Депортация крымских татар в последний год Великой Отечественной войны представляла собой массовое выселение местных жителей Крыма в ряд районов Узбекской ССР, Казахской ССР, Марийской АССР и других республик Советского Союза. Произошло это сразу же после освобождения полуострова от гитлеровских захватчиков. Официальной причиной акции назвали преступное содействие многих тысяч татар оккупантам.

Коллаборационисты Крыма

Выселение производилось под контролем МВД СССР в мае 1944-го. Приказ о депортации татар, якобы входивших в коллаборационистские группировки во время оккупации Крымской АССР, Сталин подписал незадолго до этого, 11-го мая. Берия обосновал причины:

Дезертирство 20-ти тысяч татар из армии за период 1941-1944; - неблагонадежность крымского населения, особенно ярко выраженная в пограничных районах; - угроза безопасности Советского Союза из-за коллаборационистских действий и антисоветских настроений татар Крыма; - угон 50-ти тысяч мирных граждан в Германию при содействии крымско-татарских комитетов.

В мае 1944-го правительство Советского Союза еще не обладало всеми цифрами, касающимися реального положения в Крыму. После разгрома Гитлера и подсчета потерь стало известно, что в Германию на самом деле угнали 85,5 тысяч новоиспеченных «рабов» Третьего Рейха только из числа мирного населения Крыма.

Почти 72 тысячи казнили при непосредственном участии так называемой «Шумы». Schuma - вспомогательная полиция, а по сути - карательные крымско-татарские батальоны, подчинявшиеся фашистам. Из этих 72-х тысяч 15 тысяч коммунистов были зверски замучены в самом большом концлагере Крыма, бывшем колхозе «Красном».

Основные обвинения

Часть коллаборационистов после отступления гитлеровцы увезли с собой в Германию. Впоследствии из их числа был сформирован особый полк СС. Другая часть (5 381 человек) были арестованы чекистами после освобождения полуострова. Во время арестов изъяли много оружия. Правительство опасалось вооруженного мятежа татар из-за их близости Турции (последнюю Гитлер рассчитывал втянуть в войну с коммунистами).

По исследованиям российского ученого, профессора истории Олега Романько, в годы войны 35 тысяч татар Крыма так или иначе помогали фашистам: служили в немецкой полиции, участвовали в расстрелах, выдавали коммунистов и пр. За это даже дальним родственникам предателей полагалась ссылка и конфискация имущества.

Основным аргументом в пользу реабилитации крымско-татарского населения и его возврата на историческую родину стало то, что депортация фактически производилась не по реальным деяниям конкретных людей, а по национальному признаку.

В ссылку отправлялись даже те, кто никак не содействовал фашистам. При этом 15% мужчин-татар сражались вместе с другими советскими гражданами в Красной армии. В партизанских отрядах 16% составляли татары. Их семьи тоже были депортированы. В этой массовости как раз и отразились опасения Сталина, что крымские татары могут поддаться протурецким настроениям, поднять мятеж и оказаться на стороне врага.

Правительство хотело максимально быстро устранить угрозу с юга. Выселение производилось в срочном порядке, в товарных вагонах. В дороге многие гибли из-за тесноты, нехватки пищи и питьевой воды. Всего из Крыма в годы войны было выслано порядка 190 тысяч татар. 191 татарин умер во время транспортировки. Еще 16 тысяч погибли на новых местах проживания от массового голода в 1946-1947.

Мифы Великой войны. "Депортация" крымских татар: факты истории против фактов сознания
Мифы Великой войны. "Депортация" крымских татар: Логика Войны и цена наказания
_____

Советское руководство так поступило потому, что в условиях продолжения войны на своей территории И.В. Сталин не счёл нужным и возможным преследовать и уничтожать тысячи татарских «отщепенцев»; гоняться за ними по горам и лесам; отлавливать и разбираться с каждым, теряя своих людей, обрекая на новые страдания местных жителей, тратя ресурсы, время, усилия на утомительную, изматывающую страну борьбу, которая могла затянуться на многие годы. Решение было принято иное. Оно предусматривало не депортацию, что означало бы высылку за пределы СССР, а насильственное переселение татар в те районы, где их адаптация пройдет максимально быстро и щадяще, не провоцируя новую религиозную и национальную рознь, и не будет при этом угрожать безопасности страны.

