Недавно в издательстве «Никея» вышел первый том новой серии «Святые в истории. Жития святых в новом формате» . Автор книги Ольга Клюкина предприняла попытку воссоздать биографии святых различных эпох на основании их собственных сочинений, сохранившихся исторических документов и свидетельств современников. Первая книга серии охватывает I–III века и посвящена эпохе гонений на христиан и становлению Церкви. Сегодня, в день памяти и его матери Елены, с любезного разрешения издательства «Никея», мы публикуем отрывок, посвященный первому христианскому Императору.

«…Сим побеждай!»

Только увидев вдалеке Аврелиановы стены, император Константин понял, на что он замахнулся. Рим! Для всех это был не просто город, а святыня, взлелеянная древними богами.

Военный лагерь Константин приказал разбить на равнинном берегу Тибра возле Мильвийского моста.

Римские сенаторы умоляли его освободить Рим от Максенция, обещали проголосовать за смещение тирана, объявить народу, что это они призвали армию для освобождения Рима. Но теперь сенаторы тянули время, боялись...

Даже по численности войско Константина было меньше, чем силы противника, к тому же Максенций сидел за укрепленными стенами и не собирался вступать в открытое сражение. Что же дальше? Взять Рим в осаду, которая может затянуться на месяцы? За это время Максенций призовет на помощь союзников, того же Дайю. Попытаться взять девятнадцатиметровые стены приступом? Но это уже полное безумие...

Наверное, никто прежде не видел императора Константина в такой мрачной задумчивости, как в эти дни.

Он не выходил из своей палатки и словно ждал чего-то. Вот только чего? Единственно верного решения? Чьей-то помощи или хотя бы подсказки? Легионеры тоже бродили по лагерю понурые, словно перед казнью.

Особенно когда стало известно, что Максенций велел верховному жрецу обратиться к книге пророчеств, которая хранилась в Риме за семью печатями, чтобы узнать, на чьей стороне будет победа.

И по книге пророчеств была предсказана смерть врагам Рима.

Максенций по этому поводу устроил в Риме грандиозное пиршество, заранее отпраздновав свою победу.

А в лагере Константина сразу резко повысился спрос на толкователей снов и писарей, помогавших сочинять прощальные письма и завещания.

Накануне решающей битвы, когда солнце клонилось к закату, на небе появилось необычайно круглое и ровное облако, похожее на щит. На облаке были отчетливо видны крест из двух перекрещенных лучей и какие-то буквы. Этот знак так долго не исчезал, что его при всем желании невозможно было принять за случайную игру света и тени - казалось, он начертан на небе чьей-то рукой.

Более мрачного предзнаменования и придумать было невозможно, казалось, что это уже окончательный приговор.

Крест - орудие казни, которое применялось только к отъявленным разбойникам, убийцам и рабам-мятежникам. Теперь он был обещан и легионерам...

Церковный историк Евсевий Кесарийский в сочинении «Жизнь блаженного василевса Константина», уточняет, что слышал об этом событии от самого императора Константина: «Нас с клятвой уверял в этом сам победоносный василевс, когда, спустя долго после того, мы писали настоящее сочинение и удостоились его знакомства и беседы».

И приводит слова Константина: «Я собственными очами видел составившееся из света и лежавшее на солнце знамение креста, с надписью: «Сим побеждай!»

Наутро лагерь облетело новое известие: ночью во сне императору Константину явился ангел, который сказал: «Сделай изображение Креста и прикажи нести его перед своим войском, и ты победишь не только Максенция, но и всех своих врагов».

В тот же день мастера сделали знамя с крестом, которое, вместе с аквилами – штандартами в виде золотых или серебряных орлов, размещенных на шестах, должно было участвовать в сражении. Солдаты через центурионов тоже получили приказ изобразить на своих щитах и шлемах такой крест, какой все видели на облаке.

Вскоре примчался гонец с известием, что армия Максенция внезапно покинула Рим и переправляется через Тибр по плавучим мостам. С точки зрения военной стратегии это было похоже на чудо: переправившись через реку, армия Максенция сама себе отрезала путь к отступлению. Должно быть, предсказания жреца настолько вскружили Максенцию голову, что он не сомневался в своей победе.

В сражение с Константином была направлена и кавалерия мавританцев, которую Максенций набрал в Африке - издалека чернокожие всадники в белых плащах напоминали стаю хищных птиц или демонов.

Император Константин лично повел свою армию в бой, повелев, чтобы рядом с ним неотступно находилось знамя с крестом. Всего через несколько часов битва возле Мильвийского моста закончилась его безоговорочной победой и стала ответом на тот вопрос, который Константин задавал себе всю свою жизнь...

Родиной Константина Великого считается затерянный на просторах Римской империи городок Наис или Несс (сейчас это Ниш в Сербии). Он служил военной крепостью, преграждавшей готам, фракийцам, иллирийцам и другим варварам путь на римские территории.

За несколько лет до его рождения, в сентябре 268 года, произошла знаменитая битва с готами под Наисом, надолго обеспечившая спокойствие придунайских римских провинций. Есть что-то символичное в рождении императора Константина, по преданию, не проигравшего ни одного сражения в городе, где народ громко приветствовал победоносные римские легионы.

Возможно, в той битве под Наисом участвовал и отец Константина, уроженец этих мест - успешный полководец Констанций из рода императора Клавдия Готика.

Имя Констанций означает «постоянный, стойкий, надежный». Все эти качества Константин получит в наследство от отца вместе с именем, и в его роду многие будут носить похожие имена - Констант, Констанций, Констанция...

По поводу происхождения матери Константина Великого существуют две противоположные версии.

По греческой версии, Елена была дочерью трактирщика в маленьком малоазийском городке Дрепанум. Ее знакомство с отцом Константина произошло, когда Констанций, тогда еще римский центурион, возвращался из военного похода по Малой Азии через Дрепанум. По пути он остановился в придорожной гостинице, где Елена помогала отцу разливать вино.

По английской версии, Елена была дочерью короля бриттов и стала женой сенатора Констанция, который возглавлял направленную в Британию военную экспедицию.

В пользу первой версии говорит тот исторический факт, что впоследствии город Дрепанум был переименован в Еленополь и считался родиной царицы Елены. А еще – намеки врагов императора Константина по поводу низкого происхождения его матери, которые называли Елену не законной супругой Констанция, а конкубиной (сожительницей).

Наиболее распространено мнение, что Констанций с Еленой поженились вскоре после рождения сына, из-за чего недруги называли Константина в молодости незаконнорожденным.

Но никто из историков не отрицает, что Елена, вне зависимости от ее происхождения, отличалась врожденным аристократизмом и на редкость сильным, волевым характером.

Она воспитывала сына в спартанском духе. Уже в три года Константин ездил верхом, владел мечом, хорошо плавал, был вынослив в походах.

«...Уменье вскочить на коня, натянуть лук и попадать стрелою в цель, нанести удар мечом и напрягать руку с силою достаточною для пускания копья, быть выносливым к холоду и нимало не ослабевать от чрезмерной жары, и это составляет немалую долю в обучении царей», - писал ритор Либаний о том, как Константин Великий воспитывал своих сыновей («Хвалебное слово царям, в честь Констанция и Константа»). А все потому, что император и сам в детстве прошел такую же школу.

Помимо военной выправки, Константин Великий удивлял своей образованностью и начитанностью, которая выгодно отличала его от других «солдатских императоров», выдвинутых армией.

Когда Константин был еще ребенком, в Римской империи произошли важные политические события, напрямую коснувшиеся его семьи.

Императором Рима стал Гай Аврелий Диоклетиан, в прошлом простой солдат родом из Диоклеи, проложивший себе оружием путь к верховной власти. Впрочем, довольно быстро Диоклетиан понял, что не в силах в одиночку контролировать и защищать от варваров такие огромные территории, и провозгласил соправителем своего боевого товарища Максимиана Геркула.

Сначала он дал Максимиану титул цезаря, а после - более высокий титул августа, представив равные с собой права по управлению Италией и Африкой. Еще через какое-то время Диоклетиан учредил тетрархию - правление четырех правителей, назначив младшими соправителями августов двух цезарей, которые считались их помощниками и преемниками.

И одним из этих цезарей стал отец Константина, Констанций, к тому времени одержавший немало побед над варварами - ему в управление достались Британия, Испания и Галлия.

В недолгий период тетрархии законы в империи издавались от имени всех четырех правителей, монеты чеканились с четырьмя профилями, но при этом Диоклетиан считался старшим августом. Сохранилась бронзовая скульптура того времени, где четыре правителя Рима, в жизни предпочитавшие держаться друг от друга на большом расстоянии, идиллически стоят в обнимку.

