Буква А, Занимательное азбуковедение.

НА ЧТО ПОХОЖА БУКВА А

Вот два столба наискосок,
А между ними - поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква А.
(С. Маршак)

А - начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать ее легко:
Ноги ставит широко.
(А. Шибаев)

Вот буква вроде шалаша.
Не правда ль, буква хороша!
И хоть она проста на вид,
А начинает АЛФАВИТ.
(Е. Тарлапан)

АЗБУКА
Пусть начинается
с АИСТА -
Он,
Как и азбука,
С А начинается!
(В. Заход ер)

Буква А, буква А -
Алфавита голова.
Знает Вова, знает Света,
А похожа на ракету.
(В. Степанов)

А как лесенка стоит
Перед входом в алфавит.
(Г. Виеру)

Буква на дороге
А - автобус.
Четко,
Кратко.
Здесь - и выход,
И посадка.
(А. Шибаев)

Всем известно, буква А -
Буква очень славная.
Да к тому же буква А
В алфавите главная.

Обожают этот звук
И Андрей, и Аллочка,
Палка так и палка так,
И в середине палочка.
(Э. Успенский)

УЧИМСЯ, ИГРАЯ
(Материал для игровых упражнений)

Звук

Фонетическая зарядка.

Что просит сказать врач, когда осматривает горло? (А-а-а…)

Как девочка укачивает куклу? (Аа-аа-ааа…)

Кто внимательный?

1. Назовите, что изображено на рисунках. Найдите одинаковый звук в словах: арбуз, барабан, аист, аквариум, астра.

2. Запомните слова со звуком [а], которые встретятся вам в сказке.

Почему А первая?

В комнате стоял страшный шум. Все буквы вылезали из азбуки и громко спорили: почему это А самая первая буква алфавита?

Долой самозванку А! - кричали гласные буквы. - Да здравствует «Абракадабра»! (то есть неразбериха).

Что же это делается, а? - шипели шипящие. - Букву, с которой начинается ангина и акула, ставить во главе азбуки! Ничего себе ш-шуточки…

Все правильно,- молча думали согласные буквы, - ведь недаром самые вкусные вещи - арбуз, апельсин, абрикос, ананас - начинаются на А.

Но громче всех кричала буква Я.

Я не понимаю, почему все же первая А, а не Я?!

А потому, - сказала молчавшая до сих пор А, - что самое первое слово каждого малыша начинается на А.

Это какое же такое слово? - не унималась Я.

Агу,- сказала А. - И, кроме того, я похожа на адмирала, стоящего на капитанском мостике. А всем известно, что адмирал должен быть всегда впереди!

Так! - сказал твердый знак. (Г. Юдин)

Кто больше?

1. Придумайте слова, в которых звук [а] был бы в начале (август, астры, аист), в середине (банка, собака, плавать), в конце слова (доска, сестра, голова).

2. Назовите имена людей, клички животных, в которых звук [а] был бы в начале (Аня, Андрей, Антон), в середине (Валя, Таня, Рая), в конце слова (Мурка, Буренка, Кнопка).

3. Вспомните слова о зиме со звуком [а] (зима? горка, сосулька, санки, варежки), без звука [а] (Дед Мороз, лед, лыжи, холод, снег, коньки).

4. Перечислите месяцы года, в которых есть звук [а] (январь, февраль, март, апрель, май, август и т. д.).

5. Подберите слова: с одним звуком (а) (арбуз, сад, кошка); с двумя (а) (астра, сарай, баран, краска, машина), с тремя (а) (рассада, барабан, карандаш), с четырьмя [а] (балалайка).

Любопытный.

На любой вопрос учителя называйте только слова, которые начинаются со звука (а), например:

Как тебя зовут?

Андрей (или Аня).

А фамилия?

Азбукин.

Откуда ты приехал?

Из Астрахани.

А что там растет?

А еще что?

Абрикосы.

Какие птицы там водятся?

Л на чем ты поедешь обратно?

На автобусе.

Какой подарок привезешь маме и папе?

Астры и альбом.

Доскажите словечко.

Он и волк, и Дед Мороз,
И смешит ребят до слез,
В прошлый раз был педагогом,
Послезавтра - машинист.
Должен знать он очень много,
Потому что он … (артист).

Он верен морю, как матрос.
Предвестник бури … (альбатрос).

Яростно река ревет
И разламывает лед.
В домик свой скворец вернулся,
И в лесу медведь проснулся,
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришел? … (Апрель.)

Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый - все довольны,
Так приятен он на вкус,
И зовут его … (арбуз).

Всех на свете он добрей.
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит.
Это доктор … (Айболит).

Чтоб тебя я повез,
Мне не нужен овес.
Накорми меня бензином.
На копытца дай резины,
И тогда, поднявши пыль.
Побежит … (автомобиль).

Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется все … (алфавит).

Сочиним сказку.

Зайка

На лесной опушке жил зверек, в названии которого был звук (а). Отгадайте, кто это мог быть? (Заяц.)

У него был огород, в котором он выращивал овощи, в названии которых был звук (а). Как вы думаете, что это за овощи? (Капуста, репка, картофель, кабачки.) Осенью он собрал урожай и позвал на обед своих соседей. Каждый принес зайцу игрушку для его детей-зайчат. Как вы думаете, что это были за игрушки? (Машина, кукла, пирамидка и т. д.) Зайчатки были рады!

