Афанасий Фет – человек, который написал красивое и очень поэтично-романтическое произведение в жанре: стихотворение. Написано оно было в 1877 году.

Вообще, произведение необычно красивое, нежное и даже немного таинственное, ведь оно полно скорбей, но вместе с тем – романтикой, которая явно проскальзывает на протяжении всего стихотворения. Стихотворение имеет некий подсмысл, ведь Фет писал о своих собственных чувствах. Он любил когда-то девушку с обедневшей дворянкой семьи, именно потому он ее и бросил, не захотев из-за этого женится. Но потом он горько пожалел.

Первые строки стихотворения «Сияла ночь. Луной был полон сад…» говорят о том, что два человека, мужчина и женщина, естественно, находятся в старинном доме, где находится рояль, на котором играет женщина, о чем свидетельствует также и ее голос, который с нежностью поет о любви.

Все погружено в темноту, а потому лунный свет пробивается сквозь шторы и падает на двух личностей, которые нежно и романтично смотрятся вместе. Понятно, что их связывают нежные романтичные чувства. Но то, что это была последняя ночь, которую вместе провели влюбленные, свидетельствуют остальные, более последние строки стихотворения: «Ты пела вся, изнемогая от слез…».

Анализ стихотворения 2

Изучив стихотворение «Сияла ночь...» я считаю, что лирический герой в нем является тонкой и чувствительной, а так же максимально искренней личностью. Это отчетливо видно в его желаниях, ведь он хочет жить, чтобы любить, обнимать, плакать над своей возлюбленной. На протяжении всего стихотворения у героя влюбленное настроение, как вначале произведения: «… и струны в нем дрожали, как и сердца у нас за песнею твоей», так и в конце, когда он ее безгранично любит, чувство остается неизменным. Вторым образом в произведении является возлюбленная героя, она прекраснейшая натура, которая в ответ любит героя, ведь когда они вдвоем находились в уединении, она пела ему так, что он хотел жить, чтоб любить ее.

Проблемой стихотворения является то, что два героя безумно любят друг друга, они хотят жить только для этого. Они надеются, что в жизни не будет конца, а цели у нее нет другой. Именно поэтому два героя убеждают себя, что это будет вечно. Но при этом они понимают, что жизнь не бесконечна. Исходя из проблемы можно понять, что жанр стихотворения- элегия, ведь здесь присутствует трагедия. В данном стихотворении преобладают такие изобразительные средства, как олицетворение: «Сияла ночь… Лежали лучи». Строфа построена на амфибрахии. Ритм стихотворения очень медленный, из шестнадцати строчек в нем всего лишь одна ударная, рифма прослеживается очень сложно.

Александр Александрович родился в 1820 году, а выпустил произведение в 1877году. В период написания стихотворения Фету уже шел шестой десяток, а это поздний период жизни. Основной теорией, почему Фет написал это стихотворение является то, что в молодые годы у него была возлюбленная девушка, которая ответила ему тем же. В этом стихотворении он выложил свои воспоминания о таком наслаждении жизнью. Здесь он воспоминает те самые божественные свидания. Вероятно, он хотел выразить свои мысли, что хочет продлить время как можно дольше, но он прекрасно понимает, что шестой десяток уже не шутки, он хочет лишь насладиться этими воспоминаниями о прекрасном, но в горле стоит такой ком от того, что вернуть уже ничего не возможно.

Мне кажется, что это очень взрослое и трогательное стихотворение. На протяжении его прочтения я находился в романтичной атмосфере. Фет искренне передает настоящую любовь к этой девушке, это самая искренняя любовь, которую нельзя подменить.

Вариант 3

Последний из ярких романтиков эпохи «золотого века» Афанасий Афанасьевич Фет был необычной фигурой, впрочем, как и все поэты. На склоне своих лет, во второй период его творчества, в 1877 году он пишет своё стихотворение «Сияла ночь», полное чувств и переживаний. Его он посвятил своей единственной и неповторимой возлюбленной – Марии Лазич. В юном возрасте он полюбил ее, да и она отвечала ему пылкой любовью. Они действительно любили друг друга, это действительно то, что называется «чистыми» чувствами. Но, к сожалению, эта девушка была из бедной семьи и Фет не желал с ней связывать узы брака. После чего случилась трагедия, которая потрясла поэта. Произошел пожар, в каком была Мария. Она скончалась от многочисленных ожогов, которые были несовместимы с жизнью. На мой взгляд именно эта ошибка молодости изменила ход жизни Афанасия Фета. После той трагедии он женился на богатой женщине, но любил он всегда Марию Кузьминичну.

Стихотворение по своей композиции мы можем разделить на две части. В первой части поэт рассказывает о прекрасном пении своей возлюбленной. Будто воспроизводит каждую секунду того одного из многих вечеров, которые они проводили вдвоём наедине со своими чувствами. Строка «лежали лучи у наших ног» повествует нам о том, что влюблённым казалось будто весь окружающий их мир одобрял их отношения, будто весь мир принадлежит им. В конце первой части мы замечаем слова о том, что любимая поёт со слезами. Я полагаю это случилось оттого, что автор уже рассказал Марии о своём, неправильном, как выяснилось позже, решении. Она не верит, что он может так поступить с ней и поёт в надежде на то, что он изменит своё решение и женится на ней, несмотря на её нищету. Сердце поэта подсказывает правильный выбор, но холодный разум одерживает победу, напоминая о финансовых проблемах.

Во второй же части тоже рассказывается о пении, но уже спустя много лет, вторая часть – настоящее время, когда Афанасий Афанасьевич осознал, какую глупую ошибку он сотворил. Он даже отчасти винит себя в её смерти, полагаясь на те факты, что если бы он сделал тогда правильный выбор, то девушка была бы жива… Поэт устал от скучной жизни. Брак по расчёту не сделал его счастливым человеком. В этой томительной жизни его утешали лишь воспоминания о бывалых чувствах, о Марии. И при этом приносили ему огромные душевные боли. В своих стихотворениях, посвящённых Марии Лазич, романтик пишет о надежде встретиться с любимой в загробном мире. Жизнь без неё не приносит ему никакого удовольствия, Фет не видит больше смысла жить и заниматься чем-либо.

Очень печально, я полагаю, осознавать, что потрачено зря столько времени, что они могли бы жить вместе и создать хорошую семью, но из-за одного проступка лишиться такого возвышенного чувства – любви, а вместе с ней и смысла жизни.

Анализ 4

Это стихотворение принадлежит к позднему периоду творчества поэта. Оно было написано в 1877 году. В это время Фет разменял шестой десяток и, как и все старые люди, предавался воспоминаниям и анализировал свою жизнь.

Стихотворение биографично, основано на реальной истории из жизни поэта. В молодости он был влюблен в одну девушку. Это было взаимное и очень сильное чувство. Однако он не женился на ней, а выбрал себе другую избранницу, чтобы стабилизировать свое материальное состояние. К сожалению через пару месяцев возлюбленная поэта умерла, оставив о себе лишь воспоминания. Такая трагическая история.