По сути, этим переселением в Крыму было снято неизбежное столкновение между татарами и остальными крымчанами (в том числе, с возвращавшимися с фронта домой), чьи близкие были уничтожены ими в период оккупации. Насколько это было серьезно, мы можем судить по событиям 1943-1944 годов в юго-восточной Польше и Западной Украине (Полесье, Холмщина, Восточная Галичина), где в столкновениях между украинцами и поляками по некоторым данным погибло около 100 тысяч человек с обеих сторон, и были сожжены сотни сёл и деревень. Тогда, чтобы избежать дальнейшего кровопролития правительства Польши и Советского Союза произвели «обмен» населения, в ходе которого было переселено 810 тысяч поляков в Польшу и 483 тысячи украинцев в УССР, а также около 40 тысяч чехов и словаков в Чехословакию. Так что татар фактически спасали от физического истребления и давали возможность свою вину по возможности искупить.

Во исполнение этого 11 мая 1944 г. ГКО приняло постановление «О крымских татарах», в котором оглашалось решение об их переселении в Среднюю Азию. В нем, в частности говорилось: «В период Отечественной войны многие крымские татары изменили родине, дезертировали из частей Красной Армии, обороняющих Крым, и переходили на сторону противника, вступая в сформированные немцами добровольческие татарские воинские части, боровшиеся против Красной Армии; в период оккупации Крыма немецко-фашистскими войсками, участвуя в немецких карательных отрядах, крымские татары особенно отличились своими зверскими расправами по отношению к советским партизанам…». Насколько это соответствует действительности, каждый может судить теперь сам.

Кроме определения общей задачи ГКО расписал порядок и условия переселения в деталях. В соответствии с этим «спецпереселенцам разрешалось взять с собой личные вещи, одежду, бытовой инвентарь, посуду продовольствие в количестве до 500 кг на семью». Остальная собственность описывалась с составлением соответствующего документа (т.н. «обменных квитанций») для последующей компенсации. На каждый эшелон выделяли врача и медсестер «с соответствующим запасом медикаментов для медико-санитарного обслуживания спецпереселенцев в пути. Для обеспечения людей горячим питанием и кипятком в пути следовало выделить продуктов... из расчета суточной нормы на 1 человека: хлеба 500 г, мяса и рыбы 70 г, крупы 60 г, жиров 10 г». В местах расселения разрешалась выдача ссуды в размере до 5000 рублей на семью для строительства жилья и ведения хозяйства с рассрочкой на 7 лет. Сразу по прибытии взрослые спецпереселенцы обеспечивались работой в совхозах и на промышленных предприятиях. Кроме того, в течение июня-августа 1944 г. все получали помощь продуктами (норма в месяц на человека: мука и овощи – по 8 кг, крупа – 2 кг).

Стоит отметить, что насильственному выселению «подверглись не все крымские татары… От «статуса переселенца» освобождались участники крымского подполья, крымские татары, действовавшие в тылу противника в интересах Красной Армии и члены их семей. Нередко удовлетворялись просьбы вернуться в Крым и татар-фронтовиков. Не выселялись и женщины татарки вышедшие замуж за русских. Предложения об этом были изложены в Донесении на имя народного комиссара внутренних дел СССР Л.П. Берии от 1.08.1944 за подписью В. Чернышова и М. Кузнецова».
По завершению переселения в телеграмме И.В. Сталину наркома внутренних дел Л.П. Берии докладывалось, что «все татары к местам расселения прибыли и расселились в областях Узбекской ССР – 151604 человека, в областях РСФСР - 31551 человек. В телеграмме наркома внутренних дел Узбекской ССР Бабжанова на имя Берии сообщалось, что по пути следования эшелонов с татарами в Узбекистан умер 191 человек.

