Древнерусская литература
«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»
При подведении итогов работы учителю важно еще раз повторить, что такое древнерусская литература, какие для нее характерны, насколько хорошо школьники справились с заданиями - пересказать, составить план, провести словарную работу, т. е. составить словарь. Насколько верно поняли, в чем состояли подвиг отрока-киевлянина, хитрость воеводы Претича, в чем смысл рассказанного...
1 Коллективно смотрим и обсуждаем с помощью словаря значение слов «этикет», «деликатность».
Данилов А. А. Литература России, XIX век. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. - 10-е изд. - М. : Просвещение, 2009. - 287 c., л. ил., карт.
Планы конспектов уроков по литературе 5 класса скачать , учебники и книги бесплатно, разработки уроков по литературе онлайн
Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные урокиВ лето 6476 (968). Пришли впервые печенеги на Русскую землю, а Святослав был тогда в Переяславце, и заперлась Ольга со своими внуками Ярополком, Олегом и Владимиром в городе Киеве. И осадили печенеги город силою великой: было их бесчисленное множество вокруг города, и нельзя было ни выйти из города, ни вести послать, и изнемогли люди от голода и жажды. И собрались люди той стороны Днепра в ладьях и стояли на том берегу, и нельзя было ни тем пробраться в Киев, ни этим из города к ним. И стали тужить люди в городе и сказали: "Нет ли кого, кто бы смог перебраться на ту сторону и сказать им: если не подступите утром к городу, сдадимся печенегам". И сказал один отрок: "Я проберусь", и ответили ему: "Иди". Он же вышел из города, держа уздечку, и побежал через стоянку печенегов, спрашивая их: "Не видел ли кто-нибудь коня?" Ибо знал он по-печенежски, и его принимали за своего. И когда приблизился он к реке, то, скинув одежду, бросился в Днепр и поплыл. Увидев это, печенеги кинулись за ним, стреляли в него, но не смогли ему ничего сделать. На том берегу заметили это, подъехали к нему в ладье, взяли его в ладью и привезли его к дружине. И сказал им отрок: "Если не подойдете завтра к городу, то люди сдадутся печенегам". Воевода же их, по имени Претич, сказал на это: "Пойдем завтра в ладьях и, захватив княгиню и княжичей, умчим на этот берег. Если же не сделаем этого, то погубит нас Святослав". И на следующее утро, близко к рассвету, сели в ладьи п громко затрубили, а люди в городе закричали. Печенегам же показалось, что пришел сам князь, и побежали от города врассыпную. И вышла Ольга с внуками и людьми к ладьям. Печенежский же князь, увидев это, возвратился один и обратился к воеводе Претичу: "Кто это пришел?" А тот ответил ему: "Люди той стороны (Днепра)". Печенежский князь снова спросил: "А ты не князь ли уж?" Претич же ответил: "Я муж его, пришел с передовым отрядом, а за мною идет войско с самим князем: бесчисленное их множество". Так сказал он, чтобы их припугнуть. Князь же печенежский сказал Претичу: "Будь мне другом". Тот ответил: "Так и сделаю". И подали они друг другу руки, и дал печенежский князь Претичу коня, саблю и стрелы. Тот же дал ему кольчугу, щит и меч. И отступили печенеги от города, и нельзя было вывести коня напоить: стояли печенеги на Лыбеди. И послали киевляне к Святославу со словами: "Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул, а нас чуть было не взяли печенеги и мать твою и детей твоих. Если не придешь и не защитишь нас, то возьмут-таки нас. Неужели не жаль тебе своей отчины, старой матери, детей своих?" Услышав это, Святослав с дружиною быстро сел на коней и вернулся в Киев; приветствовал мать свою и детей и сокрушался о том, что случилось с ними от печенегов. И собрал воинов, и прогнал печенегов в поле, и наступил мир.
«ПОДВИГ ОТРОКА-КИЕВЛЯНИНА И ХИТРОСТЬВОЕВОДЫ ПРЕТИЧА». ЧЕРТЫ РУССКИХ ЛЕТОПИСЕЙ
Цели деятельности учителя: дать представление о древнерусской литературе, жанре и идейно-художественных особенностях летописи, ознакомить с созданием и основной мыслью повести «Подвиг отрока...»; развивать умение формулировать тему произведения, делать выводы по прочитанному; обучать составлению цитатного плана.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать особенности повествования; уметь воспринимать и анализировать текст.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные : осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий поступков; положительно относится к учению, познавательной деятельности, приобретению новых знаний, умений, совершенствует имеющиеся.
Регулятивные : адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления; принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные : выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы; осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.