Буква

Буква потерялась, […]кула, […]кв[…]риум, […]стр[…], […]ист,

б[…]р[…]б[…]н, ст[…]к[…]н, н[…]гр[…]д[…]. ст[…]рт.

Слово рассыпалось. АРСТА (астра); АЗУБР (арбуз); ААРМ (рама); ААММ (мама).

Два колодца.

На доске - изображения двух колодцев и ведер с буквами. Надо выбрать ведро, чтобы буква, написанная на нем, подошла к тем, которые есть на срубе колодца. Должно получиться по четыре разных слова: бак, рак, мак, лак; бук, лук, сук, жук.

Превращение слов - волшебная цепочка.

1. Первое слово должно начинаться с буквы а, а последнее нею заканчиваться. (Астра - амбар - рак - кует - трава.)

2. Каждое последующее слово должно начинаться с последнего слога предыдущего. (Арба - барабан - банка - катер - термос - мостик - тик-так - такса - сажа - жаба.)

Веселые буквы

Рыбки плавали, ныряли,
В прятки весело играли.
Но однажды буква А
В гости к рыбкам приплыла…
Рыбкам сразу стало ясно:
С буквой А дружить опасно.
(Ответ: рыбки - рыбаки.)

Шторм .

Помогите поставить слова на свое место. Разыгралась буря. Волны обрушились на палубу корабля. Все перепуталось, книги рассыпались.

Из одного стихотворения исчезли слова: август, аппетит, астры, апельсины. Попробуйте вернуть их на место.

… выпал жаркий-жаркий.
Ах, как душно в зоопарке!
… пропал у пони.
… вянут на газоне,
А мартышка не страдает -
… уплетает!

Телеграмма.

Составьте текст телеграммы из букв заданного слова, например АДРЕС (Алик Дима решили ехать Саратов).

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

Кроссворды

Подберите слова, начинающиеся с буквы а, но сначала разгадайте несколько загадок. (Помните - все они начинаются с а.)

Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома -
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый,
Он летает на охоту
За лягушками в болото. (Аист)

Берега зеленые, вода красная,
рыбки черные. (Арбуз)

Что за чудо - синий дом!
Ребятишек много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином! (Автобус)

Этот дом не деревянный,
Не из камня этот дом.
Он прозрачный,
Он стеклянный,
Нету номера на нем…

И жильцы в нем не простые,
Не простые, золотые.
Эти самые жильцы
Знаменитые пловцы. (Аквариум)

Отгадки записываются на доске: аист, арбуз, автобус, аквариум. Какие из этих слов можно вписать в клеточки первого, второго и следующих рядов?

Для среднего ряда слова не хватило. Оно зашифровано. Назовите, что изображено на рисунках (аист, волк, голубь, утка, слон, теленок).

Если по букве, ребята, возьмете
У нарисованных птиц и зверей,
Месяц хороший вы нам назовете…
Какой это месяц? Скажите скорей.
(Ответ: август.)

Если разгадаете кроссворд, то сможете узнать, какую книгу читают Веселые человечки.

1. Карандаш.
2. Незнайка.
3. Буратино.
4. Петрушка.
5. Дюймовочка.
6. Самоделкин.
(Веселые человечки читают «Азбуку».)

1. Крупная птица.
2. Исполнитель ролей в театре, кино.
3. Приятный запах. (Ответ: аист, актер, аромат.)

1. Садовый цветок.
2. Загадка: «Весь я кудрявый, даже завитком рога».
3. Зеленое огородное растение. (Ответ: астра, баран, салат.)

Придумайте четыре слова, оканчивающиеся на а, в которых а было бы и в середине. Поможет вам кроссворд.

Синоним слова сырость. (Влага.)

Зеленый покров земли. (Трава.)

Синоним слова известность. (Слава.)

Стремительное нападение на врага. (Атака.)

Анаграммы

Придумайте новые слова, состоящие из этих же букв, ио в другом порядке: атлас (салат); акт (так); адрес (среда); армия (Мария); автор (товар, отвар).

Ребусы

Перевертыши

Прочитайте предложения наоборот (справа налево):

АННА, БАРАБАН НА!

АСЯ, МОЛОКО ОКОЛО МЯСА.

АВОСЬ СОВА ТУТ.

АЛЛА РВАЛА ЛАВР.

АРБУЗ У ЗУБРА.

А ЛИЗА МАЗИЛА.

А РОЗА УПАЛА НА ЛАПУ АЗОРА.

Шарады

Роли я играл на сцене,
Выступал я на арене,
Буквы, видно, подшутили -

В утварь взяли превратили,
И теперь на кухне ловко
Натираю я морковку. (Актер - терка)

Я - сборник карт; от ударенья
Зависят два моих значенья:
Захочешь - превращусь в название.
Блестящей, шелковистой ткани я. (Атлас - атлас)

Загадки

Листья клена пожелтели,
В страны юга улетели
Быстрокрылые стрижи.
Что за месяц,
Подскажи! (Август)

Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька.
(Автомашина, автобус)

Посмотрите, дом стоит,
До краев водой налит,
Без окошек, но не мрачный,
С четырех сторон прозрачный.
В этом домике жильцы -
Все умелые пловцы.
(Аквариум)

На странице букваря
Тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей.
(Алфавит)

Стою на крыше -
Всех труб выше.
(Антенна)

День и ночь стоит на крыше
Этот чудо-постовой:
Все увидит, все услышит,
Всем поделится со мной!
(Антенна)

К нам приехали с бахчи
Полосатые мячи.
(Арбузы)

В таком порту бывал мой друг,
Где вовсе нет воды вокруг.
Но в этот порт все время шли
С людьми и грузом корабли.
(Аэропорт)

Скороговорки

Актер театра.

