Официально во Второй мировой войне Турция воевала против фашисткой Германии. Но на самом деле всё было несколько иначе

Если кто и показал во Второй мировой войне пример искусного лавирования и тончайшей дипломатии, так это Турция. Как известно, в 1941 году Турция объявила о своем нейтралитете и всю войну строго его соблюдала, хотя испытывала колоссальное давление как со стороны стран Оси, так и со стороны антигитлеровской коалиции. Во всяком случае, так утверждают турецкие историки. Однако это лишь официальная версия , сильно расходящаяся с действительностью.

Пулемёты MG 08 на минарете Ай-Софиии в Стамбуле, сентябрь 1941 года. Фото с сайта ru.wikipedia.org

А действительность была совсем иная - на протяжении 1941-1944 гг. Турция фактически выступала на стороне Гитлера, хотя турецкие солдаты и не сделали ни одного выстрела в сторону советских солдат. Вернее, сделали, и не один, но все это было отнесено к разряду «пограничных инцидентов», которые выглядели сущей мелочевкой на фоне кровопролитных сражений советско-германского фронта. Во всяком случае, на пограничные инциденты обе стороны - советская и турецкая - никак не реагировали и далеко идущих последствий они не вызвали.

Хотя за период 1942-1944 гг. перестрелки на границе были не такой уж и редкостью и нередко заканчивались гибелью советских пограничников. Но Сталин предпочитал не обострять отношения, так как прекрасно понимал, что если Турция вступит в войну на стороне стран Оси, то положение СССР из незавидного может моментально превратиться в безнадежное. Особенно это актуально было в 1941-1942 гг.

Не форсировала события и Турция, хорошо помня, чем для неё закончилось участие в Первой мировой войне на стороне Германии. Турки не спешили очертя голову кидаться в очередную мировую бойню, предпочитая наблюдать за схваткой издалека и, разумеется, извлекать максимальную для себя выгоду.

Отношения между СССР и Турцией до войны были достаточно ровными и стабильными, в 1935 году на очередной десятилетний срок был продлен договор о дружбе и сотрудничестве, а с Германией Турция подписала договор о ненападении 18 июня 1941 года. Через два месяца, уже после начала Великой Отечественной войны, СССР заявил, что продолжит соблюдать положения конвенции Монтрё, регламентирующей правила судоходства в проливах Босфор и Дарданеллы. А также не имеет никаких агрессивных планов в отношении Турции и приветствует её нейтралитет.

Всё это позволило Турции на совершенно законных основаниях отказаться от участия в мировой войне. Но сделать это было невозможно по двум причинам. Во-первых, Турция владела стратегически важной для воюющих сторон Проливной зоной, а во-вторых, турецкое правительство собиралось придерживаться нейтралитета лишь до определенного момента. Чего оно, собственно и не скрывало, в конце 1941 года утвердив закон о призыве на военную службу призывников старших возрастов, что обычно делается в преддверии большой войны.

Осенью 1941 года Турция перебросила на границу с СССР 24 дивизии, что заставило Сталина усилить Закавказский военный округ 25 дивизиями. Которые явно были не лишними на советско-германском фронте, учитывая положение дел на тот период.

С началом 1942 года намерения Турции уже не вызывали сомнений у советского руководства, и в апреле того же года в Закавказье были переброшены танковый корпус, шесть авиаполков, две дивизии, а 1 мая официально был утвержден Закавказский фронт.

Фактически война против Турции должна была начаться со дня на день , так как 5 мая 1942 года в войска поступила директива о готовности начать упреждающее наступление на турецкую территорию. Однако до боевых действий дело не дошло, хотя оттягивание Турцией значительных сил Красной Армии заметно помогало вермахту. Ведь если бы 45-я и 46-я армии находились не в Закавказье, а участвовали в боях с 6-й армией Паулюса, то ещё неизвестно, каких «успехов» добились бы немцы в летней кампании 1942 года.

Но гораздо больший ущерб СССР наносило сотрудничество Турции с Гитлером в экономической сфере, особенно фактическое открытие Проливной зоны для кораблей стран Оси. Формально немцы и итальянцы соблюдали приличия: военные моряки при прохождении проливов переодевались в гражданскую одежду, вооружение с кораблей убиралось или маскировалось, и вроде бы придраться было не к чему. Формально конвенция Монтрё соблюдалась, но вместе с тем через проливы свободно плавали не только немецкие и итальянские торговые суда, но и боевые.

А вскоре дошло до того, что турецкий военный флот начал конвоировать в Черном море транспорты с грузами для стран Оси. Практически партнерские отношения с Германией позволили Турции неплохо заработать на поставках Гитлеру не только продуктов, табака, хлопка, чугуна, меди и пр., но и стратегического сырья. Например, хрома. Босфор и Дарданеллы стали важнейшей коммуникацией воюющих против СССР стран Оси, которые чувствовали себя в Проливной зоне если и не как у себя дома, то уж точно как в гостях у близких друзей.

А вот редкие корабли советского флота шли через Проливы фактически, как на расстрел . Что, впрочем, было недалеко от истины. В ноябре 1941 года четыре советских корабля - ледокол и три танкера - было решено перевести из Черного моря на Тихий океан ввиду их бесполезности и дабы они не стали жертвами немецких пикировщиков. Все четыре корабля были гражданскими судами и не имели вооружения.

Турки их беспрепятственно пропустили, но едва корабли вышли из Дарданелл, как танкер «Варлаам Аванесов» получил в борт торпеду от немецкой подводной лодки U652, которая - вот совпадение! - оказалась точно на пути следования советских кораблей.

То ли немецкая разведка оперативно сработала, то ли «нейтральные» турки поделились с партнерами информацией, но факт остается фактом - «Варлаам Аванесов» и по сей день лежит на дне Эгейского моря в 14 километрах от острова Лесбос. Ледоколу «Анастас Микоян» повезло больше, и он смог уйти от преследования итальянских катеров недалеко от острова Родос. Спасло ледокол только то, что катера были вооружены мелкокалиберными зенитными пушками, которыми потопить ледокол было достаточно проблематично.

Если немецкие и итальянские корабли шастали через Проливы, как через свой проходной двор, провозя любые грузы, то корабли стран антигитлеровской коалиции не могли провезти в Черное море не то что вооружение или сырье, но даже продукты. Тогда турки сразу превращались в злобных церберов и, ссылаясь на свой нейтралитет, запрещали кораблям союзников идти в черноморские порты СССР. Вот и приходилось возить грузы в СССР не через Проливы, а через далекий Иран.

Маятник качнулся в обратную сторону весной 1944 года , когда стало ясно, что Германия терпит поражение в войне. Сначала турки нехотя, но все же уступили нажиму Англии и прекратили снабжать немецкую промышленность хромом, а затем стали более тщательно контролировать пропуск немецких кораблей через Проливы.

А дальше произошло невероятное : в июне 1944 года турки вдруг «обнаружили», что через Босфор пытаются пройти не безоружные немецкие суда, а военные. Проведенный досмотр выявил спрятанное в трюмах оружие и боеприпасы. И случилось чудо - турки немцев банально «завернули» обратно в Варну. Неизвестно, какие фразы в адрес турецкого президента Исмета Инёню отпускал Гитлер, но наверняка все они были явно не парламентские.

После Белградской наступательной операции, когда стало ясно, что с немецким присутствием на Балканах покончено, Турция повела себя, как типичный падальщик , почуявший, что вчерашний друг и партнер скоро испустит дух. Президент Инёню разорвал с Германией все отношения, а 23 февраля 1945 года на него явно снизошел воинственный дух султанов Мехмета II и Сулеймана Великолепного - Инёню вдруг взял да и объявил Германии войну. И попутно - чего уж мелочиться, воевать так воевать! - война была объявлена и Японии.

Разумеется, ни один турецкий солдат до конца войны так и не принял в ней участие, а объявление войны Германии и Японии было пустой формальностью, позволившей партнеру Гитлера - Турции - совершить шулерский трюк и примазаться к странам-победительницам. Избежав попутно серьезных проблем.

Можно не сомневаться, что после того как Сталин разделался бы с Германией, у него был бы веский повод задать турками ряд серьезных вопросов , которые могли закончиться, например, Стамбульской наступательной операцией и советским десантом на оба берега Дарданелл.