Было ли это решение из ряда вон выходящим? Едва ли. Об этом свидетельствуют уже упомянутый «обмен» гражданами между Польшей и СССР в 1944 г., а также операция «Висла», проведённая в Польше в апреле–августе 1947 г. после ряда террористических акций, осуществлённых бойцами УПА (бандеровцами) на её территории. В результате этой операции местные жители-украинцы, проживавшие в юго-восточной части Польши (Западная Галичина, т. н. Холмщина и Подляшье) были переселены в районы Вислы, где ранее жили немцы. Кроме того, 14 миллионов немцев было депортировано в Германию из Чехии, Венгрии и Польши в 1945-1949 гг. И изгнание это происходило в таких чудовищных условиях, что два миллиона немцев погибло, включая стариков, женщин, детей, в «маршах смерти», когда их колоннами гнали в Германию.

Сейчас представители крымских татар говорят, что в пути и в первые месяцы после переселения их умерло до 46%. Словно они оказались не в теплой Средней Азии, а лютой зимой в блокадном Ленинграде. Будто им пришлось в зимние холода жить в полуразрушенных неотапливаемых домах, получая осьмушку т. н. «хлеба» (125 г.) в день. Безусловно, условия, в которых крымские татары оказались, были тяжелые. Поначалу жить было негде. Приходилось строить сначала времянки, а лишь потом постоянное жилье. Трагизм положения татар обострялся потерей родины, внутренним состоянием «исхода», изгнания. Но в остальном условия их жизни были не хуже положения тех миллионов советских людей, которые в начале войны после эвакуации оказались за Уралом без жилья, а по возвращению в родные села и города после войны были вынуждены их полностью восстанавливать.

Банально, но все познается в сравнении. И нам надо сравнивать положение татар не с сегодняшним днём, а с тем, что можно было увидеть по всей стране во время и сразу после войны. Впрочем, есть пример и 90-х годов: беженцы из Чечни, жившие в палатках не один год. Жить в таких условиях очень трудно, но никаких данных о массовой гибели людей в лагерях для беженцев мы не наблюдали. Не наблюдали, потому что такой процент смертности, какой называют представители крымских татар, возможен лишь в случае организованного физического уничтожения людей или массовой эпидемии.

Итак, задумаемся: кто в этой войне больше настрадался? Кому было тяжелей? Кто перенёс бóльшую трагедию и отдал больше жизней? И тогда придется признать, что описание условий переселения крымских татар, безусловно, суровых, вряд ли можно сравнить с теми лишениями, которые пережили советские люди, подвергшиеся в 1941 г. вынужденной эвакуации за Урал, спасаясь от быстро наступавших немецких войск. Тогда все их имущество умещалось в одном-двух чемоданах или нескольких вещмешках. Эшелоны, уходившие на восток, постоянно бомбили. Воды и еды, топлива катастрофически не хватало. А потом были трудные будни тыла. Жить и работать приходилось, и в дождь, и в лютый мороз, в неотапливаемых помещениях, или просто в палатках, где стояли станки и аппаратура эвакуированных в тыл заводов. Работать, выпуская продукцию для фронта, взрослым и детям, без выходных по 12 часов в день. Работать, несмотря на голод, хроническое недосыпание и сковывавший руки холод. И люди не только выдержали, но и победили. Победили потому, что верили своей стране и несмотря ни на что оставались людьми, не давая выплеснуться ненависти на другие народы.

Немало этому способствовала и общественно-политическая структура Советского Союза, представлявшего, по мнению С.Г. Кара-Мурзы «систему с отрицательной обратной связью по отношению к конфликтам…», где «при обострении противоречия автоматически включались экономические, идеологические и даже репрессивные механизмы, которые разрешали или подавляли конфликт, «успокаивая» систему» и не позволяя одним народам истреблять другие.

