Деревня Габовы Гронды была одним из первых поселений староверов на территории Августовского повята. Потом рядом с ней возникла деревня Бор, называемая также Борки. Главным занятием старообрядцев были работы, связанные с лесным хозяйством. Среди них было много пильщиков, а малое количество лесопилок способствовало популярности этой профессии. За короткое время старообрядцы стали признанными мастерами деревообработки, известными своей добросовестностью далеко за границами повята. Они изготавливали дуги, полозья, оглобли, обручи. Женщины ткали и, главным образом, производили ткани из льна. Часто изделия, изготовленные в деревнях Габовы Гронды и Бор, можно было встретить не только на рынке в Августове, но и в других польских городках.

Сегодняшние жители Габовых Грондов и Бора, опираясь на семейную традицию, считают, что первые поселенцы прибыли сюда уже после подавления январского восстания 1863-1864 годов. В период I мировой войны, большинство старообрядцев Августовского повята эвакуировались в глубь России, в окрестности Саратова. Впоследствии вернувшиеся из эвакуации в родные сёла староверы стали усердно восстанавливать разрушенные селения. В 1921 году в Боре жило 144 старообрядца, а в Габовых Грондах — 216.

В Списке старообрядческих общин Польши на 1930 год, опубликованном в Вестнике ВСС в Польше, указывается, что наставником общины служил И.Н.Голубев, председателем совета общины был А.И.Федотов.

В 1939-1941 годах староверцы из Габовых Грондов и Бора давали приют своим собратьям, бежавшим из окрестностей Пиявна Русского и Сувалкско-сейненской земли, находившихся под немецкой оккупацией.

Когда гитлеровские войска в 1941 году напали на Советский Союз, одни старообрядцы служили в Красной армии, а другие давали приют русским беглецам из немецкого плена. Гитлеровцы не ограничились простыми репрессиями, а решили полностью ликвидировать деревни ГабовыеГронды и Бор. Решение выполнили в ночь с 17 на 18 марта 1943 года, когда в эти деревни прибыла карательная экспедиция.

Древлеправославным христианам дали два часа, чтобы собрать необходимые вещи и оставить свои дома. Затем лишенных крова людей погнали в Августов, где посадили в вагоны и целыми семьями вывезли на принудительные работы в Германию. Вывезенные жители деревень свидетельствуют о том, что тогда к ним относились как к скоту, принуждая всех, даже малых детей, к многочасовой работе.

В оставленных деревнях были уничтожены не только строения, но даже надгробные кресты и деревянные колодезные срубы. Разобрали так же и моленную, которую вернувшиеся после войны жители восстановили в 1948 году.

28 июля 1984 г. в деревне Габовы Гронды прошел первый после Второй мировой войны собор Восточной Старообрядческой Церкви Польши, на котором был избран Высший Старообрядческий Совет в составе 14 человек. 1 октября 2006 года в храме прошло благословение в наставники Дмитрия Терентьевича Капланова.

Рядом с храмом расположено староверческое кладбище.

Сегодня Габовы Гронды — это единственная местность в Польше, где сохранилось стопроцентно староверческое население.

"Огромную целостную народную культуру старообрядцы привезли на новые земли не на бумаге, не в книгах, а в памяти, в сердце. И не только песни, сказки, молитвы, но и массу крупных и малых привычек, обычаев, знаний, которые - все вместе совокупно - и создали заново Русский Мир".

В.С. Бахтин


Русская старообрядческая диаспора - самый старый исторически сложившийся пласт современного дальнего (и ближнего) русского зарубежья, сохранивший древнерусское наследие и устойчивый перед лицом иноязычного и инокультурного окружения вот уже на протяжении более чем 300 лет. В подавляющей своей массе они не ассимилированы, активно сохраняют и развивают самобытность.
После революции 1917 г. началась старообрядческая эмиграция из России. В ней отчетливо прослеживаются 2 периода - Гражданской войны и 1920-х -1930-х годов.

В первый пореволюционный период из России в Европу выехали представители торгово-промышленно-финансовой буржуазии и одновременно известнейшие российские меценаты, благотворители и собиратели древнерусской иконописи - выходцы из знаменитых старообрядческих родов (Владимир Павлович, Павел Павлович и Степан Павлович Рябушинские, Дмитрий Васильевич и Василий Васильевич Сироткины, Сергей Николаевич Третьяков и др.).

За рубежом одни из них занялись политикой в рамках Российского финансово-промышленно-торгового союза, другие - бизнесом, но внутренне практически все они были неразрывно связаны с Россией, ее культурой и древлеправославной верой. Эмигрировавший в Сербию, Д.В.Сироткин не переставал интересоваться старообрядческой церковью, оказывал материальную помощь старообрядцам, беженцам в Румынии.
Его родной брат В.В.Сироткин, уехавший в Америку и сохранивший "деловую жилку", в то же время уделял серьезное внимание старообрядчеству и читал о нем в Нью-Йорке публичные лекции. Во время голода в Поволжье в 1921 г. Российскому финансово-промышленно-торговому союзу (среди членов которого было не мало старообрядцев) принадлежала инициатива организации в эмиграции комитетов помощи голодающим.

Особо стоит отметить деятельность В.П.Рябушинского - автора книги "Старообрядчество и русское религиозное чувство", работы "Русский хозяин" (уникальный опыт осмысления особенностей русского предпринимателя). В 1926 г. он организовал в Париже общество "Икона", которое ставило своей целью приобщение западноевропейцев к русской иконописи.

Во второй период (1920-е - 1930-е гг.) старообрядцы начали осваивать Китай.В 1920-е гг. десятки старообрядческих семей (поповцы), не принявших коллективизацию, ушли с Алтая в Синьцзян. А во второй половине 1930-х гг. - из Приамурья и Приморья в Маньчжурию переселились беспоповцы, где осели вблизи Харбина, в районе Трехречья. Там они рестьянствовали, разводили скот, занимались пчеловодством. Материально их поддержало Бюро эмигрантов. Старообрядческие эмигранты 1930-х гг. основали целый ряд поселений: Романовку (осн. в 1936 г.), Массаловку (Чипигу), Медяну, Коломбо, Силинхэ и др. Сюда стали стекаться старообрядцы со всей Маньчжурии и Синьцзяна. К лету 1945 г. в Романовке насчитывалось 45 дворов - 200 жителей.

22 июля 1940 г. на собрании епископов и священннослужителей белокриницкой иерархии в Славском монастыре было постановлено рукоположить на Маньчжурскую старообрядческую епархию Т.Д.Качалкина, которого еще пять лет назад маньчжурские старообрядцы избрали кандидатом в епископы.

Постриженный в иноки с именем Тихона, он был рукоположен в епископы митрополитом Силуяном и епископом Иннокентием 25 августа 1940 г. в селе Камень (Добруджа).

После прихода в августе 1945 года советских войск в Маньчжурию многие мужчины - старообрядцы были высланы в Сибирь, а их хозяйства раскулачены. Старообрядцам пришлось рассеяться по всей Маньчжурии; некоторые вернулись на родину (проживают сейчас в Солнечном районе Хабаровского края).

А после победы в Китае коммунистов в 1949 году русским старообрядцам предложили покинуть страну. Они переселились в Гонконг, а затем в 1958 г. при помощи ООН - в США, Аргентину, Парагвай, Чили и Бразилию и Австралию.
В Бразилии в 200 милях от Сан-Паулу, в Куритибе старообрядцы получили 6 тыс. акров земли.
В 1960 г. не сумев адаптироваться в Бразилии старообрядцы при поддержке Толстовского фонда и министра юстиции Р.Кеннеди перебрались в США (штат Нью-Джерси). В 1963 г. туда переехала часть староверов-"турчан" из Румынии. Первоначально 5000 старообрядцев расселили в районе Паттерсона и Лейквуда.

Работая по найму, часть из них стала быстро ассимилироваться, а другие начали посещать православную церковь. Другие, стремясь сохранить древлеправославное благочестие, двинулись в путь на северо-запад США в штат Орегон. С 1964 г. старообрядцы-"харбинцы", "синьцзянцы" и "турчане" поселились в долине Уильямет близ Вудберна, по соседству с возникшей в 1952 г. сельскохозяйственной колонией молокан-прыгунов. Однако и здесь старообрядческая молодежь стала быстро охладевать к соблюдению строгих традиций.

Тогда по совету Толстовского фонда группа староверов переселилась в леса Аляски. В 1967 г. их инициативной группой за 14.000 $ у штата был куплена одна квадратная миля в лесах Кенайского полуострова. В 1968 г. сюда начали переселяться староверы из Орегона, потомки "харбинцев". К началу 1970-х гг. на Аляске была построена деревня Николаевка (в 1970-х гг. в ней проживало 60 семейств - 400 человек).

Старообрядцы основали "Русскую морскую компанию" и наладили производство дизельных рыболовецких катеров; занимались рыболовецким промыслом в океане. Верфь в Николаевке выпускала 13-15 катеров в год (стоимостью 150 тыс. $ каждый). В 1983 г. в Николаевке была открыта государственная школа, преподавание в которой ведется на английском и русском языках.

В 1980-х гг. несколько членов общины во главе с Кондратием Фефеловым побывали в Румынии и попросили у браиловского митрополита восстановить священство.

После появления в Николаевке церкви, община раскололась и часть ее жителей образовала две соседние деревни Вознесенка и Малиновка.
Под влиянием решений поместного собора Русской Православной Церкви в 1971 г. и Собора епископов Русской Православной Церкви за рубежом в 1974 г. целый ряд беспоповских общин в Австралии, США, Латинской Америке и Европе приняли священство и присоединились к Белокриницкой иерархии.

В 1982 г. приняли священство беспоповцы в австралийском городе Данденонг, переселившиеся туда из Синьцзяня. С помощью верующих из Мельбурна и Сиднея они выстроили церковь. На Аляске также был рукоположен священник для часовенных старообрядцев.

В 1980-е гг. в Эри (Пенсильвания) старообрядцы-беспоповцы установили контакты с Синодом русских православных епископов за рубежом.

Большинство членов общины в Эри выступило за восстановление священства, но 25 % отказались и создали отдельный приход поморских беспоповцев.

Таким образом начался процесс консолидации зарубежных старообрядцев, который продолжается и сегодня.Современная русская старообрядческая диаспора в дальнем зарубежье а сегодняшний день наиболее крупные поселения русских староверов за рубежом находятся в Румынии, США, Польше, Австралии, Болгарии, Канаде.


Небольшие общины старообрядцев есть в некоторых странах Южной Америки, Монголии. В 1940-х годах Ф.Е.Мельников упоминал о старообрядческом приходе во Франции (Париже).

Румыния. В Румынии проживает основная часть зарубежных старообрядцев. Потомки русских религиозных эмигрантов XVIII вв. являются в Румынии национальным меньшинством и их именуют липованами. По официальной статистике в 1992 г. русских-липован было 39.000 чел. (в 1948 г. - 39.000, в 1956 г. - 39.000, 1961 г. - 40.000, 1966 г. - 39.000 по этнич. самосознанию, в 1977 г. - 21.000 + 11.000 назв. себя липованами, в 1978 г. - 32.000, 1983 г. - 32.000, 1987 г. - 32.000 + 41.000 назвали рус. яз. родным яз. 1992 г. - 39.000).
Однако по словам председателя Общины русских-липован (обществення этническая организация) Ф.Кирилэ их более 100 тысяч.
Старообрядческий писатель и полемист Ф.Е.Мельников отмечал в 1940-х гг.:"Это название совершенно случайное. <...> Вернее, наименование это происходит от названия селения Липовень в Буковине, которое старообрядцы заселили впервые в 1669 г. Само собой понятно, что такое совершенно случайное название ничуть не определяет ни верования, ни истории, ни происхождения старообрядчества и поэтому должно быть отброшено и заменено соответствующим титулом. Об этом и просили старообрядцы румынское правительство в 1938 г. в представленной ими мемории".
Однако, как видно из вышеприведенных данных, в 1977 г. 11 тыс. русских сами назвали себя липованами.
Старообрядцы в Румынии в основном являются жителями дунайской дельты. Они проживают в уездах Ботошан Сучава, Яссы, Васлуй, Пятры Няну, Бакэу, Галац, Брэила, Тульча, в Бухаресте. В городах Румынии существуют кварталы липован - махалы. В жудеце (уезде) Тульча в 1977 г. они составляли 11,2 % населения. Проживают они и в северо-западной Добрудже.
Традиционными видами деятельности липован являются рыболовство и обработка камыша, сельское хозяйство. В области дельты липоване частично перемешались с языково и культурно-близкими украинцами. Среди русских в Румынии есть и потомки казаков-некрасовцев, принадлежащих к Древлеправославной церкви. С 1990 г. они находятся под омоформом епископа Евмения.
14 января 1990 г. в Бухаресте создан инициативный комитет, который призвал русских-липован Румынии основать общественную этническую организацию - Общину русских-липован. 8 апреля состоялась учредительная конференция Общины, председателем которой был избран д.фил.н. Андрей Иванов, а его заместителем д.фил.н. Федор Кирилэ. Одна из основных целей Общины - консолидация русского меньшинства в Румынии и защита прав его представителей.

США. В США существуют несколько старообрядческих общин.Самая крупная из них - Орегонская, насчитывавшая в 1992 г. более 6000 человек. Группы староверов, связанные с этой общиной проживают на Аляске (около 1000 человек) и в Канаде (около 500 человек).
Орегонские староверы освоились в различных областях деятельности: они занимаются сельским хозяйством, приобретением земель, выращиванием плодовых и ягодных культур, корма для скота; работают на фабриках (мужчины-плотниками, женщины - швеями) и бригадами на лесозаготовках.
Часть из них имеют собственные предприятия, такие как: фирма, занимающаяся выращиванием деревьев на продажу, компания по производству изделий из стекловолокна ("джакузи"), фирма по производству швейных иголок на батарейках (снабжает все магазины фольклорных товаров в США), строительные компании. На Аляске староверы занимаются коммерческим ловом рыбы.

Польша. На 1989 г. численность русских староообрядцев в Польше составляла около 2600 человек.Большинство из них проживают в трех соседних районах Сувалкского воеводства: Августовском, Сувалкско-Сейненском и на Мазурах.
Главными центрами являются Габово-Грондская, Сувалкская, Водзиловская и Войновская старообрядческие общины, над которыми духовное и организационное верховенство осуществляет Высший Старообрядческий Совет Польши с местопребыванием в Сувалках.
В 1990 г. в Сувалкско-Сейненском районе проживало 369 староверов, из которых 190 в Сувалках, а а остальные в 20 населенных пунктах Сувалкского воеводства.
На 1990 г. этими населенными пунктами были: Шуры, Липина, Лещево, Плотично, Буда Руска, Росохаты Руг, Глушин, Соколово, Сейны, Штабинки, Близна, Щебра, Краснополь, Романцове, Олецко, Голны Вольмера, Гижицко, Элк и Граево. В 1991 г. взносы в приходскую кассу платили старообрядцы из Гуты и Белостока.
До сих пор старообрядцы в Польше сохранили свое религиозное и культурное своеобразие. В семьях и между собой разговаривают только на русском языке. Русский язык в разговорном диалектном варианте является первым, которому учатся старообрядческие дети.
Польский язык - второй, не родной, с ограниченной, но очень важной коммуникативной функцией: его используют окказионально при контактах с собеседниками, не принадлежащими к их группе.
Но в польском языке старообрядцев присутствуют элементы русского говора (межъязыковая интерференция), что отличает его от речи населения северо-восточной Польши.
Как отмечает польская исследовательница Anna Zielinska, старообрядцы сильно эмоционально связаны с родным языком. Язык и религия дают им чувство сплоченности и своеобразия.
Сувалкские и августовские старообрядцы часто встречаются, вместе отмечают праздники, но они редко путешествуют в другие области Польши и страны.

Австралия. Старообрядческие общины в Австралии есть в Сиднее, Мельбурне, Данденонге. Все (за исключением одной) канонически подчинены румынской митрополии. Старообрядческий священник Кирилл Иванов, ныне скончавшийся, создал в Австралии общину московской юрисдикции. При содействии Белокриницкой митрополии и Фонда им. Ф.Е.Мельникова в Австралии (Лидкомб) издается журнал "Церковь"- духовно-просветительный журнал "древлеправославных христиан в рассеянии сущих".

Болгария. В Болгарии существует два компактных поселения русских некрасовцев: село Казашко около Варны и село Татарицы около Силистры. На 1992 г. в них проживало около 1000 человек, в частности в Татарице в 1990 г. - 600-700 чел.
Некрасовцы в Болгарии - это специфическая этно-конфессиональная общность, члены которой находятся на одном уровне развития с окружающим болгарским населением, но являются этнически, конфессионально и языково чуждыми. Они говорят на южно-русском диалекте.
В рамках группы существуют суб-конфессиональные расхождения: в Татарице проживают поповцы, связанные с Беликриницкой иерархией, а в Казашко - беспоповцы. Некрасовцы - болгарские подданные.
Между поповцами и беспоповцами в Болгарии существует взаимная неприязнь. Из-за конфессиональных различий до сер. ХХ века браки между двумя общинами были запрещены. В результате смешанных браков в Казашко 50 % населения болгары.
В Татарице более гомогенный состав населения вседствие связей с румынскими старообрядческими поселениями. Отношения с болгарами бесконфликтны.
Малочисленность некрасовцев, политическая конъюктура последних 45 лет и традиционная симпатия к русским обеспечили им спокойное существование без опытов этнической ассимиляции.

Никакой коммерции, показухи, а только молитвенная сосредоточенность и духовная глубина восточного христианства. Вокруг - холмы, леса и озера Сувалкского края. Старообрядцы - самое немногочисленное и закрытое религиозное меньшинство в Польше. Культуролог и этнограф Кшиштоф Снарский в «Виртуальна Польска» знакомит нас с совершенно другим миром староверов, пришедших в Польшу с востока в середине XVIII века.

Wirtualna Polska (Польша): Старообрядцы в Польше

Никакой коммерции, показухи, а только молитвенная сосредоточенность и духовная глубина восточного христианства. Вокруг — холмы, леса и озера Сувалкского края. Мы отправляемся путем старообрядцев — самого немногочисленного и закрытого религиозного меньшинства в Польше. У молельни в Водзилках стоят, сложив руки на груди, трое суровых мужчин с длинными бородами — это приходской совет. Перед дверями собственного дома позирует целая семья — Москалевы. На фотографиях предстает совершенно другой мир.

Сейчас в Сувалкском регионе живет примерно 1 тысяча старообрядцев или, как их еще называют, староверов. Их тайны как никто другой знает хранитель Окружного музея в Сувалках культуролог и этнограф Кшиштоф Снарский (Krzysztof Snarski), выпустивший недавно книгу «Старообрядцы: история, вера, традиция».

Беседа о старообрядцах

Wirtualna Polska: Когда и при каких обстоятельствах старообрядцы попали в Сувалкский регион?

Кшиштоф Снарский: Они пришли к нам с востока. Это православные русские, которые не приняли в XVII веке церковную реформу патриарха Никона, а в результате стали врагами и Церкви, и всего руководства Российской империи. Их вынудили эмигрировать. В середине XVIII века Сувалкский край (тянувшийся до Немана), по разным подсчетам, могло пересечь до 100 тысяч старообрядцев. Вначале на разведку приезжали небольшие группы и селились в этих не самых привлекательных с хозяйственной точки зрения, но живописных местах. Первыми деревнями, которые они основали, стали Гаусты и Чуванишки (сейчас это территория Литвы).

Старообрядцы — не однородная религиозная группа: в зависимости от того, признают ли они принцип апостольской преемственности, они делятся на поповцев и беспоповцев. Исследователи говоров подтверждают, что люди, приходившие с севера и с востока, из окрестностей Пскова, были беспоповцами-федосеевцами, то есть старообрядцами, придерживавшимися самых жестких правил. Одновременно существовало другое направление миграции. С юга прибывали поповцы из чернобыльской секты, у которых было много общего с беспоповцами. Им помогали устроиться, иногда даже освобождали от налогов. Старообрядцы славились своим невероятным трудолюбием, поэтому люди хотелись, чтобы они у них поселились.

Контекст

В Россию возвращаются старообрядцы

La Croix 27.10.2011

Француз среди староверов

La Croix 05.08.2016

Русских староверов зовут обратно на родину

The Times 09.11.2015

В Сувалкском ландшафтном заповеднике есть живописная деревня Водзилки. Она лежит среди болот, на глинистых и каменистых почвах, но благодаря упорному труду жителей ей удалось занять ведущее место в своем районе, о чем свидетельствуют старые налоговые документы.

Пост, кастрация, подвешивание на крюках

— В чем заключается специфика обычаев и обрядов старообрядцев?

— У беспоповцев не было духовных иерархов. Службы в молельне проводил наставник — пользовавшийся авторитетом мужчина, мирянин, который умел читать на старославянском. Старообрядцы ждали конца света и старались своими делами заработать спасение души. Чем более жестких правил придерживается человек в поведении, обрядах, тем он ближе к богу. Отсюда взялись посты, приходящиеся на 260 дней в году, или практиковавшийся поначалу полный запрет на деторождение и контакты с иноверцами, в особенности православными, в которых старообрядцы видели посланников дьявола. Среди небольших старообрядческих групп были, например, скопцы-фанатики, которые проводили ритуальную кастрацию. Некоторые люди на ночь подвешивали себя на крюках, чтобы приблизиться к мучениям Христа. Они верили, что человек живет лишь затем, чтобы обрести спасение.

— Они интегрировались в общество или пытались сохранить свое своеобразие?

— Со временем все немного изменилось, поскольку конец света так и не наступал. Деторождение не поощрялось, но дети начали появляться. В итоге некоторые жизненные и религиозные правила пришлось скорректировать, так что в начале XX века был сделан революционный шаг: старообрядцам разрешили вступать в брак и иметь детей при условии, что это не отвлечет их от спасения собственной души.

Серди самых интересных обрядов старообрядцев можно назвать крещение, во время которого ребенка трижды окунают в «живую», то есть взятую из реки или озера, воду такой температуры, какая была на улице. Мы, современные люди, относимся к родительству иначе, но изменилось также само количество детей. Старообрядцы, как и другие христиане того времени, чувствовали близость смерти, дети рождались и умирали по божьей воле. Это прозвучит жестоко, но люди считались с тем, что ребенок, простудившись во время такого обряда крещения, может умереть. Зато те, кто выживал, были очень сильными.

— Такой обряд существует до сих пор?


© РИА Новости, Сергей Пятаков Праздник Святых Жён-Мироносиц — Да, ребенка или взрослого во время крещения погружают в живую воду. За этим было очень любопытно наблюдать. В молельню принесли воду прямо из реки, ребенок, которого трижды опускали в купель, разумеется, кричал. К счастью, девочка выжила. При этом православные допускают крещение, при котором голову ребенка лишь кропят водой.

Так у нас положено

— У старообрядцев никаких послаблений не было.

— Не было и нет. В особенности никаких нововведений не допускают в обряде погребения, поскольку его воздействие простирается за рамки земного мира. Покойного можно хоронить только в саване, надетом на специальную рубаху, и тапочках (не в ботинках). Женщин обязательно хоронят в платке, а волосы заплетают «обратной косой», это призвано предохранить от того, чтобы какие-то частицы прежней жизни не попали в жизнь вечную. Украшений в гроб не кладут.

— Как одеваются старообрядцы при жизни?

— Старообрядец должен выглядеть скромно, он отпускает бороду, женщины ходят с покрытой головой. Мужчины обязательно носили рубахи, а женщины — сарафаны. Сейчас на официальные мероприятия или для фотографий у молельни они стараются надевать традиционные наряды. У женщин — это сарафан и красивый платок, у мужчин — рубашка с воротником-стойкой, подпоясанная узким ремнем. Правда, потом они сразу же переодеваются в более удобную одежду. К счастью, сейчас появилась мода на демонстрацию своей самобытности, чем пользуются, например, литовцы. У старообрядцев эта тенденция еще не так заметна, но они все чаще стараются показать свое своеобразие в том числе при помощи одежды. «Так у нас положено по вере», — объясняют они и могут уже ничего не добавлять, ведь в этом утверждении скрывается вся глубина того, что они чувствуют.

— Еще они по-своему строят, и до сих пор считаются отличными плотниками.

— Они находились в культурной изоляции, так что им нужно было как-то выживать. Оказалось, что они отлично владеют топором и пилой. Их приглашали работать в разных местах, строить свои дома поручали им даже многие католические священники. Много рассказов на тему культуры старообрядцев собрал журналист, путешественник, военный и «пресс-секретарь» старообрядцев Влодзимеж Ковальский (Włodzimierz Kowalski). У нас в музее есть записи его встреч с Емельяном Ефишевым из Водзилок, который рассказывает, что у него дома есть пила, которая кормит всю семью. Он нежно называет ее «матушкой».

Магия бани

— Русская баня — это тоже их изобретение?

— И да, и нет. Баня появилась гораздо раньше, но у старообрядцев она приобрела особое значение. Они скрупулезно следовали всем правилам, связанным с соблюдением обрядовой чистоты. Магия бани — важный элемент их самосознания.

— В чем заключается эта магия? Вы сами любите париться?


© Сергей Гунеев Прихожане старообрядческой церкви — Разумеется! Я хожу в баню, когда езжу в Водзилки к знакомым. Это обычно небольшой деревянной сруб, в котором есть две вещи: печь, в которой разводится огонь, и лавки, на которых можно сидеть или лежать. Баня бывает черная и белая. В черной дымохода нет, а в чистой, белой, он есть. Когда в каменке пару часов горит огонь, в самом срубе становится, как в печи: черно и душно. Старообрядцы разгоняют дым, поливая камни водой, тогда начинается «купание». Лучше всего, раздевшись, залезть на полку, и ждать: через пару секунд ударяет горячий воздух, обжигающий уши. Тогда нужно начинать париться, то есть стегать себя по ногам, животу, спине веником, то есть вязанкой из прутьев лиственных деревьев (часто в них для запаха добавляют ветки смородины или можжевельника). Старообрядцы ходят в баню, а поэтому не болеют.

— Вы прекрасно знаете их обычаи. Как Вам удалось завоевать их доверие? Старообрядцы считаются очень закрытой группой.

— Я начал ездить в Водзилки в середине 1990-х годов. Я прошел путь от разговоров где-то на дороге, у забора, толчком к которым служило стремление к естественным контактам, до приглашения в баню. Потом мне уже позволили записывать разговоры и даже делать фотографии (много лет местные жители не соглашались фотографироваться, считая, что записывая какой-то фрагмент земной жизни, мы уменьшаем свои шансы на спасение). Постепенно из постороннего человека я превратился в чужака, к которому все привыкли. Я вел себя осторожно, уважительно, и это сработало. Мне было очень приятно, когда старообрядцы решили показать мне свой самый важный домовой крест. К счастью, у меня в кармане был чистый платок, через который я смог прикоснуться к их реликвии. Доверие приходится завоевывать долго, а лишиться его можно очень легко.

Путем старообрядцев

— В какие места стоит заглянуть совершенно постороннему человеку, который решит совершить поездку по местам, связанным со старообрядчеством?

— Старообрядцы никого выгонять не будут. Собак не спустят… Хотя пару лет назад у меня была одна такая ситуация… Я приехал в воскресенье в Водзилки и у дверей молельни встретил пожилого мужчину, который оттуда выходил. Я спросил, могу ли я войти. «Можешь, но сейчас мы там молимся», — отрезал он. Я почувствовал, что мне следует отказаться от этой идеи.

Сейчас молельню в Водзилках открывают только по большим праздникам. Зато молельню в Сувалках, которая много лет была закрыта, отремонтировали, так что появилось больше шансов увидеть ее изнутри. Должна быть также доступна молельня в деревне Габове-Гронды, в особенности во время богослужения. Отличным посредником в контактах со старообрядческой культурой может стать ансамбль «Рябина», который организовали настоящие староверки, устраивающие концерты, встречи, мастер-классы. Еще есть дом Агнешки и Петра Мальчевских в деревне Буда-Руска, там можно увидеть выставку фотографий, попробовать блюда, которые готовит хозяйка, попариться в бане (каждый год два Петра — Брысач и Мальчевский (Piotr Brysacz, Piotr Malczewski) проводят там прекрасный литературный фестиваль «Взгляд на восток»), — прим. Wirtualna Polska).

Также с культурой старообрядцев можно познакомиться на их кладбищах, в Сувалкском регионе и около 30. Там нет никакой коммерции, показухи, а только молитвенная сосредоточенность и духовная глубина восточного христианства. Кроме того, я приглашаю в наш музей в Сувалках. У нас богатая коллекция фотографий, в нее входит в том числе 1,5 тысячи снимков авторства профессора Евгениуша Иваньца (Eugeniusza Iwańca), который мог зайти в каждый старообрядческий дом, заглянуть в каждый горшок, изучить каждый чердак.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Изучив карту дорог Польши и получив подробнейшие разъяснения, мы продолжаем свой путь. Отправляемся в Сувалки. Погода была чудесной, за окном автомобиля пейзаж тоже радовал глаз. По дороге обсуждали информацию, которую получили от своих новых друзей. Оказывается, в Сувалках службы проводит духовный наставник из Риги. Думали, что где-то кроется ошибка в названии города, не может же батюшка каждый раз преодолевать такой сложный путь - 450 километров.

А вот уже и Сувалки! Это современный город в Польше, который входит в Подляское воеводство, Сувалкский повят и занимает площадь 65,24 кмІ. Население 69 340 человек (на 2008 год). Нас прежде всего интересовала улица, где находится староверская моленная.

Вскоре мы увидели купола храма.

С огромной радость поворачиваем налево и оказываемся во дворе моленной. На стене этого дома заметили надпись:

 

Еще в деревне Габовы Гронды мы получили информацию о том, что в Сувалках по этому адресу находится Высший Совет Старообрядческой Церкви в Польше.

Во дворе нас встретил пономарь общины Василий Григорьевич Сидорович. 

Сувалкский cтарообрядческий храм был построен в 1910 году на пожертвования.

Вход в моленную

Перед началом службы.

И.о. наставника в Сувалкской старообрядческой общине – о. Николай Логинович Васильев, наставник из Латвии. Каждые выходные, на каждый праздник, он из Латвии едет в Польшу, чтобы провести богослужение. Николай Логинович – сын певчего Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины Логина Петровича Васильева, прослужившего в общине с 17-тилетнего возраста, с 1936 года, почти 45 лет, и внук наставника Петра Ивановича Васильева. Вот откуда сила духа и умение преодолевать те 450 километров из Риги в Сувалки!

Уже привычные для нас объявления на польском и русском языках.

 

Внутреннее убранство храма. Иконостас

Жаль, что в моленной нет паникадила, сразу вспомнился монастырь в Войново и его паникадило из серебра.

В Сувалках нас ждала еще одна незапланированная встреча с удивительным человеком из Санкт-Петербурга! Мы много слышали о Кириле Яковлевиче Кожурине, редакторе церковного календаря, авторе книги "Духовные учителя сокровенной Руси" и мгожества интересных статей. Знали, что он много трудится для Церкви: работает с молодежью, преподает на курсах церковнослужителей, но не предполагали, что сможем познакомиться с ним лично. Оказалось, что Кирил Яковлевич гостил у староверов Литвы, а теперь приехал в Польшу! Здесь, в Сувалках, нам и довелось встретиться. Завязался интересный разговор о староверии, молодежных лагерях, добрых начинаниях по воccтановлению староверских святынь, преемственности поколений.

Нам было приятно, когда наш собеседник коснулся очень дорогих для нас страниц староверия Литвы. Мы смогли обсудить волнующие нас вопросы по,Дегуцкому летописцу“, который, к сожалению, хранится не в Литве. Обсуждали возможность подарочного издания этой летописи. В Зарасайском районе Литвы находилась знаменитая Дегуцкая обитель - духовный центр староверов балтийских стран в 1756-1851 гг.  С ее историей и знакомит,Дегуцкий летописец“,  или,Хронограф, сиречь Летописец Курляндско-литовский“. В настоящее время староверы Дегутей хотят создать или воскресить бывшую Дегуцкую общину, закрытую в 1840-1850-х гг. Кирил Яковлевич с интересом слушал наш рассказ о Поклонном Кресте, установленном и освященном на старинном Дегуцком староверском кладбище. Хочется верить, что, такие люди, как Кирил Яковлевич, cделают все для сохранения истинной веры, которую заповедали нам благочестивые предки. Да благословит Вас Господь, Кирил Яковлевич!

Марфа Лукашук, участница, международных молодежных лагерей в России (слева), Кирил Яковлевич Кожурин и Елена Яфишева, дочь бывшего наставника Сувалкской моленной Павла Алексеевича Яфишева (справа).

Нам посчастливилось увидеть прихожан на вечерней службе. До начала службы все собирались во дворе, общались друг с другом. Разговор велся на русском языке! Конечно же, сразу заметили нас, незнакомых людей. Встретили очень приветливо и дружелюбно. Их интересовало, как живут староверы в Литве, некоторые даже знали Дегути! Обратили внимание на молодых людей, которые пришли на службу. Ровно в 16 часов все дружно зашли в храм. На клиросе увидели и нашу знакомую Марфу. Служба проходила очень торжественно, было понятно, что прихожане регулярно посещают богослужения, стараются сохранить свою веру. Кирил Яковлевич тоже принимал участие в службе.

Снимок для читателей сайта,Самарское староверие“, с низким поклоном от староверов Польши!

Мы с приподнятым настроением и благодарностью староверам из Сувалкского прихода собираемся в путь. Низкий поклон Вам!

Впереди дорога в Водзилки!