1 этап (5-6 классы).

Форма работы: Коллективная и групповая.

Ключевые задания:

  1. Система творческих домашних заданий (придумай рассказ, подбери пословицы, стихи, картины художников по данной теме).
  2. Система творческих заданий на уроках (опиши, придумай рассказ по данной теме, проведи исследование).
  3. Выполнение практических заданий в группах.
  4. Изготовление приборов и устройств.
  5. Работа учащихся совместно со старшеклассниками над проектами.

2 этап (7-9 классы).

Форма работы: индивидуальная, групповая, коллективная.

Формы уроков: урок-аукцион, урок-суд, урок творческая лаборатория.

Ключевые задания:

  1. Система заданий для работы в группах (исследовательских, по решению задач, по составлению таблиц, по решению качественных задач).
  2. Система индивидуальных творческих заданий (изучение явления смачивания, определение выигрыша в силе простых механизмов).
  3. Включение всех учащихся в выполнение творческого проекта по выбранной теме.

3 этап (10-11 классы)

Форма работы: групповая, индивидуальная.

Формы уроков: урок-семинар (ролевая игра), урок-презентация.

Ключевые задания:

  1. Выполнение в 10 классе обязательного творческого задания.
  2. Подготовка рефератов.
  3. Выполнение домашней контрольной работы.
  4. Подготовка материалов к урокам семинарам.
  5. Подготовка презентаций к урокам.
  6. Работа учащихся с подборками задач “Эксперимент”, “Олимпиада”.

Мною разработана серия различных уроков для активного включения учащихся в деятельность.

Форма работы: индивидуальная и групповая.

Продолжительность: 45 минут.

Дата проведения: март, 2007 г.

Особенности: Использование презентации (слайды презентации прилагаются далее), составление обобщающих таблиц, выполнение творческих заданий в группах, проведение рефлексии.

Обучающая:

  1. 1) Проверить умения учащихся определять выигрыш в силе.
  2. 2) Систематизировать полученные знания через составление обобщающей таблицы “Простые механизмы”.
  3. Проверить умение применять полученные знания для решения практических задач.

Развивающая:

  1. Продолжить развитие мышления учащихся путём применения полученных знаний к решению практических задач.
  2. Продолжить развитие мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение.

Воспитательная:

  1. Развитие коммуникативных навыков.
  2. Развитие навыков работы в команде (взаимоуважение, взаимопомощь и поддержка).

План урока:

Этапы урока № задания Вид деятельности Форма работы время
1 1 Практическое задание.

“Вычислить выигрыш в силе простых механизмов на столе”.

Групповая. 8 мин.
2 Теоретики у доски должны обосновать выигрыш в силе простых механизмов теоретически. Индивидуальная. 8 мин..
3 Заполнение обобщающей таблицы “Простые механизмы”. Групповая. 5 мин.
4 Практическая работа: Определить выигрыш в силе

предплечья.

Групповая. 5 мин.
2 1 Обсуждение качественных вопросов. Групповая 8 мин.
3 1 Выполнения теста по теме. Индивидуальная 8 мин.
4 1 Рефлексия. Индивидуальная 3 мин

Учитель: Добрый день. Тема нашего урока: “Простые механизмы для нас и вокруг нас”.

Возьмите на партах зелёные листы, вы видите шкалу, отметьте на ней галочкой, где вы сейчас. Отложите листы в сторону.

Учитель: с незапамятных времён человек использует для совершения работы различные предметы и приспособления – простые механизмы.

Как вы думаете, какое инженерное решение было принято древними зодчими, сумевшими за сравнительно небольшой срок поднять и установить на своё место миллионы тяжёлых блоков? На этот счёт существует множество гипотез. Вероятнее всего для поднятия блоков ими использовались простые механизмы.

Выдающийся учёный древнего мира Архимед в своих работах излагает законы рычага и делает вывод о том, что теоретически с помощью рычага можно поднять любое тело, в том числе и землю.

Вспомните, какие бывают простые механизмы?

Ученики: рычаг, ворот, блок, наклонная плоскость.

Учитель: Зачем они нужны?

Ученики: Чтобы получить выигрыш в силе.

Учитель: Сегодня на уроке мы вспомним, какие простые механизмы бывают, и где мы с ними встречаемся.

Задания вы будете выполнять в группах, а в конце урока будет оценен результат вашей работы.

Задание №1. На доске по 1 человеку от группы (теоретики) должны обосновать выигрыш в силе различных механизмов.

