Цитата сообщения

Люди издавна стараются предугадать будущее. Особенно проницательными были наши предки, когда дело касалось предвестников войны. Люди наблюдали за природой и метеорологическими явлениями, чтобы предвидеть беду. Таким образом, в народе сформировался ряд примет, которые могут указывать на предстоящие тяжёлые испытания.

Природные и метеорологические приметы войны (цитирую статью, где собраны свидетельства из письменных источников), собранные Лабораторией фольклористики РГГУ в рамках научной работы.

ЦИТИРУЮ:

Для многих война 1941 - 1945 гг. началась неожиданно.

В то же время в народном сознании с ужасом ожидали беды.

Среди примет начала Великой Отечественной войны можно выделить группу природных и метеорологических.

В разных областях жители вспоминают, что яблоки, грибы и огурцы родятся перед войной в чрезмерно больших количествах. Поэтому можно говорить об изобилии, которое обернётся нехваткой.

Связано оно и с народным представлением об антиномиях. «Лето 1941 года было исключительно урожайным. Удались озимые и яровые, трава стояла по грудь. Но тревога в народе уже жила,

войну предсказывали, видя всполохи северного сияния.

Двадцатого июня Андрей принёс около 360 штук белых грибов. Когда мать увидела их, всплеснула руками, воскликнула: «К войне!» А бабушка промолвила: «Типун тебе, Катя, на язык». Но война началась».

«О том, что война придет, чувствовалось, об этом все говорили. Признаки природы.

Было огромное количество белок, зверьков. На каждом суку яблони, прямо под ногами. Говорили: «Это к войне». Это Духовщинский район сейчас. Смоленская область. Вёрткинский сельсовет. Деревня Село.

Грибов никогда столько не было! Уйма грибов!<…>

И мальчишки принимали участие в работе колхозной. И вот одна женщина рассказывает такую быль, небылицу. Милые мои, дорога узкая полевая, рожь высокая-высокая стеной стоит. Машина ехала. Машин тогда было мало. И вдруг колёса крутятся, машина стоит. Выходит женщина в костюме Евы.

Откуда выходит?

Из ржи, из посевов. И обращается к этим, кто был в машине.

А там много было в машине человек?

А бог знает! Трудно сказать.

Машин мало ведь до войны было. В нашем колхозе была одна машина.

Так вот. И держит три колоса: колос ржи, колос пшеницы и колос ячменя. Тучные колосья. Зёрна налитые. И говорит: «Не спеши! Вот видишь, какой урожай. А убирать некому будет. Некогда будет. Будет война».

Были предчувствия войны.

Другие приметы какие-то находили. Огурцов много. Тоже к войне. Это было в 41-ом году, за несколько недель до войны. Война ж началась 22 июня. Рожь ещё не созрела. Она выколосилась. Действительно, урожаи были как на погибель.

Был мальчишкой ещё.

Было в нашей деревни два старика. Они в Первую Мировую войну оказались в плену в Германии. Долго там были. И говорили по-немецки, и понимали немецкую жизнь. И вот они предсказывали, что немец начинает войны обычно летом. И Наполеон летом, и немец летом. Было ж известно, что Австрия, Чехословакия, Бельгия и Франция -

все сложились под Гитлера, что война идёт на нас»

Так проявляется антитетичное сознание: ср. потоп снится к пожару, пожар - к потопу. Аналогично можно интерпретировать тучные колосья в руке у женщины в белом,

(вариант: в прозрачной одежде, нагая; гендерная трансформация: мужчина в белом, старичок, являвшейся путнику (обычно - водителю) перед началом войны.

Также в народном сознании большое число младенцев мужского пола говорит о грядущей войне.

«Это я слышала, что перед войной, говорят, много мальчиков рождается. Да одни мальчики рождаются - это значит будет война»

«Люди кричат: «Война!», а мы в роддоме детей рожаем.

И что я запомнила - мальчиков все рожали» Эта примета находит отражение и в художественной литературе

Сильные морозы под Москвой в 1941 году многими трактуются как Божья помощь

ибо немцы рассчитывали на молниеносный захват территории Советского Союза. Напоминают они и зиму 1812 года. Здесь можно обнаружить сказочные и обрядовые мотивы. Прежде всего, это представление о морозе как о мифическом существе, а также помощь природных сил сказочному герою.

И всегда люди ищут прецедентные ситуации. Сравнивают природные явления перед грозными событиями разных лет.

Вспомним солнечное затмение в «Слове о полку Игореве».

Чаще всего сопоставляются войны Отечественная и Великая Отечественная, иногда - ещё и нашествие татар.

«Накануне 1812 года на небесах России зажглась невиданная звезда. Она появлялась в долгие ночи и горела странной зловещей точкой среди ровного сияния привычных светил.

Люди, смотревшие в глубине неба, чувствовали, как сжимаются сердца от упорного, неколебимого взгляда незнакомки. Она словно предсказывала беду, словно твердила: «Быть несчастьям… Быть горю… Ждите на порог войну…»

Вслед за необъяснимым появлением звезды начались жестокие пожары. Горели российские города, сёла, леса; земля курилась дымами, как небрежно брошенное костровище. И в этих огнях люди тоже видели неумолимое предзнаменование: «Быть несчастьям… Быть горю… Война не за горами…»

Учёные мужи открыли древние книги и ужаснулись:

ветхие страницы сообщали о том, что

перед великим нашествием татар на Русь солнце и луна стали неузнаваемы, будто предупреждали о грядущих страданиях и беде» Таким образом, можно провести параллель с легендой о явлении Богоматери Тамерлану, что сопровождалось затмением небесных светил. Падение комет обычно также расценивается как недобрый знак .