На фоне победоносной, имеющий колоссальный боевой опыт Красной Армии, турецкая армия выглядела даже не как мальчик для битья, а как безобидный боксерский мешок. Поэтому с ней было бы покончено за считанные дни. Но после 23 февраля Сталин уже не мог взять да и объявить войну «союзнику» по антигитлеровской коалиции. Хотя сделай он это на пару месяцев раньше, ни Англия, ни США не стали бы сильно протестовать, тем более что Черчилль ещё на Тегеранской конференции не возражал против передачи Проливной зоны СССР.

Остается только догадываться, сколько судов - как торговых, так и военных - стран Оси прошли через Босфор и Дарданеллы в 1944-1944 гг., сколько сырья поставила Турция Германии и на сколько продлила этим существование Третьего рейха. Также никогда не узнать, какую цену заплатила за турецко-германское партнерство Красная Армия , но то, что советские солдаты оплатили его своими жизнями, сомневаться не приходится.

Практически всю войну Турция была невоюющим союзником Гитлера, исправно выполняя все его пожелания и снабжая чем только можно. И если, например, Швецию также можно упрекнуть в поставках железной руды в Германию, то Турцию можно упрекнуть даже не столько за торговое сотрудничество с нацистами, сколько в предоставлении им Проливной зоны - важнейшей мировой коммуникации. Которая в военное время всегда приобретала и будет приобретать стратегическое значение.

Вторая мировая война и турецкий «нейтралитет» лишний раз доказали то, что было хорошо известно ещё с византийских времен: без обладания Проливной зоной ни одна страна черноморско-средиземноморского региона не может претендовать на звание великой.

В полной мере это относится и к России, которая рухнула в 1917 году во многом благодаря тому, что русские цари не взяли под контроль Босфор и Дарданеллы в XIX веке, а в Первую мировую войну из рук вон плохо - если это так можно назвать - планировалась десантная операция в Босфор.

В наше время проблема Проливной зоны менее актуальной не стала и не исключено, что ещё не раз Россия с этой проблемой столкнется. Остается только надеяться, что это не будет иметь таких фатальных последствий, как в 1917 году.

Бомбардировщики военно-воздушной силы США (USAAF), которые приняли участие во Второй мировой войне, прибыли в Северную Африку в 1942-м году. Они действовали в координации с Королевскими военно-воздушными силами Великобритании (RAF). В штабе USAAF и RAF определились главные цели, чтобы воевать с Гитлером:

1- Авиационная промышленность Германии
2- Базы подводных лодок

3- Заводы подшипников
4- Нефтеперерабатывающие заводы
5- Резиновая и шинная промышленность
6- Военно-транспортные базы

Командиром бомбардировочного флота США, который локализовался на Египтской авиа-базе – Файед, служил Полковник . Флот состоял из множества бомбардировщиков B-24 - Либератор. Полковник Халверсон разработал планы нападений, которые были названы его фамилией: HALverson PROject = HALPRO.

Его первая цель - Нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) в Румынии - Плоешти. Потому что этот НПЗ обеспечил 60% потребности немецкой армии в нефти и топливе, особенно в высокооктанновом, используемого в авиации.

В ночь 11 июня 1942 года, под командованием Полковника Халверсона, 13 штук Б-24 Либераторов покинули воздушную базу Файед. 12 июня ранним утро они были над целями. Согласно американским военным записям, десять из тринадцати самолетов смогли бросить свои бомбы над НПЗ, один в порту Констанца и два - по неизвестным целям. Но не нанесли удары по заводам, а возврат самолетов превратился в кошмар. Из-за различных сбоев три самолета сели в Анкаре, один самолет приземлился в Адапазары. Турция, которая не является участницей войны, интернировала самолеты и экипажы. Экипаж самолета под командованием Полковника Халверсона и еще три самолета со своими экипажами долетели до Рамади (Ирак) и приземлились там. Три самолета приземлились в неизвестных местах в Ираке и один из них был серьезно поврежден в результате аварии. Остальные два самолета сели в Алеппо (Сирии).

Во время Второй мировой войны принято было давать названия самолетам ВВС США. Названия самолетов, которые были вынуждены приземляться в Турции, были следующими:

Те, которые приземлились в Анкаре: , THE BLUE GOOSE;

Тот, который приземлился в Адапазары: TOWN HALL.

США заявили, что они пожертвовали самолеты Турции, чтобы не усугублять политический кризис. Экипажи был помещен в гостиницу в Анкаре. В дверях стояли охранники, члены экипажа могли выходить на улицу, гулять по магазинам при желании только под наблюдением охранников.

В августе 1942 года турецкий генеральный штаб приказал передать самолеты 1-му воздушному флоту, который находился в Эскишехире. Три самолета из четырех с помощью американского персонала были отремонтированы и вылетали в Эскишехир. Во время войны жители Эскишехира, которые видели огромные самолеты над городом, переживали "захватывающие моменты". Половину американского персонала отвезли в Эскишехир для ремонта и обучения.

Один хитрый член американского экипажа предположил, что необходимо регулярно включать двигатели, принимая топливо, чтобы предотвратить повреждение топливных баков с резиновым покрытием. Таким образом, каждый раз, когда включали двигатели, мало-помалу он смог заполнить половину бака топливом. 15 декабря 1942 года, когда все были за обедом, американцы забежали в самолет, у которого бак наполовину полон. Пилоты быстро дали запуск двигателям, не проверяя ничего в самолете: ни парашюта, ни радиосвязи, ни воды, ни питания.

Самолет, который они украли, был «BROOKLYN RAMBLER», и имел уже турецкие знаки и турецкий флаг. Через полчаса, чтобы поймать «BROOKLYN RAMBLER», турецкий истребитель 1932-го года, вылетел, но не смог догнать бомбардировщик. «BROOKLYN RAMBLER» встретили британские военные самолеты около Кипра. Увидев турецкие знаки и турецкий флаг, они перехватили его в воздухе и открыли огонь на предупреждение. Американцы махая руками, криками дали понять что свои. «BROOKLYN RAMBLER» успешно сумел приземлиться на британскую базу на Кипре с небольшими повреждениями.

Переговоры с Соединенными Штатами и Великобританией в начале 1943 года привели к тому, что этот самолет был отремонтирован и возвращен в Турцию. Экипаж, сбежавший из Эскишехира, отправился в Египет и присоединился к команде HALPRO. Остальные члены экипажа, останавливающиеся в гостинице в Анкаре, сбежали из отеля группами. Затем они присоединились к североафриканским войскам через Сирию с поддельными паспортами.

Американцы, которые не смогли нанести повреждение НПЗ Плоешти в 1942 году, снова начали работать в середине 1943 года, чтобы заново атаковать. Они разработали новый план, расширив сотрудничество с англичанами. Краткое название этого плана было CBO (Британское / американское наступление бомбардировщиков) - Операция Pointblank.

НПЗ Плоешти был одним из лучших охраняемых объектов в Европе. В двадцати милях к востоку от Плоешти была база немецких истребителей . По пути были также базы истребителей в Греции и Болгарии. Со всех сторон НПЗ был оснащен зенитными орудиями. По документам выяснилось, что было 237 зенитных орудий и все они использовались немецким военным персоналом.

Бомбардировщики Б-24 могли летать на большой высоте, и по плану это они должны были уничтожать главные цели. Расчеты, проведенные американским и британским персоналом, выяснили, что требуется 1270 налетов, чтобы нанести 90 процентный ущерб целей. Это казалось невозможным. Один американский полковник сделал расчет, который нанесет тот же самый урон, используя меньше самолетов с малой высотой. Этот план был представлен Рузвельту и Черчиллю командирами и был принят. Операции дано название - “ - Приливная волна".

Для того чтобы тренироваться в соответствии с этим планом, индивидуальная модель силуэта НПЗ была построена в пустыне, которая находится на юге Бенгази. Экипаж тренировался в течение двух недель с тренировочными бомбами. Это обучение показалась командующим достаточно успешным. Наконец, после того, как все подготовления были завершены, в воскресенье, 1 августа 1943 года, 178 бомбардировщиков B-24D-Либераторы начали отходить с базы Бенгази в Ливии с тяжелыми нагрузками.

