12 апреля, Щелковский район

Яков Вилимович Брюс (1670-1735) - генерал-фельдцейхместер, впоследствии граф и генерал-фельдмаршал, неразлучный спутник Петра в его походах, и в некоторых путешествиях, поселился в Глинках в 1726 году, где жил до конца своей жизни, изредка наезжая в Москву и предаваясь исключительно научным занятиям.

Брюс получил прекрасное домашнее образование и особенно пристрастился к наукам математическим и естественным. Яков Вилимович Брюс был, бесспорно, просвещеннейшим из всех сподвижников Петра. Занимаясь составлением и переводом сочинений, Брюс надзирал за ходом всего типографского дела в России, но больше всего имя его известно, как автора календаря, который в первый раз появился в печати в 1709 году "изобретением" Василия Киприянова, и "под надзором" Якова Вилимовича. Хотя он впоследствии сам не издавал календарей, тем не менее справедливо может считаться основателем календарного дела на Руси, так как принимал главное участие в составлении их, подражая преимущественно немецким календарям. От него остались, как памятник его занятий, библиотека и кабинет разных "куриозных вещей", который в то время почитался единственным в России. Перед смертью он завещал их в кунст-камеру Академии Наук. Состав того и другого самый разнообразный: тут и книги, и карты, числом около 735, и рукописи, и инструменты, и всевозможные редкие предметы (около 100).


Глинки - самая древняя каменная дворянская усадьба Подмосковья. Архитектурный ансамбль Глинок начал формироваться в 1727 - 1735 гг., когда Брюс вышел в отставку и переехал в Глинки, пожалованные ему в 1721 году за Аландский мир со Швецией.

Усадьба строилась в 20-е годы XVIII века мастером, к сожалению нам неизвестным, в стиле дворцово-парковой архитектуры, с чертами европейского барокко. Усадьба представляет собой симметрично распланированный жилой комплекс с хозяйственным двором, регулярным парком с прудами и садовым павильоном. Парадный двор, сохранившийся до нашего времени, - строго выдержанный прямоугольный ансамбль из построек, ориентированных по сторонам света, главного дома и трех флигелей. Не меньший интерес, чем архитектура, представляет парк в Глинках с его регулярными фигурными дорожками, в плане образующими интересные сложные фигуры, в которых можно усмотреть масонские знаки. Сейчас территорию усадьбы занимает санаторий "Монино". На территорию можно пройти совершенно свободно через центральный вход. Несколько лет назад в западном флигеле усилиями местных краеведов был открыт музей Брюса. К сожалению, музей сейчас переживает тяжелые времена, связанные с переделом собственности и не работает.

Главный усадебный дом. Великолепна лоджия в центральной части фасада, нижний ярус которой образован рустованной аркадой, а верхний - стройными спаренными колоннами. Центр постройки отмечает фонарь-башенка, где по всей видимости и находилась астрономическая обсерватория Брюса.

Окна нижнего этажа покоятся на полочках, поддерживаемых кронштейнами, и обведены с двух сторон и поверху рустованным камнем с выступающим вверху треугольничками.

Наличники окон первого этажа наделены эффектными маскаронами. По легенде в масках представлены карикатурные образы вельмож того времени, настроенных против Брюса.

Садовая сторона дома была распланирована в общих чертах аналогично дворовой. Колонны верхней лоджии обрушились, и вместо нее получилась открытая терасса.

Архитектурный стиль дома продолжают другие здания усадьбы.

В этом флигеле располагается музей Брюса, сейчас закрытый.

Вход в усадьбу

"Лаборатория Брюса" или "Петровский домик" - одноэтажный парковый павильон, типичный образец петровской эпохи.

Пилястры с коринфскими капителями

Полукруглые арочные ниши с раковинами на фасаде, где ранее помещались статуи

Флигеля и кордегардия

Второй этаж надстроен

Аллея парка

Усадебный пруд. По одной из легенд летом на малом пруду Брюс замораживал воду и катался на коньках, а зимой, наоборот, плавал на лодке.

Вдалеке просматривается разрушенное здание одного из бывших корпусов санатория. Трудно представить, что это церковь Иоанна Богослова середины XVIII века. О ней будет отдельный пост.

Проезд: с Ярославского вокзала до ст. Монино, далее автобус №32 или маршрутка до ост. "Санаторий Монино" - 15 минут.


