и с ним связано множество легенд.

В 1723 году в башню ударила молния, и пожар полностью уничтожил верхнюю деревянную часть и обрушил колокола. Более полувека церковь простояла обезглавленной, пока за ее восстановление не взялся масон Гавриил Измайлов. С тех пор здание долго использовалось для масонских собраний и было восстановлено как храм лишь в 1863 году, когда по распоряжению митрополита Филарета со стен стерли оккультные символы и изречения.

«Лубянка» (бывшая «Площадь Дзержинского») тоже заложена глубоко - на 32,5 метра под землей. При открытии станция не имела центрального зала, но была полностью перестроена в 1970-е.

Станция и одноименная площадь обязаны своим именем переселенцам из Новгорода, обосновавшимся тут при Иване III и в конце XV века. Ими местность была названа в память старинной новгородской улицы Лубяница. В 1926–1990 годах станция метро называлась иначе: «Площадь Дзержинского». Она залегает рядом со страшными подвалами Лубянки, и мнительные люди утверждают, что «черная энергия, исходящая из подземелий кровавой гэбни», оказывает сильное негативное влияние на пассажиров метро. Возможно, поэтому именно здесь зафиксировано наибольшее количество суицидов.

Это интересно

Во время строительства этой станции в забой внезапно хлынула вода. Сколько ни наращивали в кессонах давление - не помогало, вода продолжала поступать. И тут на помощь метростроевцам пришли археологи и объяснили причину: в районе стройки некогда стояла башня, от которой сохранились только подвалы. В них веками скапливалась дождевая воды, вот она-то и хлынула в забой. «Как только этот запас иссякнет, течь прекратится», - заверили археологи. Так и случилось.

В марте 2010 года рано утром на станции «Лубянка» произошел террористический акт. Взрыв в вагоне поезда унес жизни двадцати трех человек, десятки получили ранения.

Взрывозащитный контейнер, или противобомбовый сейф, - важный атрибут системы безопасности любого метрополитена. Контейнер представляет собой цилиндрический ящик, изготовленный из толстой броневой стали. Такие сейфы можно увидеть на платформах станций, но обычно они убраны в подсобные помещения.

При обнаружении взрывного устройства или подозрительного предмета сотрудник службы безопасности или сапер должен поместить предполагаемую бомбу в этот контейнер, способный если не выдержать, то значительно смягчить почти любой взрыв. В нем «бомбу» вывозят на полигон. Сейчас такие контейнеры есть на всех станциях Московского, Санкт-Петербурского, Нижегородского и других метрополитенов.

Станция «Охотный Ряд» (бывшая «Проспект Маркса» и «Станция имени Лазаря Кагановича») до 1938 года была «развилочной»: от нее поезда шли попеременно, то к «Библиотеке имени Ленина», то к «Коминтерну» (ныне «Александровский сад»). После отделения Арбатского радиуса в самостоятельную линию значительный отрезок подземного тоннеля перестал использоваться, при строительстве торгового центра под Манежной его наполовину засыпали.

Название «Охотный ряд» идет от улицы (ранее площади), где в XVIII–XIX веках в лавках торговали добычей охотников - битой дичью и птицей. На момент постройки «Охотный ряд» была самой большой в мире станцией глубокого заложения, там даже первоначально не планировалось возведение центрального зала.

«Библиотека имени Ленина» именована по старому советскому названию расположенной здесь Российской государственной библиотеки. Эта одна из двух первых пересадочных станций метро и крупнейший пересадочный узел города.

Из истории

В недрах Боровицкого и Ваганьковского холмов таится немало старинных построек. Все пространство между станциями «Библиотека имени Ленина», «Боровицкая», «Александровский сад», «Театральная» и «Площадь Революции» изрыто ходами, насчитывающими не одну сотню лет. Станции первой очереди метро - неглубокого заложения - соседствуют с остатками средневековых тюрем, где держали опальных бояр и несчастных должников-неплательщиков.