Так Константин стал сыном римского цезаря.

Но вскоре его радость по поводу отцовской пурпурной мантии омрачилась известием о разводе родителей.

Опасаясь заговоров и борьбы за верховный трон, Диоклетиан постарался скрепить тетрархию родственными узами.

Свою дочь Валерию он выдал замуж за восточного цезаря Галерия, предварительно усыновив его. Цезарю Констанцию Диоклетиан велел развестись с Еленой и жениться на Феодоре, падчерице августа Максимиана Геркула.

После свадьбы отец Константина поселился с Феодорой, сделав своей резиденцией город Августа Треверов (сейчас это немецкий город Трир) и продолжил заниматься своим обычным делом - воевать с варварами или готовиться к очередной войне.

Евсевий, епископ Кесарийский в своем сочинении приводит один случай, который позволяет составить представление о мирных буднях цезаря Констанция, его характере, а также о взаимоотношениях между правителями. Когда Диоклетиан издал эдикт о максимальных ценах на продовольственные и ремесленные товары, народ в стране был возмущен непосильными налогами. Но на западе недовольство ни разу не перешло в открытый бунт, и восточный цезарь Галерий внушил старшему августу, будто Констанций игнорирует его эдикт и чересчур щадит своих подданных. А потому казна западного цезаря пуста, и, следовательно, его следует заменить на более твердого правителя. Диоклетиан направил в Треверы своих послов. Квесторы явились неожиданно, без предупреждения, и, действительно, нашли казну пустой. Как раз в это время Констанций готовился к войне с бриттами, и все средства были направлены на оснащение армии.

Цезарь Констанций устроил послам роскошный прием и пригласил их погостить в своей резиденции, А пока гости развлекались, созвал состоятельных горожан на тайный совет, где объявил, что имеет срочную нужду в деньгах и сегодня каждому представляется случай доказать ему свою преданность.

Сограждане с готовностью откликнулись на его просьбу и даже старались превзойти друг друга в размерах пожертвований. Когда цезарь показал послам собранную сумму, их удивлению не было предела.

– Как же так? - недоумевали они. - Мы только что видели своими глазами пустую казну?

– В целях безопасности я предпочитаю хранить деньги не у себя во дворце, а держать их у верных казначеев, - пояснил им Констанций. - А беру их только при необходимости.

Послы доложили Диоклетиану, что западный цезарь не только не был уличен в бедности, но, наоборот, нашел верный способ, как сохранить казну в случае внезапного нападения врагов. Этот способ назывался просто - доверие сограждан.

Когда Константину исполнилось шестнадцать лет, его отправили в Никомедию, где тогда находилась резиденция Диоклетиана, в императорскую военную школу. Как многие говорили - еще и в качестве заложника.

Удерживая возле себя Константина, Диоклетиану было легче держать в повиновении его отца, который пользовался большой поддержкой армии и потенциально был этим опасен.

Уже в юности в облике Константина было что-то победоносное, отличавшее его от других, особенно, когда он садился на коня в полном военном облачении. Его высокий рост, безупречное телосложение, выразительные черты лица как будто были созданы для резца ваятеля.

К тому же старший сын цезаря Констанция был умен - разбирался в географии, военной стратегии, литературе, в книжных лавках Никомедии на него работали десятки переписчиков.

Константина считали фаворитом Диоклетиана - стареющий император не раз брал его с собой в инспекционные поездки по стране и в знак особого расположения сажал рядом с собой по правую руку на колеснице. Многие не сомневались, что со временем именно унаследует отцовский трон.

Но с первых же дней пребывания в Никомедии у Константина появился непримиримый и могущественный враг - восточный цезарь Галерий.

Вот какой портрет Галерия оставил для нас историк Лактанций, который в те годы жил в Никомедии при дворце Диоклетиана и многих своих героев знал лично:

«...Была в Галерии природная жестокость зверя и дикость, чуждая римской крови... И голосом, и жестами, и взором своим он всех ужасал... Он держал медведей, схожих с ним дикостью и величиной, которых собирал в ходе своего правления по всей империи. Когда ему хотелось позабавиться, он приказывал привести кого-нибудь из них, называя по имени. Людей им бросали не просто ради того, чтобы те их терзали, а чтобы те их сожрали. Когда же их таким образом разрывали, он удовлетворенно смеялся, и никогда не приступал к обеду без кровопролития...» («О смерти гонителей»).

Как сообщает Лактанций, даже за незначительные провинности Галерий приговаривал своих подданных к сожжению на костре или отдавал в цирк на съедение зверям, считая ссылку, темницы, рудники и галеры слишком легкими наказаниями и назначая их в виде особой милости. Из всех видов казни Галерий предпочитал распятие на кресте, так как она давала возможность долго наблюдать за мучениями несчастного.

«Литература же почиталась среди дурных искусств, а тех, кто ее создавал, изгоняли и проклинали, как врагов», - сообщает нам Лактанций, за свое красноречие прозванный современниками «христианским Цицероном».

Как он пишет, Галерий был «статен, с дородным телом, ужасно тучным и отекшим», и даже тесть Диоклетиан чрезвычайно его боялся.

Даже если исключить из рассказа Лактанция явные преувеличения, все равно становится ясно, что Константину уже в юности пришлось выдержать серьезную борьбу, чтобы уцелеть. И многому научиться, в том числе искусству дипломатии, увернувшись от карающей немилости того, кто «словами, поступками и страшным взглядом... был пугалом для всех».

Историки считают, что главным зачинщиком гонений на христиан, получивших в истории название диоклетиановых», был именно Галерий, который люто, как своих личных врагов, ненавидел христиан.

Около десяти лет пробыл Константин при дворце императора в Никомедии, проявляя незаурядные способности и быстро делая военную карьеру.

Во время египетской компании, которая началась весной 297 года, двадцатилетний Константин уже был первым трибуном когорты личной императорской гвардии. И во время осады мятежной Александрии, где некий мавр Ахилл при поддержке египтян провозгласил себя августом, по преданию, Константин проявил свое человеколюбие.

Перед отъездом в Египет август Диоклетиан приносил жертву в храме Аполлона, где главный жрец по внутренностям быка предсказал римлянам победу и возвестил, что Аполлон повелел избивать жителей Александрии до тех пор, пока лошадь императора не утонет по колени в крови.

После длительной осады, когда стены Александрии все же были взяты приступом, легионеры ворвались в город и стали убивать всех, кто встречался им на пути. Солдаты врывались в дома, выносили оттуда золото и ценные вещи. Цезари часто, в качестве награды, отдавали легионерам город на разграбление, просто определяя срок - три дня, десять...

При въезде в город Константин следовал за императором. Вдруг лошадь Диоклетиана споткнулась о тело убитой женщины, поскользнулась в луже крови и упала на передние ноги. Заметив это, Константин воскликнул: «Смотрите: пророчество жреца сбылось! Колени императорского коня красны от крови!»

И тогда Диоклетиан отдал приказ по всем центуриям прекратить расправу над мирными жителями и мародерство.

Вскоре Константин принял участие в персидской компании против царя Нарсеса, выиграв несколько сражений и сумев спасти остатки армии Галерия. Прибыв в Антиохию, чтобы отпраздновать победу над персами, Диоклетиан почтил Константина не только повышением в военной карьере, но и особыми почестями. Когда старший август объезжал город, рядом с ним на колеснице сидели армянский царь Трдат и Константин. Галерий, как пишут очевидцы, шел рядом пешком, взявшись за поручень, как лакей у стремени своего хозяина. Этого унижения он никогда не простит Константину...

23 февраля 303 года в Никомедии начались беспримерные в истории гонения на христиан при Диоклетиане - в городе была сожжена главная христианская церковь и убиты тысячи верующих.

А на следующий день появился тот самый эдикт Диоклетиана против христиан, согласно которому, как пишет Лактанций, «людей, исповедовавших эту религию, следовало лишить всякого почета и достоинства, подвергнуть пыткам и, к каким бы рангам или сословиям они не принадлежали, все они подлежали судебному преследованию. Сами же они не могли высказываться ни о несправедливостях, ни о прелюбодеянии, ни о грабежах, в конце концов, они лишались и свободы слова» («О смерти гонителей»).

«Даже имея сто языков, столько же уст и голос железный я бы не в силах назвать был все виды злодейств и кар имена изложить, которые причиняли судьи праведникам и безвинным людям», - пишет Лактанций, который своими глазами видел эти страшные события.

В 304 году в Риме Диоклетиан торжественно отпраздновал двадцатилетие своего правления, после чего объявил, что покидает трон. Многие говорили, будто к этому шагу заболевшего и за год резко угасшего августа подбил и даже угрозами склонил Галерий.

