Июл 09/11

Создаем место для любимых книг – домашняя библиотека

Главная функция, которую выполняет домашняя библиотека – это организация вашей книжной коллекции таким образом, чтобы было легче найти необходимую книгу, а чтение стало веселым, беззаботным и комфортным. В данной статье вы найдете несколько подсказок по организации домашней библиотеки.

Место в доме для домашней библиотеки

Идеальным местом для обустройства библиотеки в квартире или доме является домашний кабинет. В нем вы сможете почитать или заняться важными делами в спокойной обстановке.

Второй, не менее привлекательный вариант, это домашняя библиотека в гостиной. Такое решение будет особенно интересно тем, у кого нет свободной комнаты для домашнего кабинета.

И, наконец, компактный вариант домашней библиотеки – это ее обустройство в любой из комнат. Это могут быть в вашей спальне с местом для чтения, книжный шкаф в углу кухни или домашняя библиотека в детской комнате. Это очень выгодное решение для малогабаритных квартир или при отсутствии гостиной. Также вы можете выгодно использовать пространство под лестницей, установив там встроенный шкаф для книг.

Интерьер кабинета-библиотеки

В вашем домашнем кабинете библиотека может занимать одну, две или даже три стены. С помощью встраиваемых книжных полок от пола до потолка вы сможете разместить в них необходимое количество книг. Наличие домашней библиотеки в кабинете говорит об изысканном вкусе и интеллектуальном развитии его владельца.

Стиль оформления интерьера с библиотекой может быть самым разнообразным, от колониального до ультрасовременного. Богато и изысканно смотрятся домашние библиотеки со старинной мебелью – массивный дубовый письменный стол, кожаные кресла и стулья с деревянными подлокотниками, мягкий уголок, обтянутый кожей, журнальный столик и высокие до потолка шкафы для домашней библиотеки.

Если вы приверженец более современного стиля, обустройте дизайн домашней библиотеки в кабинете с помощью , комфортных диванов, в хай-тек стиле и прочими стильными предметами мебели и аксессуарами.

Интерьер библиотеки-гостиной

Гостиная – это одно из наиболее подходящих мест для обустройства удобной и функциональной библиотеки. Главным ее элементом будут книжные полки, а также место для чтения и отдыха. При организации домашней библиотеки в гостиной можно позволить фантазии разыграться на полную, так как это то место в доме, где легко воплощаются все интерьерные и дизайнерские задумки.

Полки для книг могут быть встраиваемые, навесные или напольные. Если в вашей коллекции есть антикварные экземпляры или книги, которые вы просто хотели бы сохранить, используйте застекленные или шкафы для домашней библиотеки. Если полки высотой до потолка, вам обязательно понадобится . Выбирайте ее так, чтобы она подходила по стилю к интерьеру и мебели домашней библиотеки.

Книжные полки можно украсить личными вещами – фотографии в рамках, сувениры, . Ими можно красиво разбавить ряды книг, а в случае расширения коллекции у вас будет место для новых экземпляров.

В гостиной вместо письменного стола лучше использовать журнальные столики, так интерьер будет более гармоничным и уютным. Тем более, что ваша гостиная используется также как место для встреч, приема гостей и отдыха. Вы можете разместить , уютный диван и .

А оформить дизайн интерьера гостиной с библиотекой можно при помощи картин, декоративных вазонов с цветами, штор, и прочих предметов декора.

Особенно красиво будут смотреться высокие вазы и вазоны на полу гостиной, а также оригинальные коврики возле дивана или камина.

При выборе освещения отдавайте предпочтение лампам, которые позволят увидеть вам даже самый мелкий шрифт читаемого текста. Лампа для чтения должна быть расположена за плечом, чтобы свет не попадал прямо в глаза. Основное освещение домашней библиотеки не должно быть слишком ярким, это негативно влияет на сохранность книг. Отличный вариант освещения для комфортного чтения – напольные лампы на удобном эргономичном пантографе, который можно повернуть в любую сторону.

Детская домашняя библиотека

Ребенок, который любит читать, безусловно имеет в своей комнате много книг, и чтобы они хранились в порядке, обустройте ему детскую домашнюю библиотеку. Интерьер детской комнаты может быть дополнен оригинальными современными книжными полками или шкафами. Даже если ваш ребенок не интересуется книгами, привлекательное место для чтения в его комнате может кардинально изменить ситуацию.

