Слайд 2

Диспе́рсиясве́та (разложение света) - это явление, обусловленное зависимостью абсолютного показателя преломления вещества от частоты (или длины волны) света (частотная дисперсия), или, то же самое, зависимость фазовой скорости света в веществе от длины волны (или частоты). Экспериментально открыта Ньютоном около 1672 года, хотя теоретически достаточно хорошо объяснена значительно позднее.

Слайд 3

Один из самых наглядных примеров дисперсии - разложение белого света при прохождении его через призму (опыт Ньютона).

Слайд 4

Сущностью явления дисперсии является неодинаковая скорость распространения лучей света c различной длиной волны в прозрачном веществе - оптической среде (тогда как в вакууме скорость света всегда одинакова, независимо от длины волны и следовательно цвета). Обычно чем больше частота волны, тем больше показатель преломления среды и меньше ее скорость света в ней: -у красного цвета максимальная скорость в среде и минимальная степень преломления, -у фиолетового цвета минимальная скорость света в среде и максимальная степень преломления.

Слайд 5

Все хотя бы один раз в жизни наблюдали радугу на небе. Однако почему мы различаем цвета? Почему траву мы видим зеленой, небо голубым, снег белым, а землю черной?

Слайд 6

Для того, чтобы увидеть свет, нужны две вещи: 1. источник света, то есть свет + освещенный им объект 2. приемник света (то есть излучения) - глаз.

Слайд 7

За цветовое яркостное восприятие человеческого глаза отвечают два различных типа нервных клеток (рецепторов), называемых соответственно колбочками и палочками, Палочки "отвечают" за черно-белое зрение. Благодаря им глаз может распознавать предметы в условиях плохой освещенности. Колбочки предназначены для распознавания цветовой информации. При нормальном освещении мы воспринимаем цвет исключительно с помощью трех разновидностей "колбочек”, каждая из которых чувствительна к определенному диапазону видимого спектра.

Слайд 8

Полученная с помощью зрительных рецепторов информация поступает в виде сигналов в мозг, который определяет, в каких соотношениях: возбуждены рецепторы, создавая на базе этого цветовое восприятие.

Слайд 9

Слайд 10

Вероятно, многие из вас задавали в детстве такой вопрос: "Почему у кошки светятся глаза в темноте?" Теперь вы, наверное, уже догадались - так "колбочки" глаза кошки отражают в сумерках падающий на них свет.

Слайд 11

С физической точки зрения то, что мы воспринимаем как свет, является набором электромагнитных волн определенных частот, различаемых человеческим глазом. Весь видимый диапазон излучения (белый, дневной свет) можно разделить на семь участков. каждому из которых соответствует свой цвет. Все вместе они образуют так называемый спектр, который нам время от времени удается наблюдать в виде радуги.

Слайд 12

Обычный солнечный свет рассеивается на мельчайших капельках воды, оставшихся после дождя в воздухе. И в результате мы видим радугу. Когда из воздуха после дождя исчезнут капли воды, все семь цветов радуги снова сольются в один белый дневной свет.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Дисперсия света.

Опыт Ньютона по дисперсии света Ньютон направил на призму световой пучок малого поперечного сечения. Пучок солнечного света проходил в затемнённую комнату через маленькое отверстие в ставне.

Падая на стеклянную призму, световой пучок преломлялся и давал на противоположной стене изображение с радужным чередованием цветов. Ньютон выделил семь цветов: Фиолетовый Синий Голубой Зелёный Жёлтый Оранжевый Красный Саму радужную полоску он назвал спектром. Опыт Ньютона по дисперсии света

Цвет зависит от физических характеристик световой волны: частоты колебаний или длины волны. Наибольшую длину волны имеет красный свет, наименьшую- фиолетовый. Опыт Ньютона по дисперсии света

Зависимость показателя преломления света от частоты колебаний (или длины волны) называется дисперсией. Ньютон сделал важный вывод: «Световые пучки, отличающиеся по цвету, отличаются по степени преломляемости». Опыт Ньютона по дисперсии света

Показатель преломления определятся формулой: n=c/ υ где с = 300 000 км/с – скорость света в вакууме u – скорость сета в среде Если свет разного цвета преломляется по- разному, значит скорость монохроматических волн в веществе различна. Показатель преломления для красного света в стекле равен 1,64, а для фиолетового 1,68. Дисперсия и показатель преломления

Спектроскоп и спектрограф О – окуляр ЗТ – зрительная труба П – призма К – коллиматор Щ – раздвижная щель

Спектральный анализ Спектры испускания: 1 – сплошной; 2 – натрия; 3 – водорода; 4 – гелия. Спектры поглощения: 5 – солнечный; 6 – натрия; 7 – водорода; 8 – гелия.

