Шамиль - имам Чечни и Дагестана.

Шамиль родился в июне, 26-го числа, в 1797 году. Родился он в селении Гимры.

Будучи ребёнком, Шамиль очень часто болел, но начал выздоравливать и даже расти после того, как его первое имя «Али» заменили на «Шамиль».

Шамиль имел такую силу, что никто из сверстников не мог победить его ни в прыжках, ни в беге, ни в борьбе - Шамиль одерживал вверх всегда! Ходят легенды, что, если Шамиль видел на улице ишака, нагруженного дровами, то просто перепрыгивал через него.

С самых юных лет дядя Шамиля по материнской линии учил его читать Коран. А когда тот достиг возраста 10-ти лет, мальчика был отправлен в медресе на дальнейшее обучение.

Шамиль был очень храбрый, смелый и решительный. Об этих его качествах знали все, поскольку проявлялись они в любом его действии. Однажды,когда Шамилю в конец надоело видеть отца дома пьяным (а тот любил приложиться к бутылке), то он прямо сказал ему, что, если он вздумает ещё хоть раз выпить вина, то его сын в то же день бросится со скалы прямо в реку. Отец отлично знал характер мальчика, а потому, пить немедленно бросил.

Рассказывают, что с ним б ыл и такой случай: в то время, когда он учился в медресе в ауле Кудуль, к нему подошёл человек. Звали его Мазулав. Он сказал Шамилю: «Слышал я, что ты являешься самым сильным борцом среди всех койсубулинцев. Я желаю это проверить. Давай поборемся и удостоверимся, кто же из нас сильнее!» На что Шамиль ему ответил: «Оставь меня в покое, у меня нет никакого желания с тобой драться!» Но Махулав отнёс сказанное на испуг Шамиля и начал дразнить его, не прекращая.

Друзья сказали Шамилю о том, что тот не отстанет, пока не получит желаемого. Подумав, Шамиль согласился.

Поднявшись на плоскую крышу мечети, Махулав и Шамиль бросились на друга и начали драться. Махулав схватил Шамиля за пояс, после чего ударил его в грудь своей головой! Но Шамиль крепко держал Махулава за его рубашку, не отпуская, хоть удар Махулава был так силён, что после него у Шамиля затрещали кости.

Разозлившись, Шамиль бросил противника на пол, наступил коленом ему на живот, после чего сказал: «Если ты мужчина, вставай!». Махулав так и не сумел подняться, пока Шамиль не сошёл с него. После этой драки Шамиль болел целый месяц - сказался удар по груди.

Однажды, Шамиль и его друг Газимухаммад разговаривали на тему плавания. Газимухаммад сказал Шамилю о том, что в их ауле никто ещё не сумел переплыть то место, где сливались две реки - настолько силён там был водоворот. В том месте воды сильно бурлили, и там был водоворот.

Шамиль сказал: «Я смогу переплыть на ту сторону». «Хоть ты и хороший пловец, однако сможешь ли ты выбраться из водоворота?» - спросил его Газимухаммад. А Шамиль ему ответил: «На всё это воля Аллаха. Суждено мне - переплыву. А нет - погибну»

Шамиль. Газимухаммад и позванные сверстники отправились к реке. Там Шамиль снял с себя всю одежду и смело бросился прямо в воду! Прямо в водоворот.

Долго бился Шамиль с потоками воды, попадая то в один, то в другой. На некоторое время он вырывался из водоворота и плыл к берегу, но всякий раз сильное течение, производимое водоворотом, тянуло его обратно.

В какой-то момент Шамиль и вовсе исчез из виду.

«Мы лишились своего друга» - растерянно произнёс Газимухаммад.

В этот самый момент, Шамиль, будучи под водой и почти потерявший последнюю надежду, начал читать шахаду. А потом, он собрал в кулак все последние, оставшиеся у него силы и всё же доплыл до берега! Все свидетели его победы были восхищены этим торжеством силы человека, и его веры.

Шамиль старался радовать свою мать. Она была им очень довольна, всегда просила Аллаха: «Возвысь моего сына, сделай его тем человеком, который занимает высокий уровень» И уже пребывая в статусе имама, Шамиль нередко говорил: «Скорее всего, Аллах принял молитвы от моей матери»

Когда Шамиль был ещё пока что мутаалимом, он находился в мечети другого аула. Дело было в месяц Рамадан. В руках у каждого из муталлимов было толокно - по три комочка у каждого. Они получили его в виде саадака.

В то же время, в ту же мечеть вошёл нищий человек и начал просить еды. Однако, никто не захотел давать нищему человеку ту еду, что он приготовил для себя на ранний завтрак перед днём поста. А Шамиль подошёл к человеку и отдал ему толокно.

«Да возвысит твою ступень Аллах!» - произнёс благодарный нищий.

