Контрольные работы по русскому языку (4 класс)

1 четверть

Контрольный словарный диктант №1.

Молоко, воробей, ворона, город, корова, мороз, сорока, хорошо, горох, дорога, молоток, солома, оборона, около.

Что объединяет данные слова?

На какие две группы их можно поделить?

Контрольный диктант № 1 « Части речи »

Осенняя прогулка.

Группа школьников осенью ходила в заречный парк. Покраснели осинки, пожелтели берёзки. Гроздья ягод созрели на рябинах.

Ребята по лесной тропинке вышли на поляну. Кругом растёт пушистый ельник. Зеленеют молодые ёлочки. Из земли бьёт чистый родник. Ребята собрали сучья и ветки. Мальчики разожгли весёлый костёр на берегу речки.

В лесу было очень тихо. Дети сели вокруг огня. Серёжа наполнил чайник водой. Пора заваривать чай. Анна и Эмма угостили ребят печеньем. По дороге домой все пели песни.

Радостные ребята вернулись с прогулки.

Грамматические задания:

1.Выписать из текста по два слова на каждую часть речи.

2. Выписать из текста три слова с проверяемой безударной гласной и три слова с парной согласной, рядом напишите проверочное слово.

3. Выпишите из текста два слова: одно - в котором звуков больше, чем букв; второе - в котором звуков меньше, чем букв.

Контрольная работа № 1 «Однородные члены предложения».

1.Спиши, расставь знаки препинания:

Стреляет редко да метко.

В гостях хорошо а дома лучше.

Солнце светит но не греет.

2.Допиши однородные члены предложения. Подчеркните, какими членами предложения они являются:

В саду росли яблоки …… ….. .

Ветер дул ….. ….. .

3. Разобрать слова по составу:

Перевозка, солнышко, подкормка.

Мы, нас, под, ах, через, из-за, ау, из-под, возле, от, и, но.

5. Спиши, расставь знаки препинания. Подчеркни главные члены предложения, подпиши части речи:

Лист покрыл землю пёстрым мягким шуршащим ковром.4

2 вариант.

1. Спиши, расставь знаки препинания:

Сначала думай а потом делай.

Не по словам судят а по делам.

Гуляй но дела не забывай.

2. Допиши однородные члены предложения. Подчеркните, какими членами предложения они являются:

У меня в доме живут кот …… …… .

Ручей журчал …… …… .

3 . Разобрать слова по составу:

Выдумка, работник, перелесок.

4. Спишите, подчеркните предлоги:

Мы, а, нас, под, ах, через, из-за, ау, и, возле, от, но, из-под.

5. Спиши, расставь знаки препинания. Подчеркни главные члены предложения, подпиши части речи:

Лес, задумался и смотрел в бледное но низкое и хмурое небо. 4.

    ЧЕТВЕРТЬ

Контрольная работа № 2 « Склонение имён существительных»

1. Просклоняй существительное тропа

2.Вставь подходящие по смыслу имена существительные, укажи их падеж:

Не подливай ___________ в огонь.

Нет________ без огня.

Новая __________хорошо метёт.

По зёрнышку клюёт и сыта бывает.

Слухом_______________ полнится.

Слова для справок: курочка, масло, метла, земля, дым.

3.Составь словосочетания, употребляя имена существительные в нужном падеже, укажи падеж:

Выставка, посетить; из, окно, смотреть; тишина, наслаждаться; в, отражаться, вода.

4.Выпиши несклоняемые имена существительные:

Окно, метро, пальто, село, кофе, горе, шоссе, число, молоко, какао.

5.В данном предложении обозначь падеж имён существительных. Одно существительное (по выбору) разбери как часть речи:

Сухой листочек на берёзе ждал резкого порыва ветра.

Контрольный словарный диктант №2.

Комбайн, автомобиль, пассажир, прекрасный, хозяйство, вчера, дорога, впереди, библиотека, жёлтый, коллектив, назад, агроном, хорошо, деревня.

Контрольный диктант № 2 «Правописание безударных окончаний имён существительных»

Дельфины.

Однажды рыболов Махмуд вышел в море. К вечеру разыгрался шторм. Волны качали лодку. Махмуд лежал на дне лодки. Он крепко уцепился за спасательный матрас. Огромная волна обрушилась на рыбака. Махмуд выпал из лодки вместе с матрасом.

Наступила ночь. Шторм стал стихать. И вдруг стая дельфинов окружила Махмуда. Один дельфин толкнул головой матрас. Всю ночь дельфины толкали матрас к берегу. Соль разъедала спину. Махмуд стонал от боли и усталости. С вышки заметили стаю дельфинов и человека. Скоро подоспела помощь.

