Ignacio (Íñigo) López de Loyola , баск. Ignazio Loiolakoa ; ок. 23 октября , Аспейтия - 31 июля , Рим) - католический святой, основатель ордена иезуитов , видный деятель контрреформации .

Ранние годы (1491-1521 г.)

Происходил из древнего баскского рода. По недокументированным данным, был младшим из 13 детей . В 14 лет Иньиго остался круглым сиротой, и старший брат отправил его в Аревалло, к Иоанну Веласкесу, казначею Кастильского двора. Там Иньиго служил пажом. Достигнув совершеннолетия, перешёл на военную службу. Впоследствии, рассказывая о своей молодости о. Гонзалесу де Камара, он описывал себя в тот период следующими словами: «Внимательный к своей наружности, падкий на успех у женщин, смелый в своих ухаживаниях, придирчивый в вопросах чести, ничего не боявшийся, дёшево ценивший жизнь свою и других, я предавался роскоши…»

1521 г. Оборона Памплоны

В Алькале, как и в Барселоне, он, помимо занятий в университете, учил детей катехизису и наставлял всех, кто обращался к нему за помощью. В связи с этим на Игнатия поступил донос, он был арестован, и после 42 дней тюремного заключения был оглашён приговор, запрещающий ему наставлять и проповедовать под страхом отлучения от Церкви и вечного изгнания из королевства. После трёх лет запрет могли бы снять, если на это дадут разрешение судья или генеральный викарий. Архиепископ Толедский порекомендовал Игнатию не оставаться в Алькале и продолжить обучение в Саламанке . Однако и в Саламанке почти сразу после прибытия Игнатия пригласили на собеседование в доминиканский монастырь и стали расспрашивать о Духовных Упражнениях , которые он давал в Алькале. Дело передали на рассмотрение церковного суда. Судьи не обнаружили в его учении никакой ереси, и ещё 22 дня спустя он был освобождён. После этого Игнатий принял решение покинуть Испанию и отправился в Париж .

1528-1534 гг. Годы учения. Париж

«Духовные упражнения»

«Духовные упражнения» («Exercitia Spiritualia ») святого Игнатия, одобренные Папой Павлом III 31 июля 1547

г., представляют собой сочетание испытания совести, размышления, созерцания, молитвы словесной и мысленной. Упражнения распределяются на четыре этапа - недели (название «неделя» - достаточно условное, в зависимости от успехов упражняющегося каждая неделя может быть сокращена или же увеличена). Первая неделя - очищающая (vita purgativa ). В этот период человек вспоминает грехи, совершённые в истории мира и им самим, в его личной жизни, прилагая усилия к тому, чтобы «достичь первичного обращения»: выйти из состояния греха и обрести благодать. Вторая неделя - просвещающая (vita illuminativa ), она посвящена молитвенным размышлениям о земной жизни Иисуса: от Его Рождества до конца Его общественного служения. Вторая неделя рассматривается как подготовка к решению, ответу на призыв следовать за Христом, к определённому жизненному выбору. Третья неделя - соединение со Христом в Его крестном страдании и смерти. Таким образом, упражняющийся умирает со Христом, чтобы с Ним вместе воскреснуть. Четвёртая неделя - Воскресение и Вознесение. Духовный плод всех недель заключается в высшем созерцании ради обретения любви (contemplatio ad amorem ), которое даёт возможность всё возлюбить в Боге, а Бога - во всём.

Любимая молитва Игнатия Лойолы

Anima Christi, sanctifica me. Corpus Christi, salva me. Sanguis Christi, inebria me. Aqua lateris Christi, lava me. Passio Christi. conforta me. О bone lesu, exaudi me. Intra tua vulnera absconde me. Ne permittas me separari a te. Ab hoste maligno defende me. In hora mortis meae voca me. Et iube me venire ad te, ut cum Sanctis tuis laudem te in saecula saeculorum. Amen.

Душа Христова, освяти меня.
Тело Христово, спаси меня.
Кровь Христова, напои меня.
Вода ребра Христова, омой меня,
Страсти Христовы, укрепите меня.
О благий Иисусе, услыши меня:
В язвах Твоих сокрой меня.
Не дай мне отлучиться от Тебя.
От лукавого защити меня.
В час смерти моей призови меня,
И повели мне прийти к Тебе,
Дабы со святыми Твоими
восхвалять Тебя
во веки веков.
Аминь.

Библиография

  • Хуго Ранер SJ Игнатий Лойола и историческое становление его духовности. - Москва: Институт философии, теологии и истории.
  • Св. Игнатий Лойола Духовные упражнения. Духовный дневник. - Москва: Институт философии, теологии и истории.
  • Св. Игнатий Лойола Рассказ паломника о своей жизни, или Автобиография. - Москва: Колледж философии, теологии и истории св. Фомы Аквинского в Москве, 2002. (перевод А. Н. Коваля)
  • Мишель Леруа Миф о иезуитах: От Беранже до Мишле - Москва: Языки Славянской Культуры, 2001.
  • Генрих Бемер Иезуиты / Иезуиты. Бемер Г.; Инквизиция. Ли Г. Ч. - СПб.: ООО «Издательство ПОЛИГОН», 1999.
  • Игнатий Лойола и Дон Кихот / Бицилли П. М. Место ренессанса в истории культуры. - СПб.: Мифрил, 1996. - XIV, 256 с.
  • Биографическая библиотека Ф. Павленкова. ЖЗЛ в 3-х томах ISBN 5-224-03120-6

Напишите отзыв о статье "Игнатий де Лойола"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Игнатий де Лойола

– Так я буду надеяться, ваше сиятельство.
– Я прикажу.
«Завтра, очень может быть, пошлют с каким нибудь приказанием к государю, – подумал он. – Слава Богу».

Крики и огни в неприятельской армии происходили оттого, что в то время, как по войскам читали приказ Наполеона, сам император верхом объезжал свои бивуаки. Солдаты, увидав императора, зажигали пуки соломы и с криками: vive l"empereur! бежали за ним. Приказ Наполеона был следующий:
«Солдаты! Русская армия выходит против вас, чтобы отмстить за австрийскую, ульмскую армию. Это те же баталионы, которые вы разбили при Голлабрунне и которые вы с тех пор преследовали постоянно до этого места. Позиции, которые мы занимаем, – могущественны, и пока они будут итти, чтоб обойти меня справа, они выставят мне фланг! Солдаты! Я сам буду руководить вашими баталионами. Я буду держаться далеко от огня, если вы, с вашей обычной храбростью, внесете в ряды неприятельские беспорядок и смятение; но если победа будет хоть одну минуту сомнительна, вы увидите вашего императора, подвергающегося первым ударам неприятеля, потому что не может быть колебания в победе, особенно в тот день, в который идет речь о чести французской пехоты, которая так необходима для чести своей нации.
Под предлогом увода раненых не расстроивать ряда! Каждый да будет вполне проникнут мыслию, что надо победить этих наемников Англии, воодушевленных такою ненавистью против нашей нации. Эта победа окончит наш поход, и мы можем возвратиться на зимние квартиры, где застанут нас новые французские войска, которые формируются во Франции; и тогда мир, который я заключу, будет достоин моего народа, вас и меня.
Наполеон».