Стихотворение передает всю горечь не утихающих чувств автора. Он вновь и вновь мысленно возвращается в ночь их последнего свидания, когда двое возлюбленных сидели в ночи за роялем, исполняя песню о своих чувствах. В этот полный печали момент, молодые люди в слезах пытались обнадежить друг друга, уверяя в неизменности чувств, способных сделать их жизнь вечной.

Поэт с горечью отмечает, что с того момента его жизнь словно замерла, стала невыносимо скучной. Каждая минута была томительной тягостью для него вдали от возлюбленной. С течением времени он понял, что жизнь, проведенная в разлуке с любимой, лишена всякого смысла. Это не жизнь, а существование. И никакое богатство не смогут заменить чувства, окрылявшие его когда-то.

Поэтому в ночной тиши герой снова переживает трагический момент их последней встречи. Возлюбленные понимали, что им не суждено больше увидеться. Именно поэтому так часто в стихотворении используется слово плакать. Герою остается только лить слезы, горюя о своем неправильном выборе. Отчасти он ощущает себя виновным в трагической смерти возлюбленной, что добавляет произведению горечи.

Без своей второй половинки герой одинок и несчастен, где бы не находился, в кругу семьи или друзей. Поэтому у него не остается иного выбора, только жить в своих собственных воспоминаниях. Это единственное место, где его возлюбленная жива, и они все еще вместе. Погружаясь в собственные мысли, он сам себя убеждает, что их чувства вечны, а потому способны победить смерть. И этот краткий печальной последней встречи будет жить вместе с ним, словно ничего плохого никогда не случалось, и он сделал правильный выбор.

Анализ стихотворения Сияла ночь. Луной был полон сад по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Нежнее нежного Мандельштама

    Стихотворение написано поэтом в 1909 году. Некоторые источники утверждают, что позже ― в 1916 году. В тот момент Мандельштам находился в Москве и встретился с Мариной Цветаевой. Поэт был влюблен в нее и написал это стихотворение.

  • Анализ стихотворения Я тебе ничего не скажу Фета

    Афанасий Фет, человек, будучи, являясь поэтом своего времени, написал произведение, название которого нет, но есть начальные строки, которые и называют стихотворение «Я тебе ничего не скажу…».

  • Анализ стихотворения Тютчева Неохотно и несмело 6 класс

    Федор Тютчев – человек, тонко чувствующий ту еле ощущаемую грань между прекрасным и всем бытовым в нашей жизни. Мир полон красоты – просто нужно уметь замечать все ее проявления в нашем крошечном мире.

  • Анализ стихотворения Как беден наш язык! Фета

    Произведение является составной частью позднего лирического творчества поэта и по жанровой направленности относится к философским размышлениям.

  • Анализ стихотворения Пушкина Узник 6 класс

    Александр Пушкин посвятил данное стихотворение моменту своей жизни, когда он вынужден был находиться в Кишиневе. Поэт был отправлен туда на службу в канцелярии

Стихотворение «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», анализ которого мы проведем, написано во второй период творчества Фета (1870-е годы), когда в настроении его лирического героя исчезает жизнеутверждающая тенденция из-за острого ощущения дисгармонии между идеальным представлением о красоте и влиянием земного «безумного» мира («О, не вверяйся ты шумному...», 1874— 1886).

Точная датировка стихотворения (2 августа 1877) обусловлена тем, что в нем отражено реальное впечатление от пения Т.А. Кузминской (сестры С.А. Толстой — жены писателя). Ее голос казался необыкновенным и Л.Н. Толстому, в связи с чем стал прототипической основой в характеристике центрального женского образа романа «Война и мир» (1863—1869). Наташа Ростова, начав «серьезно петь», даже «знатоков-судей» заставляет молча наслаждаться и «только желать еще раз услыхать» ее («Война и мир». Т. 2, ч. 1, гл. 15).

Стихотворение Фета «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…» включает множество достоверных деталей, позволяющих увидеть сад за окнами, гостиную, рояль, фигуру певицы, поющей всю ночь, «до зари, в слезах изнемогая», о любви. Картину дополняет психологическая конкретика:

И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

Это чудное мгновение вспоминается лирическому герою и через много лет. В четырехстрофном стихотворении Фета, как и в послании Пушкина «К****», выделяются две части. В первой — воспроизводится воспоминание, во второй — перед лирическим героем возникает образ возлюбленной, он вновь слышит звучный голос, навевающий думы о жизни и жажду любви. Ощутимость впечатлению придает повтор характеристики переживания, охватывающего его, как тогда, до самозабвения, разгоняя томление и скуку.

Голос — образ из пушкинского стихотворения («Звучал мне долго голос нежный...» — строфа 2), однако у Фета в нем сконцентрировано не только любовное переживание, но и ощущение, не менее дорогое для его лирического героя. Его жизнь озаряет, помимо чувства, стремление к творчеству, восприятие откровений искусства, которое «все раскрыто» («Рояль был весь раскрыт...» — строфа 1) человеку. Начало стихотворения «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», анализ которого нас интересует, указывает еще на один реминисцентный источник, особенно важный для решения этой темы. В незавершенном произведении Пушкина «Египетские ночи» (1835) импровизация героя, охваченного «чудным огнем» вдохновения, почувствовавшего вдруг «приближение Бога», открывается также мотивом сияния («Чертог сиял. Гремели хором/Певцы...»). В стихотворении Фета «Сияла ночь», свет луны, так же как и сверкание «пышного пира» у Пушкина, затмевается блеском личности — красотой Клеопатры и проявлениями творческого дара певицы. Он возносит слушателей над реальностью, открывает им высшую правду, состоящую в том, что «жизни нет конца», а ее целью является воплощение прекрасного Замысла, Божественной истины. Душевное напряжение лирического героя, вновь услышавшего «вздохи эти звучные», настолько велико, что он готов рыдать, плакать, клясться в верности идеалу («только веровать в рыдающие звуки») и отдать все силы любви.

Художественное создание оказывается центральным предметом в стихотворении, а обрисовать его необычайно трудно, так как оно не оставило материальных следов: пение смолкло на заре. Дрожали струны, бились сердца (строфа 1), хотелось жить (строфа 2), но существование осталось томительным и скучным (строфа 3), музыка «веет», парит над ним, недоступная, как идеал. Можно только передать вызванные ею ощущения: она волнует, вызывает эмоциональный подъем, внутренний трепет, о чем помнится «много лет». Сама судьба препятствует тому, чтобы наслаждение прекрасным продлилось, настает день — иллюзия рассеивается («Ты пела до зари...» — строфа 2).

