1. Какой ученый предложил термин «биология»:
А) Ч. Дарвин;
Б) А. Левенгук;
В) Т. Руз;
Г) Л. К. Тревиранус.
2. Что такое гипотеза:
А) предположение;
Б) утверждение;
В) закон;
Г) сопоставление.
3. Как называется способность организмов передавать свои признаки и свойства, особенности развития из поколения в поколение:
А) мутации;
Б) наследственность;
В) изменчивость;
Г) размножение.
4. Предметом изучения общей биологии является:
А) строение и функции организма;
В) закономерности развития и функционирования живых систем.
Г) особенности жизнедеятельности бактерий.
5. Какой из научных методов исследования был основным в самый ранний период развития биологии:
А) экспериментальный;
Б) микроскопия;
В) метод наблюдения и описания объектов.
Г) исторический.
6. Как называется совокупность приёмов и операций, используемых при построении системы научных знаний:
А) научный метод;
Б) научный эксперимент;
В) научный факт;
Г) научная гипотеза.
7. Какой метод помогает осмыслить полученные факты, сопоставив их с ранее известными результатами:
А) описательный;
Б) эксперимент;
В) сравнительный;
Г) исторический.
8. Установите соответствие между наукой и предметом её изучения:
1.Биология
2.Альгология
3.Систематика
4.Генетика
5.Анатомия
6.Экология
7.Гистология
8.Палеонтология.
Предмет изучения:
А) наследственность и изменчивость
Б) ткани
В) ископаемые остатки
Г) живые организмы
Д) классификация живых организмов
Е) строение организмов
Ж) водоросли
З) взаимодействие живых организмов друг с другом и окружающей средой.
9. Установите соответствие между наукой и предметом её изучения:
1.Зоология
2.Бриология
3.Орнитология
4.Цитология
5.Вирусология
6.Энтомология
7.Физиология
8.Ихтиология
Предмет изучения:
А) функции организмов
Б) вирусы
В) мхи
Г) рыбы
Д) клетка
Е) животные
Ж) птицы
З) насекомые.
10. Найдите ошибки в приведенном тексте, укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте ошибки:
1) Живые организмы имеют сходный химический состав и единый принцип строения.
2) Живые организмы и объекты неживой природы размножаются.
3) Объекты неживой природы приспособлены к определенной среде обитания.
4) Все живые организмы представляют собой «открытые системы».
5) Живым организмам и объектам неживой природы свойственно упорядоченное, постепенное и последовательное развитие.
6) Наследственность и изменчивость – свойство живых организмов.
Ответы:
В; 2) А; 3) Б; 4) В; 5) В; 6) А; 7) Г.
1- Г
2- Ж
3- Д
4- А
5- Е
6- З
7- Б
8- В
1- Е
2- В
3- Ж
4- Д
5- Б
6- З
7- А
8- Г
10) 2 – объекты неживой природы не способны к размножению;
3 – к определенной среде обитания приспособлены живые организмы;
5 – упорядоченное, постепенное и последовательное развитие харатерно для живых организмов.
Тест по общей биологии.
