Под наследием античной культуры стоит понимать все, что оставили нам предки, жившие в период античности, а также все, что можно считать культурными достижениями той эпохи. Это очень важно определить сразу, поскольку речь здесь будет идти именно об этих достижениях в разных культурных сферах: в архитектуре, литературе, скульптуре, а также в науке. Какое же наследие античности имеет сегодня человечество и какова его роль для современных людей?

Архитектурное наследие

В настоящее время известны несколько античных цивилизаций, и все они оставили свои следы, их можно увидеть и по сей день. В первую очередь речь идет о множестве архитектурных объектов. Они сохранились преимущественно на территории южной Европы и Азии, там, где были Древняя Греция, Древний Рим, Македония, Персия, Вавилон и другие государства. Даже сейчас можно посмотреть на эти объекты, разнообразие в их формах, планировки помещений и, конечно же, обратить внимание на формы и декорации.
Но важно даже не столько то, что это памятники античности, сколько то, как эти идеи трансформировались в современной архитектуре. Если здание украшено колоннами, например, то смело можно сказать, что этот элемент заимствован из античной архитектуры. То же самое и со стилизованными фасадами, стадионами-колизеями и другими постройками – множество элементов трансформировались из античных в современные, а другие были переняты дважды, первый раз в эпоху Возрождения, второй – сейчас.

Скульптура

Античных памятников скульптуры также крайне много. Это как сохранившиеся целиком образцы, так и неполные скульптурные композиции. Все античные скульптуры для той эпохи были огромным культурным прорывом, а сейчас они ценятся как достояние. Чем же привлекателен именно этот вид искусства? В первую очередь совершенством форм. Это удивительно, но вспомнив древнегреческие скульптуры, например, бюсты, можно отметить сходство черт лица и пропорций. Античные скульптуры очень точны в исполнении, это довольно тонкая работа, причем даже современные профессионалы могут выполнить с помощью дополнительных приспособлений и долгого моделирования. Античные же мастера выполняли их только с опорой на свои умения.
Скульптура сегодня многое переняла из античного прошлого. Это и сами формы, и материалы, и методы выполнения. Именно античная скульптура считается одной из самых прогрессивных, она же является классической, потому как все ее известные образцы не имеют аналогов и выполнены крайне точно.

Литература

Литературное наследие невероятно богато. Это в основном труды философов и поэтов. В основном литература мифологична, что позволяет многое узнать о верованиях в античном обществе.
Литературных произведений в большем количестве дошло из Древней Греции и Древнего Рима. Здесь можно оценить поэтический слог того времени – гегсаметр. Такие поэтические произведения на оригинальном языке можно спеть, а при долгом пении возникает чувство погружения в транс. Не до конца понятно, как именно это делали предки, потому что в истории ничего подобного даже на античных языках написано не было.
Что касается письменности, то самой интересной можно назвать не латынь, хотя она по сей день употребляется, а клинопись. Это письменность в Древнем Вавилоне и у шумер, открытие ее поразило мир.

Наука

Античность – время и научных открытий. Наследием можно считать знания геометрии, математики, некоторых физических и химических законов. Также в науку были привнесены многие изобретения, такие как система водоснабжения и орошения. Впечатляют географические и астрономические открытия античности.
Античная наука была толчком к развитию всех цивилизаций. До сих пор многие научные сведения, полученные в то время, можно назвать бесценными. Также множество механизмов и изобретений, открытых в то время, используются и по сей день, и лишь немного они были усовершенствованы.

Необходимо отметить и то, что многие элементы классической античности (традиции, законы, обычаи и т. д.) хорошо сохранялись в малоазиатском ядре Восточной Римской (Византийской) империи до XI века, до пришествия турок-сельджуков .

Периодизация античности и протоантичности

Историю Древней Греции принято делить на 5 периодов, которые являются одновременно и культурными эпохами:

  • эгейский или крито-микенский (III-II тыс. до н. э.),
  • гомеровский (XI-IX века до н. э.),
  • архаический (VIII-VI века до н. э.),
  • классический (V-IV века до н. э.),
  • эллинистический (вторая половина IV - середина I века до н. э.).

Крито-микенский период - предыстория античности

Характеристики

  1. Минойская цивилизация представляла собой государство, управляемое царем.
  2. Минойцы вели торговлю с Древним Египтом, вывозили медь с Кипра . Для архитектуры характерны переосмысленные египетские заимствования (например, использование колонн).
  3. Армия минойцев была вооружена пращами и луками. Характерным вооружением у минойцев был также двухсторонний топор лабрис .
  4. Как и у других народов Старой Европы , у минойцев был распространён культ быка en (см. таврокатапсия).
  5. Минойцы плавили бронзу , производили керамику и строили дворцовые комплексы с середины XX века до н. э. (Кносс , Фест , Маллия).
  6. Как и другие доиндоевропейские религии Европы, миносская религия не чужда пережитков матриархата . В частности, почиталась Богиня со змеями (возможно, аналог Астарты).

Культурные связи

Генетическая принадлежность минойского (этеокритского) языка не установлена. Частичная дешифровка критского письма позволила выявить некоторые морфологические показатели. Не поддаётся расшифровке фестский диск .

Закат

Минойская цивилизация сильно пострадала в результате природной катастрофы XV века до н. э. - вулканического взрыва на острове Тира (Санторин), породившего катастрофическое цунами . Это извержение вулкана, возможно, послужило основой мифа об Атлантиде .

Ранее предполагалось, что извержение вулкана уничтожило минойскую цивилизацию, однако археологические раскопки на Крите показали, что минойская цивилизация существовала по крайней мере около 100 лет после извержения (обнаружен слой вулканического пепла под сооружениями минойской культуры).

После извержения власть на острове захватили ахейцы. Возникла микенская культура (Крит и материковая Греция), объединяющая в себе минойские и греческие элементы. В XII веке Микенская культура была уничтожена дорийцами , которые в итоге заселили и Крит. Вторжение дорийцев привело к резкому культурному упадку, вышло из употребления критское письмо .

Все поселения среднеэлладского периода располагались, как правило, на возвышенных участках и были укреплены, примером такого поселения является городище Мальти-Дорион в Мессении . В центре этого городища располагался дворец, к нему примыкали мастерские ремесленников, остальную часть составляли дома простых людей и складские помещения.

К концу среднеэлладского периода стал ощущаться культурный подъём в развитии цивилизации материковой Греции, возникают первые государственные образования, происходит процесс классообразования, проявляющийся в выделении прослойки знати, наблюдается значительный рост населения, связанный с успехами сельского хозяйства. Выросло количество, как мелких населённых пунктов, так и крупных городов. Период в истории Греции между XVI и веками до н. э. принято называть микенской эпохой, по названию крупнейшего политического и экономического центра континентальной Греции - Микен , расположенного в Арголиде .

Вопросы об этническом происхождении носителей микенской цивилизации долгое время оставались одними из сложнейших, только после расшифровки учёными линейного письма утвердилось мнение, что это были ахейцы. Ахейцы, переселившиеся на Крит и острова Малой Азии около XVI века до н. э., по-видимому, происходили от северных, фессалийских ахейцев.

Первые города-государства, образованные в XVII-XVI веках до н. э. - Микены , Тиринф , Пилос - имели тесные культурные и торговые связи с Критом , микенская культура многое заимствовала от минойской цивилизации , влияние которой ощущается в культовых обрядах , светской жизни, художественных памятниках; несомненно, от критян было воспринято искусство постройки судов. Но микенской культуре были присущи только ей свойственные традиции, уходящие корнями в глубокую древность (по мнению А. Эванса , микенская культура есть только ответвление критской и лишена какой-либо индивидуальности), свой путь развития. Несколько слов можно сказать о развитии микенской торговли и внешних отношений с другими государствами. Так, ряд предметов, найденных в Египте и ранее считавшихся привезенными с Крита , теперь определяется как изделия микенских ремесленников. Существует гипотеза, согласно которой микенцы помогли фараону Яхмосу (XVI в. до н. э.) в его борьбе с гиксосами , а во времена Эхнатона ( в. до н. э.) в его новой столице Ахетатоне была распространена микенская керамика.

В XV-XIII веках до н. э. ахейцы завоевали Крит и Киклады , колонизировали многие острова в Эгейском море , основали ряд поселений в глубине территории Греции, на месте которых позднее взросли знаменитые античные города-государства - Коринф , Афины , Дельфы , Фивы . Этот период считается временем расцвета микенской цивилизации.

Ахейцы поддерживают не только старые критские торговые связи, но и прокладывают новые морские маршруты на Кавказ , Сицилию , в Северную Африку .

Основными центрами, как и на Крите, были дворцы, однако важным отличием их от критских является то, что они были укреплены и представляли собой цитадели. Поражают собой монументальные размеры цитаделей, стены которых построены из необработанных глыб, достигающих в некоторых случаях веса до 12 тонн. Самой выдающейся цитаделью, пожалуй, является Тиринфская , вся оборонительная система которой была продумана с особой тщательностью для предотвращения всех неожиданных пагубных ситуаций.

Возвращение Гераклидов

Образованию городской общины в том виде, как она рисуется в Илиаде и Одиссее, с разнородным населением на определённой территории, со всеми особенностями государственного устройства, содействовало передвижение эллинских племён, известное под именем возвращения Гераклидов или переселения дорийцев в Пелопоннес . Происходившее при этом смешение племён и объединение завоевателей и завоёванных в общей политической организации, жажда успеха и благоустройства на новых местах должны были ускорять переход от родового строя к территориальному, государственному. Следовавшее за передвижением дорийцев основание колоний в Малой Азии и на островах действовало в том же направлении ещё сильнее: новые интересы и новые отношения вызывали к жизни новые формы общественного устройства.

