Задание 25 (11 баллов)

Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:

1) 1325–1462 гг.;

2) 1682–1725 гг.;

3) 1924–1953 гг.

В сочинении необходимо:

Указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;

Назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России;

Указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.

Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.

В случае, когда исторические события явления, процессы) не указаны или все указанные исторические события (явления, процессы) не относятся к выбранному периоду, ответ оценивается 0 баллов (по каждому из критериев К1–К7 выставляется 0 баллов

Критерий 1. Указание событий (явлений, процессов).

В случае, когда правильно указаны два события (явления, процесса), выставляется 2 балла.

Если правильно указано одно событие (явление, процесс) - 1 балл.

Если события (явления, процессы) не указаны или указаны неверно, то выставляется 0 баллов.

Критерий 2. Упоминание исторических личностей и их роли в данный период истории России.

Оценивается от 2 до 0 баллов. В случае, когда правильно указаны две исторические личности, правильно указана роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России, выставляется 2 балла.

Если правильно указаны одна-две исторические личности, правильно указана роль только одной личности в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России, выставляется 1 балл.

Если правильно указаны одна-две исторические личности, а их роль в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России указана неправильно, ИЛИ правильно указаны одна-две исторические личности, а их роль в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России не указана, ИЛИ исторические личности указаны неверно, ИЛИ исторические личности не указаны, то выставляется 0 баллов.

Критерий 3. Причинно-следственные связи.

Оценивается от 0 до 2 баллов.

В том случае, когда правильно указаны две причинно-следственные связи, существовавшие между событиями (явлениями, процессами), выставляется 2 балла.

Если правильно указана одна причинно-следственная связь, существовавшая между событиями (явлениями, процессами), то выставляется 1 балл.

Если причинно-следственные связи указаны неверно, ИЛИ причинно-следственные связи не указаны, то выставляется 0 баллов.

Критерий 4. Историческая оценка событий .

Оценивается от 0 до 1 балла.

Если дана историческая оценка значимости периода с опорой на исторические факты и (или) мнения историков, то выставляется 1 балл.

Если историческая оценка сформулирована в общей форме или на уровне обыденных представлений, без привлечения исторических фактов и (или) мнений историков, ИЛИ историческая оценка не дана, то выставляется 0 баллов.

Критерий 5. Использование исторических терминов, понятий .

Оценивается от 0 до 1 балла.

Если при изложении корректно использованы исторические термины, понятия, то можно поставить 1 балл.

Если при изложении допущено некорректное использование исторических терминов, понятий, ИЛИ исторические термины, понятия не использованы, то будет выставлен 0 баллов.

Критерий 6. Наличие фактических ошибок .

Оценивается от 0 до 2 баллов.

По данному критерию положительные баллы будут выставлены только в том случае, когда по критериям К1–К4 поставлено не менее 4 баллов.

При оценивании по критерию К6 не засчитываются ошибки, учтенные при выставлении баллов по критериям К1–К5.

Если в историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки, то ставится 2 балла.

Если допущена одна фактическая ошибка - 1 балл. Если допущены две или более фактические ошибки - 0 баллов.

Критерий 7. Форма изложения.

1 балл по критерию К7 может быть выставлен только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 4 баллов.

Если ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала), то за него ставят 1 балл.

Если ответ представлен в виде отдельных отрывочных положений - только 0 баллов.

Итого по сочинению можно получить до 11 баллов.

Пример исторического сочинения

Приведем пример исторического сочинения по периоду 1645–1676 гг.

В соответствии с требованиями, предъявляемыми к сочинению, начнем с характеристики периода (критерий К1).

«1645–1676 гг. - это период правления Алексея Михайловича Романова. Этот царь провел много преобразований практические во всех сферах общественной жизни страны, подготовивших основу для будущих реформ Петра I. Назовем некоторые из них. Была усовершенствована законодательная система страны, принят новый свод законов - Соборное Уложение (1649 г.). В этом документе было закреплено юридическое оформление крепостного права. По нему сыск беглых крестьян стал бессрочным, крестьяне стали навечно собственностью владельца, были ликвидированы урочные лета. Кроме того, в Уложении нашел отражение процесс становления абсолютизма. В него была включена глава, регламентирующая отношение к государю и провозглашающая максимально строгие наказания за малейшие провинности против государя и государства. Таким образом, принятие Соборного Уложения значительно укрепило власть царя, усилило роль дворян, сохраняло и подтверждало значительную роль церкви в государстве».

В соответствии с критериями оценивания в этой части эссе дана характеристика первого из требуемых двух событий (явлений, процессов) и подведены итоги развития этого события (явления, процесса) (критерий 1).

В соответствии с критерием 2 необходимо рассказать об исторической личности, связанной с событием (явлением, процессом), описанным ранее, и показать роль этой личности в данном событии.

«В подготовке Соборного Уложения активное участие принимал сам Алексей Михайлович. Царь наблюдал за работой собора, вносил свои коррективы в законодательство.

