До 19 века турецкие султаны путешествовали по Европе только во главе своих армий. Первым традицию нарушил Абдул-Азиз, приехавший с визитом в 1867 году. Восточный монарх вызвал фурор, но на родине все пошло не так.

В 1861 году Абдул-Азиз унаследовал высшую власть в Османской империи, когда его старший брат умер от туберкулеза. Новый султан был красивым и физически крепким, но импульсивным и полуграмотным. Подданные прозвали его Гюресчи (Борец) - борьба была любимым видом спорта правителя.

Абдул-Азиз, султан Османской империи. Источник: Национальная библиотека Франции / gallica.bnf.fr Абдул-Азиз, султан Османской империи, картина неизвестного художника. Источник: Wikipedia

Парижскую всемирную выставку 1867 года посетило около 9 миллионов человек, в том числе главы государств. Здесь было представлено много технических новинок, например, гидравлический лифт. Ко Всемирной выставке 1889 года была построена Эйфелева башня.

Для Крымской войны 1853-1856 годов Османская империя заняла у своих британских и французских союзников 4 миллиона фунтов стерлингов [около 400 миллионов в пересчете на современные деньги]. Поначалу Абдул-Азиз пытался наладить рациональное использование этих ресурсов, но оказался не способен к менеджменту. У султана случались нервные срывы, он стал мешать работе министров.

Переживая за одолженные деньги, в 1867 году французское правительство при поддержке Англии и Австрии призвало Османскую империю к более активным реформам. Султан возмутился. Чтобы снять напряжение между государствами, Наполеон III пригласил его на открытие Всемирной выставки и турецкого павильона в Париже.

Узнав о намерении Абдул-Азиза поехать во Францию, английская королева Виктория и австрийский император Франц Иосиф пригласили султана навестить и свои страны.

Война между Российской империей, с одной стороны, и коалицией Британской, Французской, Османской империй с другой.

Турецкое - модное

Европейское турне Азиза состоялось летом 1867 года и продлилось 46 дней. В свиту султана входили его сын Юсуф и два старших племянника, Мурад и Абдул-Гамид. Турецкая делегация с большой помпой была принята в королевских дворах Франции, Англии, Бельгии, Австро-Венгрии.

«Вчера впервые в истории Англии великий лидер мусульманского народа, представитель линии халифов и султанов, могущество которых столетием раньше внушало страх всей Западной Европе, высадился на наших берегах», - писала газета The Times 13 июля 1867 года.

В Англии королева Виктория попыталась женить принца Мурада на принцессе Марии Маунтбеттен. Султан от предложения отказался. Сложно было предвидеть последствия такого союза - ранее европейские монархи не стремились родниться с восточными деспотами.

Султан Абдул-Азиз в Париже, 1867 год. Гравюра: Trichon / Brown University Library Королева Виктория и Абдул-Азиз на яхте во время визита султана. Изображение: Royal Collection Trust / royalcollection.org.uk

Импорт идей

Европа впечатлила султана. Особенно хорошо ему запомнились опера, хоры и красотки в варьете. Султан увидел массу новых способов тратить деньги на удовольствия. Возвратившись домой, он решил превзойти увиденную роскошь. Теперь Азиз проводил «балы» с тремя-четырьмя сотнями гостей и содержал для этого уйму слуг. Компанию развлекали 400 музыкантов. Он выписал несколько десятков роялей из Англии, хотя никто в стамбульском дворце не умел на них играть.

По традиции восточного гостеприимства султан пригласил в Стамбул всех посещенных им монархов. Первой в 1869 году откликнулась супруга Наполеона III - французская императрица Евгения. Подготовка была тщательной. Даже москитную сетку в гостевой комнате усеяли жемчугом.

«Помимо огромных каменных зданий на территории Чирагана и Бейлербея, он построил летние дворцы в Кагитхане, Чекмедже и Измите, а затем ощутил нужду в изящной мебели и красивых женщинах, чтобы украсить и оживить эти дворцы. Число этих женщин, евнухов и невольниц вскоре достигло 2500. Чуть ли не официально продавались все гражданские и военные должности, причем самые крупные взятки брал сам султан, который быстро деградировал как в умственном, так и физическом отношении» , - писал американский исследователь Джон Фрили.

Теперь султан усиливал военную мощь Османской империи в ущерб ее финансовому состоянию: Абдул-Азизу понравились броненосцы. Он купил в Великобритании несколько штук, не обращая внимание на отсутствие технически грамотных экипажей. За время его правления турецкий флот вырос до 194 боевых кораблей, стал вторым по числу судов в Средиземном море и третьим по силе на планете после флотов Великобритании и Франции.

Карикатура «Абдул-Азиз - султан Турции». Надпись внизу гласит: «Убирайся с дороги, чтобы я мог занять твое место», 30 октября 1869 год. Изображение: Журнал Sovereigns No.5

Долги, которые не прощают

В целом, поездка разрушительно повлияла на султана. Абдул-Азиз становился все более деспотичным. За время его правления вопреки запретам ислама укрепилась европейская традиция вешать в государственных учреждениях портреты монарха. Султан стал частить с петушиными боями и награждал птиц-победителей государственными орденами.

