1.Работа по учебнику с.98-99.

Итак, с какой буквой мы сегодня знакомились? Послушайте загадки и отгадайте их.

Вот какой забавный случай

Поселилась в ванной туча.

Дождик льется с потолка

Мне на спину и бока.

До чего ж приятно это!

Дождик теплый, подогретый.

На полу не видно луж,

Все ребята любят… (душ ).

Кто в беретке ярко-красной,

В черной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Все стучит, стучит, стучит. (Дятел.)

Выполните звукобуквенный анализ слов «душ», «дятел».

(Работа в парах )

Рассмотрите схемы слов.

Сравните звуки, указанные в схемах стрелочкой. Каким может быть звук [д])? (Твёрдым и мягким)

2. Дифференцированная работа.

Задание для нечитающих детей: с. 98 чтение слогов, слов.

3.Работа по рабочей тетради «Я учусь писать и читать».

1) Отработка зрительного образа буквы Д, д .

Закрасьте те части рисунка, в которые вписана буква Д, д .

2) Сравнение буквенного состава слов.

Найдите буквы, которыми различаются слова в парах.

Впишите эти буквы в пустые клеточки и прочитайте получившиеся по вертикали слова. (Кедры, город.)

Сравните эти слова по количеству звуков; по количеству слогов; по месту ударения.

Отгадайте загадку и вы узнаете, кто пришёл к нам в гости.

Днём спит, ночью летает,

Прохожих пугает. (Сова.)

Сегодня к нам в гости пришла мудрая Сова и принесла интересное задание. Мудрая Сова прочитает вам стихотворение, а вы должны внимательно послушать и запомнить слова, в которых встречается звук [д], [д’].

Мы букву Д легко найдём и в слове день и в слове дом

А если днём ты в лес придёшь - на дубе дятла ты найдёшь.

Дятел дерево долбит - день деньской кору дробит

Дятел жил в дупле пустом - дуб долбил как долотом.

Доктор Дятел дуб долбил - двадцать да жука добыл.

Жук - ужасный короед - всем в лесу наносит вред.

Дятел - мастер добрых дел - древний дуб - помолодел.

Дятел, дятел - м ой приятель, дуб долбит, как долотом

Помоги мне, дядя Дятел для скворцов построить дом. Г. Сапгир

(Дети называют слова, в которых встретился звук [д]).

Слов на Д ты встретишь много,

Слов на Д полно вокруг:

Дом, долина, день, дорога,

Доброта, доверье, друг.

4. Работа с загадками, в которых встречается буква и звук [д]).

Слайд 9-13.

Что нового и интересного узнали на уроке?

Что можете сказать про букву и звук [д])?

Слайд14-15.

Назовите слова с новой буквой.

В каких словах слышится звук [д], а в каких [д’]? От чего это зависит?

Вспомните, какую цель вы поставили перед собой вначале урока, достигли ли вы этой цели?

Конспект непосредственно – образовательной деятельности

по обучению грамоте детей 6-7 лет.

Для учащихся ЧППК.

Составила и провела Поварницина Г.П.

Январь 2011г.

Тема: Звук и буква «Д».

Программные задачи: Познакомить детей со звуком «Д» и буквой «Д».

Учить делать звуковой анализ слова «домик». Придумывать слова со звуком «Д» в начале, конце и середине слова. Придумывать предложения, где в словах есть звук «Д».

Материал: предметные и сюжетные картинки, магниты для звукового анализа слова «домик», тетради, ручка.

Ход: 1. Дети заходят в группу и встают в круг.

Сядет тот, у кого имя начинается гласного звука.

У кого имя начинается с мягкого согласного звука.

У кого имя начинается с твёрдого согласного звука.

2. Сегодня мы с вами познакомимся ещё с одним интересным звуком. Посмотрите внимательно на картинки и назовите что изображено на них.

Какой одинаковый звук слышится в слова? (звук Д).

В начале, в конце или середине стоит звук Д в словах: кадушка, дудочка, дыня, дорога.

Когда мы произносим звук Д, кончик языка стучит по бугоркам за верхними зубами. Просит детей произнести звук Д.

