Тема Родины неоднократно поднималась в произведениях русских писателей и поэтов и всегда сопровождалась обилием красочных эпитетов и метафор. Пишет автор о красоте природы, о людях, живущих в России или же о проблемах страны – произведение всегда пронизано любовью, преданностью и восхищением.

Одним из самых известных поэтов, писавших о России, является Сергей Есенин. Он и сам утверждал: «Чувство Родины – основное в моём творчестве». Есенин считал, что автор неразрывно связан со своей Отчизной, и говорил, что поэта без Родины – нет.

В своём стихотворении, написанном в самом начале творческого пути, он пишет стихотворение «Край любимый!...» о родной деревне. С первого же предложения Есенин показывает свои чувства, свою безусловную любовь к селу Константиново. Далее автор обращается к родному краю:

…Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

Он бесконечно восхищён русской природой, что пробуждает в нём желание «затеряться» среди этой красоты.

… Всё встречаю, всё приемлю,

Рад и счастлив душу вынуть

Есенин как бы раскрывается перед русской природой, преклоняется перед ней, принимает её такой, какая она есть, целиком и полностью и готов всё отдать за пейзажи родной стороны.

В стихотворении «Русь» Есенин подробно описывает всё, что ему так дорого на Родине. Он говорит об избёнках за лесами, о длинных зимних сумерках, о храпе лошадей… Очень подробно и детально, чтобы читатель буквально перенёсся в описываемое место и проникся так же, как автор. Снова Есенин признаётся в любви и обращается к русской земле:

…люблю тебя, родина кроткая!

Ему любо всё, без исключения, он восхищён каждой деталью. Так же Есенин говорит, что любит хилые хижины и с поджиданьем седых матерей. Это говорит о том, что автор поражается не только красотой природы России, но и бытом нашего народа, их укладами жизни и переживает всё происходящее с русскими и страной так же, как своё личное. Есенин озабочен будущим страны. В «Руси» он говорит о дремучести и разрухе в деревне, мечтает, чтобы война, обескровившая его село, его государство скорее закончилась.

Есенин настоящий патриот, каким и должен быть каждый гражданин своей страны. Очередным доказательством этого послужит стихотворение «Запели тёсаные дроги…»:

…О Русь, малиновое поле

И синь, упавшая в реку,

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску»

«не любить тебя, не верить -

Я научиться не могу…

Сергей Есенин, несмотря на тоску и холодную скорбь в образе Руси, любит её и не знает, как можно жить без этой любви.

Стихотворение «Я снова здесь, в семье родной…», написанное автором о родном селе, пронизано тоской и ностальгией. Живя в Москве и странствуя по миру, Есенин не может забыть родное местечко и всегда очень скучает (И грусть вечерняя меня Волнует непреодолимо) по своему «задумчивому и нежному краю».

Тема Родины действительно является основой в творчестве Есенина. О ней он пишет искренне и эмоционально. Очень важно и здорово, что Сергей Александрович поднимал эту тему, ведь благодаря его произведениям мы можем проанализировать то время, подумать о своей Родине и напомнить себе, какая же она прекрасная и уникальная!

Тема Родины прослеживается во всем творчестве Сергея Есенина. Его стихотворения поражают свое естественностью, своей безграничной любовью к Родине, к ее родным полям, к ее просторам и ее деревенской жизни.
Родина Есенина — это не историческое прошлое России, не ее настоящее или будущее. Родина для него — это то, что он любит и видит перед собой, это то, что с детства запомнилось поэту: «Клен ты мой опавший, клен заледенелый, что стоишь, нагнувшись над метелью белой?», «Снежная замять дробится и колется, сверху озябшая светит луна. Снова я вижу родную околицу, через метель огонек у окна».
Поэт в своих стихотворениях воспевает свою Родину, свою Русь, свою «страну березового ситца». Понятие Родины у поэта складывается из мало значащих, но дорогих его сердцу примет: «весенняя гулкая рань», «кленов листьев медь», «колокольня без креста», взметнувшаяся «каланчой с березовою вышкой».

И для поэта,
Как бы ни был красив Шираз,
Он не лучше рязанских раздолий.

Рязанские раздолья — вот Родина , которую он воспевает и любит. Это и «волнистая рожь при луне», и «при луне собачий лай», и тальянка, и пашни.