Детям дошкольного возраста идеально подойдут полки, которые предусматривают размещение книг обложкой к лицу. Они обустроены специальной планочкой, которая удерживает книгу. Ребенок всегда сможет легко найти необходимую ему книгу по картинке на обложке.

Оригинально смотрятся детские книжные полки в форме букв алфавита или полки-домики.

Интересны варианты модульной , в которых предусмотрены книжные полки, совмещенные с кроватью.

Книжные полки для детей должны быть адаптированы к росту ребенка. Детям постарше можно предложить навесные книжные полки над рабочим столом или кроватью.

Одним из вариантов размещения книжных полок являются детские с предусмотренными углублениями для полок, а также встроенные книжные полки в нише или под подоконником. Это удобное решение как для маленького пространства детской комнаты, которая вне зависимости от размеров должна быть максимально функциональной и удобной для ребенка, так и для просторной детской комнаты, позволяющей использовать различные варианты меблировки.

Последние исследования подтверждают: «книга – невидимый член семьи, оказывающий на будущее образование ребенка не меньшее воздействие, чем родители. » Мы привыкли считать, что все зависит от уровня образования папы и мамы . Не только. Секреты открывает София Нескучная в материале «Книга лучше двух пап» для Газета.ру. Сегодня, в День славянской письменности и культуры, размещаю эту статью с комментариями.

«Исследователи университета Невады выяснили, что наличие хорошей библиотеки в доме напрямую коррелирует с будущим уровнем образования ребенка , причем вне зависимости от уровня образования родителей.

Этот фактор является общим для людей обеспеченных и небогатых, для жителей разных стран и для семей с самым разных уровнем образования родителей.

Традиционно считается, что ключевой предпосылкой для хорошего образования ребенка является уровень образования родителей.

Однако масштабное исследование , проводившееся в течение 20 лет среди 70 тыс. жителей 27 стран мира , показало, что книга – невидимый член семьи, оказывающий на будущее образование ребенка не меньшее воздействие, чем родители.

Детство, проведенное в доме без книг, по сравнению с детством в доме с библиотекой в 500 книг и более столь же различно влияют на будущее образование ребенка, как и различия в образовании родителей от церковно-приходской школы до университета.

По статистике, образованность родителей толкает ребенка к получению образования в течение срока на 3,2 года выше среднего. Однако ровно такой же эффект производит и наличие в доме большой библиотеки , вне зависимости от образовательного уровня родителей. В некоторых странах (например, в Китае) большая библиотека увеличивает длительность (соответственно, качество) будущего образования на 6,6 лет. В США эффект слабее – всего 2,4 года.

Таким образом, дети недостаточно образованных родителей, живущие в сельскохозяйственных областях, могут двигаться к знаниям через книги – именно этот путь должно избрать государство при поддержке образования. Эта гипотеза была проверена на детях в отдаленных частях Невады».

Я думаю, проблема современной Украины в том, что и в крупных городах нет уже моды на большие домашние детские библиотеки, потому как книга теперь роскошь — во всех отношениях , а тем более — хорошая книга. Уверена, учителя младшей школы подтвердят, что книг (особенно на украинском языке) очень мало. Нельзя же перепечатывать одно и то же издание украинских народных сказок. Кое-что появляется на рынке детской украинской книги, но при всем желании родителй и издателей вместе с педагогами далеко не все могут позволить себе книги . О сельских библиотеках. особенно домашних, говорить бессмысленно.

«Как мы можем помочь этим детям, чтобы дать им возможность изменить свою жизнь, выйти в люди? Результаты исследования подсказывают нам путь: помощь людям в создании домашней библиотеки – эффективный и недорогой путь помочь детям добиться успехов . Такой подход был бы очень хорош как долгосрочные инвестиции: они, вне сомнения, окупятся для страны », - считает автор исследования профессор Мария Эванс.

Даже наличие хотя бы 20 хороших книг в доме меняет мировоззрение ребенка. Увеличение количества книг ведет к улучшению результатов, к повышению уровня будущего образования детей и к улучшению качества их жизни , отмечает Эванс.

Мы как будто прочитали это утверждение ученых и решили, что нельзя привить ребятам любовь к чтению без новых, свежих, хрустящих, красочных, ярких, добрых, увлекательных книжек! Поэтому несколько лет подряд проводили благотоврительные акции со студентами и преподавателями. Самой масштабной и романтической стала .

