Лидеры России

1.1. Конкурс проходит в три этапа. На каждом этапе участники выполняют задания и проходят комплексную оценку компетенций.

1.2. Для каждого этапа разработан уникальный набор заданий:

1.2.1. Отборочный онлайн-этап - тест потенциала. Выполняется всеми участниками, прошедшими анкетирование (отбор по формальным критериям).

1.2.2. Очный полуфинал - оценочная конференция для оценки групповой работы, тест на бизнес-профиль для индивидуальной оценки.

1.2.3. Очный финал - оценочная конференция для оценки групповой работы; проведение оценки коллег для индивидуальной оценки.

1.3. Критерием оценки участников является уровень проявления ими в ходе выполнения конкурсных заданий пяти управленческих компетенций и лидерских навыков, таких как:

  • Лидерство : умение видеть общую картину, сравнивать альтернативы, принимать стратегические решения.
  • Принятие взвешенных решений : анализ информации, учет различных аспектов решения задачи (в том числе финансовых и экономических), работа с различными заинтересованными лицами, аргументация при высказывании своей точки зрения.
  • Ориентация на достижение результата : четкое определение приоритетов, умение делать допущения и принимать решения в условиях дефицита информации и времени.
  • Командная работа : распределение ролей и ответственности, определение последовательности задач для достижения цели.
  • Коммуникации : умение работать с разнонаправленными интересами заинтересованных лиц, проявлять командное лидерство, умение объединять и мотивировать людей.
Все компетенции имеют одинаковый вес при оценке.

1.4. По результатам выполнения каждого задания участник получает баллы, формирующие значение его индивидуального рейтинга.

1.5. По итогам отбора участники с наивысшим рейтингом проходят в следующий этап. Рейтинг участников объявляется публично на сайте Конкурса.

2. Механика проведения отборочного онлайн-этапа

2.1. Отборочный этап начинается после окончания сбора заявок на участие одновременно для всех зарегистрированных на сайте лиц.

2.2. К отборочному этапу допускаются лица, полностью заполнившие форму регистрации на участие в конкурсе и соответствующие формальным критериям участия, которые приведены в Положении к настоящему Конкурсу.

2.3. На прохождение теста потенциала участнику выделяется одна неделя. При этом участник может приступить к тесту в любой момент времени.

2.4. В рамках отборочного этапа участнику необходимо пройти тест на выявление лидерских компетенций.

2.5. Один участник может пройти тест только один раз.

2.6. Время на прохождение теста строго ограниченно.

2.7. В ходе теста потенциала оцениваются следующие компетенции:

  • Скорость мышления: быстрота мышления, способность быстро обрабатывать информацию в стандартных ситуациях по заданным инструкциям и образцам.
  • Критическое мышление: глубина мышления, способность делать правильные причинно-следственные выводы при наличии неоднозначных условий и множества вариантов решения.
  • Мотивация к развитию: способность делать выводы, улучшать собственные результаты.
  • Открытость мышления: эффективное принятие решений в условиях неопределенности, способность рационально действовать, преодолевая собственные стереотипы, перестраиваться и адаптироваться к новым условиям.
  • Мотивация к лидерству: готовность и стремление занимать управленческие позиции и нести те издержки, которые влечет за собой руководство людьми.
  • Социальный интеллект: способность понимать других людей, определять их мотивы и чувства и влиять на них без использования административных рычагов.
  • Драйв: целеустремленность, готовность достигать результата, амбициозность целей, настойчивость в преодолении барьеров и ответственность за результат.
2.8. Исполнитель подсчитывает результаты и формирует список участников с их баллами за тест. На подсчет результатов отводится одна неделя.

2.9. По результатам теста отбираются участники, набравшие максимальное количество баллов. Объективность обеспечивается за счет оценки результатов не по фиксированной шкале, а по отношению к результатам других участников, которые проходят тест. Все результаты теста автоматически сверяются с правильными ответами, за правильный ответ присваивается балл.

2.10. Прозрачность отбора. Результаты отбора будут публично опубликованы. По итогам проведения тестирования каждый участник получает доступ к рейтингу, где может посмотреть свои результаты и результаты других участников.

2.11. Максимальная оценка за тест - 100 баллов (оценка лучшего участника).

2.12. Обратная связь высылается участникам автоматически в виде отчета в формате.pdf по компетенциям теста с указанием сильных и слабых сторон и дальнейшими рекомендациями по улучшению результатов.

2.13. Участник может оспорить свои результаты, отправив заявку на электронный адрес организаторов в течение трёх дней с момента официального получения результатов. В заявке необходимо указать мотив к оспариванию и видение правильных результатов. В ответ, для обоснования результатов, исполнитель может привести до трёх ответов на вопрос каждой компетенции.

3. Механика проведения полуфинала

3.1 На полуфинал приглашаются по 300 участников, занявших наивысшие места в рейтинге по результатам проверки отборочного теста в каждом из федеральных округов.

