В декабре 1724 г. Петр I приехал в сенат, высшее государственное учреждение того времени, и, когда зашла речь о границах России с Китаем, велел показать карты Сибири.

Секретарь сената И. К. Кирилов ответил, что достоверных карт нет, а имеются только отдельные чертежи, на которые нельзя положиться, да неполная китайская карта. Петр приказал нанести их на один лист и назавтра подать ему. А когда Кирилов выполнил этот приказ, Петр увидел, что показать на карте крайний северо-восточный угол Азии вовсе не удалось. Не было даже точно известно, соединены ли Азия и Америка перешейком или разделены проливом. И хотя якутский казак Семен Дежнев еще в 1648 г. прошел морем из Ледовитого в Тихий океан мимо Чукотского п-ва, сообщение о его плавании не было напечатано, а устные рассказы постепенно забылись. В учебнике географии Гибнера, по которому обучались в школах, было сказано: «Кажется, Азия и Америка к северу либо вместе смежны или токмо узкою проливою отделены».

Петр I знал, что вопрос о том, соединяются ли Азия и Америка, вызывает споры среди ученых-географов. Он сам еще в 1719 г., посылая геодезистов Евреинова и Лужина на Камчатку и к Курильским о-вам, приказал им выяснить, есть ли пролив между Азией и Америкой. Геодезисты, занимаясь составлением карты Камчатки и Курильских о-вов, разумеется, не могли в то же время разрешить и эту задачу.

Известный немецкий ученый Лейбниц и члены Парижской академии наук еще за несколько лет до того просили Петра I послать экспедицию, чтобы установить, есть ли пролив между двумя великими материками. Но тогда Россия вела войну со Швецией и Петр не мог заняться этим делом. Когда же война кончилась победой и Российская империя распростерлась от Балтийского моря до Тихого океана, пришла пора точно установить ее границы н очертания берегов.

Просмотрев карту, составленную Кириловым, с белым пятном па месте крайней северовосточной части Сибири, Петр решил послать экспедицию на Тихий океан.

Такая экспедиция нужна была не только для того, чтобы узнать, соединяются ли между собой Азия и Америка. Россия уже стала морской державой и вела обширную торговлю с другими странами через Балтийское море, а по Тихому океану еще не ходили русские торговые корабли. Надо было узнать морские пути в Америку и в Японию, чтобы выяснить, можно ли начать с ними торговлю. Наконец, важно было собрать сведения о самой дальней окраине Российского государства и выяснить, нет ли там еще неизвестных мест, откуда можно получать в большом количестве меха соболей, песцов, морских бобров и других зверей, шкуры которых ценились дорого.

Петр приказал отправить из Петербурга в Охотск или на Камчатку капитана с двумя лейтенантами и штурманами, с корабельным мастером, матросами и опытными плотниками. Они должны были построить там два небольших судна и идти по Тихому океану на север от Камчатки, пока не выяснят окончательно, есть ли пролив между Азией и Америкой. Петр хотел, чтобы русские моряки побывали в тех местах Америки, где живут европейцы.

«Самим побывать на берегу и взять подлинную ведомость и, поставя на карту, приезжать сюды»,- предписывал Петр.

Адмиралтейств-коллегия, которая была морским министерством того времени, назначила начальником экспедиции капитана Витуса Беринга.

Беринг был датчанином, но он уже двадцать лет служил в российском флоте. Вместе с ним в экспедицию были назначены лейтенант Мартин Шпанберг, тоже родом из Дании, и Алексей Ильич Чириков. Шпанберг был деятелен и настойчив, но груб и очень жесток с матросами. А Чириков, которому исполнилось всего двадцать два года, уже успел выдвинуться как образованный и способный офицер, всегда до конца выполнявший свой долг.

В январе 1725 г. обоз экспедиции вышел из Петербурга. Предстояло проехать около 10 тыс. км с тяжелым грузом: инструментами, канатами, парусами, якорями для судов, которые намечалось строить на берегу Охотского моря или Камчатки. Особенно труден был путь от Якутска до Охотска. Тропа длиной около тысячи километров шла то через горы, то между болотами, и по ней могли пройти только верховые и вьючные кони. Громоздкие грузы приходилось везти на лодках сперва по Лене, потом по Алдану, Мае и Юдоме против течения, а затем зимой перетаскивать на нартах до рек Охоты или Урака, впадающих в Охотское море.

Летом 1726 г. Беринг выехал из Якутска и через полтора месяца добрался до Охотска; причем многие вьючные лошади пали в пути, а лодки с грузами застряли на Юдомс до осени, остановленные льдом. Люди, вынужденные тащить грузы на себе, впрягаясь в нарты, выбивались из сил и нередко в пути умирали. Только спустя год все грузы были доставлены в Охотск и переправлены на восточный берег Камчатки.

В начале 1728 г. Беринг поехал со своими спутниками на собаках в Нижне-Камчатский острог, около которого строилось новое судно, бот «Св. Гавриил», предназначенное для плавания по Тихому океану.

В июле 1728 г. бот «Св. Гавриил» вышел в Тихий океан и пошел на север: сперва вдоль берега Камчатской, а потом - Чукотской земли. 8 августа (ст. ст.) с судна увидели, что к ним плывет большая байдара, сделанная из моржовых шкур, в которой сидят эскимосы. Беринг расспросил эскимосов через переводчика об их земле.

Идя проливом между Азией и Америкой, Беринг открыл остров, который назвал именем святого Лаврентия, но противоположного берега пролива, п-ва Аляски, он не видел: расстояние между Азией и Америкой в самом узком месте пролива составляет около 90 км.

16 августа (ст. ст.) моряки дошли до 67°18’с. ш. Берег Азии отклонялся все больше к западу, как и говорили эскимосы, утверждавшие, что их земля «обращается к устью Колымы». Беринг решил, что существование пролива можно считать доказанным, и повернул обратно. Только Чириков настаивал на продолжении плавания, пока судно не дойдет до устья р. Колымы, на запад от которой берег был известен, или до льдов, которые всегда ходят в Ледовитом океане. Это смелое предложение было отвергнуто. На обратном пути заметили остров, который назвали о-вом Св. Диомида.

Перезимовав на Камчатке, Беринг в июне 1729 г. снова вышел в море и направился прямо на восток. Он надеялся дойти до Америки, не зная, что этот материк находится на очень большом расстоянии от Камчатки. Судно прошло около 200 км по Тихому океану в густом тумане при сильном, порывистом ветре, вернулось назад к Камчатской земле, обогнуло ее и с трудом добралось до Охотска. В начале марта 1730 г. участники Первой Камчатской экспедиции возвратились в Петербург.

ВТОРАЯ КАМЧАТСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ

Первая Камчатская экспедиция подтвердила мнение, что Азия и Америка разделены проливом. Но это не было окончательно доказано, потому что Беринг повернул обратно, не дойдя до р. Колымы и не увидев берегов Аляски.

В 1732 г. было решено послать на Тихий океан вторую, более значительную экспедицию: двум кораблям надлежало пойти к Америке, а двум другим - к Японии.

Одновременно решили построить новые суда в Архангельске, в Тобольске и в Якутске, чтобы, послав их в Ледовитый океан, выяснить, можно ли пройти вдоль его берегов до пролива между Азией и Америкой, а затем выйти в Тихий океан.

До тех пор еще ни в одном государстве не осуществлялся такой обширный план исследований одновременно на двух океанах. Поэтому вся Вторая Камчатская экспедиция, включавшая не только камчатский отряд, но и отряды, изучавшие побережье Северного Ледовитого океана, вошла в историю географической науки под названием Великой Северной экспедиции (см. стр. 336).

Капитана Беринга произвели в капитан-командоры, а лейтенантов Чирикова и Шпанберга - в капитаны. Беринг и Чириков должны были вести корабли к Америке, а Шпанберг - к Японии.

В Камчатской экспедиции принимала участие Академия наук. В Сибирь поехали ученые: натуралист, т. е. исследователь природы, акад. Гмелин, историк акад. Миллер, астроном проф. Делиль де-ла-Кройер и позднее еще натуралист Стеллер. Вместе с учеными послали и несколько студентов, в том числе солдатского сына Степана Крашенинникова, который стал потом замечательным исследователем Камчатки.

В феврале 1733 г. первые обозы экспедиции вышли из Петербурга. На этот раз предстояло доставить на необжитое побережье Охотского моря большое количество грузов. Для того чтобы тащить бечевой против течения тяжело нагруженные лодки по Илиму, Алдану, Мае, Юдоме и другим рекам, нужно было множество людей. Сибирские власти отправляли на эту работу ссыльных и крестьян, которые нередко были вынуждены покидать свои дома на несколько лет.

