Т.П. Чибисов*

«Тай сюань цзин» и двенадцать гексаграмм сяо си

АННОТАЦИЯ: Статья предваряет исследование символов «И цзина» («Канона Перемен») и «Тай сюань цзина» («Канона Великой тайны» или «Канона Великого сокровенного»), а также связанных с ними календарных построений.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: «Канон перемен», «Канон Великой тайны», «Канон Великого сокровенного», гексаграммы, тетраграммы, китайский календарь.

Такое произведение Ян Сюна, как «Тай сюань цзин» («Канон великой тайны» или «Канон великого сокровенного»), определённо представляет собой непростой для восприятия текст. Неординарны и входящие в него символы, представленные особыми линиями, которые могут быть как прямыми, так и единожды или дважды прерванными. Линии, чередуясь друг с другом, формируют особые фигуры, именуемые шоу («головы»). Особого внимания заслуживает их построение, при котором уровни тетраграмм считываются сверху вниз - это последовательно фан («страна»), чжоу («область»), бу («район»), цзя («семья»). При прочтении самого текста, складывается впечатление, что здесь подразумевается определённое пространственное расположение для созерцания, откуда при достаточном приближении рассматриваются уровни стран, областей, районов и семей. В самом начале канонического текста речь идёт о Солнце.

Для пояснения этой идеи, позволю себе процитировать фрагмент выполненного Ю.К. Щуцким перевода текста к первой тетраграмме, шоу № 1 Чжун «Сердцевина» строфа пятая:

* Тимофей Павлович Чибисов, Центр китайской медицины «Тайшань», Воронеж, Россия; E-mail: [email protected]

© Чибисов Т.П., 2017

«Солнце прямо стоит в небе.

Во благо воспользоваться этим светилом

И стать главою.

Разгадка:

Солнце прямо стоит в небе:

Это - знатный на подобающем месте».

В данном построении наиболее важно положение некоего «знатного», обозначенного иероглифом ван. Если продолжить рассуждение в этом направлении, то ему необходимо смотреть со стороны Солнца. Идея расположения точки зрения нашего разума в оптимальном для познания месте, пусть даже таком, в котором мы не можем расположить своё тело, высказывалась Г.В. Лейбницем в работе «О предопределённости», где именно Солнце указывается как точка зрения для выявления порядка и движения небесных тел.

Тексты «Канона великой тайны», соотнесённые с тетраграмма-ми, содержат яркие образы природных изменений в годичном цикле. Подобные образы можно найти и в другом каноническом тексте - в «И цзине». В эпоху Сун выдающийся историк, философ и политик Сыма Гуан (1019-1086) , создал свой комментарий к тексту Ян Сюна, где помимо пояснений к различным фрагментам «Тай сюань цзина» представлено соответствие каждой из тетраграмм определённой гексаграмме «Канона перемен». В наше время комментарий Сыма Гуана публикуется вместе с каноническим текстом Ян Сюна .

В качестве схемы, отражающей годовой цикл и его 12 фаз, была избрана известная в ицзинистике конструкция 12 гуа сяо си (12 гексаграмм «убывания и роста»). Здесь с каждым из 12 месяцев китайского календаря соотнесена определённая гексаграмма. При этом выбраны особые гексаграммы, рассматривая которые, можно увидеть увеличение или убывание количества «твёрдых» янских или «мягких» иньских линий/черт. Для дальнейшего построения применялось известное соответствие символов тетраграмм с гексаграммами, которое рассматривалось в связи с выбранными из схемы «убывания и роста» гуа.

