Счастье Пушкина.

В 1833 году Александр Сергеевич Пушкин написал стихотворение "Не дай мне бог сойти с ума". Считается, что стихотворение отражает трагическое мироощущение поэта в те годы. Вероятно, авторов этой версии (и их приверженцев) ввела в заблуждение первая строчка стихотворения (она же заглавие) с обращением к богу о помощи.
Биографии поэта времён советских (и постсоветских) учебников в один голос твердили, что у поэта жизнь была не из лёгких, что он вёл постоянную борьбу с притеснениями со стороны царской цензуры, с противостоянием общественному мнению, с всевидящим оком полицейского надзора, с неодобрительным осуждением обывателей, со всякого рода лишениями - это вызывало у Пушкина мрачные мысли, способные свести с ума.

Несомненно, Поэту жилось нелегко, его изматывали материальные трудности, профессия литератора не приносила большого дохода, семья увеличивалась: своих двое детей, плюс живущие с Пушкиными две незамужние сестры Натальи Николаевны, денежная помощь младшему брату Льву, расходы на обязательное посещение дворцовых балов, плата за съёмное жильё ... иногда денег и вовсе не было и приходилось влезать в новые долги – всё это держало Пушкина в напряжении, но не настолько, чтобы он стал жаловаться на судьбу и на психические расстройства. Александр Сергеевич не был меланхоликом и неврастеником, он по природе своей был жизнелюбом и даже в невзгодах умел находить светлые стороны.

Поэтому мой взгляд на стихотворение более оптимистичный.
Я уверена, что поэт писал не о чёрных днях в своей жизни, а о своём счастье, а о том, что Александр Сергеевич был счастлив в семейной жизни, все почему-то забывают.

К 1833 году у Пушкина уже двое детей: годовалая дочка Маша и родившийся в июле любимчик Саша, жена по-прежнему для него ангел, тёща, видя его любовь к жене и детям, подобрела к зятю, друзья продолжали боготворить, поэтический дар поэта расцветал.

В 1833 году у Пушкина был новый взлёт вдохновения – вторая "болдинская осень". Только окрылённый счастьем человек мог написать за короткое время множество произведений, ставших для нас хрестоматийными. Одних стихотворений было написано более 20-ти, среди них великолепная "Осень" (Октябрь уж наступил, уж роща отряхает). В том же 1833-м Пушкин написал две сказки: "Сказку о рыбаке и рыбке" и "Сказку о мертвой царевне и семи богатырях", в три дня создал почти всего "Медного всадника" (пометки на рукописи 29, 30 и 31 октября – 5 час.5 мин), вчерне написал основной текст "Истории Пугачёва", составил "Песни западных славян", написал поэму "Анджело". С 1833 годом связаны "Дубровский" (19 глава) и "Пиковая дама" (закончил к 1834-му г.). В том же году Пушкин начал записки "Мысли на дороге" - о Радищеве и его "Путешествии из Петербурга в Москву", к концу 1833-го появились первые записи "Дневника" (сохранившаяся тетрадь №2).

Жизнь радовала поэта. До страшного 1837-го ещё четыре года, но кто об этом знал! Особая радость Пушкина – его семья, его источник вдохновения и отдохновения, его отдушина, его райский уголок, его - счастье!

Пушкин всю свою жизнь искал своё счастье. Имея многочисленные любовные связи, большое число возлюбленных (Наталья Николаевна была сто тринадцатой), он считал, что счастья так и не знал. Он хотел жениться, но только на той, в которой сочетались бы важные (в его понимании счастья) качества: красота, молодость, ум и душевная чистота. Ему повезло, такие качества он нашёл в Наталье Николаевне Гончаровой.
Из письма Пушкина жене: "Я должен был на тебе жениться, потому что всю жизнь был бы без тебя несчастлив".