1 мая 305 года в Никомедию съехались высшие чиновники, консулы, сенаторы, чтобы стать свидетелями исторического момента передачи верховной власти.

Ни для кого не было секретом, что Галерий унаследовал трон Диоклетиана. Вторым августом был назван воевавший в этот момент в Британии Констанций, отец Константина. Главная интрига состояла в выборе двух цезарей.

Среди тысяч зрителей на трибунах был и Лактаций, с репортерскими подробностями описавший это событие.

Диоклетиан произнес краткую прощальную речь, в которой сказал, что состарился, мечтает о покое и готов передать власть в более сильные руки.

Затем перед зрителями появились Галерий и высшие чины императорской гвардии. В первых рядах стоял , выделяясь среди всех высоким ростом и царской осанкой. Многие ожидали, что сейчас будет названо именно его имя.

Галерий сделал знак рукой, и глашатай громко выкрикнул имена нового цезаря.

Флавий Север!

И затем второе:

«Все были ошеломлены. Наверху, на трибунале (возвышении), стоял Константин. Все недоумевали, неужели Константину сменили имя, когда вдруг Максимиан (Галерий), протянув руку назад и оттолкнув Константина, вывел на всеобщее обозрение Даю, - пишет Лактаций. - Сняв с того одежду частного лица, он поставил его в центре. Все удивлялись - откуда он взялся? Никто, впрочем, смутившись, не осмелился громко возражать, придя в замешательство от неожиданной новости. Диоклетиан набросил на него свой пурпур, сбросив его с себя, и вновь стал Диоклом. Затем он спустился, его провезли как старого царя через весь город на повозке и отпустили на родину».

Несомненно, новость о том, что Галерий объявил цезарем не его, а своего племянника Максимина Дайю, явившегося из придунайских степей, была большим ударом по честолюбию Константина.

Но он нашел в себе силы никак этого не проявить. И вскоре подал прошение, чтобы его отправили в Британию, на помощь отцу. Галерий с радостью отпустил Константина в надежде, что тот сгинет в британских болотах, но для верности решил устроить по дороге засаду.

Константину стало об этом известно, и он отправился на север обходным путем. Чтобы избавиться от погони, он похищал на перекладных станциях всех казенных лошадей. Узнав, что его уже не догнать, Галерий, как пишет Лактанций, «с трудом сдерживал слезы».

Под командованием Константина римские легионы в Британии удачно завершили кампанию, восстановив границы северной провинции Рима в прежних пределах.

К этому времени отец Константина доживал в Лондинии свои последние дни. В историю он вошел под именем Констанций Хлор. Прибавку к его имени («хлор» значит «бледный») придумали позднейшие византийские историки, чтобы не путать с сыном Константина Великого Констанцием. Возможно, Констанций имел очень болезненный вид, подхватив в британских болотах лихорадку, от которой и умер.

Константин застал отца уже на смертном одре - в присутствии свидетелей отец назначил его своим преемником, после чего скончался.

Прощание с императором проходило при огромном стечении народа. Когда Константин появился на площади, солдаты приветствовали его громкими криками: «Да здравствует август Константин!»

Константину было 32 года, и он сам все время чувствовал свою «звезду» - словно какая-то высшая сила вела его по жизни и даровала победы... И он все чаще задавался вопросом: какие боги помогают его славе?

В 330 году будет выпущена золотая монета, где император Константин изображен вместе с Александром Македонским - два гордых, победоносных профиля.

А в 306 году Константин доказал, что не зря десять лет провел при дворце Диоклетиана, научившись стратегии и тактике, умению делать правильные политические ходы. Он написал Галерию письмо, в котором признавал себя недостойным столь высокого титула августа и просил одобрить действия его армии частично, то есть утвердить за ним титул цезаря. Да, их силы с Галерием пока были слишком не равны, и не в пользу Константина.

Галерию ничего не оставалось делать, как утвердить за своим заклятым врагом титул цезаря Британии. Как бы ни были сильны личные амбиции, но кому-то надо было защищать северные границы Рима.

Константин поселился в Треверах, в резиденции отца, оставив за мачехой Феодорой титул августы и пособие из царской казны для нее и ее шестерых детей.

31 марта 307 года Константин женился на Фаюсте, младшей дочери августа Максимиана Геркула - это был уже второй его брак. Первой избранницей Константина, еще в юности, стала Минервина, дочь богатого купца в Дрепануме, которая умерла во время родов, оставив ему сына Криспа.

Руки дочери Максимиана он добивался давно. Константин хотел укрепить свои позиции августа, так как Максимиан Геркул, бывший август, хотя и отрекся от верховной власти вместе с Диоклетианом, но все еще имел авторитет и пытался вернуться в политику.

Их первая встреча с Фаюстой произошла при забавных обстоятельствах.

Еще во время учебы в военной школе Константин в свите императора объезжал Италию. Во время торжественного приема в Медиолане семилетняя Фаюста по ошибке преподнесла ему в подарок шлем, предназначенный Диоклетиану. Наверное, ей показалось, что украшенный драгоценными камнями шлем будет больше к лицу этому высокому и красивому молодому воину.

Фаюста была непомерно честолюбива, и когда Константин впервые к ней посватался, шестнадцатилетняя девушка объявила, что выйдет замуж только за цезаря. А когда Константин стал цезарем, подняла планку - нет, она будет женой только августа, верховного правителя.

И Константину, который и сам был честолюбив, наверняка, это тоже нравилось и вдохновляло на новые подвиги.

Личная жизнь правителей - самая недоступная область для историков. Но многое говорит том, что Елена была недовольна выбором сына.

Когда-то отец Фаюсты, Максимиан Геркул, разлучил ее с мужем, и от его детей она тоже не ожидала ничего хорошего...

Какие только хвастливые титулы не присвоил себе Максимиан Геркул за свои победы: Британский Величайший, Германский Величайший, Персидский Величайший, Сарматский Величайший, Армянский Величайший, Карпийский Величайший, причем, не по одному разу.

После ухода Диоклетиана формально Максимиан Геркул был отстранен от власти, но именно тогда он во всей полноте проявил всю свою сущность интригана, устроив вместе с сыном Максенцием захват власти в Риме.

Поводом к народным волнениям в Риме стал указ Галерия, который отменял для горожан свободу от налогообложения - вековую привилегию столичных жителей. Возмущенные горожане, подстрекаемые сенатом, подняли в Риме бунт. Тогда-то и появился Максимиан Геркул, пообещав сенаторам вернуть Риму все привилегии, если его снова провозгласят августом Италии.

Сенаторы набросили на него порфиру, и новый хозяин Рима сразу же объявил соправителем сына Максенция.

Узнав от этом, разъяренный Галерий велел своему ставленнику Флавию Северу двинуть войска на Рим. Но из его затеи ничего хорошего не вышло. После неудачных военных маневров Севера уговорили сдаться на милость новых правителей Рима, а когда он приехал в столицу, заставили покончить с собой. Галерий со своим войском выступил на помощь Северу, и Максимиан Геркул велел сыну выступить ему навстречу. Но Максенций отказался, и отец в сенате в гневе сорвал с него пурпурную мантию.

Тогда Максенций подкупом склонил на свою сторону преторианскую гвардию и выгнал отца из Рима.

Войско Галерия вскоре отступило назад, как сообщают историки, неистово разоряя на обратном пути города Италии, как будто оно шло по вражеской территории.

Таким образом, Максенций стал единоправным властителем Рима, а Максимиан Геркул бежал на запад к Константину и дал согласие на его брак с Фаюстой.

Свадебная церемония состоялась в Ареалате (сейчас это французский город Арль), где Константину был так же присвоен титул августа Британии, Галлии и Испании.

Сохранилась мозаика V века с портретом молодой Фаюсты. Молодая волоокая женщина с тяжелым подбородком и царственным венком на голове держит в руках шкатулку с украшениями, показывая всем жемчужное ожерелье - свадебный подарок императора Константина...

Отношения Константина с хитроумным тестем испортились очень быстро. Пока он воевал в Галлии с франками и алеманами, Максимиан Геркул устроил за его спиной заговор.

Распустив слухи, будто Константин погиб на войне, он объявил себя августом Галлии, Британии и Испании и на золото из казны зятя подкупил и склонил на свою сторону несколько легионов. На первый раз Максимиан был помилован - прощение для отца выпросила Фаюста.

Через какое-то время Максимиан Геркул снова предпринял попытку захвата власти - на этот раз более примитивным способом, подослав ночью в спальню Константина убийц. Не жилось ему спокойно: в это время его боевой товарищ Диоклетиан давно уже выращивал в своем имении капусту, не желая слышать о войнах и политике.