Летом 1738 г. два новых судна, построенные в Охотске, смогли выйти в море. Они направлялись к берегам Японии. Летом 1740 г. на воду спустили суда «Св. Петр» и «Св. Павел», которые должны были идти к Америке.

В начале осени Беринг и Чириков вышли в море и, пройдя между первым Курильским о-вом и Камчаткой, вошли в Авачинскую губу на восточном берегу Камчатки. В этом заливе заранее была выбрана прекрасная естественная гавань, в которой корабли стали на зимовку. Капитан Беринг назвал гавань в честь своих кораблей Петропавловской.

Петропавловск-Камчатский теперь один из лучших портов в Тихом океане.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

АЛЕКСЕЙ ИЛЬИЧ ЧИРИКОВ

Среди русских мореплавателей почетное место занимает А.И. Чириков, с именем которого непосредственно связаны великие географические открытия на Тихом океане, обогатившие мировую географическую науку. Еще в середине 19-го столетия в статье «Чириков и Беринг» историк А.П. Соколов показал, что Чириков превосходил своего начальника и как искусный моряк и как ученый. Необходимо также отметить, что еще в XVIII веке М.В. Ломоносов писал, что Чириков был главным руководителем 2-й Камчатской экспедиции (2-й Сибирско-Тихоокеанской экспедиции).

Алексей Ильич Чириков родился в 1703 году в семье мелкопоместного дворянина Московской губернии. Свое первоначальное воспитание он получил в семье своего родного дяди, живущего в Москве.

В 1715 году Алексей в двенадцатилетнем возрасте был отдан в Математико-навигацкую школу, а через год переведен 6 Морскую академию, созданную в новой русской столице. Чириков был одним из 20 лучших учеников Математико-навигацкой школы, переведенных из Москвы в Петербург.

В 1721 году Чириков закончил Морскую академию, и за отличные успехи в учебе был произведен, минуя чин мичмана, в унтер-лейтенанты. В следующем году он получил назначение на Балтийский флот. Служба на кораблях помогла Чирикову расширить теоретические знания в астрономии, артиллерии и навигации.

Незадолго до начала 1-й Сибирско-Тихоокеанской экспедиции Чириков получил назначение преподавателя навигации в Академию. За преподавательский талант и умение подать материал он не раз удостаивался похвалы Адмиралтейств-коллегий, которая указывала, что «К обучению гардемаринов и морских офицеров искуснее всех явился оной Чириков».

Репутация Чирикова как искусного навигатора и послужила главной причиной его назначения в 1-ю Сибирско-Ти-хоокеанскую экспедицию во главе с Витусом Берингом. Незадолго до начала экспедиции Чириков был произведен в лейтенанты.

В марте 1728 года Чириков вместе с Берингом прибыл в Нижнекамчатск, где был построен небольшой парусный корабль «Св. Гавриил», на котором в июле участники экспедиции вышли в море.

После подхода к острову Св. Лаврентия встал вопрос о дальнейшем плане экспедиции. Беринг не мог ответить самому себе на вопрос, продолжать ли плавание или вернуться на Камчатку? Он созвал «консилиум» - совет офицеров, на котором изложил свое мнение, сказав, что продолжение плавания бесполезно и опасно и следует вернуться на Камчатку, где найти гавани для зимовки.

Однако он встретил возражения Чирикова, который настаивал на продолжении плавания, поскольку главной задачи экспедиции - узнать, соединяется ли Америка с Азией - решить не удалось. Чириков советовал идти до устья Колымы или до льдов, где произвести основательный поиск.

Но Беринг опасался нарушить инструкций Адмиралтейств-коллегий и отклонил предложение Чирикова, хотя состояние льдов позволяло дойти к 25 августа к устью Колымы и там выполнить поставленную цель.

1 марта 1730 года Беринг возвратился в Петербург, где доложил Адмиралтейств-коллегий, что Азия и Америка отделены друг от друга проливом. Но Чириков по-прежнему настаивал на продолжении плавания, поскольку считал возможным существование моста, соединяющего Америку и Азию к западу от того места, куда заходил «Св. Гавриил».

Как Беринг, так и Адмиралтейств-коллегия дали высокую оценку роли Чирикова в 1-й Сибирско-Тихоокеанской экспедиции. Адмиралтейств-коллегия отметила, что Чириков, «будучи во оной экспедиции також и в других, где он употреблен был командах… показывал себя тщательным и исправным как надлежит искусному морскому офицеру».

Все это послужило причиной назначения Чирикова первым помощником Беринга во 2-й Сибирско-Тихоокеанской экспедиции. Капитану-командору Берингу предлагалось действовать «с общего согласия с капитаном Чириковым по науке морской». Незадолго до начала экспедиции он был произведен в капитаны 1-го ранга.

Познакомившись в Петербурге с инструкцией Адмиралтейств-коллегий Чириков высказал и свои предположения, сказав, что сама Америка находится не так далеко от Чукотки. «А можно достовериться и осведительствовать о Америке и не дойдя к зуйду до ишпанского владения». Предположения Чирикова были одобрены Адмиралтейств-коллегией, однако во время самой экспедиции между Берингом и его помощником все чаще стали возникать разногласия.

Беринг ни на шаг старался не отступить от полученных в Адмиралтейств-коллегий инструкций. Сам Чириков, отличаясь точным исполнением требований морского устава, считал, что не следует ожидать по каждому вопросу указаний от Адмиралтейств-коллегий, поскольку она не знает конкретных условий, в которых проходит экспедиция, и необходимо самим проявлять больше инициативы.

Эти разногласия все чаще приводили к конфликтам между Берингом и Чириковым и последний уже обращался в Адмиралтейств-коллегию, с просьбой освободить его от дальнейшего участия в экспедиции, указывая на то, что за поданные ему советы Беринг «злобствует» и Чириков опасался от него и в дальнейшем «великих обид».

13 мая 1740 года, видя, что постройка пакетботов идет медленно, Чириков предложил Берингу направить его на бригантине «Св. Михаил» для осмотра земли, лежащей против Чукотского носа от Камчатки и западной стороной Америки. Осенью Чириков обещал вернуться в Охотск.

В случае принятия такого предложения можно было бы дойти до берегов северо-западной Америки уже в 1740 году. Однако Беринг вновь заявил, что предложение Чирикова не будет согласно с инструкцией Адмиралтейств-коллегий.

Летом 1740 года постройка пакетботов «Св. Петр» и «Св. Павел» была закончена и оба судна взяли курс на Камчатку. Чириков командовал пакетботом «Св. Павел».

В октябре 1740 года оба судна вошли в Авачинскую бухту, где стали на зимовку. Здесь был заложен порт Петропавловск, названный в честь русских судов, впервые посетивших эту бухту. Впоследствии Петропавловск-на-Камчатке сыграл важную роль в укреплении дальневосточных границ Российского государства и стал базой для множества экспедиций, предпринятых русскими мореплавателями в XVIII и XIX веках для исследования Северо-западной Америки, Курильских и Алеутских островов и т.д.

Во время пребывания на Камчатке Чириков определил значение Авачинской бухты, как «наилучшей и способнейшей к охранению морских судов», поскольку она укрыта от ветров и «можно в ней стоять хотя б великому флоту».

На зимней стоянке Чириков занимался метеорологическими наблюдениями, собирал сведения о флоре, фауне и полезных ископаемых полуострова.

4 июня 1741 года оба судна вышли из Авачинской бухты. Уже в море Чириков посоветовал Берингу идти на малом расстоянии друг от друга, поскольку только так можно найти друг друга, если в тумане «Св. Петр» и «Св. Павел» потеряются.

20 июня корабли все же разошлись. Не найдя «Св. Петра», Чириков решил направиться вначале на восток, а потом на северо-восток. 2 июля были замечены признаки близкой земли, и по цвету воды Чириков понял, что берег близок.

На рассвете 16 июля моряки увидели землю, на которой были высокие горы с снежными вершинами. Это был остров, находящийся западнее острова принца Уэльского, у южного побережья Большой Земли (о. Бейкер), изрезанный множеством бухт и заливов.

Чириков был уверен, что достиг Америки, и приказал бросить якорь в трех милях от острова. Одновременно к берегу в поисках удобной бухты был направлен лангбот. Однако такой бухты пока найти не удалось и к вечеру «Св. Павел» отошел от берега, чтобы во тьме не нарваться на подводные камни.

В течение двух суток, пользуясь попутным ветром, «Св. Павел» двигался вдоль американских берегов и скоро вошел в полосу холодного климата.

К берегу Чириков послал на ял боте 10 человек во главе с флотским мастером Дементьевым, дав им указание найти бухту, пригодную для стоянки бота.

Дементьев также должен был узнать численность местного населения. К местным жителям Чириков приказал отнестись дружески, но если они станут нападать на моряков, то следует защищаться, отходя на судно.