Данные о сильнейшем влиянии размеров домашней библиотеки на уровень будущего образования ребенка поразили и самих ученых. Так, большая библиотека для будущего ребенка в два раза важнее, чем образовательный уровень отца, а также более важно, чем общий социальный уровень страны пребывания.

Показать бы эти результаты товарищам в парламенте (после того как там яйцебойня была во главе с товарищем с зонтами, буду писать парламент только с маленькой буквы!) , показать бы в Министерстве образования — тем, от кого зависит принятие решений, которые способны изменить ситуацию. Но, боюсь, их посты, чиновников этих, не соответствуют должному уровню образования. А все почему? Не было у них в детсве хорошей библиотеки!

Думаю, теперь классоводам в младшей школе можно использовать данные научного исследования, чтобы убедить родителей не экономить на детских книжках.

В детстве у меня было много книг — родители постарались. Мы много вместе читали. С класса второго, как только у нас появилась своя квартира, а следовательно, у меня — своя комната, начали собирать уже большую домашнюю библиотеку. Многие замечательные издания я уже покупала . Все осталось дома после перезда. Трудно устоять и не купить отличные развивающие детские книжки в книжных магазинах Израиля. А теперь, когда есть научное обоснование пользы от такой детской домашней библиотеки, будем покупать книжки с еще бОльшим удовольствием и усердием!

Присоединяйтесь!!!

P.S. А у вас была детская библиотека дома? Будете ли вы формировать детский книжный клад для своего малыша?

Дополнительно о детских книжках

Замечательные строчки из стихотворения С. Михалкова. Действительно, сложно представить наш мир без книги, и, может быть, совсем невозможно. Ведь книга сопровождает нас по жизни с самого детства.

Ребенок, по природе своей, интересующаяся, любознательная и очень впечатлительная натура. И эту неиссякаемую любознательность он всегда может удовлетворить с помощью книг . Красочные, заманчивые, интригующие, открывающие завесу в необычный, удивительный мир, книги формируют представление ребенка об окружающем мире. А самое главное, книги закладывают основу нравственного развития ребенка, учат доброте, любви, рассказывают и об отрицательных качествах, таких как ненависть, трусость, предательство. Книги помогают обрести внутреннюю гармонию, учат фантазировать, воображать помогают формировать свое восприятие мира и, конечно же, активно расширяют словарный запас.

Активным читателем ребенок становится не сразу, но это совсем не значит, что он не умеет общаться с книгами. Вначале это первое знакомство с книгой, закладка фундамента крепкой дружбы. Проще говоря, перелистывание красочных страниц, знакомство с картинками. Настоящая дружба не может начаться без помощи взрослого. Взрослый становится посредником между ребенком и писателем. Настоящая любовь ребенка к книге - это, прежде всего, любовь к книге его родителей и других взрослых членов семьи. Читая ребенку книгу, умея сопереживать героям, погружаться в события книги, как реальные и умея передать эти глубокие чувства ребенку, взрослый прививает ребенку любовь к литературе.

Как правило, нет детей, которые не любят читать, есть взрослые, которые им не читают и не приобретают книги, даже не задумываясь о том насколько важно и нужно наличие домашней детской библиотеки. Сразу вспоминается замечательное стихотворение В. Берестова о том, как важно чтение для ребенка.

Как хорошо уметь читать! Не надо к маме приставать, Не надо бабушку трясти: "Прочти, пожалуйста! Прочти!" Не надо умолять сестрицу: "Ну, почитай еще страницу". Не надо звать, не надо ждать, А можно взять и почитать!

В настоящее время собрать действительно качественную домашнюю библиотеку для ребенка стало огромной проблемой. Большое разнообразие писателей, издательств, книг привело к тому, что взрослые, порой, теряются среди этого разнообразия. Давайте попробуем разобраться, какие книги должны обязательно стоять на детских полках, какие книги дети с удовольствием принесут вам почитать и какие станут вашими верными помощниками в воспитании достойного человека.