У Аграфены и Арины
Растут георгины.

Алеша Ульяне
Сигнал подает,
Ульяна услышит
Алешу найдет.

Пословицы и поговорки

Азбука - к мудрости ступенька.

Аккуратность человека красит.

Без букв и грамматики
Не учатся и математике.

Не надобен клад,
Коли в семье лад.

Не та дружба сильна,
Что в словах заключена.

Под лежачий камень
И вода не течет.

Без труда нет и плода.

Мал да удал.

Сам погибай,
А товарища выручай.

Веселые стихи

Буква А

За первой партой
Посадили перед картой,
А на карте вся земля -
Реки, горы и поля.

И спросили, кем она
Стать мечтает, буква А?

А если в город выйдет,
Всю улицу пройдет,-
Все вывески осмотрит
И букву А найдет.
Аэрофлот,
Аптека,
Гастроли,
Гастроном.
Забралась наша буква
Почти на каждый дом!
(С. Козлов)

Аист крылья расправляет,
Аист книгу раскрывает.
В книге - буквы и слова.
Аист видит букву А.
И, надев очки на нос,
Он читает: - АБ-РИ-КОС.
(Г. Сатир)

Аист ест большой арбуз -
С виду алый,
А на вкус?
Он и сам не разберет:
То ли сахар,
то ли мед.
(Г. Сатир)

Детский фольклор, потешки

Алена - плакса -
В тетрадке клякса.
Возьми резинку -
Сотри слезинку.

Кукле шарф вязала Алла,
До конца не довязала.
Убирала Алла стал,
Подмести собралась пол…
Подмести не подмела,
Только время провела.

Путаница

На помощь! В большой водопад
Упал молодой леопад!
Ах, нет! Молодой леопард
Свалился в большой водопард.
Что делать - опять невпопад.
Держись, дорогой леопад!
Верней, дорогой леопард!
Опять не выходит впопард!
(И. Токмакова)

Считалки

Аист-птица, аист-птица.
Что тебе ночами снится?
- Мне? Болотные опушки!
- А еще?
- Еще? Лягушки!
Их ловить - не изловить…
Вот и все!
Тебе водить!

Шел баран
По крутым горам,
Вырвал травку,
Положил на лавку.
Кто ее возьмет,
Тот и вон пойдет.

Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.
Эта долька - для ежа,
Эта долька - для стрижа,
Эта долька - для утят,
Эта долька - для котят,
Эта долька - для бобра.
А для волка… кожура.
Он сердит на нас - беда!!!
Разбегайтесь кто куда.

СЛОВАРЬ

(Крылатые слова и выражения, происхождение слов)

С азов. Начинать с азов, то есть с самого начала, с простого. (Аз - так называлась раньше первая буква русского алфавита.)

Альфа и омега. Начало и конец. Сущность, основа, самое главное. (Альфа и омега - это первая и последняя буква греческого алфавита.)

Америку открывать (ирон.). Говорить, объявлять о том, что всем давно известно.

Аршин проглотить. Держаться неестественно прямо. (Аршин - старинная мера длины, равная 71 см, обычно в виде прямой палки.)

На свой аршин мерить. Судить о ком-то или о чем-то только по своим представлениям, подходя к оценке людей, явлений, обстоятельств одинаково, без учета индивидуальных особенностей.

На авось. Действовать в расчете на счастливую случайность, на счастливый исход.

Ахиллесова пята. Наиболее уязвимое место у кого-либо. (Из греческого мифа об Ахиллесе, тело которого было неуязвимо, за исключением пятки, за которую его держала мать, богиня Фетида, погружая в чудодейственную священную реку Стикс. Именно в эту пятку и был смертельно ранен Ахиллес стрелой Париса.)

Арабские сказки. Употребляется в значении: что-нибудь удивительное, неожиданное, невероятное.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ

Декламируя одно из стихотворений про букву а (например:

А - начало алфавита,
А узнать ее легко:
Тем она и знаменита.
Ноги ставит широко),

дети должны стоять широко расставив ноги. На каждый счет руки поочередно: на пояс, на плечи, вверх, два хлопка,
на плечи, на пояс, вниз - два хлопка.

Темп постепенно убыстряется.

Аист

Дети декламируют стихотворение, повторяя за «аистом» все движения:

Аист, аист, длинноногий,
Покажи домой дорогу.

Аист отвечает:

Топай правою ногой,
Топай левою ногой.
Снова - правою ногой,
Снова - левою ногой,
После - правою ногой,
После - левою ногой,
Вот тогда придешь домой.