«На чёрном звёздном небе светилась людская фигура, похожая на Николая Угодника. Вернее, она как бы состояла из контуров, прочерченных едва различимыми точками-звёздочками. Почему-то меня охватил такой ужас, что я кинулся в сени и спрятался за дверь. Бабка радостно звала: «Не бойся, иди скорее, перекрестись». Но я только, задыхаясь от ужаса, выглядывал из-за двери, а дед с бабкой посредине двора, подняв лица, крестились на небо»

«Слышала: огненные шары летали перед войной. Это кометы. А ещё иконы плакали кровавыми слезами »

Два огненных столба могли драться на небе, что трактовалось рассказчиком как битва богатырей. Также количество столбов на небе приравнивалось к числу лет войны.

Причём, такие параллели в предзнаменованиях касались не только Великой Отечественной войны.

«Мне учительница ИЗО рассказывала, а ей ещё женщина. Перед войной видели столбы на небе. Самые толстые столбы… Сколько столбов - столько лет война будет длиться. Это перед первой чеченской кампанией

Символика креста явно отсылает к христианской традиции:

народу уготовлено нести свой крест.

Также напрашивается аналогия с распятием, жестокостью, несправедливостью, муками, а в целом - с большим горем.

Иногда в одном рассказе говорится о ряде примет, знаков, предсказывающих лихолетье. «Это было весной 1940 года. Жили мы в то время в селе Кирово Мишкинского района. Коровы у меня не было, по молоко ходила к соседке Миропии Ивановне. Как-то я пошла к ней. Не успела зайти в дом, как из-за леса показалась туча. Чёрная-чёрная. Сразу пошёл дождь. Решила у неё его переждать. Начали говорить. А небо-то так и бросает молнии. Вдруг хозяйка замолчала.

«Смотри, - говорит, - смотри на небо». Я взглянула на небо и обомлела.

Около радуги вспыхивало пять крестов. Два-то из них были яркими, а три еле-еле светились. Миропия Ивановна-то и говорит:

«Вот и перед ерманской так… Сначала кресты, а потом война. А урожай-то был… Ой-ёй-ёй. Особенно грибов было видимо-невидимо. Так и сейчас… Стало быть, не избежать нам новой войны. Особенно тяжёлыми будут первые два года, а потом немного полегче, а кончится война на пятый год»

Верила я и не верила. А через месяц мы уехали в Шадринск. И забыла я о предвещении Миропии Ивановны и только через год, 22 июня, вспомнила»

Известны также предания, связанные с единичными судьбами.

Перед войной сильная буря нередко интерпретируется как знак грядущих грозных событий. Мужчина, куривший в бурю у открытого окна, погибнет на войне. Можно сопоставить это и с обрядом окуривания умершего.

Символика бури в целом же расценивается как вторжение врага (вспомним былины, песни, сказки).

Радуга же, наоборот, сопутствует успехам советских войск. В христианстве она расценивается как знак милости свыше и оказания в ближайшем будущем Божьей помощи.

Но может и радуга (трансформированный образ) входить в состав предзнаменования с негативной семантикой. «Вы знаете, снился мне сон до войны. Люся, я рассказывала? Ты помнишь?

- (Дочка): да.

Снится мне сон: как будто бы я выхожу из дома там, в Гребенниках. Выхожу из дома - ну на порог стала. И, значит, на западе - на западе вот так карта Европы. И с этой стороны - с запада - две стрелы вот так сходятся, белые, две стрелы. И примерно где я знаю Уральские горы, вот-вот до этого места сошлись вот так две стрелы. И какой-то момент прошел, что все стало исчезать. И я проснулась. И тогда вот дедушка, Егор Иваныч - он там читал Библию, всё - я стала ему говорить, дед, я, говорю, такой вот сон видела, говорю. Две стрелы, говорю, вот так сходились, говорю, а потом все это стало расходиться. А он говорит, ооох, это, говорит, к войне будеть. И это действительно вот я к весне его видела, этот сон, как сейчас помню. Вот этот сон я видела - две стрелы.

- (Дочка): ясновидящая ты наша.

Да. А когда кончиться войне с востока вот с этой - сюда смотрю налево - святые - святые. Божья мать, все святые вот так . Ну, вот я смотрю, значит, на это: а потом же это все исчезает. И идет этот - в военкомате он работал - Щегольков! Ивана дядя, он в военкомате работал. Он был по брони. А он мимо нас проходит, я говорю: как его звать было?.. Забыла.

Вы, говорю, не видели сейчас на небе святых? А он говорит. А он не знаю, что он мне ответил. Я говорю: святые - ну вот все вот так. Это, этот случай. А дальше, значит, продолжается. Опять сон, как будто уже с вот этой стороны, с запада, два столба, и знаете, какие два столба? Как радуга бываеть, радуга, а это тоже как радуга, только другая. Два столба вот так, и до самой вот до горизонта. А мы одноклассники как будто вышли у нас во дворе, и с одного столба и течеть кровь. Я вот как ногой вот и размазывает. А у меня спрашивают: что это такое? А я им говорю, это мужская чаша наполнена кровью. А вот когда наполнится кровью вторая чаша, тогда как будто будет конец этой самой какой-то бойне. Вот что. Вот эти сны я видела.

А когда снились эти сны про чашу?

Война еще не кончилась. И вскоре действительно кончилась война. Действительно наполнилась кровью чаша, и я не знала эти слова как употреблять в то время. Говорю, мужская чаша наполнилась кровью. И дальше! Это не всё!

