Эпоха дворцовых переворотов

Эпохой дворцовых переворотов считают время с 1725 по 1862 годы — примерно 37 лет. В 1725 г. умер Петр I, никому не передав престол, после чего началась борьба за власть, которая ознаменовалась рядом дворцовых переворотов.

Автором термина «дворцовые перевороты» является историк В.О. Ключевский. Он обозначил другой временной промежуток этого явления в русской истории: 1725 -1801 годы, так как в 1801 году произошел последний в российской империи дворцовый переворот, закончившийся смертью Павла I и воцарением Александра I Павловича.

Чтобы понять причину череды дворцовых переворотов XVIII века, следует возвратиться в эпоху Петра I, а точнее – в 1722 год, когда он издал Указ о престолонаследии. Указ отменял обычай передавать монарший престол прямым потомкам по мужской линии и предусматривал назначение престолонаследника по воле монарха. Петр I издал Указ о престолонаследии в связи с тем, что его сын, царевич Алексей, не был сторонником проводимых им реформ и сгруппировал вокруг себя оппозицию. После гибели Алексея в 1718 году Пётр I не собирался передавать власть внуку Петру Алексеевичу, опасаясь за будущее проводимых им реформ, но и сам не успел назначить преемника.

Н. Ге "Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе"

После его смерти императрицей была провозглашена его вдова Екатерина I , которая опиралась на одну из придворных группировок.

Екатерина I занимала русский престол чуть больше двух лет, она оставила завещание: своим преемником она назначала великого князя Петра Алексеевича и подробно обозначила порядок престолонаследия, а все экземпляры Указа о престолонаследии при Петре II Алексеевиче изымались.

Но Пётр II скончался, также не оставив завещания и наследника, и тогда Верховный тайный совет (создан в феврале 1726 г. с членами: генерал-фельдмаршал светлейший князь Александр Данилович Меншиков, генерал-адмирал граф Фёдор Матвеевич Апраксин, государственный канцлер граф Гавриил Иванович Головкин, граф Пётр Андреевич Толстой, князь Дмитрий Михайлович Голицын, барон Андрей Иванович Остерман, а затем и герцог Карл Фридрих Голштинский – как видим, почти все «птенцы гнезда Петрова») избрал императрицей Анну Иоанновну .

Она перед смертью определила преемником Иоанна Антоновича , также подробно описав дальнейшую линию наследования.

Свергнувшая Иоанна Елизавета Петровна опиралась в обосновании своих прав на престол на завещание Екатерины I.

Через несколько лет наследником Елизаветы был назначен её племянник Пётр Фёдорович (Пётр III ), после вступления на престол которого наследником стал его сын Павел I Петрович .

Но вскоре после этого в результате переворота власть перешла к жене Петра III Екатерине II , ссылавшейся на «волю всех подданных», при этом наследником остался Павел, хотя Екатерина, по ряду данных, рассматривала вариант с лишением его права наследования.

Вступив на престол, в 1797 году Павел I в день коронования обнародовал Манифест о престолонаследии, составленный им и его женой Марией Фёдоровной ещё при жизни Екатерины. Согласно этому манифесту, отменявшему петровский указ, «наследник определялся самим законом» — в намерении Павла было исключить в будущем ситуацию отстранения от престола законных наследников и исключение произвола.

Но новые принципы престолонаследия ещё долгое время не воспринимались не только дворянством, но даже и членами императорской фамилии: после убийства Павла в 1801 г. его вдова Мария Фёдоровна, которая составляла вместе с ним Манифест о престолонаследии, вскрикнула: «Я хочу царствовать!». Манифест Александра I о вступлении на престол также содержал петровскую формулировку: «и его императорского величества наследнику, который назначен будет », несмотря на то, что по закону наследником Александра был его брат Константин Павлович, который тайно отрёкся от этого права, что также противоречило Манифесту Павла I.

Российское престолонаследие стабилизировалось только после вступления на престол Николая I. Вот такая длинная преамбула. А теперь по порядку. Итак, Екатерина I, Петр II, Анна Иоанновна, Иоанн Антонович, Елизавета Петровна, Петр III, Екатерина II, Павел I…

Екатерина I

Екатерина I. Портрет неизвестного художника

Петр II Алексеевич

Император всероссийский, сын царевича Алексея Петровича и принцессы Шарлотты-Софии Брауншвейг-Вольфенбюттельской, внук Петра I и Евдокии Лопухиной. Родился 12 октября 1715 г. Лишился матери в 10-дневном возрасте, а его отец сбежал в Вену с крепостной своего учителя Н. Вяземского, Ефросиньей Федоровной. Петр I вернул непокорного сына, заставил его отречься от права на престол и приговорил к смертной казни. Существует версия, что Алексей Петрович был задушен в Петропавловской крепости, не дождавшись ее исполнения.

Петр I не заботился о внуке, так как предполагал в нем, как и в сыне, противника реформ, приверженца старомосковского уклада жизни. Учили маленького Петра не просто «чему-нибудь и как-нибудь», но и кто попало, поэтому практически образования к моменту вступления на престол он не получил.

И. Ведекинд "Портрет Петра II"

Но у Меньшикова были свои планы: он убедил Екатерину I в ее завещании назначить Петра наследником, и по ее смерти он вступил на престол. Меньшиков обручил его со своей дочерью Марией (Петру было всего 12 лет), переселил в свой дом и фактически сам начал управлять государством, не считаясь с мнением Верховного тайного совета. Для обучения малолетнего императора был назначен барон А. Остерман, а также академик Гольдбах и архиепископ Ф. Прокопович. Остерман был ловким дипломатом и талантливым учителем, он увлек своими остроумными уроками Петра, но в то же время настроил его против Меньшикова (борьба за власть в другом варианте! Остерман «поставил» на Долгоруких: иноземец в России, пусть и увенчанный славой искусного дипломата, может вершить свою политику лишь в тесном союзе с русскими). Все закончилось тем, что Петр II отстранил от власти Меньшикова, воспользовавшись его болезнью, лишил чинов и состояния и сослал с семьей сначала в Рязанскую губернию, а затем в Березов Тобольской губернии.

Итак, могущественный Меньшиков пал, но борьба за власть продолжилась – теперь уже в результате интриг первенство получают князья Долгорукие, которые вовлекают Петра в разгульную жизнь, кутежи, а, узнав о его страсти к охоте, на многие недели увлекают его подальше от столицы.

24 февраля 1728 г. происходит коронация Петра II, но от государственных дел он по-прежнему далек. Долгорукие обручают его с княжной Екатериной Долгорукой, на 19 января 1730 г. назначена свадьба, но он простудился, заболел оспой и скончался под утро предполагавшейся свадьбы, ему было всего 15 лет. Так пресекся род Романовых по мужской линии.

Что можно сказать о личности Петра II? Послушаем историка Н. Костомарова: «Петр II не достиг того возраста, когда определяется личность человека. Хотя современники хвалили его способности, природный ум и доброе сердце, но это были только надежды на хорошее в будущем. Его же поведение не давало права ожидать из него со временем хорошего правителя государства. Он не только не любил учения и дела, но ненавидел и то и другое; ничто не увлекало его в сфере государственной; он был всецело поглощен забавами, находясь все время под чьим-то влиянием».

Во время его царствования в основном власть была у Верховного тайного совета.

Результаты правления : указы по упорядочению взимания подушной подати с населения (1727); восстановление власти гетмана в Малороссии; обнародован Вексельный устав; ратифицирован торговый договор с Китаем.

Анна Иоанновна

Л. Каравак "Портрет Анны Иоанновны"

После преждевременной смерти Петра II снова становится на повестку дня вопрос о престолонаследии. Была попытка возведения на престол невесты Петра II, Екатерины Долгорукой, но она не увенчалась успехом. Тогда Голицыны, соперники Долгоруких, выдвинули своего претендента – племянницу Петра I Анну Курляндскую. Но пришла к власти Анна за счет подписания кондиций. Что же это такое – «кондиции» (условия) Анны Иоанновны?

Это акт, который составили члены Верховного тайного совета и который Анна Иоанновна должны была исполнить: не вступать в супружество, не назначать себе наследника, не иметь права объявлять войну и заключать мира, вводить новые налоги, награждать и наказывать подчиненных высших чиновников. Основным автором кондиций был Дмитрий Голицын, но документ, составленный сразу же после смерти Петра II, был зачитан только 2 февраля 1730 г., поэтому основная масса дворянства могла только догадываться о его содержании и довольствоваться слухами и предположениями. Когда же кондиции были обнародованы – наметился раскол среди дворянства. Анна еще 25 января подписала предложенные ей кондиции, но когда приехала в Москву – приняла депутацию оппозиционных дворян, обеспокоенных усилением власти Верховного тайного совета, и с помощью офицеров гвардейских полков 28 февраля 1730 г. привела дворянство к присяге как самодержица российская, а также всенародно отказалась от кондиций. 4 марта она упраздняет Верховный тайный совет, а 28 апреля торжественно коронуется и назначает своего фаворита Э. Бирона обер-камергером. Начинается эпоха бироновщины.