О пашни, пашни, пашни,
Коломенская грусть,
На сердце день вчерашний,
А в сердце светит Русь…

Но Родина поэта — это и бесприютная, и уходящая Русь. Русь бесприютная, о которой говорит поэт, — это беспризорники, у которых «невымытые хари». Мы видим, что Есенину жалко этих мальчишек, которые, может быть, могли бы стать , или , или Кольцовыми. Русь уходящая для поэта — это Русь до советской власти. Есенин печалится о том, что он остался в прошлом одной ногой, «стремясь догнать стальную рать».
Родина Сергея Есенина — это «край разливов грозных и тихих вешних сил», где «манит ночлег, недалеко до хаты, укропом вялым пахнет огород, на грядки серые капусты волноватой рожок луны по капле масло льет».
Родина поэта прочно связана с его думами о своей матери. Недаром он спрашивает в своих стихах: «Ты жива еще, моя старушка?»
Его мать «в старомодном ветхом шушуне», которая учила его молиться в том краю, где раскидывает ветки по-весеннему белый сад, где милые березовые чащи. Родина поэта — это и его родной дом, где он родился и вырос, и котенок, который играл возле печки и бросался на клубок, и березка в «туманах и росах». Родительский дом, руки матери, березка под окном — вот из таких частей складывается понятие «Родина». Поэт ощущает кровную связь с этим миром, с этой землей. И отсюда его сила. Трагедией становится ослабление связи поэта с родной стороной, поэтому и его письмо матери грустное. Есенин ощущает не только утрату материнского тепла и ласки, но и утрату части Родины.
Поэт становится пророком и ощущает неминуемую гибель крестьянской Руси — той, которую он знал и любил. Тонконогому жеребенку, с которым он сравнивает крестьянскую Русь, не угнаться за паровозом, железным конем цивилизации. Есенину грустно, оттого что гибнет то, что он любил. И все же сестре Шуре он говорит: «Не жалея о сгибшей надежде, я сумею тебе подпевать…»
В заключение я хочу сказать, что Родина поэта — это его дом, его мать, Русь с ее чудной природой и тонконогим жеребенком, несущимся во весь опор. Он горячо любит ее. Его любовь к Родине видна во всех его стихотворениях.

Министерство образования РФ

Управление образования Советского района г. Красноярска

Средняя школа № 91

Махотина Екатерина, 11А

РЕФЕРАТ

«ТЕМА РОДИНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ С.А.ЕСЕНИНА»

Красноярск, 2001

Сергей Александрович Есенин вошёл в литературу как выдающийся поэт – лирик. Его творчество, тесно связанное с традициями «золотого» века и испытавшее сильнейшее воздействие модернистских течений века «серебряного», стало знаменательной вехой в истории русской поэзии.

Поэтический мир раннего Есенина (1910 - 1913) – явление достаточно сложное и многообразное. Более 60 стихотворений и поэм, созданных в этот период, свидетельствуют о ярко выраженной любви поэта ко всему многоцветному и многоголосному миру, окружающему его. Природа, поэтический мир лирического героя, становятся основными объектами изображения в ранней лирике Есенина, но тема родины уже начинает неосознанно проникать в его творчество.

Поэтическая концепция мира и человека, представленная в дореволюционной лирике, отразила органическое слияние в мировоззрении поэта двух начал – христианского и крестьянского.

Главная тема поэзии Есенина – тема родины. «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моём творчестве»,- писал поэт. Образ Руси в дореволюционной лирике многолик и противоречив.

Родина – это и прекрасная «голубая» Русь, поэтическая страна, затерявшаяся в глубине синих озёр, пропитанная ароматами полевых трав и цветов. Говоря об образе природы, неразрывно связанным с ностальгической темой в произведениях Есенина, мы невольно вспоминаем о природе Пушкина. С. Есенин унаследовал пушкинскую поэтическую культуру в реалистическом описании родной природы. Однако его пейзажная лирика по сути своей отличается от пушкинской. В ней намного сильнее влияние традиционного фольклора и языческой мифологии:

Родился я с песнями в травном одеяле,

Зори меня вешние в радугу свивали.

Вырос я до зрелости, внук купальной ночи,

Сутемень колдовская счастье мне пророчит.

Есенин ощущает себя частью природы, её учеником и собеседником:

Позабыв людское горе,

Сплю на вырубках сучья.

Я молюсь на алы зори,

Причащаюсь у ручья.

Поэтому у Есенина нет чисто пейзажных стихов. У него природа существует вровень с человеком, может быть, даже выше его.

Кого жалеть? Ведь каждый в мире стражник –

Пройдёт, зайдет и вновь оставит дом.

О всех ушедших грезит конопляник

С широким месяцем над голубым прудом.

Любовь к родной природе, к родным рязанским полям, к «стране березового ситца» перерастает в поэзии Есенина в огромную поэму любви к России.

О Русь – малиновое поле

И синь, упавшая в реку, -

Люблю до радости и боли

Твою озёрную тоску.