Собрались гласные и стали распределять между собой обязанности. Букве О достался широкий, открытый звук, букве И - тонкий, короткий, букве У - трубный, протяжный. Остальные гласные тоже получили по звуку. Одно «И краткое» ничего себе не выбрало. «Для чего мне звуки, - размышляло оно, слушая, как гласные совещаются. - Лучше жить тихо, безгласно. Это всегда спокойнее». Спохватились гласные, что «И краткому» никакого звука не досталось. А ведь оно тоже имеет какой-то голос. Что делать? - Знаешь что - говорят ему. - Сходи-ка ты к согласным. У них
звуков больше, может, и на твою долю хватит. Подумало «И краткое», зевнуло. Потом еще зевнуло и еще подумало. А мне, - говорит, - эти звуки вроде и ни к чему. У меня своих нагрузок хватит. Как же ты будешь жить без звука? - недоумевали гласные. А что, разве нельзя? Может, и можно, да неудобно как-то. Лучше ты все-таки сходи к согласным, авось что-нибудь и достанется. Поколебалось «И краткое», поколебалось, а потом смекнуло, что у согласных поменьше работы будет, да и голоса особого не потребуется, и говорит: - Я согласный! - Какой тебе звук? - спрашивают у него согласные. Стоит «И краткое», раздумывает: звонкий взять - голова будет болеть от звона, шипящий взять - будешь шипеть, наживешь врагов; нет, лучше уж ничего не брать. Так «И краткое» решило и сказало: Все эти звуки мне ни к чему. До свидания, - говорят согласные, - ищи себе работу по нраву.
Без работы в алфавите не проживешь. Ходит «И краткое», ищет, где бы пристроиться. А кто его возьмет! Он и не гласный, да и согласным быть не желает. Нет у него определенной профессии. С трудом перебивается «И краткое» на подсобных работах. То поможет гласному А в Я превратиться, то слово закончит, а чтоб остальное что-нибудь самостоятельно - этого нет. Трудно «И краткому», хоть криком кричи. Может, он и кричит, да разве его услышишь? Очень слабенький голос у него. (А.Шибаев)

Сказки Г.Юдина

Запомни как можно больше слов со звуком [р, р], которые встретятся в сказке Г. Юдина «Рыжий город».

РЫЖИЙ ГОРОД

Одного мальчика дразнили рыжим. Мальчик этот очень переживал и решил уйти из дома все равно куда. Лег пораньше спать и видит сон, как будто он уже ушел из дома и идет куда глаза глядят. Смотрит - ворота стоят, а на них написано: «Добро пожаловать в Рыжий город!»

Вошел он и ахнул. В этом удивительном городе все было рыжим-прерыжим.

Рыжие ручьи текли по рыжим травам и впадали в рыжие реки. А над реками рыжие радуги повисли. Рыжие рыбаки ловили в этих реках рыжих рыб и раков. По радио передавали рыжий вальс. И все рыжие - прерыжие люди радостно улыбались. Тут к нему подбежала рыжая - прерыжая девочка.

Ты почему такой грустный?

Меня все рыжим дразнят...

Какой глупенький, - засмеялась девочка, - а ну-ка, посмотри на солнышко, какого оно цвета?

Ну, рыжего...

И мы - рыжего! Значит, все мы - маленькие солнышки. Радоваться надо! И тут Мальчик проснулся. Выбежал он во двор, а мальчишки тут как тут:

«Рыжий, рыжий, конопатый!» А он только рассмеялся и хитро подмигнул рыжему
солнышку...

Чтение сказки Г. Юдина «Генерал Гена». (Запомните слова со звуком

[г, г"], которые встретятся вам в сказке.

ГЕНЕРАЛ ГЕНА

Гусенок Гена мечтал стать генералом. Однажды, оставшись дома один, он открыл гардероб, надел папин галстук и галоши, на голову громадную шляпу из газеты, а под крыло вместо сабли сунул громадный гвоздь. Глянул в зеркало - настоящий генерал получился!

Вышел Гена гордой походкой во двор, а там галчата в городки играют.

Эй, галчата! Смотрите, какой генерал к вам пришел!

А галчата как загалдят:

Это ты-то генерал? А где твоя сабля?

А вот же, под крылом, - говорит Гена.

А мы думали, что это у тебя градусник! Никакой ты не генерал, а просто гусь в газетной шляпе.

Эх вы, глупенькие, - грустно сказал Гена. - Нет у вас фантазии.

Чтение сказки Г. Юдина «Доброе дело». Запомните слова со звуком [д, д"], которые встретятся в сказке.

ДОБРОЕ ДЕЛО

Нечем заняться медведю, вот он и бродит целыми днями по Лесу, скучает и зевает так, что деревья дрожат.

И - эх! Мне бы дело какое-нибудь! Мне бы чего-нибудь полезное сделать!

Несколько дней назад он здоровенной дубинкой наделал дырок в земле. «Может, в этих дырках кто-нибудь гнездо себе сделает», - размышлял медведь.

Но никто не собирался там жить.

Тогда медведь натаскал травы и напихал ее в дупло, где жил дятел. «Теперь дятлу в дупле мягко будет». Но дятел только обругал его, потому что в дупло нельзя было влезть. Сидит медведь под дубом, скучает, а мимо него деревенский Димка топает.

Ты чего такой грустный, дедушка медведь?

Да делать мне нечего, вот и грустный, - бурчит медведь.

А ты можешь дудочку сделать?

Дудочку? А чего ее делать-то?! - оживился медведь и - раз-два! - сделал Димке дудочку.

Вот это да! - обрадовался Дима. - А моей сестренке Даше сделаешь?

Да я для всех деревенских ребятишек сейчас наделаю, - заторопился медведь.- Наконец-то для меня доброе дело нашлось!

Чтение сказки Г. Юдина «Телезритель Тимка». Запомните слова со звуком [т, т"], которые встретятся вам в сказке.

ТЕЛЕЗРИТЕЛЬ ТИМКА

Папа тигр купил телевизор, и тигренка Тимку словно подменили.