Передвижение эллинов, в котором главная роль принадлежала дорийцам, приурочивается к XII веку (с 1104 года); началось оно вторжением эпирского народа фессалийцев через Пинд в ту страну, которая в историческое время именовалась Фессалией . Эолийские туземцы были частью покорены, частью бежали на юг и дали своему местожительству название Беотии . Жившие у подножия Олимпа дорийцы двинулись сначала в ту область, которая впоследствии называлась Доридой , а оттуда часть их, вместе с этолийцами , через Коринфский залив переправлялась в Пелопоннес, до того времени занятый ахейцами и в северной части ионийцами .

Только после продолжительной борьбы с туземцами дорийцы мало-помалу утвердились в Мессении , Лаконике , Арголиде , куда они проникли со стороны Аргосского залива , и в Коринфе . Ахейцы вынуждены были или покориться пришельцам на положении неполноправных обывателей, или, утратив свои племенные особенности, слиться с победителями воедино, или, наконец, сняться с насиженных мест. С этого времени название Ахайи получила северная полоса полуострова, откуда ионийцы бегали к своим соплеменникам в Аттику : прибрежную область заняли спасавшиеся от дорян ахейцы. Другая часть ахейцев покинула Пелопоннес и поселилась на острове Лесбос .

С Коринфского перешейка дорийцы проникли в среднюю Грецию и здесь завладели Мегаридою . В Пелопоннесе удержались на своих землях, в политической независимости от дорийцев, жители Аркадии , а Элида досталась союзникам дорийцев, этолийцам. Ближайшими последствиями того же завоевания Пелопоннеса было и выселение ионийцев из Аттики и других областей на острова и малоазийское побережье, где возникло ионийское 12-градие (Милет , Ефес , Фокея , Колофон и др.), и основание дорийцами, вышедшими преимущественно из Арголиды, шести городов (Гексаполис) на карийском берегу и на прилегающих к нему островах.

С возвращением Гераклидов и основанием древнейших колоний, которые, в свою очередь, послужили метрополиями новых поселений, эллинская народность окончательно разместилась в Греции на постоянное жительство. Это событие составляет рубеж, за которым лежит царство легенд и мифов, а по другую сторону начинается историческое существование Греции как страны эллинов.

Поэтические источники

Состояние эллинских обществ, ближайшее к историческому времени, обрисовано с замечательною яркостью и полнотою в так называемых гомеровских поэмах, Илиаде и Одиссее , к началу VIII века до н. э. существовавших приблизительно в нынешнем виде. Изображенное в них состояние общества содержит в себе все элементы дальнейшего развития Греции и составляет как бы исходный момент в образовании различных форм государственного устройства. Создание Илиады и Одиссеи относится к Х-IX векам. Воспетые в поэмах события отделены от времени составления поэм передвижением племён и народов в материковой Греции, последствием чего было основание малоазийских и островных колоний . Распределить содержащиеся в поэмах исторический материал по эпохам и периодам нет возможности; главная доля его принадлежит временам самого автора. Индивидуальный тип эллина с его наиболее постоянными достоинствами и слабостями, верованиями и наклонностями установился уже в обществе времён Гомера.

Если судить по поэме, положительных законов в этом обществе ещё нет, поэтому уклонения от нормы отношений в ту или другую сторону здесь чаще и менее чувствительны; однако имеют большую силу исконные обычаи и установки, охраняемые самими богами , а также общественное мнение. Однако вывод об отсутствии законов может быть ошибочным: достаточно провести сравнение с современными фильмами или другими литературными произведениями, чтобы понять, что авторы часто показывают героев в обстановке, где фактически не действуют законы.

В обществе ещё действуют пережитки родового строя, особенно в семейных и частно-правовых отношениях, но городская община уже сложилась, управление ею распределено между единоличным вождём, советом старейшин и народом. Экономическая зависимость иных вождей от народа, сила публичного слова, наличие ораторов , примеры критики, направленной против вождей и тому подобного, свидетельствуют, что уже в эту пору народ в городских общинах не был бесправной массой или безответным орудием других органов власти. Если от народа требуется покорность вождю, то и для вождя обязательны забота о народе, справедливость в решении дел, храбрость на войне, мудрость советов и красноречие в мирное время.

Личные достоинства вождя - одно из необходимых условий почёта со стороны народа и самого повиновения его требованиям. Дальнейший успех общественности состоял в том, что взаимные отношения властей приобрели большую определённость: понятие общего блага в государстве получило перевес над всеми прочими интересами, личные достоинства и заслуги перед обществом были главным правом на влияние и значение в государстве.

Гомеровское общество далеко не однородно по своему составу: в нём различаются люди простые и знатные, кроме свободных есть рабы, в среде свободных наблюдаются различия по состоянию и роду занятий, взаимные отношения между господами и рабами носят на себе печать патриархальной простоты и близости, в отношениях мужчины и женщины замечается больше равноправия, чем это было в более позднее, историческое время. Поэмы Гесиода восполняют показания гомеровских песен об эллинском обществе в ту отдалённую пору.

Полисный период

(XI-IV века до н. э.) Этническая консолидация греческого мира. Становление, расцвет и кризис полисных структур с демократической и олигархической формами государственности. Высшие культурные и научные достижения древнегреческой цивилизации.

Гомеровский (предполисный) период, XI-IX века до н. э.

Этот период известен также как «греческие тёмные века ». Окончательное разрушение остатков микенской (ахейской) цивилизации, возрождение и господство родоплеменных отношений, их трансформация в раннеклассовые, формирование уникальных предполисных общественных структур.

Архаическая Греция (VIII-VI века до н. э.)

Первый период античности . Начинается параллельно с закатом бронзового века. Началом периода античности принято считать дату учреждения древних Олимпийских игр в 776 году до н. э.

Формирование полисных структур. Великая греческая колонизация. Раннегреческие тирании. Этническая консолидация эллинского общества. Внедрение железа во все сферы производства, экономический подъём. Создание основ товарного производства, распространение элементов частной собственности.

Классическая Греция (V-IV века до н. э.)

V-IV века до н. э. - период высшего расцвета полисного устройства. В результате победы греков в Греко-персидских войнах (500-449 годы до н. э.) происходит возвышение Афин, создаётся Делосский союз (во главе с Афинами). Время высшего могущества Афин, наибольшей демократизации политической жизни и расцвета культуры приходится на время правления Перикла (443-429 годы до н. э.). Борьба между Афинами и Спартой за гегемонию в Греции и противоречия между Афинами и Коринфом, связанные с борьбой за торговые пути, привели к Пелопоннесской войне (431-404 годы до н. э.), которая завершилась поражением Афин.

Характеризуется . Расцвет экономики и культуры греческих полисов. Отражение агрессии персидской мировой державы, подъём национального самосознания. Нарастание конфликта между торгово-ремесленными типами полисов с демократическими формами государственного устройства и отсталыми аграрными полисами с аристократическим устройством, Пелопоннесская война, подорвавшая экономический и политический потенциал Эллады. Начало кризиса полисной системы и потеря независимости в результате македонской агрессии.

Эллинистический период

В противоположность средневековой мысли гуманисты отделяют средневековье от античности. Петрарка одним из первых выделил понятие «medium aevum» или средние века, как новый период, обособленный от античности. Таким образом гуманисты явились создателями трехчленной периодизации на древнюю, среднюю и новую историю . Макиавелли отмечает, что Римская империя была разрушена варварами, что ознаменовало начало нового периода. Он отрицательно относится к христианству, говоря, что античная религия воспитывала в людях гражданские доблести, а христианство оказало расслабляющее действие на гражданские нравы, что и подорвало мощь империи. Христианство внесло в империю новые смуты и тем облегчило варварам завоевание империи .

Следует отметить и такую фигуру, как священник и доктор богословия Жан-Бенинь Боссюэ (1627-1704). Его периодизация имеет чисто библейский характер, связывая начало нового времени с правлением Константина Великого. Таким образом, история средних веков в его периодизации отсутствует . Основная идея его периодизации заключается в том, что франки является истинными преемниками Римской империи, а значит Французская монархия представляется самой древней и благородной во всем мире.

Со времен Гиббона в исторической и популярной литературе традиционно содержание периода поздней античности трактуется исключительно с негативной точки зрения, как распад римской государственной системы и разложение империи.

Термин «поздняя Античность» вошел в широкое употребление благодаря исследованиям выдающегося немецкого историка и социолога Макса Вебера , хотя другой не менее известный ученый, швейцарский культуролог Якоб Буркхардт употреблял похожий термин уже в 1853 году в книге «Век Константина Великого».

С начала 1970-х годов в Великобритании, с появлением монографии Питера Брауна «Мир поздней античности», поздняя античность стала пониматься как самостоятельная историческая эпоха (в широких хронологических рамках, с III по середину VII века; в узких IV-VI вв.). Питер Браун видит основой развития позднеантичного общества религиозный фактор. Именно становление и развитие христианской церкви, христианизация Поздней Римской империи, становление догматики и появление различных направлений в христианстве, изменения в идеологии, системе образования и культуре в целом определяли лицо позднеантичного общества. Питер Браун показал читателям картину поздней античности, как время возможностей и кардинальных изменений, разнообразия и творчества, что нашло свое отражение в чрезвычайно богатой литературной традиции, произведениях искусства, строительстве и др. Римская империя представляется поликонфессиональным образованием, в котором наряду с христианством играли свою роль неоплатонизм, старые античные языческие культы и представления, а также различные религиозные практики .