Кончик языка стучит по бугоркам и мешает воздуху свободно выходить, когда мы произносим звук Д.

Гласный или согласный звук Д? Почему?

Глухой или звонкий? Почему?

3. –Придумаем слова со звуком Д в начале слова и в середине слова.

4. игра «Доскажи словечко».

Жил да был весёлый гном

Он в лесу построил…(дом).

Рядом жил поменьше гномик

Под кустом построил…(домик).

5. - Интересное слово «домик». Давайте разберём это слово.

Сколько слогов в слове до-мик? (2 слога).

Назовите первый слог, второй слог.

Назовите все звуки в слове домик по порядку.

Назовите первый звук в слове дддомик.

Какой это звук? (согласный, твёрдый, звонкий)

Каким цветом его обозначим? Почему?

Какой второй звук в слове дооомик?

Какой это звук? (гласный, твёрдый, звонкий), обозначим его…(красным)

Какой 3-ий звук в слове домммик?

Какой это звук? (согласный, мягкий, звонкий), обозначим его…(синим)

И т.д. (По разбору слова ребёнок работает у доски).

Сколько всего звуков в этом слове?

Сколько гласных звуков, назовите их?

Сколько согласных звуков, назовите?

Назовите твёрдые согласные звуки.

6. Игра «Светофор».

На столах у детей лежат картинки, в названии которых встречается звук Д.

Если звук Д в начале слова – красный свет, в середине слова – желтый свет, в конце слова – зелёный свет.

Воспитатель показывает красную карточку, дети, у которых есть картинка со звуком Д в начале слова, переходят на другую сторону и т.д.

7. Игра «Много – один» (с мячом).

8. Звук Д обозначается на письме буквой Д (показ буквы).

На что похожа эта буква?

Гимнастика для пальчиков «Братья».

Воспитатель показывает на доске и объясняет, как печатается буква.

Предлагает детям напечатать её в воздухе, на ладошке.

А теперь напечатайте букву в тетради.

Большую букву Д столько раз, сколько хлопну в ладоши.

Маленькую букву д сколько пальцев у вас на левой руке.

9. Чтение слогов, слов.

10. Работа с сюжетными картинками.

Придумайте предложение по картинке, чтобы в предложении было слово со звуком Д, Д.

11. Игра «Составь слово».

Буквы поссорились их надо помирить, если соберём их правильно, то получим слово, вы скажите слово мне на ушко. (Домино).

Все задания сделали правильно. Молодцы!

Что нового вы узнали на занятии?

Да, чудесная буква сегодня приходила к нам на занятие. С этого звука начинаются добрые слова: доброта, добро, добрый, дружба, друг, дружелюбный. Вот сколько добрых слов вы узнали.


Сегодняшний урок начинается с очень нужных и важных слов:

Д ом

Д ети

Д ружба

Д обро

Ни один человек без этих слов обойтись не может. А буква, которой посвящён сегодняшний урок, в древности тоже называлась «добро». Конечно же, это буква Д (рис. 1). Тема этого урока: «Буква Д и звуки, которые она обозначает».

Рис. 1. Буква Д ()

У дракона три головы. И каждая голова приготовила вам своё задание. Первая голова очень любит считать. Прочитайте числа:

2, 9, 10, 12, 19, 20, 200, 900

Подумайте, какие числа произносятся с мягким звуком [д′] , а какие - с твёрдым [д] .

Вторая голова дракона любит называть слова с противоположным значением. Прочитайте пары слов и определите, на твёрдый или на мягкий звук начинается второе слово.

Враждовать - д ружить (твёрдый звук [д] )

Безделье - д ело (мягкий звук [д′] )

Ночь - д ень (мягкий звук [д′] )

Нет - д а (твёрдый звук [д] )

Далеко летал дракон,

Побывал за морем он.

Видел он волшебный лес,

Заколдованных принцесс.

Видел он богатырей,

Чародеев, королей…

Много сказок знает он -

Мой летающий дракон.

Владимир Степанов

А вы знаете сказки? Отгадайте сказку, её автора и героя.

Кто-то пасть свою открыл,

Кто-то что-то проглотил.

Потемнело всё вокруг,

Ой, какой везде испуг!

