Дворцовый мост расположен между Дворцовым проездом и Биржевой площадью Васильевского острова. Его длина составляет 260 метров, ширина - 27,8 метра. Средний из пяти его пролетов - разводной, двукрылый. Остальные пролеты перекрыты двумя металлическими клепаными неразрезными пролетными строениями со сквозными фермами, имеющими нижние криво-линейные пояса.

Каждое крыло уравновешено семью противовесами. Масса металлических строений Дворцового моста составляет 4868 тонн, а противовесов – 2800 тонн.
Он считается одним из символов города. Возможно, это самый красивый мост Петербурга. И самый известный.

На месте современного Дворцового моста задолго до его появления долго не существовало никакой переправы через Неву – ее роль выполнял расположенный выше по течению Исаакиевский плашкоутный (наплавной) мост. После постройки Благовещенского моста, Петербургский биржевой комитет обратился к царю с просьбой переместить к Зимнему дворцу наплавной Исаакиевский мост, ранее соединявший Университетскую набережную и Сенатскую площадь. Перемещение Исаакиевского моста ближе к стрелке Васильевского острова позволяло создать удобную транспортную артерию, которая бы обслуживала находящиеся на стрелке учреждения Торгового порта. Разрешение на перемещение моста было получено 5 августа 1853 года. Проект перестройки составил инженер И.К. Герард. Переправе дали новое имя - Дворцовый мост, по находящимся рядом Зимнему дворцу и Дворцовой набережной.

Но тогда мост находился выше по течению, и только в 1896 году был перемещен вниз на 52 метра – на свое нынешнее место. Работы по наведению моста начались зимой 1896 года и закончились 23 декабря 1897-го: когда по нему были проложены рельсы конно-железной дороги. На зиму он «рассоединялся» посередине и, чтобы не мешать ледоходу, отводился к берегам. В зимнее время переправа осуществлялась по льду – пешком, на финских санях, а позже – и трамваем, рельсы и опоры электросетей которого вмораживались в лед.
Дворцовый мост тех времен был небезопасен. Весной 1899 года, например, понтоны, на которых крепился настил, давно требовавший ремонта, дали течь, и переправа чуть не затонула. После этого со всей серьезностью стал вопрос о строительстве капитального моста.


Еще в 1882 году общественные организации и многие домовладельцы обратились в Городскую управу с просьбой заменить Дворцовый плашкоутный мост постоянным. И только в апреле 1901 года был объявлен конкурс, причем одновременно на два моста – Дворцовый и мост Петра Великого (Большеохтинский). На конкурс поступили 27 эскизных проектов, в том числе 13 – от петербургских авторов. Все они демонстрировались в Александровском зале Городской думы и, по мнению современников, производили далеко не самое выгодное впечатление.
Особая комиссия признала их вообще непригодными и невыполнимыми – за исключением эскизного проекта французской фирмы «Битаньоль». Но хитрые французы отказались продать эскизный проект, и предложили городу подписать договор на строительство моста за 4 миллиона 700 тысяч рублей! Это было слишком дорого.
Был объявлен второй тур конкурса. В итоге в 1909 году приняли проект инженера А. П. Пшеницкого, выпускника Петербургского института инженеров путей сообщения. Архитектурное оформление моста, по распоряжению президента Академии художеств, было поручено архитектору Р. Ф. Мельцеру


Через 12(!) лет, 5 февраля 1911 года, был подписан договор о строительстве моста с Обществом Коломенских заводов. Ожидалось, что переправа будет сдана в эксплуатацию 15 октября 1913 года, но его строительство началось только в 1912 году, так как проект Пшеницкого пришлось переделывать. О сдаче моста в указанные сроки теперь уже никто и не думал. Тем более, что 17 апреля 1914 года в Петербурге случилось наводнение, в результате которого была повреждена одна из строившихся опор. А в августе 1914 года разразилась I Мировая война, и строительство еще более затянулось. Кроме того, участились задержки в поставке металлических конструкций, стала ощущаться нехватка рабочей силы, сказывался недостаток финансирования.

Дворцовый мост был открыт лишь 23 декабря 1916 года. За неделю до этого, 17 декабря 1916-го, было произведено испытание прочности: 34 грузовых автомобиля, каждый из которых имел массу более 600 пудов (почти 10 тонн), въехали на мост одновременно и по-следовательно заняли все его пролеты.
Церемония открытия Дворцового моста прошла скромно: члены царской династии на ней не присутствовали. Им было не до того – с одной стороны, шла тяжелая война, с другой, накануне убили царского любимца Григория Распутина. На торжество прибыла лишь десятая часть приглашенных. Не пришел даже городской голова Делянов, предоставив честь разрезать ленточку своему заместителю.


Художественное оформление Дворцового моста так и не было завершено до 1917 года: устройство перил, фонарей и павильонов заканчивалось уже при Советской власти. Так, знаменитая чугунная литая решетка перил появилась только двадцать лет спустя, в 1939 году! А до того времени там стояли временные деревянные перила. Ну а при взгляде на новые трудящиеся города Ленина могли любоваться рисунком, который «удачно сочетал в композиции перил советскую символику с традициями петербургского классицизма». В ознаменование первой годовщины Октябрьского переворота 1917 года мост назвали Республиканским, но в январе 1944 года ему вернули историческое название.

Дворцовый мост капитально отремонтировали в 1967 году, а в 1977-м его реконструировали: обновили разводную часть, заменили настил, установили новые фонари и убрали со средних опор дощатые хибарки будочников, сохранившиеся с 1916 года. Летом 1997-го была проведена очередная реконструкция, и переправа получила подсветку. Он стал третим мостом после Троицкого и Лейтенанта Шмидта, получившим такую подсветку.
Несмотря на стремление архитекторов «приблизить» переправу к воде, мост всёравно закрывает более чем на половину высоты здания Кунсткамеры, Биржи, Адмиралтейства. Избежать этого при низких берегах Невы и соблюдении условий судоходства было невозможно.

Наконец, в 2001 году Дворцовый мост стал центром торжественной встречи XXI века и III тысячелетия.
Разведённые крылья Дворцового моста являются одним из символов Санкт-Петербурга. Во время проведения праздничных мероприятий их иногда используют в качестве экранов для проецирования документальных фильмов.

Длина моста — 250 м (по другим данным, 255 м), ширина — 27,7 м. Состоит из пяти пролетов.

Необходимость моста через Неву, соединяющего Адмиралтейский остров с Васильевским у Зимнего дворца, обсуждалось в правительстве ещё в конце 20-х годов XIX в.

В 1853 году Николай I дал указание переместить Исаакиевский плашкоутный мост к Зимнему дворцу для прямой и постоянной связи с Биржей и другими учреждениями Торгового порта. В состав нового моста вошли 3 плашкоута из старого Исаакиевского. Перемещение Исаакиевского моста было завершено 10 декабря 1856 года. В периоды ледохода и ледостава мост разводился.

В 1896 году наплавной Дворцовый мост был перенесён вниз по течению на 53,25 м в то место, где позже был возведён постоянный мост. Перенос был связан с решением создать озелененную площадку перед западным фасадом Зимнего дворца.

Своё название мост получил по находящимся рядом с ним Зимнему дворцу и Дворцовой набережной.

В апреле 1901 года объявлен конкурс на возведение сразу двух постоянных мостов, Дворцового и Большеохтинского.