Задание № 2 . Остальные члены групп выполняют экспериментальное задание по вычислению выигрыша в силе простых механизмов (ножницы, кусачки, блок, наклонная плоскость).

Слайд № 4

Проводится обсуждение выполненных заданий 1, 2.

Задание № 3. Теперь проведём обобщение полученных знаний, заполнив таблицу “Простые механизмы”.

Учитель: Проверим заполненные таблицы.

Слайд № 6

Учитель: Давайте сделаем вывод. Зачем нам нужны простые механизмы?

Ученики: Механизмы нужны нам для получения выигрыша в силе или расстояния, выигрыш в работе мы при этом не получим.

2. Учитель: Простой механизм- рычаг обладает важным свойством, обуславливающим его широкое применение в природных механизмах скелетах животных и человека. Рычажными механизмами в скелетах животных и человека являются почти все кости, имеющие некоторую свободу движения: кости конечностей, нижняя челюсть, фаланги пальцев человека.

Назовите, где в нашем организме мы встречаемся с данным рычагом?

Череп в сагиттальной плоскости. Ось вращения – точка сочленения черепа с первым позвонком,R- сила тяжести головы, F- сила тяги мышц.

Кость предплечья. О – точка опоры в кости предплечья, F- сила мышц, сгибающих предплечье, R – вес груза.

Стопа ноги. F– сила, действующая со стороны голени на верх лодыжки,

R – сила, действующая со стороны ахиллова сухожилья на пятку.

Задание 4. Вычислите выигрыш в силе вашей руки.

Учитель: Какой выигрыш в силе вы получили? Зачем нужен такой механизм?

3. Учитель: различные простые механизмы, которые нас окружают, позволяют получить выигрыш в силе или расстоянии, делают нашу жизнь удобнее.

Поэтому нам необходимо знать и учитывать особенности их действия.

Давайте попробуем применить наши имеющиеся знания для решения задач.

Ответьте на вопросы:

  1. Почему дверную ручку прикрепляют не в середине двери, а у ее края.
  2. Если на доске перекинутой через бревно качаются 2 мальчика различной массы, то следует ли им садиться на одинаковом расстоянии от опоры.
  3. Какой груз можно поднять с помощью подвижного блока весом 20 Н, если тянуть веревку с силой 150 Н.
  4. Для чего гайка-барашек имеет лопасти.
  5. Почему труднее переломить 1/4 часть спички, чем целую?

Что покажет динамометр?

Верное решение задачи:

4. Подведём итог работы в группах. Молодцы… , остальным нужно подтянуться. Теперь работа будет выполняться каждым индивидуально, возьмите белые листы и выполните тест. По окончании работы сдаёте листы и каждый из вас за выполненную работу, получит ещё одну оценку.

Слайд № 10

Теперь обратите внимание на верное решение теста:

Слайд № 11

Обсуждаются полученные результаты.

Учитель: Домашнее задание предлагаю выполнить творческое. Запишите:

5.Учитель: Подведём итог деятельности за урок. Возьмите зелёные листы и отметьте двумя плюсами место, где вы сейчас. Заполните ниже таблицу рефлексии урока.

Учитель: На этом урок закончен. Всем спасибо!

________________________________________________
_______________________

Лист рефлексии:

Фамилия, имя_____________________________________
_______________________

1. Моё настроение:

2. Ценности для вас данной работы:

  1. Самое важное – 1
  2. Важное – 2
  3. Не очень важное – 3
  4. Совсем не важное – 4

КПД ПРОСТЫХ МЕХАНИЗМОВ Уроки физики в 7 классе

БЛОК КОНТРОЛЯ Ответьте на вопросы мудрой совы

Ответь на вопрос 1. В чём состоит «золотое правило» механики? 2. Дают ли простые механизмы выигрыш в работе? 3. Докажите, что «золотое правило» механики применимо к гидравлической машине.

Ответь на вопрос 4. Будет ли какой-либо из рычагов, изображённых на рисунке, находиться в равновесии? F 1 F 2 F 1 F 1 F 1 F 2 F 2 F 2 1) 2) 3) 4)

Ответь на вопрос 5 . Какая из наклонных плоскостей, по-вашему, даёт больший выигрыш в силе? Почему? 1) 2) 3) 1) 2) 3) а) б)

Ответь на вопрос 7 . Почему ручку двери располагают не к середине двери, а ближе к её краю? 6 . Если на доске, перекинутой через бревно, качаются двое ребят различного веса, то следует ли им садиться на одинаковом расстоянии от опоры? 8. Для чего гайка-барашек имеет лопасти?