К счастью, в охране Константина нашелся преданный человек, предупредивший о покушении. Заговор был раскрыт, наутро Максимиан был найден мертвым в своей спальной.

Народу объявили, что смерть отца Фаюсты наступила от сердечного приступа, и в 310 году Максимиана Геркула похоронили с императорскими почестями.

А осенью 311 года умер Галерий, который весь последний год страдал от какой-то неизлечимой и страшной болезни. Август испробовал все лекарства и заклинания. По греческому обычаю за его выздоровление в храме Асклепия была принесена гетакомба - жертвоприношение из ста отборных быков, напрасно сгоревших на гигантском костре. В отчаянии Галерий обратился за помощью к христианскому Богу, пообещав восстановить разрушенную церковь в Никомедии, и издал указ, разрешающий христианам свободно исповедовать свою веру.

«Так как эдикты, изданные нами с целью поддержать поклонение богам, подвергли многих христиан опасностям и бедствиям, и многие из них претерпели смерть, а многие другие, в более значительном числе, до сих пор упорствуя в своем нечестивом безрассудстве, лишены всякого публичного религиозного культа, то мы желаем распространить и на этих несчастных людей наше обычное милосердие», - витиевато изложил Галерий в этом эдикте свои условия Богу в обмен на здоровье.

Но они не были приняты - чаша злодеяний была слишком тяжела...

Власть Галерия на востоке унаследовал Дайя, которому помогал восточный цезарь Лициний.

В Риме тем временем продолжал бесчинствовать Максенций, все более возмущая римлян, повидавших всяких тиранов, но этот, казалось, старался превзойти всех.

В 311 году в Треверы к Константину тайно прибыло посольство из Рима. Сенаторы жаловались, что их правитель направо и налево продает должности консулов и глав провинций, охотится за женами знатных патрициев и разрешает солдатам по ночам разбойничать на улицах, отдавая приказ: «Напивайтесь и развратничайте. Жизнь коротка!»

Римские сенаторы пообещали Константину всевозможное содействие, если он поведет свое войско на юг, к Риму.

К тому же стало известно, что Максенций готовится объединиться с Дайей, вместе перейти через Альпы и напасть на Галлию, чтобы устранить своего главного соперника, Константина.

На берегу Тибра возле Мильвийского моста состоялась решающая битва, в которой Константин одержал победу над Максенцием.

Когда войско Константина вошло в Рим, народ с удивлением увидел рядом с позолоченными римскими орлами знамя с крестом – лабарум, который отныне будет сопровождать императора во всех его сражениях.

Все в том триумфальном шествии по Риму было необычно.

По обычаю, императоры первым делом совершали жертвоприношение римским богам, благодаря их за победу, но Константин демонстративно проехал на своей колеснице мимо храмов Юпитера и Аполлона, прямиком к цирку.

Теперь он знал, что ему помогли не эти боги.

Константин запретил выставлять в храмах Рима свое изображение и тем более воскурять перед статуями фимиам. Но все же в римской базилике Максенция будет воздвигнута его огромная статуя с крестом в руке - чтобы изгнать старых богов из их святилищ.

Впоследствии колоссальная статуя, видимо, была разбита мародерами, сбивавшими с нее бронзу. Ныне остатки этого изваяния хранятся в римских Капитолийских музеях. Они поражают своими размерами: огромная мраморная голова, огромная ступня, кисть руки...

Как написал о статуе итальянский историк Бьянки-Бандинелли, «безжизненное лицо оживлено только огромными глазами, из которых льется магическая сила взгляда и одухотворенность».

Конечно, вера императора Константина – вера воина – была очень простой, но преисполненной искренней благодарностью. Отныне все почести и славу великих побед Константин будет щедро делить с Богом, считая Его главным предводителем своего воинства.

Евсевий, епископ Кесарийский, часто беседовавший с императором, сообщает, что после победы возле Мильвийского моста Константин пересмотрел всю свою жизнь. И сделал для себя такой вывод: «Мое служение Бог нашел и судил годным для исполнения Его воли. Начав от того британского моря и от тех мест, где, по некой необходимости, определено заходить солнцу, я, при помощи какой-то высочайшей силы, гнал перед собой и рассеивал все встречавшиеся ужасы, чтобы воспитываемый под моим влиянием род человеческий призвать на служение священнейшему закону и, под руководством Высочайшего Существа, взрастить блаженнейшую веру» («Жизнь блаженного василевса Константина»).

Несколько столетий в Риме на площади будет возвышаться огромная статуя Константина, держащего в руке копье в виде креста с надписью: «Этим спасительным знамением, истинным доказательством мужества, я спас и освободил ваш город от ига тирана и, по освобождении его, возвратил римскому сенату и народу прежние блеск и славу».

А в Риме возле Колизея, на Триумфальной арке, воздвигнутой в честь победы над Максенцием, и теперь можно причитать такие слова на латыни: «Императору Цезарю Флавиусу Констэнтинусу, самому великому, набожному, и бывшему благословленному Августу: потому что он, вдохновленный божественным, и величием его ума, освободил государство от тирана и всех его последователей в то же самое время, с его армией, и только сила оружия, Сенат и Люди Рима посвятили эту арку, украшенную триумфами».

На западной стороне арки на барельефе изображен въезд Константина в Рим, на северной - его выступления перед народом и раздачи денег.

Теперь цезарь появлялся перед народом, окруженный не жрецами, а христианскими иерархами, тем самым показывая, кто его советники.

Епископы получили право вершить гражданский суд, если на это были согласны обе стороны, и всевозможные привилегии от государства.

Один из лучших римских дворцов с окружающими землями Константин передал во владение римскому епископу, духовенство получило освобождение от государственной службы. Отныне священники занимались своим прямым делом - служением Богу, Который дарует империи великие победы и помогает цезарю.

Для богослужений были отданы многие общественные здания Рима, так называемые базилики. Многие из них оказалось нетрудно превратить в просторные и красивые церкви.

Историки до сих пор не пришли к единому мнению, была ли мать Константина изначально христианкой или Елена уверовала после знаменательной битвы возле Мильвийского моста. В любом случае, с этой победы начинается время христианских императоров и императриц.

Важно, что Константин не притеснял тех, кто поклонялся и приносил жертвы языческим богам - это будет уже после него, гораздо позднее...

В 313 году в дни свадьбы своей сводной сестры Констанции с правителем востока Лицинием в Медиолане император Константин торжественно обнародовал свой знаменитый , дарующий христианам право свободно исповедовать свою веру.

В нем много сказано о той «божественной благосклонности, которую мы узнали в таких больших наших делах и которая в будущем обеспечит благоденствие государства».

Тысячи пострадавших за христианскую веру возвращались из тюрем и рудников домой, не до конца веря своему счастью. Если на западе начинались новые времена, то в восточных провинциях, где правил Лициний, христиане продолжали испытывать притеснения со стороны власти.

Лициний вмешивался в служение епископов, разорял христианские церкви, а на награбленные богатства строил военные корабли.

Вокруг все громче говорили о том, что в будущем он собирается направить флотилию против Константина. В течение десяти лет конфликт между двумя правителями империи набирал силу. В 323 году он вылился в открытую войну.

Это была уже почти символическая битва между христианством и язычеством. Накануне сражения Лициний созвал своих приближенных в «священную рощу». Совершив обряд перед идолами богов, он произнес речь, что именно эта битва, по его убеждению, должна была наконец определить, какой бог все-таки сильнее.

«А когда над нашими, которых там много и которые числом доныне имеют преимущество, одержит верх какой-то, не знаю, откуда взявшийся Бог Константина, то пусть уже никто не остается в сомнении, кого почитать Богом, пусть всякий обратится к сильнейшему и отдаст ему пальму победы», - передает смысл его выступления Евсевий Кесарийский.

Также Лициний убеждал своих воинов не смотреть на хоругвь с крестом, говоря, что «она страшна свою силой и враждебна нам».

Решающее сражение, состоявшееся в сентябре 324 года близ Хрисополя, завершилось победой армии Константина.

Таким образом, Константин одолел всех своих противников, стал единственным и полноправным правителем Римской империи и готов был неустанно за это восхвалять Христа. Многие в империи воспринимали это почти как чудо, реальное доказательство силы христианского Бога.

Константин будет писать об этом и в своих указах:

«А ныне еще более ясными событиями и славными подвигами доказано, как неразумие всякого в этом деле сомнения, так и величие силы великого Бога, потому что у тех, которые верно блюдут достойный благоговения закон и не дерзают нарушать ни одной его заповеди, блага изобильны, твердость в предприятиях превосходна, надежды хороши...»