На конкурс поступило 28 эскизных проектов Дворцового моста, но ни один проект не был принят комиссией. Конкурс продлили до мая 1904 года и к существующим проектам добавилось еще 19. При этом в новых вариантах были учтены замечания экспертов.

Строительству помешала русско-японская война, а затем революция 1905 г.

К весне 1908 г. комиссией экспертов были разработаны новые технические требования. И новый конкурс подарил Петербургу еще 9 проектов.

Был принят вариант Общества Коломенских заводов. При этом было главное условие - все работы должны выполняться из отечественного материала русскими рабочими и русскими инженерами. Архитектурное оформление по распоряжению президента Академии художеств было поручено архитектору Р. Ф. Мельцеру.

Он разработал очень пышное и помпезное оформление (жаль что оно так и не было реализовано)...

"... перила сложного рисунка с «чеканными двухсторонними украшениями из толстого листового железа», декоративные карнизы с «картушами, выполненными из толстого железа», восемь фонарей с выкованным из железа декором. На широких опорах разводного пролета поставить четыре больших фонаря-маяка высотой 14 саженей, включавших в себя подъемные машины для людей и балконы вокруг фонарей. Основание фонарей украсить сложной скульптурой, орнаментами, картушами, императорскими орлами ".

Не смотря на утверждение проекта, экспертная комиссия отвергала большие фонари-башни, они якобы были слишком высокими и доминировали бы над зданием Эрмитажа. Сколько прекрасных проектов у нас загублено из-за высотного регламента. В результате был согласован вариант моста и фонарей без скульптурного убранства.

После начала строительства постоянного моста (в 1912 году), наплавной мост был перенесен к Сенатской площади, где находился до 1916 г., пока не сгорел от искры проходившего по Неве буксира.

Строительство моста началось в конце 1911 года. Литые чугунные арки, изготовленные Коломенским заводом, прибывали водным путем и устанавливались на месте.

17 апреля 1914 г. во время наводнения была повреждена одна из строившихся опор. Затем началась первая мировая война и сало не до моста. Строительство велось медленно и к концу 1916 года была готова лишь инженерная конструкция моста. В октябре 1916 года Дворцовый мост открыли для прохода и проезда в недостроенном виде, соорудив «временные» деревянные перила и поставив стандартные чугунные столбы для навешивания фонарей и проводов для трамвая.

Трамвай на мосту.

С приходом новой власти в 1917 году мост был переименован в Республиканский, в 1944 году возвращено историческое название.


Проход Авроры через мост 2015г. Фото (С)

Чугунные перильные решетки появились только в 1939 году.

Эти решетки отлиты скульптором И. В. Крестовским по рисунку архитектора Л. А. Носкова.

По понятным причинам, предполагавшиеся ранее большие украшенные орлами фонарные столбы на опорах моста, советской властью так и не были установлены.

Мост пятипролётный металлический с разводным пролётом посередине. Постоянные пролеты перекрыты двухпролётными металлическими клепанными сквозными фермами балочно-неразрезной системы, с криволинейными поясами. Масса стальных конструкций 7770 т (в том числе 2800 т — противовесы разводной части моста).

Длина моста 250 м (255,05 м), ширина моста между перилами 27,73 м, из них ширина проезжей части — 22,0 м (3 полосы для движения транспорта в каждом направлении) и два тротуара по 2,85 м. Схема разбивки на пролеты: (38,63 + 47,12) + (9,20 + 58,60 + 9,20) + (47,12 + 38,63) м. Судоходный габарит 22,0 × 6,3 (30,00) м

При разводке моста противовесы опускаются в колодцы опор, которые расположены на глубине до 6,0 метров ниже ординара воды в Неве.

Мост прошел капитальный ремонт в 1967 году.

Виды с моста.

В 1977 году мост был реконструирован. Реконструкции подверглись фонари, настил, разводная часть. В 1994 году были сняты трамвайные пути, а в 1997 году была произведена реконструкция моста под руководством инженера Ю. Петрова.

Для освещения и контактной сети на мосту установлено 16 опор с архитектурным декором и 4 опоры контактной сети на разводном пролете.

Вид на мост со стороны Университетской набережной (фото апреля 2016 года).

14 ноября 1997 г, в Петербурге состоялся праздник под названием «Дворцовый мост зажигает огни». С этого дня мост подсвечивается белым, голубым или синим цветом. Редко красным и зеленым, чаще синим.

Пульт управления мостом.

Мост может быть сведён и разведён за три минуты. Вместо выражения "свести мост", специалисты говорят "навести пролёт".

Механизм моста работал надёжно, однако в октябре 2002 года отломился один из зубьев на шестерне, что привело к остановке разводки моста и задержке судов на Неве.

Последний капитальный Дворцового моста был начат 21 октября 2012 года, без возведения временных переправ. 19 октября 2013 года был торжественно открыт после реконструкции.

Дворцовый мост по праву может называться самым романтическим на весь Санкт-Петербург. На его феерическое разведение ежегодно приезжают посмотреть сотни туристов со всех уголков земли. Даже искушенные жители северной столицы нередко приходят, чтобы увидеть это поистине превосходное действо.

Историческая справка

Задолго до появления Дворцового моста на его месте существовал лодочный перевоз через Неву. В 1882 году жители города и главы общественных организаций обратились в Городскую Управу с требованием построить постоянный мост, но тогда местные власти не приняли во внимание желание горожан и отложили этот вопрос в долгий ящик.


По прошествии почти 20-и лет, в 1900 году, местные власти все-таки занялись вопросом постройки моста и приняли решение объявить конкурс для инженеров-строителей и архитекторов. Конкурс был объявлен только через год, комиссия рассмотрела более 25 заявок, но Городская Дума сочла их непригодными. Тогда пришлось объявить повторный конкурс, по результатам которого в 1909 году построить новый Дворцовый мост взялся польский инженер-строитель Андрей Пшеницкий. Закончить сооружение планировалось осенью 1913 года, но Первая мировая война разрушила этот план и лишь 23 декабря 1916 через мост проехал первый экипаж.

Несмотря на красоту и величие Дворцового моста существует ряд фактов, которые мало кому известны:

  • инженер А.П. Пшеницкий допустил ошибку при проектировании - разведенный мост негармонично смотрится в общей панораме города, закрывает собой городские историко-культурные памятки - Зоологический музей, Кунсткамеру, Адмиралтейство;
  • в 1997 году мост декорировали ночной иллюминаций, которая завораживает своей красотой жителей и гостей города в темное время суток;
  • во время праздничных мероприятий, кинофестивалей разводные крылья моста служат экраном для проектирования кино.

Описание моста


Построенный в начале ХХ века мост несколько раз реконструировался, на нем проводились капитальные ремонтные работы. Сегодня разводная чугунная переправа служит соединением Васильевского острова с центральными городскими достопримечательностями - Адмиралтейством и Зимним дворцом.

Гигантская конструкция состоит из 5 пролетов и потрясает своими размерами: общая длина составляет 260,1 метра, ширина - 27,7 метра. Уникальный разводной механизм поднимает 700-тонные пролеты вверх над Невой. Ночная панорама разведённого моста на фоне колокольни Петропавловской крепости является визитной карточкой Санкт-Петербурга.

comments powered by HyperComments

Дворцовый мост — одна из популярных среди туристов достопримечательностей города Санкт-Петербурга. Он расположен в самом центре северной столицы России, являясь своего рода символом города. Мост проходит через реку Неву, а его разведённые крылья смотрятся действительно эффектно на фоне остальных достопримечательностей этого города. Дворцовый мост принадлежит к числу объектов культурного наследия страны. Наглядно можно смотреть на фото и видео в статье ниже.