Бомбардировщики направлялись на север на высоте 3000 футов над морем, чтобы преодолеть немецкие радиолокаторы. Когда они увидели сушу, поднялись на 10000 футов. Но немецкие радары тут же отследили ситуацию и встревожили все немецкие авиационные подразделения в регионе. Да и при неблагоприятных метеорологических условиях группы самолетов оказались вдали друг от друга, пришлось нарушать радиомолчание - тут немцы поняли, что цель бомбардировщиков - Плоешти и они привели все зенитные элементы в высокую готовность. Когда они пролетели через Болгарию, бомбардировщики спускались на малые высоты и покидали экраны немецких радиолокаторов.

Приближавшиеся к целям бомбардировщики летели почти на высоте дымоходов, оставляя свои бомбы. Авиабомбардировка повредил НПЗ на 42 процента. Однако эти повреждения были устранены в течение 3-4 недель, и по некоторым источникам, НПЗ Плоэшти начал работать с более высокой эффективностью, чем до бомбежки.

Что касается бомбардировщиков:

В источниках приведены разные цифры; тем не менее - только 93 из 178 самолетов смогли вернуться на свою базу в Бенгази; 13 из них, не долетев до цели, вернулись из-за сбоев или повреждений от огня противника; 19 могли приземлиться на землю своих союзников; 3 из них упали в море (Самолет «HADLEY"S HAREM» упал в море около Анталии, ниже мы о нем подробно расскажем); 7 из них приземлились в Турции - экипаж интернировался.

В результате было потеряно 44 самолета, 41 из которых были бомбардировщиками.

Из 1726 человек персонала, которые участвовали в операцию, 532 были убиты, пойманы, задержаны или пропали без вести. Операция “TIDAL WAVE” была завершен полным провалом.

Названия самолетов, которые высадились в Турции, были следующими:
, HITLER’S HEARSE, .

Судьба HADLEY"S HAREM, который упал в море около Манавгата (Анталия):

Такое шуточное название самолету дано командиром самолета Гильбертом Б. Хадлейом. Кроме него, в самолете было еще 9 человек. Помощник летчика Джеймс Р. Линзей, штурман Гаролд Табакофф, инженер Расл Пейдж, бомбист Леон Стормс, радист Уилям Леонард, пулеметчик Кристофер Холвегер (для снабжения пулеметов), пулеметчики Першинг В. Уаплс, Лерой Неутон, Франк Неметх. Самолет должен был лететь в группе Flight One, слева от лидера группы Джон "киллер" Кейн.

Во время рейда на нефтеперерабатывающие заводы в Плоешти (Румыния), HADLEY"S HAREM был первым самолетом на левом фланге полковника Джона Р. Кейна, который возглавлял Flight One в качестве лидера группы. При приближении к цели одна зенитная ракета прошла через носовую секцию HADLEY"S HAREM и взорвалась, чем нанесла большой урон. Бомбист Стормс умер в результате травм грудной клетки, полученных из осколков. Навигатор Табакофф также был ранен. Двигатель №2 остановился. Инженер Пейдж вручную управлял бомбовым отсеком и выпустил бомбы, чтобы потерять часть веса. Получив еще 2 удара от зенитных ракет, самолет отправился обратно в Бенгази. Однако через некоторое время командир экипажа понял, что это невозможно, и изменил свой курс на Британскую авиабазу на Кипре через Турцию. Двигатель №3 остановился над Анатолией. Над Таврскими горами давление масла для двигателя №1 быстро уменьшилось. Становилось ясно командиру, что им не удастся долететь до Кипра. Самолет потерял два последних двигателя вблизи Манавгата, пытаясь приземлиться. Одно из его крыльев коснулось воды, из-за чего самолет упал и развалился на 3 части. Пилот и второй пилот не смогли выбраться из передней части разбитого самолета, также тело погибшего бомбиста Стормса осталось на борту утонувшего самолета. Экипаж, который выжил, добрался до побережья вплавь. Первую медицинскую помощь им оказали местные жители. Раненых затем перевели в Американскую больницу (Больница Admiral Bristol) в Стамбуле. Министерство иностранных дел Турции заявило, что эти люди являются потерпевшими в морской катастрофе, что позволило им свободно покинуть страну после завершения их лечения.

Огуз Алтунсечен - любитель дайвинга и подводный фотограф, в 1972-м году около Манавгата на глубине 30 метров изучал морских черепах. Однажды он случайно обнаружил переднюю часть разбитого самолета. Сообщил об этом соответствующим органам, но в те годы технически невозможно было вытащить из такой глубины что-либо. В 1994-м году он узнал из журнала, что один "безумный" американец ищет что-то у берегов Анталии, то, что потерял 50 лет назад.

«Мы были на расстоянии двух-трех миль от нашей цели, летя около 50 футов от земли, когда по нам ударили », - вспоминает Ньютон. «Мы не могли повернуть, потому что мы летели очень близко друг от друга с другими самолетами, поэтому мы продолжали лететь, пытаясь не задеть дымовые трубы ». Они бросили свои бомбы, а затем приказали экипажу избавиться от всего остального, огнетушителей, спасателей Mae West, парашютов, чтобы облегчить груз самолета. «Мы были в 25 милях от побережья Турции и летели чуть выше дозволенной скорости », - вспоминал Ньютон. «Хэдли повернул налево к земле, было около 8 часов ночи, и мы теряли давление масла и высоту ». Ньютон вспоминает, как Хэдли спрашивал своих товарищей по команде: «Ты хочешь попробовать пляж? Или воду?» Внезапно два оставшихся двигателя затихли, и самолет погрузился на 150 футов, впервые ударив носом в воду и разбившись на три части.

Хотя Хэдли и Линдси и утонули, семь членов экипажа пережили катастрофу. Среди них был Ньютон, у которого была сломана нога. Используя небольшую кислородную бутылку в качестве буя, он плавал в течение четырех часов, прежде чем дойти до берега, где он был спасен турком, который нес его две мили до деревни.

«Я никогда не думал об этом, как о каком-то большом деле», - сказал он. «В те дни у кого-то всегда была ужасная , хуже твоей ».

После войны он сумел получить некоторые навигационные карты и задумался о курсе Хэдли. Он решил, что найдет B-24. Он отправился в Турцию, где одна местная газета опубликовала статью о HADLEY"S HAREM, но ему не повезло с поиском. После того, как он вернулся в Соединенные Штаты, с ним связался один отставной турецкий морской фотограф, который писал в своем письме, что он знает эту историю и знает, где найти B-24. «Человек писал, что он и его сыновья ныряли до B-24 в течение 20 лет», - сказал Ньютон. Основываясь на новой информации, Ньютон вновь посетил Турцию, нанял дайверов и лодку и отправился на место с турецким фотографом.

«Когда мы добрались на место, у меня почти был сердечный приступ, я был так взволнован », - сказал Ньютон. «Но была плохая погода, обычно море прозрачное, но в тот день мы ничего не видели с поверхности ».

В конце концов, обломки были обнаружены в 110 футах от воды, нос был частично похоронен. Несколько предметов были извлечены из обломков, и когда части были проверены, то подтвердилась их принадлежность B-24, это был обнадеживающий знак. Переговоры с турецким правительством о разрешении на выдачу самолёта были сложными, и расходы Ньютона увеличивались. Кроме того, у Ньютона был план - восстановление носовой части. В своей третьей поездке Ньютон пригласил Питера Фриззелла, который снимает фильм о рейде Плоешти. Фризелл стал главой операции по восстановлению, которая включала в себя операцию по извлечению носа самолета с помощью больших воздушных шаров. Прошло более полутора месяцев, и им это удалось. Мало того, что передняя часть была вытащена неповрежденной, они также извлекли останки Хэдли и Линдси. Кроме того, они обнаружили солнцезащитные очки летчика Эйдли, его наручные часы и один из его пистолетов с перламутровым покрытием. Найдя самолет, Ньютон не сразу связался с семьями. Он и Фризелл передали останки посольству США в Турции, там проводилась идентификация тел и потом уведомили семьи.
---
Хотя ни один самолет не прибыл в 1939 году, когда началась война, самолеты многих стран, участвующих в войне с 1940 года, были приземлены, сбиты или сброшены в Турции.

Вот их короткая история.