А эдиктом 324 года он объявит о приоритете христианства перед всеми другими религиями.

Поэтому императору Константину был совершенно непонятен и даже оскорбителен тот богословский спор, который разгорелся вокруг личности Христа во время его правления. Сначала он касался ереси отделившихся от Церкви донатистов. Но еще большее распространение получило ложное учение александрийского пресвитера Ария, который дерзнул отрицать Божественность Христа, говоря о том, что Иисус Христос не есть Вечный и Безначальный, а Он творение Бога Отца.

Отголоски этого древнейшего спора можно и сейчас услышать на наших улицах, когда иеговисты останавливают прохожих и задают вопрос: кто старше - отец или сын? И, получив ответ, развивают идею отрицания Троицы, перенося земные понятия в мир, куда не дано проникнуть при помощи упрощенной логики.

Но если, как утверждали ариане, Христос был лишь «творением» Бога, не единосущным Богу Отцу, то это сразу лишало смысла всякие человеческие усилия уподобиться Христу, «обожиться» и через это достичь спасения.

«Спор о Христе есть всегда спор о природе человека и об его назначении. Этим «жизненным» содержанием спора и объясняется та страстность, с которой он велся», - пишет протоиерей Александр Шмеман («Исторический путь Православия»).

Вряд ли император Константин понимал всю важность спора о том, чем отличается «единосущен» от «подобносущен», но сам факт серьезных разногласий в Церкви сильно задевал его.

Он лично написал два письма - одно епископу Александру Александрийскому, другое - Арию, где назвал их спор «маловажной распрей и суетным словопрением» и призвал примириться, чтобы скорее «возвратить ему отрадные дни и безмятежные ночи».

Но письма не помогли, и тогда император Константин выслал всем епископам христианского мира грамоты, призывая их съехаться, чтобы вместе решить богословский спор.

В 325 году в малоазийском городе Никея состоялся - первый в истории христианский форум такого масштаба.

Собор открылся в одной из палат царского дворца. На нем присутствовали 318 епископов из Италии, Египта, Палестины, Сирии, Месопотамии, Армении, Дакии и других уголков империи, которых могли сопровождать пресвитеры, диаконы и другие помощники. Всего собрание насчитывало около двух тысяч человек, и уже сам факт его проведения говорил о том, что император ставит важность церковных дел наравне с государственными.

Многие из епископов, приглашенных на собор, претерпели гонения, пытки и носили на себе следы увечий. Епископ Пафнутий Фиваидский лишился правого глаза и хромал; Павел Неокесарийский не владел руками, пройдя испытание раскаленным железом; на других тоже были шрамы, следы ожогов...

Это были настоящие седовласые воины за веру Христову, впервые собравшиеся вместе в роскошных императорских палатах.

В зале полукругом стояли скамьи для епископов, в центре на столе лежала книга Священного Писания как свидетельство истины, с которым должно было согласоваться решение Собора.

Накануне императору Константину передали жалобы ариан на епископов, но, как говорят свидетели, он разорвал все бумаги, даже не прочитав их, и сказал, что личные распри должны быть забыты и все вопросы будет решать Собор.

Первый Вселенский Собор продолжался два с половиной месяца и закончился победой сторонников «единосущия». Был составлен Символ Веры, под которым подписались почти все, даже семнадцать арианских епископов.

Говорят, император Константин считал собор в Никее главным делом своей жизни. Наверное, он думал, что примирил враждующих епископов перед лицом Бога, не догадываясь о том, что и после Собора 325 года противоборство никейцев с арианами будет продолжаться еще не одно столетие...

Во время Собора император сидел среди епископов на некотором возвышении, на позолоченном кресле, как бы закрепляя за собой сан первосвященника и символизируя в своем лице две власти империи - светскую и духовную.

Так между государством и Церковью зарождался союз, который по сложности оттенков и полутонов в истории не случайно получил название «симфония властей».

Церковь с надеждой и верой приняла объятья Христианской Империи и, как пишет историк А. В. Карташов, ее тонкому организму приходилось часто «похрустывать» в этих объятиях.

Евсевий Кесарийский, написавший самые что ни на есть восторженные панегирики Константину Великому, отмечает в своих сочинениях его излишнюю доверчивость к людям. Константин действовал и мыслил масштабно, его планы были грандиозны, и ему было просто недосуг вникать в нюансы человеческих отношений, психологию подданных.

«Человеколюбие и добролюбие, искренность веры и прямодушие располагали василевса доверять людям, бывшим, по-видимому, христианами и под маской притворства старавшимся снискать истинное его расположение. Доверяя же им, иногда совершал он не должное», - пишет Евсевий Кесарийский, намекая на то, что императора нередко обманывали и епископы, и самые близкие люди.

После того, как отметил свой пятидесятилетний юбилей и прошли торжества виценналий - двадцатилетия царствования на троне, началось крушение его личной жизни.

Семейные отношения - самая темная, и, возможно, самая «не благословенная» часть биографии императора Константина.

С Фаюстой у них было шестеро детей - три сына и три дочери, но императрица всегда очень ревниво относилось к старшему сыну Константина, Криспу, которого воспитала Елена.

Крисп рано стал постоянным помощником отца в сражениях и во многом был похож на Константина, считался его преемником.

Говорили, что Фаюста сумела убедить Константина, будто бы Крисп готовит против него заговор. Ходили слухи, что императрицу видели в объятиях пасынка и что она нарочно это подстроила - теперь уже никто не разберется в древних дворцовых интригах.

Константин, уязвленный доносом, отправил старшего сына в изгнание, на время отстранив его от всех дел, чтобы решить его участь. Следом в ссылку пришел императорский указ о казни Криспа, который был приведен в исполнение. На проверку указ оказался подделкой - видимо, эта фальшивка с царской короной и печатью Константина тоже была делом рук испугавшейся разоблачения Фаюсты.

Вскоре империю облетело известие о смерти самой императрицы Фаюсты. Ее нашли утонувшей в бассейне с горячей водой. По этому поводу было много разных версий, в том числе основанных на горячем нраве императора Константина и его угрызениях совести по поводу гибели Криспа.

Отпраздновав тридцатилетие правления, император Константин собрался поехать в Палестину, чтобы принять крещение в водах Иордана, но этому не суждено было случиться.

После Пасхи 337 года он почувствовал недомогание и по совету врачей поехал лечиться к теплым водам. Но облегчения не наступило. Почувствовав, что приходят его последние дни, император Константин велел перевезти себя в предместье Никомедии.

Здесь епископы совершили над ним крещение. Больше император уже не переодевался в царские облачения и умер в белых одеждах, которые в древности всю первую неделю после крещения носили неофиты.

Скончался император Константин в праздник Пятидесятницы, день схождения Святого Духа на апостолов.

Даже после его смерти римляне верили, что помогает им одерживать победы в сражениях.

Примерно через семнадцать лет после кончины императора его сын Констанций воевал с персами и попал в окружение. Персидский царь Шапур взял в осаду римскую крепость Антиохию Мингидонскую, при штурме которой погибло почти 10 тысяч персов, и Шапур поклялся отомстить римлянам. Вскоре начался дождь с грозой.

Взглянув на небо, Шапур вдруг увидел на крепостной стене блистающего Ангела, а рядом с ним - Константина Великого в полном военном облачении. И тогда царь Шапур принял решение отступить, сжег осадные орудия и со всей своей армией удалился от крепости.

В эту легенду, рассказанную историком Феофаном Византийцем, верили его современники («Летопись от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофила»).

Побед Константина Великого хватило бы, чтобы навеки вписать его имя в историю Рима. Но у него было еще одно грандиозное детище - Константинополь.

Построенный им город станет столицей Византийской империи, на тысячу лет пережившей Римскую империю.

Император Константин долго подбирал место для нового Рима, он рассматривал и Треверы, и Наис, где он родился, и Фессалоники - из-за близости моря и торговых путей, и даже начал строительство на развалинах древней Трои, разметил там новые улицы.

Но неожиданно его выбор пал на мало кому известную римскую крепость Византий на берегах Босфора. Говорили, будто император снова увидел вещий сон...

По преданию, однажды рано утром император Константин со свитой отправился осматривать окрестности Византия, а потом приказал телохранителю следовать за ним, опустив к земле копье. След от копья должен был очертить границы будущей столицы.

И Константин, как мальчишка, с гиканьем понесся вскачь, воскликнув: «Я буду идти до тех пор, пока не остановится Тот, Кто идет впереди меня!»

Никто не сомневался, что он, действительно, видит Кого-то впереди.