Наплавная переправа, соединяющая Биржевую площадь и проезд Дворцовый, проходящая через реку Неву, была построена в конце 1856 года, в соответствии с проектом инженера Герарда. Необходимость в сооружении такого объекта возникла после того, как было завершено строительство Благовещенского моста. Инициатором начала строительства стал биржевой комитет Петербурга. Его представители высказали просьбу о перенесении наплавного Исаакиевского моста к лодочной переправе, расположенной около Зимнего Дворца. Перемещение моста позволило бы сформировать максимально удобное сообщение с разнообразными учреждениями Торгового порта. Интересен тот факт, что мост Исаакиевский был первой переправой, построенной в Санкт-Петербурге. Его возводили ежегодно, с наступлением весны, а убирали перед самым ледоставом.

Ещё в 1880-х годах возникла необходимость в сооружении постоянной переправы через Неву. Общественные организации высказали властям Санкт-Петербурга просьбу о замене Дворцового наплавного моста на постоянную переправу. Решению этого вопроса сразу не придали значения, и лишь в 1899 году, когда произошло полное затопление планшкоутов Дворцового моста, было принято решение о начале строительства постоянного моста через Неву. Конкурс на лучший проект такого моста был объявлен только в 1901 году. На рассмотрении в Государственной думе было 27 вариантов проектов, но ни один из них утверждён не был. Конкурс был повторён спустя год, и теперь один из проектов авторства мастера Пшеничного, победил. Однако о строительстве моста вновь заговорили лишь в 1911 году, когда власти города заключили договор с Коломенским заводом. Ещё через год сооружение моста всё-таки было начато. В эксплуатацию же дворцовый мост Санкт-Петербурга был сдан в 1916 году. Однако хорошей отделки на тот момент на нём не было. Мост состоял лишь из временных элементов – деревянных перил и ограждений, замена которых была осуществлена в 1939 году.

Создание внешнего вида

Вид, приближённый к современному, был придан Дворцовому мосту только в 1970 году. Сооружение обзавелось качественными перилами, настилом, фонарями и подсветкой. Интересно, что до 1944 года мост носил название Республиканского, но потом его вновь переименовали в Дворцовый.

Изначально предполагалось, что Дворцовый мост в Санкт-Петербурге станет художественным творением высокого уровня, представляющим собой архитектурный комплекс, включающий в себя несколько ансамблей. Согласно первому проекту, мост через Неву должен был иметь перила, украшенные витиеватым узором, несколько фонарей с декоративной ковкой, группы скульптур и фонари-маяки. Однако проект моста в таком варианте не был одобрен властями Санкт-Петербурга. Предпочтение было отдано более экономичному варианту, однако и его внедрение в жизнь было прервано из-за войны. Дворцовый мост так и остался недостроенным в связи с военными действиями.

Мост в наши дни

Современные специалисты утверждают, что в проекте конструктора Пшеницкого была сделана одна ошибка. Расположение моста в соответствии с его проектом неудобно, ведь конструкция наполовину скрывает известные исторические памятники Санкт-Петербурга, среди которых – Адмиралтейство, Кунсткамера, Зоологический музей. Современный Дворцовый мост смотрится не гармонично с панорамными видами Санкт-Петербурга. А вот его крылья, разводимые ночью, действительно впечатляют. Но, несмотря на некоторые недочёты моста архитектору Пшеницкому удалось-таки добиться удивительного эффекта. Когда смотришь на Дворцовый мост издалека, кажется, будто он стелется по водной глади Невы. Как это выглядит, смотрите в видео и фото в статье. Эффектности сооружению добавила подсветка, которой мост был оборудован немного позднее. В целом конструкция моста представляет собой сложное сооружение, составными частями которого являются пять пролётов, причём тот, который является центральным – разводится в ночное время. Покрытием разводного пролёта служит трёхшарниковая арка, а остальные оборудованы фермами сквозного типа. Центральный пролёт моста имеет крылья, снабжённые противовесами, при помощи которых и осуществляется разведение конструкции. Вес разводных механизмов (противовесов составляет 2800 тонн. За работу разводного механизма отвечают также моторы и шестерни, причём некоторые из них функционируют с самого начала эксплуатации моста.

Памятка для туристов

Дворцовый мост является привлекательным для большинства туристов и путешественников, решивших посмотреть достопримечательности Санкт-Петербурга. Особенно красив мост ночью, когда на нём включаются многочисленные фонари и подсветка, созданная там в 1997 году. Если мост будет разведён, то в его пролёте можно разглядеть Кунсткамеру, но для этого следует встать напротив Эрмитажа. А вот колокольню крепости петропавловской путешественники смогут увидеть, стоя около Адмиралтейства. Добраться к Дворцовому мосту можно от станции метро Василеостровская, пройдя от неё несколько метров по Андреевскому бульвару в сторону Невы. Примеры смотрите на фото и видео ниже. Затем следует свернуть налево и пройти вдоль Университетской набережной. Но гораздо проще добраться к мосту от двух других станций метро – Гостиный двор или Невский проспект.

Что обязательно нужно посмотреть туристам

Дворцовый мост манит туристов своим великолепием. Многие предпочитают посещать это место ночью, когда разводятся крылья моста. Днём в этом районе можно сделать массу хороших фото на фоне Эрмитажа или Петропавловской крепости. Ну а главное действо – развод мостовых крыльев, происходит примерно в 1.30 ночи. В это время воды Невы уже заполонены множеством маленьких лодок с туристами, пожелавшими лично увидеть всё великолепие сооружения. Однако находится близко к мосту в это время можно не больше 10 минут. Потом охранные катера разгоняют кораблики с туристами по речным каналам, чтобы дать возможность для прохождения по реке большим сухогрузам. Движение же транспорта по мосту начинается утром, в 4.55 часов.

Видео

https://www.youtube.com/watch?v=8q7x6UGFHOU

В этом видео ролике можно рассмотреть во всей красе Дворцовый мост, находящийся в Санкт-Петербурге. А так же окрестности, которые приобрели свои очертания с Петровских времен. Таким образом вы погрузитесь в древние времена, когда строилась и крепла северная столица. После прочтения статьи, вы можете подписаться на наш канал, в социальных сетей. Или оставить свой отзыв о посещении Дворцового моста для наших пользователей, стоит или не стоит увидеть его в натуральном виде.

21 апреля 1899 г. несколько плашкоутов моста затонули, ремонт моста продолжался до 13 мая того же года:

21 апреля, в 9½ часов утра, в пазах плашкоутов №№11 и 12 Дворцоваго моста образовалась течь, после чего езда по мосту была прекращена и приступлено к откачиванию воды из помянутых плашкоутов; несмотря однако на своевременно принятые меры, через ¼ часа плашкоут №11 затонул, от чего пришлось закрыть и пешеходное по мосту движение; для спасения же остальных тонувших плашкоутов моста были вызваны пароходы с водоотливными помпами, но все усилия оказались безуспешными: в 1½ час. дня плашкоуты №№ 9, 10, 11, 12, 13 и 14 затонули. Дворцовый мост из воды был поднят, и лишь 13 мая восстановлено по нему экипажное и пешеходное движение .