Коммуникативные : вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает свою точку зрения и обосновывает ее.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
В Х веке на Русь приходит новая вера - христианство. (Из предыдущих уроков учащиеся помнят, что до этого времени (988 г. н. э.) существовало язычество.) В связи с этим возникает необходимость в широком насаждении веры, и книги могут помочь в этом.
Прежде всего князь Владимир приглашает в Россию ученых филологов из Болгарии - братьев Кирилла и Мефодия. Они создают новую азбуку, которая и теперь используется нами и называется кириллицей». С ее помощью письмо стало проще, доступнее. Старославянская письменность постепенно угасала.
С появлением новой, более легкой письменности, растет количество образованных людей.
Так, книга сыграла громадную роль в насаждении, а затем укреплении христианства на Руси. Сначала все книги были переводными, привозили их из Византии, Болгарии. Но уже в ХI в. появляются сочинения древнерусских писателей, например, «Слово о Законе и Благодати» Илариона, летописи (жанр, свойственный только Руси), «Повесть временных лет» - ХII в., различные «Жития...»
Заканчивается период древнерусской литературы в ХVII в.
«Повесть временных лет» - первый памятник литературы, дошедший до наших дней. Что значит «временных»? Минувших, давно прошедших. В это произведение включены легенды, предания. В них нашли отражение такие темы, как национально-патриотическая, борьбы княжеств за объединение и другие.
Повесть «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича», вошедший в «Повесть временных лет», повествует о событиях, произошедших «В лето 6476 г.» (968 г.), о захвате русских земель печенегами.
II. Знакомство со статьей «Из древнерусской литературы» по Л. Дмитриеву (учебник, с. 47).
III. Работа над вопросами и заданиями учебника «Проверьте себя» (с. 47).
IV. Чтение повести учащимися, умеющими хорошо и выразительно читать.
Параллельно с освоением текста ведется словарная работа с выписыванием на доску трудных слов.
V. Беседа
Вопросы:
1. Какой подвиг совершил отрок-киевлянин?
2. В чем заключалась хитрость воеводы Претича?
3. Что помогло строку справиться с заданием воеводы?
4. Какие черты характера вы увидели в строке? (Смелость, бесстрашие, ум, желание защитить свой город.)
5. Какая тема пронизывает это произведение?
Любовь к Родине - вот основная тема повести. Все герои сплотились, все преследуют одну цель - прогнать врага с род ной земли. Не имея возможности победить врага силой, жители применили такое оружие, как хитрость. После чего их действия увенчались успехом.
VI. Составление цитатного плана.
План (примерный):
1. «Пришли... печенеги на Русскую землю, а Святослав был… в Переяславце...»
2. «...затворилась Ольга в Киеве со внуками...»
3. «Осадили печенеги город...»
4. «Стали тужить люди… искать, кто бы мог перейти на ту сторону...»
5. «Вышел отрок с уздечкой».
6. «Сообщил о беде дружине».
7. «Дружина приблизилась к городу. Печенеги подумали, что пришел сам князь, и побежали от города».
8. Хитрость Претича.
9. «И подали они друг другу руки...» (Претич и печенежский князь.)
10. «...послали киевляне к Святославу...»
11. «Святослав... сел на коня и пришел в Киев с дружиною прогнал печенегов... и был мир...»
VII. Пересказ повести по плану.
VIII. Наблюдение над языком повествования.
Разбор вопроса 2 (учебник, с. 51).
IX. Работа над репродукцией картины художника А. Иванова «Подвиг молодого киевлянина».
Учащиеся отмечают, что изобразил художник на ближнем и дальнем планах картины; какие чувства отразились на лице юноши; почему он так стремителен; высказывают мнение о картине (нравится или не нравится, совпадает ли их представление героя с видением художника).
Х. Обобщение.
Чтение отрывка из книги «Земля родная» Д. С. Лихачева - «Прошлое должно служить современности!» (с. 51, учебник).
Домашнее задание: на усмотрение учителя.
Учитель русского языка и литературы МБОУ «Школа-гимназия, детский-сад 25» г. Симферополь
ЛЯШЕНКО ТАТЬЯНА ВАЛЕНТИНОВНА
Цели деятельности учителя:
- дать представление о древнерусской литературе, жанре и идейно-художественных особенностях летописи
- ознакомить с созданием и основной мыслью повести «Подвиг отрока...»
- развивать умение формулировать тему произведения, делать выводы по прочитанному
- обучать составлению цитатного плана.
- Предметные умения: знать особенности повествования; уметь воспринимать и анализировать текст.
- Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
- Личностные: осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий поступков; положительно относится к учению, познавательной деятельности, приобретению новых знаний, умений, совершенствует имеющиеся.
- Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления; принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
- Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы; осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.
- Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает свою точку зрения и обосновывает ее.