Несколько слов о личности Анны Иоанновны.

Она родилась 28 января 1693 г., была четвертой дочерью царя Ивана V (брат и соправитель Петра I) и царицы Прасковьи Федоровны Салтыковой, внучкой царя Алексея Михайловича. Воспитывалась в крайне неблагоприятной обстановке: ее отец был слабоумным человеком, а с матерью она не ладила с самого раннего детства. Анна была надменной и не высокого ума. Ее учителя не смогли научить девицу даже грамотно писать, но зато она достигла «телесного благополучия». Петр I, руководствуясь политическими интересами, выдал племянницу замуж за курляндского герцога Фридриха Вильгельма, племянника прусского короля. Их бракосочетание состоялось 31 октября 1710 г. в Петербурге, во дворце князя Меншикова, и после этого супруги долгое время проводили в пирах в столице России. Но, едва выехав в свои владения из Петербурга в начале 1711 г., Фридрих-Вильгельм скончался на пути в Митаву — как подозревали, из-за неумеренных излишеств. Так, не успев побыть женой, Анна становится вдовой и переезжает к матери в подмосковное село Измайлово, а затем в Петербург. Но в 1716 г. она по распоряжению Петра I уезжает на постоянное жительство в Курляндию.

И вот теперь она всероссийская императрица. Ее царствование, по словам историка В. Ключевского, «одна из мрачных страниц нашей империи, и наиболее темное пятно на ней – сама императрица. Рослая и тучная, с лицом более мужеским, чем женским, черствая по природе и еще более очерствевшая при раннем вдовстве среди дипломатических козней и придворных приключений в Курляндии, привезла в Москву злой и малообразованный ум с ожесточенной жаждой запоздалых удовольствий и развлечений». Ее двор утопал в роскоши и безвкусице и был заполнен толпами шутов, шутих, скоморохов, рассказчиков… О ее «забавах» рассказывает Лажечников в книге «Ледяной дом». Она любила верховую езду и охоту, в Петергофе в ее комнате всегда имелись наготове заряженные ружья для стрельбы из окна в пролетающих птиц, а в Зимнем дворце для нее специально устроили манеж, куда загоняли диких животных, которых она отстреливала.

Она была совершенно не готова к управлению государством, к тому же не имела ни малейшего желания им управлять. Но окружила себя полностью зависимыми от нее иностранцами, которые, по словам В. Ключевского, «посыпались в Россию, точно сыр из дырявого мешка, облепили двор, обсели престол, забирались во все доходные места в управлении».

Портрет Э. Бирона. Неизвестный художник

Всеми делами при Анне Иоанновне заправлял ее любимец Э. Бирон. Ему подчинялся созданный Остерманом кабинет министров. Армией командовали Миних и Ласси, а двором – взяточник и страстный игрок граф Левенвольд. В апреле 1731 г. начала работу тайная розыскная канцелярия (пыточная палата), доносами и пытками поддерживавшая власть.

Результаты правления : значительно облегчено положение дворянства – за ними было закреплено исключительное право владеть крестьянами; военная служба длилась 25 лет, а манифестом от 1736 г. одному из сыновей по желанию отца разрешалось остаться дома для ведения хозяйства и обучения его с целью пригодности для гражданской службы.

В 1731 г. был отменен закон о единонаследии.

В 1732 г. был открыт первый кадетский корпус для образования дворян.

Продолжилось подчинение Польши: русская армия под командованием Миниха взяла Данциг, потеряв при этом более 8 тысяч наших солдат.

В 1736-1740 гг. шла война с Турцией. Поводом для нее послужили постоянные набеги крымских татар. В результате походов Ласси, взявшего Азов в 1739 г., и Миниха, овладевшего Перекопом и Очаковом в 1736 г., одержавшего победу при Стаучанах в 1739 г., после чего Молдавия приняла подданство России, был заключен Белградский мир. В результате всех этих военных операций Россия потеряла около 100 тыс. человек, но по-прежнему не имела права держать военный флот в Черном море, а для торговли могла использовать только турецкие корабли.

Для содержания в роскоши царского двора пришлось ввести доимочные облавы, вымогательные экспедиции. Были казнены или отправлены в ссылки многие представители старинных дворянских родов: Долгоруковы, Голицыны, Юсуповы и др. Канцлер А.П. Волынский вместе с единомышленниками в 1739 г. составил «Проект о поправлении государственных дел», где содержались требования защиты русского дворянства от засилья иностранцев. По мнению Волынского, правление в Российской империи должно быть монархическим с широким участием дворянства как первенствующего сословия в государстве. Следующей правительственной инстанцией после монарха должен быть сенат (как он был при Петре Великом); затем идет нижнее правительство, из представителей низшего и среднего дворянства. Сословия: духовное, городское и крестьянское — получали, по проекту Волынского, значительные привилегии и права. От всех требовалась грамотность, а от духовенства и дворянства более широкая образованность, рассадниками которой должны были служить академии и университеты. Предлагалось также много реформ для улучшения правосудия, финансов, торговли и т. д. За это они поплатились казнью. Причем Волынский был приговорен к очень жестокой казни: живого посадить на кол, вырезав у него предварительно язык; его единомышленников четвертовать и затем отсечь им головы; имения конфисковать и двух дочерей Волынского и сына сослать в вечную ссылку. Но потом приговор был смягчен: троим отсекли головы, а остальных сослали.

Незадолго до смерти Анна Иоанновна узнала, что у ее племянницы Анны Леопольдовны родился сын, и объявила двухмесячного младенца Иоанна Антоновича наследником престола, а до его совершеннолетия регентом назначила Э. Бирона, который получал при этом «мощь и власть управлять всеми государственными делами как внутренними, так и иностранными».

Иван VI Антонович: регентство Бирона – переворот Миниха

Иван VI Антонович и Анна Леопольдовна

Регентство Бирона продолжалось около трех недель. Получив право на регентство, Бирон продолжает бороться с Минихом, а кроме того, портит отношения и с Анной Леопольдовной, и с ее супругом Антоном Ульрихом. В ночь с 7 на 8 ноября 1740 г. произошел очередной дворцовый переворот, организованный Минихом. Бирон был арестован и отправлен в ссылку в Тобольскую губернию, а регентство перешло к Анне Леопольдовне. Она признала себя правительницей, но фактического участия в государственных делах не принимала. По свидетельству современников, «… она была не глупа, но питала отвращение к любому серьезному занятию». Анна Леопольдовна постоянно ссорилась и неделями не разговаривала со своим мужем, у которого, по ее мнению, «было доброе сердце, но ум отсутствовал». А разногласия между супругами естественным образом создавали условия для придворных интриг в борьбе за власть. Воспользовавшись беспечностью Анны Леопольдовны и недовольством русского общества продолжавшимся немецким засильем, в игру вступает Елизавета Петровна. С помощью преданных ей гвардейцев Преображенского полка она арестовала Анну Леопольдовну вместе с семьей и решила отправить их за границу. Но камер-паж А. Турчанинов сделал попытку совершить контрпереворот в пользу Ивана VI, и тогда Елизавета Петровна изменила свое решение: взяла под арест все семейство Анны Леопольдовны и отправила его в Раненбург (под Рязанью). В 1744 г. их доставили в Холмогоры, и по указанию императрицы Елизаветы Петровны Иван VI был изолирован от семьи и через 12 лет тайно перевезен в Шлиссельбург, где содержался в одиночном заключении под именем «известного арестанта».

В 1762 г. Петр III тайно осмотрел бывшего императора. Он переоделся офицером и вошел в казематы, где содержался принц. Он увидел «жилище довольно сносное и скудно снабженное самой бедной мебелью. Одежда принца тоже была очень бедной. Он был совершенно без всяких понятий и говорил бессвязно. То он утверждал, что он император Иоанн, то уверял, что императора нет больше на свете, а его дух перешел в него…».

При Екатерине II охранникам его было поручено склонить принца к монашеству, но в случае опасности «арестанта умертвить, а живого в руки никому не отдавать». Поручик В. Мирович, узнавший тайну секретного узника, попытался освободить Ивана Антоновича и провозгласить его императором. Но охранники выполнили инструкцию. Тело Ивана VI неделю было выставлено в Шлиссельбургской крепости «для известия и поклонения народного», а затем захоронено в Тихвине в Богородицком монастыре.