Ссылки на иллюстрации: http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=67146028-45-72 . http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=46045339-28-72 . http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=289692535-28-72 . http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=344390577-21-72 . http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=496547705-61-72 . http://de.trinixy.ru/pics4/20110525/podb/12/amazing_nature_pics_17.jpg ; http://yro.narod.ru/bibliotheca/Icons/Ikoni/raduga.jpg ; http://www.eaas.co.uk/images/atmospheric_optics/rainbow.jpg ; http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=945671994-10-72 ; http://www.olympusmicro.com/primer/images/diffraction/rainbow.jpg . http://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=139297492-17-72 ; http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=191916602-12-72 . http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=337964418-03-72 .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - презентация "Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации"

В результате изучения данного материала учащиеся должны знать определение понятий "электролиты", "неэлектролиты"....

Презентация к уроку по физике для обучающихся 9 класса "Свет. Прямолинейное распространение света".

Презентацию к уроку физике по теме "Свет. Прямолинейное распространение света" можно использовать при изучении главы "Оптические явления" в основной школе (9 класс). ...

Интерактивная презентация к уроку "Источники света. Распространение света" 8 класс, содержит небольшой тест....

Представления о при­чинах возникновения цветов до Ньютона.

Описанный опыт является, по сути дела, древним. Уже в I в. н. э. было известно, что большие монокристаллы (шестиугольные призмы, изготовленные самой приро­дой) обладают свойством разлагать свет на цвета. Первые исследования дисперсии света в опытах со стеклянной треугольной призмой выполнил англича­нин Хариот (1560-1621). Независимо от него анало­гичные опыты проделал известный чешский естество­испытатель Марци (1595 - 1667), который установил, что каждому цвету соответствует свой угол прелом­ления. Однако до Ньютона подобные наблюдения не подвергались достаточно серьезному анализу, а де­лавшиеся на их основе выводы не перепроверялись дополнительными экспериментами. В результате в науке тех времен долго господствовали представления, неправильно объяснявшие возникновение цветов. Говоря об этих представлениях, следует начать с теории цветов Аристотеля (IV в. до н. э.). Аристо­тель утверждал, что различие в цвете определяется различием в количестве темноты, «примешиваемой» к солнечному (белому) свету. Фиолетовый цвет, по Аристотелю, возникает при наибольшем добавлении темноты к свету, а красный - при наименьшем. Та­ким образом, цвета радуги - это сложные цвета, а основным является белый свет. Интересно, что появ­ление стеклянных призм и первые опыты по наблю­дению разложения света призмами не породили со­мнений в правильности аристотелевой теории возникновения цветов. И Хариот, и Марци оставались по­следователями этой теории. Этому не следует удив­ляться, так как на первый взгляд разложение света призмой на различные цвета, казалось бы, подтверж­дало представления о возникновении цвета в резуль­тате смешения света и темноты. Радужная полоска возникает как раз на переходе от теневой полосы к освещенной, т. е. на границе темноты и белого света. Из того факта, что фиолетовый луч проходит внутри призмы наибольший путь по сравнению с другими цветными лучами, не­мудрено сделать вывод, что фиолетовый цвет возни­кает при наибольшей утрате белым светом своей «белизны» при прохождении через призму. Иначе го­воря, на наибольшем пути происходит и наибольшее примешивание темноты к белому свету. Ложность подобных выводов нетрудно было дока­зать, поставив соответствующие опыты с теми же призмами. Однако до Ньютона никто этого не сде­лал.

1 из 28

Презентация - Дисперсия света

Текст этой презентации

Урок физики в 11 (8) классе

Дисперсия света

АННОТАЦИЯ:
Презентация позволяет провести урок по теме: «Дисперсия света» Презентация предназначена для активизации познавательной активности уч-ся. развития мышления, инициативы в приобретении знаний, развития интереса к изучению физики. Компьютерная поддержка урока может быть использована с целью обогащения его содержания. Использованные ИТК: работа с текстом, рисунками, поиск иллюстративного материала в Интернет, сканирование. Презентация состоит из 20 слайдов, объём памяти 2,11КБ

Цели:
1 Познакомиться с понятием дисперсия света, изучить волновые свойства света; 2 Объяснить явление радуга на основе физических представлений; 3 Выяснить, что такое цвет.