Святой император Константин (306-337), получивший от Церкви именование Равноапостольный, а во всемирной истории наименованный Великим, был сыном цезаря Констанция Хлора (305-306), правившего странами Галлией и Британией. Огромная Римская империя была в то время разделена на Западную и Восточную, во главе которых находились два самостоятельных императора, имевшие соправителей, одним из которых в Западной половине и был отец императора Константина. Святая царица Елена, мать императора Константина, была христианкой. Будущий правитель всей Римской империи - Константин - был воспитан в уважении к христианской религии. Отец его не преследовал христиан в управляемых им странах, в то время, как во всей остальной Римской империи христиане подвергались жестоким гонениям со стороны императоров Диоклитиана (284-305), его соправителя Максимиана Галерия (305-311) - на Востоке и императора Максимиана Геркула (284-305) - на Западе. После смерти Констанция Хлора сын его Константии в 306 году был провозглашен войсками императором Галлии и Британии. Первым делом нового императора было провозгласить в подвластных ему странах свободу исповедания христианской веры. Фанатик язычества Максимиан Галерий на Востоке и жестокий тиран Максентий на Западе ненавидели императора Константина и злоумышляли его низложить и убить, но Константин предупредил их и в ряде войн, с помощью Божией, разбил всех своих противников. Он молил Бога дать ему знамение, которое воодушевило бы его войско храбро сражаться, и Господь явил ему на небе сияющее знамение Креста с надписью "Сим побеждай". Сделавшись полновластным правителем Западной части Римской империи, Константин издал в 313 году Миланский эдикт о веротерпимости, а в 323 году, когда воцарился как единственный император над всей Римской империей, распространил действие Миланского эдикта и на всю восточную часть империи. После трехсот лет гонений христиане впервые получили возможность открыто исповедовать свою веру во Христа.

Отказавшись от язычества, император не оставил столицей империи древний Рим, бывший центром языческого государства, а перенес свою столицу на восток, в город Византию, которая и была переименована в Константинополь. Константин был глубоко убежден, что только христианская религия может объединить огромную разнородную Римскую империю. Он всячески поддерживал Церковь, возвращал из ссылки исповедников-христиан, строил церкви, заботился о духовенстве. Глубоко почитая Крест Господень, император желал найти и самый Животворящий Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос. Для этой цели он направил в Иерусалим свою мать - святую царицу Елену , дав ей большие полномочия и материальные средства. Вместе с Иерусалимским Патриархом Макарием святая Елена приступила к поискам, и Промыслом Божиим Животворящий Крест был чудесным образом обретен в 326 году. (Сведения об обретении Креста Господня помещены в праздник Воздвижения .) Находясь в Палестине, святая царица многое совершила в пользу Церкви. Она приказала освободить все места, связанные с земной жизнью Господа и Его Пречистой Матери, от всяких следов язычества, повелела воздвигнуть в этих памятных местах христианские церкви. Над пещерой Гроба Господня сам император Константин повелел соорудить великолепный храм в славу Воскресения Христова. Святая Елена отдала Животворящий Крест на хранение Патриарху, часть же Креста взяла с собой для вручения императору. Раздав в Иерусалиме щедрую милостыню и устроив трапезы для бедных, во время которых сама прислуживала, святая царица Елена возвратилась в Константинополь, где вскоре скончалась в 327 году.

За свои великие заслуги перед Церковью и труды по обретению Животворящего Креста царица Елена именуется Равноапостольной.

Мирное сосуществование христианской Церкви было нарушено возникшими внутри Церкви нестроениями и раздорами от появившихся ересей. Еще в начале деятельности императора Константина на Западе возникла ересь донатистов и новациан, требовавших повторения крещения над отпадшими во время гонений христианами. Эта ересь, отвергнутая двумя поместными соборами, была окончательно осуждена Миланским Собором 316 года. Но особенно губительной для Церкви оказалась возникшая на Востоке ересь Ария, дерзнувшего отвергнуть Божественную сущность Сына Божия и учить о тварности Иисуса Христа. По повелению императора, был созван в 325 году Первый Вселенский Собор в городе Никее. 318 епископов собрались на этот Собор, его участниками были епископы-исповедники в период гонений и многие другие светильники Церкви, среди которых - (Сведения о Соборе помещены .) Император присутствовал на заседаниях Собора. Ересь Ария была осуждена и составлен Символ веры, в который был внесен термин "Единосущный Отцу", навсегда закрепивший в сознании православных христиан истину о Божественности Иисуса Христа, принявшего человеческую природу для искупления всего человеческого рода.

Можно удивляться глубокому церковному сознанию и чувству святого Константина, выделившему определение "Единосущный", слышанное им в прениях Собора, и предложившему внести это определение в Символ веры.

После Никейского Собора равпоапостольный Константин продолжал активную деятельность в пользу Церкви. В конце жизни он принял святое крещение, подготовившись к нему всей своей жизнью. Скончался святой Константин в день Пятидесятницы в 337 году и был погребен в церкви святых Апостолов, в заранее приготовленной им гробнице.

Иконописный подлинник

Русь. XVII.

Дечани. Ок. 1350.

Новгород. XV.

Cвв. Константин и Елена. Икона. Новгород. XV в.

Метеоры. 1527.

Равноапостольные Константин и Елена. Феофан Критский. Фреска. Метеоры (Николай Анапафса). 1527 г.

Русь. XVII.

Строгановский иконописный лицевой подлинник. 21 мая (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову.

Санкт-Петербург. 2002.

Cвв. Константин и Елена с житием. Н.Г. и Н.А. Богдановы. Икона. Санкт-Петербург. 2002 год. Храм св. царицы Елены (МАПО). Санкт-Петербург.

Русь. XVII.

Минея - Май (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии.

Афон. XIV.

Равноапостольный Константин. Мануил Панселин. Фреска церкви Успения Богородицы в Протате. Афон. Начало XIV в.

Дечани. Ок. 1350.

Равноапостольные Константин и Елена. Фреска. Церковь Христа Пантократора. Дечани. Сербия (Косово). Около 1350 года.

Что в Русском Издательском Центре увидела свет книга нашего постоянного автора Леонида Болотина - «Странствия по времени: Древняя Русь сквозь призму «Повести Временных Лет». Научный православный взгляд на историю нашего Отечества от начала времен до Святого Благоверного Великого Князя и Царя Владимира Мономаха» - Общая редакция Василия Бойко-Великого. М.: Русский Издательский Центр имени Святого Василия Великого, 2015/2753. Книгу можно приобрести через интернет-магазин «Русские Книги» .

Продолжаем публикацию фрагментов, которые являются самостоятельными исследованиями и представляют интерес сами по себе.

О желании Великого Князя Владимира Святославича испытать свою веру во Иисуса Христа свидетельствует завершение его беседы в 6494 году (986 год н.э.) с греческим миссионером Философом, который свидетельствовал о принятии Греками от Апостолов Христианства и показал Великому Князю плат с изображением Страшного Суда Христова в конце времен:

«- Апостолом же учащим по Вселенней веровати Богу, их же учение и мы, греци, приахом, и вся Вселеннаа верует учению их. Нарекль же есть Бог един день, в он же хощет судити, пришедый, живым и мертвым и въздати комуждо по делом их: праведному - Царство Небесное, и красоту неизреченную, веселие без конца, и не умирати в векы, а грешником - мука огненна, и червь неусыпаемый, и муце не будет конца. Сице же будут мучениа, иже не веруют Господу нашему Иисус Христу: мучими будут въ огни, иже ся не крестит.

И се рекь, показа ему запону, на нейже бе написано Судище Господне, показываше же Ему одесную праведныа в веселии предъидуща в Рай, а ошуюю - грешныа, идущих в муку. Вълодимер же, въздохнувь рече:

- Добро сим одесную, горе же сим ошуюю.

Он же рече:

- Аще хощеши одесную стати, то крестися.

Вълодимер же положи на сердци своем, рекь:

- Пожду еще мало, - хотя испытати о всех верах. Вълодимер же, сему [Философу] дары многы въдавь, отпусти с честию великою».

Подобные, примеры испытания веры Государями с помощью битвы мы видим в предыдущей истории Христианства.

Так, весной 312 года Римскому Императору Константину I Великому перед битвой с превосходящим войском узурпатора Максентия было в небе видение Креста Господня с надписью «Сим победиши!». Мать Императора Константина Царица Елена исповедовала Иисуса Христа, и смысл того видения, свидетелями которого стали и его воины, для Императора был совершенно ясен. Царь Константин не стал перед битвой совершать языческих жертвоприношений, но повелел изготовить знамя Лабарум с изображением Креста и такие же Кресты приказал начертать на щитах своих воинов. Вскоре после одержанной победы над Максентием Император Константин от Христианского духовенства принял чин оглашения, то есть фактически исповедовал себя Христианином.