Сказки и рассказы писателей разных стран

Сказки - это особая категория детских книг. О них можно рассказывать очень и очень долго. Проще всего сказать так: "Сказка должна войти в каждый дом!" Сказка - это самая первая ступенька лестницы, ведущей малыша в огромный, удивительный, неведомый мир. Мир фантазии и воображения, глубокий, интересный и захватывающий мир. Через сказку малыш осваивает сложные и глубокие взаимоотношения между людьми, разделяет чувства героев, представляет то, чего нет на самом деле, познает мудрость народов мира. Детские сказки - это отличное лекарство от жадности, грубости, агрессии и злости.

Вот лишь несколько известных, любимых и проверенных временем сборников сказок, написанных разными авторами и в разные эпохи: сказки Ш. Перро, Братьев Гримм, Г.Х. Андерсена, А.С. Пушкина , В. Гауфа, С. Топелиуса, П. Бажова , К.Паустовского, Г. Цыферова, С. Козлова, В. Сутеева с иллюстрациями Е. Чарушина, Н. Кочергина , Ю. Васнецова, В.Чижикова и других художников, а также замечательные и разнообразные сборники русских народных сказок и сказок народов мира.

Книги о животных

Добрые, трогательные книги о братьях наших меньших способны вызвать самые сильные эмоции у детей: умиление, восхищение и даже слезы. Такие книги должны быть в каждом доме, где есть ребенок. Общение с животными, пусть даже через книгу, прекрасный способ привить ребенку все самые добрые чувства. Это замечательные пособия по доброте, любви, нежности и ласке.

Рассказы о животных Е. Чарушина ("Тюпа и Томка" , "На нашем дворе", "Большие и маленькие" и т.д.), Л. Толстого ("Рассказы о животных"), А. Чехова ("Каштанка" и другие рассказы), А Куприна ("Барбос и Жулька", "Белый пудель", "Слон", "Золотой петух" и т.д.), Б. Житкова ("Храбрый утенок", "Про слона", "Про обезьянку" и т.д.), М. Пришвина ("Кладовая солнца", "Рассказы о животных"), В. Бианки ("Лис и мышонок", "Как муравьишка домой спешил") и другие.

Детские стихи

Самая, пожалуй, легкая и доступная для понимания часть детской литературы. С помощью стихов ребенок легко запоминает новые слова и выражения, повторяя их много-много раз, с особым четким ритмом и мелодичностью. Стихи не только просты в понимании, легки для запоминания, они невероятно поучительны. Из стихов ребенок в доступной форме узнает о том, что такое хорошо, а что такое плохо, знакомится с природой, окружающим миром. Слушая стихи известных детских авторов (Барто , Михалков, Чуковский , Маршак, Усачев , Берестов) о глупом мышонке, о дяде Степе, о Бармалее, о мухе и храбром комаре, о Мойдодыре и Айболите, о других героях детских стихов, ребенок усваивает много полезной и интересной информации. Именно со стихов мы начинаем приобщать ребенка к литературе. Стихи полезны не только для умственного, но и для эмоционального развития ребенка. Они постепенно подготавливают его к чтению и пониманию все более сложной литературы.

Научно-популярные книги, энциклопедии

Множество детских вопросов просто сводят родителей с ума. Бесконечные: "Почему? Когда? Зачем? Что это такое?" - ставят родителей в тупик. Детские энциклопедии и научно-популярные книги - это хорошие помощники родителей, которые дадут ответы на самые сложные и каверзные вопросы. Такие книги должны быть большими, красочными, яркими и прочными. Они должны привлекать внимание ребенка, чтобы их было просто приятно перелистывать, задавать вопросы и получать на них правильные развернутые ответы.

Говоящие и интерактивные книги

Последнее время огромную популярность завоевали говорящие книги: интерактивные азбуки и энциклопедии, "умные сказки" и музыкальные книги, уникальные книги-компьютеры с ЖКИ-дисплеями. Все эти книги, помимо текста, содержат в себе звуковой модуль. Этот модуль помогает быстро запомнить голоса животных, буквы, цифры и цвета. Такая книга сама расскажет ребенку сказку или даже споет песенку. А еще говорящие книжки развивают мелкую моторику рук, ребенок снова и снова нажимает кнопочки, чтобы услышать свои любимые звуки.

Книга в современном мире

Современный мир внес свои коррективы в развитие книжной индустрии, как хорошие, так и не очень. Одним из огромных плюсов современного мира, которым мы можем воспользоваться - это всемирная сеть Интернет. Именно она помогает нам выбирать и покупать книги не выходя из дома. Современные интренет-магазины позволяют нам не просто купить книгу, ориентируясь на оформление обложки, но и пролистать ее прямо на просторах интернета, ознакомится с содержанием, картинками, а, порой, и с самим текстом.