Пушкин добивался своего счастья два года. Увидев Наталью Гончарову, он влюбился в неё раз и навсегда. Через четыре месяца, утвердившись в своих чувствах, он сделал ей предложение руки и сердца, но Наталье всего 16, и предложение было отклонено. Пушкин писал матери Натали: "Я полюбил ее, голова у меня закружилась, я сделал предложение, ваш ответ при всей его неопределенности на мгновение свел меня с ума.."

Через два года новая попытка. В этот раз согласие получено. В письме к Плещееву Пушкин сообщает, что получил от Натальи "премиленькое письмо", в котором она "обещает выйти за меня и без приданого". Долгожданная женитьба на любимой девушке и будущие перемены в личной жизни приятно волновали Пушкина и вызывали в нём жажду жизни и деятельности!

Ради семейного счастья Пушкин заложил доставшееся ему после отца поместье Кистенёво (и 200 душ крепостных), за которое выручил 38 тысяч рублей, 17 тысяч из них пошли на обустройство личного гнёздышка на 2-ом этаже в квартире дома Хитрово на Арбате - для счастья любимой женщины денег не жалко!

18 февраля 1831 года Пушкин стал женатым человеком. Он в восторге пишет друзьям: "Я женат и счастлив, одно желание мое, чтобы ничто в жизни моей не изменилось – лучшего не дождусь. Это состояние для меня так ново, что, кажется, я переродился".
Если до женитьбы в письме Вяземскому Пушкин писал: "Правда ли, что Баратынский женится? Боюсь за его ум", то, полюбив Наталью, он сам был "готов сойти с ума". Но это пока он добивался своей избранницы!

Пребывая в семейном счастье, он сознавал, что сойти с ума (даже от счастья) – значит, потерять его! А такой потери Пушкин не мог допустить: всё, что угодно, пусть "посох и сума", "труд и глад", пусть другие лишения и испытания, но только не потеря счастья. А счастье для Пушкина - это любовь Натальи Николаевны и дети, то есть его семья! Об этом он писал Плетнёву: "желание мое, чтобы ничто в жизни моей не изменилось – лучшего не дождусь."

За свой ум он не побоялся ("Не то, чтоб разумом моим/Я дорожил;"), он боялся потерять то, что ему дорого.
Сошедший с ума тоже находится в состоянии счастья, но в идиллическом и бессознательном, и не понимает своего состояния. А Пушкин хотел чувствовать своё счастье, ощущать его, осязать, погружаться в него с с головой и блаженствовать в нём!

Жизнь за стенами дома была разная: красота Натальи Николаевны вызывала неоднозначные суждения. Кто-то восхищался, например, государь Николай Павлович и его супруга, а кто-то распускал злые сплетни, как например, Идалия Полетика и графиня Нессельроде. Пушкин гордился своей "женкой", души в ней не чаял, восхищался, опекал, заботился, наставлял и утешал.

Уезжая по делам, забрасывал её письмами, в которых признавался, как ему без семьи скучно, тошно и не уставал признаваться в любви: "береги себя, мой ангел!"

Пушкин страстно желал окружить Наталью Николаевну вещами, достойными её красоты и внутренней чистоты, но постоянное безденежье тяготило его душу, ах, если бы эти терзающие мысли " ... оставили меня/На воле, как бы резво я/Пустился в темный лес!"

Свободный, лёгкий, радостный, резвый...!

Вот тогда его счастье было бы ещё полнее и глубже: "Я пел бы в пламенном бреду,/ Я забывался бы в чаду/Нестройных, чудных грез./И я б заслушивался волн,/И я глядел бы, счастья полн.../"

Эти образные перечисления - пребывание в состоянии Любви, а не в бегстве от суровой действительности в мир фантазий.