3.2 По итогам отборочного тура формируются «листы ожидания»
из участников, имеющих высокие значения рейтинга, но не попавших
в число полуфиналистов из-за ограничения числа участников. В случае если полуфиналист, включенный в список приглашенных из данного федерального округа, отказался принять участие в полуфинале, он заменяется участником из «листа ожидания» с наибольшим рейтингом.

3.3 Полуфинальные этапы проводятся очно в центре каждого из восьми федеральных округов: Москве, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге, Пятигорске, Екатеринбурге, Ростове-на Дону, Новосибирске и Хабаровске.

3.4 Механика проведения очного полуфинального этапа для каждого федерального округа совпадает и представляет собой оценочную конференцию и тест для оценки индивидуальных навыков. В рамках оценочной конференции участникам предлагается решить в командах реальную бизнес или социальную задачу (кейс).

3.5 Оценочная конференция нацелена на проверку следующих компетенций:

  • лидерство;
  • принятие взвешенных решений;
  • ориентация на достижение результата;
  • командная работа;
  • коммуникации и др.
3.4.1 Участникам выдается задача. Точная тематика не оглашается до старта мероприятия. В рамках решения участникам необходимо разобраться в вопросе, выявить основные проблемы, предложить краткосрочную и долгосрочную стратегию, направленную на решение проблемы, оценить необходимые затраты и эффект, интересы заинтересованных и основных лиц, принимающих решение, определить текущие риски и пути их решения.

3.4.2 Оценочная конференция состоит из последовательности шагов:

Шаг 1 : разделение участников на команды по 6–10 человек. Команды распределяются по зонам и получают задание кейса. Время - 15 минут.

Шаг 2 : закрепление за каждой командой одного асессора, который оценивает индивидуальные достижения участников в соответствии с выбранными компетенциями, и одного волонтера, который помогает участникам. Время - 5 минут.

Шаг 3 : работа участников с заданием кейса в команде. Все участники изучают задание кейса, отмечают полезную информацию. Время – 15 минут.

Шаг 4 : групповая работа с заданием кейса. Участники начинают обсуждение кейса в команде. Время - 60 минут.

Шаг 5 : подготовка решения и выступления. Участники оформляют решение на флипчарте и готовятся к выступлению. Время - 30 минут.

Шаг 6 : выступление команд в мини-кластерах. Все участники делятся на три мини-кластера по пять команд. В каждом кластере происходит выступление команд и их оценка. На выступление отводится 5 минут. Оценка производится путем голосования команд. По количеству набранных голосов выбирается лучшая команда в кластере. Учитываются мнения всех участников, что обеспечивает прозрачность отбора лучшего решения и команды. У команды-победителя есть возможность доработать свое решение по результатам обратной связи от других команд. Время - 30 минут.

3.4.3 Порядок оценивания результатов:

1. Оценка групповой работы над кейсом. Выполняется асессорами при помощи оценочных листов, где они отмечают наиболее активных участников по шкале от 0 до 3 по заданным критериям.

2. Оценка публичной презентации лучших решений перед судьями. Команды-победители из каждого кластера представляют свое решение судьям. Оценка выполняется на основе листов оценки для каждой команды путем проставления баллов от 0 до 3 по выбранным критериям. Три команды сравниваются по набранным баллам, побеждает команда с наибольшим количеством баллов. Время - 30 минут.

3.4.4 Максимальная оценка за оценочную конференцию - 200 баллов (3-балльная оценка от асессоров по каждой из пяти компетенций переводится в 40-балльную шкалу, оценки за все компетенции суммируются) плюс 20 баллов каждому участнику - победителю в презентации решения перед судьями.

3.6 Выполнение индивидуального теста на бизнес-профиль для оценки потенциала. Тест можно пройти только один раз за отведенное время. Ответы участников сравниваются с эталонными ответами по тесту. За каждый правильный ответ участник получает балл.

3.5.1 Исполнитель выполняет подсчет результатов и получает список участников с их баллами за тест.

3.5.2 По результатам теста отбираются участники, набравшие максимальное количество баллов.

3.5.3 Условия прохождения: участники проходят тест в условиях ограниченного времени, могут сделать это только один раз по присланной им уникальной ссылке.

3.5.4 Прозрачность отбора: результаты отборы будут публично опубликованы.

3.5.5 Максимальная оценка за тест - 100 баллов (оценка лучшего участника).

3.5.6 Обратная связь высылается участникам автоматически в виде отчета по итогам заполнения теста.

3.7 Результаты полуфинала представляют собой суммарную оценку за участие в оценочной конференции и прохождение теста.

3.8 Максимальный балл, который участник может иметь к концу полуфинала, - 390 баллов.


4.4 Оценочная конференция. Механика аналогична механике полуфинального отбора.