Вот когда кончилась война, уже с Германией, а я стояла на квартире с одной учительницей. В Казанке. Она сама с Ростова. Ну и в ожидании тоже - Ростов-то занимали, она в Казанке работала, - там же родные же, все остались. А когда ж это Ростов освободили-то, она это - хотелось бы поехать увидеться как там. А тут тоже ни связи, ничего. Ну вот. И вдруг - эта война тут кончилася. Она собиралась в Ростов. А мне снится сон: опять стрела, значить, с запада на восток. Стрела вот так прошла, и всё. Я проснулась - я говорю, а ты знаешь, война будет еще! Она: да ну! А война тут же вскорости с этой - с Японией же? Вот с Японией началась война.

- (Дочка): с востока на запад тогда!

Да, с востока на запад. Стрела эта прошла, и всё, на этом кончилось. И так оно и было! Туда тоже тревога, она ж недолго-то была. Вот как. Ну, стрелой - я говорю, война опять будет. Я тогда видела, эти две стрелы сошлись вот так - так они столкнулись хоть вот тут, говорю, где Уральские горы, вот так смотрю. Сюда вот, посредине эти стрелы сошлись. А тут стрела прямо вот сошла, и всё. Вот такие сны были». Здесь стрелы сопоставляются с армиями (ср. обозначение передвижения армий на карте).

А ручей, текущий посреди деревни, «в каждом доме унёс по покойнику. Здесь на первый план выходит символика реки (граница между живыми и мертвыми). Перед началом войны вода в колодцах не принимала вёдра, выталкивала их.

Природа в воспоминаниях о войне не остаётся безучастной к происходящему.

Изменения в ней и появление многочисленных знаков предупреждают о важных как для судьбы конкретного человека, так и для страны в целом, событиях.

Нехарактерные для данного времени года погодные условия не только показывают нарушение обычного течения времени, но и интерпретируются как помощь свыше в борьбе с врагом. Также большую роль играют приметы, многие из которых получили символическое наполнение в предыдущие войны.

  • Зарево на небе (и его трансформации: корова, всадник (Георгий Победоносец) святой, сакральное слово
  • , кроваво-красная луна настраивают людей на грядущие ужасные вести.
  • Кресты на небе гроб с крестом на небе отсылают к христианской символике, говорят о грядущем мученичестве.

Воспоминания о знамениях и приметах войны - метеорологических и природных - интересно сопоставить с традиционно бытующими в фольклоре рассказами о вещих снах, поверьями о знамениях на небе и о светилах.

Порой данный вид примет сочетается с другими, в т. ч. связанными с образами некоторых животных.

Например, такой случай.«Однажды утром жительница деревни Стволовка вышла во двор и около своего сарая увидела огромных размеров орла с окровавленным клювом, а над сараем всполохи огня.

На другой день поехали в город Сычёвку на базар и узнали страшную весть о начале войны. А через год в этот же день на фронте погибает её муж. Во время войны сгорает и дом, и сарай»

Знамения на небе - довольно широко распространённая тема для военных воспоминаний. Отсылая к предыдущему опыту, они внушают людям преимущественно суеверный страх (реже - религиозное чувство и умиление от осознания присутствия Бога ).

Небеса в сознании людей связаны с Царством Божиим. Поэтому необычные изменения, происходящие на небе, особенно остро воспринимаются очевидцами.

Знаки, появляющиеся на небе, можно отослать как к христианской, так и к языческой традиции - в зависимости от вариантов реализации знамения.

В таком жанре народного творчества, как примета, наглядно проявляется мистическое восприятие войны.

Многие из примет, подчеркивая противоестественность войны, ее несоответствие жизни мира, фиксируют сведения

  • о разнообраз-ных природных аномалиях: заморозки летом, сильные ветра и ураганы: Посреди почти что лета мороз вдруг пал (Юрла);
  • К войне был сильный ураган, лес весь свалило, что пройти нельзя (Сёйва Гайн.);
  • появление в деревнях в большом количестве лесных зверей - зайцев, белок, волков: Белки перед войной много было, прямо в огороды шли, по крышам, к войне зайцы по деревне бегали прямо по огородам (Юрла);
  • Перед войной было много волков, и они сильно выли (Нытва). Скорее всего, появление такого рода примет связано с известным эффектом аберрации памяти , когда более поздняя информация накладывается на ранние впечатления (количество диких зверей скорее всего возрастало в связи с тем, что во время войны на них просто некому было охотиться).

Важно, однако, и то, что образы примет в традиции тоже тесно связаны с идеей смерти. Волк, например, играл роль носителя зла во многих мировых мифологиях, особенно почитался воинственными народами (еще древние римляне верили, что волки показываются перед битвой). Славяне также считали, что волки связаны с миром мертвых.
Понималось как знак войны необычное поведение домашних животных:

  • Перед войной свиньи всю землю изрыли во всей деревне (Вильва Сол.).

Примета используется и в более широком значении: Cвинья роет землю - быть беде. Разрытая земля ассоциативно связывалась с могилой; ср. в связи с этим: Если свинья выроет яму перед чьим-нибудь домом, то в этом доме следует ожидать покойника (Карагай). Приметой к войне считалось появление редких лесных животных, птиц: Перед войной филин рявкал, как баба, ухал (Красновишерск). Филин, ночная хищная птица, считался у славян нечистым; известно, что его громкие крики пугающе действуют не только на людей, но и на животных. Аналогично приметой к войне считалось появление удода (пск. [СРНГ 7: 211]) - птицы, редко показывающейся человеку и к тому же отличающейся омерзительным запахом.