В случае успешной высадки Дементьев должен был развести огонь на берегу, чтоб его можно было заметить с пакетбота. О своем возвращении Дементьев должен был оповестить двумя выстрелами из пушки.

Дементьев и его люди отправились к берегу, однако к назначенному сроку так и не вернулись на «Св. Павел». Ни огня с берега, ни сигнальных выстрелов также не было видно и слышно. Чириков понял, что Дементьев и его спутники погибли. Однако никто так и не смог узнать причину их гибели - нарвался ли в море ялбот на подводные камни, или они были убиты местными жителями.

На самом «Св. Павле» стало иссякать продовольствие и запасы пресной воды. Раз в сутки только варили кашу. В качестве воды использовали перегонную морскую воду или воду, стекавшую с парусов во время штормов. На судне стала свирепствовать цинга.

Однако «Св. Павел» продолжал идти вдоль берегов Большой Земли, на которой высился заснеженный хребет Св. Ильи.

Перед Чириковым неизбежно вставал вопрос, продолжить ли плавание или двигаться обратно. Для решения этого вопроса был созван совет офицеров. Все пришли к выводу, что в условиях невозможности высадиться на берег и отсутствия запасов питьевой воды следует прекратить плавание и вернуться в Авачинскую бухту. 27 июля «Св. Павел» взял курс на Камчатку.

Тем не менее плавание нельзя считать безрезультатным. В ходе него Чириков открыл часть береговой линии Северо-западной Америки, произвел осмотр его побережья на протяжении 400 верст, нанеся его на карту. Был собран обширный материал о растительном и животном мире этой земли.

Во второй половине августа судно продолжало двигаться к Камчатке. Встречные ветры затрудняли движение пакетбота. Еще более истощились запасы пресной воды, все тщательно экономилось. Кашу варили теперь уже один раз в два дня.

4 сентября вдали на севере была замечена земля. Это был Уинак - самый большой остров восточной группы Алеутских островов. «Св. Павел» продолжил свой путь, и 8 сентября Чириков открыл остров Азах - самый крупный из Андреяновских островов.

На следующий день к судну подошли семь небольших лодок, в каждой из которой находилось по одному человеку. После долгих приглашений, осмелевшие алеуты поднялись на палубу, и моряки стали дарить им небольшие подарки. Сам Чириков собрал у алеутов целую коллекцию предметов, характеризующих жизнь и быт местного населения.

Пробыв на палубе «Св. Павла», алеуты отправились на берег, но в полдень к борту пакетбота подошли еще 14 лодок. В течение нескольких часов алеуты смотрели на русское судно, а затем ушли в сторону своего берега. Вскоре попутный ветер надул паруса «Св. Павла» и судно двинулось к Камчатке.

Цинга все более подрывала силы всей команды. Многие матросы стали умирать. 20 сентября заболевший Чириков уже не смог подняться на командорский мостик. На нем его заменил штурман Елагин, который, хоть и не чувствовал себя здоровым, все же смог провести «Св. Павел» до Камчатки.

Утром 8 октября показалась Авачинская бухта, но из-за встречного ветра «Св. Павел» смог войти в нее лишь к вечеру следующего дня.

Уже на Камчатке Чириков вновь решил совершить новую экспедицию к американским берегам и «учинить в ней разведывания, сколько всей возможности нашей будет». О своих замыслах он сообщил в Адмиралтейств-коллегию и получил ее согласие на организацию новой экспедиции.

25 мая 1743 года «Св. Павел» вновь вышел из Авачинской бухты, взяв курс на север. Ввиду благоприятной погоды удалось определить точные географические координаты открытой земли.

Неожиданно море окутал туман. В продолжение недели «Св. Павел» пытался подойти к острову, но сделать это из-за тумана и встречных ветров так и не смог. Ход судна затрудняли также подводные камни, изобилующие в этих местах.

Чириков и его помощник Елагин, проведя несколько бессонных ночей на мостике, настолько ослабели, что едва ходили по палубе. Поняв, что на этот раз к острову не подойти, Чириков принял решение о возвращении в Петропавловск.

Уже по возвращении на Камчатку в море был замечен остров, который, как впоследствии выяснилось, был островом Беринга. 2 июля «Св. Павел» вошел в Авачинскую бухту.

24 августа Чириков выехал в Якутск, где решил ждать указаний Адмиралтейств-коллегий. Предварительно он направил в нее свой отчет о плавании к берегам Америки, указав, что экспедиция поставленных перед нею задач полностью не разрешила. Но на «Св. Павле» ощущалась острая нехватка людей, сам пакетбот требовал серьезного ремонта. Для новой экспедиции требовалось новое судно, которое могло бы заменить «Св. Павел». Кроме того, необходимо было построить небольшое судно, которое могло бы подходить к берегу.

К отчету была приложена большая карта, составленная под непосредственным руководством Чирикова. Она отразила все открытия, сделанные русскими мореплавателями с 1725 по 1742 год. На карту был нанесен значительный район - от Архангельска до Курильских островов и точно указано место, откуда было начато описание Северо-западной Америки.

Уже в 1757 году М.В. Ломоносов, став во главе Географического департамента, начал подготовку нового «Исправнейшего Российского атласа». При его подготовке он изучил материалы, собранные Чириковым, которые в свою очередь использовал при составлении обширной программы исследований Северного Ледовитого океана.

Получив отчет Чирикова о проделанной работе, Сенат и Адмиралтейств-коллегия ничего не сделали для подготовки новой экспедиции, которая, по их мнению, могла стать лишь источником для новых затрат.

23 сентября 1743 года Сенат представил императрице Елизавете Петровне доклад о 2-й Сибирско-Тихоокеанской экспедиции и сделал вывод: «Ту экспедицию, от которой Сенат нимало плода быть не признавает, надлежит вовсе оставить». На что был получен соответствующий ответ императрицы: «Быть по сему».

Руководителям экспедиции было предложено отправить накопленные материалы в Петербург, а к дальнейшим исследованиям не приступать.

После нескольких обращений Чирикова в Адмиралтейств-коллегию перевести его в Петербург для поправки здоровья, Сенат принял решение отставить его от прежней должности и перевести в столицу.

Пробыв некоторое время в Енисейске, Чириков окончательно сдал команду и в марте 1746 года вернулся в Петербург.

В том же году он был произведен в капитан-командоры и по указу Адмиралтейств-коллегий определен в Академическую экспедицию, занимавшуюся военно-морскими заведениями. Вскоре он был переведен в московскую контору Адмиралтейств-коллегий, но пробыл в этой должности недолго. В конце 1748 года Чириков скончался на сорок пятом году жизни.

Именем Чирикова названы мысы на острове Кюсю, в Анадырском заливе, Тауйской губе, на острове Атту и подводная гора в Тихом океане. Но особенно интересна судьба острова, находящегося в заливе Аляска. В 1741 году он был открыт Чириковым в ходе 2-й Сибирско-Тихоокеанской экспедиции. В 1798 году английский мореплаватель Дж. Ванкувер назвал этот остров именем его первооткрывателя.

Из книги Вокзал мечты автора Башмет Юрий

"Гениален был наш Ильич…" Шестая симфония – это событие, эпоха для каждого музыканта. Столько находок было в ее трактовке, я бы даже сказал – исторических находок.На репетициях очень помогал Геннадий Рождественский, он часто сидел в зале. Ему тоже нравилась трактовка

автора

Владимир Ильич Лн Не знаю, как насчет других искусств, а в литературе молодому дарованию очень важно, делая первые шаги, встретить поклонников, бескорыстных поощрителей, которым можно читать написанное днем и ночью, при встрече и по телефону и рассчитывать на их искреннее

Из книги Во имя Родины. Рассказы о челябинцах - Героях и дважды Героях Советского Союза автора Ушаков Александр Прокопьевич

ФЕНИЧЕВ Никифор Ильич Никифор Ильич Феничев родился в 1912 году на станции Клявлино Куйбышевской области в рабочей семье. Русский. Жил в Усть-Катаве. Служил в военизированной пожарной охране. С августа 1943 года участвует в боях с немецко-фашистскими захватчиками на

Из книги том 6 автора Воспоминания о Владимире Ильиче Ленине

КОРОВИН Яков Ильич Яков Ильич Коровин родился в 1907 году в Качинске Красноярского края. Русский. В 1931 году по путевке Магнитогорского горкома комсомола направлен в летную школу. Успешно ее окончил. Член КПСС с 1930 года. В начале Отечественной войны - штурман звена при 52-й