Тетраграмма-шоу № 2 ^ Чжоу - гуа № 24 Ш Фу («Возврат»), шоу № 9 ^ Шу - гуа № 19 ЕЁ Линь («Посещение»), шоу № 15 М Да и № 16 ^ Цзяо - гуа № 11 ^ Тай («Расцвет»), шоу № 22 ^ Гэ и № 23 И Щ - гуа № 34 ^^ Да чжуан («Мощь великого»), шоу № 29 № Дуань и № 30 Ш И - гуа № 43 ^ Гуай («Выход»), шоу № 36 Цзян и № 37 Цзуй - гуа № 1 Ш Цянь («Творчество»), шоу № 43 ® Юй - гуа № 44 Ш Гоу («Перечение»), шоу № 49 Ш Тао и № 50 Й Тан - гуа № 33 Ш Дунь («Бегство»), шоу № 56 Ш Цзинь и № 57 ^ Шоу - гуа № 12 ^ Пи («Упадок»), шоу № 63 Ш

Ши и № 64 ^ Чэнь - гуа № 20 Ш Гуань («Созерцание»), шоу № 70 й Гэ - гуа № 23 Ш Бо («Разорение»), шоу № 77 Щ Сюнь - гуа № 2 ^ Кунь («Исполнение»).

В связи с особенностями китайского календаря, где «начальный» месяц соотносится со знаком Й инь, построение взаимосвязи тетра-грамм, гексаграмм и лунных месяцев производится начиная с 1-го месяца.

1-й месяц Й инь: шоу № 15 М Да и № 16 ^ Цзяо - гуа № 11 Ш Тай.

2-й месяц мао: шоу № 22 Ш Гэ и № 23 И Щ - гуа № 34 Да чжуан.

3-й месяц М чэнь: шоу № 29 № Дуань и № 30 Ш И - гуа № 43 ^ Гуай. _

4-й месяц Е сы: шоу № 36 Цзян и № 37 Цзуй - гуа № 1 ^ Цянь.

5-й месяц ^ у: шоу № 43 ® Юй - гуа № 44 Ш Гоу.

6-й месяц ^ вэй: шоу № 49 Ж Тао и № 50 ^ Тан - гуа № 33 Ш

7-й месяц ф шэнь: шоу № 56 Пй Цзинь и № 57 ^ Шоу - гуа № 12 ^ Пи.

8-й месяц Щ ю: шоу № 63 Ш Ши и № 64 Чэнь - гуа № 20 Ш Гуань.

9-й месяц ^ сюй: шоу № 70 й Гэ - гуа № 23 Ш Бо.

10-й месяц Ж хай: шоу № 77 Щ Сюнь - гуа № 2 ^ Кунь.

11-й месяц ^ цзы: шоу № 2 ^ Чжоу - гуа № 24 Ш Фу.

12-й месяц М чоу: шоу № 9 & Шу - гуа № 19 ЕЁ Линь.

Для проверки корректности представленного выше построения была выбрана «Схема Великого сокровенного, определяющего ци гексаграмм "[Канона] перемен"» (Ж^^М^^Щ «Тай сюань чжунь и гуа ци ту» ; см. ниже). Она состоит из четырёх колец с иероглифами, расположенных вокруг центрального круга. Если считывать схему от центрального круга, получается следующая конструкция: 12 «земных ветвей» (ди чжи), 12 «нормативных звуков-люй» (см. ), 24 сезона китайского солнечно-лунного календаря и на внешнем кольце иероглифы, обозначающие 81 тетраграмму «Тай сюань цзина», на которых в связи с поставленной задачей сосредоточим особое внимание.

При рассмотрении схемы «Тай сюань чжунь и гуа ци ту» представленное выше построение с символами шоу и гуа представляется вполне корректным. Вероятно, не лишено оснований и нижеследующее построение с 12 люй.

1-й месяц Й инь: ЖШ тай цу «великий наконечник [стрелы]» - гуа № 11 Ш Тай.

2-й месяц мао: цзя чжун «сжатый колокол» - гуа № 34

Да чжуан.

3-й месяц М чэнь: ЙШ гу сянь «лёгкое омовение» - гуа № 43 ^ Гуай.

4-й месяц Е сы: ^ В чжун люй «средняя флейта» - гуа № 1 Ш Цянь.

5-й месяц ^ у: ШШ жуй бинь «склонившийся гость» - гуа № 44 Ш Гоу.

6-й месяц ^ вэй: линь чжун «лесной колокол» - гуа № 33 Ш Дунь.