Ответь на вопрос 9. Почему для резки бумаги и ткани применяют ножницы с короткими ручками и длинными лезвиями, а для резки листового металла – с длинными ручками и короткими лезвиями? 10. В школьной мастерской мальчик, чтобы сильно зажать в тиски обрабатываемую деталь, берётся не за середину, а за край ручки? Почему?

КПД ПРОСТЫХ МЕХАНИЗМОВ Тема урока:

ЧТО ДОЛЖНЫ УЗНАТЬ? 1. Какую работу называют полезной, какую полной? 2. Почему на практике совершённая работа больше, чем полезная? 3. Что такое коэффициент полезного действия? 4 . Может ли КПД быть больше единицы? 5. Как можно увеличить КПД?

КАКУЮ РАБОТУ НАЗЫВАЮТ ПОЛЕЗНОЙ, КАКУЮ ПОЛНОЙ? Задание: Бочку массой 200 кг надо поднять на борт корабля на высоту 10 м. Вопросы: 1. Какую работу нужно совершить, чтобы выполнить задание? A = F ∙ s = m ∙ g ∙ s = 200 кг ∙ 10 Н/кг ∙ 10 м = 20 000 Дж Работу, которую необходимо совершить непосредственно для выполнения конкретного задания, называют ПОЛЕЗНОЙ. 2. Для чего грузчики используют наклонную плоскость? 3. В чём выигрывают грузчики, применяя наклонную плоскость, а в чём проигрывают? 4. Получают ли грузчики выигрыш в работе, применяя наклонную плоскость? 5. Учитывали ли мы при расчёте работы действие сил трения и сопротивления? 6. Необходимо ли на практике совершить дополнительную работу для преодоления сил трения и сопротивления? Какую работу необходимо совершить на практике? На практике совершённая с помощью механизма полная работа Аз всегда несколько больше полезной работы. Ап

КОЭФФИЦИЕНТ ПОЛЕЗНОГО ДЕЙСТВИЯ (КПД) Отношение полезной работы к полной работе называется коэффициентом полезного действия механизма КПД = Ап Аз η = Ап Аз ∙ 100 % «эта» Коэффициент полезного действия не может быть больше 1 (или 100 %), т.к. на практике всегда действуют силы сопротивления.

КАК УВЕЛИЧИТЬ КПД? Рычаг Наклонная плоскость Блок Учитывали ли мы при расчёте работы: Вес рычага? Вес крючков? Трение? Трение между телом и плоскостью? Вес блока? Вес верёвок? Трение? Для увеличения КПД необходимо уменьшить трение и использовать лёгкие, но прочные материалы

РЕШИ ЗАДАЧУ На коротком плече рычага подвешен груз массой 100 кг. Для его подъёма к длинному плечу приложили силу 250 Н. Груз подняли на 0,08 м, при этом точка приложения движущей силы опустилась на 0,4 м. Найти КПД рычага. m = 100 кг g = 9,8 Н/кг F = 250 Н h 1 = 0,08 м h 2 = 0,4 м η = ? F h 1 h 2 η = Ап Аз ∙ 100 % A п = P ∙ h 1 A з = F ∙ h 2 η = m ∙ g ∙ h 1 F ∙ h 2 ∙ 100 % [ η ] = [ кг ∙ Н ∙ м ∙ % P = m∙g Н ∙ кг ∙ м = % ] η = 100 ∙ 10 ∙ 0,08∙100 250 ∙ 0,4 = 80 % Ответ: η = 80 %

«Примеры простых механизмов» - Сила, движущая тело. Коэффициент полезного действия. КПД некоторых механизмов. Наклонная плоскость. Блоки. Простые механизмы. Правило рычага. Применение клина при поднимании тяжести. Клин. Блок. КПД. Полиспаст. Неподвижный блок. Подвижный блок. Использование рычага. Рычаг. Применение рычага. Применение клина.

«Кулачковый механизм» - Самые распространенные - лабиальные трубы. Видео из Политехнического музея. Язычковые трубы. Механический орган Павла Бруггера (Москва, 1880). Нурок с програмным кулачковым валом механического органа Бруггера. Кулачковая система и связанные с ней механизмы. О памятниках науки и техники Политехнического музея.

