Личность Александра Благословенного остаётся одной из самых сложных и загадочных в русской истории. «Сфинкс, неразгаданный до гроба», – скажет о нём князь Вяземский. К этому можно добавить, что и за гробом судьба Александра I столь же загадочна. Мы имеем в виду житие праведного старца Феодора Кузмича Благословенного, причисленного к лику Святых Русской Православной Церкви.

Мировая история знает немного деятелей, сопоставимых по масштабу с императором Александром. Эта удивительная личность остаётся непонятой и сегодня. Александровская эпоха была, возможно, наивысшим взлётом России, её «золотым веком», тогда Петербург был столицей Европы, и судьбы мира решались в Зимнем дворце.

Современники называли Александра I «ангелом на троне», победителем антихриста, освободителем Европы. Европейские столицы с восторгом приветствовали царя-освободителя: население Парижа встречало его цветами. Главная площадь Берлина названа его именем – Alexander Platz. На миротворческой деятельности царя Александра я и хочу остановиться. Но вначале напомним кратко исторический контекст Александровской эпохи.

Глобальная война, развязанная революционной Францией в 1795 году, продолжалась без малого 20 лет (до 1815 года) и по-настоящему заслуживает название «Первой мировой», как по своему размаху, так и по длительности. Тогда впервые на полях сражений Европы, Азии и Америки сталкиваются миллионные армии, впервые война велась в масштабах планеты за господство тотальной идеологии. Рассадником этой идеологии была Франция, а распространителем – Наполеон. Впервые войне предшествовала пропаганда тайных сект и массовая психологическая обработка населения. Просвещенцы-иллюминаторы работали не покладая рук, создавая управляемый хаос. Век просвещения, а точнее помрачения, закончился революцией, гильотиной, террором и мировой войной.

Богоборческая и антихристианская основа нового порядка была очевидна для современников. В 1806 году Святейший Синод Русской Православной Церкви предал анафеме Наполеона за его гонения на Западную Церковь. Во всех храмах Российской Империи (православных и католических) Наполеон был объявлен антихристом и врагом рода человеческого.

Зато европейская и русская интеллигенция приветствовали Наполеона как нового Мессию, который сделает революцию всемирной и объединит под своей державой все народы. Так, Фихте воспринимал революцию во главе с Наполеоном как подготовку к построению идеального мирового государства. Для Гегеля во французской революции «явилось само содержание воли человеческого духа». Гегель, несомненно, прав в своём определении, но с уточнением, что этот европейский дух был апостасийным. Незадолго до французской революции глава баварских иллюминаторов Вайсхаупт стремился вернуть человека в его «природное состояние». Его кредо: «мы должны разрушить всё без сожаления, как можно больше и как можно быстрее. Моё человеческое достоинство не позволяет мне никому повиноваться». Наполеон стал исполнителем этой воли.

После разгрома австрийской армии в 1805 году, тысячелетняя Священная Римская империя была упразднена, и Наполеон – официально «Император Республики» – стал фактически императором Запада. Пушкин скажет о нём:

Мятежной вольности наследник и убийца,
Сей хладнокровный кровопийца,
Сей царь, исчезнувший как сон, как тень зари.

После 1805 года Александр I, оставаясь единственным христианским императором в мире, противостоял духам злобы и силам хаоса. Но об этом не любят вспоминать идеологи мировой революции и глобалисты. Александровская эпоха необычайно насыщена событиями: в сравнении с ней бледнеют даже Петровское и Екатерининское царствования. За неполные четверть века император Александр выиграл четыре военные кампании, отразив агрессию Турции, Швеции, Персии и в 1812 году вторжение европейских армий. В 1813 году Александр освобождает Европу и в Битве Народов под Лейпцигом, где он лично руководит союзными армиями, наносит смертельное поражение Наполеону. В марте 1814 года Александр I во главе русской армии с триумфом вступает в Париж.

Тонкий и дальновидный политик, великий стратег, дипломат и мыслитель – Александр Павлович был необыкновенно одарён от природы. Его глубокий и проницательный ум признавали даже враги: «Он неуловим как морская пена», – говорил о нём Наполеон. Как же после всего этого объяснить, что царь Александр I остаётся одной из самых оклеветанных фигур русской истории?

Он – победитель Наполеона, объявляется бездарностью, а разбитый им Наполеон (кстати, проигравший за свою жизнь шесть военных кампаний) – военным гением. Культ людоеда-Наполеона, устилавшего трупами Африку, Азию и Европу, этого грабителя и убийцы, поддерживается и превозносится уже 200 лет, в том числе и у нас в сожженной им Москве. Глобалисты и клеветники России не могут простить Александру Благословенному его победы над «глобальной революцией» и тоталитарным мировым порядком.

Это длинное вступление мне потребовалось для того, чтобы обрисовать в общих чертах положение мира в 1814 году, когда после окончания Мировой войны, все главы европейских государств собрались на конгресс в Вене, чтобы определить будущее устройство мира.

Главным вопросом Венского Конгресса стал вопрос о предотвращении войн на континенте, определение новых границ, но, прежде всего, пресечения подрывной деятельности тайных обществ. Победа над Наполеоном не означала победы над идеологией иллюминатов, которая успела пронзить все структуры общества в Европе и России. Логика Александра была ясна: кто зло попускает, тот сам зло творит. Зло не знает ни границ, ни меры, поэтому противостоять силам зла нужно всегда и везде.

Внешняя политика является продолжением политики внутренней, и как не бывает двойной морали – для себя и для других, так нет политики внутренней и внешней. Православный царь и во внешней политике, в отношениях с неправославными народами, не мог руководствоваться иными нравственными принципами. Александр по-христиански прощает французам все их вины перед Россией: пепел Москвы и Смоленска, грабежи, взорванный Кремль, расстрелы русских пленных. Русский царь не позволил своим союзникам разграбить и разделить на части побеждённую Францию. Александр отказывается от репарации с обескровленной и голодной страны. Союзники (Пруссия, Австрия и Англия) были вынуждены покориться воле русского царя, и в свою очередь отказались от репараций. Париж не был ни ограблен, ни разрушен: Лувр с его сокровищами и все дворцы остались в неприкосновенности.

Европа была ошеломлена великодушием царя. В оккупированном Париже, переполненном наполеоновскими солдатами, Александр Павлович гулял по городу без эскорта, в сопровождении одного флигель-адъютанта. Парижане, узнавая царя на улице, целовали его коня и сапоги. Никому из наполеоновских ветеранов не пришло в голову поднять руку на русского царя: все понимали, что он был единственным защитником поверженной Франции. Александр I амнистировал всех поляков и литовцев, воевавших против России. Он проповедовал личным примером, твёрдо зная, что изменить другого можно только собой. По словам Святителя Филарета Московского: «Александр наказал французов милостью». Русская интеллигенция – вчерашние бонапартисты и будущие декабристы – осуждали великодушие Александра и в то же время готовили цареубийство.

Как глава Венского конгресса Александр Павлович приглашает побеждённую Францию к участию в работе на равных и выступает в Конгрессе с невероятным предложением о строительстве новой Европы на основе евангельских принципов. Никогда ещё за всю историю Евангелие не закладывалось в фундамент международных отношений. В Вене император Александр даёт определение правам народов: они должны покоиться на заветах Священного Писания. Православный царь предлагает в Вене всем монархам и правительствам Европы отказаться от национального эгоизма и макиавеллизма во внешней политике и подписать Хартию Священного Союза (la Sainte-Alliance). Важно отметить, что сам термин «Священный Союз» по-немецки и по-французски звучит как «Священный Завет», что усиливает его Библейское значение.

Окончательно Хартия Священного Союза будет подписана участниками Конгресса 26 сентября 1815 года. Текст был составлен лично императором Александром и только слегка подправлен императором австрийским и королём прусским. Три монарха, представлявшие три христианские конфессии: Православие, Католицизм и Протестантизм, обращаются к миру в преамбуле: «Торжественно заявляем, что настоящий акт не имеет другой цели, кроме как желания перед всем миром явить своё непоколебимое намерение избрать правилом, как во внутреннем управлении своими государствами, так и в отношениях с другими правительствами, заповеди Святой религии, заповеди справедливости, любви, миролюбия, которые соблюдаются не только в частной жизни, но должны руководить политикой государей, будучи единственным средством упрочения человеческих учреждений и исправления их несовершенства».