7-й месяц ф шэнь: ЩМО и цзэ «уравнивающее правило» - гуа № 12 ^ Пи.

8-й месяц Щ ю: ШВ нань люй «южная флейта» - гуа № 20 Ш Гуань.

9-й месяц ^ сюй: ЛМ у и «неустанность» - гуа № 23 Ш Бо.

10-й месяц ~Ж хай: Шш ин чжун «откликающийся колокол» - гуа № 2 ^ Кунь.

11-й месяц ^ цзы: мШ хуан чжун «жёлтый колокол» - гуа № 24 Ш Фу.

12-й месяц М чоу: ^В да люй «большая флейта» - гуа № 19 ЕЁ Линь.

Литература

1. Агеев Н.Ю. «Сяо си гуа» (гексаграммы убывания и роста) // VII Всероссийская конференция «Философии Восточно-Азиатского региона и современная цивилизация». М., 2001. С. 88-91.

2. Еремеев В.Е. Акустико-музыкальная теория // Духовная культура Китая: энциклопедия. [Т. 5:] Наука, техническая и военная мысль, здравоохранение и образование. М., 2009. С. 188-225.

3. Лапина З.Г. Сыма Гуан // Духовная культура Китая: энциклопедия. [Т. 1:] Философия. М., 2006. С. 400.

4. Лейбниц Г.В. Сочинения в четырёх томах. Т. 1. М., 1982 (Серия «Филос. наследие», т. 85).

5. Тай сюань цзи чжу («Сводный комментарий к «[Канону] Великого сокровенного») / Ян Сюн, коммент. Сыма Гуан. Пекин, 1989 (переизд. 2006).

6. Чжоу и цюань шу (Антология «Чжоуских перемен») / Сост. Цзоу Бо. В 12 т. Т. 1. Пекин, 2010.

7. Чжоу и ту шо чжун хуэй (Собрание схем «Чжоуских перемен» с комментариями). В 3 тт. Т. 3. Шанхай, 2004.

8. Щуцкий Ю.К. Китайская классическая «Книга Перемен»: 2-е изд., испр. и доп. / Под ред. А.И. Кобзева, предисл. к 1-му изд. Н.И. Конрада, статьи В.М. Алексеева, примеч. А.И. Кобзева и Н.И. Конрада. М., 1997.

9. Яковлев В.М. Число и слово в «Книге Перемен» // И цзин. «Книга Перемен» и ее канонические комментарии / Перев. с кит., предисл. и примеч. В.М. Яковлева. М., 1998. С. 5-49.

10. The Canon of supreme mystery by Yang Hsiung / translation and commentary byM. Nylan. State University of N.Y., Albany, 1993.

T.P. Chibisov* "Tai Xuan Jing" and twelve hexagrams xiao xi

ABSTRACT: The article precedes the study of symbols of the "I Ching" ("Canon of Changes") and "Tai Xuan Jing" ("Canon of Supreme Mystery") and calendar constructions related with them.

KEYWORDS: Canon of Changes, Canon of Supreme Mystery, Great Canon of the Hidden, hexagrams, tetragrams, "Yi jing" science, Chinese calendar.

* Timofey Pavlovich Chibisov, "Taishan" Center of Chinese Medicine, Voronezh, Russia; E-mail: [email protected]

Схема Великого сокровенного, определяющего ци гексаграмм «[Канона] перемен» (Ж^^М^^Ш Тай сюань чжунь и гуа ци ту)

Тай сюань цзин

Развертывание сокровенного

Сокровенное — оно во мраке располагает десять тысяч вещей, но его форма не видна. Оно из пустоты рождает принципы, соприкасается с одухотворенным разумом и создает установления, пронизывает древнее и настоящее, разделяя категории всего сущего; переплетает между собой силы инь и ян и развязывает жизненные начала. Одно разделяется, другое соединяется, таким образом образуются небо и земля. Небесные тела и солнце вращаются по своим кругам, твердое и мягкое соединяются 1 . Все возвращается на свои первоначальные места, конец и начало всего определены. Одно рождается, другое умирает, их судьба ясна.