Мы поехали в музей Брюса, но оказалось.. он не работает долгое время. При входе удивило... любой может войти на территорию, погулять и "словить" свои ощущения.
У "Космопоиска" это место значится как аномальное... Нас встретил огромных размеров ворон, деловито прогуливающийся по дорожке и, охотно позирующий перед камерами. Он "проверял" рюкзаки, пытаясь найти что-нибудь интересное для него. Мне подумалось, что рядом с мощными чародеями всегда присутствовали вороны и коты...


Говорят, во времена Якова Вилимовича происходило много любопытных и необъяснимых событий. Видели его на летающем, железном драконе... летом он развлекал двор Петра катанием по замерзшему пруду на коньках... прислуживала Якову механическая служанка, в образе настоящей девушки.



Так же граф создал календарь природы, предсказывавший погоду на несколько лет вперед.
О смерти его множество легенд ходило - от того, что придумал он некое снадобье, сращивающее куски тела и другое снадобье - оживляющее и омолаживающее... Только ученик, де побоялся воскресить графа, потому тот и помер. Есть другая легенда, говорящая о переселении бренного духа в образ башни, а затем и вовсе перешедшего жить на Сухаревскую площадь, после разбора башни. Есть ещё другие версии... но они столь экзотичны, что не стоит даже говорить...




СТРАННАЯ БИОГРАФИЯ: Прямой наследник шотландского престола (его предки бежали из Британии от кромвелевского террора) граф Яков Вилимович Брюс был инженером, математиком, астрономом, топографом, военным, политиком, дипломатом. И, по словам современников – колдуном. Никаких записей о том, когда в Москве появился на свет отпрыск королевского рода, не осталось. Называют две даты: 1669 или 1670 год. В 14 лет он говорил на трех языках, знал математику и астрономию. В 16 лет Брюс записался в потешные войска, которые создавал Петр Первый. Молодой государь, рвавшийся к знаниям, выделил просвещенного шотландца. Заступив на службу к Петру, Брюс стремительно поднимался по карьерной лестнице. Он возглавил всю русскую артиллерию, в тридцать лет получал чин генерал-фельдцейхмейстера, участвовал во всех военных походах царя. Петр брал просвещенного иноземца на важные дипломатические переговоры. Яков Брюс стал первым кавалером главной награды империи – ордена Андрея Первозванного.


«Санаторий "Монино"»
КНИГА БРЮСА : В благодарность за царские почести Петр просил графа дать почитать его волшебную книгу, которая, по слухам, когда-то принадлежала самому царю Соломону.
«У Брюса была такая книга, которая открывала ему все тайны, и он мог посредством этой книги узнать, что находится на любом месте в земле, мог сказать, у кого что где спрятано...
Книгу эту достать нельзя: она никому в руки не дается и находится в таинственной комнате в Сухаревой башни, куда никто не решается войти», – описал одну из главных загадок Якова Брюса беллетрист Богатырев.

Брюс отвечал, что никаких таинственных книг, кроме «Философии мистики», у него нет.
В 1735 году колдун умер, а книгу попытались найти наследники Екатерины I. Они обыскали обсерваторию и перевернули его научный архив, хранившийся в Академии Наук. Но волшебной книги нигде не было. Они верили в существование книги, чтобы никто другой не смог ее найти, поставили у башни караул. Эту охрану поначалу не рискнули снять даже большевики. Только в 1924 году пост у Сухаревой башни распустили, и открыли в обсерватории Брюса музей коммунальных услуг.

Сухареву башню, в отличие от других памятников архитектуры, уничтожали долго и кропотливо. Сталин увлекался мистикой и хотел отыскать книгу Брюса. Он велел разбирать башню по кирпичам под строгим контролем. Но книгу так и не нашли. Присутствовавший при уничтожении башни Лазарь Каганович потом говорил Сталину, что видел в толпе высокого, худого человека в парике, которые погрозил ему пальцем, а потом испарился. Но многие труды Брюса Сталин нашел и использовал их при строительстве современной Москвы.



ДУХ БРЮСА : После смерти Брюса, когда тело уже было погребено в склепе у лютеранской кирхи Св. Михаила в Немецкой слободе, каждую ночь в обсерватории по-прежнему загорался свет. Москвичи говорили, что это дух колдуна охраняет свою магическую книгу. После сноса башни духа видели в подмосковной усадьбе Брюса.