Но это лишь капля в море. В современном мире взрослый, а вслед за ним и ребенок, все чаще погружается не в страницы книг, а в завораживающий экран компьютера. Сегодня у ребенка появилось гораздо больше увлечений, поэтому чтение книг уже не на первом, и даже не на втором. А быть может и вовсе не входит в список ежедневных дел. С появлением различных гаджетов, появились новые способы чтения книг, получения знаний. Чтобы выучить алфавит и научится читать, сейчас достаточно одной программы на компьютере. Чтобы прочитать книгу, можно запросто скачать ее из интернета... Бесспорно, все это прекрасное дополнение к печатным изданиям, но заменить ими книгу было бы очень обидно. Печатная книга - это наше наследие, наша история, она прошла и пережила много-много веков, поэтому полностью уничтожив печатные издания, мы уничтожим и свою историю.

Как выбрать книгу для домашней библиотеки

Самым лучшим экземпляром для домашней детской коллекции, очевидно, станет книга, которая передавалась по наследству, старая книга. Такие книги, как правило, хранят в себе оригинальные сюжеты детских произведений, качественные рисованные картинки. Обладать такими книгами и иметь возможность быть их читателем - большое удовольствие. Бережно подклеенные, подшитые, они учат ребенка аккуратности, прививают особое, нежное и заботливое отношение к книгам. Старые детские книги - это связь с прошлым, история, которую необходимо передавать из поколения в поколение.

Если же вам не посчастливилось стать обладателем уже собранной коллекции, придется немного постараться. Сбор детской библиотеки - интересное и увлекательное занятие. Подойдитек к этому процессу творчески. Главное помнить несколько простых правил, которые помогут собрать действительно ценное книжное собрание.

  1. Обязательно пролистывайте детскую книгу перед тем, как ее купить.
  2. Внимательно рассмотрите иллюстрации. Картинки должны быть нарисованы в реальных цветах. Это очень важно, особенно если речь идет о книжках для малышей, которые только-только знакомятся с цветами.
  3. Обратите внимание на качество книги, обложка должна быть твердой, а страницы плотными. Самыми качественными считаются глянцевые страницы.
  4. Ребенку, как минимум, до двух лет, необходимо подбирать книги с плотными картонными страницами, которые сложно порвать.
  5. Сюжет книги должен быть оригинальным. Искаженные варианты сказок, рассказов, могут не только быть неинтересными ребенку, но и навредить его мировосприятию.
  6. Энциклопедии должны быть с яркими крупными рисунками, прочными страницами, чтобы их приятно было просто перелистывать. Хорошо, если такие книги будут коллекционными, ведь они актуальны во все времена и в любом возрасте.

Как правильно организовать домашнюю библиотеку

Герман Гессе

Домашняя библиотека - это не просто собрание книг, это портрет хозяина. Каждая личная библиотека неповторима и индивидуальна и она может многое рассказать о своем обладателе. Не зря журналист Луи Блан писал: "Скажи, что ты читаешь и я скажу, кто ты".

Домашняя библиотека - это еще и особая атмосфера, в которой воспитывается любовь к книге, к чтению, к аккуратности, это важная часть жизни, знакомиться с которой нужно с раннего детства.

  1. Научите ребенка расставлять книги в определенном порядке. Например, по алфавиту или по общей теме. Каждый раз после прочтения книги, вместе ставьте ее на место. Постарайтесь сделать это правило незыблемым ритуалом. Книги не должны стоять в беспорядке и, тем более, быть разбросанными.
  2. Научите ребенка правильно обращаться с книгами: аккуратно перелистывать страницы, одевать обложки на книги, ставить закладки. Если книга порвалась, то вместе с ребенком подклейте ее. Никогда не загибайте уголки страничек, храните в доме закладки для книг. Объясните, что никакие пометки в книге нельзя делать ручкой, а лучше и вообще их не делать.
  3. Тонкие детские книги можно хранить в больших папках по темам. Эти папки можно оформить вместе с ребенком, придумать обложки, красиво раскрасить и подписать.
  4. Составьте список всех книг и обозначьте их место на полках. Если кто-то берет почитать у вас книгу, отмечайте это в общем списке. Это важно, чтобы книги не потерялись.