С той поры положение Церкви Христовой в Римской Империи стало кардинально меняться. Уже к лету 312 года были прекращены гонения на Христиан в большинстве провинций Империи, которые починялись Императору Константину. В 313 году благодаря Миланскому эдикту Императора Церковь заняла равное положение среди других религий, и гонения были официально прекращены на всей территории Империи. А к 325 году, когда Император Константин был уже единовластным Самодержцем Римской Империи, к Первому Вселенскому Собору Церковь Христова фактически стала первенствующей религиозной конфессией в Империи. Оглашенные могли молиться вместе с верными при Богослужении в большинстве Таинств Церкви - Таинстве Исповеди, Брака, Елеоосвещения, Священства, Крещения и Мvропамазания, участвовать в Молебнах, Панихидах и других требах. И только при совершении Литургии Верных - Таинства Евхаристии - оглашенные должны были удаляться из храма до завершения Причастия верных Телом и Кровью Христа, после которого они возвращались в храм и вместе с верными вкушали освященный хлеб, святую воду и теплоту. Ввиду особого положения оглашенного Императора-Самодержца Святые Отцы Церкви даже допускали его председательство и активное участие в Церковных Соборах. Так, именно Святому Равноапостольному Царю Константину Великому в ходе христологических споров на Первом Вселенском Соборе принадлежит Боговдохновенное формулирование природы Иисуса Христа в Никейском Символе Веры: «единосущна Отцу». Таинство Крещения разрешает крещаемого от всех грехов, даже забытых, совершенных Христианином за прошедшую жизнь. Поэтому в Древней Церкви среди некоторой части ревностных Христиан существовал обычай уже после их Оглашения на протяжении ещё нескольких лет не принимать Таинства Крещения и Мvропамазания, чтобы ближе к кончине земной жизни освободиться от груза всех грехов разом. Так, один из Великих Святых Церкви Святитель Григорий Богослов, будучи убежденным Христианином и уже упражнявшийся в Христианском Богословии, на протяжении нескольких лет не принимал Таинство Крещения, желая испытать свою верность Христу.

Положение первого Императора-Христианина усугублялось ещё и тем, что первоначально большинство, а позже весьма значительное число его подданных, и в первую очередь государственных служащих и воинов, оставались язычниками. Но как Император и Верховный Понтифик он должен был соучаствовать в некоторых традиционных для Империи обрядах и принимать решения, связанные с отправлением чуждых Христианству культов. Например, в Римской Империи по прошению жителей какой-нибудь провинции или города только Император мог разрешить строительство нового языческого храма. Необоснованный запрет мог вызвать недовольство крупной области. Только по дозволению Императора совершались различные массовые традиционные празднества, например Олимпийские игры, история которых насчитывала более тысячи лет. Отменены они были только в 394 году, когда подавляющее число подданных уже во всех Европейских провинциях Империи стали Христианами. Будучи по своей духовной природе Царем Миротворцем, Святой Константин не мог в Империи допустить революционное торжество духов разделения между приверженцами разных религий. Уход языческих культов в подполье также мог создать мощную скрытую оппозицию общей политике Равноапостольного Императора. Но как глубоко уверовавший Христианин Император вполне осознавал, что подобные державные компромиссы, связанные с его хотя и невольной, но непосредственной причастностью к языческим культам и суевериям, принуждают его к совершению грехов, исповедование которых не позволяло бы совершать их вновь. Очевидно, именно поэтому Благочестивейший Император Константин, уповая на Бога и Его Просмысл о нем, решил принять Чин Крещения и Мvропомазания уже при очевидном приближении смерти, чтобы освободиться от бремени таких невольных грехов раз и навсегда. Святой Равноапостольный Царь Константин Великий был крещен лишь за три дня до своей кончины в Мае 337 года. Такое предупредительное отношение к Крещению не стало правилом для большинства Христиан, но о его существовании необходимо знать для верного рассмотрения подобных реалий в истории Церкви.

Уже довольно давно квазиученый лжеепископ Лурье и его пасомые распространяют вульгарную провокаторскую ложь, что еще в Древней Церкви «были святые еретики, канонизированные несмотря на многочисленные церковные анафемы, под которые они подпадали». С помощью этой провокаторской лжи лурьиты ухищряются не только «оправдать» пропагандируемых ими еретических лженовомучеников, дореволюционные ереси нововерческой лжецеркви и т.п., но и подспудно просто обессмысливают существование всего антисергианского движения, т.к. если «не только спасение, но и достижение святости возможно в ересях», то зачем же тогда уходить куда-то из еретической сергианской лжецеркви («московской патриархии»), а не «спасаться» и «достигать святости» прямо в ней, по примеру лурьитовских «еретических святых»? В связи же с недавним убийством оголтелого сергианского лжесвященника Д.Сысоева выяснилось, что не только Лурье и Ко, но и еще некоторые формально «антисергианские» нововерцы из других сектантских «юрисдикций», ухищряются Сысоева сделать своим «святым новомучеником», ссылаясь именно на лурьитскую провокаторскую пропаганду о «прецедентах» с «древними еретическими лжесвятыми». Т.к. данная провокаторская пропаганда может ввести в соблазн и погибельные ереси некоторых наивных и малоосведомленных искренних искателей Св.Истины Божией, кратко опровергнем здесь лурьитскую вульгарную ложь о «еретических святых».

Прежде всего необходимо отметить, что вне Истинной Св.Церкви Христовой не может быть никакой «святости» и «спасения» в принципе, ибо только через Истинную Церковь человек может приобщиться к Искупительной Жертве Христа Спасителя. Поэтому, если даже чисто теоретически допустить, что когда-то и где-то была совершена «канонизация» некоего еретика, то она является полностью недействительной и личным тяжким грехом тех, кто ее сознательно или по ошибке совершил. Из приводимых же лурьитами и Ко «примеров древних еретических святых» серьезного внимания заслуживает только утверждение о том, что «Константин Великий был арианином и крестился перед смертью у арианского епископа», т.к. все остальные являются просто некими вульгарными историческими ошибками или подделками самих лурьитов. Что же касается Св.Равноапостального Константина Великого, то о его «крещении арианами» есть действительно упоминание у весьма известного историка Евсевия Памфила. Но данное упоминание является ЕДИНСТВЕННЫМ ПЕРВОИСТОЧНИКОМ ОБ ЭТОМ «СОБЫТИИ» И ЕВСЕВИЙ ЗДЕСЬ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ БЕСПРИСТРАСТНЫМ, Т.К. БЫЛ СТОРОННИКОМ АРИАНСТВА. Сам СВ. ПРЕПОДОБНЫЙ ФЕОФАН ИСПОВЕДНИК (ок. 760-818) КАТЕГОРИЧЕСКИ ОТВЕРГАЛ ДАННУЮ ВЕРСИЮ ЕВСЕВИЯ И УТВЕРЖДАЛ, ЧТО СВ. КОНСТАНТИН ВЕЛИКИЙ БЫЛ КРЕЩЕН БЛАГОЧЕСТИВЫМ И СТРОГО ПРАВОСЛАВНЫМ СВЯТЫМ ПАПОЙ РИМСКИМ СИЛЬВЕСТРОМ 1. Разумеется, Лурье специально провокаторски умалчивает об этом факте, как и о том, что не только Св.Феофан Исповедник, но и многие современные историки считают крайне сомнительным рассказ Евсевия Памфила о «крещении Константина Великого арианами». Так, например, во всемирно знаменитой АНГЛИЙСКОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИИ «БРИТАНИКА» В СТАТЬЕ О СВ.КОНСТАНТИНЕ ВЕЛИКОМ СООБЩАЕТСЯ:

«…Библиография: основные древние источники, рассказывающие о жизни Константина, -- БИОГРАФИЯ ЕВСЕВИЯ, КОТОРАЯ, ОДНАКО, МАЛОДОСТОВЕРНА ИЗ-ЗА РЕЛИГИОЗНЫХ ПРЕДУБЕЖДЕНИЙ АВТОРА; трактат «О смерти гонителей», приписываемый Лактанцию…»

Разумеется, в «Британике» признается «легендарным» и утверждение о крещении Св.Константина благочестивым Св.Папой Римским Сильвестром. Но С ИСТИННОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ, УТВЕРЖДЕНИЕ СВ.ПРЕПОДОБНОГО ФЕОФАНА ИСПОВЕДНИКА ГОРАЗДО БОЛЕЕ АВТОРИТЕТНО, чем арианина Евсевия Памфила или протестантов и атеистических мракобесов из «Британики». Более того, есть ряд западных историков, которые тоже являются сторонниками версии о крещении Св.Константина Св.Сильвестром.