Подняв голову, узришь [небесные] образцы; опустив голову, усмотришь, что делается на земле. Изучай природу — и познаешь судьбу; отыщи начало — и увидишь конец. Три элемента мира 2 имеют общую основу, обильное и тощее отделены друг от друга; круглое рассеивает, квадратное собирает 3 ; при выдохе образуются текучие тела, при вдохе образуются застывшие формы. Поэтому все, что охватывает Небо, называется пространством; все, куда простирается пространство, называется вселенной.

Солнце и луна уходят и приходят, то прохладно, то тепло, благодаря такому закону формируются все вещи. Благодаря календарю упорядочиваются времена года. Законы и календарь — переплетающиеся пути, и в этом виден замысел совершенномудрых 4 .

День любим, а ночь ненавистна. Сначала день, а потом приходит ночь. Тут граница между силами инь и ян. Ночь — это крайнее проявление инь, день — это крайнее проявление ян. Силы инь и ян сливаются как должно, этим разделяются счастье и беда, разграничиваются пути государя и подданного, отца и сына, мужа и жены. Поэтому солнце движется к востоку, небесные тела движутся к западу. Небесные тела и солнце движутся в противоположные стороны, силы инь и ян движутся, переплетаясь друг с другом. Смерть и жизнь взаимно соединены, этому правилу подвержены все десять тысяч вещей. Поэтому сокровенное воспринимает связи Поднебесной и соединяет их. Только сокровенное объединяет [вещи] в роды, расставляет их по местам, уясняет то, что в Поднебесной неслышимо, делает отчетливым то, что в Поднебесной незримо!

Место сокровенного скрыто, и пределы его покрыты мраком; толща его глубока, и корень его мельчайший; оно скрывает свои действия и не объясняет, почему оно так делает. Поэтому сокровенное с достоинством простирает перед человеком свои дали, широко раскрывает перед человеком свое величие, представляет человеку свою глубину, намеком призывает человека не замечать ее сокровенности. Молчащее и объединяющее в себе все — это сокровенное; черпающий оттуда и рассеивающий его — это человек. Отыскивать ворота к нему, открывать вход в него, овладевать ключом к нему и, наконец, добиться отклика — как же можно поступать иначе!

То, что человек любит, но ему не хватает, это доброе; то, что человеку отвратительно, но имеется в избытке, это ненавистное. Благородный муж изо дня в день стремится к тому, чего ему не хватает, и отбрасывает то, что у него в излишке; это близко к смыслу сокровенного. Подними голову — и усмотришь его вверху; опусти голову — и разглядишь его внизу; встань прямо и наблюдай его спереди; отбрось его и забудь о нем, а оно окажется сзади. Невозможно и надеяться отвернуться от него, вдруг нежданно-негаданно обнаруживаешь его место — таково сокровенное.

Поэтому сокровенное действует повсюду. Увидеть его и познать — в этом [заключается] ум; узреть его и возлюбить — в этом [состоит] человеколюбие; смело решать и принимать меры — в этом храбрость; правящий всем и использующий все до конца — это справедливый; могущий сопоставлять вещи между собой — это постигший его; ничем не связываемый и не сдерживаемый — это совершенномудрый; столкновение со своевременным или с несвоевременным — это судьба; то, что позволяет из пустоты образовать десять тысяч вещей, называется Путем; добиться того, что следуешь неизменным принципам Поднебесной, называется добродетелью; проявлять всеобщую любовь ко всему живому называется человеколюбием; находить свой способ воздействия на каждого противника называется чувством долга; овладеть Путем, добродетелью, человеколюбием и чувством долга и поступать в соответствии с ними называется основой всякой деятельности.

То, что освещает [нам] небесные деяния и делает ясными десять тысяч вещей, называется ян; то, что скрыто в бесформенном и углублено в неизмеримом, называется инь. Ян познает ян и не познает инь; инь познает инь и не познает ян. Только сокровенное знает инь и знает ян, знает остановки и знает движение, знает мрак и знает свет.