4.5 Оценивание коллег представляет собой оценку каждого участника его коллегами по команде. Время на проведение - 25 минут. Формат - заполнение участниками онлайн-формы оценивания.

4.5.1 Участники оцениваю друг друга по всем совокупным критериям на основании общего впечатления от их участия в конкурсе финала.

4.5.2 Оценка проводится после командного задания в своих командах по 10 человек с одним асессором и одним волонтером. Каждый получает оценку от всех коллег по команде, с которыми он участвовал в оценочной конференции. Время - 5 минут.

4.5.3 Механика состоит из следующих шагов:

Шаг 1 : каждый участник получает доступ к электронной форме оценивания и инструкции по оценке. Время - 10 минут.

Шаг 2 : участник выбирает в форме оценивания номер своей команды и выставляет каждому члену команды баллы от 0 до 3. Асессоры контролируют чтобы участники не взаимодействовали друг с другом во время проставления оценок. Время - 10 минут.

Шаг 3 : подведение итогов оценки коллег происходит автоматически в системе. Итоговая оценка для каждого участника является средней оценкой всех его коллег и измеряется в баллах от 0 до 3. Время - 30 минут.

4.5.4 Максимальная оценка: 50 баллов (3-балльная оценка коллег переводится в 50-балльную шкалу, оценки за все компетенции суммируются).

4.6 Результаты финала представляют собой суммарную оценку за оценочную конференцию (индивидуальный балл за работу в команде по результатам наблюдения асессоров, групповой балл команд-победителей за презентацию решения) и результаты оценивания коллег.

4.7 Максимальный балл, который участник может иметь к концу финала, - 1000.

4.8 По окончанию финального отбора все результаты вносятся в рейтинговую таблицу по каждому участнику. По итогам выбираются 100 лучших участников в соответствии с рейтингом.

Решение:
Значения в столбце G рассчитываются по формуле: =ЕСЛИ(D4>=6;B4+C4+D4*1,2+E4+F4;СУММ(B4:F4)) .
Значения в столбце H рассчитываются по формуле: =ЕСЛИ(G4<20;2;ЕСЛИ(G4<30;3;ЕСЛИ(G4<40;4;5))) .
Значение в ячейке G15 рассчитывается по формуле: =СРЗНАЧ(G4:G13) .


Таким образом, С. набрала 19 баллов, А. – 43,4 балла, М. – 44,8 балла.

Кейс 1 подзадача 2

Студенты выполняют 5 тестов по информатике. За каждый тест можно получить от 0 до 10 баллов. Если за тест № 3 получено не менее 6 баллов, то этот результат увеличивается на 20 %. Если суммарное количество полученных при тестировании баллов меньше 20, то это соответствует оценке «2»; оценке «3» соответствует количество баллов от 20 до 29; оценке «4» – от 30 до 39; оценке «5» – 40 баллов и выше.

По данным исходной таблицы установите соответствие между фамилиями студентов:
1) В.,
2) А.,
3) В.
и цветами графиков, построенных по их оценкам.

«Лишний»


Решение:

«Лишний» график имеет синий цвет.

Кейс 1 подзадача 3

Студенты выполняют 5 тестов по информатике. За каждый тест можно получить от 0 до 10 баллов. Если за тест № 3 получено не менее 6 баллов, то этот результат увеличивается на 20 %. Если суммарное количество полученных при тестировании баллов меньше 20, то это соответствует оценке «2»; оценке «3» соответствует количество баллов от 20 до 29; оценке «4» – от 30 до 39; оценке «5» – 40 баллов и выше.

Выполните сортировку в электронной таблице по столбцу «Оценка» по убыванию. Определите суммарное количество студентов, получивших оценки «3» и «2».

Решение:
После выполнения всех расчетов и сортировки по столбцу «Оценка» по убыванию исходная таблица примет вид:

Таким образом, суммарное количество студентов, получивших оценки «3» и «2», равно 4.

ВАРИАНТ 2

Кейс 1 подзадача 1

Введите в электронную таблицу исходные данные (слова можно сокращать).

Введите в электронную таблицу формулы для расчета:
– значений в столбцах G и H (в обоих случаях используйте логическую функцию «ЕСЛИ»);
– средних значений в ячейках D15, E15, F15;
– общей суммы баллов по всем участникам в ячейке G16.
По полученным расчетам установите соответствие между номерами задач и средними результатами их решения:
задача № 1
задача № 2
задача № 3

Решение:
Значения в ячейках D15, E15, F15 рассчитываются соответственно по формулам:

=СРЗНАЧ(D4:D13) ,
=СРЗНАЧ(E4:E13) ,
=СРЗНАЧ(F4:F13) .
После выполнения всех расчетов исходная таблица примет вид:

Кейс 1 подзадача 2

Олимпиада по программированию оценивается по сумме очков, полученных за каждую из трех задач, плюс 10 % от набранной суммы для учащихся младше 10-го класса. Участники, набравшие 27 баллов и более, получают диплом 1 степени, 25–26 баллов – диплом 2 степени, 23–24 балла – диплом 3 степени. Участники, набравшие меньше 23 баллов, получают поощрительные грамоты.