С 1815 по 1818 год устав Священного Союза подписали пятьдесят государств. Не все подписи были поставлены искренне, оппортунизм свойственен всем эпохам. Но тогда, перед лицом Европы правители Запада не посмели открыто опровергнуть Евангелие. С самого возникновения Священного Союза Александра I обвиняли в идеализме, мистицизме и мечтательности. Но Александр не был ни мечтателем, ни мистиком; он был человеком глубокой веры и ясного ума, и любил повторять слова царя Соломона (Притчи, гл. 8,13-16):

Страх Господень – ненавидит зло, гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста я ненавижу. У меня совет и правда, я – разум, у меня сила. Мною цари царствуют, и правители узаконяют правду. Мною начальствуют начальники и вельможи и все судьи земли.

Для Александра I история была проявлением Промысла Божия, Богоявлением в мире. На медали, которой награждали русских воинов-победителей, были выбиты слова царя Давида: «Не нам, Господи, не нам, но Имени Твоему дай славу» (Псалом 113,9).

Планы устроения европейской политики на евангельских принципах были продолжением идей Павла I – отца Александра I и строились на святоотеческой традиции. Так, Святитель Тихон Задонский в своём труде «Истинное христианство» посвятил две главы теме царской власти. В христианском обществе Святитель Тихон различает двоевластие: власть светскую и церковную. Он пишет: «Монарх должен помнить, что как сам Христос, Царь царей, не стыдился нарицать нас братиею, так тем более и ему, как человеку, подобных себе людей следует почитать братьями. Корона, украшенная добродетелями, прославляется более, чем победная над врагами внешними» (Святитель Тихон Задонский. Творения в 5 томах. М., 1889. Т. 3, с. 348 ).

Эти слова, казалось, прямо относились к Александру, победителю Европы. Другой великий современник Александра I Святитель Филарет (Дроздов) провозглашал Библиоцентризм основой государственной политики. Его слова сравнимы с положениями Устава Священного Союза. Враги Священного Союза прекрасно понимали, против кого направлен Союз. Либеральная пропаганда и тогда, и после всячески очерняла «реакционную» политику русских царей. По словам Ф.Энгельса: «Мировая революция будет невозможна, пока существует Россия». Вплоть до смерти Александра I в 1825 году главы европейских правительств собирались на конгрессы для согласования своей политики.

На Конгрессе в Вероне царь сказал министру иностранных дел Франции и знаменитому писателю Шатобриану: «Считаете ли Вы, что, как говорят наши враги, Союз лишь слово, прикрывающее амбиции? […] Больше нет политики английской, французской, русской, прусской, австрийской, а есть только общая политика, её-то ради общего блага и должны принять народы и цари. Мне первому следует проявить твёрдость в принципах, на которых я основал Союз».

В своей книге «История России» Альфонс де Ламартин напишет: «Такова была идея Священного Союза, идея, которую оболгали в её существе, представляя её низким лицемерием и сговором о взаимной поддержке для угнетения народов. Долг истории вернуть Священному Союзу его истинное значение».

В течение сорока лет, с 1815 по 1855 год, Европа не знала войн. В то время митрополит Филарет Московский говорил о роли России в мире: «Историческая миссия России – утверждение нравственного порядка в Европе, на основе Евангельских заповедей». Наполеоновский дух воскреснет с племянником Наполеона I – Наполеоном III, который при помощи революции захватит трон. При нём Франция в союзе с Англией, Турцией, Пьемонтом, при поддержке Австрии развяжет войну против России. Европа Венского Конгресса закончится в Крыму, в Севастополе. В 1855 году будет похоронен Священный Союз.

Многие важные истины могут постигаться от противного. Попытки отрицания часто приводят к утверждению. Последствия нарушения мирового порядка хорошо известны: Пруссия разбивает Австрию и, объединив германские государства, громит Францию в 1870 году. Продолжением этой войны будет война 1914-1920 годов, а следствием Первой мировой – Вторая мировая война.

Священный Союз Александра I остался в истории благородной попыткой возвысить человечество. Это единственный пример бескорыстия в области мировой политики в истории, когда Евангелие стало Уставом в международных делах.

В заключение хочется привести слова Гёте, сказанные в 1827 году по поводу Священного Союза, уже после смерти Александра Благословенного: «Миру необходимо ненавидеть что-нибудь великое, что и подтверждалось его суждениями о Священном Союзе, хотя ещё не задумывалось ничего более великого и более благодетельного для человечества! Но чернь этого не понимает. Величие ей нестерпимо».

Портрет Александра I

Метрическое свидетельство новорожденного великого князя Александра Павловича, подписанное лейб-медиками Карлом Фридрихом Крузе и Иваном Филипповичем Беком

Парадный костюм семилетнего великого князя Александра Павловича

Портрет графа
Н.И. Салтыкова

Триумфальный венок "Освободителю Европы", преподнесенный императору Александру I

Торжественный въезд Всероссийского Государя Императора Александра I в Париж

Медаль в память Отечественной войны 1812 года, принадлежавшая императору Александру I

Портрет императрицы Елизаветы Алексеевны в трауре

Посмертная маска Александра I

Экспозиция в Невской анфиладе парадных покоев Зимнего дворца насчитывает свыше тысячи экспонатов, тесно связанных с жизнью и деятельностью императора Александра I, из собрания Государственного Эрмитажа, музеев и архивов Санкт-Петербурга и Москвы: архивные документы, портреты, мемориальные вещи; многие памятники представлены впервые.

"...Сфинкс, не разгаданный до гроба, О нем и ныне спорят вновь..." - писал почти через полвека после смерти Александра I П.А. Вяземский. Эти слова актуальны и в наши дни - спустя 180 лет со дня кончины императора.

Выставка, собравшая множество вещественных и документальных свидетельств, рассказывает об эпохе Александра и позволяет проследить судьбу императора от рождения до смерти и погребения в Петропавловском соборе. Уделено внимание и своеобразной мифологии, окружающей безвременную кончину Александра Павловича в Таганроге - знаменитая легенда о сибирском отшельнике старце Федоре Кузьмиче, под именем которого якобы скрывался удалившийся от света император Александр I.

На экспозиции представлены портреты Александра I, выполненные русскими и европейскими живописцами, скульпторами и миниатюристами. Среди них работы Дж. Доу, К.А Шевелкина и недавно приобретенный портрет кисти крупнейшего миниатюриста первой четверти XIX века А. Беннера.

Следует отметить и другие приобретения Эрмитажа, демонстрирующиеся на выставке: "Портрет Наполеона", исполненный известным французским художником-миниатюристом, учеником знаменитого Ж.Л. Давида, придворным мастером Наполеона Ж.-Б. Изабэ и "Портрет императрицы Елизаветы Алексеевны", написанный с натуры Э. Г. Боссе в 1812 году.

Наряду с уникальными документами, и автографами Александра I и лиц его ближайшего окружения представлены личные вещи императора: парадный костюм семилетнего великого князя Александра Павловича, костюм кавалера Ордена Святого духа, коронационный мундир (считается, что жилет к нему сшит самим императором), кипарисовый крест, медальон с прядями волос Александра I и Елизаветы Алексеевны, неопубликованные письма воспитателей будущего императора Ф.Ц. Лагарпа и Н.И. Салтыкова, учебные тетради.

Ценные экспонаты предоставил коллекционер В.В. Царенков: в их числе расшитый золотом портфель, которым Александр I пользовался в дни Венского конгресса и три редкие акварели работы Гавриила Сергеева "Александрова дача".

Выставка подготовлена Государственным Эрмитажем совместно с Государственным архивом Российской Федерации (Москва), Архивом внешней политики Российской империи Историко-документального департамента МИД России (Москва), Военно-историческим музеем артиллерии, инженерных войск и войск связи (Санкт-Петербург), Военно-медицинским музеем Министерства обороны Российской Федерации (Санкт-Петербург), Всероссийским музеем А.С. Пушкина (Санкт-Петербург), Государственным историко-культурным музеем-заповедником "Московский Кремль" (Москва), Государственным Историческим музеем (Москва), Государственным музеем истории Санкт-Петербурга (Санкт-Петербург), Государственным музеем-заповедником "Павловск", Государственным музеем-заповедником "Петергоф", Государственным музеем-заповедником "Царское село", Государственным Русским музеем (Санкт-Петербург), Государственной коллекцией уникальных музыкальных инструментов (Москва), Институтом русской литературы Российской академии наук (Пушкинский дом) (Санкт-Петербург), Научно-исследовательским музеем Российской Академии художеств (Санкт-Петербург), Российским государственным архивом древних актов (Москва), Российским государственным военно-историческим архивом (Москва), Российским государственным историческим архивом (Санкт-Петербург), Центральным военно-морским музеем (Санкт-Петербург), Государственным музейно-выставочным центром РОСИЗО, а также коллекционерами М.С. Глинка (Санкт-Петербург), А.С. Сурпиным (Нью-Йорк), В.В. Царенковым (Лондон).