Большую роль в работе собора и в составлении законодательства сыграл воспитатель, «дядька» царя, глава правительства, приближенный к царю боярин Б.И. Морозов. Несмотря на то что после Соляного бунта 1648 г. он был отстранен от официального участия в управлении государством, он негласно продолжал играть огромную роль при дворе Алексея Михайловича и в том числе руководил подготовкой Соборного Уложения».

В сочинении необходимо упомянуть не менее двух событий (явлений, процессов), поэтому рассмотрим еще одно событие.

«Данный исторический период также вошел в историю под названием «раскол Русской православной церкви». Начало раскола датируют 1654 годом, когда патриарх Никон начал реформирование церкви. Никон стремился к унификации церковных обрядов, книг, праздников и т.д. Но далеко не все верующие были готовы воспринять новые правила, и возникло так называемое старообрядчество, или раскольничество. Суть его выражалась в несогласии с новыми церковными порядками и стремлении придерживаться старых, дореформенных обрядов.

Несмотря на раскол, церковные реформы привели к унификации Русской православной церкви, укреплению власти и роли церкви в стране. Однако нельзя забывать, что еще одним следствием реформ стало разъединение верующих, сохранившееся на многие века».

В соответствии с критерием 2 необходимо написать об исторической личности, связанной и со вторым событием (явлением, процессом), описанным ранее, и показать роль этой личности в данном событии, поэтому обязательно следует рассказать о церковных деятелях, участвовавших в подготовке и проведении реформ.

«Центральными фигурами в период церковного раскола были патриарх Никон и протопоп Аввакум. Оба являлись видными духовными деятелями России, оба были вхожи в ближний круг Алексея Михайловича, оба пользовались огромным авторитетом среди верующих. Однако Аввакум не принял стремления Никона взять за образец при унификации книг и обрядов византийские книги и обряды, а выступал за то, что на Руси были и свои, славянские христианские корни, которые и следовало брать за образец в реформе. Аввакум личным примером продемонстрировал верность своим принципам, отстаивал приверженность старине, положил начало раскольническому движению.

Никон же сначала зарекомендовал себя как активный реформатор, сторонник нового, союза церкви и государства. Но в дальнейшем его стремление поставить церковную власть выше светской привело к тому, что Алексей Михайлович прекратил его поддерживать и даже активно высказывался за отставку Никона с патриаршего престола, что и произошло в 1667 г. После чего Никон был отправлен в северную ссылку, где и провел остаток своих дней».

В соответствии с требованиями критерия 3 следует установить причинно-следственные связи между событиями.

«Между указанными событиями, несомненно, существуют причинно-следственные связи. Оба события - и принятие Соборного Уложения, и церковная реформа - были продиктованы общими причинами: обострением социальных противоречий в стране, заинтересованностью населения в создании четких и ясных законов, необходимостью укрепления авторитета светской и церковной власти.

Следствием этих событий стало укрепление центральной власти, усиление влияния церкви в государстве, укрепление авторитета России в целом».

В соответствии с критерием 4 следует дать историческую оценку периода с опорой на факты и мнения историков.

«Алексей Михайлович правил в течение продолжительного периода - 31 год. За время его правления было проведено множество реформ практически во всех сферах общественной жизни. Но его правление нельзя оценить однозначно.

С одной стороны, значительный шаг вперед был сделан в развитии экономики. В стране стали быстрее развиваться элементы капиталистических отношений, стали чаще привлекаться иностранные специалисты, изменилась налоговая система, проводилась политика протекционизма. Соборное Уложение стало на многие десятилетия основным законодательством страны. Были достигнуты значительные успехи во внешней политике: подписаны мирные договоры со многими странами (например, Кардисский мир 1661 г. со Швецией, Андрусовское перемирие с Польшей 1667 г.), в 1654 г. произошло воссоединение России и Украины, значительно расширены территории России на Востоке (исследования Восточной Сибири русскими первопроходцами и торговыми людьми).

Но, с другой стороны, именно при Алексее Михайловиче произошло окончательное оформление крепостного права (1649 г.), значительно увеличилось налоговое бремя на население страны. Произошли многие социальные выступления протеста (например, Соляной бунт 1648 г., Медный бунт 1662 г., первая крестьянская война под руководством Степана Разина 1670–1671 гг. и др.).

Сама фигура Алексея Михайловича также неоднозначно оценивается отечественными и зарубежными историками как прошлого так и современности.

Образ царя Алексея Михайловича в историографии довольно противоречив. Кроме того, оценка личности Алексея Михайловича часто становится попыткой оправдать приписанное ему прозвище «тишайший». Эта характеристика довольно быстро стала чуть ли не единственной неоспоримой оценкой личных качеств правителя.

В исследовании С.М. Соловьева «История с древнейших времен» почти три тома посвящено правлению царя, но личность самого правителя автор не считал судьбоносной для русской истории. Если говорить о том, как сам Соловьев оценивает Алексея Михайловича, то царь, с его точки зрения, отличался «добротою» и «мягкостию», как и его отец - Михаил Федорович.

Более подробную характеристику царю дает В.О. Ключевский: «Я готов в нем видеть лучшего человека Древней Руси, по крайней мере, не знаю другого древнерусского человека, который производил бы более приятное впечатление, - но только не на троне». Этот «лучший» человек, по мнению Ключевского, был пассивным и неустойчивым, мало способным «что-либо отстаивать или проводить», «легко терял самообладание и давал излишний простор языку и рукам».