«Простые механизмы 7 класс» - Планирование проекта. Планирование проекта: Контроль проводится по нескольким направлениям. Работа в кабинете информатики во внеурочное время. Аннотация проекта. Тема проекта: «Простые механизмы». Результаты заслушиваются и обсуждаются на уроках. По информатике проект позволяет осваивать информационные технологии в процессе реализации проекта.

«Золотое правило механики» - Где применяет человек простые механизмы в своей жизни. Задачи. Что же называется простым механизмом. «Золотое» правило механики». Ворот. Винт. Пользуясь рычагом, подняли груз на высоту 8 см. Во сколько раз мы выиграли в силе. Цель нашего урока. Блок-простой механизм. Клин. Наклонная плоскость. Блок.

«Простые механизмы в быту» - Простые механизмы. Спортивные парусные суда. Простой механизм «наклонная плоскость». Средства осады. Систематизировать полученные знания. Башенные подъемные краны. Познакомиться с практическим применением простых механизмов. Простой механизм "рычаг". Колющие орудия. Клин. Простые механизмы в природе.

«Применение простых механизмов» - Приготовить небольшое сообщение или презентацию о применении рычагов. III вариант. Блок. В живой природе. Свод стопы. Проблемный вопрос: Подумайте, можно ли используя рычаг, получить выигрыш в работе? Живой природе. Плотницкие инструменты. В пути? Ворот. Применение в быту, технике и живой природе. В технике.

Всего в теме 8 презентаций

vТема урока: "Простые механизмы. Рычаг"

Архимед.

Цель урока:

  • способствовать развитию умения анализировать, выдвигать гипотезы, предположения, строить прогнозы, наблюдать и экспериментировать; способствовать развитию логического мышления; развитие умения выражать речью результаты собственной мыслительной деятельности.
  • пробуждение познавательного интереса к предмету и окружающим явлениям; формирование умений критически, но объективно оценивать предметы, явления, поступки и действия (свои и чужие). компьютер, мультимедийный проектор, экран, оборудование для мини-эксперимента (гирьки по 10 и 20 г, линейка, деревянная палочка), палка, груз, весы рычажные, штатив, рычаг демонстрационный, компьютерная презентация урока, наборы Лего-конструкторов, компьютеры для учащихся.

Ход урока:

(фрагмент мультфильма)

Однажды по берегу моря вдвоём Гулял Архимед с сиракузским царём. Царь молвил: - Науки твои нелегки…- Триеру тащили на мель моряки. Тянули корабль, выбиваясь из сил. И тут Архимед Гиерона спросил: - Ты помнишь мой винт для подъёма воды? В Египте рабам облегчил я труды. А знаешь, как людям помог бы рычаг

В труде непосильном. К примеру, один бы сумел на песчаный причал

Втащить я вот эту триеру.- Стоит Гиерон, потирает висок: -Ты втащишь триеру? Один? На песок?! - Триеру на берег втащу я один. Триеру с гребцами и грузом. Вот ты через месяц сюда приходи…

Узнали про то в Сиракузах.. В назначенный срок собирается люд На пристани, солнцем согретой. Глядят на машину, но чуда не ждут: -Не втащит! Да слыхано ль это!

Я вижу верёвки и много колёс, И я поражаюсь размеру, Но даже Геракл, ухватившись за трос, Не втащит на берег триеру… И тут Архимед повернул колесо- Триера послушно ползёт на песок. -Плывёт по земле! - закричали купцы. А стражникам сделалось жутко. По воздуху вёслами машут гребцы, Как будто лишились рассудка. Не верю глазам! Сколько силы в плечах?! Нет, царь! Эту силу умножил рычаг!- Взглянул Архимед: небо, море кругом. Синее море и горы. - Я землю бы мог повернуть рычагом, лишь дайте мне точку опоры!

2 сл . 3 сл 4 сл

Перед вами на слайде — каменные статуи на побережье острова Пасхи в Тихом океане в виде человеческой головы высотой до 20 и весом 40-90 тонн. Каким образом они доставлялись к побережью, неизвестно - это одна из главных загадок острова, не дающей покоя уже нескольким поколениям путешественников и исследователей. По легенде они «шли» сами. Норвежский путешественник даёт описание одного из этих способов перемещения статуй, который был проверен в действии местными жителями. Так, один из Моаи, опрокинутых с постамента, был водружен назад путём использования брёвен, подсунутых под статую, что по конструкции напоминало рычаг.