Из книги Беринг автора Чуковский Николай Корнеевич

Б. С. Вейсброд ЖИВОЙ ИЛЬИЧ Много лет прошло с тех пор, как я имел счастье встречаться и беседовать с Лениным. Немало впечатлений и воспоминаний об этом бережно хранит моя память. Но то, о чем хочется рассказать, это даже не воспоминание, а ощущение - оно не исчезло и

Из книги Великие неудачники. Все напасти и промахи кумиров автора Век Александр

22. ЧИРИКОВ В АМЕРИКЕ Как же добрался до Америки Чириков? Что случилось с ним и с его подчинёнными после того, как «Павел» разлучился с «Петром»?Это злополучное разлучение судов произошло 20 июня 1741 года. «Павел» в течение суток кружился на одном месте, надеясь найти

Из книги Ставка - жизнь. Владимир Маяковский и его круг. автора Янгфельдт Бенгт

Брутальный Ильич Леонид Ильич Брежнев (19 декабря 1906 (1 января 1907) – 10 ноября 1982) – занимал высший пост в советской иерархии в течение 18 лет. Первый секретарь ЦК КПСС в 1964–1966 годах, с 1966 по 1982 год – Генеральный секретарь ЦК КПСС и Председатель Президиума Верховного

Из книги Автопортрет: Роман моей жизни автора Войнович Владимир Николаевич

Владимир Ильич Дело Краснощекова привлекало большое внимание, но о нем писалось бы еще больше, если бы его не затмило более крупное политическое событие: 21 января 1924 года после нескольких лет болезни скончался Владимир Ильич Ленин.Среди тысячной толпы в очереди,

Из книги Туляки – Герои Советского Союза автора Аполлонова А. М.

Владимир Ильич Л-н Не знаю, как насчет других искусств, а в литературе молодому дарованию очень важно, делая первые шаги, встретить поклонников, бескорыстных поощрителей, которым можно читать написанное днем и ночью, при встрече и по телефону и рассчитывать на их

Из книги Генерал из трясины. Судьба и история Андрея Власова. Анатомия предательства автора Коняев Николай Михайлович

Баранов Виктор Ильич Родился в 1906 году в Туле. Окончил начальную школу. Работал чернорабочим, пас скот. В сентябре 1923 года поступил в Тульскую 17-ю пехотную школу. В 1925–1926 гг. в составе школы участвовал в ликвидации белогвардейских банд. С октября 1936 года по ноябрь 1937 года

Из книги Воспоминания автора Алексеев Глеб Васильевич

Боярский Владимир Ильич Полковник РККА.Генерал-майор ВС КОНР.Настоящая фамилия - Баерский Владимир Гелярович.Родился 10 декабря 1901 года в селе Бродецкое Бердичевского уезда Киевской губернии.Поляк.Известно о Владимире Ильиче Боярском мало. Считается, что он был

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 1. А-И автора Фокин Павел Евгеньевич

Е. Чириков В Кривоколенном переулке, что по Арбату от трамвая заворачивает двумя берез да осин, в домике, пропахшем студенческим жильем, кислой капустой на черных лестницах, коптящими под ноги керосиновыми ночниками, над парикмахером – у которого восковую красавицу

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 2. К-Р автора Фокин Павел Евгеньевич

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 3. С-Я автора Фокин Павел Евгеньевич

МОЗЖУХИН Александр Ильич 12(24).8.1878 – 1.7.1952Оперный певец (бас). С 1906 пел в театре Солодовникова, в 1912–1915 в Театре музыкальной драмы в Санкт-Петербурге (Петрограде), с 1921 выступал преимущественно в концертах. Лучшие партии – Борис Годунов («Борис Годунов» Мусоргского), Ганс

(1703–1748), мореплаватель, один из первооткрывателей Северо-Западной Америки; исследователь северной части Тихого океана и побережья северо-востока Азии, навигатор, капитан-командор.

Родился в небогатой дворянской семье. После окончания Петербургской морской академии (1721) был назначен на Балтийский флот, в 1722 году был определен преподавателем той же академии. В качестве помощника принимал участие в Первой Камчатской экспедиции (1725–1730). Во время многотысячеверстного пути через пространства России от Петербурга до Охотска Чириков определил 28 астрономических пунктов, что позволило впервые выявить истинную широтную протяженность Сибири, а следовательно, и северной части Евразии. Во время плавания вел судовой журнал, представляющий важный первоисточник по истории первой в России морской научной экспедиции. Совместно с и составил итоговую карту, значительно превосходившую прежние по точности и достоверности изображения Тихоокеанского побережья Северо-Восточной Азии.

Во время Второй Камчатской экспедиции в должности заместителя Беринга Чириков командовал пакетботом "Святой Павел". 20 июня 1741 года у 49° с. ш. он направился на восток-северо-восток и в ночь с 15 на 16 июля под 55° 21′ с. ш. первым увидел тихоокеанский берег Северо-Западной Америки - горы местами со снегом и лес (остров Принца Уэльского или остров Бейкер).

В поисках удобной гавани судно повернуло на северо-запад, прошло немногим более 400 километров и большей частью в тумане вдоль архипелага Александра, принятого исследователем за материк. У 58-й параллели пропали без вести 15 человек, посланные им на берег. Во время плавания в водах залива Аляска (одновременно с Берингом) Чириков открыл хребет Святого Ильи, обнаружил часть полуострова Кенай и островов Афогнак и Кадьяк; открыл в Алеутской цепи острова Умнак, Адах (здесь произошла встреча с алеутами), Агатту и Атту.

На судне ощущалась острая нехватка пресной воды, многие болели цингой, почти треть экипажа умерла; "весьма от цинги изнемог" и сам Чириков, не выходивший из каюты с 21 сентября. 10 октября благополучно привел судно в Петропавловск. Рапорт Чирикова в Адмиралтейскую коллегию (декабрь 1741 года) о результатах плавания стал первым в истории описанием северо-западного побережья Америки.

В мае - июне 1742 года на "Святом Павле" Чириков совершил плавание на восток от Камчатки, но дошел лишь до острова Атту и из-за тумана и ветров повернул назад. На обратном пути 22–23 июня видел остров Беринга, а юго-восточнее открыл остров Медный (позже вся группа получила название Командорских островов в честь Беринга).

По возвращении на материк Чириков просил отозвать его из Сибири, в марте 1746 года прибыл в Петербург и участвовал в составлении итоговой карты русских открытий в северной части Тихого океана. Около года возглавлял Морскую академию. В сентябре 1747 года был переведен в Москву, где скончался в большой нужде от туберкулеза и последствий цинги, оставив много долгов.

Его именем названы остров, подводная гряда, море, мели и четыре мыса.

Капитан-командор Чириков известен как исследователь северо-западного побережья Северной Америки и человек, внесший большой вклад в освоение и укрепление Дальнего Востока


Годы учебы и преподавания

Алексей Ильич Чириков родился 13 (24) декабря 1703 года в Тульской земле в дворянской семье. Жил в Москве у своего дяди, в 12 лет поступил в Школу математических и навигационных наук – первое российское военно-морское учебное заведение.

Среди известных преподавателей школы - Леонтий Магницкий, по «Арифметике» которого училось не одно поколение русских моряков. Кроме арифметики и геометрии, учащиеся изучали навигацию, географию, геодезию, фортификацию, астрономию, иностранные языки и другие дисциплины.

В числе лучших учеников Чириков был переведен для продолжения обучения в Петербургскую морскую академию, помимо теории, академия большое место уделяла практике – астрономическим наблюдениям, кораблевождению, артиллерийской и стрельбе из мушкета, постановке парусов, такелажным работам. По окончании академии и производства в унтер-офицеры Алексей Ильич получил назначение на Балтийский флот, здесь он прослужил недолго, его назначили преподавателем в Морскую академию.

Как отличный специалист Чириков был включен в состав экспедиции Витуса Беринга, интересно, что руководство Академии, было против такого назначения, Академия теряла талантливого преподавателя, «гардемарин обучать было некому».

Экспедиция, организованная по указанию Петра I, ставила перед собой не только географические цели, но и геополитические – укрепление восточных рубежей России.

Чириков был назначен помощником Беринга, опытного мореплавателя, к тому времени уже двадцать лет состоявшему на службе у России.

Первая Камчатская экспедиция

Экспедиция выехала из Петербурга 25 января 1725 года, в Тобольске была сделана остановка, здесь заготовили канаты, пеньку, лес, и когда открылась речная навигация, отправились по Иртышу в путь. До Якутска экспедиция добиралась по рекам, частично по суше, а после Якутска – в основном пришлось идти по бездорожью.

В Якутске Чириков руководил отправкой грузов в Охотск, его журнал сохранил заметки о городе, по наблюдениям Алексея Ильича в городе находилось 300 русских дворов, а его окрестностях – 30 тысяч якутов-кочевников.