Время шло и турецкие сановники все чаще сомневались в психическом здоровье лидера. Он боялся отравления: ел только яйца вкрутую, сваренные лично матерью. Каждое приготовленное яйцо упаковывалось в миниатюрный мешочек и запечатывалось султанской печатью.

Расходы на содержание Абдул-Азиза выросли до 15% общих затрат имперского казначейства. Только выстроенный в европейском стиле дворец Долмабахче обходился в 2 миллиона фунтов в год. Национальный долг османов возрос в 50 раз.

130-летию со дня кончины посвящается

Последний Андреевский кавалер – султан Турции Абдул Азиз

Александр Рожинцев

5.6.06

Последним султаном Османской империи Высочайше пожалованным орденом Святого Апостола Андрея Первозванного, был 32-й султан Османской империи Абдул Азиз (1830–1876) (Abd-ul-aziz, sultan of the Ottoman Empire), второй Августейший сын султана Махмуда II (1785-1839) (Mahmud II, sultan of the Ottoman Empire).

Рождение и восшествие на престол

Монарх появился на свет 28 января (10 февраля) 1830 года и вступил на престол после внезапной кончины 13 (26) июня 1861 года своего старшего Августейшего брата 38-летнего султана Абдул Меджида I (1823-1861) (Abd-ul-Mejid I, sultan of the Ottoman Empire).
Он был вторым султаном периода танзимата (1861–1876) и реформ, начатых его державным братом, Андреевским кавалером и султаном Абдул Меджидом I, а также министрами Али-пашой и Фуад-пашой.

Особенность правления

Реформы султана Абдул Азиза оказались столь значимыми и масштабными, что требуют более подробного изложения, поскольку именно они стали предметом внимания и Высочайшей награды, возложенной Государем Императором Александром II Николаевичем (1818-1881) на Монарха Османской империи.
Так, в области управления старая феодальная система в Османской империи была заменена новой строго централизованной административно-территориальной системой, созданной по французскому образцу. Функции центральной исполнительной власти были постепенно переданы вновь учрежденным советам, которые из простых консультативных органов превратились в министерства современного типа.
В области права «люди танзимата», как называли реформаторов, стремились гарантировать личную безопасность, уважительное отношение и неприкосновенность граждан независимо от их расовой и религиозной принадлежности, а также имущественного положения. Старая общинная система осталась в неприкосновенности, но немусульманские члены общины («райя») получили равные права с мусульманами, а старейшин и других местных правителей, пользовавшихся неограниченной и порой деспотичной властью, заменили выборными советами.

Султан-реформатор

При том, что с 1862 года частые нервные расстройства мешали султану заниматься делами, и до 1871 года империя управлялась Великим визирем по установлению его предшественника, при султане Абдул Азизе в империи произошли важнейшие события:
- восстание в Кандии (1866),
- отпадение Белграда к Сербии (1867),
- дипломатическая победа Греции (1868), поощрявшей восстание в Кандии,
- усмирение египетского паши, получившего от султана титул хедива.
В 1863 году султан в сопровождении Фуада-паши поехал в Египет; в 1867 году во время переговоров о Кандии, несмотря на несогласия, возникшие у империи с другими державами, султан отправился на Запад, о чем будет сказано далее.

Реформа образования

При султане Абдул Азизе в империи продолжалось начатое в 1840-х годах открытие светских школ – начальных, средних и высших. Для руководства светскими школами было создано министерство просвещения.
В середине 1860-х годов в светских начальных школах насчитывалось 660 тыс. учеников. Средних же школ было только несколько десятков. При этом сохранились все школы при мечетях, а в светских начальных школах половина учебного времени отводилась религии, а потому фактический контроль над школами по-прежнему оставался у духовенства. В 1869 году в империи принят был закон, предусматривавший введение в турецких школах трех – четырехлетнего всеобщего образования.
В 1860-х годах, с ведома султана, были отменены цеховые регламентации, осуществлены административные реформы.
При султане Абдул Азизе вводились новые гражданские кодексы, составленные по образцу европейских, хотя и сохранившие многие элементы старого исламского права, на чем настоял Ахмед Джевдет-паша, возглавлявший судебную Комиссию и являвшийся близким другом Монарха.
Султаном была введена регулярная система воинского призыва, и поскольку подданные-немусульмане получили равные юридические права, они стали призываться в османскую армию наряду с мусульманами. Однако из-за сопротивления военных и чиновников, пользовавшихся изъянами старой системы для разного рода злоупотреблений, реформы оказались половинчатыми. Сыграла свою роль и общая оппозиция мусульман новым привилегиям, предоставленным немусульманам, так как большинство из них были навязаны султану Абдул Азизу и его правительству европейскими христианскими державами. При этом немусульманские меньшинства, с энтузиазмом воспринявшие юридическое равенство, пытались сохранить привилегии, полученные ими в компенсацию за ограничение своих прав, например, освобождение от воинской службы. Оппозицию поддерживали европейские державы, каждая из которых использовала свое влияние, чтобы расширить особые привилегии меньшинств и тем самым укрепить собственные позиции в империи.

