Убыхи — народ, родственный по культуре и быту адыгам, абазинам и абхазам. По свидетельству Услара, название убыхов перешло к ним от черкесов, которые называли их уббых, в то время как сам себя этот народ называл апёх или просто пёх. До 1864 года жили на Кавказском побережье Чёрного моря, между рр. Шахе и Хоста (т. н. Убыхия - территория современного города Сочи) (около 50 тыс. чел.). Занимались садоводством, рыбной ловлей, отгонным животноводством, доходным набегничеством, работорговлей. Большое значение имела и меновая торговля. Прежде всего с Турцией.

В первой половине XIX в. убыхи, как и причерноморские адыгские племена шапсугов (соседей с запада) и садзов-джигетов (соседей с востока), имели устоявшиеся полуфеодальные отношения. В обмен на захваченных в ходе военных набегов пленников, убыхи получали металлы, для изготовления орудий труда и оружия огнестрельное оружие и при необходимости продовольствие. В XIX веке, в отличие от большинства других племен Западного Кавказа, у убыхов получает распространение мюридизм, принесенный эмиссарами Шамиля.

В 1857 г., анализируя историю происхождения убыхов, Леонтий Люлье написал:

Я выше упомянул, что на берегу Чёрного моря, между землями Натухажцев и Джигетов, обитает племя Убыхов. Оно не принадлежит ни к адыгскому, ни к абхазскому корню. По ученым исследованиям графа Потоцкого и по топографическому положению Убыхов не будут ли это остатки древних Алан (Ass ou lass) средних времен? Граф Потоцкий не мог войти с ними в сношения, изучить их язык и тем решить эту интересную историческую задачу.
Прокопий (Procope) в 529 г., Массуди (Massudi) в 943 г. и Константин Порфирородный (Const. Porphyr.) в 959 г. по Р. X. указывают на Алан (Alains) и на страну их (Alania), как соседнюю с абхазскою. Путешественники Барбаро (Josaph. Barbaro) в 1436, Ламберти (lе pere Arhc. Lamberti) в 1624 и Шарден (Chardin) в 1671 годах упоминают об Аланах, живших тогда на Альпийских высотах Абхазских гор, у истоков Кубани и по древней дороге в Кодорской долине, примыкавшей к Диоскурии (Dioscurias). Замечательно, что поныне существует у Убыхов одно племя (dan), носящее имя Аланъ .

Основываясь на информацию из русских источников, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, который издавался в конце 19 в., сообщал:

Убыхи — весьма смешанное по своему составу одно из черкесских племен, ближайшая отрасль одного из самых аристократических черкесских племен, абадзехов, с которыми некогда убыхи составляли один народ и жили вместе на юго-западной покатости Кавказского хребта, между pp. Белой и Афипсом. Впоследствии, отделившись, убыхи заняли территории близ Черноморского побережья, по юго-западному склону Кавказского хребта, между pp. Хоста и Шахе, в ущельях по р. Убых, притоку Шахе, в долинах Туапсе, Псезтане, Мздымта и др. мелких рек, текущих в Чёрное море.
Убыхи делились на
1) собственно убыхи, живших между pp. Хоста и Шахе, бывших в постоянных сношениях с абадзехами, отделенными от них только горным перевалом;
2) Саше , между р. Хоста и долиной р. Соча, самые воинственные среди убыхи, и
3) Вардане , между pp. Соча и Сюепсе.
Последние две группы убыхов, кроме скотоводства и земледелия, занимались торговлей с Турцией через морскую пристань Вардане (Сюепсе). Громадную роль играли дворянские фамилии, из коих две, Борзен и Диман, пользовались огромным влиянием не только среди убыхов, но и среди черкесов и джигетов.
Убыхи были немногочисленны, … но в войнах черкесов с русскими играли выдающуюся роль, так что русские, судя по славе убыхов у закубанских черкесов, считали их народом многочисленным и сильным; особенно много слышно было об убыхах в последние 30 лет борьбы с черкесами, когда последние стали соединяться для отпора и для нападения в большие массы, тут убыхи выступали в качестве предводителей этих скопищ, составляли их главное ядро, образцовый отряд, бившийся отчаянно впереди всех, в отступлении — сзади всех. Убыхи прославились даже среди черкесов своей храбростью.

Убыхская аристократия — верхушка общества у убыхов, правители и владетели земли убыхов. Высшим феодальным сословием у убыхов являются князья, за ними же следуют дворяне. Убыхские князья состояли в близкородственных отношениях и с абхазскими и с адыгскими аристократами, либо в родстве через аталычество.

У убыхов, более, чем у их соседей абхазо-абазинских и адыгских племён, действовали традиции общинно-родового устройства. В целом же это было анархическое общество, в котором, во-первых, каждый свободный человек имел право носить и употреблять оружие и, во-вторых, лица одной фамилии несли общую ответственность за поведение каждого члена данной фамилии и были обязаны оказывать взаимную защиту и мстить за смерть и обиды родственников.

Убыхские аулы были разбросаны по горам, на различных расстояниях друг от друга. Все аулы, расположенные в одной долине, составляли общину. Так, у горных убыхов военная и политическая власть из поколения в поколение сохранялась у представителей знаменитого дворянского рода Берзеков. У убыхов Вардане — дворянский род Дзиаш (Дзейш). Для поколения убыхов, живших на Кавказе, наиболее характерны адыгские имена, среди которых следует выделить княжеские имена с основой пши-(пщы «князь»).

В 1837 царский генерал И. Ф. Бларамберг составил «Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа», в котором написал:

Их земля плодородна и не требует особой обработки. Все они выращивают виноград, особенно убыхи, и делают из него хорошее вино в больших количествах, это вино они называют «сана». Также у них много фруктов, таких, как яблоки, вишни, груши, персики. Как и в Мингрелии, у них можно видеть своеобразный прессованный и твердый мед, который они употребляют, размешивая его в воде в виде напитка.

В 1898 г. в район Сочи прибыл молодой русский врач Подгурский. Он ознакомился с Мацестинскими источниками. Его заинтересовали рассказы местных жителей об этой целебной воде, и загорелся идеей использовать эти источники цивилизованным методом. В том же году он выступил во «Врачебной газете» с большой статьей о Мацестинских источниках, в которой, в частности, говорилось:

«Старики черкесы из оставшихся аулов в Сочинском районе подтверждают, что источники считались у народа, населявшего побережье, целебными. Со всех сторон стекались к ним, страдавшие разными недугами. Я ознакомился с источниками и увидел оставшиеся от купания ямы, а у входа в пещеры — огарки свечей и множество развешанных тряпочек, как благодарственное приношение больных, искавших и находивших исцеление».

Необходимо отметить, что среди черкесских племен убыхи имели одну из самых сильных военных организаций. Одной из самых масштабных операций убыхов стала попытка штурма Навагинского укрепления в устье реки Сочи.

История этого укрепления, построенного на землях убыхов такова. В апреле 1836 отряд генерала Сибирского высадился в устье реки Сочи и после короткого боя овладел высотами, где было заложено укрепление. Форт имел форму неправильного четырехугольника, гарнизон состоял из 8 офицеров и 300 нижних чинов. С весны 1840 года Навагинский форт стал подвергаться постоянным нападениям и обстрелам горцев.

Ночью 28 сентября 1840 года отряд горцев внезапно атаковал форт. Используя крючья и лестницы, противнику удалось ворваться внутрь форта, откуда после тяжелого боя он был выбит силами гарнизона. В бою погибли начальник форта капитан Подгурский и поручик Яковлев. В связи с угрозой захвата форта, в октябре на помощь гарнизону из Укрепления Святого Духа вышел отряд генерала Анрепа, который после трехдневных боев пробился в Навагинский форт.