Как правило, современные исследователи выстраивают свою периодизацию с опорой на годы правления императоров или на какие-либо эпохальные события. Такими ориентирами, определяющими начало поздней античности являются, чаще всего, правления Диоклетиана, Константина и формальное разделение империи на две части в 395 году. Но все эти даты условны и приняты на вооружение лишь для удобства исследования.

Следует отметить и тот факт, что до недавнего времени такие крупнейшие издания, как первое издание Кембриджской истории античности (1923-1939), заканчивали своё повествование 324 годом - датой самостоятельного правления императора Константина. Однако, новое издание той же Кембриджской истории заканчивается 600 годом .

В дальнейших работах таких исследователей, как Арнольд Хью, Мартин Джонс и Питер Браун намечается сдвиг рамок периода поздней античности до 641 года у Джонса и 800 года у Брауна (коронация Карла Великого, «императора Запада»).

Очень часто конечной датой поздней античности считают события византийской истории, такие как смерть Юстиниана в 565 году, переворот Фоки в 602 г. или арабское вторжение в Византию в 630-х годах (в частности, в Передней Азии и странах Северной Африки именно арабские завоевания считаются окончанием древней истории этих стран).

Таким образом, как нижняя, так и верхняя границы поздней античности остаются весьма и весьма дискуссионным вопросом.

География античности

Балканская Греция в древности занимала территорию около 88 тысяч км 2 . На северо-западе граничила с Иллирией , на северо-востоке - с Македонией , на западе омывалась Ионическим , на юго-востоке - Миртойским , на востоке - Эгейским и Фракийским морями. Включала три региона - Северную Грецию, Центральную Грецию и Пелопоннес . Северная Греция горным хребтом Пинд делилась на западную (Эпир) и восточную (Фессалия) части. Центральная Греция отграничивалась от Северной горами Велухи и Эта и состояла из десяти областей (с запада на восток): Акарнания , Этолия , Локрида Озольская, Дорида , Фокида , Локрида Эпикнемидская, Локрида Опунтская, Беотия , Мегарида и Аттика . Пелопоннес соединялся с остальной Грецией узким (до 6 километров) Коринфским перешейком .

Центральной областью Пелопоннеса была Аркадия , которая граничила на западе с Элидой , на юге с Мессенией и Лаконией , на севере с Ахайей , на востоке с Арголидой , Флиасией и Сикионией ; в крайнем северо-восточном углу полуострова располагалась Коринфия .

Островная Греция насчитывала несколько сотен островов, образовывавших четыре больших архипелага - Киклады на юго-западе Эгейского моря, Северные Спорады на севере Эгейского моря, Додеканес на юго-востоке Эгейского моря и Ионические острова у западного побережья Греции. Самые крупные из греческих островов - Крит к юго-востоку от Пелопоннеса и Эвбея , отделенная от Центральной Греции узким проливом Эврипом . Самые значительные из островов у западного побережья Греции - Керкира , Лефкас , Кефалиния и Закинф .

Балканская Греция - в основном гористая страна (её пронизывают с севера на юг два ответвления Динарских Альп) с чрезвычайно изрезанной береговой линией и многочисленными заливами (самые крупные - Амвракикос , Коринфский залив , Месиниакос , Лаконикос , Арголикос , Сароникос , Малиакос и Пагаситикос).

Наследие античности

Античность и современное общество

Античность оставила огромный след в современности.

В XVIII веке, в преддверии Великой французской революции , философы-материалисты обращаются к Лукрецию . Его учение о возникновении мира из атомов, об эволюции природы и человеческого общества без божественного промысла, о естественном договоре, объединяющем людей для общей пользы, о законе, который не бог, а люди устанавливают для той же пользы и отменяют его, когда он этой пользе перестает удовлетворять, было созвучно передовым теориям того времени. И столь же созвучны были идеи народовластия, равенства, свободы, справедливости, хотя, став революционными лозунгами XVIII века, они понимались гораздо шире, чем в античности.

Европейский театр и литература постоянно обращались к античности, и всё более многообразными становились их связи с нею. Обрабатывались античные сюжеты: «


Когда речь заходит о Древней Греции, большинство людей сразу вспоминают об Олимпийских играх, Спарте и древнегреческой мифология. Но на самом деле, древним грекам современный человек обязан гораздо большим. Классическая литература, монеты, якоря, торговые автоматы - всё это и многое другое родом из Древней Греции.

1. Городское планирование


Несмотря на то, что большинство людей считают планирование городов относительно современным изобретением, по мнению большинства историков, «отцом планирования городов» является древнегреческий архитектор и градостроитель Гипподам Милетский. Его планы греческих городов отличались потрясающей упорядоченностью, в отличие от хаотически переплетенных улиц городов той эпохи.

2. Водяная мельница


Самым ранним свидетельством о водяной мельнице в исторических документах является упоминание о колесе Перахора, которое было создано в третьем веке до нашей эры в Греции. Как полагают историки, оно было создано греческим инженером Филоном Византийским, который впервые упоминает о водяном колесе в одной из своих работ.

3. Водопровод


Как известно, древние греки высоко ценили физическое развитие человека. Эта концепция была отражена в их подходе к физической нагрузке и чистоте тела. К примеру, в Афинах существовало много акведуков, по которым текла вода с гор. Также в городе существовала весьма обширная водопроводная система, по которым вода из цистерн распределялась по баням, фонтанам, а также домам богатых людей.

4. Одометр


Этот повсеместно распространенный сегодня инструмент, измеряющий пройденное автомобилем расстояние, был изобретен в Древней Греции. Изначально он использовался для измерения расстояния между городами.

5. Карты


Картография играла большую роль в путешествиях и навигации с древнейших времен. Изобретение карт и картографии приписывают Анаксимандру Милетскому, одному из важнейших досократических философов. Несмотря на то, что картами пользовались в Египте, Лидии, на Ближнем Востоке и в Вавилоне, на них изображались исключительно местные дороги и города. Анаксимандр же изобразил всю обитаемую землю, известную древним грекам.

6. Маяки


До появления специальных портов в Древней Греции, на вершинах прибрежных холмов возле городов, в которые ходили торговые суда, по ночам разжигали костры. Впоследствии огонь начали разводить на специальных платформах – чем выше горело пламя, тем дальше его было видно. Подобная практика привела к развитию маяков. Самым известным маяком в античной истории является одно из чудес света - Александрийский маяк, построенный в 280-247 годах до н.э.

7. Монеты


Первые монеты возникли во время железного века в Анатолии и Древней Греции примерно в 600-700 годах до н.э. Впоследствии монеты, разработанные греками, использовались для покупки или торговли товарами и другими народностями.

8. Центральное отопление

Перед тем, как система отопления домов появилась у римлян, она существовала у греков, в частности у минойцев. Греки под полами своих домов прокладывали трубы, через которые текла теплая вода, подогреваемая разведенными очагами.

9. Якоря


Древние греки были первыми, кто начал использовать в качестве якорей корзины, заполненные камнями, больших мешки с песком, и выдолбленные изнутри деревянные бревна, в которые был залит свинец.

10. Душ

В Элладе впервые в мире появился душ. Вода в общественных душевых, которые могли использовать как знать, так и простые граждане, поступала из существующих в греческих городах водопроводов из свинцовых труб.

11. Автоматические двери


Наверняка, многие думают, что автоматические раздвижные двери появились совершенно недавно, это не так. Греки изобрели автоматические раздвижные двери, которые работали с помощью сжатого воздуха или воды. Использовались такие двери в храмах.

12. Будильник


Один из наиболее часто используемых в современном мире гаджетов впервые изобрел известный греческий философ Платон. Для того, чтобы не проспать свои лекции, он переделал водяные часы.

13. Торговый автомат


Торговые автоматы также кажутся современным изобретением, но на самом деле им более 2 тысяч лет. Греческий изобретатель Герон Александрийский сделал прототип торгового автомата в 215 г. до н.э., Автомат, который использовался для продажи освященной воды перед храмами, имел следующий принцип действия: в специальную прорезь бросали монету, которая падала в емкость, прикрепленную к боку сосуда с водой. Увеличившийся вес емкости наклонял сосуд, из которого выливалась порция воды. Потом монета выскальзывала из емкости, а сосуд снова возвращался в вертикальное положение.

14. Термометр


Впервые термометр изобрел Герон Александрийский, который первым понял, как воздух расширяется при нагревании до высоких температур. Впоследствии Филон Византийский первым применил эту технику, чтобы определять температуру воздуха, а Галилей в 1597 году только усовершенствовал древнее изобретение, введя понятие «масштаба» для количественной оценки процесса измерения температуры.

15. Театр


Театр родился в городе-государстве Афины. Даже само слово «театр» происходит от греческого слова Theatron, что означает «место для просмотра».

В продолжение темы . Удивительные вещицы.

Античность

Анти́чность [ (восходит к лат. antiquitas - древность) - в общем смысле это слово означает «греко-римская древность », иначе говоря, цивилизация Древней Греции и Древнего Рима во всём многообразии её исторических форм.

Также иногда Античностью называют любые очень древние времена, используя понятие синонимично слову «древность ».

В Античности следует искать истоки многих ценностей, которые составили впоследствии европейскую культуру.

Поскольку на Античность приходится несколько столетий человеческой истории, её принято подразделять на эпохи и периоды.

1 Общая периодизация Античности

2 Периодизация Античности и Протоантичности

2.1 Крито-микенский период - предыстория Античности

2.1.1 Минойская цивилизация (Крит)

2.1.2 Микенская цивилизация (Балканская Греция)

2.2 Полисный период

2.2.1 Гомеровский (предполисный) период, «тёмные века» (XI-IX вв. до н. э.)

2.2.2 Архаическая Греция (VIII-VI вв. до н. э.)