Уже будучи имамом, Шамиль нередко говорил, что этот нищий мог быть никем иным, как Пророком Хизри (мир ему!).

Есть и другой случай. Однажды, Шамиль со своими сверстниками отправился в аул, который находился далеко в горах, чтобы учится в медресе, находящейся там. На ночлег они все остановились в мечети. У них не было тех условий, которыми обладают современные люди - гостиниц, и прочего.

Прошло некоторое время, и один из его друзей отметил, что Шамиль встаёт и куда-то выходит за два часа до утреннего намаза. Когда он рассказал об этом другим ребятам, то они решили проследить за Шамилем, чтобы выяснить - куда он уходит и зачем он это делает.

Поначалу, они решили, что он завёл себе девушку, влюбившись в неё.

Когда пришло время, то все мутаалимы легли спать, словно ни в чём не бывало. Но каждый только притворялся спящим и не спал. Все ждали, когда Шамиль опять поднимется и куда-то пойдёт. Так и произошло. Шамиль вновь куда то встал.

Как только Шамиль поднялся и куда-то пошёл, все немедленно поднялись и отправились вслед за ним.

Шамиль отправился к полуразваленному дому и зашёл в него. Не далее, чем через несколько минут, он вышел оттуда с несколькими кувшинами, отправился к роднику. Там он наполнил их и пошёл обратно, занёс их в дом. Прошло полчаса. Шамиль вышел из дома и направился в сторону мечети.

Его товарищи были полны подозрений и сомнений. Они думали, что в доме находится возлюбленная Шамиля. Желая изобличить и пристыдить своего товарища, они вошли в дом, намереваясь найти там возлюбленную Шамиля. Но нашли там старуху, которая едва-едва ходила по комнате. Их изумлению не было предела!

В итоге, дело оказалось так: приехав в село, Шамиль первым делом выяснил, кому здесь требуется помощь. Его привели к всеми покинутой старухе. И, выяснив, что здесь живёт одинокая, всеми покинутая старуха, он взялся помогать ей - убираться в комнате, а также приносить воду каждую ночь.

У старухи уже давно не было ни детей, ни родственников, ни кого-либо ещё, кто бы мог ухаживать за ней. И Шамиль всё это время восполнял заботу о ней со стороны её возможных родственников, которых не было у старухи.

Будущий имам втайне от всех ходил к этой старухе, ухаживал за ней, убирался, после чего возвращался в мечеть, обратно. Вот таков был Шамиль ещё в самом юном возрасте, до своего становления имамом.

Шамиль был чрезвычайно остроумен и красноречив. Как рассказал о нём разумный и сообразительный Мухаммад Касыр (что означает «короткий») Эндиреевский Мухаммад Карахскому следующие слова: «Русские, а именно их начальство желает проявить уважение Шамилю. Они хотят возвеличить его, не хотят сделать его презренным и унизить. Тому имеется следующее доказательство: Между мною, а также князем Чавчавадзе состояние дружбы. И однажды, после того, как уехал Шамиль к русскому царю, мне удалось посетить своего друга - князя - а также встретить там учёного, который ранее был приближённый у того же Шамиля, заменявшего его. Чавчавадзе меня усадил подле себя и положил мне руку на плечо. После чего спросил: «Ты не спросишь о своём приятеле Шамиле?» Ответил я: «Я не знал, что ты бывал у него, поистине» Он сказал: «И я не был у него, однако до меня дошли слухи о нём». И учёный рассказал, что Шамиль в последнее время, в состоянии глубокой старости, начал стареть и слабеть умом.

Чавчавадзе так и заявил: «В России в наше время широко распространено мнение о том, что ум Шамиля совершенен, а храбрость безгранична. А иначе и быть не может, ведь Шамиль вытерпел двадцати пятилетнюю борьбу с царизмом, и русский царь этого не выдержал, после чего принял решение идти на мировую!»

Упомянутый здесь же Мухаммад Касыр говорил о том, что тот же Чавчавадзе говорил и рассказывал ему про разговор с Шамиля и архиерея. А ведь архиерей - это один из самых великих монахов. И Чавчавадзе сказал: «Архиерей выше у нас, чем даже царь»

И вышло так, что, в процессе разговора, Шамиль спросил у архиерея: «Разве заменять предшествующие предписания от пророков не в обычае Аллаха заменять предписаниям пророка, который пришёл после? Ведь заменены была определённые скрижали другими. Предписание скрижалей была также заменено Торой от пророка Моисея (мир ему), а та же Тора была в свою очередь заменена Евангелием» И Архиерей ответил: «Конечно, это всё так». Шамиль продолжил: «И почему же Вы не можете признать замену Евангелия Кораном?» И далее он сказал: «Эту тему мы оставим, но принесите мне Евангелие, которое написано на арабском». Ему принесли экземпляр. И, когда Шамиль прочитал Евангелие, то он сказал: «Евангелие запрещает свинину, вино и прелюбодеяния. Вместе с тем, Вы не поступаете с ним сообразно!»