Слова для справок: Махмуд, дельфин, матрас, разыгрался.

Грамматические задания:

    Разобрать по членам предложения, выписать словосочетания.

Огромная волна обрушилась на рыбака.

    Определить склонение и падеж существительного:

На дне лодки ….

Толкали на берег …..

Стонал от боли …..

    четверть.

Контрольный словарный диктант № 3.

Россия, электричество, электростанция, килограмм, инженер, директор, адрес, вокзал, издалека, берег, экскаватор, чёрный, аккуратный, сейчас, суббота.

Контрольный диктант № 3 «Обобщение знаний об имени прилагательном и существительном»

Зимняя ночь в лесу.

По стволам и сучьям деревьев постукивает мороз. Хлопьями летит мягкий иней. В тёмном высоком небе зажглись яркие звёзды.

Тихо в зимнем лесу. Но и в морозные ночи идёт скрытая жизнь.

Вот хрустнула в чаще мёрзлая ветка. Это пробежал под деревьями заяц-беляк.

Вот по гладкому снегу бежит хорёк за мышкой. Над сугробами пролетают совы. Как сказочный часовой, уселся на голом сучке головастый серый совёнок. В ночной темноте он хорошо видит, как идёт в зимнем лесу скрытая от людей жизнь.

Слова для справок: заяц-беляк, видит.

Грамматическое задание:

1. Разобрать по членам:

1-й вариант – первое предложение.

2-й вариант- третье предложение.

2.Определить падеж прилагательных в третьем абзаце.

ТЕСТИРОВАНИЕ.

Ф.И._____________________________________ Класс 4-______ Дата_________

1.В каких словах пишется Ъ?

а) п…ёт, б) с…едобный, в) об…явить, г) об…единения.

2. Найдите слова с приставками:

а) (в)вышине, б) (от)обедать, в) (от)ъехать, г) (от)здания.

3.Найдите лишнее слово:

а) ноч…, б) луч…, в) помощ…, г) молодёж… .

4. Найдите антоним к слову ЯСНЫЙ.

а) холодный, б) светлый, в) тёмный, г) ненастный.

5. Найдите существительное в Р. п.

а)заглянул в дверь, б)сидели около изгороди, в) сорвал сирень, г)купить плащ.

6. Найдите предложения с однородными членами:

А) Ветер играл с колосками пшеницы, ржи.

Б)Корочка льда затянула озеро, пруд.

В) Листья потемнели, ветер их кружит по воздуху.

Г)В знойной степи качается на ветру колос.

7. В каких словах окончание -И?

а) к ладон…, б)к ладошк…, в)на пристан…, г) на сирен… .

8. Укажи слова, в которых звуков больше, чем букв.

а)утренняя, б) олень, в) ясень, г) яблоко.

9. Укажи слова, в которых только глухие согласные звуки:

а) пью, б) сказка, в)тишь, г) резкий.

10. В каких словах окончание –ЮЮ?

а)в могуч…. силу, б)в недавн…. встречу, в) царствующ…. династии, г) в жгуч…. волну.

Самопроверка:

1)б,в,г, 2) б,в, 3) б, 4) г, 5) б, 6) а, 7) а, в, г, 8) г, 9) б, в, 10) б.

    ЧЕТВЕРТЬ.

Контрольный словарный диктант № 4.

Путешествие, шестнадцать, пассажир, электровоз, газета, экскурсия, двенадцать, металл, расстояние, шофёр, здравствуйте, до свидания, жёлтый, комбайн, троллейбус.

Контрольный диктант № 4 «Спряжение глаголов»

Весна в степи.

Степь. В голубом небе ярко светит солнце. Взглянешь – кругом всё поля. Ветер гонит волны по зелёному морю пшеницы. Вот речка сверкает на солнце. По обоим берегам её пасутся отары овец, стада коров, табуны лошадей. Пастбища весной в степи покрываются свежей зеленью трав. Шумит камыш на берегу. В тишине слышны разные звуки. Доносится лай собак, хлопанье кнута чабана и жалобный плач ягнят. В болотцах пробуют голоса лягушки. Звуки этой степной жизни сливаются в большой оркестр.

Грамматическое задание:

1.Определите время, спряжение, лицо, число глаголов: светит, сверкает, пробуют, шумит.

2. Разобрать глагол ВЗГЛЯНЕШЬ 3 , как часть речи.

3. Разберите по составу слова: жалобный, голоса, гонит, камыш.

Контрольное изложение.

Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвинёнка. У него ещё только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик.

Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птенцы стояли у нагретых солнцем камней. Долго стоял на скале пингвинёнок. Ему было страшно броситься в море. Наконец он решился и подошёл к краю скалы.