ЭЛИКСИР БЕССМЕРТИЯ : Как любой чернокнижник, Брюс пытался разгадать тайну жизни. Есть легенда, что Брюс скончался также необычно, как и жил. Колдун погиб во время опытов у себя в поместье в Глинках. Для омоложения он велел слуге разрезать себя на части, а потом полить эликсиром вечной молодости, сделанным по рецепту той самой книги. Опыт практически удался, но когда части тела стали срастаться, слуге помешали закончить опыт. Неприкаянный дух вместе с книгой переместился в Сухареву башню.

РОБОТ БРЮСА : Тот же Павел Богатырев записал впечатления современников Брюса, будто колдун обзавелся «механической куклой, которая умеет говорить и ходить, но не имеет души». Железная горничная прислуживала графу в его обсерватории. Когда же Яков Брюс ушел в отставку и покинул город, он увез ее в свое подмосковное имение Глинки. Крепостные графа, завидев куклу, сначала разбегались, но потом привыкли к ней, и между собой называли «Яшкиной бабой». После смерти Брюса среди его бумаг нашли схему механического робота. По легенде Брюс придал роботу облик девушки необычайной красоты. Она умела делать всю работу по дому: убирала комнаты, готовила еду, подавала кофе.

МОГИЛА БРЮСА : Могилу Брюса уничтожили при реконструкции старой Москвы. В тридцатые годы на улице Радио стали разбирать кирху и обнаружили в склепе гроб с телом графа. Его опознали по фамильному перстню. Останки колдуна передали в лабораторию антрополога и скульптора Герасимова. Но останки бесследно исчезли – остались лишь перстень, кафтан и камзол Брюса. Одежда сейчас – в фондах Государственного Исторического музея. А перстень чернокнижника затерялся во времени. Интересный факт - кирха Св. Михаила в Немецкой слободе – единственная уничтоженная большевиками кирха в Москве. На ее фундаменте построена башня авиационного завода.

НАУКА : Cам Яков Брюс обладал скорее скептическим, чем мистическим складом ума. По свидетельству одного из современников, Брюс не верил ничему сверхъестественному. Когда Петр показывал ему нетленные мощи святых угодников в новгородской Софии, Брюс «относил сие к климату, к свойству земли, в которой прежде погребены были, к бальзамированию телес и к воздержанной жизни».

КАРТА БРЮСА : Одним из научных достижений графа стала первая карта российской территории от Москвы до Малой Азии. Он также составил астрологическую и геолого-этнографическую карты города.

Брюс утверждал, что Москву надо строить по принципу кругов – это самая надежная геометрическая фигура. Есть версия, что большевики, прокладывая дороги на месте садов и вдоль бульваров, пользовались его астрологическим завещанием. Геолого-этнографическая карта не сохранилась. Она исчезла в середине прошлого века, но ее описания есть в Академии Наук.

Брюс еще в 18 веке утверждал, что нельзя вести плотную застройку на Дмитровке, т.к. под землей много пустот, и дома тут уже проваливались. Не надо строить высоких домов на набережной Москвы-реки в районе Воробьевых гор, т.к. возможны оползни, и построенное тут новое здание Академии наук стали укреплять сразу же после постройки, пытаясь остановить угрозу обрушения.

Но зато это место Брюс пометил как самое подходящее для учебы, и на Воробьевых горах при Сталине начали строить новое здание МГУ. Жить лучше всего в Кузьминках, утверждал Брюс, а веселиться на Пресне. Гиблые места на карте Москвы – Перово и начало Кутузовского проспекта... это подтверждает статистика ГАИ.

Главная достопримечательность Лосино-Петровского - это, конечно же, усадьба Якова Брюса "Глинки". Яков Виллимович Брюс - сподвижник Петра Первого, "отец русской артиллерии", фельдмаршал, шотландец по происхождению. Село Глинково было пожаловано ему после заключения Ништадтского мира в 1921 году. Брюс подписал мирный договор от России. Договор был очень выгоден для России, оттого и такой подарок. По другой версии Брюс приобрёл усадьбу в 1727-м году у А.Г. Долгорукого. В 1726-м Брюс вышел в отставку и уединился в своём имении, где и жил в своё удовольствие. Там же он и умер в 1735-м году. После Якова усадьбой владел его племянник Александр Брюс, потом его сын Яков, затем граф и масон Мусин-Пушкин-Брюс. После него усадьба "пошла по рукам", часто меняя владельцев, среди которых были в основном купцы, привыкшие из всего извлекать прибыль. Похоже, что традиция эта продолжается и сейчас.