В 5 часов утра еще было совсем темно. Войска центра, резервов и правый фланг Багратиона стояли еще неподвижно; но на левом фланге колонны пехоты, кавалерии и артиллерии, долженствовавшие первые спуститься с высот, для того чтобы атаковать французский правый фланг и отбросить его, по диспозиции, в Богемские горы, уже зашевелились и начали подниматься с своих ночлегов. Дым от костров, в которые бросали всё лишнее, ел глаза. Было холодно и темно. Офицеры торопливо пили чай и завтракали, солдаты пережевывали сухари, отбивали ногами дробь, согреваясь, и стекались против огней, бросая в дрова остатки балаганов, стулья, столы, колеса, кадушки, всё лишнее, что нельзя было увезти с собою. Австрийские колонновожатые сновали между русскими войсками и служили предвестниками выступления. Как только показывался австрийский офицер около стоянки полкового командира, полк начинал шевелиться: солдаты сбегались от костров, прятали в голенища трубочки, мешочки в повозки, разбирали ружья и строились. Офицеры застегивались, надевали шпаги и ранцы и, покрикивая, обходили ряды; обозные и денщики запрягали, укладывали и увязывали повозки. Адъютанты, батальонные и полковые командиры садились верхами, крестились, отдавали последние приказания, наставления и поручения остающимся обозным, и звучал однообразный топот тысячей ног. Колонны двигались, не зная куда и не видя от окружавших людей, от дыма и от усиливающегося тумана ни той местности, из которой они выходили, ни той, в которую они вступали.
Солдат в движении так же окружен, ограничен и влеком своим полком, как моряк кораблем, на котором он находится. Как бы далеко он ни прошел, в какие бы странные, неведомые и опасные широты ни вступил он, вокруг него – как для моряка всегда и везде те же палубы, мачты, канаты своего корабля – всегда и везде те же товарищи, те же ряды, тот же фельдфебель Иван Митрич, та же ротная собака Жучка, то же начальство. Солдат редко желает знать те широты, в которых находится весь корабль его; но в день сражения, Бог знает как и откуда, в нравственном мире войска слышится одна для всех строгая нота, которая звучит приближением чего то решительного и торжественного и вызывает их на несвойственное им любопытство. Солдаты в дни сражений возбужденно стараются выйти из интересов своего полка, прислушиваются, приглядываются и жадно расспрашивают о том, что делается вокруг них.
Туман стал так силен, что, несмотря на то, что рассветало, не видно было в десяти шагах перед собою. Кусты казались громадными деревьями, ровные места – обрывами и скатами. Везде, со всех сторон, можно было столкнуться с невидимым в десяти шагах неприятелем. Но долго шли колонны всё в том же тумане, спускаясь и поднимаясь на горы, минуя сады и ограды, по новой, непонятной местности, нигде не сталкиваясь с неприятелем. Напротив того, то впереди, то сзади, со всех сторон, солдаты узнавали, что идут по тому же направлению наши русские колонны. Каждому солдату приятно становилось на душе оттого, что он знал, что туда же, куда он идет, то есть неизвестно куда, идет еще много, много наших.
– Ишь ты, и курские прошли, – говорили в рядах.
– Страсть, братец ты мой, что войски нашей собралось! Вечор посмотрел, как огни разложили, конца краю не видать. Москва, – одно слово!
Хотя никто из колонных начальников не подъезжал к рядам и не говорил с солдатами (колонные начальники, как мы видели на военном совете, были не в духе и недовольны предпринимаемым делом и потому только исполняли приказания и не заботились о том, чтобы повеселить солдат), несмотря на то, солдаты шли весело, как и всегда, идя в дело, в особенности в наступательное. Но, пройдя около часу всё в густом тумане, большая часть войска должна была остановиться, и по рядам пронеслось неприятное сознание совершающегося беспорядка и бестолковщины. Каким образом передается это сознание, – весьма трудно определить; но несомненно то, что оно передается необыкновенно верно и быстро разливается, незаметно и неудержимо, как вода по лощине. Ежели бы русское войско было одно, без союзников, то, может быть, еще прошло бы много времени, пока это сознание беспорядка сделалось бы общею уверенностью; но теперь, с особенным удовольствием и естественностью относя причину беспорядков к бестолковым немцам, все убедились в том, что происходит вредная путаница, которую наделали колбасники.
– Что стали то? Аль загородили? Или уж на француза наткнулись?
– Нет не слыхать. А то палить бы стал.
– То то торопили выступать, а выступили – стали без толку посереди поля, – всё немцы проклятые путают. Эки черти бестолковые!
– То то я бы их и пустил наперед. А то, небось, позади жмутся. Вот и стой теперь не емши.
– Да что, скоро ли там? Кавалерия, говорят, дорогу загородила, – говорил офицер.
– Эх, немцы проклятые, своей земли не знают, – говорил другой.
– Вы какой дивизии? – кричал, подъезжая, адъютант.
– Осьмнадцатой.
– Так зачем же вы здесь? вам давно бы впереди должно быть, теперь до вечера не пройдете.
– Вот распоряжения то дурацкие; сами не знают, что делают, – говорил офицер и отъезжал.
Потом проезжал генерал и сердито не по русски кричал что то.
– Тафа лафа, а что бормочет, ничего не разберешь, – говорил солдат, передразнивая отъехавшего генерала. – Расстрелял бы я их, подлецов!
– В девятом часу велено на месте быть, а мы и половины не прошли. Вот так распоряжения! – повторялось с разных сторон.
И чувство энергии, с которым выступали в дело войска, начало обращаться в досаду и злобу на бестолковые распоряжения и на немцев.
Причина путаницы заключалась в том, что во время движения австрийской кавалерии, шедшей на левом фланге, высшее начальство нашло, что наш центр слишком отдален от правого фланга, и всей кавалерии велено было перейти на правую сторону. Несколько тысяч кавалерии продвигалось перед пехотой, и пехота должна была ждать.
Впереди произошло столкновение между австрийским колонновожатым и русским генералом. Русский генерал кричал, требуя, чтобы остановлена была конница; австриец доказывал, что виноват был не он, а высшее начальство. Войска между тем стояли, скучая и падая духом. После часовой задержки войска двинулись, наконец, дальше и стали спускаться под гору. Туман, расходившийся на горе, только гуще расстилался в низах, куда спустились войска. Впереди, в тумане, раздался один, другой выстрел, сначала нескладно в разных промежутках: тратта… тат, и потом всё складнее и чаще, и завязалось дело над речкою Гольдбахом.
Не рассчитывая встретить внизу над речкою неприятеля и нечаянно в тумане наткнувшись на него, не слыша слова одушевления от высших начальников, с распространившимся по войскам сознанием, что было опоздано, и, главное, в густом тумане не видя ничего впереди и кругом себя, русские лениво и медленно перестреливались с неприятелем, подвигались вперед и опять останавливались, не получая во время приказаний от начальников и адъютантов, которые блудили по туману в незнакомой местности, не находя своих частей войск. Так началось дело для первой, второй и третьей колонны, которые спустились вниз. Четвертая колонна, при которой находился сам Кутузов, стояла на Праценских высотах.
В низах, где началось дело, был всё еще густой туман, наверху прояснело, но всё не видно было ничего из того, что происходило впереди. Были ли все силы неприятеля, как мы предполагали, за десять верст от нас или он был тут, в этой черте тумана, – никто не знал до девятого часа.
Было 9 часов утра. Туман сплошным морем расстилался по низу, но при деревне Шлапанице, на высоте, на которой стоял Наполеон, окруженный своими маршалами, было совершенно светло. Над ним было ясное, голубое небо, и огромный шар солнца, как огромный пустотелый багровый поплавок, колыхался на поверхности молочного моря тумана. Не только все французские войска, но сам Наполеон со штабом находился не по ту сторону ручьев и низов деревень Сокольниц и Шлапаниц, за которыми мы намеревались занять позицию и начать дело, но по сю сторону, так близко от наших войск, что Наполеон простым глазом мог в нашем войске отличать конного от пешего. Наполеон стоял несколько впереди своих маршалов на маленькой серой арабской лошади, в синей шинели, в той самой, в которой он делал итальянскую кампанию. Он молча вглядывался в холмы, которые как бы выступали из моря тумана, и по которым вдалеке двигались русские войска, и прислушивался к звукам стрельбы в лощине. В то время еще худое лицо его не шевелилось ни одним мускулом; блестящие глаза были неподвижно устремлены на одно место. Его предположения оказывались верными. Русские войска частью уже спустились в лощину к прудам и озерам, частью очищали те Праценские высоты, которые он намерен был атаковать и считал ключом позиции. Он видел среди тумана, как в углублении, составляемом двумя горами около деревни Прац, всё по одному направлению к лощинам двигались, блестя штыками, русские колонны и одна за другой скрывались в море тумана. По сведениям, полученным им с вечера, по звукам колес и шагов, слышанным ночью на аванпостах, по беспорядочности движения русских колонн, по всем предположениям он ясно видел, что союзники считали его далеко впереди себя, что колонны, двигавшиеся близ Працена, составляли центр русской армии, и что центр уже достаточно ослаблен для того, чтобы успешно атаковать его. Но он всё еще не начинал дела.
Нынче был для него торжественный день – годовщина его коронования. Перед утром он задремал на несколько часов и здоровый, веселый, свежий, в том счастливом расположении духа, в котором всё кажется возможным и всё удается, сел на лошадь и выехал в поле. Он стоял неподвижно, глядя на виднеющиеся из за тумана высоты, и на холодном лице его был тот особый оттенок самоуверенного, заслуженного счастья, который бывает на лице влюбленного и счастливого мальчика. Маршалы стояли позади его и не смели развлекать его внимание. Он смотрел то на Праценские высоты, то на выплывавшее из тумана солнце.
Когда солнце совершенно вышло из тумана и ослепляющим блеском брызнуло по полям и туману (как будто он только ждал этого для начала дела), он снял перчатку с красивой, белой руки, сделал ею знак маршалам и отдал приказание начинать дело. Маршалы, сопутствуемые адъютантами, поскакали в разные стороны, и через несколько минут быстро двинулись главные силы французской армии к тем Праценским высотам, которые всё более и более очищались русскими войсками, спускавшимися налево в лощину.