В Охотске было построено два бота «Фортуна» и «Святой Гавриил», на последнем Беринг, Чириков и другие члены экипажа числом 44 человека 13 июля 1728 года вышли в море. Чириков вел судовой журнал первой российской морской научной экспедиции, в нем записаны не только сведения о маршруте, но произведено описание обитателей моря, которые попадались на глаза путешественникам – киты, сивучи, моржи и т.д.

Во время плавания на карту были нанесены полуостров Камчатка, открыты Камчатский и Карагинский заливы с островом Карагинский, залив Креста, бухта Провидения и остров Святого Лаврентия. Карты, составленные Берингом и Чириковым, получили высокую оценку других путешественников, в частности Джеймса Кука.

Дойдя до 67° 24" северной широты, Беринг стал держать совет с экипажем, как поступать дальше. Во время совета Чириков высказывался за продолжение экспедиции, он предлагал идти дальше, к устью Колымы. Но капитан экспедиции принял решение повернуть назад.

Одна из главных задач, поставленных перед экспедицией – выяснить, есть ли перешеек между Азией и Америкой, была выполнена. Открытие, произведенное русским мореплавателем Семёном Дежнёвым еще в 1648 году, но к тому времени позабытое, было подтверждено.

Впоследствии Ломоносов выразит сожаление, что Беринг развернул корабль, если бы он продолжил путь на восток, то очень скоро обнаружил бы берега Америки.

Но берегов Америки датский мореплаватель достигнет во время следующей экспедиции.

По возвращении в Нижнекамчатск команда занималась ремонтом бота и пополнением запасов продовольствия. В 1729 году Беринг и Чириков вернулись в Петербург, где Беринг держал доклад о результатах экспедиции. На основании доклада Сенат и Адмиралтейская коллегия приняли решение снарядить Вторую Камчатскую экспедицию.

Вторая Камчатская экспедиция

Задачами экспедиции были открытие морского пути в Америку, окончательное доказательство того, что Азия с Америкой разделены проливом, поиск удобных гаваней для создания в них военно-морских баз и исследование побережья Северного Ледовитого океана.

Вторая экспедиция, как и первая имела целью, не только географические задачи, ее программа включала совокупность мероприятий по включению народов, на открытых русскими путешественниками землях, в жизнь Российского государства.

Чиновники из Сената и Адмиралтейской коллегией составили план и инструкции для экспедиции, Чириков, ознакомившись с ними, внес в них замечания и предложения. Финальный вариант инструкций был принят с учетом его поправок.

Начальником всех экспедиционных отрядов был назначен Беринг, а Чириков – его первым помощником. Предварительная часть экспедиции проходила в тяжелых условиях, второй помощник Беринга Шпанберг, «пилил» бюджетные деньги, тратил их на собственные нужды, а свое служебное положение использовал для личного обогащения, местные власти также не спешили содействовать экспедиции, хотя имели соответствующие указания из Петербурга. В какое-то время проект из-за нехватки средств чуть было не свернули.

После трудного и долгого подготовительного периода экспедиция на построенных к тому времени ботах «Святой Петр» и «Святой Павел» 8 сентября 1740 года вышла к восточному побережью Камчатки.

В районе Авачинской губы экспедиция осталась на зимовку, в честь святых, имена которых носили корабли, получили свое название удобная гавань и поселение, основанное как отправная точка морского путешествия - Петропавловск.

Во время зимовки команда продолжила подготовку к предстоящей отправке к берегам Америки, параллельно Алексей Ильич занимался этнографическими и метеорологическими наблюдениями, сбором сведений о фауне и флоре, и исследованием геологических особенностей Камчатки.

4 июня 1741 года корабли вышли из Петропавловской гавани и направились к берегам Америки, 20 июня в условиях шторма и тумана, суда потеряли друг друга и «Святой Павел», которым командовал Чириков, продолжил свой путь один.

16 июля команда увидела землю: «В 2 часа пополудни впереди себя увидели землю, на которой горы высокие…», сейчас этот остров называется Бейкер.

На следующий день Чириков решил произвести разведку местности и отправил на сушу на ланг-боте десять человек во главе с Абрамом Дементьевым, но отряд к назначенному сроку не вернулся, как и второй, высадившийся на берег для поиска первого спустя несколько дней. Что произошло с 15 русскими моряками, неизвестно.

Положение оставшихся на корабле было довольно затруднительным, запасы воды и пищи подходили к концу, а высадится на берег не предоставлялось возможным, лодок на борту корабля больше не было, к тому же вся команда болела цингой. Поэтому было принято решение о возвращении в Петропавловск. Из 68 членов команды в Петропавловск вернулось лишь 49 человек.

В следующем году с целью отыскать пропавший корабль «Святой Петр» и команду Беринга, Чириков предпринял путешествие, но отыскать людей ему не удалось.

На обратном пути Чириков обнаружил остров, который нанес на карту остров и назвал Святым Иулианом (в этот день память мученика Иулиана Тарсийского, сейчас это остров Беринга), на котором и томилась экспедиция датчанина, но которую «Святой Павел» там не обнаружил.

Отчет об экспедиции вместе с картой Чириков направил в Петербург. Позже он принимал участие в составлении итоговой карты русских открытий в северной части Тихого океана.

Вернувшись в Петербург, возглавил Морскую академию. В сентябре 1747 года был переведен в Москву, где скончался от туберкулеза и последствий цинги, оставив много долгов. Алексей Ильич, отдавший 20 лет жизни на изучение Дальнего Востока, и очень много сделавший для Отечества, умер в большой нужде.

«Капитан Алексей Ильич Чириков был лучшим офицером своего времени, краса и надежда флота, умный, образованный, скромный и твердый, человек», - такую характеристику ему дал Александр Соколов, историк, живший в XIX веке.

Благодаря таким твердым и кротким людям – «блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Мф. 5, 5) современная Россия стала великой державой, раскинувшейся на 1/6 земного шара.

(1703-1748)

Алексей Ильич Чириков является одним из крупнейших русских мореплавателей второй половины XVIII в.

О молодости его известно очень мало. Он родился в 1703 г. Отец Чирикова – небогатый дворянин, служивший комендантом в Киевской губернии. Двенадцатилетним мальчиком (в 1715 г.) А. И. Чирикова определила в созданную Петром I Навигационную школу, находившуюся в Москве. В 1716 г. его переводят в петербургскую Морскую академию, в которой в числе других предметов изучались география и геодезия. Особое внимание уделялось вопросам навигации. Помимо занятия теорией, слушатели Морской академии проходили разностороннее практическое обучение, получая основательную подготовку по всем вопросам морского дела.

А. И. Чириков настолько успешно закончил курс в 1721 г., что был через чин мичмана произведен в унтер-лейтенанты и назначен во флот. В 1722 г. он, как одни из лучших морских офицеров, был вызван по приказу Адмиралтейств-коллегии в Морскую академию, блестяще сдал проверочный экзамен и получил назначение преподавателем навигации в ней. Обучив «разным наукам» 142 гардемарина, молодой моряк показал себя с самой лучшей стороны, и кандидатура его была в 1724 г. представлена Петру I для посылки в Первую Камчатскую экспедицию. Адмиралтейств-коллегия, произведя его досрочно в лейтенанты, отметила, что по отзыву «шаутбенахта» (т. е. контр-адмирала) Сандерса «по обучению гардемаринов и морских офицеров искуснее всех явился оный Чириков». Так началась выдающаяся деятельность молодого 21-22-летнего моряка, ставшего одним из руководителей Первой, а затем и Второй Камчатской экспедиции (Великой Северной экспедиции), сыгравшей важную роль в истории мировой географической науки.

Вопрос о задачах, которые были поставлены перед руководителями Камчатских экспедиций, нельзя считать полностью решенным и в наши дни. Считается, что главными официальными целями, поскольку они были декларированы в соответствующих инструкциях и указах, являлось окончательное решение проблемы, привлекавшей столетиями внимание ученых и практических деятелей разных стран, о существовании пролива, разделяющего север Азии и Америки.

Однако формальные декларации далеко не исчерпывали истинных задач Камчатских экспедиций (особенно это относится ко Второй Камчатской экспедиции) – они были гораздо обширнее.

Россия в те времена имела широкий выход на Тихий океан, владела Камчаткой и большей частью Курильских островов.

Вторая Камчатская экспедиция должна была, помимо окончательного выяснения вопроса о проливе, провести углубленное изучение очень слабо исследованных русских владений в Сибири и на Дальнем Востоке, побережий Северного Ледовитого океана с островами и прилегающими частями северо-восточной Азии и Северной Америки, содействовать укреплению дальневосточных границ России и вообще ее положения на Тихом океане. Она должна была также помочь расширению торговых сношении с заморскими тихоокеанскими странами, расположенными на американском материке, и с Японией.