Чавчавадзе сказал: «Следовало ли Шамилю говорить эту речь столь уважаемому человеку, и неужели в Коране нету того, что не исполняете вы?»

«Да» - признал учёный. - «В Коране есть вещи, которые мы не исполняем»

Но я же сказал: «Мы делаем предписания Корана. Мы молимся, платим закят, держим пост в священный месяц Рамадан, а также воздерживаемся от нечестивости и прелюбодеяния. В том же случае, что выпьет пьющий, либо украдёт укравший - то это только от их личной порочности».

Чавчавадзе сказал. Положив руку мне на плечо: «Мухаммад, ты обвиняешь меня в этом».

То же самое сообщения излагают по-другому. Об этом писали и в русских газетах, приходивших к Темир-Хан-Шуру. В них говорилось о том, что архиерей пригласил в итоге Шамиля в гости в свой дом, вместе с русским царём.

Шамиль нашёл архиерея дряхлым стариком, спросил его: «Нет разве у тебя жены?»

«Нет, ответил архиерей. Пророк Иисус не женился, я же следую за ним»

Посмотрел Шамиль - дом архиерея был уставлен золотом, серебром, лампадами и сосудами.

«Разве дом Иисуса был уставлен золотом и богатством?» - спросил он архиерея.

«Нет» - отвечал тот.

«Так почему же ты следуешь за пророком только в одном безбрачии, однако избегаешь следования за ним во всём, что касается богатства?»

Архиерей смутился и замолчал.

Имам Шамиль, третий имам Чеченских и Дагестанских земель, ушёл из этого мира 4-го февраля 1871.

По указанию Шамиля был составлен список всех потомков Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) – сайидов, проживающих в то время в Дагестане. В этот почётный список входили двести человек. Этим людям имам выделил долю из казны и вручил доверительную грамоту такого содержания: «Мне стало ясно, что эти люди являются потомками святой семьи. Вы всегда проявляйте уважение к ним и к их детям. Выделите положенную им пятую часть (хумс). Они из людей, избранных Всевышним Аллахом. Потому среди моих подвластных нет людей лучше них».

* * *

Жители Тушетии, жившие по соседству с имаматом, ежегодно платили Шамилю по три рубля с хозяйства за то, что их защищали от набегов горцев. Такую дань грузины издревле платили аварским ханам. Имам никогда не тратил деньги из казны ни на себя, ни на свою семью.

* * *

Одним из ближайших к имаму людей был его писарь и крупный учёный Мухаммадтахир Карахский. Однажды он отказался принять подарок от имама. Шамиль спросил: «Почему ты не принимаешь мой подарок? Может быть, ты считаешь, что это из общественной казны?» Мухаммадтахир ответил: «Нет, имам, ты преподнёс мне этот подарок как праведному человеку. А если я не окажусь праведным, то мне будет недозволенным то, что ты даёшь мне».

* * *

Имама Шамиля, посетившего высокие и красивые петербургские здания, спросили, видел ли он крыши выше и красивее этих. Без раздумий имам ответил: «Небеса над нашими горами выше и красивее».

***

В 1842 году главнокомандующим войсками на Кавказе царь назначил генерала Нейгардта. По прибытии в Дагестан генерал заявил, что тому, кто принесёт ему голову Шамиля, он даст золото, равное весу головы. Услышав об этом, Шамиль ответил: «А за его голову я не дал бы даже соломинки».

* * *

Когда до имама доходила весть о том, что войска приближаются к границе имамата, он спешно отправлял письма дагестанским и чеченским наибам, чтобы они со своими отрядами прибыли в назначенный срок в условленное место. Невзирая на зимние морозы или летнюю жару, днём и ночью спешили отряды наибов выполнить приказ имама, и объединённое войско собиралось в указанном месте. Мюриды, находившиеся в Ведено, седлали коней и, громко воспевая «Ла иляха иляллах», собирались у резиденции имама. Туда же приходили старики, алимы и дети, которые, провожая, целовали имаму правую руку.

По приказу имама казначей раздавал бедным и нищим деньги и ткани. Имам говорил провожающим: «Вы помолитесь за нас, чтобы в газавате нам сопутствовала удача, читайте зикр и раздавайте милостыню. Может, Всевышний Аллах проявит к нам милость и поможет нам одержать победу над врагом». Когда войско Шамиля проходило по улицам Ведено, слова зикра неслись до небес. «Ла иляха иляллах» звучало до тех пор, пока войско не выходило за пределы аула.