Маленький голый пингвинёнок стоял на краю. Его сносил ветер. От страха малыш закрыл глаза и бросился вниз. Вынырнул, выкарабкался на камни и удивлённо посмотрел на море.

Это был отважный пингвинёнок. Он первый искупался в холодном море.

Грамматическое задание:

Подумайте, как лучше озаглавить текст?

Слова для справок: пингвинёнок, маленького, купаются, броситься,выкарабкался.

Контрольный диктант по теме: "Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне, парными согласными, непроизносимыми и удвоенными согласными" Осенняя прогулка Группа школьников осенью ходила в парк. Покраснели осинки, пожелтели берёзки. Гроздья ягод созрели на рябинах. Ребята по лесной тропинке вышли на поляну. Кругом растёт пушистый ельник. Зеленеют молодые ёлочки. Из земли бьёт чистый родник. Ребята собрали сучья и ветки. Мальчики разожгли весёлый костёр на берегу речки. В лесу было очень тихо. Дети сели вокруг огня. Серёжа наполнил чайник водой. Пора заваривать чай. Анна и Эмма угостили ребят печеньем. По дороге домой все пели песни. Радостные ребята вернулись с прогулки. Грамматическое задание: 1. Выпиши из текста три слова с проверяемой безударной гласной и три слова с парной согласной, рядом с каждым словом напиши проверочное. 2. Выпиши из текста два слова: одно - в котором звуков больше, чем букв; второе - в котором звуков меньше, чем букв. Контрольный диктант по теме: "Однородные члены предложения" Медвежонок. Выгнали однажды охотники из берлоги медведицу. А в берлоге кто-то кричит. Вытащил Геннадий Григорьевич из берлоги медвежонка. До деревни он нёс малыша в куртке. Медвежонок оказался очень любопытным. На окне стояли цветы. Малыш зацепился когтями, потянул горшок зубами. Тот покачался и упал. Цветок оказался кисленьким и сочным. Из кучи земли выполз толстый и аппетитный червяк. Он полз, извивался. Червяк тоже был вкусный. Охотник погрозил малышу пальцем. Медвежонок спрятался за печку и ворчал. Грамматическое задание: 1. Разбери по членам предложения: Из кучи земли выполз толстый и аппетитный червяк. 2. Составь и запиши предложение, используя однородные члены: в лесу, в поле, на огороде Контрольный диктант по теме: "Склонение имён существительных" Журавли Журавли готовились к отлёту. В золотые дни осени они покружились над родным болотом. Вот и потянулись стройные косяки в тёплые страны. Журавли летели над лесами, полями, шумными городами. Внизу оставались реки, горы и моря. В глухом лесу птицы сделали отдых. На востоке показалась ранняя зорька. Чуткие журавли уже проснулись. Скоро взойдёт яркое солнце. Мы услышим прощальные голоса птиц. Высоко взлетят журавли. До свидания! До радостной встречи весной, журавли! Грамматическое задание: 1. Разбери по членам предложение: Журавли летели над лесами, полями, шумными городами. 2. Определите падеж имён существительных второй части. Контрольный диктант по теме: "Правописание окончаний существительных" Дельфины - наши друзья. Однажды рыболов Махмуд вышел в море. К вечеру разыгрался шторм. Волны качали лодку. Махмуд лежал на дне лодки. Он крепко уцепился за спасательный матрас. Огромная волна обрушилась на рыбака. Махмуд выпал из лодки вместе с матрасом. Наступила ночь. Шторм стал стихать. И вдруг стая дельфинов окружила Махмуда. Один дельфин толкнул головой матрас. Всю ночь дельфины толкали матрас к берегу. Соль разъедала спину. Махмуд стонал от боли и усталости. С вышки заметили стаю дельфинов и человека. Скоро подоспела помощь. Грамматическое задание: 1. Разбери по членам предложения, выпиши словосочетания. Огромная волна обрушилась на рыбака. 2. Определи склонение и падеж существительного: на дне лодки, толкали на берег, стонал от боли. Контрольный диктант по теме: "Множественное число имён существительных" Доброе дело. Погода переменилась. К утру вся окрестность была окутана густым туманом. Подул резкий ветер. Затрещал мороз. Инна и Геннадий пошли в соседнюю деревню на большой праздник. На празднике было весело. Дети возвращались домой довольные. Они шагали по зимней дороге. Редко по краям попадались деревья. Ветви были покрыты снегом. Вдруг Гена увидел двух птичек. Лежали они на обочине дороги еле живые. Птички погибнут от мороза. Надо взять их домой. Ребята принесли птиц домой. Они оживут. Инна и Геннадий сделали добро дело. Грамматическое задание: 1. Определи падеж в предложениях: Они шагали по зимней дороге. Редко по краям попадались деревья. Ветви были покрыты снегом. 2. Разбери по составу слова: лежали, зимней, снегом. Контрольный диктант по теме: "Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода" Зимняя ночь в лесу. По стволам и сучьям деревьев постукивает мороз. Хлопьями летит мягкий иней. В тёмном высоком небе зажглись яркие звёзды. Тихо в зимнем лесу. Но и в морозные ночи идёт скрытая жизнь. Вот хрустнула в чаще мёрзлая ветка. Это пробежал под деревьями заяц-беляк. Вот по гладкому снегу бежит хорёк за мышкой. Над сугробами пролетают совы. Как сказочный часовой, уселся на голом сучке головастый серый совёнок. В ночной темноте он хорошо видит, как идёт в зимнем лесу скрытая от людей жизнь. Грамматическое задание: 1. Разбери по членам первое предложение. 2. Определи падеж прилагательных в третьем абзаце. Контрольный диктант по теме: "Изменение глаголов по временам, неопределённа форма глагола" Жизнь спасена. В красивой местности раскинулся рабочий посёлок. Зимой дороги заметает снегом. Трудно доехать жителям посёлка до ближнего населённого пункта. Однажды в посёлке тяжело заболел человек. Его надо было срочно отправить в больницу. Но как подготовить площадку для посадки вертолёта? Даже на реке снег лежит толстым слоем. Ученики местной школы решили помочь. Ранним утром они все пришли к реке, взялись за руки и стали утаптывать снег. К вечеру площадка была готова. Вертолёт опустился и утром доставил больного в город. Грамматическое задание: 1. Выпиши из текста по 2 глагола в прошедшем времени, настоящем и неопределённой форме. 2. Разбери предложение по членам: В красивой местности раскинулся рабочий посёлок. Контрольный диктант