Это крокодил из сказки Корнея Ивановича Чуковского «Краденое солнце».

Крокод ил - в середине слова есть мягкий звук [д′] (рис. 3).

Рис. 3. Крокодил с украденным солнцем ()

Появилась девочка в чашечке цветка,

И была та девочка не больше ноготка.

Кто читал такую книжку,

Знает девочку-малышку?

Это Дюймовочка из сказки Ханса Кристиана Андерсена «Дюймовочка» (рис. 4).

Д юймовочка - мягкий звук [д′] в начале слова.

Рис. 4. Дюймовочка ()

Мой вопрос совсем нетрудный,

Он - про город Изумрудный.

Кто там был правитель славный?

Кто там был волшебник главный?

Это Гудвин из сказки Александра Волкова «Волшебник Изумрудного города».

Гуд вин - в середине слова твёрдый звук [д] (рис. 5).

Что у попа за работник:

И повар, и конюх, и плотник,

В няньках с ребёнком сидит,

Чертям верёвкой грозит,

С чертёнком на спор соревнуется?

Чей образ сейчас вам рисуется?

Это Балда из сказки Александра Сергеевича Пушкина, которая называется «Сказка о попе и о работнике его Балде».

Балд а - в середине слова твёрдый звук [д] (рис. 6).

У звуков [д] и [д′] есть особенность - они не встречаются в конце слов, потому что в конце слов они произносятся как звуки [т] и [т′] . Эти звуки очень дружны между собой и часто встречаются парами. Научно об этом говорят: звуки оглушаются , т. е. не произносятся звонко, а произносятся глухо. А вот буква Д пишется в любой части слова, в том числе и на конце слов.

Рассмотрите печатные буквы Дд (рис. 7).

Рис. 7. Печатные буквы Дд

Буква Д обозначает на письме и твёрдые, и мягкие звуки.

Видны за окнами дома

И дети на дорожках.

А вот и буква Д сама

На самоварных ножках (рис. 8).

Рис. 8. Буква Д ()

На что похожа буква Д ?

Этот домик - буква Д .

В домике окошко,

Из трубы идёт дымок,

А в окошке - кошка (рис. 9).

Ещё буква Д немного похожа на кресло, на трактор, на букву Л .

Чтобы лучше запомнить букву Д , слепите её из пластилина или сложите из каких-нибудь предметов. Нарисуйте интересную букву Д . Это поможет вам её узнавать и не путать с другими буквами.

А вот писатель Виктор Хмельницкий увидел букву Д и сочинил сказку.

Дорога не может без дома. Скучно ей становится, теряется она где-нибудь в степи и пропадает из виду. А если нет от дома дороги, дорожки, значит, в доме никто не живёт: не дымится труба, гуляют в доме холод и голод, заглядывают ветер и дождь - и разваливается дом. Вот и получается, что дорога к дому ведёт, а дом зовёт в дорогу. Поэтому и стоит в начале этих слов, как кирпич на ножках, буква Д. Кирпич о доме напоминает, а ножки - о дороге…

Прочитайте слова парами:

д ом - д ым

р от - р од

Слова в парах одинаковые? Разные. Можете придумать с ними предложение?

А теперь прочитайте слова в транскрипции:

[д ом] - [д ым]

[рот ] - [рот ]

В начале слова звук [д] читается звонко, а в конце - глухо, как звук [т] . Вот как важно писать правильную букву. Звуки могут нас запутывать

Рассмотрите письменную букву Дд (большую и маленькую). Сравните их с печатными буквами (рис. 10).

Рис. 10. Печатные и письменные буквы Дд ()

Будем учиться писать заглавную букву Д (рис. 11).

Рис. 11. Письменная буква Д ()

Она пишется без отрыва. Начинаем писать букву чуть выше середины дополнительной линейки. Сверху вниз пишем прямую, не дойдя до нижней линии рабочей строки, делаем закругление влево, коснувшись её. Закругляем вправо, не поднимая линию высоко над нижней линейкой, пересекаем прямую линию буквы немного выше нижней линии рабочей строки. Вправо прописываем полуовальную линию, коснувшись нижней линии рабочей строки. Поднимаем её вверх, закругляем влево, выписывая закругление над первым элементом буквы.