Шамиль всегда отправлял в Ведено гонца сообщить о результате боёв и дате возвращения в столицу. И весь джамаат аула Ведено выходил встречать имама, возвращающегося с газавата. 

* * *

Одни клеветники донесли имаму, что некий чабан не совершает намаз. Они хотели, чтобы имам казнил его, и овцы из его отары достались им. Имам вызвал к себе чабана и спросил: «Почему ты не совершаешь намаз?» Чабан ответил: «Достопочтенный имам, я не пропускаю ни одного намаза. Вся беда в том, что мои овцы не умеют совершать намаз».

* * *

Когда обсуждались важные вопросы на диване (совете) и его участники не могли придти к единому решению, Шамиль говорил собравшимся: «Давайте вынесение решения перенесём на завтра. Сегодня ночью мы вместе совершим намаз-истихар и завтра вынесем решение». Затем, как и говорил имам, совершали намаз-истихар и, исходя из этого выносили решение.

* * *

«По канонам вашей религии положено молиться только пять раз в сутки. А ты подряд совершаешь несколько намазов. Что это значит?» – спросили Шамиля русские офицеры. Имам ответил: «Это похоже на то, когда вы в одной комнате зажигаете множество ламп».

* * *

В Харькове Шамиля пригласили посетить цирк и аристократический бал. Увидев знаменитого горца, танцевавшие на балу нарядные дамы с полуобнажёнными телами подходили к имаму засвидетельствовать своё почтение. Когда они слишком приближались к нему, Шамиль отстранялся, произнося: «Вала хавла вала куввата иллабиллах!» Затем имам спросил офицеров, стоявших рядом: «Скажите, им не холодно?» Позже, когда имама Шамиля спросили, понравились ли ему бальные танцы, он ответил: «Вы на том свете не попадёте в рай!» «Почему?» – задали ему вопрос. «Вам рай дан на этом свете», – ответил Шамиль.

* * *

Цикл статей: «Имам Шамиль и Кавказская война »
По материалам книги Магомеда Гамзаева «Имам Шамиль »

ИМАМ ШАМИЛЬ И АБХАЗЫ

Имам Шамиль, ставший в XIX в. лидером не только вооруженного сопротивления имперской экспансии, но и возрождения Ислама среди народов Северного Кавказа, оказал значительное влияние и на Абхазию. О том, что имама Шамиля в Апсны знали и уважали говорят многие факты. Так, еще в 1837 г. генерал Розен опасался действий в урочище Дал т.к. дальцы ожидали помощи со стороны убыхов и имама Шамиля. По сообщению генерала Раевского (1840) князья Маршания посылали гонца в Дагестан с целью достоверно узнать «со всей подробностью о действиях Шамиля». Сам Шамиль активно стремился к контакту с мусульманами Западного Кавказа, в связи чем в 1848 г. послал своего талантливого наиба Магомед-Эмина (Мухаммад-Амина), ставшего религиозным лидером адыгских племен, убыхов, джигетов приморской Малой Абхазии и горных обществ Мдавей, цебельдинских и дальских абхазов до окончания Кавказской войны.
В настоящее время стали доступны свидетельства того, что рядом с самим имамом Шамилем находилась целая группа мюридов из Абхазии. О них говорится в теперь известном «Письме к собрату» потомка владетельского дома Чачба Г.Д.Шервашидзе. Это Джигриц Палба и Махты Цкуя из с.Джирхва, Хура Лоуа из с.Звандрипш, Дамей Хашиг из с. Хуап, Хаки Ажиба из с.Мгудзырхва и др. Абхазские мюриды были известны благодаря своему героизму при Ахульго, где впервые применили горящие «бочки с …жидкостью», а также в других битвах. За это они заслужили по именному кинжалу от имама Гамзата, а от имама Шамиля - именные сабли. Они последними ушли с боем в Гунибе, и после пленения Шамиля продолжали борьбу на Западном Кавказе. Тот факт, что эти люди были среди мюридов имама сам по себе говорит об их глубокой приверженности идеалам Ислама и свободы. Следует отметить, что само движение «мюридизма» существовало в рамках тариката Накшбандийя, основополагающие принципы которого базировались на Священном Кур’ане и Сунне пророка Мухаммада (САВ). В свое время начальник Черноморской береговой линии вице-адмирал М.Л.Серебряков, ратуя за обращение абхазов в православие, в 1852 г. подчеркивал: «Необходимо не допустить Абхазию до того, чтобы она сделалась поприщем борьбы между христианством и мюридизмом - борьбы, которая при невежестве абхазцев, может быть продолжительною. Отсюда видна вся важность открытия Абхазской епархии, возобновление древнего Пицундского храма и учреждение при нем монастыря и духовной миссии на пределах последователей лже-пророка».