Известный нововерческий проф. В.В.Болотов пытался отстаивать версию Евсевия Памфила во многом только из-за того, что с его точки зрения версия о крещении Св.Константина Великого Св. Папой Сильвестром «служила к укреплению престижа Рима», включая появившуюся гораздо позже латинянскую еретическую лжецерковь. Но такое воззрение крайне абсурдно, ибо Св.Папа Римский Сильвестр не имеет ни малейшего отношения к позднейшим нечестивым латинянским еретикам.

Таким образом, с истинной научной и православной точки зрения не может быть ни малейших оснований для лжи об «арианском крещении и арианстве» Св.Равноапостольного Константина Великого, как и вообще о «канонизации» еретиков. Ныне подобную диавольскую ложь использует только лжеепископ Лурье и Ко в своих провокаторских целях, а также некоторые глупые еретики для «оправдания» собственных еретических дегенеративных сект. Вероятнее всего, Св.Константин Великий принял Св.Таинство Крещения или от Св.Папы Римского Сильвестра или подробные источники о его Истинном Крещении просто не сохранились до наших дней(как и очень многие еще важные исторические документы!), но они были отлично известны канонизировавшим его Истинным Богодухновенным Свв.Отцам.

Периодически мне приходится сталкиваться с разными вопросами, связанными с римской легендой о папе Сильвестре I и о крещении им императора Константина. Поскольку это довольно сложная и заковыристая тема, решил кратко изложить для памяти некоторые основные вещи.

«Деяния Сильвестра» (Actus Silvestri, Vita Silvestri, Gesta Silvestri и т. п.) известны в ряде латинских (BHL 7725-43), греческих (BHG 1628-35) и ориентальных версий (BHO 1066-1072). Латинские версии — самые ранние, нормальное издание отсутствует. В самом доступном издании (сборник Бонино Момбрицио) «Деяния» выглядят примерно так:

Евсевий Кесарийский изложил подвиги и страдания всех святых и деяния епископов, предстоятелей апостольских престолов. Ниже следует описание подвигов св. Сильвестра, заимствованное из его обширного труда и переведенное на латынь.

Книга первая

Происхождение Сильвестра, его исповеднический подвиг, избрание папой, благоденствие римских христиан под его управлением. История крещения Константина.

[Император Константин начинает гонение на христиан, желая, чтобы они принесли жертвы идолам. Сильвестр с клириками удаляется на гору Соракт. Гонители свирепствуют по всей империи, но император заболевает проказой. Маги и врачи терпят неудачу, и понтифики дают императору совет: искупаться в крови младенцев. Собрали до трех тысяч женщин с грудными детьми, но император, тронутый материнскими рыданиями, повелевает их отпустить. Pietas imperii romani победила crudelitatem pontificorum . Ночью императору являются апостолы Петр и Павел, посланные Христом, чтобы дать ему добрый совет. Константин должен вернуть Сильвестра в Рим, и тот исцелит его погружением в купель истинного благочестия. Проснувшись, Константин посылает вестников на Соракт. Увидев воинов, Сильвестр, убежденный, что ему грозит верная смерть, выходит им навстречу в окружении тридцати пресвитеров и пяти диаконов. Воины приводят Сильвестра к императору, тот рассказывает ему свой сон. Сильвестр объясняет, кто такие Петр и Павел, и показывает их изображение; император узнает апостолов. Сильвестр повелевает ему снять императорское одеяние, облечься в рубище и провести неделю в посте и плаче о грехах. Император соглашается — он уверовал в Спасителя. Епископ возлагает на него руки и объявляет катехуменом. Император постится, кается, раздает щедрую милостыню, освобождает заключенных. Сильвестр созывает клириков и велит им соблюдать пост, чтобы Бог даровал христианам мир и уничтожил идолопоклонство. По прошествии шести дней в Латеранском дворце устраивают купель. Сильвестр совершает обряд крещения, Константин получает исцеление. Облаченный в белое одеяние, император издает семь законов: 1) по всей империи почитать Христа; 2) тех, кто хулит Христа, наказывать; 3) у тех, кто преследовал христиан, конфисковать имущество; 4) признавать папу главой епископов всего мира; 5) христианским храмам даруется право убежища; 6) запрещается строить в городах храмы без позволения епископов, которых признал папа; 7) десятую часть императорских доходов отвести для строительства храмов. На восьмой день Константин облачается в императорские одеяния и идет к могиле св. Петра, где кается в прежних грехах. По его указанию начинается строительство апостольской базилики. На следующий день закладывается основание другой базилики, при Латеранском дворце. В этот год принимают крещение более 12 тысяч человек, не считая женщин и детей. Но сенаторы не желают принимать новую веру, а Сильвестр запрещает их принуждать. Константин обращается к народу с речью: он верит в истинного Бога и отвергает богов, выдуманных людьми; пусть все отвергнут идолов и обратятся ко Христу. Народ криками выражает одобрение: да будет утверждена истинная вера, а идолопоклонников надо объявить врагами Рима и наказать, изгнать, заставить поклониться Христу. Но император призывает к тишине: истина принимается добровольно, здесь не может быть никакого принуждения; люди вольны принять или отвергнуть Бога. Все радуются и прославляют милость императора. Начинается победное шествие Христовой веры.]

Весть о крещении Константина доходит до его матери, иудейки Елены. Она шлет сыну письмо: хорошо, что он уверовал в Бога, но плохо, что отверг иудейский закон и выбрал Иисуса Назорея. Константин отвечает ей: пусть будет устроен диспут, и станет ясно, чья вера истинна. Фарисеи, начальники и наставники иудеев собираются к Елене, чтобы выбрать лучших из своей среды. Первосвященник Исахар убоялся и сказался больным. Выбирают двенадцать книжников и фарисеев, которые отправляются в Рим, где собрались 75 христианских епископов и 120 иудейских sacerdotes . Судьями на диспуте назначены философ Кратон и высокородный муж Зенофил.

Книга вторая

Пространное описание диспута между Сильвестром и иудеями. Сильвестр побеждает. Елена принимает крещение, как и Кратон с Зенофилом. Жителей Рима терроризирует дракон, которого после крещения Константина перестали кормить весталки. Сильвестр побеждает дракона. Константин оповещает всех жителей империи о том, что христианская вера теперь считается истинной, а идолопоклонство им отвергается. Кончина и погребение Сильвестра. Конец.

Новейшие исследователи полагают, что в основе «Деяний Сильвестра» лежат как письменные источники, так и устные предания. Одни видят в них слияние разных версий рассказов о вступлении Константина в Рим после победы над Максенцием и о крещении императора (Фауден), другие подчеркивают влияние восточных легенд наподобие «Учения Аддая» (Канелла). Современные авторы склонны разделять сложение устной легенды о крещении Константина Сильвестром и ее письменное оформление в «Деяниях Сильвестра». Устная легенда сложилась в IV в. (Полькамп), не ранее середины V в. (Фауден) или же не позднее второй четверти V в. (Ливерани).

Датировка «Деяний Сильвестра» осложняется тем, что научные публикации разных версий произведения отсутствуют. Основные версии «Деяний» обозначены Левизоном как А, В и С. Не исключено, что эти версии не восходят к единому прототипу (Полькамп). Древнейшая редакция А1 создана в Риме в конце IV в. (Полькамп), около середины V в. (Фауден), во второй половине V в. (Канелла), не позднее конца V в. (Левизон). Не исключено, что в VI в. была расширена и дополнена (Канелла).

Краткая редакция В1 относится к концу V или началу VI в. (Полькамп), ко второй половине VI века (см. Андрист). Скорее всего, создана не намного позже редакции А1, в пределах VI в. (Канелла).

Самая поздняя версия С представляет собой контаминацию версий А и В (Левизон) или независима от них (Полькамп). Создана скорее всего в IX в. (Левизон).

Древнейшие рукописи: палимпсест Klagenfurt. Perg. Hs. 48 (V в.) — фрагменты А1; Münch. Clm. 3514 (середина VIII в.) — В1, со значительными утратами. Всего около 350 рукописей.

С рубежа V и VI вв. начинается использование «Деяний Сильвестра» разными авторами. В Декрете Геласия «Деяния» названы среди полезных и православных сочинений (Decretum Gelasianum, hrsg. E. von Dobschütz (Leipzig 1912) 42-43). Около 500 г. «Деяния» использованы составителями фальшивых симмаховых документов — Constitutum Silvestri (PL 8, 829-832) и Gesta Liberii (ibid., 1389), после 530 г. — составителем ранней редакции Liber Pontificalis (LP, éd. Duchesne, t. 1 (Paris 1886) 74).