При написании заглавной буквы Д возможны такие ошибки: буква очень широкая; получилась большая петля, которая лежит на нижней лини рабочей строки; линия закругления после написания петли не коснулась рабочей строки, а убежала сразу вверх, из-за чего буква получилась кривой.

Попробуйте написать букву в тетради самостоятельно. Помните о правильном наклонном положении тетради, о том, как правильно держать ручку, о том, как держать прямо спину во время письма.

Теперь напишем маленькую букву д . Строчная буква д состоит из двух элементов - овала и прямой линии с закруглением внизу. Она похожа на маленькую букву у . Строчную букву д можно написать двумя способами.

Рассмотрим первый способ написания маленькой буквы д (рис. 12).

Рис. 12. Написание строчной буквы д ()

Начинаем писать букву чуть ниже верхней линии рабочей строки. Справа налево ведём полуовальную линию, коснувшись нижней линии рабочей строки. Поднимаем линию вверх, закрываем овал в точке написания буквы и поднимаем прямую линию вверх, отклоняясь вправо, до верхней линейки рабочей строки. Возвращаемся и продолжаем вести прямую линию вниз. Пересекаем нижнюю линию рабочей строки и опускаем прямую до середины дополнительной строки. Прописываем закругление влево, поворачиваем и ведём плавную линию вверх, отклоняясь вправо. Пересекаем прямую на нижней линии рабочей строки, немного продолжаем вести дальше и останавливаемся.

Второй способ написания строчной буквы д удобен для безотрывного соединения с другими буквами, когда мы пишем букву д в середине слова.

Начинаем писать чуть выше нижней линии рабочей строки. Слева направо прописываем полуовальную линию, коснувшись нижней линейки. Поднимаем её вверх, закругляем влево, коснувшись верхней линии рабочей строки, опускаем вниз, закрываем овал. Делаем повтор в нижней части овала. Линию повтора продолжаем до верхней линейки, отклоняясь вправо. Касаемся верхней линии рабочей строки и опускаем вниз прямую. Дойдя до середины дополнительной строки, прописываем закругление влево, поворачиваем и ведём плавную линию вверх, отклоняясь вправо. Пересекаем прямую на нижней линии рабочей строки, немного продолжаем вести дальше и останавливаемся.

Попробуйте написать такую букву в воздухе. Напишите её обратной стороной ручки на ладошке.

При написании строчной буквы д возможны такие ошибки: короткий или очень длинный второй элемент буквы; очень широкая петля закругления второго элемента.

Попробуйте написать букву в тетради самостоятельно.

Соединять заглавную букву Д следует так: написав букву, не останавливаемся, а продолжаем вести линию шапочки вокруг первого элемента. Эта линия пересекает саму букву и ведётся к нижней линейке рабочей строки для нижнего соединения; останавливается она, не дойдя до нижней линейки рабочей строки. Далее выписывается нужная буква, такая как м , л , я и другие. Для верхнего соединения эта линия ведётся к верхней линии рабочей строки. От неё будут написаны такие буквы, как р , н и другие.

Маленькую букву д с другими буквами будем соединять как букву у . Для нижнего соединения отдельно не выписывается соединительная линия, а следующая буква приписывается к концу буквы д . Для верхнего соединения ведём петлю (второй элемент) до верхней линии рабочей строки, откуда начнём писать следующую букву.

Попробуйте сами написать слоги, соединяя большую и маленькую букву Дд со всеми гласными буквами, которые вы уже знаете.

Сегодня на уроке вы познакомились с буквой Д , которая на письме обозначает мягкий и твердый звонкие звуки [д′] и [д] . Но вы помните, что в конце слов эти звуки оглушаются и превращаются в звуки [т] и [т′] .

Буква Д в нашем алфавите появилась со слова добро . Без добра и в наши дни, конечно, не обойтись. И в сказках добро всегда побеждает зло. Запомните ещё три очень важных слова: д умать , д елать , д обиваться . Пусть эти слова живут с вами.

Список литературы

  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. - М.: Астрель, 2011.
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. М.: Баллас, 2012
  3. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник, 2013
  1. Nsportal.ru ().
  2. Sites.google.com ().
  3. Ped-kopilka.ru ().