Анна Леопольдовна умерла в 1747 г. от родовой горячки, а Антону Ульриху Екатерина II разрешила уехать на родину, так как он не представлял для нее опасности, не являясь членом дома Романовых. Но он отказался от предложения и остался с детьми в Холмогорах. Но судьба их печальна: Екатерина II, после упрочения династии рождением двух внуков, разрешила детям Анны Леопольдовны переехать к своей тетке, вдовствующей королеве Дании и Норвегии. Но, как пишет Н. Эйдельман, «по иронии судьбы, они жили на родине – в тюрьме, а потом за границей – на свободе. Но тосковали по той тюрьме на родине, не зная никакого языка, кроме русского».

Императрица Елизавета Петровна

Ш. ван Лоо "Портрет императрицы Елизаветы Петровны"

Петр III Федорович

А.К. Пфанцельт "Портрет Петра III"

О нем читайте на нашем сайте: .

Екатерина II Алексеевна Великая

А. Антропов "Екатерина II Великая"


Императрица всероссийская. До принятия православия – принцесса София-Фредерика-Августа. Родилась в Штеттине, где ее отец, Христиан-Август, герцог Ангальт-Цербст-Бернбургский, в это время служил в чине генерал-майора прусской армии. Мать ее, Иоганна-Елизавета, почему-то невзлюбила девочку, поэтому София (Фике, как звали ее домашние) с раннего детства жила в Гамбурге у бабушки. Она получила посредственное воспитание, т.к. семья постоянно нуждалась, ее учителями были случайные люди. Девочка не выделялась какими-либо дарованиями, кроме склонности к командованию и к мальчишеским играм. Фике с детства была скрытной и расчетливой. По счастливому стечению обстоятельств, во время путешествия в Россию в 1744 г. по приглашению Елизаветы Петровны она стала невестой будущего русского царя Петра III Федоровича.

Екатерина уже в 1756 г. планировала свой будущий захват власти. Во время тяжёлой и продолжительной болезни Елизаветы Петровны Великая Княгиня дала понять своему «английскому товарищу» Х. Уильямсу, что надо подождать только смерти императрицы. Но Елизавета Петровна умерла только в 1761 г., а на престол взошел ее законный наследник – Петр III, супруг Екатерины II.

К принцессе были приставлены учителя русского языка и Закона Божьего, она проявила завидную настойчивость в обучении, чтобы доказать свою любовь к чужой стране и приспособиться к новой жизни. Но первые годы ее жизни в России были очень тяжелыми, к тому же она испытывала пренебрежение со стороны мужа и придворных. Но желание стать русской императрицей перевесило горечь испытаний. Она приспособилась ко вкусам русского двора, одного не хватало только – наследника. А именно этого от нее ждали. После двух неудачных беременностей она родила, наконец, сына, будущего императора Павла I. Но по распоряжению Елизаветы Петровны, его сразу же разлучили с матерью, впервые показав только через 40 дней. Елизавета Петровна сама воспитывала внука, а Екатерина занялась самообразованием: много читала, и не только романы – в кругу ее интересов были историки и философы: Тацит, Монтескье, Вольтер и др. Благодаря своему трудолюбию и настойчивости она смогла добиться уважения к себе, с ней стали считаться не только известные русские политики, но и иностранные послы. В 1761 г. на престол взошел ее супруг, Петр III, но он был непопулярен в обществе, и тогда Екатерина с помощью гвардейцев Измайловского, Семеновского и Преображенского полков свергла мужа с престола в 1762 г. Она пресекла также попытки назначить ее регентшей при сыне Павле, чего добивались Н. Панин и Е. Дашкова, и избавилась от Ивана VI. Подробнее о правлении Екатерины II читайте на нашем сайте:

Прослыв просвещенной царицей, Екатерина II не смогла добиться любви и понимания со стороны собственного сына. В 1794 г., несмотря на противодействие придворных, она приняла решение отстранить Павла от престола в пользу любимого внука Александра. Но скоропостижная смерть в 1796 г. помешала ей добиться желаемого.

Император всероссийский Павел I Петрович

С. Щукин "Портрет императора Павла I"

Урок истории в 7-м классе "Дворцовые перевороты"

Цели:

образовательная: выявить причины дворцовых переворотов, дать краткую характеристику императорам XVIII века; показать, что главной движущей силой дворцовых переворотов становится гвардия.

развивающая: продолжить формирование умений обобщать отдельные события и формулировать выводы, работать с иллюстрациями учебника и историческими документами; продолжить развивать у учащихся умения давать оценку поступкам исторических деятелей.

воспитательная: формировать интерес к отечественной истории.

Основные понятия: Дворцовые перевороты, Верховный тайный совет, фаворит, кондиции, “бироновщина”.

Оборудование: Генеалогическое древо Романовых, портреты правителей эпохи дворцовых переворотов, размноженный текст “Кондиций”, подписанных Анной Иоанновной.

Ход урока

I. Организационный момент. Психологическая установка на работу.

II. Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя.

Начало XVIII века связано с деятельностью Петра I. Мы подробно рассмотрели его реформы в области экономики, органов государственного управления, армии и флота. А сегодня поговорим о тех событиях, которые произошли в России после смерти Петра Великого. Тема нашего урока “Дворцовые перевороты”. По ходу урока мы познакомимся с краткой характеристикой правителей данной эпохи, выясним причины дворцовых переворотов, заполним таблицу “Дворцовые перевороты XVIII века”.

Сроки правления Правитель Помощники, опора правителя

(Чертим таблицу в тетради по ходу урока, знакомясь с новой темой, учащиеся самостоятельно заполняют таблицу, проверка осуществляется в конце урока)

Беседа с классом.

Непосредственно с темой нашего урока связаны два события, произошедшие в последние годы правления Петра I. Давайте вспомним эти события.

- Что, вы знаете о “Деле царевича Алексея”? (Дело царевича Алексея” побудило Петра изменить порядок наследования престола. В 1722 году он подписал указ)

- Каково содержание указа 1722 года о порядке наследования престола?

Продолжение лекции. Разбор сложившейся ситуации.

Петр Великий скончался 28 января 1725 года. Умирал он тяжело, с мучительными болями. Подданные не посмели обеспокоить его вопросом о наследнике. Предание утверждает, что перед смертью Петр написал: “Отдайте все…”. Дальнейших слов нельзя было разобрать. Указ о праве императора назначать своего преемника не был использован. А династическая ситуация оказалась сложной…(обращаемся к генеалогическому древу Романовых) Правами на престол обладали внук умершего императора Петр (сын царевича Алексея), жена Екатерина и дочери Анна и Елизавета. Была еще родня по линии старшего брата Ивана, с которым Петр начинал царствовать в 1682 году.

Но основными претендентами оказались Екатерина Алексеевна, вдова Петра I (за ней стоял Меньшиков), и его внук, Петр Алексеевич (его на троне хотели видеть представители старинных боярских родов, которых возглавлял Д.М.Голицын), которому тогда было 9 лет. Меньшиков сумел лучше использовать сложившуюся ситуацию, и с помощью некоторых других приближенных Петра, после смерти императора, при поддержке гвардейских полков, возвел на престол Екатерину Алексеевну. Поскольку она не проявляла государственных способностей, фактически правителем страны стал Меньшиков.

Этим избранием открывается эпоха дворцовых переворотов в России.

Дворцовые перевороты - смена власти, совершавшаяся узким кругом придворных и гвардейскими полками (записываем определение в тетрадь).

За 37 лет с 1725 по 1762 год пять раз при помощи оружия произошла смена правителей на троне. Начало этой эпохи положила смерть Петра I и последовавшая за ней борьба за власть различных группировок. А завершится эта эпоха воцарением на долгие 34 года императрицы Екатерины II.

Продолжение рассказа учителя. Итак, первая правительница эпохи дворцовых переворотов - Екатерина I. Наследовать императрице должен был Петр Алексеевич. Почему Екатерина согласилась предпочесть сына царевича Алексея дочерям? На Екатерину повлиял Меньшиков. Видя, что здоровье Екатерины I ухудшается, и она проживет недолго, князь решил породниться с царской семьей, рассчитывая выдать свою 16-летнюю дочь Марию замуж за Петра II.

В 1727 году начинается правление Петра II.

Но удача на сей раз изменила ему. Меньшиков тяжело заболел. Более месяца он был не в состоянии заниматься делами. В это время влияние на Петра II приобрел князь Иван Алексеевич Долгорукий. Царь перестал подчиняться Меньшикову. 8 сентября 1727 г. князя арестовали, а затем, лишив чинов и наград, вместе с семьей сослали в глухой город Березов. (отмечаем, что этот город находится на территории нашей области)

Избавившись от опасного соперника, Долгорукие поспешили упрочить свое положение при дворе. Сестра Ивана Долгорукого, Екатерина, была объявлена невестой Петра II. Но в январе 1730 г., незадолго до свадьбы с княжной Долгорукой, Петр II заболел оспой и умер. С ним пресеклась по мужской линии династия Романовых.

