Из Библии известно, что Бог, сотворив весь мир за 6 дней, на седьмой отдыхал.

«И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал»

(Бытие 2:2)

Хотя это и не относится к теме нашей статьи, однако интересно, как выглядел мир, когда Бог отдыхал? Замер ли он на все время отдыха Божьего, как стоп-кадр? А может быть, двигался «на автомате»? Ведь все детали созданы и все связи установлены. Вода будет течь от истоков к устью весь день седьмой, и низвергаться на водопаде, и водная пыль будет подниматься к небу, и радуга запутается в каплях, а гром падающей воды будет улетать к недальним горам и возвращаться оттуда удивительным эхом. В общем, как говорил голос артиста Копеляна в культовом советском фильме, информация к размышлению.

Но Бог не только отдыхал на седьмой день, но и заповедал человеку, сотворенному по Его образу и подобию, каждый седьмой день сделать днем отдыха

«И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал»

(Бытие 2:3)

Сейчас верить в Бога стало модным, и многие этой моде поддались. Такие люди уверены, что человек отдыхает каждый седьмой день по велению Божьему. Те же, кто к изменению идеологической моды равнодушен, и в существовании Бога-творца Вселенной сомневается, более склонен объяснить существование дня отдыха в человеческом обществе причинами естественными. Кроме дневного цикла изменения работоспособности организма от минимума к максимуму и обратно, существует еще и недельный цикл, в конце которого работоспособность снижается и требуется более интенсивный отдых, чем в другие дни недели. Вполне возможно, этот недельный цикл связан с движением Луны по небосводу, ведь лунный месяц – это 4 недели. Физиологи также утверждают, что есть и месячный цикл, и подвержены этому циклу не только женщины, но и мужчины тоже. В общем, простор для исследований.

Первым кодексом, в котором седьмой день недели был определен, как день отдыха, является Библия. Соблюдение дня субботнего – это четвертая из десяти заповедей, данных Моисею на горе Синай. При этом в силу важности этой заповеди она повторяется в Библии трижды в трех разных местах.

«Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его»

(Исход 20:8-11)

«Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его, как заповедал тебе Господь, Бог твой; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему. Не делай в оный никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни раба твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец твой, который у тебя, чтобы отдохнул раб твой, и раба твоя, как и ты; и помни, что ты был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний»

(Второзаконие 5:12-15)

«Шесть дней можно делать дела, а в седьмой день суббота покоя, священное собрание; никакого дела не делайте; это суббота Господня во всех жилищах ваших».

(Левит 23:3)

Запрет на работу в седьмой день недели был абсолютный. Нельзя было делать ничего, что, так или иначе, связано с созданием чего-то нового, нельзя было зажигать огонь. Перенос предметов разрешался только в пределах ограниченной территории. Чтение, пение без сопровождения инструментов или разговор в субботний день были разрешены, а вот письмо считается работой. Ведь в процессе письма появляется новый текст.

Запрет на работу касался не только свободных членов общины, но и рабов, и даже животных.

В Древней Греции и в Древнем Риме обычая раз в неделю не работать не было. И сами напрягались, и рабов эксплуатировали. Правда, про дурацкий обычай евреев все знали. Знали также, что ни плеткой, ни бичом, ни угрозой смерти отступиться от завета собственного Бога их не заставишь. Поэтому еврейские рабы на невольничьих рынках не ценились. Тем более, что их, как правило, из рабства выкупали соотечественники. Это был еще один дурацкий еврейский обычай.

Впрочем, в 72 году н.э., после подавления восстания в Иудее, в Риме появилось 100 тысяч еврейских рабов. Их направили на важную императорскую стройку, огромный цирк, который мы сейчас за его потрясающие размеры называем Колизеем (от латинского слова «colosseus» - «громадный, колоссальный»). Казалось бы, тут нашла коса на камень. Все еврейские рабы отказались работать в субботу! И это на стройке государственного значения! Которую контролирует сам император Веспасиан! И ведь не казнишь всех, не заменишь другими! Где найти еще 100 тысяч рабов!?