В 1912 году, после начала строительства постоянного моста, наплавной мост был перенесен к Сенатской площади, где находился до 1916 г., пока не сгорел от искры проходившего по Неве буксира.

Постоянный мост

В 1882 году общественные организации и многие домовладельцы обратились в Городскую управу с просьбой заменить Дворцовый плашкоутный мост постоянным. Исключительно ответственное в градостроительном отношении положение моста, трудные гидрогеологические условия мостового перехода и требования судоходства создавали сложный комплекс проблем, решение которых вызывало большие трудности .

Комиссия Общества гражданских инженеров, которой было поручено откорректировать разработанные Петербургской управой условия конкурса, отмечала, что «ближайшей задачей конкурентов должно быть создание художественного произведения, достойного окружающей обстановки и значения этого пункта русской столицы, при условии рациональной во всех отношениях конструкции» . В апреле 1901 года объявлен конкурс на возведение сразу двух постоянных мостов, Дворцового и Большеохтинского . В конкурсную комиссию судей-экспертов вошли ведущие инженеры-мостовики: Н. А. Белелюбский , С. К. Куницкий , Г. Н. Соловьев, Н. Н. Митинский, В. Е. Тимонов . Академию Художеств представлял профессор архитектуры А. Н. Померанцев .

На конкурс поступило 27 эскизных проектов Дворцового моста и один вне конкурса проект архитектора А.И. Ковшерова, но ни один проект не был принят комиссией. Конкурс продлили до мая 1904 года. Было предоставлено еще 19 проектов. При этом в новых вариантах были учтены замечания экспертов - отказ от пролетных строений с ездой понизу и размещение разводного пролета посередине реки. Наиболее удачным был признан проект Общества «Батиньоль» (по проекту которого строился Троицкий мост) - симметричный пятипролетный мост с разводным пролетом, расположенным посередине реки. Боковые пролеты перекрывались фермами консольно-балочного типа с криволинейным очертаниями нижних поясов . Русско-японская война , революция 1905 г. и последовавшие события вызвали перерыв в проектировании Дворцового моста.

В апреле 1908 года обсуждался вопрос о трассе моста. Для нового моста предлагалась трасса Исаакиевского наплавного моста, против арки здания Адмиралтейства; против истока Зимней канавки (предварительно заключив её в подземную трубу) с въездом на мост под аркой Эрмитажного театра; по оси Мошкова пер. и т.д. Однако реальных результатов это обсуждение не дало .

К весне 1908 г. комиссией экспертов были разработаны новые «технические условия для составления проекта постоянного Дворцового моста». Существенное отличие новых «Технических условий для составления проекта постоянного Дворцового моста», утверждённых городской Думой 24 сентября 1908 г., от программы конкурса 1901 г. заключалось, во-первых, в том, что в них четко указывалось размещение разводного пролета в «средней части реки» и ширина его устанавливалась не менее 42,67 м (в конкурсной программе 1901 г. размещение разводной части не лимитировалось, а ширина требовалась всего 32 м). Во-вторых, требование, чтобы мост соответствовал «красоте вблизи расположенных зданий», существенно корректировалось тем, что выбор конструктивного решения ограничивался: «Мост должен быть с ездой по верху» (в конкурсной программе 1901 г. указывалось, что «система моста представляется на усмотрение проектирующих») .

На конкурс поступило 9 проектов. Проекты предоставили правления обществ Коломенского, Путиловских, Сормовских заводов; архитектор Императорского двора А. Н. Бенуа, при сотрудничестве с архитектором М. М. Перетятковичем (от Санкт-Петербургского металлического завода); Общество «Батиньоль» .

Лучшими были признаны проект Общества «Батиньоль» и проект Общества Коломенских заводов, составленный видным петербургским инженером А. П. Пшеницким . Член комиссии экспертов профессор Академии художеств архитектор А. Н. Померанцев писал о проекте Пшеницкого : «Общее впечатление всей линии моста спокойное. Архитектурная обработка устоев моста проста, серьезна и хороша» . К сооружению был принят вариант Общества Коломенских заводов. Архитектурное оформление по распоряжению президента Академии художеств было поручено архитектору Р. Ф. Мельцеру . Он разработал очень пышное и помпезное оформление: перила сложного рисунка с «чеканными двухсторонними украшениями из толстого листового железа», декоративные карнизы с «картушами, выполненными из толстого железа», восемь фонарей с выкованным из железа декором и т.д . На широких опорах разводного пролета предполагалось поставить четыре больших фонаря-маяка высотой 14 саженей, включавших в себя подъемные машины для людей и балконы вокруг фонарей. Основание фонарей украшалось сложной скульптурой, орнаментами, картушами, императорскими орлами .

Строительство моста началось в конце 1911 года. Литые чугунные арки, изготовленные Коломенским заводом, прибывали водным путём и устанавливались на месте.

Установленный срок окончания строительства моста (ноябрь 1913 года) выдержать было невозможно по многим причинам (более позднее начало работ, задержка в поставке металла для арок и затруднения с доставкой готовых арок, затянувшееся решение архитектурных вопросов) . В -1916 годах пристань со львами была перемещена с трассировки моста на ось восточного павильона Главного Адмиралтейства . 17 апреля 1914 г. во время наводнения была повреждена одна из строившихся опор . Начавшаяся Первая мировая война вовсе затормозила строительство. Лишь к концу 1916 года была готова вся инженерная конструкция моста.

В октябре 1916 года на заседании Городской думы решено было открыть Дворцовый мост для прохода и проезда в недостроенном виде, соорудив «временные» деревянные перила и поставив стандартные чугунные столбы для навешивания фонарей и проводов для трамвая. Покрытие на постоянных пролетах - торцовая мостовая, а на разводном пролете был уложен деревянный настил. На мосту было установлено деревянное перильное ограждение, верхние части опор были обшиты деревом, а вместо гранитных парапетов на опорах и устоях были установлены фанерные. 17 декабря 1916 года было произведено испытание моста на прочность: 34 грузовых автомобиля, каждый из которых с грузом имел массу более 600 пудов, одновременно въехали на мост, заняв все его пролеты . Мост был открыт для движения 23 декабря 1916 года . На торжественное открытие (в отличие от прочих построенных через Неву мостов) прибыло лишь десять процентов приглашенных. Не пришел даже городской голова Делянов, предоставив разрезать ленточку своему заместителю Демкину .

Чугунные перильные решетки появились только в 1939 году . Эти решетки отлиты скульптором И. В. Крестовским по рисунку архитектора Л. А. Носкова . Предполагавшиеся проектом большие украшенные орлами фонарные столбы на опорах моста так и не были установлены.

Мост прошел капитальный ремонт в 1967 году . В 1977 году реконструирован по проекту архитекторов Ю. И. Синицы и М. В. Винниченко и инженеров Т. Д. Ивановой, В. И. Ботвинника. Реконструкции подверглись фонари, настил, разводная часть. В 1997 году была произведена реконструкция моста под руководством инженера Ю. Петрова. В 1994 году сняты трамвайные пути.