То, чем взвешивают, это весы; то, чем измеряют объем, это меры; грязное требует очищения, представляющее опасность требует усмирения. Отстранение от истинного непременно приводит к фальши, отстранение от фальши непременно приводит к истинному. Истина и фальшь отталкиваются друг от друга, и пути благородного мужа и низкого человека становятся различимыми. Сокровенное — это то, чем доводят до меры и взвешивают, высокое оно уменьшает, низкое оно возвышает, избыточное оно умаляет, недостаточное оно прибавляет, ясное оно делает определенным, сомнительное оно делает понятным. Задумываться о нем — это размышлять, утверждать его — это действовать, говорить о нем — это спорить, достигать его — это уяснять.

Небесная широта показывает людям свою одухотворенность; земное спокойствие показывает людям свою ясность. Небо и Земля занимают определенное положение, одухотворенность и ясность связаны воедино. Есть первый, есть второй, есть третий [элементы мира] 5 . Каждый из них имеет свое собственное положение, они охвачены «девятью местами» 6 , их концы и начала связаны между собой, между верхом и низом нет щели. Сокровенное вникает в узоры Дракона и Тигра, наблюдает за поведением Птицы и Черепахи 7 , движение небесных светил оно связывает Великим началом 8 , подчиняет их водительству звезд Сюань и Цзи, держит их в равновесии звездой Юйхэн 9 . Круглое и квадратное взаимно притерты друг к другу, твердое и мягкое взаимно переходят друг в друга. Процветающее идет к упадку, погибшее возрождается к жизни, то, что содержит наполненное, содержит и пустое, движение и остановки не длятся постоянно.

Небо и Земля устроены, поэтому существует система почитаемого и презренного; четыре времени года идут чередой, поэтому существует преемство отца и сына; музыкальные лады и календарь образуют гармонию, поэтому отношения государя и подданного строятся на определенных принципах; постоянное и изменчивое переплетены друг с другом, поэтому все дела поддаются разбору; сущность и внешность выражены в видимых формах, поэтому становится очевидным, что есть существующее и несуществующее 10 ; счастье и несчастье выявляются в гаданиях, поэтому добро и его противоположность ясно различимы; пустое и наполненное отталкиваются друг от друга, поэтому все сущее взаимосвязано. Если ян не достигло предела, то инь не прорастет; если инь не достигло предела, то ян не высунется. Предельный холод рождает жару, предельная жара рождает холод. Идеально прямая дорога искривляется, кривая дорога выпрямляется. Сокровенное движется — и каждый день возникает то, чего раньше не было, а это несет благо новому. Оно покоится — и каждый день гибнет то, что было раньше, а это несет погибель существующему. Поэтому измеряй его хоть водяными часами, меряй его хоть солнечными часами 11 — оно все равно вернется к своему порядку, возвратится на свой путь. Благодаря сокровенному видны невидимые формы, обнаруживаются необнаруживаемые начала, дается взаимосвязь всему сущему. Наверху оно связано с Небом, внизу оно достигает предельных глубин. Оно так тонко, что скрывается внутри травинки; оно так широко, что охватывает все в пределах земных границ. Его путь проходит во мраке и закончен в своей целостности. Оно дает существование существующему и несет гибель погибшему, делает мельчайшим мельчайшее и огромным огромное, кладет начало началу и конец концу. Что близко к сокровенному, с тем близко и сокровенное; что далеко от сокровенного, от того далеко и сокровенное. Это похоже на небесную голубизну. На востоке и на юге, на западе и на севере, где ни поднимешь голову, нигде не найдешь места, где бы его не было. Но если опустить голову, то не увидишь его. Разве это Небо отвернулось от человека? Человек сам отвернулся.