1940
8 и 9 сентября 1940 года итальянские бомбардировщики и приземлились на турецких берегах, но самолеты сильно пострадали. Спасенные двенадцать членов экипажа были доставлены в итальянский Красный Крест, а другие были доставлены в Анкару.

1941
В течение этого года в общей сложности восемнадцать самолетов, включая шесть итальянских, пять немецких, четыре французских, два русских и один английский, высадились или упали в разных местах Турции. 22 немецких, 22 итальянских, 11 французских и 8 русских военных были задержаны, нет данных о погибших и сбежавших из Турции.
Только три самолета из этих восемнадцати приземлились неповрежденными или с небольшим ущербом.
Это немецкий самолет-разведчик , итальянский бомбардировщик ; а другой - российский самолет-бомбардировщик, его тип не отмечен в документах. Эти самолеты были отправлены на авиа-завод - Кайсери.

1942
В этом году вышло в общей сложности четырнадцать самолетов: девять немецких, три югославско-хорватских, один британский и один русский самолет (кроме американских B-24, упомянутых выше).
Три из них прилетели, отказавшись от войны (3 югославско-хорватских , другие высадились из-за сбоев.

Двадцать семь человек экипажа: двадцать пять немцев, один британец и один русский были интернированы, а девять югославских военных были отправлены в лагерь беженцев в Йозгате в этом году.

Пять самолетов: три , один и самолет , которые приземлились в течение года, были доставлены в турецкие ВВС.

1943
В течение этого года 21 самолет (за исключением американских B-24, упомянутых выше) приземлился или упали на территории Турции. Это двенадцать британских, два немецких, два итальянских, два американских, один русский, один румынский и один югославский самолет. Из этих самолетов в турецкие Военно-воздушные силы были доставлены три самолета, три , один , один и один румынский учебный самолет.

Приблизительно сто членов экипажа были интернированы, другие погибли или сбежали.

1944.
В течение года на территорию Турции совершили посадку в общей сложности двадцать три самолета, включая девять американских, шесть британских, три румынских, два немецких, два русских и один болгарский самолет. Из этих самолетов в турецкие военно-воздушные силы были доставлены 14 самолетов, семь из которых были B-24, один Hurricane, один 20-24Dz.Shh, один Savoia, один , и один болгарский морской самолет.

Двадцать членов экипажа были интернированы, другие погибли или сбежали.

1945
В 1945 , в последний год войны, на территории Турции не было посадки самолетов. Но впервые один самолет был принужден к посадке:
Пятый авиационный полк ВВС Турции локализовался в Бурсе. Второй батальон этого полка переместился в Саригази для защиты Проливов и Северо-западной части Анатолии. Поскольку в то время радара в Турции еще не было, были приняты следующие меры: на холме Чамлыджа был построен надзорный домик, рядом с ним был установлен большой стог сена. Если самолет замечен, зажигался стог сена, и пилоты, которые ждали в самолете, запускали двигатели и поднимались в воздух из Саригази.

В 1945-м году, увидев огонь на холмах, поднялись 4 самолета FW-190 (Focke-Wulf Fw 190 - были куплены 72 штук из Германии в 1943-м году) и встретили немецкий над Мраморным морем. Немецкий самолет, открыв шасси и заслонки, дал понять, что у него нет враждебного намерения. Турецкие самолеты привели немецкий самолет в Ешилькёй и позволили ему сесть туда, затем вернулись в Сарыгази.

Таким образом, премия Турции, которая приложила огромные усилия для неучастия в войне, составила около тридцати самолетов.

ТУРЦИЯ ВО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ

22 июня 1941 г. Германия напала на СССР. За четыре дня до этого Турция по предложению Гитлера подписала с Германией «Пакт о ненападении». В связи с нападением Германии на СССР Турция объявила нейтралитет. В то же время по представлению турецкого правительства парламент разрешил призывать на действительную военную службу лиц старше 60 лет, офицеров запаса старше 65 лет, а также объявить мобилизацию в восточных вилайетах, чтобы заполнить брешь, образовавшуюся перемещением 40-тысячной армии в округ Фракия. Эти акции сильно встревожили СССР.

Германская пропаганда утверждала, что СССР намеревается захватить Проливы. В свою очередь, 27 июня 1941 г. в опровержении ТАСС решительно отмечались «провокаторски лживые заявления в декларации Гитлера по поводу мнимых претензий СССР на Босфор и Дарданеллы и о мнимых намерениях СССР оккупировать Болгарию».

10 августа 1941 г. СССР и Англия сделали совместное заявление о том, что будут уважать режим Проливов и территориальную целостность Турции. Там же Турции были даны заверения в оказании помощи, если она окажется жертвой агрессии. Чтобы ослабить действенность германской пропаганды, советское правительство подтвердило свою верность Конвенции Монтрё и заверило турецкое правительство, что не имеет никаких агрессивных намерений и притязаний в отношении Проливов. Советская сторона подчеркнула, что понимает желание Турции остаться нейтральной, а потому окажет ей помощь и содействие в случае, если она окажется жертвой нападения какой-либо европейской державы.

Еще в мае 1941 г. англичане ввели войска в Ирак и Сирию. Теперь у британских войск, дислоцированных от Египта до Бирмы, разрыв был лишь в Иране.

В августе 1941 г. советские и британские войска заняли Иран.

Появление Красной армии в иранском Азербайджане вызвало серьезную озабоченность турецкого правительства. Турки начали замышлять захват северной части Ирана. Германский посол фон Папен доносил Риббентропу: «Хорошо осведомленное доверенное лицо сообщает: ввиду успехов немцев в России турецкие правительственные круги все больше начинают заниматься судьбой... азербайджанских турок».

Турки стянули к советской границе значительные силы - 16 пехотных и 8 кавалерийских дивизий. Москве пришлось сосредоточить в Закавказье 25 дивизий, которым была поставлена задача не допустить вторжения турецких или германо-турецких войск.

С 13 марта 1942 г. в Закавказье проводились штабные учения, в которых Турция выступила в роли вероятного противника. Действия Красной армии начинались с наступления на Северо-Восточную Турцию и заканчивались взятием Олту, Сарыкамыша, Тробзона и Эрзерума. В документе под названием «Соображения по планированию операции Закавказского фронта» предусматривалось на площади в 210 км в направлении Черного моря и 300 км в направлении Эрзерума по линии Тробзон, Байбурт, Эрзерум разгромить турецкую армию, что входило в главную стратегическую задачу Закавказского военного округа.

Подготовительный этап наступления включал уничтожение боевого охранения, разведку переднего края обороны и занятие исходного положения для наступления. Первый этап наступления включал окружение и разгром Карсской группировки противника с выходом войск фронта на рубеж Пазар - Артвин - Мерденик - Карс - Кагызман. Второй этап наступления предусматривал разгром олтинско-сарыкамышевской группировки противника с выходом на рубеж Егдем - Олту - Карс -Курт и захват подвижными отрядами узлов путей в районах Испир, Тортум, станции Чифтлик. На третьем этапе планировалось занятие Эрзерума. Хронологически на первый этап отводилось 10 дней, второй этап будет закончен на 16-й день, а третий этап - на 31-й день операции.

25 апреля для обсуждения положения в Закавказском военном округе Сталин принял генерала армии В. И. Тюленева. Беседа длилась с 19 ч. 50 мин. до 22 ч. 05 мин. Присутствовали также члены ГКО Л. Берия, Г. Маленков, А. Микоян, начальник Генштаба Б. Шапошников, его заместитель П. Бродин и другие. Было принято решение усилить Закавказский военный округ оружием и военной техникой в соответствии с директивой Генштаба, подписанной 26 апреля. В ЗакВО были направлены: одна стрелковая и одна кавалерийская дивизии, один танковый корпус, шесть авиаполков, шесть артиллерийских полков, шесть бронепоездов, сто грузовых автомашин.

Дополнительные силы разместились вдоль турецкой границы, и 1 мая был образован Закавказский фронт. А 5 мая командирам 45-й и 46-й армий поступила директива быть готовыми к вступлению на турецкую территорию.

Летом 1942 г. на советско-турецкой и ирано-турецкой границах произошло несколько перестрелок между турецкими и советскими пограничниками, имелись жертвы. Однако до войны дело так и не дошло.