Соблюдая эти простые правила, вы быстро увидите результат. Ваш ребенок научится уважать и любить книги, относиться к ним с особой почестью. Эти правила ребенок обязательно передаст и своим детям.

Приобщение ребенка к литературе - это долгая, кропотливая работа. Но эта работа необыкновенно полезная, приятная и она обязательно дает свои плоды. Собрать действительно ценную детскую библиотеку совсем не сложно, главное подойти к этому делу со всей душой, сердцем и огромной любовью к своим детям.

Советы по оформлению детской домашней библиотеки «Книжки в Вашем доме»   Казалось бы, что может быть проще, чем организовать дома детскую библиотечку: купил книги, поставил на полку и дело сделано. Но не все так просто, как нам того хотелось бы, ведь формирование круга детского чтения зависит от многих факторов: возрастные особенности ребенка, его интерес к литературе, а также те задачи, которые мы преследуем, создавая домашнюю детскую библиотечку. Можно было бы вообще опустить разговор об этом, если бы мы, взрослые, на этапе дошкольного детства в полной мере выполняли основную задачу развития интереса и бережного отношения к книге. Но такое, к сожалению, случается редко, ведь у книг в нашем доме появились мощные соперники: телевизор, видео, компьютер.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Советы по оформлению

детской домашней библиотеки

«Книжки в Вашем доме»

Казалось бы, что может быть проще, чем организовать дома детскую библиотечку: купил книги, поставил на полку и дело сделано. Но не все так просто, как нам того хотелось бы, ведь формирование круга детского чтения зависит от многих факторов: возрастные особенности ребенка, его интерес к литературе, а также те задачи, которые мы преследуем, создавая домашнюю детскую библиотечку. Можно было бы вообще опустить разговор об этом, если бы мы, взрослые, на этапе дошкольного детства в полной мере выполняли основную задачу развития интереса и бережного отношения к книге. Но такое, к сожалению, случается редко, ведь у книг в нашем доме появились мощные соперники: телевизор, видео, компьютер.

Задумывались ли вы когда-нибудь над вопросом: «Что может дать ребенку книга?» А ведь дети черпают из книг множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой и предметным миром, что способствует расширению детского кругозора. Через литературные произведения малыши впервые испытывают на себе храбрость и стойкость, добро и зло, познают такие общечеловеческие ценности как честность, справедливость, дружба, сочувствие, т.е. книги очищают и раскрывают душу, воспитывают добрые чувства. К тому же книги являются неиссякаемым источником для развития интеллекта и творчества и не только детей, но и нас, взрослых.

В связи с этим мы советуем весьма внимательно и разборчиво отнестись к организации и подбору книг дома. Взрослые должны помнить, что книга привлекает маленького ребенка прежде всего оформлением. Ее внешний вид должен быть привлекательным: разные формы обложек, красивые, яркие иллюстрации. О том, что это приоритетно для ребенка, хорошо сказал современный поэт:

Мы читаем книги вместе И бизоны, и удавы,
С папой каждый выходной. А у папы – никого!
У меня картинок двести, У меня – в пустыне дикой
А у папы – ни одной. Нарисован львиный след.
У меня слоны, жирафы – Папу жаль. Ну что за книга,
Звери все до одного, – Если в ней картинок нет!

В домашней библиотеке должны быть разные типы книг.

Первый тип – книжка-игрушка, книжка-картинка , которая дается в руки ребенку с самого раннего возраста (до года). Это еще не литература. Здесь зрительный образ преобладает над словесным, рисунки имеют главное значение. К.И. Чуковским было замечено, что этот период является важным в овладении речью, и книга, дающая богатые зрительные впечатления, будет хорошим помощником в этом деле. К.Д. Ушинский писал: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними, но свяжите с картинками двадцать таких слов – и ребенок усвоит их все на лету...» Кроме того, есть надежда, что ребенок в раннем возрасте, взявший книгу в руки и получивший наслаждение от общения с ней, и в дальнейшем будет тянуться к книге, и станет страстным читателем.

Второй тип – это книжка-вырубка . Ее обложка вырезана по контуру того предмета, о котором идет речь в тексте, и ее игровое внешнее оформление тоже способствует привлечению ребенка к знакомству с содержанием.