Поражение у Навагинского форта и неудачная попытка захвата Абинского укрепления положили конец горским выступлениям в 1840 году. Однако вплоть до самого окончания войны на Западном Кавказе убыхи не оставляли попыток набегов, как на соседей, так и на коммуникации Русской армии.

Завершение Кавказской войны в 1864 году вызвало одно из самых сложных неоднозначных явлений - мухаджирство - массовое переселение горцев в Турцию. Оно было обусловлено целым рядом как внешних, так и внутренних факторов.

Начальник Главного штаба Кавказской армии Карцов отмечал «Задача кавказской армии близится к концу. Стесненные в узкой прибрежной полосе, горцы при дальнейшем наступлении войск, будут поставлены в отчаянное положение. Немногие из них могут согласиться покинуть живописную природу родины, чтобы переселиться на прикубанскую степь. А потому, в видах человеколюбия и в видах облегчения задачи, предстоящей нашей армии, необходимо открыть им другой выход: переселение в Турцию».

Перед убыхами, как и другими племенами, населявшими Кавказ, стоял нелегкий выбор между переселением в предгорья или эмиграцией в Турцию. Переселение на равнину по сути означало бы нарушение привычного уклада жизни, в том числе отказ от набеговой системы, захвата пленных и работорговли. Не самой радужной была и перспектива в дальнейшем платить налоги.

Безусловно, неприемлимыми для горцев была и колонизация, а следовательно - тесное соседство с заселявшими Западный Кавказ казаками и крестьянами южных губерний, которые после отмены крепостного права были заинтересованы в обретении значительных земельных наделов, которые активно предоставлялись российской администрацией с целью быстрейшего заселения региона. Не последнюю роль играла и возможность распространения воинской повинности. Хотя властями официально заявлялось, что в казаки и солдаты горцев брать не будут, постоянные слухи о такой возможности не оставляли убыхские общества. Кроме того, нужно учитывать и внешнеполитический аспект — Россия после Крымской войны лишилась права держать на Черном море укрепления и военный флот, а следовательно побережье было полностью открыто не только для контрабандной торговли, но, в случае новой войны, было бы легко захвачено противником и была во многом необходимость обезопасить себя от нежелательных действий западных держав, уже не первое десятилетие разыгрывавших «черкесскую карту».

Переселение убыхов происходило очень быстро и относительно организованно, по сравнению с другими черкесскими племенами. В результате уже через 3 недели после официального принесения покорности в конце апреля 1864 г. не обширной территории южного склона Западного Кавказа в междуречье Шахе-Хоста убыхов практически не осталось.

На Западном Кавказе остались лишь отдельные семейства. Конечно, и убыхам пришлось столкнуться со всеми сложностями переселения - голодом и болезнями в отведенных им для поселения лагерях, произволом турецких чиновников и моряков, продававших убыхских женщин в рабство.


Последний князь Убыхии Керантух Берзек

По данным А. П. Берже, приведенным в его книге «Выселение горцев с Кавказа», в Турцию ушло 74 567 человек убыхского племени. После выселения на Кавказе осталось 5-6 семей (около 40 чел.) убыхов, живущих в адыгских аулах Кубанской области и около села Головинка. Убыхи расселились в значительной части Передней Азии от Сирии до Мраморного моря и Балкан, постепенно утрачивая свой язык и национальные особенности. В наши дни материалов по истории исчезнувшего народа, не имевшего своей письменности, сохранилось очень немного и большинство из них относится уже к периоду Кавказской войны.

Убыхский язык является одним из рекордсменов по звуковому разнообразию: по оценкам специалистов, в нём насчитывается 84 согласных фонем. Согласно Генетической классификации языков убыхский язык являлся одним из Абхазо-адыгских языков. В настоящее время убыхский язык считается мёртвым языком.

Последний носитель убыхского языка в Турции — Тевфик Эсенч — умер в 1992 году в деревне Хаджиосман. Эсенч был прототипом главного героя романа Шинкубы «Последний из ушедших». Тевфик Эсенч был информатором французского лингвиста Ж. Дюмезиля, как о языке, так и о культуре, верованиях и устройства жизни убыхов, которые он ранее почерпнул у своего деда Ибрагима, родившегося и выросшего в Убыхии.

В первой половине XIX века убыхи, как и причерноморские адыгские племена шапсугов (соседей с запада) и садзов-джигетов (соседей с востока), имели устоявшиеся полуфеодальные отношения.

История

В 1857 году, анализируя историю происхождения убыхов, Леонтий Люлье написал:

Я выше упомянул, что на берегу Чёрного моря, между землями Натухажцев и Джигетов, обитает племя Убыхов. Оно не принадлежит ни к адыгскому, ни к абхазскому корню. По ученым исследованиям графа Потоцкого и по топографическому положению Убыхов не будут ли это остатки древних Алан (Ass ou lass) средних времен? Граф Потоцкий не мог войти с ними в сношения, изучить их язык и тем решить эту интересную историческую задачу. Прокопий (Procope) в 529 г., Массуди (Massudi) в 943 г. и Константин Порфирородный (Const. Porphyr.) в 959 г. по Р. X. указывают на Алан (Alains) и на страну их (Alania), как соседнюю с абхазскою. Путешественники Барбаро (Josaph. Barbaro) в 1436, Ламберти (lе pere Arhc. Lamberti) в 1624 и Шарден (Chardin) в 1671 годах упоминают об Аланах, живших тогда на Альпийских высотах Абхазских гор, у истоков Кубани и по древней дороге в Кодорской долине, примыкавшей к Диоскурии (Dioscurias). Замечательно, что поныне существует у Убыхов одно племя (dan), носящее имя Аланъ .

Основываясь на информацию из русских источников, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, который издавался в конце 19 века, сообщал:

Убыхи - весьма смешанное по своему составу одно из черкесских племен, ближайшая отрасль одного из самых аристократических черкесских племен, абадзехов, с которыми некогда убыхи составляли один народ и жили вместе на юго-западной покатости Кавказского хребта, между pp. Белой и Афипсом. Впоследствии, отделившись, убыхи заняли территории близ Черноморского побережья, по юго-западному склону Кавказского хребта, между pp. Хоста и Шахе, в ущельях по р. Убых, притоку Шахе, в долинах Туапсе, Псезтане, Мздымта и др. мелких рек, текущих в Чёрное море.

Убыхи делились на

1) собственно убыхи, живших между pp. Хоста и Шахе, бывших в постоянных сношениях с абадзехами, отделенными от них только горным перевалом; 2) Саше , между р. Хоста и долиной р. Соча, самые воинственные среди убыхов, и 3) Вардане , между pp. Соча и Сюепсе.

Последние две группы убыхов, кроме скотоводства и земледелия, занимались торговлей с Турцией через морскую пристань Вардане (Сюепсе).

Громадную роль играли дворянские фамилии, из коих две, Борзен и Диман, пользовались огромным влиянием не только среди убыхов, но и среди черкесов и джигетов.

Убыхи были немногочисленны, … но в войнах черкесов с русскими играли выдающуюся роль, так что русские, судя по славе убыхов у закубанских черкесов, считали их народом многочисленным и сильным; особенно много слышно было об убыхах в последние 30 лет борьбы с черкесами, когда последние стали соединяться для отпора и для нападения в большие массы, тут убыхи выступали в качестве предводителей этих скопищ, составляли их главное ядро, образцовый отряд, бившийся отчаянно впереди всех, в отступлении - сзади всех.

Убыхи прославились даже среди черкесов своей храбростью .

Численность и место проживания

По данным А. П. Берже, приведенным в его книге «Выселение горцев с Кавказа» (Глава 1 «Географические, этнографические и статистические данные о выселении»), в Турцию ушло 74 567 человек убыхского племени .

После выселения на Кавказе осталось 5-6 семей (около 40 чел.) убыхов, живущих в адыгских аулах Кубанской области и около села Головинка .