Пришлось прислушаться к мнению еврейских жрецов. Оно показалось разумным – если все недельные работы будут делаться за 6 дней, то в седьмой день пусть рабы молятся своему чудному невидимому Богу. Оказалось, что после дня отдыха работы шли производительнее. В самом деле, недельный урок можно было выполнять и за 6 дней. Так в римскую жизнь вошел выходной день.

Довольно скоро в Рим пришло еще одно восточное учение, и тоже из Иудеи, которую уже благополучно переименовали в Палестину, чтобы и памяти об Иудейском восстании не осталось. Христиане с точки зрения римлян мало чем от иудеев отличались. Разве что молились какому-то своему Богу. Про этого Бога они рассказывали что-то несусветное. Мол, был он и Богом, и человеком одновременно, и был распят, как разбойник, на кресте, хотя был не разбойником, а врачом, мудрецом и чудотворцем. И что через день после казни он воскрес и вознесся на небеса. Но он еще вернется и станет царем мира.

Римляне были люди положительные, в сказки не верящие и сказок не рассказывающие. Для этого у них были умные греки, которым поручали воспитание детей и потому называли по-гречески, «педагогами».

Многие христиане, так же как иудеи, соблюдали субботу. Некоторые из них день отдыха тоже строго соблюдали, но почему-то сдвинули его на следующий день. Толкового разъяснения, почему они это сделали, никто из них не дал. О, Юпитер, этот Восток – такой странный! Что ни год, там рождается новый бог!

Шли годы. Христиан сначала гнали и уничтожали. Потом разрешили исповедовать свою странную религию. Потом многие римляне оценили грустную историю христианского бога, которую христиане называли «благой вестью», что по-гречески звучало, как «евангелие», и которую они рассказывали то так, то этак.

Спустя 250 лет, вся Римская империя, которой тогда правил император Константин I стала христианской империей. Культы языческих богов, раннее процветавшие, были отменены. А 7 марта 321 года по приказу того же Константина I воскресенье впервые официально было объявлено выходным днём.

Когда через 300 лет в Аравии возникло еще одно монотеистическое учение, ислам, в нем был унаследован от иудаизма обычай седьмой день недели не работать, а посвящать этот день Богу. Но в качестве выходного дня была выбрана пятница, день, предшествующий иудейской субботе. Почему? Потому что именно по пятницам в Мекке был базарный день. Туда съезжалось множество людей. Поэтому именно в этот день, при большом скоплении народа, пророк Мухаммад проповедовал свое учение.

Россия, хоть и позиционировала себя православной страной, но воскресенье выходным днем здесь признали очень не скоро. Только с 17-го века начинают вводить официальные запреты на работу по воскресеньям. Запрещалось по воскресеньям заставлять крепостных работать на барщине. Впрочем, иногда работа на барина занимала столько дней в неделю, что крестьянину приходилось в воскресенье работать на своем поле – иначе было не выжить. Подобный случай – по тем временам уже безобразный – был описан А.Н.Радищевым в «Путешествии из Петербурга в Москву». Окончательно воскресенье было объявлено всеобщим выходным днем довольно поздно – 14 июля 1897 года.

В 1930-е годы в СССР до отмены выходных дней не дошло. Однако была введена так называемая «непрерывка». Непрерывная рабочая неделя состояла из пяти дней. Шестой был выходным. Все рабочие дни были разделены на пять групп. Каждая группа отмечалась своим цветом: жёлтым, розовым, красным, фиолетовым, зелёным. Каждая группа имела свой выходной. Нерабочих дней стало больше, однако было это неудобно. Муж с женой (или хуже того, парень с девушкой) могли работать в разные пятидневки. И когда же встречаться?

Правда, промышленность «крутилась» непрерывно. Правда, счастья это не принесло. И даже элементарного достатка не прибавилось.

В общем, 26 июня 1940 года прежнюю неделю возвратили трудящимся. Трудящиеся облегченно вздохнули. Кто выдержал переход на зимнее время и обратно, поймет это облегчение.

Сегодня рабочая неделя в России и многих других странах регулируется трудовым законом, который устанавливает ее продолжительность. В большинстве цивилизованных стран она составляет около 40 часов в неделю.