2.2.3 Классическая Греция (V-IV вв. до н. э.)

2.3 Эллинистический период

2.3.1 Первый эллинистический период (334-281 до н. э.)

2.3.2 Второй эллинистический период (281-150 до н. э.)

2.3.3 Третий эллинистический период (150-27 до н. э.)

2.4 Римская империя

2.4.1 Принципат (27 до н. э.-284 н. э.)

2.4.2 Тетрархия и доминат (285-324 гг. н. э.)

2.4.3 Упадок Римской империи (395-476 гг. н. э.)

3 География Античности

4 Наследие Античности

4.1 Античность и современное общество

Общая периодизация Античности

В целом, общая периодизация Античности выглядит следующим образом.

    Ранняя Античность (VIII в. до н. э. - II в. до н. э.) Зарождение Римской империи.

    Классическая Античность (I в. до н. э. - I в. н. э), золотой век античного мира, время единства греко-римской цивилизации.

    Поздняя Античность (II-V н. э.). Распад Римской империи.

Временные периоды могут несколько варьироваться в геополитическом контексте. Так золотой век Античности в Древней Греции был отмечен раньше, чем в Римской империи. Кроме того, античная цивилизация в Восточной Римской империи зародилась раньше и угасла позже чем в Западной части, где её уклад разрушили вторгнувшиеся германцы . Тем не менее, античное культурное наследие (в основном в позднеантичном виде) довольно хорошо сохранилось в быту, культуре, языке и традициях большинства современных романских народов , а от них передалось и другим народам Средиземноморья (южные славяне , арабы , турки , берберы , евреи ).

Необходимо отметить и то, что многие элементы классической Античности (традиции, законы, обычаи и т. д.) хорошо сохранялись в малоазиатском ядре Восточной Римской (Византийской ) империи до XI века, до пришествия турок-сельджуков .

Периодизация Античности и Протоантичности

Крито-микенский период - предыстория Античности

Крито-микенский (конец III-II тыс. до н. э.). Минойская и Микенская цивилизации. Возникновение первых государственных образований. Развитие мореплавания. Установление торговых и дипломатических контактов с цивилизациями Древнего Востока. Возникновение оригинальной письменности. Для Крита и материковой Греции на этом этапе выделяются различные периоды развития, поскольку на острове Крит, где в то время проживало негреческое население, государственность сложилась раньше, чем в Балканской Греции, подвергшейся в конце III в. до н. э. завоеванию греков-ахейцев. По сути, крито-микенский период - это предыстория Античности.

Минойская цивилизация (Крит)

Царь-жрец, фреска в кносском дворце

    Раннеминойский период (XXX-XXIII вв. до н. э.). Господство родовых отношений, начало освоения металлов, зачатки ремесла, развитие мореплавания, сравнительно высокий уровень аграрных отношений.

    Среднеминойский период (XXII-XVIII вв. до н. э.). Известен также как период «старых», или «ранних», дворцов. Появление раннегосударственных образований в разных уголках острова. Строительство монументальных дворцовых комплексов в ряде регионов Крита. Ранние формы письменности.

    Позднеминойский период (XVII-XII вв. до н. э.). Расцвет Минойской цивилизации, объединение Крита, создание морской державы царя Миноса , широкий размах торговой деятельности Крита в бассейне Эгейского моря, расцвет монументального строительства («новые» дворцы в Кноссе, Маллии, Фесте). Активные контакты с древневосточными государствами. Природная катастрофа середины XV в. до н. э. становится причиной упадка Минойской цивилизации, что создало предпосылки для завоевания Крита ахейцами.

История открытия и названия Открыта 16 марта 1900 года английским археологом Артуром Эвансом и названа в честь мифического царя Крита Миноса - владельца лабиринта , построенного, по легенде, Дедалом . По той же легенде древние греки платили дань Миносу людьми, которых он скармливал чудовищу Минотавру - порождению его жены Пасифаи .

Характеристики

    Минойская цивилизация представляла собой государство, управляемое царем.

    Минойцы вели торговлю с Древним Египтом, вывозили медь с Кипра . Для архитектуры характерны переосмысленные египетские заимствования (напр., использование колонн ).

    Армия минойцев была вооружена пращами и луками. Характерным вооружением у минойцев был также двухсторонний топор лабрис .

    Как и у других народов Старой Европы , у минойцев был распространён культ быка (см. таврокатапсия ).

    Минойцы плавили бронзу , производили керамику и строили дворцовые комплексы с середины XX века до н. э. (Кносс , Фест , Маллия ).

    Как и другие доиндоевропейские религии Европы, миносская религия не чужда пережитков матриархата . В частности, почиталась Богиня со змеями (возможно, аналог Астарты ).

Культурные связи По свидетельству Гомера , помимо собственно минойцев (автохтонных критян, этеокритян), на Крите проживали также пеласги (согласно Геродоту и др., прибывшие из Малой Азии или Греции), а также кидоны (малочисленный народ, возможно, родственный минойцам - от них происходит название города Кидония ). Позднее на остров проникли ахейцы (греки).

Генетическая принадлежность минойского (этеокритского) языка не установлена. Частичная дешифровка критского письма позволила выявить некоторые морфологические показатели. Не поддаётся расшифровке фестский диск .

Закат Минойская цивилизация сильно пострадала в результате природной катастрофы XV в. до н. э. - вулканического взрыва на острове Тира (Санторин ), породившего катастрофическое цунами . Это извержение вулкана, возможно, послужило основой мифа об Атлантиде .

Ранее предполагалось, что извержение вулкана уничтожило минойскую цивилизацию, однако археологические раскопки на Крите показали, что минойская цивилизация существовала по крайней мере около 100 лет после извержения (обнаружен слой вулканического пепла под сооружениями минойской культуры).

После извержения власть на острове захватывают ахейцы. Возникает микенская культура (Крит и материковая Греция), объединяющая в себе минойские и греческие элементы. В XII в. Микенская культура уничтожена дорийцами , которые в итоге заселяют и Крит. Вторжение дорийцев приводит к резкому культурному упадку, выходит из употребления критское письмо .

Тем не менее, этеокритский язык (язык автохтонных критян), по-видимому, ещё продолжал существовать - последние его памятники, записанные греческим алфавитом, относятся к III в. до н. э. (тысячелетие спустя после исчезновения Минойской цивилизации!)

Микенская цивилизация (Балканская Греция)

    Раннеэлладский период (XXX-XXI вв до н. э.). Господство в Балканской Греции родоплеменных отношений в среде догреческого населения. Появление первых крупных поселений и протодворцовых комплексов.

    Среднеэлладский период (XX-XVII вв. до н. э.). Расселение на юге Балканского полуострова первых волн носителей греческого языка - ахейцев, сопровождавшееся некоторым снижением общего уровня социально-экономического развития Греции. Начало разложения родоплеменных отношений у ахейцев.

    Позднеэлладский период (XVI-XII вв. до н. э.). Возникновение раннеклассового общества у ахейцев, формирование производящей экономики в сельском хозяйстве ряда государственных образований с центрами в Микенах, Тиринфе, Пилосе, Фивах и др., формирование оригинальной письменности, расцвет микенской культуры. Ахейцы подчиняют Крит и уничтожают Минойскую цивилизацию. В XII в. до н. э. в Грецию вторгается новая племенная группа - дорийцы, гибель микенской государственности.

Раннеэлладский период Греции Является частью крито-микенского периода греческой истории.

В III -II тыс. до н. э. в Балканской Греции обитали пеласги , лелеги и карийцы , вся страна по словам Геродота называлась Пеласгией. Поздние греческие историки считали эти народности варварами , хотя в действительности их культура находилась на более высоком уровне развития (об этом свидетельствуют археологические данные), чем культура греков-ахейцев , вторгшихся на территорию Греции на рубеже III -II тыс. до н. э.

Все поселения раннеэлладской эпохи можно разделить на два вида - это цитадели (например, в Лерне ), в которых проживали представители родоплеменной знати, и плотно застроенные посёлки (например, Рафина и Зигуриес ), заселенные, в основном, крестьянами-земледельцами. Все цитадели были окружены оборонительными сооружениями, которые присутствовали также в некоторых поселениях.

Помимо занятия земледелием, в раннеэлладский период возникает ремесло (гончарное, кузнечное), но численность ремесленников была мала и продукция обеспечивала местный спрос, но не исключено, что она также выходила за пределы отдельной общины.

Разделение поселений на цитадели и посёлки может говорить о начале классообразования во второй половине III тыс. до н. э. Цивилизация этого периода уже опережала в своём развитии другие европейские культуры, однако дальнейшему прогрессивному росту помешало передвижение племен по территории Балканской Греции.

Возникновение первых ахейских государств С приходом первой волны ахейских племен можно говорить о формировании греческой народности в начале II тыс. до н. э. Археологические данные находок среднеэлладского периода (XX-XVII) говорят о некотором упадке культуры этого периода по сравнению с культурой раннеэлладского периода. В погребениях этого времени отсутствовали изделия из металла, вместо них вновь появляются каменные орудия , инвентарь таких погребений очень скуден и однообразен, скорее всего, это можно объяснить отсутствием классового расслоения общества. Также исчезают монументальные сооружения, хотя нельзя не отметить появление некоторых новшеств, таких как гончарный круг и боевая колесница .

Все поселения среднеэлладского периода располагались, как правило, на возвышенных участках и были укреплены, примером такого поселения является городище Мальти-Дорион в Мессении . В центре этого городища располагался дворец, к нему примыкали мастерские ремесленников, остальную часть составляли дома простых людей и складские помещения.