С точки зрения С.Ф. Платонова, Алексей Михайлович «был прекрасный и благородный, но слишком мягкий и нерешительный человек».

Современный историк Игорь Андреев употребляет в своем исследовании этот эпитет почти на каждой странице и по нескольку раз. «Несомненно, героическая трагедия - не его жанр. Тишайший, он и есть Тишайший», - утверждает он на первых страницах монографии, посвященной царю. Этот эпитет оказался способным вытеснить даже имя царя и встать на его место. Известен исторический роман о царе В. Бахревского под названием «Тишайший», роман В.Я. Светлова «При дворе Тишайшего императора».

В целом, эпоха Алексея Михайловича - это период укрепления абсолютизма, создание предпосылок для реформ Петра Первого».

Последовательность действий

В завершение нашего краткого обзора особенностей работы над новым заданием 25 хотим порекомендовать краткий шаблон, пользуясь которым легче выстроить для себя некоторую последовательность действий.

___ (нужный период) - это период правления ___. Этот царь (князь, правитель) провел многие преобразования ___. Назову наиболее важные из них.

Событие (явление, процесс) № 1 + итог.

Событие (явление, процесс) № 2 + итог.

Историческая личность, связанная с этим событием (явлением, процессом), и ее роль.

Рассмотрим, какие существуют причинно-следственные связи между данными событиями (явлениями, процессами) в период правления ___. Оба события - ___ и ___ - были продиктованы общими причинами: ___.

Результатами этих событий (то есть их следствием) стали ___, ___, ___.

Правил в течение продолжительного времени - ___ лет. Его правление нельзя оценить однозначно.

С одной стороны, ___.

Но, с другой стороны, ___.

Сама фигура ___ также неоднозначно оценивается отечественными и зарубежными историками как прошлого так и современности. Образ ___ в историографии довольно противоречив.

Эпоха правления ___ в целом стала периодом ___.


Двадцать пятое задание ЕГЭ по истории – самое последнее и для многих самое сложное задание экзамена. В нем нужно написать историческое сочинение по одной из трех тем – определенного периода дат, которые представлены на выбор выпускника. За него можно максимально получить сразу 11 первичных баллов, то есть 35 тестовых. Как правило, предложенные варианты тем относятся к трем разным большим периодам истории – с 8 по 17 века, с 17 по 19 века и с 20 по начало 21 века. Дата, указанная в теме, не всегда совпадает с годами правления или руководства страной какого-либо исторического деятеля.

Требований к структуре и композиционному оформлению работы нет, но нужно писать работу, соответствующую указанным в задании положениям, а также – критериям ее проверки. Давайте их рассмотрим.

Теория и критерии оценки сочинения в ЕГЭ по истории

Критерий К1 называется «указание событий (явлений, процессов)», которые должны относиться к выбранному для сочинения историческому периоду. Если верно указано два исторических события, можно получить 2 первичных балла; соответственно, если верно лишь одно – 1 первичный балл.

Также 2 первичных балла можно получить по критерию К2 – «исторические личности и их роль в указанных событиях данного периода истории». Если названо 2 личности и указана роль каждой из них – присуждают 2 первичных балла, а если названо 1-2 личности, но роль расписана только для одной – 1 балл. Если же 1-2 личности просто указаны в тексте, а об их роли в событиях периода не написано ничего, выпускник не получает баллов по этому критерию. Важно помнить о том, что нельзя просто писать, например, «Князь Дмитрий Донской сыграл важную роль в Куликовской битве» — это считается общими рассуждениями, также оцениваемыми в ноль баллов. А вот если вы напишете что-то вроде «Дмитрию Донскому удалось объединить силы русских князей и заручиться поддержкой со стороны церкви; также он проявил талант полководца, так как сумел определить наиболее выгодное положение для армии и использовать засадный полк. Все это сыграло решающее значение в ходе Куликовской битвы», это будет засчитываться за указание роли личности в событии.

По критерию К3 проверяется указание причинно-следственных связей между событиями; за две верно указанные связи выпускник получает 2 первичных балла. Нужно четко прописать, какое событие стало следствием какого, например, «налоговая политика, проводимая царем Алексеем Михайловичем, явилась одной из причин Соляного бунта». Нельзя указывать в качестве предпосылки или причины событие, относящееся к другому историческому периоду.

За критерий К4 можно получить 1 первичный балл. Это возможно, если указать значение данного исторического периода для всей истории страны, опираясь на исторические факты или мнение историков. То есть нельзя просто написать «этот период был очень важен для последующей истории страны». Но если указать ключевые события и проанализировать их роль и значение для дальнейшей истории, ответ будет засчитан. Можно ссылаться и на мнение какого-либо историка либо, если не помните фамилию, написать «по мнению ряда историков» — но так можно писать только тогда, когда вы уверены в том, что какой-либо ученый действительно высказывал такую точку зрения.