  • Обилие рыбы, бабочек, грибов также считалось недобрым предзнаменованием: Щука перед войной шла. Это вообще так, когда много щуки, не к добру. Опасная она. Которы её и щукой-то не называют, только сукой (Ощепково Ус.); Перед войной было очень много белых бабочек (Карагай);
  • Мама говорила перед войной грибы белые шибко были. И мама мне тоже говорила: война неизбежна (Мухоморка Юрл.).
  • В поверьях о щуке отразилось распространенное в народе наделение ее чертами демоничности; отмеченное информантом соотнесение щука - сука следует рассматривать не только как проявление звуковой близости названий, но и как использование оскорбительной лексики в функции оберега.
  • Примета с бабочками, безусловно, связана с тем, что бабочка в славянской символике олицетворяет душу; грибы в народе воспринимались как «выходцы» с того света (о чем, в частности, говорит примета Много грибов - много гробов)
  • =================================
  • Вторичное цветение деревьев - особенно цветущая в сентябре акация - считается верной приметой войны.

    В субботу 21 июня 1941 года старые люди, видя багровый, в полнеба полыхающий закат, качали головой: такой же закат был накануне войны 1914 года.

    Вспомним и величественные мрачные знаки беды, словно останавливающие князя Игоря, отправившегося в поход против половцев («Слово о полку Игореве»):

    Солнце ему тьмою путь заступало;
    ночь стонами грозы птиц пробудила;
    свист звериный встал,
    взбился див -
    кличет на вершине дерева,
    велит прислушаться...
    На другой день спозаранок
    кровавые зори свет вещают;
    черные тучи с моря идут,
    хотят прикрыть четыре солнца,
    а в них трепещут синие молнии.
    Быть грому великому…

    Небесные сполохи и свечение наблюдались над США накануне нападения японцев на Перл Харбор..

    И все же наиболее убедительной кажется такая примета: если дети на улице ни с того ни с сего начинают играть в войну - вскоре быть настоящему кровопролитию!

    =======================================

    МАГИЯ ВОЙНЫ: ЯВЛЕНИЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ НА КУРСКОЙ ДУГЕ

    В книге «Православные чудеса XX века» этому дивному чуду посвящено всего лишь несколько строк, но они воскрешают в памяти каждого русского человека переломный момент в ходе Великой Отечественной войны.

    «Мой дядя, - вспоминает наш современник, - видел во время войны Матерь Божию, - это было на Курской дуге. Она явилась на небе, указала рукой в сторону немцев, как бы обозначая направление нашего наступления. Вся рота это видела - и все упали на колени, все уверовали и сердечно молились Пресвятой Богородице. А война с того дня потекла, действительно, в другом направлении - русские стали наступать. Так мой дядя-фронтовик стал верующим...»

    И ВЫВЕЛА ПО ТРОПОЧКЕ К СВОИМ...

    Среди наших известнейших священнослужителей было немало ветеранов Великой Отечественной войны, оставивших потомству свои воспоминания о боевом прошлом, о чудесных встречах на дорогах войны. Вот что рассказал о себе наместник Псково-Печерского монастыря архимандрит Алипий (Воронов).

    В молодости он был неверующим человеком. Когда началась Великая Отечественная война, его, офицера, призвали на фронт. На прощание мать дала ему иконку Божией Матери и завещала: «Сынок, когда тебе будет трудно, достань иконку, помолись Богородице - Она тебе поможет!» Материнское напутствие не изгладилось из памяти: согревало, вселяло надежду.

    Однажды с группой своих солдат он попал в окружение в лесу, был ранен. С трех сторон немцы, с четвертой - вязкое болото. Тут-то и вспомнил он материнский наказ. Поотстал немного от своих, достал иконку и, как мог, стал молиться: «Богородица Дева, если Ты есть - помоги!» Помолился и возвращается к своим, а рядом с ними стоит старушка, обращается к ним: «Что, заплутали, сынки? Пойдемте, я вам тропочку покажу!» И вывела всех по тропочке к своим.

    Отец Алипий отстал опять и говорит старушке: «Ну, мать, не знаю, как тебя и отблагодарить!» А «старушка» ему отвечает: «А ты Мне еще всю жизнь свою служить будешь!» - и пропала, как будто и не было. Тут-то и вспомнил он прощальное материнское напутствие, тут только и понял он, что это была за «старушка»!

    И слова те оказались неложными: действительно, и служил он потом всю жизнь Божией Матери - долгие годы был наместником Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря.

    ================================================

    ПЛАЧ БОГОРОДИЦЫ

    РАССКАЗ ФРОНТОВИКА.

    Место, где мы сидели в окопах, казалось каким-то особенным. Словно кто-то помогал нам: немцы атаковали нас превосходящими силами, а мы их отбрасывали, и потери у нас были на удивление небольшими.

    А в тот день бой был особенно жестоким. Вся ничейная полоса покрылась телами убитых - и наших, и немцев. Бой стих только к вечеру.

    Мы занялись, кто, чем в ожидании, когда нам ужин привезут. Я достал кисет, закурил, а земляк мой, Иван Божков, отошел в сторону.

    Вдруг вижу: Божков высунул голову над бруствером.

    Иван, - кричу, - ты что делаешь? Снайпера дожидаешься?

    Божков опустился в окоп - сам не свой. И говорит мне тихо:

    Петя, там женщина плачет...

    Тебе показалось, откуда тут женщине взяться?

    Но когда со стороны немцев стихла «музыка», мы услышали, что где-то и вправду плачет женщина. Божков надел на голову каску и вылез на бруствер.

    Там туман клубится, — говорит он нам. - А в тумане по ничейной полосе в нашу сторону идет женщина...

    Наклоняется над убитыми и плачет.

    Господи!

    Она похожа на Богородицу...

    Ведь нас Господь избрал для этой памятной минуты, на наших глазах чудо совершается!

    Перед нами святое видение!..

    Мы осторожно выглянули из окопа.

    По ничейной полосе в клубах тумана шла женщина в темной и длинной одежде.

    Она склонялась к земле и громко плакала.

    Тут кто-то говорит:

    А немцы тоже на видение смотрят.

    Вон их каски над окопами торчат...

    Да, тут что-то не так.