Можно ли считать после этого политику переселения крымских татар геноцидом, если в действительности геноцид означает курс на уничтожение народа, на планомерное сокращение его численности и социальную деградацию? Можно ли считать геноцидом действия власти, если в их основе был максимально щадящий для участников войны вариант снятия крайне напряжённой проблемы? Видимо, нет. Но теперь всё выглядит как бы иначе. И «чудом уцелевший народ», возвращаясь на родину, чтобы наладить здесь свою жизнь, рассматривает насильственное выселение из Крыма как историческую обиду, давшую преимущества не «истинным хозяевам Крыма» – крымским татарам, а его «квартирантам», как нередко называют крымские татары русское население Крыма.

Что-то в этой истории забылось, что-то не так вспомнилось. И снова история используется, как аргумент в сегодняшней борьбе за власть, территорию и ресурсы. В ней Советский Союз продолжает выглядеть «империей зла», а применяемое Советской властью насилие представляется изначально «преступным даже в самые критические периоды, когда государственные органы были вынуждены решать срочные и чрезвычайные задачи ради спасения множества жизней граждан». Почему эти доводы многими гражданами Украины и России и сейчас не воспринимаются? Видимо, это связано с господством определённых мифологий, цель возникновения и функционирования которых ещё не завершена.

Итак, даже на примере лишь одного эпизода Великой Войны видно, что история ХХ века еще не написана, поскольку очень многие вопросы оказались значительно сложнее, чем это представлялось ранее официальной историографией. И один из самых интересных и актуальных вопросов этого периода касается осмысления роли «мусульманских легионов» крымских татар в Великой Отечественной войне, а также политики Советской власти в годы Великой Войны в контексте как логики самой Системы, так и логики войны. Её современный анализ, в частности, показывает, насколько упрощённой и однобокой, а, следовательно, крайне мифологизированной, была подача информации в период «перестройки», вошедшей в историю под лозунгами демифологизации и возвращения к исторической правде. Тогда было не очень понятно, что за всем этим кроется, и кто за этим стоит. Тайные пружины этих процессов тогда ещё не проступили, механизм их развертывания был не вполне ясен. Но проявившиеся во всей своей мощи в последнем десятилетии ХХ века после победы США в «холодной войне» контуры глобализации вынуждают нас воспринимать эти процессы как маленькую, но очень важную составляющую новой Большой Игры. Игры, в которой народы снова будут объектом политики и средством, а их исторические обиды будут использоваться в борьбе за мировые ресурсы для их разъединения, максимального ослабления и подчинения новым победителям, которые рассчитывают, что так будет всегда.