Критерий К5 проверяет использование в тексте исторической терминологии. За него можно получить 1 первичный балл. Для этого достаточно даже один раз употребить в тексте термин, относящийся к истории, главное – сделать это в верном контексте. Например: «В 1597 году были впервые введены урочные лета – срок, в течение которого владельцы крестьян могли подать иск о их возвращении».

Баллы по критерию К6 – «Наличие фактических ошибок» — можно получить только в том случае, если за критерии К1-К4 получено не меньше 4 баллов. Если фактические ошибки в работе отсутствуют, можно получить 2 первичных балла, если допущена одна ошибка – 1, а если две и более – 0.

Критерий К7 – «Форма изложения» — также рассматривается экспертами только в том случае, если по критериям К1-К4 набрано минимум 4 балла. Если ответ представлен в виде сочинения, то есть материал изложен последовательно и связно, экзаменующемуся начисляют 1 первичный балл. Если же ответ представляет собой отдельные, не связанные положения – 0.

Объем сочинения не указан, однако лучше не делать его слишком большим и «лить воду» — во время написания красивых оборотов и вычурного текста верные формулировки, соответствующие критериям, могут потеряться. Но и писать короткую, слишком сухую работу тоже не нужно: лучше писать сочинение среднего объема. Подготовку к данному заданию лучше начинать заранее, чтобы научиться писать сочинения, подходящие к критериям экзамена. Очень хорошо каждую неделю писать по 1-2 сочинению по разным периодам, взятым из вариантов экзамена или просто из банка заданий, и потом сдавать их для проверки учителю или репетитору.

Вариант сочинения в ЕГЭ по истории

Вам не­об­хо­ди­мо на­пи­сать ис­то­ри­че­ское со­чи­не­ние об ОДНОМ из пе­ри­о­дов ис­то­рии России:

  1. 1237-1480 гг.;
  2. 1725-1762 гг.;
  3. 1953-1964 гг.

В со­чи­не­нии необходимо:

  • ука­зать не менее двух со­бы­тий (явлений, процессов), от­но­ся­щих­ся к дан­но­му пе­ри­о­ду истории;
  • назвать две ис­то­ри­че­ские личности, де­я­тель­ность ко­то­рых свя­за­на с ука­зан­ны­ми со­бы­ти­я­ми (явлениям, процессами), и, ис­поль­зуя зна­ние ис­то­ри­че­ских фактов, оха­рак­те­ри­зо­вать роль этих лич­но­стей в со­бы­ти­ях (явлениях, процессах) дан­но­го пе­ри­о­да ис­то­рии России;
  • указать не менее двух причинно-следственных связей, су­ще­ство­вав­ших между со­бы­ти­я­ми (явлениями, процессами) в рам­ках дан­но­го пе­ри­о­да истории.

Используя зна­ние ис­то­ри­че­ских фак­тов и (или) мне­ний историков, дайте одну ис­то­ри­че­скую оцен­ку зна­чи­мо­сти дан­но­го пе­ри­о­да для ис­то­рии России. В ходе из­ло­же­ния не­об­хо­ди­мо ис­поль­зо­вать ис­то­ри­че­ские термины, понятия, от­но­ся­щи­е­ся к дан­но­му периоду.

Напишем сочинение по второму периоду. Сначала нужно охарактеризовать его – написать, как он называется в истории нашей страны, или же кто был руководителем страны в этот период.

1725-1762 – период, известный как «эпоха дворцовых переворотов». В это время 6 монархов сменили друг друга, получая трон в результате дворцовых интриг, часто – с участием гвардии.

Первой правительницей в этот период была Екатерина 1 – жена Петра 1. Она правила с 1725 по 1727 год. Главным ее преобразованием можно назвать учреждение в 1726 году Верховного тайного совета, который во время своего существования (1726-1730) фактически решал все государственные дела, полностью заменив собой Сенат. После смерти императрицы на престол взошел внук Петра Первого – Петр 2. В начале его правления фактически власть осуществлял А. Меншиков – известный государственный деятель, бывший фаворитом Петра 1, участвовавший в Северной войне; при Екатерине 1 он руководил Военной коллегией и фактически держал власть в своих руках. Однако в 1727 году он был арестован и отправлен в ссылку. В 1730 году Петр 2 умирает. Начинается период правления Анны Иоанновны – курляндской герцогини, приглашенной на русский престол членами Верховного Тайного Совета и подписавшей Кондиции – условия вступления на престол, сильно ограничивающие полномочия императрицы. Однако вскоре Анна разорвала Кондиции, и они стали недействительны. Затем она ликвидировала Тайный совет, учредила Кабинет министров. В 1741 году императрицей стала Елизавета Петровна – дочь Петра 1. Ее правление длилось до 1761 года. Ее политика была направлена на укрепление позиций дворянства и восстановление петровских порядков – в частности, она восстановила полномочия Сената. В период правления императрицы укреплялась экономика государства – этому способствовали такие меры, как отмена таможенных пошлин, снижение подушных податей. Развивалась и духовная сфера жизни общества – был основан Московский университет и Академия наук, театры, Академия художеств. Однако после смерти Елизаветы управлять страной стал ее племянник Петр 3, короткое правление которого отметилось изданием Манифеста о вольности дворянства, отменяющего обязательную для дворян службу. Царь не был популярен из-за своей нелюбви к русскому – например, он велел священнослужителям носить одеяние на лютеранский манер и думал о том, чтобы переделать армию по прусскому образцу, но главной причиной его непопулярности было то, что он вернул Пруссии все территории, завоеванные в ходе Семилетней войны. Изданием манифеста он хотел улучшить свои позиции, но этого не произошло, и в 1761 на престол вступила его жена – императрица Екатерина Вторая. Этим событием и завершился Период дворцовых переворотов.