Вопрос о престолонаследии должны были решить члены Верховного тайного совета. Внимание “верховников” было привлечено к дочерям царя Ивана Алексеевича - Екатерине и Анне. Выбор был сделан в пользу Анны - вдовы небогатого герцога Курляндского, которая жила в Митаве как провинциальная помещица, периодически выпрашивая деньги у русского правительства. Одновременно Д.М.Голицын заявил: “Надо бы себе полегчить”. Речь шла о том, чтобы, приглашая Анну Иоанновну на царствование, ограничить власть монарха в пользу Верховного тайного совета. Анне были предложены “кондиции”, приняв которые она могла стать императрицей. (записываем в тетрадь определение понятия “Кондиции”).

Давайте познакомимся с этими условиями (раздаются на каждую парту).

Текст кондиций, подписанных Анной Иоанновной

без усмотрения и согласия высокого совета никакого в делах государственных не подавать решения, следовательно:

не объявлять войны и не заключать мира;

никаких не налагать поборов и налогов;

никого за преступления в оскорблении величества не осуждать к смерти в одной Тайной канцелярии и ни у единого дворянина не конфисковать имения без ясного доказательства на учиненное им вышеозначенное преступление;

беспрекословно довольствоваться определяемым на содержание ее особы и придворного штата годовым доходом;

казенных вотчин никому не дарить;

не вступать в брак и не назначать наследника престола.

Итак, в России была предпринята попытка ограничить абсолютную власть российского монарха. Анна подписала кондиции и поехала в Москву. Тем временем о “кондициях” стало известно при дворе. Против них выступила церковь и такая влиятельная сила как гвардия, дворянство. Когда Анна Иоанновна приехала в Москву, она получила от дворянства и гвардии челобитную, в которой они просили ее “принять самодержавство таково, каково Ваши достохвальные предки имели”. Анна разорвала кондиции. Верховный тайный совет был упразднен. Началось десятилетнее правление Анны Иоанновны. Долгорукие были арестованы и отправлены в ссылку в Березов, где незадолго до этого умер сосланный ими Меньшиков.

В 1730 г. начинается правление Анны Иоанновны. О внешности и характере императрицы Анны Иоанновны сохранились разные отзывы, порой противоположные. Для одних она “престрашного была взору, отвратное лицо имела, так была велика, когда между кавалеров идет всех головою выше, и чрезвычайно толста”. А вот мнение испанского дипломата герцога де Лириа: “Императрица Анна толста, смугловата, и лицо у нее более мужское, нежели женское. Щедра до расточительности, любит пышность чрезмерно, отчего ее двор великолепием превосходит все прочие европейские”. Вместе с Анной из Курляндии прибыли многие прибалтийские немцы, занявшие важные посты в органах государственного управления. Самым влиятельным стал фаворит Анны - Э.И.Бирон. Современник писал о Бироне: “Характер Бирона был не из лучших: высокомерный, честолюбивый до крайности, грубый и даже нахальный, корыстный, во вражде непримиримый и каратель жестокий”

В.О.Ключевский дал характеристику периоду, получившему название “бироновщины”: “Немцы посыпались в Россию, точно сор из дырявого мешка, облепили двор, обсели престол, забрались на все доходные места в управлении”.

Осенью 1940 г. Анна Иоанновна заболела. Единственной её родственницей была племянница (дочь сестры) Анна Леопольдовна, которая была приближена ко двору. У Анны Леопольдовны родился сын, которого сразу же объявили наследником престола. В октябре 1940 года Анна Иоанновна умерла, назначив Бирона регентом при малолетнем императоре Иване Антоновиче. Но Бирону не удалось удержать власть. Его ненавидели русские и немцы, презирала гвардия. Родители За императора опасались, что регент отнимет у них сына, а их вышлет в Германию. 9 ноября 1740 г. Бирон был арестован гвардейцами во главе с фельдмаршалом Минихом. Регентом при Иване Антоновиче стала Анна Леопольдовна. Её правление не было отмечено никакими важными решениями. Правительница ничем не интересовалась. В гвардии вновь стало формироваться настроение в пользу смены власти. Наиболее популярной кандидаткой на императорский престол была дочь Петра I и Екатерины I - Елизавета. В ночь на 25 ноября 1945 г. Елизавета явилась в казармы Преображенского полка и, призвала солдат послужить ей так же, как они служили её отцу. За женщиной вышли на трескучий мороз 300 гренадер.

Французский академик Альбер Вандаль, описывает эту ночь так: Толстый слой окрепшего снега прикрывал землю, заглушая всякий шум. Гренадеры торопливым шагом следовали за санями Елизаветы, молча и полные решимости: солдаты дали взаимную клятву не произнести ни единого слова во время пути и проткнуть штыком первого малодушного. А вот как пишут о Елизавете историки: -Живая и веселая, но не спускавшая глаз с самой себя, при этом крупная и стройная, с красивым круглым и вечно цветущим лицом, она любила производить впечатление, и, зная, что к ней особенно идет мужской костюм, она установила при дворе маскарады без масок, когда мужчины обязаны приезжать в полном женском уборе, в обширных юбках, а дамы в мужском придворном платье. Мирная и беззаботная, она была вынуждена воевать чуть не половину своего царствования, побеждала первого стратега того времени Фридриха Великого, брала Берлин. …карта Европы лежала перед ней в её распоряжении, но она так редко на неё заглядывала, что до конца жизни была уверена в возможности проехать в Англию сухим путем, - и она же основала первый настоящий университет в России - Московский.

Елизаветы объявила своим наследником племянника Петра Федоровича - сына Анны Петровны, внука Петра I. (обращаемся к генеалогическому древу) 25 декабря 1761 года императором России стал Петр III. Довелось ему царствовать всего 186 дней. Отзывы о нем остались совершенно противоположные. - Давайте обратимся к материалу нашего учебника. На стр. 153 вы сможете познакомиться подробнее с личностью императора Петра III.

- Чем вам запомнится этот правитель России? 28 июня 1762 года Петр III был свергнут и арестован, а через неделю убит. На 34 года на престол вступила его жена Екатерина II.

Эпоха дворцовых переворотов закончилась.

Проверка таблицы “Дворцовые перевороты XVIII века”

- Каковы же были причины дворцовых переворотов?

отсутствие законного порядка наследования престола;

усиление роли гвардии.

III. Заключительная часть. Рефлексия.

Как я усвоил материал?

Получил прочные знания, усвоил весь материал - 9-10 баллов.

Усвоил новый материал частично - 7-8 баллов.

Мало что понял, необходимо еще поработать - 4-6 баллов.

1. Текст с ошибками.

После смерти Петра II встал вопрос о власти. Выбор верховников пал на герцогиню курляндскую Елизавету. Верховники решили усилить самодержавную власть и вместе с приглашением на престол направили её кондиции (условия). Кондиции были опубликованы во всех газетах. Елизавета не подписала их. Приехав в Москву, она узнала, что почти все дворяне поддерживают кондиции. После этого она их подписала.

2. Тест. Назвать о каком правителе идет речь?

1. “Царь - высокий мужчина с прекрасным лицом, хорошо сложен, с большой быстротой ума, в ответах скор и определенен, жаль только, что ему не достает полной светской утонченности. Он показал нам руки и дал нам ощупать, как они загрубели от работ” - так выглядел в глазах иностранцев:

Алексей Михайлович,

Петр I,

Петр II,

Петр III.

2. “Лишь подписав кондиции”, могла стать Российской императрицей:

Екатерина I,

Анна Иоанновна,

Анна Леопольдовна,

Елизавета Петровна.

3. Курляндский дворянин, отличавшийся высокомерностью, грубостью, игравший при дворе императрицы Анны Иоанновны главную роль. Его имя стало нарицательным, им иногда называют весь период 1730-1740 гг.

К.Фридрих,

А.И.Остерман,

Э.И.Бирон,

А.П.Волынский.

4. С призыва к солдатам в казармах Преображенского полка служить ей, как её отцу началось ее 20-летнее царствование:

Анны Леопольдовны,

Елизаветы Петровны,

Екатерины II,

Анны Иоанновны.

Домашнее задание: § 20-21, записи в тетради

IV. Самоанализ урока.

Учебный материал для 7 класса по истории Отечества состоит из пяти разделов или глав. Урок по теме “Дворцовые перевороты” открывает четвертую главу - “Россия в 1725-1762 гг.”. Это очень противоречивый, насыщенный событиями, именами и датами период русской истории. Данный урок неразрывно связан с тематикой предыдущей главы, рассматривающей Петровскую эпоху, непосредственно опирается на генеалогию рода Романовых, документы о порядке наследования престола. В ходе урока учащиеся должны разобраться в причинах дворцовых переворотов, усвоить последовательность сменяющихся на российском престоле императоров, что представляет для семиклассников определенную трудность. Хотелось бы обратить внимание учащихся на внешность, характер, индивидуальные особенности, поступки русских самодержцев этого периода. Именно в этой связи избраны средства наглядности, использованные на уроке.