Тимка! - кричат ему утром тигрята. - Пойдем играть.

Отстаньте, - бурчит Тимка, - тут такое показывают!

По телевизору в это время показывали, как правильно варить тыкву. Потом Тимка смотрел, как полезно есть творог , как вредно - тараканов. Потом тетеньки приглашали всех желающих работать в трамвайно-троллейбусное депо.

Потом трактор тащил толстые трубы и укладывал их в траншею. Потом у Тимки так разболелась голова, что пришлось пить таблетки.

Лежит Тимка на тахте с термометром, но телевизор не выключает. Вечером, когда стали показывать про телят (Тимка уже плохо соображал, что), в телевизоре вдруг что-то как затрещит, как взорвется!

И стало совсем темно. Тимка слетел с тахты и к телефону:

Алле, алле! Командная пожарн... Взорвался телевизор! Что делать?

Выкинуть, - мрачно сказал вошедший папа Тигр, - а тебя выпороть.

Чтение сказки Г. Юдина «Как варить компот». Запомните слова со звуком [к, к"], которые встретятся вам в сказке.

КАК ВАРИТЬ КОМПОТ

На одном дворе жили кот, коза, курица, корова и кролик. Однажды во двор вышел кот и закричал:

Слушайте все! Я прочитал в старой книге, как сварить компот!

Ну и как же его варить?

Принесите каждый все самое вкусное, остальное - за мной. Вся компания отправилась искать все самое-самое вкусное, а кот тем временем разжег костер и повесил над ним котел с водой. Первой пришла коза и принесла капустную кочерыжку. Потом пришла курица и принесла пять зернышек кукурузы. Корова принесла арбузные корки, кролик - клевер, а сам кот достал из кармана кусок колбасы. Когда вода закипела, кот кинул кочерыжку, корки , кукурузу, клевер и колбасу в котел и закрыл крышкой.

Через некоторое время он позвонил в колокольчик.

Готово! Кушайте на здоровье. Попробовали друзья, плюются:

Компот называется! Сам ешь!

Почему же так невкусно получилось? - мрачно размышлял кот.


возможно немножко не в тему, кто знает имя врача, который перед каждой своей операцией слушал симфонию Чайковского, какую и получил лучший ответ

Ответ от Примадонна Натали™[гуру]
Известный нейрохирург Юдин перед каждой операцией слушал классику - Моцарта, Баха, Бетховена, Чайковского и за свой успех он был благодарен именно этим композиторам.
==
Юдин Сергей Сергеевич
(1891, Москва - 1954, там же) , хирург, основатель клинической школы (преимущественно в области экстренной хирургии) , академик Академии медицинских наук (1944). Из семьи купца 1-й гильдии, технического директора металлотянульной фабрики. Окончил 2-ю Московскую гимназию. С юности увлекался театром, был хорошо знаком с К. С. Станиславским, О. О. Садовской. В 1915 Окончил медицинский факультет Московского университета (в 1914 служил зауряд-врачом в армии, был ранен, награждён Георгиевской медалью «За храбрость»). С 1919 работал в хирургическом отделении санатория «Захарьино» для долечивания раненых (в Химкинском районе) , с 1922 заведующий хирургическим отделением фабричной больницы в Серпухове, с 1928 и до конца жизни - главный хирург Института скорой помощи имени Н. В. Склифосовского, при котором создал Музей истории медицины, и одновременно (с 1931) заведующий кафедрой неотложной хирургии Центрального института усовершенствования врачей. В конце 1948 был репрессирован, свыше 3 лет провёл в одиночном заключении на Лубянке и в Лефортовской тюрьме, где написал «Размышления хирурга». Затем был сослан в г. Бердск Новосибирской области, в июне 1953 реабилитирован, восстановлен на работе, однако менее чем через год скончался от заболевания сердца.
Внёс большой вклад в организацию скорой медицинской помощи, в развитие методов обезболивания, в хирургию желудка и двенадцатиперстной кишки, становление пластической хирургии пищевода, в том числе в создание искусственного пищевода (Государственная премия СССР, 1948), в лечение огнестрельных ран (Государственная премия СССР, 1942). Первым осуществил в клинике переливание трупной крови (1930; Ленинская премия, 1962, посмертно, совместно с В. Н. Шамовым). Среди учеников Юдина - известные хирурги Д. А. Арапов, Б. С. Розанов, П. И. Андросов.
Юдин слыл московской знаменитостью не только в медицинских кругах, но и среди творческой интеллигенции. М. В. Нестеров, П. Д. Корин, А. И. Лактионов, Кукрыниксы, В. И. Мухина и другие художники и скульпторы создали его портреты; его образ нашёл отражение в пьесе А. Е. Корнейчука «Платон Кречет» .
Похоронен на Новодевичьем кладбище (надгробие работы скульптора М. П. Оленина). На фасаде главного здания Института имени Н. В. Склифосовского, в котором располагается ныне Медицинский музей (Сухаревская площадь, 3), - мемориальная доска с барельефом Юдина работы М. П. Оленина.
===
Практически все российские хирурги 40-50 гг. считали себя его учениками и стремились копировать его образ жизни. Непродолжительный отдых он всегда посвящал литературе, искусству, музыке, был страстным охотником. Юдин часто напевал один в кабинете. Особенно любил шестую симфонию Чайковского. Каждый такт переживал и представлял инструментовку. По вечерам его часто можно было встретить на спектаклях оперного и драматического театров.
В свободную минуту Сергей Сергеевич любил заводить патефон. У него была богатая по тем временам фонотека. Слушал классическую музыку. Раскрыв партитуру, он любил следить по нотам за особенностями инструментовки и трактовки партий в опере или симфонии.