К выставке коллективом сотрудников Государственного Эрмитажа подготовлен иллюстрированный научный каталог, общим объемом 350 страниц (изд-во "Славия"). Вступительные статьи к изданию написаны директором Государственного Эрмитажа М.Б. Пиотровским и директором Государственного архива Российской Федерации С.В. Мироненко.

Бахарев Дмитрий

Учитель истории

Шадринск 2009

Введение

Передо мной недолго стоял вопрос о теме реферата – благодаря увлечению альтернативной истории и тайнам прошлого, я выбрал тему из группы «Тайны и загадки Русской истории».

Российская история чрезвычайно богата на такие вещи, как тайны и загадки. Фигурально выражаясь, количество «белых пятен и подводных рифов» весьма велико. Кроме того, большое разнообразие этих «белых пятен» указывает на фантазию наших предков, оставивших потомкам такое «интересное» наследство.

Среди всех этих загадочных событий обособленной группой стоят случаи самозванства. Тут нужно сказать, что самозванство – один из самых популярных способов «самовыражения» на Руси. Ну почему бы Гришке Отрепьеву не оставаться Гришкой Отрепьевым, а Емельяну Пугачеву Емельяном Пугачевым? Ан нет! Так Россия узнала Лжедмитрия I и самозваного Петра III. Возможно, не будь их, судьба нашего Отечества сложилась совершенно по-другому.

Число случаев самозванства в России не просто велико, но огромно. Особенно популярна была эта «народная забава» в Смутное время. Лжедмитрий I (Григорий Отрепьев), сын царя Федора Ивановича Петр, в реальности не существовавший (Илья Горчаков), Лжедмитрий II, туча самозваных царевичей: Август, Лаврентий, Осиновик, Клементий, Савелий, царевич Иван Дмитриевич (Ян Луба) – имена можно долго перечислять. Даже в XX веке самозванство не изжило себя, хотя и тут не обошлось без царской семьи: прорва «чудом спасшихся детей Николая II», а то и сам «император»; уже позже появились «внуки Николая II», в частности Николай Дальский, якобы сын царевича Алексея. В 1997 году короновавшийся как Николай III; Алексей Брумель, предлагавший короновать либо Ельцина, либо Солженицына, а затем объявивший царем себя – и это только самые известные, а сколько случаев местного значения! Достаточно вспомнить произведения Ильфа и Петрова о детях лейтенанта Шмидта.

Но нас, в частности, интересует более ранний период. Начало XIX века, эпоха Александра I. Загадочная смерть Александра. Неожиданность и скоротечность его смерти, его странные намеки накануне, метаморфозы, произошедшие с телом покойного государя, беспрецедентные меры по безопасности похорон и их необычайная закрытость – все это вызывало слухи, пересуды, а после появления в Сибири странного старца, в котором один солдат признал царя, - и волнения. И что значит предсмертное признание старика, в том, что он и есть покойный царь – батюшка? Возможно, тщеславному старику захотелось поклонения перед смертью и царских похорон. А возможно, бывшему императору не хотелось отдавать Богу душу под чужим именем. Все это таит в себе неразрешимую загадку, которую вряд ли когда-нибудь раскроют, но и не ставлю перед собой сверхъестественных задач – целью данной работы является только освещение этого загадочного события, рассмотрение всех существующих, рассуждение о каждой из них и представление их на ваш суд.

Нужно сказать, что далеко не вся работа посвящена именно загадке смерти

Александра. Первые две главы повествуют о юности, жизни и правлении императора, и лишь третья глава рассказывает непосредственно о таинственной кончине императора. В заключение же на Ваше суждение выносятся выводы по каждой из версий. Надеюсь, что моя работа не разочарует Вас.

Глава I. Дней Александровых прекрасное начало…

Александр I, старший сын Павла I от второго брака с Марией Федоровной родился в Санкт – Петербурге. Его воспитанием занималась сама императрица Екатерина, забравшая у родителей, как первенца Александра, так и его малолетнего брата Константина. Она буквально боготворила юного Александра, сама учила его писать и считать. Екатерина, желая развития в детях лучших наклонностей, собственноручно составила «Азбуку», где наставникам внуков были даны четкие указания по воспитанию, основанные на принципах «естественной разумности, здорового быта и свободы человеческой личности».

В 1784 г. главным воспитателем назначается преданный императрице генерал. Кроме него при юных великих князьях состоит целый штат наставников и учителей. В их числе: ученый географ Паллас, профессор - законоучитель протоиерей, популярный писатель. На Александра же оказывает огромное влияние другой человек – Фридрих Лагарп, швейцарский политик и убежденный либерал, человек, призванный дать юридические знания будущему царю. Он внушал Александру симпатию к республиканскому строю и отвращение к крепостному праву. Вместе с учителем великий князь мечтал об отмене крепостничества и самодержавия. Таким образом, Александру еще с юных лет были привиты либеральные взгляды. Однако воспитание основанное на гуманных принципах, было оторвано от человеческой действительности, что в значительной мере повлияло на характер наследника: впечатлительность и отвлеченный либерализм с одной стороны, непоследовательность и разочарование в людях – с другой.

Но пусть Александр и имел от природы острый и незаурядный ум, а также прекрасный подбор преподавателей, образование он получил хорошее, но неоконченное. Занятия прекратились одновременно с женитьбой будущего императора на баденской принцессе Луизе (в православии Елизавета Алексеевна).

Нельзя сказать, что его семейная жизнь складывалась удачно. Будучи женихом и невестой, будущие супруги любили друг друга, но после свадьбы юная великая княгиня увлеклась более мужественным человеком – князем Адамом Чарторыйским. Когда, много позже, она родила девочку, удивительно похожую на красавца – князя, Чарторыйского тут же отослали послом в Италию.

Александру с ранних лет приходилось балансировать между ненавидящими друг друга отцом и бабкой, что приучило его «жить на два ума, держать две парадные физиономии» (Ключевский). Это развивало в нем такие качества как скрытность, двуличие и лицемерие. Нередко бывало так, что, присутствуя утром на параде в Гатчине, где было все пропитано парадоманией и муштрой, вечером он отправлялся на раут в Эрмитаж, роскошный и блестящий. Желая сохранить хорошие отношения и с бабкой, и с отцом, пред каждым он представал в подходящем обличии: перед бабкой – любящим, перед отцом – сочувствующим.

Екатерина лелеяла мысль передать престол сразу Александру, минуя его отца. Зная об этом ее желании и желая портить отношения с отцом, Александр публично заявлял, что не хочет царствовать и предпочитает уехать за границу «частным человеком, полагая свое счастье в обществе друзей и в изучении природы». Но планам Екатерины не суждено было состояться – после ее смерти страну возглавил император Павел I.

Став императором, Павел не сослал и предал опале сына, как многие могли подумать. Александр был назначен военным губернатором Петербурга, шефом лейб-гвардии Семеновского полка, инспектором кавалерии и пехоты, а позднее - председателем военного департамента Сената. Страх перед жестким и требовательным отцом завершил формирование черт его характера.

За несколько месяцев до трагической ночи с 11 на 12 марта вице-канцлер Панин дал Александру знать, что группа заговорщиков, и он в том числе, намеревается свергнуть Павла с престола, ввиду его неспособности управлять страной, и поставить на его место Александра. Возможно, цесаревич и пресек бы попытку переворота, если бы Павел, подобно матери не давал Александру понять, что он не намеревается оставлять ему корону. Больше того, в последнее время Павел приблизил к себе племянника жены, принца Вюртембергского. Вызвал юношу из Германии, планировал поженить его на своей любимой дочери Екатерине и даже подавал ему надежду место наследника. Александр, видя все это, согласился на переворот, правда, не планируя смерти отца.