Влияние держав и враги престола

Действовавшая через своего посла Стратфорда Радклифа Великобритания, а также Франция, как правило, стремились защитить территориальную целостность Османской империи, навязывая султану Абдул Азизу новые реформы, в то время как Австрия, Россия и Пруссия пытались отделить от империи православные народы и воспрепятствовать проведению реформ ее укрепляющих.
В оппозиции танзимату находились также представители нового слоя интеллигенции, во главе которых стояли писатели Зияя-паша и Намык Кемаль. Именно в 1865 году в Стамбуле ими была создана тайная политическая организация «Новые османы». Наряду с Намыком Кемалем и его друзьями в ней участвовали представители купечества, некоторые крупные военные и гражданские чиновники. Главной целью организации было добиться введения в Турции конституционного строя.
«Новые османы» были оторванной от народа заговорщической организацией. Они хотели путем заговора заставить султана Абдул Азиза даровать Конституцию. Но в 1866 году организация была раскрыта. Многие ее участники были арестованы. Намык Кемаль и некоторые другие бежали за границу.

Начало закабаления империи

Несмотря на ощутимые перемены в империи реформы второго периода танзимата (1856–1870) уже не смогли существенно изменить положение дел, прежде всего, из-за политики финансового закабаления европейскими державами Османской империи.
Так танзимат, по мнению еврейских банкиров, не создал предпосылок для промышленного развития страны, а явное усиление позиций компрадорской буржуазии, т. е. мирового еврейства, отражало усилившую политическую и экономическую зависимость Османской империи от главных держав Запада: Австрии, Англии, Франции.
Кроме того, враги престол в лице «новых османов» требовали от султана проведения демократических социальных реформ, модернизации системы управления и армии, введения конституционных ограничений на все еще сохранявшуюся автократическую власть султана и правящего класса. Однако главным вопросом существования Монархии в империи оказались деньги.
Так, в период Восточной (Крымской) войны (1853–1856), столь умело организованной финансистами и, увы, Монархами Франции, Англии и Австро-Венгрии, началось финансовое закабаление страны.
В 1854 году Турции дан был первый кабальный заем в 75 млн. франков, а в 1876 году ее задолженность европейским банкирам уже составляла 2,4 млрд. франков! Османский имперский банк, созданный вскоре после Восточной войны, полностью принадлежал английским и французским финансистам.
К 1870-м годам зависимость Османской империи от иностранных держав ужа зашла довольно далеко. Возросла агрессивность Англии и Франции, в борьбу постепенно включалась Германия, вновь напомнила о себе и Россия, вынужденная сохранять баланс сил во взрывоопасном регионе. Все это значительно увеличило угрозу колониального порабощения Турции западным капиталом. Только за пять лет (1870–1874) правительство империи подписало соглашения о кабальных займах на сумму почти 3 млрд. франков. Так общая задолженность империи достигала примерно 5,3 млрд. франков!
Кроме того, основная отрасль турецкой экономики – сельское хозяйство – переживала глубокий упадок. Урожаи были крайне низкими. Правители многих областей признавали, что нет ни одного крестьянина, за которым бы не числилось недоимок, превышающих весь его доход за три года подряд. Упадок сельского хозяйства привел к тому, что голодные годы следовали один за другим. Сильный голод поразил северные и центральные районы Малой Азии в 1873–1875 гг. Султанское правительство ощущало постоянную нехватку денег.

Личность Монарха

Султан Абдул Азиз был человеком нравственным, любознательным и просвещенным, готовым принимать реформы, пока он находился под влиянием сильных министров – Али-паши и Фуад-паши.
Монарх стал первым османским султаном, ставшим относительно доступным для своих подданных, и даже присутствовал на светских приемах, которые устраивали европейцы, проживавшие в Стамбуле.
В 1867 году султан Абдул Азиз, первым из османских правителей, совершил турне по Европе. 18 июня (1 июля) великолепно принятый в Париже султан Абдул Азиз посетил Всемирную выставку; от 30 июня до 11 июля (13-24) июля он пробыл в Лондоне; 12 (25) июля приветствовал прусскую королевскую Чету в Кобленце; еще пять дней султан пробыл в Вене и 27 июля (8 августа) 1867 года вернулся в Константинополь.