В 8 часов Кутузов выехал верхом к Працу, впереди 4 й Милорадовичевской колонны, той, которая должна была занять места колонн Пржебышевского и Ланжерона, спустившихся уже вниз. Он поздоровался с людьми переднего полка и отдал приказание к движению, показывая тем, что он сам намерен был вести эту колонну. Выехав к деревне Прац, он остановился. Князь Андрей, в числе огромного количества лиц, составлявших свиту главнокомандующего, стоял позади его. Князь Андрей чувствовал себя взволнованным, раздраженным и вместе с тем сдержанно спокойным, каким бывает человек при наступлении давно желанной минуты. Он твердо был уверен, что нынче был день его Тулона или его Аркольского моста. Как это случится, он не знал, но он твердо был уверен, что это будет. Местность и положение наших войск были ему известны, насколько они могли быть известны кому нибудь из нашей армии. Его собственный стратегический план, который, очевидно, теперь и думать нечего было привести в исполнение, был им забыт. Теперь, уже входя в план Вейротера, князь Андрей обдумывал могущие произойти случайности и делал новые соображения, такие, в которых могли бы потребоваться его быстрота соображения и решительность.
Налево внизу, в тумане, слышалась перестрелка между невидными войсками. Там, казалось князю Андрею, сосредоточится сражение, там встретится препятствие, и «туда то я буду послан, – думал он, – с бригадой или дивизией, и там то с знаменем в руке я пойду вперед и сломлю всё, что будет предо мной».
Князь Андрей не мог равнодушно смотреть на знамена проходивших батальонов. Глядя на знамя, ему всё думалось: может быть, это то самое знамя, с которым мне придется итти впереди войск.
Ночной туман к утру оставил на высотах только иней, переходивший в росу, в лощинах же туман расстилался еще молочно белым морем. Ничего не было видно в той лощине налево, куда спустились наши войска и откуда долетали звуки стрельбы. Над высотами было темное, ясное небо, и направо огромный шар солнца. Впереди, далеко, на том берегу туманного моря, виднелись выступающие лесистые холмы, на которых должна была быть неприятельская армия, и виднелось что то. Вправо вступала в область тумана гвардия, звучавшая топотом и колесами и изредка блестевшая штыками; налево, за деревней, такие же массы кавалерии подходили и скрывались в море тумана. Спереди и сзади двигалась пехота. Главнокомандующий стоял на выезде деревни, пропуская мимо себя войска. Кутузов в это утро казался изнуренным и раздражительным. Шедшая мимо его пехота остановилась без приказания, очевидно, потому, что впереди что нибудь задержало ее.
– Да скажите же, наконец, чтобы строились в батальонные колонны и шли в обход деревни, – сердито сказал Кутузов подъехавшему генералу. – Как же вы не поймете, ваше превосходительство, милостивый государь, что растянуться по этому дефилею улицы деревни нельзя, когда мы идем против неприятеля.
– Я предполагал построиться за деревней, ваше высокопревосходительство, – отвечал генерал.
Кутузов желчно засмеялся.
– Хороши вы будете, развертывая фронт в виду неприятеля, очень хороши.
– Неприятель еще далеко, ваше высокопревосходительство. По диспозиции…
– Диспозиция! – желчно вскрикнул Кутузов, – а это вам кто сказал?… Извольте делать, что вам приказывают.
– Слушаю с.
– Mon cher, – сказал шопотом князю Андрею Несвицкий, – le vieux est d"une humeur de chien. [Мой милый, наш старик сильно не в духе.]
К Кутузову подскакал австрийский офицер с зеленым плюмажем на шляпе, в белом мундире, и спросил от имени императора: выступила ли в дело четвертая колонна?
Кутузов, не отвечая ему, отвернулся, и взгляд его нечаянно попал на князя Андрея, стоявшего подле него. Увидав Болконского, Кутузов смягчил злое и едкое выражение взгляда, как бы сознавая, что его адъютант не был виноват в том, что делалось. И, не отвечая австрийскому адъютанту, он обратился к Болконскому:
– Allez voir, mon cher, si la troisieme division a depasse le village. Dites lui de s"arreter et d"attendre mes ordres. [Ступайте, мой милый, посмотрите, прошла ли через деревню третья дивизия. Велите ей остановиться и ждать моего приказа.]
Только что князь Андрей отъехал, он остановил его.
– Et demandez lui, si les tirailleurs sont postes, – прибавил он. – Ce qu"ils font, ce qu"ils font! [И спросите, размещены ли стрелки. – Что они делают, что они делают!] – проговорил он про себя, все не отвечая австрийцу.
Князь Андрей поскакал исполнять поручение.
Обогнав всё шедшие впереди батальоны, он остановил 3 ю дивизию и убедился, что, действительно, впереди наших колонн не было стрелковой цепи. Полковой командир бывшего впереди полка был очень удивлен переданным ему от главнокомандующего приказанием рассыпать стрелков. Полковой командир стоял тут в полной уверенности, что впереди его есть еще войска, и что неприятель не может быть ближе 10 ти верст. Действительно, впереди ничего не было видно, кроме пустынной местности, склоняющейся вперед и застланной густым туманом. Приказав от имени главнокомандующего исполнить упущенное, князь Андрей поскакал назад. Кутузов стоял всё на том же месте и, старчески опустившись на седле своим тучным телом, тяжело зевал, закрывши глаза. Войска уже не двигались, а стояли ружья к ноге.