Планируемые результаты изучения темы:
необходимость в распространении книг
Князь киевский Владимир Святославович
Рукописные книги
Писали на пергаменте.
Делали деревянные переплеты, обтянутые кожей.
Книги стоили очень дорого.
Хранились в монастырях
Начало письменности
у восточных славян связано
с Крещением Руси в 998
году во время княжения в
Киеве Владимира Святославича,
внука княгини Ольги.
На Русь письменность пришла из Болгарии,
где братья Кирилл (ок. 827-869) и
Мефодий (ок. 815-885)
создали славянскую азбуку и впервые
перевели богослужебные книги с греческого
на церковнославянский язык. Вместе с письменностью на Русь
пришли различные жанры
византийской христианской литературы:
житие, поучение, слово .
Древняя письменная литература делится на
светскую и церковную.
Последняя особое распространение и развитие получила после того, как христианство стало занимать все более прочные позиции среди других мировых религий.
- Язык отличался от нашего языка (древнерусский язык)
- Художественные образы находились под влиянием церкви. В основном – подвиги святых
- Летописи
- Хождение Поучение Послание
- Хождение Поучение Послание
- Поучение Послание
- Послание
Летопись
- В XI веке на Руси возникает летописание . Во время княжения Ярослава Мудрого в Киеве при дворе митрополита, в те времена главного церковного иерарха на Руси, был создан «Древнейший Киевский свод», т. е. были записаны рассказы об основных событиях на Руси с древнейших времен. Постепенно летописцы начинают записывать не только то, что было, но и то, что происходит в настоящее время, указывают год, месяц, число и даже день недели. Такие записи получили название погодных записей , т. е. записей по годам . Повествование начиналось словами «В лето...» (т. е. «В год...») - отсюда и название летопись .
«Повесть временных лет» -
первый памятник литературы, дошедший до наших дней.
Что значит «временных»? Минувших, давно прошедших.
В это произведение включены легенды,
предания.
В них нашли отражение такие темы,
как национально-
патриотическая,
борьбы княжеств
за объединение
и другие.
Мотивы «Повести…»:
Сведения о происхождении славян
Описание территории Русской земли, о населявших её в древности племенах и их обычаях
Рассказ об основании Киева и первых русских князьях.
Повествование о принятии Христианства на Руси.
Рассказ о коварстве Святополка (сына Владимира) и о мудром княжении Ярослава Мудрого.
«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»
Святослав (?-972), великий князь киевский, был исключительно деятельным князем. Начиная с 964 года он совершал походы из Киева на Оку, в Поволжье, на Северный Кавказ и Балканы. Он освободил вятичей от власти хазар, воевал в Волжской Болгарии, разгромил в 965 г. Хазарский каганат, что способствовало укреплению внешнеполитического положения Руси. В 967 г. он отправился в поход в Болгарию, чтобы отвоевать у нее земли по Дунаю. Туда, в небольшой городок Переяславец на Дунае, Святослав хотел перенести столицу Руси.
Повествование о подвиге отрока-киевлянина начинается словами:
«В лето 6476 (968)». Это значит, что события происходили в 6476 году от Сотворения мира.
В Древней Руси было принято летоисчисление не от Рождества Христова, как считаем мы года сейчас,
а от Сотворения мира. В скобках современными учеными-историками для нашего удобства указан тот же год по современному летоисчислению.
Понятия и термины
- Отрок (устар.) - мальчик-подросток в возрасте между ребенком и юношей, 9-15 лет. В Древней Руси словом отрок называли также княжеских слуг. В «Повести временных лет» речь идет не о подростке, а об одном из княжеских слуг.
- Печенеги - это племена, жившие 8-9 вв. в заволжских степях. Особенно большую территорию они занимала в 9 веке между реками Волгой и Дунаем, представляя собой серьёзного врага для Руси. Ладья – средневековое судно с небольшой осадкой, движимое вёслами и парусом
- Стан печенегов – становище, походный лагерь печенегов
- Воевода – предводитель дружины
- Дружина – отряд воинов на службе у князя
- «Я муж его»… я служу князю
- «в сторожах» – с передовым отрядом
- Отчина – земля отцов, родина
- Сокрушался – сильно печалился
- Княжичи – дети князя
БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ:
- Мог ли летописец сам быть свидетелем этого события?
- Какой подвиг совершил отрок-киевлянин?
- В чем заключалась хитрость воеводы Претича?
- Что помогло отроку справиться с заданием
- воеводы?
- Какие черты характера вы увидели в отроке?
- Какая тема пронизывает это произведение?
Андрей Иванович Иванов
Сюжетом картины послужил один из героических эпизодов древней летописи. В 968 году, когда войско князя Святослава было в далеком походе, кочевники-печенеги осадили Киев.