Эпоха дворцовых переворотов имела большое значение в жизни страны. За это время укрепилось крепостное право: Екатерина 1 запретила крестьянам уходить на промыслы, а по указу Анны Иоанновны крестьянские семьи навсегда прикреплялись к заводам. Елизавета Петровна издала разрешение помещикам ссылать крестьян в Сибирь без суда и следствия. Правители делали это для того чтобы укрепить положение дворян и помещиков, а, следовательно, и авторитет своей власти. Нельзя забывать о том, что в это время укрепился международный авторитет страны, был получен выход к Черному морю. Однако некоторые историки (Со­ловьёв С. М., Эй­дель­ман Н. Я, Пла­то­нов С. В.) считали это время «шагом назад», отмечая засилье иностранцев при дворе как одну из главных причин такой точки зрения.

Давайте рассмотрим работу согласно критериям. Событий (критерий К1) мы указываем намного больше двух – вступление императоров на престол, принятие указов… Также мы рассматриваем роль нескольких личностей – наиболее подробно таких, как А. Меншиков и Елизавета Петровна (критерий К2). Причинно-следственные связи мы также указываем – например, говоря о причинах непопулярности Петра 3 и издании им Манифеста о вольности дворянской, и об ужесточении крепостного права в последнем абзаце (К3).

Значение периода мы рассматриваем в последнем абзаце, опираясь на факты и приводя мнение историков – это критерий К4. Также мы можем с полной уверенностью рассчитывать на балл по критерию К5 – мы корректно применяем историческую терминологию в своей работе. Не допускаем фактических ошибок и последовательно излагаем мысли, благодаря чему получаем еще 2 балла – по критериям К6 и К7.

Одно из самых сложных заданий в Едином государственном экзамене по истории – задание №25, которое также называется историческим сочинением. За это задание можно получить целых 11 первичных баллов, следовательно, каждому, кто претендует на высокий балл в ЕГЭ по истории необходимо научиться писать историческое сочинение.

В задании 25 Вам будет предложено на выбор три периода, один из которых относится к разделу «Древности и средневековье», один к «Новой истории» и один к «Новейшей истории». Вам необходимо написать сочинение об одном из этих периодов, строго учитывая его хронологические рамки.

Вопрос о том, как писать историческое сочинение в ЕГЭ по истории почти всегда возникает у выпускников, которые решили сдавать ЕГЭ по истории. В сети существует множество материалов на эту тему, однако на проверку большинство сочинений оказываются слишком большими по объему, и содержат информацию, которую просто невозможно запомнить. Чтобы подготовиться к сочинению по истории хорошо знать предмет недостаточно — нужно активно посещать , читать историческую литературу и ходить на .

Критерии исторического сочинения в ЕГЭ 2018

Так как написать хорошее сочинение? Прежде всего, необходимо учитывать те критерии, которые содержатся в самом ЕГЭ. Ниже они приведены с небольшими пояснениями. Итак, в сочинении необходимо:

— указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории. Таким событием в зависимости от периода может являться: война, битва, революция, проведение какой-либо политики, принятие того или иного закона, образование или развал государства, формирование политического движения и т.п. Диапазон исторических событий очень широк. Главное не ошибиться и выбрать именно те события, которые входят в выбранный вами временной период, иначе они не будут оценены.

— назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах). При этом авторы ЕГЭ поясняют, что при характеристике личности необходимо указать конкретные действия этой личности (принятие закона, проведение политики, присоединение той или иной территории и т.п.), в значительной степени повлиявшие на ход и/или результат указанных событий (процессов, явлений).

Иными словами, недостаточно просто назвать личность (правителя, государственного, культурного или общественно-политического деятеля) и перечислить его заслуги. Необходимо, показать, как именно эта личность или ее действия повлияли на указанные Вами события и какую роль она сыграла в указанных Вами процессах.

— указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период. То есть при характеристике события нужно не просто назвать его (например, Октябрьская революция в России), но и указать его причины (например, усталость народа от войны, нерешённость национальных конфликтов, падение авторитета Временного правительства и др.). При этом, для того, чтобы лучше выделить причинно-следственные связи в Вашем тексте, используйте приведенные ниже (и подобные им) конструкции:

1) Это было обусловлено рядом причин, а именно…

2) К этому привело…

3) На (данное событие) оказало большое влияние…

4) Причинами (события) являются…

6) В результате (данного события) произошли следующие изменение в..

7) Итогом преобразований стало…

8) (Данное событие) явилось началом…

— используя знания исторических фактов и (или) мнений историков, оцените влияние событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России. В данном случае Вас просят вписать выбранный Вами период в общий исторический контекст т.е. показать, как именно данный период повлиял на последующие.