Гораздо больше было инцидентов на море. Так, 23 сентября 1941 г. советский буксир «Аккерман» с командой из 13 человек и 25-ю пассажирами на борту шел без компаса по звездам и оказался в турецких водах. После длительных переговоров все пассажиры и шесть человек команды вместе с буксиром вернулись в Советский Союз.

11 ноября 1941 г. судно «Красный водолей» (водоизмещение 665 т, скорость 8 уз.) вышло из Севастополя к берегам Кавказа, но его капитан Задорожный увел судно в Синоп.

5 декабря генеральный секретарь МИД Турции Н. Менеменджиоглу в ходе беседы объяснил советскому послу С. Виноградову, что экипаж не хочет возвращаться в СССР. В начале 1942 г. по договоренности между Ш. Сараджоглу и С. Виноградовым пароход был возвращен Советскому Союзу, но экипаж письменно обратился с просьбой, чтобы до конца войны их оставили в Турции. В процессе дальнейших переговоров и уговоров трое согласились вернуться на родину, а остальные 15 человек Турция выдать отказалась, ссылаясь на то, что требование СССР противоречит международным нормам.

Куда более интересной оказалась история с советским пассажирским лайнером «Сванетия».

До войны «Сванетия» (водоизмещение 5050 т, 244 каютных места), обслуживала пассажирскую линию Одесса - Ближний Восток. Война застала лайнер у входа в Дарданелльский пролив, но, как следует из наших официальных источников, его якобы задержали в Стамбуле турки и не выпускали до конца февраля 1942 г. Это дикая чушь. Задерживать пассажирский лайнер вопреки всем международным конвенциям турки не могли, это был бы «казус белли» как для СССР, так и для Англии.

Согласно воспоминаниям наших дипломатов, «Сванетия» в Стамбуле использовалась в качестве плавгостиницы для советских дипломатов, покинувших Германию, а в феврале 1942 г. лайнер привез в Поти «последнюю группу дипломатов». И эта версия выглядит неубедительно. На самом деле последняя группа сотрудников советских посольств и консульств была переправлена в СССР через Карс в начале августа 1941 г., а посол Деканозов и дипломатический бомонд еще раньше сели на железнодорожный экспресс Стамбул - Анкара, а затем самолетом перелетели в СССР.

Фактически же «Сванетия» стала в Стамбуле плавучим филиалом Лубянки. В первые же дни пребывания там с корабля списали и отправили в Союз несколько десятков моряков. Само собой разумеется, им быстро нашли достойную замену. «Сванетия» была базой для шпионских и террористических операций, а штабом - советское консульство в Константинополе.

В конце лета 1941 г. вся наша шпионо-дипломатическая команда была брошена на подготовку к покушению на посла Германии в Турции. Вообще говоря, убивать послов, даже в ходе войны, было не принято, но тут был особый случай. Германский посол Франц фон Папен принадлежал к древнему аристократическому роду, истоки которого теряются в веках. Во всяком случае, в конце XV века его предок Вильгельм фон Папен был владельцем больших поместий.

Осенью 1913 г. 34-летний офицер Генштаба фон Папен по личному указанию кайзера назначен военным атташе в США. В 1915 г. его высылают из Америки за шпионаж. В годы Первой мировой войны он становится близким другом капитана Канариса, будущего адмирала и руководителя абвера. В начале 30-х гг. фон Папен получает пост вице-канцлера рейха, затем едет послом в Австрию. Он играл не последнюю скрипку в приходе к власти Гитлера и в Аншлюсе (мирном присоединении Австрии к Германии).

В апреле 1939 г. Гитлер назначает фон Папена послом в Турции. С началом Второй мировой войны новый посол по указанию фюрера налаживает связи с британскими и американскими дипломатами. Цель этих контактов - заключение сепаратного мира.

Британские аналитики уже в 1939–1941 гг прекрасно понимали, что в случае полного разгрома Германии СССР будет господствовать в Европе. Единственная альтернатива этому - сепаратный мир. Но Гитлер - весьма одиозная фигура в качестве партнера по переговорам. А тут под рукой бывший вице-канцлер (второе лицо в государстве, свой среди абвера, дипкорпуса и оппозиционных фюреру генералов вермахта).

В итоге Папену пришлось в Анкаре играть тройную игру - посла, тайного посланника Гитлера и представителя оппозиции. Основными партнерами в игре были американский и британский послы и нунций Ватикана. Замечу, что папа Пий XII, как и фюрер, послал в Турцию не простого попа, а талантливого дипломата и «аппаратчика» Джузеппе Ронкали. После войны Ронкали сменит Пия XII и станет папой Иоанном XXIII.

Ватикан в течение всей войны играл ключевую роль в сепаративных переговорах. Как-то на встрече со Сталиным Черчилль упомянул о числе дивизий Англии и США. Сталин совершенно серьезно спросил: «А сколько дивизий у Ватикана?», намекая на непомерное политическое влияние и амбиции «престола Св. Петра».

И вот в Москве решили убрать потенциального главу Третьего рейха.

Вскоре в Стамбуле появились простые советские люди - вице-консул Павлов и журналист-международник Леонид Наумов. «В миру» они были известными террористами Георгием Ивановичем Мордвиновым и Наумом Исааковичем Эйтингоном. Последний недавно вернулся из Мексики, где организовал убийство Льва Троцкого.

Первоначально покушение на фон Папена было намечено произвести в театре. Его должна была застрелить «спортсменка, комсомолка и просто красавица» Муза Малиновская. Однако журналист Наумов влюбился в Музу и, видимо, поэтому провалил операцию. В конце концов в качестве террориста решили использовать 26-летнего болгарина, имя которого скрывается до сих пор. Известно лишь, что он учился в Стамбульском университете под именем македонца Омера.

По советской версии, болгарин прекрасно стрелял из пистолета, что проверили сотрудники консульства, но почему-то для покушения решили использовать безоболочную бомбу, изготовленную опытным взрывотехником НКВД Тимашковым. Сразу после взрыва бомбы к месту убийства должен был подъехать мотоциклист, взять Омера и умчаться на полной скорости.

Вечером 20 февраля 1942 г. скорый поезд Стамбул - Анкара уносит в турецкую столицу вице-консула Павлова и студента Омера. По случайному совпадению, на следующий день «Сванетия» поднимает якоря в Босфоре и вместе с «советскими дипломатами» отправляется на родину. Лайнер старательно прижимается к турецкому берегу и лишь в 12 ч. 10 мин. 23 февраля швартуется в порту Поти, где его ожидает кавалькада черных «эмок».

Через 22 часа фон Папен с женой шел пешком по бульвару Ататюрка, направляясь в германское посольство. Он был крайне пунктуален и в одно и тоже время показывался на бульваре. По версии наших спецслужб, болгарин подошел к чете Папенов, достал бомбу и пистолет, привел взрыватель в действие, но так и не бросил ее.

Бомба, как уже говорилось, была безоболочной и не дала осколков, зато от болгарина остались лишь клочья мяса и башмак на дереве. Взрывная волна сбила чету Папенов с ног, но супруги отделались лишь легкой контузией. Ехавший мимо мотоциклист остановился. В этот момент Папен, лежавший на земле, поднял руку, и мотоциклист начал оказывать ему помощь.

На мой взгляд, версия наших спецслужб более чем неудачна. Если мотоциклист был советским агентом, то он мог застрелить, ударить ножом или даже ребром ладони по горлу Папена, благо, тому было 62 года, и умчаться на мотоцикле. Парень же стал оказывать первую помощь и дождался приезда полиции. Позже на следствии он был привлечен лишь как свидетель. Наконец, почему сейчас не называется его настоящая фамилия и почему он не получил советских наград?

Турецкая полиция и сам фон Папен в мемуарах дают иную версию покушения. Болгарин должен был застрелить посла из пистолета, а затем взвести взрыватель устройства, которое, как ему объяснили, было не бомбой, а дымовой шашкой, что помогло бы ему скрыться. Парень решил подстраховаться и почти одновременно нажал на спусковой крючок пистолета и взрыватель шашки. Если бы он выстрелил на полсекунды раньше, посол был бы убит. Но, в любом случае, террорист вознесся бы на небеса. Мотоциклист же на бульваре Ататюрка оказался случайно. Покойникам мотоциклы не нужны.