5 сл Простые механизмы - это приспособления, которые служат для преобразования силы. К простым механизмам относятся: рычаг и его разновидности блок и ворот, наклонная плоскость и её разновидности клин и винт. Мы рассмотрим самый распространённый механизм - рычаг. 6 сл 7 сл

Возьмите зубочистку и переломите её пополам. Разломите теперь половинки. Что труднее переломить - целую или половинку? Почему? 8 сл

10 сл 11 сл

Я хочу вам продемонстрировать работу подъёмного крана, сконструированного из Лего-конструктора. На слайде представлен реальный кран. 12 сл Для чего у подъёмного крана делают противовес? Что может произойти при неправильном расчете грузоподъёмности крана? Посмотрите видеосюжет. 13 сл.

14 сл

16 сл

Как и в любом механизме для сцепки вагонов тоже используют простые механизмы. Я предлагаю оценить свои знания, полученные на уроке, используя вагоны разного цвета: синий - плохо понимаю материал, зелёный - понимаю, но нужно ещё поработать, красный - всё понимаю, всё получается. А своё настроение нарисуйте на вагоне в виде смайлика. Собираем поезд на доске.

17 сл - доп.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по физике Простые механизмы»

Тема урока: "Простые механизмы. Рычаг"

«Дайте мне точку опоры, и я подниму Землю!»

Архимед.

Цель урока:

    познакомить учащихся с различными видами простых механизмов; рассмотреть простые механизмы как устройства, служащие для преобразования силы; рассмотреть устройство и принцип действия рычага; выяснить условие равновесия рычага.

    способствовать развитию умения анализировать, выдвигать гипотезы, предположения, строить прогнозы, наблюдать и экспериментировать;
    способствовать развитию логического мышления; развитие умения выражать речью результаты собственной мыслительной деятельности.

    пробуждение познавательного интереса к предмету и окружающим явлениям; формирование умений критически, но объективно оценивать предметы, явления, поступки и действия (свои и чужие).
    Оборудование и средства обеспечения учебного процесса:
    компьютер, мультимедийный проектор, экран, оборудование для мини-эксперимента (гирьки по 10 и 20 г, линейка, деревянная палочка), палка, груз, весы рычажные, штатив, рычаг демонстрационный, компьютерная презентация урока, наборы Лего-конструкторов, компьютеры для учащихся.

Ход урока:

    Подготовка к восприятию нового материала.

(фрагмент мультфильма)

Однажды по берегу моря вдвоём
Гулял Архимед с сиракузским царём.
Царь молвил: - Науки твои нелегки…-
Триеру тащили на мель моряки.
Тянули корабль, выбиваясь из сил.
И тут Архимед Гиерона спросил:
- Ты помнишь мой винт для подъёма воды?
В Египте рабам облегчил я труды.
А знаешь, как людям помог бы рычаг

В труде непосильном. К примеру,
один бы сумел на песчаный причал

Втащить я вот эту триеру.-
Стоит Гиерон, потирает висок:
-Ты втащишь триеру? Один? На песок?!
- Триеру на берег втащу я один.
Триеру с гребцами и грузом.
Вот ты через месяц сюда приходи…

Узнали про то в Сиракузах..
В назначенный срок собирается люд
На пристани, солнцем согретой.
Глядят на машину, но чуда не ждут:
-Не втащит! Да слыхано ль это!

Я вижу верёвки и много колёс,
И я поражаюсь размеру,
Но даже Геракл, ухватившись за трос,
Не втащит на берег триеру…
И тут Архимед повернул колесо-
Триера послушно ползёт на песок.
-Плывёт по земле! - закричали купцы.
А стражникам сделалось жутко.
По воздуху вёслами машут гребцы,
Как будто лишились рассудка.
Не верю глазам! Сколько силы в плечах?!
Нет, царь! Эту силу умножил рычаг!-
Взглянул Архимед: небо, море кругом.
Синее море и горы.
- Я землю бы мог повернуть рычагом,
лишь дайте мне точку опоры!