Краткие сведения по субэтническим группам убыхов

Установлены существовавшие в начале XIX века субэтнические группы (племена, общины) убыхов: Субаши (Субешх) , Хизе , Вардане , Псахе , Саше , Соцва (Соча) .

Общество Субешх . Субешх охватывало смешанное убыхо-шапсугское население территории (в совр. наимен) низовьев долины реки Чемитоквадже, Шахе и Матросской щели. В обществе Субешх, в начале XIX века, старшины были выбирались из рода Атквея, а позже, в ходе Русско-Кавказской войны, стали выбираться из рода Берзеков. Главным селением общества Субеш был аул Субешх, в долине реки Шахе, в 3 км от устья, насчитывало 200 домов.

Общество Хизе (Хобзы, Пшогия) . Хизе занимали долины рек Осакай (Осохой), Хаджиебс (ныне Якорная щель), Беранда, Детляшха, и Буу. Население смешанное - убыхи и шапсуги.

Общество Вардане . Вардане занимали полосу долины р. Буу до Мамайского перевала, на реках Хобзы (Хобза), Лоо (селение Дзепш и Лоупе - численность 200 дворов), река Нижи (совр. Уч-Дере), река Легутай (совр. Битха) и река Дагомыс. Дюбуа де Монпере и Л. И. Лавров сообщала, что крупнейшим в Убыхии было селение Фагуа (или Фагурка) или Дзепша, имевшее более 600 дворов, протяженность 18 км вдоль Западного Дагомыса).

Общество Псахе (Чизымогуа, Чизма, Мамай) . Общество Псахе занимало территорию к востоку от Вордане, в долине р. Псахе до р. Сочи. включая долину (совр) Хлудовского ручья. Известная общая численность - 500 дворов. Селения:

Чизымогуа Ахмеда (или Апохуа) - вдоль реки Псахе; - Чизымогуа Мисоуста - на левом склоне долины ручья Хладовского.

Общество Саше . Общество Саше располагалось от р. Сочи (Сочипста) до р. Агуры. (в том числе долины рек Бзугу, Цаник, Мацеста. Предводитель (или старшина) общества - Али Ахмет. Население смешанное - убыхи и абазины. Численность по сообщению Ф. Ф. Тарнау - 10 тысяч человек. Селения: Облагу (или Аубла) - на левом берегу р. Сочи, близ устья.

Непоименованные общества. Было ещё несколько горных обществ убыхов, названия которых не сохранились. В 5-6 км от устья реки Сочи было селение убыхов - Аршна Аху.

Самым южным было селение Хамыш, общества Хамыш, под управлением князей рода Хамыш. - у общества Хамыш главным было селение (название не сохранилось) которое находилось на высотах вдоль долины реки Хоста (Хуоста) в 1,5 км от берега моря. - третье селение (название не сохранилось) было между реками Хостаи Агура (Хуорта) - четвёртое селение «Зенги» - в долине ручья Видного, у подножья горы Ахун.

Горные общества убыхов . Селение Мутыхуасуа (ныне там Пластунка), было владением Хаджи-Берзека Докумку (Докумуков) и его племянника Хаджи-Берзка Керантуха. Горные убыхи отвоевали это селение у общества Саше в 1803-05 году.

Социальное устройство

Виноделие у убыхов

Их земля плодородна и не требует особой обработки. Все они выращивают виноград, особенно убыхи, и делают из него хорошее вино в больших количествах, это вино они называют «сана ». Также у них много фруктов, таких, как яблоки, вишни, груши, персики. Как и в Мингрелии, у них можно видеть своеобразный прессованный и твердый мед, который они употребляют, размешивая его в воде в виде напитка.

Медицина у убыхов

В 1898 году в район Сочи прибыл молодой русский врач Виктор Францевич Подгурский. Он ознакомился с Мацестинскими источниками. Его заинтересовали рассказы местных жителей об этой целебной воде, и загорелся идеей использовать эти источники цивилизованным методом. В том же году он выступил во «Врачебной газете» с большой статьей о Мацестинских источниках, в которой, в частности, говорилось :

«Старики черкесы из оставшихся аулов в Сочинском районе подтверждают, что источники считались у народа, населявшего побережье, целебными. Со всех сторон стекались к ним, страдавшие разными недугами.

Я ознакомился с источниками и увидел оставшиеся от купания ямы, а у входа в пещеры - огарки свечей и множество развешанных тряпочек, как благодарственное приношение больных, искавших и находивших исцеление».

Убыхский язык

Убыхский язык является одним из рекордсменов по звуковому разнообразию: по оценкам специалистов, в нём насчитывается 84 согласных фонем.

Согласно Генетической классификации языков убыхский язык (a-t°axə) являлся одним из абхазо-адыгских языков . В настоящее время убыхский язык считается мёртвым языком.

Последний носитель убыхского языка в Турции - Тевфик Эсенч - умер в 1992 году в деревне Хаджиосман.

Тевфик Эсенч был прототипом главного героя романа Б. Шинкубы «Последний из ушедших».

Тевфик Эсенч был информатором французского лингвиста Ж. Дюмезиля, как о языке, так и о культуре, верованиях и устройства жизни убыхов, которые он ранее почерпнул у своего деда Ибрагима, родившегося и выросшего в Убыхии.

  • Убыхские женщины пользовались славой красивейших одалисок султанского гарема .
  • Встречающееся в историко-этнографической и отчасти лингвистической литературе название убыхов «пёх », «pex », «pjox » (П. К. Услар) отсутствуют в текстах, записанных у Тевфика Эсенча .
  • Истории убыхов посвящён роман-историческое исследование Б. Шинкубы «Последний из ушедших».

Напишите отзыв о статье "Убыхи"

Примечания

Литература

  • Ворошилов В. И. История убыхов.- Майкоп, 2006
  • Адыгская (Черкесская) энциклопедия. Москва, 2006
  • Духовской Сергий Текст воспроизведен по изданию: // Военный сборник, № 12. 1864

Ссылки

Отрывок, характеризующий Убыхи

Данило Терентьич ничего не отвечал, и долго опять все молчали. Зарево расходилось и колыхалось дальше и дальше.
– Помилуй бог!.. ветер да сушь… – опять сказал голос.
– Глянь ко, как пошло. О господи! аж галки видно. Господи, помилуй нас грешных!
– Потушат небось.
– Кому тушить то? – послышался голос Данилы Терентьича, молчавшего до сих пор. Голос его был спокоен и медлителен. – Москва и есть, братцы, – сказал он, – она матушка белока… – Голос его оборвался, и он вдруг старчески всхлипнул. И как будто только этого ждали все, чтобы понять то значение, которое имело для них это видневшееся зарево. Послышались вздохи, слова молитвы и всхлипывание старого графского камердинера.