В 1941–1944 гг. Турция отправляла Германии чрезвычайно важное стратегическое сырье - хром. Так, согласно торговому соглашению, только с 7 января по 31 марта 1943 г. Турция обязалась поставить немцам 41 тысячу тонн хромовой руды. Лишь 20 апреля 1944 г. под сильным давлением СССР, Англии и США Турция прекратила поставки хрома. Кроме того, турки поставляли немцам и румынам другие виды сырья, продовольствие, табак и другие продукты.

Самой же большой услугой турок Гитлеру был практически свободный проход кораблей стран оси через Проливы. Понятно, речь не идет о линкорах или даже эсминцах. Корабли этих классов не требовались немцам на Черном море. Зато немцы построили сотни небольших, до 500 тонн водоизмещением, быстроходных транспортов, которые при необходимости могли становиться сторожевыми кораблями, кораблями ПЛО, ПВО, использоваться в качестве минных заградителей и т.п. Типичный образец германского быстроходного транспорта - типа F (MF Р) водоизмещением около 300 тонн, вооруженный пушками калибра 7,5, 37 и 20 мм в различных вариантах. В варианте минзага эти суда несли 52 мины. Такие транспорты строились по всей оккупированной Европе - в Германии, в Бельгии, Польше и даже в Николаеве. Зачастую транспорты, построенные в Варне, воевали на Средиземном море, а в построенные в Генуе - в Черном море.

Помимо этих транспортов сотни, если не тысячи обычных транспортов и танкеров оси ежегодно проходили через Проливы. На время нахождения в проливной зоне часть артиллерии на них пряталась в трюмы или маскировалась.

Самое любопытное, что наши военные историки до сих пор не удосужились определить хотя бы приблизительно объем грузовых перевозок по этому маршруту и по внутричерноморскому маршруту Констанца - Одесса - Севастополь - Анапа. Причина очевидна: если опубликовать эти совсекретные данные, то получится, что Черноморский флот, превосходивший во много раз морские силы немцев, турок, румын и болгар, действовал, мягко выражаясь, весьма неэффективно.

Соответствовал ли проход германских кораблей через Проливы конвенции Монтрё? Очевидные грубейшие нарушения отсутствовали, но тем не менее придраться было к чему. В 1941, 1942 и 1943 гг. советское посольство в Анкаре неоднократно обращало внимание МИДа Турции на нарушение конвенции Монтрё, на недопустимость прохода через Проливы немецких и других кораблей под флагами торгового флота, но, по имевшимся у посольства данным, «с целями военного характера».

В памятной записке советского посла Виноградова, врученной министру иностранных дел Сарджоглу 17 июня 1944 г., говорилось о ряде случаев прохода через Проливы немецких военных и военно-вспомогательных судов под видом торговых. В записке отмечалось, что только для прохода Проливов «с них временно и частично было снято вооружение».

Одно из принятых Рузвельтом и Черчиллем на конференции в Квебеке в 1943 г. решений было направлено на запрет прохода через Проливы германских кораблей, имевших военное значение. Союзники отмечали частый проход кораблей из Черного моря в Средиземное. Англичане утверждали, что эти корабли были замаскированными военными и наносили ущерб операциям ВМС Англии в Средиземноморье.

Прозрели турки только в июне 1944 г., когда после прохода группы германских кораблей союзники пригрозили Анкаре, и только тогда у другого отряда германских судов турецкие службы, осматривавшие корабли, обнаружили оружие, радарные установки и военную униформу. Сами моряки в Проливах надевали гражданскую одежду Посему германские корабли впервые не были пропущены в Босфор и вернулись в Черное море.

По сему поводу британский посол в Москве 25 июня 1944 г. писал Молотову: «В течение нескольких последних дней положение существенно изменилось, так как вопрос о проходе германских судов через Проливы официально и публично урегулирован, к удовлетворению союзников. Министр иностранных дел вышел в отставку, а председатель совета министров дал заверения в отношении стремления Турции к искреннему сотрудничеству».

Замечу, что покровительствовавшая военным перевозкам немцев и итальянцев в Проливах Турция решительно воспрепятствовала западным союзникам перевозить оружие, стратегические материалы и даже продовольствие в СССР. И им приходилось делать это сложным и опасным путем через Мурманск, Иран и Дальний Восток.

Сложилась странная ситуация: в 1941–1944 гг. британский флот безраздельно господствовал в центральной части Средиземного моря, а советский - в Черном море. Почему бы торговым кораблям союзников под конвоем британских кораблей и самолетов не доходить до Дарданелл, форсировать проливную зону, а у кромки турецких тервод у Босфора их встречали бы корабли и самолеты Черноморского флота? Да, потери теоретически могли бы быть, но куда меньшие, чем у северных конвоев: вспомним трагическую судьбу конвоя PQ-17 в 1942 г.

Единственным препятствием к проходу торговых судов западных союзников в Черное море служила прогерманская позиция турецкого правительства.

Правда, был случай, когда четыре советских невооруженных судна - ледокол «Микоян», танкеры «Сахалин», «Туапсе» и «Варлаам Аванесов» - прошли из Черного моря в Эгейское. 30 ноября 1941 г. наши суда в сопровождении лидера «Ташкент», эсминцев «Способный» и «Сообразительный» подошли к Босфору. Здесь боевые корабли пожелали танкерам и ледоколу «счастливого плавания» и повернули назад. В Константинополе танкеры передали нефть туркам. Видимо, это было платой за проход через Проливы. Всем четырем кораблям удалось благополучно выйти в Эгейское море. Однако танкер «Варлаам Аванесов» был потоплен 19 декабря 1941 г. германской подводной лодкой U-652 у мыса Баба примерно в 70 км от Дарданелл.

Несколько иностранных судов 22 июня 1941 г. были застигнуты войной в портах Черного моря. Согласно сложившейся международной практике, СССР мог реквизировать их и использовать в военных целях. Так поступали Англия в 1914 г. и 1939 г. и Россия в 1914 г. (на Балтике и Черном море). Однако московские адмиралы решили иначе - слишком много транспортов оказалось на Черном море, и их тоже отправили в Средиземное море. Танкер «Ойлшипнер» прошел Босфор под панамским флагом, но за Дарданеллами был поврежден вражеским самолетом, и ему пришлось интернироваться в Турции. Малому же греческому пароходу «Агхиос Геориос» удалось дойти до Кипра.

Увы, этот эпизод не может служить примером доброжелательного или хотя бы нейтрального отношения Турции к СССР. Дело в том, что вывод самых крупных транспортных судов с Черного моря был крайне выгоден... кригсмарине.

Нет, я, к сожалению, не шучу. С 23 марта 1942 г. и до падения Севастополя немцы утопили шесть наших транспортов («Чапаев», «Сванетия», «Громов», «Абхазия», «Грузия», «Белосток») общим водоизмещением 21 773 тонн. И это наши историки-лампасники считают катастрофой и поводом для прекращения походов транспортов в Севастополь. А вот увод московскими адмиралами с Черноморского театра военных действий шести транспортных судов общим водоизмещением 42 574 тонны, то есть в два раза большего тоннажа, наши историки даже не заметили. Так, божья роса...

Несколько слов стоит сказать и об атаках советскими подводными лодками турецких судов. С июля 1941 г. Турция оказалась единственным нейтральным причерноморским государством. Румыния официально находилась в состоянии войны с СССР, Болгария формально не объявляла войны Советскому Союзу, но фактически вела боевые действия против Черноморского флота. 1 марта 1941 г. Болгария присоединилась к Тройственному пакту фашистских государств, а на следующий день в страну вошли части вермахта. Наконец, 13 декабря того же года Болгария объявила войну США и Великобритании.

Надо ли говорить, что любое турецкое судно, идущее не строго на восток вдоль анатолийского побережья Турции, везло груз в страны, фактически находившиеся в состоянии войны с Советской Россией. Замечу, что в конце 1941 г. и британские, и американские подводные лодки беспощадно топили все суда (невзирая на флаг), направлявшиеся в порты Германии, Японии и их союзников.

Советские подводные лодки в 1941–1944 гг. имели районы патрулирования исключительно к западу и северу от Босфора и почти никогда не вели поиска судов у анатолийского побережья. Часто подводные лодки получали категорические приказы начальства избегать атак турецких судов. Тем не менее было несколько эпизодов потопления турецких шхун и пароходов. Так, в 1941 г. подводная лодка потопила шхуну «Кайнакдере» и транспорт «Енидже». Еще одна шхуна была потоплена утром 1 января 1942 г.