«В результате монгольского нашествия русские земли попали политическую и экономическую в зависимость от Золотой Орды, которая продолжалась более двухсот лет и оказала, по мнению историка Карамзина, решающее влияние на характер власти в Российском государстве.»

Также немаловажным критерием исторического сочинения является внешний вид текста. Тест должен содержать последовательное и связное изложение материала, представлять полноценную работу, а не отрывочные положения.

Шаблон и план исторического сочинения по истории

При написании исторического сочинения мы рекомендуем Вам придерживаться следующего шаблона, что существенно упростит Вам жизнь и сделает написание сочинения более понятным.

Введение

Во введении напишите название периода (например, эпоха дворцовых переворотов, смутное время и т.д.), укажите правителя или правителей. В нескольких словах опишите ситуация в стране в начале периода, здесь же отметьте основные события, явления и процессы.

  1. Основная часть
  2. Укажите один, из названных Вами во введении, исторических процессов. Используя вводные конструкции укажите, его причины, а также особенности развития.
  3. Выберите исторического деятеля, участвовавшего в указанном Вами процессе и раскройте его роль, помня о критериях сочинения. Не забывайте приводить как можно больше исторических фактов и дат (но только, если Вы в них абсолютно уверены!)
  4. Укажите к чему привело, описанное Вами событие, процесс или явление, а также как оно повлияло на другие события, явления или процессы.
  5. Повторите пункты 1-3 для описания второго исторического процесса.

Заключение

В заключении, основываясь на фактах, указанных Вами в эссе, сделайте вывод о значении данного периода для истории России. Укажите, как историки оценивали данный период и/или, опираясь на факты, дайте собственную оценку его роли в истории.

Не забудьте после написания еще раз проверить свое сочинение на соответствие всем критериям!

Пример исторического сочинения в ЕГЭ по истории 2018 года

Период 1598-1613 (Смутное время)

Период конца XVI века и начала XVII в отечественной истории носит название Смутного Времени. В это время российскому государству пришлось столкнуться с политическим, экономическим и социальным кризисами, приведшими страну на грань краха.

В этот период можно выделить немало политических деятелей, чьей основной задачей было удержать власть в своих руках в условиях голода, частых восстаний и иностранной интервенции. После кончины последнего государя из династии Рюриковичей, Фёдора Иоанновича, страной правил, избранный Земским собором, Борис Годунов (1598-1605), влиятельный боярин и ранее ближайший советник царя Федора.

С началом его правления многие историки связывают на начало Смуты. Последствия политики опричнины, проводимой Иваном IV, а также голод 1601-1603 годов сильно ослабили экономику и вызвали волну недовольства среди населения, которая привела к смертям, грабежу и многочисленным восстаниям, например, восстанию Хлопка (1603). Все вышеуказанные события так или иначе способствовали росту недовольства правлением Бориса и усилению его соперников.

Ситуация ухудшилась с появлением на территории Российского царства Лжедмитрия I, предъявившего свои права на престол от имени «чудом спасшегося» наследника Дмитрия Иоанновича. Заручившись поддержкой части крестьян, некоторых отрядов казаков и бояр, Лжедмитрию вместе с польским отрядом удалось закрепиться в Москве.

К этому времени уже умер Борис Годунов, его жена и сын были убиты в результате боярского заговора. Царствование самозванца было недолгим и характеризовалось курсом на сближение с Польшей и проведением множества реформ, которые одобрили далеко не все слои населения. Подтверждение указов, закрепощающих крестьян, венчание по католическому обычаю — всё это подрывало сложившийся образ «правильного» царя и надежду на лучшее будущее при новом государе.

Очередной боярский заговор, организованный Василием Шуйским, одним из самых влиятельных бояр, покончил с правлением Лжедмитрия. Россия при Шуйском и последующим правлением бояр (Семибоярщина) столкнулась новыми крестьянскими волнениями (восстание Ивана Болотникова), а также с польско-шведской интервенцией.

В итоге Русь ещё долго не могла восстановиться после Смутного Времени. Первый шаг к восстановлению русской государственности был положен в 1613 году, когда на Земском соборе Михаил Фёдорович Романов был избран и приглашен на царство. Завершилась же Смута лишь в 1618 году после подписания Столбовского мира со Швецией и Деулинского перемирия с Речью Посполитой.

Смута начала XVII века – одна из самых тёмных эпох в истории российского государства. Многочисленные кризисы, нестабильность власти и слабость на политической арене привели к иностранным вторжениям и потере некоторых территорий на западе и северо-западе Руси. С другой стороны, в условиях Смутного Времени оказалось, что страна оказалась способна противостоять оккупации, голоду и кризису власти, ведь в итоге члены Земского Собора пришли к компромиссу и выбрали нового государя.

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Задание 25 (11 баллов)

Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из

периодов истории России:

1) 1325–1462 гг.;

2) 1682–1725 гг.;

3) 1924–1953 гг.