Конструкция

Мост пятипролётный металлический с разводным пролётом посередине. Постоянные пролеты перекрыты двухпролётными металлическими клепанными сквозными фермами балочно-неразрезной системы, с криволинейными поясами . Масса стальных конструкций 7770 т (в том числе 2800 т - противовесы разводной части моста) .

Стационарные пролётные строения - двухпролётные металлические клепанные сквозные фермы балочно-неразрезной системы - 38,63 + 47,12 м. В поперечном сечении пролёт состоит из восьми главных ферм раскосной системы с криволинейным нижним поясом. Сечение поясов коробчатое, раскосов и стоек двутавровое. Расстояние между главными фермами - 3,6 м. Все фермы попарно объединены поперечными балками и ветровыми связями. Проезжая часть и тротуары выполнена в виде металлического настила (лотковое железо), прикрепленного к верхним поясам ферм и поперечным балкам, поверх которого уложен слой бетона и покрытие проезжей части.
Разводной пролет двукрылый, раскрывающейся системы с шарнирно прикрепленным противовесом и с неподвижной осью вращения, с электромеханическим приводом и отверстием в свету 56.6 метра. В наведенном положении пролетное строение работает по схеме трёхшарнирной арки . Каждое крыло разводного пролета уравновешено системой противовесов, подвешенных к его нижней части на шарнирах по системе Штрауса . При разводке моста противовесы опускаются в колодцы опор, которые расположены на глубине до 6,0 метров ниже ординара воды в Неве. В поперечном сечении пролёт состоит из восьми главных ферм раскосной системы с нисходящими раскосами и криволинейным нижним поясом. Сечения элементов Н-образные и коробчатые. В пределах длины крыла главные балки связаны между собой продольными и поперечными связями. Масса крыла - 700 т, масса противовесов - 1400 т . Уникальный разводной механизм моста состоит из моторов, крупных шестерней (среди которых есть цельнолитые, сохранившиеся с открытия моста) и тысячетонных противовесов.

Фундаменты левобережного устоя и всех промежуточных опор сооружены на кессонах, опущенных на глубину 23,5-25,89 м от ординара и заполненных камер-бетоном . Тело опор выше обреза кессонов бетонная и железобетонная кладка с гранитной облицовкой чистой тески.

Правобережный устой на деревянном свайном основании. Тело опоры выше обреза ростверка - бутовая кладка с гранитной облицовкой чистой тески. На открылках правобережного устоя с верховой и низовой сторон расположены спуски к воде с площадками облицованные гранитом.

Ограждение на стационарных пролетах гранитное высотой 450 мм, на разводном пролете металлическое высотой 400 мм. Дорожное покрытие на пролетных строениях мелкозернистый асфальтобетон. Покрытие тротуаров на пролетных строениях мелкозернистый асфальтобетон. На пролетах моста установлено чугунное перильное ограждение индивидуального художественного литья. На опорах и устоях моста перильное ограждение завершается гранитными парапетами. Для освещения и контактной сети на мосту установлено 16 опор с архитектурным декором и 4 опоры контактной сети на разводном пролете.

Ремонт

Таким образом ремонт Дворцового моста был начат 21 октября 2012 года, без возведения временных переправ, что значительно осложнило и без того напряжённую транспортную обстановку на Васильевском острове. 19 октября 2013 года был торжественно открыт после реконструкции.

Напишите отзыв о статье "Дворцовый мост"

Примечания

  1. , с. 146.
  2. Букин А.Г. Время уникальных решений // Дороги. Инновации в строительстве: журнал. - Санкт-Петербург, 2013. - № 29 .
  3. //ЗАО "Институт "Стройпроект”
  4. , с. 53.
  5. , с. 54.
  6. , с. 49.
  7. . - СПб. : типография С.-Петербургского градоначальства, 1900. - С. 78-79.
  8. , с. 131.
  9. , с. 115.
  10. , с. 133.
  11. , с. 145.
  12. , с. 134.
  13. , с. 4.
  14. , с. 135.
  15. , с. 5.
  16. , с. 136.
  17. , с. 6.
  18. Б. И. Антонов. «Мосты Санкт-Петербурга». СПб, издательство "Глагол", 2002

Литература

  • Бунин М. С. Мосты Ленинграда. Очерки истории и архитектуры мостов Петербурга - Петрограда - Ленинграда. - Л. : Стройиздат, 1986. - 280 с.
  • Тумилович Е. В., Алтунин С. Е. Мосты и набережные Ленинграда. Альбом. - М .: Издательство Министерства Коммунального Хозяйства РСФСР, 1963. - 298 с.
  • Пунин А. Л. Повесть о ленинградских мостах. - Л. : Лениздат, 1971. - 192 с.
  • Пунин А. Л. Архитектура отечественных мостов. - Л. : Стройиздат, 1982. - 152 с.
  • Кочедамов В. И. . - Л. : Искусство, 1958. - 60 с.
  • Новиков Ю. В. Мосты и набережные Ленинграда / Сост. П. П. Степнов. - Л. : Лениздат, 1991. - 320 с.
  • Горбачевич К. С. , Хабло Е. П. Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов Санкт-Петербурга. - 4-е изд., перераб. - СПб. : Норинт , 1996. - С. 71-72, 325. - 359 с. - ISBN 5-7711-0002-1 .
  • Городские имена сегодня и вчера: Петербургская топонимика / сост. С. В. Алексеева, А. Г. Владимирович , А. Д. Ерофеев и др. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Лик , 1997. - С. 41. - 288 с. - (Три века Северной Пальмиры). - ISBN 5-86038-023-2 .
  • Волкова М. П. // История Санкт-Петербурга. - СПб: Нестор, 2006. - № 6 (64) . - С. 3-7 .

Ссылки

  • (недоступная ссылка с 05-02-2015 (1628 дней))