Реальные учебные возможности данного класса весьма своеобразны. Добрая половина класса очень активны, любопытны, усваивают учебный материал легко, откладывая в памяти мельчайшие подробности сказанного учителем, охотно читают дополнительную литературу по предмету, готовят сообщения. Другая половина класса, наоборот, пассивна, с трудом включается в работу на уроке, не владеет материалом учебника даже на хорошую тройку. Поэтому, при планировании урока выбрала именно такие методы обучения: словесный (лекция с элементами диалога), наглядный (использование портретов, генеалогической схемы) и практический (заполнение таблицы, работа с документом). Все это вместе позволило мне в определенной степени поддерживать внимание учащихся и их интерес к излагаемому материалу, кроме того, отражение фактического материала в табличной форме и фиксирование основных понятий темы в тетради позволит нерадивым ученикам дома повторить материал в сжатой форме.

Выбранная структура урока рациональна для решения поставленных задач, т.к. позволяет эффективно использовать творческий потенциал сильных учащихся, формировать у них умение обобщать события и формулировать выводы, слабые учащиеся получают возможность давать оценку поступкам исторических личностей, учатся высказывать собственное мнение по поставленной проблеме. Нацеленные на рефлексию в конце урока, семиклассники ответственно относятся к усвоению материала, меньше отвлекаются, т.о достигается высокая работоспособность всех учащихся в течение всего урока. Сильные учащиеся заинтересованы фактическим материалом и возможностью диалога, слабые – наглядностью и опасением за результаты итогового тестирования.

Объект прочного усвоения выделен в тетради, этим достигается ориентация учащихся в объеме полученной информации, исключается перегрузка учащихся при выполнении домашнего задания.

Одной из непредвиденных ситуаций, которые могли бы случиться во время урока, могла стать нехватка времени, спровоцированная большим интересом учащихся к некоторым историческим лицам, или более продолжительным временем на работу с документом или пунктом учебника, которое требуется для более слабых учащихся. В таком случае, таблицу можно проверить на следующем уроке, можно перенести на следующий урок проверочный тест (рефлексию).

При наличии у учащихся рабочих тетрадей к УМК А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной, урок можно было спланировать по-другому. Например, можно было скомплектовать разноуровневые микрогруппы учащихся и позволить им выполнять самостоятельно в группе задания соответствующего уровня, а затем озвучить результат. На втором уроке по теме обобщить изученное и провести рефлексию.

В ходе урока были небольшие отклонения от плана: больше запланированного времени пришлось уделить генеалогическому древу, учащиеся показали большой интерес к создавшейся ситуации в России первой четверти XVIII в., много рассуждали о личностях и их поступках, о несправедливом, по мнению детей, порядке наследования престола. Поэтому проверку таблицы перенесли на следующий урок.

V. Итоги рефлексии:

В классе 20 человек, присутствовали на уроке и писали работу 17 учащихся.

Получили прочные знания, усвоили весь материал – 9-10 баллов – 8 чел. (47 %)

Усвоили новый материал частично – 7-8 баллов – 5 уч-ся (29 %)

Мало что поняли, необходимо еще поработать - 4-6 баллов – 4 чел. (23%)

В целом ощущаю удовлетворение от урока, цели урока, в основном, достигнуты. Считаю необходимым для себя совершенствовать формы и методы ведения урока, дифференцировать задания и изучаемый материал, что пока мне плохо удается.

Период дворцовых переворотов

Главной причиной частоты и легкости переворотов было усиление гвардии, дворянской по своему составу, в государственных делах.

Екатерина I - 1725-1727

Внутренняя политика

Внешняя политика

- Создан Верховный тайный совет

- Помещики получили право сами продавать продукцию своих хозяйств

Петр II 1727-1730

Внутренняя политика

Внешняя политика

1727 замена управления городами, вместо магистратов ставился воевода

Анна Иоанновна 1730-1740

Внутренняя политика

Внешняя политика

1730 – создан Кабинет министров

1731 – создана Канцелярия Тайных розыскных дел

- срок обязательной службы дворян сокращался до 25 лет

- отмене указ о единонаследии

- открыт Шляхетский корпус для детей дворян, по окончании которого они становились офицерами

- запись дворянских детей в полки с младенческого возраста

1735 – повинности зажиточного казачества сводились к военной службе, рядовые казаки приравнивались к крестьянам

1736 – закрепление за мануфактурами наемных работников навсегда

1733-1735 – война за польское наследство

1735-1739 – русско-турецкая война (Белградский договор)

1741-1743 – русско-шведская война

1742 – шведская армия капитулировала под Гельсинсдорфом (Абосский мир)

1731 в состав России вошли земли казахского Младшего жуза

1740-1743 – Среднего жуза

Иван YI Антонович 1740-1741

Внутренняя политика

Внешняя политика

Елизавета Петровна 1741-1761

Внутренняя политика

Внешняя политика

В - проведена 2-ая перепись податного населения

1746 - подтверждение привилегии дворян на владение землями, населенными крепостными крестьянами

Дворянство освобождено от наказаний розгами и кнутом

1760- помещики могли без суда ссылать крестьян на поселение в Сибирь, продавать крестьян в рекруты, расширять свои наделы за счет крестьян

1754- отмена внутренних таможенных пошлин

1755 – Конференция при Высочайшем дворе

1744 - указ о расширении сети начальных школ

Открыты первые гимназии: 1755 – Москве,

1758 - Казани

1755 г. – основан Московский HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%82" университет в 1757 г. - .

1744 г. Порцелиновой HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%84%D0%B0%D1%80%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9_%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B4" мануфактуры под Петербургом

1744 – основан Смольный монасттырь

1741 – 1743 Русско-шведская война (Абосский мир)

1756-1762 - Семилетняя война

1757 – русские войска во главе с Апраксиным вошли в восточную Пруссию

19 августа 1757 – сражение при

Гросс – Егерсдорфе

- Апраксина заменяют на Фермора

- август 1757 – Фермор бежит с поля боя в Восточной Пруссии

- Фермора заменяют на Салтыкова

1759 – сражение под Кунерсдорфом

1760 – русские войска вошли в Берлин (Салтыкова заменяют на Бутурлина)

1761 – взята крепость Кольсберг

Петр III 1761 – 1762

Внутренняя политика

Внешняя политика

« Манифест о вольности дворянства » по которому дворяне освобождались от обязательной службы государству

- прекратил Семилетнюю войну, вернул Фридриху II все завоеванные территории

Екатерина II 1762-1796

Внутренняя политика

Внешняя политика

Политика просвещенного абсолютизма:

- неограниченная власть монарха, который разрабатывает идеальную систему законов

- секуляризация церковного землевладения

- просвещение народа, распространение научных знаний в обществе

1765 - учреждение дворянского Вольного экономического общества

1765 – разрешено ссылать крестьян на каторгу (наказание за жалобу на помещика)

1767-1768 – работа Уложенной комиссии

1771 – запрещение публичной продажи крепостных крестьян за долги помещиков

1773-1775 – крестьянская война под предводительством Е.Пугачева

1775 – введение права на открытие предприятий без разрешения правительства

- упорядочение крестьянских повинностей

1775 – губернская реформа

1775 – ликвидирована Запорожская Сечь

1785 – Жалованная грамота дворянству

1785 – Жалованная грамота городам

1768-1774 - Русско-турецкая война

( Кючук - Кайнаджирский договор)

1783 – включение Крыма в состав России

1783 – подписан Георгиевский трактат о протекторате России над Восточной Грузией

1787-1791 – Русско-турецкая война

( Ясский мирный договор)

1772 – первый раздел Речи Посполитой

России отошли – восточная Беларусия и часть Литвы

1793 - второй раздел Речи Посполитой

России отошли – вся Беларусь с Минском и Правобережная Украина

1795 – третий раздел Речи Посполитой

России отошли – основная часть Литвы, Западная Беларусия, Западная Волынь, Курляндия

1788-1790 – русско-шведская война

1790 – первая антифранцузская коалиция

1795 – вторая антифранцузская коалиция

1798 – третья антифранцузская коалиция

Павел I Петрович 1796 - 1801

Внутренняя политика

Внешняя политика

- Введена строжайшая цензура, запрещен ввоз иностранных книг

1796 – указ « О престолонаследии »

1797 – указ « О трехдневной барщине »

- ослабление гонения на старообрядцев

« Разжалованная грамота дворянству »

- необходимость явиться в полки всем записанным с малолетства дворянским детям

- введение налогов для дворян на содержание администрации

- ограничение свободы дворянским собраниям

- возобновились наказания палками дворян – унтер-офицеров

- запрет на жестокое обращение офицеров с солдатами

- участие в антинаполеоновской коалиции

1798 – Ф.Ф.Ушаков захватил крепость на острове Корфу, взял Ионические острова,

Освободил Неаполь, вступил в Рим

1799 – А.В. Суворов соверщил Итальянский и Швейцарский походы (переход через Альпы через перевал Сен-Готард)

1800 – переход на сторону Наполеона

1801 – направление русских войск для захвата британской Индии

11 марта 1801 года последний дворцовый переворот убийство Павла I


Быт и обычаи населения России первой половины 19 века.