Об этих тюрьмах и ходах знали давно. Еще в 1894 году в статье в «Новом времени» о них упоминал автор, подписавшийся инициалами М. И. П.: «Известный протоиерей А. Лебедев в продолжение более 45-летнего своего служения в Кремле насчитывал девять такого рода провалов в сводах тайников или переходов, из которых семь засыпаны, а два починены и не завалены. […] В последнее пятидесятилетие нынешнего столетия вот где были наблюдаемы провалы и открыты тайники: один из таких обозначился на дороге против правого угла восточной стены Архангельского собора близ тротуара, идущего по гребню горы. Другой провал случился на площади против большого дворца в первый год его сооружения. […] В пятидесятых годах на дворе, где помещается золотая рота, обнаружился тоже провал. В 1860 году на Синодальном дворе было открыто древнее жилье и несколько комнат, найдена была здесь печка с оставшимися от топки углями. […] Затем в этих же годах найден в земле такой же тайник на Потешном дворе».

«Кропоткинская» (бывшая «Дворец Советов») до 1957 года называлась в честь так никогда и не построенного небоскреба с гигантской фигурой Ленина на крыше. Станционный зал метро был задуман как подземный вестибюль Дворца; строительство его началось в 1939 году, но прервалось перед войной. А во время войны металлический каркас уже построенных семи этажей здания пустили на изготовление противотанковых ежей. Позже брошенный котлован был использован под плавательный бассейн «Москва». Тогда же станцию переименовали по бывшей площади Кропоткинские Ворота (ныне - площадь Пречистенские Ворота), названной в честь Петра Алексеевича Кропоткина - теоретика анархизма, родившегося в этом районе. Место тут интересное, с богатой историей, о нем мы позднее расскажем подробнее.

Алексей Душкин:

«Мое архитектурное кредо - станция «Кропоткинская». При создании ее проекта пришлось обратиться к анналам египетской подземной архитектуры. Верх колонн, освещенный масляными плашками в подземных лабиринтах пирамид, взят за основу конструктивного решения. Оно отражает ту функциональную реальность, которой должно отвечать».

Проект станции удостоен Гран-при международных выставок в Париже (1937 год) и Брюсселе (1935 год), а также Сталинской премии за архитектуру и строительство (1941 год).

Станция «Парк культуры» получила название по Центральному парку культуры и отдыха имени Горького, хоть он и расположен на противоположном берегу Москвы-реки. До 1957 года она была конечной на этой ветке метро.

Это интересно

В 1934 году целенаправленно ради облицовочного камня был разобран белокаменный Серпуховский кремль XVI века - неприступная крепость, которая выдержала многочисленные осады и не сдалась полякам в Смутное время. Камень, из которого он был построен, пошел на отделку станций Сокольнической линии от «Сокольников» до «Парка культуры» и нескольких станций Филевской линии. Говорят, что несколько камней досталось и открытой в 1983 году станции «Серпуховская».

Ныне ветка значительно продлена, она идет от района «Богородское» на востоке (станция «Улица Подбельского») до Юго-Запада, пересекая интереснейшие исторические районы города: Богородское, Черкизово, Преображенское… То самое село Преображенское, где после смерти Алексея Михайловича проживала царица Наталья Кирилловна с сыном Петром. Здесь будущий царь завел свои потешные полки, один из которых назвал Преображенским, и построил «потешный городок» - крепость «Пресбург». Потешные оставались в Преображенском и после 1689 года.

Несколько десятилетий спустя в царствование Анны Иоанновны здесь обосновались старообрядцы-раскольники. Они тайно собирались в Преображенском для отправления богослужения, хоронили на местном кладбище своих покойников.

В противоположном конце ветки места не менее примечательные. На станции «Спортивная» действует бесплатный Народный музей метро, где собраны образцы ретротехники, документы и старые фотографии.