Но так было не всегда. На территории России привычная пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями появилась только 50 лет назад.

7 марта 1967 года , Совет министров СССР и Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов приняли постановление «О переводе рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций на пятидневную рабочую неделю с двумя выходными днями».

Спустя неделю Президиум Верховного Совета СССР издал соответствующий указ.

После отмены крепостного права, положившей начало капиталистической формации в стране, крестьяне работали по найму, занимаясь всем подряд, от плетения лаптей и извоза до гончарного дела и обработки льна. Ни о каких нормах рабочего времени тогда и речи не шло. Зимой крестьяне почти не работали, летом же вставали на самой заре и работали, пока солнце не сядет. Крестьянское население было большей частью занято на полях, в рабочую пору ходили в поле и по воскресеньям — от жары пшеница могла осыпаться. Обычно же воскресенье было выходным днем, когда крестьяне посещали церковь, а затем расходились — кто по домам, кто по трактирам.

В городе ситуация была ненамного лучше. Рабочие часто были заняты на фабриках по 14-16 часов в сутки. Лишь к 1897 году был принят закон «О продолжительности и распределении рабочего времени в заведениях фабрично-заводской промышленности», устанавливающий 11,5-часовой рабочий день для мужчин и 10-часовой для женщин. Воскресенье было выходным днем. Но по особому договору можно было вводить еще и сверхурочные работы, так что на практике время работы не изменилось.

Серьезные изменения произошли после Октябрьской революции 1917 года.

Тогда Совет народных комиссаров издал декрет, в котором говорилось, что рабочее время не должно превышать 8 часов в сутки и 48 часов в неделю.

Сама же рабочая неделя осталась шестидневной.

Дальше советская власть принялась экспериментировать с рабочими часами. Сначала в 1929 году рабочую неделю сократили до 42 часов — по 7 рабочих часов в день. Потом рабочая неделя стала пятидневной — четыре рабочих дня и один выходной. Из-за этого даже пришлось выпускать специальные календари, чтобы народ не путался: с одной стороны дни шли, как принято в григорианском календаре, с другой — были разбиты на пятидневки. Все рабочие были разделены на пять групп, выходные которых в календаре были выделены отдельным цветом. Это позволяло властям организовать непрерывное производство, но было неудобно для самих рабочих — выходные дни членов семьи и знакомых не совпадали, что усложняло личную и общественную жизнь. Наркоматы и некоторые другие учреждения с 1931 года работали на шестидневке и отдыхали 6-го, 12-го, 18-го, 24-го и 30-го числа каждого месяца, а также 1 марта.

Когда началась Великая Отечественная война, то все выходные и праздничные дни, разумеется, были отменены. Люди работали семь дней в неделю, и только 5 марта 1944 года вышло постановление о предоставлении подросткам младше 16 лет еженедельного дня отдыха и отпусков.

Рабочая неделя снова вернулась к семичасовой шестидневке лишь к 1960 году.

И еще семь лет понадобилось на то, чтобы решить дать гражданам еще один выходной день.

К 1960-м годам идея 40-часовой рабочей недели была реализована и в большинстве европейских стран. Этому процессу в большой степени способствовало развитие экономики и техники, увеличение доли женщин, получающих зарплату, а не занимающихся только домашним трудом, снижение рождаемости, сократившее расходы на детей и, конечно, борьба профсоюзов и рабочих партий за улучшения условий труда — чего только стоила Морозовская стачка в 1885 году, в которой приняло участие около 8 тыс. рабочих.

В 1930 году английский экономист предсказывал, что в будущем рабочее время составит 15 часов в неделю.

К сожалению, его прогнозы пока что не оправдались — самая короткая рабочая неделя сейчас в Нидерландах, где граждане отрабатывают в среднем 29 часов за четыре рабочих дня, а оставшиеся три отдыхают. А самые трудолюбивые — японцы и корейцы, проводящие на работе до 55 часов в неделю.

Последние преобразования в законе, регулирующие время труда, были сделаны в 1991 году, когда вышел Закон РСФСР «О повышении социальных гарантий для трудящихся». Согласно ему, продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.