Понимание мгновенности бытия, бессилия искусства, недостижимости идеала обусловливает трагическую ноту в настроении лирического героя. Ее передает образ слез (в слезах изнемогает певица — строфа 2, плачут над ней слушатели, впитывая «рыдающие звуки» — строфы 2,4). Однако в переживании нет безысходности, так как плач выдает волнение, сопутствующее интенсивной жизни духа. Трагичность снимается и философской оценкой происходящего, в отличие от материальных «целей» («и цели нет иной» — строфа 4), приносящих обиды, жгучие муки, погружение в область прекрасного освобождает от всевластия судьбы, приобщает к вечности. Ощутимость такому философскому выводу придает то, что в контексте стихотворения он предстает итогом размышлений над рождающимся на глазах произведением искусства. Человек способен прорваться к миру идеала, обрести истинную жизнь, вызывающую слезы восторга.

Звучание текста выявляет органичность оценки и эмоциональную доминанту. Вывод возникает на пике восходящей интонации: с третьей строчки второй строфы начинается перечисление последствий художественного впечатления (четырехкратное повторение союза «и»). В душе, благодаря ему, пробуждается жажда жизни и любви. Над ней не властны годы. Она возрождается при первых звуках голоса, снова побеждающего ночную тишину. Музыка заглушает (даже если звучат ноты тихие, как вздохи) гром решений судьбы, несущих обиду и муку:

И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,

Что ты одна — вся жизнь, что ты одна — любовь,

Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки...

Союз «а» соединяет высказывания, показывая, что восходящей интонации нет конца, как и жизни, несмотря на препятствия и противоречия:

А жизни нет конца, и цели нет иной,

Как только веровать в рыдающие звуки...

Дополнительно к союзам в начале строчек появляются еще четыре «и» в середине, выявляющие открытость, незаконченность мысли, являющейся субъективно выбранным фрагментом обобщения.

В завершение подъема появляется мотив любви, чувство и становится смысловым итогом. Оно обращено к той, кто побуждает дрожать и возноситься сердца людей, совершает волшебные превращения в лирическом герое:

Тебя любить, обнять и плакать над тобой !

Значение слова усилено повтором, восклицанием, смысловым акцентом — проявления чувства переполняют душу, что выражается в новом нанизывании признаков.

Интонационные средства выразительности, таким образом, способствуют проявлению наиболее значимых аспектов в содержательном плане. Связь со смысловым наполнением стиха заметна и на фоническом уровне. Инструментовка стихотворения дополняет важные для создания впечатления детали: «Рояль был весь раскрыт», «струны в нем дрожали», «Ты пела до зари», слушатели были восхищены «песней» (в оригинале «песнию»). Музыка звучит в стихотворении, благодаря ассонансам на «о» (ночь, луной, полон,— слова, образующие в первой строчке внутреннюю рифму, созвучны мужским рифмам строф 2—4, где звучат самые значимые слова — любовь, тобой), «а» (женские рифмы строф 1—2), «у» (женские рифмы в четверостишиях 3—4), сквозным повторам «и» (лучи, зари, жить, томительных, обид, жизни и, главное, ключевое слово в четверостишиях 2 и 4 — любить), «е» (мужская рифма первого четверостишия: огней — твоей, пела, лет, веет, двукратное нет, веровать). Послушайте эти ноты, создающие эмоциональную атмосферу стихотворения, сами, прочитав его вслух, и убедитесь в их внесмысловой значимости. Даже если не пытаться связать их с содержательной стороной, нельзя не заметить, что в них действительно «веет» (строфа 3) музыка.

Благодаря мастерству поэта, наполнившего ею многостопные, тягучие строчки стиха, произведение воспринимается как песня о любви. Ее красота создается фоническим повтором сочетания гласных с сонорными «л» и «н», заметным уже в первых строчках:

Сияла но чь. Луной был полон сад. Лежали

Лу чи у на ших ног в гостиной без огней .

Он задает тон, его отзвуки слышатся и в дальнейшем:

Что ты одна лю бовь, что не т лю бви иной ...

Тебя лю бить, обня ть и пла кать над тобой.

А жизни не т кон ца, и цели не т иной ...

Его дополняет слияние гласных с полугласным, певучие сочетания звуков выделяются на контрастном фоне вибрирующих, взрывных, шумных согласных. Не стоит искать прямой зависимости смысла от звучания текста, но очевидно, что музыкальными средствами можно выразить то, что не передать словами. В эмоциональной окраске стихотворения Фета «Сияла ночь», анализ которого нас интересует, проявляется доминирование стремления лирического героя к красоте, невзирая на его несоответствие законам земного мира, конечного, томительного, обрекающего на обиду и жгучую муку того, кто пытается за ними разглядеть сияние вечного идеала.

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали

Лучи у наших ног в гостиной без огней.

Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,

Как и сердца у нас за песнию твоей.

Ты пела до зари, в слезах изнемогая,

Что ты одна - любовь, что нет любви иной,

И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

И много лет прошло, томительных и скучных,

И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,

Что ты одна - вся жизнь, что ты одна - любовь.

Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,

А жизни нет конца, и цели нет иной,

Как только веровать в рыдающие звуки,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой!

Источники текста

Первая публикация - в составе первого выпуска прижизненного сборника поэзии Фета «Вечерние огни»: Вечерние огни. Собрание неизданных стихотворений А. Фета. М., 1883. Выпуск второй неизданных стихотворений А. Фета. М., 1885. Автограф ранней редакции стихотворения в так называемой тетради II (шифр: 14167. LXXIXб.1), хранящейся в рукописном отделе Института русской литературы (Пушкинского Дома) Российской академии наук; другой автограф стихотворения, с заглавием «Опять», - в письме Фета графу Л.Н. Толстому от 3 августа 1877 г. (Государственный музей Л.Н. Толстого), где сообщается: «Посылаю вам вчера написанное стихотворение» (цит. по: (Примечания. Сост. М.А. Соколова и Н.Ню Грамолина // Фет А.А. Вечерние огни. М., 1979. С. 664).

Варианты автографа-тетради (в квадратные скобки заключены отвергнутые автором черновые варианты.). Первая строка: «[Царила] ночь. Луной был полон сад, - лежали» (окончательный вариант строки - такой же, как в печатном тексте); вариант шестой строки (в письме графу Л.Н. Толстому): «Что ты одна любовь и нет любви иной». Первый вариант седьмой строки: «И так хотелось жить, чтоб вечно, дорогая»; второй - «И так хотелось жить, чтоб только, дорогая» (этот вариант содержится и в автографе из письма графу Л.Н. Толстому»); одиннадцатая строка: «И [раздается вновь] во вздохах этих звучных» (окончательный вариант строки - такой же, как в печатном тексте); пятнадцатая строка: «Как только веровать в ласкающие звуки» (этот вариант содержится и в автографе-тетради, и в письме графу Л.Н. Толстому). (См. варианты в изд.: Фет А.А. Вечерние огни. С. 442).