8 класс, история

Тип урока: ознакомление с новым материалом

Цель урока: познакомить учащихся с условиями жизни основных сословий Российской империи.

Планируемые результаты:

Личностные: воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие навыков сотрудничества при работе в группе.

Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать; развитие у учащихся самостоятельности;

Предметные: развитие умений работать с учебником; сопоставить особенности представителей различных сословий России в первой половине 19 века.

Предварительная подготовка: опережающее задание учащимся: прочитать параграф о быт разных сословий России; учителя: подготовка раздаточного материала.

Схема содержания урока.

Ребята, а в каком веке мы живем? А что окружает человека в 21 века, каковы условия его жизни?

А вам интересно узнать в каких условиях жили люди 2 века назад?

Тогда я предлагаю активно поработать сегодня на уроке. Потому что тема нашего урока звучит так: Быт и обычаи населения России первой половины 19 века.

Так какие же мы поставим цели для себя?

Создание проблемной ситуации.

Учебно-познавательная деятельность

Распределяют обязанности по группе: кто за какое задание отвечает, отбор материала.

Каждая группа представляет одно из сословий (дворянство, крестьянство), получает пакет с заданиями:

Опишите жилище, расскажите о его внутреннем убранстве…

Расскажите об одежде сословий…

Составьте меню для сословия…

Как проводили свой досуг (свободное время) представители сословия…

Вводная информация и инструктаж.

Распределение ролей в группе.

Контроль и оценка результатов деятельности

Представление результатов работы групп.

Ответы учащихся.

У групп есть друг к другу вопросы?

(Раз всем все понятно, тогда я задам вам вопрос.) Ребята, а машина времени существует? А если бы она существовала, то куда бы вы отправились? А я вам могу сказать, что существует, это наша фантазия, воображение. Я вам предлагаю написать сочинение «Один день моей жизни в России 19 века». Но не забудьте, что вы будете представителями одного из сословий. Кроме того на уроке вы изучили быт людей, но не изучили обычай и этим тоже вы займетесь дома. Было бы совсем замечательно, если вы обратитесь к дополнительным источникам.

Каждая группа в течение 3-5 минут сообщает о результатах своей работы.

А теперь давайте подведем итог нашей работы, и для этого мы вернемся к тем целям, которые мы перед собой поставили.

Эпоха дворцовых переворотов ― принятое в исторической литературе название периода в политической истории России, когда в результате борьбы придворных группировок при поддержке гвардии неоднократно происходила насильственная смена правителя или его ближайшего окружения. Термин был введен В.О. Ключевскими и закрепился за периодом 1725-1762 гг.

За 37 лет на российском престоле сменилось шесть императоров. Дворцовыми переворотами сопровождалось восшествие на престол Екатерины I (1725), Анны Иоанновны (1730), Елизаветы Петровны (1741), Екатерины II (1762). Кроме того, смещение фактических руководителей правительства А.Д. Меншикова (1727) и Э.И. Бирона (1740) при сохранении власти правящего государя также причисляются к дворцовым переворотам. Ряд исследователей относят к ним также убийство Павла I в 1801 г., стрелецкое восстание 1689 г. и даже восстание декабристов в 1825 г.

Дворцовые перевороты стали порождением политического строя России этого периода ― когда самодержавная форма правления с неограниченной властью императора сочеталась со слабым правовым статусом высших государственных учреждений и неокрепшей сословной структурой. Как Сенат, так и сменявшие друг друга советы при монархе (Верховный Тайный совет в 1726-1730, Кабинет министров в 1731-1741, Конференция при высочайшем дворе в 1756-1762) не имели законодательно закрепленного круга полномочий, находились в прямой зависимости от монарха и не могли воспрепятствовать дворцовым переворотам. Соответственно, политическая борьба была борьбой за влияние на императора и зачастую принимала форму придворных заговоров и дворцовых переворотов.

Большую роль сыграл «Указ о престолонаследии» Петра I от 5.02.1722, отменивший старый порядок наследования престола и поставивший его в зависимость от личной воли завещателя; этот указ сделал возможным появление нескольких претендентов на трон. Кроме того, род Романовых по мужской линии пресекся со смертью Петра II (1730); с этого времени права на престол у всех возможных претендентов были небесспорны.

Главным орудием в борьбе политических группировок стала придворная гвардия (прежде всего Семеновский и Преображенский полки). Гвардейские полки в этот период представляли собой сплоченную, привилегированную и хорошо оплачиваемую часть армии, они подчинялись лично монарху, их командиры сами были высшими сановниками. Включение Российской империи в систему международных связей того времени привело к появлению при русском дворе постоянных представительств европейских держав, которые также вмешивались в политическую борьбу и прямо участвовали в ряде дворцовых переворотах.

После смерти Петра I в высших эшелонах власти возник раскол вокруг будущего претендента на престол: внука Петра I ― Петра и вдовы царя ― Екатерины Алексеевны. В 1725 г. усилиями новой петровской знати, А.Д. Меншикова, П.И. Ягужинского, П.А. Толстого и др., при поддержке гвардии (от имени гвардии действовали ее командиры ― А.И. Ушаков, И.И. Бутурлин) была возведена Екатерина I.

Умершая в 1727 г. Екатерина I в завещании назначила своим преемником одиннадцатилетнего Петра Алексеевича, фактическим правителем государства стал ближайший сподвижник Петра I А.Д. Меншиков. Однако уже в сентябре 1727 г. в результате придворных интриг Долгоруких и А.И. Остермана он был отстранен от власти и отправлен вместе с семьей в ссылку.

К моменту смерти Петра II (1730) основные властные функции были сосредоточены в руках Верховного тайного совета, в состав которого входили представители старой аристократии (из восьми его членов, пять представляли семейства Долгоруких и Голицыных). На российский престол было решено пригласить Анну Иоанновну, дочь Ивана V, на условиях ограничения самодержавной власти в пользу Верховного Тайного совета («Кондиции»). Речь шла не только о возведении конкретного государя на престол, но и о попытке изменения существующей формы государственного правления. Однако о планах «верховников» стало известно широким круга дворянства, выявилось их недовольство этими замыслами, и, опираясь на гвардию (на этот раз в политических дискуссиях участвовали высшие офицеры гвардейских полков), Анна Иоанновна публично разорвала «Кондиции», сохранив самодержавную форму правления (1730).

В 1740 г. была опробована силовая тактика переворота: под командованием Б.Х. Миниха гвардейцы арестовали назначенного при Иване VI Антоновиче, правнуке Ивана V, регентом Э.И. Бирона и его ближайшее окружение. В дальнейшем именно такой тип дворцового переворота, в котором в качестве ударной силы участвовали гвардейцы, стал основным методом политической борьбы. В 1741 г. Елизавета Петровна, опираясь на свое окружение и гвардейские полки Преображенского полка, свергла непопулярное в среде русского дворянства правительство Ивана VI Антоновича и арестовала его и его семью.

В 1762 г., в связи с широким недовольством дворян внешнеполитическими шагами Петра III (прежде всего, Петербургским миром 1762 г., который воспринимался как односторонний отказ от приобретений, сделанных в результате Семилетней войны) в гвардии созрел заговор (братья Орловы, Н.И. Панин и др.), и 28.06.1762 в результате переворота на престол взошла его жена Екатерина II.

Завершение эпохи дворцовых переворотов связано с консолидацией русского дворянства, развитием его сословных институтов, окончательным оформлением политической элиты Российской империи и конституированием системы высших государственных органов.

Дворцовый переворот - это захват политической власти в России XVIII столетия, причиной которого являлось отсутствие чётких правил наследования престола, сопровождающийся борьбой придворных группировок и совершающийся, как правило, при содействии гвардейских полков.

Эпоху дворцовых переворотов с 1725 до 1762 годы.

Причины дворцовых переворотов в России

Виновником нестабильности верховной власти в XVIII веке в России оказался именно Пётр I, который в 1722 году издал «Указ о престолонаследии».