Это интересно

Музей Московского метрополитена был создан в 1967 году ветеранами-энтузиастами. Состарившиеся метростроевцы несли в музей свои фотографии, письма, документы. Затем в пополнении фондов приняли участие другие крупные музеи и библиотеки, туда передавали устаревшее оборудование, снятое с эксплуатации, разделяя их по темам: «Метрополитен в годы Великой Отечественной войны: транспорт и бомбоубежище», «Метрополитен как архитектурный памятник», «Содружество метрополитенов России, стран СНГ и других стран мира». Вход в музей - бесплатный. Подобные музеи есть и в других городах, например в Санкт-Петербурге.

Притчей во языцех у журналистов стал Лужнецкий метромост, выстроенный в спешке в рекордно короткие сроки - за 19 месяцев. Поспешность и объявленный Никитой Хрущевым курс на экономию стали причиной того, что из-за нарушения технологии мост стал быстро разрушаться. Вместо того чтобы стать символом торжества советской инженерной мысли и чудом техники, мост превратился в доказательство совковой бесхозяйственности. Его возводили морозной зимой и, дабы препятствовать замерзанию воды, входящей в состав бетона, в огромных количествах добавляли в нее соль. В результате в первый же сезон эксплуатации мост пошел трещинами, а в июле 1959 года станционный зал и вовсе залило водой с грязью. Спустя год в вестибюле обрушился алюминиевый карниз. Обследование 1963 года подтвердило общее предаварийное состояние моста, и его вынуждены были закрыть. Располагавшаяся на мосту станция «Воробьевы горы» на 19 лет стала «станцией-призраком». К слову сказать, это первая в мире платформа, расположенная на метромосте.

Городская легенда

После реконструкции станции из-за проблем с техническим расчетом и отсутствием финансирования не был восстановлен уникальный эскалатор, ранее позволявший пассажирам подниматься от южного выхода станции на улицу Косыгина. Неработающий подъемник немедленно породил массу слухов, и в народе его прозвали «эскалатором-убийцей», хотя никаких несчастных случаев там не происходило.

Это интересно

Станция «Воробьевы горы» является самой длинной в Московском метрополитене (282 метра) и самой «опасной», так как на путях нет лотка и упавшему на рельсы человеку некуда спрятаться. Самой же длиной в мире считается одна из станций в центре Чикаго. Длина ее подземного зала - 1,1 км, платформа островного типа шириной 6,7 метров соединена с восемью вестибюлями. Вдоль нее могут разместиться три состава.

Народная молва упорно утверждает, что на красной ветке расположен гейт - проход - в таинственное секретное Метро-2, а станцию «Университет» дублирует вторая станция с таким же названием, предназначенная для оборонных целей.

Народная молва упорно утверждает, что на красной ветке расположен гейт - проход - в таинственное секретное Метро-2, а станцию «Университет» дублирует вторая станция с таким же названием, предназначенная для оборонных целей.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Ахиллесова пята разведки автора Болтунов Михаил Ефимович

«Горячая линия» с генералом Ямадой Рано утром в вагон, где ехали офицеры Полевого управления Карельского фронта, зашли «аховцы» - работники административно-хозяйственного отдела. Начальник АХО держал на руке большую плетеную корзину, доверху наполненную офицерскими

Из книги Теория военного искусства (сборник) автора Кейрнс Уильям

Из книги Огнестрельное оружие XIX-XX веков [От митральезы до «Большой Берты» (litres)] автора Коггинс Джек

Линия Мажино К сожалению, непрерывная линия укреплений, которая должна была защищать Францию от любого германского нашествия, была на самом деле отнюдь не непрерывной фортификационной преградой, а состояла из двух отдельных секций длиной 70 километров каждая. К этому

Из книги Тотальный шпионаж автора Рисс Курт

Часть вторая. «Линия Мажино» в шпионаже

Из книги Засекреченные линии метро Москвы в схемах, легендах, фактах автора Гречко Матвей