Место в структуре прижизненных сборников

В составе первого выпуска «Вечерних огней» стихотворение открывает раздел «Мелодии» (см. состав раздела в изд.: Фет А.А. Вечерние огни. С. 42-55); тексты, включенные в этот раздел, объединяет мотив песни, пения - реального, сопровождаемого музыкальным аккомпанементом (как в «Сияла ночь. Луной был полон сад; лежали…» и в «Прежние звуки, с былым обаяньем…», пение соловья в стихотворении «В дымке-невидимке…»), воображаемого («Чудную песню я слышал во сне…» в стихотворении «“Что ты, голубчик, задумчив сидишь…”»), метафорического (речь звезды в стихотворении «Одна звезда меж всеми дышит…», «рыданья» осенней ночи и «речи благовонные» «благосклонной феи» в стихотворении «Истрепалися сосен мохнатые ветви от бури…», «бескрылая песня» в сердце героя стихотворения «Как ясность безоблачной ночи…»). В ряде стихотворений раздела («Солнце нижет лучами в отвес…», «Месяц зеркальный плывет по лазурной пустыне…», «Забудь меня, безумец исступленный…», цикл «Romanzero») мотива пения или музыки и соответствующих им образов нет, отнесение этих стихотворений к «мелодиям» объясняется особенной инструментовкой, установкой на напевность («Месяц зеркальный плывет по лазурной пустыне…») и эмоциональным тоном стихотворений (музыкальность как импрессионистичность, «звучание» души).

В плане неосуществленного нового издания, составленном Фетом в 1892 г., стихотворение «Сияла ночь. Луной был полон сад; лежали…» также включено в раздел «Мелодии» (см. состав раздела в изд.: Фет А.А. Полное собрание стихотворений / Вступ. ст., подг. текста и примеч. Б.Я. Бухштаба. Л., 1959 («Библиотека поэта. Большая серия. Второе издание»). С. 167-202), который был при этом существенно расширен. Основу «Мелодии» составили стихотворения, объединенные в этот раздел еще в сборнике 1850. В ряде стихотворений раздела содержатся мотивы пения и музыки; не только в предметном (как в стихотворениях «Певице», 1857, «Бал», 1857, «Шопену», 1882), но и в метафорическом плане (как «таинственный хор» звезд в «Я долго стоял неподвижно…», 1843, как «стонущие» и «воющие» создания воображения в стихотворении «Полуночные образы реют…», 1843, как «крылатые звуки» вдохновения из «Как мошки зарею…», 1844, или другие знаки вдохновения - «томный звон струны» и «звонкий рой звуков» из «Нет, не жди ты песни страстной…», 1858). Но во многих стихотворениях («Ярким солнцем в лесу пламенеет костер…», «Свеча нагорела. Портреты и тени…», «Сны и тени…», «Только в мире и есть, что тенистый…», «В лунном сиянии», «На рассвете», «Сплю я. Тучки дружные…», «Только месяц взошел…», «Люби меня! Как только твой покорный…» и других) этих мотивов нет. «Мелодия» понимается Фетом как проявление или другое имя красоты и любви, как особенное настроение. Таков принцип группировки стихотворений в цикл-раздел.

Автобиографическая основа стихотворения

Стихотворение «Сияла ночь. Луной был полон сад; лежали…» навеяно впечатлением от пения Т.А. Кузьминской (в девичестве Берс, 1846-1925), сестры графини С.А. Толстой - жены графа Л.Н. Толстого. В воспоминаниях Т.А. Кузьминской описан эпизод, отраженный в стихотворении Фета, которое он подарил ей следующим утром. После обеда в имении Д.А. Дьякова Черемошне Т.А. Кузьминская пела, в частности романс Булахова «Крошка» на стихи Фета. «Было два часа ночи, когда мы разошлись. На другое утро, когда мы все сидели за чайным круглым столом, вошел Фет и за ним Марья Петровна (жена поэта. - А. Р. ) с сияющей улыбкой. Они ночевали у нас. Афанасий Афанасьевич, поздоровавшись со старшими, подошел молча ко мне и положил около моей чашки исписанный листок бумаги. - Это вам в память вчерашнего эдемского (райского. - А. Р. )вечера. - Заглавие было - “Опять”» (Кузьминская Т.А. Моя жизнь дома и в Ясной Поляне. Тула, 1964. С. 404-405).

Согласно воспоминаниям Т.А. Кузьминской, это произошло в 1866 г. Вечер действительно был в 1866 г., как свидетельствует письмо графа Л.Н. Толстого Т.А. Берс (Кузьминской) и Д.А. и А.Д. Дьяковым от 25 мая 1866 г. (см.: Примечания. Сост. М.А. Соколова и Н.Ню Грамолина. С. 664). Б.Я. Бухштаб указал на ошибку памяти мемуаристки: слова «И много лет прошло, томительных и скучных» свидетельствуют, что стихотворение было написано спустя значительное время после вечера, когда Т.А. Кузьминская пела романсы; о написании стихотворения 2 августа 1877 г. говорит письмо Фета графу Л.Н. Толстому от 3 августа того же года. По мнению комментатора, «воспоминание об описанном» в воспоминаниях Т.А. Кузьминской «вечере вдохновило Фета, очевидно, когда он, через много лет, вновь услышал пение Кузьминской» (Бухштаб Б.Я. Примечания // Фет А.А. Полное собрание стихотворений. Л., 1959. С. 740).

Композиция. Мотивная структура

Стихотворение состоит из четырех строф, но «четыре строфы ясно распадаются на 2+2» (Эйхенбаум 1922 - Эйхенбаум Б. Мелодика русского лирического стиха. Петербург, 1922. С. 171). Первые две строфы рассказывают о первом пении героини, третья и четвертая строфы - о втором исполнении ею песни спустя много лет. И первая, и вторая часть завершаются одной и той же строкой: «Тебя любить, обнять и плакать над тобой», правда, по-разному пунктуационно завершенной (в первом случае точкой, во втором - с целью эмоционального усиления - восклицательным знаком). Стихотворение «Сияла ночь. Луной был полон сад; лежали…» принадлежит к типу «композиции, расчленяющей стихотворение на две смысловые части - повторение последней строки второй строфы в конце четвертой (завершающей) строфы <…>» (Ковтунова И.И. Очерки по языку русских поэтов. М., 2003. С. 77). Симметрическая композиция свойственна многим стихотворениям Фета: (ср.: Там же. С. 76).

Композиционно фетовское стихотворение похоже на «Я помню чудное мгновенье…» А.С. Пушкина: «В обоих стихотворениях повествуется о двух встречах, двух сильнейших повторных впечатлениях», показательно первоначальное заглавие стихотворения - «Опять», - напоминающее пушкинскую строку «И вот опять явилась ты». Но есть и отличие: «У Пушкина - два виденья , у Фета - два пения » (Благой Д.Д. Мир как красота (О «Вечерних огнях» А. Фета) // Фет А.А. Вечерние огни. С. 575-576).

Как и у А.С. Пушкина, в стихотворении Фета две чудесные встречи противопоставлены разделяющим их «томительным и скучным годам», лишенным преображающей красоты и любви.