Проанализируйте диаграмму, приведенную ниже, в соответствии с предлагаемыми вариантами ответов.

Приведенная на рисунке диаграмма отображает …

Решение:
Вариант «распределение участников по классам обучения» не подходит, так как в этом случае на круговой диаграмме должно быть два равных по величине сектора (для 8 и 10 классов), а не три.
Вариант «вклад баллов за каждую задачу в общий результат победителя» не подходит, потому что задач было три, поэтому и секторов на диаграмме должно быть три, а не четыре.
Вариант «лучшие результаты в каждой номинации» не подходит, потому что все четыре результаты различны. Кроме того, для сравнения отдельных величин целесообразней использовать гистограммы .
Рассмотрим оставшийся вариант «распределение участников по категориям награжденных». Дипломом 1-й степени награждены 3 участника, 2-й степени – 3, 3-й степени – 1, грамотами – 3.
Итак, приведенная на рисунке диаграмма отображает распределение участников по категориям награжденных


Кейс 1 подзадача 3

Олимпиада по программированию оценивается по сумме очков, полученных за каждую из трех задач, плюс 10 % от набранной суммы для учащихся младше 10-го класса. Участники, набравшие 27 баллов и более, получают диплом 1 степени, 25–26 баллов – диплом 2 степени, 23–24 балла – диплом 3 степени. Участники, набравшие меньше 23 баллов, получают поощрительные грамоты.

Суммарный результат по всем участникам равен …
Округлите результат до одного знака после запятой, например 225,5.

Решение:
После выполнения расчетов исходная таблица примет вид:


Таким образом, суммарный результат по всем участникам равен 241,2.

ВАРИАНТ 3

Кейс 1 подзадача 1


– баллы по каждому предмету выше «порогового» значения (по математике более 24 баллов, по физике – более 28 баллов, по информатике – более 25 баллов, по русскому языку – более 34 баллов);

Введите в электронную таблицу исходные данные (слова можно сокращать).

Введите в электронную таблицу формулы для расчета:
– значений в столбцах F и G (для расчета значений в столбце G используйте логическую функцию «ЕСЛИ»);
– средних значений в ячейках B14, C14, D14, E14;
По полученным расчетам установите соответствие между предметами и средними результатами сдачи экзамена по ним:
математика
информатика
русский язык

Решение:
Значения в столбце F рассчитываются по формуле (для строки 3): =СУММ(B3:E3)
Значения в столбце G рассчитываются по формуле (для строки 3):
=ЕСЛИ(И(B3>24;C3>28;D3>25;E3>34;F3>=240); "Зачислить"; "Отказать")
Значения в ячейках B14, C14, D14, E14 рассчитываются соответственно по формулам:
=СРЗНАЧ(B3:B12) ,
=СРЗНАЧ(C3:C12) ,
=СРЗНАЧ(D3:D12) ,
=СРЗНАЧ(E3:E12) ,
После выполнения расчетов исходная таблица примет вид:

Таким образом, средний результат сдачи экзамена по математике – 60,8 балла, по информатике – 53,8 балла, по русскому языку – 58,3 балла.

Кейс 1 подзадача 2

Абитуриенты сдают четыре экзамена в форме ЕГЭ. Сообщение «Зачислить» придет тем абитуриентам, у которых:
– баллы по каждому предмету выше «порогового» значения (по математике более 24 баллов, по физике – более 28 баллов, по информатике – более 25 баллов, по русскому языку – более 34 баллов);
– сумма баллов по всем предметам не меньше 240.
Остальные абитуриенты получат сообщение «Отказать».

По данным исходной таблицы установите соответствие между фамилиями абитуриентов: – и цветами графиков, построенных по полученным ими баллам.

«Лишний» график имеет ______________ цвет.

Решение:

голубева,246

Решение:
После выполнения всех расчетов и сортировки по столбцу «Сумма баллов» по убыванию исходная таблица примет вид:

Таким образом, последним зачисленным абитуриентом будет с суммой баллов 246.

Метод вычисления итогового балла по тому или иному предмету зависит от множества факторов, а именно от вклада, вносимого в итоговую оценку результатами курсовых работ, контрольных заданий и вашей активности на лекциях. Для получения необходимой информации загляните в учебный план (если учитель или преподаватель снабдил им вас). Вы запросто подсчитаете итоговую оценку, если будете знать количество заданий, взвешенное значение каждого задания и балл, полученный вами за каждое задание.


Внимание: изложенная в данной статье информация соответствует российской балльно-рейтинговой системе оценивания знаний.