Другой пример - в одном из российских документов начала 40-х гг. XIX в. говорится, что среди приближенных Шамиля находился один из абхазских феодалов, «…чуть ли не брат владетеля». Будучи поначалу подпоручиком русской гвардии, возмущенный творимым беззаконием «…сорвал эполеты и изрубил шашкой…», бежал в горы и «при восстании Шамиля …соединился с ним, помогал возмущать горцев и учить их регулярству».



Интересно, что именно в Абхазии, в Сухуме, в 1855 г. во время Крымской войны, когда Апсны на время вновь перешла под покровительство Османского халифата, турецкий сердер-экрем (генералиссимус) Омар-паша (австриец по происхождению), передал фирман султана Магомед-Эмину о назначении имама Шамиля в чин мушира (маршала)

Уже в 1877 г., во время последней, хоть и неуспешной, попытки Османской Турции восстановить свои права на Абхазию, когда многочисленное ополчение абхазов-мухаджиров высадилось на берега исторической родины, среди них был и сын имама Шамиля Гази-Магомед, наряду с осетином Мусой Кундуховым один из командующих Кавказской добровольческой армией. Одно только упоминание его имени вызвало панику среди имперских военных, которые поспешили оставить Абхазию. Эти факты свидетельствует о том, какую значительную роль играла Апсны для общекавказской диаспоры в Турции, о восприятии ее жителей, как единоверцев-мусульман.
Движение мюридов имама Шамиля по всей Абхазии, в силу ряда причин, повсеместного распространения не получило, но некоторые ее районы, не говоря об убыхах и адыгских племенах, испытали его очень сильное влияние (приморская Садзны, горные общества Ахчипсоу, Аибга, Дал, Цебельда, частично Бзыбская Абхазия.

Однако сам имам Шамиль надолго остался в народной памяти абхазов, как настоящий герой. О том, что и в Абжуйской Абхазии были знакомы с движением имама Шамиля, пусть и в художественной форме, говорит описание в романе «Сандро из Чегема» Фазиля Искандера - известного знатока Апсны, старика Нахарбея, некогда воевавшего в отряде Шамиля. В память об имаме среди абхазов долгое время было распространено имя Шамиль (вариант Шамел), которое можно встретить и сейчас, особенно среди людей старшего поколения.

Кавказских народов является Имам Шамиль. Биография этого человека позволяет сделать вывод, что жизнь его была полна крутых поворотов и интересных событий. Он долгие годы возглавлял восстание горских народов против Российской империи, а в настоящее время является символом свободы и непокорности на Кавказе. Биография Имама Шамиля кратко будет изложена в этом обзоре.

Происхождение героя

Без истории семьи не будет полностью доступна для понимания биография Имама Шамиля. Краткое содержание истории рода этого героя мы попробуем пересказать ниже.

Шамиль происходил из довольно древнего и знатного аварского или кумыкского дворянского рода. Прапрадед героя Кумык-Амир-Хан пользовался большим авторитетом и уважением у соплеменников. Дед Шамиля Али и отец Денгав-Магомед были узденями, что является аналогом дворян в России, то есть принадлежали к высшему сословию. Кроме того, Денгав-Магомед был кузнецом, а эта профессия считалась очень почетной у горцев.

Мать Шамиля звали Баху-Меседу. Она была дочерью знатного аварского бека Пир-Будаха. То есть и по отцовской, и по материнской линии у него были знатные предки. Об этом сообщает жизнеописание такой известной личности, как Имам Шамиль (биография). Национальность героя пока полностью не выяснена. Достоверно известно лишь то, что он является представителем горцев Дагестана. Точно установлено, что в его жилах текла аварская кровь. Но с некоторой долей вероятности можно сказать, что по отцу он был кумыком.

Рождение Шамиля

Биография Имама Шамиля, само собой разумеется, начинается с даты его рождения. Это событие случилось в июне 1797 года в поселки Гимры на территории Аварии. Данный населенный пункт сейчас расположен в западных регионах Республики Дагестан.

Изначально мальчика назвали в честь деда по отцовской линии - Али. Но вскоре он заболел, и малышу, согласно обычаям, чтобы защитить от злых духов, сменили имя на Шамиль. Оно является вариантом библейского имени Самуил и переводится как «услышанный богом». Так же звали брата его матери.

Детство и обучение

В детстве Шамиль был довольно худым и болезненным мальчиком. Но в итоге он вырос на удивление здоровым и сильным юношей.

Ещё с детства стал вырисовываться нрав будущего предводителя восстания. Он был любознательным, живым мальчиком с гордым, непреклонным и властолюбивым характером. Одной из черт Шамиля была невиданная храбрость. Обучаться владению оружием он начал с раннего детства.