Сходство двух частей стихотворения Фета сочетается со значимым различием: первая часть открывается пейзажной зарисовкой, в то время как во второй дается лишь краткая характеристика обстановки: «в тиши ночной». Таким образом, ночной пейзаж в первой части служит своеобразной экспозицией ко всему тексту. Кроме того, если в первой части утверждается тождество песни и певицы с любовью, то во второй - еще и тождество со «всей жизнью», и декларируется представление о жизни как несомненном счастье и благе («нет обид судьбы и сердца жгучей муки»), и самоценность красоты и любви, которые становятся предметом эстетического культа, веры («цели нет иной, / Как только веровать в рыдающие звуки, / Тебя любить, обнять и плакать над тобой»).

О связи любви и красоты, прежде всего музыкальной, поэт писал в автобиографическом рассказе «Кактус» (1881): «Напрасно вы проводите такую резкую черту между чувством любви и чувством эстетическим, хотя бы музыкальным. Если искусство вообще недалеко от любви (эроса), то музыка, как самое между искусствами непосредственное, к ней всех ближе» (Фет А. Стихотворения. Проза. Письма / Вступ. ст. А.Е. Тархова; Сост. и примеч. Г.Д. Аслановой, Н.Г. Охотина и А.Е. Тархова. М., 1988. С. 260).

Основной мотив и идея стихотворения - преображающая сила искусства, песни и музыки, которые мыслятся как высшее выражение, квинтэссенция, средоточие бытия. Искусство, песня неразрывно связаны с женской красотой и любовью: слезы восторга и восхищения вызывают и пение, и звуки музыки, и поющая. При их восприятии звуки, исполнительница и слушатель и созерцатель как бы становятся одним целым, свидетельство чего - повторяющийся мотив - рыданий - слез - плача: «рыдающие звуки», она, изнемогающая «в слезах», он, готовый «плакать». Но одновременно между нею и слушающим песню сохраняется и некоторая дистанция: он боится нарушить ее пение и самую жизнь своим звуком («хотелось жить <…> звука не роняя»).

Музыка и неразрывно связанное с ней пение в трактовке Фета осмыслялись как «гармоническая сущность мира» Фета (Благой Д.Д. Мир как красота. С. 594). О напевах цыганских песен герой автобиографической повести Фета «Кактус» (1881) замечает: «Эти звуки не приносят ни представлений, ни понятий; на их трепетных крыльях несутся живые идеи» (Фет А. Стихотворения. Проза. Письма. С. 258).

Для Фета «музыка хранит в себе тайну о некой первоначальной связанности и слитности всех, самых противоположных, вещей и явлений мира» (Тархов А.Е. «Музыка груди» (О жизни и поэзии Афанасия Фета) // Фет А.А. Сочинения: В 2 т. М., 1982. Т. 1. С. 32, как философская параллель и ключ к такому пониманию музыки названа книга А.Ф. Лосева «Музыка как предмет логики»).

А.Ф. Лосев так определял философское значение музыки: «Это - подвижное единство в слитости, текучая цельность во множестве. Это - всеобщая внутренняя текучая слитность всех предметов, всех возможных предметов. Оттого музыка способна вызывать слезы - неизвестно по поводу какого предмета; способна вызывать отвагу и мужество - неизвестно для кого и для чего; способна внушать благоговение - неизвестно к кому. Здесь все слито, но слито в какой-то нерасчленимой бытийственной сущности»; «она - безумие, живущее исполински-сильной жизнью. Она - сущность, стремящаяся родить свой лик. Она - невыявленная сущность мира, его вечное стремление к Логосу (высшему смыслу. - А. Р. ), и - муки рождающегося Понятия»; для музыки характерен «п р и н ц и п н е р а з д е л ь н о й о р г а н и ч е с к о й с л и т о с т и в з а и м о п р о н и к н у т ы х ч а с т е й б ы т и я »; «в особенности разительна слитость в музыке страдания и наслаждения. Нельзя никогда сказать о музыкальном произведении, чтó оно вызывает, страдание или наслаждение. Люди и плачут и радуются от музыки одновременно. И если посмотреть, как обыкновенно изображается чувство, вызываемое музыкой, то в большинстве случаев всегда можно на первом плане заметить какую-то особенную связь удовольствия и страдания, данную как некое новое и идеальное их единство, ничего общего не имеющее ни с удовольствием, ни с страданием, ни с их механической суммой» (Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики // Лосев А.Ф. Из ранних произведений. М., 1990. С. 211, 214, 230, 232).

В письма графине С.А. Толстой от 23 января 1883 года, проводя параллель между музыкальными тактами и метром в стихе, Фет упоминает имя древнегреческого философа Пифагора, который видел в музыке основу мироздания, бытия: «Узнаю я его (графа Л.Н. Толстого. - А. Р. ) и в его проповеди против поэзии и уверен, что он сам признает несостоятельность аргумента, будто бы определенный размер и, пожалуй, рифма мешают поэзии высказаться. Ведь не скажет же он, что такты и музыкальные деления мешают пению. Выдернуть из музыки эти условия значит уничтожить ее, а между прочим, этот каданс Пифагор считал тайной душой мироздания. Стало быть, это не такая пустая вещь, как кажется. Недаром древние мудрецы и законодатели писали стихами» (Фет А.А. Сочинения: В 2 т. Т. 2. С. 312).

Эти идеи и образы были распространены и в немецкой романтической литературе. «В эпоху романтизма музыка понимается как музыка самого бытия - или нечто общее, лежащее в основе бытия, его пронизывающее, связывающее его в единое целое. Отсюда поиски музыкального во всех искусствах <…>» (Михайлов А.В. О Людвиге Тике // Тик Л. Странствия Франца Штернбальда / Изд. подгот. С.С. Белокриницкая, В.Б. Микушевич, А.В Михайлов. М., 1987 (серия «Литературные памятники). С. 320). Показательно, например, высказывание Киприана, одного из героев «Серапионовых братьев» Э.Т.А. Гофмана, о «чудных, таинственных звуках, пронизывающих всю нашу жизнь и служащих для нас как бы отголоском той дивной музыки сфер, которая составляет самую душу природы» (Гофман Э.Т.А. Серапионовы братья: Сочинения: В 2 т. / Пер. с нем. А. Соколовского под ред. Е.В. Степановой, В.М. Орешко. Минск, 1994. Т. 1. С. 207).

Священник П.А. Флоренский давал такое философское толкование фетовской музыкальности: «Но есть звуки Природы, - все звучит! - звуки менее определенные, из глубины идущие звуки; их не всякий слышит и отклик на них родится трудно. Чайковский писал о даре, присущем музыканту, “в отсутствии звуков среди ночной тишины слышать все-таки какой-то звук, точно будто земля, несясь по небесному пространству, тянет какую тону низкую басовую ноту”.Кáк назвать этот звук? Кáк назвать <…> музыку сфер (небес. - А.Р. )? Как назвать реющие и сплетающиеся, звенящие и порхающие звуки ночи, которыми жили Тютчев и, в особенности, Фет?» (Флоренский П.А.. Мысль и язык. 3. Антиномии языка // Флоренский П.А. Сочинения: В 2 т. М., 1990. Т. 2. У водоразделов мысли. С. 167, выделено в оригинале).