Шаги

Вычисление невзвешенной итоговой оценки вручную

    Запишите ваши баллы. Найдите оценки, полученные вами за выполнение контрольных работ, домашних заданий и тому подобное в течение определенного периода времени (четверти, семестра, года). В некоторых странах такая информация выкладывается в интернете. Запишите ваши оценки в первом столбце.

    • Если при выставлении итоговой оценки учитывается ваша активность на уроках (лекциях), поинтересуйтесь у учителя (преподавателя), какой балл вы получили за это.
  1. Запишите максимально возможный балл за каждое задание. Информацию о максимальных баллах можно узнать из учебного плана (если он у вас есть) или у преподавателя. В разных странах применяют различные системы оценивания знаний, но наиболее распространенными являются цифровая и процентная системы. В любом случае запишите максимальные баллы во втором столбце (рядом со столбцом с полученными вами оценками).

    • Цифровая (балльно-рейтинговая) система подразумевает максимальное количество баллов, которое вы можете получить по тому или иному предмету. За выполнение каждого задания вы получаете определенное количество баллов. Например, если по некоторому предмету вы можете получить 200 баллов и вам нужно выполнить 4 задания, максимальный балл за каждое задание равен 50 (4x50 = 200).
    • В случае процентной системы за тот или иной предмет вы можете получить 100%, а каждое выполненное задание оценивается определенным количеством процентов, которые в сумме дают 100%. Например, если вам нужно выполнить 4 задания, то максимальный балл за каждое задание равен 25% (4x25 = 100).
    • Обратите внимание, что в приведенных примерах задания имеют одинаковое взвешенное значение (то есть задания равнозначны), хотя в реальности это может быть не так.
  2. Сложите числа в каждой колонке. Сделайте это независимо от того, оцениваются ваши знания в цифровой или процентной системе. Сложите все числа из первого столбца и запишите результат под первым столбцом. Затем сложите все числа из второго столбца и запишите результат под вторым столбцом.

    • Например, для успешного освоения некоторого предмета вам нужно выполнить 5 заданий, по двум из которых вы можете получить по 20 баллов, по двум другим – по 10 баллов, а по оставшемуся – 5 баллов.
    • 20+20+10+10+5= 65. Таким образом, суммарное количество возможных (максимальных) баллов составит 65.
    • Теперь сложите полученные вами оценки. Допустим, что за первое задание вы получили 18 баллов (из 20 возможных), за второе задание – 15 баллов (из 20), за третье – 7 баллов (из 10), за четвертое – 9 баллов (из 10), за пятое – 3 балла (из 5).
    • 18+15+7+9+3= 52. Таким образом, суммарное количество заработанных вами баллов составит 18.
  3. Вычислите средний балл. Для этого разделите суммарное количество заработанных вами баллов на суммарное количество возможных баллов. То есть разделите число, записанное вами под первым столбцом, на число, записанное под вторым столбцом.

    Полученный средний балл (он будет выражен десятичной дробью) умножьте на 100. Так вы преобразуете ваш средний бал в проценты. Либо умножьте десятичную дробь на 100, либо просто переместите десятичную запятую на 2 позиции вправо.

    • В нашем примере: 52/65 = 0,8 или 80%
    • Для перемещения десятичной запятой на 2 позиции вправо припишите некоторое количество нулей, например, так: 0,800. Теперь переместите десятичную запятую на 2 позиции: 080,0. Избавьтесь от лишних нулей и получите: 80. То есть за рассматриваемый предмет вы получили 80%.
  4. Определите итоговый балл. Для этого воспользуйтесь оценочной шкалой. Оценочная шкала сопоставляет количество набранных вами баллов (в процентах) с итоговой оценкой (имейте в виду, что в некоторых странах итоговая оценка выражается буквой, например, A, B, B- и так далее).

    Вычисление взвешенной итоговой оценки вручную

    1. Выясните веса (весовые коэффициенты) составляющих итоговой оценки. Помните, что определенные баллы влияют на итоговую оценку в большей или меньшей степени. Например, итоговая оценка может на 30% зависеть от вашей активности на уроках или лекциях, от баллов по четырем заданиям (по 10% за каждое задание), и на 30% от оценки за итоговый экзамен. Обратите внимание, что в нашем примере активность на лекциях и итоговый экзамен в три раза важнее выполненных заданий, поэтому крайне важно выяснить весовые коэффициенты составляющих итоговой оценки.

      Умножьте весовые коэффициенты на соответствующие баллы, полученные вами. Для упрощения процесса вычисления запишите ваши баллы в первом столбце, а соответствующие весовые коэффициенты – во втором. Затем перемножьте каждый балл и соответствующий ему весовой коэффициент. Полученные результаты запишите в третьем столбце.

      • В нашем примере итоговая оценка на 30% зависит от итогового экзамена. Допустим, что за экзамен вы получили 18 баллов (из 20 возможных). В этом случае умножьте числитель и знаменатель дроби 18/20 на 30: 30 х (18/20) = 540/600.
    2. Сложите полученные значения. Сложите результаты умножения каждого полученного балла на соответствующий весовой коэффициент, а затем сложите результаты умножения каждого максимально возможного балла на соответствующий весовой коэффициент. Теперь разделите сумму взвешенных полученных баллов на сумму взвешенных возможных баллов.