Задание уровня А
При выполнении заданий уровня А выберите номер правильного ответа
1. Предметом изучения общей биологии является:
а) строение и функции организма
б) природные явления
в) закономерности развития и функционирования живых систем
г) строение и функции растений и животных
2. Наиболее правильно следующее из утверждений:
а) только живые системы построены из сложных молекул
б) все живые системы обладают высокой степенью организации
в) живые системы отличаются от неживых составом химических элементов
г) в неживой природе не встречается высокая сложность организации системы
3. Минимальным уровнем организации жизни, на котором проявляется такое свойство живых систем, как способность к обмену веществ, энергии, информации, является:
б) молекулярный
в) организменный
г) клеточный
4. Высшим уровнем организации является:
а) биосферный
б) биогеоценотический
в) популяционно-видовой
г) организменный
5. Первым надорганизменным уровнем жизни является:
а) биосферный
б) биогеоценотический
в) популяционно-видовой
г) организменный
6. Клеточное строение всех организмов свидетельствует о:
а) единстве живой и неживой природы
б) единстве химического состава клеток
в) единстве происхождения живых систем
г) сложности строения живых систем
7. Роль клеточной теории в науке заключается в том, что она:
а) обобщила все имеющиеся к 19 в. знания о строении организмов
б) выявила элементарную структурную и функциональную единицу жизни
в) создала базу для развития цитологии
г) сделала все перечисленное в пунктах а-в
8. Хлоропласты есть в клетках:
а) корня капусты
б) гриба-трутовика
в) листа красного перца
в) почек собаки
9. Наиболее изменчивой формой обладает:
а) нервная клетка
б) клетка инфузории туфельки
в) сперматозоид человека
г) лейкоцит человека
10. Принципиальные различия между половым и бесполым размножением заключается в том, что половое размножение:
а) происходит только у высших организмов
б) это приспособление к неблагоприятным условия среды
в) обеспечивает комбинативную изменчивость организмов
г) обеспечивает генетическое постоянство видов
11. Генетика – это наука о:
а) селекции организмов
б) наследственности и изменчивости организмов
в) эволюции органического мира
г) генной инженерии
12. Ген человека – это часть:
а) молекулы белка
б) углевода
13. Ген кодирует информацию о структуре:
а) молекулы аминокислоты
б) одной молекулы тРНК
в) одной молекулы фермента
г) нескольких молекул белка
14. Генотип организма – это:
а) совокупность генов организма
б) внешний облик организма
в) совокупность всех признаков организма
г) пара генов, отвечающих за развитие признака
15. Потомство, рождающееся от одного самоопыляющегося растения в течение нескольких лет, называется:
а) доминантным
б) гибридным
в) рецессивным
г) чистотой линией
16. Менделя заключается в выявлении:
а) распределения хромосом по гаметам в процессе мейоза
б) закономерностей наследования родительских признаков
в) изучении сцепленного наследования
г) выявлении взаимосвязи генетики и эволюции
17. Наследственность – это свойство организмов, которое обеспечивает:
а) внутривидовое сходство организмов
б) различия между особями внутри вида
в) межвидовое сходство организмов
г) изменения организмов в течение жизни
18. Гибридологический метод Г. Менделя основан на:
а) межвидовом скрещивании растений гороха
б) выращивании растений в различных условия
в) скрещивании разных сортов гороха, отличающихся по определенным признакам
г) цитологическом анализе хромосомного набора
19. У кареглазого мужчины и голубоглазой женщины родились трое кареглазых девочек и один голубоглазый мальчик. Ген карих глаз доминирует. Каковы генотипы родителей?
а) отец АА , мать Аа
б) отец аа , мать АА
в) отец аа , мать Аа
г) отец Аа , мать аа
20. Какого расщепления по генотипу следует ожидать от скрещивания гетерозиготных волнистых морских свинок, если потомство достаточно велико?
21. В каком случае приведены примеры анализирующего скрещивания:
а) ВВ х В b и bb х bb
б) Аа х аа и АА х аа
в) Сс х Сс и сс х сс
г) DD х Dd и DD х DD
22. Организм с генотипом ВВСс образует гаметы:
а) В, С и с
б) ВВ и Сс
в) ВС и Вс
г) ВВС и ВВс
23. Запишите, пользуясь решеткой Пеннета, результаты скрещивания двух морских свинок – черного (АА) самца с гладкой (bb ) шерстью с белой (аа) самкой, с волнистой (Bb ) шерстью
24. Какова вероятность рождения голубоглазого (а), светловолосого (b ) ребенка от брака голубоглазого темноволосого отца с генотипом аа Bb и кареглазой светловолосой матери с генотипом Аа bb ?
25. Результаты дигибридного скрещивания связаны с тем, что аллельные гены:
а) наследуются сцеплено с полом
б) не влияют друг на друга
в) находятся в одной хромосоме
г) наследуются независимо друг от друга
26. Сколько типов гамет образует зигота Сс Bb , если гены С(с) и В(b ) наследуются сцеплено?