Есть ещё одна причина, о которой автор просил бога "не дать ему сойти с ума" - он боялся за своих близких. Ведь если гипотетически он сойдёт с ума и его "... запрут,/Посадят на цепь дурака/И сквозь решетку как зверка/Дразнить тебя придут", то, видя эту безрадостную и жуткую картину, его близкие (жена, дети, родные, друзья) утратят собственное счастье. Вид затравленного безумца навсегда лишит их покоя и радости. Пушкин не хотел, чтобы они страдали. Не за себя – за них страшно! Поэтому и просьба, идущая из глубин души::

Не дай мне бог сойти с ума.
Нет, легче посох и сума;
Нет, легче труд и глад.
Не то, чтоб разумом моим
Я дорожил; не то, чтоб с ним
Расстаться был не рад:
Когда б оставили меня
На воле, как бы резво я
Пустился в темный лес!
Я пел бы в пламенном бреду,
Я забывался бы в чаду
Нестройных, чудных грез.
И я б заслушивался волн,
И я глядел бы, счастья полн,
В пустые небеса;
И силен, волен был бы я,
Как вихорь, роющий поля,
Ломающий леса.
Да вот беда: сойди с ума,
И страшен будешь как чума,
Как раз тебя запрут,
Посадят на цепь дурака
И сквозь решетку как зверка
Дразнить тебя придут.
1833

Илл. - Худ. Попова И.Н. "А.С. Пушкин в семейном кругу." х., м. 1987.

Рецензии

Мита, а может быть, Пушкин боялся "сойти с ума", как Безобразов, ополчившийся на царя за то, что тот своей властью взял у него жену в первую брачную ночь? Безобразова сослал государь на Кавказ, а поэт записал в своём дневнике, что Безобразов, кажется, "сошёл с ума". Может быть, Пушкин опасался "сойти с ума", как Чаадаев, опубликовавший "Философическое письмо" в осень 1836 года и заслуживший от того же государя пожизненное затворничество в собственном доме и приставил к нему, "сумасшедшему" философу, якобы доктора?

"Да вот беда: сойди с ума,
И страшен будешь как чума,
Как раз тебя запрут,
Посадят на цепь дурака
И сквозь решетку как зверка
Дразнить тебя придут".

Не дай мне бог сойти с ума. Нет, легче посох и сума; Нет, легче труд и глад. Не то, чтоб разумом моим Я дорожил; не то, чтоб с ним Расстаться был не рад: Когда б оставили меня На воле, как бы резво я Пустился в темный лес! Я пел бы в пламенном бреду, Я забывался бы в чаду Нестройных, чудных грез. И я б заслушивался волн, И я глядел бы, счастья полн, В пустые небеса; И силен, волен был бы я, Как вихорь, роющий поля, Ломающий леса. Да вот беда: сойди с ума, И страшен будешь как чума, Как раз тебя запрут, Посадят на цепь дурака И сквозь решетку как зверка Дразнить тебя придут.

Дата создания: октябрь-ноябрь 1833 г.

Анализ стихотворения Пушкина «Не дай мне бог сойти с ума…»

Стихотворение «Не дай мне Бог сойти с ума…» до сих пор не имеет точной датировки. Зачастую литературоведами называется промежуток между 1830 и 1835 гг. Исследователи лирики Пушкина упоминают несколько событий, которые могли бы послужить поводом для написания произведения. Рассмотрим только пару ключевых версий. Первая – сильное впечатление на Александра Сергеевича произвел визит к душевнобольному Батюшкову, поэту, которого в юности он считал одним из своих наставников. Вторая – пребывая в Болдине, Пушкин близко познакомился с творчеством английского автора Барри Корнуолла, в течение двадцати лет служившего инспектором дома умалишенных и посвятившего теме сумасшествия множество произведений. В их числе – поэмы «Девушка из Прованса» и «Марциан Колонна».