4-й класс

На различение простых предложений и простых предложений с однородными членами; на выявление навыков правописания окончаний существительных, прилагательных и глаголов

Работа 1 (диктант )

ВЕСЕННЕЕ УТРО

Как хорошо весеннее утро! Из­за синей полоски леса показалось солнце. В его лучах краснеет вершина гигантской сосны. Над рекой золотистым дымком клубится туман. Вот туман пропадает в прозрачном воздухе и открывает синюю гладь реки. В зеркальной воде видишь голубое небо, облака. На яркой зелени блестит роса. Легкий ветерок покачивает ивовые сережки. Дрозд на еловой макушке высвистывает песенку. Он свистит и слушает. А в ответ ему удивительная тишина.

(70 слов )

Порядок работы

Текст читает учитель, орфографически проговаривая «ошибкоопасные» части слов.

После диктанта ученики самостоятельно проверяют работу и делают исправления. Затем учитель еще раз медленно читает текст диктанта.

Грамматические задания

1. Над первым словом каждого предложения надпиши, какое это предложение: пр. (простое), с одн. чл. (с однородными членами).

2. Выдели окончания прилагательных и укажи падежи.

3. Выдели безударные окончания глаголов 3-го лица в форме единственного числа.

На выявление навыков правописания окончаний прилагательных, правописания глаголов 3-го лица и неопределенной формы перед -ся

Работа 2 (выборочный диктант )

У нас весна длится три месяца. Весенние изменения следуют в строгом порядке. Никогда стриж не прилетит раньше жаворонка. Ландыш не зацветет раньше подснежника.
В апреле поются одни песни, в мае раздаются другие.
На берегу лесной речки можно услышать соловья. Он любит прятаться в густых зарослях. Чyдными звуками начинают заполняться все окрестности.
Соловей прижи мается к ветке, ста рается вытянуться во весь рост, расправляет, потом складывает свои крылышки. Все его маленькое тельце дрожит, а глазки блестят.
Во всем мире не услышишь песен красивее соловьиных.

(81 слово )

Порядок работы

Сначала весь текст выразительно читает учитель, затем диктует по предложению.

На доске выписать слова. Ученики записывают группу слов каждого предложения через запятую, например: длится, следуют в строгом, ...

Грамматические задания

1. Выдели окончания прилагательных и укажи падежи.

2. Разбери по составу слова стриж, кры­лышки .

На определение спряжения глаголов

Работа 3

Степь. В голубом небе ярко свети т солнце. Взгляне шь – кругом все поля. Ветер гони т волны по зеленому морю пшеницы. Вот сверкае т речка на солнце. Шумит камыш на берегу. В тишине слыша тся разные звуки. Доноси тся лай собак.