Наиболее близко к сокровенному положение, [возникающее] сразу же после зимнего солнцестояния и полуночи. Тут есть продвижение вперед, но предел еще не достигнут; есть отступление, но оно не дошло до крайней точки; есть пустота, и она не наполнена. Поэтому все это называется близостью к сокровенному. Наиболее удаленное от сокровенного положение сразу же после летнего солнцестояния и полудня. Тут продвижение вперед достигло предела, и началось отступление; отступление достигло крайней точки, и началось возвращение; уже достигнуто наполнение, и началось сокращение. Поэтому все это называется удаленностью от сокровенного. Когда солнце идет к югу, все живое поворачивает к смерти; когда солнце идет к северу, все живое поворачивает к жизни. Когда Ковш 12 указывает на север, все живое опадает; когда Ковш указывает на юг, все живое расцветает. Когда солнце идет к югу, оно идет справа и возвращается налево; когда Ковш идет к югу, он идет слева и возвращается направо. Движение налево или направо определяет смерть или жизнь. Жизнь и смерть взаимосвязаны. Небо и Земля состоят в единстве. Небо — это одухотворенность живого, а Земля — это душа умершего.

Уяснение сокровенного (отрывок )

Тот, кто создает, непременно следует чему-то, и в этом проявляется естественность. Если то, чему он следует, велико, то и то, что проявляется, — крупно; если то, чему он следует, мало, то и то, что проявляется, — тоще; если то, чему он следует, прямо, то и то, что проявляется, — прямолинейно; если то, чему он следует, криво, то и то, что проявляется, — беспорядочно. Поэтому не отталкивай того, что есть; не прибавляй насильно того, чего нет. Бери пример с человеческого тела: если к нему что-либо добавить, то это излишне, а если от него что-либо отнять, то получается калека. Поэтому кости и то, что их облекает, — это естественность, а украшения и росписи — это деяния людей. Можно ли им что-либо прибавить или убавить?..

К:Википедия:Статьи без изображений (тип: не указан)

Ян Сюн (кит. 扬雄 ) (53 до н. э.-18 н. э.). Древнекитайский философ-конфуцианец, литератор, поэт и филолог ханьского времени.

Основными философскими произведениями Ян Сюна являются «Тай сюань цзин» («Канон великого сокровенного») и «Фа янь» («Образцовые речи»). «Тай сюань цзин» («太玄经») создан в подражание «Чжоу и », но вместо системы 64 гексаграмм Ян Сюн предложил систему из 81 тетраграммы. «Фа янь» создан в подражание «Лунь юй» и написан в форме вопросов и ответов.

Сочинение Ян Сюна «Фанъянь » (方言, Fāngyán) («Диалекты») является важнейшим источником по диалектологии древнекитайского языка.

Сочинения

  • Фа янь. Гл. 1,3-5, 12. Тай сюань цзин (фрагменты). Вступ.ст. и пер. Е. П. Синицына // Древнекитайская философия эпохи Хань. М., 1990.
  • Уолтерс Д. «Книга Великой тайны»: забытое дополнение к «Книге Перемен». Пер. с анг. Киев, 2002.-224 с.
  • Nylan, Michael. The Canon of Supreme Mystery by Yang Xiong: A Translation with Commentary of the T’ai Hsuan Ching. Albany: State University of New York Press, 1993.

Напишите отзыв о статье "Ян Сюн"

Литература

  • Гурьян Н.В. О "необычных" иероглифах в древнекитайском словаре Фан янь // Общество и государство в Китае: XLI научная конференция. Институт востоковедения РАН. М.: Вост. лит. 2011. С.402-404. ISBN 978-5-02-036461-5
  • Лисевич И. С. Литературная мысль Китая на рубеже древности и средних веков. М., 1979 (по Указателю).
  • Кобзев А. И. Учение о символах и числах в китайской классической философии. М., 1994 (по Указателю).
  • Калкаева А., Калкаев Е. Новация и традиция в раннеимперском конфуцианстве (на материале трактата Ян Сюна «Великое Сокровенное») // Проблемы Дальнего Востока . М., 2003. № 1. С.132-142.
  • Чибисов Т. П. Тай сюань цзин и гексаграммы И цзина // XXVIII научная конференция «Общество и государство в Китае». М., 2007. С.178-185.
  • Чибисов Т. П. Чжоу и -система циклических перемен и тетраграммы Тай сюань цзина // Общество и государство в Китае: XXXIX научная конференция / Институт востоковедения РАН. - М., 2009. С.406-419. ISBN 978-5-02-036391-5 (в обл.).
  • Кроль Ю. Л. Мысль Ян Сюна о любви Сыма Цяня к «необычному» и неконфуцианская личность в «Ши цзи» // Письменные памятники Востока. № 1 (10) весна-лето. 2009. С. 99-130.
  • Knechtges, David R. The Han Shu Biography of Yang Xiong (53 B.C. to A.D. 18). Tempe: Arizona State University Press, 1982.