Сближение с Россией

После смерти Али-паши, в 1871 году, вокруг Абдул-Азиза собрались менее способные министры, главным из которых был Великий визирь Махмуд Недим-паша. Однако главным достижением Махмуд Недима было то, что он решительно переориентировал внешнюю политику империи с Англии и Франции на Россию, благодаря чему посол в Стамбуле граф Николай Павлович Игнатьев (1832-1908), будущий генерал от инфантерии и Андреевский кавалер, приобрел значительное влияние на султана.
В том же 1871 году Государь Император Александр II Освободитель (1818-1881) дабы скрепить дружбу с империей и поддержать ее в стремлении придерживаться союза с Россией, пожаловал 17 (30 апреля) 41-летнему султану высший Императорский орден России – орден Святого Апостола Андрея Первозванного. Что стало последним в истории Андреевского ордена фактом награждения венценосного главы Османской империи.
Девятого (22) мая того же года в конфиденциальной записке Министерство иностранных дел уведомило Капитул ордена, что по сведениям, полученным из Константинополя, «посланная султану Андреевская лента так коротка, что он не может её надевать иначе, по своей толщине, как на шее », и просил «о присылке другой ленты длиной, по крайней мере, в 3 Ѕ аршин ». Капитул на всякий случай отпустил ленту в 4 аршина, но одновременно вежливо попросил МИД сообщить, когда же именно султан был этим орденом награжден. Только после этого султан был внесен в списки кавалеров орденов Святого Апостола Андрея Первозванного, Святого Александра Невского, Белого Орла, Святой Анны и Святого Станислава I степени.

Банкротство империи

Столь явный факт симпатии России к Турции не мог остаться незамеченным в Европе, особенно во Франции, которая более всех держав влияла на внутреннюю политику этого государства. А потому в этой области многие из реформ танзимата были приостановлены или игнорировались, в то время как государственная власть погрязла в кумовстве и взяточничестве, а расточительные расходы покрывались за счет полученных под разорительные проценты иностранных займов.
Финансовая политика Махмуда Недима привела в 1875 году к фактическому банкротству страны.
Напомню, что Крымская война, несмотря на ее внешний успешный финал для Турции, на деле вызвала расстройство государственных финансов. Решение проблемы было традиционным: Османская империя прибегла к использованию внешних займов.
В 1850–1860 гг. ХIХ века увеличивалась экономическая зависимость страны от западных держав. К 1875 году уже половина всех казенных расходов шла на обслуживание внешнего долга, денег не хватало даже для выплаты зарплаты чиновникам. Два неурожайных года подряд обратили кризис в катастрофу: резко уменьшилось поступление налогов, а попытки властей ввести новые, вызвали сильное недовольство населения.

Начало падения

Летом 1875 года, сначала в Боснии, а затем в Герцеговине против турок восстало славянское население, протестовавшее против нового налога.
В январе 1876 года страны, подписавшие Парижский трактат 1856 года, потребовали от Турции немедленного проведения реформ в Боснии и Герцеговине. Султанское правительство согласилось принять это требование. Но претензии держав этим не ограничились. Начался новый международный кризис.
Граф Николай Павлович Игнатьев, находившийся в зените своего могущества в Турции, оказался не готов к такому стремительному и нежелательному для него развитию событий. Он уже не мог мирно и успешно решать возникающие проблемы, его авторитет пошел на убыль. Однако не в правилах посла России было отступать перед трудностями. Пользуясь, все еще значительным влиянием, он убедил султана Абдул Азиза пойти на необходимые уступки, чтобы остановить смуту. Однако ирадэ 20 сентября (3 октября) 1875 года и фирман (13 декабря) 1875 года, уравнявшие христиан в правах с мусульманами и снявшие с них подати, не достигли своей цели.
С одной стороны, местные турецкие власти не торопились выполнять распоряжения султана, не желая уступать “неверным”. С другой стороны, балканские славяне не поверили обещаниям турецкого правительства и не прекратили выступления против османского господства. В то время события в империи быстро развивались.

Восстания внешние и внутренние

Нота великих держав, в том числе и России, переданная Порте 19 января (1 февраля) 1876 года, требовала реформ в Боснии и Герцеговине. Однако согласие Турции натолкнулось на недоверие повстанцев. Переговоры начались заново, тем временем, в апреле 1876 года восстала Болгария, а 18 июня (1 июля) 1876 года войну Османской империи объявили Сербия и Черногория.
В свою очередь, в Турции, в ответ на восстание на Балканах, произошел сильнейший взрыв мусульманского национализма. После бурных демонстраций 27-29 апреля (10-12 мая) 1876 года султан был вынужден пустить на Балканы отряды башибузуков (иррегулярной турецкой конницы). Подавление болгарского восстания сопровождалось дикими зверствами, в Болгарии было вырезано не менее 30 тыс. человек.
В это же время конституционное движение во главе с Мидхат-пашой и Хусейном Авни-пашой, а с ними и «новые османы», в начале мая 1876 года вновь активизировались и опубликовали воззвание, в котором призывали создать палату представителей и заменить султана Абдул Азиза другим султаном.
10 (23) мая 1876 года, в Стамбуле, после бурных демонстраций учащихся духовных училищ – софт, ремесленников, торговцев, городской бедноты, возглавленных сторонниками Мидхат-паши и мусульманским духовенством, правительство Великого визиря Недим-паши, ориентированного на Россию, было уволено в отставку.