    Смотри, какая Она высокая, раза в два выше обычной женщины...

    Господи, как же Она плакала, прямо в душе все переворачивалось!

    Пока мы смотрели на видение, странный туман покрыл большую часть ничейной полосы.

    Мне подумалось:

    «Надо же, будто саваном погибших укрывает...»

    А Женщина, так похожая на Богородицу, вдруг перестала плакать, повернулась в сторону наших окопов и поклонилась.

    Богородица в нашу сторону поклонилась!

    Победа за нами! - громко сказал Божков.

    продолжение





Вьетнамские школьники никогда не едят бананы перед важными экзаменами или тестами. Дело в том, что эти плоды ассоциируются со словом «скользкий», а оно, в свою очередь, созвучно с «провалом».

Что вас ожидает в ближайшее будущее:

Узнайте, что вас ожидает в ближайшее время.

Приметы войны

Редко простой народ знал о том, что грядет война. Не было радио, не было телевизоров. И до тех пор, пока не объявляли мобилизацию и всех, кто мог держать в руках оружие, не сгоняли на фронт, никто ни о чем и не подозревал. Впрочем, начало Великой Отечественной войны показало, что и в более современном обществе война может стать полной неожиданность. Однако, способ предсказать такое катастрофическое явление все же есть. Это - народные приметы войны.

Какие приметы к войне бытуют в народе

  • Большой урожай грибов, особенно если он сохраняется несколько лет подряд.

В народе так и говорили - «Много грибов, много гробов». Звучит страшно, и на деле так и есть. Правдивость приметы подтвердили наблюдения в 1940-м году, а также в 1903 году, перед началом русско-японской войны за контроль над Манчжурией.

  • Мироточение икон.

Как правило, капли, похожие на слезы, появляются на иконах с ликом Божьей Матери. Иногда это смолянистая жидкость, иногда водянистая. Пока наука пытается объяснить этот факт, он все же остается фактом - лик Девы Марии «плачет» перед серьезными катастрофами, предрекая слезы миллионов людей.

  • Небесные аномалии.

Самые известные приметы перед войной - появление на небе белых фигур, силуэтов крестов, красных полос, разноцветных вспышек и т.п. Засвидетельствованы многими очевидцами.

  • Клопы и вши - к войне примета.

Если они появляются одновременно во многих домах и квартирах, значит, быть войне. Аналогично истолковывается нашествие мышей , крыс, саранчи, муравьев.

Прочие поверья

  • Мальчиков за несколько лет рождается меньше, чем девочек.

Примета имеет статус научного факта.

  • Домашние животные ищут себе укрытие.

Особенно примечательно поведение свиней - они начинают рыть глубоки ямы. Остальной скот прячется по сараям и хлевам, не желая выходить даже в ясную солнечную погоду.

  • Увеличивается поголовье диких животных.

А их поведение становится все более смелым - волки, лисы, медведи не боятся заходить на территорию людей.

  • Кровавая луна.

Вокруг луны появляется красноватое свечение, и сама она начинает отливать красным цветом.

  • Очень тихая ночь.

Обычно, такое бывает перед бурей. Если же приближения бури на горизонте не наблюдается, а тишина стоит практически гробовая, быть беде.

Самое сильное желание человека на войне - выжить. Поэтому все солдаты чуточку суеверны. Неважно, защищает ли оберег от пуль на самом деле. Важно, что его ношение придает уверенности в себе и собственной неуязвимости, ослабляет страх перед смертью и помогает сконцентрироваться на выполнении боевой задачи. В этом смысле солдатские суеверия и ритуалы действительно работают. Некоторые приметы сохранились со времен Первой и Второй мировых войн. Другие изобретены участниками современных военных конфликтов.

Приметы - предсказания войны

Считается, что перед войной рождается больше мальчиков, чем девочек якобы для компенсации будущей убыли мужского населения. Интересно, что ученые пытались проверить справедливость этой приметы. В 1946 году была опубликована работа крупного советского статистика и демографа С. А. Новосельского «Влияние войны на половой состав рождающихся». Ученый использовал данные по рождаемости в Англии, Франции и Германии перед, во время и после Первой мировой войны. Перед войной соотношение «мальчики-девочки» было обычным - 103 к 100. Сразу после войны наблюдался незначительный всплеск рождаемости среди мальчиков: на 100 младенцев женского пола приходилось 106–108 детей мужского пола.

Признаками надвигающегося крупного военного конфликта считаются небесные знамения, увеличение числа ворон, необычно громкий волчий вой зимой и… изобильный грибной урожай. К сожалению, научных данных о справедливости этих примет нет.

Талисманы, обереги, приметы

Обычай носить обереги очень старый. В дореволюционные годы охранительными талисманами служили иконки со святыми. С распространением атеизма солдаты стали использовать в качестве оберегов портсигары, кисеты, шарфики и носовые платки. Во Вторую мировую солдатам раздавали так называемые паспорта смерти - патрончики с завинчивающейся крышкой, куда вкладывалась ленточка с личными данными. Такой патрончик помогал определить личность солдата в случае его гибели. Суеверные бойцы выбрасывали подобные паспорта, чтобы не накликать смерть, и заменяли его оберегом.

Надежным талисманом считалось стихотворение Константина Симонова «Жди меня». Его надлежало переписать от руки и хранить у сердца. Похожим образом «работали» письма родных. Считалось, что сила их любви способна отвести пулю. Воины-афганцы носили с собой ключи от квартиры или безделушки из дома.

Распространенным амулетом служила пуля. От солдат - участников Первой мировой перешел обычай хранить патрон из первой выданной обоймы. Патрон можно было использовать только после окончания войны.

Оберег следовало держать в строжайшей тайне. Талисман, о котором стало известно посторонним, терял охранительную силу.