Очень трепетно к религии относился Имам Шамиль. Биография этого человека неразрывно связана с религиозностью. Первым учителем Шамиля стал его товарищ Адиль-Мухаммад. В двенадцать лет он стал проходить обучение в Унцукуле под руководством Джамалуддина Казикумухского. Тогда он освоил грамматику, риторику, логику, юриспруденцию, арабский язык, философию, что для горских племен первой половины XIX считалось очень высоким уровнем образованности.

Кавказская война

Очень тесно связана с жизнь нашего героя, и об этом не раз упоминает биография Шамиля. Кратко описать этот военный конфликт между горскими народами и Российской империей стоит и в данном обзоре.

Военный конфликт между горцами Кавказа и Российской империей начался ещё во времена Екатерины II, когда шла русско-турецкая война (1787-1791 гг.). Тогда горцы под предводительством шейха Мансура стремились остановить продвижение и укрепление России на Кавказе, воспользовавшись помощью своих единоверцев из Османской империи. Но турки проиграли в этой войне, а был взят в плен. После этого царская Россия продолжила наращивать свое присутствие на Кавказе, притесняя местное население.

Фактически сопротивление горских племен не прекращалось и после заключения мира русских с турками, но особенной силы противостояние достигло после назначения генерала Алексея Ермолова командующим на Кавказе и завершения русско-персидской войны 1804-1813 гг. Ермолов попытался раз и навсегда решить проблему сопротивления местного населения силовым путем, что привело в 1817 году к полномасштабной войне, продлившейся почти 50 лет.

Несмотря на довольно жестокие боевые действия, русские войска действовали вполне успешно, ставя под свой контроль все большие территории на Кавказе и подчиняя новые племена. Но в 1827 году император отозвал генерала Ермолова, подозревая того в связях с декабристами, а на его место был направлен генерал И. Паскевич.

Возникновение имамата

Тем временем в борьбе с наступлением Российской империи началась консолидация кавказских народностей. В регионе распространяется одно из течений ислама суннитского толка - мюридизм, центральной идей которого был газават против неверных.

Одним из главных проповедников нового учения являлся богослов Гази-Мухаммад который был родом из того же селения, что и Шамиль. В конце 1828 года на собрании старейшин племен Восточного Кавказа Гази-Мухаммад был провозглашен имамом. Таким образом, он стал фактическим главой новообразованного государства - Северо-Кавказского имамата - и предводителем восстания против Российской империи. Сразу же после принятия титула имама Гази-Мухаммад объявил священную войну против России.

Теперь кавказские племена были объединены в единую силу, и их действия приобрели особенную опасность для русских войск, тем более что полководческий дар Паскевича все-таки уступал таланту Ермолова. Война разгорелась с новой силой. С самого начала деятельное участие в конфликте принимал и Шамиль, став одним из лидеров и помощников Гази-Мухаммада. Они плечом к плечу сражались в битве за Гимры в 1832 году, за их родное селение. Повстанцы были осаждены царскими войсками в крепости, которая пала 18 октября. В ходе атаки был убит имам Гази-Мухаммед, а Шамилю, несмотря на полученное ранение, удалось прорваться из окружения, изрубив нескольких русских солдат.

Новым имамом стал Гамзат-бек. Этот выбор был продиктован тем, что Шамиль на тот момент был тяжело ранен. Но Гамзат-бек пробыл имамом менее двух лет и погиб в кровопролитной борьбе с одним из аварских племен.

Избрание имамом

Таким образом, основной кандидатурой на роль главы Северо-Кавказского государства стал Шамиль. Он и был избран на собрании старейшин в конце 1834 года. И до конца жизни он именовался не иначе, как Имам Шамиль. Биография (краткая в нашем изложении, но весьма насыщенная на самом деле) его правления будет представлена нами ниже.

Именно избрание имамом знаменовало начало важнейшего этапа в жизни Шамиля.

Борьба с Российской империей

Все свои силы положил на то, дабы борьба с русскими войсками была успешной, имам Шамиль. Биография его полностью гласит, что сия цель сделалась едва ли не главной в его жизни.

В этой борьбе Шамиль проявил немалый военный и организаторский талант, он умел вселять в воинов уверенность в победе, не принимал поспешных решений. Последнее качество отличало его от предыдущих имамов. Именно эти характеристики позволяли Шамилю оказывать успешное сопротивление численно превышающим его воинство русским.

Управление имаматом при Шамиле

Кроме того, используя ислам как элемент пропаганды, Имам Шамиль сумел объединить племена Чечни и Дагестана. Если при его предшественниках союз племен кавказских народов был достаточно рыхлым, то с приходом к власти Шамиля он приобрел все черты государственности.

В качестве закона он ввел исламский шариат вместо древних канонов горцев (адата).