Недавно в усадьбе располагался гастроэнтерологический санаторий "Монино". Недалеко от санатория был открыт источник минеральной воды, помогающей при желудочных заболеваниях. Были построены новые корпуса.
Сейчас вроде усадьбой владеет какой-то частник, санаторием там и не пахнет.
2. Подъезжая к усадьбе со стороны города, упираешься в соединённые между собой два заросших пруда.


3. Северный пруд был устроен уже в 20-м веке, в 30-е годы.


Усадьба со всех сторон обнесена забором. Но наличие заборов в нашей стране компенсируется наличием в них дыр. Вот в такую дыру я и прошёл. Поскольку находился я там на нелегальном положении, в полной мере отснять удалось не всё, но большинство.
Главный дом усадьбы - на заглавном фото. Фактически, это самая старая усадьба в Подмосковье.
4. На территории есть ещё один пруд.


Есть легенда, что за зиму на этом пруду намораживали толстый слой льда, весной укрывали соломой. Граф любил козырнуть перед гостями, пригласив их среди лета покататься на коньках. Сейчас на берегу пруда стоят две палатки, похоже, что бомжики поселились. Вдоль дорожек стояли скульптуры, которые целомудренная купчиха Колесова велела побросать в пруд. Оставшиеся следующий владелец употребил в качестве материала для строительства плотины.
5. Ещё раз главный дом.


6. Наверху башенка, с которой Брюс проводил свои астрономические наблюдения.


При купце Лопатине, устроившем в доме склад хлопка, в здание попала молния, вызвавшая пожар. Суеверный купец дом восстановил и башенку тоже. Так что, башенка не оригинальная. Но этим Лопатину отмазаться не удалось.
7. Вскоре сгорела его фабрика на берегу Вори. Дух Брюса мстил за поруганное имение.


Внутреннее убранство стараниями купцов и небесных сил не сохранилось.
8.


9. Ещё одно интересное здание - флигель "кладовая Брюса" построено в 1727-1735 годах.


10. Первый этаж был жилой, кладовая находилась в подвале.

Там Брюс ставил свои опыты, приводящие в трепет современников.
11. До недавнего времени в этом здании был пусть и скромный, но всё же музей Брюса.

Аркада была построена уже позже, в конце 18-го века. В 19-м веке перестраивалась.
Здесь я был облаян местным кобельком. Но с собаками договариваться проще, чем с людьми, и после пары минут общения он уже бегал за мной по усадьбе, виляя хвостом.
12. Кордегардия (домик охраны).


Здание построено в числе первых, но в 19-м веке был надстроен второй этаж.
13. Восточный флигель усадьбы. Сбоку к нему была пристроена конюшня.


14.


15. Ещё один служебный флигель.


Мне не удалось заснять только хозяйственный корпус и садовый павильон. Я понял, что дальнейшее нахождение на территории чревато разборками с охраной и направился к выходной дырке. Уже там меня догнал охранник, который знал только три слова "Нельзя" и "Частная собственность". Но поскольку он был раза в два мельче меня, мои слова о том, что это объект объект культурного наследия федерального значения, и что к нему должен быть обеспечен доступ независимо от формы собственности убедили его вернуться в свою будку.
А снаружи ограды тоже есть что посмотреть.
16. Развалины церкви Иоанна Богослова, построенной при Брюсе.


17. Церковь была очень сильно перестроена в бытность свою санаторным корпусом.


18. Были сделаны балконы, на которых уже растёт лес.


19. Здесь, видимо, была алтарная часть.

Внутри уже выросли деревья ростом с само здание. Признать в этой руине церковь достаточно сложно. Носит статус выявленного объекта культурного наследия. Честно говоря, сомневаюсь, что его смогут восстановить.
20. А рядом построили скромную деревянную церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

Начало свое усадьба берет в 1727 году, когда Яков Вилимович Брюс выкупает земли у Долгоруковых. Яков Брюс - граф, один из ближайших сподвижников Петра I, полководец, инженер и ученый. Именно Брюсом создана российская артиллерия, он носил звание генерал-фельдцейхмейстер (начальник артиллерии). Был президентом Берг- и Мануфактур-коллегий (министром тяжелой и легкой промышленности, это если по нашему). После смерти Петра I Яков Вилимович не смог вписаться в интриги нового двора и ушел в отставку. Строит усадьбу в дворцово-парковом стиле архитектуры, где и живет последние 8 лет своей жизни. В этой местности существовало село Глинково (Глинки), что и отразилось в названии усадьбы. До XVIII века усадеб не строили (это модно стало в послепетровские времена), так что «Глинки» считается одной из старейших сохранившихся усадеб.