Герой картины – безвестный юный киевлянин. Зная язык печенегов, он прошел с уздечкой в руках через вражеский лагерь. Когда враги окликали его, юноша отвечал, что ищет убежавшего коня. Переплыв Днепр, он разыскал русскую дружину и привел её на помощь осажденному городу. Художник использует прием светового выделения главного персонажа с целью противопоставить героя темным силам печенегов. Его тело обнажено не случайно, этот прием исполняет важную художественную задачу: делает героя беззащитным и уязвимым на фоне грозного оружия и доспехов врагов, тем самым вызывая у зрителя сочувствие к безоружному герою.
- Иванов А.И. Подвиг молодого киевлянина при осаде Киева печенегами в 968 году. Около 1810.
- Холст, масло. 204 x 177,5. Государственный Русский музей
Читаем статью учебника, составленную по книге Д. С. Лихачева «Земля родная»
- Какое положение занимают герои прочитанного вами летописного рассказа «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»?
- Как вы понимаете слова Д. С. Лихачева: «Мы должны быть благодарными сыновьями нашей великой матери - Древней Руси»?
- Может ли повествование об отроке-киевлянине «служить современности»?
РЕФЛЕКСИЯ
- 1.На уроке я работал активно / пассивно
- 2.Материал урока мне был полезен / бесполезен
- 3.Урок был интересен/скучен
- 4.Домашнее задание мне кажется легким / трудным
Домашнее задание
1.Составить цитатный план в тетради, подготовить пересказ повествования.
В лето 6476 (968). Пришли впервые печенеги на Русскую землю, а Святослав был тогда в Переяславце на Дунае. И затворилась Ольга в Киеве со внуками своими. И осадили печенеги город силою великой: было их бесчисленное множество вокруг города. И нельзя было ни выйти из города, ни вести послать. Нельзя было вывести коня напоить: стояли печенеги на Лыбеди. Изнемогали люди от голода и жажды.
И собрались люди той стороны Днепра в ладьях, и стояли на том берегу. И нельзя было ни одному из них войти в Киев, ни из Киева к ним. И стали тужить люди в городе и сказали:
Нет ли кого, кто бы мог перейти на ту сторону и сказать им: если не подступите наутро к городу, сдадимся печенегам?
И сказал один отрок:
Я пройду.
И ответили ему:
Он же вышел из города с уздечкой и побежал через стан печенегов, спрашивая их:
Не видел ли кто коня?
Ибо умел он говорить по-печенежски, и принимали его за своего. И когда приблизился он к реке, то, скинув одежду, бросился в Днепр и поплыл. Видя это, печенеги устремились за ним, стреляли в него из луков, но не могли ему ничего сделать.
На том берегу видели это, подъехали к нему в ладье и взяли его в ладью, и привезли его к дружине. И сказал он им:
Если не подступите завтра к городу, то сдадутся люди печенегам.
Сказал же воевода их, по имени Претич:
Пойдём завтра в ладьях и, захватив княгиню и княжичей, умчим на эту сторону. Если же этого не сделаем, погубит нас Святослав.
«Подвиг молодого киевлянина». Худ. А. Иванов
Наутро, близко к рассвету, сели в ладьи и громко затрубили, и люди в городе закричали. Печенеги подумали, что пришёл сам князь, и побежали от города. И вышла Ольга с внуками и с людьми к ладьям. Печенежский же князь, видя это, возвратился один к воеводе Претичу и спросил:
Кто это пришёл? А тот ответил ему:
Люди той стороны Днепра. Печенежский князь снова спросил:
А ты не князь ли? Претич же ответил:
Я муж его и пришёл в сторожах 1 , а за мной идёт полк с самим князем: бесчисленное их множество.
Так сказал он, чтобы пригрозить им. Князь же печенежский сказал Претичу:
Будь мне другом. Тот ответил:
Так и сделаю.
И подали они друг другу руки, и дал печенежский князь Претичу коня, саблю, стрелы. Он же дал ему кольчугу, щит, меч. И отступили печенеги от города.
И послали киевляне к Святославу со словами:
Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул. А нас чуть было не взяли печенеги, и мать твою, и детей твоих. Если ты не придёшь и не защитишь нас, то возьмут нас. Неужели не жаль тебе своей отчины, ни старой матери, ни детей своих.
Услышав это, Святослав быстро сел на коня и пришёл в Киев с дружиною своею. Он поцеловал мать и детей и сокрушался о том, что случилось с ними от печенегов. И собрал воинов, и прогнал печенегов в поле 2 , и был мир.
1 Сторожа - передовые, разведывательные отряды.
2 Поле - степь к югу от Киева.