К концу среднеэлладского периода стал ощущаться культурный подъем в развитии цивилизации материковой Греции, возникают первые государственные образования, происходит процесс классообразования, проявляющийся в выделении прослойки знати, наблюдается значительный рост населения, связанный с успехами сельского хозяйства. Выросло количество, как мелких населённых пунктов, так и крупных городов. Период в истории Греции между XVI и XI вв. до н. э. принято называть микенской эпохой, по названию крупнейшего политического и экономического центра континентальной Греции - Микен , расположенного в Арголиде .

Вопросы об этническом происхождении носителей микенской цивилизации долгое время оставались одними из сложнейших, только после расшифровки линейного письма учёными утвердилось мнение, что это были ахейцы. Ахейцы, переселившиеся на Крит и острова Малой Азии около XVI в. до н. э., по-видимому, происходили от северных, фессалийских ахейцев.

Первые города-государства, образованные в XVII-XVI вв. до н. э. - Микены , Тиринф , Пилос - имели тесные культурные и торговые связи с Критом , микенская культура многое заимствовала от минойской цивилизации , влияние которой ощущается в культовых обрядах , светской жизни, художественных памятниках; несомненно, от критян было воспринято искусство постройки судов. Но микенской культуре были присуще только ей свойственные традиции, уходящие корнями в глубокую древность (по мнению А. Эванса , микенская культура есть только ответвление критской и лишена какой-либо индивидуальности), свой путь развития. Несколько слов можно сказать о развитии микенской торговли и внешних отношений с другими государствами. Так, ряд предметов, найденных в Египте и ранее считавшимися привезенными с Крита , теперь определяются как изделия микенских ремесленников. Существует гипотеза, согласно которой микенцы помогли фараону Яхмосу (XVI в. до н. э.) в его борьбе с гиксосами , а во времена Эхнатона (XV в. до н. э.) в его новой столице Ахетатоне была распространена микенская керамика.

В XV-XIII вв. до н. э. ахейцы завоевали Крит и Киклады , колонизировали многие острова в Эгейском море , основали ряд поселений в глубине территории Греции, на месте которых позднее взросли знаменитые античные города-государства - Коринф , Афины , Дельфы , Фивы . Этот период считается временем расцвета микенской цивилизации.

Ахейцы поддерживают не только старые критские торговые связи, но и прокладывают новые морские маршруты на Кавказ , Сицилию , в Северную Африку .

Основными центрами, как и на Крите были дворцы, однако важным отличием их от критских является то, что они были укреплены и представляли собой цитадели. Поражают собой монументальные размеры цитаделей, стены которых построены из необработанных глыб, достигающих в некоторых случаях веса до 12 тонн. Самой выдающейся, пожалуй, цитаделью является Тиринфская , вся оборонительная система которой была продумана с особой тщательностью для предотвращения всех неожиданных пагубных ситуаций.

Возвращение Гераклидов Образованию городской общины в том виде, как она рисуется в Илиаде и Одиссее, с разнородным населением на определённой территории, со всеми особенностями государственного устройства, много содействовало передвижение эллинских племён, известное под именем возвращение Гераклидов или переселение дорийцев в Пелопоннес . Происходившее при этом смешение племён и объединение завоевателей и завоёванных в общей политической организации, жажда успеха и благоустройства на новых местах должны были ускорять переход от родового строя к территориальному, государственному. Следовавшее за передвижением дорийцев основание колоний в Малой Азии и на островах действовало в том же направлении ещё сильнее: новые интересы и новые отношения вызывали к жизни новые формы общественности. Передвижение эллинов, в котором главная роль принадлежала дорийцам, приурочивается к XII веку (с 1104 г.); началось оно вторжением эпирского народа фессалийцев через Пинд в ту страну, которая в историческое время именовалась Фессалией . Эолийские туземцы были частью покорены, частью бежали на юг и дала своему местожительству название Беотии . Жившие у подножия Олимпа дорийцы двинулись сначала в ту область, которая впоследствии называлась Доридой , а оттуда часть их, вместе с этолийцами , через Коринфский залив переправлялась в Пелопоннес, до того времени занятый ахейцами и в северной части ионийцами . Только после продолжительной борьбы с туземцами дорийцы мало-помалу утвердились в Мессении , Лаконике , Арголиде , куда они проникли со стороны Аргосского залива , и в Коринфе . Ахейцы вынуждены были или покориться пришельцам на положении неполноправных обывателей, или, утратив свои племенные особенности, слиться с победителями воедино, или, наконец, сняться с насиженных мест. С этого времени название Ахайи получила северная полоса полуострова, откуда ионийцы бегали к своим соплеменникам в Аттику : прибрежную область заняли спасавшиеся от дорян ахейцы. Другая часть ахейцев покинула Пелопоннес и поселилась на острове Лесбос . С Коринфского перешейка дорийцы проникли в среднюю Грецию и здесь завладели Мегаридою . В Пелопоннесе удержались на своих землях, в политической независимости от дорийцев, жители Аркадии , а Елида досталась союзникам дорийцев, этолийцам. Ближайшими последствиями того же завоевания Пелопоннеса было и выселение ионийцев из Аттики и других областей на острова и малоазийское побережье, где возникло ионийское 12-градие (Милет , Ефес , Фокея , Колофон и др.), и основание дорийцами, вышедшими преимущественно из Арголиды, шести городов (Гексаполис ) на карийском берегу и на прилегающих к нему островах. С возвращением Гераклидов и основанием древнейших колоний, которые, в свою очередь, послужили метрополиями новых поселений, эллинская народность разместилась окончательно на постоянное жительство в Греции. Это событие составляет рубеж, за которым лежит царство легенды и мифа, а по эту сторону начинается историческое существование Греции, с общим именем эллинов.

Поэтические источники

Состояние эллинских обществ, ближайшее к историческому времени, обрисовано с замечательною яркостью и полнотою в так называемых гомеровских поэмах, Илиаде и Одиссее , к началу VIII век до н.э. существовавших приблизительно в нынешнем виде. Изображенное в них состояние общества содержит в себе все элементы дальнейшего развития Греции и составляет как бы исходный момент в образовании различных форм государственного устройства. Создание Илиады и Одиссеи относится к Х-IX в. Воспетые в поэмах события отделены от времени составления поэм передвижением племён и народов в материковой Греции, последствием чего было основание малоазийских и островных колоний . Распределить содержащиеся в поэмах исторический материал по эпохам и периодам нет возможности; главная доля его принадлежит временам самого автора. Индивидуальный тип эллина, с его наиболее постоянными достоинствами и слабостями, с его верованиями и наклонностями установился уже в обществе времён Гомера. Положительных законов в этом обществе ещё нет; поэтому уклонения от нормы отношений в ту или другую сторону здесь чаще и менее чувствительны; однако, имеют большую силу исконные обычаи и установки, охраняемые самими богами , а также общественное мнение. В обществе живут ещё обломки родового строя, особенно в семейных и частно-правовых отношениях; но городская община уже сложилась, в управление ею распределено между единоличным вождём, советом старейшин и народом. Экономическая зависимость иных вождей от народа, сила публичного слова, наличность ораторов , примеры критики, направленной против вождей и т. п., свидетельствуют, что уже в эту пору народ в городских общинах не был бесправной массой или безответным орудием других органов власти. Если от народа требуется покорность вождю, то и для вождя обязательны заботливость о народе, справедливость в решении дел, храбрость на войне, мудрость советов и красноречие в мирное время. Личные достоинства вождя - одно из необходимых условий почёта со стороны народа и самого повиновения его требованиям. Дальнейший успех общественности состоял в том, что взаимные отношения властей приобрели большую определённость; понятие общего блага в государстве получило перевес над всеми прочими интересами; личные достоинства и заслуги перед обществом были главным правом на влияние и значение в государстве.

Гомеровское общество далеко не однородно по своему составу: в нём различаются люди простые и знатные, кроме свободных есть рабы; в среде свободных наблюдаются различия по состоянию и роду занятий; взаимные отношения между господами и рабами носят на себе печать патриархальной простоты и близости; в отношениях мужчины и женщины замечается больше равноправности, чем это было в более позднее, историческое время. Поэмы Гесиода восполняют показания гомеровских песен об эллинском обществе в ту отдалённую пору.

Полисный период

(XI-IV вв. до н. э.) Этническая консолидация греческого мира. Становление, расцвет и кризис полисных структур с демократической и олигархической формами государственности. Высшие культурные и научные достижения древнегреческой цивилизации.

Гомеровский (предполисный) период , «тёмные века» (XI-IX вв. до н. э.)

Окончательное разрушение остатков микенской (ахейской) цивилизации, возрождение и господство родоплеменных отношений, их трансформация в раннеклассовые, формирование уникальных предполисных общественных структур.

Архаическая Греция (VIII-VI вв. до н. э.)

Первый период Античности . Начинается параллельно с закатом бронзового века. Началом периода Античности принято считать дату учреждения Древних Олимпийских Игр в 776 до н. э.

Формирование полисных структур. Великая греческая колонизация. Раннегреческие тирании. Этническая консолидация эллинского общества. Внедрение железа во все сферы производства, экономический подъём. Создание основ товарного производства, распространение элементов частной собственности.

Классическая Греция (V-IV вв. до н. э.)

V-IV вв. до н. э. - период высшего расцвета полисного устройства. В результате победы греков в греко-персидских войнах (500-449 до н. э.) происходит возвышение Афин, создаётся Делосский союз (во главе с Афинами). Время высшего могущества Афин, наибольшей демократизации политической жизни и расцвета культуры приходится на время правления Перикла (443-429 до н. э.). Борьба между Афинами и Спартой за гегемонию в Греции и противоречия между Афинами и Коринфом, связанные с борьбой за торговые пути, привели к Пелопоннесской войне (431-404 до н. э.), которая завершилась поражением Афин.