К сожалению, до наших дней дожили не все строения. Нет основного дома, разрушена церковь. Сохранились хозяйственные постройки и парадный комплекс.

Усадьбой владело несколько поколений родственников Брюса, с 1815 года ее покупает владелец писчебумажной фабрики и использует строения в складских нуждах. В XIX веке усадьба неоднократно перепродавалась от фабриканта фабриканту, что не лучшим образом сказывалось на ее состоянии. В помещениях-складах начались пожары, в результате чего на рубеже XX века усадьба пришла в совершенно запущенное состояние. После Октябрьской революции здесь размещался приют, в 1934 году - дом отдыха наркомата пищевой промышленности, в годы Великой Отечественной войны - госпиталь, а после войны - санаторий «Монино». В нескольких километрах отсюда располагается поселок Монино, в войну и послевоенные годы широко известный по аэродрому военной авиации, из-за чего и санаторий называют «Монино». В 1972 году обнаружен источник уникальной минеральной воды и специализация санатория становится гастроэнтерологической (желудочно-кишечный тракт). В строениях усадьбы сейчас административные и лечебные корпуса санатория.

После столь долгого вступления, прогуляемся немного по уже запорошенным первым снегом дорожкам усадьбы.

Клуб санатория «Монино». Одно из немногих построенных в советские времена зданий. Усадьба признана памятником архитектуры - строительство на территории запрещено.


Хозяйственные постройки. Лечебный корпус. Первоначально - конюшни. Здесь занимались разведением лошадей.


Когда-то - оранжерея. С восточной и западной сторон видны заложенные ныне огромные окна. Третий этаж надстроен позднее.


Административное здание.



Самое крупное сохранившееся здание - парадный дом, обсерватория Брюса. С балконов на южной и северной сторонах велось наблюдение за небом.


Этот парадный дом встречал въезжающих в усадьбу. Интересно оформлены окна и арки. Маски выполнены не лепниной (она не сохранилась бы за столько лет), а вырезаны непосредственно в камне из которого выстроен дом.


Возвращаясь к самому парадному двору: по той моде должны были быть разбиты клумбы и стоять скульптуры. Так и было, те деревья, что на переднем плане, появились гораздо позднее. Мраморные скульптуры пришлись не по душе одной из поздних владелец усадьбы и были покрошены в щебень.


Бывшие пруды. Когда-то были полноводны, но в последние десятилетия из-за снижения уровня грунтовых вод, попыток прочистить дно, да и просто бардака, практически пересохли.


Перейдем в северную часть усадьбы.


Каким-то чудом сохранившийся внутренний пруд.


На границе усадьбы жилой корпус санатория.


А мы подходим к зданию с трагической судьбой.

Но сначала немного окунемся снова в историю. Сам Яков Брюс был лютеранином и по правилам похоронен в Москве на лютеранском кладбище. Усадебный храм Иоанна Богослова был построен племянником Я.Брюса Александром Романовичем Брюсом, наследовавшем «Глинки». В этом храме были захоронения наследников Брюса. Впоследствии храм из усадебного становится приходским.

Наступает 1934 год. В усадьбе размещается дом отдыха. Церковь и колокольню рушат. Красного кирпича пристройка справа - храм, правые четыре окна нижних этажей строения желтого цвета - трапезная. Пристраивают фундамент, стену влево на три проема и надстраивают два этажа. Получается жилой корпус. В таком виде он просуществовал до середины 80-х годов. После пятидесяти лет использования встает вопрос о необходимости замены межэтажных перекрытий. Корпус закрывают на ремонт, но пока всякие проекты-согласования наступает горбачевская перестройка. Всем резко становится не до ремонтов - в результате корпус просто разрушается и к настоящему моменту выглядит так.


Не так давно рядом открылась небольшая часовенка.