Ответ от ДИОР [гуру]
В первый раз слышу об этой сентиментальности, одно знаю до операции всё как-то музЫка о деньгах звучит...

(к 75-летию со дня рождения художника - иллюстратора и писателя).
Родился 27 сентября 1943 г.

Заслуженный художник России Георгий Николаевич Юдин – строитель и актер, художник кино и иллюстратор детских книг. А для тех, кто любит читать, он еще и автор сказочных историй про трогательного поросенка из пластилина Пашу, про «Главное чудо света» - человека («Птица Сирин и всадник на белом коне»), про древнерусского художника Егория, умеющего строить дома, расписывать стены, лепить из глины игрушки, про богатыря Илью Муромца, жившего на Руси в XII веке, и множества замечательных былин, рассказывающих про Русь христианскую.

Георгий Юдин родился близ Ашхабада в туркменском ауле Каакха в 1943 году. А Каакха в переводе означает «ха-ха-ха». Так хохотали жестокие кочевники, когда напали на маленький аул: хитрые жители встретили их огромными кривыми зеркалами. Увидев свое отражение в таком зеркале, любой станет хохотать доупаду. А уж если солдат смеется, какой из него вояка! После службы в армии, двадцати лет от роду, Георгий приехал в Москву – поступать в полиграфический институт. Но студентом сразу стать не удалось, пришлось пойти в маляры. Больше всего он любил красить полы. А вечером Георгий спешил домой, в общежитие строителей, где, положив на колени альбом, до самой поздней ночи рисовал. И вот, наконец, Георгий - студент художественно-графического факультета Московского полиграфического института, где учатся будущие иллюстраторы. Он ходит в музеи, слушает лекции, много читает, пробует писать масляными красками. Делает рисунки к первой в своей жизни книжке, заказанные туркменским издательством. Книжки, которые он иллюстрировал после окончания института, полны удивительных сказочных происшествий. Это приключенческие романы А.Беляева «Человек-амфибия», Ф. Купера «Шпион», сказочная повесть А. Погорельского «Черная курица». Всего Г. Юдиным оформлено иллюстрациями 130 книг.

Рассматривая рисунки Г. Юдина, замечаешь, какими живыми, подвижными умеет нарисовать художник своих героев. Он был художником-постановщиком нескольких знаменитых кинофильмов. Таинственный серебристый «Наутилус» - подводный корабль из романа Ж. Верна «Капитан Немо» на Одесской киностудии построили по рисункам Г.Юдина. Актеры подружились с художником. И если смотреть кинофильм «Капитан Немо», то на палубе парусника «Товарищ» в форме английского матроса можно увидеть и самого художника – широкоплечего рыжеволосого бородача. В середине 70-х годов, рисуя сказки и стихи других писателей, Юдин пять лет думал про свою будущую книжку. Про то, как сделать увлекательной игрой разговор о буквах. Так родился «Букваренок» – книга, в 1989 году получившая серебряную медаль в немецком городе Лейпциге.

«Букваренок»:

«Только для девочек и мальчиков, не умеющих читать!».

«Все о буквах. Сказки и удивительные истории о самом интересном во всем мире» – так написал сам автор в предисловии к своей первой книге. Кто не пробовал разглядеть что-то знакомое в привычных очертаниях разных букв? Разве «М» не похожа на быструю молнию, а «В» на варежку? В букве «Ш» легко увидеть шпалы. Про каждую из букв алфавита художник Г. Юдин сочинил смешную или печальную сказку. Так появился «Букваренок» – удивительная книга, при помощи которой любой человек 5-6 лет может научиться читать. Наверное, придумывая эти сказочные истории, художник вспоминал свою жизнь, в которой – как у каждого из нас - веселое перемешано с очень грустным. «Букваренок» - это и учебник и книжка-игрушка. Обучать играя – главное ее назначение. В современной педагогике дидактическая игра признана одним из методов обучения. Ребенок, взяв в руки «Букваренок», сразу попадает в многообразие интересных для него явлений. Книга рассчитана на активное участие самого ребенка в освоении букв, в увлекательном путешествии в мир вещей. За 20 лет «Букваренок» переиздавался пятнадцать раз! И вот в 2001 году наши начинающие читатели получили еще один подарок – «Букваренкину школу». Новое, необычное по методике дополнение к «Букваренку» позволит детям быстро и весело научиться не только читать, но и писать. Книги объединяют общие герои – мышонок Мыша и плюшевый Миша.

Следующим замечательным учебником для дошкольника стала книга «Заниматика». Это – веселая младшая сестра арифметики. Она поможет детям не только быстро запомнить цифры и решать несложные задачи, но и даст первые представления о теории относительности, пространства и времени, научит творчески мыслить и находить правильные решения, как в арифметике, так и в жизни. Вышедшая позже «Заниматика для малышей» поможет детям с трех лет ознакомиться с простейшими математическими понятиями решить маленькие задачи, которые автор Г. Юдин изобразил с помощью знакомых игрушек, сказочных персонажей. Оба этих пособия с успехом можно использовать в работе учителя начальной школы (1-2кл.) в качестве дополнительного, занимательного материала, в подготовке к школе в старшей труппе детского сада. Их можно рекомендовать родителям для занятий с 5-6 летними детьми. В творчестве Г. Юдина писателя и художника есть и добрая, веселая сказка «Зеленый поросенок». Наивный (зеленый) пластилиновый поросенок заставляет окружающих взглянуть на себя как на личность, способную совершать необыкновенные, добрые и чистые поступки.