В сочинении необходимо:

Указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к

данному периоду истории;

Назвать две исторические личности, деятельность которых связана с

указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание

исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях

(явлениях, процессах) данного периода истории России;

Указать не менее двух причинно- следственных связей, существовавших

между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода

Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте

одну историческую оценку значимости данного периода для истории России.

В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия,

относящиеся к данному периоду.

В случае, когда исторические события явления, процессы) не указаны или

все указанные историческиесобытия (явления, процессы) не относятся к

выбранному периоду, ответ оценивается 0 баллов (по каждому из критериев

К1–К7 выставляется 0 баллов

Критерий 1. Указание событий (явлений, процессов).

В случае, когда правильно указаны два события (явления, процесса),

выставляется 2 балла.

Если правильно указано одно событие (явление, процесс) -1 балл.

Если события (явления, процессы) не указаны или указаны неверно, то

выставляется 0 баллов.

Критерий 2. Упоминание исторических личностей и их роли в данный

период истории России.

Оценивается от 2 до 0 баллов. В случае, когда правильно указаны две

исторические личности, правильно указана роль этих личностей в событиях

(явлениях, процессах) данного периода истории России, выставляется 2

Если правильно указаны одна- две исторические личности, правильно указана

роль только одной личности в событиях (явлениях, процессах) данного

периода истории России, выставляется 1 балл.

Если правильно указаны одна- две исторические личности, а их роль в

событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России указана

неправильно, ИЛИ правильно указаны одна- две исторические личности, а их

роль в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России не

указана, ИЛИ исторические личности указаны неверно, ИЛИ исторические

личности не указаны, то выставляется 0 баллов.

Критерий 3. Причинно- следственные связи.

Оценивается от 0 до 2 баллов.

В том случае, когда правильно указаны две причинно- следственные связи,

существовавшие между событиями (явлениями, процессами), выставляется 2

Если правильно указана одна причинно- следственная связь, существовавшая

между событиями (явлениями, процессами), то выставляется 1 балл.

Если причинно- следственные связи указаны неверно, ИЛИ причинно-

следственные связи не указаны, то выставляется 0 баллов.

Критерий 4. Историческая оценка событий.

Оценивается от 0 до 1 балла.

Если дана историческая оценка значимости периода с опорой на

исторические факты и (или) мнения историков, то выставляется 1 балл.

Если историческая оценка сформулирована в общей форме или на уровне

обыденных представлений, без привлечения исторических фактов и (или)

мнений историков, ИЛИ историческая оценка не дана, то выставляется 0

Критерий 5. Использование исторических терминов, понятий.

Оценивается от 0 до 1 балла.

Если при изложении корректно использованы исторические термины,

понятия, то можно поставить 1 балл.

Если при изложении допущено некорректное использование исторических

терминов, понятий, ИЛИ исторические термины, понятия не использованы,

то будет выставлен 0 баллов.

Критерий 6. Наличие фактических ошибок.

Оценивается от 0 до 2 баллов.

По данному критерию положительные баллы будут выставлены только в том

случае, когда по критериям К1–К4 поставлено не менее 4баллов.

При оценивании по критерию К6 не засчитываются ошибки, учтенные при

выставлении баллов по критериям К1–К5.

Если в историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки, то

ставится 2 балла.

Если допущена одна фактическая ошибка -1 балл. Если допущены две или

более фактические ошибки -0 баллов.

Критерий 7. Форма изложения.

1 балл по критерию К7 может быть выставлен только в случае, если по

критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 4 баллов.

Если ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное,

связное изложение материала), то за него ставят 1 балл.

Если ответ представлен в виде отдельных отрывочных положений -только

0 баллов.

Итого по сочинению можно получить до 11 баллов.

Пример исторического сочинения

Приведем пример исторического сочинения по периоду 1645–1676 гг.

В соответствии с требованиями, предъявляемыми к сочинению, начнем с

характеристики периода (критерий К1).

«1645–1676 гг. - это период правления Алексея Михайловича Романова.

общественной жизни страны, подготовивших основу для будущих реформ

Петра I. Назовем некоторые из них. Была усовершенствована

законодательная система страны, принят новый свод законов -Соборное

Уложение (1649 г.). В этомдокументе было закреплено юридическое

оформление крепостного права. По нему сыск беглых крестьян стал

бессрочным, крестьяне стали навечно собственностью владельца, были

ликвидированы урочные лета. Кроме того, в Уложении нашел отражение

процесс становленияабсолютизма. В него была включена глава,

регламентирующая отношение к государю и провозглашающая максимально

строгие наказания за малейшие провинности против государя и

государства. Таким образом, принятие Соборного Уложения значительно

укрепило власть царя, усилило роль дворян, сохраняло и подтверждало

значительную роль церкви в государстве».

характеристика первого из требуемых двух событий (явлений, процессов) и

подведены итоги развития этогособытия (явления, процесса) (критерий 1).

В соответствии с критерием 2 необходимо рассказать об исторической

личности, связанной с событием (явлением, процессом), описанным ранее, и

показать роль этой личности в данном событии.

«В подготовке Соборного Уложения активное участие принимал сам

Алексей Михайлович. Царь наблюдал за работой собора, вносил свои

коррективы в законодательство.