20 июня 1942 г. подводная лодка Щ-205, преследуя турецкий транспорт «Дуатепе», вошла в турецкие территориальные воды в районе города Игнеада, в 12 км от болгарской границы, и артиллерийским огнем потопила «Дуатепе» и шхуну «Кайнарджи». Через три дня подводная лодка Щ-205 потопила торпедой закамуфлированный транспорт «Шафак». Замечу, все три турецких судна, потопленные Щ-205, были зафрахтованы немцами и перевозили германские грузы, в том числе хромовую руду.

В том же 1942 г. подводная лодка Щ-213 потопила небольшой турецкий пароход «Чанкая». Позже черноморские подводные лодки потопили турецкие суда «Кочибоглу», «Хюдай-Бахри», «Гурпинар» и «Дервиш».

Довольно странный эпизод произошел 5 августа 1944 г., когда подводная лодка Щ-215 артиллерийским огнем потопила турецкую шхуну «Мефкуре» (вместимостью 53 брт). На шхуне находились два члена экипажа и 301 еврейский беженец. Лодка выпустила девяносто 45-мм снарядов, сто 12,7-мм пуль из ДШК и 650 патронов калибра 7,62 мм. Можно понять применение артиллерийских снарядов для потопления шхуны, но зачем из пулеметов расстреливать беженцев? Увы, это еще одна тайна Великой Отечественной войны.

Как видим, все потопленные нашими подводными лодками турецкие суда имели небольшое водоизмещение. Что же касается больших судов, то командиры лодок обычно опознавали их как турецкие и отказывались от атаки. Несколько раз наши подводные лодки обнаруживали турецкие торговые суда в охранении турецких военных кораблей. Был по крайней мере один случай (неудачный) атаки «щукой» турецкого конвоя.

Сколько военных и других грузов перевезли в 1941–1944 гг. турецкие суда для немцев и их союзников - до сих пор тайна за семью печатями. Хотя автор уверен, что эти материалы в архивах РФ есть, но хранятся под грифом «секретно» или «совершенно секретно».

После смерти К. Ататюрка 10 ноября 1938 года президентом Турецкой республики был избран Исмет Иненю.

Еще с середины 30-х годов Турция пошла на сближение со своими бывшими противниками в Первой мировой войне - Англией и Францией. Активным сторонником этого сближения был министр иностранных дел страны Ш. Сараджоглу.

Турция довольно отстраненно восприняла усиление Германии, и последовавшие за этим события – мюнхенские соглашения, присоединение Австрии и сохраняла дружеские отношения с ней.

Вместе с тем Турция с тревогой следила за промышленной революцией в СССР и усилением его экономической мощи, особенно учитывая популярность левых идей в стране.

1 сентября 1939 года Германия напала на Польшу и началась Вторая мировая война. 19 октября 1939 был подписан англо-франко-турецкий договор о взаимной помощи. В этом документе говорилось, что Турции будет оказана помощь со стороны Франции и Англии, «если Турция будет вовлечена в военные действия с европейской державой в результате агрессии, совершённой этой державой против Турции», а «в случае акта агрессии, совершённого европейской державой и приведшего к войне в зоне Средиземного моря, в которую будут вовлечены Франция и Соединенное королевство», такую помощью обязалась оказать им уже Турция.

Турция также пыталась заключить договор о взаимопомощи с СССР, но советское правительство посчитало, что он может быть косвенно направлен против Германии, с которой у Москвы на тот момент был заключен пакт о ненападении, и отказалось от турецкого предложения.

Одновременно Германия вела дипломатическую игру с Турцией, первоначально рассчитывая на вторжение в СССР с юга - через Анатолию. Одновременно она предлагала СССР поделить Турцию как Польшу, извещая по своим каналам об этом турецкое руководство. 18 июня 1941 года был подписан германо-турецкий пакт о дружбе и ненападении.

Так, в апреле и июне 1941 года турецкое правительство отказалось пропустить через свою территорию войска Великобритании и «Свободной Франции», направлявшиеся для ведения боевых действий в Ирак и Сирию. В то же время, турецкое правительство отказалось пропустить через свою территорию и войска вермахта и Вишистской Франции, которые планировалось отправить в Ирак и Сирию.

Но учитывая, что немцы на начальном этапе войны одерживали победы и захватили большую территорию, в том числе и на Балканах, непосредственно вблизи от границ страны, в республике укреплялись позиции сторонников дружбы с нацистами. Известие о нападении на СССР было принято ими с радостью, а в статье, опубликованной в газете «Джумхуриет» 22 июня 1941 года утверждалось, что Гитлер - это единственный лидер, понимавший Ататюрка.

Однако политическое руководство Турции вовсе не собиралось воевать. В день нападения Германии на СССР Турция объявила о своем нейтралитете в соответствии с Парижским договором 1925 года о дружбе и нейтралитете между СССР и Турцией, в одной из статей которого говорилось: «В случае военного выступления против одной из сторон одной или нескольких третьих держав соблюдать нейтралитет, а также воздерживаться от всякого нападения на другую сторону и не принимать участия ни в каком союзе или соглашении политического характера с одной или несколькими третьими державами, или ином враждебном акте, направленном против другой стороны».

На этом этапе союзники по антигитлеровской коалиции были крайне заинтересованы в сохранении нейтралитета Турции. Они опасались, что вступление Турции в войну на стороне Германии было бы худшим вариантом развития событий, так как потребовало бы переброски в Турцию войск, необходимых на других театрах военных действий.

Пытаясь сломать сложившийся в турецкой политической элите консенсус и четкую ориентацию на нейтралитет, германский посол в Анкаре фон Папен 28 августа 1941 года в беседе с президентом Турции И. Инёню предложил ему заняться антисоветской агитацией среди тюркских народов СССР и заслать для этого на его территорию своих агентов, а также рассмотреть возможность оккупации прилегающих к Турции районов СССР, населенных тюркоязычными народами. В ответ Иненю заявил: «По этим темам можно будет поговорить только после поражения Советов и только тогда у Турции появится желание говорить об этом».

Все же осенью 1941 года Инёню направил на Восточный фронт начальника военной академии Али Фуада Эрдена и специалиста по России отставного генерала Эркилета. С 15 октября по 5 ноября они посетили оккупированные территории СССР и побывали в лагерях советских военнопленных, где встречались с военнопленными тюркского происхождения. Один из лидеров пантюркистов и брат покойного Энвер-паши Нури-паша призывал к установлению более прочных связей между Турцией и Германией и называл политику Ататюрка по вопросу национальной границы «оппортунистической», заявляя, что такая политика исчерпала себя. По рекомендации Нури-паши в Германии началось формирование воинских частей из пленных представителей тюркских народов СССР. Были сформированы Туркестанский легион, Волжско-Татарский легион, а так же несколько частей в структуре СС.

Вместе с тем, нацисты вели двойную игру, поддерживая грузинских и армянских националистов и заявляя им, что после провозглашений своих национальных государств армяне и грузины должны «приготовиться к победоносной и священной войне против давнего угнетателя - Турции».

24 февраля 1942 года в Анкаре произошло покушение на германского посла фон Папена. Арестованные по этому делу дали показания, что целью покушения было втянуть Турцию в войну на стороне СССР.

Однако, существуют также утверждения, что это могло быть делом начальника Главного управления имперской безопасности Рейнхарда Гейдриха. В нейтрализации фон Папена, были также заинтересованы те круги политической элиты Турции, которые всеми силами старались сохранить нейтралитет страны.

Совсем другого мнения о позиции Турции были советские генералы. Летом 1942 года, когда фашисты штурмовали перевалы Большого Кавказского хребта, начальник направления Оперативного управления Генштаба С.М. Штеменко сообщал: «В середине 1942 года никто не мог поручиться за то, что она (Турция) не выступит на стороне Германии. Неспроста ведь на границе с Советским Закавказьем сосредоточились тогда двадцать шесть турецких дивизий. На случай, если турецкое наступление пойдет через Иран на Баку, принимались необходимые меры предосторожности и на ирано-турецкой границе».