г) четыре
27. Частота перекреста хромосом зависит от:
а) количества генов в хромосоме
б) доминантности или рецессивности генов
в) расстояния между генами
г) количества хромосом в клетке
28. Явление сцепленного наследования получило название:
а) третьего закона Менделя
б) гипотезы чистоты гамет
в) кроссинговер
г) закона Моргана
29. У яйцеклеток и сперматозоидов человека одинаково:
а) количество аутосом
б) форма половых хромосом
г) строение
30. В наибольшей степени от влияния условий среды зависит проявление такого признака, как:
а) цвет глаз человека
б) раса, к которой принадлежит человек
в) количество пальцев на руках
г) масса человека
31. Влиянием условий внешней среды обусловлены такие различия, как:
а) форма звездочек на лбу у двух коров одной породы
б) величина клубней вегетативного потомства картофеля одного сорта
в) различия в цвете глаз у детей одной семьи
г) различия в группах крови у шимпанзе
32. Какой из названных признаков обладает наиболее узкой нормой реакции?
а) строение глаза
б) удойности коров
в) масса человека
33.Модификационная изменчивость:
а) наследуется
б) связана с изменениями генотипа
в) не наследуется
г) не зависит от внешней среды
34. Не наследуется изменчивость:
а) цитоплазматическая
б) комбинативная
в) фенотипическая
г) мутационная
35. Выберите правильное утверждение:
а) под влиянием внешней среды генотип особи не изменяется
б) наследуется не фенотип, а способность к его проявлению
в) модификационные изменения передаются по наследству
г) модификации не носят приспособительного характера
36. Примером геномной мутации является:
а) возникновение серповидноклеточной анемии
б) возникновение длинных корней у верблюжьей колючки
в) появление в потомстве красноглазых дрозофил мух с темными глазами
г) появление триплоидных форм картофеля
37. Выберите правильное утверждение:
а) все здоровые люди обладают одинаковым числом хромосом в клетках
б) хромосомы всех людей содержат одинаковые по своему проявлению гены
в) близнецы, родившиеся в один день, называются идентичными
г) болезнь Дауна связана с трисомией по 23-й паре хромосом
38. Применение наркотиков родителями:
а) снижает вероятность вредных мутаций у потомства
б) повышает эту вероятность
в) не оказывает никакого влияния на мутационные процессы
г) всегда ведет к наследственным заболеваниям
39. К биотехнологии относится:
а) использование в технике принципов строения живого
б) выращивание культурных растений
в) межпородное скрещивание животных
г) получение гормонов с использованием бактерий
40. Методы селекции основаны на:
а) учении об искусственном отборе
б) борьбе за существование
в) межвидовой конкуренции
г) внутривидовой конкуренции
41. Главным фактором одомашнивания растений и животных служит:
а) искусственный отбор
б) естественный отбор
в) приручение
г) бессознательный отбор
42. Закон гомологичных рядов наследственной изменчивости создан:
43. Основным критерием для установления родства между видами является:
а) внешнее сходство
б) генетическое сходство
в) общие центры происхождения
г) общий ареал распространения
44. южноамериканский центр происхождения культурных растений родина:
а) банана, кофе, сорго
б) кукурузы, табака, какао
в) ананаса, картофеля
г) риса, сахарного тростника
45. Повышение продуктивности при скрещивании разных пород или видов называется:
а) инбридинг
б) мутация
в) гетерозис
г) доминирование
46. Явление полиплоидии связано с:
а) редукцией диплоидного набора хромосом
б) кратным увеличением диплоидного набора
в) сохранением диплоидного набора хромосом
г) образование гаплоидных организмов
47. Гетерозис – это результат:
а) мутации
б) полиплоидии
в) близкородственного скрещивания
г) отдаленной гибридизации
48. Создание гормонов, ферментов, вакцин – это задача:
а) клеточной инженерии
б) селекции животных
в) генной инженерии
г) селекции микроорганизмов
49. Этические нормы ограничивают или запрещают:
а) цитогенетические исследования
б) изучение родословных человека
в) клонирование людей
г) клонирование растений
50. Одним из достоинств работы К. Линнея было:
а) соответствие его системы современным представлениям о систематике
б) научное доказательство родства между многими видами
в) признание эволюционного развития органического мира
г) введение бинарной номенклатуры
51.В современной систематике для отнесения организма к той или иной систематической категории исследуют:
а) признаки родства и морфофизиологического сходства
б) признаки внешнего сходства организмов
в) только уровень организации
г) только генетический анализ родственников
52. Человеком современного типа считают:
а) неандертальца
б) кроманьонца
в) синантропа
г) питекантропа
53. Электрон хлорофилла поднимается в клетке на более высокий энергетический уровень под воздействием энергии света в процессе:
а) фагоцитоза
б) синтеза белка
в) фотосинтеза
г) хемосинтеза
54. В цепи питания заяц-беляк – это:
а) консумент 1 порядка
б) продуцент
в) консумент 2 порядка
г) редуцент
55. В состав ДНК не входит нуклеотид
б) урацил
в) аденин
г) цитозин
56. Коровы одной и той же породы в разных условиях содержания дают различные удои молока, что свидетельствует о проявлении:
а) генных мутаций
б) хромосомных мутаций
в) комбинативной изменчивости
г) модификационной изменчивости
г) освещенность
59. Структуру двойной спирали имеет молекула:
в) гемоглобина
г) глюкозы
60. Сокращение численности и ареала уссурийского тигра является примером:
б) дегенерации
в) идиоадаптации
г) ароморфоза
Задание уровня В
Укажите последовательность явлений и процессов, происходящих при подготовке к митозу и во время него:
А) расхождение дочерних хроматид к полюсам клетки
В) спирализация хромосом
В) деспирализация хромосом
Г) удвоение клеточной ДНК
Д) формирование интерфазных ядер дочерних клеток
Е) присоединение хромосом к нитям веретена деления
Задание уровня С
Каким образом нуклеотидная последовательность гена определяет функцию кодируемого им белка?
Биологические дисциплины
Что изучает наука биология? Разнообразные живые существа населяют нашу планету: растения, животные, бактерии, грибы. Количество видов живых существ превышает два миллиона. Одних мы встречаем в повседневной жизни, а у других настолько мелкие размеры, что невооружённым глазом увидеть их невозможно.
Организмами освоены различные жизненные территории: их можно найти как в морских глубинах, так и в маленьких лужах, в толще почвы, на поверхности и внутри других живых организмов.
Всё их разнообразие изучает наука биология.
Биология – это наука, изучающая жизнь во всех проявлениях. Предметом её исследования являются разнообразие организмов, их строение и процессы жизнедеятельности, элементарный состав и взаимосвязи с окружающей средой, а также многие другие разнообразные проявления жизни.
В зависимости от изучаемых обьектов в биологии выделяют ряд направлений:
- вирусологию;
- микробиологию;
- ботанику;
- зоологию;
- антропологию и др.
Эти науки исследуют особенности строения, развития, жизнедеятельности, происхождения, свойства, разнообразие и распространение по земному шару каждого отдельного вида.
В зависимости от структуры, свойств и проявлений индивидуальной жизни изучаемых организмов в биологии выделяют:
- Анатомию и морфологию – изучают строение и формы организмов;
- Физиологию – анализируются функции живых организмов, их взаимосвязь и зависимость от условий (как внешних, так и внутренних);
- Генетику – изучаются закономерности наследственности и изменчивости организмов;
- Биологию развития - изучаются закономерности развития органического мира в процессе эволюции;
- Экологию – изучает способ жизни растений и животных и их взаимосвязь с окружающей естественной средой.
- Биохимия и биофизика изучают химический состав биологических систем, их физическую структуру, физико-химические процессы и химические реакции.