Камердинер, вернувшись, доложил графу, что горит Москва. Граф надел халат и вышел посмотреть. С ним вместе вышла и не раздевавшаяся еще Соня, и madame Schoss. Наташа и графиня одни оставались в комнате. (Пети не было больше с семейством; он пошел вперед с своим полком, шедшим к Троице.)
Графиня заплакала, услыхавши весть о пожаре Москвы. Наташа, бледная, с остановившимися глазами, сидевшая под образами на лавке (на том самом месте, на которое она села приехавши), не обратила никакого внимания на слова отца. Она прислушивалась к неумолкаемому стону адъютанта, слышному через три дома.
– Ах, какой ужас! – сказала, со двора возвративись, иззябшая и испуганная Соня. – Я думаю, вся Москва сгорит, ужасное зарево! Наташа, посмотри теперь, отсюда из окошка видно, – сказала она сестре, видимо, желая чем нибудь развлечь ее. Но Наташа посмотрела на нее, как бы не понимая того, что у ней спрашивали, и опять уставилась глазами в угол печи. Наташа находилась в этом состоянии столбняка с нынешнего утра, с того самого времени, как Соня, к удивлению и досаде графини, непонятно для чего, нашла нужным объявить Наташе о ране князя Андрея и о его присутствии с ними в поезде. Графиня рассердилась на Соню, как она редко сердилась. Соня плакала и просила прощенья и теперь, как бы стараясь загладить свою вину, не переставая ухаживала за сестрой.
– Посмотри, Наташа, как ужасно горит, – сказала Соня.
– Что горит? – спросила Наташа. – Ах, да, Москва.
И как бы для того, чтобы не обидеть Сони отказом и отделаться от нее, она подвинула голову к окну, поглядела так, что, очевидно, не могла ничего видеть, и опять села в свое прежнее положение.
– Да ты не видела?
– Нет, право, я видела, – умоляющим о спокойствии голосом сказала она.
И графине и Соне понятно было, что Москва, пожар Москвы, что бы то ни было, конечно, не могло иметь значения для Наташи.
Граф опять пошел за перегородку и лег. Графиня подошла к Наташе, дотронулась перевернутой рукой до ее головы, как это она делала, когда дочь ее бывала больна, потом дотронулась до ее лба губами, как бы для того, чтобы узнать, есть ли жар, и поцеловала ее.
– Ты озябла. Ты вся дрожишь. Ты бы ложилась, – сказала она.
– Ложиться? Да, хорошо, я лягу. Я сейчас лягу, – сказала Наташа.
С тех пор как Наташе в нынешнее утро сказали о том, что князь Андрей тяжело ранен и едет с ними, она только в первую минуту много спрашивала о том, куда? как? опасно ли он ранен? и можно ли ей видеть его? Но после того как ей сказали, что видеть его ей нельзя, что он ранен тяжело, но что жизнь его не в опасности, она, очевидно, не поверив тому, что ей говорили, но убедившись, что сколько бы она ни говорила, ей будут отвечать одно и то же, перестала спрашивать и говорить. Всю дорогу с большими глазами, которые так знала и которых выражения так боялась графиня, Наташа сидела неподвижно в углу кареты и так же сидела теперь на лавке, на которую села. Что то она задумывала, что то она решала или уже решила в своем уме теперь, – это знала графиня, но что это такое было, она не знала, и это то страшило и мучило ее.
– Наташа, разденься, голубушка, ложись на мою постель. (Только графине одной была постелена постель на кровати; m me Schoss и обе барышни должны были спать на полу на сене.)
– Нет, мама, я лягу тут, на полу, – сердито сказала Наташа, подошла к окну и отворила его. Стон адъютанта из открытого окна послышался явственнее. Она высунула голову в сырой воздух ночи, и графиня видела, как тонкие плечи ее тряслись от рыданий и бились о раму. Наташа знала, что стонал не князь Андрей. Она знала, что князь Андрей лежал в той же связи, где они были, в другой избе через сени; но этот страшный неумолкавший стон заставил зарыдать ее. Графиня переглянулась с Соней.
– Ложись, голубушка, ложись, мой дружок, – сказала графиня, слегка дотрогиваясь рукой до плеча Наташи. – Ну, ложись же.
– Ах, да… Я сейчас, сейчас лягу, – сказала Наташа, поспешно раздеваясь и обрывая завязки юбок. Скинув платье и надев кофту, она, подвернув ноги, села на приготовленную на полу постель и, перекинув через плечо наперед свою недлинную тонкую косу, стала переплетать ее. Тонкие длинные привычные пальцы быстро, ловко разбирали, плели, завязывали косу. Голова Наташи привычным жестом поворачивалась то в одну, то в другую сторону, но глаза, лихорадочно открытые, неподвижно смотрели прямо. Когда ночной костюм был окончен, Наташа тихо опустилась на простыню, постланную на сено с края от двери.
– Наташа, ты в середину ляг, – сказала Соня.
– Нет, я тут, – проговорила Наташа. – Да ложитесь же, – прибавила она с досадой. И она зарылась лицом в подушку.
Графиня, m me Schoss и Соня поспешно разделись и легли. Одна лампадка осталась в комнате. Но на дворе светлело от пожара Малых Мытищ за две версты, и гудели пьяные крики народа в кабаке, который разбили мамоновские казаки, на перекоске, на улице, и все слышался неумолкаемый стон адъютанта.
Долго прислушивалась Наташа к внутренним и внешним звукам, доносившимся до нее, и не шевелилась. Она слышала сначала молитву и вздохи матери, трещание под ней ее кровати, знакомый с свистом храп m me Schoss, тихое дыханье Сони. Потом графиня окликнула Наташу. Наташа не отвечала ей.
– Кажется, спит, мама, – тихо отвечала Соня. Графиня, помолчав немного, окликнула еще раз, но уже никто ей не откликнулся.
Скоро после этого Наташа услышала ровное дыхание матери. Наташа не шевелилась, несмотря на то, что ее маленькая босая нога, выбившись из под одеяла, зябла на голом полу.
Как бы празднуя победу над всеми, в щели закричал сверчок. Пропел петух далеко, откликнулись близкие. В кабаке затихли крики, только слышался тот же стой адъютанта. Наташа приподнялась.
– Соня? ты спишь? Мама? – прошептала она. Никто не ответил. Наташа медленно и осторожно встала, перекрестилась и ступила осторожно узкой и гибкой босой ступней на грязный холодный пол. Скрипнула половица. Она, быстро перебирая ногами, пробежала, как котенок, несколько шагов и взялась за холодную скобку двери.
Ей казалось, что то тяжелое, равномерно ударяя, стучит во все стены избы: это билось ее замиравшее от страха, от ужаса и любви разрывающееся сердце.
Она отворила дверь, перешагнула порог и ступила на сырую, холодную землю сеней. Обхвативший холод освежил ее. Она ощупала босой ногой спящего человека, перешагнула через него и отворила дверь в избу, где лежал князь Андрей. В избе этой было темно. В заднем углу у кровати, на которой лежало что то, на лавке стояла нагоревшая большим грибом сальная свечка.
Наташа с утра еще, когда ей сказали про рану и присутствие князя Андрея, решила, что она должна видеть его. Она не знала, для чего это должно было, но она знала, что свидание будет мучительно, и тем более она была убеждена, что оно было необходимо.
Весь день она жила только надеждой того, что ночью она уввдит его. Но теперь, когда наступила эта минута, на нее нашел ужас того, что она увидит. Как он был изуродован? Что оставалось от него? Такой ли он был, какой был этот неумолкавший стон адъютанта? Да, он был такой. Он был в ее воображении олицетворение этого ужасного стона. Когда она увидала неясную массу в углу и приняла его поднятые под одеялом колени за его плечи, она представила себе какое то ужасное тело и в ужасе остановилась. Но непреодолимая сила влекла ее вперед. Она осторожно ступила один шаг, другой и очутилась на середине небольшой загроможденной избы. В избе под образами лежал на лавках другой человек (это был Тимохин), и на полу лежали еще два какие то человека (это были доктор и камердинер).
Камердинер приподнялся и прошептал что то. Тимохин, страдая от боли в раненой ноге, не спал и во все глаза смотрел на странное явление девушки в бедой рубашке, кофте и вечном чепчике. Сонные и испуганные слова камердинера; «Чего вам, зачем?» – только заставили скорее Наташу подойти и тому, что лежало в углу. Как ни страшно, ни непохоже на человеческое было это тело, она должна была его видеть. Она миновала камердинера: нагоревший гриб свечки свалился, и она ясно увидала лежащего с выпростанными руками на одеяле князя Андрея, такого, каким она его всегда видела.
Он был таков же, как всегда; но воспаленный цвет его лица, блестящие глаза, устремленные восторженно на нее, а в особенности нежная детская шея, выступавшая из отложенного воротника рубашки, давали ему особый, невинный, ребяческий вид, которого, однако, она никогда не видала в князе Андрее. Она подошла к нему и быстрым, гибким, молодым движением стала на колени.
Он улыбнулся и протянул ей руку.