Эпиграф
Как неожиданно и ярко На влажной неба синеве Воздушная воздвиглась арка В своём минутном торжестве! Один конец в леса вонзила, Другим за облака ушла- Она полнеба обхватила И в высоте изнемогла. Ф.И.Тютчев

Знакомство с явлением
300 лет тому назад английс-кий физик Исаак Ньютон, изучая явление преломления света, проходящего через стеклянную призму, открыл удивительное явление. Пучок солнечного света, падая на призму, преломляется, и на противоположной стене появляется разноцветная полоска света, которая называется СПЕКТРОМ. Таким образом белый свет – это «чудесная смесь цветов».

7 ЦВЕТОВ ДИСПЕРСИОННОГО СПЕКТРА:
1 КРАСНЫЙ 2 ОРАНЖЕВЫЙ 3 ЖЁЛТЫЙ 4 ЗЕЛЁНЫЙ 5 ГОЛУБОЙ 6 СИНИЙ 7 ФИОЛЕТОВЫЙ
Цвета спектра

Это интересно …
Почему в спектре белого света выделяют только 7 цветов? Аристотель, например, указывал всего три цвета: красный, зелёный, фиолетовый. Ньютон вначале выделил пять цветов, а позднее - десять. Однако впоследствии он остановился на семи цветах. Выбор объясняется, скорее всего, тем, что число «семь» считалось магическим (семь чудес света, семь дней недели и т. д.)

Физический словарик
Спектр – от латинского слова spectrum – видимое, видение. Дисперсия – от латинского слова dispersus – рассеянный, рассыпанный. Хроматизм – от греческого слова, обозначающего цвет. Инверсия – от латинского слова inversio –переворачивание, перемещение.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ Дисперсия света -зависимость показателя преломления вещества от длины волны (частоты) света.Явление открыто Исааком Ньютоном (1643-1727) в 1666 году
В стекле скорость волны фиолетового цвета меньше скорости красного, и поэтому он, проходя сквозь призму, преломляется сильнее.

Р А Д У Г А
Иногда, когда после сильного ливня вновь проглядывает солнце, можно увидеть радугу. Это происходит потому, что воздух насыщен мельчайшей водяной пылью. Каждая капля воды в воздухе выполняет роль крохотной призмы, дробящей свет на разные цвета.

Радуга- это частный случай КАУСТИКИ, игры света. Чтобы её увидеть, надо после дождя встать спиной к солнцу. Разноцветная дуга обычно находится от наблюдателя на расстоянии 1-2 км, а иногда её можно наблюдать на расстоянии 2-3 м на фоне водяных капель, образованных фонтанами или распылителями воды.

Центр радуги находится на продолжении прямой, соединяющей Солнце и глаз наблюдателя- на противо-солнечной линии. Угол между направлением на главную радугу и противосолнечной линией составляет 41-42 градуса.

Как образуется радуга?
Радуга появляется в результате отражения света от внутренней поверхности капли дождя и двукратного преломления – при входе в каплю и выходе из неё. Впервые теория радуги была дана в 1637 году Рене Декартом.

Вид дуги, яркость цветов, ширина полос зависят от размеров капелек воды и их количества. Большие капли создают более узкую радугу, с резко выделяющимися цветами, малые – дугу расплывчатую, блеклую и даже белую. Вот почему яркая узкая радуга видна летом после грозового дождя, во время которого падают крупные капли

Почему иногда мы видим вторую радугу?
Причина второй радуги, как и первой, заключается в преломлении и отражении света в капельках воды. Однако перед тем, как превратиться во «вторую радугу», лучи солнечного света успевают два раза, а не один, отразится от внутренней поверхности каждой капельки.

Обратите внимание на то, что последовательность цветов во «второй радуге» ОБРАТНА той, которая видна в «основной». Яркость «второй радуги» меньше первой из-за того, что оба внутренних отражения не являются полными и часть света выходит из капли.

Почему радуга круглая?
Дело в том, что каждая капелька дождя имеет приблизительно сферическую форму, и падающий на неё параллельный пучок солнечного света превращается в результате преломления и внутреннего отражения в разноцветную окружность.

В глаз наблюдателя, как в вершину кругового конуса с углом при вершине 42 градуса, собираются лучи, расходящиеся от множества капелек и образующие окружность того же углового размера. Если «глаз» перемещается, перемещается и вся радужная картина – в каждом конкретном месте её образуется своя совокупность капелек.

Дисперсия света

Психологическое воздействие света.
Исследования психологов в середине ХХ в. показали, что каждый цвет обладает совершенно определён-ным психофизическим воздействием, не зависящим от индивидуальных особенностей человека. Различия наступают на уровне психологической реакции каждого человека на тот или иной цвет. Красный. Способствует лечению всех вирусных заболеваний., стимулирует иммунитет. Укрепляет память, придаёт бодростью энергию всему телу, увеличивает силу мышц. Оранжевый. Повышает уровень нейроэндокринной Регуляции, действует омолаживающе на весь организм. Жёлтый. Производит очищающее воздействие на весь организм. Возбуждает аппетит. Это физиологически оптимальный цвет, он тонизирует нервную систему, стимулирует зрение.