П.А. Флоренский замечал, что «поэзия Фета, запинающаяся, с неправильным синтаксисом, и порою непрозрачная в своем словесном одеянии, давно уже признана как род “за-умного (так! - А. Р. ) языка”, как воплощение за-словесной силы звука, наскоро и лишь приблизительно прикрытого словом» (Там же. С. 169).

Искусство любовь, приравненные к самой жизни, вечны («жизни нет конца») и противостоят бегу времени, «томительным и скучным годам»; две встречи, два пения мыслятся как варианты одного вечного события.

Невозможно согласиться с утверждением, что в стихотворении «понимание бессилия искусства обусловливает трагическую окраску переживаний лирического героя» (Буслакова Т.П. Русская литература XIX века: Учебный минимум для абитуриентов. М., 2005. С. 240). Слезы в фетовском произведении - слезы не бессилия, полноты чувств. В таком значении это слово часто встречается у Фета: «Эти грезы - наслажденье! / Эти слезы - благодать!» («Эти думы, эти грезы…», 1847); «Травы в рыдании» («В лунном сиянии», 1885); «Росою счастья плачет ночь» («Не упрекай, что я смущаюсь…», 1891), «тихая слеза блаженства и томленья» («Нет, даже не тогда, когда, стопой воздушной…», 1891). Такая трактовка слез характерна для романтической традиции. Примеры - «слезы» в пушкинском «Я помню чудное мгновенье…» или запись в дневнике В.А. Жуковского: «Удивительный вечер на берегу озера, тронувший душу до слез: игра на водах, чудесное изменение, неизъяснимость» (запись от 27 августа 1821; цит. по: Веселовский А.Н. В.А. Жуковский. Поэзия чувства и «сердечного воображения» / Научная ред., предисл., переводы А.Е. Махова. М., 1999. С. 382).

Образный строй. Лексика

В стихотворении сплетены образы из нескольких смысловых сфер: природы (лунная ночь, переходящая в занимающуюся утреннюю зарю), музыки (раскрытый рояль, дрожащие струны), пения («рыдающие звуки», «вздохи <…> звучные», «голос»), чувств поющей и ей внимающих, прежде всего лирического «я» (дрожащие сердца, желание любви и плача).

Парадоксален образ, открывающий стихотворение - оксюморон ‘светлая, сияющая ночь’ вместо привычного ‘темная ночь’ («Сияла ночь). Таким образом, стихотворение открывается картиной чудесно преображенной природы, которая словно предвещает преображающую музыку и песню. Упоминание о залитом луной саде размыкает пространство вовне, за пределы дома; сад как будто становится одним из слушателей песни и музыки. Семантика размыкания, «раскрытия» затем повторена в составном именном сказуемом, отнесенном к роялю: он «был весь раскрыт». Очевидно, для Фета важно не предметное указание на поднятую крышку рояля (в этом нет ничего необычного, кроме того, местоимение «весь» в таком случае попросту ненужно: рояль может быть или «раскрыт», или «закрыт»). Для Фета важны дополнительные, обусловленные контекстом оттенки значения: «раскрыт», как «раскрываются» навстречу пению душа, сердце, слух). Предметное словосочетание «струны <…> дрожали» соотнесено с метафорой «[дрожали] сердца». (Ср. аналогичную метафору: «И грудь дрожит от страсти неминучей» («Знакомке с юга», 1854); ср. также: «И молодость, и дрожь, и красота» (поэма «Студент», 1884).) Таким образом, с одной стороны, рояль наделяется одушевленностью, «сердечностью», а с другой - сердца внимающих песни уподоблены музыкальному инструменту; музыка не только звучит извне, но и как бы льется прямо из сердец. (Ср.: «Я звука душою / Ищу, что в душе обитает» («Как отрок зарею…», 1847), душа «звучно затрепещет, как струна» («Сонет», 1857)).

Заря также не только предметна, но и наделена метафорическими оттенками значения: она ассоциируется с пробуждением и преображением души. Движение времени от ночи к утренней заре символизирует возрастание чувства, вдохновенного восторга поющей и ее слушателей. Подобным образом представлено движение времени и изменения в пейзаже (от лунной ночи к утренней заре) и в стихотворении «Шепот, робкое дыханье…».

По справедливому замечанию И.И. Ковтуновой, в изображении природы «преобладают у Фета образы ночи и зари. Ключевые слова - образы - дрожание, трепет как состояние природы и соответствующее ему состояние души поэта. Трепет сердца вызывает и музыка, и песня <…>» (Ковтунова И.И. Очерки по языку русских поэтов. М., 2003. С. 81, здесь же примеры из поэтических текстов).

Поэтический словарь стихотворения включает лексемы, повторяющиеся в фетовской лирике: «сияла», «дрожали» (в метафорическом значении или с метафорическими оттенками смысла), «звук» (как обозначение музыки, поэзии, истинной жизни), «вздох» (в метафорическом значении или в прямом, но с дополнительными оттенками смысла - как знак жизни, выражение души, поэзии), «рыдающие» (преимущественно в метафорическом значении, чаще как выражение восторга, чем горя).

Эта лексика вообще характерна для лирики Фета. Вот некоторые параллели.

СИЯТЬ / СИЯНИЕ. В стихотворение «В лунном сиянии», 1885, в котором, помимо заглавия, слова «в лунном сиянии» повторяются трижды - в конце каждого из трех четверостиший.

ДРОЖАТЬ. «И грудь дрожит от страсти неминучей» («Знакомке с юга», 1854), «В эфире песнь дрожит и тает» («Весна на дворе», 1855), «Они дрожат» (о березах - «Еще майская ночь», 1857); «дрожащие напевы» («Теперь», 1883), «Душа дрожит, готова вспыхнуть чище» («Еще одно забывчивое слово…», 1884), «Задрожали листы, облетели…» (1887), «Опавший лист дрожит от нашего движенья…» (1891). Если учитывать употребление близкого по смыслу слова «трепет» и однокоренных, то число примеров будет намного больше.

ЗВУК. Метафора творчества для Фета - песня и синонимичный ей звук. Так, он пишет: «Песня в сердце, песня в поле» («Весна на юге», 1847); «Воскресну я и запою» («9 марта 1863 года», 1863), «Как лилея глядится в нагорный ручей, / Ты стояла над первою песнью моей» («Alter ego» [«Второе я. - лат. - А. Р. ], 1878), «И мои зажурчат песнопенья» («День проснется - и речи людские…», 1884); «И, содрогаясь, я пою» («Нет, я не изменил. До старости глубокой…», 1887, тридцать шестое стихотворение из третьего выпуска «Вечерних огней»); «Тоскливый сон прервать единым звуком» («Одним толчком согнать ладью живую…», 1887); «Прилетаю и петь и любить» («За горами, песками, морями…», 1891, стихи - от лица весенней птицы, но символизирующей лирическое «я»).