Порядок работы

Текст записывается на доске с пропуском букв на месте окончаний глаголов (подчеркнуты).

Грамматические задания

1. Выпиши из текста по спряжениям глаголы, допиши окончания.

2. Напиши неопределенную форму глаголов.

3. Подчеркни глаголы-исключения.

Работа 4 (диктант )

ПОСЛЕ ДОЖДЯ

Летний дождь перестает. Ты смотришь на небо. Оно голубеет. Волшебный мост перекинулся от деревни до соснового бора. Это красавица радуга. Запах полевых цветов заполняет всю местность. Из­за леса выплывает солнце. Дождевые капли тяжело падают с листьев и травинок. Каждая из них сверкает, искрится. От земли идет легкий пар. Воздух свеж. Кричит с ветки птица. Солнце освещает высокую сосну с гладким стволом. Вдруг вижу под сосной красавца с темной головкой на крепкой ножке. Вот повезло! Это был гриб боровик.

(82 слова )

Порядок работы

Учитель читает текст, обращает внимание учащихся на то, что необходимо подумать над каждым словом, вспомнить орфограммы.

Затем учитель читает текст по предложениям в привычном для данного класса темпе диктовки, орфографически проговаривает отдельные места в словах.

После диктанта ученики самостоятельно проверяют работу и вносят исправления. Правильные исправления за ошибку не считаются. Ошибки в правописании наречий не учитываются.

Грамматические задания

1. Запиши третье предложение, разбери его по членам предложения.

2. Глаголы какого времени употреблены в тексте? Надпиши над глаголами, где нужно, род и число.

3. Разбери по составу слова гладким, искрится, выплывает.

На выявление способности к самостоятельному выводу, обобщению

Работа 5*

Солнце за горку ушло,
Светит косыми лучами.
В воздухе сыро, тепло,
Белый туман за прудами.

(А. Блок )

Порядок работы

Значение требует рассмотрения изученных частей речи с разных точек зрения – изменяемости/неизменяемости и классификации слов по общности этих признаков. Учитель записывает на доске строчки из стихотворения А. Блока.

Грамматические задания

1. Запиши отрывок из стихотворения А. Блока.

2. Выпиши только те слова, которые можно употребить в начальной форме.

3. Выпиши слова, которые нельзя изменить.

4. Слова из пунктов 2 и 3 распредели по названиям частей речи в отдельные столбики.

5. Сделай вывод: на какие две группы делятся все известные тебе части речи? Надпиши над каждой группой частей речи (над столбиками) их общий признак.

Примечание . В результате группировки частей речи по изменяемости/неизменяемости должна получиться следующая запись в работах учеников:

Изменяемы е

существительные (сущ.)
местоимения (мест.)
прилагательные (прил.)
глаголы (гл.)

Неизменяемые

предлоги (предл.)
наречия (нар.)

Уровни выполнения работы

    4-й уровень – выделены две группы частей речи по признаку изменяемости/неизменяемости, записаны названия частей речи по группам. Ответы, находящиеся на данном уровне, свидетельствуют о высокой обобщающей способности мышления в условиях данного задания;

    3-й уровень – наблюдается пропуск 1–2 изученных частей речи или приведены вместо названий конкретные слова, относящиеся к той или иной части речи. Хотя ответ носит неполный или конкретный характер, можно говорить о зачатках обобщения;

    2-й уровень – наблюдается смешение изученных частей речи при отнесении к группам. Ученик неотчетливо осознает части речи с точки зрения их изменяемости/неизменяемости, следовательно, не обобщает их по этим признакам;

    1-й уровень – ответа не дано. Ученик не в состоянии подвести знания о частях речи под общий признак изменяемости/неизменяемости, то есть обобщающая деятельность в данном случае отсутствует.