В 2010 году миллиардер предложил ввести 60-часовую рабочую неделю, но это вызвало резко негативную реакцию со стороны профсоюзов, а заместитель председателя комитета по труду и социальной политике назвал такие поправки антиконституционными. Позже, правда, Прохоров объяснил, что имел в виду лишь возможность человека работать дополнительно 20 часов по совместительству. Но такое предложение, по сути, позволившее бы предпринимателям не оплачивать сверхурочные, особого интереса не вызвало.

Среди архивных документов встречаются такие, на страницах которых из мельчайших деталей, событий, фактов раскрывается атмосфера целой эпохи. Так, случайно, на глаза попал любопытнейший документ – справочник «Твой выходной день: Что, Где, Когда?». Небольшая, тетрадного формата брошюрка была подготовлена Отделом технической информации и изобретательства комбината и предназначалась для тех, кто приезжал на работу в Норильск. Кстати, в 1967 году в Большой Норильск прибыло 8 900 человек. Да и сам год издания брошюры символичен – 1967-й, юбилейный год Советского государства. Именно в 1967 году у граждан нашей страны появился еще один выходной день – суббота, и эту «уйму свободного времени» по мнению авторов замечательной брошюры, надо было как-то использовать. Своей целью издание имело не просто в очередной раз напомнить новоиспеченным норильчанам, что в городе есть институт, библиотеки, театр и Дворец культуры, а убедить их в том, что «практически нет увлечения, любимого дела, которым нельзя было бы заниматься в Норильске». Далее справочник подробнейше знакомит со всеми сферами городской жизни и жизни поселков – Талнаха, Кайеркана, Медвежки.

Из справочника: «Второй выходной позволяет больше времени уделять не только отдыху, но и в первую очередь, учебе».

Молодежь, без среднего образования, приглашали в школы рабочей молодежи, где занятия проходили по гибкому расписанию, чтобы не пропускать уроки из-за рабочих смен. В заочной средней школе на Севастопольской, 7 начать обучение можно было с любого месяца, и даже по индивидуальному плану самостоятельных занятий. На Южной, 7 ждал своих студентов Норильский вечерний техникум.

Желающих получить высшее образование, в том числе без отрыва от основной работы на производстве справочник приглашает в Норильский индустриальный институт. Заочный факультет института в 1967 году вел подготовку первых трех курсов для механиков, строителей, энергетиков и горняков, которые имели право перевода на четвертый курс заочного отделения других вузов страны. Наличие в заполярном городе крупного учебного центра во много облегчало учебу сотням норильчанам-заочникам иногородних вузов и техникумов. По согласованию со своими учебными заведениями они могли сдавать экзамены по многим предметам прямо в Норильске.

Те, кто уже имел законченное среднее или высшее образование приглашались стать слушателями Университета марксизма-ленинизма при Доме политпросвещения (в 1967 году он находился на Ленинском проспекте, 2) или в народных университетах общества «Знание»: международных отношений, правовых знаний, литературы и искусства, здоровья, физвоспитания и будущего воина.

В учебном комбинате на улице Горной, 21 по направлению от предприятия молодые рабочие могли получить дополнительную специальность или повысить свою квалификацию.

В школу ДОСААФ приглашали получить права шоферов любого класса, мотоциклистов, обучали в радиошколе, и даже готовили аквалангистов-подводников и водолазов.

Норильчанкам «на всякий случай» справочник напоминает, где в городе работают курсы кройки и шитья и кружки вязания. Курсы работали по гибкому расписанию, можно было прийти в группу, начинающую занятия в 9 часов утра.

А чем же заняться после учебы? Глава «Твой отдых» предлагает массу занятий. Советский человек – это человек читающий, поэтому в городе работают техническая, центральная городская (создана в 1964 г.) и профсоюзная библиотеки, филиалы которых ждут читателей на заводах, а также в крупных норильских общежитиях.

Из справочника: «Книга – лучший друг, она помогает стать образованным человеком, всегда находиться в курсе общественно-политической и культурной жизни страны. Город Норильск - один из передовых в крае, да и в стране по книжным запасам. Не проходи мимо них!»