Ниже по приведенному тексту Вы можете примерно представить стиль написания родословной книги про Игнатия Лойолу (Игнасио Лойола). В 1520 году два самых могущественных монарха Европы, император Священной Римской империи Карл V и король Франции Франциск I, начали двадцатилетнюю войну за пограничную Наварру. Указом Карла V комендантом стратегического замка Памплона был назначен тридцатилетний капитан Иниго Лопес де-Рекардо Лойола.

В середине мая 1521 года французы осадили Памплону, имея вдесятеро больше войск, чем испанцы. Королевские полки ворвались в город, и его защитники ушли в цитадель, в которой почти не было припасов. На военном совете в замке испанские командиры высказались за капитуляцию, но комендант Игнаций Лойола закрыл дискуссию по-своему: "Не сдаваться! Будем биться в рукопашную!" Твердость отчаянного капитана произвела сильное впечатление на гарнизон, который заявил французским парламентерам: "Мы лучше погибнем под развалинами замка, чем запятнаем позорной сдачей воинскую славу Испании". Эта знаменательная фраза, которую произнес будущий Святой Игнатий Лойола , стала огромным стимулом для присутствоваших.

На рассвете 21 мая французские мортиры пробили большую брешь в крепостной стене Памплоны. Когда густой дым и пыль от выстрелов рассеялись, в бреши во главе горсти воинов стоял невысокий капитан с боевой рапирой в руке. Мортиры дали еще один залп, и брешь оказалась пустой. Под развалинами, как и обещал, с перебитыми ногами лежал гордый кабальеро Игнатий Лойола.

Он выжил. Ему еще предстояло создать выдающийся орден Иезуитов, лучшую систему воспитания и образования в мире и спасти католическую церковь, доказав, что принцип всеобщего универсального авторитета все же лучше принципа личной свободы.

Далее немного информации по исследованию рода, к которому принадлежал Святой Игнатий Лойола . Если у Вас есть в планах купить родословную книгу в подарок - рекомендуем проникнуться временем и атмосферой того времени. De parientes mayores - так называли знатнейшие фамилии в Кастилии, главы которых всегда приглашались особым письмом в столицу будущей Испании для принесения присяги новому королю. С древнейших времен на севере испанских земель, в горной лесной местности на западной границе Наварры, в стране Басков, жил род независимых владетельных князей, бискайских графов Лопесов. Во второй половине XV века один из потомков этих графов, рыцарь Бертрам, сын Переса, сеньор де-Лойола-и-Оньес, владел двумя небольшими древними замками Оньес и Лойола, располагавшимися между двумя маленькими городками Аскоития и Аспетия в бискайской провинции Гвипускоа. Дону Лопесу покровительствовал кастильский гранд Антонио Манрико, герцог Нохара и граф Гревиньо. Рыцарь Бертрам был женат на донне Марианне Саес-де-Ликона-и-Бальда, дочери рыцаря Мартина Гарсии де Ликона и маркизы де-Бальда. Большая семья, в которой было четырнадцать детей, постоянно жила в родовом замке Лойола.