      • Рассмотрим пример. Задание 1 = 10%, задание 2 = 10%, контрольная работа 1 = 30%, контрольная работа 2 = 30%, активность на лекциях = 20%. Полученные вами баллы: задание 1 = 18/20, задание 2 = 19/20, контрольная работа 1 = 15/20, контрольная работа = 17/20, активность на лекциях = 18/20.
      • Задание 1: 10 х (18/20) = 180/200
      • Задание 2: 10 х (19/20) = 190/200
      • Контрольная работа 1: 30 х (15/20) = 450/600
      • Контрольная работа 2: 30 х (17/20) = 510/600
      • Активность на лекциях: 20 х (18/20) = 360/400
      • Сумма: (180 + 190 + 450 + 510 + 360) ÷ (200 + 200 + 600 + 600 + 400), то есть 1690/2000 = 84,5%
    3. Вычислив итоговый балл (в процентах) с учетом взвешенных коэффициентов, сопоставьте его с оценочной шкалой, например, 80-100% – отлично (5); 65-79% – хорошо (4) и так далее.

      • В большинстве случаев преподаватели округляют итоговый балл, выраженный в процентах. Например, 84,5% округляются до 85%.

    Вычисление невзвешенной итоговой оценки при помощи редактора таблиц

    1. Создайте новую таблицу. Запустите редактор электронных таблиц (например, Excel) и создайте новую таблицу. Для большей наглядности введите название каждого столбца. В первом столбце введите название факторов (контрольные работы, экзамен, активность на уроках), от которых зависит итоговая оценка. Во втором столбце введите полученные вами баллы, а в третьем – максимально возможные баллы.

      • Например, вы можете назвать столбцы следующим образом: «Составляющие итоговой оценки», «Полученные баллы», «Возможные баллы».
    2. Введите данные. В первом столбце введите название каждого фактора, влияющего на итоговую оценку, во втором столбце введите полученные вами баллы, а в третьем – максимально возможные баллы. Если баллы выражаются в процентах, то сумма возможных баллов должна быть равна 100.

    3. Сложите данные во втором и в третьем столбцах. В первом столбце под названиями составляющих итоговой оценки введите «Итого» (здесь и далее без кавычек). Затем перейдите в ячейку, расположенную справа от ячейки со словом «Итого», то есть в пустую ячейку на пересечении строки «Итого» и второго столбца. Введите функцию суммы, а именно «=СУММ(», щелкните по ячейке с первым полученным баллом (второй столбец) и перетащите рамку до ячейки с последним полученным баллом (второй столбец). Введите закрывающую скобку «)». Функция суммы должна выглядеть как-то так: =СУММ(B2:B6).

      • Повторите описанный процесс ввода функции суммы с максимально возможными баллами, которые находятся в третьем столбце.
      • Функцию суммы можно ввести вручную (то есть без перетаскивания рамки). Например, если полученные вами баллы находятся в ячейках B2, B3, B4, B5, B6, введите следующую функцию: =СУММ(B2:B6).
    4. Разделите сумму полученных баллов на сумму возможных баллов. Перейдите в ячейку на пересечении строки «Итого» и четвертого столбца. Здесь введите «=», щелкните по ячейке с результатом суммирования полученных баллов, введите «/» и щелкните по ячейке с результатом суммирования возможных баллов. У вас должно получиться что-то вроде: =B7/C7.

      • Введя формулу, нажмите Enter. Результат деления отобразится в соответствующей ячейке.
    5. Преобразуйте десятичную дробь в проценты. Для этого перейдите в ячейку на пересечении строки «Итого» и пятого столбца. Здесь введите «=», щелкните по ячейке с результатом деления суммы полученных баллов на сумму возможных баллов, а затем введите «*100». У вас должно получиться что-то вроде: =D7*100.

      • Введя формулу, нажмите Enter. Результат умножения отобразится в соответствующей ячейке.
    6. Определите итоговую оценку, воспользовавшись оценочной шкалой. Вычислив итоговый балл (в процентах), сопоставьте его с оценочной шкалой, например, 80-100% – отлично (5); 65-79% – хорошо (4) и так далее. В случае использования цифровой пятибалльной системы оценки успеваемости умножьте полученную десятичную дробь на 5.

      • Например, если ваш балл равен 0,82, умножьте его на 5, чтобы получить итоговую оценку в пятибалльной системе.

б) Пересказ текста

Инструкция: послушай рассказ внимательно и приготовься пересказывать.

«ГАЛКА И ГОЛУБИ»

Галка услыхала, что голубей хорошо кормят. Побелилась она в белый цвет и влетела в голубятню. Голуби её не узнали и приняли. Но галка не выдержала и закричала по-галочьи. Голуби всё поняли и выгнали её. Тогда она вернулась к своим. Но те её также не признали и выгнали.