Спрашивая у норильчанина (или норильчанки) «А как обстоят дела с твоей личной библиотекой?» наш справочник советует им посетить в крупные книжные магазины, работающие в городе на Ленинском проспекте 7 и 29, которые в апреле 1969 года получат свои названия «Дом книги» и «Мысль». Читателям было из чего выбрать: естественнонаучная, художественная, научно-популярная, техническая литература, учебники. Работал букинистический отдел.

Из справочника: «В выходной день всегда приятно прочитать свежую газету. Не только центральную, доставленную за тысячи километров самолетом, но и свою, местную. А знаешь ли ты, сколько газет издается в Норильске?».

В 1967 году можно было подписаться на «Заполярную правду», «Норильский строитель», «Огни Талнаха», «Горняк», «Советский Таймыр».

В декабре 1958 года начал вещание телецентр и вышла в эфир первая передача Норильской студии телевидения.

Из справочника: «Регулярно ли ты сморишь передачи студии? Здесь можно узнать много полезного для себя, если не ограничиться только просмотром фильмов. Телестудия систематически проводит передачи на разные темы. Тут цикл «В эфире - «Ровесник», клуб «Прометей» о проблемах молодежи. Здесь и передачи об истории Норильска, лекции о воспитании детей... Систематизировать время у телевизора тебе поможет еженедельная телевизионная программа. Заранее просмотри ее, выбери интересующие тебя передачи, правильно спланируй свой вечер, свой выходной день».

В 1967 году городе работало два кинотеатра – имени В.И.Ленина и «Родина». Несмотря на то, что в каждом было по два зала, билет в кино достать было сложно, ведь просмотр фильмов на большом экране оставался самым популярным видом отдыха норильчан. В 1967 году прибыль норильской киносети достигла по итогам года цифры в миллион рублей!

Каждый вечер в 19-30 начинались спектакли Норильского драматического театра. На сцене – В.Лукьянов, Л.Меерсон, Л.Щеголев, И.Бернадская… Среди премьер 1967 года современные пьесы «Шестое июля» - Шатрова; «Баня» - Маяковского; «Истина» - Шейнина; «Дом, в котором мы родились» - Когоута; «Сколько лет, сколько зим» - Пановой. Билеты на спектакли могли быть доставлены прямо на работу или домой.

Из справочника: «69-я параллель… Не тебе объяснять, каков здесь климат. Но Норильск можно смело назвать городом спортсменов. Соревнования спартакиады комбината, посвященной пятидесятилетию Октября, проводятся по 28 видам спорта! Так что, если хочешь быть здоровым, готовь рюкзак. Приходи на секции в Дом физкультуры. Не забудь купить абонемент в плавательный бассейн. В нашем городе тебе помогут стать хорошим спортсменом».

Группы здоровья в Доме физкультуры можно было посещать с 7 до 9 утра перед работой. Всех желающих справочник приглашает в многочисленные секции и кружки по более чем десяти видам спорта.

Из справочника: «Норильчанин! Если ты еще не видел Ламу, используй первую представившуюся возможность».

Для любителей активного отдыха на природе справочник предлагает посещение лыжной базы, туристских баз в окрестностях города, поездки на озеро Ламу. Попасть в живописное место можно было, купив путевку на выходные (стоила она 20 рублей) или получив ее на своем предприятии.

Ну а те, кто обладал творческими способностями, тоже не были забыты.

Из справочника: «Если ты любишь собирать марки, или хочешь научиться писать, если любишь танцевать и мечтаешь по-настоящему этому научиться – никогда не поздно проверить, есть ли у тебя талант. Никогда не поздно заняться любимым делом. В Норильске для этого – неограниченные возможности».

В 1965 году распахнул свои двери Дворец культуры комбината, где занимались творческие коллективы Народного театра музкомедии, академического хора и хора русской песни, хореографические группы, эстрадный оркестр. Можно было попробовать себя в таких оригинальных жанрах как мастерство художественного слова, эстрадной миниатюре и цирковом искусстве. На улице Октябрьская, 7 ждал посетителей Дом культуры шахтеров.