Еще в Первую мировую солдаты перед боем старались помыться и переодеться, чтобы «предстать перед Богом чистыми». Со временем обычай трансформировался в прямо противоположный. Во Вторую мировую появился запрет на мытье-бритье перед боем. Обычай существует и сейчас. Подводники, например, во время походов ходят бородатыми.

Другая солдатская мудрость, способ уберечься под обстрелом -нужно прыгнуть в воронку от только что упавшего снаряда.Дело в том,что во время отката прицел артиллерии немного сбивался.

Примета «Третий не прикуривает» возникла во время англо-бурской войны, когда буры-снайперы безошибочно били по огоньку спички. Время,которое нужно было прицелиться буру-снайперу равно тому за которое прикуривал сигарету третий человек.

У летчиков-штурмовиков в Великую Отечественную существовала мода надевать на боевые вылеты «счастливую» одежду. Герой Советского Союза Н. И. Пургин летал на задания в одной и той же, уже изрядно поношенной и порванной гимнастерке. К концу войны на его счету было 232 боевых вылета. Николай Иванович умер в возрасте 84 лет. Дело, конечно, не в гимнастерке, а в таланте и умении прославленного летчика. Однако суеверия, связанные с приносящими удачу предметами одежды, очень живучи и успешно работают и в мирное время. Майк Тайсон, например, на матчи поддевал под форму университетские шорты и носил футболку с номером 23, который, как он считал, приносил ему удачу.

В Афганистане бойцы перед боем тоже не мылись и не брились. Существовали и специфические ритуалы. Так, индивидуальный пакет закладывали в металлический приклад автомата. Считалось, что это каким-то образом сохраняет жизнь. Верили, что «пуля заменщика ищет». Поэтому за два месяца до замены боец старался не принимать участие в боевых операциях. Это называлось «лечь на сохранение».

Перед боем запрещено что-либо дарить, материться и есть. Последнее табу имеет практический смысл: повышает шансы на выживание в случае ранения в живот.

Большинство подобных примет и ритуалов основано на совпадениях. Например, у летчиков существует запрет фотографироваться перед вылетом. Возможная причина появления этого табу - гибель героя Первой мировой войны П. Н. Нестерова, который сфотографировался накануне полета и разбился.

Во время Второй мировой бытовала примета: если боец начинал вспоминать прошлое, родителей, случаи из детства, одним словом, как бы просматривать прожитую жизнь, значит, он будет убит в ближайшем бою. Солдаты старались не слушать такие рассказы и держаться от обреченного подальше, чтобы не притянуть смерть. Сам боец, говорят, не замечал этого отчуждения и находился в своеобразной эйфории. Многие участники военных конфликтов рассказывают о случаях, когда люди как бы предчувствовали близкую гибель, прощались с товарищами, вручали письма родным и т. д.

Этому феномену есть психологическое объяснение. По данным американских психологов, средний срок полной боеспособности человека на войне - 60 дней. Потом накапливается физическая и психологическая усталость. Как следствие - снижается внимание, концентрация и скорость реакции. Это увеличивает вероятность попасть под пулю.

Суеверия по отношению к убитым

В Великую Отечественную существовал строгий запрет брать что-либо из личных вещей убитого, надевать его одежду, занимать его койку. Нельзя было показывать на себе место чужого ранения. До сих пор в военной среде бытует традиция третий тост пить не чокаясь - за погибших товарищей.

Естественно, любой человек, выросший с тостами и мечтами своих родителей «лишь бы не было войны» пытается убедиться, что Третьей мировой войны не будет. Даже таким экстравагантным способом, как сверка народных примет войны с тем, что происходит в реальности.

Что же, мы решили собрать и перечислить настоящие русские приметы войны и предсказания о ней — без пояснений. Каждый, вспоминая события и факты прошедшего года, может сделать выводы сам.

Итак, считается, что в год, когда мальчиков рождается гораздо больше, чем девочек, война случится непременно — якобы Бог или природа «заранее позаботились о том, чтобы восполнить грядущие потери среди мужского населения».

Еще главной народной приметой «к войне» является огромный урожай грибов и яблок. Например, по данным «Часкора», два подряд грибных года «были перед нападением Германии на Советский Союз, а ещё раньше — накануне русско-японской войны». «Много грибов — много гробов»,- считают в народе.

Также, по народному мнению, народными приметами войны являются кровавые закаты, длительные сполохи на небе а также кресты из облаков. Конечно, издавна жители Руси причисляли к приметам войны и «кровавую Луну» — если она хотя бы раз за год появлялась на ночном небе.

«Хлеб был кислый, молоко горчило. Зверье вело себя наглее обычного, к человеческому жилью приближаясь уже не только ночью, но и в светлое время суток — будто чувствуя будущее пиршество смерти. Над городами и деревнями кружило воронье»,- собирали примеры ученые.

Также, фольклористы напоминают, что «богатый урожай ржи и пшеницы издавна считался почти доказанным признаком скорой войны».

«Приметой войны является появление большого количества насекомых, грызунов и прочих вредителей. Люди наблюдали перед войной очень большое количество белых бабочек, саранчи, муравьев, а так же увеличение поголовья крыс и мышей»,- пишут суеверные люди.

Были и некоторые разовые «знамения» — например, когда иконы или одна из известнейших икон начинает «слезоточить». Об этом, даже старинное поверье имеется — якобы когда «плачет Матерь Божия» — это «к слезам народным». Есть и еще одна «церковная» примета — якобы, война неминуема, «когда среди молящихся в храме становится всё больше военных».

Логично, что журналисты и ученые не верят в приметы, да и суеверные люди понимают — в них можно верить лишь тогда, когда они наблюдаются в совокупности.