Отрывок, характеризующий Дворцовый мост

– Ну, теперь за здоровье красивых женщин, – сказал Долохов, и с серьезным выражением, но с улыбающимся в углах ртом, с бокалом обратился к Пьеру.
– За здоровье красивых женщин, Петруша, и их любовников, – сказал он.
Пьер, опустив глаза, пил из своего бокала, не глядя на Долохова и не отвечая ему. Лакей, раздававший кантату Кутузова, положил листок Пьеру, как более почетному гостю. Он хотел взять его, но Долохов перегнулся, выхватил листок из его руки и стал читать. Пьер взглянул на Долохова, зрачки его опустились: что то страшное и безобразное, мутившее его во всё время обеда, поднялось и овладело им. Он нагнулся всем тучным телом через стол: – Не смейте брать! – крикнул он.
Услыхав этот крик и увидав, к кому он относился, Несвицкий и сосед с правой стороны испуганно и поспешно обратились к Безухову.
– Полноте, полно, что вы? – шептали испуганные голоса. Долохов посмотрел на Пьера светлыми, веселыми, жестокими глазами, с той же улыбкой, как будто он говорил: «А вот это я люблю». – Не дам, – проговорил он отчетливо.
Бледный, с трясущейся губой, Пьер рванул лист. – Вы… вы… негодяй!.. я вас вызываю, – проговорил он, и двинув стул, встал из за стола. В ту самую секунду, как Пьер сделал это и произнес эти слова, он почувствовал, что вопрос о виновности его жены, мучивший его эти последние сутки, был окончательно и несомненно решен утвердительно. Он ненавидел ее и навсегда был разорван с нею. Несмотря на просьбы Денисова, чтобы Ростов не вмешивался в это дело, Ростов согласился быть секундантом Долохова, и после стола переговорил с Несвицким, секундантом Безухова, об условиях дуэли. Пьер уехал домой, а Ростов с Долоховым и Денисовым до позднего вечера просидели в клубе, слушая цыган и песенников.
– Так до завтра, в Сокольниках, – сказал Долохов, прощаясь с Ростовым на крыльце клуба.
– И ты спокоен? – спросил Ростов…
Долохов остановился. – Вот видишь ли, я тебе в двух словах открою всю тайну дуэли. Ежели ты идешь на дуэль и пишешь завещания да нежные письма родителям, ежели ты думаешь о том, что тебя могут убить, ты – дурак и наверно пропал; а ты иди с твердым намерением его убить, как можно поскорее и повернее, тогда всё исправно. Как мне говаривал наш костромской медвежатник: медведя то, говорит, как не бояться? да как увидишь его, и страх прошел, как бы только не ушел! Ну так то и я. A demain, mon cher! [До завтра, мой милый!]
На другой день, в 8 часов утра, Пьер с Несвицким приехали в Сокольницкий лес и нашли там уже Долохова, Денисова и Ростова. Пьер имел вид человека, занятого какими то соображениями, вовсе не касающимися до предстоящего дела. Осунувшееся лицо его было желто. Он видимо не спал ту ночь. Он рассеянно оглядывался вокруг себя и морщился, как будто от яркого солнца. Два соображения исключительно занимали его: виновность его жены, в которой после бессонной ночи уже не оставалось ни малейшего сомнения, и невинность Долохова, не имевшего никакой причины беречь честь чужого для него человека. «Может быть, я бы то же самое сделал бы на его месте, думал Пьер. Даже наверное я бы сделал то же самое; к чему же эта дуэль, это убийство? Или я убью его, или он попадет мне в голову, в локоть, в коленку. Уйти отсюда, бежать, зарыться куда нибудь», приходило ему в голову. Но именно в те минуты, когда ему приходили такие мысли. он с особенно спокойным и рассеянным видом, внушавшим уважение смотревшим на него, спрашивал: «Скоро ли, и готово ли?»
Когда всё было готово, сабли воткнуты в снег, означая барьер, до которого следовало сходиться, и пистолеты заряжены, Несвицкий подошел к Пьеру.
– Я бы не исполнил своей обязанности, граф, – сказал он робким голосом, – и не оправдал бы того доверия и чести, которые вы мне сделали, выбрав меня своим секундантом, ежели бы я в эту важную минуту, очень важную минуту, не сказал вам всю правду. Я полагаю, что дело это не имеет достаточно причин, и что не стоит того, чтобы за него проливать кровь… Вы были неправы, не совсем правы, вы погорячились…
– Ах да, ужасно глупо… – сказал Пьер.
– Так позвольте мне передать ваше сожаление, и я уверен, что наши противники согласятся принять ваше извинение, – сказал Несвицкий (так же как и другие участники дела и как и все в подобных делах, не веря еще, чтобы дело дошло до действительной дуэли). – Вы знаете, граф, гораздо благороднее сознать свою ошибку, чем довести дело до непоправимого. Обиды ни с одной стороны не было. Позвольте мне переговорить…
– Нет, об чем же говорить! – сказал Пьер, – всё равно… Так готово? – прибавил он. – Вы мне скажите только, как куда ходить, и стрелять куда? – сказал он, неестественно кротко улыбаясь. – Он взял в руки пистолет, стал расспрашивать о способе спуска, так как он до сих пор не держал в руках пистолета, в чем он не хотел сознаваться. – Ах да, вот так, я знаю, я забыл только, – говорил он.
– Никаких извинений, ничего решительно, – говорил Долохов Денисову, который с своей стороны тоже сделал попытку примирения, и тоже подошел к назначенному месту.
Место для поединка было выбрано шагах в 80 ти от дороги, на которой остались сани, на небольшой полянке соснового леса, покрытой истаявшим от стоявших последние дни оттепелей снегом. Противники стояли шагах в 40 ка друг от друга, у краев поляны. Секунданты, размеряя шаги, проложили, отпечатавшиеся по мокрому, глубокому снегу, следы от того места, где они стояли, до сабель Несвицкого и Денисова, означавших барьер и воткнутых в 10 ти шагах друг от друга. Оттепель и туман продолжались; за 40 шагов ничего не было видно. Минуты три всё было уже готово, и всё таки медлили начинать, все молчали.

– Ну, начинать! – сказал Долохов.
– Что же, – сказал Пьер, всё так же улыбаясь. – Становилось страшно. Очевидно было, что дело, начавшееся так легко, уже ничем не могло быть предотвращено, что оно шло само собою, уже независимо от воли людей, и должно было совершиться. Денисов первый вышел вперед до барьера и провозгласил:
– Так как п"отивники отказались от п"ими"ения, то не угодно ли начинать: взять пистолеты и по слову т"и начинать сходиться.
– Г…"аз! Два! Т"и!… – сердито прокричал Денисов и отошел в сторону. Оба пошли по протоптанным дорожкам всё ближе и ближе, в тумане узнавая друг друга. Противники имели право, сходясь до барьера, стрелять, когда кто захочет. Долохов шел медленно, не поднимая пистолета, вглядываясь своими светлыми, блестящими, голубыми глазами в лицо своего противника. Рот его, как и всегда, имел на себе подобие улыбки.
– Так когда хочу – могу стрелять! – сказал Пьер, при слове три быстрыми шагами пошел вперед, сбиваясь с протоптанной дорожки и шагая по цельному снегу. Пьер держал пистолет, вытянув вперед правую руку, видимо боясь как бы из этого пистолета не убить самого себя. Левую руку он старательно отставлял назад, потому что ему хотелось поддержать ею правую руку, а он знал, что этого нельзя было. Пройдя шагов шесть и сбившись с дорожки в снег, Пьер оглянулся под ноги, опять быстро взглянул на Долохова, и потянув пальцем, как его учили, выстрелил. Никак не ожидая такого сильного звука, Пьер вздрогнул от своего выстрела, потом улыбнулся сам своему впечатлению и остановился. Дым, особенно густой от тумана, помешал ему видеть в первое мгновение; но другого выстрела, которого он ждал, не последовало. Только слышны были торопливые шаги Долохова, и из за дыма показалась его фигура. Одной рукой он держался за левый бок, другой сжимал опущенный пистолет. Лицо его было бледно. Ростов подбежал и что то сказал ему.
– Не…е…т, – проговорил сквозь зубы Долохов, – нет, не кончено, – и сделав еще несколько падающих, ковыляющих шагов до самой сабли, упал на снег подле нее. Левая рука его была в крови, он обтер ее о сюртук и оперся ею. Лицо его было бледно, нахмуренно и дрожало.
– Пожалу… – начал Долохов, но не мог сразу выговорить… – пожалуйте, договорил он с усилием. Пьер, едва удерживая рыдания, побежал к Долохову, и хотел уже перейти пространство, отделяющее барьеры, как Долохов крикнул: – к барьеру! – и Пьер, поняв в чем дело, остановился у своей сабли. Только 10 шагов разделяло их. Долохов опустился головой к снегу, жадно укусил снег, опять поднял голову, поправился, подобрал ноги и сел, отыскивая прочный центр тяжести. Он глотал холодный снег и сосал его; губы его дрожали, но всё улыбаясь; глаза блестели усилием и злобой последних собранных сил. Он поднял пистолет и стал целиться.
– Боком, закройтесь пистолетом, – проговорил Несвицкий.
– 3ак"ойтесь! – не выдержав, крикнул даже Денисов своему противнику.
Пьер с кроткой улыбкой сожаления и раскаяния, беспомощно расставив ноги и руки, прямо своей широкой грудью стоял перед Долоховым и грустно смотрел на него. Денисов, Ростов и Несвицкий зажмурились. В одно и то же время они услыхали выстрел и злой крик Долохова.
– Мимо! – крикнул Долохов и бессильно лег на снег лицом книзу. Пьер схватился за голову и, повернувшись назад, пошел в лес, шагая целиком по снегу и вслух приговаривая непонятные слова:
– Глупо… глупо! Смерть… ложь… – твердил он морщась. Несвицкий остановил его и повез домой.
Ростов с Денисовым повезли раненого Долохова.
Долохов, молча, с закрытыми глазами, лежал в санях и ни слова не отвечал на вопросы, которые ему делали; но, въехав в Москву, он вдруг очнулся и, с трудом приподняв голову, взял за руку сидевшего подле себя Ростова. Ростова поразило совершенно изменившееся и неожиданно восторженно нежное выражение лица Долохова.
– Ну, что? как ты чувствуешь себя? – спросил Ростов.
– Скверно! но не в том дело. Друг мой, – сказал Долохов прерывающимся голосом, – где мы? Мы в Москве, я знаю. Я ничего, но я убил ее, убил… Она не перенесет этого. Она не перенесет…
– Кто? – спросил Ростов.
– Мать моя. Моя мать, мой ангел, мой обожаемый ангел, мать, – и Долохов заплакал, сжимая руку Ростова. Когда он несколько успокоился, он объяснил Ростову, что живет с матерью, что ежели мать увидит его умирающим, она не перенесет этого. Он умолял Ростова ехать к ней и приготовить ее.
Ростов поехал вперед исполнять поручение, и к великому удивлению своему узнал, что Долохов, этот буян, бретёр Долохов жил в Москве с старушкой матерью и горбатой сестрой, и был самый нежный сын и брат.