Домашнее задание

  • Потренируйтесь в написании буквы Д . Напишите самостоятельно печатные и прописные буквы Дд (большие и маленькие).
  • Найдите слова, в которых буква Д обозначает твёрдый звук [д] .

Парад , д рова, д ерево, д орога, д еньги, чуд о.

  • Отгадайте загадку:

Назовите-ка, ребятки,

Месяц в этой вот загадке:

Дни его всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдёт,

Мы встречаем Новый год.

Тема урока: «Звуки [д], [д, ]. Буквы Д, д».

Цель урока: познакомить со звуками [д], [д, ] и буквами «Д, д»; формировать навык правильного, слогового, выразительного, сознательного чтения.

Форма урока: традиционный урок с использованием мультимедийных средств.

Планируемый результат обучения и формирование УУД:

Познавательные УУД : формировать умение различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки; умение составлять схемы слов, делить слова на слоги, выделять ударный слог; умение пересказывать прочитанное; обогащать словарный запас учащихся; развивать у детей фонематический слух, внимание, мышление, познавательные интересы.

Регулятивные УУД : формировать умение самостоятельно выделять и формулировать цель всего урока и отдельного задания; умение сравнивать, анализировать, группировать, классифицировать, обобщать.

Личностные УУД : формировать положительное отношение к урокам литературного чтения; внимательное отношение к красоте окружающего мира, к нравственному содержанию поступков; формирование самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности.

Коммуникативные УУД : формировать умение работать коллективно, в парах, группах; осуществлять взаимный контроль

Программные средства: комплект методических пособий УМК «Школа России».

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, презентация, сказка Г.Х.Андерсена «Дюймовочка», звуковые схемы слов, сигнальные карточки (синие, зеленые), индивидуальный дидактический материал; алфавит, лента букв.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Мы пришли сюда учиться…

Обращение к гостям в начале урока:

Мы гостей сегодня ждали

И с волнением встречали.

Не судите очень строго,

Ведь учились мы немного. Слайд №1

2. Актуализация знаний детей.

«Предложения – колечки».

Хоровое чтение изученных букв.

3. Целеполагание и мотивация. (Р,П)

Мы продолжаем путешествие в город Алфавитинск. Сегодня познакомимся с новыми звуками и буквами. А с какими, вы узнаете, если отгадаете загадку.

Появилась девочка в чашечке цветка

И была та девочка чуть больше ноготка.

В ореховой скорлупке та девочка спала

И маленькую ласточку от холода спасла.

(Г.- Х. Андерсен «Дюймовочка») Слайд №2

4. «Открытие» новых знаний детьми. (П)

А). Выделение звука [д, ] из слова Дюймовочка.

Характеристика звука [д, ]

Сформулируйте тему и цели урока. Слайд №3

Прочитайте девиз урока. Слайд №4

Дружба – в делах помощница. (Л)

Объясните смысл пословицы. Какие пословицы о дружбе вы знаете?

(Друг познается в беде.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.)

Б). Читаю текст и выставляю таблички со словами на доску в определённой последовательности (это опора для запоминания).

Это…(дом). Из трубы идёт…(дым). У дома растёт…(дуб). На дубе…(дупло). У дупла…(дятел). У дома сидит…(дед). Рядом с дедом играют…(дети).

Какие слова помогли нам создать эту картинку?

Что общего в этих словах? Какой это звук? Почему?

Читаю слова: дом, дым, дуб, дупло.

Каким цветом обозначим?

Читаю слова: дед, дети.

Какой звук в начале этих слов?

Каким цветом обозначим?

В). Игра «Кто больше запомнит слов со звуками [д ], [д, ] (П)

Деревенские дети дружно делали дом.

Деревянный. Дощечка да дощечка.

Дырочка – дверь.

Дострогали, допилили, докрасили.

Добротный дом.

Домик для дворняжки.

5. Фонематическая разминка. (Р)

А). Игра «Узнай звук»

Услышав звук [д ], поднимите синюю карточку; звук [д, ] - зелёную.

Дом, девочка, дочка, Дюймовочка, Дима, дружба, дерево, дятел, дупло, доброта.