Характеризуется . Расцвет экономики и культуры греческих полисов. Отражение агрессии персидской мировой державы, подъём национального самосознания. Нарастание конфликта между торгово-ремесленными типами полисов с демократическими формами государственного устройства и отсталыми аграрными полисами с аристократическим устройством, Пелопонесская война, подорвавшая экономический и политический потенциал Эллады. Начало кризиса полисной системы и потеря независимости в результате македонской агрессии.

Эллинистический период

Эллинистический (IV-I вв. до н. э.). Кратковременное утверждение мировой державы Александра Македонского. Зарождение, расцвет и распад эллинистической греко-восточной государственности.

Первый эллинистический период (334-281 до н. э.)

Походы греко-македонского войска Александра Македонского, краткий период существование его мировой державы и её распад на ряд эллинистических государств. Высокий эллинизм совпал по времени с ожесточенными пуническими войнами, отвлекавшими внимание Рима от восточных областей Средиземноморья, и длился до завоевания римлянами Македонии в 168 году и разрушения ими Коринфа. В эти годы процветал Родос, играло огромную роль богатое Пергамское царство при Аттале I (241-197) и Евмене II (197-152), создавались величественные памятники птолемеевского Египта.

Второй эллинистический период (281-150 до н. э.)

Расцвет греко-восточной государственности, экономики и культуры.

Третий эллинистический период (150-27 до н. э.)

Кризис и распад эллинистической государственности.

Римская империя

Римская империя (27 до н. э.-476 н. э.)

Принципат (27 до н. э.-284 н. э.)

Тетрархия и доминат (285-324 гг. н. э.)

Упадок Римской империи (395-476 гг. н. э.)

География Античности

География. Балканская Греция в древности занимала территорию ок. 88 тыс. кв. км. На северо-западе граничила с Иллирией, на северо-востоке – с Македонией, на западе омывалась Ионическим (Сицилийским), на юго-востоке – Миртойским, на востоке – Эгейским и Фракийским морями. Включала три региона – Северную Грецию, Среднюю Грецию и Пелопоннес. Северная Греция горным хребтом Пинд делилась на западную (Эпир) и восточную (Фессалия) части. Средняя Греция отграничивалась от Северной горами Тимфрест и Эта и состояла из десяти областей (с запада на восток): Акарнания, Этолия, Локрида Озольская, Дорида, Фокида, Локрида Эпикнемидская, Локрида Опунтская, Беотия, Мегарида и Аттика. Пелопоннес соединялся с остальной Грецией узким (до 6 км) Коринфским перешейком.

Центральной областью Пелопоннеса была Аркадия, которая граничила на западе с Элидой, на юге с Мессенией и Лаконией, на севере с Ахайей, на востоке с Арголидой, Флиунтией и Сикионией; в крайнем северо-восточном углу полуострова располагалась Коринфия. Островная Греция насчитывала несколько сот островов (самые крупные – Крит и Эвбея), образовывавших три больших архипелага – Киклады на юго-западе Эгейского моря, Спорады в восточной и северной его части и Ионические о-ва у западного побережья Малой Азии. Балканская Греция в основном – гористая страна (ее пронизывают с севера на юг два ответвления Динарских Альп) с чрезвычайно изрезанной береговой линией и многочисленными заливами (самые крупные – Амбракийский, Коринфский, Мессенский, Лаконский, Арголидский, Саронический, Малийский и Пагасейский).

Самые крупные из греческих островов – Крит к юго-востоку от Пелопоннеса и Эвбея, отделенная от Средней Греции узким проливом. Многочисленные острова Эгейского моря образуют два больших архипелага – Киклады на юго-западе и Спорады в восточной и северной его части. Самые значительные из островов у западного побережья Греции – Керкира, Левкада, Кефалления и Закинф.

Наследие Античности

Античность и современное общество

Античность оставила огромный след в современности.

Анализ средств массовой информации и предпочтений читателей показывает, что на рубеже XX -XXI веков общество находится на подъёме интереса к античному наследию [ источник не указан 138 дней ] . По всему миру ведутся интенсивные археологические поиски , и их результаты немедленно становятся предметом внимания средств массовой информации и общественного обсуждения. Например, турецкие археологи в течение семи лет ведут исследования в античном городе Антадрос на северо-западе современной Турции - пытаются найти свидетельства поселений легендарных киммерийцев . Как сказал историк Гюрджан Полат из турецкого Эгейского университета, «время настоящих открытий еще впереди». Археологи из римской Французской школы и Университета Бордо летом 2006 года начали раскопки крупного некрополя в римских катакомбах святых Петра и Маркеллина , относящихся к началу христианства в Древнем Риме. Серьёзные дискуссии ведутся в связи с началом раскопок так называемых «боснийских пирамид » на территории Боснии и Герцеговины.

Центральная и Южная Италия

В Италии за последние годы был сделан ряд выдающихся археологических открытий. Остановимся на главнейших.

В Риме небольшие, но интересные по стратиграфическим результатам раскопки ведутся в районе римского Форума. На Палатине, в районе Дома Ливии, обнаружены остатки зданий республиканского времени и некрополь раннего железного века . Широкие работы ведутся по реставрации античных зданий; завершена реставрации Большого цирка, производится укрепление стен Колизея, храма Антонина и Фаустины, арки Константина и др.

Близ Виа Латина, на некотором расстоянии от Рима, была открыта на глубине 21 м от уровня земли катакомба не совсем обычного типа , она построена по правильному плану: главные оси центрального помещения имеют около 50 м и 27 м длины, от него отходят прямоугольные и многоугольные камеры. Стены камер покрыты стуком и расписаны. Среди росписей на христианские темы встречаются некоторые языческие изображения (подвиги Геракла, история Алкесты и др.). Эта катакомба, датируемая второй половиной IV в. н. э., вероятно, принадлежала богатой фамилии.

Важные открытия сделаны при раскопках Виллы Адриана в Тибуре (Тиволи), возобновленных итальянскими археологами в 1951 г. . Работы велись в районе Канопа с целью восстановления его первоначального вида. На западной стороне канала в 1952 г. были найдены четыре кариатиды (рис. 1), являющиеся превосходными копиями II в. н. э. кариатид Эрехтейона. Рядом с ними были найдены две большие фигуры силенов с корзинами на головах. Еще более интересны открытия 1954 г. В северном конце Канопа, у входа в канал, было обнаружено полуциркульное сооружение с нишами, в которых помещались статуи речных богов Нила и Тибра, изображенных в традиционных позах, возлежащими, с рогом изобилия в руках (Нил опирается на статую сфинкса, а Тибр - на фигуру волчицы с Ромулом и Ремом), статуи Гермеса, Арея и двух амазонок типа Поликлета и Фидия. Все скульптурные изображения, кроме Нила и Тибра, являются превосходными и довольно хорошо сохранившимися копиями адриановского времени с греческих классических оригиналов. Большое количество менее крупных скульптур, в том числе хорошие римские портретные головы, также были найдены при раскопках этого района .

Продолжаются раскопки в Помпеях. После войны здесь был открыт интересный участок: самнитского города с частью оборонительной стены и башней . В настоящее время раскопки производятся в юго-восточном секторе города и в примыкающем к нему обширном некрополе, расположенном за пределами городских стен .

Большой интерес представляют развернувшиеся с 1952 г. раскопки в Пестуме, которые ведутся итальянскими археологами под руководством П. Сестиери . Работы сосредоточены вокруг трех знаменитых храмов - «Базилики», «Храма Посейдона» и «Храма Цереры». Раскопан участок греческого города и выявлена история святилища. Первоначально все три храма, расположенные в центре города на самой возвышенной его части, находились в пределах одного большого священного участка, обнесенного стеной. Кроме этих храмов, на этом участке найдены фундаменты еще нескольких храмов, многочисленных алтарей, баз статуй и других сооружений VI-III вв. до н. э. Многочисленные
вотивные приношения, в том числе терракотовые статуэтки, изображающие Геру - богиню плодородия и женщин с цветами и плодами, а также надписи на черепках и посвятительная надпись Гере на серебряном диске, позволили установить, что два храма (условно называвшиеся с XVIII в. «Базиликой» и «Храмом Посейдона») в действительности были посвящены Гере.

Точно так же вотивные приношения показывают, что так называемый «Храм Цереры» в действительности был посвящен Афине. Обнаружен большой алтарь этого храма. Возле него восстановэена вотивная дорийская колонна. Из вотивных терракот, найденных в этом районе, следует отметить великолепную архаическую полихромную статую Зевса, сидящего на троне .

В римское время район святилища был использован для гражданских соооружений, за исключением священных участков храмов .3десь возникает городской район с форумом, гимнасием, амфитеатром и домами.

Наиболее выдающееся открытие было сделано в Пестуме в 1954 г. . В 130 м к югу от храма Афины была открыта прямоугольная ограда из больших известняковых блоков размером 15 X 18 м. Внутри ее находилось прекрасно сохранившееся маленькое здание (3,05X2,49 ж), углубленное в скалу так, что только одна восточная сторона его была видна на всю высоту (2,25 м). Здание построено из больших известковых плит; двускатная крыша перекрыта хорошо сохранившимися черепицами. Здание это не имеет никаких отверстий. С восточной стороны в центре видны следы заложенного входа. Крыша здания находится на 0,1 м ниже уровня, античной поверхности - следовательно, здание было сознательно засыпано землей. Чтобы проникнуть внутрь здания, археологам пришлось разобрать часть крыши. Внутри стены были обмазаны белым стуком, пол вымощен известковыми плитами. Крыша поддерживалась деревянными балками, опиравшимися на два вертикальных столба, от которых сохранились гнезда. В центре находилось каменное возвышение, на котором сохранились металлические части ложа с приставшими к ним фрагментами шерстяной материи. Вдоль длинных стен стояли две бронзовые амфоры и шесть бронзовых ойнохой с рельефными и скульптурными украшениями в виде фигурок львов, баранов, голов лошадей, различных орнаментов (рис. 2). Вазы эти были наполнены медом. Кроме этих ваз, в углу находилась чернофигурная аттическая амфора круга Андокида с изображением апофеоза Геракла и Диониса с сатирами и менадами.