Очень серьезной работой для Г. Юдина стало создание «мудрого» пособия для родителей и детей «Главное чудо света». Книга с уважением, любовью, восхищением рассказывает детям о Человеке, о том, какое это совершенное создание Природы. Она не только о том, как устроен человек, где у него почки, печень, сердце, она открывает глаза на самих себя, изменяет наше отношение к себе, к своему здоровью, воспитывает культуру чувств.

Г. Юдин не побоялся взяться за столь сложную для детской литературы тему: психофизиология человека. Задача была весьма не простая: нужно знать интересы ребенка, уровень его понятий, найти нужный языковый стиль. Г. Юдин нашел верный тон беседы – уважительный, открытый, с мягким юмором, ответы на вопросы малышей доступны и занимательны. Открывает эту прекрасную книгу о человеке глава «Откуда берутся дети». Медики и психологи установили, что для нормального, не искривленного духовного развития ребенку надо знать, как он рос внутри мамы и что связывает его с отцом. Понимание им роли матери и отца готовит его самого к этой будущей роли. Это принципиально важно для эмоционально-нравственного отношения человека к любви. Особую роль в книге играет ведущий: папа. Это как бы модель поведения для родителей, своими объяснениями он дает им наглядный пример, как надо говорить с детьми о деликатных, сложных вещах и что именно говорить, учитывая возможности конкретного ребенка. Книга написана очень корректно, с чувством юмора. Прекрасные, «говорящие» иллюстрации, схемы к каждой главе, сделанные автором и дополненные картинками из художественных музеев мира,– делают книгу более полной, убедительной. Пособие такого рода для детей и их родителей появилась у нас впервые. Это поистине уникальное издание.

В последнее время Г. И. Юдин полностью посвятил себя созданию книг духовно-нравственного содержания. Автор воздействует на своего читателя как прирожденный педагог, воспитатель, как поэтически настроенный, верующий в красоту и добро, христианскую святость прозаик и художник. Эту веру он стремится передать детям. Одной из первых книг такого направления стала «Птица СИРИН и всадник на белом коне». Что такое родная история, что такое русский человек, чем одарен, на что способен? – задается вопросами автор повести (1993г.). Через сиротство, душевные и физические муки, слепоту и чудесное исцеление, очищение проходит Егорий, прежде чем становится иконописцем. Читатель переживает его духовный путь, узнает, как рождается художник, что такое искусство иконы, как расписывают церкви, почему Егорий выбирает для иконописи образ Георгия Победоносца, который становится символом Древней Руси. Г. Юдин, как и Егорий осознаются частью своего народа, с присущими ему традициями, культурой. Книга эта – прекрасное дополнение к урокам истории России XVI века.

Душа любого ребенка, а особенно живущего в наши дни, – хрупкий сосуд. И заполнить его надо светом, добром и любовью. Рассказы, притчи и сказки, помещенные в сборник «Спасенная душа» позволят маленькому человеку лучше узнать русскую культуру, приблизиться к традициям предков, стать чище, добрее и, может быть, найти благодатную искру Божью. Эта книга требует определенной подготовки и духовных знаний. Очень трудно читать о чудесах Богородицы, не зная, кто Она такая, откуда в Ней бесконечное милосердие и любовь ко всем без исключения: бедным и богатым, больным и здоровым, негодяям и праведникам. Возможно, после прочтения этой книги, у читателей возникнет желание побольше узнать о реально живших на земле Богородице, сыне Её Иисусе Христе, святых апостолах и старцах, об их необыкновенных духовных подвигах, о чудесах, творимых ими как при жизни, так и после смерти.

Разные науки изучаются в школе. Полнота знаний никогда не будет лишней. Знания делают человека личностью, а личность не может обойтись без души. Однако без добрых дел и духовной пищи душа человека, увы, мертва. Об этом повесть «30 лет и три года» - о былинном богатыре земли Русской Илье Муромце. О подвигах Ильи Муромца известно много былин, но Г. Юдин рассказал нам о душевном его подвиге, о том, как была побеждена его хворь и немощь. Илья Муромец был не наказан, а награжден своей болезнью и (сидел тридцать лет и три года), чтобы, пройдя через испытания неподвижностью не ожесточиться, а созрев духовно, стать защитником Руси.

В необычной для нашего читателя книге «Нечаянная радость» Г. Юдин рассказывает о тонком и порой необъяснимом с точки зрения человеческого разума духовном мире, о помощи небесных заступников и ангелов людям, попавшим в беду. Говорить доступно о высоких понятиях трудно - это особый дар. Книга Г. Юдина соединяет в себе необходимое единство простоты речи и ее духовного звучания. Вдобавок и еще радость - автор текста является и автором оформления рисунков в книге. И, может, только сам Г. Юдин знает, когда и какой дар в нем объявился раньше: художника или писателя. Книга «Нечаянная радость» - особая для самого автора. В ней собраны судьбы многих и многих людей. Иногда действие уносит в далекое прошлое, иногда герои – наши современники, но все они входят в наше сознание как реально живущие в земной или вечной жизни.