Мне кажется, так о России до него не писал никто. В стихах Русь живая, способная тосковать, страдать, испытывать боль, здесь Есенин – сын России, сострадающий своей стране.

Но более всего

Любовь к родному краю

Меня томила,

Мучила и жгла.

Есенин понимает, что уход от природы, отрыв от родины, от своих корней трагичен. Однако трагизм судьбы Есенина в том и состоит, что, понимая пагубность этого отрыва, он не смог противостоять ему.

Не жалею, не зову, не плачу,

Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

Ты теперь не так уж будешь биться,

Сердце, тронутое холодком,

И страна березового ситца

Не заманит шляться босиком.

К Есенину приходит пушкинское ощущение вечного течения жизни, неизбежности смерти как непреложного закона жизни.

Все мы, все мы в этом мире тленны,

Тихо льётся с клёнов листьев медь…

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.

Я думаю, что творческое наследие Есенина очень близко нашим сегодняшним представлениям о мире, где человек – только частица живой природы, не противостоящая, а зависящая от неё.

Так же у Есенина родина – это и нищая многострадальная Россия, «чёрная, потом пропахшая выть», «пустырь».

Родина – это и смиренная крестьянская страна, где «мирные пахари» и «добрые молодцы» готовы к любым испытаниям «без печали, без жалоб и слёз».

Родина – это Русь молитвенная «покойный уголок», где благодатный, райский дух, где «хаты – в ризах образа», «по церквям твой короткий спас». Где березы – «большие свечки», ели – «монашки», а ветер – «схимник». Лирический герой – богомолец («Гой, ты Русь моя родная…»), пастух или «странник убогий», славящий господа. Кроткий, как сама природа, он воспринимает мир как Божью благодать:

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою!»

Родина – это и Русь мятежная, разбойная, чёрная(«В том краю, где жёлтая крапива…»). По её дорогам бредут «люди в кандалах», «убийцы или воры», и лирический герой ощущает себя одним из них

Родина – это «новый Назарет», преображенная страна, которой предстоит через муки и крест обрести себя. Предчувствие этого, предсказание будущей революции и гражданской войны звучи в стихотворении «Тучи с ожереба»:

Тучи с ожерёба

Ржут, как сто кобыл.

Плещут надо мною

Пламя красных крыл.

Небо словно вымя,

Звёзды как сосцы.

Пухнет божье имя

В животе овцы.

Верю: завтра рано,

Чуть забрезжит свет,

Новый под туманом

Вспыхнет Назарет.

Новое восславят

Рождество поля,

И, как пёс пролает

За горой заря.

Только знаю: будет

Страшный вопль и крик,

Отрекутся люди

Славить новый лик.

Скрежетом булата

Вздыбят пасть земли…

И со щёк заката

Спрыгнут скулы – дни.

Побегут, как лани,

В степь иных сторон,

Где вздымает длани

Новый Симеон.

Поэт зовёт свою Русь, «царевну сонную», приобщиться к «весёлой вере», которой теперь привержен и он («Не в моего ты бога верила…»).

В послеоктябрьской лирике Есенина совместно с центральной темой родины, стаёт тема революции. В «маленьких поэмах», созданных в 1916- 1918 годы, Россия объявлялась богоизбранной, духовной страной.

Для изображения революционной России, поэт использует, с одной стороны, библейские фразы, сюжеты, цитаты, символику. С другой стороны, в стихах о революции появляются маршевые, чеканные ритмы, отражающие дух времени, поступь эпохи:

Небо как колокол,

Месяц – язык,

Мать моя – родина,

Я – большевик.

Роковой 1919 год становится переломным в сознании поэта и его творчестве. Гражданская война, голод, разруха, страшные реалии послереволюционных будней порождают чувство неуверенности, сомнения, состояние идейной смятенности. В стихотворениях 1919 года начинают звучать трагические мотивы («Я последний поэт деревни»). Есенин полон самых мрачных предчувствий:

Кобыльи корабли

Если волк на звезду завыл,

Значит, небо тучами изглодано.

Рваные животы кобыл,

Чёрные паруса воронов.

Не просунет когтей лазурь

Из пургового кашля-смрада;

Облетает под ржанье бурь

Черепов златохвойный сад.

Слышите ль? Слышите звонкий стук?

Это грабли зари по пущам.

Вёслами отрубленных рук

Вы гребётесь в страну грядущего.

Плывите, плывите в высь!

Лейте с радуги крик вороний!

Скоро белое дерево сронит

Головы моей желтый лист.