Рассматриваемый текст можно с определенной долей условности разделить на три части. В первой строфе отражено эмоциональное состояние человека, боящегося сойти с ума. Вероятная потеря рассудка для него – страшнейшее несчастье, хуже, чем скитание в бедности по городам и весям, чем голод. При этом он понимает, что не все относятся к сумасшествию столь же негативно – есть люди, считающие его благом. Далее представлены две стороны душевного расстройства: романтическая и реалистическая. В мире идеальном нездоровый психически человек обладает неограниченной свободой. Его восприятие действительности кардинально отличается от того, как ее воспринимают нормальные люди. Этот конфликт приводит к негативным последствиям. Общество желает отгородиться от безумца. В реальной жизни, а не в идеальном мире сумасшедшие часто оказываются под замком, о чем Пушкин говорит ближе к финалу стихотворения:
…Как раз тебя запрут,
Посадят на цепь дурака
И сквозь решетку как зверка
Дразнить тебя придут.

Последователи романтизма были склонны к восприятию безумия как состояния, близкого к поэтическому вдохновению. Александр Сергеевич в произведении «Не дай мне Бог сойти с ума…» полемизирует с ними. Для сумасшедшего полное единение с природой – естественно. Он не рассматривает его как нечто особенное, удивительное. Поэт растворяется в природе, желая получить вдохновение. Для него это слияние – великая ценность. «Нестройные грезы», во власти которых пребывает безумец, чужды системе. Что касается стихотворца, то он полученные впечатления облекает в определенную форму, подчиняя их выбранным образам, рифмам, ритмам.

Не дай мне бог сойти с ума.
Нет, легче посох и сума;
Нет, легче труд и глад.
Не то, чтоб разумом моим
Я дорожил; не то, чтоб с ним
Расстаться был не рад:

Когда б оставили меня
На воле, как бы резво я
Пустился в темный лес!
Я пел бы в пламенном бреду,
Я забывался бы в чаду
Нестройных, чудных грез.

И я б заслушивался волн,
И я глядел бы, счастья полн,
В пустые небеса;
И силен, волен был бы я,
Как вихорь, роющий поля,
Ломающий леса.

Да вот беда: сойди с ума,
И страшен будешь как чума,
Как раз тебя запрут,
Посадят на цепь дурака
И сквозь решетку как зверка
Дразнить тебя придут.

Анализ стихотворения «Не дай мне бог сойти с ума» Пушкина

История написания

Стихотворение датируется 1833 годом. Но есть предположение, что произведение могло могло быть написано и позже, между 1833 — 1835 годами.

Исследователи поэта считают, что подтолкнуть написать стих на тему душевнобольного могли быть 3 события. Одно из них — это объявление его друга и философа П. Я. Чаадаева сумасшедшим властью Российской империи из-за публикации произведения, в котором автор негодует по поводу отлучённости России от «всемирного воспитания человеческого рода» и духовного застоя.

Вторым возможным источником для вдохновения считают встречу с душевнобольным поэтом К. Н. Батюшковым в 1830 году. Для Пушкина Константин Николаевич стал близким другом и свои переживания Александр Сергеевич мог выразить этим произведением.

Еще одной теорией считают, что на написание стихотворения поэта вдохновило творчество Барри Корнуолла, который служил в течении двадцати лет инспектором дома умалишенных и издал много произведений о теме сумасшествия. Допускают, что помимо стихотворения «Не дай бог мне сойти с ума,» творчество Корнуолла вдохновило Александра Сергеевича на написание (перевод) поэм «Девушка из Прованса» и «Марциан Колонна».

Сюжет

«Не дай мне бог сойти с ума» можно разделить на три части.

В первой части Пушкин указывает, что быть душевнобольным – отнюдь не завидная судьба для человека. Лучше уж тяготы и невзгоды нищенского люда.

Александр Сергеевич предается мечтаниям, что было бы неплохо жить в лесу, в плену «чудных грез». Далее писатель «убаюкивает» читателя на волнах и в небесах, где, по мнению автора, полно счастья. Возможно Пушкин пребывал в меланхолическом настроении и негативные моменты в жизни толкали писателя на подобные размышления: что лучше уйти от «мирских» проблем.