В сюжете прозвучало слово «Рычаг». Архимед собирался перевернуть Землю рычагом, а что такое рычаг, какова его конструкция и где он применяется? (Ответы учащихся). Точный ответ на поставленные вопросы вы сможете дать в конце нашего урока, тема которого «Простые механизмы.». Девиз урока: «Дайте мне точку опоры, и я подниму Землю!» 2 сл . 3 сл
4 сл

Физические возможности человека ограничены, поэтому с древних времён человек часто использовал устройства, которые способны преобразовать силу человека в значительно большую. Такие механизмы называют «простыми механизмами». Первым человеком, применившим простые механизмы, был наш далёкий доисторический предок, палкой сдвигавший с места тяжёлые камни в поисках съедобных корней или прятавшихся под корнями мелких животных. Есть много свидетельств, что в древних странах - Вавилоне, Египте, Греции - строители широко использовали простые механизмы при подъёме и перевозке статуй, колонн и огромных камней, в умелых руках тяжелый груз превращался в лёгкий.

Перед вами на слайде Моаи - каменные статуи на побережье острова Пасхи в Тихом океане в виде человеческой головы высотой до 20 метров и весом 40-90 тонн. Каким образом они доставлялись к побережью, неизвестно – это одна из главных загадок острова, не дающей покоя уже нескольким поколениям путешественников и исследователей. По легенде они «шли» сами. Норвежский путешественник Тур Хейердал даёт описание одного из этих способов перемещения статуй, который был проверен в действии местными жителями. Так, один из Моаи, опрокинутых с постамента, был водружен назад путём использования брёвен, подсунутых под статую, что по конструкции напоминало рычаг.

Что представляет собой простой механизм? Для чего нужны простые механизмы?

5 сл
Простые механизмы – это приспособления, которые служат для преобразования силы. К простым механизмам относятся: рычаг и его разновидности блок и ворот, наклонная плоскость и её разновидности клин и винт. Мы рассмотрим самый распространённый механизм – рычаг. 6 сл
7 сл

Рычаг - является составной частью почти каждой современной машины, станка, механизма. Экскаватор роет канаву - его железная “рука” с ковшом действует как рычаг. Шофёр меняет скорость автомобиля с помощью рычага переключения скоростей. Вскапывая грядки на огороде, лопата в наших руках тоже становится рычагом. Всевозможные коромысла, рукоятки и вороты всё это рычаги.

Давайте выясним, как правильно использовать рычаг? (Прошу двух смелых учащихся выйти к доске. Даю одному в руки тяжёлый портфель и предлагаю воспользоваться палкой для облегчения переноса груза.) Покажите нам, как расположить палку, на которой весит груз, на плече друга, так, чтобы сила давления на плечо была наименьшей? Палка - это рычаг, который мы используем для того, чтобы облегчить перенос тяжёлого груза. Как правильно подвесить груз на рычаге?

Возьмите зубочистку и переломите её пополам. Разломите теперь половинки. Что труднее переломить – целую или половинку? Почему? 8 сл

Рычаг - твёрдое тело, способное вращаться вокруг неподвижной опоры. На практике роль рычага могут играть палка, доска, лом и т.п.

Рычаг имеет точку опоры и плечо. Плечо - это кратчайшее расстояние от точки опоры до линии действия силы (т.е. перпендикуляр, опущенный из точки опоры на линию действия силы). Обычно силами, приложенными к рычагу можно считать вес тел. Одну из сил мы будем называть силой сопротивления, другую - движущей силой.

Как вы думаете, что произойдёт, если одна из сил увеличится в 2 раза? Ответ: весы выйдут из равновесия (показываю на обычных весах). Как вы считаете, есть ли способ уравновесить большую силу меньшей? Ответ: да, нет. Предлагаю вам в ходе -эксперимента вывести условие равновесия рычага.

Работа с компьютерной моделью "Рычаг" (условие равновесия рычага), используется диск «Лабораторные работы по физике». Задание к компьютерной модели: подвесь гирьки на рычаг так, чтобы он оказался в равновесии. (Если первое плечо 18 см, к нему подвесили груз с силой тяжести 2Н, на второе плечо подвесили груз силой тяжести 3Н, какова длина плеча? 12 см)

Рычаг находится в равновесии, когда силы, действующие на него обратно пропорциональны плечам этих сил. Именно это правило равновесия рычага и вывел Архимед.

9 сл. 3. Зрительная гимнастика.

Закройте глаза и прикройте их ладонями. Представьте лист белой бумаги и попытайтесь мысленно написать на нем тушью свое имя. Если это удастся, то напишите по буквам свою фамилию и отчество, четко представляя себе каждую букву в отдельности. В конце записи поставьте точку. Теперь забудьте о буквах и вспоминайте только точку. Она должна казаться вам двигающейся из стороны в сторону короткими, медленными и легкими покачиваниями. Вы расслабились, уберите ладони, откройте глаза, мы с вами возвращаемся в реальный мир полные сил и энергии.