Большую роль в работе собора и в составлении законодательства сыграл

воспитатель, «дядька» царя, глава правительства, приближенный к царю

боярин Б.И. Морозов. Несмотря на то что после Соляного бунта 1648 г. он

был отстранен от официального участия в управлении государством, он

негласно продолжал играть огромную роль при дворе Алексея Михайловича и

в том числе руководил подготовкой Соборного Уложения».

В сочинении необходимо упомянуть не менее двух событий (явлений,

процессов), поэтому рассмотрим еще одно событие.

«Данный исторический период также вошел в историю под названием

«раскол Русской православной церкви». Начало раскола датируют 1654

годом, когда патриарх Никон начал реформирование церкви. Никон

стремился к унификации церковных обрядов, книг, праздников и т.д. Но

далеко не все верующие были готовы воспринять новые правила, и возникло

так называемое старообрядчество, или раскольничество. Суть его

выражалась в несогласии с новыми церковными порядками и стремлении

придерживаться старых, дореформенных обрядов.

Несмотря на раскол, церковные реформы привели к унификации Русской

православной церкви, укреплению власти и роли церкви в стране. Однако

нельзя забывать, что еще одним следствием реформ стало разъединение

верующих, сохранившееся на многие века».

В соответствии с критерием 2 необходимо написать об исторической

личности, связанной и со вторым событием (явлением, процессом),

описанным ранее, и показать роль этой личности в данном событии, поэтому

обязательно следует рассказать о церковных деятелях, участвовавших в

подготовке и проведении реформ.

«Центральными фигурами в период церковного раскола были патриарх

Никон и протопоп Аввакум. Оба являлись видными духовными деятелями

России, оба были вхожи в ближний круг Алексея Михайловича, оба

принял стремления Никона взять за образец при унификации книг и обрядов

византийские книги и обряды, а выступал за то, что на Руси были и свои,

славянские христианские корни, которые и следовало брать за образец в

реформе. Аввакум личным примером продемонстрировал верность своим

принципам, отстаивал приверженность старине, положил начало

раскольническому движению.

сторонник нового, союза церкви и государства. Но в дальнейшем его

стремление поставить церковную власть выше светской привело к тому,

что Алексей Михайлович прекратил его поддерживать и даже активно

высказывался за отставку Никона с патриаршего престола, что и

произошло в 1667 г. После чего Никон был отправлен в северную ссылку, где

и провел остаток своих дней».

В соответствии с требованиями критерия 3 следует установить причинно-

следственные связи между событиями.

«Между указанными событиями, несомненно, существуют причинно-

следственные связи. Оба события -и принятие Соборного Уложения, и

церковная реформа -были продиктованы общими причинами: обострением

социальных противоречий в стране, заинтересованностью населения в

создании четких и ясных законов, необходимостью укрепления авторитета

светской и церковной власти.

Следствием этих событий стало укрепление центральной власти, усиление

влияния церкви в государстве, укрепление авторитета России в целом».

В соответствии с критерием 4 следует дать историческую оценку периода с

опорой на факты и мнения историков.

«Алексей Михайлович правил в течение продолжительного периода -31 год.

За время его правления было проведено множество реформ практически во

всех сферах общественной жизни. Но его правление нельзя оценить

однозначно.

С одной стороны, значительный шаг вперед был сделан в развитии

экономики. В стране стали быстрее развиваться элементы

капиталистических отношений, стали чаще привлекаться иностранные

специалисты, изменилась налоговая система, проводилась политика

протекционизма. Соборное Уложение стало на многие десятилетия

основным законодательством страны. Были достигнуты значительные

успехи во внешней политике: подписаны мирные договоры со многими

странами (например, Кардисский мир 1661 г. со Швецией, Андрусовское

перемирие с Польшей 1667 г.), в 1654 г. произошло воссоединение России и

Украины, значительно расширены территории России на Востоке

(исследования Восточной Сибири русскими первопроходцами и торговыми

Но, с другой стороны, именно при Алексее Михайловиче произошло

окончательное оформление крепостного права (1649 г.), значительно

увеличилось налоговое бремя на население страны. Произошли многие

социальные выступления протеста (например, Соляной бунт 1648 г.,

Медный бунт 1662 г., первая крестьянская война под руководством Степана

Разина 1670–1671 гг. и др.).

Сама фигура Алексея Михайловича также неоднозначно оценивается

отечественными и зарубежными историками как прошлого так и

современности.

Образ царя Алексея Михайловича в историографии довольно противоречив.

Кроме того, оценка личности Алексея Михайловича часто становится

попыткой оправдать приписанное ему прозвище «тишайший». Эта

характеристика довольно быстро стала чуть ли не единственной

неоспоримой оценкой личных качеств правителя.

В исследовании С.М. Соловьева «История с древнейших времен» почти три

тома посвящено правлению царя, но личность самого правителя автор не

считал судьбоносной для русской истории. Если говорить о том, как сам

Соловьев оценивает Алексея Михайловича, то царь, с его точки зрения,

отличался «добротою» и «мягкостию», как и его отец -Михаил

Федорович.