По окончании пересказа задаются вопросы, позволяющие судить о том, насколько ребёнок понял смысл ситуации:

- почему галку не признали свои?

- понравилось ли тебе поведение галки и почему?

Критерии смысловой адекватности и самостоятельности выполнения.

15 баллов – правильный и самостоятельный пересказ, верное понимание смысла происходящего;

10 баллов – неточное описание ситуации с правильными ответами на вопросы, указывающими на понимание скрытого смысла, или правильное и полное описании ситуации с пониманием смысла после уточняющих вопросов;

5 баллов – правильное описание ситуации с буквальным пониманием смысла истории даже после уточняющих вопросов;

0 баллов – искажение ситуации при пересказе, неадекватное толкование смысла даже в условиях помощи.

Критерий возможности программирования текста.

15 баллов – пересказ содержит все основные смысловые звенья в правильной последовательности, между ними имеются связи, нет трудностей переключения;

10 баллов – пропуск отдельных смысловых звеньев или отсутствие связующих звеньев, или неоправданные повторы однотипных связующих элементом;

5 баллов – тенденция к фрагментарности текста, к перечислению событий без обобщающей сюжетной линии, неоднократные необоснованные повторы слов или грамматических конструкций (стереотипность оформления), необходимость наводящих вопросов для построения текста или сочетание нескольких ошибок из предыдущего пункта;

0 баллов – невозможность построения связного текста даже в условиях помощи в виде вопросов;

Критерий грамматического оформления.

15 баллов – пересказ оформлен грамматически правильно с использованием сложных и разнообразных грамматических конструкций;

10 баллов – пересказ оформлен грамматически правильно, но однообразно, или имеются нарушения порядка слов;

5 баллов – наблюдаются единичные негрубые аграмматизмы либо параграмматизмы (несоблюдение грамматических обязательств);

0 баллов – множественные аграмматизмы.

Критерий лексического оформления.

15 баллов –адекватное использование вербальных средств;

10 баллов – поиск слов с использованием непродуктивной лексики или единичные близкие словесные замены;

5 баллов – выраженная бедность словаря, неоднократные вербальные замены (семантически близкие), искажение звукового состава слова («выгнули» вместо «выгнали», «примули» вместо «приняли» и т.д.);


0 баллов – далёкие вербальные парафазии, неадекватное использование вербальных средств.

Суммарный балл за задание при максимально успешном выполнении равен 60 баллам.

В качестве дополнительных оценок, не влияющих на балл за серию, но учитываемых при вычислении индексов, подсчитываются:

1. Количество вербальных замен, т.е. замены одного слова на другое, чаще семантически близкие (например «лебеди» вместо «голуби», «увидела» вместо «услышала» и т.д.). Этот вид ошибок оценивается по 15-бальной шкале с отрицательным знаком. Штрафная оценка входит в задний индекс. Для пересчёта количества ошибок в баллы используется следующая шкала:

0 баллов – при отсутствии ошибок или одной ошибке;

5 баллов – за 2 – 3 ошибки;

10 баллов – за 4 – 5 ошибок;

2. Средняя длина текста. Определяется путём суммарного подсчёта слов в обоих текстах (учитываются все слова, включая служебные) и деление результата на 2. Полученное число соотносится с бальной оценкой:

15 баллов – 32 слова и больше;

10 баллов – 25-31,9 слова;

5 баллов – 18-24,9 слова;

0 баллов – 17 и менее слов.

Этот показатель мы включили в передний индекс со знаком «+». Малая длина текста свидетельствует о трудностях смыслового программирования и грамматического структурирования.

3. Индекс прономинализации. Представляет собой отношение доли местоимений к доле существительных. Для вычисления этого показателя следует общее количество местоимений в обоих текстах разделить на общее количество существительных, а полученный результат разделить на 2. Среднее значение индексов прономинализации представлены в таблице среднегрупповых показателей дополнительных оценок. Этот параметр не включён ни в один из индексов, но может быть полезен при качественном анализе результатов. Высокий индекс прономинализации, как правило, наблюдается при ослаблении парадигматических связей языка, опирающихся на работу задних отделов мозга. Трудности выбора нужного слова в таком случае компенсируются использованием местоимений. Мы не предлагаем бальной оценки этого показателя. Для младших школьников условно высоким можно считать индекс от 1,0 и выше, а низким – меньше 0,7.

4. Средняя длина синтагмы (отрезок речи между двумя паузами). Вычисляется путём деления общего количества слов в двух самостоятельных текстах на количество синтагм, полученный результат делится на 2. Средняя длина синтагм для каждой группы представлена в таблице среднегрупповых показателей дополнительных оценок. Значение выше среднего можно условно оценивать как большую, а ниже – как малую длину синтагмы. Малая длина синтагм указывает на синтагматические трудности, т.е. функциональную недостаточность передних отделов коры мозга. параметр не включён в индексы, но используется для качественного анализа.