Никаких сколько-нибудь точных сведений о взаимном расположения и очертаниях северных частей Азия и Америки, а также о расстоянии от Камчатки до Японии и Северной Америки материка а науке того времени не было.

Выяснение вопроса о проливе было, таким образом, важной, но далеко не единственной целью экспедиций.

Первая Камчатская экспедиция (начальник – , его помощники – М. Шпанберг и А. И. Чириков) длилась с 1725 по 1730 г. Переезд к Охотску и огромные организационные работы по переброске оборудования и персонала на тысячи километров по почти необжитым районам Азиатской Россия потребовали более двух с половиной лет. Во время разъездов по Сибири (в то время этим понятием объединялись все русские земли от Урала до Дальнего Востока), вызванных служебными делами, А. И. Чириков вел путевой журнал, в котором имеются интересные сведения о природе и населении страны. Документ этот обнаруживает черты, характеризующие молодого офицера как талантливого наблюдателя.

Участники Первой Камчатской экспедиции выехали из Петербурга в начале 1725 г., но только в июле 1728 г. из устья реки Камчатки вышел в море бот «Святой Гавриил» под командой В. Беринга, с двумя помощниками – А. И. Чириковым и М. Шпанбергом, датчанином на русской службе, и другими участниками плавания.

Уже в самом начале этого плавания выявились исключительные качества 25-летнего Чирикова не только как образованного мореплавателя, но и выдающегося исследователя.

Беринг 24 августа устроил со своими помощниками «консилию» на 65°30" с. ш. для установления дальнейшего маршрута. М. Шпанберг предлагал подняться к северу и при необнаружении к 28 августа перешейка на 66° с. ш. повернуть обратно. А И. Чириков категорически возражал, настаивая на том, чтобы обязательно обогнуть морем Чукотский полуостров и дойти до Колымы. Он считал, что лишь в таком случае вопрос о проливе будет решен бесспорно. Если этого нельзя будет достичь сразу, то необходимо перезимовать против Чукотского Носа, на земле, имеющей по документальным данным леса. Таким образом А. И. Чириков, продолжая вековую традицию русских моряков, не боявшихся вод Ледовитого океана, обнаружил в то же время очень большие географические познания. Ведь отсутствие перешейка между Азией и Америкой можно было считать вполне доказанным, лишь тщательно изучив побережье между Чукоткой и Колымой. Наконец, наличие ссылок на документы о земле против Чукотского полуострова показывает, что А. И. Чириков являлся знатоком этого обширного района, и говорит о том, что он тщательно изучил материалы о северо-востоке Азии и те отрывочные русские сведения, которые имелись о «Большой земле» (Аляске).

Принятие предложений А. И. Чирикова могло бы при благоприятных условиях твердо разрешить вопрос о проливе уже в 1728-1729 гг., но Беринг внял советам М. Шпанберга и, достигнув 26 августа 1728 г. 67°18" с. ш., повернул бот назад и 13 сентября возвратился на Камчатку.

Краткое плавание 1729 г. было неудачным, и участники вернулась в Петербург, не выполнив данного им поручения.

По возвращении в столицу А. И. Чириком произвели в капитан-лейтенанты и через два года – в капитаны.

В 1732 г. была начата подготовка новой экспедиции – Второй Камчатской.

А. И. Чириков, вызванный из Казани в Петербург, снова был вместе с М. Шпанбергом, назначен помощником В. Беринга, официально возглавлявшего всю деятельность экспедиции.

Уже в самом начале В. Беринг в А. И. Чириков сделали свои замечания на полученные ими инструкции. Но в то время как В. Беринг сосредоточил свое внимание на вопросах административно-хозяйственных, А. И. Чириков касался преимущественно маршрута плавания В одном пункте инструкций требовалось сначала идти на юго-восток от Камчатки до «ишпанского владения Мексиканской провинции» а в другом – подняться на северо-восток до 67° широты. Предписание плыть к югу вызывалось неверной картой, составленной в 1731 г. петербургским академиком французом И. Н. Делилем. На ней была нанесена юго-восточнее Камчатки, южнее 50° с.ш., фантастическая Земля де Гама.

Как увидим далее, карта эта принесла много несчастий мореплавателям. А. И. Чириков резко критиковал ее, оспаривая необходимость спускаться к югу, а также и другое требование – достичь 67° с.ш. Он считал, что нет смысла забираться в такие высокие широты, так как офицеры других северных «отрядов» экспедиции, которые должны были картировать побережье от Колымы до Чукотки, могут убедиться в том, что в этих районах нет перешейка. Идти же до Мексиканской провинции, писал Чириков, «признаваю не для чего», а лучше всего разрешить этот вопрос и искать новые острова и земли, плывя в пределах полосы воды шириною в 15° от 65° до 50° с.ш., «ежели неразрывный берег увидим». При этом он высказывал убеждение в том, что Америка «лежит не весьма далече от Чукотского восточного угла», а между 30-65° с.ш. должны быть населенные и богатые естественными ресурсами острова.

Эти утверждения, оправдавшиеся впоследствии, были не случайными, а опирались на познания А. И. Чирикова в географии северных побережий и районов Тихого океана.

Адмиралтейств-коллегия и затем Сенат учли ряд предложений А. И. Чирикова, но требование идти сначала на юго-восток к Земле де Гама все же оставалось в инструкции.

Отправка членов экспедиции из Петербурга началась в феврале 1733 г. Сам В. Беринг выехал несколько позже.

Организация всего огромного предприятия, продолжавшегося около 10 лет, с числом участников, временами подходившим к 1500-2000, было, конечно, делом чрезвычайно трудным.

Весной 1737 г. в Охотск приехал А. И. Чириков, а летом того же года – В. Беринг. Взаимоотношения Чирикова и Беринга к этому моменту настолько обострились, что первый вынужден был в письме к графу Н. Головкину просить об отставке «понеже предложения мои к господину капитану-командору о экспедичном исправлении от него за благо не приемлются… а предлагать ему принужден я должностью своею». В том же письме А. И. Чириков просил выдать ему недополученную за несколько лет разницу жалованья, так как он с женой и тремя детьми, бывшими с ним в Сибири, находился в очень тяжелом материальном пооложении.

Отставки А. И. Чириков не получил и продолжал служить, мужественно настаивая на принятии мер, которые он считал необходимыми для успеха дела.

В Охотске строились суда, предназначавшиеся для тех морских «отрядов» экспедиции, которые должны были отправляться: первый – к Курильским островам и, по возможности, к Японии (М. Шпанберг со спутниками) и второй – для отыскания американских земель и окончательного решения вопроса о проливе.

В начале 1740 г. А. И. Чириков все еще занимался подготовкой к этой экспедиции в Охотске и, в частности, постройкой двух необходимых пакетботов – «Св. Петр» и «Св. Павел».

Видя, что суда еще не готовы, он в апреле 1740 г. предложил В. Берингу отправить его на бригантине, на которой до того плавал М. Шпанберг, «осмотреть места, лежащие от Камчатки меж норда и оста, против Чукоцкого носа и прочие западной стороны Америки».

В то же время, по мнению А. И. Чирикова, В. Беринг смог бы достичь с двумя пакетботами Камчатки. Летом 1741 г., после того как А. И. Чириковым была бы произведена разведка пути, оба пакетбота должны были следовать по намеченному направлению. Но «сего учинить господин капитан-командор не смел, объявляя, что оное с данною инструкцией не согласно», как доносил впоследствии А. И. Чириков. Между тем предложение это, основанное на глубоком убеждении помощника В. Беринга в близости американского северо-запада от Чукотки, могло бы предотвратить трагедию 1741 г., изменив в лучшую сторону весь ход экспедиции.

Только в июле 1740 г. пакетботы спустили на воду. Это были весьма небольшие для такого дальнего и неведомого плавания суда, каждый в 80 футов длиной и 22 фута шириной и с осадкой в 9,5 футов. Они поднимали всего лишь по 6000 пудов (100 тонн) груза. На пакетботе «Св. Петр», которым командовал сам В. Беринг, был назначен, кроме офицеров, в качестве ученого участника экспедиции адъюнкт Петербургской Академии наук Г. Стеллер. А. И. Чирикову, командовавшему пакетботом «Св. Павел», дали для той же цели брата И. Н. Делиля – «профессора астрономии» Делиль де ля Кройера, пьяницу и невежественного человека, не принесшего в дальнейшем никакой пользы экспедиции.

19 сентября 1740 г. оба пакетбота вышли из Охотска и в конце того же месяца достигли Большерецка на Камчатке. Отсюда весь состав экспедиции, кроме Г. Стеллера и Делиль де ля Кройера, оставшихся на месте и соединившихся с экспедицией позже, прибыл в Авачинскую бухту 17 октября 1740 г., где и зазимовал в гавани, названной именем кораблей «Святых апостол Петра и Павла». Так возник город Петропавловск-Камчатский.