1924 – 1925 годы - наиболее плодотворные в творчестве Есенина. В это время поэт создаёт такие известные произведения, как «Возвращение на родину», «Русь советская», «Стансы», замечательный поэтический цикл «Персидские мотивы», «зимний цикл» стихотворений 1825 года, поэмы «Анна Снегина» и «Черный человек».

В стихотворениях этого периода поэт пытается преодолеть идейные противоречия, обратиться к злободневным темам времени, принять «коммуной вздыбленную» Россию. Он делает попытку создать произведения, созвучные настроениям эпохи («Ленин», «Баллада о двадцати шести»), он хочет чётко определить своё место в жизни:

Я не знаю, что будет со мною,

Может, в новую жизнь не гожусь,

Но и всё же хочу я стальною

Видеть бедную, нищую Русь.

«Чувство родины» это элемент есенинской поэзии, распространяющийся на все тематическое многообразие лирики поэта. Любовь поэта к своей малой (село Константиново) и большой (Россия) родине, ко всему живому, тревога за судьбы «избяной» России спаяны с личностью самого поэта, с его судьбой, поисками смысла жизни.

Родная природа для поэта – это рай для души, успокоение и умиротворение. Любая пора года, любое природное состояние описываются автором с любовью и нежностью. Есенинские пейзажи наполнены цветом и звуками, что позволяет читателю «видеть» создаваемые поэтом картины:

Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.

Все стихи С. Есенина пронизаны поэтическим видением мира и ощущением родства с природой. Тема родины в поэзии Есенина слита с темой природы (особенно в стихах 1910-1915 гг.), обретая философичность. В лирике поэта появляются тревожные нотки мыслей о быстротечности жизни и предчувствие ее трагического завершения: «Я пришел на эту землю, // Чтоб скорей ее покинуть ». Размышления о собственной судьбе переходят в размышления о судьбе родины, события которой кажутся цикличными, никогда не изменяющимися: «И Русь все так же будет жить, // Плясать и плакать у забора ». Вопреки печальным раздумьям, в поэте на протяжении всей жизни продолжает жить благоговейное чувство к Родине: «Россия - какое хорошее слово. И роса, и сила, и синее что-то ».

Родина представлялась поэту не столько Россией современной, сколько Рус ью «избяной» , судьба которой отождествлялась с судьбой деревни . Как ужаснейшие катастрофы воспринимает Есенин «автоматизацию» деревни; поэт видит в этом уничтожение Руси исконной, которою ему искренне жаль:

На тропу голубого поля
Скоро выйдет железный гость.
Злак овсяный, зарею пролитый,
Соберет его черная горсть.

По мнению поэта, уничтожение исконной Руси повлечет за собой искажение и взращенной на ее почве поэзии и песенности. В стихотворении «Сорокоуст» поэт изображает лирически окрашенную картину «соревнования» живого жеребенка и бездушного чугунного поезда:

Милый, милый, смешной дуралей,
Ну куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?

«Красногривый жеребенок » становится воплощением поэзии деревни и деревенского быта, которая не совместима с «мертвой» городской цивилизацией.

Творческий кризис 20-х гг. привел Есенина к переосмыслению своего взгляда на советскую действительность, результатом чего стали стихотворения «Возвращение на родину», «Русь советская», «Русь уходящая», «Стансы», «Письмо женщине». Но изменения во взгляде в целом не исказили устоявшееся мировоззрение автора, который ощущал себя «иностранцем» в своей стране:

Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».

Стихотворения 1925 г. («Я иду долиной. На затылке кепи», «Спит ковыль. Равнина дорогая») все чаще приводят поэта к осознанию себя как крестьянского поэта: «Все равно остался я поэтом // Золотой бревенчатой избы ». Деревенская Россия по-прежнему остается у поэта религией, философией и воплощением всех надежд: «Я люблю родину. Я очень люблю родину ».

Лирика Есенина пронизана любовью к родной земле, верой в ее светлое будущее и отличается простотой формы, прозрачностью стиха, сочетанием фольклорной и классической традиций. Часто в стихах Есенина возникают традиционные для русской литературы мотивы дороги и российских просторов.

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

В поэзии Есенина поражает щемящее чувство родной земли. Поэт писал, что через всю свою жизнь он пронес одну большую любовь. Это любовь к Родине. И действительно, каждое стихотворение, каждая строчка в лирике Есенина наполнена теплой сыновней любовью к Отчизне.

Есенин родился и вырос в глубинке, среди необъятных русских просторов, среди полей и лугов. Поэтому тема Родины в творчестве поэта нераздельно связана с темой природы.