Вот, в принципе, и всё, что я хотел рассказать сегодня об усадьбе.

Ну, и в заключении, для поднятия настроения, фото местной братвы.


12 апреля, Щелковский район

Яков Вилимович Брюс (1670-1735) - генерал-фельдцейхместер, впоследствии граф и генерал-фельдмаршал, неразлучный спутник Петра в его походах, и в некоторых путешествиях, поселился в Глинках в 1726 году, где жил до конца своей жизни, изредка наезжая в Москву и предаваясь исключительно научным занятиям.

Брюс получил прекрасное домашнее образование и особенно пристрастился к наукам математическим и естественным. Яков Вилимович Брюс был, бесспорно, просвещеннейшим из всех сподвижников Петра. Занимаясь составлением и переводом сочинений, Брюс надзирал за ходом всего типографского дела в России, но больше всего имя его известно, как автора календаря, который в первый раз появился в печати в 1709 году "изобретением" Василия Киприянова, и "под надзором" Якова Вилимовича. Хотя он впоследствии сам не издавал календарей, тем не менее справедливо может считаться основателем календарного дела на Руси, так как принимал главное участие в составлении их, подражая преимущественно немецким календарям. От него остались, как памятник его занятий, библиотека и кабинет разных "куриозных вещей", который в то время почитался единственным в России. Перед смертью он завещал их в кунст-камеру Академии Наук. Состав того и другого самый разнообразный: тут и книги, и карты, числом около 735, и рукописи, и инструменты, и всевозможные редкие предметы (около 100).


Глинки - самая древняя каменная дворянская усадьба Подмосковья. Архитектурный ансамбль Глинок начал формироваться в 1727 - 1735 гг., когда Брюс вышел в отставку и переехал в Глинки, пожалованные ему в 1721 году за Аландский мир со Швецией.

Усадьба строилась в 20-е годы XVIII века мастером, к сожалению нам неизвестным, в стиле дворцово-парковой архитектуры, с чертами европейского барокко. Усадьба представляет собой симметрично распланированный жилой комплекс с хозяйственным двором, регулярным парком с прудами и садовым павильоном. Парадный двор, сохранившийся до нашего времени, - строго выдержанный прямоугольный ансамбль из построек, ориентированных по сторонам света, главного дома и трех флигелей. Не меньший интерес, чем архитектура, представляет парк в Глинках с его регулярными фигурными дорожками, в плане образующими интересные сложные фигуры, в которых можно усмотреть масонские знаки. Сейчас территорию усадьбы занимает санаторий "Монино". На территорию можно пройти совершенно свободно через центральный вход. Несколько лет назад в западном флигеле усилиями местных краеведов был открыт музей Брюса. К сожалению, музей сейчас переживает тяжелые времена, связанные с переделом собственности и не работает.

Главный усадебный дом. Великолепна лоджия в центральной части фасада, нижний ярус которой образован рустованной аркадой, а верхний - стройными спаренными колоннами. Центр постройки отмечает фонарь-башенка, где по всей видимости и находилась астрономическая обсерватория Брюса.

Окна нижнего этажа покоятся на полочках, поддерживаемых кронштейнами, и обведены с двух сторон и поверху рустованным камнем с выступающим вверху треугольничками.

Наличники окон первого этажа наделены эффектными маскаронами. По легенде в масках представлены карикатурные образы вельмож того времени, настроенных против Брюса.

Садовая сторона дома была распланирована в общих чертах аналогично дворовой. Колонны верхней лоджии обрушились, и вместо нее получилась открытая терасса.

Архитектурный стиль дома продолжают другие здания усадьбы.

В этом флигеле располагается музей Брюса, сейчас закрытый.

Вход в усадьбу

"Лаборатория Брюса" или "Петровский домик" - одноэтажный парковый павильон, типичный образец петровской эпохи.

Пилястры с коринфскими капителями

Полукруглые арочные ниши с раковинами на фасаде, где ранее помещались статуи

Флигеля и кордегардия

Второй этаж надстроен

Аллея парка

Усадебный пруд. По одной из легенд летом на малом пруду Брюс замораживал воду и катался на коньках, а зимой, наоборот, плавал на лодке.

Вдалеке просматривается разрушенное здание одного из бывших корпусов санатория. Трудно представить, что это церковь Иоанна Богослова середины XVIII века. О ней будет отдельный пост.