Очень показательно, что зрительные и осязательные впечатления у Фета часто «переводятся» в звуковые, становятся частью звукового кода, восприятия мира в звуках: «хор облаков» («Воздушный город», 1846); «Я слышу трепетные руки» («Шопену», 1882), строка повторена в стихотворении «На кресле отвалясь, гляжу на потолок…», 1890); «Ласки твои я расслышать хочу» («Гаснет заря в забытьи, в полусне», 1888). Звуки могут выступать в роли «аккомпанемента» основной темы: «А за тобой - колеблемый движеньем, / Неясных звуков отстающий рой» («Во сне», 1890).

Говори душе моей;

Что не выскажешь словами -

Не надо понимать слово звук в узком его значении: «Что значит “звуком на душу навей?” Подбор звуков, звукоподражание? Не только это. Слово “звук” у Фета имеет широкий смысл; тут не частные особенности имеются в виду, а принцип поэтического творчества вообще. “Рассудочной” поэзии противопоставляется “песня”, логическому принципу - “музыкальный”.

Признаком песни Фет считает такие изменения значения и назначения слова, при которых оно становится выразителем не мысли, но чувства» (Бухштаб Б.Я. Фет. С. 42).

ВЗДОХ. «Так дева в первый раз вздыхает <…> И робкий вздох благоухает» («Первый ландыш», 1854), «Вздохи дня есть в дыханьи ночном» («Вечер», 1855), «Так дева в первый раз вздыхает <…> И робкий вздох благоухает» («Первый ландыш», 1854), «вздох ночной селенья» («Это утро, радость эта…», 1881 (?)), «Я слышал твой сладко вздыхающий голос» («Я видел твой млечный, младенческий волос…», 1884), «О, я блажен среди страданий! / Как рад, себя и мир забыв, / Я подступающих рыданий / Горячий сдерживать прилив!» («Упреком, жалостью внушенным…», 1888), «Так и по смерти лететь к вам стихами, / К призракам звезд буду призраком вздоха» («Угасшим звездам», 1890).

РЫДАТЬ. «Изрыдалась осенняя ночь ледяными слезами», «рыданья ночные» («Истрепалися сосен мохнатые ветви от бури…», конец 1860-х гг. (?)), «Травы в рыдании» («В лунном сиянии», 1885). Если учитывать употребление близкого по смыслу слова «плач» и однокоренных, то число примеров будет намного больше.

Метр и ритм

Стихотворение написано шестистопным ямбом. Метрическая схема шестистопного ямба: 01/01/01/01/01/01 (для нечетных строк в стихотворении Фета: 01/01/01/01/01/01/0). Рифмовка, как обычно у Фета, перекрестная (АБАБ); нечетные строки соединены женской рифмой, четные - мужской. Характерная для этого размера обязательная цезура после шестого слога, делящая стих на два равных трехстопных полустишия, есть и в этом стихотворении: «Лучи у наших ног / в гостиной без огней» (6 + 6 слогов) или: «Рояль был весь раскрыт, / и струны в нем дрожали» (6 + 7 слогов). Исключение - первая строка, в которой поэтическая традиция диктует сделать паузу - цезуру после слова «луной»: «Сияла ночь. Луной / был полон сад; лежали». Благодаря такому расположению цезуры оказывается особенно выделен образ лунного света. Однако синтаксис побуждает сделать первую паузу после слова «ночь» (здесь заканчивается первое предложение), а вторую не после слова «луной», являющегося дополнением в предложении «Луной был полон сад», а на границе второго и третьего предложений: «Сияла ночь. / Луной был полон сад; / лежали».

Еще с первых десятилетий XIX в. шестистопный ямб проникает философскую лирику (Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стиха: Метрика. Ритмика. Рифма. Строфика. М., 1984. С. 111). Поэтому написание стихотворения «Сияла ночь. Луной был полон сад; лежали…» шестистопным ямбом, возможно, призвано подчеркнуть его философскую направленность. В 1840-х гг. и позднее шестистопный ямб достаточно часто встречается и в описательной пейзажной лирике, среди примеров - фетовское стихотворение «Уснуло озеро; безмолвен черный лес…» (1847) (см.: Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стиха. С. 165), и, соответственно, в стихотворении Фета существенна роль пейзажа, хотя его и нельзя отнести к пейзажной лирике в собственном смысле слова. М.Л. Гаспаров, впрочем, рассматривает «Сияла ночь. Луной был полон сад; лежали…» как пример нового использования шестистопного ямба, его применения к поэтической форме романса: в 1840 - 1880-е гг. «элегии даже не вполне вышли из обихода, такие разделы были в сборниках Майкова и Фета <…> но важнее было то, что они передали свой размер <…> набирающему силу романсу (“Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…” и многие поздние “элегии” Фета) <…>» (Там же. С. 165). Однако романс можно рассматривать как вариацию элегии, что и делает исследователь, отнеся к этой поэтической форме некоторые поздние стихотворения Фета, несколько условно названные элегиями.

Синтаксис. Мелодика

Синтаксически и, соответственно, интонационно (мелодически), вторая строфа «повторяет мелодию первой, но развивает ее на более высокой интонации и потому примыкает к ней, третья возвращается к первоначальной высоте», так что создается ожидание скорого завершения, - ожидание обманчивое. «<…> Мелодия разрастается и захватывает <…> четвертую строфу» (Эйхенбаум Б. Мелодика русского лирического стиха. Петербург, 1922. С. 171). Повтор одного и того же стиха «Тебя любить, обнять и плакать над тобой» в восьмой и в шестнадцатой, последней, строках отчетливо делит текст на две части, но «последняя строка находится в иной интонационно-синтаксической ситуации по сравнению с тожественной восьмой: здесь она продолжает уже начатое раньше движение инфинитивов (“как только веровать”) и потому звучит особенно напряженно, патетично <…>. Отметим еще, что нарастание эмоций подготовительными “и”, но решающий в этом смысле момент - последняя строка третьей строфы, которая по своему ритмико-интонационному типу и лексическому составу корреспондирует (соотносится. - А. Р. ) со второй строкой второй строфы, но в интонационном отношении отличается тоже гораздо большей эмфатичностью (подчеркнутой выразительностью, эмоциональностью. - А. Р. » (Там же. С. 172).

Таким образом, оказывается, что композиционная схема, делящая текст стихотворения на две части, «здесь преодолена, так что на самом деле стихотворение слагается из трех моментов - из трех мелодических строф: I+II+(III+IV). Интонация постепенно разрастается, превращаясь к концу в развитую мелодию. В этом отношении очень характерно дробление начальной строки на мелкие предложения, которые при этом не совпадают с ритмическим членением шестистопного ямба. Получается цезурный enjambement (межстиховой перенос. - А. Р. ) стиха (лежали - лучи). Интонация приобретает характер вступительного повествования. Это сказывается и в постановке сказуемого перед подлежащим, причем последнее сказуемое («лежали». - А. Р. ), благодаря enjambement, особенно выделяется своей прозаической, повествовательной интонацией. Переход к мелодизации делается постепенно. Тем резче действует конец <…>» (Там же. С. 173).