Отрывок, характеризующий Ян Сюн

Ежели бы Наполеон не выехал вечером 24 го числа на Колочу и не велел бы тотчас же вечером атаковать редут, а начал бы атаку на другой день утром, то никто бы не усомнился в том, что Шевардинский редут был левый фланг нашей позиции; и сражение произошло бы так, как мы его ожидали. В таком случае мы, вероятно, еще упорнее бы защищали Шевардинский редут, наш левый фланг; атаковали бы Наполеона в центре или справа, и 24 го произошло бы генеральное сражение на той позиции, которая была укреплена и предвидена. Но так как атака на наш левый фланг произошла вечером, вслед за отступлением нашего арьергарда, то есть непосредственно после сражения при Гридневой, и так как русские военачальники не хотели или не успели начать тогда же 24 го вечером генерального сражения, то первое и главное действие Бородинского сражения было проиграно еще 24 го числа и, очевидно, вело к проигрышу и того, которое было дано 26 го числа.
После потери Шевардинского редута к утру 25 го числа мы оказались без позиции на левом фланге и были поставлены в необходимость отогнуть наше левое крыло и поспешно укреплять его где ни попало.
Но мало того, что 26 го августа русские войска стояли только под защитой слабых, неконченных укреплений, – невыгода этого положения увеличилась еще тем, что русские военачальники, не признав вполне совершившегося факта (потери позиции на левом фланге и перенесения всего будущего поля сражения справа налево), оставались в своей растянутой позиции от села Нового до Утицы и вследствие того должны были передвигать свои войска во время сражения справа налево. Таким образом, во все время сражения русские имели против всей французской армии, направленной на наше левое крыло, вдвое слабейшие силы. (Действия Понятовского против Утицы и Уварова на правом фланге французов составляли отдельные от хода сражения действия.)
Итак, Бородинское сражение произошло совсем не так, как (стараясь скрыть ошибки наших военачальников и вследствие того умаляя славу русского войска и народа) описывают его. Бородинское сражение не произошло на избранной и укрепленной позиции с несколько только слабейшими со стороны русских силами, а Бородинское сражение, вследствие потери Шевардинского редута, принято было русскими на открытой, почти не укрепленной местности с вдвое слабейшими силами против французов, то есть в таких условиях, в которых не только немыслимо было драться десять часов и сделать сражение нерешительным, но немыслимо было удержать в продолжение трех часов армию от совершенного разгрома и бегства.

История берет своё начало в Китае. Около 5000 лет тому назад Фу Хсиа, регулируя русло Хуанхэ, чтобы она не затапливала поля, увидел черепаху, он и представить себе не мог, как это отразится на системах гаданий по всему миру.

И те времена китайцы верили, что Бог живет в панцирях черепах, а также в рогах буйволов, поэтому Фу был невероятно счастлив, увидев ее. К тому же черепаха считалась символом долголетия и счастья.

Фу поразило, что совершенный магический квадрат он увидел на панцире черепахи (рис.1). В наше время такой квадрат известен как Ло Шу , или Речная Картина .

В системе же гаданий китайцы использовали «гадальные кости». Зачастую они делали их из лопатки буйвола или пластрона (брюшного щита) черепахи. Вопросы писали на поверхности, затем нагревали кости, дожидаясь, когда они начнут трескаться. Интерпретируя трещины, они находили ответ.