Каждую весну проводились вступительные экзамены в вечернюю музыкальную школу, где уже взрослые люди в течение пяти лет обучались игре на музыкальных инструментах. Справочник предупреждает – конкурс при поступлении большой.

Из справочника: «В выходной день, так или иначе, тебе придется заниматься хозяйственными делами. В этой главе ты найдешь сведения, которые помогут тебе лучше спланировать день, меньше потратить времени на приготовление обеда, уборку квартиры, посещение магазинов».

Многие норильские магазины к 1967 году получили названия – «Дом обуви», «Ярославна», «Святослав», «Космос», «Галантерея-косметика», «Северянка», «Ткани», «Посуда», «Трикотаж». Работали они с 11 до 19 часов, за исключением главного универмага «Талнах» и детского магазина «Северок», которые закрывались в 21 час. Воскресенье был общим выходным днем.

В 1960-е получила свое оформление знаменитая система норильского общепита. В справочнике приведен список и время работы домовых кухонь, кафе и ресторанов, где можно было не только пообедать днем по ценам столовых, но и позавтракать, так как открывались некоторые из них (например, «Горняк») в 7 часов утра. В 1967 году «Лама», «Горняк» получили статус ресторанов первой наценочной категории, но в справочнике они еще – кафе.

Услуги Норильского горбыткомбината занимают добрые две страницы. Это ателье, пошивочные, бюро добрых услуг, прокатные пункты, бани и прачечные. Мастерские предоставляли любые виды услуг, от ремонта часов до замены подкладки в бумажниках.

Последняя страничка брошюры «Для заметок» в нашем замечательном справочнике пуста, но хочется думать, что кому-то из тех, кто начинал свою жизнь и судьбу в заполярном городе, он все-таки очень пригодился.

29 октября (11 ноября) 1917 г. декретом Совета народных комиссаров (СНК) в России был установлен 8-часовой рабочий день (вместо 9-10 часового, как это было ранее) и введена 48-часовая рабочая неделя с шестью рабочими и одним выходным днем. На особо вредных для здоровья работах предусматривалось сокращенное рабочее время. 9 декабря 1918 г. был принят Кодекс законов о труде РСФСР, закрепивший эти положения.
С 2 января 1929 г. по 1 октября 1933 г., в соответствии с постановлением Центрального исполнительного комитета и СНК, был осуществлен постепенный переход на 7-часовой рабочий день. Рабочая неделя составляла 42 часа.
26 августа 1929 г. постановлением СНК СССР "О переходе на непрерывное производство в предприятиях и учреждениях Союза ССР" был введен новый табельный календарь, в котором неделя состояла из пяти дней: четыре рабочих дня по 7 часов, пятый - выходной.
В ноябре 1931 г. СНК СССР принял постановление, в котором разрешил наркоматам и другим учреждениям переходить к шестидневной календарной неделе, в которой 6, 12, 18, 24 и 30 число каждого месяца, а также 1 марта были нерабочими.
27 июня 1940 г. вступил в силу указ Президиума Верховного Совета СССР о переходе на 8-часовой рабочий день с "обычной" рабочей неделей по григорианскому календарю (6 рабочих дней, воскресенье - выходной). Рабочая неделя составляла 48 часов.
26 июня 1941 г. Президиум Верховного Совета СССР издал указ "О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время", в соответствии с которым вводились обязательные сверхурочные работы от 1 до 3 часов в день и отменялись отпуска. Эти меры военного времени были отменены указом Президиума Верховного Совета СССР 30 июня 1945 г.
По окончании послевоенного восстановительного периода в 1956-1960 гг. рабочий день в СССР постепенно (по отраслям народного хозяйства) был вновь сокращен до 7 часов при шестидневной рабочей неделе (воскресенье - выходной), а рабочая неделя - до 42 часов.
На XXIII съезде КПСС (29 марта - 8 апреля 1966 г.) было принято решение о переходе на пятидневную рабочую неделю с двумя выходными дням (суббота и воскресенье). В марте 1967 г. рядом указов и постановлений Президиума Верховного Совета и ЦК КПСС в СССР введена стандартная "пятидневка" с 8-часовым рабочим днем. В общеобразовательных школах, высших и средних специальных учебных заведениях сохранилась шестидневная рабочая неделя с 7-часовым рабочим днем. Таким образом, рабочая неделя не превышала 42 часа.
9 декабря 1971 г. Верховный Совет РСФСР принял новый Кодекс законов о труде (КЗОТ), согласно которому продолжительность рабочего времени не могла превышать 41 час. Принятая 7 октября 1977 г. Конституция СССР (статья 41) узаконила эту норму.
В России закон от 19 апреля 1991 г. "О повышении социальных гарантий для трудящихся" сократил продолжительность рабочего времени до 40 часов в неделю. 25 сентября 1992 г. эта норма была закреплена в КЗОТ РФ. В таком виде рабочая неделя существует в России до сих пор.