Игнатий Лойола - биография создателя монашеского ордена

23 октября 1491 года у дона Бертрама и донны Марианны родился тринадцатый ребенок, мальчик. При крещении в церкви святого Себастьяна в городке Аспетии он был назван Иниго Лопес де Рекардо Лойола . Его крестный отец, отставной королевский казначей дон Хуан Веласкес-и-Квеллар, взял Иниго к себе. Все детство маленького Лойолы прошло в Аревало, древнем рыцарском замке Старой Кастилии. Этот замок был известен во всей Испании образцовым центром придворно-рыцарского воспитания, находившемся в самом расцвете. Дон Иниго (Игнасио Лойола - примечание сайт) обучался фехтованию, верховой езде, танцам, даже игре на мандолине, но систематического образования не получил, умел только читать и писать по-испански. В четырнадцатилетнем возрасте Иниго благодаря герцогу де-Нохара стал пажом при дворе объединителей Испании Фердинанда Арагонского и Изабеллы Кастильской, резиденция которых в начале XVI века находилась в Барселоне. Фердинанд Католик (1452-1516) был той сильной личностью, которые творят историю. После смерти своей жены Изабеллы в 1504 году король Арагона, Сицилии, Кастилии, Неаполя, победитель арабов в Гренаде, завоеватель Руссильона, Серданя и Верхней Наварры, стал первым королем объединенной Испании.

Весь королевский двор стремился к рыцарской славе. Молодые рыцари любили красивое оружие и великолепных лошадей, их манили дуэли и любовные приключения, они стремились завоевать репутации храбрецов. Дон Иниго читал рыцарские романы, и много раз перечитывал знаменитого "Амадиса Галльского". Совершенный кавалер в блестящем дворе любезничал с дамами, писал любовные объяснения в стихах, пел нежные куплеты, играя на мандолине, ночью со шпагой в руке защищал свои ночные серенады от братьев, женихов и мужей прекрасных дам. Его считали любезным, честным, храбрым кабальеро, добрым товарищем, готовым на самопожертвование, очень тщеславным, высокомерным, вспыльчивым, эксцентричным рыцарем, счастливым с женщинами и уважаемым мужчинами. Современники оставили описание внешности двадцатилетнего Лойолы: "Он был хорош собой, имел широкий, открытый лоб, пламенные глаза, красивый римский нос, свежий цвет лица, крепкое и пропорциональное сложение и был среднего роста (один метр пятьдесят восемь сантиметров)". Его любимый рыцарский роман португальского писателя Васко де-Ловейра "Амадис Галльский" звал дона Иниго к рыцарским подвигам и воинской славе, для которой молодой рыцарь был готов пожертвовать всем, кроме чести. Святой Игнатий Лойола гордился своей католической верой, посвящал романсы апостолу Петру и мечтал сразиться с неверными. Современники писали, что молодой Игнасио Лойола обладал исключительной способностью заставлять людей делать то, что он хочет, и вести очень сложные переговоры. Дон Иниго в двадцать четыре года поступил в армию, куда его рекомендовал герцог де-Нохара. Игнатий Лойола быстро стал офицером, много времени тратил на систематическое изучение военного дела. Он доказал свое мужество и безумную храбрость в боях и походах, которые не прекращались во все царствование Фердинанда Католика, а его энергия и сообразительность принесли Святейшему Игнатию Лойоле славу блестящего офицера…

Детство Игнатия Лойолы

Игнатий Лойола родился 23 октября 1491 года. Его настоящее имя Игнасио. Он появился на свет в замке Лойола в баскской провинции Гипускоа. Его родители принадлежали к древнему баскскому роду. Некоторые исследователи говорят, что в семье родителей было 14 детей, а Игнатий Лойола был самым младшим из них (восьмым сыном).

К сожалению, родители Игнатия Лойолы умерли, когда ему было 14 лет, поэтому, оставшись круглым сиротой, ему пришлось рано начать заботиться о себе. Старший брат помог ему переехать в Аревалло к Иоанну Веласкесу (казначею Кастильского двора), где Игнатий Лойола стал служить пажем. Та же он прошел некоторое обучение, научившись писать и читать, играть на мандолине, ездить верхом и фехтовать.

Надо отметить, что некоторые исследователями говорят, что родители Игнатия Лойолы не умирали. Путаница с ранней биографией этого великого человека связана с тем, что в дальнейшем последователи Ордена иезуитов, желая придать значимости биографии их основателя, многие вещи либо слишком приукрасили, ибо приврали, желая максимально приблизить события жизни Игнатия Лойолы к судьбе Иисуса. Так, например, они утверждают, что мать Игнатия Лойолы родила его в хлеву, как некогда это сделала Мария – мать Христа.

Карьера военного Игнатия Лойолы

Достигнув совершеннолетия, Игнатий Лойола поступил на военную службу.

Говорят в том возрасте он был весьма хорош собой – славился не только как красивый и остроумный молодой человек, но и как любимчик дам и отчаянный дуэлянт. Но был ли Игнатий Лойола таким на самом деле, или это очередной «биографический миф», неизвестно. Но зато мы точно знаем, что вступив на путь военного, Игнатию Лойоле пришлось побывать в настоящем сражении, а именно, Игнатий Лойола в 1521 году участвовал в обороне Памплоны, которую осаждали французские и наваррские войска. Во время этой военной операции Игнатий Лойола был ранен осколком снаряда, причем достаточно сильно – одна нога была изувечена, а вторая сломана. В результате он был госпитализирован, а потом отправлен в отцовский замок – в Лойолу.

Путь в замок оказался тяжелым для человека с такими ранениями, поэтому врачам пришлось сделать сложную операцию, чтобы помочь Игнатию Лойоле выжить.

Чудо, изменившее жизнь Игнатия Лойолы

К сожалению, после операции Игнатию Лойоле лучше не стало, напротив, состояние его ухудшалось с каждым днем, причем настолько, что в какой-то момент врачи посоветовали ему исповедоваться и готовиться к смерти.

Игнатий Лойола с горечью в сердце принял эту новость, но все же в канун дня Св. Петра, считавшегося покровителем рода Лойола, его причастили и соборовали.

И каково же было изумление Игнатия Лойолы, когда в ту же ночь ему стало значительно лучше, настолько, что о скорой смерти и речи быть уже не могло. Врачи сочли это чудом.

Но, к сожалению, кость на одной из ног срослась неправильно, поэтому врачи настояли на второй, еще более сложной и тяжелой операции. Игнатий Лойола согласился.

В период выздоровления, чтобы отвлечься от тревожных мыслей и болей, он захотел почитать развлекательные рыцарские романы, но в замке таких не оказалось, из всей семейной библиотеки сохранилась лишь две книги - «Жизнь Иисуса Христа» и «Жития святых».

Эти две книги в купе с его чудесным выздоровление оказали на Игнатия Лойолу глубокое впечатления. Впоследствии он сам писал: «героизм этот отличен от моего, и он выше моего. Неужели я не способен на него?»

С того момента жизнь Игнатия Лойолы изменилась кардинальным образом.