Пьер в последнее время редко виделся с женою с глазу на глаз. И в Петербурге, и в Москве дом их постоянно бывал полон гостями. В следующую ночь после дуэли, он, как и часто делал, не пошел в спальню, а остался в своем огромном, отцовском кабинете, в том самом, в котором умер граф Безухий.
Он прилег на диван и хотел заснуть, для того чтобы забыть всё, что было с ним, но он не мог этого сделать. Такая буря чувств, мыслей, воспоминаний вдруг поднялась в его душе, что он не только не мог спать, но не мог сидеть на месте и должен был вскочить с дивана и быстрыми шагами ходить по комнате. То ему представлялась она в первое время после женитьбы, с открытыми плечами и усталым, страстным взглядом, и тотчас же рядом с нею представлялось красивое, наглое и твердо насмешливое лицо Долохова, каким оно было на обеде, и то же лицо Долохова, бледное, дрожащее и страдающее, каким оно было, когда он повернулся и упал на снег.
«Что ж было? – спрашивал он сам себя. – Я убил любовника, да, убил любовника своей жены. Да, это было. Отчего? Как я дошел до этого? – Оттого, что ты женился на ней, – отвечал внутренний голос.
«Но в чем же я виноват? – спрашивал он. – В том, что ты женился не любя ее, в том, что ты обманул и себя и ее, – и ему живо представилась та минута после ужина у князя Василья, когда он сказал эти невыходившие из него слова: „Je vous aime“. [Я вас люблю.] Всё от этого! Я и тогда чувствовал, думал он, я чувствовал тогда, что это было не то, что я не имел на это права. Так и вышло». Он вспомнил медовый месяц, и покраснел при этом воспоминании. Особенно живо, оскорбительно и постыдно было для него воспоминание о том, как однажды, вскоре после своей женитьбы, он в 12 м часу дня, в шелковом халате пришел из спальни в кабинет, и в кабинете застал главного управляющего, который почтительно поклонился, поглядел на лицо Пьера, на его халат и слегка улыбнулся, как бы выражая этой улыбкой почтительное сочувствие счастию своего принципала.
«А сколько раз я гордился ею, гордился ее величавой красотой, ее светским тактом, думал он; гордился тем своим домом, в котором она принимала весь Петербург, гордился ее неприступностью и красотой. Так вот чем я гордился?! Я тогда думал, что не понимаю ее. Как часто, вдумываясь в ее характер, я говорил себе, что я виноват, что не понимаю ее, не понимаю этого всегдашнего спокойствия, удовлетворенности и отсутствия всяких пристрастий и желаний, а вся разгадка была в том страшном слове, что она развратная женщина: сказал себе это страшное слово, и всё стало ясно!
«Анатоль ездил к ней занимать у нее денег и целовал ее в голые плечи. Она не давала ему денег, но позволяла целовать себя. Отец, шутя, возбуждал ее ревность; она с спокойной улыбкой говорила, что она не так глупа, чтобы быть ревнивой: пусть делает, что хочет, говорила она про меня. Я спросил у нее однажды, не чувствует ли она признаков беременности. Она засмеялась презрительно и сказала, что она не дура, чтобы желать иметь детей, и что от меня детей у нее не будет».
Потом он вспомнил грубость, ясность ее мыслей и вульгарность выражений, свойственных ей, несмотря на ее воспитание в высшем аристократическом кругу. «Я не какая нибудь дура… поди сам попробуй… allez vous promener», [убирайся,] говорила она. Часто, глядя на ее успех в глазах старых и молодых мужчин и женщин, Пьер не мог понять, отчего он не любил ее. Да я никогда не любил ее, говорил себе Пьер; я знал, что она развратная женщина, повторял он сам себе, но не смел признаться в этом.
И теперь Долохов, вот он сидит на снегу и насильно улыбается, и умирает, может быть, притворным каким то молодечеством отвечая на мое раскаянье!»
Пьер был один из тех людей, которые, несмотря на свою внешнюю, так называемую слабость характера, не ищут поверенного для своего горя. Он переработывал один в себе свое горе.
«Она во всем, во всем она одна виновата, – говорил он сам себе; – но что ж из этого? Зачем я себя связал с нею, зачем я ей сказал этот: „Je vous aime“, [Я вас люблю?] который был ложь и еще хуже чем ложь, говорил он сам себе. Я виноват и должен нести… Что? Позор имени, несчастие жизни? Э, всё вздор, – подумал он, – и позор имени, и честь, всё условно, всё независимо от меня.
«Людовика XVI казнили за то, что они говорили, что он был бесчестен и преступник (пришло Пьеру в голову), и они были правы с своей точки зрения, так же как правы и те, которые за него умирали мученической смертью и причисляли его к лику святых. Потом Робеспьера казнили за то, что он был деспот. Кто прав, кто виноват? Никто. А жив и живи: завтра умрешь, как мог я умереть час тому назад. И стоит ли того мучиться, когда жить остается одну секунду в сравнении с вечностью? – Но в ту минуту, как он считал себя успокоенным такого рода рассуждениями, ему вдруг представлялась она и в те минуты, когда он сильнее всего выказывал ей свою неискреннюю любовь, и он чувствовал прилив крови к сердцу, и должен был опять вставать, двигаться, и ломать, и рвать попадающиеся ему под руки вещи. «Зачем я сказал ей: „Je vous aime?“ все повторял он сам себе. И повторив 10 й раз этот вопрос, ему пришло в голову Мольерово: mais que diable allait il faire dans cette galere? [но за каким чортом понесло его на эту галеру?] и он засмеялся сам над собою.
Ночью он позвал камердинера и велел укладываться, чтоб ехать в Петербург. Он не мог оставаться с ней под одной кровлей. Он не мог представить себе, как бы он стал теперь говорить с ней. Он решил, что завтра он уедет и оставит ей письмо, в котором объявит ей свое намерение навсегда разлучиться с нею.
Утром, когда камердинер, внося кофе, вошел в кабинет, Пьер лежал на отоманке и с раскрытой книгой в руке спал.
Он очнулся и долго испуганно оглядывался не в силах понять, где он находится.
– Графиня приказала спросить, дома ли ваше сиятельство? – спросил камердинер.
Но не успел еще Пьер решиться на ответ, который он сделает, как сама графиня в белом, атласном халате, шитом серебром, и в простых волосах (две огромные косы en diademe [в виде диадемы] огибали два раза ее прелестную голову) вошла в комнату спокойно и величественно; только на мраморном несколько выпуклом лбе ее была морщинка гнева. Она с своим всёвыдерживающим спокойствием не стала говорить при камердинере. Она знала о дуэли и пришла говорить о ней. Она дождалась, пока камердинер уставил кофей и вышел. Пьер робко чрез очки посмотрел на нее, и, как заяц, окруженный собаками, прижимая уши, продолжает лежать в виду своих врагов, так и он попробовал продолжать читать: но чувствовал, что это бессмысленно и невозможно и опять робко взглянул на нее. Она не села, и с презрительной улыбкой смотрела на него, ожидая пока выйдет камердинер.
– Это еще что? Что вы наделали, я вас спрашиваю, – сказала она строго.
– Я? что я? – сказал Пьер.
– Вот храбрец отыскался! Ну, отвечайте, что это за дуэль? Что вы хотели этим доказать! Что? Я вас спрашиваю. – Пьер тяжело повернулся на диване, открыл рот, но не мог ответить.
– Коли вы не отвечаете, то я вам скажу… – продолжала Элен. – Вы верите всему, что вам скажут, вам сказали… – Элен засмеялась, – что Долохов мой любовник, – сказала она по французски, с своей грубой точностью речи, выговаривая слово «любовник», как и всякое другое слово, – и вы поверили! Но что же вы этим доказали? Что вы доказали этой дуэлью! То, что вы дурак, que vous etes un sot, [что вы дурак,] так это все знали! К чему это поведет? К тому, чтобы я сделалась посмешищем всей Москвы; к тому, чтобы всякий сказал, что вы в пьяном виде, не помня себя, вызвали на дуэль человека, которого вы без основания ревнуете, – Элен всё более и более возвышала голос и одушевлялась, – который лучше вас во всех отношениях…
– Гм… гм… – мычал Пьер, морщась, не глядя на нее и не шевелясь ни одним членом.
– И почему вы могли поверить, что он мой любовник?… Почему? Потому что я люблю его общество? Ежели бы вы были умнее и приятнее, то я бы предпочитала ваше.
– Не говорите со мной… умоляю, – хрипло прошептал Пьер.
– Отчего мне не говорить! Я могу говорить и смело скажу, что редкая та жена, которая с таким мужем, как вы, не взяла бы себе любовников (des аmants), а я этого не сделала, – сказала она. Пьер хотел что то сказать, взглянул на нее странными глазами, которых выражения она не поняла, и опять лег. Он физически страдал в эту минуту: грудь его стесняло, и он не мог дышать. Он знал, что ему надо что то сделать, чтобы прекратить это страдание, но то, что он хотел сделать, было слишком страшно.
– Нам лучше расстаться, – проговорил он прерывисто.
– Расстаться, извольте, только ежели вы дадите мне состояние, – сказала Элен… Расстаться, вот чем испугали!
Пьер вскочил с дивана и шатаясь бросился к ней.
– Я тебя убью! – закричал он, и схватив со стола мраморную доску, с неизвестной еще ему силой, сделал шаг к ней и замахнулся на нее.
Лицо Элен сделалось страшно: она взвизгнула и отскочила от него. Порода отца сказалась в нем. Пьер почувствовал увлечение и прелесть бешенства. Он бросил доску, разбил ее и, с раскрытыми руками подступая к Элен, закричал: «Вон!!» таким страшным голосом, что во всем доме с ужасом услыхали этот крик. Бог знает, что бы сделал Пьер в эту минуту, ежели бы
Элен не выбежала из комнаты.