Для князя Андрея прошло семь дней с того времени, как он очнулся на перевязочном пункте Бородинского поля. Все это время он находился почти в постояниом беспамятстве. Горячечное состояние и воспаление кишок, которые были повреждены, по мнению доктора, ехавшего с раненым, должны были унести его. Но на седьмой день он с удовольствием съел ломоть хлеба с чаем, и доктор заметил, что общий жар уменьшился. Князь Андрей поутру пришел в сознание. Первую ночь после выезда из Москвы было довольно тепло, и князь Андрей был оставлен для ночлега в коляске; но в Мытищах раненый сам потребовал, чтобы его вынесли и чтобы ему дали чаю. Боль, причиненная ему переноской в избу, заставила князя Андрея громко стонать и потерять опять сознание. Когда его уложили на походной кровати, он долго лежал с закрытыми глазами без движения. Потом он открыл их и тихо прошептал: «Что же чаю?» Памятливость эта к мелким подробностям жизни поразила доктора. Он пощупал пульс и, к удивлению и неудовольствию своему, заметил, что пульс был лучше. К неудовольствию своему это заметил доктор потому, что он по опыту своему был убежден, что жить князь Андрей не может и что ежели он не умрет теперь, то он только с большими страданиями умрет несколько времени после. С князем Андреем везли присоединившегося к ним в Москве майора его полка Тимохина с красным носиком, раненного в ногу в том же Бородинском сражении. При них ехал доктор, камердинер князя, его кучер и два денщика.
Князю Андрею дали чаю. Он жадно пил, лихорадочными глазами глядя вперед себя на дверь, как бы стараясь что то понять и припомнить.
– Не хочу больше. Тимохин тут? – спросил он. Тимохин подполз к нему по лавке.
– Я здесь, ваше сиятельство.
– Как рана?
– Моя то с? Ничего. Вот вы то? – Князь Андрей опять задумался, как будто припоминая что то.

1. Местонахождение и общие данные:
С этим у убыхов все достаточно просто - на протяжении всей истории, до последних дней Кавказской войны убыхи жили на территории современного Сочинского района Краснодарского края. Примерно ее можно обозначить рекой Шахэ с запада, где убыхи смешивались с родственными им шапсугами, рекой Хоста с востока, где они перемешивались со столь же родствеными абазинскими племенами садзов (джигетов). На севере их ареал ограничивался отрогами Северного Кавказа и верховьями реки Мзымта, где они пересекались с абазинскими племенами аибга, ачипсоу и другими. Время от времени некоторая их часть переходила к абадзехам в верховья рек Белой и Пшиш для выпаса скота и придавала убыхской крови абадзехам.
Исторически этот регион был крайне изолирован от остального Северного Кавказа по географическим причинам. Сложнопересеченная местность, болотистая и болезненная в устьях рек у моря, достаточно гористая и заросшая густым лесом - она не пропускала через себя мигрантов, за редкими исключениями. Миграции алан в 7-8 веке и татаро-монгольские нашествия 13 века обошли земли убыхов стороной.

По одной теории, лишь однажды, маленькая группа алан, гонимая татарским нашествием с севера, переместилась через горные перевалы на юг, где растворилась среди убыхов, дав имя одному из их племен Алань. Но этой версии еще предстоит быть доказанной, хотя бы генетическими исследованиями.
Все вышеперечисленное привело к консервации данного черкесского субэтноса в своем древнем виде, что дало ему неповторимые отличительные особенности в черкесском мире позднего исторического времени. Язык убыхов отличался от черкесских соседей и выделялся в отдельную ветвь, за ним признавалось свойство чистоты языка. Считалось, что убыхский представляет собой язык черкесов прошлого, что вполне может быть верным, учитывая особенность строения языков народов Кавказа.
Облик черкесов также подтверждался современниками, как отличительный, более европейский. Мужчины носили специальные пояса для поддержания стройной осанки - главного показателя мужской красоты убыхов.


Территориально убыхи делились на два основных вида - приморские и горные. Центральный аул приморских убыхов распологался на землях современного центра Сочи, в районе морского вокзала. Во времена Кавказской войны их главой был князь Аубла Али-Ахмет, он же Облагу.
Горные убыхи управлялись знаменитым родом князей Берзеков, их главой в Кавказскую войну был крайне активный и смелый князь Хаджи Берзек, а центральный аул их располагался севернее современного села Пластунка.

Князь Хаджи Берзек Керантух (1804-1881 гг.) - последний князь убыхов, предводитель борьбы против России

2. Особенности внутреннего устройства жизни:
Административное устройство убыхов было крайне консервативным, первобытным. Во главе рода стоял князь или род князей, обладавших высшей властью. При этом все общественные вопросы решались на народных собраниях, где вождь участвовал со всеми на равных. В Убыхии эта система была настолько сильна,что народное мнение, на которое мог влиять вождь своим авторитетом,скрепляло обязанностью весь народ, не возникало сопротивления.
Это позволяло разделять убыхские общества по родам административным делением. Каждый род управлялся на своей территории. Племена были очень плотно взаимосвязаны,между ними не было конфликтов.


Также помогал этому обычай аталычества - передачи на воспитание знатных детей в другое общество и даже другому племени, чтобы скрепить сильнее узы дружбы. Ребенок воспитывался в чужой семье до момента,когда он выучивался владеть оружием, после чего возвращался. Организованность убыхов позволяла делать успешные нападения на соседей, вплоть до набегов на Кубань через отроги Кавказа,через снежные перевалы.
Их армия была очень четко организована, как спецназ. Они делились на группы - снабжения,первого фланга,прикрытия. Это было необычно для соседних черкесов, которые сражались хаотично, массой.
У убыхов было развито пиратство. Они строили крепкие лодки на которых нападали на суда и грабили их. Доходило до того, что русские суда, патрулировавшие побережье возле Сочи, часто оказывались в блокаде и даже крупные суда вынуждены были спасаться бегством. Лодки убыхов были очень маневренные и грамотно производили абордаж.



Все это привело к тому, что кроме животноводства и садоводства, которое было очень развито в Убыхии, у них больше всех развилась работорговля. Она была поставлена на поток, особенно с приходом Турции. Все рынки были забиты рабами. Население все больше предпочитало это занятие,как самое прибыльное.
Если у соседних черкесов этим занимались в основном аристократы, князья, то у убыхов даже простой люд не брезговал работорговлей.


Вся территория Большого Сочи, вплоть до верхних горных ущелий была очень сильно разработана пшеничными полями, кукурузой, фруктовыми садами. Было развито виноделие - виноградники обсаживались вокруг деревьев. Сады и аулы располагались большей частью в средней и верхних (горных) частях рек. В прибрежной части они находились возле устьев рек, но не все, так как многие устья представляли собой малярийные и люди там не селились.
Территория Сочи вдоль современного Курортного проспекта составляла сплошной лес из вековых дубов. Этот лес являлся священным - в нем проходили собрания, молились, запрещено было заходить посторонним без разрешения старшин. У убыхов сформировалась интересная смесь из религий. Убыхи были приверженцами языческих верований до последних лет Кавказской войны, когда при мощной пропаганде и от разочарования, связанного с тем, что язычество не спасало от русских войск их землю, они стали переходить на сторону ислама, вырубали рощи и строили в них мечети. Больших масштабов эта деятельность не имела.
Удивляет смесь язычества с христианством, которое также было религией части убыхов до 16 века. Все это вылилось в смешанные обряды, когда в рощах висели железные кресты, как идолы. С приходом мусульманства муллы стали проводить встречи с верующими в этих священных рощах. Но полностью мусульманства придерживались только некоторые из аристократов, преимущественно с целью дружбы с турками.