Как Игнатий Лойола начал новый путь

В 1522 году Игнатий Лойола отправляется в Монсеррат (горное бенедиктинское аббатство близ Барселоны), где хранится чудотворная статуя Богородицы.

К этому паломничеству Игнатий Лойола отнесся со всей серьезностью, сделав его частью своего духовного испытания пути. Он сбрасывает с себя дорогие одежды и покупает рубище кающегося, посох, флягу и полотняные туфли на веревочной подошве, а также дает обет целомудрия.

Достигнув 21 марта 1522 года Монсеррат, Игнатий Лойола в течение трех дней готовится к полной исповеди.

24 марта, пройдя исповедь, Игнатий Лойола начал «Ночную Стражу» - специальный духовный обряд, который необходимо пройти, чтобы получить посвящение в рыцари. Он состоит из омовения, исповеди, причастия, благословения и вручения меча.

Во время ночной стражи, Игнатий Лойола всю ночь стоял перед образом Пресвятой Девы, лишь иногда опускаясь на колени для молитвенного поклона, но так ни разу и ни присел.

На рассвете Игнатий Лойола стал рыцарем Царицы Небесной.

Уединение и молитвы Игнатия Лойолы

Преисполненный духовной благодатью после «Ночной Стражи» и посвящения в рыцари, Игнатий Лойола недалеко от городка Манреса нашел уединенный грот на берегу реки Карденер, чтобы побыть там несколько дней, полностью посвятив себя божественному служению

За это время Игнатий Лойола питался только подаяниями, соблюдал строгий пост и каждое утро и вечер ходил молиться в собор.

Как Игнатий Лойола преодолел духовный кризис

Ведя напряженную духовную жизнь в тяжелых условиях пещерного грота, Игнатий Лойола не выдержал и заболел. К счастью, на лечение его приютили монахи доминиканского монастыря.

Восстанавливая силы, Игнатий Лойола пережил серьезный духовный кризис. Ему казалось, что совсем недавно, пройдя исповедь и посвящение в рыцари, он полностью искоренил в себе все темное, все грехи, надеясь, что больше никогда о них не вспомнит. Но, мысли о них возвращались, от этого он сам себе казался ничтожным. Игнатий Лойола с каждым днем все больше и больше разочаровывался в себе, причем настолько, что стал подумывать о самоубийстве, считая, что такой ничтожный человек просто не должен существовать.

Игнатий Лойола пробовал снова исповедоваться, но это не помогло, мало того, он даже решил, что подобные действия сами по себе несут зло. Впоследствии Игнатий Лойола писал: «Я понял, что в таком исповедании заключено действие злого духа».

Игнатий Лойола осознал, что постоянно вспоминая Тьму, к Свету не придешь.

Игнатий Лойола и духовное прозрение

Отказавшись от бесполезных исповедей в прошлых грехах, Игнатий Лойола задал себе вопрос – а откуда приходят все темные сомнения и искушения?

Размышляя над этим вопросом, Игнатий Лойола прогуливался по берегу реки Карденер, вдруг получил духовное прозрение, о котором сам рассказывал следующее: «Глаза моего разумения начали открываться. Это не было видение, но мне было дано разумение многих вещей, как духовных, так и касающихся веры, а равно и человеческих наук, и с такой большой ясностью… Достаточно сказать, что я получил великий свет разумения, так что, если сложить всю помощь, на протяжении всей жизни полученную мною от Бога, и все приобретенные мною знания, то мне кажется, что это было бы меньше, чем то, что я получил в этом единственном случае. Мне показалось, что я стал иным человеком… Все это продолжалось самое большее три минуты».

Игнатий Лойола и паломничество в Иерусалим

После того, как Игнатий Лойола испытал духовное прозрение, он еще больше укрепился в мысли совершить паломничество в Иерусалим, о котором когда-то мечтал. Но теперь от грез он перешел к делу.

Как всегда, Игнатий Лойола подошел к этому вопросу серьезно и сначала отправился в Рим, чтобы получить благословение Папы Адриана VI. И уже после этого двинулся к цели своего путешествия.

1 сентября 1523 года корабль, на борту которого был Игнатий Лойола, достиг Святой Земли. Там паломника встретили монахи-францисканцы. В их сопровождении Игнатий Лойола в течение двух недель бродил по Иерусалиму.

Легендарные места и сами францисканцы так понравились Игнатию Лойоле, что он попросился остаться в их монастыре до конца своих дней. Но в этой просьбе ему было отказано, поэтому Игнатий Лойола вернулся назад в Барселону.

Как Игнатий Лойола начал жизнь с нуля

Последние события жизни Игнатия Лойолы закалили его веру и окончательно убедили его продолжить апостольский путь. Но он понимал, что одного духовного рвения мало, нужны еще и знания. Поэтому в свои 33 года Игнатий Лойола фактически начинает свою жизнь с нуля – он идет в начальную школу, чтобы вместе с детьми, изучать латинский язык. Это был своего рода подвиг, ибо учиться на одной скамье с теми, кто уже сам мог быть твоим ребенком, было испытанием для гордыни. Но Игнатий Лойола с честью прошел этот путь. Через два года, преподаватели латыни сказал ему, что тот настолько продвинулся в изучении латинского языка, что теперь свободно может слушать лекции в университете.

Игнатия Лойолы и Инквизиция

В мае 1526 года Игнатий Лойола начинает обучение в университете. Но, кроме собственно учебы, он также бесплатно обучал всех желающих катехизису, даже детей. Но это почему-то очень не понравилось Церкви и на Игнатия Лойолу поступит донос в Инквизицию. В результате ни в чем не повинный человек был арестован.

В тюрьме Игнатий Лойола провел 42 дня, только по истечению которых ему был оглашен приговор, полностью запрещающий ему наставлять и проповедовать под страхом отлучения от Церкви и вечного изгнания из королевства.

После этого Игнатий Лойола решил покинуть Испанию и уехать в Париж.

Игнатий Лойола в Париже

В 1528 году в возрасте 35 лет Игнатий Лойола прибывает в Париж, где возобновляет свои занятия латынью, сначала в школе Монтегю, а затем в школе Святой Варвары, где уже приступил к изучению философии.

Четыре года Игнатий Лойола упорно изучал различные науки и предметы и вот в 1532 году, в канун Рождества он, наконец-то, сдал экзамен и получил ученую степень. А затем, в феврале следующего года сдал еще несколько экзаменов и после публичного диспута, состоявшегося в церкви Святого Юлиана Бедного, ему выдали диплом магистра.