Библиографический список
1. Амит Э. Никто не забыт и ничто не забыто // Звезда Востока, 1989. №9, с.101-115.
2. Басов А. Крым: прошлое и настоящее // Аргументы и факты, 1988. №33.
3. Затянувшееся возвращение // Слава Севастополя, 1991. 18 июля.
4. Как «разжаловали» Крым. Беседа с народным депутатом РСФСР, председателем комиссии по самоуправлению В.А. Сердюковым // Слава Севастополя, 1990. 29 августа.
5. Кара-Мурза С. Г. Антисоветский проект. М.: Изд-во Эксмо, 2003. 416 с.
6. Крым в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. / Сост. В.К. Гарагуля, И.П. Кондранов, Л.П. Кравцова. Симферополь: Таврия, 1994. 208 с. (Вопросы – ответы: Вып.4).
7. Крым многонациональный / Сост. Н. Г. Степанова. Симферополь: Таврия, 1988. 144 с. (Вопросы – ответы; Вып.1).
8. Крымско-татарские формирования: документы Третьего рейха свидетельствуют // Военно-исторический журнал, 1991. №3. с.89-95.
9. Лозунько С. Концлагеря спасают Америку [Электронный ресурс] Режим доступа: http://maxpark.com/community/politic/content/1751493
10. Мальгин А.В. Партизанское движение и «татарский вопрос». 1941-1944 гг. Симферополь: СОНАТ, 2008. 188 с.
11. Манштейн Э. Утерянные победы: Перевод с нем. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1999. 640 с.
12. Панарин А.С. Народ без элиты. М.: Изд-во Алгоритм, Изд-во Эксмо, 2006. 352 с.
13. Пулатов Т. Всем миром – помочь братьям // Дружба народов, 1988. №12 с. 201-208.
14. Путин: Зачем ты дал ей слово на пресс-конференции?, Собчак задает вопрос Путину 18.12.2014 [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=sDz7u3N2lFk
15. Решин Л. «…Русские пленные добровольно служить не идут…» Секретные документы вермахта и СС о формировании воинских частей из советских граждан // Известия, 1990. 28 мая Сенченко Н.И. Общество истребления – стратегическая перспектива «демократических реформ». К: МАУП, 2004. 224 с.
16. Романько О.В. Мусульманские легионы во Второй мировой войне. М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Транзиткнига», 2004. 312 с.
17. Сенченко Н.И. Общество истребления – стратегическая перспектива «демократических реформ». К: МАУП, 2004. 224 с.
18. Сообщение ТАСС // Известия, 1987. 25 июля.
19. Хриенко П. Татары Крыма: три проблемы парадигмы репатриации // Крымская правда, 2000. 7 октября.
20. Шлезингер-мл. А. М. Циклы американской истории. М.: Прогресс-Наука, 1992. 686 с.
21. Штеменко С.М. Генеральный штаб в годы войны. Книга 2-я, М.: Воениздат. 1973. 578 с.
22. Чикин А.М. Ахиллесова пята // Российская Община Севастополя, 2004, № 2-6.
23. Hoffmann J. Ostlegionen 1941-1943. Turkotataren, Kaukasier und Wolgafinnen im deutsche Heer. Freuburg: Rombach Verlag,1976.

Ссылка
См.: Чикин А.М. Ахиллесова пята. №3.
Хриенко П. Татары Крыма: три проблемы парадигмы репатриации.
См.: Сумленный С. Изгнаны и убиты [Электронный режим] / С. Сумленный. – Режим доступа: http://expert.ru/expert/2008/30/izgnany_i_ubity/
См.: Кара-Мурза С. Г. Антисоветский проект. М.: Изд-во Эксмо, 2003. С. 226-227.
См.: Сенченко Н.И. Общество истребления – стратегическая перспектива «демократических реформ». К: МАУП, 2004. 224 с.
См.: Панарин А.С. Народ без элиты. М.: Изд-во Алгоритм, Изд-во Эксмо, 2006. С. 255-256.
Затянувшееся возвращение // Слава Севастополя, 1991. 18 июля.
Кара-Мурза С. Г. Антисоветский проект. С. 215.
См.: Панарин А.С. Народ без элиты. С. 260-276.

Депортация крымских татар в последний год Великой Отечественной войны представляла собой массовое выселение местных жителей Крыма в ряд районов Узбекской ССР, Казахской ССР, Марийской АССР и других республик Советского Союза.

Произошло это сразу же после освобождения полуострова от гитлеровских захватчиков. Официальной причиной акции назвали преступное содействие многих тысяч татар оккупантам.

Коллаборационисты Крыма

Выселение производилось под контролем МВД СССР в мае 1944-го. Приказ о депортации татар, якобы входивших в коллаборационистские группировки во время оккупации Крымской АССР, Сталин подписал незадолго до этого, 11-го мая. Берия обосновал причины:

Дезертирство 20-ти тысяч татар из армии за период 1941-1944;
- неблагонадежность крымского населения, особенно ярко выраженная в пограничных районах;
- угроза безопасности Советского Союза из-за коллаборационистских действий и антисоветских настроений татар Крыма;
- угон 50-ти тысяч мирных граждан в Германию при содействии крымско-татарских комитетов.