3. В годы Кавказской войны:

К концу 18 века убыхи считали свои земли неприступными и были уверены,что русские никогда не захватят их, хотя война уже была в разгаре. Турция подстрекала убыхов к нападениями, появились европейцы. В частности, англичанин Белл, который до конца Кавказской войны проживал в Сочи,проводил пропаганду среди убыхов против России и обучал убыхов современным методам войны.

Джеймс Станислав Белл (1797 - 1858 гг.), британский разведчик в Черкессии

Ситуация изменилась после взятия Россией Абхазии в свое подданство и началась российская пропаганда. России удалось переманить к себе джигетов, было образовано Джигетское приставство в долине реки Мзымта. Дальнейшая история развивалась по драматическому сценарию.
Российские войска продвигались с севера. Засс начал строить Лабинскую линию, продвигаться вглубь Абадзехии. Убыхи помогали абадзехам делать нападения на линии, но держались отдельно, считая свою землю неприступной.


Россия приняла решение о постройке Черноморской береговой линии в 1830-х годах. В период ее развития главой линии был генерал Раевский. Он разработал план по освоению побережья,поскольку простое курсирование кораблей вдоль берега не позволяло пресечь торговлю с Турцией. Турция активно снабжала оружием черкесов и вела пропаганду - присылала религиозных проповедников,которые поднимали против России народ.
В 1837 году убыхи внезапно застали русский десант в устье Мзымты, который успел основать там мощное укрепление Святого Духа. Форт оказался неприступным и ни разу не был взят черкесами в течение всей Кавказской войны. Это заставило убыхов мобилизоваться и начать противодействие высадкам. Генерал Раевский с генералом Вельяминовым приняли решение о постройке фортов вдоль основных устьев рек, там, где были наиболее активные точки торговли с Турцией черкесов. Поскольку разведка произведена не была, точность местности и количество горцев были неизвестны, выставили к обсуждению две идеи - выслать большой отряд войск, который пройдет по побережью с целью разведки,либо использовать шпиона.



В итоге решили избрать шпиона - генерала Торнау, о котором я рассказывал .


Генерал Торнау и карта его путешествий

Это помогло войскам в дальнейшем. На основании данных от лояльных черкесов, русские войска высадились в Сочи,где под упорным огнем пртивника успели закрепиться и построить Навагинское укрепление,ставшее началом города Сочи.



Форт Александрия (позже Навагинский) (Сочи)

Русские также основали укрепления в Убыхии в устье реки Шахэ, на границе с шапсугами. Здесь находились самые священные рощи обоих народов и они не собирались их так просто сдавать. Сопротивление было очень мощным. Тысячи горцев молились в рощах на фоне русских кораблей и давали клятву умереть за родную землю. Высадка привела к кровавому бою, хотя в Сочи русские потеряли при высадке больше. Памятник сочинскому десанту с братской могилой рядовых и офицеров русских войск до сих пор стоит на Курортном проспекте. Высадка в устье Шахэ была более кровавой со стороны черкесов, памятник там тоже имеется. Русские в итоге высадились и вырубили рощу, закрепились в устье реки, но удерживали укрепление с большим трудом.


Форт Головинский (Головинка)

В разгар Кавказской войны убыхи очень обозлились и постоянно держали в осаде укрепления, не давали гарнизону даже нормально спать. Служба в укреплениях была осложнена тем, что подвоз продовольствия производился раз в полгода, так как путь по суше был невозможен. Кругом были леса,болота, скалы и опасные черкесы. Навагинское укрепление постоянно подвергалось обстрелу, так как находилось напротив горы (нынче Батарейка),использовавшейся черкесами для обстрела укрепления. В том числе из пушек. Попытки быстро отбить их ни к чему не приводили. Черкесы,как только видели,что отряд направляется в их сторону, тут же прятали пушки в лес или уносили их.



Берег Сочи

Гарнизоны вымирали от лихорадки. В то время в русских войсках сражалось много декабристов. Их ссылали на Кавказ в качестве ссылки с высоким уровнем смертности. Даже из Сибири переводили на Кавказ. Их намеренно понижали в должности до солдата и посылали в передовые отряды. В Адлере во время десанта в устье Мзымты погиб писатель Бестужев-Марлинский, который интересно описывал события Кавказской войны и жизнь русских войск. Та же ситуация с Одоевским, описанным Лермонтовым, погибшим при десанте на берег в современном Лазаревском. Секундант Пушкина участвовал в десантных операциях, но он все пережил. Генералов, которые старались облегчить их участь, снимали с должностей.
Постройка крепостей осложнила убыхам жизнь. Началось активная кампания со стороны рода Берзеков, бывшего непримиримым к русским. Действия их были направлены на то, чтобы ограничить сношения с русскими.

Александр Одоевский (1802-1839 гг.), русский поэт, декабрист Александр Бестужев (Марлинский) (1797-1837 гг.), русский писатель, декабрист

В 1840 году, скованные укреплениями в ущельях черкесы, под влиянием засушливого года, начали голодать, а перекрытая торговля с Турцией не позволяла приобрести продукты в то время, как на севере шли активные военные действия у абадзехов. Эта ситуация привела к массовым выступлениям и нападениям на укрепления. У убыхов эти действия были слабыми, их район проживания был еще не тронут войной. Форты Навагинский и Святого Духа практически не попадали в осаду и жили спокойно,в то время как соседние форты - Лазаревский и Вельяминовский (Туапсе) были уничтожены горцами и восстановлены только через год.
Тем временем убыхи стали превращаться в консолидирующий черкесов народ. Именно в их землях, на всечеркесском собарнии принято решение объединить черкесов в конфедерацию для борьбы с Россией. Хаджи Берзек, которому в 1840 году было уже 70 лет обладал непререкаемым авторитетом в Черкессии.
В 1839 году прошло первое черкесское собрание севернее Адлера, где были представители шапсугов, абадзехов, убыхов,натухайцев - большей частью причерноморских черкесов. Здесь было принято решение об объединении сил, выработали правила запрета контактов с русскими,а колеблющихся наказывать силой.
В 1841 году джигеты присоединяются к России и убыхи еще более ожесточаются. У абадзехов появляются наибы от Шамиля,которые начинают административную реформу на основе Шариата и объединительную деятельность в Черкессии. Но у убыхов они терпят провал. Подробнее

Магомед Амин (1818-1901 гг.), мусульманский наиб Шамиля в Черкессии

Убыхи от Амина отказались, поскольку убыхское население не понимало попыток тотального насаждения мусульманства. Был период, когда в рощах убыхов убирали кресты и строили мечети. Через год мечети разрушил народ, который воспринял эти действия весьма агрессивно. С переменным успехом вялые военные действия происходили в течение 1840-х годов,пока не закончилась война на восточном кавказском фронте. Магомед Амин,как и другие наибы и имамы вынужден был либо сдаться русским, либо уплыть в Турцию. Амин сдался русским и просил прошения уехать в Турцию, откуда продолжал свою деятельность до конца войны.
В определенный момент сопротивление ослабло и горцы начали сомневаться,стоит ли продолжать борьбу. Среди убыхов такие сомнения бродили среди приморских племен. Князь Ахмет-Хан понимал,что находится на передовой и в случае наступления русских с берега он пострадает более всех. Поэтому он колебался между обороной и переходом на сторону русских. Он даже пытался сдаться, но свои черкесы пленили его и отпустили с наказом более не повторять этого. Ему пришлось забрать свою клятву русским и продолжить борьбу против них. Очень часто убыхскую аристократию Россия подкупала привилегиями - офицерскими званиями. Однако, когда пропаганда против России срабатывала, убыхи поднимались против русских и офицеров принуждали отказываться от подарков и званий.