Свержение с престола и убийство

В ночь на 18 (31) мая 1876 года 46-летний султан Абдул Азиз свергнут был с престола Османской империи.
Организуя заговор с целью свержения султана, Мидхат-паша рассчитывал, что на престол будет возведен Мурад V (1840-1904), который был согласен провозгласить Конституцию и созвать парламент. Однако реализация этих планов натолкнулась на противодействие консервативного крыла османской бюрократической элиты и мусульманского духовенства. К тому же выяснилось также, что новый султан из-за нервного расстройства не может выполнять свои обязанности.
Низверженный Монарх Абдул Азиз всего несколько дней прожил в Стамбуле при своем преемнике султане Мураде V (Sultan Mourad Khan V).
23 мая (5 июня) 1876 года султан Абдул Азиз найден был мертвым с перерезанными венами во дворце Тшираган, куда ранее Монарх заключен был как государственный преступник. Вопрос о том, совершил ли султан самоубийство или был убит Мидхат-пашой и его сторонниками, некоторое время оставался неизвестным. Однако в России на этот счет есть ясное мнение – султан Абу-Азиз убит с ведома Франции и Англии как наш державный союзник. Через пять лет на процессе 1881 года, возникшем против многих государственных деятелей, в т. ч. Мидхада-паши, доказано было, что султан был убит врагами престола.
Вскоре после гиюели султана Абдул Азиза, 31 августа (13 сентября) 1876 года, низложен был и Мурад V.
События тех лет стали наглядным уроком того, как устраняются Монархи, тяготеющие к России и избегающие враждебных действий против великой православной державы. Новая власть в Османской империи тотчас вступила в конфликт с Россией, что и привело к известной войне 1877–1878 гг. и ее плачевным для Османской империи результатам.

См. также:

Пресс-служба ИА Новороссия/СПГУ

Ни про одну из принцесс не ходит столько слухов и сплетен, как про Эсму Султан. Начнем с того, что их было три. Первая родилась у султана Ахмеда III. Она стала переходящим кубком в руках своего брата. Впервые он выдал её замуж, когда девочке едва сравнялось 5 лет. За своего главнокамандующего. А когда тот умер через шесть лет, он опять подобрал ей партию, чтоб не засиделась. В этот раз в 11 лет её мужем стал знаменитый великий визирь Ибрагим Паша, начавший карьеру в роли кулинара в императорской хельвахане. Возможно потому, много лет спустя станут так популярны его чаепития с халвой в годы тюльпанового возрождения. Когда брат Эсмы султан Ахмед выдал восставшим янычарам Ибрагима, они не пощадили и его семью... Жила эта несчастная женщина в начале восемнадцатого века.
Вторая, и самая знаменитая принцесса Эсма родилась у одной из жен сластолюбца Абдул-Хамида I в 1778 году. Она была сестрой сразу трех императоров: Селима III, Мустафы IV и Махмуда II. В 14 лет брат Селим выдал её замуж за своего хорошего друга адмирала Хюсейна пашу. А уже в 24 года она осталась вдовой и больше никогда не выходила замуж. Она тесно сошлась с подргой Селима Накшидиль - Марией Эймой де Богарне и его приемным сыном Махмудом. Эсму баловали не смотря на её выходки все три султана. Она была очень богата, владела дворцами на Диван йолу- прежней Месе, Чамлыдже, Мачке и дачей на Кучукчешме. Именно она получила знаменитый особняк на Босфоре в качестве свадебного подарка. Архитектор, построивший его изначально, неизвестен. А вот первым реставратором был Саркиз Бальян.

Эсма отличалась вольными нравами, сама выбирала себе любовников, гуляла, переодетая, по городу, была очень красива. После смерти мамы Махмуда II стала его главной советчицей и наперстницей. Говорят, он не раз сокрушался, что она - не мужчина. А по другим цитатам ясно, что её в качестве возможной претендентки на престол рассматривали даже янычары, пока их всех не уничтожил падишах Махмуд.
После смерти Эсмы в 1848 году особняк на Босфоре достался сестренке Абдулхамида II Джемиле, а позже в нем поселилась принцесса Фатма, дочь султана Мурада V.
Здание ветшало, перестало быть привлекательным и в 1952 году его купил Саффет Баштырмак. Он устроил на первом этаже угольный склад, а на втором столярную мастерскую. Такая смесь и стала причиной пожара, уничтожившего здание почти полностью в 1975 году. И тем не менее после такого пожара его рискнула купить сеть отелей Мармара. Здание укрепили металлическим скелетом. Изнутри он полностью стеклянный, чтобы видны были старые стены, видевшие причудливые вечеринки Эсмы, во время которых она любила поразвлечься с переодетыми в женское платье греческими юнашами...
Сейчас здание сдают на свадьбы и музыкальные представления.. Здесь проходят концерты знаменитого Стамбульского джазового фестиваля.