Через неделю Пьер выдал жене доверенность на управление всеми великорусскими имениями, что составляло большую половину его состояния, и один уехал в Петербург.

Прошло два месяца после получения известий в Лысых Горах об Аустерлицком сражении и о погибели князя Андрея, и несмотря на все письма через посольство и на все розыски, тело его не было найдено, и его не было в числе пленных. Хуже всего для его родных было то, что оставалась всё таки надежда на то, что он был поднят жителями на поле сражения, и может быть лежал выздоравливающий или умирающий где нибудь один, среди чужих, и не в силах дать о себе вести. В газетах, из которых впервые узнал старый князь об Аустерлицком поражении, было написано, как и всегда, весьма кратко и неопределенно, о том, что русские после блестящих баталий должны были отретироваться и ретираду произвели в совершенном порядке. Старый князь понял из этого официального известия, что наши были разбиты. Через неделю после газеты, принесшей известие об Аустерлицкой битве, пришло письмо Кутузова, который извещал князя об участи, постигшей его сына.
«Ваш сын, в моих глазах, писал Кутузов, с знаменем в руках, впереди полка, пал героем, достойным своего отца и своего отечества. К общему сожалению моему и всей армии, до сих пор неизвестно – жив ли он, или нет. Себя и вас надеждой льщу, что сын ваш жив, ибо в противном случае в числе найденных на поле сражения офицеров, о коих список мне подан через парламентеров, и он бы поименован был».
Получив это известие поздно вечером, когда он был один в. своем кабинете, старый князь, как и обыкновенно, на другой день пошел на свою утреннюю прогулку; но был молчалив с приказчиком, садовником и архитектором и, хотя и был гневен на вид, ничего никому не сказал.
Когда, в обычное время, княжна Марья вошла к нему, он стоял за станком и точил, но, как обыкновенно, не оглянулся на нее.
– А! Княжна Марья! – вдруг сказал он неестественно и бросил стамеску. (Колесо еще вертелось от размаха. Княжна Марья долго помнила этот замирающий скрип колеса, который слился для нее с тем,что последовало.)
Княжна Марья подвинулась к нему, увидала его лицо, и что то вдруг опустилось в ней. Глаза ее перестали видеть ясно. Она по лицу отца, не грустному, не убитому, но злому и неестественно над собой работающему лицу, увидала, что вот, вот над ней повисло и задавит ее страшное несчастие, худшее в жизни, несчастие, еще не испытанное ею, несчастие непоправимое, непостижимое, смерть того, кого любишь.