Назовите слова, в которых встречаются звуки [д], [д, ]. (П)

Кто знает, какой буквой обозначают звуки [д], [д`]?

Б). Найдём эту букву в печатном алфавите.

Расскажите, что мы узнали про звуки, которые обозначаем буквой д.

Какие новые знания мы открыли?

В). Сравнение печатной и письменной буквы д (на доске).

Чем похожи, чем отличаются?

На что похожа буква д?

Вот стоит, дымок пуская,

Буква д, труба печная,

Этот домик - буква д.

А как сделать, чтобы в доме было тепло и уютно?

Г). Чтение слогов (домик со слогами):

ДА ТА АД АТ

ДО ТО ОД ОТ

ДУ ТУ УД УТ

ДЫ ТЫ ЫД ЫТ

ДИ ТИ ИД ИТ

Читаем громко с буквой д, тихо – с т.

6. Первичное закрепление.

Работа по азбуке (стр. 105)

А). Работа со столбиками слов. Слайд №5

Чтение цепочкой.

Найдите в словах общую часть.

(Знакомство с понятием «родственные слова»).

Назовите слова, которые отвечают на вопрос «какой?».

(водные, подводные)

Подберите к ним слова, отвечающие на вопросы что? кто? (Р)

Физкультминутка « Дети утром рано встали»

Дети утром рано встали,

За грибами в лес пошли. (Ходьба на месте.)

Приседали, приседали,

Белый гриб в траве нашли.

(Приседания.)

На пеньке растут опята,

Наклонитесь к ним, ребята

Наклоняйся, раз-два-три,

И в лукошко набери!

(Наклоны.)

Вон на дереве орех.

Кто подпрыгнет выше всех?

(Прыжки.)

Если хочешь дотянуться,

Надо сильно потянуться.

(Потягивания - руки вверх.)

Три часа в лесу бродили,

Все тропинки исходили.

(Ходьба на месте.)

Утомил всех долгий путь -

Дети сели отдохнуть.

(Дети садятся за парты.)

Б). –Прочитайте пословицы с буквой Д на с. 104 учебника.

Обведите в пословицах букву Д, обозначающую мягкий согласный звук, зелёным цветом, а букву Д, обозначающую твёрдый согласный звук, синим цветом.

Чему нас учат эти пословицы?

Рассмотрите иллюстрацию на тему «Морские сокровища» на с. 104.

Кто плавает под водой?

Кто из вас знает, как называется вид спорта, когда аквалангисты опускаются на морское дно? (дайвинг).

Какое оборудование необходимо аквалангисту, чтобы не погибнуть под водой?

Что увидели водолазы на дне моря? Каких морских обитателей они встретили?

Как могли сокровища на морском дне?

В). Работа с текстом.

Чтение и пересказ текста.

Почему эти предложения можно назвать текстом?

(Имеет две части. Предложения связаны между собой по смыслу.)

Выборочное чтение.

Прочитайте слова, в которых встречается буква д.

Поставьте вопросы к тексту.

8. Закрепление нового материала.

А). - Прочитайте скороговорки на с. 106.

Давайте произнесём скороговорку сначала медленно, тихо, затем быстрее, громче.

Подчеркните в тексте буквы д, б.

Самопроверка.

Б). Разгадывание ребусов.

В). Работа над многозначностью слов.

Какое значение имеет слово «звезда»?

Почему об артистах говорят иногда: «Она звезда»?

9. Повторение пройденного.

Работа на карточках.

1.Распредели буквы по группам разными способами

Д, Г, Б, Ф – заглавные буквы

в, п, к, т – строчные буквы

Д, Г, Б, в - звонкие согласные

Ф, п, к, т – глухие согласные

2.Игра «Третий лишний».

(а, э, ы -лишняя ы

и, о, у – лишняя и

т, д, к – лишняя к)

Игра «Составь слова». (К)

(кол, лом, мол, лак, мак, лад, кило, мода, клад)

10. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Что нового узнали на уроке?

Какое задание вам понравилось больше всего? Почему? Слайд №6

Обращение к гостям в конце урока:

Приходите снова к нам,

Рады мы всегда гостям!