Северо-Кавказский имамат был разделен на округи, во главе которых поставил наибов имамам Шамиль. Биография его пестрит подобными примерами попыток максимальной централизации управления. Судебной властью в каждом округе ведал муфтий, который назначал судей-кади.

Пленение

Двадцать пять лет относительно успешно правил на Северном Кавказе имам Шамиль. Биография, краткая выдержка из которой будет помещена ниже, свидетельствует о том, что 1859 год стал переломным в его жизни.

После окончания и заключения активизировались на Кавказе действия российских войск. Против Шамиля император бросил опытных военачальников - генералов Муравьева и Барятинского, которым в апреле 1859 года удалось захватить столицу имамата. В июне 1859 года последние группы повстанцев были подавлены либо вытеснены из Чечни.

Национальное освободительное движение вспыхнуло среди адыгейцев, а также переместилось в Дагестан, где находился и сам Шамиль. Но уже в августе его отряд осадили русские войска. Так как силы были неравны, Шамиль был вынужден сдаться в плен, правда, на весьма почетных условиях.

В плену

А что может поведать нам о том периоде, когда в плену находился имам Шамиль, биография? Краткая биография этого человека не нарисует нам вей картины его жизни, но позволит составить хотя бы приблизительный психологический портрет данной личности.

Уже в сентябре 1859 года имам впервые встретился с российским императором Александром II. Это случилось в Чугуеве. Вскоре Шамиль был перевезен в Москву, где прошла его встреча со знаменитым генералом Ермоловым. В сентябре имам был доставлен в столицу Российской империи, где был представлен императрице. Как видим, к предводителю восстания при дворе относились весьма лояльно.

Вскоре Шамилю и его семье было назначено постоянное место жительства - город Калуга. В 1861 году произошла вторая встреча с императором. На этот раз Шамиль просил отпустить его для совершения паломничества в Мекку, но получил отказ.

Через пять лет Шамиль и его семья принесли присягу на верность Российской империи, таким образом, приняв российское гражданство. Через три года, согласно указу императора, Шамиль получил дворянский титул с правом передавать его по наследству. За год до это имаму разрешили сменить место жительства и переехать в более благоприятный по климатическим условиям Киев.

Невозможно описать в данном коротком обзоре все то, что пережил в плену имам Шамиль. Биография вкратце говорит о том, что плен этот был, однако, довольно комфортным и почетным, по крайней мере, с точки зрения русских.

Смерть

Наконец, все в том же 1869 году Шамиль сумел-таки испросить позволения императора на хадж в Мекку. Путешествие туда заняло больше года.

После того как Шамиль воплотил задуманное в жизнь, а случилось это в 1871 году, он решил побывать во втором священном городе для мусульман - Медине. Там же он и умер на семьдесят четвертом году жизни. Похоронен имам не на родной кавказской земле, а в Медине.

Имам Шамиль: биография, семья

Семья занимала в жизни этого человека значимое место, впрочем, как и у всякого кавказского горца. Давайте подробнее узнаем о родных и близких великого борца за независимость своего народа.

Согласно мусульманским обычаям, Шамиль имел право иметь трех законных жен. Правом он этим воспользовался.

Старшего из сыновей Шамиля звали Джамалуддином (родился в 1829 г.). В 1839 году он был отдан в заложники. Обучался в Санкт-Петербурге наравне с детьми родовых дворян. Позже Шамиль сумел обменять сына на другого пленника, но Джамалуддин умер в 29-летнем возрасте от туберкулеза.

Одним из главных помощников отца был второй сын - Гази-Мухаммед. Во время правления Шамиля он стал наибом одного из округов. Умер в 1902 году в Османской империи.

Третий сын - Саид - умер ещё в младенческом возрасте.

Младшие сыновья - Муаммад-шефи и Мухаммад-Камил - умерли в 1906 и в 1951 году соответственно.

Характеристика Имама Шамиля

Мы проследили жизненный путь, который прошел имам Шамиль (биография, фото представлены в статье). Как вы могли удостовериться, внешность этого человека выдает самого настоящего горца, выходца из Кавказа. Видно, что это смелая и решительная личность, готовая ради высшей цели поставить на кон многое. О твердости характера Шамиля не раз свидетельствовали его современники.

Для горских народов Кавказа Шамиль всегда будет оставаться символом борьбы за независимость. В то же время некоторые методы знаменитого Имама далеко не всегда соответствуют современным понятиям о правилах ведения войны и гуманности.

До своего пленения в 1859 году имам Шамиль оставался непреклонным противником Российской империи. Он до сих пор остается символом независимости Кавказа. О его роли спорят историки, а режиссеры снимают фильмы.

ШАМИЛЬ И КРЫМСКАЯ ВОЙНА

К середине 50-х годов XIX века имамат Шамиля уже прошел пик своего могущества и медленно, но неизбежно клонился к закату. Политика Шамиля в период Крымской войны содержала ряд весьма интересных и противоречивых действий.