Когда в злосчастную ночь с 11 на 12 марта ему доложили, что император Павел мертв, он испытал сильнейший шок и потрясение. Масла в огонь подлила Мария Федоровна, жена Павла и мать Александра. Впав в истерику, она обвинила сына в убийстве отца, заклеймив «отцеубийцей». Заговорщикам едва удалось убедить его выйти к гвардейцам и сказать, что Павел скончался от апппоплектического удара, и что новый император, он, Александр, будет править «по закону и по сердцу в бозе почивающей августейшей бабки нашей»

В первые месяцы царствования нового императора в Петербурге правил не он, а граф, считавший себя покровителем молодого государя. А, учитывая совершенно подавленное и угнетенное состояние Александра, это было совсем не трудно. А у Александра не было ни сил, ни воли бороться с диктатом Палена. Однажды он пожаловался члену Сената, генералу Балашову на свое состояние. Генерал, человек прямой и справедливый, сказал Александру: «Когда мухи жужжат вокруг моего носа, я их прогоняю». Вскоре императором был подписан указ об увольнении Палена, кроме того, он приказал ему в 24 часа выехать в его прибалтийское имение. Молодой государь прекрасно понимал, что люди, предавши один раз, предадут и в другой. Так, постепенно все участники заговора были отправлены в поездку по Европе, высланы в собственные имения, прикреплены к военным частям либо на Кавказе, либо в Сибири.

Удалив всех заговорщиков, Александр приблизил к себе близких друзей: графа Павла Строганова, князя Виктора Кочубея, князя Адама Чарторыйского, графа Николая Новосильцева. Вкупе с императором молодые люди составляли «негласный комитет», называемый Александром «Комитетом общественного спасения». На его собраниях они обсуждали преобразования и реформы необходимые для России. В первую очередь были отменены все нововведения Павла I: восстановлены жалованные грамоты дворянству и городам, амнистия бежавших за границу опальных дворян, были отпущены более 12 тысяч человек, сосланных или заключенных при Павле, расформированы Тайная канцелярия и Тайная экспедиция, отменены ограничения в одежде и еще многое другое. Также получило мощный толчок народное просвещение в России: впервые было создано министерство народного просвещения, по всей стране открывались училища, гимназии. Открылось два высших учебных заведения: Педагогический институт и Царскосельский лицей. В числе его первых выпускников был сотоварищи.

Меньше всего было сделано для самых униженных – крепостных крестьянах. Хотя и вышел указ о вольных хлебопашцах, но освобождение крестьян по нему протекало на таких кабальных условиях, что за все правление Александра на его условиях освободилось меньше 0,5 % от общего количества крепостных.

По поручению императора Сперанский подготовил еще множество неплохих проектов по преобразованию России, но все они так и остались лежать без дела. Даже слухи о том, что Сперанский готовит проект по отмене крепостного права, вызвали среди дворян яростное возмущение. Встретив один раз сопротивление, Александр больше не осмеливался проводить какие-либо реформы. Более того, под давлением общества, он был вынужден выслать Сперанского, выдающегося управленца, который стоил всего «негласного комитета» вместе взятого. Кроме того, в Сперанском подозревали в тайной симпатии к Франции, что накануне войны с ней еще увеличивало ненависть к нему.

Глава II. Это истинный византиец…тонкий, притворный, хитрый.

Уже в начале правления Александра можно было предположить большую вероятность войны с Францией. Если Павел перед смертью разорвал все отношения с Англией и заключил союз с Бонапартом, то Александр первым делом возобновил торговые отношения с Англией, а затем заключил с договор «О взаимной дружбе», направленный против Бонапарта. А вскоре, после того как Наполеон провозгласил себя императором Франции, Россия вступила в третью антифранцузскую коалицию. Ее союзниками были Австрия, Швеция и Англия.

Во время войны Александр впервые среди русских государей после Петра I выехал к своей армии и издали наблюдал сражение. После боя он объехал поле, где лежали раненые, свои и чужие. Он был настолько потрясен человеческими мучениями, что заболел. Всем раненым приказал помочь.

Венцом войны третьей коалиции протии Наполеона стало сражение при Аустерлице. Именно после него император невзлюбил Кутузова. Александр, недовольный медленным развертыванием боя, спросил Кутузова:

Михаил Ларионыч, почему вы не идете вперед?

Я поджидаю, чтобы все войска собрались,- ответил Кутузов.

Ведь мы не на Царицыном лугу, где не начинают парада, пока не придут все полки,- недовольно сказал Александр.

Государь, потому-то я и не начинаю, что мы не Царицыном лугу,- ответил Кутузов.

Достойно продолжить диалог с царем Кутузов не осмелился и повел свою колонну с выгодной высоты в бой. Наполеон ее тут же занял. Битва закончилась полным поражением русско-австрийских войск.

После битвы Александр совершенно не владел собой. Конвой и свита его потеряли. Конь непослушный слабому наезднику, каковым был Александр, не мог перепрыгнуть канаву оказавшуюся на пути. Вот тогда-то, все-таки преодолев пустяковое препятствие, 28-летний император сел под дерево и расплакался…

Поступки Александра становятся совершенно непредсказуемы. Внезапно на пост главнокомандующего он назначает человека абсолютно непригодного для этой должности – 69-летнего фельдмаршала. Армия остается в Европе вместе с новым главнокомандующим и тут же терпит страшное поражение под Прейсиш-Эйлау. Там был ранен будущий военный министр, генерал Барклай де Толли. Лечился от ран он в городе Мемеле. В разговоре с императором генерал впервые высказался о тактике будущей войны России с Наполеоном. Что она будет, в те годы уже никто не сомневался. У ложа раненного Барклая де Толли Александр впервые для себя услышал горькие истины. В России нет полководца, способного противостоять военному гению Наполеона. И что русской армии, по-видимому, придется применять древнюю тактику заманивания врага вглубь страны, что генерал успешно и делал, пока его не сменил Кутузов. Но и он продолжал начатое предшественником.

В 1807 году между Францией и Россией был заключен Тильзитский мир. Его подписали лично два императора, встретившиеся наедине в плавучем павильоне посреди реки Неман. Они условно поделили зоны влияния каждого из них: Наполеон властвует на Западе, Александр – не Востоке. Бонапарт прямо указал, что Россия должна усилиться за счет Турции и Швеции, в то время как ему, Наполеону отдадут не откуп Италию и Германию.

Его цели были довольно очевидны: втянуть вероятного врага сразу в две долгих, затяжных войны и как можно больше его ослабить. Но надо сказать, что русские войска разобрались и с тем, и с другим соперником довольно быстро, присоединив к себе Финляндию и земли за Дунаем.

Недовольство Тильзитским миром среди людей все росло. Они не понимали как их император может дружить с этим «исчадием революции». Континентальная блокада Англии, принятая Александром при Тильзите, наносила существенный урон торговле, казна опустела, а ассигнации, выпускаемые ею, совершенно обесценились. Русских людей раздражало появление в Петербурге после Тильзита французского посольства, его наглое и самоуверенное поведение, его большое влияние на Александра. Сам Александр не мог не видеть, что его политика не находит понимания и поддержки у подданных. Тильзитский мир все больше разочаровывал его: Наполеон откровенно не соблюдал условия договора и не интересовался мнением Александра. Это бесцеремонное поведение ужасно раздражало российского императора. Постепенно он начал готовится к войне.

В ночь с 11 на 12 июня 1812 года император узнал о начале войны. Во время бала ему доложили о наполеоновской переправе через Неман, но царь продолжал танцевать. Только после бала он объявил о начале войны и уехал в Вильно, к армии.

В Петербург Государственному совету Александр отправил письмо с таким содержанием: «Я не положу оружия, доколе ни единого неприятельского воина не останется в царстве моем».

Обращение к армии он закончил словами: «За начинающего – Бог». Он помнил эту фразу из «Азбуки» Екатерины, написанной ею собственноручно для внуков. Поначалу сам порывавшийся руководить Александр, вскоре убедившись в своей неспособности командовать войсками, покинул армию в начале июля. Прощаясь с Барклаем де Толли (это было в конюшне, где генерал чистил коня), Александр сказал: «Поручаю вам свою армию, не забудьте, что у меня второй нет,- эта мысль не должна покидать вас».

Император прибыл в Москву 11 июля . Здесь он был буквально потрясен патриотическим порывом людей. Собралось столько людей, что он едва пробивался сквозь толпу. Он слышал крики москвичей: «Веди нас, отец наш!», «Умрем или победим!», «Одолеем супостата!» Растроганный император запретил солдатам разгонять толпу, сказав: «Не троньте, не троньте их! Я пройду!» В Москве Александр подписал Манифест о всеобщем ополчении, в которое вступило огромное число людей.