Как чернофигурная, так и бронзовые вазы датируются 540-530 гг. до н. э., так же как и фрагменты, найденные внутри ограды и принадлежавшие, очевидно, вазам, бросавшимся сюда в виде жертвоприношений. На некоторых из этих фрагментов имеются остатки посвятительных надписей Гере, на основании которых П. Сестиери пришел к заключению, что этот памятник является своеобразным, уникальным святилищем Геры, богини подземного мира, вступающей в священный брак с Зевсом-Гадесом. Однако против такого вывода можно выдвинуть серьезные возражения и прежде всего - отсутствие культовой статуи божества и полная изолированность святилища. Нам представляется более правдоподобным предположение, высказанное Пикаром , о том, что это сооружение представляет собой кенотаф - героон, посвященный какому-то герою. В пользу этого предположения говорит и чисто погребальный характер приношений, найденных внутри подземного сооружения (например, мед).

Севернее Пестума, в районах Андриноло и Лагетто, открыто более 400 погребений греческого, луканского и римского периодов (погребения в камерах или шахтах, иногда перекрытых черепицей) . Древнейшие из них, греческие, дают керамический материал VI-V вв. до н. э. Некоторые греческие камерные гробницы в IV в. до н. э. были вторично использованы луканами, которые украсили росписью стены. Роспись эта в известной мере заполняет пробел, существовавший между этрусской и римской живописью. В 1954-1955 гг. открыто несколько гробниц с росписью. Короткие стены обычно украшались изображениями из жизни умерших - возвращение воина, охота, прядущие женщины; на длинных стенах помещались сцены погребения и оплакивания умерших, изображения погребальных игр - состязания на колесницах, кулачные бои, танцы девушек (рис. 3). Росписи эти отличаются большой живостью исполнения; особенно хороши более ранние, в которых чувствуется сильное греческое влияние. В луканских гробницах найдено несколько прекрасных краснофигурных гестумских ваз (например, гидрия с изображением, видимо, мифа об Электре).

Некрополь, аналогичный северному, обнаружен и к югу от Пестума, в районе «Тетра del Prete». Открыты греческие погребения V в. до н. э., также вторично использованные луканами в IV в. до н. э. Здесь обнаружено большое количество детских погребений , аналогичных погребениям взрослых по форме могилы, но отличающихся меньшими размерами. Заслуживают внимания многочисленные детские игрушки из терракоты (погремушки, куклы с подвесными руками и ногами, звери). В 1955 г. в этом районе было открыто луканское погребение воина в парадном облачении . Вооружение состоит из шлема, открытого сверху и украшенного с боков ажурным орнаментом, панциря в виде трех соединенных треугольником выпуклых дисков (подобные панцири самнитского типа изображены на росписях этого времени), пояса, украшенного гравированным изображением крылатого грифона, копья и кинжала. Датируется это погребение началом второй половины IV в. до н. э.

В 6 км к востоку от Пестума, в области Каподифиуме, открыт небольшой некрополь VII в. до н. э. с глиняными оссуариями, имеющими вид хижин, и сосудами с геометрической росписью.

Южнее Пестума интересные раскопки ведутся в Велии , где открыт большой участок оборонительной стены в западной части города. Стены, сохранившиеся на значительную высоту (в нижней своей части они относятся к V в. до н. э.), сложены из больших блоков песчаника; на некоторых из них встречаются знаки и буквы АЕ (указание на единый городской стандарт). В эллинистический период стены были надстроены. В 1954 г. завершена расчистка ворот, фланкированных большими квадратными в плане башнями, также построенными из блоков песчаника.

Кроме участка городской стены, в Велии производятся раскопки агоры, где открыто несколько улиц, фонтаны, колодцы и большой водопровод из хорошо подобранных каменных блоков с двухскатным перекрытием (рис. 4). В этом водостоке найден ряд бронзовых статуэток времени Марка Аврелия, изображающих воинов, всадников, и другие фигурки .

Близ городских стен открыты следы римской виллы.

В других районах Южной Италии ведутся менее значительные археологические работы . В. Fratte di Salerno изучается акрополь этрусско-кампанского поселения; обнаружены две улицы и большой резервуар со сложной системой каналов; город этот прекратил свое существование в III в. до н. э.

В Кратоне начато раскрытие святилища Геры Лацинии; уточнен его план, расчищен монументальный вход.

В Локрах Эпизефирских изучались два храма и алтарь, относящийся к ионийскому храму.

В долине р. Трионто изучаются укрепления Кастильоне ди Палуди с главными воротами; близ этого места обнаружено укрепленное поселение.

Северная Италия

В Этрурии продолжается ряд многолетних раскопок, ведущихся как итальянскими археологами, так и представителями французской и американской археологических школ в Риме.

В Вейях (итальянские раскопки) изучались дороги этрусского времени, тщательно построенные, снабженные мостами. В Пьетра Пертуза исследован тоннель, около 180 м длины, пробитый в скале, использованный позже римлянами при устройстве Виа Фламиниа. В этрусское время Вейи были соединены с Римом дорогой Виа Вейентана, вновь замощенной в римское время. В районе северней Вейи исследовалась сельскохозяйственная территория; обнаружена сеть подземных, высеченных в скалах дренажных каналов.

В 4 км южнее г. Больсены (древние Вольсинии), в Ла Чивита, французские археологи исследуют этрусское поселение архаического периода. Открыт храм с портиком, построенный из блоков туфа, небольшой алтарь с этрусской надписью и несколько прямоугольных в плане домов, также построенных из туфа. В них найдено большое количество фрагментов керамики VII-VI вв. до н. э.

На соседнем с Ла Чивита холме обнаружен некрополь периода поздней культуры Виллановы (около 700 г. до н. э.); большинство погребений - неглубокие ямы, выложенные галькой и мелким камнем и заполненные землей после захоронения. В них найдено много железных ножей, фибул, бронзовых мисок и керамики с геометрическим орнаментом.

В Козе, где ведут раскопки американские археологи, изучается город III-II вв. до н. э. На форуме обнаружен ряд общественных сооружений, в том числе здания курии и комиций, первоначально деревянные, а затем каменные. Во II в. н. э. в нижнем этаже курии было устроено святилище Митры. Рядом с этим зданием обследован храм В, относящийся ко II в. до н. э., и храм С, датированный III в. до н. э. На форуме был обнаружен также большой водосток и несколько мелких прямоугольных в плане колодцев, высеченных в скале (назначение их еще не выяснено).

Сицилия

В Сицилии ведутся активные археологические работы. Изучаются памятники, начиная с догреческого периода и кончая позднеримским.

Раскопками 1956 г. в Леонтинах (Восточная Сицилия) открыто небольшое поселение сикулов - семь хижин прямоугольной формы размером от 3,5X4,10 м до 10 X 5,1 м. Вдоль стен жилищ сохранились отверстия для столбов; в некоторых хижинах такие же отверстия имеются в центре, около очага: здесь находились столбы, поддерживавшие крышу. В одной хижине такие же столбы поддерживали навес над входом. Интересно, что конструкция этих хижин имеет ближайшие аналогии в устройстве жилищ, открытых недавно на Палатине, в Риме.

В слое, непосредственно лежащем на остатках поселения сикулов, найдены фундаменты архаического храма, размером 32 X 10,60 м, и греческих домов VI в. до н. э. Обнаружены стены греческого города с воротами и некрополь VI-V вв. до н. э.

Погребения сикулов открыты также и в других центрах Сицилии: в Бутеро (близ Гелы) (с интересной посудой VIII-VII вв. до н. э.); близ Пьяцца Армерии , в центре острова (датирующиеся найденными с местной керамикой коринфскими и аттическими чернофигурными вазами VI в. до н. э.); в районе Рагузы (два сикульских некрополя с погребениями в саркофагах и в высеченных в скалах гробницах ).

Продолжаются раскопки в некоторых греческих колониях на территории Сицилии. В Наксосе прослежены слои от эпохи неолита до IV в. до н. э. Обнаружены оборонительные стены греческого города, улица, остатки домов; в окрестностях древнего города открыто здание V в. до н. э. (может быть, храм).

Французская археологическая школа в Риме уже несколько лет ведет раскопки в Мегаре Гиблейской . Открыты стены эллинистического периода, возможно, времени 2-й Пунической войны. В юго-западном углу городища расчищены ворота, фланкированные квадратными башнями, каждая из которых разделена на четыре помещения. Стены в некоторых местах сохранились на высоту до 3 м. С северной стороны линия эллинистических стен совпадает с направлением архаического вала. От архаического города сохранился также ряд архитектурных фрагментов, в том числе две дорийские капители и части фриза с триглифами, вероятно, принадлежавшие большому храму конца VII в. до н. э.

Остатки архаического города обнаружены также в другом центре Южной Сици¬лии - в Геле . Найдены фундаменты и дорийская колонна архаического храма, а также комплекс вотивных терракот и керамики. В центральной части города обнаружены остатки сокровищницы с антефиксами в виде женских голов. Ряд находок относится к более позднему времени: город существовал вплоть до средневековья.