Начало войны связано с активизацией военных действий имама. Один за другим следует ряд набегов на Баташ-Юрт, Новую Атагу, Гельдиген и Кахетию. Но с 1855 года картина меняется. Одним из ключевых факторов изменения позиции Шамиля стало то, что союзники не вникали в тонкости Кавказа, рассматривая регион только как сферу своего влияния.

Если в начале имам возлагал большие надежды на помощь Османской империи и Англии, то вскоре у самого Шамиля, не пожелавшего быть марионеткой в чужих руках, опустились руки. Сложилось своеобразное равновесие, больше похожее на перемирие, когда русские войска не предпринимали операций против горцев. В то же время и Шамиль отказался от набегов на русские крепости. Во всяком случае во время решающих событий под Карсом осенью 1855 года Шамиль бездействовал, развязав российскому наместнику на Кавказе Н. Н. Муравьеву руки.

Сам Муравьев так охарактеризовал позицию имама: "Шамиль имел к союзникам нового рода едва ли не большее еще отвращение, ибо он мог ожидать, что мнимые благодетели, хотя бы то были единоверные ему турки, потребуют от него покорности ".

В дальнейшем русские войска вплоть до появления на Кавказе Барятинского масштабных операций против имамата не предпринимали. Только после завершения Крымской войны в российских верхах будет поставлен вопрос о дальнейшей войне или мирном сосуществовании с признанием власти Шамиля на подконтрольной ему территории.

В конце концов победили сторонники Барятинского, выступавшего за военное решение вопроса.

Барятинский, благодаря своему личному влиянию на царя, не без труда добился сосредоточения на Кавказе огромных сил и средств, о которых ни Ермолов, ни Воронцов не могли даже мечтать. Численность войск была доведена до 200 тыс. человек, получавших новейшее по тем временам вооружение.

Избегая крупных рискованных операций, Барятинский медленно, но методично сжимал кольцо вокруг остававшихся под контролем Шамиля аулов, занимаю одну твердыню за другой. Последним оплотом Шамиля стал высокогорный аул Гуниб, взятый 25 августа 1859 года.

ПЛЕНЕНИЕ ШАМИЛЯ И МЕЖДУНАРОДНАЯ РЕАКЦИЯ

Пленение Шамиля и фактическое окончание боевых действий в Чечне и Дагестане вызвали немалый международный резонанс, а также напрямую отразилось на неподконтрольном Шамилю побережье Черного моря. Кавказская война , самая продолжительная война России в XIX веке, подходила к концу.

Европу беспокоила раздутая до невероятных размеров угроза проникновения России в страны Среднего Востока. Австрийский посол в Лондоне отозвался кратко: "Теперь дорога в Азию открыта (для России)". Ряд представителей британских деловых кругов даже указал королеве Виктории на измену Шамиля, "защищавшего доступ России к Азии ". Примечательно, что после 1859 года боевые действия на Северо-Восточном Кавказе пошли на спад, и, наоборот, на побережье Черного моря вспыхнули с новой силой, где помимо сопротивления горцев России пришлось столкнуться с особо жестким противодействием Англии и других европейских держав, активно разыгрывавших "кавказскую карту".

ШАМИЛЬ В КИНЕМАТОГРАФЕ

Образ Шамиля нашел отражение в художественной литературе, в солдатских песнях Кавказской войны, живописи. Не обойден он и кинематографом. Шамилю, при относительно небольшом количестве кинопроизведений по Кавказской войне, посвящены три исторических художественных фильма. Первый был снят на "Мосфильме" в 1992 году и, несмотря на отдельные огрехи является классическим историческим фильмом, задумывавшимся как часть трилогии об одной из центральных фигур Кавказской войны. Он охватывает период от гибели Кази-Муллы в 1834 году и до и установления имамата Шамиля.

Снятое 17 лет спустя на киностудии "Дагестан" продолжение "Последний бой имама" по сути является не историческим фильмом, а полным абсурдом, начиная изображением исторических деятелей и до элементарных батальных сцен. Короткая лента повторяет сюжет предыдущего фильма на новый лад, касаясь лишь гибели Кази-Муллы, а личность Шамиля скрывается за полосой не связанных с ним событий и явлений.

Последняя попытка показать образ Шамиля также была сделана на киностудии "Дагестан", в 2012 году. Фильм "Последняя битва" выглядит не столь абсурдным, как предыдущий, наделен элементами компьютерной графики, но вновь оказался слабым с исторической точки зрения и посвящен падению в 1859 году последнего оплота Шамиля - аула Гуниб. Шамиль также является героем итальяно-французского фильма "The Cossacks", снятого в 1960 году. Роль Шамиля исполняет британский актер Эдмонд Пьюдом.