В третьей части литератор осознает все «прелести» жизни сумасшедшего человека: решетка, отношение, как к зверю, такое же «умное» сообщество, совсем не гостеприимные надзиратели.

Стих написан в художественной форме, насыщенный эпитетами, преувеличениями и анафорами. «Не дай мне бог сойти с ума» примечателен необычной манерой - пятистишиями без рифмы на пятых строках.

В произведении сюжет повествуется от первого лица. Это лирическое взывание к Богу, наполненное горькой правдой жизни о несчастной судьбе душевнобольного.

Не дай мне бог сойти с ума.
Нет, легче посох в сума;
Нет, легче труд и глад.
Не то, чтоб разумом моим
Я дорожил; не то, чтоб с ним
Расстаться был не рад:

Когда б оставили меня
На воле, как бы резво я
Пустился в темный лес!
Я пел бы в пламенном бреду,
Я забывался бы в чаду
Нестройных, чудных грез.

И я б заслушивался волн,
И я глядел бы, счастья полн,
В пустые небеса;
И силен, волен был бы я,
Как вихорь, роющий поля,
Ломающий леса.

Да вот беда: сойди с ума,
И страшен будешь как чума,
Как раз тебя запрут,
Посадят на цепь дурака
И сквозь решетку как зверка
Дразнить тебя придут.

Еще стихотворения:

  1. «Что легче перышка?» — «Вода», — я отвечаю. «А легче и воды?» — «Ну, воздух». — «Добрый знак А легче и его?» — «Кокетка». — «Точно так! А легче и...
  2. Крылами порхая, стрелами звеня, Любовь вопрошала кого-то: Ах! — есть ли что легче на свете меня? Решите задачу Эрота. Любовь и любовь, решу я как раз, Сама себя легче бывает...
  3. Быть женщиной — что это значит? Какою тайною владеть? Вот женщина. Но ты незрячий. Тебе ее не разглядеть. Вот женщина. Но ты незрячий. Ни в чем не виноват, незряч! А...
  4. Предсказывать стань-ка кто в старые годы, Что время настанет, когда у людей Помчатся стрелою по рельсам подводы Без лошадей; Что станут повсюду работать машины, Что по морю плавать без ветра...
  5. Поветрием бесплодно шумным Коснулась нас реформ чума, С либерализмом тупоумным И с гуманизмом без ума....
  6. Что войны, что чума? — конец им виден скорый, Их приговор почти произнесен. Но кто нас защитит от ужаса, который Был бегом времени когда-то наречен?...
  7. I Чума явилась в наш предел; Хоть страхом сердце стеснено, Из миллиона мертвых тел Мне будет дорого одно. Его земле не отдадут, И крест его не осенит; И пламень, где...
  8. У кладбища направо пылил пустырь, А за ним голубела река. Ты сказал мне: «Ну что ж, иди в монастырь Или замуж за дурака…» Принцы только такое всегда говорят, Но я...
  9. Сын севера! суров и хладен твой климат; Ужасны льды твои, но счастлив ты сто крат: В тебе и бодрый дух, и богатырска сила. В Сицилии ж вулкан; чума на бреге...
  10. Три обезьяньих божества Прикованы к одной цепи. В ночи, когда молчит трава, Смотри — на цепь не наступи! Они висят к стене спиной. Вот этот глух, а этот слеп, А...
  11. Когда я отпою и отыграю, Где кончу я, на чем — не угадать? Но лишь одно наверное я знаю: Мне будет не хотеться умирать! Посажен на литую цепь почета, И...
  12. Наука света нелегка! И хоть оно довольно чудно, А умного от дурака Узнать бывает очень трудно. Но уж давно устроен так Свет безалаберный и шумный: Всегда в нем умничал —...
Вы сейчас читаете стих Не дай мне бог сойти с ума, поэта Пушкин Александр Сергеевич