Стихотворение «Сыплет черемуха снегом» Есенин написал в пятнадцать лет. Но как тонко чувствует поэт внутреннюю жизнь природы, какими интересными эпитетами и сравнениями наделяет он весенний пейзаж! Автор видит, как черемуха сыплет не лепестками, а снегом, как «никнут шелковые травы», чувствует, как пахнет «смолистой сосной»; слышит пение «птах».

В более позднем стихотворении «Край любимый, сердцу снятся...» мы чувствуем, что поэт сливается с природой: «я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных». У поэта прекрасно все: и резеда, и риза кашки, и вызванивающие ивы, и болото, и даже «гарь в небесном коромысле». Эти красоты снятся, причем сердцу. Все встречает и все приемлет поэт в русской природе, он рад слиться в гармонии с окружающим миром.

В своих произведениях Есенин одухотворяет природу, сливается с ней, вживается в ее мир, говорит ее языком. Он не только придает ей чувства и ощущения человека, но людские драмы нередко сравнивает с переживаниями животных. Тема «братьев наших меньших» всегда присутствовала в творчестве Есенина. Он изображал животных, приласканных и обиженных, домашних и обездоленных. Поэт сострадает дряхлой корове, мечтающей о телке («Корова»), чувствует боль ощенившейся собаки («Песнь о собаке»), сопереживает раненой лисице («Лисица»).

Характерной особенностью поэзии Есенина этого периода является то, что вместе с природой он прославляет патриархальную и религиозную Русь. В стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная» перед взором поэта предстают хаты, низкие околицы, церквушки. С этими поэтическими образами Есенин связывал быт и нравы русской деревни. Ему радостно слышать девичий смех, звенящий, как сережки, созерцать веселый пляс на лугах. Поэтому на клич святой рати - «Кинь ты Русь, живи в раю!» - поэт может ответить только так:

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

Сходные мотивы звучат в стихотворении «Запели тесаные дроги». Чувства «теплой грусти» и «холодной скорби» так же противоречивы, как и пейзаж русской деревни.

С одной стороны, вдоль дороги стоят часовни и поминальные кресты, а с другой - звенит поэтический и «молитвословный» ковыль.

Определенным рубежом в осмыслении Есениным темы Родины стал 1917 год. У поэта появляется мучительное осознание своей раздвоенности, привязанности к старой патриархальной Руси. Мы находим такие переживания в стихотворениях «Русь уходящая», «Письмо к матери», «Хулиган», «Я последний поэт деревни». В произведении «Письмо к женщине» поэт ощущает себя «в развороченном бурей быте». Он мучается, потому что не поймет, «куда несет нас рок событий». В стихотворении «Спит ковыль. Равнина дорогая...» поэт произносит исповедальные слова. Если кому-то «радуясь, свирепствуя и мучась, хорошо живется на Руси», то Есенин, теряясь в новой жизни, сохраняет собственное «я».

И теперь, когда вот новым светом

И моей коснулась жизнь судьбы,

Все равно остался я поэтом

Золотой бревенчатой избы.

Уходят в прошлое старые обряды и традиции. Праздничные сенокосы сменяет «железный гость». В стихотворениях «Сорокоуст», «Возвращение на родину», «Русь советская» поэт пытается проникнуться советским стилем жизни, старается понять «Коммуной вздыбленную Русь».

Но новый свет другого поколения все равно не греет. Есенин ощущает себя угрюмым пилигримом. В его словах звучит досада и грусть....

Ах, родина! Какой я стал смешной.

На щеки впалые летит сухой румянец,

Язык сограждан стал мне как чужой,

В своей стране я словно иностранец.

С образом Родины Есенин олицетворяет материнскую ласку. Стихотворения «Письмо к матери», «Письмо от матери», «Ответ» написаны в форме послания, в котором Есенин открывает душу перед самым близким человеком - матерью. Образ Родины поэт связывает с весенними разливами рек, весну называет «революцией великой». Несмотря на отчаяние, звучащее в этом стихотворении, поэт по-пушкински верит: «она придет, желанная пора!»

И эта пора наступила для Есенина в конце жизни. Он прославляет советскую Русь в лиро-эпических произведениях «Баллада о двадцати шести» и «Анна Снегина». Автор стремится разобраться в нови родной Отчизны, стать настоящим сыном «великих штатов СССР». Ведь даже в «Персидских мотивах» Есенин остается певцом рязанских раздолий, противопоставляя их «шафрановому краю».

Таким образом, тема Родины проходит через все творчество поэта. Несмотря на все сомнения и разочарования в советской России, сердцем Есенин остался со своей Родиной и ее красотами.

В нашем сознании поэт навсегда запомнится певцом российских просторов.