Но на этом Игнатий Лойола не остановился, а прослушал еще дополнительные курсы по богословию у доминиканцев, что позволило ему в 1534 году получить степень доктора.

Первые ученики и соратники Игнатия Лойолы

Уже во время обучения в Париже, Игнатий Лойола полностью оформил свою систему Духовных Упражнений, которые преподавал своим ближайшим друзьям, с которыми его объединяло мечта создать группу, посвященную служению Христу. И вот 15 августа 1534 года семеро верных друзей Игнатия Лойолы дали обеты целомудрия и не стяжательства в церкви Святого Дионисия.

В каком-то смысле можно сказать, что для Игнатия Лойолы это стало прообразом его будущего Ордена иезуитов, особенно если учесть, что 24 июня 1537 года Игнатий Лойола, его верные товарищи и еще пять примкнувших к ним человек были рукоположены в священники.

С этого момента Игнатий Лойола и его соратники начали проповедовать и быстро снискали славу среди простых людей, за что их невзлюбили кардиналы и аристократия. Дело дошло до того, что Игнатию Лойоле пришлось добиться личной аудиенции с Папой Павлом III, чтобы попросить его о помощи. Выслушав Игнатия Лойолу, тот принял его сторону и ситуация с гонениями стала сходить на нет.

Еще один мистический опыт Игнатия Лойолы

Зимой 1538 года Игнатий Лойола пережил еще одни глубокий мистический опыт. Однажды он услышал голос Господа, обратившегося к нему со словами «Я окажу тебе покровительство в Риме», а затем ему было видение, что Бог поставил его рядом со своим Сыном.

Естественно, все это произвело на Игнатия Лойолу неизгладимое впечатление, придав силы и мужество для дальнейшей духовной деятельности.

Игнатия Лойолы и Орден Иезуитов

Когда духовная деятельность Игнатия Лойолы достигла широко масштаба, он со своими соратниками задумался о перспективах. Они решили создать новый монашеский орден.

Игнатий Лойола представил Папе Павлу III проект будущего Устава, который был одобрен и в результате 27 сентября 1540 года папской буллой «Regimini militantis ecclesiae» был утвержден устав Общества Иисуса (Орден Иезуитов). А на Великий пост 1541 года Игнатий Лойола был избран первым генеральным настоятелем ордена.

Игнатий Лойола и его «Духовные упражнения»

Важнейшим мистическим и духовным наследием Игнатия Лойолы являются его «Духовные упражнения», оказавшие невероятно глубокое и широко влияние на многих мистиков и оккультистов.

«Духовные упражнения» Игнатия Лойолы представляют собой сочетание различных визуализаций, наблюдений за собой, размышлений, созерцания, словесной и мысленной молитвы.

Весь свод «Духовных упражнений» разделен на этапы, называемые «недели». Термин этот достаточно условен, так как на первое место Игнатий Лойола ставил не временные рамки, а уровень достижения успеха в том или иной упражнении.

В «Духовных упражнениях» Игнатий Лойола выделяя четыре недели:

Первая неделя (vita purgativa) - очищающая. На этом этапе ученик раскаивается в своих грехах и прилагает все усилия, чтобы выйти из их плена.

Вторая неделя (vita illuminativa) - просвещающая. На этой ступени ученик посвящает себя молитве и размышлениям о земной жизни Иисуса.

Третья неделя - соединение со Христом в Его крестном страдании и смерти. С помощью глубоких медитаций и визуализаций, ученик «проживает» страдания Иисуса Христа.

Четвертая неделя (contemplatio ad amorem) - Воскресение и Вознесение. Ученик учиться видеть во всем Божественно Проявление.

Смерть Игнатия Лойолы

Игнатий Лойола покинул этот мир 31 июля 1556 в возрасте 64 лет. Он был погребен в Риме, в церкви Иль-Джезу (Иисуса Христа)

Игнатий Лойола (Ignacio de Loyola) родился в 1491 г. в родовом замке в Басконии. Был тринадцатым ребенком в семье. В соответствии с обычаями своего времени получил домашнее воспитание. Юность провел при дворе — был пажем Хуана Веласкеса, казначея испанского короля. Вместе с королевской свитой много путешествовал по стране. После смерти покровителя перешел на службу к вице-королю Наварры. Во время франко-испанских сражений оказался в осажденной Памплоне, где и произошли события, предопределившие его дальнейшую судьбу.

20 мая 1521 г. Игнатий получил серьезное ранение в ногу. Длительный период выздоровления проходил в его родовом замке. Игнатий много читал и размышлял. Именно тогда происходит его обращение. Игнатий решается оставить светскую жизнь, блеск и мишура которой стала его тяготить, и посвятить себя служению Богу. Пока еще не представляет четкой и ясной картины своих действий, но в его душе уже появились первые ростки духовного прозрения, которые впоследствии воплотились в Духовных Упражнениях. Воодушевленный видением Пресвятой Девы, явившейся ему, Игнатий окончательно вступает на путь христианского совершенствования.

Прежде всего, он мечтает посетить землю, по которой ступала нога Спасителя. Подобное решение требовало основательной подготовки, и Игнатий отправился в знаменитое аббатство Монтсеррат. Дальнейший путь лежал в Барселону — крупнейший порт Средиземного моря, однако, по неизвестным причинам Игнатий остановился поблизости, в Манресе. Одиннадцать месяцев, проведенных в Манресе — это напряженная внутренняя борьба, мнительность и искушения, доводящие до исступления, и вместе с тем моменты необыкновенного духовного просветления. Одно из важнейших событий этого периода взлетов и падений души — озарение на Кардонере, когда «он понял и узнал множество вещей — как духовных, так и относящихся к вере и наукам», обретая «великую ясность понимания», необычайной в своей интенсивности («Рассказ паломника», 30). В этот период Игнатий возмужал и окреп духовно. Пережитый опыт станет ключом к дальнейшим действиям и позднее ляжет в основу книги Духовных Упражнений.

В 1523 г. Игнатий отправляется в Рим, откуда через Венецию наконец-то добирается до Святой Земли. Его желанием было остаться навсегда там, но по требованию папского посланника завершил свое паломничество и вернулся домой.

В тридцать три года сел на школьную скамью, чтобы выучить латынь. Потом в Алкале и Саламанке слушал лекции философии. Там Игнатия поджидало новое испытание — обвинение в ереси. Слишком бросались в глаза его нищенская одежда и аскетический способ жизни. Кроме того, Игнатий учил и проповедовал, не имея официального позволения. Все это вызвало подозрение инквизиции, что он может быть одним из alumbrados, членов секты, которая чрезвычайно беспокоила церковные власти в Испании. Хотя после расследования обвинения были сняты, около двух месяцев Игнатий провел в тюрьмах.