Звуковой строй

Современники были единодушны в мнении об особой музыкальности стихов Фета. Литературный критик и философ Н.Н. Страхов писал: «Стих Фета имеет волшебную музыкальность и при том постоянно разнообразную; для каждого настроения души у поэта является мелодия, и по богатству мелодии никто с ним не может равняться» (Заметки о Фете Н.Н. Страхова. II. Юбилей поэзии Фета // Страхов Н.Н. Литературная критика: Сборник статей / Вступ. ст. и сост. Н.Н. Скатова, коммент. В.А. Котельникова. СПб., 2000. С. 425). Он обращался к поэту: «Вы обладаете тайной упоительных звуков, никому другому недоступных» (письмо от 13 мая 1878 г.; цит. по: Благой Д.Д. Мир как красота. С. 578). Показательны и замечания Н.Н. Страхова об отдельных стихотворениях и строках. О строке «Травы в рыдании» из стихотворения «В лунном сиянии» (1885) писал: «Какой звук» (письмо Фету от 21 января 1886 г.; цит. по: [Благой Д.Д. Мир как красота. С. 598).

Особенная мелодичность и музыкальность стихотворения «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», выражающая на фонетическом уровне мотив преображающего и завораживающего воздействия музыки, звука, создается благодаря подчеркнутым повторам сонорных согласных «л», «н», «р» и открытого гласного «а». Сонорные «л» и «н» и свистящий «с» аккомпанируют в начале стихотворения теме природы, лунной ночи; выделяются и ударные «а»:

С иял а н очь. Л ун ой был пол он са д. Л ежал и

Л учи у на ших н ог в гос тин ой без огн ей.

Букве «я» в этом слове «сияла» и дальше в слове «роя ль» соответствуют звуки .Частотность звука «л», ассоциирующегося с «л уной» и сияиием («сиял а») и полнотой бытия («пол он») в первой строке выше, чем во всех последующих (шесть употреблений на стих).

В третьей и четвертой строках вводится тема музыки («р ояль» и др.) и душевного трепета («д рожали», «сер дца»), выраженная звуком «р» (пять употреблений в третьей строке), в первых двух стихах отсутствовавшим. «Л» и «н» не исчезают, но их частотность падает (семь «л» и семь «н» в первых двух стихах и два «л» и четыре «н» в третьем и четвертом); частотность же ударного открытого «а» остается той же (четыре и четыре). Частотность же «с» возрастает:

Р ояль был весь р ас кр ыт, и с тр ун ы в н ем др ожал и,

Как и с ер дца у н ас за песн ию твоей.

Далее в тексте сонорные звуки «л» и «р» сохраняют значимость, но уже ни разу не достигают такой высокой частотности, как в первой строфе. Но теперь «л» сопровождает уже тему искусства, восторга и любви («пел а», «в сл езах», «л юбовь»и однокоренные ему слова), а «р» - тему природы («зар и»). Акцентирован звуковой комплекс «вз» и зеркальный ему «зв», а также и звук «в»:

И в от в тиши ночной тв ой голос слышу в новь ,

И в еет, как тогда, в о вз дохах этих зв учных…

Звукоряды «вз» и «зв» как бы воспроизводят фонетически дыхание, вздохи, «в» ассоциируется с веянием откровения бытия, со вдохновением.
© Все права защищены

Текст стихотворения Фета “Сияла ночь. Луной был полон сад” одно из лирических произведений поэта, над которым литературоведы спорили долгое время. Одни говорят, что его лирическая героиня – Мария Лазич, а другие – Татьяна Берс, пение которой вдохновило Афанасия Афанасиевича на создание стихотворения. Сюжет – свидание влюбленных под луной и поздние воспоминания героя об этом годы спустя. Композиционно стих включает четыре строфы, а по смыслу – две: в первой и второй строфах лирический герой описывает свидание, а в третьей и четвертой – воспоминание о нем. Такая романтичная картина создана при помощи образов природы (ночь, заря), музыки (рояль, струны) и чувств (дрожащие сердца). Так же этой цели способствуют изобразительные средства – эпитеты (“томительных и скучных” лет, “жгучей муки”, “рыдающие звуки”). Темы, которые раскрыл поэт – музыка и любовь, а мотив – преображающая сила искусства. Благодаря гибкости стихотворения поэт сумел передать свои эмоции в словах.

Материал может быть использован как дополнение к урокам литературы или при самостоятельной работе в старших классах.

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
Как и сердца у нас за песнею твоей.

Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
Что ты одна – любовь, что нет любви иной,
И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

И много лет прошло, томительных и скучных,
И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,
И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
Что ты одна – вся жизнь, что ты одна – любовь,

Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,
А жизни нет конца, и цели нет иной,
Как только веровать в рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой!

Данное стихотворение относится к позднему творчеству А.А. Фета, так как написано оно было в конце лета 1877 года. Есть одна прекрасная история, которая легла в основу произведения. На музыкальном вечере поэт услышал песни в исполнении Татьяны Берс. И это послужило началом его восторженного отношения к юной девушке. Татьяна стала не просто музой для поэта, она пробудила в его сердце сильные чувства, о которых он не стесняясь, смело, поведал в стихотворении.

Это произведение можно отнести к любовной романтической лирике. В жизни поэта было место настоящим искренним чувствам. Воспоминания о них будоражили его всю жизнь. И часто Фет с упоением рассказывал о них в своих произведениях. Вот, как и в этом стихотворении рассказывается о встречи героя с девушкой, которая покорила его своим пением. Прошли годы, и эти два человека встретились вновь. Пронесли ли они эти чувства неизменными сквозь время? Снова звуки музыки обволакивают своей красотой и притягательной силой. Снова луна, заглядывая в сад, дарит людям магию чувств.

Автор себя делает главным героем элегии, повествуя от первого лица свою историю. Стихотворение больше напоминает монолог, в котором поэт вспоминает свою встречу с девушкой под звуки музыки. Событие разворачивается в саду, и лунный свет является единственным свидетелем зарождающегося чувства, усиливая желание влюбленных признаться в этом. Но этого не происходит, тогда судьба дарит еще один шанс и новое свидание, которое произошло через много лет. Изменилась ли возлюбленная героя? Об этом ничего не говорится. Главное, что имеет значение, это то, что чувства остались прежними.

Эти две встречи делят стихотворение на две части. Первые две строфы посвящены знакомству, последующие - продолжению истории. И везде присутствует фоном пейзажная зарисовка. А сказочность всему происходящему придает автор при помощи стилистической фигуры, оксюморона. Описывая первое свидание, поэт использует инверсию, аллитерацию, звук «л» повторяясь, передает мягкость и легкость лунного света.

Третья и четвертая строфы наполнены симметрией восприятия читателем возлюбленной, ее пения, лунного света, как будто в этом всем и заключена любовь и смысл жизни. Здесь тоже присутствует аллитерация звука «ш». Привычные для автора лексемы, создают основной мотив произведения. Шестистопный ямб с перекрестной рифмовкой, где чередуются мужские и женские рифмы, придают мелодичности, словно это романс.