«Если, скажем, демографический перекос дополняется невесть откуда взявшимися очередями в магазинах, массовым бегством тараканов из домов, длительными необычными явлениями в атмосфере вроде дождя из падающих звёзд или кровавых закатов, то да»,- считают в народе

Красивый вид Авроры Боревалис, или северного сияния, создал несколько суеверий как знаков войны.

Конечно, в северном климате такое поверье не пустили бы и на порог, так как зимними ночами это явление является там обычным. Но на юге, где Аврору редко видно, страх отыскал плодородную почву.

В 1939 году, когда Британия все ближе катилась к войне, северное сияние увидели южнее Лондона. И в США перед японской атакой Пёрл-Харбор удивительное зрелище было видно три ночи подряд в Кливленде, штат Огайо.

Но и более обычные явления могут служить знаками войны. Чаще всего тут фигурируют животные. Американцы говорят, что войну предвещает появление большого количества саранчи с любопытными метками на крыльях, напоминающими букву W. (Некоторые говорят, что буква ссылается не на войну, а на бедность. А если бы на крыльях стояла буква Р, то наступил бы всеобщий мир.)

Также необычная плодовитость овец означает приближение войны, словно сама природа готовится к периоду трудностей; большой рост крыс означает то же самое. Когда муравьи очень плодовиты и активны, война тоже не за горами. И наоборот, когда пчелы ведут себя вяло и почти не производят мед, это тоже к войне.

Появление в Британии необычно большого количества жуков - это признак скорой войны. В Швеции на войну указывают удоды; в других странах войну предвещают вороны, летящие друг к другу, или орлы, низко летающие над долиной.


Война грядет, когда рождается много мальчиков или когда дети начинают играть на улице в солдат.

Сон с кровью тоже предвещает войну.

Что касается небесных тел, то красная луна означает войну, как и вид странного сердечка на северо-западном небе, со звездами, видимыми на нем.

В США говорят, что исчезновение группы из семи звезд (неопределенных) означает войну. И в позитивном смысле можно добавить, что появление полной радуги во времена международных кризисов является знаком мира.

На важность войны в суевериях может показывать существование особенных и необычных знаков. Например, некоторые британские ручьи и озера ведут себя странно перед войной. Эссендский ручей в Оксфордшире известен свое нерегулярностью.

Перед войной он пересыхает полностью; местные клянутся, что так было в 1914 г. и в 1939-м. Колодец св. Хелены в Стаффордшире пересыхает перед войнами и другими бедами. Сухой пруд в Девоне был полным перед национальной катастрофой и был полным перед смертью короля Джорджа VI в 1952 г.

Британцам известен чудесный барабан, который принадлежал сэру Френсису Дрейку, который издает долгую дробь, сам про себе предвещая войну. Говорят, что последний раз так было в 1914 г. Очевидно, он предсказывает победы, так как Кристина Хоул заметила современную легенду: барабан отстучал в 1918-м, когда немецкий флот сдался в Скапа-Флоу.

В соответствии с этим из американской истории пришло поверье, что во время Гражданской войны полосы красного, белого и синего цветов появлялись на ночном небе перед большими битвами.

Ужасные травмы войны, нанесенные нации, порождают потребность в каких-либо заверениях, а также широкий ассортимент иллюзий, охвативших встревоженное население. Ничто иное не может объяснить невероятный расцвет астрологии и сходных форм псевдонаучных предсказаний, которые сопровождали Вторую мировую войну.

Более локализованные заблуждения были вызваны осложнениями в войне, из которых следует упомянуть широко распространенную среди союзных солдат байку, что неполадки и падения самолетов вызывались злобными существами - гремлинами. Эти и им подобные твари были последними в долгой линии «маленького народа», известного по европейским легендам, которые, казалось, изо всех сил старались испортить жизнь людей.

Пилоты в союзных войсках имели множество магических средств, чтобы отразить активность гремлинов; среди них славилась пустая пивная бутылка - гремлины просто не могли устоять перед ней и забирались внутрь, а выбраться у них уже не получалось.

В некоторых береговых областях Британии во время Первой мировой войны люди верили, что души убитых моряков тоже участвовали в битве. Легенда гласит, что старые огни вспыхивали на британском побережье, видимые только вражеским кораблям. Те направляли суда на скалы, так же как пираты два века назад завлекали корабли на скалы, чтобы затем разграбить их.

Самые известные заблуждения происходили от недоразумений или принятия выдумки за факт. Английский писатель Артур Мешен, тогда неизвестный, а сейчас признанный мастер фантастики, написал короткую историю, в которой ослабевшие души британских солдат в Монсе, Бельгия, оживились при появлении ангельских воинов в небе, призывавших их к битве.

Это обычный мотив в фольклоре: Божественная помощь часто приходит в моменты большой опасности и она принимается христианами, включая св. Томаса Аквинского, с ранних веков. Но история вызвала в стране восторг, и о вымышленной стороне истории забыли. Люди реально верили, что ангелы в Монсе были видимы; солдаты и офицеры тут же заявили, что были свидетелями этого события и добавили свои фантазии к истории Мешена; сотни статей анализировали смысл манифестации в ключе возможной победы Британии. (Следует добавить, что роль Мешена в драме была забыта, и он оставался неизвестным, как и раньше.)

В атмосфере тревоги военного времени достаточно известные суеверия могут добавлять дополнительные аспекты в умы людей. Во время Второй мировой войны жены солдат верили, что нельзя ссылаться в беседах на отсутствие их мужей. На оборонных заводах рабочие царапали имена вражеских лидеров на бомбах и снарядах. (Имена всегда фигурируют в магических чарах.)