В 1876 году в результате демонстрации, проведенной студентами, поменялось правительство, а затем был свергнут султан Абдулазиз.

Студенческие движения на протяжении всей истории были пусковым механизмом многих событий. События, которые привели к свержению султана Абдулазиза с престола, были начаты студенческими демонстрациями.

Студенты медресе на улице

Султан Абдулазиз взошел на престол Османского халифата в 1861 году в возрасте 31 год. Брат султана Абдуль Азиза султан Абдуль Маджид в 1839 году провозгласив указ о Танзимате (основные законы Турции) , продолжил политику вестернизации Османского халифата, начатую его отцом. Однако появившиеся в 1854 году внешние долги стали представлять большую опасность для государства.

Приход Султана Абдуль Азиза к власти в 1861 году был связан с большими надеждами народа, особенно люди хотели, чтобы он спас страну от внешних долгов. Султан Абдуль Азиза принялся поднимать экономику страны. Тем не менее, внешние долги государства неуклонно росли. В 1875 году правительство объявило о своем банкротстве.

Воспользовавшись ухудшением состояния экономики, Хусейн Авни Паша, Мутарджим Рушди Паша, Мидхат Паша, Хайрулла афанди, Ахмет Паша Кайсери и Сулейман Паша сформировали против султана Абдуль Азиза хунту.

Первой задачей хунты стало свержение великого визиря Махмуд Недим Паши. Для этого, в первую очередь, нужно было тайно спровоцировать учащихся медресе.

Студенты Румелии имели зуб на великого визиря по причине событий, произошедших в Герцеговине и Болгарии, которые из-за невмешательства государства привели к гибели тысяч мусульман. Западные государства, чтобы поддержать немусульманское меньшинство Османского халифата, приняли меры, направленные на уязвление гордости мусульман. Мидхат Паша раздал и те деньги студентам, которые он взял у менялы тогдашнего визиря Мурада V Христаки афанди.

10 мая 1876 года студенты медресе Фатих, Сулеймание и Баязид, оставив учёбу, вышли на площадь. Они собрались на площадях Фатих и Баязид с лозунгами: «В то время, как права и независимость государства нарушены врагами, не к лицу патриотизму и религиозному объединению заниматься уроками. Мусульмане везде подвержены оскорблениям и мучениям со стороны христиан. Религиозный долг каждого из нас - устранить власти, которые стали причиной этого». Помимо студентов, в демонстрации участвовали некоторые улемы и простой народ. На площади высказывались лозунги и слова против великого визиря и шейх-уль-Ислам. Демонстранты выступали напротив здания шейх-уль-ислама, начальника генштаба, Бабыали (Блистательный порт), а также в Бебеке, на вилле великого визиря у берега моря.

Студенты ночевали на улице

Во время этих событий султан Абдуль Азиза был в своем поместье в Аязаге. Как только султан получил известия о случившемся, он тут же вернулся в дворец Йылдыз. Однако демонстранты дошли и до дворца. Студенты хотели, чтобы шейх-уль-ислам и великий визирь ушли в отставку. Султан, отправив старшего адъютанта, сообщил, что примет требования студентов.

Но несмотря на это студенты не разошлись, а провели ночь на улице. В то же время великий визирь, поменяв шейх-уль-ислама, попытался остаться на своем посту. Тем не менее, на следующий день количество демонстрантов намного возросло. В то время, как Махмуд Недим Паша был в своей резиденции в Бабыали, явился старший адъютант Хафиз Мехмет Бей и потребовал печать великого визиря.

Потеряв пост великого визиря, Махмуд Недим Паша был охвачен страхом. Он не стал садиться на свою повозку, а покинув Бабыали, попытался пройти пешком. Однако недалеко от посольства Ирана он увидел приближающихся студентов- демонстрантов и через нижнюю улицу ударился в бега.

Султан Абдуль Азиза назначил Мутерджим Рушди Пашу на пост великого визиря, на пост главнокомандующего - Хусейн Авни Пашу, министра иностранных дел - Мидхата Пашу, на пост шейх-уль-ислама - Хайруллу афанди. Назначив путчистов на ключевые посты государства, султан Абдулазиз своими руками подписал себе смертный приговор.

Вначале свергли, потом убили

Великий визирь Мутерджим Рушди Паша, министр юстиции Мидхат Паша, шейх-уль-ислам Хайрулла афанди, министр военно-морского флота Ахмет Паша Кайсери, командующий военной академии Сулейман Паша сформировали военную хунту против султана Абдулазиза и после того, как заняли важные посты в государстве, свергнув великого визиря, продолжали свою деятельность для свержения султана.

30 мая 1876 года султан Абдуль Азиза был свергнут в результате переворота. Вместо него взошел на престол султан Мурад V. После того, как султан Абдулазиз был свергнут с престола, ему было нанесено такое оскорбление, с которым доселе не сталкивался ни один султан. Это оскорбление и унижение было направлено не только против султана, но и против матери и жены правителя.