5. Стереотипность грамматического оформления высказывания. Подсчитывается количество стереотипно построенных грамматических конструкций. Оценивается через систему штраыных очков:

0 баллов – за 0-1 ошибку;

5 баллов – за 2-3 ошибки;

10 баллов – за 4-5 ошибок;

15 баллов – за 6 и более ошибок.

Большое количество таких ошибок свидетельствует об инертности, трудностях грамматического стрктурирования, что можно расценивать как проявление «передних» проблем. Показатель также не входит в индексы, но может использоваться при качественной интерпретации данных.

, желудков 2 задача ргр.docx , Гидрология задача 3.docx , Модуль 1. Задача 3.pdf , Ситуационная задача.docx , бухгалтерский учет. задача№1 (2).docx .

Решение задач. Excel


Задача № 1

Результаты спортсменов-пятиборцев оцениваются по сумме очков, набранных за каждый из пяти видов, плюс 10 % от набранной суммы для спортсменов младше 16 лет.




    1. значений в столбце Н (используйте логическую функцию «ЕСЛИ»);

    2. средних значений в ячейках C14, D14, E14,F14,G14.

  1. По полученным результатам установите соответствие между видами спорта:

    1. фехтование

    2. стрельба

    3. прыжки
И средними результатами по ним.

  1. По данным исходной таблицы постройте диаграммы , отображающие результаты пяти лучших спортсменов по каждому виду спорта.

  2. Выполните сортировку в ЭТ по столбцу «Сумма очков» по убыванию.

  3. Определите спортсмена, показавшего лучший результат среди участников.

Рис.1 Данные к задаче1

Задача № 2

Студенты выполняют 5 тестов по информатике. За каждый тест можно получить от 0 до 10 баллов. Если за тест № 3 получено не менее 6 баллов, то этот результат увеличивается на 20 %. Если суммарное количество полученных при тестировании баллов меньше 20, то это соответствует оценке «2»; оценке «3» соответствует количество баллов от 20 до 29; оценке «4» - от 30 до 39; оценке 25» - 40 баллов и выше.


  1. Введите в электронную таблицу исходные данные.

  2. Введите в ЭТ формулы для расчета:

    1. значений в столбцах G и H (используйте логическую функцию «ЕСЛИ»);

    2. среднего значения в ячейке G15;

  1. По полученным расчетам установите соответствие между следующими участниками олимпиады:

  1. Бондаренко

  2. Игнатьев

  3. Кудинов
И количеством набранных ими баллов.

  1. По данным исходной таблицы постройте график, отображающий результаты Денисова, Филатова, Игнатьева.


  2. Определите количество студентов , у которых сумма баллов попадает в интервал от 30 до 40.

Рис 2. Данные к задаче 2

Задача № 3

Олимпиада по программированию оценивается по сумме очков, полученных за каждую из трех задач, плюс 10 % от набранной суммы для учащихся младше 10-го класса. Участник набравшие 27 баллов и более, получают диплом 1-ой степени. 25-26 баллов – диплом 2-ой степени, 23-24 балла – диплом 3-ей степени. Участник набравшие меньше 23 баллов, получают поощрительные грамоты.


  1. Введите в электронную таблицу исходные данные.

  2. Введите в ЭТ формулы для расчета:

    1. Значений в столбцах G и H (в обоих случаях используйте логическую функцию «ЕСЛИ()»);

    2. средних значений в ячейках D16, E16, F16;

    3. общей суммы баллов по всем участникам в G17.

  3. По полученным расчетам установите соответствие между баллами олимпиады:
И фамилиями участников набравших эти баллы..

  1. По данным исходной таблицы постройте гистограмму, отображающую вклад баллов за каждую задачу в общий результат победителя.

  2. Определите учащегося показавшего худший результат.

Рис.3 Данные к задаче 3

Задача № 4

Для зачисления в колледж абитуриенты сдают четыре тэста. Если сумма баллов не меньше 250, абитуриенты получают сообщение «Зачислить», в противном случае – «Отказать».


  1. Заполните электронную таблицу исходными данными.

  2. Введите в ЭТ формулы для расчета значений в столбцах F и G и ячейках B14, C14, D14, E14, F14.

  3. По полученным расчетам установите соответствие между следующими предметами:

    1. математика;

    2. русский язык;

    3. английский язык.
и средними результатами выполнения тестов по ним.

  1. Постройте диаграммы, отображающие результаты пяти самых слабых абитуриентов по каждому предмету.

  2. Выполните сортировку в ЭТ по столбцу «Сумма баллов» по убыванию.

  3. Определите учащегося, показавшего четвертый результат среди зачисленных в колледж абитуриентов.

Рис 4. Данные к задаче 4