2. Замоскворецкая линия Некогда она называлась Горьковской, или Горьковско-Замоскворецкой, на схемах обозначается темно-зеленым цветом. Хронологически это третья линия Московского метро. Ее срединная часть была построена как часть второй очереди. Горьковский радиус,

Из книги Интервью газете «Литературная Россия» автора Ветер Андрей

3. Арбатско-Покровская линия Это самая длинная линия Московского метро - почти 44 км. Название сразу вызывает вопрос: почему «Покровская»? Ведь такой станции в московском метро нет. Причиной курьеза является изменение в планах строительства 1938 года: уже

Из книги Советские космонавты автора Ребров Михаил Федорович

4. Филевская линия В основном проходит по поверхности. Хотя первый участок Филевской линии был построен в составе первой очереди, официальной датой ее открытия почему-то считается 7 ноября 1958 года. Она связывает центр города с районами Фили и Кунцево. Фили прославились

Из книги Музыкальная классика в мифотворчестве советской эпохи автора Раку Марина

5. Кольцевая линия Московского метрополитена Она соединила почти все радиусы Московского метро и семь из девяти вокзалов столицы. Станции этой линии - глубокие; ее заранее рассматривали как укрытие в случае новой войны. Строилась кольцевая всего четыре года - с 1950 по 1954

Из книги автора

6. Калужско-Рижская линия Шестая линия Московского метрополитена пролегает с северо-востока на юго-запад города. Она обозначается оранжевым цветом. Некоторые ее станции - глубокие, а некоторые лишь «условно подземные». Через реку Яузу ведет крытый метромост. В составе

Из книги автора

8. Калининская линия Восьмая линия Московского метрополитена, на схемах обозначается желтым цветом, на ней всего семь станций, вся длина ветки - 13,1 км. Строили ее к Олимпиаде 1980 года.Линия полностью подземная, частично глубокая, частично - нет. Ниже всех лежит

Из книги автора

9. Серпуховско-Тимирязевская линия Девятая линия Московского метрополитена обозначена серым цветом. В 1983–1991 годах называлась Серпуховской линией. Она полностью подземная, очень глубокая (несколько станций лежат глубже 60 метров), длинная (41,2 км), на ней 25 станций. Это

Из книги автора

10. Люблинско-Дмитровская линия Десятая линия Московского метрополитена, обозначается салатовым цветом. Она целиком лежит на левом берегу Москвы-реки; сейчас в ней 14 станций, общая длина 24,7 км. 19 июня 2010 года ее дотянули до северной части кольцевой линии и дальше, но

Из книги автора

12. Бутовская линия легкого метро Двенадцатая линия Московского метрополитена и первая линия легкого метро не только в Москве, но и в России. Фактически продолжает Серпуховско-Тимирязевскую ветку, но формально самостоятельна. Линия длиной чуть более пяти километров

Из книги автора

ЛИНИЯ НАГОТЫ Интервью с Олегом Чучковым ЛитРоссия: Как Вы понимаете, поводом для нашего разговора послужил фильм «Линия наготы».Андрей Ветер: Это не удивляет. Было бы странно, если бы поводом был фильм «Пересилие».Л.Р: Андрей, а почему бы нет? Давайте отталкиваться от

Из книги автора

ЛИНИЯ ЖИЗНИ Леонид Иванович ПоповЛетчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза полковник Леонид Иванович Попов. Родился в 1945 году в городе Александрия Кировоградской области. Член КПСС, Совершил три полета в космос: первый - в 1980 году, второй - в 1981 году, третий

Из книги автора

III.4. «Генеральная линия» Сергея Эйзенштейна В 1926 году Эйзенштейн, «проснувшийся знаменитым» после премьеры «Потемкина», приступает к работе над новой лентой: Это был наш фильм, известный тем, что он провозгласил «пафос сепаратора», – фильм «Старое и новое» (в рабочем