Утром 4-го июня 1876 года прибывшие во дворец Ферие, где султана Абдуль Азиза держали под стражей в своей комнате, нашли его лежащим на земле с перерезанными запястьями в луже крови. С большей долей вероятности можно сказать, что султана Абдуль Азиза убил главнокомандующий Хусейн Авни Паша. Тело покойного султана доставили в полицейский участок, где держали в течение нескольких часов. Врачи, которые пришли, чтобы исследовать тело покойного, не стали проводить точную экспертизу, а только взглянув на разрезанные запястья, сделали заключение, что смерть наступила в результате самоубийства. Затем тело султана поспешно похоронили в гробнице Султана Махмуда в Чаалоглу.

Поступок черкеса Хасана

Основную ответственность за смерть султана Абдуль Азиза была возложена на главнокомандующего Хусейн Авни Паша. О подозрительной смерти султана Абдуль Азиза на улицах Стамбула ходили тысячи слухов, что наносило вред общественному сознанию. В этой среде произошла месть черкеса Хасана.

Черкес Хасан бей, являясь братом третьей жены Султана Абдуль Азиза , не смог простить обиду смерти султана и своей сестры. 16 июня 1876 года он, взяв оружие, совершил налет на совет министров и убил Хусейна Авни Пашу. Раненый черкес Хасан был пойман и повешен на площади Беязид.

Цветок Аллаха

Но когда зима кончалась, к удовольствию султана, наступал весенний праздник, который со временем превратился в фестиваль тюльпанов. Ахмед очень любил цветы - розы, гвоздики (они, как говорили, напоминали его усы), лилии и жасмин. Но в конце концов именно тюльпаны стали предметом его обожания, превзойдя все остальные цветы. По-турецки «тюльпан» звучит как «ляле», и в это вкладывается священный смысл из-за созвучия со словом «Аллах». Отсюда правление Ахмеда III среди потомков известно как ляле деври, или «эпоха тюльпанов».

Тюльпан был диким цветком азиатских степей, устилавшим дороги турок на протяжении веков их миграции на Запад. В XVI веке Бусбек, посол австрийского императора, будучи заядлым ботаником, первым привез тюльпаны на Запад, взяв с собой во Фландрию их луковицы. Европейское название цветка произошло от прозвища, которое дали ему турки: «тулбенд», или «тюрбан», - на фарси. Вскоре после того, как тюльпан был ввезен европейскими купцами и в больших количествах стал разводиться в Голландии, стали известны уже около двенадцати сотен его сортов.

Именно Мехмед IV, отец Ахмеда, был первым, кто вновь вернул тюльпан в Турцию, разбив цветник с несколькими сортами тюльпана в садах сераля. Но первым, кто начал импортировать тюльпаны в больших количествах не только из Голландии, но и из Персии, был сам Ахмед. Разведение тюльпанов в его садах тщательно планировалось, на каждой делянке высаживалась лишь одна разновидность этого цветка.

Праздник весны Ахмеда, праздник тюльпана, проводившегося в садах большого сераля, на время даже затмил своим значением традиционные религиозные праздники мусульман. Он проводился всегда в апреле на протяжении двух вечеров, предпочтительно при свете полной луны. Над частью своих садов султан возвел крышу наподобие оранжереи. Здесь, расположенные на полках, стояли бесчисленные вазы с тщательно отобранными по цвету и форме цветами, с поставленными между ними большими лампами и емкостями из стекла, заполненными разноцветными жидкостями, так что тюльпаны светились как бы идущим изнутри собственным светом. На ветвях деревьев, объединяя оранжерею с вольерой, были развешаны клетки с канарейками и редкими певчими птицами. Султан сидел в центре на троне под шатром имперского павильона, принимая выражения почтения. На следующий вечер развлечения устраивались для дам из гарема, которых султан принимал один, развлекая их музыкой и поэзией, песнями и танцами своих рабов, тогда как черепахи бродили по садам со свечами на панцирях, чтобы освещать тюльпаны. Иногда устраивался «поиск сокровищ» - подобно поиску пасхальных яиц в Европе, - с окрашенными в разные цвета конфетами и безделушками, спрятанными среди цветов, которые женщины гарема искали, перебегая туда-сюда на цыпочках. Ибрагим-паша сам обожал больше всего сорт тюльпанов под названием «голубой жемчуг», предлагая солидное вознаграждение тому, кто смог бы акклиматизировать его, и накрывал эти цветы белой вуалью, чтобы предохранить от солнечных лучей в жаркую погоду.

Тюльпан не только стал заметным мотивом в декоре изразцов и плитки и в других видах декоративного искусства османов - с сопровождающим этот цветок культом весны он стал источником вдохновения для турецких поэтов в то время, когда они начали освобождаться от влияния персидской поэзии, чтобы создать свою собственную, новую музу. Ведущим поэтом времен правления Ахмеда III с его нарядностью и роскошью, галантным обхождением был Недим - «добрый приятель», певец удовольствий с беспечной философией: «Давайте все смеяться и играть, давайте наслаждаться прелестями жизни».