Список использованной литературы:

    Азбука. 1 класс. Ч. 1. В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин и др. – М. : Просвещение, 2016.

    Г.Х.Андерсен «Дюймовочка»;

Обучение грамоте

Тема: Согласные звуки [д] , [д’] , буква Д . Написание строчной буквы д .

Цель: Формирование способности учащихся соотносить своё поведение с ситуацией общения.

Задачи:

формируем умение различать гласные и согласные звуки;

формируем умение выделять звук в слове;

формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слов;

формируем умение писать предложения;

формируем умение анализировать текст.

Оборудование: буквы печатные и письменные, в т.ч. Д , картинки «дом», «дым», «дерево», «дупло», «дятел», «дедушка», «дорожка», «дрова», «дети».

Символы:



Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

Орг.момент.

Ι. Актуализация знаний

У нас сегодня необычный урок.

Давайте расскажем о себе и настроим себя на работу.

Мы умные, серьёзные,

Мы отлично учимся, всё у нас получится.

Приготовьте свои ушки и глазки, чтобы на уроке мы могли всё слышать, видеть и запоминать.

Незнайка прислал письмо. На письме адрес школа 42. Самым серьёзным, умным, любознательным первоклассникам. Это наверно нам?

Он задаёт такие вопросы. Согласны ответить на вопросы? Чтобы Незнайка, тоже знал ответы на эти вопросы.

- Какие звуки мы слышим? (речевые и неречевые).

- Какие группы речевых звуков мы знаем? (гласные и согласные).

- Какие гласные звуки вы выучили?(а, и, о, ы, у).

- Что вы знаете о гласных звуках? (ударные или безударные, смягчают предшествующий согласный или нет).

- Что знаете о согласных звуках? (звонкие, глухие, парные или непарные, мягкие или твёрдые).

Молодцы! На все вопросы Незнайки мы ответили. Надеемся, что помогли ему узнать немного больше.

Звуки бывают разные: согласными или гласными, звонкими или глухими. Мягкими или твёрдыми. Звуки по – разному ведут себя в разных ситуациях. Согласны со мной? Так и человек может вести себя по - разному. Главное уметь правильно понять, где ты находишься, с кем разговариваешь, кто тебя окружает. Если ты умеешь во время быть мягким и добрым, либо твёрдо отстоять своё мнение. Тогда тебя уважают окружающие, у тебя много друзей и ты счастлив. Если ты не умеешь быть добрым, когда это необходимо окружающим, или не можешь отстоять своё мнение. Тогда тебя не будут уважать, не будет друзей, будет скучно и одиноко.

Как дети умные, любознательные хотите научиться соотносить своё поведение с ситуацией общения через участия в проекте «Выявление характеров одной буквы нашего алфавита».

Согласны.

1 3 - А сейчас, помогите мне, пожалуйста, закончить предложения.

Таблички со словами – опора для запоминания.

Это…
. Из трубы идёт… .

У дома растёт … .

На дереве … . У дупла … .

У дома сидит …. .

К дому ведёт … .

Какие слова понадобились, чтобы создать эту картину? (Дом , дым , дуб , дупло , дятел , дед , дорожка .)

Давайте произнесём слова: дом , дым , дуб , дупло , дорожка .

Что общего в этих словах? (Все слова начинаются с твёрдого со­гласного звука [д]. )

Прикрепляем синий кружок.

Послушайте внимательно слова: дед , дятел . Что вы заме­тили?

(Все слова начинаются с мягкого со­гласного звука [д’]. )

Прикрепляем зелёный кружок.

Какой звук по глухости – звонкости.

Послушаем (закрываем уши руками).

Какой головной убор будет у звуковичка? (звонок).

На доске слова.

.ом.упло.

Почему в этих словах пропущены буквы? (мы не изучали эту букву)

Какая буква будет обозначать эти звуки? (буква де).

Как вы думаете, какая будет цель нашего урока? (Учиться читать и писать слова с новой буквой).

Предлагаю спланировать план урока.

План (примерный) 3 2

    Знакомство с новыми звуками и буквой.

    Знакомство с написанием буквы д.

    Чтение слогов.

    Чтение слов.