Все больше нарастало волнение и недовольство отступлением русских войск. Под давлением общественного мнения Александр назначил на должность главнокомандующего нелюбимого им, но любимого в народе генерала от инфантерии Михаила Илларионовича Кутузова. Тот сразу заявил, что Барклай де Толли придерживался правильной тактики, и что он сам намеревается ей следовать. Позже, в угоду обществу Кутузов французам сражение под Бородино. После него Наполеон скажет: «Самое страшное из всех моих сражений – это, то которое я дал под Москвой. Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми».

Несмотря на требование царя дать новое сражение, Кутузов, получивший накануне высший военный чин генерал-фельдмаршала, принял решение сдать Москву без боя с целью сохранения армии. Это было единственным правильным для России выходом.

Очень много тревог было у императора после Бородинского сражения, отступления и пожара Москвы. Даже поседев за одну ночь, его намерение не уступать Наполеону осталось неизменным. Наполеон, уже ставший сомневаться в успехе своего похода в Россию, из занятой Москвы пытался вести переговоры, но Александр молчал.

Последние события, переживания и тревоги чрезвычайно изменили Александра. Позднее он скажет: «Пожар Москвы осветил мою душу». Император стал чаще задумываться о жизни, искренне уверовал в Бога, обратился к Библии. Отступили его такие черты, как гордыня и честолюбие. Так, например, когда в армии захотели, чтобы сам император стал главнокомандующим, он категорично отказался. «Пусть лавры пожинают те, которые более меня достойны их»,- сказал Александр.

В конце декабря 1812 года генерал-фельдмаршал Кутузов докладывал царю: «Государь, война окончилась за полным истреблением неприятеля».

После изгнания Наполеона из России император настоял на продолжении войны, хотя Кутузов ему говорил про плачевное состояние армии, и про исполнение обета «доколе ни единого неприятельского воина не останется в царстве моем», который был исполнен, на что Александр отвечал: «Если вы хотите мира прочного и надежного, нужно заключить его в Париже».

Финальная стадия заграничного похода русской армии, Битва народов, закончилась победой антифранцузских коалиционных войск во главе с Россией. На третий день сражений Александр лично командовал войсками с «монаршего» холма, где вместе с ним находились прусский император и австрийский король.

Наконец союзные войска занимают Париж. Парижане ликуют, когда понимают, что Александр не собирается делать с Парижем то же, что и с Москвой. Это триумф русского оружия и России! Такого успеха и влияния Россия не знала даже при Екатерине. Александр является инициатором Венского конгресса и Священного союза императоров. Он настаивает на введении во Франции конституции, также по его желанию она появляется и в Польше. Парадокс – самодержавный государь вводит в иноземных государствах конституционное право. Также он поручает своим ближайшим чиновникам аналогичный проект для России. Но постепенно, с течением времени, пыл Александра сходит на нет. Он все дальше отдаляется от государственных дел. Ближе к концу своего правления император все чаще впадает в меланхолию, его захлестывает апатия разочарование в жизни. Тяжесть убийства отца всю жизнь тяготит его, но сейчас это проявляется особенно сильно. «Коронованный Гамлет, которого всю жизнь преследовала тень убитого отца»,- как сказал о нем. Именно сейчас он особенно подходит под это описание. Любое несчастье он воспринимает как Божью кару за свои грехи. Смерть двух дочерей от Елизаветы Алексеевны и дочери от связи с Нарышкиной он считает наказанием за свои грехи. Особенно сильно повлияло на него самое страшное за всю историю наводнение в Петербурге, 19 ноября 1824 года, послужившее апофеозом всех несчастий. Скорей всего именно тогда у него окончательно созревает решение покинуть престол, в чем он заверяет близких. Известно его заявление, что «он уже отслужил 25 лет, солдату в этот срок дают отставку».

Александр становиться религиозным и набожным человеком. В то же время по стране множатся масонские ложи. Эта зараза распространяется с поистине огромной скоростью. Когда один из чиновников заметил императору, что надо бы их запретить, Александр лишь тихо ответил: «Не мне их судить», но все-таки перед смертью издал рескрипт о запрещении масонских лож.

1 сентября император отъезжает в Таганрог. Отъезд этот был тихий и незаметный, необходимый якобы для того, чтобы поправить императрице здоровье. Но сначала Александр заезжает в Александро-Невскую лавру, где для него проводят не молебен, а панихиду! Затем император в спешном порядке уезжает в Таганрог. Там они живут с императрицей тихо и мирно, не интересуясь делами. Александр делает несколько поездок в близлежащие города и внезапно заболевает. Достоверно не известно, что это было: малярия или брюшной тиф. Доктора знают, как его лечить, но Александр запретил им даже подходить к себе.

Глава III. «Сфинкс, не разгаданный до гроба»

До сих пор продолжаются споры о загадочной смерти Александра. А может, вовсе и не смерти? Рассмотрим все странности, так или иначе, связанные с обстоятельствами кончины государя.

Первая и самая очевидная – это сам Александр, неустанно повторявший, что он намеревается оставить престол, что корона стала слишком тяжела, и не за горами день, когда он отречется от престола, и будет жить частным лицом.

Вторая странность – загадочный отъезд и посещение Александро-Невской лавры. Его отъезд состоялся при чрезвычайно интересных обстоятельствах. В дальнюю дорогу царь выехал совершенно один, без свиты. В пять часов утра, далеко за полночь коляска императора подъезжает к лавре, где его встречают (!) митрополит Серафим, архимандрит и братия. Император приказывает закрыть за собой ворота и никого не допускать на службу. Получив благословение от митрополита, он, сопровождаемый монахами, проходит внутрь собора. Дальше мнения расходятся: по одной версии был сослужен обычный молебен, который Александр всегда служил перед всякой дальней поездкой; по другой версии в ту ночь для Александра служили панихиду. С первого это маловероятно, но зачем тогда нужно было приезжать в лавру одному, так поздно, и приказывать закрыть ворота? Все это указывает, что в ту ночь в Александро-Невской лавре творилось что-то необычное. Уходя из лавры, Александр, со слезами на глазах, сказал на прощание братии: «Помолитесь за меня и за мою жену».

Даже болезнь, от которой якобы умер император, еще одна загадка. По сведениям, дошедшим до нас, это либо малярия, либо брюшной тиф. Совершенной неожиданностью является также само заболевание государя. Уже не молодой, но и не старый, крепкий император, внезапно свален неизвестной нам болезнью. Одно, несомненно – врачи знают, как его лечить, но Александр запрещает близким допускать до него врача, что приводит к очевидному результату: 19 ноября император скончался. На следующий день близкие царя и врачи были изрядно удивленны: тело Александра, несмотря на недавний срок смерти, вздулось, порыхлело, источало неприятный запах, лицо почернело, а черты лица изменились. Все списали на местный воздух и климат. А несколько дней назад в Таганроге умер фельдъегерь Масков, чрезвычайно похожий не императора, а его тело таинственным образом исчезло. В его семье до сих пор хранится предание, что именно фельдъегерь Масков похоронен в Петропавловской крепости вместо императора. Есть еще несколько странностей, ставящих под сомнение действительную смерть императора. Во-первых, Александр, человек чрезвычайно набожный, не мог не исповедоваться перед смертью, но тем не менее, он этого не сделал, и даже его близкие, присутствовавшие там не вызвали духовника, что указывает на их посвященность в замысел царя (возможного). Во-вторых, в последствии не удалось найти никаких документов, связанных непосредственно со смертью императора. И, в-третьих – по умершему Александру ни разу не была отслужена панихида.

Тело покойного царя поместили в два гроба: сначала в деревянный, потом в

свинцовый. Вот что сообщал в столицу князь Волконский, ответственный за перевозку тела покойного в Петербург: «Хоть тело и бальзамировано , но от здешнего сырого воздуха лицо все почернело, и даже черты лица покойного совсем изменились…

Поэтому я думаю, что вскрывать гроб не следует».

Тело умершего императора везли к Москве в строжайшей секретности, но, несмотря на это слухи бежали далеко вперед. Какие только толки не шли об умершем государе: Что его продали в иноземную неволю, что его похитили коварные враги, что его убили ближайшие сподвижники, и что, наконец, он отрекся от престола таким необычным образом, то есть сбежал, сняв с себя бремя власти. Ходили слухи, что какому-то дьячку удалось подглядеть, кого везут в гробу. Когда его спросили, вправду ли это везут царя-батюшку, тот ответил: «Нет там государя, не государя это везут, а черта».