Игнатий не сдавался. В 1528 г. он приехал в Париж и там продолжил изучение гуманитарных наук, слушал лекции по теологии. Учеба давалась Игнатию нелегко. Он жил на милостыню, исходившую от богатых испанских купцов. Несмотря на все трудности, нашел в Париже преданных друзей, разделявших его взгляды. Это были Франциск Ксаверий, Пьер Фавр, Диего Лаинес, Симон Родригес, Николай Бобадилья, Алфонсо Сальмерон. 15 августа 1534 г. на Монмартре они дали торжественные обеты — нестяжания, целомудрия и безоговорочного послушания Папе — Наместнику Христа на земле. Кроме того, друзья приняли решение совершить паломничество в Святую Землю.

Вскоре Игнатий был вынужден оставить своих товарищей и выехать в Лойолу, чтобы укрепить пошатнувшееся здоровье. Остальные тропой паломников отправились в Венецию. Там планировали встретиться и сесть на корабль, идущий в Палестину. Но отношения Венецианской Республики с Востоком изменились, поездка в Святую Землю стала невозможной, и они вынуждены были остаться на месте. Готовились к рукоположению, все свободное время отдавали больным в лечебницах, выполняя самую грязную и тяжелую работу. Игнатий, вернувшийся после лечения из Лойолы, был рукоположен 24 июня 1536 г. Затем все вместе отправились в Рим, надеясь там найти ответ касательно их будущего.

На пути в Вечный Город, Игнатий пережил новое, потрясшее его до глубины души явление: в Ла Сторта Христос, придавленный тяжестью креста, утвердил намерения товарищей посвятить свою жизнь служению, следуя за Ним. К воплощению этого замысла они пришли после глубоких размышлений и длительных совместных обсуждений. Тогда появились первые наброски Конституций, так называемые Уложения, с которыми друзья в Господе и предстали перед папой. Павел III торжественно утвердил эти Уложения 27 сентября 1540 г. Этот день стал воистину важным событием в истории Церкви. Вскоре Игнатия выбрали настоятелем, и он вместе со своими сподвижниками принёс обеты в только что основанном Ордене.

С этого момента постоянно пребывал в Риме. Заботился о самых бедных, униженных и оскорбленных. С особой теплотой относился к сиротам, больным, падшим женщинам. Много времени посвящал духовному наставничеству и переписке.

Однако в первую очередь занимался проблемами разрастающегося ордена, представители которого появились во многих европейских странах и на миссиях. Решал вопросы организации учебы, заботясь о духовном и интеллектуальном развитии молодых иезуитов. Защищал орден от различных нападок.

Игнатий был гениальным настоятелем. С людьми работал самозабвенно, требовательно, притом доброжелательно, с отеческой терпеливостью и пониманием. В Конституциях, рождавшихся среди молитвы, мистического опыта и слез, в образе идеального настоятеля, без сомнения, запечатлелся его портрет. Конституции Общества — своего возлюбленного детища, создавал в течение многих лет. Дни и ночи проводил в молитве, испрашивая совета с небес, и помалу, отбросив излишнее, вытесал систему управления и крепкую, и гибкую, действующую в самых разнообразных условиях.

Игнатий не щадил себя в своем служении, не считаясь с тем, что неуклонно подрывал свое здоровье. Он умер в Риме без всяких фанфар 31 июля 1556 г. Потомкам оставил в наследство весь свой опыт, дошедший до нас в рукописях, размышлениях и тысячах писем к различным лицам, три из которых — о послушании, бедности и монашеском совершенстве — вошли в список обязательного чтения во многих орденах. Духовной жемчужиной является также Рассказ паломника, — часть истории Игнатия, написанная под его диктовку и смело раскрывающая сложные перипетии его поиска Божьей воли. Сохранился и фрагмент Духовного Дневника — бесценное свидетельство мистического опыта основателя Общества Иисуса. Однако наибольшее значение в истории монашеской жизни и в развитии христианской духовности приобрели два основных его творения: Конституции Общества и Духовные Упражнения, — маленькая книжечка, вот уже несколько веков вдохновляющая тысячи верных сынов Игнатия, а также множество тех, кому близок дух этого удивительного святого, искавшего Бога во всём и стремящегося совершать все дела к вящей Божьей славе.

IGDA/G. Dagli Orti
СВ. ИГНАТИЙ ЛОЙОЛА

ЛОЙОЛА, СВ. ИГНАТИЙ (1491–1556), испанский церковный деятель, основатель Общества Иисуса (ордена иезуитов). Игнатий Лойола родился, вероятно, в 1491 в Лойоле близ Аспейи в Бискайе. С детства он мечтал о военной службе, однако 21 мая 1521, при осаде французами Памплоны, ему перебило ногу ядром, что положило конец его военной карьере. Чтение жизнеописаний Христа и святых побудило его отказаться от прежних жизненных целей и преисполнило пылким желанием послужить Богу. 25 марта 1522 Игнатий совершил паломничество к чудотворному образу Божьей Матери в Монтсеррате (близ Барселоны), на обратном пути он остановился в пещере в горах неподалеку от Манресы (в Каталонии), где предавался молитвам и покаянию. Преодолев множество превратностей судьбы, он в феврале 1528 прибыл в Париж для завершения духовного образования. Там он объединил вокруг себя шестерых товарищей, которые дали обеты бедности и целомудрия и вознамерились отправиться в Иерусалим или, если это окажется невозможным, отдать себя в распоряжение папы для служения Богу. Три года спустя папа Павел III дал разрешение рукоположить их в священники. В продолжение своих трудов они создали монашеский орден, что было одобрено Павлом III 27 сентября 1540. В следующем году Игнатий был избран генералом ордена и оставался им вплоть до своей кончины 31 июля 1556. Игнатий Лойола был канонизирован папой Григорием XV 12 марта 1622. День памяти святого 31 июля.

Использованы материалы энциклопедии "Мир вокруг нас".

Другие биографические материалы:

Далее читайте:

Иезуиты - члены монашеского ордена Римско-католической Церкви, учрежденного в 1534 г. испанским дворянином Игнасио Лойолой

Ордена монашеские и ереси (католические)

Сочинения:

Духовные упражнения. – «Символ». Париж, 1992. № 26.

Литература:

Антонио Сикари. Портреты святых, т. 3. Милан–М., 1998.

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1–3. М., 1993–1995

Ян Гус. Мартин Лютер. Жан Кальвин. Торквемада. Лойола: Биографические очерки. М., 1995

Рожков В. Очерки по истории Римско-Католической Церкви. М., 1998