Установить незаметные при описаниях единичных процессов и явлений закономерности даёт возможность биометрия , метиоды которой заключаютсяв в совокупности приёмов планирования и обработки результатов биологических исследований методами математической статистики.
Молекулярная биология на молекулярном уровне изучает жизненные явления; структуру и функции клеток, тканей и органов – цитология, гистология и анатомия ; популяции и биологические особенности всех организмов, входящих в их состав, - генетика популяций и экология , изучением закономерностей формирования, функционирования, взаимосвязи и развития высших структурных уровней организации жизни вплоть до биосферы в целом – биогеоценология .
Замечание 1
Разработкой закономерностей строения (структуры) и функционирования, единых для всех организмов независимо от систематического положения, занимается общая биология.
Основные методы научных исследований в биологии
Биология как и любая другая наука имеет свои научные методы исследований. То есть эти методы представляют набор приёмов и операций для построения системы научных знаний.
Биология использует такие основные методы исследования :
- Описательный метод – использовался ещё на первых этапах развития биологии. Состоит в наблюдении за биологическими обьектами и явлениями, их детальном описании. Это – первичный сбор общей информации об обьекте исследования.
- Мониторинг – это система постоянного наблюдения за состоянием и течением процессов определённого живого организма, экосистемы или всей биосферы.
- Сравнительный метод – выявляет отличия и сходство между биологическими обьектами и явлениями.
- Исторический метод – позволяет на основании данных о современном организме и его прошлом отследить процесс его развития.
- Экспериментальный метод – создание искусственных ситуаций для выявления определённых свойств живых организмов. Эксперимент может быть полевым, когда подопытные организмы или явления находятся в своих естественных условиях и лабораторным. В наше время лабораторные исследования и эксперименты достигли новых высот во всех научных отраслях.
«Предмет познания» - Объективная истина. Решающую роль играют опыт, эксперимент. Роль практики в познании. Формирование образов реальности посредством отвлечения и пополнения. Ощущение. Методы научного познания. Докажите, что практика – основа познания. Сенсуализм (Дж. Представление. Умозаключение. Приведите пример абстрагирования.
«Признак предмета» - Раскрась: большой клубок – синим цветом, средний – зеленым, маленький – красным. Назовите основные правила техники безопасности, которые следует соблюдать находясь в кабинете информатики. Выполни действия, сохранив общий признак каждой группы. Практическая работа. Повторение изученного ранее материала:
«Предмет экологии» - Структура экосистемы. 1-й трофический уровень. Схема. Мегаполисы. Деградация почв. Природные ресурсы и основы рационального природопользования. Предельно допустимый уровень. Продуктивность экосистем. Пути решения проблемы ресурсов полезных ископаемых. Причины депопуляции. Химические характеристики. Этап охотничества-собирательства.
«Описание предмета» - План. Типы речи. «Подготовка к сочинению «Описание предмета». В описании выделяют 3 части: Тренировка лыжников. Стили речи. Лыжники. Описание. Написать сочинение – описание «Мой любимый предмет». Словарик. Вопросы: Тема урока: Лыжные соревнования. Цели:
«Основные предметы» - Геометрия. Химия. География мира География России География Европы География Азии. Физика. География. Основные предметы: Алгебра. Экономика. Русский язык Английский язык География Литература История. История. Литература народов Западная Литература Зарубежная Литература. История Мира История России История Европы.
«Признаки предметов 1 класс» - Найди лишнюю геометрическую фигуру. Добавь фигуру. Подбери пару. Отличительные признаки предметов. Составитель: Хапсирокова Жанна Владимировна. Выбери фигуру,которой можно продолжить каждый ряд. Что лишнее?
Биология (от греч. bios - жизнь, logos - наука) - наука о жизни, об общих закономерностях существования и развития живых существ. Предметом ее изучения являются живые организмы, их строение, функции, развитие, взаимоотношения со средой и происхождение. Подобно физике и химии она относится к естественным наукам, предметом изучения которых является природа.