15 мая 1741 г. В. Беринг, прежде чем выйти в море, созвал «консилию» для решения вопроса о маршруте. Еще в 1739 г. М. Шпанберг, плавая к берегам Японии, пересек место, на котором по карте И. Н. Делиля была нанесена «Земля де Гама» и не обнаружил ее. Тем не менее, несмотря на настойчивые предложения А. И. Чирикова ограничить плавание 50-65° с. ш., к чему склонялись и почти все офицеры,– в основу маршрута была, на основании требования инструкции, на точном соблюдении которой настаивал Беринг, положена эта злополучная карта.

15 июня 1741 г. оба пакетбота прошли «устье» Авачинской губы и вышли в океан, направляясь на юго-восток от Камчатки. Через двое суток Беринг дал сигнал «Св. Павлу» идти впереди, и с этого момента Чириков стал лидером совместного плавания.

23 июня суда находились на широте, где предполагалась несуществующая земля, и пересекли ее. Внимательный осмотр окрестностей, как и был убежден Чириков, ничего не дал, «и потому открылось, что земли Иан де Гамма нет, понеже мы место, где надлежало ей быть, перешли через»,– доносил впоследствии А. И. Чириков.

В суровых условиях, при неблагоприятной погоде суда продолжали свой путь.

В 5 часов утра 1 июля с борта «Св. Павел» перестали видеть «Св. Петра». Этот день был последним днем совместного плавания. Оба пакетбота потеряли друг друга.

А. И. Чириков прежде всего предпринял поиски капитана-командора, продолжавшиеся неделю.

Убедившись в их бесполезности и не будучи более связан волей командира экспедиции, он смело повел свой корабль прямо к намеченной цели: сначала на восток и северо-восток, чтоб выйти из более южных широт, а затем – на северо-восток и восток. В течение всего плавания исправно велся судовой журнал. Как только позволяла погода, астрономически определялись координаты корабля. Это дает возможность достаточно точно установить весь прямой и обратный путь «Св. Павла» между Камчаткой и Америкой.

Капитан и экипаж с волнением осматривали пустынные просторы океана в ожидании неведомых американских земель. Почти ежедневно бросали лот, но не доставали дна. Погода не благоприятствовала – была по большей части пасмурной и временами на море разыгрывалось «великое волнение». 17 июля «явилось в море много цветов плавающих, видом в воде зеленые и желтоватые». Осмотрев их, убедились, «что оные не травяные, токмо сгустившаяся вода на подобие киселя, каких обычно много выбрасывает на морские берега». Это были медузы. С 24 июля появились признаки близкой земли, видели «береговую» утку. Признаков близкой земли становилось все больше, пролетели утка и чайки, заметили «два дерева плавающих старых». Можно представить себе радость экипажа при встрече этих, пока еще скромных вестников неведомой суши. 25 июля пакетбот, по всей вероятности, попал в полосу массового планктона.

26 июля 1741 г. суждено было стать одной из крупнейших дат в истории как русских, так и мировых географических открытий.

До полночи стояла туманная, облачная, дождливая погода. И вдруг «в два часа пополуночи впереди себя увидели землю, на которой горы высокие, а тогда еще не очень было светло, того ради легли на дрейф. В третьем часу стало быть землю свободнее видеть... и оную признаваем мы подлинною Америкой по месту, по положению ее, по длине и по ширине» (т. е. по долготе и широте). А. И. Чириков достаточно точно определил широту места – 55°21", хотя и ошибся в долготе, что при тогдашней технике астрономического наблюдения было почти неизбежно.

Плавания А. И. Чирикова.

В таких скупых словах капитан «Св. Павла» внес в судовой журнал который он вел лично, запись об открытии им и спутниками северо-западном районе Северной Америки.

В. Беринг на пакетботе «Св. Петр», как известно, подошел к побережью Америки примерно через 17 суток. Таким образом, А. И. Чириков и его сотоварищи были первыми европейцами, обнаружившими и затем доставившими достоверные сведения об этом обширном северо-западном районе Северной Америки (Есть много данных считать, что русские люди достигли Аляски и поселилась на ней еще в середине XVII в. Но сообщение об этом событии не было передано в Россию или затерялось и не достигло Москвы. Геодезисты Федоров и Гвоздев, плавая в Беринговом проливе в 1732 г., подошли к его американским берегам, став на якорь вблизи мыса Принца Уэльского. Идя далее, они подходили к острову Кингу, или Укивок, в положили на карту часть побережий пролива. Следовательно, первыми европейцами, давшими достоверные сведения о Беринговом проливе и картировавшими часть его американских берегов, были также русские люди. Но их сведения охватывала значительно более северный и значительно меньший по территории район).

На рассвете осмотрели землю, очертания которой были хорошо видны. В течение нескольких часов пакетбот продвигался вдоль побережья, бросая лот и доставая грунт – песок. Судно находилось по полдневной обсервации на 55°41" с. ш.

К какому же месту Америки подошел пакетбот «Св. Павел»?

Прежде чем ответить на этот вопрос, подчеркнем, что А. И. Чириков проявил почти предельную на данном уровне навигационной техники точность в исчислениях пути пакетбота почти на всем его протяжении. Ежечасные записи, делаемые им в судовом журнале во время плавания, несмотря на крайне тяжелые условия, поражают своей аккуратностью.

Анализ судового журнала, копия которого сохранилась до наших дней, позволил восстановить открытые места с очень большой точностью. Расхождения во мнениях касаются лишь некоторых второстепенных деталей.

Впервые «Св. Павел» обнаружил новую землю в районе мыса Бартоломе на юге острова Бейкер и мыса Аддингтон, находящегося на острове Нойес. Эти небольшие острова отстоят всего на 9-12 миль от северной части крупного острова Принца Уэльского, почти вплотную примыкающего к американскому материку значительно юго-восточнее Аляски. Пролив, отделяющий его от материка, имеет в узких местах всего 3,5 мили ширины. Вскоре показалась на горизонте еще земля, видимо, остров Коронейшен.

Вдали с пакетбота заметили остров Форрестер. Записи в судовом журнале поразительно точно отмечают отдельные детали, островки и скалы, которые можно очень легко найти на крупномасштабных современных картах.

Пакетбот продолжал продвигаться вдоль видимой земли на северо-запад. К счастью, стояла солнечная безветренная погода. К вечеру был послан на шлюпке осмотреть местность младший боцман Трубицин. Вернувшись, он рассказал о том, что на берегу растет крупный еловый, пихтовый и сосновый лес и много морских зверей – «сиучей». Людского же жилья замечено не было. Это были первые сообщения очевидца об открытых территориях. В следующие сутки открыли Туманные острова, южную оконечность острова Баранова с мысом Омманей, мыс Пуффин. Вскоре после этого А. И. Чириков отметил в журнале и запеленговал еще ряд земель: остров Неккер у входа в пролив Ситка, остров Круза, мыс Кросс на острове Якоби, мыс Эджкомб.

А. И. Чириков не давал названий замеченным землям, фиксируя лишь положение некоторых их частей и описывая видимые особенности: пики, возвышенности, заливы. Впоследствии, как об этом наглядно говорят приводимые выше и некоторые указываемые в дальнейшем имена земель, они получили наименование от иностранцев, посетивших эти места значительно позже и часто старавшихся присвоить себе не принадлежащий им приоритет открытия.

Через двое с половиной суток после первого обнаружения американских земель произошло трагическое событие, оказавшее крайне неблагоприятное влияние на все дальнейшее плавание «Св. Павла».

В 2,5 ч. пополудни с подошедшего возможно ближе к берегу пакетбота был отправлен штурман А. М. Дементьев с десятью вооруженными людьми. Он получил от А. И. Чирикова инструкцию пристать, где возможно, ласково обращаться с жителями. «Явить к ним приятность и дарить подарками небольшими», узнать, что это за земли, найти подходящую гавань, составить ее чертеж и т. п. Словом, посланные должны были получить ряд сведений, характеризующих природу и людей открытой местности. Инструкция особо предписывала гуманное обращение с «американцами», предлагая даже в случае нападения ограничиться лишь обороной, «а самому никакого озлобления им не делать и служителей до того не допускать». Заботясь о безопасности посланных, А. И. Чириков дал им ряд советов на случай дурной погоды, запас недельного продовольствия, указал систему сигналов огнем и выстрелами. Словом, были предусмотрены все случайности для обеспечения благополучного возвращения Дементьева со служителями, как тогда называли матросов. Но шли часы за часами, а посланные не показывались. Большинство исследователей полагает, что событие это имело место в проливе Лисянского. Но тщательный анализ записей судового журнала заставляет считать более вероятным местом происшествия бухту Таканис. Во всяком случае бесспорно, что несчастье произошло у юго-западной оконечности острова Якоби. В течение нескольких дней принимались все меры для поисков пропавших. Пакетбот, несмотря на шквалы, дождь, туман и большую опасность плавания в этом прибрежном районе, упорно крейсировал «близь того места, куда послан ваш бот», многократно стреляли из пушек.