Люди, чьи родственники были на передовой, шли на все, чтобы избежать хорошо известных знамений смерти, например держали собак в доме, чтобы они не выли около дома. Семьи выставляли дополнительные тарелки по особым случаям для мужей или сыновей, которые сражались на фронте. Власти предупреждали людей не говорить на публике о своих любимых, служивших на фронте, но суеверные люди сделали это табу из страха как-то подвергнуть риску их солдат.

В Британии несчастливое число 13 имело краткий миг славы. Водители автобусов с маршрутным номером 13 в Лондоне поддерживали непрерывную работу во время ужасного блица в 1940 г., и многие люди считали, что это число сохраняло их от бомб. Как только США вступили в войну, суеверие стало столь сильным, что Военный совет встревожился. Совет назвал суеверия непатриотичными и провел кампанию, поясняя публике, что отказ зажигать три сигареты от одной спички являлся тратой ценных материалов.

Но, конечно, в военное время реальный пакет суеверий приходился на сами вооруженные силы. Люди, которые шли в бой, прислушивались к каждому совету, который мог заверить их в светлых надеждах. Суеверия включали в себя не только принятие религии, но и различные виды философского фатализма.

Общим поверьем во Второй мировой войне была убежденность в том, что тебя не убьют в бою, пока не выйдет твой номер. Это было предопределением, поэтому волноваться было незачем. Сходная насмешка над волнением исходила от распространенного замечания, что только одна вражеская пуля или снаряд имел на себе имя определенного солдата; каким-то образом эта идея защищала солдат от паники при каждой пуле.

Однако тревога возрастала при определенных знамениях беды или поражения в бою. Намечалась неудача, если солдат оступался, когда шел в бой. Солдаты верили, что не вернутся из битвы, если уберут кровати перед выходом в бой. (Неубранная кровать указывала, что владелец вскоре вернется. Сходным образом считалось к счастью побриться перед боем: то есть вы вернетесь на вечернее веселье.)

Многие птицы считались плохими предвестниками; древние римляне боялись появления стервятников над их легионами, когда они были на марше к битве. Во многих частях мира сейчас хищные птицы - особенно ястребы, - летящие слева от армии, указывают на поражение. Британские солдаты боятся свистящих птиц, известных как «семь свистунов», как и моряки.

И, конечно, худшим знаком является потеря в битве флага, стяга, полковых штандартов и тому подобное. Это суеверие связано с примитивной верой в тотемную магию: тотем, обычно животное, считался вместилищем духа племени. Нанесенный ему вред переходил на все племя. Потеря штандартов не только ранила честь полка, но и магически подрывала его единство и само существование.

Естественно, во Второй мировой войне использовалась защитная магия. Группа американских психологов в детальном исследовании войск США отметила использование магических практик: в бою носились обычные амулеты, включая кроличьи лапки, кресты и Библии; использовались различные табу, например против зажигания трех сигарет от одной спички или прочего испытания судьбы; фиксированные манеры действий в подготовке к бою; предметы одежды и снаряжения, которые связывались с прошлыми выходами из опасных ситуаций.

Датский психолог Мирлу писал во время войны: «Мы все идем на войну с амулетами и талисманами, убежденные, что их наличие избавит нас от вреда. Мы используем магические формулы, которые отгоняют страх». Он отметил формулы и заклинания, которые лично использовал на войне: он повторял снова и снова: «Это философский абсурд закончить свою жизнь в это чертово мгновение».

Писатель Джон Стейнбек, служивший военным корреспондентом, рапортовал «Нью-Йорк геральд трибьюн», что «замечал у солдат амулеты. Они носили гладкие камешки, странные куски металла, счастливые монетки, кольца и другие украшения, связанные с родными и близкими людьми. Иногда даже фотографии жен и родителей становились магическими, ассоциируясь со счастливыми исходами битв. Один солдат носил маленькую, вырезанную из дерева свинку с надписью: „Свинья - это не для нас"».

Фольклор традиционно связывает некоторые предметы с защитой солдат в бою - кусочки угля, аметисты и даже послед, купленный на удачу. Но многие солдаты используют собственные амулеты и находят пути внести в них удачу. В Первой мировой войне, например, артиллеристы решили, что неприятности происходят, когда кто-либо привозит с собой роман Райдера Хаггарда. Поэтому с тех пор они сжигали любую книгу этого автора.

Но суеверия можно найти не только среди солдат. Офицеры, генералы, а также лидеры стран тоже подвержены им. Гитлер был предан таким верованиям: он и некоторые его генералы обращали пристальное внимание на астрологические прогнозы во время войны. И Гитлер слепо верил в силу приносящей удачу семерки. Воскресенье, седьмой день недели, стал благоприятным днем в его глазах - большую часть атак на Австрию, Польшу, Нидерланды, Югославию, Грецию и Россию он назначил на воскресенье.


В силах союзников сам генерал Эйзенхауэр носил особую золотую монету на счастье. А Джордж Кеннеди, служивший в 5-й военно-воздушной армии США, носил с собой пару игральных кубиков, которые он приобрел в Париже.

Их благословил священник с условием, что они не будут участвовать в азартных играх. Это было еще до успешных атак против японцев. Кеннеди бросал кубики как знак, и иногда они давали счастливые одиннадцать очков.

Возможно, самым ясным указанием на эту магию были службы, которые занимались распространением амулетов и живых животных для некоторых отрядов. (Здесь также видна связь с тотемами.) Конечно, иногда талисманы выполняли свой долг, если, например, они были собаками, тренированными для спасательных заданий.

Но многие талисманы были просто любимчиками - хранителями групповой удачи. Имелись козлы, принадлежавшие королевскому уэльскому полку; овчарки у ирландских гвардейцев. Были даже лев у эскадрона канадских летчиков, осел - у 8-й воздушной армии США, кролик, канарейка, гусь - у Пустынной воздушной армии, гималайский медведь - у эскадрона RAF.