Несколько менялась в этот промежуток времени ситуация толкьо 1854 году, когда началась активная фаза Крымской войны. Россия ушла с Черноморского побережья и взорвала свои прибрежные укрепления. За время этой войны черкесы убедились, что русские от них отстали и расслабились. Горцы стали меньше реагировать на пропаганду наибов, она имела для них меньшее значение, чем раньше. Именно в это время на Амина обиделись многие племена, произошли разрушения мечетей,его авторитет упал и так было до 1856-57 годов. К моменту окончания Крымской войны черкесы вернулись к тому укладу жизни на побережье, какой был у них до постройки Черноморской береговой линии. Вернулись прибрежные аулы у разрушенных укреплений, снова начались набеги на соседей.
В те годы царское правительство приняло план военного разрешения черкесского вопроса. Процесс замирения черкесов посчитали проваленным. Крымская война показала, что сохранение черкесов на своей территории при постройке укреплений приведет к блокировке последних,в случае повторения войны с Турцией или европейцами. Автором проекта выселения черкесов являлся наказной атаман (в современной России аналог губернатора) Евдокимов. Он предложил разделить черкесов по основным дорогам,идущим от Кубани к морю и выселить либо на берега Кубани,либо в Турцию. В это же время освободившиеся русские войска с чеченского и крымского фронтов были собраны на Кубани и пошли по трем направлениям от реки к Черному морю, выдавливая несогласное местное население впереди себя. Их гнали к морю с целью посадки на турецкие корабли.

Граф Евдокимов Николай Иванович (1804—1873 гг.), русский генерал

Князья Берзеки у убыхов вновь начали объединительную деятельность среди черкесов. В этот раз на более высоком уровне при помощи англичан,которые активно высаживались в Черкессии. В Турции был сформирован отряд наемников со всего света,который высадился недалеко от современного Туапсе, где собирался воевать с русскими. При первой же стычке он был разбит и отряд разбежался. Черкесы хотели их перерезать, не считали их даже мужчинами. Им было очень сложно возвращаться в Турцию, так как черкесы считали их лишними на кораблях.
Объединительная деятельность привела к тому, что в 1860 году у убыхов появился свой первый парламент. Это был мусульманский представительный орган,собрание черкесских народов побережья. Был построен комплекс зданий в устье реки Сочи. В нем была принята декларация независимости Черкессии под руководством англичан. Она рассылалась в европейские города и в Турцию с просьбой о помощи в борьбе с Россией. До этого черкесы обращались в Санкт-Петербург с просьбой об остановке военных действий, некоторые готовы были сдаться,чтобы их оставили на родной земле. К тому времени в России было принято решение о выселении черкесов, и им отказывали в просьбах. Со стороны Англии и Франции черкесам в помощи также отказали, геополитика была не в их пользу. Турция в очередной раз пообещала прислать войска, но это было очередное нечестное обещание, которых до того было множество и убыхи им не верили. Начались объединительные действия в попытке собрать черкесов в единое государство. Однако, времени было мало и условия были неудачными для этого.

4. Последствия Кавказской войны:
В 1861 году император Александр Второй встретился с представителями черкесов, где подтвердил ультиматум о выселении и дал им срок на это до 1862-1864 годов. Они отказались и война продолжилась. В итоге за один год все население северных склонов Западного Кавказа было выселено, русские войска подошли вплотную высотам Кавказа. Абадзехи были практически полностью выселены,всего 10 000 человек согласились переселиться на Кубань. Остальные с войсками беженцами пошла на юг в Туапсе. Беженцы усложнили жизнь убыхов, на их территориях образовывались лагеря беженцев, постоянно ожидавших турецких перевозчиков. Стало не хватать домов,продовольствия.


Через год, в 1862 году русские войска вышли к морю, захватив земли черкесов, за исключением Убыхии. Шапсугам и убыхам вновь даны были сроки на выселение, очень сжатые. Как впоследствии признавались современники - местные русские чиновники слишком яро исполняли приказ, в Санкт-Петербурге это очень поздно осознали. Жесткие меры и короткие сроки не позволяли принять верное решение тем черкесам, которые колебались перед выбором уплыть или остаться. Им не давали времени на размышление и они уплывали в Турцию, вместо пополнения рядов подданных России. В эти годы произошли последние сражения Кавказской войны в районе Туапсе и в устье реки Шахэ. Шапсуги стали массово выселяться и русские войска подошли к Убыхии. В это время Хаджи Берзек был очень стар, успел сходить во второй хадж в Мекку,что считалось у черкесов очень почетным. После возврата на родину он не смог управлять страной из-за старости. В Убыхии был разлад и в критический момент войны главным князем стал племянник Хаджи - Хаджи Догомуко Берзек Керантух. Когда русские войска подошли к Головинскому форту на реке Шахэ, он уехал в Абхазию советоваться с Михаилом Ширваншидзе,владетелем Абхазии и подданным России. Тем временем народное движение в Убыхии привело к собранию самых молодых убыхов, горячих голов, принявшим решение самостоятельно выступить против русских войск и дать им сражение. Оно произошло в районе современного села Волконка, на территории средневековой крепости Годлик, в которой партию убыхов разбили в пух и прах. Это привело к тому, что разбитые отряды разбрелись по Убыхии и негативно повлияли на дух народа. Убыхская знать больше не могла удерживать людей от сдачи русским властям.


Руины крепости Годлик (14-15 вв.). Место последней битвы убыхов с русскими войсками

Тем не менее, князья не хотели переходить под власть России, к тому же в связи с тем, что в России было отменено крепостное право, а у каждого из них были многочисленные крепостные. Они предпочли с народом и крепостными выселиться в Турцию. Самые хитрые из шапсугов и убыхов успели выселиться заранее, за несколько лет до прихода русских войск. Соглашение с Турцией было давно и она обещала обширные земли переселенцам. Они и получили эти земли. А те,кто до последнего сражался и выселялся в конце войны - попали в массовую волну переселения, не организованную и приведшую к трагедии.
К 1864 году, когда русские войска вступили в Убыхию, сопротивления не было, народный дух упал. Последнее собрание убыхов решило полностью выселиться всем народом в Турцию,что и произошло буквально за три недели. 150 000 человек из всего Большого Сочи в спешном порядке выселились в Турцию. В России не ожидали такого массового исхода, предполагали небольшие волнения, что часть перейдет к Кубани. Лодки набивались по самый борт, любые волнения на море топили их. В штиль умирали от жажды и воды. Больных выкидывали в море. Турция тоже оказалась не готова к таким массам переселенцев, которые при перевозке массово болели. Их держали в закрытых лагерях на берегу, где черкесы умирали от голода и лихорадок, пока турки определяли, куда их направить.


Позже их расселили в Османской империи, на Ближнем Востоке, в самых болотистых и пустынных местах. Многие хотели вернуться,но Россия не разрешала обратный въезд. После расселения, почти половина из убыхов погибла, а оставшиеся в живых были рассеяны по Османской империи. Их насильно заставляли принимать турецкую культуру и язык, забирали в армию, где использовали для сдерживания сербов на балканском фронте. К концу 20-го века,убыхи,как народность, исчезли. Последний человек, знавший убыхский язык - Тевфик Эсенч, умер в конце 20-го века. Говорил он на смешанном языке. По сей день исследователи пытаются восстановить язык и культуру убыхов, что пока полноценно не получается, хотя потомки убыхов проживают в Турции и частично поддерживают убыхский быт жизни с полной потерей языка.


Тевфик Эсенч (1904 - 1992 гг.) Турция. Последний убыхоговорящий потомок убыхов

Территория же Убыхии оставалась пустынной в течение десятилетия. Позже сюда пытались расселить казаков,которые не могли прижиться в субтропическом горном климате. Позже сюда стали переселять из Турции армян и греков, а позже десятки других народов со всей территории Российской империи. По настоящее время территория Сочи не так заселена, как во времена убыхов. Севернее села Пластунка сплошные места и туристические тропы, в отличие от времен убыхов. Так этот народ в борьбе потерял свой облик и разошелся по миру.