Только после недельных поисков послали вторую и последнюю шлюпку с боцманом Савельевым и тремя служителями, снабдив их подробной инструкцией, инструментами для починки бота Дементьева, если он окажется поврежденным, провизией и т. п. Чтобы облегчить возвращение первой и второй партий, пакетбот подходил настолько близко к побережью, что находившиеся в нем рисковали ежеминутной гибелью, «понеже парусы от волнения мало действовали». Но не возвратилась и вторая шлюпка.

Через сутки после ее исчезновения появились две лодки, оказавшиеся, однако, байдарками с местными жителями, быстро уплывшими назад. После этого, убедившись, что обе русские лодки исчезли и их экипаж погиб, А. И. Чириков, с согласия своих офицеров, вынужден был через несколько часов прекратить поиски и продолжать свой путь. Загадка гибели посланных так и осталась неразгаданной.

Потеря части экипажа и обеих шлюпок крайне осложнила положение. «Св. Павел» уже не мог подходить близко к берегу, даже для пополнения запасов пресной воды. Силы его команды резко сократились. Тем не менее А. И. Чириков мужественно продолжал плавание вперед на северо-запад и затем на запад.

В результате им были открыты и нанесены на карту обширные (около 400 верст) пространства вдоль побережий северо-западной Америки от мыса Спенсера до бухты Литуя и далее – до некоторых других мест Аляски.

6 августа истощающиеся запасы пищи и, особенно, воды заставили А. И. Чирикова принять решение о возвращении на Камчатку. Но фактически его путь еще несколько суток пролегал в недалеком расстоянии от берегов северо-западной Америки. С борта пакетбота был обнаружен мыс Елизаветы и побережье Кенайского полуострова. А. И. Чириков был вполне правильно убежден, что продолжает идти вдоль той же материковой земли, так как в рапорте, посланном по возвращении из плавания, он писал, что земля, виденная ими до решения о возвращении, «с сею нераздельна».

Вскоре пакетбот резко повернул к югу, а затем к западу и прошел недалеко от острова Афогнак.

С каждым днем трудности плавания возрастали. Появилась цинга, резко сократили порции пищи и, особенно, воды, горячую кашу давали через день, а затем и реже. Воду старались собирать в паруса во время дождя. Тем не менее мужество и дисциплина экипажа не ослабевали. Записи в судовом журнале были также аккуратны и точны, производились астрономические определения координат. Пакетбот шел уверенно по принятому курсу – на запад, к Камчатке, приближаясь к гряде Алеутских островов, почти вплотную примыкающих к полуострову Аляска. Здесь были открыты восточные острова гряды: Умнак, Уна- лашка. Потеря шлюпок не дала возможности произвести высадку как на них, так и на виденных позже островах. Но замеченные части их были описаны и пеленгованы. Дальнейший путь пакетбота шел на запад параллельно Алеутским островам, недалеко от них.

Утром 20 сентября «Св. Павел» оказался в одной из южных бухт острова Адах, в 200 саженях расстояния от берега, едва не разбившись ночью о буруны, грозный рев которых был ясно слышен. В это время произошла встреча экипажа с «американцами», подъехавшими на байдарках близко к «Св. Павлу». Их лодки, внешний вид и одежда были хорошо осмотрены и точно описаны А. И. Чириковым. Брошенную им посуду, ткань, иголки и другие предметы они не взяли, зато знаками просили ножей. За брошенный нож они привезли в пузырях немного так необходимой для экипажа пресной воды. А. И. Чириков получил также несколько кореньев, сурьму, стрелы. На следующий день алеуты опять приезжали и оставались 3-4 часа возле самого судна, но взойти на него отказались.

Пакетбот снова взял курс на запад вдоль Алеутской гряды. С середины сентября кашу варили лишь один раз в неделю, остальные дни питались холодной пищей. Мучила жажда и цинга. «...С великим трудом офицеры по должности своей управления, а рядовые – работы исправляли, а некоторые уже совершенно слегли и на верх не выходили», – записывал в журнал А. И. Чириков, который и сам был тяжело болен. Но «Св. Павел» упорно и уверенно продвигался к намеченной цели, он приближался к крайней западной части Алеутской гряды – Ближним островам.

В начале октября был открыт остров Агатту, принадлежащий к этой группе. Вдалеке, на северо-востоке, возвышались горы острова Атту, также замеченные с пакетбота, а на севере – остров Семичи.

А. И. Чириков, не имея сил подняться с койки, вел лежа журнал и давал указания штурману Елагину, который один, несмотря на болезнь, управлял судном, так как другие офицеры уже не могли выходить наверх. Состояние здоровья экипажа резко ухудшалось. Вскоре умерли офицеры И. Чихачев и М. Плаутин и несколько матросов. Отчаянная борьба за достижение Камчатки продолжалась, и, наконец, 19 октября с пакетбота увидели «берег Камчатской земли», но лишь 22-го удалось бросить якорь в Петропавловской гавани. Накануне этого умер Делиль де ля Кройер, а А. И. Чириков «отбыл на шлюпке в жестокой цинготной болезни».

На пакетботе не осталось ни капли пресной воды, не считая двух бочек перегнанной из морской. Экипаж понес тяжелые потери. Из 75 человек, бывших на борту в момент выхода корабля, возвратился лишь 51, из офицеров – только Чириков и Елагин.

Плавание А. И. Чирикова в 1741 г. явилось выдающимся образцом мореходного искусства первой половины XVIII в. и одной из самых блестящих страниц в истории великих открытий в северной части Тихого океана, послуживших началом систематических исследований и освоения русскими северо-западной Америки и Алеутских островов.

Правда, А. И. Чириков склонен был допускать, что последние виденные им в сентябре 1741 г. острова – одна сплошная земля. Но чрезвычайная близость друг к другу островов этого района и невозможность из-за потери шлюпок подойти к ним вплотную дают право не считать его ошибку значительной.

Летом 1742 г. А. И. Чириков снова вышел в плавание на «Св. Павле», уточнил положение и определил островной характер виденной им в прошлом году земли – острова Атту. Пакетбот прошел недалеко от острова Беринга, где в то время еще находился оставшийся в живых экипаж «Св. Петра» (о чем Чириков не знал), а затем – мимо острова Медного. Но большого значения для науки плавание это не имело. 12 июля 1742 г. «Св. Павел» благополучно вернулся обратно.

По возвращении в Петропавловск из плавания 1742 г. А. И. Чириков отправился на «Св. Павле» в Охотск, куда и прибыл 28 августа.

Ликвидация дел Второй Камчатской экспедиции, возложенная до него после смерти В. Беринга, задержала А. И. Чирикова в Сибири до 1745 г.

Отправившись в 1725 г. 22-летним офицером в Первую Камчатскую экспедицию, он вернулся в Петербург уже 43-летним, измученным долголетними лишениями человеком. Из этих 20 лет он лишь менее трех провел вне Сибири.

В 1746 г. А. И. Чирикова произвели в капитан-командоры. В 1748 г. он умер в возрасте 45 лет.

Образ А. И. Чирикова, блестящего моряка и исследователя северной части Тихого океана, хорошо обрисовывается документами о его плаваниях 1741-1742 гг. Он был также выдающимся педагогом и ученым знатоком Сибири, человеком, широко понимавшим государственное значение этой богатейшей страны. Об этом говорят, в особенности, его «предложения», посылавшиеся в 1746 г. в Адмиралтейств-коллегию.

В них изложен план разностороннего развития хозяйственной жизни русских азиатских владений и укрепления их военно-стратегического положения. Наконец, А. И. Чириков принимал непосредственное участие в составлении исключительно ценной для своего времени итоговой карты русских открытий в Тихом океане, отразившей картографические представления о его северном районе.

Таким был этот разносторонне одаренный, смелый и гуманный человек. Имя его заслуженно должно находиться в числе имен выдающихся ученых моряков-исследователей первой половины XVIII в. К сожаления, А. И. Чириков жил и умер в большой нужде, оставив своей семье одни долги.

Список литературы

  1. Лебедев Д. М. Алексей Ильич Чириков / Д. М. Лебедев // Люди русской науки. Очерки о выдающихся деятелях естествознания и техники. Геология и география. – Москва: Государственное изд-во физико-математической литературы, 1962. – С. 325-336.