Небольшой позднеархаический храм начала V в. до н. э. раскопан в Селинунте ; он состоял из целлы и пронаоса, был украшен дорийским фризом с метопами; перед храмом на мощеной площадке находился алтарь длиной 22 м. Храм этот суще¬ствовал от эпохи архаики до позднеримского времени.

Наиболее значительным открытием последних лет в Италии являются раскопки виллы позднеимператорского времени в Пьяцца Армерина , которые производились с 1950 г.

Вилла сохранилась очень хорошо, особенно центральная часть с колоннадой перистильного дворика. Наиболее ценное, что дали эти раскопки, - это роскошные мозаики, покрывающие большие площади пола почти во всех помещениях. Наряду с тонкими орнаментальными мотивами (например, в перистильном дворике) здесь есть многочисленные картины с самым разнообразным содержанием: мифологические (главным образом изображения морских божеств - Нереиды, Тритоны, Арион, которого дельфины везут по волнам); сцены из Гомера (например, Одиссей и Полифем); изображения артистов и певцов; миниатюрные изображения детей-возниц и т. д. Наиболее интересна грандиозная сцена охоты, состоящая из целого ряда эпизодов: загон зверей в сети, поимка дикого кабана, отдых охотников под деревьями, охота на львов, перевозка диких животных, погрузка их на корабль и т. д. (рис. 5). Все эти изображения занимают большой коридор размером 60 X 5 м. Особенно хороши и выразительны отдельные эпизоды, например охотник верхом на коне, готовящийся пронзить копьем притаившегося под кустом зайца (рис. 6). Не менее интересны мозаики с атлетическими сценами: состязания на колесницах, факельный бег, полуобнаженные девушки, занимающиеся гим¬настикой. Все эти мозаики отличаются чрезвычайной живостью и совершенством испол¬нения. яркими богатыми красками. Сцена охоты более совершенна по стилю, чем атле¬тические сцены. Она, очевидно, относится к несколько более раннему времени.

Сама вилла датируется концом III - началом IV в. н. э. Она служила резиденцией императору Максимиану после отречения его от власти, в то время как дворец в Сплите был местом пребывания Диоклетиана. На одной из мозаик изображен сам владелец виллы, император Максимиан со своим семейством. Большинство мозаик, в том числе и сцену охоты, следует датировать концом III в. н. э., а некоторые, как, например, «Девушки-атлеты» - началом IV в н. э.

Работы по реставрации мозаик позволили установить, что в некоторых местах (в частности, под мозаикой, изображающей «Фавсту») под верхним слоем мозаики находятся более ранние мозаичные изображения, сохранившиеся плохо. Очевидно, тут имели место ремонты и переделки .

Мозаики виллы Пьяцца Армерина занимают почетное место в ряду памятников искусства поздней Римской империи.

Франция

В местечке Викс (Кот-д’Ор, Бургундия), где производились раскопки кельтского поселения, в 1953 г. было открыто богатое погребение позднегальштатского периода . Погребение представляет собой квадратную яму глубиной в 3 м, имевшую деревянное перекрытие. Могильный холм совершенно не сохранился. Погребальный инвентарь отличался большим богатством; интересен также обряд погребения. В погребении найдена деревянная погребальная колесница, колеса которой были сняты и уложены вдоль стен могилы. Колеса имели по 10 спиц и были обиты бронзой. Кузов колесницы, украшенный бронзовыми ажурными пластинами, вероятно, был покрыт кожаной накидкой. Костяк был ориентирован головой на север. На руках и ногах были браслеты из бронзы, цветных камней и янтаря, на туловище - пояс из обвитой кожей бронзовой пластинки, три фибулы с янтарем, на груди - янтарные бусы, на голове - великолепная золотая диадема более 500 г весом. Диадема греческой работы; она представляет собой незамкнутое кольцо с полыми шарами на концах, очевидно, изображениями головок мака; рядом с ними маленькие фигурки скачущих пегасов, являющиеся, как а головки мака, погребальными символами .

Наиболее интересной находкой является огромный бронзовый кратер . Вместе с ним найдены серебряная фиала, три бронзовые миски, ойнохоя и аттический чернофигурный килик. Высота кратера 1,64 м, ширина 1,50 м, вес. 209 кг (рис. 7). На крышке кратера помещена женская задрапированная статуэтка архаического типа: тулово кратера гладкое, горло украшено рельефными изображениями повторяющихся групп воинов и колесниц. Происхождение этого великолепного памятника вызвало много споров главным образом в виду того, что на горле его вырезан ряд букв, видимо служивших для обозначения места
прикрепления рельефов. Некоторые ученые были склонны видеть в этих буквах образцы этрусского алфавита. Однако весь стиль исполнения кратера свидетельствует о его греческом происхождении. Возможно, он был изготовлен в Великой Греции и попал в Галлию через Этрурию. Погребение датируется чернофигурным киликом и фибулами последней четвертью VI в. до н. э., с чем вполне согласуется стиль кратера.

Другое богатое погребение раннекельтского времени было открыто в 1954 г. близ с. Рейнхейм в Сааре . Погребение было произведено в квадратной камере, перекрытой деревом. Умершая женщина была украшена роскошными изделиями из золота и других дорогих материалов. Была найдена золотая витая гривна, на концах завершающаяся шишечками со скульптурными масками под ними (рис. 8), и таким же образом украшенный браслет. Кроме того, найдены: второй золотой браслет, золотые кольца и подвеска, браслеты из стекла и черного шифера, две бронзовые фибулы в виде петуха и фантастического животного, ожерелье из янтарных, металлических и стеклянных бус, две бронзовые подвески в виде человеческих фигурок и другие мелкие предметы. Очень интересны также бронзовые чаши и кувшины, дополняющие погребальный инвентарь. На крышке кувшина помещена фигурка чудовища с туловищем лошади и человеческой головой; ручка кувшина украшена скульптурной головой бородатого человека. Все эти вещи, в отличие от памятников, происходящих из погребения в Виксе, исполнены, несомненно, местными мастерами и представляют собой великолепные образцы кельтской торевтики. Характерно, что в этом погребении не найдено ни одной греческой
привозной вещи; оно более позднего времени, чем погребение в Виксе, и датируется V в. до н. э.

Англия

Наиболее интересной археологической находкой в Англии за последние годы, относящейся к античному периоду, было открытие Митреума II в. н. э. в Лондоне, в Уолбруке .

Архитектурные остатки позволяют дать примерную реконструкцию этого святилища. Найдено большое количество различных вотивных приношений, керамики и других ритуальных предметов. Найдены головы Митры (от культовой статуи храма) и Зевса-Серапи- са. Интересна серебряная пиксида с рель¬ефными украшениями в виде фигур грифов, имевшая, очевидно, ритуальное назначение.

В том же районе открыты слои более раннего периода (I в. н. э.), в которых было найдено большое количество различных металлических, главным образом железных, инструментов, хорошо сохранившихся; интересны различные крючья, очевидно, являвшиеся орудиями грузчиков; найдено много монет, главным образом I и начала II в. н. э. Некоторые инструменты не окончены; это свидетельствует о том, что они производились на месте. Находки дают представление о жизни поселения, возникшего на месте Лондона после завоевания Британии римлянами.

Португалия

Мы не располагаем, к сожалению, сведениями об археологической деятельности за последние годы на Иберийском полуострове. Только об одном выдающемся открытии имеются довольно подробные сведения. Еще в 1947 г. в Португалии, в Тогre de Palm а были обнаружены остатки большой виллы III в. н. э.. Находки свидетельствуют о существовании здесь развитого сельского хозяйства; найдены жернова, большие цистерны, вероятно, для оливкового масла, и т. п. Но наиболее интересным было открытие прекрасных многоцветных мозаик. Среди них следует отметить замечательную по тонкости исполнения группу девяти муз, ряд мифологических сюжетов - «Триумф Вакха», «Тезей и Минотавр» и др.; любопытны изображения лошадей, отличающиеся большой живостью и выразительностью исполнения, рядом с каждой лошадью написано ее имя (рис. 9). Вокруг виллы раскопки обнаружили целое селение III в. н. э.

↩ ↩ ↩

  • Van Buren. News Letter…, AJA, 1955, т. 59, № 4, стр. 311.
  • Van Buren. News Letter…, AJA, 1955, т. 59, N° 4, стр. 311.
  • Newly Discovered in Central Sicily. ILN, 1951, 22 декабря, N° 5879, стр. 1032-1033; Gentili. Further Light on the Largest and Fines Roman Mosaics yet Known: the Excava-tion of the Piazza Armerina villa in Sicily, ILN, 1952; 8 марта, N° 5890, стр. 426-427; Roman Sport and Big Game Hunting in the Brilliant Third-century Mosaics of Sicily. ILN. 1955, 26 ноября, N° 6084.
  • Van Buren. News Letter…, AJA, 1956, т. 60, № 4, стр. 398.
  • Сh. P. Une sepulture a char en Cote-d’Or: decouverte d’un grand cratere de bronze. RA, 1953, т. 41, JSfe 1, стр. 98-100; R. Jоffrоу. The Burial of a Celtic Princess of 2500 years ago. ILN, 1953, 13 июня, № 5956, стр. 998-1001; его жe. Le tresor de Vix (Cote-d’Or). Paris, 1954.
  • Ch. P. La diademe d’or de Vix; pavots et Pegases. RA, 1955, т. 45, № 1, стр. 49-53.
  • С h. P. Le grand cratere de Vix. RA, 1954, т. 43, № 1, стр. 71-79; P. Amandry, Autour du cratere grec de Vix. RA, 1954, т. 43, № 2, стр. 125-140.