Пожалуй, ни один художник, ни один писатель не сможет отразить всё многообразие и своеобразную красоту оренбургской степи. То ровная и бесконечная, то вздыбленно - холмистая с перелесками и оврагами раскинулась она от края до края на сотни километров. Заснеженная и стылая в зимнее время сверкает она и слепит глаза в солнечный день миллионами алмазных искр, ещё больше подчёркивая свою беспредельность.
Поднимитесь на самую высокую гору или взгляните из иллюминатора самолёта, но и тогда вы не увидите её края, сливающегося с казахстанской степью на юге и уральскими лесами на севере.
В морозный зимний день степь наполнена тишиной, нарушаемая изредка попискиванием в перелесках синиц, да простуженным карканьем одиноких ворон. Но обманчива зимняя тишина, постепенно затягивает небо мгла и вот уже дует и свистит степной ветер, несёт и крутит снежную круговерть, поглощая и звуки, и горизонты, загоняя всё живое в своё зимнее жильё. В это время лучше не спорить со стихией, нет ей равных в природе, разве одинокий волк в тоске где-то завоет в балке, вторя вою и свисту разгулявшейся, рассвирепевшей метели. Но постепенно стихнет ветер, уляжется снег, рассеятся тучи, заголубеет небо и вновь солнце и покой господствуют в степи.
Бежит время, стихают метели, всё выше и выше поднимается солнце над горизонтом, всё ярче светит оно с бездонного голубого неба и вот уже заноздрился снег на пригорках, потемнел и закапал в полдень изумрудной капелью. Наконец наступает день, когда капли сливаются в лужицу а та выбегает первым звонким весенним ручьём. И словно прорвало природу, зажурчали ручьи, зашумели и помчались в реки овраги, набухли от талой воды реки, сдвинули с себя метровый лёд и устремились в бурном потоке через луга, пойменный лес а, иногда, и близлежащие посёлки. Проснулась степь, встрепенулась, зашумела и начала украшать себя на проталинах весенним горицветом, ирисами, сон травой и другими только ей присущими цветами, спешащими вырваться из земли к солнцу и теплу.
Зазвенела степь, сотни жаворонков своими трелями раскалывают лазурное небо, кричат в перелесках грачи, поют бесчисленные луговые птицы. Да разве можно перечислить всё то, что поёт и радуется весне в степи, Степь как ковёр переливается красками, дышит весенними запахами, поёт свою безудержную весеннюю песнь.
Но постепенно успокаивается всё, стихают реки и входят в свои берега, высыхают овраги, всё выше и сочнее становится трава в лугах и мочажинах. Всё реже поют птицы, только отдельное их попискивание да посвист напоминают о лете, о ежегодной заботе всего живого продолжить свой род, вывести и выкормить птенцов, выходить суетное пушистое племя суслят, хомячков и прочих зверюшек невесть как выживших в суровое зимнее время.
А солнце всё сильнее и сильнее припекает холмы и равнины и вот уже жаркий июльский суховей ворошит и приглаживает седые, кудрявые ковыльные холмы, как по морю гонит он по равнинам бесконечные барашки ковыльных волн, колышет степные травы и хлебные нивы. Но всё больше и больше иссушает зной буйную зелень, всё больше желтизны среди цветущих лугов, всё суше земля и всё чаще дышит она горячей пылью и зноем. И только отдельные грозовые шквалы и ливни освежают степь, проносятся потоками мутной воды. И тогда вдруг вновь задышит степь ароматом трав и хлеба, зазвенит запоздалыми песнями степных птиц пока иссушённая земля не впитает в себя влагу а знойное солнце не подсушит её и не поднимет в лазурное небо.
И опять бежит время. Солнце всё ещё ярко светит с небосвода, но всё короче летние дни, всё роснее утренние зори, всё длиннее и прохладнее августовские ночи. И вот уже первый, как всегда нежеланный утренний заморозок обжёг иссушенную летним зноем степь, заторопил всё живое с подготовкой к зиме и отлёту. Посерела степь. Куда делись её буйные травы и цветы. Уныло смотрит она в октябрьские дожди и слякоть. На время зарделись кусты и перелески в пору бабьего лета, покрасовались неделю другую своим багрянцем и золотой листвой и зашуршали листья слетая то в тихую ясную погоду, то в ветреный промозглый осенний день.
Стихла земля. Как-то незаметно исчезли летние птицы, постепенно погасли краски осени. Приготовилась степь к долгому зимнему сну. И вот уже первый осенний снежок выпал на мокрую землю, пролежал всю ночь и растаял. Но ещё холоднее становятся дни, всё реже скупое. Осеннее солнце бледным светом освещает землю. Замерзают сначала лужи, потом озёра и реки. Стынет степь. И вновь покрывается она от края до края белым снежным покрывалом, и вновь гудит и свистит ветер в одиноких былинках сухой травы, ещё торчащей из под небольшого снежного покрова, и вновь где-то там, в перелеске, одиноко и тоскливо воет степной волк, возвещая о приходе суровой и долгой зимы в уснувшую оренбургскую степь.

Контрольные работы по русскому языку (4 класс)

1 четверть

Контрольный словарный диктант №1.

Молоко, воробей, ворона, город, корова, мороз, сорока, хорошо, горох, дорога, молоток, солома, оборона, около.

Что объединяет данные слова?

На какие две группы их можно поделить?

Контрольный диктант № 1 « Части речи »

Осенняя прогулка.

Группа школьников осенью ходила в заречный парк. Покраснели осинки, пожелтели берёзки. Гроздья ягод созрели на рябинах.