По прибытию в Москву гроб с тело поместили в Архангельский собор Кремля, где гроб, вопреки советам Волконского, был открыт, но прощались с покойным государем лишь самые близкие люди. Некоторые горячие головы высказывали мнение, что надо бы проверить подлинность покойника, и возможно им бы это удалось, если бы не беспрецедентные меры безопасности: ввод комендантского часа, усиленные патрули.

Похоронен Александр был 13 марта в Петербурге. Но…

…возможна и другая версия событий. Тогда все странности превращаются во вполне закономерные действия. Становится понятной и прижизненная панихида Александра в Александро-Невской лавре, и чрезмерное вздутие, начавшееся разложение тела – все-таки фельдъегерь Масков умер раньше Александра. А про пропажу документов, «липовую» болезнь и отсутствие духовника можно даже не рассуждать. Кроме того, очевидно, что многие близкие императора были посвящены в его замысел – как еще можно объяснить то, что никто из так ни разу, и заказали по умершему царю панихиды.

Прошло десять лет.

К кузнице в Красноуфимске Пермской губернии подъехал крепкий, плечистый пожилой человек и попросил подковать лошадь. В разговоре с кузнецом он сообщил, что зовут его Федор Кузьмич, едет он без служебной надобности, просто «людей и мир посмотреть». Кузнец насторожился и сообщил о вольном страннике в полицию. Городовой спросил со старика документы, которых у него не оказалось. За бродяжничество Федора Кузьмича приговорили к двадцати ударам плетью и ссылке на поселение в Сибирь. Его, вместе с остальными ссыльными отправили по этапу на Краснореченский винокуренный завод, куда и определили на поселение. Прожив там пять лет, Федор Кузьмич переехал в деревню Зерцалы. Построил себе избу-келью за деревней, где и жил на протяжении долгих лет.

Старец учил крестьянских детей грамоте, истории, географии, Священному Писанию. Взрослых он удивлял рассказами об Отечественной войне, военных походах и сражениях. Он в тонкости знал придворный этикет и давал довольно точные характеристики известных людей: Кутузова, Суворова, Аракчеева.… Но никогда не упоминал он имена императоров Александра и Павла.

Сибирский старец принимал у себя любого желающего и всегда был готов дать совет, и оказать посильную помощь. Были среди знакомых и влиятельные люди, такие как Макарий, епископ Томский и Барнаульский, и Афанасий, епископ Иркутский.

Многие тогда считали его архиереем – расстригой, пока однажды отставной солдат Оленьев, проезжавший через село Краснореченское, не узнал в Федоре Кузьмиче покойного императора. Это дало пищу для слухов и пересудов. Молва о сибирском старце распространилась на всю Россию.

Среди друзей Федора Кузмича был и состоятельный томский купец, с которым старец познакомился в 1857 году. Позже купец предложил ему переехать в Томск, где он специально для него выстроил келью.

Федор Кузьмич согласился на это щедрое предложение и покинул Зерцалы.

Перед смертью старца взволнованный купец спросил его:

«Молва носится, что вы, Федор Кузьмич, не кто иной, как император Александр Благословенный. Так ли это?»

Старец, будучи еще в здравом уме, ответил ему:

«Чудны дела твои, Господни: нет тайны, которая бы не открылась. Хоть ты и знаешь, кто я, ты меня не величь, схорони просто».

По завещанию, оставленному старцем после себя, в Петербург были доставлены два предмета – крест и икона. Именно эти предметы из вещей Александра пропали после его смерти.

В этой главе мы рассмотрели обстоятельства смерти Александра и жизни загадочного старца Федора Кузьмича

Заключение

Действительно ли умер император Александр или все это было тщательно спланированным представлением, мы, скорей всего уже никогда не узнаем. Но немного порассуждать на эту тему нам ничто не мешает.

Рассмотри первую гипотезу. Несмотря на все странности и доказательства в пользу второй версии, смерть Александра в Таганроге выглядит вполне вероятной. Во-первых: при кончине государя присутствовало множество придворных. И что, они все поголовно были посвящены в затею императора? Навряд ли. Кроме того, в событиях той ночи участвовала целая группа докторов, которых Александру не удалось бы обмануть своей притворной смертью.

Опустим обстоятельства его смерти и перейдем к скитаниям Федора Кузьмича. Допустим Александру чудесным образом удалось обдурить всех свидетелей его смерти, или же потратить прорву денег на их подкуп. Гипотетически предположим, что загадочный сибирский старец и есть сбежавший император. Напомню, Александр умер в 1825 году, а первое упоминание о старце относится к осени 1836 года. Где Александр был все эти годы? Ведь перед кузнецом предстает, пусть и пожилой, но крепкий и плечистый мужчина, полный сил и здоровья. А ведь Александр был отнюдь не крепок физически, был скверным наездником и имел слабое здоровье. А ведь к моменту его появления в Красноуфимске ему почти 60 лет! А поле этого он живет еще 30 лет! Невероятно!

Вспомним момент, когда отставной солдат Оленьев узнал в Федоре Кузьмиче императора Александра. Где Оленьев, простой рядовой, мог видеть императора? На войне, на парадах. Но настолько ли хорошо он запомнил черты царского лица, чтобы потом увидеть их в простом бродяге? Сомнительно. Кроме того Александр с тех пор сильно изменился: постарел, отрастил бороду. Маловероятно, что солдат, который видел-то императора всего пару раз, запомнил его настолько, чтобы через много лет узнать его, постаревшего, бородатого, в седом старце, живущем в глухой Сибири.

Гипотеза вторая. Что говорит в пользу альтернативной версии событий? Достаточно многое. Странные события накануне и после смерти императора. Необъяснимые действия близких Александру людей, будто знавших нечто такое, чего не знают другие. Все это, несомненно, указывает на вторую версию событий. Ему удалось договориться с теми, кто присутствовал при его мнимой кончине, тайно выбраться из города. Где он пропадал десять лет кряду? Жил на каком-нибудь лесном хуторе, восстанавливал здоровье. Через 10 лет, наконец, решился выйти из леса и сразу почувствовал на собственной шкуре «трогательную заботу» нашего государства о своих гражданах. Поскитавшись, осядет в деревне Зерцалы, где начнет просветительскую деятельность. Он поражал темных крестьян своими знаниями в области истории, географии, права. Был он человеком религиозным и набожным. Еще одно доказательство – глухота на одно ухо (Александр потерял слух в молодости на стрельбах в Гатчине). Также старец в тонкостях знал придворный этикет. Если это и можно как-то объяснить (состоял слугой у какого-нибудь вельможи), то точные характеристики, которые он давал известным людям объяснению не поддаются.

Федор Кузьмич жил крошечной избушке-келье, был аскетом и много времени посвящал Богу. Всю свою жизнь он замаливал какой-то грех. Если придерживаться версии, что старцем является Александр, то этим грехом может являться отцеубийство, которым Александр, будучи еще императором, чрезвычайно тяготился.

Еще один интересный момент: когда солдат признал в Федоре Кузьмиче императора, слава о загадочном старце разнеслась по всей России. Неужели друзья и родственники Александра ничего не знали об этих слухах? И если знали, что, несомненно, почему не приказали казнить дерзкого самозванца? Может потому что знали, что это вовсе не самозванец? Это наиболее вероятный вариант.

И последний момент, особенно поразивший меня. Хотя, возможно все это досужие сплетни нашего затейливого на выдумку народа. . Согласно его условиям, в Петербург были доставлены крест и икона, вещи, принадлежавшие Александру, и пропавшие накануне его смерти. Повторюсь, и скажу, что скорей всего это вымысел, но если вдруг это окажется правдой, то этот случай служит неопровержимым доказательством второй гипотезы.

Вот работа и подошла к концу. Я надеюсь, что основная цель работы, освещение загадочной смерти императора Александра I, была успешно выполнена. Кроме того, Александр был показан как личность и исторический персонаж, не самый плохо, надо сказать. Фактически он прожил две жизни: первую, пусть и не во всех местах чистую и благородную, но все-таки достойную; и вторую, светлую и чистую. Начиная с чистого листа, Александр однозначно не прогадал. Пусть вам также повезет, когда вы начинаете с чистого лис

Список использованной литературы

Булычев Кир (Игорь Всеволодович Можейко), «Тайны Российской Империи», Москва, 2005

, «Царские династии», Москва, 2001 г.

«Загадка Александра I», http://zagadki. *****/Zagadki_istorii/Zagadka_Aleksandra. html

, «Правители России», Ростов-на-Дону, 2007 г.