На фото справа руины Навагинского форта в центре современного Сочи

История Сочи с 1838 и до 1864 года это история народа Убыхов и их сопротивления царскому правительству Российской империи. Однобокий взгляд на этот вопрос чреват перегибами и историческими нонсенсами.
Многие историки поспешили записать народ убыхов как исчезнувший с арены этнической карты мира. Но многие, похоже, постарались преждевременно сделать скоропалительные выводы. Почему?
Поспешив отчитаться начальству о выселении убыхов с территории России, многие чиновники хотели лишь получить поощрение руководства, невзирая на истинное положение дел.
А дело было по факту таким…
Немало убыхских всадников были направлены на линии соприкосновения и боевых действий с войсками Российской империи. Выполняя свои задачи, они стояли на этих позициях, будучи верные приказу. И тут наступает кульминация Кавказской войны, и доблестные войска генерала Геймана делают прорыв аж до Дагомыса и принимают капитуляцию горцев. Но! Не все убыхи приняли эту капитуляцию и уехали в Турцию. Некоторые остались в Кабарде и Черкесии на северных склонах Кавказа, решив остаться на земле предков любой ценой. Помимо этого, дети-сироты из убыхских семей были приняты шапсугской общиной и знают свои корни.

Мы все очень сентиментальны по поводу исчезающих животных на нашей планете. Люди, так что ж мы так жестоки когда исчезает целый народ? Тем более – когда он почти уже исчез!!! Давно уже занимаюсь проблемой ревитализации народа убыхов (Ревитализа́ция (от лат. re… - возобновление и vita - жизнь, дословно: возвращение жизни) - понятие, используемое в научной и практической деятельности (медицине, косметологии, архитектуре, технике, экономике, культуре, языкознании и др.), характеризующее процессы восстановления, оживления, воссоздания:
Ревитализация в лингвистике - то же, что возрождение языков.)
Выяснилось, что в Сочи сохранилось несколько семей убыхского происхождения. По причине стечения различных обстоятельств они оказались ассимилированными в нашем социуме. Пытаясь составить их генеалогическое древо и их взгляды на возможность восстановления убыхского этноса, мне удалось наладить доверительные отношения с представителями этих фамилий.
Многие скажут, что раз убыхский язык вышел из употребления, то восстановление убыхского народа невозможно. Так ли это?
Прототипом главного героя книги Баграта Шинкубы «Последний из ушедших» был Тевфик Эсенч.


Он же был последним носителем убыхского языка. После его смерти в 1992 году убыхский считается мертвым языком. Но «…сохранились записи интервью Эсенча, есть алфавит, грамматика. Это дает основание заявлять, что мы сможем восстановить разговорный язык. Канадский лингвист Джон Калоруссо (исследователь адыго-абхазских языков) утверждает, что он знает убыхский язык. Наверняка осталась информация от Джорджа Дюмезиля, который последний общался с Тефиком Эсенчем» говорит Руслан Берзек, глава правления Некоммерческого фонда «РОДОВОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «УБЫХ - БЕРЗЕК», который проблему возрождения убыхского этноса считает самым главным своим призванием.


Так уж сложились обстоятельства, что проживающие в Сочи его единомышленники помогли организовать нашу встречу. Много интересных аспектов возрождения народа убыхов обсуждали мы в тот день. Многое из вышеизложенного в тексте топика есть очевидный факт. Я уверен, что та вера в возрождение древнего народа, которая поддерживает энтузиастов движения фонда «РОДОВОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «УБЫХ - БЕРЗЕК», безусловно приведёт народ убыхов к этническому возрождению. Тому есть немало фактов в мировой практике. Ну неужели кто-то сомневается¸ например, что если еврей, не говорящий на иврите, выучит иврит, то он не станет полноценным евреем?
Уверен, что обогатившись ещё одним восстановленным этносом, мир станет ярче и интереснее.
Хочу акцентировать внимание на том факте, что потомки убыхов ни коим образом не ставят во главу угла вопросы исторического реваншизма. Главная задача - возродить и сохранить утерянный народ и утерянный язык, который звучал столетиями на сочинском берегу.

"Убыхи -ушедшие во имя свободы" Убыхи - один из древнейших народов, проживающих на территории Кавказа. Истребление и массовое выселение в ходе Кавказской войны привели к их исчезновению, гибель одного из древнейших этносов Кавказв. Трагедия убыхского народа Кавказская война - сложный, многогранный, неоднозначно интерпретируемый исторический феномен. Объективное изучение комплекса вопросов, связанных с геополитикой, международными отношениями, политической историей России и социальной историей народов Северного Кавказа, в том числе убыхов, способствует правильному пониманию истоков и сущности Кавказской войны, роли России в исторических судьбах народов Северного Кавказа и той неразрывной связи, которая сложилась между ними. Первая половина XIX в. является одним из самых сложных и трагических периодов в истории черкесов Северо-Западного Кавказа. Убыхия являлась частью Западной Черкесии, которая в изучаемый период стала одним из основных (наряду с Дагестаном и Чечней) очагов освободительной борьбы северокавказских горцев против колониальной политики царского самодержавия. События, связанные с Кавказской войной и сопровождавшиеся бурными потрясениями, тесно переплетались с социально-экономическими и общественно-политическими процессами, происходившими в убыхском обществе. Поступательный процесс общественно-экономического, социального и общественно-политического развития убыхского этноса сопровождался самоотверженной борьбой за независимость. Один из древнейших народов, проживавших на территории Северо-Западного Кавказа, убыхи оказали большое влияние на ход исторических событий. Убыхский народ прошел тернистый путь, насыщенный событиями и полный трагизма. Ярчайшим примером свободолюбия и готовности положить все на алтарь независимости явилась борьба убыхского народа против царской колониальной политики на Кавказе. Освободительная борьба убыхского народа за свою независимость - одна из героических и драматических страниц в истории адыгов и всех северокавказских народов. Убыхи одними из первых взяли в руки знамя освободительной борьбы. Славившиеся, по признанию современников, своей храбростью и отвагой, убыхи шли в авангарде освободительного движения на Западном Кавказе, а на заключительных стадиях сопротивления Российским имперским завоеваниям возглавили его. Большой вклад в организацию и осуществление освободительной борьбы внесли известные убыхские предводители - Сааткерей Ада-гва-ипа Берзек, его брат Исмаил Хаджи Берзек, Хаджи Берзек Геран-дук Дагомуко и др. Это была борьба, направленная не на достижение внешних целей, а на защиту суверенности черкесов, верховенства на своей земле своего традиционного социально-политического порядка. Она завершилась массовым изгнанием убыхов, наряду с другими черкесами, на чужбину, в Османскую Турцию. Война и изгнание стали трагедией черкесов, прервали его естественно-исторический процесс развития, нарушили естественный баланс коренного народонаселения и, в конечном итоге привели к потере ими исторической родины. И если в современной историографии (как это бывало и раньше) кто-то захочет усмотреть в насильственном массовом изгнании народов Северо-Западного Кавказа на чужбину в конце Кавказской войны какой-то элемент их собственного выбора, то он увидит только выбор отчаянной и трагической борьбы за выживание и национальное самосохранение. Многострадальный убыхский народ потерял свое отечество и оказался по вине царизма на чужбине. По существу, это был геноцид: убыхский народ был полностью изгнан с кавказской земли, что в последующем послужило причиной утери им родного языка и полной ассимиляции среди народов Османской империи. Махаджирство стало шагом отчаяния, прыжком в бездну забвения. Но для гордого народа, превыше всего ставившего свою свободу, разлука с горячо любимой родиной стала единственной возможностью сохранить ее.