Третий тип – книжка-панорама . Она не только ярко иллюстрирована, но и снабжена движущимися фигурками. Действие с помощью этих фигурок в ней как бы оживает. Манипулируя ими, ребенок не только включается в ритм текста, но и проживает происходящее вместе с героями.

Также надо помнить о том, чтобы в библиотеке малыша должны быть книги разного типа отражения действительности: не только сказки, но и реалистическая литература, не только проза, но и поэзия.
До 3–4-х лет детей должны окружать книжки-картинки типа раскладушек и книжки-игрушки с преобладанием иллюстраций и короткого текста: «Курочка-Ряба», «Сорока-ворона» и др. После 3-х лет важно придерживаться одного из основных правил – в поле зрения ребенка должно находиться от 3 до 5 книжек с яркими иллюстрациями и доступным для этого возраста сюжетом. Это, конечно, «Игрушки» А. Барто, «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Теремок», «Три медведя» и др.

Хорошо бы через 2–3 недели обновлять книжный репертуар, вводя по одной новой книжке, причем с сюрпризом или поощрением, например:
- Сегодня тебе кошка принесла очень интересную книжку «Кошкин дом».
- Мы с бабушкой решили подарить тебе новую сказку – ведь ты очень любишь и бережешь книжки.
В 4 года и старше очень важно сказать ребенку, что дома есть детская библиотека. И вместе с ребенком необходимо правильно ее организовать, т.е. систематизировать по типу взрослой: сказки, книги одного автора; по временам года; рассказы о животных, книжки зарубежных авторов, загадки, стихи, энциклопедии и т.д. Каждое подразделение важно обособить картонной перегородкой с рисунком-символом, обозначающим тот или иной раздел. Очень хорошо дать название своей библиотеке (например,
«Книжкин дом» ) и постепенно ее накапливать.
Не следует забывать, что книги время от времени требуют нашей заботы. Поэтому неподалеку от библиотеки можно разместить уголок
«Книжкина больница» , где будут храниться материалы и инструменты для ремонта книг. Рекомендуем проводить такую работу совместно с детьми. Это будет способствовать воспитанию бережного отношения и любви к книгам.
Советуем также приобрести, а лучше совместно с детьми изготовить игры по сюжетам литературных произведений, которые будут способствовать поддержанию
интереса к книге :

  1. разные виды театров (настольный, «рукавичка», театр ложек, теневой);
  2. игры-путешествия по сказкам с фишками и кубиком;
  3. лото или домино «Герои любимых сказок» ;
  4. пазлы или разрезные картинки по сюжетам любимых произведений;
  5. отгадай загадку – найди отгадку;
  6. диски с аудиозаписями различных детских произведений;
  7. сундучок с «волшебными» предметами: клубочек, волшебная палочка;
  8. материал для творчества: краски, фломастеры, бумага, пластилин, клей;
  9. чудесный мешочек с мелкими игрушками-зверюшками для сочинения своих историй и т.п.

Отметим, что у каждого ребенка есть полюбившаяся только ему книжку, а поэтому он просит много раз перечитывать ее заново. Не волнуйтесь – это естественный и положительный процесс. Удовлетворяйте его желания: ребенок дошкольного возраста сживается с героями сказок или рассказов, все они его близкие друзья и советчики. Но постоянно старайтесь расширить поле его книжного зрения, ориентируя малыша на все полезное, художественно и нравственно-ценное. Обращайте внимание на полиграфию, оформление иллюстраций и, конечно, на содержание.

Ребенку очень важно быть знакомым, наряду со сказками, с сокровищницей детской литературы – классикой : произведениями Л. Толстого, К. Чуковского, С. Маршака, Е. Чарушина, Н. Носова, В. Осеевой, В. Драгунского и многих других авторов. Обязательно поместите в библиотеку замечательные книги Михаила Зощенко –на веселых примерах они научат вашего ребенка таким понятиям, как нравственность, честность, воспитанность.


Делимся полезными советами по созданию книжного царства.