10 сл
Сегодня простые механизмы работают на канатных дорогах, на буровых установках, выполняют строительно-монтажные и погрузочные работы. На любой строительной площадке работают башенные подъемные краны - это сочетание рычагов, блоков, воротов. В зависимости от "специальности" краны имеют различные конструкции и характеристики. 11 сл

Я хочу вам продемонстрировать работу подъёмного крана, сконструированного из Лего-конструктора. На слайде представлен реальный кран. 12 сл
Для чего у подъёмного крана делают противовес? Что может произойти при неправильном расчете грузоподъёмности крана? Посмотрите видеосюжет. 13 сл.

Задачи: 1). На доске, перекинутой через бревно, качаются 2 мальчика, различной массы. Следует ли им садиться на одинаковом расстоянии от опоры?

2). По рисунку определить, какой груз нужно поместить в точки А(2Н), В(1Н) и С(5Н), чтобы он находился в равновесии? 14 сл

3). Почему ручку располагают у края двери?

Приведите примеры применения рычагов в быту и технике.

Подведение итогов. Рефлексия. 15 сл
16 сл

Как и в любом механизме для сцепки вагонов тоже используют простые механизмы. Я предлагаю оценить свои знания, полученные на уроке, используя вагоны разного цвета: синий - плохо понимаю материал, зелёный – понимаю, но нужно ещё поработать, красный – всё понимаю, всё получается. А своё настроение нарисуйте на вагоне в виде смайлика. Собираем поезд на доске.

Решение задач по теме: «Простые механизмы».

Задание на повторение.

1. Что такое простые механизмы? Приведите примеры простых механизмов.

2. С какой целью применяют простые механизмы?

3. Что такое рычаг? Сформулируйте условие равновесия рычага.

4. Что называют моментом силы? Сформулируйте правило моментов.

5. Что из себя представляет блок? Какие бывают блоки? С какой целью применяют неподвижный блок? подвижный блок?

6. Сформулируйте «золотое» правило механики.

7. Дают ли простые механизмы выигрыш в работе?

8. Решение задач №1, №2, №3, №4.

9. Карточки с заданием:


Домашнее задание: всем – повторить § 59-60

На «4» - упр.31(1,2)

№1. Какой стержень легче разломить на две равные части – длинный или короткий? Почему?

№2. Как легче резать ножницами картон: помещая его к концам ножниц или располагая ближе к их середине?

№3. Если на доске, перекинутой через бревно, качаются двое ребят различной массы, то следует ли им садиться на одинаковое расстояние от опоры?

№4. При равновесии рычага на его большее плечо, равное 80 см, действует сила 60Н, на меньшее – 240Н. Определите длину меньшего плеча.

№5. Плечи рычага, находящегося в равновесии, равны 40 см и 20 см. К большему плечу приложена сила 60 Н. Какая сила приложена к меньшему плечу?

№6. На концах рычага действуют силы 25 Н и 150 Н. Расстояние от точки опоры до меньшей силы 21 см. Определите длину рычага, если он находится в равновесии.

№7. Какого веса груз сможет поднять мальчик весом 400 Н с помощью подвижного блока? (вес блока не учитывать)

№8. Какой груз можно поднять с помощью подвижного блока весом 20 Н, если тянуть верёвку с силой 150 Н? На какую длину придётся вытянуть свободный конец верёвки, чтобы поднять этот груз на высоту 2м?

№9. С помощью подвижного блока подняли груз на высоту 10 м, прилагая силу 120 Н. Какая работа была совершена при этом?

На «4» - упр.31(1,2)

На «5» - Пользуясь линейкой и монетой в 5 рублей (масса её

равна 7 г), определите вес карандаша. Опишите, как вы это

№1. Какой стержень легче разломить на две равные части – длинный или короткий? Почему?

№2. Как легче резать ножницами картон: помещая его к концам ножниц или располагая ближе к их середине?

№3. Если на доске, перекинутой через бревно, качаются двое ребят различной массы, то следует ли им садиться на одинаковое расстояние от опоры?

№4. При равновесии рычага на его большее плечо, равное 80 см, действует сила 60Н, на меньшее – 240Н. Определите длину меньшего плеча.

№5. Плечи рычага, находящегося в равновесии, равны 40 см и 20 см. К большему плечу приложена сила 60 Н. Какая сила приложена к меньшему плечу?