    Работа над рассказом.

Что мы сейчас с вами делали? (планировали свою деятельность).

Какой пункт плана мы уже выполнили? (1).

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3 ) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания

Посмотрите что должны мы выполнить 2 пунктом плана?(знакомство с написанием буквы д).

А для чего мы изучаем эту букву? (Чтобы научиться читать и писать)

Чтобы научиться писать слова с этой буквой мы сначала должны научиться писать эту букву. Для этого откроем пропись на стр. 14.

3. Работа в прописи. 2 5


Посмотрите не звуковичка и оденьте его, ещё раз вспомнив и рассказав соседу про характер этих звуков.

1) Посмотрите на табло.

Из скольких элементов состоит буква? (из двух)

В каких буквах эти элементы встречаются? (о, а, у)

Учитель соединяет на доске элементы буквы д:

Пишу букву а , но не закругляю вправо, а веду вниз, как у буквы у .

2) – Напишите первую и вторую строчку.

Для кого буква д в написании была трудной?

Мы с вами ещё будем на следующих уроках тренироваться писать слоги, слова и предложения.

Что учились сейчас делать?(писать букву д).

Выполнили второй пункт плана.

А сейчас отдохнём.(физ.минутка).

Игра «Поймай звук».

Я буду называть слова. Мальчика встают на твёрдый звук д. а девочки на мягкий звук д.

Дети, драка, друг, деревня, душа, Дима, Родина, дружба.

Отдохнули и в тоже время поработали.

Кто – то может услышал из моих предложенных слов в игре самое плохое слово? (драка).

Когда наступает драка? (Когда люди не умеют правильно выбирать манеры общения).

А сейчас мы поучимся правильно выбирать свои действия через чтение слогов.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3 ) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре.

ΙΙΙ. Применение нового знания

4. Итог

1. Работа в «Букваре». 5 6 2

Обратим внимание на следующий пункт плана.

    Чтение слогов. Для этого откроем стр.92

Подготовимся к чтению слогов.

Прочитайте про себя.

Чем отличаются слоги 1 и 2 строчки?

А чем отличаются слоги 3 и 4 строчки?

Есть ли слоги с мягким согласным? В каком столбике? Прочитайте. Почему, докажите.

Девочки читают слоги с буквой Д, а мальчики – слоги с буквой Т.

Читаем хором.

Почему? (т.к. слова состоят из нескольких слогов)

Прочитайте слова 1-го столбика.

Прочитайте слово, похожее на слово мысль.(Дума).

Слово, обозначающее женщину. (Дама).

Назовите слово, обозначающее действие. (Дышит)

Найдите слово, обозначает которое то, что поёт, когда человеку делают хорошо? (душа)

Подготовьтесь к чтению 4-го столбика.

Что общего в словах этого столбика? (однокоренные)

Что обозначает слово Дар (1. подарок, пожертвование.

2.способность,талант).

Скоро Новый год кому вы приготовите подарок?

Кто вам дарит каждое утро хорошее настроение?

Замечательно.

Какие пункты плана выполнили?(3 и 4)

3).– Вернёмся к словам нашего рассказа (картинкам на доске).

Давайте прочитаем ещё раз предложения.

Что мы с вами сейчас читали? (рассказ)

Почему вы так решили? (связаны между собой по смыслу).

Чего не хватает у этого рассказа? (заглавие)

Давайте озаглавим его.

Обратите внимания где происходят события? (в деревне, во дворе).

Заглавие (Во дворе у деда, В деревне.)

Что мы сейчас делали? (работали над рассказом)

Выполнили 5 пункт плана.

Мы с вами справились со всеми заданиями?

Но я хочу вам предложить ещё одно, нарисовать своего человечка со своим характером и ему передать своё настроение.

Рисуем.

Выставка человечков.

Подведём итог нашей работы.

Свою работу я бы оценил…………………

Я бы похлопал в ладоши за хорошую работу…………….

Я делал на уроке……………………….

Я думаю…………...........

Каким словом вы бы оценили свою работу?.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3 ) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) гражданско-патриотическое воспитание;

3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

4) воспитание здорового образа жизни;

5) экологическое воспитание;

6) эстетическое воспитание .