В мае 1944-го правительство Советского Союза еще не обладало всеми цифрами, касающимися реального положения в Крыму. После разгрома Гитлера и подсчета потерь стало известно, что в Германию на самом деле угнали 85,5 тысяч новоиспеченных «рабов» Третьего Рейха только из числа мирного населения Крыма.

Почти 72 тысячи казнили при непосредственном участии так называемой «Шумы». Schuma – вспомогательная полиция, а по сути - карательные крымско-татарские батальоны, подчинявшиеся фашистам. Из этих 72-х тысяч 15 тысяч коммунистов были зверски замучены в самом большом концлагере Крыма, бывшем колхозе «Красном».

Основные обвинения

Часть коллаборационистов после отступления гитлеровцы увезли с собой в Германию. Впоследствии из их числа был сформирован особый полк СС. Другая часть (5 381 человек) были арестованы чекистами после освобождения полуострова. Во время арестов изъяли много оружия. Правительство опасалось вооруженного мятежа татар из-за их близости Турции (последнюю Гитлер рассчитывал втянуть в войну с коммунистами).

По исследованиям российского ученого, профессора истории Олега Романько, в годы войны 35 тысяч татар Крыма так или иначе помогали фашистам: служили в немецкой полиции, участвовали в расстрелах, выдавали коммунистов и пр. За это даже дальним родственникам предателей полагалась ссылка и конфискация имущества.

Основным аргументом в пользу реабилитации крымско-татарского населения и его возврата на историческую родину стало то, что депортация фактически производилась не по реальным деяниям конкретных людей, а по национальному признаку.

В ссылку отправлялись даже те, кто никак не содействовал фашистам. При этом 15% мужчин-татар сражались вместе с другими советскими гражданами в Красной армии. В партизанских отрядах 16% составляли татары. Их семьи тоже были депортированы. В этой массовости как раз и отразились опасения Сталина, что крымские татары могут поддаться протурецким настроениям, поднять мятеж и оказаться на стороне врага.

Правительство хотело максимально быстро устранить угрозу с юга. Выселение производилось в срочном порядке, в товарных вагонах. В дороге многие гибли из-за тесноты, нехватки пищи и питьевой воды. Всего из Крыма в годы войны было выслано порядка 190 тысяч татар. 191 татарин умер во время транспортировки. Еще 16 тысяч погибли на новых местах проживания от массового голода в 1946-1947.

Депортация крымских татар в последний год Великой Отечественной войны представляла собой массовое выселение местных жителей Крыма в ряд районов Узбекской ССР, Казахской ССР, Марийской АССР и других республик Советского Союза.
Произошло это сразу же после освобождения полуострова от гитлеровских захватчиков. Официальной причиной акции назвали преступное содействие многих тысяч татар оккупантам.

Коллаборационисты Крыма

Выселение производилось под контролем МВД СССР в мае 1944-го. Приказ о депортации татар, якобы входивших в коллаборационистские группировки во время оккупации Крымской АССР, Сталин подписал незадолго до этого, 11-го мая. Берия обосновал причины:

Дезертирство 20-ти тысяч татар из армии за период 1941-1944;
- неблагонадежность крымского населения, особенно ярко выраженная в пограничных районах;
- угроза безопасности Советского Союза из-за коллаборационистских действий и антисоветских настроений татар Крыма;
- угон 50-ти тысяч мирных граждан в Германию при содействии крымско-татарских комитетов.

В мае 1944-го правительство Советского Союза еще не обладало всеми цифрами, касающимися реального положения в Крыму. После разгрома Гитлера и подсчета потерь стало известно, что в Германию на самом деле угнали 85,5 тысяч новоиспеченных «рабов» Третьего Рейха только из числа мирного населения Крыма.

Почти 72 тысячи казнили при непосредственном участии так называемой «Шумы». Schuma – вспомогательная полиция, а по сути - карательные крымско-татарские батальоны, подчинявшиеся фашистам. Из этих 72-х тысяч 15 тысяч коммунистов были зверски замучены в самом большом концлагере Крыма, бывшем колхозе «Красном».