№6. На концах рычага действуют силы 25 Н и 150 Н. Расстояние от точки опоры до меньшей силы 21 см. Определите длину рычага, если он находится в равновесии.

№7. Какого веса груз сможет поднять мальчик весом 400 Н с помощью подвижного блока? (вес блока не учитывать)

№8. Какой груз можно поднять с помощью подвижного блока весом 20 Н, если тянуть верёвку с силой 150 Н? На какую длину придётся вытянуть свободный конец верёвки, чтобы поднять этот груз на высоту 2м?

№9. С помощью подвижного блока подняли груз на высоту 10 м, прилагая силу 120 Н. Какая работа была совершена при этом?


Домашнее задание: всем – повторить §

На «4» - упр.31(1,2)

На «5» - Пользуясь линейкой и монетой в 5 рублей (масса её

равна 7 г), определите вес карандаша. Опишите, как вы это

Экспериментальное задание №1.

Проверка равенства работ на рычаге.

Приборы и материалы : рычаг на штативе, набор грузов, линейка.

2. Подвесьте к левой части рычага три груза, а к правой – один груз. Перемещая грузы, добейтесь равновесия рычага.

3. Отклоните рычаг на некоторый угол в вертикальной плоскости и измерьте пути, пройденные точками приложения сил тяжести (см. рис.).

4. Вычислите работы, совершённые обеими силами тяжести, и сравните их числовые значения.

5. Результаты измерений и вычислений запишите в тетрадь.

6. Ответьте на вопросы:

· Во сколько раз выигрывают в силе, применяя рычаг?

· Во сколько раз проигрывают в пути, применяя рычаг?

· Можно ли при помощи рычага получить выигрыш в работе?

Экспериментальное задание №2.

Измерение веса тела при помощи рычага.

Приборы и материалы: рычаг на штативе, линейка, динамометр, груз весом 1Н, цилиндр металлический.

Порядок выполнения работы.

1. Вращая гайки на концах рычага, установите его в горизонтальное положение.

2. Подвесьте к левой части рычага металлический цилиндр, а к правой – груз весом 1Н. Опытным путём добейтесь равновесия рычага с грузом.

3. Измерьте плечи сил, действующих на рычаг.

4. Используя правило равновесия рычага, вычислите вес металлического цилиндра.

5. Измерьте вес металлического цилиндра при помощи динамометра и полученный результат сравните с расчётным.

6. Результаты измерений и вычислений запишите в тетрадь.

7. Ответьте на вопросы: изменится ли результат опыта, если:

· рычаг уравновесить при другой длине плеч сил, действующих на него?

· цилиндр подвесить к правой части рычага, а уравновешивающий груз – к левой?

Экспериментальное задание №3.

Приборы и материалы: ножницы, линейка.

Порядок выполнения работы.

2. Измерьте плечи сил.

3. Вычислите примерно выигрыш в силе при пользовании ножницами, используя условие равновесия рычага: F1: F2 = l2: l1

5. Ответьте на вопрос: как нужно располагать разрезаемый материал в ножницах, чтобы получить наибольший выигрыш в силе?

Экспериментальное задание №4.

Вычисление выигрыша в силе инструментов, в которых применён рычаг.

Приборы и материалы: кусачки, линейка.

Порядок выполнения работы.

1. Ознакомьтесь с устройством предложенного вам инструмента, в котором применён рычаг: найдите ось вращения, точки приложения сил.

2. Измерьте плечи сил.

3. Вычислите примерно выигрыш в силе при пользовании кусачками, используя условие равновесия рычага: F1: F2 = l2: l1

4. Результаты измерений и вычислений запишите в тетрадь.

5. Ответьте на вопрос: как нужно держать кусачки в руке, чтобы получить наибольший выигрыш в силе?

Экспериментальное задание №5.

Вычисление выигрыша в силе инструментов, в которых применён рычаг.

Приборы и материалы: плоскогубцы, линейка.

Порядок выполнения работы.

1. Ознакомьтесь с устройством предложенного вам инструмента, в котором применён рычаг: найдите ось вращения, точки приложения сил.

2. Измерьте плечи сил.

3. Вычислите примерно выигрыш в силе при пользовании плоскогубцами, используя условие равновесия рычага: F1: F2 = l2: l1

4. Результаты измерений и вычислений запишите в тетрадь.

5. Ответьте на вопрос: как нужно держать плоскогубцы

в руке, чтобы получить наибольший выигрыш в силе?