С удивления, с восторга начинается книга «Муромское чудо». Свою «цветистую» речь, богатую эпитетами, Юдин сопровождает не менее декоративными изображениями всех Муромских святых на красивом развороте, напоминающем церковную настенную роспись! Для повествования выбирает четырех: Петра и Февронию, епископа Василия, а главное – Илью Муромца, жизнь и судьба которого становится настоящим открытием.

«Тихий ангел пролетел». В этот сборник вошли православные сказки и легенды, в том числе и из коллекции знаменитого собирателя русских сказок А. Афанасьева, легенды и предания из древнего Патерика (сборник жизнеописаний отцов Церкви), художественные рассказы и притчи. Это интересное и полезное чтение ребенка любого возраста, ведь подрастая, он будет открывать в самом простеньком сюжете философские глубины. Великолепно изданные, эти книги – подарок каждому, кто к ним прикасается, это эстетическое наслаждение, это чтение для сердца и разума.

Георгий Николаевич – человек и художник необыкновенный. Знакомство с его книгами – нечаянная (высшая!) радость прикосновения к искусству искреннему, неподдельному, талантливому.

Список использованной литературы.

1. Кудрявцева. Л. Художники детской книги. Преданья старины глубокой.. //Дошк. восп.– 2000. – № 4. – С. 78-79.

2. Звонарева Л. Написал и нарисовал Георгий Юдин //Костер.– 1960.– № 12.

3. Юдин. Г. Муромские святые и окаянный змей.– Дет. лит. –1993.– №8-9.– С 54.

4. Евсеев. Б. Его нечаянная радость //.Книж. обоз.– 1999.– №51.

Математика – заниматика

(Утренник для учащихся 1-х классов)

Участники: ведущий (учитель, библиотекарь);

Оборудование: книга Г. Юдина «Заниматика», М «Росмэн», 2000г.; карточки с текстами гороскопа цифр, таблица предметов разных геометрических форм;

Ведущий - Отряд! Смирно! На ле-во! (ребята-цифры поворачиваются в разные стороны);

Ведущий - Ой-ой-ой! Нолик, ты у нас круглый отличник, расскажи всем, где лево, где право.

Нолик - Правая рука - правильная, мы ею пишем, едим, держим ложку, ракетку. А левая - помощница, без нее правая просто не справлялась бы.

Ведущий - Всем понятно? Нале-во! Теперь молодцы! Начинаем разминку для ума. Единичка, иди сюда. Двоечка, встань слева от Единички. Какое число получилось? А теперь справа. Какое? Что больше и на сколько? (Провести еще 2-3 перестановки с разными цифрами);

Ведущий - Играем все. Называем слова, противоположные по значению и добавляем название предмета, действия;

Например: Много - (мало птиц), можно - (нельзя), правый - (левый), впереди - (сзади), внизу - (вверху),близко - (далеко); маленький - (большой), низкий - (высокий), узкий -(широкий), короткий - (длинный). Легкий - (тяжелый) и т.д.

Ведущий - Мы провели игру, где вы показали, как умеете мыслить логически, а это умение очень важно в математике, без него ни одной задачи не решишь. А сейчас, познакомимся с очень важным понятием в математике - формой предмета. Умение увидеть и различать: квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, куб, пирамиду, цилиндр, конус, шар.

(Здесь могут быть использованы таблицы из книги, рисунки, окружающие предметы). Игра «На что это похоже».

Ведущий - А теперь поиграем!. Называет вразнобой цифры, а дети быстро придумывают предметы (пять - ромашек, три - медведя, семь - козлят, десять - пальцев).

Ведущий - Вы уже давно познакомились с цифрами, знаете, что они означают количество чего-нибудь. А как люди вообще считать научились, кто придумал цифры? (Читает или рассказывает главу из книги «История цифр»).

Ведущий - Древние ученые считали, что цифры имеют таинственный, магический смысл и влияют на человека и на все, что он делает. Попробуем найти свое главное число. (На примере одного из ребят находят его главное число. Читают его гороскоп. Для остальных надо заготовить гороскопы цифр и дать возможность найти каждому ребенку его главное число, дать характеристику его числа. См. книгу Г. Юдина, II главу).

Ведущий - А сейчас конкурс на лучшего матемагика класса:

1. На столе лежали орехи. Два мышонка стоят и думают: если мы возьмем по три ореха, то один останется лишним, а если по четыре - одного не хватит. Сколько было орехов?

2. Двое друзей договорились сесть в четвертый вагон электрички, в которой было семь вагонов. Один сел в четвертый с начала поезда, а другой – с конца. Встретились ли друзья в одном вагоне?

3. Сколько раз надо распилить бревно, чтобы получилось четыре полена?

4. Стоит, в поле дуб. На дубе три ветки, на каждой ветке по три яблока. Сколько всего яблок?

5. Каждый месяц года оканчивается 30-м или 31-м числом. В каком месяце есть число 28?

6. Отец с двумя детьми катался на велосипедах. Велосипедов было три, а колес - семь. Как это может быть?

Ведущий – все ребята с задачами справились. А помогли вам логика, знание формы и цифры. И, конечно, веселая и умная книга Г. Н. Юдина «Заниматика», которую он придумал сам, сам и все рисунки к ней нарисовал.

Медведева Т.А.,
библиотекарь ГБУК РО
«Ростовская областная детская библиотека имени В.М. Величкиной»

Г.Н.Юдин