,»Королевские династии», Москва, 2002 г.

«Сфинкс, не разгаданный до гроба»,

http://www. *****/text/sfinks__ne_razgadannij_d. htm

Шикман А., «Кто есть кто в Российской истории», Москва, 2003 г.

Приложение

Александр I Благословенный

Приложение 2 .

Негласный комитет

Загадочный сибирский старец Федор Кузьмич

Парадоксально, но этот Государь, победивший самого Наполеона и освободивший Европу от его владычества, все время оставался в тени истории, постоянно подвергаясь клевете и принижению, «приклеив» к его личности юношеские строки Пушкина: «Властитель слабый и лукавый». Как пишет доктор истории Парижского института восточных языков А.В. Рачинский:

Как и в случае с Государем Николаем II, Александр I - это оболганная фигура в русской истории: его оболгали при жизни, на него продолжали клеветать после смерти, тем более в советское время. Об Александре I написаны десятки томов, целые библиотеки, и в основном это ложь, клевета на него.

Ситуация в России стала меняться лишь недавно, после того как Президент В.В. Путин в ноябре 2014 г. открыл памятник Императору Александру I возле стен Кремля, заявив при этом:

Александр I навсегда вошёл в историю как победитель Наполеона, как дальновидный стратег и дипломат, как государственный деятель, осознающий ответственность за безопасное европейское и мировое развитие. Именно российский Император стоял у истоков тогдашней системы европейской международной безопасности.

Нота Александра I Наполеону

Личность Александра Благословенного остаётся одной из самых сложных и загадочных в русской истории. Князь П.А. Вяземский назвал его «Сфинкс, неразгаданный до гроба». Но по меткому выражению А. Рачинского судьба Александра I и за гробом столь же загадочна. Все больше доказательств того, что Царь закончил свой земной путь в праведным старцем Феодором Козьмичом, причисленного к лику Святых Русской Православной Церкви. Мировая история знает немного деятелей, сопоставимых по масштабу с Императором Александром I. Его эпоха была «золотым веком» Российской империи, тогда Петербург был столицей Европы, судьбы которой решались в Зимнем дворце. Современники называли Александра I «Царём царей», победителем антихриста, освободителем Европы. Население Парижа с восторгом встречало его цветами, главная площадь Берлина названа его именем - Alexander Platz.

Что касается участия будущего Императора в событиях 11 марта 1801 г., то оно до сих пор покрыто завесой тайны. Хотя само оно, в любой форме, не украшает биографии Александра I, никаких убедительных доказательств в том, что он знал о грядущем убийстве своего отца, не существует. По воспоминаниям современника событий гвардейского офицера Н.А. Саблукова, большинство лиц, приближённых к Александру, свидетельствовали, что тот, «получив известие о смерти отца, был страшно потрясён» и даже лишился чувств у его гроба. Фонвизин описывал реакцию Александра I на новость об убийстве отца:

Когда все кончилось, и он узнал страшную истину, скорбь его была невыразима и доходила до отчаяния. Воспоминание об этой страшной ночи преследовало его всю жизнь и отравляло его тайною грустью.

Следует учесть, что глава заговора граф П.А. фон дер Пален с поистине, сатанинским коварством запугивал Павла I о заговоре против него старших сыновей Александра и Константина, а их намерениями отца отправить их под арест в Петропавловскую крепость, а то и на эшафот. Мнительный Павел I, хорошо знавший судьбу своего отца Петра III, вполне мог поверить в правдивость сообщений Палена. Во всяком случае, Пален показывал Александру приказ Императора, почти наверняка поддельный, об аресте Императрицы Марии Федоровны и самого Цесаревича. По некоторым данным, впрочем, не имеющим точного подтверждения, Пален просил Наследника дать «добро» на отрешение Императора от престола. После некоторого колебания Александр якобы согласился, категорически заявив, что при этом отец не должен пострадать. Пален дал ему в этом честное слово, которое цинично нарушил ночью 11 марта 1801 г. С другой стороны, за несколько часов до убийства Император Павел I призвал к себе сыновей Цесаревича Александра и Великого Князя Константина и приказал привести их к присяге (хотя они уже делали это при его восхождении на престол). После того как те исполнили волю Государя, тот пришел в хорошее расположение духа и дозволил сыновьям отужинать вместе с ним. Странно, что после этого Александр дал бы свое «добро» на государственный переворот.

Александровская колонна воздвигнута в 1834 году архитектором Огюстом Монферраном в память о победе Александра I над Наполеоном. Фото: www.globallookpress.com

Несмотря на то, что участие Александра Павловича в заговоре против своего отца не имеет достаточных подтверждений, он сам всегда считал себя в нем виновным. Нашествие Наполеона Государь воспринимал не только как смертельную угрозу России, но и как кару за свой грех. Именно поэтому он воспринял победу над нашествием как величайшую Милость Божью. «Велик Господь наш Бог в милостях и во гневе Своём! − заявил Царь после победы. Господь шёл впереди нас. − Он побеждал врагов, а не мы!». На памятной медали в честь 1812 г. Александр I повелел отчеканить слова: «Не нам, не нам, а имени Твоему!». Государь отказался от всех почестей, которые хотели ему воздать, в том числе и от титула «Благословенный». Однако вопреки его воле это прозвище закрепилось в русском народе.

После победы над Наполеоном Александр I был главной фигурой мировой политики. Франция была его трофеем, он мог делать с ней все что угодно. Союзники предлагали расчленить ее на мелкие королевства. Но Александр считал, что кто зло попускает, тот сам зло творит. Внешняя политика является продолжением политики внутренней, и как не бывает двойной морали — для себя и для других, так нет политики внутренней и внешней.

Православный Царь и во внешней политике, в отношениях с неправославными народами, не мог руководствоваться иными нравственными принципами. А. Рачинский пишет:

Александр I по-христиански простил французам все их вины перед Россией: пепел Москвы и Смоленска, грабежи, взорванный Кремль, расстрелы русских пленных. Русский Царь не позволил своим союзникам разграбить и разделить на части побеждённую Францию. Александр отказывается от репарации с обескровленной и голодной страны. Союзники (Пруссия, Австрия и Англия) были вынуждены покориться воле русского царя, и в свою очередь отказались от репараций. Париж не был ни ограблен, ни разрушен: Лувр с его сокровищами и все дворцы остались в неприкосновенности.

Император Александр I стал главным основателем и идеологом Священного Союза, созданного после разгрома Наполеона. Безусловно, что пример Александра Благословенного всегда был в памяти Императора Николая Александровича, и нет сомнений, что Гаагская конференция 1899 г., созванная по инициативе Николая II, была навеяна Священным Союзом. Это кстати, отмечал в 1905 г. граф Л.А. Комаровский: «Победив Наполеона, — писал он, — Император Александр помышлял даровать народам Европы, истерзанными долгими войнами и революциями, прочный мир. По его мысли великие державы должны были соединиться в союз, который покоясь на началах христианской морали, справедливости и умеренности, был бы призван содействовать им в уменьшении их военных сил и поднятии торговли и общего благосостояния». После падения Наполеона встает вопрос о новом моральном и политическом порядке в Европе. Впервые во всемирной истории Александр, «царь царей», старается поставить нравственные принципы в основание международных отношений. Святость станет основополагающим началом новой Европы. А. Рачинский пишет:

Наименование Священного союза было выбрано самим Царем. По-французски и по-немецки библейская коннотация очевидна. Понятие правды Христовой вступает в международную политику. Христианская нравственность становится категорией международного права, бескорыстие и прощение врага провозглашены и применены на деле победителем Наполеона.

Александр I был одним из первых государственных деятелей новой истории, кто считал, что помимо земных, геополитических задач, у внешней политики России есть задача духовная. «Мы заняты здесь важнейшей заботой, но и труднейшей также, — писал Государь княгине С.С. Мещерской. — Дело идёт об изыскании средств против владычества зла, распространяющегося с быстротою при помощи всех тайных сил, которыми владеет сатанинский дух, управляющий ими. Это средство, которое мы ищем, находится, увы, вне наших слабых человеческих сил. Один только Спаситель может доставить это средство Своим Божественным словом. Воззовём же к Нему от всей полноты, от всей глубины наших сердец, да сподобит Он послать Духа Своего Святого на нас и направит нас по угодному Ему пути, который один только может привести нас ко спасению».