Психологическое воздействие света.(продолжение)
Зелёный. Нормализует сердечную деятельность, успокаивает центральную нервную систему. Это цвет расслабления, снятия нервного напряжения. Голубой. Способствует нормализации артериального давления, сердечной деятельности. Используется при лечении заболеваний глаз и печени. Синий. Необычайно благотворно воздействует на всю эндокринную систему. Лечит заболевания лёгких и глаз. Фиолетовый. Оказывает успокоительное действие на нервную систему. Позитивно влияет на сосудистую систему.

ИГРА «Найди свой цвет»
КРАСНЫЙ 1 А И С Ъ ОРАНЖЕВЫЙ 2 Б Й Т Ы ЖЁЛТЫЙ 3 В К У Ь ЗЕЛЁНЫЙ 4 Г Л Ф Э ГОЛУБОЙ 5 Д М Х Ю СИНИЙ 6 Е Н Ц Я ФИОЛЕТОВЫЙ 7 Ё О Ч РОЗОВЫЙ 8 Ж П Ш ЗОЛОТОЙ 9 З Р Щ Напишите своё имя (фамилию, прозвище, уменьшительное имя и т. д.), проставьте соответствующие цифры и просуммируйте их. Если получилось число больше 10, сложите его цифры и продолжайте действия с получающимися числами, пока сумма не получится меньше 10. Аналогично, для определения цвета даты рождения суммируйте цифры составляющих её чисел. ПОПРОБУЙТЕ ПРИВЕСТИ В СООТВЕТСТВИЕ ОБА СВОИХ ЦВЕТА.

ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ,ЗАГАДКИ
Высокая и крутая радуга -к вёдру, пологая и низкая -к ненастью. Радуга – дуга, перебей дождя. Раскинулся мост на семь сёл, на семь вёрст. На улице рубашка, в избе рукава. Крашенное коромысло через реку повисло. Сквозь окно тянется красное полотно. Взглянешь – заплачешь, а краше его нет на свете. Отыщите пословицы и поговорки, связанные с изученными явлениями.

Ответьте на вопросы:
1 Почему белый свет при прохождении через стеклянную призму способен разлагаться в спектр? 2 Кем было открыто явление дисперсии? 3 Что такое дисперсия? 4 Как объяснить многообразие видимых человеком красок в природе? 5 Чем разные цвета отличаются друг от друга? 6 Что такое радуга? 7 Почему небо мы видим синим, а зори -красными?

Следствия
Белый свет – набор волн разных частот.
Вещество избирательно поглощает световые волны разных частот.
Попадая в глаз человека, световые волны разных частот оказывают различное действие на сетчатку глаза.
Каждый цвет имеет свою частоту волны.

«АРОМАТ СОЛНЦА»Запах солнца? Что за вздор!Нет, не вздор.
В солнце звуки и мечты, Ароматы и цветы, Все слились в согласный хор, Все сплелись в один узор. Солнце пахнет травами, Свежими купавами, Пробуждённую весной И смолистою сосной, Нежно – светлотканными, Ландашами пьяными, Что победно расцвели В остром запахе земли.
Солнце светит звонами, Листьями зелёными, Дышит вешним пеньем птиц, Дышит смехом юных лиц. Так и молви всем слепцам: Будет вам! Не узреть вам райских врат, Есть у солнца аромат, Сладко внятный только нам, Зримый птицам и цветам! К.Бальмонт

Литература:
1 «Первое сентября. Физика»,№33/03;11/04;3/06;6/06; 2 С.В.Зверева « В мире солнечного света»;Л.:Гидрометеоиздат,1988 3 В.Л.Булат « Оптические явления в природе»;М.;Просвещение,1985 4 Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев « Физика.11 класс»,М.;Просвещение,2006-2007 5 А.И.Сёмке «Физика. Занимательные материалы к урокам»;М.;НЦ ЭНАС,2006

Зебра и радугачем-то похожи:Зебра - в полосочку, радуга - тоже.Будет пусть жизнь полосатою зеброй,Но не двухцветной, а разноцветной!Пусть бyдeт много зеленого цвета,Зеленый - надежда и тёплое лето,Солнышком ярким пусть жёлтый сияет,Красный - любовью жизнь озаряет.Синий – поднимет над суетой.Он будет светлой и доброй мечтой!Желаю такого Тебе разноцветья,Счастья большого и долголетья!

Код для вставки видеоплеера презентации на свой сайт: