Петров Владимир Михайлович,
Израиль, Тель-Авив, 2002
[email protected]

Основы
теории решения изобретательских задач

7.1.3. Метод моделирования маленькими человечками ММЧ.

Метод моделирования маленькими человечками (ММЧ) предложил Генрих Альтшуллер .

Уже давно замечено, что решение многих задач облегчает представление их в виде моделей. Такое моделирование мы уже частично рассматривали, излагая прием эмпатии (см. п. 2.3) . Но такое моделирование не всегда приносит успех. Особенно сложно с помощью эмпатии моделировать процессы, где требуется разделить объект на части, и это вполне объяснимо. Человеку не свойственно делить себя на части, а при использовании эмпатии в таких процессах он должен представить свое разделение. Именно поэтому такие задачи достаточно сложно решаются этим способом.

Решая многие задачи, знаменитый физик Максвелл представлял себе исследуемый процесс в виде маленьких гномиков, которые могут делать все, что необходимо. Такие гномики в литературе получили название "гномиков Максвелла". Аналогичный метод моделирования с помощью толпы маленьких человечков предложил Г.Альтдуллер. Любой процесс моделируется с помощью маленьких человечков, которые в нашем воображении могут осуществлять любые действия.

Проиллюстрируем и этот метод.

Задача 7.2. Имеется дозатор жидкости, выполненный в виде устройства, показанного на рис. 7.9. Жидкость поступает в ковш дозатора, Когда наберется установленное количество жидкости, дозатор наклонится влево, жидкость выливается. Левая часть дозатора становится легче, дозатор возвращается в исходное положение.
К сожалению, дозатор работает неточно. При наклоне влево, как только начинается слив жидкости, левая часть дозатора становится легче, дозатор возвращается в исходное положение, хотя в ковше остается часть жидкости. "Недолив" зависит от многих факторов (разность левой и правой частей дозатора, вязкость жидкости, трение оси дозатора и пр.), поэтому нельзя просо взять ковш побольше.
Надо устранить описанный недостаток дозатора. Не предлагайте другие дозаторы: суть задачи в усовершенствовании имеющейся конструкции. Помните: надо сохранить присущую ей простоту.
Представим описанную конструкцию в виде модели с помощью маленьких человечков (рис. 7.10).
Анализ данной модели показывает, что человечки противовеса не отвечают необходимым требованиям.

Здесь возникает обостренное (физическое) противоречие "Человечки противовеса должны быть справа, чтобы возвращать дозатор в исходное положение, и не должен быть справа, чтобы человечки жидкости могли полностью сойти".
Такое противоречие может быть разрешено, если человечки противовеса станут подвижными (рис. 7.11). Технически это можно представить, например, как показано на рис. 7.12. Дозатор выполнен в виде корпуса, посаженного на ось, по одну сторону которой расположена мерная емкость, а по другую - каналы с перемещающимся балластом, например шариком 4 .

Разберем еще одну задачу.

Задача 7.3. В гидростроительстве при перекрытиях русел рек и разного рода отсыпках под воду используют саморазгружающиеся (опрокидывающиеся) баржи, в частности, баржи показанные на рис. 7.13 5 . Они состоят из двух отсеков плавучести 1 и 2 ("нос" и "корма"), которые держат баржу на плаву. Между отсеками плавучести находится грузовой трюм 3, выполненный в виде трехгранной призмы.

Стенки трюма имеют отверстия, в трюм всегда проходит вода (без этого трудно было бы опрокидывать баржу и возвращать ее в исходное положение). Вдоль корпуса с обеих сторон расположены воздушные полости 4. Нижняя часть этих полостей открыта. Когда баржу нагружают, она оседает, вода поджимает воздух в воздушных полостях. Когда надо произвести разгрузку баржи, открывают кран 5, воздух выходит, вода заполняет одну бортовую полость, баржа опрокидывается. После того, как груз высыпался, вращающий момент, создаваемый килем 6, автоматически возвращает баржу в исходное положение.

Такие баржи решено было использовать на строительстве Асуанской плотины. В силу специфических условий потребовалось создать баржи грузоподъемностью 500 т с низкой осадкой, то есть, болев широкие и плоские. Построили модель баржи и обнаружили, что модель не возвращается в исходное положение.
Чтобы возвратить баржу в исходное положение, необходимо было делать киль тяжелее, но тогда придется все время возить "мертвый" груз. Чем тяжелее киль, тем меньше полезная грузоподъемность баржи.
Как быть?
Изобразим описанный процесс в виде модели маленьких человечков (рис. 7.14).
При анализе модели убеждаемся, что не справляются с возвращением баржи в исходное положение человечки противовеса. Идеальная модель данной задачи: "Человечки противовеса сами возвращают баржу в исходное положение, не увеличивая свой вес. Или легкий противовес возвращает баржу в исходное положение".
На первый взгляд такое решение противоречит законам природы. Возникает противоречие: "Человечков противовеса должно быть много, чтобы возвратить баржу в исходное положение, и должно быть мало (или вообще их быть не должно), чтобы не возить ""мертвый" груз".
Выход - увеличивать массу человечков противовеса за счет кого-то другого, имеющегося рядом.
Увеличивая массу за счет человечков груза, мы, конечно, перевернем баржу, но они станут человечками противовеса, и опять придется возить "лишний груз" то есть снижать общую грузоподъемность баржи. Таким образом, человечки груза нам не помогли.

Попробуем использовать человечков жидкости. Если они присоединятся к небольшому количеству человечков противовеса, то они смогут возвращать баржу в исходное положение. В воде же они не будут создавать дополнительной массы. Значит, такое решение годится. Остается только подумать, как задержать человечков жидкости около человечков противовеса (рис. 7.15).
Технически такое решение осуществляется в виде полого киля (рис. 7.16).

Саморазгружающаяся баржа выполнена с балластной килевой цистерной, имеющей отверстия в наружных стенках, постоянно сообщающиеся с забортным пространством 6 . Это может быть, например, труба.

Задача 7.4 7 . Во время Второй Мировой войны возникла проблема, как сделать, что бы противник не обнаружил поставленную подводную мину?
Подводная мина в те времена представляла собой сферу, начиненную взрывчаткой, а взрыватели были выполнены в виде "рожек" (рис. 7.17). Мина имеет положительную плавучесть. Она прикреплялась к якорю с помощью троса (минрепа), так чтобы она оставалась на глубине осадки корабля.
Мины вылавливают с помощью специальных кораблей - тральщиков. Между двумя тральщиками натянут трос (трал).
Трос заглубляется с помощью специальных заглубителей. Трос трала подходит к тросу минрепа (рис.7.18). Когда в трал попадает мина (трос трала движется по тросу минрепа), то специальными ножом или взрывным устройством, обрывается минреп. Мина всплывает и ее расстреливают.

Наталья Дмитриева

Уважаемые коллеги! Конечно, всем вам хорошо известна технология ТРИЗ - теория решения изобретательских задач. В 30 - тые годы - эта теория совершила переворот в нашей советской науке! В дошкольном воспитании пик использования технологии пришелся на 80 -ые годы, но многие из нас используют ее в своей работе до сих пор. Технология ТРИЗ помогает нам в развитии воображения у детей, в развитии логического мышления, в развитии умения ставит и решать проблему. Есть много методов у данной технологии - это и метод фокальных объектов, метод морфологической таблицы и работа над развитием словотворчества, но сегодня я хочу остановится на том, как технология ТРИЗ помогает решить проблему знакомства детей с явлениями в неживой природе. Если вы уже знакомы с моими публикациями, то знаете, есть у меня такое правило - ЕСЛИ ПОНЯЛ, РАЗОБРАЛСЯ, ЗНАЧИТ БУДЕТ ЗНАТЬ!Именно ТРИЗ помогает разобраться детям, что происходит в мире неживой природы: почему камень - твердый, а вода - жидкая, почему снег в тепле тает, а вода при нагревании превращается в пар. Есть в технологии ТРИЗ еще один метод - это метод МОДЕЛИРОВАНИЯ МАЛЕНЬКИМ ЧЕЛОВЕЧКАМИ. Маленькие человечки, в понимании нас взрослых - это молекулы (вы, конечно, все помните это из курса школьной химии). Помня о том, что все вокруг состоит из молекул - мельчайших частиц, которые определенным образом связаны между собой, легко объяснить детям агрегатные состояния веществ и явления в неживой природе.

Я предлагаю вашему вниманию первое занятие из этого цикла:

Тема занятия: " Использование приема моделирование маленькими человечками при ознакомлении детей старшего возраста с объектами неживой природы"

Цель занятия: познакомить детей с агрегатными состояниями веществ в неживой природе

Задачи:

Используя метод моделирования маленькими человечками (ММЧ). объяснить детям, почему вещества бывают твердыми, жидкими, газообразными;

Расширить представления детей о многообразии веществ неживой природы;

Учить детей опытным путем определять агрегатное состояние окружающих веществ;

Учить детей моделировать объекты неживой природы;

Материалы и оборудование:

Плоскостные изображения моделей " маленькие человечки", характеризующие такие вещества как: вода, молоко, воздух, дерево, туман, камень, сок, карамель, дым;

Стаканчики с водой и молоком, деревянный брусок, небольшой камень, кусочек пластмассы, деревянная палочка, пустой полиэтиленовый пакет небольшого размера (все оборудование готовится на каждого ребенка);

Раздаточные карточки с моделями " маленькие человечки";

Бутылка лимонада (пластиковая);

Ход занятия:

1. Постановка проблемы - можете ли вы изобразить бутылку лимонада, не ПОЛЬЗУЯСЬ при этом карандашом или красками?

2. Рассказ воспитателя о маленьких человечках, живущих вокруг нас

Ребята, сегодня я хочу вам рассказать о том, что все существующее

вокруг нас - и камни, и дерево, и лужа, и игрушки, и мы с вами состоит из мельчайших частиц, которые можно увидеть только в электронный микроскоп. Этих частиц столько много, что соединяясь между собой, они и превращаются, например в камень. Частицы эти очень разные и они по- разному дружат между собой.

Одни частицы, давайте назовем их маленькими человечками,- очень дружны, они всегда держатся за руки, чтобы не потеряться, держатся так крепко, что их и не разъединить. Как мы с вами, когда играем в

" АЛИ - бабу". Этих человечков называют- крепкие, твердые, и именно они. живут в камнях, дереве, горах. Я покажу вам их фотографию

Видите, как они крепко держатся - их дружбу не разрушишь!Это твердые человечки и они образуют все твердые вещества и предметы на нашей планете!

Другие человечки тоже не убегают далеко друг от друга,но они не так дружны, стоят просто рядом и только прикасаются локтями. Если мы вспомним с вами наш игру про " Али - бабу", то вы поймете, как легко можно пройти через них. Такие человечки живут в жидких веществах, поэтому мы с вами можем легко опустить ложку в стакан с чаем и размешать сахар!

Я покажу вам их фотографию тоже

Ну, а третьи человечки - вообще хулиганы! Они двигаются как хотят и совсем не держатся за руки!Согласитесь, что сквозь таких человечков очень легко пройти! Они живут в таких веществах, как воздух, дым, туман. Такие вещества называются газообразными. Трудное слово, но мы с вами уже большие и должны узнавать новые слова!

Я покажу вам и их фотографию:

Вот такую историю про маленьких человечков я вам рассказала, а теперь давайте сами узнаем, где какие человечки живут.

3. Задание - эксперимент " Где какие маленькие человечки живут?"

А. Детям предлагается по очереди попробовать проткнуть деревянной палочкой деревянный брусок, камень, кусочек пластмассы. В результате опыта дети выясняют, что это сделать невозможно! Значит во всех этих веществах живут дружные человечки! Эти вещества - твердые!

Б. Детям предлагается по очереди проткнуть деревянной палочкой воду в стаканчике, молоко в стаканчике. В результате опыта дети выясняют, что палочка достаточно легко проходит через воду и молоко. Значит здесь живут не очень дружные человечки! Но все- таки они рядом, иначе бы мы не увидели не воду, не молоко! Во всех этих веществах живут жидкие человечки и такие вещества называются - жидкими.

В. Ребята, а как же нам найти третьих человечков? Где нам взять, например, дым или воздух? (ответы детей, возможно, они скажут, что воздух вокруг нас) Я предлагаю вам поймать воздух! Возьмите пакет. Он пустой? А сейчас, возьмите пакет за верхние уголки и попробуйте его закручивать. Ой, а что же это у нас в пакете появилось? (пакет надувается, как шарик). Да ребята, это мы с вами поймали воздух! Воздух находится вокруг нас! Попробуйте проткнуть его рукой - проходит? Да и очень легко!Потому что в воздухе живут те самые недружные человечки!

4. Подвижная игра " Игры маленьких человечков"

Дети выступают в роли маленьких человечков и показывают, в каком веществе какие человечки живут. Воспитатель говорит: камень - дети берутся за руки, сок - дети становятся рядом друг с другом, соприкасаясь локтями, воздух - дети отбегают друг от друга, болтая при этом руками и ногами и т. д.

5. Дидактическое упражнение " Узнай вещество"

Воспитатель показывает детям модели различных маленьких человечков - задача детей - узнать о каком веществе идет речь.

Например:


Это- молоко


Это- карамель, чупа- чупс, конфета




Это - вода (человечки прозрачные)


Это - дерево


Это - воздух (человечки прозрачные)

Вы можете придумать своих человечков. Надеюсь, идея понятна.

6. Дидактическое упражнение " " Покажи бутылку лимонада"

Я думаю, ребята, что теперь мы сможем с вами показать бутылку лимонада, когда узнали про маленьких человечков.

Бутылка сделана из чего? (из пластмассы) Пластмасса - твердое вещество, поэтому часть детей возьмутся за за руки и изобразят бутылку. А лимонад - какое вещество? (жидкое). Другие дети будут изображать лимонад- встанут рядом друг с другом, касаясь локтями. А что еще есть в лимонаде, это особенно видно, когда мы открываем бутылку? (пузырьки) Да, в лимонад для шипучести добавляют углекислый газ. Давайте выберем, кто же будет показывать пузырьки. ?

Дети, с помощью воспитателя изображают бутылку с лимонадом.

Вот и закончилось наше занятие, я вас хвалю за внимание и надеюсь, что сегодня вы узнали много нового из жизни неживой природы.

Уважаемые коллеги! Не бойтесь и попробуйте провести такое занятие с детьми! Уверяю вас - это интересно!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

МБДОУ «Детский сад №13» г. Канаш

Выполнила: воспитатель I кв. категории

Васильевой М.М

Канаш, 2017 г

Ход мастера-класса

Уважаемые коллеги, я хочу в рамках данного мастер - класса представить вашему вниманию метод, который помогает мне реализовать задачи для раскрытия творческого потенциала дошкольников. На первый взгляд, может показаться сложным, но если разобраться, уверяю – это очень увлекательно, интересно, результативно. Как для детей, так и для педагога. В работе со старшими дошкольниками я активно применяю метод «Моделирование маленькими человечками» позволяющий наглядно увидеть и почувствовать природные явления, характер взаимодействия предметов и их элементов

Цель нашего мастер -класса: познакомить педагогов с методом ТРИЗ-технологии «Моделирование маленькими человечками».

Уважаемые педагоги, сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие на планету ТРИЗ. .Но перед тем как отправится в это путешествие мы с вами должны вспомнить: «Что это такое ТРИЗ и зачем он нужен?». ТРИЗ- это теория решении изобретательских задач.

Обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся того.

Дошкольное детство –это тот особый возраст когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в разных ситуациях жизни ребенка (креативность).В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально -практическим путем. Каждый дошкольник-маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающим для себя окружающий мир. Ребёнок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению уснуть способствовать его дальнейшему развитию. Поэтому важным считаю применение методов и приёмов ТРИЗ, для развития фантазии, речи, научить их мыслить системно, понимать происходящие процессы в природе.

Перед собой я поставила следующие задачи:

  • Познакомить педагогов с методами ТРИЗ- технологиями;
  • Побудить к использованию метода «Моделирование маленькими человечками» в совместной деятельности педагога с детьми;
  • Активизировать и поддерживать творческий потенциал педагогов, развивать профессиональную компетентность.

Существуют следующие технологии основанные на ТРИЗ

Сегодня мы опробуем метод ММЧ

Это метод - Моделирование Маленькими Человечками (ММЧ, который помогает формированию диалектических представлений о различных объектах и процессах живой и неживой природы, развивает мышление ребенка, стимулирует его любознательность. В играх и упражнениях с МЧ развиваются воображение и фантазия, следовательно, создается почва для формирования инициативной, пытливой творческой личности .

Педагог обращается к гостям семинара:

Только сегодня и только сейчас,

Только у нас и только Вам

Я предлагаю с удовольствием и конечно волнением окунуться в мир детства. Почувствуйте себя вдали от житейской суеты и трудностей.

В своей работе со знакомством с Маленькими человечками мне помогает волшебник Оживлялка

Волшебник Оживлялка сочинил сказку и хочет, чтобы я рассказала вам.

„Сказка про маленьких человечков"

(чтение сказки сопровождается показом схем)

Жили-были маленькие человечки, и отправились они гулять по белу свету. Они были такие маленькие, что их никто не замечал. Им так стало обидно, что они стали топать ногами и кричать, но их все равно никто не видел. Тогда один из них предложил : „ Давайте возьмемся крепко за руки и пойдем из этой страны, где нас никто не замечает. " Так они и сделали. (Слайд №10)

Но тут вот что случилось. Только они взялись крепко за руки, как все их увидели. „Посмотрите какая большая гора, какой твердый камень, какое прочное стекло, железо и дерево",- говорили все вокруг. „Что это с нами случилось,- удивились человечки, мы стали деревом, металлом, стеклом и камнем". Им стало так хорошо и весело, что они захлопали в ладоши. Но как только они перестали держаться за руки, с гор побежала вода. „Значит, если мы будем крепко держаться за руки, то будем твердыми веществами, а если будем просто стоять рядом, то будем жидкостями",- сказали человечки.

А самые непослушные человечки не хотели держаться за руки и рядом стоять не хотели. Они стали бегать, прыгать, кувыркаться и превратились они в воздух, дым над костром и в запах маминых духов.

Так теперь и живут маленькие человечки.

В твердых веществах они крепко держатся за руки, и чтобы их разъединить нужно приложить усилие .

В жидкостях они стоят рядом друг с другом. Эта связь непрочная, их можно разъединить (например, перелить воду)

В газообразных веществах они бегают и прыгают. Они могут жить в различных запахах, пузырьках.

Педагог: С чего предлагается начать работу для знакомства с человечками. Работа начинается с предварительной беседы, я рассказываю, что все предметы состоят из частей, и предлагаю назвать, из каких частей состоит, например , кирпич, бумага, мыло, проволока, камень и т.д . Обычно дети дают такие ответы: «Кирпич состоит из маленьких кусочков кирпича», «Мыло состоит из маленьких кусочков мыла»…

Обобщая ответы детей, я указываю, что эти маленькие частицы, из которых состоят вещества, называются «молекулы». Можно сказать, что кирпич состоит из молекул кирпича, вода - из молекул воды, бумага - из молекул бумаги…

О молекулах вы подробно узнаете, когда будете учиться в школе. А пока вы маленькие, вместо слова «молекулы» мы будем говорить «маленькие человечки» .

Сейчас мы отправимся с вами в страну маленьких человечков, которые живут в разных городках .

Педагог: но на чем мы с вами полетим? (варианты детей)

Воспитатели: На космическом корабле.

Педагог: А где этот корабль? Его нет! Как быть?

А поможет нам в создании космического корабля морфологическая таблица (1 педагога создает на мольберте космический корабль)

1 2 3 4

А - «Нос ракеты»

Б – корпус корабля

В – форма иллюминаторов

Г – количество крыльев 2, 3, 4, 6

Задание: Построить космический корабль по комбинации А2, Б3, В4, Г1. (педагоги строят ракеты)

Педагог: Ну что, вот такой у нас получился космический корабль!

Теперь отправляемся в полет. Но не хватает капитана. Им буду я.

Считаем 5, 4, 3, 2, 1 . Пуск!

Вот мы с вами и прилетели в город «Твёрдых человечков»

Твердые человечки хотят поиграть с вами в игру. Кто же такие твёрдые маленькие человечки ?

Игра «Назови твёрдое»

(игра с мячом)

Задача участников: назвать различные твёрдые предметы. Кто ошибся или повторил- тот выходит из игры. Только важно помнить, что твердое-то то, что не жидкое.

Теперь глазки закроем, и представим чтобы в лаборатории маленьких человечков, которые очень любят проводить опыты

«На столе лежит железная проволока и металлический брусок»

Педагог: Скажите, из чего они сделаны?

Воспитатели: Из железа.

Педагог: На что они похожи?

Воспитатели: на толстую нитку. На кирпичики.

Педагог: Что можно сделать из проволоки и железного бруска?

Воспитатели: Корзинку. Значок. Машинку. Вертушку.

Педагог: Что нужно, чтобы сделать корзинку из проволоки?

Воспитатели: Изогнуть. Разрезать. Тяжело ее сделать. Надо гнуть руками.

Педагог: Да. Надо приложить усилия. Знаете почему?

В железе живут человечки, они очень крепкие, они держатся за руки. Сможете разорвать проволоку? Попробуйте. Ничего не получается, потому что они очень крепко держатся эти человечки. Нужен инструмент, чтобы их расцепить.

Педагог: Вы спросите, почему проволоку можно гнуть, а железку только топором разрубить?

Потому что проволока тонкая, человечков легче заставить изменить свое положение. В бруске больше человечков, и поэтому его руками не согнешь. Как в венике, смотрите: вот один прутик – я его смогу согнуть, а веник не смогу, т.к. прутиков много.

Педагог: Ну что, мы побывали в городе твёрдых человечков, теперь оправляемся дальше. Вот мы с вами прибыли в город «Жидких человечков»

Давайте дорогие друзья поближе познакомимся с жидкими человечками. Кто же они такие ?

В этом городе человечки ведут себя по разному в разные времена года. .Зимой они превращаются в лёд «человечки крепко держатся за руки. Когда наступает весна, становится тепло, они опускают руки, перестают держаться, и превращаются в жидкость. Это «жидкие человечки», которые легко могут перемещаться.

Педагог: Давайте немного разогреемся и поиграем.

Игра «Замри »

Правила: дети свободно перемещаются по группе. Когда воспитатель подает сигнал (бубном или колокольчиком), они превращаются в «ледяных», т.е. должны замереть –«замерзнуть», повторный сигнал –«растаяли».

Педагог: Давайте теперь оправимся в город «Газообразных человечков»

Газообразных человечков можно почувствовать, если подуть на ладошку. Эти «человечки» очень подвижны, они могут бегать в воздухе в разные стороны, кто куда захочет. Воздух состоит их «человечков газа»..

Некоторых «газовых человечков» можно увидеть, когда кипит вода, она превращается в пар, который хорошо виден.

Педагог: Жители того города очень любят двигаться, давайте и мы с вами поиграем.

Подвижная игра «Маленькие человечки »

Педагоги-дети выступают в роли маленьких человечков и показывают, в каком веществе какие человечки живут. Воспитатель говорит:

камень - дети берутся за руки,

сок - дети становятся рядом друг с другом, соприкасаясь локтями,

воздух - дети отбегают друг от друга, болтая при этом руками и ногами и т. д.

Педагог: Работа с карточками «Маленьких человечков»

Педагог подготавливает набор карточек, где символически изображены маленькие человечки:

Педагог предлагает рассмотреть модели и предлагает ответить, что это такое может быть .

Скажите, что можно изменить во второй схеме, чтобы это была не бутылка молока, а бутылка лимонада? (добавить «газообразных человечков»)

Газообразные человечки очень любят фантазировать и превращаться в разные предметы. Они предлагают вам поиграть и узнать в какие предметы они превратились. Согласны?

Игра «Узнай вещество»

Молодцы! Вы отлично справились со всеми заданиями, наше путешествие подошло к концу и на пора возвращаться домой.

Начинаем отсчет: 5, 4, 3, 2, 1.

Вот мы и дома. Итак, мы побывали в городах большой страны ТРИЗ: город твердых, жидких и газообразных человечков.

С дороги все устали и наверно проголодались. Предлагаю нам всем вместе сварить компот конечно же с помощью метода «Моделирование маленькими человечками».

Давайте мы с вами поиграем в игру «Фрукты»,

Приглашаю к себе 3 помощника.

Я вас сейчас превращу во фрукты:

Хлопните 3 раза в ладоши И в чудо фрукты превратитесь. (Дети превращаются во фрукты).

Называем кто в какой фрукт превратился. Дети называют.

А что можно приготовить из фруктов? (сок, варенье, салат)

Дети, вот вы сказали, что из фруктов можно приготовить варенье, сок, салат. А знаете ли вы, как сварить вкусный компот. А какие бывают компоты? (клюквенные, яблочные, брусничные). Давайте вы не только расскажите, как сварить компот, но и покажите. А помогут нам в этом наши маленькие человечки.

Хлопните 3 раза в ладоши И в маленьких человечков превратитесь.

Сначала надо взять кастрюлю.

Кто хочет показать, какая это кастрюля, мне нужны опять помощники. Дети, какие вы человечки?

Мы твёрдые человечки (встают в круг и крепко держатся за руки)

Как ведут себя твёрдые человечки?

Они крепко держатся за руки.

Теперь надо положить в кастрюлю свежие фрукты. Какие они? (они тоже твёрдые)

А чего не хватает? Правильно, воды.

Сейчас зальём фрукты водой. Какие это человечки? (жидкие). Как они себя ведут? (слегка касаются друг друга, например локтями) Приглашаю 2 человека.

Ставим кастрюлю на плиту. Вода закипает. Как ведут себя человечки кипящей воды?

Они бурлят, двигаются, подвигайтесь, закипайте. (ходят рядышком, соприкасаясь…)

Компот всегда вкусно пахнет, я всё думаю, почему?

Это газообразные человечки из него выскакивают.

Кто хочет быть паром, выходите, мне нужны помощники.

Вот компот и готов. Какой у нас получился вкусный, сладкий, ароматный, полезный компот.

А теперь вы снова превращаетесь в детей. Спасибо, садитесь.

Оценка работы мастер – класса

Я предлагаю оценить свой мастер – класс.

  • Понравился мастер класс. Буду применять игры в работе с детьми. (Показать смайлик зеленого цвета)
  • Неплохо было. Но о том, буду ли применять игры в своей работе, не знаю, пусть покажет смайлик желтого цвета.
  • Ничего не поняла. Было не интересно, пусть покажет смайлик красного цвета.

Уважаемые коллеги, Вы были благодарными слушателями и прекрасно справились с предложенными играми и игровыми упражнениями. Используйте различные приемы ТРИЗ в своей работе, и перед вами в полной мере раскроется неиссякаемый источник детской фантазии.


Представим себе, что все предметы, вещества, все живое и неживое вокруг нас состоит из маленьких-маленьких человечков. Человечки ведут себя по-разному. Человечки твердых тел (камня, дерева) крепко держатся за руки. Руки у них сильные - ни разжать, ни согнуть. Вот почему твердое тело не меняет форму. Человечки жидкости за руки не держатся: стоят плотно рядышком друг с другом, переминаясь с ноги на ногу. Вот почему жидкость не держит форму. Но если наполнить стакан «жидкими» человечками, то новых жильцов туда уже не добавить: человечки ведь стоят плотно друг к другу, свободного места между ними нет.

«Метод маленьких человечков» (ММЧ) - это один из методов ТРИЗ. Он предлагается для изучения во втором полугодии I-го класса.

Суть метода маленьких человечков в следующем. Представим, что все окружающие предметы состоят из маленьких человечков. Человечки бывают трех видов: твердики, гидратики и пневматики. Твердики стоят рядом друг с другом и крепко держатся за руки. Гидратики тоже стоят рядом друг с другом, но за руки не держатся. Пневматики на месте стоять не могут и все время бегают.

С помощью этих маленьких человечков моделируются окружающие нас предметы и процессы. Например, стакан с чаем будет выглядеть так: дно и стенки из твердиков, внутри - гидратики. Если чай горячий, то над ним надо будет дорисовать пар - несколько пневматиков. Если вместо стакана с чаем рисовать пустой стакан, то внутри оболочки из твердиков надо будет нарисовать воздух, т.е. несколько пневматиков. Если вместо чая рисовать газировку, то пневматиков, т.е. газ, надо будет поместить внутрь жидкости. И т.д.

При использовании ММЧ понятие «моделирование» вводится совершенно естественным образом. Мы МОДЕЛИРУЕМ предметы с помощью маленьких человечков. Дети прекрасно понимают, что маленькие человечки - это способ выразить вполне определенные свойства предметов. Другие свойства (которые нам в данный момент не важны) на этом изображении (в этой МОДЕЛИ) никак не видны. Например, модель (изображение) стакана с чаем не изменится, если чай заменить на молоко или сок, стеклянный стакан на пластмассовый или на металлическую кастрюлю. В данной модели мы отражаем только одно важное свойство: в сосуде с твердыми стенками налита жидкость. От остальных свойств мы абстрагируемся.

Модели из МЧ можно использовать двумя способами: изобразить с помощью МЧ какой-либо объект или догадаться, какому именно объекту соответствует конкретная модель. Оба направления удобно состыковать: домой задается построение моделей, а урок начинается с того, что несколько человек рисуют на доске придуманные ими модели, а остальные должны отгадать, что именно промоделировано. Для одного и того же рисунка, как правило, можно придумать несколько ПРАВИЛЬНЫХ объяснений. Это значит, что мы абстрагируемся от тех отличий, которые есть в этих предметах, и обращаем внимание только на то, что у них общего.

Другое направление использования ММЧ - понимание свойств окружающих нас предметов и физических процессов. При построении моделей в роли МЧ будут выступать дети.

Например, чем твердое отличается от жидкого? Почему если сжать пальцы в ванночке с водой, поднимется только одна капелька, а если сжать карандаш, поднимется весь карандаш? Для объяснения этой ситуации смоделируем ее с помощью МЧ. Карандаш моделируется из 10-12 «твердиков», которые держат друг друга за плечи. Если сдвинуть одного человека, сдвинется весь ряд. Ряд можно разорвать (сломать карандаш), но обе его половинки останутся твердыми. Если твердиков заменить на гидратиков (отпустить руки), то любого из них можно будет спокойно отделить от остальных.

Другой эксперимент на ту же тему - проход через отверстие твердого тела и жидкости. Шеренга твердиков может выйти через дверь только боком, а гидратики пройдут свободно каждый сам по себе.

Другие вопросы, которые очень хорошо моделируются маленькими человечками:

Эмпатия и ассоциативные ряды

Эмпатия осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания.

Ассоциативный ряд – это ряд понятий или определений, когда следующий член ряда "всплывает" в связи с тем, что вспоминается по поводу предыдущего.

1. Составить абстрактный портрет собеседника, описать рисунок.

2. Нарисовать абстрактный портрет человека, используя ассоциативный ряд, подчиненных ему образов, описать рисунок.

Метод фокальных объектов

Метод фокальных объектов (МФО) – это метод поиска новых идей и характеристик объекта на основе присоединения к исходному объекту свойств других, выбранных случайно, объектов. Отсюда другое название – метод случайных объектов.

Теоретической основой МФО является алгоритм из 6 шагов, выполняемых последовательно:

1. Выбирается фокальный объект – то, что необходимо усовершенствовать.

2. Выбираются случайные объекты (3-5 понятий, из энциклопедии, книги, газеты, обязательно существительные, разной тематики, отличной от исходного объекта).

3. Записываются свойства случайных объектов.

4. Найденные свойства присоединяются к исходному объекту.

5. Полученные варианты развиваются путём ассоциаций.

6. Варианты оцениваются с точки зрения эффективности, интересности и жизнеспособности полученных решений.

Перенос на исследуемый объект свойств других объектов, никак не связанных с исходным, нередко дает сильные идеи, поскольку позволяет взглянуть на предмет под иным, неочевидным углом. При этом техника применения проста и инвариантна. Ещё одним преимуществом МФО считается содействие развитию ассоциативного мышления. Но он не лишен и недостатков. Применяя метод, нет никакой гарантии, что полученное решение будет сильным. Также слабыми сторонами метода являются непригодность в работе со сложными техническими задачами и отсутствие чёткости при выборе критериев оценки получаемых идей.

Пример:

ФО – кастрюля.

Цель – расширение ассортимента и спроса на продукцию.

Случайные объекты: дерево, лампа, кошка, сигарета.

Их свойства: дерево – высокое, зелёное, с толстыми корнями; лампа – электрическая, светящаяся, разбитая, матовая; кошка – игривая, пушистая, мяукающая; сигарета – дымящаяся, с фильтром, брошенная, отсыревшая.

Поочерёдно присоединяем полученные свойства к кастрюле и развиваем.

Слабые сочетания можно сразу отбросить.

Сильные решения дают: кастрюля с корнями – кастрюля с теплоизолирующим дном; разбитая кастрюля – разделённая на секции для одновременной готовки нескольких блюд; мяукающая кастрюля – подаёт сигнал, когда блюдо готово.

Применить метод фокальных объектов к:

1. рабочему столу;

2. случайному объекту;

3. предмету, связанному с темой диссертации.

Метод синектики

Термин «синектика» обозначает совмещение в процессе поиска решения проблемы разнородных, порой даже несовместимых элементов. В методе приветствуется критика, а также активно используются различного рода сравнения и аналогии. В процессе решения поставленной задачи участие принимает группа людей (синектиков), все участники группы должны хорошо знать друг друга, чтобы не чувствовать неловкости высказывая абсурдные идеи и относиться к разным психотипам, что обеспечит разнообразие подходов и выдвигаемых идей. По сути задача синектики превратить незнакомое в знакомое и определить решение или напротив превратить знакомое в незнакомое, тем самым открыв горизонты развития.

Обсуждение по методу синектики состоит из следующих основных этапов:

1. Заслушивается имеющаяся информация по обсуждаемой проблеме.

2. Заказчик определяет проблему и желаемую цель.

3. Генерируется перечень ключевых слов, характеризующих проблему.

4. На основе этого списка с применением четырех методов синектики генерируется первый уровень абсурдных идей, непосредственно касающихся желаний заказчика.

4 метода синектики:

Прямая аналогия – внешние, структурные или функциональные аналоги, существующие в окружающем мире.

Субъективные (личные) аналогии – личные представления, представления собственного тела как части проблемы.

Символическая аналогия – сравнения, аллегории, метафоры, отождествление свойств чего-то одного со свойствами чего-то другого.

Фантастическая аналогия – представление вещей фантастическими и невозможными, вмешательство чудесных сказочных сил, способных решить рассматриваемую проблему.

5. На основе первого уровня формируется второй уровень идей, которые являются максимально практичными, но при этом, не теряют своей оригинальности.

6. Из сформированных вариантов клиентом выбирается наиболее интересная версия.

7. В результате совместного обсуждения идея доводится до стадии практического воплощения.

1. В качестве проблемы предлагается разработать фирменный знак для ИжГТУ имени М.Т. Калашникова в котором буде чувствоваться оружейная тематика.

2. На первоначальном этапе нужно предложить 12 аналогий – по 3 для каждого из 4-х методов синектики (поработать нужно группой – можно в кругу семьи или друзей).

3. На основе получившихся аналогий предложить в виде 2-5 эскизов идеи по оформлению знака.

4. Одну идею оформить как рабочий вариант знака.

Метод маленьких человечков

Суть Метода маленьких человечков в том, чтобы заменять некие сложные системы группами человечков, действующих конкретным образом – в соответствии со свойствами изучаемой системы. Например, если говорить про разные состояния вещества, то их можно выразить следующим образом:

Твердое – это группа человечков, которые стоят близко друг к другу и крепко держатся за руки.

Жидкое – это группа человечков, которые всегда стоят близко друг к другу, но при этом за руки не держатся.

Газообразное – человечки достаточно удалены друг от друга и за руки не держатся.

В итоге становится понятно, что первая группа будет перемещаться только вся целиком. Иначе придется придумать способ, как разделить дружных человечков. Зато с третьей группой в этом проблем не будет, здесь еще придется постараться, чтобы собрать всех человечков в одну кучку, ведь они все время пытаются разбежаться в стороны.

1. Составить 5 орнаментов из держащихся друг за друга человечков (пар, троек, четверок), придав им конкретные качества – пол, возраст, м.б. это семьи, м.б. друзья.

2. На основе двух орнаментов придумать два кованых заборчика, принцип соединения секций которых должен быть обусловлен тем, как человечки держатся за руки.

Требования к отчету:

1. Наличие стандартно оформленного титульного листа.

2. По каждому методу – кратко описать задание и результат его выполнения, привести необходимые рисунки и пояснения к ним.

3. Сделать выводы.