Хотя концепция биологии как особой естественной науки возникла в XIX веке,
биологические дисциплины зародились ранее в медицине и естественной истории.
Обычно их традицию ведут от таких античных учёных как Аристотель и Гален через
арабских медиков аль-Джахиза ибн-Сину, ибн-Зухра и ибн-аль-Нафиза.
В эпоху Возрождения биологическая мысль в Европе была революционизирована
благодаря изобретению книгопечатания и распространению печатных трудов, интересу
к экспериментальным исследованиям и открытию множества новых видов животных и
растений в эпоху Великих географических открытий. В это время работали
выдающиеся умы Андрей Везалий и Уильям Гарвей, которые заложили основы
современной анатомии и физиологии. Несколько позже Линней и Бюффон совершили
огромную работу по классификации форм живых и ископаемых существ. Микроскопия
открыла для наблюдения ранее неведомый мир микроорганизмов, заложив основу для
развития клеточной теории. Развитие естествознания, отчасти благодаря появлению
механистической философии, способствовало развитию естественной истории.
К началу XIX века некоторые современные биологические дисциплины, такие как ботаника и зоология, достигли профессионального уровня. Лавуазье и другие химики и физики начали сближение представлений о живой и неживой природе. Натуралисты, такие как Александр Гумбольдт исследовали взаимодействие организмов с окружающей средой и его зависимость от географии, закладывая основы биогеографии, экологии и этологии. В XIX веке развитие учения об эволюции постепенно привело к пониманию роли вымирания и изменчивости видов, а клеточная теория показала в новом свете основы строения живого вещества. В сочетании с данными эмбриологии и палеонтологии эти достижения позволили Чарльзу Дарвину создать целостную теорию эволюции путём естественного отбора. К концу XIX века идеи самозарождения окончательно уступили место теории инфекционного агента как возбудителя заболеваний. Но механизм наследования родительских признаков всё ещё оставался тайной.
В начале XX века Томас Морган и его ученики заново открыли законы, исследованные
ещё в середине XIX века Грегором Менделем, после чего начала быстро развиваться
генетика. К 1930-м годам сочетание популяционной генетики и теории естественного
отбора породило современную эволюционную теорию или неодарвинизм. Благодаря
развитию биохимии были открыты ферменты и началась грандиозная работа по
описанию всех процессов метаболизма. Раскрытие структуры ДНК Уотсоном и Криком
дало мощный толчок для развития молекулярной биологии. За ним последовало
постулирование центральной догмы, расшифровка генетического кода, а к концу XX
века - и полная расшифровка генетического кода человека и ещё нескольких
организмов, наиболее важных для медицины и сельского хозяйства. Благодаря этому
появились новые дисциплины геномика и протеомика. Хотя увеличение количества
дисциплин и чрезвычайная сложность предмета биологии породили и продолжают
порождать среди биологов всё более узкую специализацию, биология продолжает
оставаться единой наукой, и данные каждой из биологических дисциплин, в
особенности геномики, применимы во всех остальных.
Традиционная или натуралистическая биология
Ее объектом изучения является живая природа в ее естественном состоянии и нерасчлененной целостности - «Храм природы», как называл ее Эразма Дарвина. Истоки традиционной биологии восходят к средним векам, хотя вполне естественно здесь вспомнить и работы Аристотеля, который рассматривал вопросы биологии, биологического прогресса, пытался систематизировать живые организма («лестница Природы»). Оформление биологии в самостоятельную науку - натуралистическую биологию приходится на 18-19 века. Первый этап натуралистической биологии ознаменовался созданием классификаций животных и растений. К ним относятся известная классификация К. Линнея (1707 - 1778), являющаяся традиционной систематизацией растительного мира, а также классификация Ж.-Б. Ламарка, применившего эволюционный подход к классифицированию растений и животных. Традиционная биология не утратила своего значения и в настоящее время. В качестве доказательства приводят положение экологии среди биологических наук а также во всем естествознании. Ее позиции и авторитет в настоящее время чрезвычайно высоки, а она в первую очередь основывается на принципах традиционной биологии, поскольку исследует взаимоотношения организмов между собой (биотические факторы) и со средой обитания (абиотические факторы).