…Вероятно, начать следовало бы с того, что в этом году именно сегодня открывается Масленица!.. А заодно и спросить: не пора ли и эту славную неделю сделать по-настоящему праздничной - то есть выходной?.. Нет?.. Тогда идём в прошлое…

…7 марта 321 года Константин Великий распорядился считать воскресенье выходным днём - как мы помним, именно этот император восемью годами раньше узаконил христианство… Как будто, эти события связаны между собой - но на самом деле эдикт породил некую путаницу, насчёт которой спустя девять веков Фома Аквинский выскажется так: «В новом законе соблюдение дня Господня заняло место соблюдения субботы не по заповеди, но по церковному установлению и принятому у христиан обычаю»… Так или иначе - по современному евростандарту воскресенье считается последним днём недели; а в Израиле, США и Канаде - наоборот, первым. Ещё, согласно наблюдениям учёных, в месяце, который начинается с воскресенья, обязательно случается Пятница, 13-е...

…Надо сказать, веротерпимый Константин был последователен - и никаких запретов на трудовую деятельность не ввёл, ограничившись закрытием на воскресенье рынков и присутственных мест. (Кстати, у римлян неделя когда-то была восьмидневной - «семидневку» они по неясным причинам позаимствовали у завоеванных восточных народов). Таким образом, изначально выходной распространялся исключительно на госслужбу - потому событие прошло относительно незамеченным…

…И оставалось таковым на протяжении многих столетий - невзирая на разные ограничения «местного характера»… даже в суровой викторианской Англии конца XIX века работать в этот день было, вроде бы, запрещено - но с рядом исключений. Российский «Ремесленный устав» примерно тех же времён тоже гласит: «…ремесленных дней в неделе шесть; в день же воскресный и дни двунадесятых праздников ремесленники не должны работать без необходимой нужды». Тем не менее, воскресенье станет у нас официальным выходным днём только в 1897-м! (Одновременно будет узаконен 11,5-часовой рабочий день… впрочем, по тем суровым временам это было большим послаблением).

Закон о выходном приживался на Руси долго и туго… а в деревне - по понятным причинам! - и вообще никак. (Возможно, из-за названия; в остальных славянских языках этот день называется просто «неделя» - то есть, можно ничего не делать… почему наш трудолюбивый народ прозвал так всю семидневку - загадка! Как известно, в большинстве германских языков воскресенье называется «днём солнца»).

Бескомпромиссные большевики поначалу хотели от воскресенья избавиться… В 1930-м они ввели четырёхдневку с пятым выходным днём - причём, его можно было выбирать самостоятельно; через год - такую же шестидневку. Наконец, в 1940-м, плюнули на эксперименты - и вернули воскресенье с семидневной неделей на законные места. А ещё через двадцать семь лет расщедрились - и добавили к выходным субботу…

…По совпадению, это произошло именно 7 марта - в 1967 году вышло постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС «О переводе рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций на пятидневную рабочую неделю с двумя выходными днями». Так, спустя полтора с лишним тысячелетия, был существенно дополнен эдикт императора Константина…

PS: В наши дни почтеннейшая публика всё больше работает, как получится - но, справедливости ради, тёплые чувства к воскресенью у большинства остались… Впрочем, это - совсем другая история.