Как образ, тюльпан просуществовал в турецкой поэзии вплоть до республиканской эры XX столетия. «Победа, - писал современный поэт Яхья Кемаль, - это хрупкая красота с лицом розы и поцелуем тюльпана».

Эпоха тюльпанов была больше чем просто мода. По своей сути она знаменовала собой рождение в Османской империи современной эры. В этом образе выразилось начало вхождения страны в мировой процесс, новый этап просвещения, отражавший дух рационального поиска ответов и либеральной реформы. Империя обратилась к Западу, находившемуся в новой фазе научного прогресса, экономического процветания и военной мощи, чтобы найти светский противовес традиционным религиозным ценностям исламского Востока. Тюльпан, таким образом, стал символом расцветавшего под влиянием западной цивилизации турецкого Ренессанса.

Представители Османской династии

1. Осман Гази (1299–1326)

2. Орхан Гази (1326–1362) Отец - Осман Гази, мать - Мал-хатун

3. Мурад I (1326–1369) Отец - Орхан Гази, мать - Нилюфер-хатун

4. Баязид Йылдырым (1389–1402) Отец - Мурад I, мать - Гюльчичек-хатун

5. Мехмед Челеби (1413–1421) Отец - Баязид Йылдырым, мать - Девлет Шаххатун

6. Мурад II (1421–1451) Отец - Мехмед Челеби, мать - Эмине-хатун

7. Мехмед Фатих (1451–1481) Отец - Мурад II, мать - Хюм-хатун

8. Баязид (1481–1512) Отец - Мехмед Фатих, мать - Гюльбахар-хатун

9. Селим Явуз (1512–1520) Отец - Баязид, мать - Айше

10. Сулейман Кануни (1520–1566) Отец - Селим Явуз, мать - Хафза-султан (1520–1534)

11. Селим II (1566–1574) Отец - Сулейман Кануни, мать - Хюррем-султан

12. Мурад III (1574–1595) Отец - Селим II, мать - Нурбану-султан (1574–1583)

13. Мехмед III (1595–1603) Отец - Мурад III, мать - Сафие-султан (1595–1603)

14. Ахмед I (1603–1617) Отец - Мехмед III, мать - Хандан-султан (1603–1605)

15. Мустафа I (1617–1623) Отец - Мехмед III, мать - неизвестна.

16. Осман II (1618–1622) Отец - Ахмед I, мать - Махфирус-султан

17. Мурад IV (1623–1640) Отец - Ахмед I, мать - Кесем-султан (1623–1651)

18. Ибрагим (1640–1648) Отец - Ахмед I, мать - Кесем-султан (1623–1651)

19. Мехмед IV (1648–1687) Отец - Ибрагим, мать - Турхан-султан (1651–1683)

20. Сулейман II (1687–1691) Отец - Ибрагим, мать - Дилашуб (1687–1689)

21. Ахмед II (1691–1695) Отец - Ибрагим, мать - Хатидже Муаззез

22. Мустафа II (1695–1703) Отец - Мехмед IV, мать - Гюльнуш (1695–1715)

23. Ахмед III (1703–1730) Отец - Мехмед IV, мать - Гюльнуш (1695–1715)

24. Махмуд I (1730–1754) Отец - Мустафа II, мать - Салиха Себкати Вали де-султан

25. Осман III (1754–1757) Отец - Мустафа II, мать - Шех-сювар Валидесултан

26. Мустафа III (1757–1774) Отец - Ахмед III, мать - Михришах

27. Абдул-Хамид I (1774–1789) Отец - Ахмед III, мать - Рабиа

28. Селим III (1789–1807) Отец Мустафа III, мать - Михришах

29. Мустафа IV (1807–1808) Отец - Абдул-Хамид I, мать - Айше Синепервер

30. Махмуд II (1808–1839) Отец - Абдул-Хамид I, мать - Накшидил

31. Абдул-Меджид (1839–1861) Отец - Махмуд II, мать - Безми Алем

32. Абдул-Азиз (1861–1876) Отец - Махмуд II, мать - Пертевниял

33. Мурад V (1876) Отец - Абдул-Меджид, мать - Шевкевза

34. Абдул-Хамид II (1876–1909) Отец - Абдул-Меджид, мать - Тиримюжган

СТЕПАН МАЗУР ЦВЕТОК РОМАШКИ …Сразу после разгрома бандеровской боевки в одном из схронов села Дорожева, что недалеко от Дрогобыча, когда был убит сам «районный проводник» ОУН Цяпка, Василий попросил у генерал-майора Александра Николаевича Сабурова разрешения

Из книги Ближнее море автора Андреева Юлия

Дивный цветок Вот говорят, в Сибири мужики рукастые, не то что у нас. Там все широко и на полную катушку – власть далеко, степь широка, лес глух.У художника-иконописца Андрея Буянова было славное детство. И все благодаря отцу.А был он, по словам самого Андрея, детиной