Этот нормативный правовой акт стал причиной дворцовых переворотов в России.

Таким образом, круг возможных претендентов на престол расширялся.

После смерти Петра I Россия вступила в длительную полосу дворцовых переворотов.

Уже накануне смерти Петра I, 25-26 января 1725 года, среди высших чинов империи возник раскол. Одна группировка (Апраксин, Голицын, Репнин, Долгорукий, Мусин-Пушкин и Головкин) выступила за возведение на престол внука Петра I - царевича Петра Алексеевича и установление системы регентства - правления жены Петра I Екатерины Алексеевны вместе с Сенатом.

Другая группировка (князь А. Д. Меншиков, Ягужинский, Бутурлин, П. А. Толстой) отстаивала кандидатуру Екатерины как самодержавной государыни. Спор зашел далеко, однако напористость, опора в критический момент на гвардейские полки обеспечили возведение на престол после кончины Петра Великого 28 января 1725 года Екатерины Алексеевны.

Переворот в пользу Екатерины Алексеевны

После смерти императора дипломат и сподвижник Петра I Андрей Иванович Остерман вступил в союз с самым влиятельным лицом петровской эпохи - А. Д. Меншиковым с целью возведения на престол императрицы Екатерины. Хотя, имелись и другие претенденты, в частности, сын царевича Алексея - Пётр (будущий Пётр II).

В результате переворота, устроенного Меншиковым при поддержке гвардии, у власти оказалась именно Екатерина I.

Неспособность Екатерины к управлению была компенсирована созданием в феврале 1726 года высшего правительственного учреждения - Верховного тайного совета, укомплектованного новой знатью, ближайшими соратниками Петра. Меньшиков быстро подмял под себя Верховный тайный совет и, пользуясь безграничным доверием больной Екатерины, стал фактически правителем страны.

Политические перестановки в эпоху Петра Второго

После смерти Екатерины I в 1727 году снова возник вопрос о власти. Объявлен императором сын Алексея - Пётр II (согласно завещанию Екатерины I). В июле 1727 года (то есть спустя полтора месяца после смерти Екатерины) Указом Верховного Тайного Совета был изъят «Устав о наследии престола».

Анна Петровна и руководимая ею «гольштейнская» группировка, сделали неудачную попытку заговора против Меншикова-Остермана, а, в конечном счёте, против воцарения малолетнего Петра. Замышленный переворот не удался. Остерман так и не сумел оказать должного влияния на мальчика-самодержца.

Разумеется, личное, неформальное общение с государем дало Остерману поистине безграничные возможности - так исподволь готовилось свержение Меншикова.Однако в 1730 году Пётр II умирает.

«Эпохой дворцовых переворотов» (формулировка В.О. Ключевского) принято называть этап отечественной истории, начавшийся после смерти Петра I и завершившийся приходом к власти Екатерины II.

Предпосылки эпохи дворцовых переворотов

1. Указ о престолонаследии 1722 г ., отменив старый порядок наследования, позволил императору самому назначать своего наследника. Это, с одной стороны, стало проявлением абсолютизма , а с другой, позволяло игнорировать закономерность передачи престола.

2. Раскол при Петре правящей элиты на родовитую аристократию и «новое дворянство». Их противостояние стало благоприятной почвой для внутриполитической борьбы. У каждой из группировок - свой кандидат на престол.

3. Перенапряжение сил в годы петровских преобразований (разрушение традиций, насильственные методы реформирования) - условие для политической нестабильности.

4. Отчужденность широких слоев населения от политики, их пассивность - благоприятная почва для дворцовых интриг и переворотов.

Екатерина I (1725-1727 гг.)

В течение эпохи дворцовых переворотов сменилось 6 монархов, 2 из них смещены силой и впоследствии убиты.

Под "бироновщиной" обычно понимают засилье иноземцев в управлении страной. Впрочем, вопрос об особом засилье иноземцев в 1730-е гг. спорный, так как в основном это были люди, выслужившиеся еще при Петре I.

При Анне Иоанновне начался процесс расширения дворянских привилегий:

Возобновилась раздача земель;

В 1731 г. отменен петровский указ о единонаследии

Указ о единонаследии - указ Петра I от 23 марта 1714 г. По этому указу поместья приравнивались к вотчинам и образовывали имение. Недвижимое имущество мог наследовать только один из сыновей, а при их отсутствии - дочь. Был отменен императрицей Анной Иоанновной.

Срок дворянской службы ограничен 25 годами;

Облегчено получение офицерского чина: создан кадетский корпус, по окончании которого давался офицерский чин; разрешено записывать на службу дворянских детей, что позволяло при взрослении получить чин «за выслугу».

Своим наследником Анна Иоанновна назначила своего внучатого племянника (сына племянницы - Анны Леопольдовны и Антона Брауншвейгского) Ивана Антоновича.

Иван VI (1740-1741 гг.)

Иван Антонович был объявлен императором в 2-месячном возрасте при регентстве Бирона. Однако последний удержать власть в своих руках он не смог.

Через месяц был совершен переворот под руководством фельдмаршала Миниха . Бирон арестован и сослан. Регентом при Иване Антоновиче стала его мать Анна Леопольдовна, а ведущие позиции в политике занял Остерман.

События, происходившие в 1740-1741 гг., отчетливо продемонстрировали засилье иностранцев в управлении страной, что противоречило интересам русского дворянства и государства.

Елизавета I (1741-1761 гг.)

25 ноября 1741 г . при помощи гвардии (Преображенский полк) произошел очередной переворот. Иван VI с родителями был арестован, на престол взошла дочь Петра I Елизавета I.

Как государственный деятель Елизавета I не отличалась от своих предшественников. Основное время она посвящала развлечениям. Управление государством было перепоручено новым фаворитам - Разумовским, Шуваловым, Воронцовым.

Елизавета провозгласила целью своего правления возвращение к порядкам отца. Был упразднен Кабинет министров, восстановлен в правах Сенат.

Кроме того, к важным событиям правления Елизаветы относятся:

1753 г. - отмена внутренних таможен;

1755 г. - открытие Московского университета.

В годы правления Елизаветы практически не применялась смертная казнь.

Сохранилась прежняя сословная политика: расширение прав и привилегий дворянства:

В 1746 г. право владения крепостными закрепляется только за дворянами;

В 1754 г. винокурение объявлено дворянской монополией;

В 1760 г. помещики получили право ссылать крестьян в Сибирь на каторгу.

После смерти Елизаветы I (декабрь 1761 г.) престол занял ее племянник (сын дочери Петра I Анны) Карл Петр Ульрих, получивший после перехода в православие имя Петра Федоровича.

Петр III (1761-1762 гг.)

Петр III родился и вырос в германских землях (его отец - герцог Голштинский).

Его недолгое правление поражало обилием указов (192 за полгода). Наиболее важный из них - «Манифест о даровании свободы и вольности российскому дворянству» (разрабатывался при Елизавете): дворяне освобождались от обязательной службы, им разрешалось выезжать за границу, поступать на иноземную службу.

При Петре III был принят указ о секуляризации церковных земель, прекращено преследование старообрядцев, готовился указ об уравнении всех религий. Эти мероприятия, кажущиеся прогрессивными сегодня, в середине XVIII в. воспринимались как оскорбление православия.

Вместе с тем Петр вел себя неуважительно по отношению к русской гвардии и армии (позорное завершение Семилетней войны).

Семилетняя война - война 1756-1763 гг. между Австрией, Францией, Россией, Испанией, Саксонией, Швецией, с одной стороны, и Пруссией, Великобританией (в унии с Ганновером) и Португалией - с другой. Вызвана обострением англо-французской борьбы за колонии и столкновением политики Пруссии с интересами Австрии, Франции и России. В 1761 г. Пруссия была на грани катастрофы, но новый русский царь Петр III заключил с ней в 1762 г. союз. По Губертусбургскому миру 1763 г. с Австрией и Саксонией Пруссия закрепила за собой Силезию. По Парижскому мирному договору 1763 г. перешли к Великобритании от Франции Канада, Вост. Луизиана, большая часть французских владений в Индии. Главный итог Семилетней войны - победа Великобритании над Францией в борьбе за колониальное и торговое первенство.

К лету 1762 г. против Петра III в гвардейской среде сложился заговор (во главе Григорий и Алексей Орловы). 28 июня, когда Петра III не было в столице, его супруга Екатерина была провозглашена императрицей.

Особенности эпохи дворцовых переворотов:

1. Слабые неинициативные монархи («женщины и дети»).

2. Фаворитизм (Меншиков, Бирон, Шувалов).

Фаворитизм (от лат. favor - благосклонность) - явление, связанное с наличием лиц, пользующихся благосклонностью правителя, влиятельного лица, получающих от него различные привилегии и, в свою очередь, оказывающих на него влияние.