Основные обвинения

Часть коллаборационистов после отступления гитлеровцы увезли с собой в Германию. Впоследствии из их числа был сформирован особый полк СС. Другая часть (5 381 человек) были арестованы чекистами после освобождения полуострова. Во время арестов изъяли много оружия. Правительство опасалось вооруженного мятежа татар из-за их близости Турции (последнюю Гитлер рассчитывал втянуть в войну с коммунистами).

По исследованиям российского ученого, профессора истории Олега Романько, в годы войны 35 тысяч татар Крыма так или иначе помогали фашистам: служили в немецкой полиции, участвовали в расстрелах, выдавали коммунистов и пр. За это даже дальним родственникам предателей полагалась ссылка и конфискация имущества.

Основным аргументом в пользу реабилитации крымско-татарского населения и его возврата на историческую родину стало то, что депортация фактически производилась не по реальным деяниям конкретных людей, а по национальному признаку.

В ссылку отправлялись даже те, кто никак не содействовал фашистам. При этом 15% мужчин-татар сражались вместе с другими советскими гражданами в Красной армии. В партизанских отрядах 16% составляли татары. Их семьи тоже были депортированы. В этой массовости как раз и отразились опасения Сталина, что крымские татары могут поддаться протурецким настроениям, поднять мятеж и оказаться на стороне врага.

Правительство хотело максимально быстро устранить угрозу с юга. Выселение производилось в срочном порядке, в товарных вагонах. В дороге многие гибли из-за тесноты, нехватки пищи и питьевой воды. Всего из Крыма в годы войны было выслано порядка 190 тысяч татар. 191 татарин умер во время транспортировки. Еще 16 тысяч погибли на новых местах проживания от массового голода в 1946-1947.

Так, друзья — сегодня будет пост о достаточно трагических событиях — исполняется ровно 75 лет со дня сталинского геноцида крымских татар в . 18 мая 1944 года произошла депортация крымских татар в товарных вагонах из Крыма в отдалённые районы СССР — в частности, в малонаселённые районы Казахстана и Таджикистана. Депортация была проведена карательными органами НКВД, а приказ о депортации был подписан лично .

"А зато Сталин победил в войне!" — выступают в комментариях любители СССР —"Если бы Сталин не отправлял людей в концлагеря — то это за него сделал бы Гитлер!" — вторят им неосталинисты и конспирологи. Однако правда заключается в том, что никаких оправданий этому геноциду быть не может - как нет оправдания и другим преступлениям Сталина — вроде депортации и .

Итак, в сегодняшнем посте я расскажу вам о депортации крымских татар — о чём нельзя забывать сегодня, чтобы это не повторилось вновь под вскрики "можем повторить!" В общем, обязательно заходите под кат, пишите в комментариях ваше мнение, ну и в друзья добавляться не забывайте)

Почему началась депортация?

Был создан в 1922 году, и в том же году Москва признала крымских татар коренным населением Крыма. В межвоенный период, в 1920-30-х годах татары составляли почти треть населения Крыма — около 25-30%. В тридцатые годы, после прихода к власти Сталина, начались массовые репрессии против татарского населения Крыма — раскулачивание и выселение татар, репрессии, массовые "чистки" интеллигенции 1937-38 годов.

Всё это настроило многих татар против советской власти — во время войны несколько тысяч татар воевали против СССР с оружием в руках — собственно, этого вопроса я немгого касался в посте с — как и почему люди воевали против СССР. В послевоенные годы якобы именно это стало "официальной причиной" депортации крымских татар — хотя по такой же логике можно было депортировать всех русских из России — которых только в армии Власова (не считая других соединений) воевало не менее 120-140 тысяч человек.