Ребята по лесной тропинке вышли на поляну. Кругом растёт пушистый ельник. Зеленеют молодые ёлочки. Из земли бьёт чистый родник. Ребята собрали сучья и ветки. Мальчики разожгли весёлый костёр на берегу речки.

В лесу было очень тихо. Дети сели вокруг огня. Серёжа наполнил чайник водой. Пора заваривать чай. Анна и Эмма угостили ребят печеньем. По дороге домой все пели песни.

Радостные ребята вернулись с прогулки.

Грамматические задания:

1.Выписать из текста по два слова на каждую часть речи.

2. Выписать из текста три слова с проверяемой безударной гласной и три слова с парной согласной, рядом напишите проверочное слово.

3. Выпишите из текста два слова: одно - в котором звуков больше, чем букв; второе - в котором звуков меньше, чем букв.

Контрольная работа № 1 «Однородные члены предложения».

  1. вариант

1.Спиши, расставь знаки препинания:

Стреляет редко да метко.

В гостях хорошо а дома лучше.

Солнце светит но не греет.

2.Допиши однородные члены предложения. Подчеркните, какими членами предложения они являются:

В саду росли яблоки …… ….. .

Ветер дул ….. ….. .

3. Разобрать слова по составу:

Перевозка, солнышко, подкормка.

Мы, нас, под, ах, через, из-за, ау, из-под, возле, от, и, но.

5. Спиши, расставь знаки препинания. Подчеркни главные члены предложения, подпиши части речи:

Лист покрыл землю пёстрым мягким шуршащим ковром.4

2 вариант.

1. Спиши, расставь знаки препинания:

Сначала думай а потом делай.

Не по словам судят а по делам.

Гуляй но дела не забывай.

2. Допиши однородные члены предложения. Подчеркните, какими членами предложения они являются:

У меня в доме живут кот …… …… .

Ручей журчал …… …… .

3 . Разобрать слова по составу:

Выдумка, работник, перелесок.

4. Спишите, подчеркните предлоги:

Мы, а, нас, под, ах, через, из-за, ау, и, возле, от, но, из-под.

5. Спиши, расставь знаки препинания. Подчеркни главные члены предложения, подпиши части речи:

Лес, задумался и смотрел в бледное но низкое и хмурое небо. 4.

  1. ЧЕТВЕРТЬ

Контрольная работа № 2 « Склонение имён существительных»

1. Просклоняй существительное тропа

2.Вставь подходящие по смыслу имена существительные, укажи их падеж:

Не подливай ___________ в огонь.

Нет________ без огня.

Новая __________хорошо метёт.

По зёрнышку клюёт и сыта бывает.

Слухом_______________ полнится.

Слова для справок: курочка, масло, метла, земля, дым.

3.Составь словосочетания, употребляя имена существительные в нужном падеже, укажи падеж:

Выставка, посетить; из, окно, смотреть; тишина, наслаждаться; в, отражаться, вода.

4.Выпиши несклоняемые имена существительные:

Окно, метро, пальто, село, кофе, горе, шоссе, число, молоко, какао.

5.В данном предложении обозначь падеж имён существительных. Одно существительное (по выбору) разбери как часть речи:

Сухой листочек на берёзе ждал резкого порыва ветра.

Контрольный словарный диктант №2.

Комбайн, автомобиль, пассажир, прекрасный, хозяйство, вчера, дорога, впереди, библиотека, жёлтый, коллектив, назад, агроном, хорошо, деревня.

Контрольный диктант № 2 «Правописание безударных окончаний имён существительных»

Дельфины.

Однажды рыболов Махмуд вышел в море. К вечеру разыгрался шторм. Волны качали лодку. Махмуд лежал на дне лодки. Он крепко уцепился за спасательный матрас. Огромная волна обрушилась на рыбака. Махмуд выпал из лодки вместе с матрасом.

Наступила ночь. Шторм стал стихать. И вдруг стая дельфинов окружила Махмуда. Один дельфин толкнул головой матрас. Всю ночь дельфины толкали матрас к берегу. Соль разъедала спину. Махмуд стонал от боли и усталости. С вышки заметили стаю дельфинов и человека. Скоро подоспела помощь.

Слова для справок: Махмуд, дельфин, матрас, разыгрался.

Грамматические задания:

  1. Разобрать по членам предложения, выписать словосочетания.

Огромная волна обрушилась на рыбака.

  1. Определить склонение и падеж существительного:

На дне лодки ….

Толкали на берег …..

Стонал от боли …..

  1. четверть.

Контрольный словарный диктант № 3.

Россия, электричество, электростанция, килограмм, инженер, директор, адрес, вокзал, издалека, берег, экскаватор, чёрный, аккуратный, сейчас, суббота.