3. Отсутствие каких-либо глубоких государственных преобразований, реорганизация органов центральной власти «под» конкретного монарха.

4. Увеличение влияния иностранцев на политику.

5. Активная роль гвардии.

3. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II (1762-1796 гг.).

Сущность политики просвещенного абсолютизма

Просвещение - идейное течение XVII - середины XIX вв. Оно возникло в Англии, наибольшее распространение получило во Франции (Д. Дидро , Ш. Монтескье , Ж.-Ж. Руссо ).

Философы-просветители сформулировали теорию «естественных прав» .

Теория "естественных прав" . Философы-просветители полагали, что все люди от природы были свободны и имели равные права. Однако человечество в своем развитии нарушило естественные законы жизни, что привело к угнетению и несправедливости. Вернуться к справедливости можно лишь путем просвещения народа, а просвещенное общество вновь установит справедливые законы (один из путей - деятельность просвещенных монархов).

Идеи просвещения получили широкое распространение в Европе и оказали непосредственное влияние на государственную политику многих стран.

В ряде стран Европы в XVIII в . с позиций просвещения (естественные права, свобода, гражданское равенство) велась критика абсолютной монархии. Во Франции критика переросла в революцию.

В других странах (Россия, Австрия) дальновидные монархи, стремясь укрепить основы абсолютной монархии, сами ликвидировали наиболее устаревшие основы государственного строя, опираясь при этом на некоторые идеи просвещения.

Задачи политики просвещенного абсолютизма в России:

1) укрепление самодержавия за счет модернизации, совершенствования системы управления государством;

2) смягчение социальной напряженности;

3) распространение знаний, европейских форм культуры и образования;

Таким образом , суть политики просвещенного абсолютизма в том, чтобы, не меняя по существу государственных форм абсолютной монархии, сверху проводить реформы в экономической, политической, культурной областях и таким образом устранить наиболее устаревшие явления феодального порядка.

Главной же особенностью российского просвещения следует признать то, что, если в Европе оно будет способствовать ликвидации абсолютизма, то в России, наоборот - способствовать укреплению власти монарха.

34-летнее правление Екатерины II принято делить на два этапа: до и после пугачевского восстания.

Политика Екатерины II в 1762-1773 гг.

На первом этапе своего правления Екатерина II была особенно увлечена идеями просвещения.

В начале царствования императрица не чувствовала себя полновластной правительницей. Этому способствовали обстоятельства прихода на престол (переворот, нелегитимность); потенциальная конкуренция со стороны сына Павла и Ивана Антоновича. Признаком несамостоятельности Екатерины в первые годы царствования стало создание императорского совета - центрального законосовещательного учреждения России в 1762-1769 гг.

Тем не менее , уже в сентябре 1762 г. Екатерина II была торжественно коронована. Императорский совет не стал влиятельным органом. Что касается «конкурентов», то Павел все время нахождения матери на престоле держался в отдалении от престола; Иван Антонович в 1764 г. был убит при не до конца выясненных обстоятельствах.

В течение первого этапа правления Екатерина особое внимание уделяла законотворчеству. Одна из первых реформ - разделение Сената на 6 департаментов

Екатерина II продолжила, вслед за Петром I, проведение мероприятий по унификации управления на территории Российской империи: в 1764 г. было ликвидировано гетманство на Украине.

Гетманство (гетманское правление) - система государственного управления на Украине в середине XVII - середине XVIII вв. Гетман избирался на казацкой раде из лиц, заранее выдвинутых старшиной, а затем утверждался царским правительством. Гетману принадлежало право руководства местным ополчением. Им возглавлялась старшинская администрация, утверждались решения генерального суда, подписывались универсалы. Гетманское правление ликвидировано в 1764 г., а его функции переданы Малороссийской коллегии.

Екатерина завершает длительный процесс подчинения церкви государству. Если Петр I покончил с административной самостоятельностью церкви, то Екатерина ставит церковь в экономическую зависимость от государства. С этой целью в 1764 г. была проведена секуляризация церковного землевладения.

Центральным событием первого десятилетия екатерининского правления стал Созыв Уложенной комиссии.

Цель - выработать новый свод законов, так как в последний раз кодификация законов проводилась в 1649 г. Для работы в комиссии были выбраны депутаты - представители разных слоев общества. Однако около половины депутатов являлись лицами дворянского происхождения.

Перед началом работы комиссии Екатерина разработала «Наказ», адресованный депутатам, являющийся системой взглядов Екатерины II.

С одной стороны , в нем - идеи в духе просвещения (отказ от пыток; ограничение применения смертной казни; идея отделения судебной власти от исполнительной).

С другой стороны - отход от идей просвещения (отказ от теории «естественных прав», ограничение прав сословными рамками; самодержавие - единственно возможная форма правления в России).

Уложенная комиссия не справится со своей задачей и в условиях начавшейся в 1768 г. русско-турецкой войны будет распущена. Однако ее работа не прошла напрасно: за время функционирования комиссии власть получила представление о нуждах сословий, что отчасти будет использовано на втором этапе правления.

Политика Екатерины II в 1775-1796 гг.

Пугачевское восстание продемонстрировало неэффективность власти на местах, слабость губернского управления (бунтовщикам удавалось месяцами удерживать под своим контролем целые губернии).

Именно на этом этапе Екатерина II инициировала важнейшие преобразования государственной машины. К ним относятся губернская и судебная реформы.

Губернская реформа (1775 г.)

Российская империя была разделена на 50 губерний (по принципу примерно равного числа подданных).

Ликвидировалось промежуточное звено в административно-территориальном делении - провинция.

Унификация управления губерниями : во главе губернатор, при нем - губернское правление; в каждой губернии была создана казенная палата во главе с вице-губернатором. Кроме того, в российских губерниях были организованы приказы общественного призрения для решения ряда социальных вопросов.

Судебная реформа (1775 г.) ввела свой суд для каждого сословия, а также предусматривала введение принципа выборности судей - попытка отделить судебную власть от административной.

Кроме того , именно на втором этапе конкретизируется социальная политика Екатерины. Она нашла свое отражение в таких документах, как « Жалованная грамота дворянству» и «Жалованная грамота городам».

В "Жалованной грамоте дворянству" , изданной 21 апреля 1785 г., были окончательно закреплены права дворянства. Грамота подтвердила привилегии, данные дворянству ранее: свобода от телесных наказаний, подушной подати, обязательной службы, право неограниченной собственности на имения и землю с ее недрами, право торгово-промышленной деятельности. Лишение дворянского достоинства могло производиться лишь по решению Сената с высочайшим утверждением. Имения осужденных дворян не подлежали конфискации. Дворянство отныне именовалось "благородным".

Были расширены полномочия дворянских сословных учреждений. Дворянство получило сословное самоуправление: дворянские собрания во главе с губернскими и уездными предводителями. Дворянские собрания могли делать представления властям о своих нуждах. Не случайно правление Екатерины II нередко называют "золотым веком русского дворянства".

Одновременно с "Жалованной грамотой дворянству" была издана "Жалованная грамота городам". Она подтвердила ранее дарованное богатому купечеству освобождение от подушной подати, рекрутской повинности. Именитые граждане и купцы первых двух гильдий освобождались от телесных наказаний и некоторых посадских повинностей.

Городское население (кроме живших в городе крестьян) делилось на шесть разрядов, составлявших "градское общество". Оно избирало городского голову, членов магистрата и гласных (депутатов) "общей градской думы". "Общая градская дума" избирала "шестигласную думу" - исполнительный орган управления, состоявший представителей всех разрядов горожан. Жалованная грамота городам впервые объединяла в единое сообщество разрозненные группы "городовых обывателей".

Политика по отношению к крестьянству.

Оборотной стороной расширения дворянских привилегий станет ужесточение форм крепостного права: указ 1763 г. предусматривал оплату самими крестьянами расходов, связанных с подавлением их выступлений; указ 1765 г. разрешил помещикам ссылать крестьян на каторгу зачетом этих крестьян как рекрутов; указ 1767 г. запретил крестьянам подавать жалобы на своих помещиков императрице.

Итоги царствования Екатерины II:

1. Укрепление абсолютизма.

2. Европеизация России.

3. Культурный подъем вследствие попечения государства о науке, образовании, искусстве.

НО: социальная напряженность в обществе не снята (Пугачевское восстание, увеличение пропасти между привилегированными и непривилегированными слоями населения).

Контрольные вопросы:

1. Особенности реформ Петра I?

2. Новые органы власти при Петре I?

3. Почему эпоха «дворцовых переворотов» получила название «эпохи временщиков»?

4. Почему политика Екатерины II получила название «эпохи просвещенного абсолютизма»?