Разведка НКВД сообщала, что высший командный состав армии Турции "настроен пронемецки и склонен вступить в войну на стороне Германии».

Со своей стороны глава турецкого правительства Сараджоглу заявил, германскому послу фон Папену, что не знает, как Гитлер распорядится регионами СССР, где проживает тюркское население, но Турции не безразлично каким будет его решение.

Однако начавшееся зимой 1943 года наступление Красной Армии на Кавказе и под Сталинградом изменило ход войны и сделало неактуальной такую постановку вопроса.

29 ноября 1943 года Тегеранской конференции премьер-министр Великобритании У. Черчилль по своей инициативе коснулся вопроса о Проливах и заявил о желательности вступления Турции в войну на стороне союзных государств. Это позволило бы открыть Второй фронт на Балканах и предотвратило бы вступление туда частей Красной Армии. Однако Сталин назвал это «второстепенным вопросом» и потребовал скорейшего открытия Второго фронта в Нормандии.

После завершения Тегеранской конференции 4-6 декабря в Каире состоялась встреча Черчилля и Рузвельта с президентом Турции Иненю. Главы стран антигитлеровской коалиции предложили до 15 февраля 1944 года предоставить турецкие аэродромы для базирования английских и американских самолетов. Иненю отказал, объяснив, что Турция слишком слаба, чтобы вступить в войну с Германией.

2 августа 1944 года Турция объявила о разрыве экономических и дипломатических отношений с Германией.

23 февраля 1945 года Турция все же объявила войну Германии и Японии. Теперь она становилась союзницей СССР, но именно в этот момент советское правительство предъявило претензии к Турции.

19 марта 1945 года СССР денонсировал советско-турецкий договор 1925 года о дружбе и нейтралитете и выдвинул требование пересмотра конвенции Монтре, регулировавшей режим международного использования черноморских проливов, потребовав создать там советские военные базы «в интересах безопасности СССР и Турции и поддержания мира в районе Черного моря».

Одновременно на встрече с послом Турции в СССР С. Сарпером нарком по иностранным делам Молотов поднял вопрос о возвращении Турцией городов Карс и Ардаган, переданных ей по Московскому договору 1921 года.

В советской прессе, особенно в изданиях Грузии и Армении, началась пропагандистская кампания за возвращение СССР Карса и Ардагана.

В обращении к Сталину и Молотову от 7 июля 1945 года руководитель Коммунистической партии Армении Г. А. Арутинов упоминал о претензиях Армении на бывшую Карскую область. С аналогичным обращением к Сталину выступил и новоизбранный католикос всех армян Геворг VI.

Грузинская ССР претендовала на присоединение южной части Батумского округа, а также на Артвинский округ.

Вопрос о Проливах обсуждался на Потсдамской конференции летом 1945 года, где победители определяли мироустройство по итогам Второй мировой войны.

Предложение Великобритании и США о свободном проходе по проливам военных и торговых судов всех стран встретило возражение Сталина, который предложил отложить этот вопрос и заняться другими проблемами.

Такие действия северного соседа заставили Турцию обратиться за помощью к США: 5 апреля 1946 года в Стамбул прибыл американский линкор «Миссури» в сопровождении эскорта эсминцев.

12 июля 1947 года США предоставили Турции кредит в размере 100 миллионов долларов для закупок вооружения. Процесс сближения с Западом логически завершился вступлением Турции в НАТО в 1952 году.

После смерти Сталина советское руководство решило все-таки нормализовать свои отношения с Турецкой республикой, официально отказавшись от территориальных претензий «во имя сохранения добрососедских отношений и укрепления мира и безопасности».

Ильдар Мухамеджанов

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

22 июня 1941 г. фашистская Германия и её союзники обрушили на Советский Союз удар огромной силы: 190 дивизий (5,5 млн. человек), свыше 3 тыс. танков, около 5 тыс. самолётов. На советско-германском фронте находилось от 62 до 70% действовавших дивизий фашистской Германии. Кроме того, в боевых действиях на советско-германском фронте принимали участие итальянские войска, испанская дивизия, хорватские, словацкие, французские части, подразделения добровольцев из других оккупированных Германией стран. Для военно-экономического обеспечения похода против СССР использовались ресурсы почти всех европейских государств.

Выступление Черчилля по лондонскому радио вечером 22 июня 1941 г. в поддержку Советского Союза, заключение союзного договора с СССР в мае 1942 г. и другие шаги отразили трезвое понимание им государственных интересов Британии (в том числе и колониальных, тогда весьма весомых) в процессе борьбы с общим противником. Вскоре он вспомнил и Турцию, сообщив И. Сталину 30 августа 1941 г. о намерении снабдить её всем необходимым, «с тем чтобы привлечь её на нашу сторону». Сталин ответил 3 октября согласием как в отношении Турции, так и Китая.

Лето и осень 1941 г. стали критическими для Советского Союза. Немецко-фашистские войска вторглись в пределы страны на глубину от 850 до 1200 км. Миллионы людей погибли на фронтах, оказались в оккупации или в гитлеровских лагерях. Однако Германии не удалось достичь своих стратегических целей, захватить Ленинград и Москву. Летом 1941 г. было положено начало созданию антигитлеровской коалиции. 14 августа 1941 г. правительства США и Великобритании подписали Атлантическую хартию, в которой было сказано о целях войны против фашистской Германии и её союзников, о послевоенном устройстве мира, в частности об отказе от территориальных захватов и праве народов избирать себе форму правления. 24 сентября 1941 г. на СССР объявил о присоединении к основным положениям Атлантической хартии, что создало предпосылки для образования антигитлеровской коалиции. США и Великобритания начали осуществлять в СССР значительные военные поставки. В 1941 г. война окончательно приняла характер мировой - Япония развязала войну против США. США, и другие страны объявили войну Японии, и объявили войну США.

Положение Советского Союза в 1941-42 гг. было чрезвычайно трудным. Украина, Белоруссия, Прибалтика, западные, северо-западные и некоторые южные области РСФСР были оккупированы противником. В летне-осенней кампании 1942 г. основные военные события развернулись на юго-западном направлении.

Сталин сообщал Черчиллю 8 ноября 1942 г. об ухудшении положения на Кавказском фронте: «Немцам удалось захватить Нальчик». А ранее Черчилль обрисовал тяжёлую ситуацию в Средиземном море, в сражении за Мальту был потоплен английский авианосец «Игл». «Если мы сможем открыть путь для военного транспорта через Средиземное море, проблема нашего судоходства будет значительно облегчена - и мы войдём с Турцией в контакт более тесный» .

Как в Турции было воспринято сообщение о германском нападении на Советский Союз? Кочак пишет: «Германо-русская война породила в стране атмосферу праздника. Все сердца, памятуя о пяти веках истории, начали биться в унисон с немецкими победами. Все поздравляют друг друга, говорят: "С праздником вас, война отодвинулась"». Автор приводит и такие отрывки из мемуаров Барутчу, своего современника: «В коридорах меджлиса я увидел министра Сараджогу и сказал: "Поздравляю с политическим газаватом", а в ответ услышал: "Поздравим всех нас". Радовался и Инёню, а некий маршал, улыбаясь, сказал: "Будет просто стыдно, если война не кончится через неделю"». В докладе Папена в Берлин от 22 июня сообщалось, что ему позвонил Сараджоглу и пожелал хороших шансов. А в день нападения в газете «Джумхуриет» 22 июня 1941 г. утверждалось, что Гитлер -это единственный лидер, понимавший Ататюрка.

Однако вступать в войну на чьей-либо стороне не собиралась. После нападения Германии на Советский Союз она в тот же день объявила о своём нейтралитете, а 25 июня эту позицию подтвердила вербальной нотой, переданной Советскому правительству. За четыре дня до начала гитлеровской агрессии против СССР, 18 июня между Турцией и Германией был заключен пакт о дружбе и ненападении. При этом сохранялся и союз с (Франция была оккупирована), оформившийся ещё в мае 1939 г. Уместно вспомнить сохранявший свою силу, неоднократно продлеваемый и модифицируемый, Парижский договор 1925 г. о дружбе и нейтралитете между СССР и Турцией. К этим дипломатическим документам турецкое правительство периодически и всегда в подходящее для него время обращалось, чтобы свидетельствовать о том, что страна вынуждена оставаться в стороне от мировой войны.