Контрольный диктант № 3 «Обобщение знаний об имени прилагательном и существительном»

Зимняя ночь в лесу.

По стволам и сучьям деревьев постукивает мороз. Хлопьями летит мягкий иней. В тёмном высоком небе зажглись яркие звёзды.

Тихо в зимнем лесу. Но и в морозные ночи идёт скрытая жизнь.

Вот хрустнула в чаще мёрзлая ветка. Это пробежал под деревьями заяц-беляк.

Вот по гладкому снегу бежит хорёк за мышкой. Над сугробами пролетают совы. Как сказочный часовой, уселся на голом сучке головастый серый совёнок. В ночной темноте он хорошо видит, как идёт в зимнем лесу скрытая от людей жизнь.

Слова для справок: заяц-беляк, видит.

Грамматическое задание:

1. Разобрать по членам:

1-й вариант – первое предложение.

2-й вариант- третье предложение.

2.Определить падеж прилагательных в третьем абзаце.

ТЕСТИРОВАНИЕ.

Ф.И._____________________________________ Класс 4-______ Дата_________

1.В каких словах пишется Ъ?

А) п…ёт, б) с…едобный, в) об…явить, г) об…единения.

2. Найдите слова с приставками:

А) (в)вышине, б) (от)обедать, в) (от)ъехать, г) (от)здания.

3.Найдите лишнее слово:

А) ноч…, б) луч…, в) помощ…, г) молодёж… .

4. Найдите антоним к слову ЯСНЫЙ.

А) холодный, б) светлый, в) тёмный, г) ненастный.

5. Найдите существительное в Р. п.

А)заглянул в дверь, б)сидели около изгороди, в) сорвал сирень, г)купить плащ.

6. Найдите предложения с однородными членами:

А) Ветер играл с колосками пшеницы, ржи.

Б)Корочка льда затянула озеро, пруд.

В) Листья потемнели, ветер их кружит по воздуху.

Г)В знойной степи качается на ветру колос.

7. В каких словах окончание -И?

А) к ладон…, б)к ладошк…, в)на пристан…, г) на сирен… .

8. Укажи слова, в которых звуков больше, чем букв.

А)утренняя, б) олень, в) ясень, г) яблоко.

9. Укажи слова, в которых только глухие согласные звуки:

А) пью, б) сказка, в)тишь, г) резкий.

10. В каких словах окончание –ЮЮ?

А)в могуч…. силу, б)в недавн…. встречу, в) царствующ…. династии, г) в жгуч…. волну.

Самопроверка:

1)б,в,г, 2) б,в, 3) б, 4) г, 5) б, 6) а, 7) а, в, г, 8) г, 9) б, в, 10) б.

  1. ЧЕТВЕРТЬ.

Контрольный словарный диктант № 4.

Путешествие, шестнадцать, пассажир, электровоз, газета, экскурсия, двенадцать, металл, расстояние, шофёр, здравствуйте, до свидания, жёлтый, комбайн, троллейбус.

Контрольный диктант № 4 «Спряжение глаголов»

Весна в степи.

Степь. В голубом небе ярко светит солнце. Взглянешь – кругом всё поля. Ветер гонит волны по зелёному морю пшеницы. Вот речка сверкает на солнце. По обоим берегам её пасутся отары овец, стада коров, табуны лошадей. Пастбища весной в степи покрываются свежей зеленью трав. Шумит камыш на берегу. В тишине слышны разные звуки. Доносится лай собак, хлопанье кнута чабана и жалобный плач ягнят. В болотцах пробуют голоса лягушки. Звуки этой степной жизни сливаются в большой оркестр.

Грамматическое задание:

1.Определите время, спряжение, лицо, число глаголов: светит, сверкает, пробуют, шумит.

2. Разобрать глагол ВЗГЛЯНЕШЬ 3 , как часть речи.

3. Разберите по составу слова: жалобный, голоса, гонит, камыш.

Контрольное изложение.

Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвинёнка. У него ещё только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик.

Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птенцы стояли у нагретых солнцем камней. Долго стоял на скале пингвинёнок. Ему было страшно броситься в море. Наконец он решился и подошёл к краю скалы.

Маленький голый пингвинёнок стоял на краю. Его сносил ветер. От страха малыш закрыл глаза и бросился вниз. Вынырнул, выкарабкался на камни и удивлённо посмотрел на море.

Это был отважный пингвинёнок. Он первый искупался в холодном море.

Грамматическое задание:

Подумайте, как лучше озаглавить текст?

Слова для справок: пингвинёнок, маленького, купаются, броситься,выкарабкался.