Свойства живых организмов
Каждый организм представляет собой совокупность упорядочение взаимодействующих структур, образующих единое целое, то есть является системой. Живые организмы обладают признаками, которые отсутствуют у большинства неживых систем. Однако среди этих признаков нет ни одного такого, который был бы присущ только живому. Возможный способ описать жизнь - перечислить основные свойства живых организмов. Эти свойства так же являются одним из предметов изучения биологии:
1. Одна из наиболее примечательных особенностей живых организмов - это их сложность и высокая степень организации. Они характеризуются усложненным внутренним строением и содержат множество различных сложных молекул.
2. Любая составная часть организма имеет специальное
назначение и выполняет определенные функции. Это относится не только к органам
(почки, легкие, сердце и т. д.), но и к микроскопическим структурам и молекулам.
3. Живые организмы обладают способностью извлекать, преобразовывать и использовать энергию окружающей среды либо в форме органических питательных веществ, либо в виде энергии солнечного излучения. Благодаря этой энергии и веществам, поступающим из окружающей среды, организмы поддерживают свою целостность (упорядоченность) и осуществляют различные функции, возвращают же в природу продукты распада и преобразованную энергию в виде тепла, т. е. организмы способны к обмену веществ и энергией.
4. Организмы способны специфически реагировать на изменения окружающей среды. Способность реагировать на внешнее раздражение - универсальное свойство живого.
6. Самая поразительная особенность живых организмов - способность к самовоспроизведению, т. е. к размножению. Потомки всегда сходны с родителями. Таким образом, существуют механизмы передачи информации о признаках, свойствах и функциях организмов из поколения в поколение, основанные на способности молекул ДНК (дезоксирибо-нуклеиновая кислота) к самоудвоению (репликации). В этом проявляется наследственность. Как установлено, механизмы передачи наследственных свойств одинаковы для всех видов. Однако сходство родителей и потомков никогда не бывает полным: потомки, будучи похожи на родителей, всегда чем-то от них отличаются. В этом состоит явление изменчивости, основные законы которой также общие для всех видов. Таким образом, живым организмам свойственны размножение, наследственность и изменчивость.
7. Для живого характерна способность к историческому развитию и изменению от
простого к сложному. Этот процесс называют эволюцией. В результате эволюции
возникло все многообразие организмов, приспособленных к определенным условиям
существования.
Итак, жизнь представляет собой форму организации открытых саморегулирующихся и
самовоспроизводящихся дискретных иерархических систем, построенных на основе
белков и нуклеиновых кислот. Открытость систем является термодинамической
характеристикой (свойством) живых объектов, так как они непрерывно обмениваются
веществом и энергией с окружающей средой (в отличие от изолированных систем, не
обменивающихся с окружающей средой ни веществом, ни энергией, а также от
замкнутых, которые обмениваются только энергией). Благодаря непрерывному обмену
веществом и энергией в живых системах осуществляется саморегуляция, которая
выражается, во-первых, способностью к активным реакциям на внешние воздействия,
во-вторых, способностью поддерживать в определенных пределах постоянство своего
состояния (гомеостаз) при изменениях условий окружающей среды. Оба типа
регуляторных процессов основаны на особенностях превращения энергии в живых
системах и связаны с биологическими свойствами белков, являющихся катализаторами
химических реакций обмена веществ.
При определении живого следует знать, что даже продукты химического
взаимодействия белков и нуклеиновых кислот (вирусные частицы) могут обнаруживать
только некоторые свойства, характерные для живых объектов. Для существования
полноценной жизни необходим, по крайней мере, клеточный уровень, а клетка
представляет собой четко ограниченный в пространстве (поверхностные структуры) и
времени (от рождения до гибели) объект.