Верующий русский народ не сомневается, что этот путь привел Императора Александра Благословенного, царя-царей, повелителя Европы, властителя полу-мира, к маленькой избе в далекой Томской губернии, где он, старец Феодор Козьмич, в долгих молитвах отмаливал грехи свои и всей России у Всемогущего Бога. Верил в этом и последний русский Царь святой мученик Николай Александрович, который еще будучи Наследником, тайно посетил могилу старца Феодора Козьмича и назвал его Благословенным.

12 (25) декабря 1777 г. в Петербурге в семье Цесаревича Павла Петровича и Цесаревны Марии Феодоровны родился первенец - Великий Князь Александр Павлович, который вошел в историю как Император Александр I Благословенный
Парадоксально, но этот Государь, победивший самого Наполеона и освободивший Европу от его владычества, все время оставался в тени истории, постоянно подвергаясь клевете и принижению, «приклеив» к его личности юношеские строки Пушкина: «Властитель слабый и лукавый». Как пишет доктор истории Парижского института восточных языков А.В. Рачинский: «Как и в случае с Государем Николаем II, Александр I – это оболганная фигура в русской истории: его оболгали при жизни, на него продолжали клеветать после смерти, тем более в советское время. Об Александре I написаны десятки томов, целые библиотеки, и в основном это ложь, клевета на него».

Личность Александра Благословенного остаётся одной из самых сложных и загадочных в русской истории. Князь П.А. Вяземский назвал его «Сфинкс, неразгаданный до гроба». Но по меткому выражению А. Рачинского судьба Александра I и за гробом столь же загадочна. Все больше доказательств того, что Царь закончил свой земной путь в праведным старцем Феодором Козьмичом, причисленного к лику Святых Русской Православной Церкви. Мировая история знает немного деятелей, сопоставимых по масштабу с Императором Александром I. Его эпоха была «золотым веком» Российской империи, тогда Петербург был столицей Европы, судьбы которой решались в Зимнем дворце. Современники называли Александра I «Царём царей», победителем антихриста, освободителем Европы. Население Парижа с восторгом встречало его цветами, главная площадь Берлина названа его именем – Alexander Platz.

Что касается участия будущего Императора в событиях 11 марта 1801 г., то оно до сих пор покрыто завесой тайны. Хотя само оно, в любой форме, не украшает биографии Александра I, никаких убедительных доказательств в том, что он знал о грядущем убийстве своего отца, не существует.

По воспоминаниям современника событий гвардейского офицера Н.А. Саблукова, большинство лиц, приближённых к Александру, свидетельствовали, что тот, «получив известие о смерти отца, был страшно потрясён» и даже лишился чувств у его гроба. Фонвизин описывал реакцию Александра I на новость об убийстве отца: Когда все кончилось, и он узнал страшную истину, скорбь его была невыразима и доходила до отчаяния. Воспоминание об этой страшной ночи преследовало его всю жизнь и отравляло его тайною грустью.

Следует учесть, что глава заговора граф П.А. фон дер Пален с поистине, сатанинским коварством запугивал Павла I о заговоре против него старших сыновей Александра и Константина, а их намерениями отца отправить их под арест в Петропавловскую крепость, а то и на эшафот. Мнительный Павел I, хорошо знавший судьбу своего отца Петра III, вполне мог поверить в правдивость сообщений Палена. Во всяком случае, Пален показывал Александру приказ Императора, почти наверняка поддельный, об аресте Императрицы Марии Федоровны и самого Цесаревича. По некоторым данным, впрочем, не имеющим точного подтверждения, Пален просил Наследника дать «добро» на отрешение Императора от престола. После некоторого колебания Александр якобы согласился, категорически заявив, что при этом отец не должен пострадать. Пален дал ему в этом честное слово, которое цинично нарушил ночью 11 марта 1801 г. С другой стороны, за несколько часов до убийства Император Павел I призвал к себе сыновей Цесаревича Александра и Великого Князя Константина и приказал привести их к присяге (хотя они уже делали это при его восхождении на престол). После того как те исполнили волю Государя, тот пришел в хорошее расположение духа и дозволил сыновьям отужинать вместе с ним. Странно, что после этого Александр дал бы свое «добро» на государственный переворот.

Несмотря на то, что участие Александра Павловича в заговоре против своего отца не имеет достаточных подтверждений, он сам всегда считал себя в нем виновным. Нашествие Наполеона Государь воспринимал не только как смертельную угрозу России, но и как кару за свой грех. Именно поэтому он воспринял победу над нашествием как величайшую Милость Божью. «Велик Господь наш Бог в милостях и во гневе Своём! − заявил Царь после победы. Господь шёл впереди нас. − Он побеждал врагов, а не мы!». На памятной медали в честь 1812 г. Александр I повелел отчеканить слова: «Не нам, не нам, а имени Твоему!». Государь отказался от всех почестей, которые хотели ему воздать, в том числе и от титула «Благословенный». Однако вопреки его воле это прозвище закрепилось в русском народе.

После победы над Наполеоном Александр I был главной фигурой мировой политики. Франция была его трофеем, он мог делать с ней все что угодно. Союзники предлагали расчленить ее на мелкие королевства. Но Александр считал, что кто зло попускает, тот сам зло творит. Внешняя политика является продолжением политики внутренней, и как не бывает двойной морали - для себя и для других, так нет политики внутренней и внешней.

Православный Царь и во внешней политике, в отношениях с неправославными народами, не мог руководствоваться иными нравственными принципами.
А. Рачинский пишет: Александр I по-христиански простил французам все их вины перед Россией: пепел Москвы и Смоленска, грабежи, взорванный Кремль, расстрелы русских пленных. Русский Царь не позволил своим союзникам разграбить и разделить на части побеждённую Францию.

Александр отказывается от репарации с обескровленной и голодной страны. Союзники (Пруссия, Австрия и Англия) были вынуждены покориться воле русского царя, и в свою очередь отказались от репараций. Париж не был ни ограблен, ни разрушен: Лувр с его сокровищами и все дворцы остались в неприкосновенности.

Император Александр I стал главным основателем и идеологом Священного Союза, созданного после разгрома Наполеона. Безусловно, что пример Александра Благословенного всегда был в памяти Императора Николая Александровича, и нет сомнений, что Гаагская конференция 1899 г., созванная по инициативе Николая II, была навеяна Священным Союзом. Это кстати, отмечал в 1905 г. граф Л.А. Комаровский: «Победив Наполеона, - писал он, - Император Александр помышлял даровать народам Европы, истерзанными долгими войнами и революциями, прочный мир. По его мысли великие державы должны были соединиться в союз, который покоясь на началах христианской морали, справедливости и умеренности, был бы призван содействовать им в уменьшении их военных сил и поднятии торговли и общего благосостояния». После падения Наполеона встает вопрос о новом моральном и политическом порядке в Европе. Впервые во всемирной истории Александр, «царь царей», старается поставить нравственные принципы в основание международных отношений. Святость станет основополагающим началом новой Европы. А. Рачинский пишет: Наименование Священного союза было выбрано самим Царем. По-французски и по-немецки библейская коннотация очевидна. Понятие правды Христовой вступает в международную политику. Христианская нравственность становится категорией международного права, бескорыстие и прощение врага провозглашены и применены на деле победителем Наполеона.

Александр I был одним из первых государственных деятелей новой истории, кто считал, что помимо земных, геополитических задач, у внешней политики России есть задача духовная. «Мы заняты здесь важнейшей заботой, но и труднейшей также, - писал Государь княгине С.С. Мещерской. - Дело идёт об изыскании средств против владычества зла, распространяющегося с быстротою при помощи всех тайных сил, которыми владеет сатанинский дух, управляющий ими. Это средство, которое мы ищем, находится, увы, вне наших слабых человеческих сил. Один только Спаситель может доставить это средство Своим Божественным словом. Воззовём же к Нему от всей полноты, от всей глубины наших сердец, да сподобит Он послать Духа Своего Святого на нас и направит нас по угодному Ему пути, который один только может привести нас ко спасению».

Верующий русский народ не сомневается, что этот путь привел Императора Александра Благословенного, царя-царей, повелителя Европы, властителя полу-мира, к маленькой избе в далекой Томской губернии, где он, старец Феодор Козьмич, в долгих молитвах отмаливал грехи свои и всей России у Всемогущего Бога. Верил в это и последний русский Царь святой мученик Николай Александрович, который еще будучи Наследником, тайно посетил могилу старца Феодора Козьмича и назвал его Благословенным.