Начнем с того, что при создании домашней библиотеки для детей необходимо учитывать несколько принципов:

Выбирайте книги с разной тематикой: природа, животный мир, взаимоотношения с друзьями, родителями, окружающий мир, техника и т.д. Если ребенок любит динозавров - это еще не повод отказываться от всего остального;
помните, что мальчикам и девочкам часто нравятся разные книги. Речь о тех случаях, когда нужно рассказать о каких-то характерных качествах или ситуациях. Не зря девочки любят книги про принцесс, а мальчики - про драконов;
учитывайте сезонность. Особенно это касается популярного сегодня формата книг-находилок;
старайтесь размещать книги в зоне доступа ребенка. Особенно те, что активно читаются в текущем периоде;
приобретайте книги с учетом возраста и развития ребенка, обязательно формируйте часть книг «на вырост»;
оставляйте любимые книги ребенка в домашней библиотеке. Детям будет приятно перечитать их снова. Даже спустя годы. Быть может, когда-нибудь ваши внуки или правнуки станут счастливыми обладателями настоящей коллекции замечательных детских книг;
с детства приучайте ребенка относиться к книгам трепетно - не рисовать, не брать грязными руками, использовать закладки, а не заламывать листы.

Выбираем книги для детской библиотеки

Ассортимент детской литературы сегодня очень большой. Легко купить дорогую книги и промахнуться с сюжетом или иллюстрациями. Чтоб избежать подобных неприятностей (и неэффективных трат) старайтесь учитывать следующие моменты при покупке:

Внимательно пролистывайте книгу. Если есть возможность - пробегите несколько страниц, чтобы понять насколько близок вам стиль книги, язык автора и т.д.;
выбирайте книги с иллюстрациями натуральных цветов. Это очень важно для малышей;
самыми качественными считаются глянцевые страницы, но они не всегда удобны именно в процессе чтения - отсвечивающие страницы часто портят впечатление;
энциклопедии - отдельный вид книг. Их часто перелистывают, поэтому страницы должны быть прочными, а рисунки яркими и крупными. Хорошая энциклопедия - настоящее украшение библиотеки и отличный подарок.

Создаем рубрикатор

Рубрикатор, даже условный, нужен в первую очередь для равномерного пополнения содержимого библиотеки. С ним вам будет проще отследить - каких книг много, а каких не очень, что именно нужно докупить для подросшего ребенка.

Чаще всего в домашних библиотеках встречаются следующие категории книг:

Книги для самых маленьких;
русские народные сказки, стихи русских поэтов;
сказки и стихи советских писателей;
сказки зарубежных авторов;
хрестоматии, сказки народов мира, легенды и мифы;
книги о детях;
библиотека приключений;
энциклопедии;
книги для дошкольников;
учебная литература и пособия для занятий с детьми;
классические книги для детей постарше.

Конкретное содержание каждой категории зависит от ваших предпочтений. Можно ориентироваться только на свое впечатление и проводить часы возле полок в книжном магазине. Более гуманный способ - читать рецензии на книги, знакомиться с отзывами читателей перед покупками.

Книжные традиции

Заведите в своей семье книжные ритуалы и традиции. Вместе с хорошо подобранной и удобной домашней библиотекой они создадут нужную атмосферу для приобщения детей к чтению. Вот некоторые примеры подобных традиций:

Вечерние чтения - вы удивитесь, но не в каждой семье принято читать книги на ночь. Часто подобные мероприятия носят эпизодический характер. Сказки на ночь - совершенно отдельный тип книг, правильный подбор которых подарит вам и вашему ребенку удивительные минуты.

Чтение всей семьей . Не путайте с предыдущим вариантом, когда главный читающий - мама или папа (часто по особому графику - у кого больше сил). Чтение в кругу семьи - настоящее интеллектуальное приключение, когда участники прерываются на уточнения, обсуждения и сбор мнений о том или ином поступке главного героя.

Творчество по мотивам прочитанных книг - это могут быть рисунки, игры, загадки. Очень здорово - проводить раз в месяц выступление домашнего театра (настольного, кукольного, теневого…), где оживут герои любимой сказки. Выступление можно приурочить к семейному празднику или сделать поводов для сбора родных и близких. Помимо всего прочего отличная тренировка памяти и навыка публичных выступлений.

Регулярный выбор книг для пополнения библиотеки. Сделайте себе заметку - раз в две недели, месяц приобретать вместе с ребенком новую книгу. Заранее обсуждайте с ребенком - что именно он хотел бы почитать. Это, кстати, хороший повод провести ревизию в своей библиотеке, чтобы понять - что понравилось и остается в архиве, а что не очень и почему именно.