О нагревании костей было известно начиная с конца V тысячелетия до н. э, когда в период неолита люди стали заниматься земледелием. Поскольку в то время в китайском письме было всего несколько иероглифов, при гадании задавались только простые вопросы. Считалось, что интерпретировать трещины на нагретых костях можно только после того, как вопрос буден задан громко вслух. Но времена правления Фу при гадании начали задавать и очень трудные вопросы. Многие гадальные кости сохранились до наших времен и являются бесценными объектами и исследовании китайской письменности. Во времена Фу в письменном языке уже насчитывалось около 4000 иероглифов, а в вопросах использовалось пять из семи современных частей речи (местоимения, глаголы, наречия, прилагательные и предлоги).

Практически все кости, которые были найдены, применялись для гаданий, и лишь небольшое их количество - для записи календаря Шанг, а также учета платежей подати. Календарь Шанг относится к лунным календарям, он делится на шесть недель, каждая из которых состоит из десяти дней. В Китае до сих пор используется цикл шестидесяти лет.

Возможно, самое большое собрание гадальных костей за пределами Китая находится в Питсбурге в Музее Института Карнеги3.

Узор на панцире черепахи складывался в правильный магический квадрат 3х3 (рис. 3.1). Каждый ряд как по горизонтали, так и по вертикали и диагонали в сумме давал 15. Со временем используя этот квадрат сформировались основы И цзин, китайской астрологии, японского китаку и других видов нумерологии.

Линии на черепахе были черного и белого цвета. Черный стал олицетворять инь , а белый - ян . Вероятно, нечетные числа приравнивались к белому цвету, а четные - к черному. Даосисты считали, что всю Вселенную можно систематизировать по инь и ян. Они немного отошли от истинного учения Фу, распределив, какое из девяти чисел приносит удачу, а какое - неприятности. В даосизме числами, приносящими удачу, считаются единица, тройка и восьмерка. Пятерка может олицетворять не только удачу, но и невезение. Двойка, четверка, шестерка, семерка и девятка символизируют несчастье.

Магический квадрат Фу очень быстро обрел мировую популярность. Его изучали Пифагор и его последователи. В Средневековье Корнелиус Агриппа окрестил его Квадратом Сатурна, и многие люди верили, что в нем заключается тайна алхимии.

Рис.2

И цзин и магический квадрат

Фу Хсиа получил восемь триграмм И цзин благодаря магическому квадрату, который увидел на панцире черепахи. Некоторые специалисты считают, что произошло это в 3322 году до н. э.7 Длинные сплошные линии символизируют энергию ян, а пунктирпые линии - инь. Восемь триграмм (ныне известные какПа-Куа) не были разъяснены, поскольку людям, описывающим изображения, это не было нужно (рис. 2).

Где-то в 2205 году до н. э. триграммы умножили, получив 64 гексаграммы. Приблизительно в 1150 году до н. э. император Нан первым записал значения всех гексаграмм. Поскольку в то время он находился в тюрьме, ему приходилось следить, чтобы его работа не попалась кому-нибудь на глаза, поэтому большая ее часть была специально неразборчиво написана. Два года спустя его сын, Ду из Кау, написал развернутую версию значений гексаграмм. Большинство современных переводов основывается именно на этой работе.

Тай Сюань Цзин и магический квадрат

Еще одна древняя китайская система гаданий, Тай Сюань Цзин, также основана на магическом квадрате Фу, но в ней применялся магический квадрат 9 х 9- Все числа от I до 729 использовались только один раз. Чтобы сформировать куб, диаграммы располагались поверх друг друга, и в результате получались магические квадраты по горизонтали, вертикали и диагонали. Каждая колонка этого куба в сумме давала 3285. При укладывании их друг на друга в средней ячейке центрального магического квадрата оказывалось число 365, равняющееся количеству дней в году. Вся система Тай Сюань Цзин вращается вокруг этого центра, создавая работу потрясающей красоты, математического совершенства и нумерологического единства8. Тай Сюань Цзин обычно используют для гадания и ответы на вопросы находят с помощью астрологии, нумерологии или подбрасывая стебельки тысячелистника.