На самом же деле татар депортировали совсем по другим причинам — крымские татары исторически были сильно связаны с Турцией а также были мусульманами — и Сталин решил депортировать их именно по этой причине — так как они не укладывались в его голове в картину "идеального СССР" и были "лишним народом". В пользу этой версии говорит и то, что вместе с татарами из прилегающей к Турции районам выселяли и другие мусульманские этносы — чеченцев, ингушей, карачаевцев и балкарцев.

Как именно происходила депортация?

Солдаты НКВД врывались в татарские дома и объявляли людей "врагами народа" — якобы из-за "измены родине" их навсегда выселяют из Крыма. Согласно официальным документам — каждая семья могла взять с собой до 500 килограммов багажа — однако реально людям удалось забрать значительно меньше, а чаще всего они шли в товарные вагоны просто в том, в чём были одеты — дома и оставленные вещи разграблялись военными и солдатами НКВД.

Грузовиками людей свозили на железнодорожные станции — позже отправив на восток около 70 эшелонов с наглухо закрытыми и забитыми гвоздями дверьми товарных вагонов, переполненных людьми. Только во время самого перемещения людей на восток погибло более 8000 человек — чаще всего люди умирали от тифа или от жажды. Многие, не выдержав страданий, сходили с ума.

За первые два года около половины (до 46%) всех депортированных людей погибло — так и не сумев приспособиться к суровым условиям земель, куда их выслали. Почти половина из этих 46% были дети в возрасте до 16 лет — им было сложнее всего. Люди умирали от нехватки чистой воды, от плохой гигиены — из-за которой среди депортированных распространялись малярия, дизентерия, желтая лихорадка и другие болезни.

Советские концлагеря и стёртая память.

Во всей это трагедии есть ещё один очень важный момент — о котором умалчивают российские источники. Сами поселения, куда выслали людей — не были какими-то там деревнями или городами. Больше всего они были похожи на настоящие концлагеря — это были огороженные колючей проволокой спецпоселения, вокруг которых стояли блок-посты с вооружённой охраной.

Сосланные татары использовались на рабских работах в виде почти бесплатной рабочей силы — работали за еду в колхозах, совхозах и на промышленных предприятиях — сосланным крымским татарм поручали самую тяжёлую и грязную работу, вроде ручной уборки обработанного ядохимикатами хлопка или возведения Фархадской ГЭС.

В 1948 году советская Москва заявила, что так будет всегда — татары признавались пожизнёнными заключёнными и не имели права покидать территории лагерей-спецпоселений. Ещё советская власть постоянно разжигала ненависть к крымским татарм — местным рассказывали жуткие истории, что к ним едут жуткие "предатели родины, циклопы и каннибалы" — от которых нужно держатся подальше. По свидетельствам очевидцев — многие местные узбеки ощупывали потом крымских татар, чтобы узнать — не растут ли у тех рога?

В 1957 году в СССР начали стирать всю память о крымскотатарском народе К этому году были запрещены все публикации на крымскотатарском языке, а из Большой советской энциклопедии о крымских татарах — словно их и не было никогда .

Преступления без срока давности. Вместо эпилога.

Всё время, которое произошло с момента депортации — крымские татары боролись за своё право вернуться на родину — постоянно напоминая советской власти о том, что такой народ есть, и стереть память о нём не удасться. Татары проводили митинги и боролись за свои права — и наконец, в 1989 году добились восстановления своих прав, а Верховнй Совет СССР в ноябре 1989 года признал депортацию крымских татар незаконной и преступной .

Как по мне — эти преступления советской власти не имеют срока давности и ничем не отличаются от гитлеровского Холокоста — тот тоже выбрал себе "неугодный народ" и старался уничтожить и его, и всю память о нём.

Хорошо то, что сам СССР признал эти действия преступлениями. Плохо то, что сейчас наметился поворот вспять — многие со стороны России сейчас вновь смотрят на сталинские делишки и покрикивают "Крымнаш!" и "можем повторить" — видимо, это потомки тех, кто когда-то строил концлагеря для крымских татар и стоял на блокпостах с автоматами...

Напишите в комментариях, что вы обо всём этом думаете.